Реферат по предмету "Культура и искусство"


Иллюстрации в древневековых книгах

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава1 Книга в культуреДревних веков
1.1Функции древневековойкниги
1.2Материалы итехнологииизготовлениярукописнойкниги
Глава2 Искусствохудожественногооформлениякниги в Средниевека
2.1Оформителикниг
2.2Особенностиоформлениядревних книг
2.3Технологиииллюстрированиякниг в Средниевека
2.4Иллюстрациив Библиях
Заключение
Библиографическийсписок
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Древнейшиедошедшие донас иллюстрированныерукописныекниги датируютсяпятым векомнашей эры, нокниги и свитки декорировалисьуже в античноммире. В древнемЕгипте и в Грециирисункамиукрашались папирусные свитки.Расцвет книжногоиллюстрированиябыл вызванизобретением«книги», т.е.переходом отпапирусныхсвитков к кодексам, состоящимиз переплетенных листов пергамена.Этот переходсовершалсяпостепенно, между вторыми четвертымвеками н.э. Книжноеиллюстрированиеоставалосьодной из самыхпроцветающихформ искусствавплоть до XVIвека, когдароскошнодекорированныерукописныекодексы постепенноуступили пальмупервенствапечатным изданиям.
Представляется, что анализтематики изученияиллюстрацийв древних книгахдостаточноактуалени представляетнаучный ипрактическийинтерес.
Характеризуястепень научнойразработанностиизучения иллюстрацийв древневековыхкнигах, следуетучесть, чтоданная темауже анализироваласьу различныхавторов в различныхизданиях: учебниках, монографиях, периодическихизданиях и винтернете. Темне менее, приизучении литературыи источниковотмечаетсянедостаточноеколичествополных и явныхисследованийуказаннойтематики.
Научнаязначимостьданной работысостоит в оптимизациии упорядочиваниисуществующейнаучно-методологическойбазы по исследуемойпроблематике– еще однимнезависимымавторскимисследованием.
Определеннаязначимостьи недостаточнаянаучная разработанностьпроблемы изученияиллюстрацийв древневековыхкнигах определяютнаучную новизнуданной работы.
Теоретико-методологическуюбазуисследованиясоставиличетыре группыисточников.К первой отнесеныавторскиеиздания поисследуемойпроблематике, например, трудЛазареваВ.Н. «Историявизантийскойживописи». Вкнигекратко и доступнымязыком рассказываетсяо развитиивизантийскогоискусства, начиная отраннехристианскихмозаик Равенны.Ко второй отнесеныучебная литература(учебники иучебные пособия, справочнаяи энциклопедическаялитература, например, трудИвлева С.А.«ХудожественнаякультураСредневековья: Материалы дляучителя МХК».Данные очеркиродились изсобственнойучительскойпрактики автора, тесного общенияс учителямии являютсяпопыткой собратьвоедино материал, необходимыйучителю дляподготовкик урокам побазовому курсумировой художественнойкультуры. Сюдавошли вопросытехнологииразных видовискусства, схемы и рисунки, поясняющиетехнологическиепроцессы, таблицыосновных событийв культуреСредневековья.Отдельный очеркпосвящен методикеиспользованияна урокахиллюстративногоматериала.К третьей отнесенынаучные статьив периодическихжурналах поисследуемойпроблематике, например, статьяКвливидзеН.В. «Лицевойлетописныйсвод и ГодуновскаяПсалтирь 1591 г.Отражениеиконографииминиатюр вмонументальнойживописи ииконописи кон.XVI в.». В статьеавтор подробноописываетособенностиживописи ииконописи XVIв. И кчетвертойотнесеныспециализированныевеб-сайты, например, в работе использоваласьинформацияс сайтов www.pravenc.ru;www.broadcasting.ru/wiki/;bookbinding.ucoz.ru/и др.
При проведенииисследованиябыли использованыследующиеметодыисследования:
анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объектисследования– процесс выполненияиллюстрацийв древневековыхкнигах.
Предметисследования– оформлениедревних книг.
Цель исследования– изучениеиллюстрацийв древневековыхкнигах с позицийметодов, технологийих выполнения.
Чтобы достичьуказанной цели, необходиморешить рядзадач:
Изучить литературу по теме исследования;
Определить функции древневековх книг;
Рассмотреть материалы и технологии изготовления рукописной книги;
Выявить, кто занимался оформлением древних книг;
Охарактеризовать особенности оформления древних книг;
Указать технологии иллюстрирования книг в Средние века;
Изучить оформление древних Библий.
Структураисследования: курсовая работасостоит извведения, двухглав, заключения, библиографическогосписка из 14источников, приложения.Приложениесодержит 9 рисунков.

ГЛАВА 1 КНИГАВ КУЛЬТУРЕДРЕВНИХ ВЕКОВ

1.1 Функциидревневековойкниги

Покровительствоискусству — этоактивноесотрудничествомежду художникоми патроном –покровителем, ведущее к созданиюи завершениюпроизведенияискусства.Покровительствотакого родабыло крайневажно дляхудожественноготворчества: обе стороны, и патрон, и мастер, вносили свойвклад в реализациюпроекта. Безтакого сотрудничестване появилосьбы ни однопроизведениедревневековогоискусства1.
Явлениепокровительстваискусству вобласти книгопроизводстваможет рассматриватьсядвояко: в рамкахколлективноговладения книгами, используемымисовместночленами религиознойобщины, и какиндивидуальноепокровительствопроизводствукниг со стороныдуховного илисветского лица.
Книги, произведенныепо индивидуальномузаказу, как взеркале отражаютразнообразныеличные интересызаказчика.Собираемыедля самообразования, книги удовлетворялипотребностьзаказчика втом или иномроде информации.Феномен страстногобиблиофильствабыл довольночастым явлением.
В раннемСредневековьебольшинствокниг производилосьдля церковно-литургическихнужд и использовалосьсвященникамии монахами вцерквях и монастырях.Эти книги –особенно Библии– считалисьсобственностьюсвятого патронатого или иногохрама или монастыря.В таком качествекниги должныбыли, по мнениюлюдей раннегоСредневековья, обеспечитьпривязанностьсвятого к общине, преподнесшейему столь дорогойподарок, исимволизироватьнерушимостьи продолжительностьэтой привязанности.Подобное жеотношение ккнигам выражаетсяв изредкавстречающемсявключении влитургическиеманускриптыкопий важныхдокументов, имеющих отношениек правовомустатусу и привилегиямобщины, илихроник этойобщины. Физическаяблизость этихдокументовк священномутексту, несомненно, придавала имдополнительнуюважность иподлинность.
Настоящаянужда в книгахвозникала, когда основывалсяновый монастырь: его обязательнонужно былоснабдить всейнеобходимымдля литургическойдеятельности, в т.ч. церковнойутварью и книгами.По обычаю, настоятельи монахи, приходившиев новооснованнуюобитель из ужесуществующегомонастыря, приносилиоттуда и всесамые необходимыекниги, без которыхновая общинане могла вестибогослужение.Остальныенужные книгиспешно копировалисьна заказ. Примерпервого настоятеляфранцузскогомонастыря св.Эврульта, которыйсам скопировалцелый ряд книги основалтамошний скрипторий, показывает, какие книгисчиталисьсамыми необходимымив подобныхслучаях. Средикниг, переписанныхсамим настоятелем, были антифонарий, градуал, и коллектар.Товарищи настоятелякопировалитакие другиекниги, как сборниквыдержек изВетхого Заветаи комментариевк нему, Семикниижиеи миссал2.
Уже в XIIвеке книгипроизводилисьскорее длячастных лиц, чем для коллективныхзаказчиков.Этот фактсвидетельствуето существованиив то времячитательскойаудитории, чьизаказы, по всейвероятности, и послужилипричинойзначительногоувеличенияколичествапроизводимыхкниг. Постепенноепроникновениекниг в светскуюкультуру привелок появлениюи бурному развитиюсветских мастерских, укомплектованныхпрофессиональнымиписцами иконкурирующихс монастырскими скрипториями.В XIIвеке мы встречаемсяс первымиупоминаниямио библиофилах, как духовных, так и светских.Такими знаменитымикниголюбамибыли, например, Иоанн Салисберийскийи Хью из Пюизе: оба завещалибиблиотекамкафедральныхсоборов, в которыхони служили, по несколькодюжин книг. Вто же самоевремя появляютсяпрофессионалы, странствующиепо перифериии переписывающиекниги там исям. Таков былбезымянныймастер, работавшийна аббатствоСт. Олбанс вАнглии, а позднеепутешествовавшийпо Франции и, вероятно, вконце концовпопавший вПариж. Странствующиеписцы помогалимонастырскомукнигопроизводству, а иногда и полностьюзамещали его.Это явлениепостепенногоразвитиякнигопроизводствав направлениибольшей специализацииеще не до концаисследованоисторикамикниги.
После всехизменений, происшедшихв XIIвеке, характернымистали следующиечерты светскогопокровительствапроизводствукниг. В одномслучае частноелицо или семейнаяпара заказываеткнигу или даруетсумму, необходимуюдля изготовлениякниги. Об этомчастенькоизвещает колофонили посвятительноеизображениепатронов — донаторовна фронтисписекниги. Какальтернатива, затраты напроизводствокниги могутбыть взяты насебя группойсветских людей.В таком случаеизбираетсяадминистратор, обычно духовноелицо, которыйсобирает необходимуюсумму и нанимаетисполнителейзаказа. Протоколыпереговорови сделок, проведенныхв ходе производстват.н. Библии Чертозади Кальци, содержатошеломляющий(более 60 человек)список индивидуальныхдонаторов, сточным указаниемсумм, внесенныхкаждым из них.
Книга можетбыть произведенапо заказу, номожет бытькуплена и ужеготовой. Ценына книги варьировались, однако книгивсегда почиталисьпредметамироскоши и потомубыли дороги.Это подтверждается, помимо всегопрочего, темфактом, чтокниги частоперечисляютсяв числе военныхтрофеев. Справедливопредположить, что коллекционированиекниг было вСредние векав высшей степенидорогостоящимувлечением3.
В отличиеот современности, в древние векакниги имелицелый ряд различныхфункций. Взависимостиот предназначениякниги и вкусовзаказчикасущественноварьировалисьвнешний види содержаниекниги. В соответствиис менявшимисякатегориямиосновныхпользователейкниги можноусловно выделитьдо восьмифункциональныхтипов книг: этокниги длямиссионеров, императоров, монахов, студентов, аристократов, священников, собирателей, и просто „книгидля всех”.
Первая группасодержит книги, непосредственносвязанные схристианскойдоктриной, толковательныеи иллюстративныепо своему содержанию, такие как Библии, Евангелия, Псалтири, комментариина эти книги, а также книги, содержащиепрактическиеуказания длясвященнослужителей.Эти книгииспользовалисьв ходе миссионерскойдеятельности(например, вАнглии) в VII-IXвв. Р.Х.
Следующимшагом в историикнигопроизводствабыло появлениебогато украшенныхроскошныхкодексов, изготовленныхдля королейи императоров.Такие книгивыставлялисьна всеобщееобозрение сцелью вызватьвосхищениебогатствоми набожностьюправителей.Эти книги можносчесть выгоднымкапиталовложением, призваннымукрепить престижправителя средиего современников.Роскошныекодексы, особеннопопулярныев VIII-XIстолетиях, быличастью королевскихсокровищници часто исполнялироль дипломатическихдаров, посылаемыхв отдаленныестраны.
„Золотойвек” монастырскихкниг насталв XIIвеке, когдамонастырскиебиблиотекибыли основнымиполучателямикомментированныхбиблий, отдельныхбиблейскихкниг, сочиненийотцов Церкви, произведенийантичных исовременныхавторов, научныхработ и учебников, сводов монашескихправил, бревиариев, псалтирей, градуалов, антифонариеви других литургическихкниг.
Возникновениеи рост университетови соборных школв XIIIвеке вызвалпотребностьв новых книгах, особенно вучебниках, дляиспользованияв научных иобразовательныхцелях. Это былибогословскиетруды, библейскиеглоссы и толкования, юридическиетексты и учебникиправа, дидактическиепоэмы, трудыпо астрономиии книги о природе, историческиесочинения, атакже пересмотренныеи унифицированныетексты СвященногоПисания. Спросна такие книгипривел к возникновениюпрофессиональнойкниготорговли, центрами которойбыли крупнейшиесредневековыеуниверситетыв Париже, Болоньеи Падуе.
Уже в XIIIвеке известнымногочисленныеиллюминованныеманускриптысветскогосодержания, но в следующемстолетии онипоявляютсяв действительноогромном количестве: хроники королевскихдинастий, моралистическиесочинения, кулинарныекниги, книгио турнирах икуртуазныероманы. Этикниги предназначалисьдля юных аристократови представлялисобой поучительныеобразцы, покоторым надлежалостроить жизньаристократа.Среди такихкниг для самообразованиявстречаютсяразнообразныешансоны и романы, отчеты о путешествиях, античные сюжеты, жития святых,„зерцала”, истории и мировыехроники4.
В конце XIVвека появляетсясвоеобразныйтип книги, именуемый„модельнойкнигой”. Такиекниги обычносвязывают сименем определенногохудожника, ониподписаны исодержат изящныевысококачественныерисунки, какесли бы онибыли „портфолио”, сделанным дляпредставлениявысокородномупатрону с цельюзаслужить заказна ту или инуюработу.
Лучшим примеромкниг, используемыхблагочестивымилюдьми позднегоСредневековьяв частной молитве, являются часословы.Будучи книгами, востребованнымикак простолюдинами, так и аристократами, часословысохранилисьв огромномколичествево всех частяхсредневековойЕвропы. Священники, так же как монахи, активно пользовалисьцерковно-литургическимикнигами, известнымиеще со временраннего Средневековья: Библия, бревиарий, миссал, Псалтирь, градуал.Помимо этого, священникиприбегали такжек новым типамкниг: наставлениямв пастырскойслужбе, моралистическимтрудам о грехахи добродетелях, покаяннымкнигам, коллекциямпроповедейи иллюстративнымобразовательнымкнигам, такимкак „Библиябедных”, „Зерцалочеловеческогоспасения”, атакже к книгамо вовлечениимирян в страданияХриста, такимкак „ПодражаниеХристу” ФомыКемпийского.
В XV-XVIвеках коллекционированиекниг сталопопулярнымв связи с возрождениемклассическойобразованностисреди раннихгуманистов.Их энтузиазм, их щедроепокровительствокнигопроизводствубыли направленына книги античныхавторов, трудыпо философиии науке, литературеи книговедению.В результатедо нас дошлиобширные личныебиблиотеки, собранныегуманистамив соответствиисо своими личнымилитературно- художественнымипристрастиямии научнымиинтересами.

1.2 Материалыи технологииизготовлениярукописнойкниги

Пергамен.Пергамен производитсяиз кожи животных.Превращениеживотной шкурыв чистый белыйматериал, пригодныйдля письма, было делом „перкаменария”, производителяпергамена, илипергаменщика.В позднемСредневековьепергаменщикизанималине последнееместо средигородскихремесленникови торговцев.
Выделка пергамена этодлительныйи сложный процесс.Древние руководствадля мастеров-пергаменщиковподчеркиваютисключительнуюважностьпервоначальногоотбора хорошихшкур. Средневековыйскот страдалот многочисленныхболезней ипаразитов, оставляющихнеприемлемыеповрежденияна снятой кожепораженногоживотного. Пергаменщику, выбиравшемушкуры на скотобойне, приходилосьтакже обращатьвнимание нацвет шерстиили щетины, поскольку ион влиял нацвет пергамена, получавшегосяв результатеобработкишкуры. Из шкурбелых овец иликоров получалсябелый пергамен, тогда как коричневыетени, являющиесяодной из самыхэстетическипривлекательныхчерт пергамена, обязаны былисвоим происхождениемпятнистым илипегим животным.
Преждевсего пергаменщикдолжен былвымочить шкурув холоднойпроточной водев течение суток– согласноодному рецепту,– или „пока онане станет достаточночистой”, согласнодругому. Когдашкура начинаетгнить, волосянойпокров естественнымобразом опадает.В жарких странахвлажные шкурымогли быть дляубыстрениязагниваниявыложены насолнце. Обычно, однако же, процесссведения волосаосуществлялсяпутем вымачиванияшкур в деревянныхили каменныхчанах в водно-известковомрастворе втечение трех– десяти дней; содержимоечанов несколькораз в деньперемешивалидеревяннымшестом. Сырыесклизкие шкурывынимали однуза другой инатягиваливолосянойстороной наружуна огромномвертикальностоящем изогнутомдеревянномщите. Пергаменщиксоскребалоставшуюсяшерсть длиннымизогнутым ножомс деревяннымиручками наобоих концах.Обнажаласьголая кожа: розовая там, где шерстьживотного былабелой, бледнаятам, где онабыла коричневой.По возможности, внешний слойкожи тоже удалялся.Та поверхностьживотной кожи, на которойпрежде росли волосы, известна какзернистаясторона пергамена.Очищенная отшерсти и вычищеннаякожа еще разна пару днейокуналась всвежую воду, чтобы удалитьоставшуюсяна ней известь5.
На второмэтапе процессапергаменщикпревращал кожув собственно пергамен.Суть этогопревращениясостояла врастягиваниикожи, гибкойи влажной послевымачиванияв свежей проточнойводе, для высушиванияна деревяннойраме — пяльцах.
Пергаменщикподдерживаетвлажность кожи, окачивая еековшами горячейводы. Затем онначинает усердноскоблить еепри помощиизогнутогоскребка с ручкойпосередине.Обычный ножимеет острыйконец и мог былегко прорезатьтуго натянутуюповерхность.Серповидныйскребок, называемый lunellum, встречаетсяна средневековыхизображенияхпергаменщиковкак один изсамых характерныхатрибутов ихремесла. Ониспользуется, чтобы хорошеньковыскоблитьобе поверхностикожи, особенно мяснуюсторону.
По мерепродвиженияработы пергаменщикпостепеннозатягиваетколки и, забиваяих молотком, фиксирует ихположение. Кожасохнет на раме, съеживаясьи уплотняясь.Когда онаокончательновысыхает, выскабливаниеначинаетсязаново. В раннемСредневековьепергамен, изготовленныйв монастырскихмастерских, был довольнотолстым, но кXIIIвеку его научилисьделать тонким, как паутина.Зернистаясторона, гдекогда-то былашерсть, выскабливалась, особенно наэтой последнейстадии обработкикожи, так, чтобыудалить стеклянныйглянец, делающийповерхностькожи непригоднойдля письма.Теперь колкиможно распустить.Сухой тонкийнепроницаемыйпергамен снимают, скручиваютв рулон и убираютна хранениеили передаютна продажу.
Пергаменпредставляетсобой необычайностойкий материал, гораздо болеедолговечный, чем, например, кожа. Он хранитсяв превосходномсостоянии потысяче и болеелет. Хорошийпергамен мягоки тонок, на ощупьон бархатист; легко скручивается.Зернистаясторона листа, где когда-тобыла шерсть, обычно немноготемнее по цвету: она может иметьболее сливочный, более желтый(особенно еслипергамен сделаниз овечьейкожи) или болеекоричневато-серый(если пергаменсделан из козьейкожи) оттенок.
Папирус.Однакоже, не все средневековыекниги былинаписанына пергамене.Средние векаунаследовалиот Античностидревнюю традициюизготовлениякниг из папируса, и этот хрупкийписчий материализ египетскоготростникаиспользовалсявплоть до VIIили даже VIIIвека н.э.Папирус дешевв изготовлениии пригоден длясворачиванияв свитки, однако же неподходит дляпереплетениятекстовв форме книги, посколькупапирусныестраницы ломаютсяот постоянногопереворачивания, а сгибы недостаточнопрочны, чтобывыдержатьдавление нашовные нитив середине тетрадей.Непрочностьпапируса определилаформу книги, доминировавшуюво времена, пока папирусоставалсяосновным писчимматериалом: свиток.
Свиткипапирусабывали разногоразмера. Некоторыеиз них достигалисорока метровв длину, но обычнаядлина колеблетсямежду шестьюи десятью метрами.Текст в свиткахрасполагалсяколонками слеванаправо. Длялучшей сохранноститростниковыесвитки наматывалисьна специальныедеревянныеили костяныеверетенца сзакругленнымиручками наконцах. Скрученныйсвиток хранилсяв кожаном футляре.Производствопапируса вIV-VIвеках быломонополиейЕгипта. Онопродолжалосьтам даже послеарабскогозавоевания(640г. н.э.), до Xвека. Изготовлениепапируса былодолговечнойтрадицией такжев Сицилии, кудаоно было принесеноиз Египта вовремена папыГригория I Великого(590 — 604). Сицилийскиеплантациипапируса сохранялисьдо XIIIстолетия, апапская канцелярияпользоваласьпапирусом дляведения корреспонденциидо XIвека. Само слово„папирус”сохранилосьв современныхевропейскихязыках в слове, означающембумагу (англ.paper, фр. papier, нем. Papier ит. д.)6.
Бумага.Сохранилосьдовольно многосредневековыхкниг, написанныхна бумаге.Дешевые книжечкидля клирикови студентовк XVвеку гораздочаще писалисьна бумаге, чемна пергамене.Даже самыекрупные аристократическиебиблиотекисодержалибумажные книги.В некоторыхтаких книгахвнешняя и внутренняяпары страницв тетрадяхсделаны изразных материалов: снаружи пергамен, внутри – бумага, вероятнее всегопотому, чтопергамен прочнее, а внешние страницыболее всегоподверженыповреждениям.
Бумагабыла изобретенав Китае, приблизительново втором столетиин.э., и технологиябумагоделанияв течение тысячелетиямедленно передаваласьиз Китая черезарабский мирв ЗападнуюЕвропу. К XIIIвеку бумажныемельницы появилисьв Испании иИталии; во Франциюони пришли в1340г., в Германию– к 1390г., а в Англииих не было досамого XVвека. Бумагуэкспортировалис мест производстваво все концыЕвропы.
Приблизительнок 1400г. бумага сталадовольнораспространеннымматериалом, на которомиздавалисьброшюрки спроповедями, дешевые учебники, популярныетрактаты и томуподобные книги.В 1480г. Кембриджскийуниверситетоговаривает, что толькокниги, писанныена пергамене, могут бытьприняты в качествезалога за ссуду.Бумага, очевидно, считаласьнедостаточноценной. Изобретениекнигопечатанияв 1450-х гг. изменилопотребностьв бумаге, и кконцу XVвека бумагаудешевиласьнастолько, чтоее использовалидля изданиявсех, кромесамых роскошныхкниг.
Средневековуюбумагу делалииз льняныхтряпок. Такаябумага намногопрочнее современной, сделанной издревесноймассы, и писцыXVвека ошибались, думая, что доступнаяим бумаганедолговечна.Тряпичнаябумага производитсяследующимобразом. Белыетряпки сортируютсяи хорошенькопромываютсяв емкости, имеющейотверстия длястока воды.После этоготряпки оставляютгнить в течениечетырех-пятидней. Сырыераспадающиесякуски тряпокмелко нарезаюти отбивают втечение несколькихчасов в чистойпроточной воде, оставляютразлагатьсяв течение недели, опять отбивают, опять оставляютгнить, и такнесколько раздо тех пор, покатряпки не распадаютсяокончательнов текучую водянистуюмассу, которуювыливают вогромный чан.Проволочнуюрамку окунаютв чан, зачерпываятонкий слоймокрых волокон, дают стечь водеи опрокидываютмассу на кусоквойлока, накрываемыйсверху ещеодним такимже куском. Такие„бутерброды”из войлока ибумаги складываютодин на другойво много слоеви затем помещаютпод пресс дляудаления излишковводы. Послеэтого влажнуюбумагу можновынуть и повеситьсушиться. Готовыелисты бумагипропитываютсяживотным клеем, сделанным изпрокипяченныхкусочков телячьейкожи (велюра)или другихобрезков. Пропиткаделает бумагувлагонепроницаемойи позволяетей впитыватьчернила, недавая им растекаться.Пропитанныелисты иногдапрессовалиеще раз, чтобысделать ихсовсем плоскими.Иногда – особеннона северо-востокеИталии — бумагуеще полировалигладким камнемдля приданияей роскошногоглянца7.
Преждечем средневековыйписец начиналписать книгу, он должен былрешить, будетли он ее писатьна бумаге илина пергамене.Бумага быладешевле и легчеи обладала темпреимуществом, что ее поставлялилистами определенногоформата. Пергамен, считавшийсяболее стойкимматериалом, ценился ещетем, что, посравнению снеподатливойплоскостьюбумаги, егоупругая писчаяповерхностьпозволяла перуделать болеесвободныештрихи. Самыекрасивые исовершенныесредневековыеманускрипты, такие как часословыи другие традиционныекниги, рассчитанныена долгую службу, всегда писалисьна пергамене.
Пергамен и бумага, вышедшие измастерскойпергаменщикаили бумагоделателя, поставлялисьв виде большихквадратныхлистов. Несколькополных листоввкладываютсяодин внутрьдругого, сгибаютсяпополам повертикали изатем могутбыть прошитыпо серединецентральногосгиба, так чтобыполучиласькнига в ее простейшейформе. Каждаятакая пачкасложенныхполных листовназываетсятетрадью, илиброшюрой. Всесредневековыекниги собраныиз тетрадей.Книга – этоцелое, собранноеиз более мелкихчастей. Писцыи иллюстраторыработали всегдатолько надодной тетрадьюза раз. Придобросовестномисследованиисредневековойкниги однойиз первых задачученого зачастуюстановитсяпоиск серединтетрадей (там, где они былипрошиты) иопределениефизическогостроения книги, т.е. начала иконца каждойтетради. Тетрадьобычно состоитиз 8 листов (folio), или 4полныхлистов(bifolia). Враннеирландскихманускриптахи в итальянскихрукописныхкнигах XVвека тетрадьчасто состоялаиз 10 листов.Маленькиебиблии XIIIвека, в которыхиспользовалсяисключительнотонкий пергамен, часто собиралисьиз тетрадей, содержавшихпо 12, 16, а то и 24 листа: это означает, что полный листсгибался, соответственно,6, 8 или 12 раз. Иногдався книга моглабыть собранаиз тетрадейв 8 листов, азаканчиваласьтетрадью в 6или 10 листов, поскольку таклучше умещалсяоставшийсятекст. Иногдадаже внутрикниги находилисьтетради разнойдлины: так можносудить о том, как переплетчиксобирал книгу.
В раннемСредневековьеписцы, вероятно, сами складываликуски пергаменав тетради помере переписываниякниги. Самоепозднее, к XVвеку торговцыписчебумажнымитоварамипродавалибумагу и пергаменуже сложеннымив тетради.
Линование.В помощьписцам страницысредневековыхкниг разлиновывались, так же какразлиновываютсясовременныететрадкидляобучения школьниковписьму, а современныегроссбухи ибумагадляписем так ипечатаютсяс уже готовойлиновкой. Линованиебыло привычнойчертой средневековойкниги. Чем наряднеекнига, тем болееискусно онабыла разлинована.Неразлинованныерукописныекниги (а такиетоже существуют)были дешевымии некрасивымикустарнымиподелками.Богато декорированныеманускриптыпокрыты сеткойлинеек дляписьма. Привозникновениикнигопечатания, когда первыепокупателиеще были настроенына то, что печатныеиздания будутнапоминатьтрадиционныерукописныекниги, обычнымтрюком быловычерчиватьлинеечки вокругкаждой строкипечатноготекста, посколькубез этого книга, вероятно, выглядела„голой” инезавершенной.Примеры подобноготрюкачестваможно найтидаже среди книгXVIIвека.
Линии, нанесенныена страницусредневековойрукописи, вомногом определялисьтем, для какоготекста онипредназначались.Писец либочертил линейкисам, либо, всоответствиис задуманнымформатом ирасположениемтекста, подбиралнаиболее пригодныйему писчийматериал средилистов с ужеготовой линовкой.
ИзвестноруководствоIXвека по математическиправильномулинованию.Предположим, что страницасостоит из пятидолей в высотуи четырех долейв ширину, говоритоно. Текст должензанимать четыредоли в высоту.Внутренниеи нижние полядолжны бытьв три раза ширевнешних полейи пространствамежду столбцамитекста (еслитекст написанв два столбца)и на треть ширеширины верхнихполей. Расстояниемежду линейкамидолжно соответствоватьразмеру букв, говорит руководствов заключение.Измерить страницув соответствиис этими указаниямидовольно трудно.Нелегко такжепроверить, следовали лидошедшие донас рукописныекниги рекомендуемойпропорциисоотношенияполей, посколькувнешние краястраниц, скореевсего, неоднократноподрезалисьв процессепереплетения.Однако же, несмотряна отсутствиеу нас точныхдоказательств, можно предположить, что средневековыедизайнерыосознавали, что в привлекательнойвнешне книгевысота текстаравна ширинестраницы8.
До XIIвека большинствокниг линовалосьвпрокол, слепымилиниями, проводимымистилом илитупой сторонойножа. Писцысильно нажималии временамипо ошибке прокалывалипергамен насквозь.Приблизительнов начале XIIвека впервыепоявляютсялинии, проведенныечем-то вродекарандаша: этомог быть графит, но скорее этобыласвинцоваяпалочкаилидаже серебро.В XIII-XIVвеках свинцовыекарандашииспользовались, вероятно, именнов таких целяхкак линованиеманускриптов.Начиная с XIIIвека, нарядусо свинцовыммаркером (частодаже в одноми том же манускрипте)для линованияприменялисьтакже перо ичернила. Использовалиськоричневые, красные, зеленыеили пурпурныечернила, а иногдаи комбинациииз несколькихкрасок, придающиестранице праздничныйвид. Нередколинии, отграничивающиеблок текста, продолжаютсядо самого краястраницы; зачастуюэти линии удвоеныили утроены.Точно так жегоризонтальныелинии для текстатоже иногдапродлеваютсядо края страницы, или хотя быпервая и последняяиз этих линий, или первая, третья, третьяот конца и последняя.Интересно, глядя на рукопись, делать наблюденияо том, как онабыла разлинована, хотя, впрочем, довольно непростона основанииувиденногоделать какие-либообобщения.
Перо. Каждомузнаком образписца, переписывающеготекст птичьим пером.Образ этотдовольноточен. Чернилабылиболее густымии вязкими, чемсовременные.Сохранилосьмножестворецептов изготовлениячернил, однакоже, нет ни одногоуказания о том, как правильноочинить перо.Очевидно, каждыйграмотныйчеловек самподготавливалдля себя перья, так что не имелосмысла описывать, как это делается.Очинка перьевбыла стольобычным и самимсобой разумеющимсянавыком, какв древнем Египте, так и в АнглииXIXвека, что нестоила особогоупоминания.Наиболее пригоднымидля письмавсегда считалисьпять маховыхперьев с внешнейстороны крылагуся или лебедя.Иногда можностолкнутьсяс утверждением, что микроскопическиебуковки университетскихучебников XIIIвека писалисьвороньимиперьями. Техническиэто вполневозможно, однакоже, чем меньшеперо, тем еготруднее держать, особенно принаписаниитысячестраничнойбиблии, а мелкогоначерка вполнеможно добиться, получше заостривбольшое перо.Уроженки Америкииндейки, производящиевеликолепныеперья, в Средниевека не былиеще известныв Европе9.
Средневековыйписец, несомненно, подготавливалсвое перо быстрои без особыхусилий. Завершающееотсечениекончика приходилосьв процессеписьма повторятьдовольно часто, посколькурасщепленноеострие перарасходилосьот постоянногонажима.
На редкостьраспространенысредневековыеизображенияписцов в действии.Это либо портретавтора в началеего книги, либостандартнаяиконографияевангелистови отцов Церквиза работой.Таким образом, для каждогопериода Среднихвеков мы располагаемизображениямилюдей, пишущихпером. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.1)
--PAGE_BREAK--
ВЫВОДЫ ПОГЛАВЕ
Таким образом, в раннем Средневековьебольшинствокниг производилосьдля церковно-литургическихнужд и использовалосьсвященникамии монахами вцерквях и монастырях.Эти книги считалисьсобственностьюсвятого патронатого или иногохрама или монастыря.В таком качествекниги должныбыли обеспечитьпривязанностьсвятого к общине, преподнесшейему столь дорогойподарок, исимволизироватьнерушимостьи продолжительностьэтой привязанности.
В древниевека книгиимели целыйряд различныхфункций. Взависимостиот предназначениякниги и вкусовзаказчикасущественноварьировалисьвнешний види содержаниекниги. В соответствиис менявшимисякатегориямиосновныхпользователейкниги можноусловно выделитьдо восьмифункциональныхтипов книг: этокниги длямиссионеров, императоров, монахов, студентов, аристократов, священников, собирателей, и просто „книгидля всех”.
Существоваломного материалови технологийизготовлениядревних рукописныхкниг. Например, книги писалина пергамене, папирусе, бумаге.При этом использовалосьлинование книг.Писали книгиперьями гусяили лебедя.
ГЛАВА 2 ИСКУССТВОХУДОЖЕСТВЕННОГООФОРМЛЕНИЯКНИГИ В СРЕДНИЕВЕКА

2.1 Оформителикниг

Еще в эпохукаролинговнеобычайногорасцвета достиглоискусствоминиатюры — книжной иллюстрации.Слово миниатюрапроисходитот латинскогоназвания киновари- красной краски(лат. minium), которойбыло принятовыделять началотекста. Художники-миниатюристычасто переезжалис места на место.Потому школминиатюры несложилось, асуществовалицентры изготовленияиллюстрированныхрукописей примонастырях.А в конце VIII векапод покровительствомКарла Великогобыла основанакнигописнаямастерскаяв Ахене. Именноздесь в 781-789 годахпо заказу КарлаВеликого мастерГодескальквыполнил особоеЕвангелие (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.2), где увековечилвизит Карлав Рим на Пасхув 781 году и крещениеего сына Пипинапапой АдрианомI. На пурпурномфоне пергаменамастер четковывел золотыеи серебряныебуквы, которыесимволизируюткрасоту небеси вечной жизни10.
Оформлялкнигу не самкаллиграф, адругие специалисты- миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы.Миниатор (лат.minium — сурик, краснаякраска) — художник, рисовавшийцветные иллюстрации, миниатюры, инициалы; заголовки, отдельныестроки — «рубрики»и т.п., — раскрашивалкрасным рубрикатор(лат. ruber — красный).Иногда инициалили миниатюруиллюминировалисусальнымзолотом. Мастерамиоформлениясначала былимонахи, но сХIII-ХIVв. все чащеэтим стализаниматьсяхудожники-миряне, работавшиев монастырских скрипториях боко бок с писцами, или scriptores, такжеобычно монахами.
Миниатюристыоформлялиогромное количествоманускриптов, необходимыхдля совершениялитургическойслужбы, богословскихштудий илииндивидуальнойрелигиознойпрактики, равнокак и многихдругих книг, составлявшихкнижность тойэпохи, включаясветские сочиненияантичных авторов.Хотя в периодпозднегоСредневековьяи Возрождениякниги по-прежнемупроизводилисьв монастыряхи обителях(особенно активнымикнигопроизводителямив XVвеке сталикартузианцыи Братия ОбщиннойЖизни в Нидерландах), миниатюристык этому времениуже превратилисьв мирскихпрофессионалов-ремесленников, работавшихв своих ателье спомощью помощникови подмастерьев.В действительности, профессиональныенаемные миниатюристыиз мирян появилисьуже в XI-XIIвеках, и светскиххудожниковчасто приглашалив монастырина короткийсрок для выполнениятой или инойработы11.
Большинствосветских художниковпозднегоСредневековьяработало тольков области книжногоиллюстрирования, но некоторыезанималисьи миниатюрой, и полномасштабнойфресковой истанковойживописью.Иллюстраторыобычно принадлежалилибо к гильдиихудожников, либо к гильдиям, вовлеченнымв книготорговлю: писателям, переплетчикам, книгопродавцами т.д. – гильдейскаяпринадлежностьхудожников-иллюстраторовварьироваласьот города кгороду. Вплотьдо позднегоСредневековьябольшинствоиллюстраторовоставалосьбезвестным.Хотя писцыстали ставитьподписи подсвоей работойуже в 586г. (этимгодом датируютсязнаменитыеЕвангелияРабулы), до VIIIили IXвека мы нерасполагаемни одной подписьюиллюстратора.Несмотря нато, что отсутствиеподписей художниковможет объяснятьсятем, что в некоторыхслучаях писеци иллюстраторбыли одним итем же лицом, как в случаес ЛиндисфарнскимиЕвангелиями, изготовленнымиепископомЭадфритом в716г.(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.3), подписииллюстратороввстречаютсянечасто досамого концаСредних веков.Только по мерепостепенноговозвышениястатуса художникаот простогоремесленникадо признанногоартиста виллюстраторахстало пробуждатьсясамосознание.Помимо всевозрастающегочисла подписей, с XIIвека все болеечастыми становятсяавтопортретыиллюстраторов.
С XIIIвека увеличившеесяколичествосохранившейсядокументации, в основномюридическогохарактера, снабжает насдополнительнойинформациейо светскиххудожниках.Особенно хорошодокументированадеятельностьгородскихиллюстраторов.Университетскиегорода, такиекак Болонья, Париж, Оксфорд, Кембридж игралив этом отношенииочень важнуюроль, будучиосновнымицентрами производстваи продажи книг.
На раннейстадии развитиясредневековойкнижногоиллюстрированияобучениеиллюстраторовпроходило вмонастырях, причем знаниепередавалосьот учителя кученику, хотяс IXвека появляютсяи отдельныеучебники потехнике и технологиикнижной живописи.Позднее, помере увеличениячисла светскиххудожников, обучение сталопроходить вформе ученичествав ателье, всоответствиис правилами, установленнымигильдией, ккоторой принадлежалииллюстраторы.
Иллюстраторычасто распределялиработы междусобой. На разныхэтапах надодной и той жеминиатюройработали разныечлены ателье.Мастер отвечалза самые сложныеи решающиечасти работы, такие как компоновка, тогда какподмастерьямбыла доверенаболее механическаяи трудоемкаяработа попроще, как, например, подготовка грунта илиобведениепервоначальногонаброска чернилами.Иногда отдельныелисты еще непереплетенного кодекса раздавалисьдля иллюстрированиянесколькимхудожникам.В таких случаяхособое вниманиеуделялоськонечной гармонизацииработы. Конечноеединстводекоративногооформлениякниги былоочень важнои тогда, когданезаконченныйпроект завершалсяпозднее, другимхудожником: к первоначальнойпрограммеукрашения(часто в видезаконченной прориси)обычно относилисьс уважениеми по возможностиследовали ей.Широко известенпример из XVстолетия: ЖанКоломб, завершаяработу братьевЛимбургов над«Очень РоскошнымЧасословом»герцога дю Бери(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.4), придерживалсяпервоначальногоплана и композиции, вполне вероятно, следуя приказувладельцазнаменитогоЧасослова.

2.2 Особенностиоформлениядревних книг

Инициалы(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.5), орнаментна полях, декоративныерамки, маленькиекартинки иукрашениятекста, самостоятельныекартины нацелую страницу- все это былиэлементыдекоративногооформлениясредневековойрукописнойкниги. Заглавногоили титульноголиста книгине имели. Текстначиналсясловами: «Incipitliber» («Начинаетсякнига») иливообще без них.Выходные данныеиногда приводилисьв конце книги, в так называемомколофоне. Назначениеминициалов (онипоявились враннем средневековьеи сначала назвались«capitales») было украситькнигу, посколькудругие декоративныеэлементы враннюю эпохувыгляделичрезвычайнопримитивными.
С развитиемсредневековойкультурысовершенствовалосьи искусствооформлениякниги, разнообразилисьсредства украшения.Бывало, чтодекоративныеэлементыпросто-напростооттесняли текстна второй план.Так, экземплярБиблии, созданныйво Франции вXII в. (Bible moralisee), был снабженпятью с лишнимтысячами миниатюр.Не довольствуясьбогато разукрашеннымиинициалами, порой представлявшимисобой целыеминиатюры, витиеватооформленнымизаголовками, рубрикациейважнейшихразделов ибукв, многоцветнымииллюстрациями, мастера сталиукрашать исвободноепространство- поля книги, как бы охватываятекст растительныморнаментомили другойдекоративнойрамой. Вообщеискусствооформлениякниги средневековымимастерами былодоведено досовершенства.Краски былисочными и яркими- они сохраниличистоту и свежестьдо наших дней, несмотря напролетевшиестолетия.
Сначала всеэто искусствоопиралось надостиженияантичного мира.Но сказывалосьи влияние восточного(византийского, сирийского, армянского, даже коптского), и особенноместного, народногоприкладногоискусства.Средневековыехудожникинередко вплеталив книжный орнаментмотивы народныхсказок, изображениямифическихсуществ (этотак называемыйзвериный орнамент).
Наружноеоформлениесредневековойкниги такжеимеет специфическиечерты. Размерее варьируетсяот гигантскихфолиантов докрохотногоduodeco (в 1/12). Диктовалиразмер не столькоэстетическиекритерии, скольконаличие пергаменау изготовителя.Лишь литургическиекниги всегдаизготовлялиськрупным форматом.
Самой жебогатой каролингскойрукописью сталазнаменитаяУтрехтскаяПсалтирь (IX век), названная поместу ее хранения(университетнидерландскогогорода Утрехта).(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.6, 7) В ней 165миниатюр, каждаяиз которыхсоответствуетопределенномупсалму. На рубежеXII-XIII веков в одномиз баварскихмонастырейбыла созданаи знаменитаяCarmina burana. Сборник былполон миниатюрами, которые окружалорнамент издеревьев и травс разнообразнымизверями и птицами12.
Постепеннов средневековых(особенно парижских)мастерскихвыработалсясвой особыйстиль. Важнейшуюроль в восприятииминиатюры игралчерный контур.Этот контурстал «бледнеть»лишь к концуXIII столетия.Одновременнок 70-м годам сталиизменятьсяи пропорциифигур — из приземистыхкрупноголовыхфигурок с большимиступнями иладонями онипревратилисьв изящные иудлиненныеготическиес характернымизгибом спиныи живота. Меняетсяи характердрапировкифигур. Еслираньше фигурыоблекалисьв мелкие складки, повторявшиекаждое, подчасвесьма нелепое, движение, тотеперь складкисделалисьредкими и тяжелыми, а движения — неспешнымии плавными. Всяподвижностьперешла налица, на которыхпоявиласьхарактернаяулыбка с приподнятымиуголками рта(ее потом позаимствуютхудожникиВозрождения).Сами лица ещепо-прежнемураскрашивалисьвнутри черногоконтура белиламии ярким румянцем.
Миниатюрычасто обрамлялисьдекоративнымиэлементами.Сначала этобыли драконы, фантастическиептицы, аканф, а затем (со второйполовины XIII века)листочки плюща, дуба или винограда.В парижскихрукописях этоговремени миниатюрытак распространены, что часто проникаютдаже внутрьинициалов. Дляних чаще всегоспециальноделался золотойфон. А в серединестолетия возники особый видинициальногоорнамента — головки, полуфигурыи фигурки людей, животных, птиц, столь прихотливопереплетенныхмежду собой, что даже именовалисьдролери (фр.«дурачества»).Такие дролерииногда охватываличуть не весьлист с текстом13.

2.3 Технологиииллюстрированиякниг в Средниевека

Множествотехнологий, использовавшихсяпри иллюстрированиикниг, требовалоспециализацииразличныхдисциплин ужена ранних этапахработы. Разныехудожники иремесленникивыполнялитехническуюподготовку пергамена и чернил, смешиваниекрасок, золочение, дизайн композициии выполнениерисунка, нанесениеодного цветаза другим, филиграннуюи орнаментальнуюроспись, полировкуи т.д. Писец вовремя копированиякниги отводилместо для иллюстрациии оставлялуказания относительноее сюжета икомпозициив виде мелкихзаметок наполях. По завершенииработы надтекстом, когда тетради ужемогли бытьпереплетеныв кодекс, мастер ателье, следуя предписаниямписца, тщательнопрорисовывалв отведенномместе эскиз.Первым этапомиллюстрированиябыло золочение.Собственнороспись начиналасьс нанесенияосновных цветови с прорисовкилиний первоначальногонаброска. Послеэтого накладывалисьтени и болеетемные тона, а наложениебелых бликовзавершаломоделированиефигур и пространства.
Композицииминиатюр моглибуквальнымобразом «переводиться»с одного экземплярана другой припомощи прозрачнойкальки, carta lustra илиcarta lucida. Композициикопировалисьтакже при помощиугольногопорошка: контурыоригиналапрокалывалисьмелкими дырочками, оригинал помещалиповерх новойстраницы илегонько похлопывалипо нему мешочкомс красящимвеществом, меловой илиугольной пылью, так чтобы належащей подним страницеостался пунктирныйконтур. Из такогоотпечаткаполучалсянабросок вродерисунка свинцовымкарандашом, описанноговыше. Для подготовкик раскрашиваниюего требовалосьобвести чернилами.
Некоторыеминиатюры иинициалы всредневековыхрукописныхкнигах так иоставалисьграфикой, особеннов каролингскуюили романскуюэпохи или вкнигах научногоили практическогосодержания, но в большинствеслучаев книжноеиллюстрированиеподразумевалояркость красок, а часто и миниатюры.„Иллюминованный”манускриптв узком смыслеслова содержитзолото илисеребро, отражающиесвет. Рукопись, обильно декорированнаякрасками, ноне золотом илисеребром, строгоговоря, не является„иллюминованной”.Цистерцианскиммонахам разрешалосьукрашать своикниги красками, но запрещалосьиллюминироватьих, посколькузолото считалосьматериаломлегковесными неуместнымв сурово-аскетическойжизни монаха.Иллюминированиезолотом восходиткорнями к Античности, но становитсяособеннораспространеннымв позднемСредневековье.Такие книги, как часословы, почти всегдаиллюминировались14.
Если рукописьдекорируетсязолотой фольгой, золото накладываютраньше красок.Последовательностьважна по двумпричинам. Во-первых, золото пристанетк любому ранеенанесенному пигменту ирасстроитрисунок, а во-вторых, при энергичнойшлифовке золотоголиста вся краскавокруг негоможет загрязнитьсяили вовсе стереться.
В началеоформлениясредневекового кодекса книгавсе еще пребывалав виде разрозненныхлистов, но работас текстом былауже завершена.Иллюстраторупредстоялозаполнитьрисунком пустыеместа, оставленныеписцом. Помимопрочего, этоозначало, чтосюжет, расположение, а очень частои формат рисункапредопределялисьвсе тем же писцом.Писец частооставлял иллюстраторуи словесныеуказания. Так, например, внутриили рядом сместом, предназначеннымдля великолепногоинициала, маленькаябуковка частоуказывала, какой именнобуквой долженбыть этот инициал.Временами, как, например, вцистерцианскихрукописяхтринадцатоговека, где дляинициаловупотреблялсятолько одинцвет, на местебудущей буквицыдля иллюстратораспециальнооставлялинебольшоепятнышко краски, чтобы указатьему желаемыйцвет инициала.С подобной жецелью названияцветов частонадписывалисьна самом рисункеили на полях.Такая практикабыла особеннораспространенав английскихи французскихкнигах двенадцатого-тринадцатоговеков.
Иллюстраторначинал своюработу с вычерчиванияэскиза свинцовымкарандашом илиграфитом.Когда прорись былазакончена, ееобводили чернилами.Такие эскизыв больших количествахсохранилисьв неоконченныхманускриптах.Обычно онипредставляютсобой сложные, отточенныерисунки, а никоимобразом неторопливыенаброски; темне менее, в своевремя их невоспринималикак законченныепроизведения.После четырнадцатоговека рисунокиногда копировалис другой миниатюрыили более раннегонаброска методомперекалывания.Иногда болееранние миниатюрывырезалисьи использовалисьповторно вновых книгах.В конце пятнадцатоговека в голландскиерукописныекниги вставлялидаже раскрашенныеот руки гравюрыи линотипы.
Когда рисунокбыл окончен, пергамен покрывалижидким клеем(животный клей, разведенныйводой). Клейчасто был окрашензеленым, синим, коричнево-желтымили розовымкрасителемдля созданиязатененногофона, на которомотчетливеевыделяютсязолото и яркиекраски. (Та жетехнологияприменяласьпри использованиибумаги, всечаще употреблявшейсяначиная стринадцатоговека, иногдадаже вперемешкус пергаменом).В некоторыхранних манускриптахшестого века(знаменитых«пурпурныхкодексах»)окрашивалисам пергамен, на которыйзатем наносилизолотые илисеребряныебуквы15.
Следующимшагом послеподготовкикомпозициии обработкиповерхности пергамена былозолочение, всегда производившеесядо собственнораскрашивания.Раскрашиваниебыло последнейи самой важнойстадиейиллюстрации. Пигмент смешивалсяс каким-либо связующимвеществом, связывающимкрупинки пигмента.До XIVвека самымупотребляемымсвязующим быляичный клей, приготовляемыйиз стоялыхяичных белков.После XIVвека яичныйклей заменилигуммиарабиком(смолой культурногодерева). Техникаживописи, получавшаясяпри использованиибелкового клеяили гуммиарабикапохожа на темперу, т.е. на размеренную, аккуратнуюработу маленькими, тщательновывереннымимазками, создающимичетко очерченныеформы и гомогенныецветовые поля.Краска наносиласьво много слоев, а моделированиепроизводилосьболее темнымиили более светлымитонами. Использованиеочень маленькихкисточек илегко контролируемого, текучего, новязкого красящеговещества былонеобходимойпредпосылкойдля созданиямалоформатныхизображений, обычно проработанныхдо мельчайшихдеталей. Покакнига состоялаеще из разрозненныхлистов, художникмог работатьнад несколькимистраницамиодновременно, смешивая краскидля использованияв более чемодной композиции.Весь процессиллюминированиякниги был оченьдлительными дорогостоящим, поэтому иллюминованныеманускриптыбыли роскошью, доступной лишьзажиточнымпокупателям.С приходомкнигопечатанияпышные иллюминованные кодексывышли из моды.Несмотря нато, что раскрашенныевручную раннепечатныекниги оченьчасто имитировалив своем оформлениииллюминованныерукописныекниги, в XVIвеке книжноеиллюминированиесошло на нет16.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.4 Иллюстрациив Библиях

Иллюстрациик Библиям появилисьв среде александрийскихиудеев, когдаоколо серединыIII в. до Р. Х. былосуществленперевод Торына греч. язык(Септуагинта).Они, испытаввлияние эллинистическойхудожественнойкультуры, моглиявлятьсяпромежуточнымэтапом междуантичнымииллюстрированнымисвитками сочиненийгреческихавторов ихристианскимииллюстрированнымиБиблиями. Подобныхиллюминированныхрукописей донас не дошло, но о существованиив изобразительномискусствесложившейсяиконографииветхозаветныхсюжетов свидетельствуютобширные библейскиециклы и изображенияпророков вросписи синагогив Дура-Европос(244-245)17.
Сюжеты библейскихминиатюр четковыстраиваютсяв три группы:«историческиеминиатюры»,«нравоучительныеминиатюры»и «пророческиеминиатюры».В «историческихминиатюрах»изображения, вписанные винициалы, либоиллюстрируютключевое событиеследующегоза этим инициаломтекста, либоявляются картинкойдля одногоначальногослова (частомало значащего).
За миниатюрами«нравоучительных»и «пророческих»библейскихкниг утвердиласьдостаточнотвердая иконографиясюжетов. Это, например, «ПоучающийСоломон», «Иовна гноище» (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.8) в Притчах,«Богоматерьс младенцем»к Песни Песней.Персонажейна таких миниатюрахвсегда малои все их атрибутысведены к минимуму.Все лица, какправило, схожимежду собой, фон абстрактный, элементы архитектурыпереданы предельноусловно, частов руках у пророков, апостолов иевангелистовсвиток.
Большоезначение дляобилия украшенийимело предназначениетой или инойкниги. Такпредназначеннаядля мирян Псалтырьукрашаласьособо обильно.Самим псалмамв ней частопредшествовалцелый циклминиатюр. Здесьже раньше другихстали появлятьсяшутливые дролери.Не менее богатоукрашаласьи Библия-вульгата(СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.9). Так называлилатинскийперевод Библии, выполненныйв V веке св. Иеронимоми отредактированныйв XIII веке в Парижскомуниверситете.К тексту частоприлагалисьнеканоническиекниги, выдержкииз трудов отцовцеркви в качествепрологов котдельнымкнигам Ветхогои Нового завета.
Напротив, мисалы (литургическиекниги, предназначенныедля священника, с полным текстоммессы, хоровымипартиями, календарем, литаниями ипр.) иллюстрировалисьдовольно скупо.Иногда ониукрашены лишьмедальонамив виде знаковзодиака внизустраницы иверхними медальонамис изображениямисельскохозяйственныхзанятий помесяцам.
Тонкими былиукрашениямаленькихкарманныхБиблий в восьмушкулиста (ит. m octavo). Текстздесь писалсяособым «бисернымписьмом» (нем.perlschrift), которыйсмотрелсяорнаментомвокруг изысканныхминиатюр.
ИллюминированныеБиблии не однородныпо составу. Онисодержат разноеколичествокниг Ветхогои Нового Заветов.В различныхсочетанияхмогут встречатьсяобе части Библии, например, НовыйЗавет с Псалтирью, книга Бытиес Апокалипсисом.Наиболее раннимсохранившимсяпамятникомиллюстрированнойБиблии являетсяфрагмент рукописи, созданной вРиме в 350-380 гг., содержащий4 листа с иллюстрациями, относящимисяк Книге Царств(КведлинбургскаяИтала — Berolin. SB. Theol. lat. Fol.485).18
ИллюстрациираннехристианскойБиблии отличалисьисключительнойобстоятельностьюв передачеподробностейтекста и сопровождалиогромное числоэпизодов, например, лондонскаярукопись книгиБытие (Cotton Genesis. London. Otho. B.VI, кон. V — нач. VI в.), являющаясякопией александрийскогооригинала V-VIвв., имела первоначальноок. 330 миниатюр, венская рукописькниги Бытие(т. н. ВенскийГенезис (Vindob. Theol. gr.31, VI в.)), созданнаяв Константинополеили Антиохии, включала 48 миниатюр.Тип иллюстраций, представленныйв этих рукописях, сложился в тотпериод, когдаосновным видомкниги был свиток, в котором иллюстрациирасполагалисьлибо короткимиполосами погоризонтали, разделяющимистолбец текста, либо сплошнойполосой во всюдлину свитка(Свиток ИисусаНавина, византийскаякопия X в. раннехристианскойрукописи — Vat.Palat. gr. 431). В кодексах, которые постепенновытеснили изупотреблениясвитки, первоначальносохранялсяфризовый принципрасположенияиллюстраций, например, вВенском Генезисе, Россанскомкодексе (Евангелиеот Марка и Матфея- Россано, кафедральныйсобор, VI в.), СинопскомЕвангелии(Paris. Suppl. gr. 1286, VI в.). Миниатюры, украшающиеэти рукописи, точно следуютза текстом, отличаютсядраматизмоми подробностью, динамичнымхарактеромдействия, обилиемантичныхолицетворений.Сцены располагаютсяна узкой полоскепозема илипрямо на фоне, архитектурнымикулисами обычнослужат портикии полукруглыеколоннады-экседры; персонажи, какправило, в римскиходеждах, современныхсозданию иллюстрации.
Появляетсяи другой типминиатюры, занимающейцелый лист итяготеющейк форме картины, обрамленнойрамкой, например, миниатюрыЕвангелияРаввулы (Laurent. Plut. I.56, 586 г.), которыесвидетельствуюто том, что к кон.VI в. сложилисьопределенныетипологическиеособенностив оформлениикниг НовогоЗавета, получившиедальнейшееразвитие ввизантийскомискусстве. Дляних характерноналичие образовевангелистов, изображенийважнейшихевангельскихсобытий, соответствующихгодовому кругупраздников; сравнительныетаблицы параллельныхтекстов изЕвангелий(канонов) сталиукрашатьсядекоративнойрамой в видетриумфальнойарки. К данномувиду рукописейотносятся такжеЕвангелие(Paris. Syr. 33, VI в.); Библияс 23 изображениямипророков (Paris. Syr.341, VII в.); созданноев Италии латинскоеЕвангелие с2 листовымиминиатюрамис изображениемевангелистаЛуки и евангельскихсцен (Cambr. Corpus Christi. Ms. 286, 600г.); Евангелие, украшенноетаблицамиканонов (Vat. Lat. 3806, VIв.); ПятикнижиеАшбернема, созданное вИталии илиИспании, с большимиминиатюрами, включающимимногочисленныесцены, которыесопровождаютсякомментариями(Paris. Nouv. acq. lat. 2334, кон. VI — нач.VII в.)19.
Библейскиеиллюстрациипослужилибогатейшимисточникомдля многихмонументальныхросписей.Повествовательныеветхозаветныециклы и сюжеты, имевшие вхристианскойтрадициипрообразовательноезначение (напр., Три отрока впечи — ВоплощенияСпасителя), изображалисьво фрескахкатакомб, широкоиспользовалисьв рельефахсаркофагов, мелкой пластике.В качествепримеров, прямоуказывающихна иллюстрацииБиблии какисточник, можноназвать серебряныйреликварийиз музея Брешии(360-380), в рельефахкоторого представленыистория Иакова, Моисея, Сусанны, прор. Даниила, Ионы и мозаикицентральногонефа базиликиСанта-МарияМаджоре в Риме(432-440).
ИллюминированныеБиблии в XIII-XIV вв.создавалисьв скрипторияхКиликийскойАрмении, пережившейв этот периодподъем в областиискусствакнижной иллюстрации.Киликийскаяминиатюраотличаетсянеобычайнымбогатствоморнаментики(Jerus. Arm. 1925, 1269 г.; Матен.375, 1270 г.; Библия царяГетума II — Матен.180, 1295 г.). Сохранилосьнесколькоподписных идатированныхманускриптов, украшенныхСаркисом Пицаком(Venez. Mechit. 1508, 1319 г.; Матен.2627, 1338 г.), ТоросомТаронаци (Матен.353, 1317 г.; Библия ЕсаиНчеци — Матен.206, 1318 г.; Venez. Mechit. 1107, 1332 г.), Авагом(Библия 1314 г. сминиатюрами1358 г.- Матен. 6230)20.
Лицевые Библиибыли широкораспространеныв западноевроп.искусстве. Вотличие отвизантийскихбиблейскихкниг латинскиеиллюстрированныеБиблии включали, как правило, полный объемветхозаветноготекста Вульгатыи книги НовогоЗавета. Числоиллюстрацийсо временемувеличивалось.Библии в IX в. имелииллюстрацииветхозаветнойчасти от книгиБытие до Пророков, в Новом ЗаветепомещалосьизображениеХриста во славес символамиевангелистов, апокалиптическогоАгнца, Св. Троицы(Lond. Add. 10546; Рим, Сан-Паолофуори ле Мура- Karol. 3. V, 870 г.). В XI-XII вв.преобладалоорнаментальноеукрашение книг, хотя создавалисьотдельныерукописи силлюстрациямив лист (Эрланген, библиотекауниверситета.121, XII в.). Наибольшуюпопулярностьлицевые Библииполучают вискусствеготики. Изящныефигурки и целыесцены вписываютсяв инициалы, украшенныеискусно выполненнымиорнаментальнымимотивами, схожимис витражамиготическиххрамов (напр., РНБ. Лат. Q. v. I. 227, XIII в.; РНБ. Лат. O. v. I. 174, XIII в.; МГУ НБ. Инв. и:288703, 1240-1250 гг.). В XIII в. быласоздана т.н.НравоучительнаяБиблия, состоявшаяиз циклов миниатюрс краткимипояснительнымитекстами, содержащаяболее 5 тыс. рисунков(напр., Толедо, сокровищницасобора, ок. 1230). ВXIV в. получаетраспространениеиллюстрированнаяБиблия бедных.В XV-XVI вв. с началомкнигопечатанияпоявляютсяБиблии с гравированнымииллюстрациями, напр., изданныеГ. Цайнером(Аугсбург, 1475), Сензеншмидтоми Фриснером(Нюрнберг, 1475), Пфланцманном(Аугсбург, 1475), онисопровождались57 иллюстрациями.Издания Г. Квентеля(Кёльн, 1478-1479) и А.Кобергера(Нюрнберг, 1483)имели более100 иллюстраций.Последующиеиздания, использовавшиерезные доскиКёльнскойБиблии, выходилив Аугсбурге, Страсбургеи Гуттенберге21.
Древнейшиерусские Евангелия-апракос- ОстромировоЕвангелие(РНБ. F. п. I. 5, 1056-1057 гг.)и МстиславовоЕвангелие(ГИМ. Син. 1203, до1117 г.) — украшеныизображениямиевангелистов(в ОстромировомЕвангелии нетминиатюры севангелистомМатфеем, но длянее оставленоместо), орнаментальнымизаставкамии инициалами.

ВЫВОДЫ ПОГЛАВЕ
Итак, оформлениемкниги занималисьспециалисты- миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы.Мастерамиоформлениясначала былимонахи, но сХIII-ХIVв. все чащеэтим стализаниматьсяхудожники-миряне, работавшиев монастырских скрипториях боко бок с писцами, также обычномонахами.Миниатюристыоформлялиогромное количествоманускриптов, необходимыхдля совершениялитургическойслужбы, богословскихштудий илииндивидуальнойрелигиознойпрактики, равнокак и многихдругих книг, составлявшихкнижность тойэпохи, включаясветские сочиненияантичных авторов.Иллюстраторычасто распределялиработы междусобой. На разныхэтапах надодной и той жеминиатюройработали разныечлены ателье.
С развитиемсредневековойкультурысовершенствовалосьи искусствооформлениякниги, разнообразилисьсредства украшения.Бывало, чтодекоративныеэлементыпросто-напростооттесняли текстна второй план.Элементамидекоративногооформлениясредневековойрукописнойкниги былиинициалы, орнаментна полях, декоративныерамки, маленькиекартинки иукрашениятекста, самостоятельныекартины нацелую страницу.
При иллюстрированиикниг использовалосьмножествотехнологийи это требовалоспециализацииразличныхдисциплин ужена ранних этапахработы. Разныехудожники иремесленникивыполнялитехническуюподготовку пергамена и чернил, смешиваниекрасок, золочение, дизайн композициии выполнениерисунка, нанесениеодного цветаза другим, филиграннуюи орнаментальнуюроспись, полировкуи т.д.
Сюжеты библейскихминиатюр четковыстраиваютсяв три группы:«историческиеминиатюры»,«нравоучительныеминиатюры»и «пророческиеминиатюры».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершаяисследование, можно прийтик выводу, чтодревние рукописныекниги бывализачастую богатоукрашеныиллюстрациямии другимидекоративнымиэлементами.Средневековаякнига представляласобой уникальноепроизведениеискусства исчиталасьпредметомроскоши. Предназначеннаядля храмов, монастырей, богатых и знатныхзаказчиков, она должна быласоответствоватьтому великолепию, которым окружалисебя церковьи верхушкаобщества.
Задачи исследованиявыполнены:
Изучена литература по теме исследования
Определены функции древневековх книг;
Рассмотрены материалы и технологии изготовления рукописной книги;
Выявлено, кто занимался оформлением древних книг;
Охарактеризованы особенности оформления древних книг;
Указаны технологии иллюстрирования книг в Средние века;
Изучено оформление древних Библий.
Цель исследованиядостигнута- иллюстрациив древневековыхкнигах изученыс позиций методов, технологийих выполнения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

Белоброва О. А. О Библиях с гравюрами в русских библиотеках 2-й пол. XVII — нач. XVIII в. // Книжные центры Древней Руси: Северорусские монастыри. — СПб., 2001. С. 306-322.
Георгиевский Г., Владимиров М. Древнерусская миниатюра. — М., 1933.
Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. — М., 2008. С. 59.
Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья: Материалы для учителя МХК. — М.: Международный союз книголюбов, 2001. — с.13-20.
Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского. - М., 2002.
Квливидзе Н. В. Лицевой летописный свод и Годуновская Псалтирь 1591 г. Отражение иконографии миниатюр в монументальной живописи и иконописи кон. XVI в. // ДРИ. [Вып.:] Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. — 2004. С. 417-430.
Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. — Од., 1876.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М., 1948, 1986
Лихачева В. Д. Византийская миниатюра. — М., 1977.
Лихачева В. Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976.
Откровение Иоанна Богослова в мировой книжной традиции. — М., 1995.
Свирин А. Н. Искусство книги древней Руси XI-XVII вв. — М., 1964.
Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV в.: Исследование Псалтири Томича. — М., 1969.
Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтири. — М., 1977.

ПРИЛОЖЕНИЕ

/>
Рис.1.МиниатюраЛиндисфарнскогоЕвангелия

/>
Рис.2.РазворотЕвангелияГодескалька.781-783годы.

/>
Рис.3. ЛиндисфарнскоеЕвангелие

Рис.4. Страницаиз Часословагерцога Беррийского

Рис.5. Рукописныйинициал изЕвангелия.Бавария, XI в.

/>
Рис.6. Рисунокпером в УтрехтскойПсалтыри

/>
Рис.7. МиниатюраУтрехтскойПсалтыри

/>
Рис.8. Иовна Гноище. Миниатюра,XIIIвек

/>
Рис.9. БиблияВульгата


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вступ до аналізу асоціативних правил
Реферат Возможности практического применения программных продуктов CorelDraw и Photoshop для разработки элементов наружной рекламы
Реферат Лариса, Кнуров и Вожеватов (по драме А. Н. Островского Бесприданница)
Реферат Методичні основи обчислення собівартості продукції
Реферат Рабовласницькі державні утворення на території північного причорномор я
Реферат Особенности управления действиями сил гражданской защиты по снижению экологических ущербов в процессе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
Реферат Глобальные социально-экономические проблемы мировой экономики
Реферат География Московской области
Реферат Технология принятия управленческого решения 3
Реферат Создание и описание базы данных "СТУДЕНТЫ" (Отчет по курсу "Базы данных")
Реферат Девятнадцатый век в истории Великобритании
Реферат The Crucible Essay Research Paper The production
Реферат Каналы распределения и товародвижения
Реферат Белорусский менталитет
Реферат Вид. Критерии вида