Реферат по предмету "Культура и искусство"


Древнее искусство народов юга Приамурья петроглифы и скульптура

План

Ведение
Глава1. История исследованиядревнего искусстваПриамурья(основные этапыи проблематика)
Глава2. Древние наскальныеизображения(петроглифы)Приамурья
2.1 Характеристика, ареал распространенияи периодизацияпетроглифов
2.2 Cакачи-Алянскаягруппа петроглифов: датировка, образы и стиль
2.3 Архаринскаягруппа петроглифов: датировка, образы и стиль

Введение

Территориальныерамки исследованиядовольно обширны– это территорияВерхнего, Среднегои Нижнего Амура, в административномделении этотерриторияАмурской области, Еврейской АОи Хабаровскогокрая.
Хронологическиерамки исследованияэпоха верхнегопалеолита, неолита и РЖВ
В основеисследованиялежат сравнительно-типологический(анализ археологическогоматериала) исравнительно-исторический(анализ письменныхисточников)методы с последующимсинтезом полученныхрезультатов.В отдельныхслучаях уделялосьвниманиетехнико-технологическими экспериментальнымаспектам (изучениетехники производствакерамическихизделий: 1) отборсырья и рецептыформовочныхмасс; 2) конструирование;3) орнаментацию;4) обработкуповерхности;5) обжиг.). Формойестественнонаучногометода являетсяиспользованиеданных радиоуглеродныхисследований.Применялисьметоды описанияи наблюдения.

Глава1.История исследованиядревнего искусстваПриамурья(основные этапыи проблематика)

Первымииз наскальныхизображенийв бассейнеАмура в наукестали известнырисунки направом берегур. Уссури у с.Шереметьевского.Эти рисункипривлекалиеще в 1859 г. вниманиеодного из первыхисследователейУссурийскогокрая Р.К. Маака, обследовавшегодолину Уссури.В числе другихживописныхмест по р. Уссурион описал эффектныескалы «Нюрце»ниже устья р.Уссури.
В 1860 г.в газете «Амур», издававшейсяв Иркутске, появилосьсообщение К.Ф.Будогоскогоо том, что наодном из утесовпо р. Уссури«высеченыизображения: голова тигра, рыба, какие-тознаки».
В 1894 г.шереметовскиенаскальныеизображенияосмотрел Н.Альфтан. Онкратко описалрисунки и указал, что они расположенына правом берегуУссури тремягруппами. Вдальнейшемэти сведенияо шереметьевскихрисунках былииспользованыв обобщающейсводке поархеологическимпамятникамДальнего Востока, составленнойФ.Ф. Буссе и Л.А.Кропоткиным.
В 1895 г.в «Приамурскихведомостях»появилосьпервое известиео древнихизображенияхна скалах поправому берегуАмура вблизис. Малышево ипос. Са-качи-Алян.В заметке описывалосьместонахождениеписаниц и помещалисьнесколькорисунков — изображениеорнаментированноголося и несколькоантропоморфныхличин. Указанатакже техникарисунков –«выполненаженообразнымилиниями». Наиболееранние сведенияо Сакачи-Алянскихписаницахимеются в неизданныхеще дневникахПаладия Кафарова- выдающегосярусского востоковедаXIX в., одного изпионере» исследованийранней историиДальнего Востока.Кафаров получилсведения окамнях с древнимиизображениямина берегу Амураот этнографаПротодъяконова.Эти данныетакже отраженыв сводке археологическихпамятниковФ.Ф. Буссе и Л.А.Кропоткина.
Перваязаметка, специальнопосвященнаяСакачи-Алянскимписаницам, принадлежитвидному американскомувостоковедуХ1Х в. Лауфферу, участникуэтнографическойэкспедициина Амур, организованнойамериканскимМузеем естественнойистории в Нью-Йорке.В 1899 г. он опубликовалсведения опетроглифахАмура, отметив, что при слияниирек Орды и Амурау гольдскогопоселка Сакачи-Алянна песчаномправом берегунаходится многовалунов, частьюрассеянных, частью собранныхв длинный вал, который производитвпечатлениеискусственногоукрепления.На некоторыхиз валуновиметются «курьёзныепетроглифы», очевидно — глубокойдревности. Чтоже касаетсясамих рисунков, то они представляют, по словам Лауфера, человеческиелица, а такжефигуры животных.
В концеXIX получил известностьтакже каменьс древнимиизображениямиу с. Калиновкина правом берегуАмура. О немписал Г. Фуок, участникэтнологическойэкспедицииамериканскогомузея естественнойистории в Нью-Йорке.
В 1919 г.во время путешествияпо Сибирисакачи-алянскиерисунки осмотреляпонский историк, этнограф иархеолог Т.Рюдзо. Он описалместонахождениепамятникови отметил, чторисунки нанесенына скальнойповерхностиестественногообнажения наберегу Амураи представляютсобой изображенияоленей, другихживотных, атакже людей.Рюдзо замечаетстилистическоесходствоантропоморфныхфигур на писаницахи глиняныхстатуэток, относящихсяк каменномувеку Японии.
Первыесведения окрасочныхнаскальныхрисунках СреднегоПриамурьядавшись в 30-егоды XX в. ЭтосообщениеСаенко о писаномкамне по р. Архаре.Он представляетсобой скалу, вертикальновозвышающеюсянад уровнемр. Архары на7-8 м. Поверхностьскалы довольногладкая, на нейнарисованыкрасной краскойкакие-то «иероглифы».
В 1925 г.впервые появилисьданные о писаницахВерхнего Приамурья.Их описал АХКузнецов всвоей известнойработе о развалинахКондуйскогогородка. Писаницарасположенав урочище Мехачинихе, в четырех верстахот с. Хутор и втрех верстахсевернее Коноваловки.Попутно онвысказал и своипредположенияо смысле этихрисунков. Водном из нихКузнецов увидел«изображениесвященногомедведя, которомупоклонялисьаборигены».
В 1935 г.петроглифыСакачи-Алянаи у стойбищаМай были осмотрены, частичноскалькированыи скопированына эстампахучастникамиНижнеамурскойархеологическойэкспедицииИнститутаэтнографииАН СССР в составеАЛ. Окладниковаи М.Я Черемных.Результатызнакомствас петроглифамиНижнею Амураотражены всборникенаучно-популярныхстатей Окладникова«Раскопки насевере», гдебыла высказанамысль о том, что на большойфигуре лосяв Сакачи-Алянеотразилосьвлияние скифосарматскогоискусства.Основаниемдля такогопредположенияявилось изображениефигуры, вписаннойв бедро лося.
В 1954 г.отряд ДВАЭ всоставе А.П.Окладникова, В.Б. Ларичева, ЮА Завитухина, Э.В. Шавкуновапроизвелархеологическуюразведку порекам ИнгодеОнону, Шилкеи Амуру. В результатебыли обследованыи отсняты писанидаоколо г. Читыпо левому берегур. Иногда — Титовскаясопка и Сохатинныйкамень а такжеписаницы возлес. Усть-Карскапо р. Каре в 10 кмвыше устья ив 10 км ниже с.Саблино в устьер. Шайкино, поАмуру в устьеДжалинды враспадке Ключевом, в устье Калиновкии в 112 м выше с.Смирновки наберегу Амура
В 1959 г.М.И. Рижскийобследовалписаницу врайоне с. Бутиха.Рисунки былиобнаруженыжителем пос.Верхняя ХилаИ.Р. Рязанцевым.В том же годуБлаговещенскийпедагогическийинститут организовалисторико-этнографическуюэкспедицию.В результатепоисков в верховьяхр. Зеи по правомуего притоку- ключу Онени, по сообщениюB.C. Евдокимова, был обнаруженписаный камень.Он представляетсобой небольшуюскалу.
Каменьобвалился вомногих местах.Рисунки, нанесенныебордово-оранжевойкраской, распалисьна куски. Наиболееясно видноизображениеней части оленяна нижней сторонеупавшей глыбы.На севернойстороне
Камнятакой же краскойнанесен целикомсохравшийсярисунок, но, чтоименно на немизображено- определитьтрудно.
Во времяэтнографическойэкспедициипо Джелутагскомурайону в I960 г. В.А.Тутолуковосмотрел ичастично зафиксировалнаскальныерисунки околобывшего пос.Средняя Нюкжаи по р. Геткан.В опубликованнойстатье он указалих местонахождение, охарактеризовалтехнику исполнениярисунков иописал камни, на которых онибыли нанесены.К статье приложенопять рисунков, которые, правда, не соответствуютреальнойдействительности.Что касаетсявозраста писаниц, то, судя повысказываниюВ.А. Туголукова, он не считаетих оченьдревними.
В 60-х — начале 70-х гг.АЛ. Окладниковымбыли обследованыи отсняты писашщыКирочи, Топгуйи Судуктуй вбассейне р.Онона (правыйберег Шилки)яписаницаБарауун-Кондуйв верховьяхр. Урумонгуй.обследованныенаскальныерисунки в вбассейне рекИногда, Ононаи УрунгуляОкладниковопубликовалв двухтомникепо писаницамЗабайкалья, выделив их вособую таежнуюгруппу писаниц.Датирует Окладниковписаницы ВерхнегоПриамурья путемстилистическогосравненияписаницамиПрибайкальяи Лены. «Древнее»других, старше, должны бытьпетроглифы, более близкиек реалистическимтаежным, — петроглифыПрибайкальяи Якутии. Болеепоздние терисунки, в которыхсильнее сказываетсяструя схематизмаи условности".Далее Окладниковвсе реалистическиефигуры лосейотносит к неолиту, а остальныеизображения- к эпохе металла.
С 1958 по1969 гг. наскальныерисунки у с.Сакачи-АлянаизучалисьДальневосточнойархеологическойэкспедициейпод руководствомА.П. Окладникова.В это времябыли исследованыпетроглифына берегу Уссуриниже дер. Шершел*-вои по р. Кищ (притокУссури). Первоесообщение опетроглифахКии появилсяв 1966 г. в статьеВ Яхонтова.

Глава2. Древние наскальныеизображения(петроглифы)Приамурья

2.1 Характеристика, ареал распространенияи периодизацияпетроглифов

ПисаницыНижнего АмураОкладниковделит по стилюи содержаниюна две хронологическиегруппы:
архаическую, древнейшую;
болеепозднюю, мохескую.
Основнаямасса рисунковпринадлежитк первой группеархаической, в полной мерепервобытной.Все эта древнейшиеизображениявыполненытехникой выбиванияили, как иногдапишут археологи,«точечнойретушью».
Архаическаягруппа петроглифовНижнего Амура, в свою очередь, разделенаОкладниковымна четыре фазы.К первой, мезолитической, фазе отнесеныпримитивныепо техникеисполненияи стилю фигурылосей, быков, лошадей, лесныхптиц, личинынарицательноготипа и череповидные.Вторая фаза- расцветанеолитическойкультуры — представленаскульптурнотрактованнымиличинами иличинами сосложнымиизображениямигеометрическихзаполненийих внутреннегопространства.Датированыони путемстилистическогосравнения сосходнымиизображениямина сосудах изВознесеновкии МалышевеТретья фазахарактеризуетсяусилениеморнаментализирующихтенденций иразвития абстрактности. Кромеисполненныхв такой манереличин, к нейотнесены иизображениялосей с орнаментнымзаполнением.К четвертойфазе отнесеывырезанныеные личины, датированныерубежом нашейэры.
Мохэскуюи группу рисунковОкладниковделит на тринеоднородныхкомплекса. «Впервую стилистическуюгруппу из всеймассы резныхрисунков можновыделить изображенияживотных скруто выгнутыми«кошачьим»туловищем, заполненнымвнутри поперечнымиполосами. Рисункивторой группыобнаруживаютпротивоположнуютенденцию.Существо еёв стремлениипередать формутеле животногоне округлыми, с прямыми линиями…И, наконец, втретий стилистическийкомплекс подходятсамые простые, примитивныеизображениятипа граффити: всадники, линейныечеловечки-прутики, женский символ.»Далее авторотмечает, чтов стиле и техникерисунков, атакже в их содержаниимного общего: изображеныв основномлодки, всадники, схематическитрактованныеживотные. Такоеединство содержанияможет свидетельствоватьо непрерывностикак формальной, так и смысловой.
С учетомвозраста обнаруженныхнедалеко отписаниц поселений(они относятсяк I тыс. н.э.), техникии стиля нанесениярисунков Окладниковотносит вторуюгруппу рисунковтакже к началуI тыс. н.э.
Сопоставляяданные археологическихраскопок, мифологиии этнографическийматериал, Окладниковприходит квыводу, чтодревние художникиСака-чи-Аляна- это предкинекоторых малыхнародов, проживающихна этой территории.
Второйрайон писаницВерхнего Приамурья- расположенниже слиянияреки Шилки ир. Аргуни — былобследованавтором в 1964-1972гг. материалыисследованийопубликованыв несколькихстатьях и совместноймонографиис А.П. Окладниковым.
Писаницыверхнего Приамурьярасположеныв долине ВерхнегоАмура, в бассейнеНюкжи, в среднемтечении Олёкмыи в верховьяхЗеи и Гилюя.Они резко отличаютсяот петроглифовПрибайкалья, Забайкалья»Нижнего Амура, северовосточнойчасти ДальнегоВостока и, всвою очередьпо стилю и содержаниюотносятся кдвум локальнымрегионам. Впервой входятпамятники, расположенные1 долине ВерхнегоАмура и по р.Арги (притокУркана), во второй- находящейсяв среднем теченииОлдкмы и в бассейнерек Нюкжи, Гилюяи Зеи.
Рисункив первом нанесеныкрасной охройна отвесныеплоскости скал.Выполненысплошнымиконтурнымилиниями, а такжесплошной заливкойпо контурукраской. В основномна писаницахизображеныразличныесцены, в которыхдействуютантропоморфные, зооморфныеи змееобразныесущества. Композициинебольшие: онисостоят обычноиз двух-трехфигур и изображают, например, борьбузмееобразныхсуществ сзооморфными; зооморфноесущество, глотающеешар, состоящеев окружении«драконовис раскрытымипастями; лодкис человеческимифигурками, нарисованнымив виде стерженьков.
Характерно, что у первойгруппы рисунковживотных, змееобразных, антропоморфныхи зооморфныхсуществ изображенараскрытаяпасть. Все онидатированырубежом нашейэры.
Еслинаскальныерисунки первоголокальногорайона ВерхнегоПриамурьяотносятсятолько к раннемужелезному веку, то рисункивторого локальногорайона датируютсяначиная с неолитаи кончая позднимсредневековьем.
Наскальныерисунки второголокальногорайона ВерхнегоПриамурья, расположенногов устье р. Онени(приток Нюкжи), датируютсяIV тыс. до и. э. Кним относятсяпервый и второйслои изображенийоколо бывшегопос. СредняяНюк-жа. В основномэто рисункиживотных, итолько на рубежеIII тыс. до н. э. написаницахпоявляютсяантропоморфныеизображения.
К III тыс.до н. э. отнесенаписаница, расположеннаяпо р. Геткон.Изображениеживотных наэтой писаниценачинают терятьсвою былуюреалистичность; они уже не главноев композиционномсюжете. На аренувыходит самчеловек сосвоими колдовскимиобрядами исцены охоты; но в написанииживотных по-прежнемуостается многоархаическихособенностей.
ПамятникиП тыс. до н. э.расположенына левом берегуОлекмы, в 15 кмниже устьяНюкжи, по р. БольшойОнон и околопос. СредняяНюкжа (четвертаягруппа рисунков).Они представленыантропомофнымифигурами имифическимисуществами.
К памятникамраннего железноговека второгорайона ВерхнегоПриамурьяотнесены наскальныерисунки, расположенныепо рекам Тунгурче, Тунгурчакануи ключу Горелому.
Памятникираннего железноговека второголокальногорайона продолжаютсохранятьтрадициипредшествующихпамятниковнаскальнойживописи даннойтерритории.Кроме мифическихсцен, на них, как и на болееранних памятниках, показаны сценыоленеводства: загон оленяи верховая ездана оленях.Сохраняетсятрадиционнаястилистическаяособенностьпредыдущегопериода — изображениеживотных склиновиднымиголовами. Посравнению спредшествующимипамятникамив композицияхраннего железноговека появляетсяи совершенноновая техникананесенияживотных сплошнымилиниями.
КсредневековымписаницамВерхнего Приамурьяотнесены наскальныеизображенияв верховьяхр. Онени, правогопритока Зеи, и третий слойрисунковСредненюкжинскойписаницы. Наних изображеныживотные, птицыи антропоморфныесущества, которыепредставляютсцены магическихобрядов, направленныхна размножениедиких и домашнихживотных, атакже на добычуданных животныхи птиц.
Определяющиммоментом вдатировкеписаниц таёжнойзоны Приамурьяявляются материалыжертвенныхмест, расположенныху плоскостейс наскальнымирисунками. Приопределениивремени нанесениянаскальныхрисунков использованыранее выработанныеметоды хронологии: стилистическоесопоставлениесо скульптурами, гравировками, орнаментациейна сосудах, найденных впоселенияхи могильникахСибири и ДальнегоВостока; нанесениерисунков поверхдругих, болееранних, анализрасположенияфигур на плоскостях; стилистическоесравнениерисунков написаницах сдругими изображениямина рассматриваемойтерритории, имеющими надежныеоснования длядатировки.
Количествонайденных вСеверной Азиинаскальныхрисунков, датированныхпалеолитическимвременем, постояннорастет. Первыйпамятник спалеолитическойживописью былоткрыт в 1941 г, А.П.Окладниковыму дер. Шишкинопо р. Лене, затемв 1971 г. А.И. Мазинымбыли обнаруженыпалеолитическиенаскальныерисунки по р.Токко в 6 км отпос. Бырка, наперевале междуключами Ноготуйи Дровяной.Специфическойособенностьюэтих рисунковявляется то, что они находятсяне в пещерах, а на открытыхскальных выходах.
Всеизображенияна плоскостивыполненыкрасной охройсплошнымиконтурнымилиниями илизаливкой поконтуру. Поцвету краски, манере писанияи расположениюна плоскостирисунки можноразделить напять разновременныхгруппы. К первой, наиболее древнейгруппе относятся11 изображенийбизонов.
Переданыони краснойохрой, котораяот естественногоразрушенияприобрелаоттенки оттемного дожелтоватого.
Можновыделить двестилистическиеособенностинанесениярисунков бизоновна скальноеплато. Первая- животное переданотремя начертаниями.Вначале выпуклойлинией изображалисьрог, верхняячасть головы, шеи, холки, спинаи хвост. Затемодним штрихомбыли очерченыморда, нижняячасть шеи, грудь, брюшная часть, круп. И, наконец, двумя мазкаминаносилисьпрямые ноги.При второмспособе передачиголова, туловищеи хвост животногоочерчены однимвзмахом руки, а затем добавленыноги и рог.
Поманере написанияи расположениярисунков наплоскости этиживотные объединяютсяв одну композициюи изображеныодним художником.Не смотря насхематизм ипрофильноеизображениеживотных, рисункипоражают своимдинамизмом.В них подчёркнутыспецифическиечерты бегущихбизонов — приопущенные, устремленныевперед головы, широко расставленныеноги и отброшенныеназад хвосты.
Ковторой групперисунков нарассматриваемойплоскостиотносятся двеизображенияносорогов, расположенныечуть выше стадабизонов. Выполненытемно-краснойохрой, оттенкикоторой отличаютсяот рисунковостальныхгрупп.
У одногоизображенияносорога сохранилисьтолько задняячасть туловищас хвостом иногой. Второеизображениеносорога хорошейсохранности.Животное изображенов профиль. Унего массивноетуловище, высокаяхолка, короткаяшея. Небольшимиутолщениямивыделена длиннаяголова с клинообразнымрогом на конце, который какбы пронизываетизогнутуюлинию, имеющуюпять отростков.Сверху у носорогананесен ещёодин рог.
Изображениеносорога написанице имеетбольшое значениедля датировкирассмотренныхнаскальныхрисунков, таккак это животноеотносится ксугубо плейстоценовойфауне и вымерлов Северной Азиираньше, чембыки и бизоны.
Следуетзаметить, чтов археологическойлитературеустоялись несовсем верные, на наш взгляд, традиции относитьк палеолитическимнаскальнымрисункам, и тос большимиоговорками, только теизображения, на которыхпоказана вымершаяплейстоценоваяфауна, а о раннеголоценовыхрисунках вообщене идет речи.Но ведь в плейстоценесуществовали, наряду с вымершимитеперь, такиепредставителифауны, которыедожили до нашихдней, -северныйолень, изюбр, лось и др. Онибыли объектамиохоты, их костяныеостанки частообнаруживают* палеолитическихпамятниках.Поэтому ихизображениявполне могутприсутствоватьи на палеолитическихписаницах.
Можносогласитьсяс предложением, что основнымиобъектами охотычеловека впалеолите былимамонт, бизони носорог. Из-замагическихдействий, связанныхс охотой, изображенияименно этихживотных инаносилисьна скалы. Нотогда возникаетвопрос: неужелис вымираниемживотных, являвшихсяосновным источникомсуществованияи постепеннымпереходом кпромыслу оленяи лося наскальноеискусствопрекратилосвоё существование? Конечно, нет! Оно продолжалосуществоватьвплоть до нашегостолетия, но»герои" его, естественно, менялись. Вэтом планебольшой интереспредставляюттретья и четвертаягруппа изображенийна первой плоскостиБыркинскойписаницы инюкжинскиенаскальныерисунки.
Нюкжинскаяписаница содержитдалее разновременныегруппы рисунков.Наиболее древняяпервая группананесенатемно-краснойохрой, внутриконтура изображенияполностьюзалиты краской.Здесь представленыживотные пасущиеся, стоящие в спокойнойпозе, поднимающиесявверх, спускающиесявниз, маткиоленей, стоящиес телятами вспокойной позе»сцены магическойохоты и разнообразныезооморфныесущества. Средирисунков имеютсяи групповыеи одиночныеизображениялюдей. У человеческихфигурок расставленыноги и разведенысторону руки.На двух рисункахизображенычеловечки, стоящие поодиночкеоколо кругов, напоминающихсолярные знаки, в окружениикрасочных пятентретьем группалюдей проследуетпасущихсяживотных Втораягруппа рисунковвыполненаконтурнымилиниями болеесветлой охрой.Сюжеты этойгруппы рисунковгораздо разнообразнее.Здесь изображеназагонная охотас луком, сцены, включающиерисунки, напоминающиесолярные знаки, животные, стоящиев спокойнойпозе, у которыхобозначеныпищеводы сжелудками.Только одноживотное в этойгруппе находитсяв движении.Люди здесьнарисованыс расставленнымив сторону ногамии разведеннымируками. Все онипоказаны вдвижении иявляются участникамиизображенныхсобытий. Третьяи четвертаягруппы Быркинскойписаницы поманере передачиизображенияи тематикиблизки ко второй.
В оченьблизкой стилистическойманере древнийчеловек изобразилна Среднешайкинскойписанице скачущегокозла. Это покаединственноеизображениев Сибири и наДальнем Востоке, которое неимеет себеаналогов написаницах.
Рисункиживотных расположеныпо вертикали, вверх и внизголовой, подуглом, без трактовкиушей и рогов.Головы у нихпараболоидные.Древний человекпередавал ихкак бы двумяочертаниями: вначале оннаносил головуи туловищезатем подрисовывалноги. Эта манераявляется однойиз характерныхособенностейпередачи животныхна ранних этапахнаскальногоискусства втаежной зонеПриамурья. Повнешним признакамтрудно определить, каких животныхпытался изобразитьхудожник. У нихголова приопущена, длинные массивныетуловища, непропорциональнокороткие нога.У двух фигурна Среднешайкинскойписанице и наплите из нюкжинскогожертвенникана конце мордыимеются подтреуголь-ныевыступы. Можнопредположить, что это — стилизованныеизображенияносорогов. Отом, что рисунки, выполненныебордовой охрой, на Среднешайкинскойписанице являютсянаиболее ранними, говорит следующийфакт: рисункиэпохи бронзырасположенына менее удобныхвторостепенныхплоскостях, а в одном случаедаже нанесеныповерх болееранних.
НаБутыхинскойписанице изображениечеловека иживотных выполненыв реалистическойманере. На нейвпервые написаницахтаежной зоныПриамурьяпоявляютсяфигуры птици охотничьиизгороди.
Изложенныематериалыпозволяютсделать следующиевыводы. В плейстоценеосновным объектомпромысла быликрупные животныеи животные, ведущие стадныйобраз жизни.В одиночкучеловек не могих добывать, охота былаколлективной.И в наскальныхрисунках таежнойзоны Приамурьяведущее положениезанимает зверь, служившийосновным источникомсуществования: носорог, бизон, лошадь и т.д.Но в концеплейстоцена- начале голоценаизменилиськлиматическиеусловия. Сменилисьи объекты промысла.Происходятподъем в развитииматериальнойкультуры иломка в мировоззрениидревнего человека.Этот периодв наскальномискусствехарактеризуетсяпоявлениемизображенийсовременнойголоценовойфауны и выходомна сцену человекаи духов — помощниковв зооморфном, зооантропоморфноми птицеообразномотличиях.
Писаницыпериода неолитаи раннего металлатаёжной зоныПриамурья постилистическимособенностями тематикеделятся на«таежные» и«степные».«Таёжные»писаницы расположеныпо всей территориитаёжной зоны, а «степные»- в лесостепнойзоне Приамурья.
К наиболееранним памятникам«таёжного»стиля можноотнести наскальныерисунки писаницы, расположеннойу бывшего пос.Средняя Нюкжа.По окраске иманере изображениянаскальныерисунки СреднейНюкжи делятсяна четыре группы.
К первойгруппе рисунковотносятсяреалистическивыполненныеизображенияоленя. По величинеи расположениюна плоскостионо занимаетцентральноеместо. Недаромв более позднеевремя с оленемнарисовалишамана, совершающегомагическийобряд. Полноепервоначальноеизображениеэтого животногоне сохранилось.Голова оленябыла подправленав более позднеевремя. Древниелюди, которыеоставили изображениешамана на ирисунки, входящиев третью группу, подправилии голову оленя.Очень реалистичноизображенытри ноги (однапередняя и двезадние). Передняячасть оленянемного приподнятаи слегка развернутак зрителю. Создаетсявпечатление, что животноевот-вот придётв движение.
О раннемвозрасте первойи второй групприсунковсвидетельствуеттот факт, чтоизображениечетвёртойгруппы этойже писаницы, датированные11 тыс. до н. э., какбы подрисованына второй групперисунков сбокуна оставшемсясвободном, менее выгодномместе.,
Эталономписаниц дляпоздненеолитическогоэтапа таежнойзоны Приамурьяявляется памятникс р. Геткан. Онсохраняет всёранненеолитическиетрадиции визображениинекоторыхживотных, носодержаниюего гораздошире и своеобразное.Многие животныевыполненыдовольно реалистично.Одни из нихстоят в спокойнойпозе со вскинутымиголовами, другиекак бы поднимаютсяв гору. Сохранилисьещё традицииизображенияживотных спараболоиднымиголовами. Наодной из плоскостейизображениеживотногополностьюкотирует рисунокна базальтовойплите, которуюперекрывалкультурныйслой нюкжинскогожертвенника.Но на Гетканскойписанице визображенииживотных ужечетко прослеживаетсяи новая тенденция.
Появляютсяизображенияживотных склинообразнымиголовами, безвыделения шеи, и животные, нарисованныесплошной линией.У последнихэллипсовидныеголовы на тонкойшее высоковскинуты, туловищеобозначеносплошнойгоризонтальнойлинией, четыредлинные ногирасположеныперпендикулярнок туловищу.
НаГетканскойписанице появляютсяи совершенноновые образы- символ вселеннойв виде кругас вписаннымкрестообразнымначертагаем, с рогами оленя, свернутые вклубок змеи.Изображениялюдей тожепредставленыгораздо ширеи разнообразнее.Выполнены онитремя видамитехники: сплошнымии контурнымилиниями, а такжезаливкой внутриконтура краской.Все человеческиефигуры, как ив более раннеевремя, показаныв фас и в профиль.
Всеизображениялюдей на этойписанице представленыв движении: онипреследуютзверя, танцуют, взявшись заруки, или совершаютмагическиеобряды. Многиеиз них не простолюди, а духиили боги, которыесвоей пляскойи молитвамидобывают счастьелюдям. У нихтрехпалые рукиразведены встороны, округлыеголовы окруженынебольшимичерточками, у всех указаныфал осы.
В позднемнеолите в наскальноеискусствоПриамурьявписываетсяновая стилистико-тематическаятенденция, которая прослеживаетсявплоть до рубежанашей эры. Сэтого временив таежных писаницахсуществуютдва стиля. ВоП тыс. до н. э. ониболее четкооформились.В дальнейшеммы их будемназывать«оленеводческими»и «охотничьими»- по хозяйственнымукладам, которыеотражены врисунках.«Оленеводческие»писаницы расположеныв среднем теченииОлёкмы и полевобережнымпритокам Амура,«охотничьи»- в бассейнеШилки и в верховьяхлевых притоковАргуни.
«Оленеводческие»писаницы сохраняютнеолитическиетрадиции внаписанииживотных иантропоморфныхфигурок, носюжеты развиваются, в них появляютсяоленеводческиесцены. Наибольшийинтерес среди«оленеводческих»писаниц представляютнаскальныерисунки, обнаруженныениже устья р.Укурума налевом берегуОлёкмы, выполненныеярко-краснойохрой. По стилюнаписания, цвету краскии сохранностинаскальныеизображенияОлбкмы можноотнести к одномувремени.
На«оленеводческой»писанице изображенычеловеческиефигуры, лодки, животные, люди, едущие на животныхи ведущие ихна поводу. Побогатствусюжета этаписаница гораздовыразительнеепредшествующихнеолитическихизображений.На ней отраженовозникновениеживотноводства.
По стилюизображенияживотных илюдей четвертаягруппа рисунковСредненюкжинскойписаницы отличаетсяот олёкминской, но по сюжетамони близки. Наобеих писаницахпоказаны сценыоленеводства.Сближает ихи обнаруженныйодновременноматериал изкультурныхслоев жертвенников.Следовательноможно говоритьо том, что рассмотренныенами писаницыпо времениблизки другк другу. Их можнодатироватьконцом II — началомI тыс. до н.э.
Кнеолитическимнаскальнымрисункам«охотничьего»стиля относятсяизображениялосей на седьмойплоскостиУсть-цоронскойписаницы. Этопервое реалистическивыполненныерисунки лосейна писаницахПриамурья. Дваверхних лосяпереданы сплошнымилиниями поконтуру извишневой охры.Третья фигуралося нанесенасплошной заливкойпо контурубордовой охрой.По манере написанияони близки другдругу, но, судяпо цвету краскии технике передачи, нарисованыразными художниками.У фигур лосейизображеныхарактерныедля этого животногочерты: отвисшаяверхняя губа, приподнятаяхолка, приопущенаягрудина; нотакая наиболеесущественнаядеталь, какподшейный клок, не указан.
Наскальныерисунки «степного»стиля. Специфическойчертой писаницэтого стиляявляются изображенияантропоморфныхфигурок цепочками, оградок, заполненныхрядами округлыхпятен, и систематизированныхрядов, состоящихиз округлыхпятен. Хронологияих выявляетсяна основанииматериаловжертвенникови стилистическогосравнения междусобой.
К наиболееранним памятникам«степного»стиля относятсяУрулюнгуй I. Наней нанесеныоградка с вписаннымипо контуруантропоморфнымифигурками, птицы, змееобразныесущества, животное, систематизированныеряды округлыхпятен и антропоморфныефигурки, расположенныепоодиночкеи цепочками.
ЖертвенникУрулюнгуй Iсодержал трикультурныхгоризонта.Первый, на основаниинайденныхпредметов, можно датироватьне позднеесередины I тыс.до н. э. Второйгоризонт — керамика, орнаментированнаямелкими отпечаткамиматерии. Подобнаякерамика длябассейна ВерхнегоАмура характернас середины IVтыс. до н. э. досередины П тыс.до н. э. Третийгоризонт, поматериалам, его формам итрадициямобработкиподаналогитолько в комплексевещей памятникаНовопетровкаII, датируемогоIV — V тыс. до н. э. Этимвременем можнодатироватьи памятникУрулюнгуй I.
Наскальныерисунки писаницыУрулюнгуй I постилю написаниянаходят близкиеаналоги в памятникахНортуй I и дровяной.
Написанице ЦоронIII представленыбессистемныескопления исистематизированныев прямоугольныеочертанияокруглые пятна, животные, антропоморфныефигурки, бегущиепоодиночке, друг за другоми расположенныецепочками, птицеобразноесущество исплошные линии.
НаЦоронскойписанице вотличии отУрулюнгуйскойпоявляетсяновая манера: передачаантропоморфныхфигурок свыставленнымивперед ухватообразнымируками и антропоморфныхфигурок, держащихв руках щитокили луки. Животныена писаницевыполнены впрежней стилистическойманере, толькоу некоторыховальныминачертаниямидобавленыголовки. Онирасположеныпоодиночкеи попарно.
Итак, рассмотревписаницы таежнойзоны Приамурьяэпохи неолитаи раннего металла, мы установили, что по стилистическомунаписанию итематике сюжетов, начиная с раннегонеолита, оничетко делятсяна два стиля- «таежный» и«степной». Непозднее концанеолита в «таёжной»стиль вклиниваетсясвежая стилистико-тематическаяволна. С этогомомента «таежный»стиль разделеннами на «охотничий»и «оленный».Если стилистическиеособенностипамятников«оленного»стиля имеютсвязующиезвенья с ранниминаскальнымиизображениямитаежной зоныПриамурья, тописаницы «степного»и «охотничьего»стилей, несмотряна своё широкоетерриториальноераспространение, таких связующихзвеньев неимеют. «Охотничьи»писаницы своимикорнями уходятв неолит иглазковскоевремя Прибайкалья, а корни происхожденияпамятников«степного»стиля остаютсяпока загадкой.
--PAGE_BREAK--
2.2 Cакачи-Алянскаягруппа петроглифов: датировка, образы и стиль

НаНижнем Амуре(в ВосточномПриамурье)петроглифынаходятся нарасположенныхна берегу базальтовыхвалунах, частично— на скалахбереговойтеррасы. Поназванию крупнейшегопамятника —-Сакачи-Алян(село Сакачи-Алян,60 км от Хабаровска)— нижнеамурскиепетроглифыобъединеныв сакачи-алянскуюгруппу. Ониотносятся кэпохе неолитаи выполненыв период околоX тысячелетия— IV—IIIтысячелетийдо нашей эры; некоторыерисунки созданыв эпоху раннегожелезного века— Пт1 тысячелетииядо нашей эры(есть и болеепоздние, относящиесяк началу Iтысячелетиянашей эры). Болееранние петроглифынанесены техникойжелобчатойвыбивки припомощи каменныхорудий, позднейшиевырезаны наповерхностивалунов. Побольшей частиони изображаютличины, скореевсего, этозапечатленныев камне ритуальныечерепа-маскии образы антропоморфныхмифологическихперсон. Встречаютсятакже образыживотных, птиц, лодок, змей.Спиральныйорнамент петроглифовявляетсясимволическимвоспроизведениемобраза змеии отражаетбытовавшийсреди создателейрисунков культэтого существа
Всюэту резколокализованнуютакже и в пространствегруппу памятниковдревнего искусстваДальнего Востокаможно назватьпо наиболеехарактерномуи самому богатомупамятникусакачи-алянскойгруппой петроглифов.По богатствуи яркости первоеместо срединих занимает, конечно, Сакачи-Алян.Затем следуетШереметьевское.Своеобразиепетроглифовв Сакачи-Аляневыражено в ихтопографии, в том, где и начем именно онивыполнены.
Количестводревних изображенийв Сакачи-Алянеудалось установитьлишь приблизительно.Амур большуючасть годаперекрываетсвои песчаныеберега, а вместес ними и валунныероссыпи, средикоторых находятсякамни с изображениями.Многие из них, вероятно, погребеныв песке. В процессеизучениясакачи-алянскихрисунков намне раз приходилосьпроизводитьнебольшиераскопки, чтобыосвободитьот песка ту илииную частьглыбы с изображениями.
Следуетсказать далеенесколько слово технике выполнениятаких изображений.Древний мастер, художник, работавшийнад этимиизображениями, пользовалсяархаическимиприемами обработкикамня. Никакихдоказательствпримененияметаллическихинструментовнет. Нужно думать, что употреблялисьтолько каменныеотбойники ввиде простыхгалек, болеетвердых, чембазальт. Мастертого времениработал надсвоими рисункамитак же, как трудилсянад каменнымитопорами. Онударял каменьо камень, выкрашивалкристалл закристаллом, кусочек закусочком, покав ней не образовалисьмелкие, точечныеуглубления- ямки, сливавшиесязатем друг сдругом в сплошноепятно, в желобок.Так шла медленнаяи упорная работаваятеля, пока, наконец, дикий, необработанныйкамень не приобреталжелаемую форму, пока на нём(или, вернее, из него) не появлялсяжеланный образ, существовавшийдо этого в сознаниихудожника.
Рисункисакачи-алянскойгруппы в большинстверельефные, почти скульптурные.Можно сказать, что они, какправило, представляютсобой в собственномсмысле словане рисунки, аскорее барельефныеизображения.В тих случаях, когда рисункивыбиты желобкамина плоскости, их можно назватьгорельефнымиизображениями.В сущности обаэти понятияв данном случаеприменимы здесьв одинаковоймере, с одинаковымправом, потомучто практическии та, и другаятехника одновременнопредставленыв различныхобразцах петроглифов, не отделеныдруг от другакакой-то резкойгранью и переходятвзаимно другв друга дажев одном и томже произведении.В одних случаяхлижна оформленалиниями, представленнымив положительномрельефе, выпукло, техникой барельефа.В ЙШ — желобками, отрицательнымрельефом, т.е.горельефнымспособом. Слово«скульптурныеизображения», конечно, в данномслучае имеетопределённоесодержание.Оно означает, что речь идётне о скульптурев настоящемсмысле слова, а лишь об определеннойтенденции кобъёмномуизображению, а не к строгоплоскому, какэто мы видимво всех наскальныхслучаях, напримерпри изображенииморды и глазлосей на некоторыхнаиболее реалистичныхпетроглифахКаменных островов.Но такая тенденцияв сакачи-алянскихпетроглифахсуществуети выраженавполне определенно.
Однаиз черт, которойобъединяютсяизображенияэтой группы,- их сюжеты. Сюжетыэти отличаютсявыраженнымпостоянством, причем, постоянствоэто определенногорода, не такоекак на таёжныхписаницахСибири. Там вранних петроглифахгосподствуетодин образ, один сюжет — лось. Здесь жекомплексновыступают вовсех основныхместонахожденияхНижнего Амураи Уссури — вСака-чи-Ашше, Шереметьевском, Кии — пять сюжетов: личина, птаца, змея, лодка, олень-лось.
Центральноеместо средиизображенийСакачи-Аляназанимают истранным образомстилизованныеантропоморфныелица — «личины».Личины этиобъеди-няютсяобщими для нихчертами формыи стиля. И, преждевсего тем, чтоэто не престолица как таковые, а в подавляющембольшинствеименно личины, т.е. условные, абстрагированные, изображениячеловеческихлиц. Личинынастолькоразнообразны, что трудносвести их всколько-нибудьопределённые, устойчивыегруппы илитипы.
Исходяиз наиболееустойчивоповторяющихсяпризнаков, проще всегоразделитьличины по ихобщим очертаниям, по форме лица.Основой, характернойдля большинстваизображенийформой личиныбыл овал, правильный, симметричныйпо очертаниям.В других случаяхмы видим личинуяйцевидно-овальную, обращеннуюсуженным концомвниз. Встречаютсятакие личиныв форме болееили менее правильнойокружности.Следующуюгруппу личинпредставляютличины трапециевиднойили, что ещереже, прямоугольнойформы. Отдельновыделяютсядалее личиныс овальнойверхней частьюи прямо срезаннымоснованием, своего родагибрид овальныхи прямоугольныхформ.
Замечательнойчертой рядаличин являетсято, что они резкорасширенывверху, гденаходятсяогромные, круглыеглаза, и стольже круто суживающиекнизу, образуяузкий, округлыйили прямо срезанныйподбородок.Такие личинынапоминаютморду обезьяны, а вместе с теми череп. Их можноназвать поэтомуобезъяновиднымиили черепнымиличинами.
В последнююгруппу объединяютсяличины безвнешнего контура, с одним толькозаполнениемили с его элементамив виде парныхкругов иликонцентрическиховалов.
Такимобразом, можновыделить следующиетипы личин:
Овальные.
Яйцевидно-овальные,
Трапециевидные.
Прямоугольные.
С овальнойвершиной ипрямым основанием.
Обезъяновидныеили череповидные.
Парциальные.
Характернойчертой рядаличин являютсяих обрамленныескулы в видеореола из короткихполосок, «сияние».Иногда лучиэти достигаютзначительнойдлины и образуютсвоего родакорону. В другихслучаях ониокаймляютличину не толькона её темени, но и по всемуконтуру. Набольшой Шереметьевскойличине такоеобрамлениеможет означатьв одних случаяхволосы на головеи бороду, каку айнов; в других- головной убориз перьев.
Особовыделяютсядва изображенияживотных — лосей.У них реалистическиживо переданыформы тела, вособенностиголова. Специфическойособенностьюобеих этихфигур являетсяналичие в нихорнаментальныхдеталей в видезавитков-спиралейи кругов, условноизображенных, как мы думаем, внутренниеголовы — кишечник, сердце, почки, печень.
Большойинтерес вызываюттакие фигуры, которые можноназвать тиграми.О том, что этоименно тигры, свидетельствуютоформлениеих туловищапоперечнымиполосками, напоминающимиполосатую шкуруамурскоготигра.
Изображенияптиц представленыкак в Шереметьевском, так и в Сакачи-Аляне.На парном изображенииптиц в Сакачи-Алянеясно видно, чтоэто утки, вШереметьевскомже — это лебедиили гуси.
Отдельнонужно выделитьдве фигурысидящих птиц, выбитые рядомс фигурамиживотных. Онитрактованыв обобщеннойманере — у нихвыпуклая грудь, короткая, приостреннаяголовка, напоминающаякуриную или, точнее, головутетерева илиглухаря.
Неожиданноважное местосреди сакачи-алянскихпетроглифовпринадлежитпресмыкающимся, змеям. Фигурызмей с их гибким, извивающимсяволнообразноили спиральютелом образуютсамостоятельныекомпозицииили входят вдругие групповыерисунки каких составнаячасть. В рядеслучаев змеивысечены накамнях изолированно, сами по себе.
Какэто ни удивительно, но в наскальныхизображенияхАмура, в жизнинаселения такоеогромное, жизненноважное местозанимал рыболовныйпромысел какосновной источниксуществованияполностьюотсутствуетрыба.
Естькомпозиционныепостроения, когда на глыбахСакачи-Алянавыбиты лодки; они в ряде случаяхизображаютсяне одиночно, а группируютсякомплексно, как бы целымифлотилиями.В общем комплексес лодками соединяютсятакже личины.
Оригинальныечерты сакачи-алянскихпетроглифов, их своеобразиекак художественногоявления особеннонаглядно выступаютв их стиле.Особенностистиля амурскихнаскальныхизображенийяснее всеговидны при сравненииих с петроглифамисоседней леснойСибири с классическимидля нее наскальнымиизображениямитой группы, которую посовпадениюсо скульптурнымиизделиями изнеолитическихмогил на Енисееи на Ангареследует датироватьэпохой каменноговека.
Контрастенуже сам по себенабор основныхсюжетов, весьмир художественныхобразов. В тайгеВосточнойСибири безраздельногосподствуетобраз зверя- лося. На Амуреже первое местов петроглифахпринадлежитне зверю, а человеку, вернее, антропоморфнымобразам, личинам.И еще остреекоренное различиемежду искусствомсибирскогокаменного века, с одной стороны, и амурскогонеолита — с другой, обнаруживаетсяв особенностяхтрактовкигосподствующегосюжета амурскихпетроглифов- личин. Какпоказываетанализ личинСакачи-Аляна, Шереметьевскоюи Кии, в большинствеэта трактовкапронизанаорнаментализмом, игрой плавныхкривых линий, бесконечноразвертывающейсяспирали. Именноона, спираль, а также, неразрывносвязанные соспиральюконцентрическиекруги и простокруги являютсяне только необходимойсоставнойчастью, но иважнейшимформообразующимэлементоммногих наскальныхизображенийАмура и Уссури.
И самоеглавное, наиболееглубокоепринципиальноеразличие междудревнейшимискусствомАмура и ВосточнойСибири заключаетсяв том, что в отличииот сибирскихпетроглифовамуро-уссурийскимнаскальнымизображениямчужды динамикаи экспрессия.Они статичны, застыли в своемвечном безмолвии.Недвижимы, скованы нетолько маски-личины, но даже и оленьифигуры.
Отсюдаследует, чторазличие междуискусствомамурских племени их современниковв сибирскойтайге уходитв самую подпочвухудожественноготворчества, в мироощущениедревнего художника.Различия этооказываетсяв том, как он, человек далекогоот нас каменноговека, воспринимали перерабатывалдействительностьв своем художественномсознании.
Следующаяпроблема, накоторой необходимоостановиться,- вопрос датировкии хронологиипетроглифовсакачи-алянскоготипа. Даже припервом, поверхностном, ознакомлениис ними они производятвпечатлениеглубокой древности.Как отмечаетБ. Лауфер, поверхностьизображенийв Сакачи-Аляненередко сглаженаи стерта дотакой степени, что на нетруднопроследитьконтур отдельныхфигур и их детали.
Напроблеме датировкипетроглифовАмура сказалисьобщие взглядына историческоепрошлое народовАмура, сложившеесяв условияхгосподствастарого эволюционногов основе мировоззренияэтнографов, традиционногодля них представленияо первобытностикультуры народовАмура в целом.
Темне менее, имеютсяфакты отнестиосновную, покрайней мере, часть этихизображенийк весьма отдаленномувремени, датироватьих каменнымвеком I эпохойнеолита и приэтом связатьс определеннойкультуройнеолитическоговремени наДальнем Востоке.
Культураэта была впервыевыявлена врезультатераскопокнеолитическогожилища на о.Сучу противМариинска, внизовьях Амура.В дальнейшемпоследовалиновые находкипамятниковэтого рода, характерныхдля «среднего»неолита
НижнегоАмура, а такженеолитическоепоселение ус. Вознесеновки, ниже устьяХунгари. Здесьнайдены былифрагментысосуда с антропоморфнымиизображениями.На них изображеныличины, в принципетакие же, каки на амурскихи уссурийскихпетроглифахСходство междуличинами насосуде и напетроглифахобнаруживаетсяпрежде всегов общей их форме, в контурахличин.
Любопытнахарактернаяособенностькерамическихличин из Вознесеновки, напоминающаяо личинахпетроглифов.Каждая из нихподобно сакачи-алянскимантропоморфнымизображениямпри общем сходствев деталях неповторяетдругую, соседнюю, а имеет своюсобственнуюиндивидуальность, свой неповторимыйв деталях облик.У одной глазакруглые, у другойверхушка головыраздвоена, ився личинаимеет сердцевидныеконтуры подобнонекоторымсакачи-алянскимличинам.
Можно, в общем ориентировочноразделитьличины на двегруппы. В первуювходят отличныеархаическиеизображения, во вторую — болеедетализированною, с выраженнойтенденциейк opментальнойтрактовке.Кратким выражениемэтих тенденциймогут служитьте личиныСакачи-Аляна, где внутреннеепространствоуже целикомзаполнено чистоорнаментальнымсодержаниеми утратило течерты реалистическойтрактовкичеловеческоголица, а однисложные завиткиспиралей, сквозькоторые лишьс трудом угадываютсянамеки на нос, глаза и ротреальногочеловека.
Всегонамечаетсячетыре фазыв эволюциипетроглифовСакачи-Аляна, Шереметьевскогои Кии. Древнейшаяфаза искусстванаскальныхизображенийна Нижнем Амурехарактеризуетсяпримитивнымипо технике истилю анималистическимиизображениями- фигурами лосей, лошадей. Сюдаже входят фигуркилесных птиц, которые и являютсяопорой дляхронологическогоанализа. Этобыло времяместной культурыспиральноорнаментированнойкерамики, представленнойна о. Сучу, вКондоне, в среднихслоях Вознесеновскогопоселения. Порадиоуглероднымданным этотренье тысячелетиедо нашей эры.
Третьяфаза выделяетсяна типологическойоснове, логическимпутем. Фаза этахарактеризуетсяусилениеморнаметализующихтенденций, развитиемабстрактности.Датироватьтретью фазупредпочтительновсего II — началомI тыс. до н. э.
Из всеймассы амурскихи уссурийскихпетроглифовс личинамивыделяетсяпо технике итрактовке личинкамень в Калиновке, самый северныйиз известныхнам сейчастаких петроглифов.Его особенность, прежде всегов технике исполненияличин. Они невыбиты, а вырезанына камне, чтосближает этиизображенияс теми рисункамиСакачи-Аляна, которые бесспорнои твердо принадлежатк числу памятниковэпохи металла, мохэскомувремени.
Втораяособенностьэпохи личин- их форма. В отличиеот всех другихамурских личинздесь наблюдаетсягеометризацияс тяготениемк прямым линиям, а не кривым.Эта их особенностьзависит, должнобыть от техникилинейной резьбы, а вместе с темявляетсястилистическимприемом, отличающимих от основноймассы амурскихличин, выполненныхв культурнойтехнике, желобчатойвыбивкой, а нерезьбой какв Калиновке.Личины превратилисьздесь в массуспиралевидныхзавитков. Этосвоего рода«барокко»древнего искусстванаскальныхрисунков Амура.Калиновскиеличины можноотнести к I тыс.до н. э. или к началуI тыс. н. э. Тот жепроцесс разложениястарых стилистическихнорм, смены ихновыми стилистическимиприёмами, виденв Калиновке, где, однако, оншел в другихформах, не столькокриволинейных, сколько прямолинейных, сухих и жестких.Это четвертаяфаза классификациипетроглифовНижнего Амура.
Из всегосказанногоследует, чтоимела местодлинная эволюциядревнего искусстваамурских племён, причём на томэтапе, которыйнаходится ужев пределахэпохи металла, железного века, судя по Калиновкеи личинамСакачи-Аляна, эволюция эташла в двух вариантах, географическиразличных, — южном и северном.Первый вариантхарактеризуетсятяготениемв орнаментек кривой линии; второй — к прямой.Возможно, здесьобнаруживаетсясвязь, с однойстороны с искусствомсеверных, таежныхплемен (прямолинейныйстиль), а с другой- южных, т.е. амурских(криволинейныйстиль).
В настоящеевремя известнышесть местонахождениинаскальныхизображенийна Нижнем Амуреи в долине Уссури, образующихрезко выраженнуюсамостоятельнуюгруппу средивсех другихтаких изображенийСеверной Азиии других областейазиатскогоматерика. ЭтоСакачи-Аляни Кия, Шереметьевскоеи Уссури, рисункив Калиновкеи у бывшегостойбища Майв низовьяхАмура.
ИзучениепетроглифовНижнего Амураи Уссури приводитк следующимисторическимвыводам.
Ещев мезолите, примерно 10-12 тысячлет тому назад, когда на НижнемАмуре еще небыло известноискусствоизготовленияглиняной посуды, на камнях вСакачи-Алянепоявилисьпервые изображенияптиц и животных.
В неолите, около 6-5 тысячдат тому назад, на Нижнем Амуреразвиваетсясложная и высокоразвитая потому временикультура оседлыхрыболовов иохотников, вжизни которогопервостепенноеместо занималадобыча проходнойморской рыбы, кеты и горбуши.По берегамАмура помещалисьпоселки изогромных, нередкои многочисленныхзимних домовс углубленнымв зимнем основаниикотлованом.
Характернойчертой этойнеолитическойкультуры являлосьсвоеобразноеискусство, воснове которогонаходитсяособый орнаментальныйстиль, богаторазвитаякриволинейнаяорнаментика: спирали, «амурскаяплетёнка» — сетка из переплетающихсякривых линий.В неолите, аможет быть ираньше, появилисьантропоморфныеизображения- маски или личины.
Искусствоамурскогонеолита развивалосьне изолированно.Еще Л.Я. Штернбергпоказал, чтов древностисуществоваликонтакты междуносителямикультуры дзёмон, предками айнов, племенамиИндонезии, атакже Полинезии.Следствиемтаких связейслужит широкоераспространениеспиральногоорнамента, воснове которогонаходится культзмеи. Этот выводможет бытьраспространени далее — наАвстралию иВьетнам.
В мезолитеи неолитесуществовалисамостоятельныегруппы племен.Им принадлежалитакие же независимые, можно сказать,«суверенные»культуры, имевшиемного общегов силу сходстваобраза жизнии в силу взаимныхмногообразныхконтактов, авместе с теми глубокосвоеобразные.Одной из такихкультур и былакультуранижнеамурскихнеолитическихплемен, мощнойочаг высокоразвитого потем временамяркого искусства, влияние которого, надо думать, сказывалосьдалеко за пределамиэтого района.
На почвеискусстванеолитическогонаселенияНижнего Амуравозникли стольже своеобразныепетроглифыв Сакачи-Аляне, в Шереметьевском, на р. Кии — ЧертовоПлёсо. Для ниххарактерноприменениеспирали какосновногоформообразующегоэлемента, наличиетаких же в принципеантропоморфныхличин как и ворнаментикенеолитическойкерамики. ПетроглифыНижнего Амураследует выделитькак особуюобласть из всехизвестныхдревнейшихв Северной Азииобластей наскальныхизображений.Они отличаютсяот других групппетроглифовсюжетами — преобладаниемпреобладаниемличин врепертуаре, так и стилем, которым представленособый художественныймир Им свойственнатенденция кабстракции, к орнаментализму.
Социальнойпочвой этогоискусства былородовое обществос тайными мужскимисоюзами, обрядамиинициации — посвященияюношей, в которыхисключительнуюроль игралимаски как средствоперевоплощенияучастниковмистерий вдухов.
В наскальныхизображенияхНижнего Амураотразилисьи последующиесобытия историческогопроцесса наАмуре: деятельностьранних тунгусов- мохэских племён, предков бохайцеви чжурчженей, а также болеепоздние миграциина Амур оленеводческихгрупп северныхтунгусов. IПроникновениев долину Амурапоздних тунгусеоленеводов,
Возможно, вышедших изПрибайкалья, также наглядноотражено группойнаскальныхрисунков убывшего стойбищаМай, где ясновыраженаоленеводческаятематика.

2.3 Архаринскаягруппа петроглифов: датировка, образы и стиль.

ПетроглифыЗападногоПриамурьявпервые, вероятно, предстали передвзглядом ученыхв 1902 году. По информациикраеведа Саенко, автора первойпубликацииоб Архаринскойписанице (1930 год), на реке Архарепобывала экспедиция, которая рядомс петроглифамиоставила надпись«Экспедиция1902 года» [19]. Известно, что в августе— сентябре 1902года на Амуремежду станциямиПоярково иРадде и наприлегающихтерриторияхработала экспедицияГ. Ф. Белоусова, командированнаяРоссийскимгеографическимобществом «сцелью осмотрамест, достопримечательныхв археологическомотношении»[20]. Материалыэкспедициипока не удалосьобнаружить.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лекции по курсу Истории Отечества
Реферат Понятие и основания освобождения от уголовной ответственности
Реферат Принципы арбитражного процесса и арбитражных судов
Реферат Администрация муниципального образования «тарбагатайский район» распоряжение
Реферат Тема любви и прощения в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат Сексуальный дизонтогенез и расстройства половой идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением
Реферат Жизнь и судьба Игоря Васильевича Северянина в контексте серебряного века
Реферат Острая внебольничная нижнедолевая пневмония справа не осложненная Ринофарингит средней степени тяжести
Реферат Служба документационного обеспечения управления (ДОУ)
Реферат Філософія (хрестоматія)
Реферат «численность населения россии и естественный прирост»
Реферат Государственный строй. Органы государственного управления
Реферат Образ маленького человека по повести Шинель
Реферат My Poetical Side Essay Research Paper I
Реферат А. Л. Чижевский (1897-1964) основатель новой науки гелиобиологии, один из основоположников космической биологии и медицины, аэроионологии и ее практического применения, создатель математической теории электродина