Реферат по предмету "Культура и искусство"


Дом Книги Зингер

Реферат
Подисциплине: История искусств

Натему: Дом Книги«Зингер»

БИЭПП2010 год
Оглавление

Введение
ИсторияДома Книги«Зингер»
Красиваялегенда
Стильмодерн егоистория
Архитектурамодерна
АрхитекторПавел ЮльевичСюзор
Списоклитературы
Введение

Санкт-Петербург-город художникови поэтов, музыкантови мечтателей, город контрастов, эмоций и настроений.Санкт-Петербург-сокровищницатайн и загадок, которые находятсявокруг каждогожителя и посетителянашего города: буквально, вкаждом окне, на каждом углуи в каждом городскомфонаре. Маленькиекусочки истории, как осколкистекла, разбросаныпо всему городуи ждут того, что их соберутв единое целое…
Прогулятьсяпо Санкт-Петербургу-значит окунутьсяв вековую историю, значит почувствоватьгород душойи прикоснутьсяне только взглядом, но и разумомк его душе.Санкт-Петербург-это тот город, чье настроениезависит напрямуюот твоего- каждыйиз нас создаетнастроениесвоего Петербурга.Это тот город, которые затрагиваетсамые тонкиеструны души, заставляяостанавливаться, оборачиватьсяи задумываться.
Одноиз таких мест, которое заставляетменя обернутьсяи глубоко задуматься, но только охорошем и добром.Это место- ДомКниги Зингер.Его золотистыемодерновыерешетки, нежныеи, будто бы, живыесветильники, большие окна, из которыхльется теплыйжелтый свет, оставляют вдуше неизгладимоеи волшебноевпечатление.
Передтем, как зайтив метро я всегдаоглядываюсь, чтоб увидетьхоть часть ДомаКниги, чтобыеще раз удивитьсяполету мыслиархитектора, пробежатьсявзглядом пофонарям и решеткам, улыбнутьсяи идти дальше.
Конечно, хочется побольшеузнать о техвещах, которыетак тепло отзываютсяв душе…
Каждыйдень этот памятникархитектурытолпами посещаютпетербуржцыи гости города.Но большинствопосетителейприходит сюдане для того, чтобы восхититьсяпрелестямимодерновойархитектуры, а для того чтобыпоискать, посмотреть, выбрать и купитьнужные им книги.Ведь еще с 1919 годаздесь расположенДом Книги. Ихотя строилосьздание длякомпании «Зингер»и на средстваэтой компании, послужило оноей до 1917 года, тоесть примерно13 лет. Всё остальноевремя вплотьдо сегодняшнегодня дом на углуНевского проспектаи канала Грибоедоваявлялся книжнымцентром Петербурга.Здесь частобывали АлексейТолстой, ОльгаФорш, КонстантинФедин, СамуилМаршак, ДаниилХармс.
ИсторияДома Книги«Зингер»
Шестиэтажноес мансардойзданиев стиле модерн, площадью около7000 мІбыло построенов 1902—1904по проектуархитектораПавлаСюзора.В 1902 г.П. Ю. Сюзорполучает заказна проект зданияна углу Невского пр.и наб. Екатерининскогоканала дляАкционерногообщества«Мануфактурнаякомпания Зингер».И даже по назначениюновое зданиене будет иметьаналогов вПетербургетой поры. Поражаетспособностьархитектораосваиватьновое, ведь кмоменту окончанияэтого строительстваСюзору исполнилосьшестьдесятлет.
У«Зингера» ктому времениуже было производствов Подольскеи около 3000 фирменныхмагазинов.Новое зданиепо замыслуправлениядолжно былоиметь не менееодиннадцатиэтажей — первоначальноруководствокомпании «Зингер», производящейшвейные машины, хотело построитьдаже некийнебоскрёб, подобный тому, что в это времястроился компаниейв Нью-Йорке.Заплатив заучасток вместес существовавшейна этом местепостройкойсвыше миллионарублей, компания«Зингер» намереваласьизвлечь изпроекта максимальнуюприбыль. Вмногоэтажномздании, помимоторговых залови складов, предполагалосьразместитьмножествонебольшихконторскихпомещений, чтобы сдаватьвнаем. В Петербургетаких сооруженийв ту пору небыло, и, говорясовременнымязыком, здесьпланировалосьсоздать многопрофильныйбизнес-центр.Однако ужепосле приобретенияучастка иностранцыбыли немалоозадаченысуществующимив Петербургскомстроительномуставе ограничениямипо высоте в 11саженей (около22 м)для возводимыхв центре городапостроек. Этоозначало, чтоидея удивитьроссийскуюстолицу высотнымзданием пообразцу чикагскихнебоскребовбыла неосуществима.
Выполнитьтребованиезаказчика вполной мереархитекторуне удалосьиз-за петербургскоговысотногорегламента, запрещалосьстроить в центрегорода жилыездания вышеЗимнегодворца (23,5 метра).Однако выходбыл найден. Вотличие отсоседних пятиэтажныхзданий, окончательныйпроект (за счётвысоты потолков)предусмотрелшесть этажейи башню на углуздания. Этабашня оказаласьрасположенаточно по линииПулковскогомеридиана.Венчается онашаром-глобусом(диаметром 2,8метра), символизирующимглобальныйразмах работыкомпании «Зингер».Именноэта, устремлённаяввысь башня, и создаёт впечатлениевысотности, но при этом, благодаря своейлёгкости, незатмеваеткуполов КазанскогоСобора и Спасана крови, возвышающихсянад Невскимпроспектом-ееподчеркнутосовременнаяконструкциякажется полнойпротивоположностьюклассическомукуполу А. Н. Воронихинанад Казанскимсобором. Однакои в том, и другомслучае на поверхностиребра, причемформа металлическогозавершениясюзоровскогокупола, по сути, является увеличеннойрепликой фонарикас яблоком надворонихинским.Несомненнотакже, что необычнаягеометриясильно вытянутогокупола соотнесенаСюзором с формамиувенчанныхглавками шатровхрама ВоскресенияХристова, открывающегосяв перспективеЕкатерининскогоканала (арх.А. А. Парланд). Внушительнои благородносмотритсярустованнаяоблицовкафасадов изполированногокрасногомелкозернистогогранита науровне первыхдвух этажей(выше идетполированныйсерый гранит).В металлодекорездания (двери, решетки французскихбалконов) впервыеиспользоваласьковкая бронза.
Припостройкездания впервыев Санкт-Петербургебыл применёнметаллическийкаркас. Такоерешение позволилосоорудить здесьогромныеокна-витрины…Прохожих удивлялоотсутствиездесь водосточныхтруб — архитекторспрятал их встенах здания, а крышаздания автоматическиочищалась отснега при помощипара. Этобыло современноесооружение, долгое времявызывавшееотрицательнуюреакцию старыхпоклонниковклассическойпетербургскойархитектуры.
Пристроительствеархитекторсоединил приемыпоздней эклектикии раннего модерна.
Напостройке домакомпании «Зингер»проходил строительнуюпрактикуархитектор-модернистМ. М. Перетяткович.
Фасады, обращенныена Невскийпроспект иканал Грибоедова, облицованыгранитом, двапервых этажа- красным полированным, следующие три- серым коваными верхний — серымполированным.Обширный центральныйзал, расположенныйсразу за вестибюлем, освещалсяверхним светом.Над ним находилсявнутреннийсветовой дворик.Стены дворикаоблицованыглазурованнымразноцветнымкирпичом. Навнешнем обликездания сказалосьувлечениеархитектурнымиформами, характернымидля модерна.Огромные поразмерамокна-витрины, их пропорциии очертания, форма и силуэтзавершающегоздание купола, увенчанногоглобусом, обилиестилизованнойдекоративнойскульптурына фасадах, выполненнойпо моделямизвестных в1900-х годах скульпторовА. Л. Обера и А.Г. Адамсона(фигуры на фасаде), типичны длямодерна. Нарядус известнымдомом Елисеева, Дом книги похарактеру своейархитектурырезко выделяетсясреди окружающихего зданий.Угловуючасть фасадаукрашают парныебронзовыефигуры дев-валькирий.В скандинавскоймифологиивалькирии поволе бога войныОдина решалиисход сраженийи относилихрабрейшихиз павших воиновв чертоги Одина.Одна из валькирийна фасаде вбоевом облачениис копьем олицетворяеттяжелую промышленность, у другой подрукой - швейнаямашинка, онаолицетворяетлегкую промышленность.Богата внутренняяотделка: дубовыерамы и двери, медные резныешпингалетына окнах, сусальноезолото и каррарскиймрамор, правда, последние маршилестницы выложеныуже известняком- не хватилосредств назавершениеотделки. Настеклянномкуполе ДомаЗингера сидит, расправивкрылья, орёлс американскогогерба. Интереснаистория еговозникновенияи сам факт егоналичия. Вовремя первоймировой войныкомпанию «Зингер»стали обвинятьв шпионаже.Название компанииассоциировалосьу народа с Германией, хотя мало ктознал, что именно«Зингер» шилаформу для российскойармии. Тогдавладельцы фирмысдали нижнийэтаж зданияпод консульствоСША и сталивсяческиподчеркивать, что «Зингер»- это американскаякомпания. Скореевсего, именнов этот периодна куполе появилсяамериканскийорёл. Интересно, что одноглавыйорёл уцелелв 1917 году, когдапо всему городусносили символысамодержавия– орлов двуглавых.Таким образом, получалось, что самый высокийгерб, парящийнад Петербургом, был не русскимдвуглавыморлом, а американским.Правда, в 1920-е годыорёл все-такитаинственноисчез, восстановилиего в наши дниреставраторы.Скульптурувоссоздалипо фотографиями чертежамначала XXвека. Обновленныйво время последнегоремонта ДомКниги выглядитне менее богато, чем в началепрошлого столетия.Полностьювоссозданацентральнаялестница изкаррарскогомрамора. Еереставрацияобошлась в 1млн. долларов.Снова нанесена«венецианская»штукатурка, а декоративныеэлементы выполненыс нанесениемсусальногозолота.
Зданиепринадлежалокомпании «Зингер»до 1917 года, затемгосударствосменило егоназначениеи название. С19 декабря 1919 годаздесь располагаетсякнижный универмаг«Дом Книги».Он занимаетпервые дваэтажа здания.Остальные пять- различныередакции ииздательства.«Дом Книги»стал самымкрупным подобнымторговым учреждениемв СССР. А в первоевремя своегосуществованиядо 1921 года здеськниги распространялисьбесплатно. В1930х годах писателемС. Я. Маршакомздесь былаорганизованаработа детскогоиздательства«Лендетгиз», выпускавшегопопулярныетогда журналы«Чиж» и «Ёж».Работающеездесь издательство«Петросовет»только за первыепять лет выпустилоболее чем 2000наименованийлитературывысокогополиграфическогокачества.
Перерывыв работе Домакниги делалисьвынужденныеи непродолжительные.В ноябре 1941 годав соседнеездание попалабомба, взрывнойволной выбиловсе стекла ввитринах книжногомагазина. Окназаколотилифанерой, и встрашный холодсотрудникиДома книгипродолжалиработать присвете коптилок.Когда зимой1941-42 гг. в подвальномкнигохранилищеразорвалотрубы, сотрудники2 месяца спасаликниги, а продавалитовар на уличныхлотках. Зданиезакрыли наремонт ужепосле войны, магазин неработал до 1948года. В следующийраз Дом Зингеразакрывали дляпосетителейс 2004 по 2006 гг. нареконструкцию.Однако самкнижный магазинфункционировалпо другомуадресу, тожена Невскомпроспекте.
Новнешнеевеликолепиеневозможнобез надежноговнутреннегосодержания, а износ инженерныхсистем зданиясоставлял более70%, была нарушеныгидроизоляцияфундамента, что привелок преждевременнойкоррозии конструкцииподвала и первогоэтажа. Перекрытияпервого этажанаходилисьв критическомсостоянии, наостальныхэтажах требоваласьзамена из-засильных прогибов.В основаниефундаментабыло внедрено2,5 тысячи свай, которые обеспечиваютнеобходимуюстепень крепленияи гидроизоляции.Восстановленоостеклениекупола, сейчасв шаре стоятсовременныестеклопакеты.
Ненарушая гармониюисторическихинтерьеров, специалистывписали всуществующиестены новыесистемы жизнеобеспеченияи пожаротушения.Вентиляционныекороба искусноспрятали, кондиционерыразместилипод оконнымирешетками.Мебель длямагазина изготовленакрупнейшимпроизводителемторговогооборудования, финской фирмой«GWS PIKVAL».
Всёостальноевремя, то естьгде-то 86 лет, ДомЗингера активноработал Домомкниги и способствовалначитанностипетербуржцеви стал узнаваемымсимволом вовсей Европе.
Красиваялегенда
Говорили, что в 1914-1916 годахкомпания «Зингер»являлась филиаломгерманскойразведки. Тогдапредставительствакомпании имелисьчуть ли не вовсех российскихгородах. Агентыкомпании имелиспециальныегеографическиекарты районов.На таких картахагенты должныбыли отмечатьусловнымизнаками числопроданных врассрочкушвейных машини другие данные.Согласно сведениямроссийскойконтрразведки, на этих картахзашифровывалисьи собранныесведения овооруженныхсилах и военнойпромышленностиРоссии.
Стильмодернегоистория
Модернсложился вусловиях бурноразвивающегосяиндустриальногообщества. Вискусствемодерна, с однойстороны, проводилисьидеи художественного, индивидуализма, а с другой — искусствоутопическирассматривалоськак средствосоциальногопреобразованияобщества (например, в работах бельгийцаX.К. ван де Велде, основывавшегосяна социалистическойутопии У. Морриса).
Однимиз первыхархитекторов, работавшихв стиле модерн, был бельгиецВиктор Орта(1861-1947). В своих проектахон активноиспользовалновые материалы, в первую очередь, металл и стекло.Несущим конструкциям, выполненнымиз железа, онпридавал необычныеформы, напоминающиекакие-то фантастическиерастения. Лестничныеперила, светильники, свисающие спотолка, дажедверные ручки- все тщательнопроектировалосьв едином стиле.Во Франции идеимодерна развивалЭктор Гимар, создавший, втом числе, входныепавильоныпарижскогометро.
ГаудиКаса Мила. Ещёдальше отклассическихпредставленийоб архитектуреушёл АнтониГауди. Здания, сооруженныеим, настолькоорганическивписываютсяв окружающийпейзаж, чтокажутся деломрук природы, а не человека
Утверждаяединствостилеобразующихпринципов всегоокружениячеловека — отархитектурыжилища до деталейкостюма, ведущуюроль представителимодерна (несмотряна программныйотказ от иерархиивидов и жанровискусства)отдавали архитектурекак основеискомого имисинтеза искусств.
Наиболееярко модернвыразился вархитектуречастных домов- особняков, встроительстведеловых, промышленныхи торговыхзданий, вокзалов, доходных домов.Принципиальноновым в архитектуремодерна былотказ от ордернойили эклектическизаимствованнойиз других стилейсистемы украшенияфасада и интерьера.
В модернебыло невозможноразделениена конструктивныеи декоративныеэлементы здания; декоративностьмодерна заключаласьв эстетическомосмысленииархитектурнойформы, поройзаставляющимзабыть о еёутилитарномназначении.Определяющеезначение вструктурездания имелопостроениевнутреннегопространства, которое отражалосьв ритмическойи пластическойорганизациивнешних форм.
Фасадызданий модернаобладают вбольшинствеслучаев динамичностьюи текучестьюформ, поройприближающихсяк скульптурнымили напоминающихорганическиеприродныеявления (постройкиА. Гауди в Испании, В. Орта и ванде Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля вРоссии); иногдаони скупо игеометрическичётко выявляютсоставляющиездание объёмы(постройки И.Хофмана, Й. М.Ольбриха вАвстрии, Ч. Р.Макинтоша вШотландии, зрелые работыШехтеля).
Некоторыеархитекторымодерна предвосхищалифункционализм, стремясь выявитькаркаснуюструктуруздания, подчеркнутьтектонику масси объёмов (рядпостроек О.Вагнера и Хофманав Австрии, П.Беренса в Германии, О. Перре во Франции).
Наиболеезаметной особенностьюмодерна сталотказ от прямыхуглов и линийв пользу болееплавных, изогнутыхлиний. Модернстремился статьединым синтетическимстилем, в которомвсе элементыиз окружениячеловека быливыполненныев одном ключе.Вследствииэтого в этотпериод возросинтерес к прикладнымискусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжнойграфике. 
В каждойстране возникалосвое наименованиестиля: В Англии- «Модерн стайл»(новый стиль), в США — «Тиффанистайл» (по имениЛуиса КомфортаТиффани), воФранции — «АрНуво», в Германии- «югендстиль»(молодой стиль), в Австрии — «стильСецессион», в Италии — «стильЛиберти», вИспании — «модернизм».
Распространениюмодерна способствовалопроведениевсемирныхвыставок, накоторых демонстрировалисьдостижениясовременныхтехнологийи прикладногоискусства.Наибольшуюизвестностьмодерн получилна всемирнойвыставке вПариже (1900). После1910 значениемодерна сталоугасать.
Архитектурамодерна
Архитектурамодерна — Архитектурныйстиль, получившийраспространениев Европе в1890-1910-е годы. Архитектурумодерна отличаетотказ от прямыхлиний и угловв пользу болееестественных,«природных»линий, использованиеновых технологий(металл, стекло).
ЭкторГимар Вход настанцию метроПорт-Дофин, Париж, 1899. Архитектурумодерна отличает, в первую очередь, стремлениек созданиюодновременнои эстетическикрасивых, ифункциональныхзданий. Большоевнимание уделялосьне только внешнемувиду зданий, но и внутреннемуинтерьеру, который тщательнопрорабатывался.Все конструктивныеэлементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественнообрабатывались.
АрхитекторПавел ЮльевичСюзор
РусскийархитекторП.Ю. Сюзор родился18 апреля 1844 годав Санкт-Петербурге.Его отцом былмолодой французскийлитератор Жанде Сюзор, которыйв 1840-х годах приехалв Россию изФранции. Несмотряна графскийтитул, богатстваон не имел, поступилна службу вОбщество благородныхдевиц воспитателем, и его сталиназывать ЮлиемСеменовичем(Симеоновичем).Познакомилсяон с также приехавшимв Россию графомСтепаном Ливио.Ливио записалсяв Петербургеиностраннымгостем, затемстал банкиром.Жан де Сюзорженился надочери ЛивиоЛоренсе-Стефании, а в 1844 году у нихродился сын– Поль (ПавелЮльевич) деСюзор. ПозднееЮлий Сюзор сталредакторомжурнала “Русскийкурьер”, издававшегосяв Петербургена французскомязыке (в 1860-х годах).Родители архитектора– граф Ю.С. Сюзор(1809-1889) и графиняЛоренса деСюзор (1819-1880) былипохороненына католическомкладбище, находившемсяна Выборгскойстороне вСанкт-Петербурге. В 1866 году, в 22 года, Павел Сюзорокончил Академиюхудожеств, азатем поступилна службу вСтроительномотделенииПетербургскогогубернскогоправления(1867-1873), где сразуже начал строительнуюпрактику ибыстро сталодним из крупнейшихпетербургскихзодчих. В этовремя городинтенсивноразвивался, возводилосьбольшое количествожилых зданий.Сюзору удалосьактивно вовлечьсяв этот процесс.Несмотря наутрату многихего работ, досих пор сохранилосьболее 80 построенныхим зданий. Егосамой первойработой в Петербургестал фасадздания Пробирнойпалаты на Казанскойулице, 28. Его в1866-1867 годах перестраивалархитекторВ.Е. Стуккей, помощникомкоторого пристроительствеслужил тогдаеще молодойзодчий П.Ю. Сюзор, который «принялна себя ближайшийнадзор за всемиработами».Затем последовализаказы настроительствожилых домов: Большая Морскаяул., 28 (1869), Караваннаяул., 18 (1870), а такжездание Компаниидля храненияи залога движимыхимуществ наГороховой ул.,47 (1872-1874). В 1874-1879 годахзодчим былопостроеновосемь зданий(№№ 1, 2, 3, 5, 7, 12, 13, 14) на Новой(ныне — Пушкинской)улице, определившихеё архитектурныйоблик. АвторствуСюзора принадлежиттакже созданиеплощади сосквером в центреулицы, он жеспроектировалсоединяющийПушкинскуюулицу с ЛиговскимпроспектомЛиговскийпереулок. Вэто время П.Ю.Сюзор работалв Городскойуправе (1873-1880 гг., с 1885 г. – старшийтехник). Одновременно, с 1873 года он состоялпри Техническо-строительномкомитете Министерствавнутреннихдел, с 1879 года –при Петербургскомгубернаторе.Заказов у Сюзорамножество: одинза другим онстроит и перестраиваетдома – особняки доходный домМ.С. Воронина(Мастерскаяул., 5, 1872), доходныйдом на наб. Мойки,82 (1874), здание товарищества«Общественнаяпольза» наБольшой Подъяческойул., 39 (1874), доходныйдом на наб. каналаГрибоедова,15 (1875). В 1872 году архитекторполучает заказна строительствоПреображенскойцеркви (наПреображенскомкладбище) вОбухово и успешновыполняет его(церковь несохранилась).Позднее П.Ю.Сюзор построилжилые дома наАптекарскомпроспекте, 12(1875), Невском проспекте,63 (1875-1876), 9-й линии, 22(1876), Большой Пушкарскойул., 30 (1877-1878), Шпалернойул., 2 (1878), Ямскойул. (ныне – ул.Достоевского),27 и 29 (1880-1881), Можайскойул., 14 (1880), Владимирскомпр., 10 (1881), Кирочнойул., 30 (1881). Он преимущественностроит доходныедома, получаяиногда заказыи на строительствопроизводственныхзданий, и дажецерквей, например, в 1878-1879 годах проектируети строит флигельи домовую церковьпри богадельнеМещанскогообщества (Московскийпроспект, 95, несохранились).Позднее Сюзорперестраиваетздание конюшенГосударственногоконнозаводствана Надеждинскойул. (ныне — ул.Маяковского),15, создает комплексзданий больницыФранцузскогоблаготворительногообщества на13-й линии (1884-1902). П.Ю.Сюзор становитсякрупнейшимв Петербургестроителемобщественныхбань. Нужноотметить, чтов те годы банипредставлялисобой важнуючасть городскогостроительстваПетербурга, а по оформлениюи архитектурномуубранствунекоторые банине уступалидворцам! В 1863 годув Санкт-Петербургезаработалводопровод.Вскоре по проектамПавла Сюзораначали строитьсяобщественныебани – болеедесяти подобныхоздоровительныхкомплексов! Среди них: народныебани М.С. Воронинана Фонарномпер., 1 (1870-1871), доходныйдом и бани В.О.и О.В. Ковалевскихна 9-й линии, 16(1878-1879), бани купцовЦелибеевыхна ул. Бассейной(ныне ул. Некрасова),14а (1879-1881), бани Е.Ф.Овчинникована БольшойПушкарской,22 (1876-1877), бани Петровыхна наб. Екатерининскогоканала (нынекан. Грибоедова),78 (1880-1881), дом для бедныхи бани М.Н. Кобызевана Воронежскойул., 38 (1881-1882), Белозерскиебани П.И. Шорохована Кронверкскойул., 10 (1882), бани наБольшой Вольфовойул. (ныне – ул.Чапаева), 7 (1879) идругие. За постройкуВоронинскихбань граф П.Ю.Сюзор в 1872 годуполучил Золотуюмедаль наПолитехническойвыставке вВене. Бани былинеобыкновенными: своды выложеныиз портландскогоцемента, которыйобладал замечательнымсвойством –от сырости онстановилсятолько тверже.Тут были и фонтаны, и три мраморныхбассейна, отдельныеномера из пятикомнат, и обилиескульптур, выполненныхв античномстиле. Вода вбассейны поступалаиз артезианскихскважин, а длятопки котловиспользовалиспециальныйбездымныйкардиффскийуголь. Пристроительствебань учитывалисьопределенныетребования: толщина стендолжна бытьв 2,5 кирпича, высотапотолков – неменее пятиаршин (3,6 м), рамыдвойные, стекланепрозрачные.В благоустроенныхбанях пол быласфальтовый(нескользкий), стены «обитына два аршинаот полу корабельнойобшивкой, выкрашеннойбелой краской».В банях былапредусмотренаспециальнаявентиляция(«наружныйвоздух впускалсясогретым»).Каменки былиизразцовые.Полки в парилкахбыли из липы, которая «принеобыкновенноймягкости неимеет свойстваобременятьобоняние тяжелымзапахом дерева».Шайки специальнозаказывалиськустарям Новгородскойгубернии, а всяпрочая посудабыла медная.Чтобы стеныбани не впитываливлагу подвоздействиемразницы температурнаружноговоздуха и банного, использовалсяособого качествакирпич. Самымизнаменитымив ПетербургесчиталисьМальцевские(или Невские)бани (ул. Пушкинская,1), построенныеП.Ю. Сюзором в1876 году. Бассейнздесь имелглубину в пятьаршин, мыльнябыла оборудованамраморнымиваннами, адвадцатикопеечныеотделенияраздевальнисостояли избольшой комнаты, где в три рядабыли расставленыдвойные диваныс косыми спинками.Сорокакопеечныеномера былиеще болеекомфортабельными, в раздевальняхимелись небольшиекабинеты, разделенныемежду собойбархатнымидрапировкамии перегородками, в каждом кабинетеимелись диван, столик, зеркало, ковер на полу, а под полом –«машина, приводящаяводу в искусственноедвижение».Пятнадцатьсемейных номеровв Мальцевскихбанях отличалисьроскошноймеблировкойи мраморнымиваннами, недаромв путеводителетех времен поПетербургуговорилось, что «бани Мальцевасмело могутсчитатьсялучшими в Европе». Бани Петровыхбыли торжественнооткрыты 18 декабря1880 года. Наканунеоткрытия всепомещения новыхбань были освященыпо православномуобряду, и присутствовавшиепри сем посетители«имели случайубедиться, чтопо удобствуприспособлений, простоте идешевизне платыновые банисоставляютвесьма полезноеприращениек тем предприятиям, которые призваныудовлетворятьнасущным потребностямжителей». Имелисьздесь также«восточныебани, не вполнеоконченные, но по роскошидолженствующиене уступитьв этом родебаням в Константинополе». В соответствиис популярнойв то время формулойгигиенистов«роскошь –удобство –гигиена – чистота»были построеныП.Ю. Сюзором в1875-1876 годах Центральныенародные баниЕ.С. Егорова(Б.Казачий пер,11). Здесь имелсязал с бассейномдля плаванияи проходамидля охлаждения.Заведение былооборудованогидротерапевтическимотделениемс сернистыми, песочными, соляными идругими видамилечебных бань.Белозерскиебани, которыетоже проектировалП.Ю. Сюзор, работалидаже в блокаду, в них можнобыло не толькопопариться, но и постричьсяи побриться.Более того, бани были построенытак, что приартобстрелахв них целикомсохранилисьвсе стекла. Попроектам академикаСюзора, названногоодной из газет«активнымсторонникомбань», былипостроеныдвенадцатьлучших общественныхбань в столицеРоссии, которыеон задумывалкак «крупныекультурно-оздоровительныекомплексы сбассейнами, прачечными, столовыми ичитальнями».Некоторые бани, построенныеграфом Сюзором, функционируютв Петербургедо сих пор! Архитекторактивно занималсявопросамисантехникии гигиены жилыхпомещений. ВИнститутегражданскихинженеров, гдеон начал преподаватьв 1883 году, им читалсякурс «Санитарноезодчество», в 1880-е годы он былредакторомотдела газеты«Здоровье».В 1892 году П.Ю. Сюзорубыло присвоенозвание академикаархитектуры. Среди крупныхработ П.Ю. Сюзораэтих лет – доходныйдом с торговымипомещениямиС.П. Петрова(Финский переулок,9, 1878-1879), здания Громовскогодневного приютадля бедныхдетей и богадельниНиколаевскогоправославногобратства (Головинскийпер., 6-8, 1878-1880), зданиегостиницы А.М.Ушакова наНевском пр., 49(1880). Для гостиницыА.М. Ушакова, располагавшейсяна углу Невскогои Владимирскогопроспектов, П.Ю. Сюзор перестроилдом, построенныйеще в концеXVIIIвека. Ресторани гостиницупод названием«Москва» в этомдоме открылив 1850-х годах купцыРотины. В 1880-1881 годахдля новоговладельца купцаА.М. УшаковаП.Ю. Сюзор осуществилполную перепланировкуздания. Он проложилвъезд во двор, обогатил декорфасадов. ИмператорАлександр IIлично утверждалэтот проект.Скульптурыкариатид верхнегоэтажа выполнилскульптор Д.И.Иенсен. Гостиницаздесь находитсяи поныне – в1999-2001 годах зданиебыло реконструированодля отеля «РэдиссонСАС Ройал». Попроекту Р.М.Даянова и Р.И.Сусловой быливоссозданыдетали фасада1880-х годов. С 1870-хгодов Сюзорпостоянноиспользовалновые приемыструктурнойорганизациидоходных домов– широкие витрины, многоэтажныеэркеры, угловыебашни. Этиукрупненныеэлементы объемнойкомпозиции, акцентирующиесилуэт улици кварталов, эффектно введеныв доходныхдомах А.М. Ушакова(Невский пр.,54, 1882-1883), Е.С. Егорова(ул. Бассейная, ныне ул. Некрасова,40, 1883-1884), В.А. Ратькова-Рожнова(наб. Екатерининскогокан., 71, 1886-1888), П.Т. Бадаева(Большой пр.П.С., 49, 1902-1903). В численаиболее значимыхпроектов архитектора– доходные домапредпринимателейЯ.В. и А.В. Ратьковых-Рожновых(Кирочная ул.,32-34, 1899-1900, и Пантелеймоновскаяул., 13-15, 1898-1900), в которыхпространствадворов впервыераскрыты состороны улицыгигантскимиарками, а такжездание Санкт-Петербургскогообщества взаимногокредита на наб.Екатерининскогоканала (кан.Грибоедова,13), построенноев 1888-1890 годах в духенеоренессанса.Инициаторомстроительстванового зданияСанкт-ПетербургскогоОбщества взаимногокредита сталоправление банкаво главе с ЕвгениемЛаманским.АрхитекторП.Ю. Сюзор вместес членом правлениябанка Н.М. Козыревымсовершил поездкупо Франции, Бельгии и Германии, чтобы ознакомитьсяс принципамистроительствабанковскихзданий. Официальноеоткрытие зданиясостоялось9 сентября 1890 года, но внутренняяотделка продолжаласьдо 1900 года. В 1914 годув вестибюлебыла установленапамятная доскав честь Е.И.Ламанскогои П.Ю. Сюзора.Сюзор строили соседние сбанком доходныедома – 15 и 19 понаб. Екатерининскогоканала. В концеXIXвека у П.Ю. Сюзорапомимо множествазаказов надоходные дома, много заказовна общественныездания. Он строитздание начальныхучилищ И.Ф. Громоваи В.А. Ратькова-Рожнова(Кавалергардскаяул., 42, 1887-1891), машинноездание дляфильтров Центральнойгородскойводопроводнойстанции (Шпалернаяул., 56, 1887-1897), городскойсиротский домимени цесаревичаНиколая (8-я линия,29, 1888-1890), металлическийкорпус ВасилеостровскогоАндреевскогорынка (Большойпроспект, 18,1891-1892), дом призрениямалолетнихи школу А.И.Тименкова иВ.А. Фролова(Арсенальнаянаб., 3, 1891-1893), пассажВ.А. Ратькова-Рожнова(Думская ул.,7, 1893-1894), комплексзданий Гомеопатическойлечебницы(Лицейская ул., ныне ул. Рентгена,6, 1893-1898), дом призренияБрусницыных(Косая линия,15, 1895-1896; в настоящеевремя здесьрасполагаетсяГосударственнаяморская академияим. адмиралаС.О. Макарова), больничныекорпуса Елизаветинскойобщины сестермилосердия(Полюстровская, ныне — Свердловскаянаб., 40, 1897-1898), зданиеУчилища правоведения(наб. Фонтанки,6, 1895-1910), городскойдом трудолюбияи ночлежныйдом (Никольскаяплощадь, 1, 1896-1900). В1895 году уже известныйархитекторП.Ю. Сюзор покупаетдля себя домв Петербургепо адресу Казанскаяулица, 42. Сразуже после покупкиздание былоперестроено, надстроены4-й и 5-й этажи, полностьюизменена отделкафасада. В центрепротяженногоздания появилсямассивныйэркер. Домиспользовалсякак доходный, однако съемщикиздесь были нерядовые. Помещениена первом этажезанимало ательеО.Поссе, поставщикапрусскогопринца Ген¬риха, и магазин, гдеможно былоприобрестипозолоченнуюмебель дляквартир, церковнуюутварь, рамы, а также кисти, краски и холстыдля художников.В этом домепроживалонемало видныхжильцов, но вконце XIX-началеXXв. он был хорошоизвестен вПетербургекак “Дом Сюзора”.Помимо этогодома, П.Ю. Сюзорвладел ещенесколькимидомами в Петербурге(Кадетскаялиния, 21, Волховскийпер, 3 и др.). В началеХХ века П.Ю. Сюзорстановитсякрупнейшимпетербургскимархитектором.Академик архитектуры, мастер зрелойэклектики имодерна, онмного строит, используетсовременныеметоды и конструкции.В жилых домахон делает широкиеокна-витриныв нижних этажах, освещающиеторговые помещения, создает, нарядус балконами, многоэтажныеэркеры, угловыебашни. В 1902 годуП.Ю. Сюзор получаетзаказ на проектздания на углуНевского проспектаи набережнойЕкатерининскогоканала дляАкционерногообщества«Мануфактурнаякомпания Зингер».Всемирно известнаяамериканскаяфирма, решивналадить выпускшвейных машинв России, сочланеобходимымразместитьв Петербургесвою главнуюконтору и открытьздесь центральныймагазин. Заводкомпании размещалсяв Подольске, недалеко отМосквы, а повсей странедействовалооколо 3000 фирменныхмагазинов.Разумеется, что центральноепредставительствокомпании должнобыло разместитьсяв столице Российскойимперии. Этотпроект сталэтапным в творческойбиографииархитектора.Именно на этомобъекте впервыев России в качественесущей конструкциибыл примененметаллическийкаркас. Постройкастала новациейдля мастеране только вконструктивномотношении, нои в стилистическом: Сюзор выступаетздесь как приверженецмодерна. И дажепо назначениюновое зданиене имело аналоговв Петербургетой поры. Поражаетспособностьархитектораосваиватьновое, ведь кмоменту окончанияэтого строительстваП.Ю. Сюзоруисполнилосьшестьдесят(!) лет. Заплативза участок водном из самыхпрестижныхи дорогих местПетербургасвыше миллионарублей, компания«Зингер» намереваласьизвлечь изпроекта максимальнуюприбыль. Вмногоэтажномздании, помимоторговых залови складов, предполагалосьразместитьмножествонебольшихконторскихпомещений, чтобы сдаватьвнаем. В Петербургетаких сооруженийв ту пору небыло, и, говорясовременнымязыком, здесьпланировалосьсоздать первыйв России многопрофильныйбизнес-центр.На участке, выбранномкомпанией“Зингер” длястроительства, в начале ХХвека находилсястаринный жилойдом, но он былдовольно скромными не подходилдля заграничногогиганта. Староездание былоразобрано, чтобы на егоместе быловозведеноновое. Первоначальноруководствокомпании “Зингер”хотело построитьнебоскреб, подобный тому, что в это времястроился компаниейв Нью-Йорке.Однако ужепосле приобретенияучастка иностранцыбыли немалоозадаченысуществующимив Петербургскомстроительномуставе ограничениямипо высоте в 11саженей (около23,5 м) до карнизадля возводимыхв центре городапостроек. Этоозначало, чтоидея удивитьроссийскуюстолицу высотнымзданием пообразцу чикагскихнебоскребовбыла неосуществима. П.Ю. Сюзору удалосьблестяще справитьсяс задачей максимальнорациональнойзастройки.Согласно проекту, участок попериметрукомпактнозастраивалсяшестиэтажнымикорпусами смансарднымэтажом надними. Поперечныйфлигель образовывалдва внутреннихдвора. Дляоптимальногоиспользованияпространстваоба двора науровне второгоэтажа перекрылиостекленнойкрышей, в результатеодин из них, как отмечалисовременники, был «обращенв прекрасныйзал», а другойиспользовался«для промышленныхцелей». Прогрессивнаяконструктивнаяоснова, использованнаяпри возведенииздания – металлическийкаркас с кирпичнымизаполнениямина цементномрастворе, несущийжелезобетонныеперекрытия,– также способствовалаэкономии площадей. В результатестены былиосвобожденыот функциинесущих конструкцийи получилисьтонкими. К томуже каркас позволилпрорезать ихогромнымиокнами. Украшающиефасад зданияскульптурныегруппы «Промышленность»и «Мореплавание»выполнил А.Г.Адамсон. В первойиз скульптурныхгрупп женскиефигуры образносимволизируютпредназначениездания: в рукахкаждой волоокойдевы – веретенос тонкой стальнойнитью, а подленее – швейнаямашина. Уголдома в основаниикупола украсиламериканскийорел по моделиА.А. Обера. Налицевых фасадахархитекторсгруппировалоконные проемытрех центральныхэтажей в стройныеаркады, подчеркнуввертикальныеакценты, носоздать образвысотногоздания должнабыла башня-фонарь.При согласованиипроекта ГородскаяУправа усомниласьв правомочностивозведениянад зданиемвысотной доминанты, но после рассмотренияв Академиихудожеств идеяполучила поддержку.Конструкциягигантскогоглобуса изметалла и стеклавыражала идеюторжестватехническогопрогресса, символизировалвсемирныйразмах деятельностикомпании «Зингер».Именно эта, устремлённаяввысь башня, и создаёт впечатлениевысотности, но при этом, благодаря своейизящности илёгкости, незатмеваеткуполов Казанскогособора и Спасана Крови, возвышающихсянад Невскимпроспектом. Здание площадьюоколо 7000 мІбыло оборудованопо последнемуслову техники.Лифты OTISразвозили поэтажам служащихи посетителей.В хранилищеценностей быливстроены сейфысистемы берлинскойфирмы «Панцер».Система отводадождевой водыбез использованияводосточныхтруб на лицевыхфасадах состоялаиз наружныхжелобов накровле и внутристенныхмедных труб, а снег счищалсяс крыш под действиемпара. Замечательнытакже интерьерыздания. Современникамипо достоинствубыл оцененкрытый стекляннойкрышей двор– атриум, стольпопулярныйсегодня уархитекторов, практикующихв центре города.Выделяетсясвоим убранствомглавная лестницас ее ограждениями, где черныйметалл сочетаетсяс ковкой бронзой.Изысканныйорнамент стилямодерн повторенв огражденияхлифтовых шахт.Разнообразиедорогостоящихотделочныхматериалов, высочайшеекачество ихобработки –во всем этомощущались изаокеанскийразмах, и европейскийблеск. Зодчийсоздал рукотворныйпамятник себе, возведя шестиэтажный«небоскреб»на Невскомпроспекте –здание уникальноево многих отношениях.Он надеялся, что градоформирующеезначение этойпостройки современем можетвозрасти. Воктябре 1904 годав Петербургскомобществе архитекторовбыл заслушандоклад и прошлипрения по вопросузасыпки Екатерининскогоканала. П.Сюзорвыступил активнымсторонникомэтого предложения, ведь, осуществисьэтот проект, дом компанииЗингер оказалсябы как раз напересеченииНевского проспектаи новой магистрали.С одной стороны, здание не связанос окружающимансамблем, чтосчитаетсяградостроительнойошибкой, с другойстороны, этопример удачнойпланировкив сложных условияхзатесненногоучастка. СозданноеП.Ю. Сюзоромздание оченьвыделялосьна фоне классическойархитектурыи стало новымвысотным акцентомв перспективеНевского проспекта. Торговый домкомпании “Зингер”стал самойизвестнойработой П.Ю.Сюзора, яркимпримером архитектурымодерна, и досих пор служитукрашениемне только Невскогопроспекта, нои всего Петербурга.Акционерноеобщество “Зингер”размещалосьздесь до 1917 года.Вскоре послереволюцииздание былоэкспроприированои получилоновое назначениеи название. В1919 году на егопервых этажахразместилсяпервый государственныйкнижный магазин, а верхние этажизаняли издательства– «Художественнаялитература»,«Искусство»,«Советскийписатель»,«Просвещение»и др. В 1925 году в“Доме Книги”обосновался«Лендетгиз»– издательство, выпускавшеекниги для детей.Его организатороми руководителембыл поэт С.Я.Маршак. Помимокниг, это издательствовыпускалопопулярныедетские журналы– «ЧИЖ» (Чрезвычайноинтересныйжурнал) и «Еж».С издательствомсотрудничалимногие выдающиесяписатели –К.Чуковский, Е.Шварц, Д.Хармс, М.Зощенко, В.Каверин, В.Бианкии другие. П.Ю.Сюзор вел огромнуюобщественнуюдеятельность.Как ведущийстоличныйархитектор, он курировалмногие вопросыградостроительстване только вПетербурге, но и в другихгородах Российскойимперии. Так, например, вноябре 1901 годаграф Сюзор поВысочайшемуповелению былнаправлен вПолоцк и Двинск, где инспектировалработу местныхпожарных дружин, ведь ущерб отпожаров былпоистине огромным.Как архитектор, он нашел множествонарушений, допущенныхпри возведениипостроек. Сюзорбыл широкоизвестен какспециалистпо строительнойгигиене истроительномузаконодательству, инициаторсоздания школдля строительныхрабочих, членРоссийскогопожарногообщества (1900-1910). Он был председателемстроительногоотдела Русскоготехническогообщества (с1908), инициаторомпроведенияи председателемсъездов русскихзодчих (1891-1892), с 1903года – бессменнымпредседателемОбществаархитекторов-художниковпри Академиихудожеств, затем – почетнымчленом, а с 1917 года– почетнымпредседателемОАХ. Павел Сюзорпринимал участиев издании журнала«Зодчий», организовывалархитектурныевыставки. Вместес другимиархитекторамион организовалобщество поизучению иописанию Петербурга«Старый Петербург».Благодаря этомуобществу в 1907году был созданМузей СтарогоПетербурга, который работална общественныхначалах, и долгоевремя располагалсяв доме Сюзора(Кадетскаялиния, 21). Там же, в доме Сюзорабыла организованапервая экспозиция, посвященнаяпамятникамзодчестваПетербурга.П.Ю. Сюзор былПочетным членомАкадемии художеств(1911), Санкт-Петербургского(1895) и Берлинского(1914) архитектурныхобществ, членоми руководителеммногих благотворительныхобществ и учреждений, деятельнымчеловеком инезаурядныморганизатором. Последнимиработами П.Ю.Сюзора в Санкт-Петербургестали доходныйдом на 20-й линии,13 (1904), гимнастическийзал общества«Маяк» (ул.Маяковского,35, 1906-1908) и ночлежныйдом А.Е. Бузовой(Московскийпр., 89, 1909-1910). ЖенилсяПавел Юльевична дочери знаменитогоархитектораАлександраПавловичаБрюллова СофьеАлександровне.У них были сыновьяВладимир иГеоргий. ГеоргийПавлович состоялчленом комитетапо строительствухрама к 300-летиюДома Романовых, имел чин надворногосоветника ипридворноезвание камер-юнкера.До революцииП.Ю. Сюзор жилс семьей в домена Кадетскойлинии Васильевскогоострова. В 1918 годудом был реквизирован, и его сталиплотно заселять, создавая коммунальныеквартиры. Этопотрясло ПавлаЮльевича, иускорило егосмерть. Он умер21 июля 1919 года вПетрограде. Крупного русскогоархитектора, общественногодеятеля, педагога, академикаархитектуры, действительногостатскогосоветника, графа П.Ю. Сюзораскромно похоронилина Смоленскомлютеранскомкладбище. Егомогилу отмечаетмалоприметныйбетонный крестнедалеко отвхода на кладбище.На кресте – двеошибки: неправильноуказаны годрождения (1848 вместо1844) и отчествоархитектора(Юрьевич вместоЮльевич).
ПроектыСанкт-Петербурга
Большая Морская улица, д.№ 28/Гороховая улица, д.№ 13 — доходный дом. Перестройка. 1869, 1880—1881.
25-я линия Васильевского острова — производственные здания Василеостровского чугунолитейного и механического завода М. С. Воронина. 1870 год.
Караванная улица, д.№ 18/Итальянская улица, д.№ 37 — доходный дом. Перестройка. 1870.
Фонарный переулок, д.№ 1/набережная Мойки, д.№ 82, двор — здание народных бань М. С. Воронина. 1870—1871.
Проспект 9-го января, 4 — преображенская церковь на Преображенском кладбище, построена в 1872 году. Не сохранилась.
Мастерская улица, д.№ 5, д.№ 7 — улица Союза Печатников, д.№ 23 — особняк и доходный дом М. С. Воронина. Расширение и перестройка 1872 года. (Особняк надстроен, доходный дом не сохранился).
Гороховая улица, д.№ 47 — здание Компании для хранения и залога движимых имуществ. 1872—1874, 1876—1877. Включено существовавшее здание. (Частично перестроено).
Набережная Мойки, д.№ 82/Фонарный переулок, д.№ 1 — доходный дом М. С. Воронина. 1874.
Большая Подьяческая улица, д.№ 39/улица Мясникова, д.№ 8 — здание товарищества «Общественная польза». 1874.
Набережная канала Грибоедова, д.№ 15 — Малая Конюшенная улица, д.№ 10 — доходный дом. Перестройка. 1875.
Аптекарский проспект, д.№ 12 — дача П. Ю. Сюзора. 1875. (Не сохранилась).
Невский проспект, д.№ 63 — доходный дом. 1875—1876, 1878. Включен существовавший дом.
Казачий переулок, д.№ 11 — доходный дом и народные бани Е. С. Егорова. Б. 1875—1876, 1882—1885. (Дом перестроен).
9-я линия, д.№ 22 — доходный дом. 1876.
Большая Пушкарская улица, д.№ 22 — здание бань Е. Ф. Овчинникова. 1876—1877. (Расширено).
Пушкинская улица, д.№ 7 — доходный дом. 1877.
Пушкинская улица, д.№ 13 — доходный дом. 1877.
Большая Пушкарская улица, д.№ 30/Шамшева улица, д.№ 1 — доходный дом. 1877—1878.
Московский проспект, д.№ 95 — флигель и домовая церковь при богадельне Мещанского общества. 1878—1879. (Не сохранились).
9-я линия, д.№ 16 — доходный дом и бани В. О. и О. В. Ковалевских. 1878—1879.
Шпалерная улица, д.№ 2/улица Фурманова, д.№ 4 — доходный дом. Перестройка. 1878.
Площадь Ленина, д.№ 6/Финский переулок, д.№ 9 — доходный дом с торговыми помещениями С. П. Петрова. 1878—1879. (Частично надстроен, южная часть разрушена).
Улица Чапаева, д.№ 7 — здание бань. Перестройка. 1879.
Улица Некрасова, д.№ 14а — Басков переулок, д.№ 7 — здание бань Целибеевых. 1879—1881.
Красногвардейский переулок, д.№ 6 — здание Громовского приюта. 1880.
Улица Достоевского, д.№ 29/Социалистическая улица, д.№ 18 — доходный дом. 1880.
Можайская улица, д.№ 14 — доходный дом. 1880.
Невский проспект), д.№ 49/Владимирский проспект, д.№ 2 — здание гостиницы А. М. Ушакова Перестройка. 1880.
5-я линия, д.№ 4 -Академический переулок, д.№ 1, правая часть — доходный дом. Надстройка. 1880. (Надстроен).
Улица Салтыкова-Щедрина, д.№ 30 — Мелитопольский переулок, д.№ 4 — доходный дом Г. С. Войницкого. 1880—1881.
Набережная канала Грибоедова, д.№ 78 — здание бань Петровых. 1880—1881. (А. Ф. Красовский ?).
Улица Достоевского, д.№ 27 — доходный дом. 1881.
Владимирский проспект, д.№ 10 — доходный дом. Перестройка. 1881.
8-я Советская улица, д.№ 18 — доходный дом. 1881.
Воронежская улица, д.№ 38 — дом для бедных и бани М. Н. Кобызева. 1881—1882.
Улица Кропоткина, д.№ 1/Кронверкская улица, д.№ 10/улица Ленина, д.№ 3 — здание Белозерских бань П. И. Шорохова. 1882.
Улица Карбышева, д.№ 29 — здание бань. 1882. (?)
Большой Сампсониевский проспект, д.№ 43, левая часть — дом прихода Сампсониевского собора. 1882.
Невский проспект, д.№ 54 — Малая Садовая улица, д.№ 3 — доходный дом А. М. Ушакова, Перестройка. 1882—1883.
Набережная Лейтенанта Шмидта, д.№ 11/9-я линия, д.№ 2 — доходный дом. Перестройка. 1882—1884. (Перестроен).
Улица Некрасова, д.№ 40/улица Восстания, д.№ 35/Басков переулок, д.№ 33 — доходный дом Е. С. Егорова. 1883—1884.
Улица Маяковского, д.№ 15, левая часть — здание конюшен Государственного коннозаводства. Перестройка. 1880-е.
Набережная канала Грибоедова, д.№ 86 — доходный дом. 1884. (Надстроен).
13-я линия, д.№ 52/14-я линия, д.№ 59 — комплекс зданий больницы Французского благотворительного общества. 1884—1885, 1890, 1897—1902, 1905. Включены существовавшие здания.
Набережная канала Грибоедова, д.№ 71/улица Пржевальского, д.№ 13 -Казначейская улица, д.№ 6 — доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова. 1886—1888. Включен существовавший дом.
Думская улица, д.№ 7 — доходный дом. Перестройка. 1887.
Кавалергардская улица, д.№ 42 — здание начальных училищ И. Ф. Громова и В. А. Ратькова-Рожнова. 1887—1891.
Шпалерная улица, д.№ 56/Водопроводный переулок, д.№ 1/Таврическая улица, д.№ 10 — машинное здание для фильтров Центральной городской водопроводной станции. 1887—1890, 1896—1897.
8-я линия, д.№ 29 — городской сиротский дом им. цесаревича Николая. 1888—1890. Включен существовавший дом.
Набережная канала Грибоедова, д.№ 13 — здание общества взаимного кредита. 1888—1890.
Большой проспект Васильевского острова, д.№ 18 — металлический корпус Андреевского рынка. 1891—1892. Инж. О. Е. Крель. (Не сохранился).
Улица Комсомола, д.№ 4а — Арсенальная набережная, д.№ 3 — дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова. 1891—1893.
Набережная канала Грибоедова, д.№ 24 — Думская улица, д.№ 7, двор — пассаж В. А. Ратькова — Рожнова. Перестройка. 1893—1894. (Перестроен).
Соляной переулок, д.№ 1, левая часть — улица Оружейника Федорова, д.№ 2, правая часть — жилой дом Училища Правоведения. 1893—1894.
Улица Рентгена, д.№ 6/улица Льва Толстого, д.№ 15 — комплекс зданий Гомеопатической лечебницы. 1893—1898.
Косая линия, д.№ 15а, д.№ 15в — дом призрения Брусницыных, 1895—1896. С 1944 года в здание разместилось Высшее мореходное училище имени адмирала Макарова (в настоящее время — Государственная морская академия им. адмирала C. О. Макарова.
Улица Достоевского, д.№ 5 — доходный дом. 1895—1896.
Набережная Фонтанки, д.№ 6/улица Чайковского, д.№ 1, правая часть — улица Оружейника Федорова, д.№ 2, левая часть — здание Училища правоведения. Перестройка. 1895, 1909—1910.
Улица Марата, д.№ 55/Боровая улица, д.№ 5 — доходный дом Р. С. Гробова. 1896.
Никольская площадь, д.№ 1, корп — городской дом трудолюбия и ночлежный дом. 2; 1б. 1896—1900. Совместно с А. П. Максимовым.
14-я линия, д.№ 61 — доходный дом. 1897.
Исполкомская улица, д.№ 2/Невский проспект, д.№ 170/Конная улица, д.№ 21 — доходный дом В. М. Давыдова, 1897—1898.
Свердловская набережная, д.№ 40, двор — больничные корпуса Елизаветинской общины сестер милосердия. 1897—1898.
Улица Зои Космодемьянской — здания Городской Алафузовской больницы, перестройка и расширение, 1897—1900, 1910. Совместно с Э. Ф. Виррихом. (Не сохранились).
10-я Красноармейская улица, д.№ 28/Дровяная улица, д.№ 6 — дом дешевых квартир им. Е. Г. Степановой. 1898—1899. (П. С. Самсонов ?).
Улица Пестеля, д.№ 13-15 — доходный дом А. В. Ратькова-Рожнова. 1898—1900.
Улица Салтыкова-Щедрина, д.№ 32-34 — доходный дом А. В. Ратькова-Рожнова. 1899—1900.
Кожевенная линия, д.№ 32, двор, левая часть — здание цехов Владимирского кожевенного завода, 1901.
Большой проспект Петроградской стороны, д.№ 49/улица Ленина, д.№ 18 — доходный дом П. Т. Бадаева. 1902—1903.
Невский проспект, д.№ 28/набережная канала Грибоедова, д.№ 21 — здание акционерного общества «Зингер и К°» (Дом книги)1902—1904.
20-я линия, д.№ 13 — доходный дом. 1904.
Улица Плеханова, д.№ 42 — доходный дом П. Ю. Сюзора. Перестройка. 1905—1906.
Улица Маяковского, д.№ 35, правая часть — гимнастический зал общества «Маяк». 1906—1908. (Перестроен).
Московский проспект, д.№ 89 — ночлежный дом им. А. Е. Бузовой. 1909—1910.
Списоклитературы

«Дом Книги» (Невский пр., 28)
С. Н. Стрижак К 100-летию возведения «небоскрёба» на Невском//«Дизайн и Строительство», № 3(24) 2004 год
История компании «Зингер» (англ.)
Авт. текста: Кириков Б. М.; Вознесенский А. В. Дом компании «Зингер» — Дом книги. СПб.: Изд. дом «Коло», 2008.
Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с
Айзенберг Т. Д. Ленинградский Дом книги // Книга: Исслед. и материалы. М., 1972. Сб. 24. С. 198-209; Баренбаум И. Е. Книжный Петербург: Три века истории: Очерки изд. дела и кн. торговли. СПб., 2003.
Калмыков С. В. Американское предпринимательство в России // Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России: Очерки. М., 1997
Сомина Р. А. Невский проспект. Л., 1959;
Чеснокова А. Н. Невский проспект. Л., 1985;
Прогулки по Невскому проспекту в первой половине XIX века: Сб. / Сост. А. М. Конечный. СПб., 2002;
Шерих Д. Ю. По Невскому без скуки. М., 2003.
Богданов И. А. Мастер «санитарного» зодчества // Банбас. 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Great Gatsby And Death Of
Реферат The Time Machine By HG Wells Essay
Реферат Абашидзе, Василий Алексеевич
Реферат Розповідь про наркотичні речовини і їх шкідливість
Реферат Кирхенштейн, Август Мартынович
Реферат Integration Essay Research Paper The dictionary defines
Реферат Аудит предприятий пользующихся упрощенной системой налогообложения
Реферат Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории
Реферат The Negative Side Of Econom Essay Research
Реферат Space Crafts Launched In The Seventies Essay
Реферат Политические программы эпохи московской централизации
Реферат Computers And Technology Essay Research Paper
Реферат Прийом посади заступником командира роти з виховної роботи
Реферат 19. Учет кассовых операции коммерческих банков
Реферат Развитие творческих способностей учащихся на основе использования инновационных технологий в образовательном 2