Реферат по предмету "Культура и искусство"


Керамика один из видов народных художественных промыслов

РЯЗАНСКИЙЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
МОСКОВСКОГОГОСУДАРСТВЕННОГОУНИВЕРСИТЕТАКУЛЬТУРЫ ИИСКУССТВ
Кафедра: Социально-культурнаядеятельность
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО КУРСУ:«Народноехудожественноетворчество»

СтуденткиIVкурса группы1817
ОРЛОВОЙСВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Рязань –2001 г.
Тема:«Керамика – одиниз видов народныххудожественныхпромыслов»

Содержание.

Введение.Керамика как вид народных художественных промыслов.
1.1. Гжель.
1.2. Скопин.
Дымковская игрушка.
Заключение.
Библиография.

Введение.
Народныехудожественныепромыслы занимаютвидное местов отечественномдекоративно-прикладномискусстве.Искусствонародныххудожественныхпромысловпредстает переднами как сложное, богатое подекоративнымвозможностям, глубокое поидейно-образномусодержаниюявление современнойкультуры.
Во многихрайонах нашейстраны сохранилосьтрадиционное, основанноена ручном трудеи пришедшееот дедов и прадедовнародноедекоративно-прикладноеискусство инародныехудожественныепромыслы.
Происхождениенародных промысловразлично. Одниберут своеначало в крестьянскомбытовом искусстве, связанном снатуральнымхозяйствоми изготовлениемкак повседневных, обиходных, таки праздничныхнарядных бытовыхпредметов длясебя и своейсемьи. Так, например, ручное узорноеткачество, вышивка, которымивладели с детскихлет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешникии т.д., стали основойдля сформировавшихсявпоследствиимногих оригинальныхткацких и вышивальныхпромыслов.Другие промыслыпроисходятот деревенскихремесел. Например, многие видыгончарства, плотницкаярезьба, набойкана тканях издавнабыли областьюдеятельностиместныхмастеров-ремесленников.С течениемвремени, распространяясьв отдельныхцентрах, а нередкоохватывая целыерайоны, онипревращалисьв промыслы.Некоторымпромыслампредшествовали«светелки»- работа в помещичьихмастерских(например, мстерскаябелая гладь).Иные родилисьиз городскогоремесла. Например, холмогорскаярезьба по костиили великоустюжскоечерневое серебросвязаны с искусствомгородскихремесленников, с привилегированнымзаказчиком, чей вкус влиялна содержаниеи характерназначенияизделий.
Древнерусскаяиконопись, европейскаястанковаяживопись играфика сталиосновой искусстварусской лаковойминиатюры.Каждому творческомуколлективуоказалось подсилу создатьсвою художественнуюсистему, свойобразный язык, свою школумастерства, которые приобрелизначение традиции.
О русскомнародном искусстве, включая и промыслы, существуетдовольно обширнаялитература, посвященнаякак общим вопросам, так и отдельнымчастным проблемамих развития.Произведенияискусстванародныххудожественныхпромысловсобираютсямузеями.
В нашей работемы остановимсяна одном извидов народныххудожественныхпромыслов –керамике.

КЕРАМИКА КАК ВИД НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ.
Гончарноеремесло известнов России снезапамятныхвремен. Глинабыла повсеместнораспространеннымподручнымматериалом, богатые пластическиеи художественныевозможностикоторого привлекалик нему человекаеще в древнейшиевремена. Глинаочень легкоподдаетсяобработке: изнее можно вылепитьвсе что угодно.А с открытиемобжига глиняныеизделия, преждевсего глинянаяпосуда и утварь, стали самыминеобходимымии самыми практичнымив быту древнегочеловека. Археологинаходят в древнихславянскихкурганах бесчисленноемножествочерепков глинянойпосуды.
Ранее другихсуществовалалепная керамика, т.е. глиняныеизделия, вылепленныеруками, безкаких-либоспециальныхприспособлений.Такая лепнаякерамика сохраниласьу некоторыхнародов донаших дней.Рядом с сосудамисуществовалибесчисленныелепные фигуркиживотных, птици людей. В нихярко отразилисьдревние верования, суеверия, приметы; часто в глиняныхфигурках виделидухов-охранителейчеловека, егожилища, скота, посевов.
На протяжениистолетий онипревратилисьв глиняныелепные игрушки, и в этом видесуществуюти продолжаютизготовлятсяв наши дни.
Примернов IX-Xвв. в Россиипоявился гончарныйкруг – простейшийстанок илискорее приспособление, приводившеесяпервоначальнов движениерукой, позженогой. Изобретениегончарногокруга – важнейшийэтап в развитиипроизводственнойдеятельности, а вместе с темтехническихи художественныхспособностейлюдей. Гончарныйкруг упростил, ускорил изготовлениеглиняной посудыи утвари, вместес тем работамастера-гончаране утратиласвоей индивидуальности, а его сосуды– своей рукотворности, так как и приналичии гончарногокруга основноебыло в рукахгончара, и вего мастерстве, и в его воображении.
Хотя глиняныесосуды обычноне имели такогоконкретногообраза, какфигурки, нокосвенно ониотождествлялисьгончарами сживой природойи даже с человеком.Об этом свидетельствуетназвания частейкерамическогососуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
Простейшийорнамент наглиняной посудев виде ямок, вмятин возникв незапамятныевремена, возможно, как техническийприем уплотнениячерепка длядостижениялучшего егообжига, еще допоявленияспециальныхпечей. Древниеразвитые культурыславян ужеимели целуюсистему изображенийна сосудах, содержаниекоторых раскрываетпредставлениялюдей о миреи природе, связанос трудом земледельца.Волнистыелинии, например,- знак воды, прямыелинии условноизображализемлю и т.д. Накерамике новоговремени нарядусо множествомпозднейшихмотивов сохраняютсяи старинные, но в ином, собственнодекоративномзначении.
Одним изстарейшихприемов украшенияпосуды являетсялощение. Этоблестящиеполоски, которымис помощью гладкогокамня или кости– лощила – покрываютчасть либо всюповерхностьсосуда, не совсемвысохшего, ещене обожженного.Одновременнолощение уплотняетповерхностьчерепка, делаетего менееводопроницаемыми более прочным.Существуеткраснолощенаяи чернолощенаякерамика. Первая– естественногоцвета краснойгончарнойглины. Вторая– задымленная, обожженнаяв коптящемпламени бездоступа кислорода.Такую чернуюкерамику ещеназывают томленойили мореной.Этот древнийтип гончарствараспространенв разных районахРоссии и сохранился до наших дней.
В XVII-XVIIIвв. московскиегончары виртуозновыполняличерную посуду– крупные кувшины, фляги, бочонкина ножках, украшенныенаряду с лощениемрельефным итисненым орнаментом.Их четкие формы, отделка деталейнередко подражалиметаллическим.Другой, болеепростой способукрашения –обварка – состоитв том, что горячиегоршки вынимаютиз печи и сразуже окунают вмучную болтушку.При этом черепокстановитсяплотнее, крепче, а на поверхностипоявляютсяокруглыеконцентрическиекоричневыепятна и точки, образуя естественныйорнамент.
Один из видовоблагораживанияи украшенияглиняных изделий– покрытие ироспись ангобом– жидко разведеннойглиной другогоцвета, чем та, из которойвыполнен данныйпредмет.
В 40-х гг. XVIIIв. стали выпускатьрусскую цениннуюпосуду – с синейи многоцветной(желто-зелено-коричневой)росписью, которуюнаносили насырую (до обжига)поверхность, покрытую белойэмалью (непрозрачнойглазурью). Онабыла освоенана заводе московскогокупца АфанасияГребенщикова(открыт в 1724 г.), сын которогоИван Гребенщиковне только изучилтехнологиюмайолики, ноопытным путемсумел подойтик открытиютехнологииизготовленияфарфора. В концеXVIIIв. в процессеконкурентнойборьбы дорогаямайолика замененаболее простымв изготовленииполуфаянсом: изделиями избелой глины, покрытымибесцветнойпрозрачнойглазурью иукрашенными, как правило, одноцветнойсиней подглазурнойросписью. Фарфорс многоцветнойнадглазурнойросписью, открытыйв России в XVIIIв., позднее получилсвоеобразноедекоративноенаправлениеу народныхмастеровкерамическогопромысла. Параллельнос фарфором ифаянсом, относящимсяк тонкой керамике, продолжалоразвиватьсянародное гончарство.В XIX-начале XXв. характерноукрашениегончарнойпосуды цветнымиглазурями, процарапанным, рельефныморнаментомс помощью штампикови налепов.
Русскиекерамическиепромыслы вXVIII-XIXвв. существоваливо многих селахи деревнях.Каждый, какправило, обслуживалсвой небольшойрайон, и лишьнекоторыеприобрелиширокое значение.В ряде районовЯрославской, Московской, Калужскойгуберний сохраниласьтрадиция изготовлениячернолощенойпосуды, которуювытягивалив одних местахна ножных, вдругих – наручных гончарныхкругах, украшалибороздками, несложнойгравировкойпрямо на станкес помощью штампиковиз дерева, глины, металла. Удивляютгармония пропорций, пластическаязавершенностьи ясность формэтих простыхпредметов: кувшинов длямасла, молока, корчаг длякваса, крынок, разных размеровгоршков длякаши, сметаны, рукомоев и т.д.
В другихместах делалине мореную, аобычную красную, коричневуюили желтоватуюпосуду из местнойглины, украшалиее горизонтальнымиполосками, пятнами, кое-гдеветочками, нанесеннымибелой глиной.Такого типагончарнаяпосуда бытовалав Псковской, Новгородской, Тверской идругих губерниях.В некоторыхрайонах покрываликрасный черепокбелым ангобом, а на него порошкомцветной глазуринаносили несложныйузор в видеспиралей, полосок, пятен и слойбесцветнойпрозрачнойглазури. ВВоронежскойгубернии гончарныекувшины, мискиукрашали рельефныминалепами в видепуговок и поливалицветной глазурью.Применениетрех цветныхлегкоплавкихглазурей коричневой(марганцевой), зеленой (медной)и желтой (железной)характернодля гончарстваразных районоввторой половиныXIX-начала XXвв.
Художественнаявыразительностьрусской бытовойгончарнойпосуды заключенане столько вцвете или орнаменте, которые, какправило, оченьскромны, скольков пластическомрешении. Нанесениецветных поясков, желобков илирельефныхжгутиков, утолщениекраев, подчеркиваниенизкого поддонаили кольцевойножки, ручек, которые хорошовходят в общийсилуэт вещи,- все это частиодного законченногоархитектурно-скульптурногоцелого, гармоничнообъединяющегосяс родственнымему бытовымокружением.Основные современныепромыслы русскойхудожественнойкерамики – этогжельскийфарфор в Московскойобласти, скопинскаямайолика вРязанскойобласти, дымковскаяигрушка в г.Кирове, филимоновскаяигрушка в Тульскойобласти, каргопольскаяигрушка вАрхангельскойобласти, абашевскаяигрушка в Пензенскойобласти.

Гжель.
Самыйизвестныйкрупный народныйхудожественныйкерамическийпромысел –подмосковнаягжель. Этотрайон из 30 сели деревеньбывших Бронницкогои Белгородскогоуездов, в 60 кмот Москвы (нынеРаменскийрайон), давнославился своимиглинами и гончарами.Центром гончарствабыла Гжельскаяволость – деревниРечицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и др., где было многомастерских.В произведенияхмайолики XVIIIв., полуфаянсаи фарфора XIXв. ярко представленоискусствонародных мастеровРоссии. Имеябольшой опытгончарногодела, отличаясьживым сметливымумом, гжельскиемастера быстроосваивалипроизводствомайолики назаводе Гребенщикова, а затем уходилиот хозяина иначинали изготовлятьподобные изделияв своих мастерских.Они создалинарядную посуду: квасники –декоративныекувшины скольцевиднымтуловом, высокойкуполообразнойкрышкой, длиннымизогнутымносиком, скульптурнойручкой, частона четырехмассивныхокруглых ножках; кумганы, подобныеже сосуды, нобез сквозногоотверстия вкорпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи,«напейся — необлейся», блюда, тарелки и др., украшенныеорнаментальнойи сюжетнойросписью, исполненнойзеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневойкрасками побелому фону.
Обыкновеннов центре майоликовогоблюда или напередней плоскостикольцевидноготулова квасникаизображаласьгордо выступающаяптица типажуравля илицапли – тонкимчерным контуромс легкой подцветкой; это основноеизображениедополняют исопровождаютлегкие условныедеревца, кустики, иногда предельнообобщенные, схематизированныеизображениялюдей, напримердам в кринолинах, иногда архитектурныхсооружений.Виртуозностьштриха, свободарасположенияи уравновешенностьвсех изображений, их вписанностьв круг, изяществои тонкостьраскраски –все это указываетна чрезвычайновысокую квалификациюи художественнуюодаренностьмастеров-расписчиков.Но не отстаютот них и скульпторы.Плечики, крышки, ручки кувшинови кумгановдополненынебольшимижанровымискульптуркамилюдей и забавнымиизображениямиживотных. Мелкаядекоративнаяпластика выполняласьи вне связи спосудой. Мастераопять-таки сюмором изображалито, что виделив жизни: женщинавезет ребенкана санках, военныйв треуголке, жена стаскиваетсапог с ногимужа, старикдерется сосвоей старухой, мальчик-поводырьведет нищегои т.д.
В гжельскоймайолике объединеныпластическиедостижениянародногогончарства, отражены чертыбарокко иклассицизма.В искусственародной керамикиполуфаянс Гжелипредставляетсобой одно изярких явлений.Сначала полуфаянсоваяпосуда по формамбыла близкамайолике, нос более простойсиней цветовойросписью. Затемформы сталипроще; преимущественновыполняликувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др.Созданнаянароднымимастерами Гжелисистема решенияпластическойформы и декоративнойросписи имеетзначение целойхудожественнойшколы русскойнародной керамики.
Полуфаянсовоепроизводствосуществовалов Гжели на протяжениивсего XIXв. наряду споявившимсявслед за нимтонким фаянсоми фарфором.
Формы посудыи печатныерисунки переходилис одного заводана другой. Намелких гжельскихфарфоровыхзаводах привсем их стремленииподражатьдорогим изделиямродилось своеоригинальноеискусстворусского фарфоровоголубка с егогрубоватойцветистостью, народной трактовкойскульптурныхобразов, которыемастера создавалипо-своему, отталкиваясьот образовдорогого фарфора.Фарфоровыестатуэткиприобреталив претворениигжельскихмастеров черты, общие с простойглиняной игрушкой.Гжельскиеизделия распространялисьне только повсей России, их вывозилив Среднюю Азиюи страны БлижнегоВостока. Учитываяместные вкусы, гжельскиемастера создалиустойчивыйассортименттак называемого«азиатского»фарфора: чайники, пиалы разныхразмеров иопределеннойформы, с характернойцветочнойросписью вмедальонах, на цветномфоне. Посудаэта широкобытовала и врусских трактирах.С развитием во второй половинеXIXв. капиталистическойпромышленности, выделениемкрупных фабрик, гжельский районс его мелкимикрестьянскимимастерскимиутратил соезначение, амногие бывшиевладельцымастерскихи члены их семейпополнили рядынаемных рабочих.
Работаяна крупныхфабриках изаводах, ониспособствовалисохранениюнародной традициив росписи дешевогофарфора и сыгралинемаловажнуюроль в дальнейшемформированиирусского фарфора.Скоростнаясвободнаякистевая росписьс цветочнымимотивами вконце XIX- начале XXв. получиланазвание «агашка».Само же искусствогжельскогопромысла пришлок этому временив полный упадоки было преданозабвению. Тольков 40=-50-х гг. благодаряисследованиямискусствоведаА.Б.Салтыковаи работам московскойхудожницыН.И.Бессарабовойискусство Гжелистало возрождаться.Основой этоговозрожденияпослужилонаследие гжельскоймайолики XVIIIв. И полуфаянсаXIXв. Роспись жебыла принятаодноцветнаясиняя подглазурная(кобальтом) потипу традиционнойполуфаянсовой.
Гжельскаяпосуда с синейкобальтовойросписью побелому фонузавоевалабольшую популярность.

Скопин.
Среди очаговнародногохудожественногогончарствауникален промыселдекоративнойкерамики, находящийсяв городе СкопинеРязанскойобласти. Рязанскаяземля, богатаятрадициямиразных видовнародногоискусства, стала родинойпроизводствагончарнойпосуды и лепныхглиняных свистулек.В городе существовалцелый «гончарныйконец», а жителейгорода называли«скопинскимисвистушниками».
До серединыXIXв. глазури здесьне применяли, а делали обычныечерные («синюшки»)и обварныегоршки. С освоениемглазурованияскопинскиеизделия стализначительноболее яркими, декоративными.Обычная бытоваяпосуда скопинскихгончаров XIX-начала XXв. выполненаиз светлойглины, имеетмягкие очертания, края частозаканчиваютфестончатые«оборочки».Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницыи др. формовалина низких ручныхгончарныхкругах, украшалипроцарапкой, штампиками, налепами ипотечнымицветными глазурями.Часто на одномпредмете живописносочетали глазурикоричневуюс зеленой илизеленую с желтой.Высушенныеизделия обмазывалидегтем, посыпалинеровно размолотымпорошком цветныхглазурей иобжигали вямном горне.
Примернос середины XIXв. в промыслестали делатьдекоративнуюскульптурнуюкерамику. Сохранилисьсведения, чтосначала мастеравыполнялиединичныефигурные предметы; льва, птицу, шар, самовари т.п. и ставилитакую вещь настолбе у воротсвоего домакак украшениеи в знак того, что здесь живетнезаурядныймастер. Приэтом соревновалисьв сложностии фантастичностиработ. Потомстали выставлятьтакие диковинныефигуры и скульптурныекувшины наярмарке передсвоим обычнымтоваром дляпривлеченияк нему вниманияпокупателей.
Спрос надекоративныеизделия поощрилмастеров делатьих уже специальнона продажу.Фигурные сосудывозили на праздничныебазары в Москву, Рязань.
Интересныкувшины с высокимгорлом, туловомв виде медведяили хищнойптицы скопы, с ручкой и носикомв виде змеи.Крышку частозавершалафигурка птицы, зайца или собачки.Иногда сосудимел кольцевидныйкорпус, а внутринего помещаласьфигура медвежонкаили дракона.Порой делалибутыль в видемужской фигурыс палкой в руке.Сохранилисьподсвечникив виде двуглавогоорла, птицыскопы, мужикав полушубкеи т.д. Среди образовскопинскойкерамики –Полкан-богатырьс дубинкой вруке, явно пришедшийиз лубочныхкартинок. Орнамент, цвет, сложныйсилуэт объединяютпосудные частиизделий соскульптурными, образуя целостныедекоративныепредметы.
Кромедекоративныхскульптурныхсосудов, делалии просто скульптуру: драконов, львов.Рассказывают, что один изстарых мастеров, работавшихв конце XIXв., Желобов выполнялдаже портретныеизображениязнакомых, вытягиваяих, как обычно, на гончарномкруге, по памяти, и дорабатываядетали от руки.
В годы первоймировой войныскопинскийпромысел постепеннопришел в упадок.Возрождениеего относитсяуже к 40-50-м гг. Вэто время ещепродолжалиработать старыемастера скопинскогопромысла, которыехорошо помниливсе основныеособенностии приемы исполненияскопинскойкерамики. Ихопыт и знанияпостепенноперенимаюти осваиваютболее молодыемастера, пришедшиев промысел.
В 60-70-х гг. предпринимаютсяпопытки создатьособый типсувенирнойскопинскойкерамики. Этонебольшиефигурки львов, птиц, сценыцирка и т.д. Нарядус этим создаютмастера итрадиционныедля промыслаквасники сптицами, подсвечники, вазы для фруктов.
Фантастическиефигурные скопинскиесосуды, покрытыекоричневойили зеленойглазурью, занимаютвсе болеезначительноеместо на выставкахдекоративногои прикладногоискусства.Интерес к нимсо стороныценителей, коллекционерови просто массовогопотребителя не ослабевает.Искусствоскопинскихгончаров вноситсвой яркийштрих в общуюкартину современногоразвития русскойнародной декоративнойкерамики.

Дымковская игрушка.
Средисовременныхрусских глиняныхигрушек самойбольшой известностьюи популярностьюпользуетсядымковская(в прошлом вятская)игрушка. Этообобщенная, декоративнаяглиняная скульптура, близкая к народномупримитиву: фигурки высотойв среднем 15-25 см, разукрашенныепо белому фонумногоцветнымгеометрическиморнаментомиз кругов, горохов, полос, клеток, волнистыхлиний, яркимикрасками, частос добавлениемзолота. Традиционнымии постоянноповторяющимисяв дымковскойигрушке являютсявсадники, петухи, женские фигурыв расширяющихсякнизу колоколообразныхюбках и высокихголовных уборах– кокошниках, именуемыеняньками, кормилицами, барынями, водоносками.Дымковскиеиндюки и кониреальны и фантастичныв одно и то жевремя. Индюкс пышным веерообразнымхвостом, коньв ярко-синихяблоках-кругах, у козла красныес золотом рога.Во всех этихнаивных и красочныхобразах таки видятся присущиерусскому народупростодушие, удаль, оптимизм, склонностьк сказочной, песеннойинтерпретациидействительности.В женских фигурахбольшое значениеимеют выразительныедетали: нарядныепрически, головныеуборы, оборкина рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.
Вылепленныеигрушки высушиваютпри комнатнойтемпературеот двух-трехдней до двухнедель (в зависимостиот размера).Затем их обжигают.Прежде обжигпроводили прямов русской печи.Теперь же – вэлектрическихмуфельныхпечах. Обожженныедо красно-раскаленногосостояния иостывшие в печиигрушки покрываютослепительнобелым слоеммела, разведенногона снятом молоке.По этой побелкевыполняют яркуюмногоцветнуюроспись. Наодной фигуркеприменяют 6-8цветов. В настоящеевремя используютгуашевые краски, разведенныена яйце. Традиционноеприготовлениесостояло врастираниисухих анилиновыхкрасок на яйце, разведенномуксусом илиперекисшимквасом. В прошломкисточка быласамодельнойиз продернутогохолщевоголоскута, намотанногона палочку.Пятна наносилиторцом ровносрезанногопрутика. Теперьупотребляютколонковыеили хорьковыекисти.
Роспись представляетсобой, как правило, крупный геометрическийузор, сочетающийсяс гладкоокрашеннымичастями. Особенноразнообразнои нарядноорнаментируютюбки. Орнаментчасто покрывает фигуры животных, заменяя изображенияшерсти илиоперения. Цветаросписи локальные, сочетаютсяпо принципуконтраста ивзаимногодополнения.Многоцветиеподчеркнутоприсутствиембелого и черноцветов и дополненоблестящимиквадратикамисусальногозолота (теперь– медный поташ), наклееннымина головныеуборы и воротникидам, эполетыи кокарды военных, пышные хвостыиндюков и т.д.
С течениемвремени многоцветиеи яркость росписиувеличились.Сохранившиесяот XIX- началаXX вв. дымковскиеигрушки не такинтенсивнорасцвечены.
Позднее с развитиемпромысла появилосьмного сказочных, историческихи бытовыхмногофигурныхкомпозиций, включающихархитектуру(домики, карусели), элементы пейзажа(деревья, символизирующиелес, грядки свилками капустыизображеныв сцене «Уборкакапусты») ит.д. Вместе стем традиционныйкруг тем неутрачен, онпомогает сохранитьспецифическийнеповторимыйоблик игрушеки в его пределахдает широкийпростор творческойфантазии авторов.
Значение дымковскойигрушки давноуже не игровое.Это – народнаядекоративнаяскульптура.

Заключение.

В художественныхпромыслахсохраняютсяи продолжаютразвитиезамечательныетрадиции народногодекоративногобытового искусства.В искусствехудожественныхпромыслов, созданноммногими поколениямиталантливыхмастеров ихудожников, раскрываетсяхудожественныйталант народа.Оно неоднороднои сегодня. Егопроизведенияразнообразны: от маленькойброшки, сувенирнойфигурки- игрушки, до громадныхковров, крупныхкружевныхпанно, многопредметныхподарочныхкомплектовпосуды, мебели, уникальныхсложных композицийминиатюрнойживописи нашкатулках изпапье-маше, искусной ажурнойрезьбы по костии т.д. И всюдупривлекаетлаконичная, но выразительнаяпластика форм, высокая культурацвета, завершенностькомпозиции, красота орнамента, достигаемыеспецифическимиприемами мастерства, в которых соединяетсяи верный глаз, и точная рука, и неистощимаятворческаяфантазия, ибережно хранимыепрофессиональныетрадиции.

БИБЛИОГРАФИЯ.

КапланН.И., МитлянскаяТ.Б. Народныехудожественныепромыслы: Учеб.Пособие. – М.: Высш. Школа,1980. – 176 с., ил.

МоранА. Историядекоративно-прикладногоискусства. –М.: Искусство,1982. – 577 с., ил.

ПоповаО.С., Каплан Н.И.Русские художественныепромыслы. – М.: Знание, 1984. – 144 с.

УткинП.И., КоролеваН.С. Народныехудожественныепромыслы. – М.: Высш. Школа,1992. – 159 с.

АндрееваО., Бежина И.Комодные игрушкидля любования// Народноетворчество.– 2000. — №2. – С.46-47.

ХохловаЕ.Скопинскоегончарство//народное творчество.– 1997. — №6. – С.38-40.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.