Реферат по предмету "Культура и искусство"


Германия Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна

Министерствообщего и профессиональногообразования
Институтэкономики, права и естественныхспециальностей
РЕФЕРАТ
Тема:«Германия.Баухауз и еговклад в развитиемирового дизайна»
Выполниластудентка 4курсаФакультетадизайна
АтрохинаА.А.

Краснодар2003 г.

Содержание:

Введение стр. 3
Метод стр. 3 — 4
Цель стр. 4 — 5
Идея и структура Баухауза стр. 5 – 11
Баухауз переезжает стр. 11
Проекты стр. 12 – 17.

Введение.
Творчествои любовь к красоте –– необходимыеусловия счастья.Время, не признающееэту бесспорнуюистину, не обретаетясного зрительноговыражения: егообраз остаетсянеотчетливым, а его произведенияне могут доставитьрадость.
Когда в прошломвеке сталоказаться, чтомашинная продукциязатопит весьмир, оставивхудожникови мастеров вплачевномсостоянии, пренебрежениеформой и качествомизделий вызвалоестественнуюреакцию. Рёскини Моррис первыепошли противтечения, но ихборьба противмашины не моглапротивостоятьеё натиску.Только гораздопозднее ошеломлённомусознанию людей, заинтересованныхв прогрессеформы, открылосьчто искусствои производствомогут бытьобъединеныснова лишь напути признаниямашин и подчиненияих производительнымособенностям.Художественно-промышленныешколы прикладногоискусствапоявилисьглавным образомв Германии, нои многие из нихвстретилиподдержкутолько наполовину; подготовкав них была слишкомповерхностнойи техническинеграмотной, чтобы вызватьк жизни настоящеедвижение. Фабрикикак ни в чем небывало продолжаливыпускать массууродливыхизделий, в товремя как художниктщетно билсянад воплощениемсвоих платоническихпроектов. Бедазаключаласьв том, что никтоиз них не могв должной мерепроникнутьв смежную сферу, чтобы достичьэффективногослияния своихстараний.
С другойстороны, ремесленникс течениемвремени сталочень слабонапоминатьстрастногои независимогопредставителясредневековойкультуры, которыйполностьюруководилпроизводственнымпроцессомсвоего времении был мастером, художникоми торговцемодновременно.Его мастерскаяпревратиласьв магазин, самже рабочийпроцесс выскользнулиз рук ремесленника, который сталторговцем.
Какова жепричина этогоомертвляющегопроцесса? В чемнадо видетьразницу междуремесленными машиннымтрудом? Различиемежду индустриейи ремесломзаключаетсяне только вразном орудиипроизводства, но и в раздробленноститрудовогопроцесса в противоположностьнерасчлененномуего контролюсо стороныодного мастера.Необходимовосстановитьконтакт с производством и подготовитьмолодого учащегосякак для ручнойи механизированной, так в то же времяи для проектнойработы. Это ибыло предпринятоБаухаузом.

Метод.
ВальтерГропиус говорил:« Моё намерениесостоит в том, чтобы не обучатьтак называемомулаконичномугеометрическому«современномустилю Европы», а скорее, ввестив существосамого методамышления, которыйпозволитрассматриватьпроблему всоответствиис конкретнымиобстоятельствамиее возникновения.Я хочу, чтобымолодой архитектормог ориентироватьсяв любой обстановке; я хочу чтоб онмог независимосоздаватьнастоящее, оригинальныеформы в техтехнических, экономическихи социальныхусловиях, вкоторых онокажется, вместотого чтобынавязыватьзаученныеформулы окружающему, нуждающемусяв совершенноином решении.Я хочу учитьне готовымдогмам, но подходук проблемамнашего поколения, который долженбыть непредубежденным, эластичным, оригинальным.Для меня былобы совершенноужасно, еслибы моё намерениевылилось лишьв умножениечисла приверженцев«архитектурыГропиуса». Чегоя действительнохочу, так этозаставитьмолодежь осознать, как неистощимысредства творчества, если использоватьсовременнуюразнообразнейшуюпродукциюнашего века, и вдохновитьэту молодежьна поиски собственныхрешений.
Я всегдаощущал известноеразочарование, когда меняспрашивалио средствахи тайнах моейработы, в товремя как интереспредставляетпередача моихосновных переживанийи использованныйпри этом метод.Лозунг «красивовсё то, что полезно»правилен лишьнаполовину.Когда мы можемназвать человеческоелицо красивым?
Части любоголица соответствуютсвоему назначению, но только абсолютныепропорции игармоничныекраски посправедливостимогут называтьсякрасивыми. Тоже и в архитектуре.Только абсолютнаягармония техническойфункциональностии пропорцийформы создаёткрасоту. Именноэти критерииделают нашузадачу стольмногограннойи сложной.
Совершеннаяархитектурадолжна бытьвоплощениемсамой жизни, что подразумеваетпроникновенноезнание биологических, социальных, техническихи художественныхпроблем».

Цель.
Прежде всегодолжны бытьустановленыновые границыархитектуры, что нечегомечтать совершитьэтот труд одному, что этого можнодостигнутьлишь воспитаниеми подготовкойнового поколенияархитекторов, которые овладеютсовременнымисредствамипроизводствав специальнойвысшей школе.Так в 1919 году былторжественнооткрыт Баухаузсо специальнойзадачей: понятьсущность искусстваархитектуры, которая соответственночеловеческойприроде охватывалабы собой всепроявленияжизни. Школадобровольнососредоточилавнимание натом, что являетсясейчас насущнойнеобходимостью,– на предотвращениепорабощениячеловека машинойпутем спасениямассовогопроизводстваи быта от анархиимеханизациии возвращенияих к смыслу, чувству и жизни.Это подразумеваетсоздание вещейи зданий, заранееспроектированныхдля промышленногопроизводства.Задачей былоискоренитьошибки механизации, не жертвуя ниодним из еедостоинств.Мечтой былосоздание подлинныхценностей, ане проходящихновшеств.
Баухаузпропагандировална практикеравноправиевсех видовтворческоготруда и их логическуювзаимосвязьв современноммире. Ведущимпринципом былото, что формообразующаядеятельность является неодностороннеинтеллектуальнымили односторонне материальнымделом, а неотъемлемойчастью жизни, необходимойв каждом цивилизованномобществе. Замысломбыло извлечьхудожника изсостоянияотрешенностии восстановитьего связь смиром каждодневнойреальности, и на то, чтобырасширить иочеловечитьнеподвижное, почти всецеломатериальноесознание людейтруда.
Цель Баухаузазаключаласьне в распространениикакого бы тони было стиля, системы илидогмы, а в оказанииобновляющеговлияния на всюсферу формообразования.«Стиль Баухауза»был бы лишьпризнаниемпоражения ивозвращениемк той омертвляющейинерции и пассивномуакадемизму, с которымишкола боролась.Школа стараласьсформулироватьновый подходк задаче, которыйвоспитаеттворческоесознание у всехединомышленникови который вконечном счетеприведет кновому отношениюк жизни.
Баухауз былпервым учреждениемв мире, осмелившимсявоплотить этотпринцип в конкретнойпрограмме.Основной идеейпрограммы былиисследованияусловий нашейиндустриальнойэпохи и присущихей главныхтечений.

Идея и структураБаухауза.
Выражениемпрошлого сознаниябыла Академия, она способствовалараздельномусуществованиюдвух видовтворческойжизни –– производственнойи ремесленной–– независимоот деятельностихудожественноодаренныхлюдей, котораяпротекала вполной изоляции.В великие эпохи, напротив, всяобщая производительнаядеятельностьтесно зависелаот художественноодареннойличности, ибоона находиласьв центре и опираласьна те же основыпроизводстваи те же практическиезнания, что илюбые другиетруженики снизудоверху. Художникобладал профессией, поддававшейсяизучению, несмотряна различныенепонятныеслучаи в творчестве, приводившиек ошибкам. Обучениев Академии велок тому, чтохудожественнаяиндивидуальностьсовершенствоваласьв ущерб социальнымнуждам. Такоеобучениеограничивалосьлишь методомграфическогои живописногоизображениявне всякойсвязи с особенностямиреальных материалов, техникой ипроизводством.Но со второйполовины XIX веканачалось движениепротив пагубноговлияния Академии: Рёскин и Моррисв Англии, ванде Вельде вБельгии, Ольбрихи Беренс и другиев Германии, Веркбунд –– все они пыталисьнайти и определитьпуть для восстановленияутерянногоединстваматериальногопроизводствас художественнымтворчеством.В Германиивозникли школыприкладногоискусства, которым надлежалозаняться подготовкойхудожественноодаренныхличностей дляпромышленностии ремесленногопроизводства.Но дух Академиибыл еще жив, иэто производственноеобразованиеоставалосьдилетантским; его основупродолжалосоставлятьтрадиционноерисование«проектов».Таким образом, попытки сломитьстарое, не преобразуявсего в целом, не меняли отношениямежду жизньюи «искусствомдля искусства».С другой стороны, в областиремесленногопроизводства –– прежде всегов индустрии–– тоже изыскивалисредства дляпривлечениясюда художника.Наряду с прежнимитребованиямитехничностии общей качественностивещи сталивыдвигать итребованиякрасоты внешнихформ изделия, добиться которыхпрежним производственнымметодом былонельзя. Тогданачали покупать«художественнорешенные проекты».Но это былапопытка с негоднымисредствами, посколькухудожник оказалсячужд вещи, онничего не понималв ее техническоми реальномизготовлениии не мог связатьсвои формальныепредложенияс практическимивозможностямиих выполнения.Не хваталоспециальнообученныххудожественноодаренныхлюдей, которыемогли бы внестив производствонеобходимуюцелостностьна основе требованийсоздания новогоединства всехформ.
ВГосударственномБаухаузе в Вейморе впервыепредпринятапопытка широковоплотить этиидеи на практике.
Весной1919 года ВальтерГропиус принялна себя руководствоСаксонско –Вейморскойшколой прикладногоискусства иСаксонско –ВейморскойВысшей школойизобразительногоискусства, обьеденив ихв одно целоепод общим названием «ГосударственныйБаухауз». Соединениеумозрительнойработы в Академиис практическойдеятельностьюв Школе прикладногоискусства даловозможностьначать выполнениеобщего планаперестройкиобученияхудожественноодаренныхлюдей.
Ведущимпринципом, которым былаподчинена всяработа, являлосьстремлениек слиянию всехвидов художественноготворчества, к воссоединениювсех прикладныхдисциплин сновой архитектуройв качестве еёнеотъемлемыхчастей. Конечная, хотя и далёкаяцель Баухауза –– единоехудожественноепроизведение –– здание, вкотором исчезаютграницы междумонументальными декоративнымискусством.Господствующейидеей Баухаузабыла идея созданиянового единства, идея синтезавместо «искусства»,«направлений», и достижениенеделимогоцелого, соответствующеговнутреннейцелостностичеловека иполучающегосвой смысл иназначениев реальнойжизни.
Всёобучение вБаухаузе делитсяна:
IПрактическуючасть.
1. Камень2. Дерево 3. Металл4. Звук 5. Стекло6. Цвет 7. Ткань
Перспективныеэлементы:
а)Значение материалови орудий обработки.
б)Основныепредставленияо бухгалтерскомделе, расценкахи способахзаключениядоговоров.

IIТеоретическаячасть.
Восприятие.
а)Натурные студии.
б)Учение о материалах.
Представление.
а)Учение о проектировании.
б)Учение о конструировании.
в)Техническоерисование ипостройкамоделей всехпространственныхэлементов.
Формообразование.
а)Учение о пространстве.
б)Учение о цвете.
в)Учение о композиции.
Перспективныеэлементы:
Лекциио проблемахискусства ипромышленности(как современныхтак и прошлыхэпох).

Весьцикл обученияделится на 3курса:Пропедевтический курс.
Длительность6 месяцев. Элементарноеобучение формев связи с учениемо материалахв специальныхмастерскихпропедевтическогокурса. В итоге –– перевод вучебные мастерские.Практический курс.
Длительность3 года. Работав учебных мастерскихпо окончаниюзнакомствас закономерностямиучебного рисункаи дальнейшееобучение построениюформ. В итоге –– приём в членыремесленнойгильдии, далее –– в сотрудникиБаухаузе.Строительный курс.
Практическоеучастие встроительствена реальномобъекте и свободноетворческоеучастие встроительномпроцессе наэкспериментальнойплощадке Баухауза.Длительность –– по соображениямруководителяи согласнонадобности.Строительныеи экспериментальныеплощадки служатодновременноразвитию иуточнениюпрактическогои теоретическогокурса. В итоге –– получениезвания мастерагильдии, в дальнейшем –– сотрудникаБаухауза.

1. Пропедевтическийкурс.
Каждый, кто желаетпоступить вБаухауз, долженобязательнообнаружитьв ходе выполнениякакой-либосамостоятельнойработы все своизадатки в сферепроизводстваи формообразования.Выбор мастерабывает субъективени поэтому нередкоошибочен, еслинет строгойантропометрическойсистемы, с помощьюкоторой можноопределитьпотенциальныевозможностирастущегоиндивида. Каждыйпринятый попадаетсначала напропедевтическийкурс, которыйдлится 6 месяцеви заключаетв себе уже всеэлементы будущегообучения.Практическийи теоретическийформальныекурсы неразрывносвязаны другс другом; ихцель –– высвободитьдремлющиетворческиесилы учащегося, дать ему возможностьсамому почувствоватьприроду материалаи понять основныезакономерностипостроенияхудожественногообраза. Системапедагогическоговоспитанияможет проявитьсятут в полноймере. Нужнодостичь пониманияи правильнойоценки индивидуальныхвозможностейсамовыражения.Творческиевозможностиразных индивидовсовершенноразличны. Одинпредпочитаетвыражать себяв ритме, другойв светотени, третий –– вцвете, четвертый –– в характерематериала, пятый –– в звуке, шестой –– впропорциях, седьмой –– всоотношенииматериальногои абстрактногопространства, восьмой –– всоединениичего-то одногосо вторым, третьим, четвертым итак далее. Этоткурс знакомилучеников спонятием пропорциии ритма, светаи тени, цвета.Учащийся выполнялупражненияс различнымиматериаламии инструментамивсех свойств, чтобы дать емувозможностьопределитьсвое призвание.Одновременноначиналосьобучениепроектированию.Все работы, выполняемыена пропедевтическомкурсе, несутна себе отпечатокпедагогическоговоздействия.Если они и обладаютхудожественнымикачествами, то лишь постольку, поскольку воснову каждогоиз них заложенонаибольшеевыражение возможностейразвивающегосяиндивида, чтои можно назватьискусством.
Послеокончания этогокурса учащийсяпереводитсяна следующий в зависимостиот проявленийучащимся качестви индивидуальныхособенностейего выражения.Он переводитсяв специальныемастерскиеи приступаетк другому этапуразвития своихпрактическихи пластическихвозможностей.

2. Практическийи формальныйкурсы.
Лучшийспособ обучения –– это обучениенепосредственноу мастера, какэто было в прежниевремена, когдане знали особыхучебных работи созданияхудожественныхобразцов. Старыемастера давалиученикам одновременнои практическиезнания и формальныезнания. Но такойспособ обученияу мастера-практикане знал ещерокового различияталанта и просточеловека, характерногодля нашеговремени. Поэтомусегодня работатьу такого мастеранепродуктивно.Остается путьсинтеза, тоесть одновременногообучения учащегосятехническимосновам –– состороны ремесленника, и формальным –– со стороныодаренногохудожника.Подобная системаобеспечиваетразностороннееразвитие будущихталантов идостижениенового единствав творчестве, постоянноподготавливаятакой видсозидательнойдеятельности, который ориентированна нужды народа.Итак, основупедагогикиБаухауза составляетследующийпринцип: «Каждыйучащийся исотрудникучится одновременноу двух мастеров –– мастера-ремесленникаи мастерахудожественнойформы. В последствииБаухаузу удалосьна место руководителеймастерскихпоставитьбывших учеников, которые обладалитехническими художественнымопытом, чторазделениена преподавателейформы и преподавателейтехнологиистало излишним.Оба они тесносвязаны другс другом в процессеобучения. Ремесленноеи формальноеобучение являетсяобязательным –– ни один изучащихся илисотрудниковне может уклонятьсяот того илидругого.
Практическийкурс являетсяважнейшейпредпосылкойдля коллективнойработы в строительстве.Он сознательнонаправленпротив практическогодилетантстванового художественногопоколения; поэтому каждыйучащийся всоответствиис планом долженпройти егосогласноустановленнымсрокам обучения.Практическийкурс служитисключительнодля развитиямастерстваруки и техническогоисполнения; это лишь средство, а не цель обучения.Его истиннаяцель –– добитьсямногосторонностив выражении, а не обеспечитьсебе ремесломхлеб насущный.
Баухаузрассчитываетна машину какна современноесредствоформообразованияи стремитсяк контакту сней. Но было быбессмысленно, не получивзаконченногохудожественногообразования, идти в промышленность, чтобы там возрождатьутерянные связис производственнымисилами; она бызаглушиладарование своейодностороннейматериальностьюи монотоннойработой, присущейкаждой фабрике.Напротив, ремеслосоответствуетего возможностям, его духовномупредставлениюо мире и потомудает лучшиерезультатыпрактическогообучения. Впротивоположностьфабрике ремесленниксосредоточиваетвсю подготовительнуюработу надизделием водних руках.
Баухаузне являетсяремесленнойшколой, в немищут путейединения спромышленностью; но ремеслонеобходимосегодня также, как оно былонужно в прошлом.Практическийкурс в Баухаузедолжен подготовитьучащихся кработе в сференормированногопроизводства.Лучшие студентыБаухауза посылалисьна время дляпрактическойработы на фабрики.С другой стороны, квалифицированныерабочие с фабрикприезжали вмастерскиеБаухауза, чтобыобсудить потребностипромышленностис преподавателямии студентами.Таким путемвозникло взаимноевлияние, выразившеесяв создание рядаценных изделий, техническоеи художественноекачество которыхбыло одобренои производителеми покупателем.
Послеокончаниятрехлетнегоосновногопрактическогокурса учащийсяпод руководствоммастера-ремесленникаделает специальнуюремесленнуюработу и получаютзвание свободногоподмастерья.Каждый подмастерье, желающий получитьзвание свободногоподмастерья, должен, еслион обнаружитспособностьв этом направлении, сдать выпускнойэкзамен Баухауза.
Нарядус практическимобучением идетобучение духовное.В формальномкурсе местоиндивидуального, произвольноговосприятияформы, характерногодля Академии, занимает задачавыборки методовпостиженияэлементов формыи цвета и соответствующихзаконов. Чтобыясно воплотитьсвой творческийзамысел, учащийсядолжен пониматьсредства языкаформ, цвета итак далее ивладеть ихвыразительностью.Итак, практическоезначение формальногокурса основываетсяна восприятии, то есть нарепродуктивномизучении формприроды и нараскрытииспособов построенияформы соответственноразличнымкомпозиционнымзадачам. Кпрактическимзанятиям вформальномкурсе относятсятакже средстваизображения.Каждое пространственноеизображениестроится спомощью рисункаили созданиямодели, этоподразумеваетналичие особыхзнаний –– ученияо проекции иучение о конструкциикак в отношенииабстрактного, так и материальногопространства, необходимогодля построениякартины согласномасштабамцелого, частикоторого четковыделяютсяна рисунке.Курс проектногорисования, таким образом, отличаетсяот абстрактногоакадемическогорисованияперспективы, привязаннойк условнойточке схода.На ряду с геометрическимрисунком вБаухаузе уделяетсяи вниманиесозданию новыхпространственныхизображений, где на одноми том же рисункеизображениепространствасоединяетсяс масштабнымигеометрическимирисунками, чтоустраняетбессмысленностьизображенияотдельныхчастей и сохраняетих масштабность.
--PAGE_BREAK--Строительный курс.
Подмастерья, которые окончилипроизводственныйи формальныйкурсы и подготовленык совместнойработе, переходятк строительству.
Послезавершенияосновного курсаБаухауза самымважным егоразделом являетсястроительныйкурс, включающийв себя работудля строительстваи на самомстроительстве –– на экспериментальнойи строительнойплощадках. Наэкспериментальнойплощадке могутработать толькополноправныеподмастерья, а не учащиеся.Здесь они испробуюти совершенствуютсвои производственныеи формальныеспособности.Они получаюттакже доступв проектныемастерские, которые находятсяпо соседствусо строительнымиплощадками.По мере получениявнешних заказовони могут приниматьучастие в разработкеи производственномизготовленииреальных строительныхсооружений.Баухауз ставитсвоей задачейдобиться широкогосотрудничествав строительствеинженеров, предпринимателейи художников –– всех ответственныхза экономику, технику и форму.Весь курс Баухаузазавершаетсятребованиемнового большогопроизводственногоединства, которыйохватываетсобой все творческиепредпосылкиформообразованиякак неделимоецелое. Художественноодаренные людидолжны в итогетакого обученияразвить в себепреимущественноправильноесочетаниепроизводственныхи формальныхспособностей.После того какбудет избранокончательныйпуть и средствасамовыражения, они могут обратитьсяк умозрительнойэкспериментальнойработе, в ходекоторой всегдабудут помнитьо единстве иискать новыеценности.

Баухауз переезжает.
ПервыепрактическиерезультатыБаухауза повоплощениюпровозглашенныхидей демонстрировалисьна выставке1923 года в Вейморе.Она называлась«Искусствои техника. Новоеединство» ивызвала большойобщественныйрезонанс вокругэтого института.В виду угрозызакрытия состороны правительстваруководствои Совет мастеровБаухауза врождественскиедни 1924 года публичнообъявили ороспуске Баухауза.Акция закрытияБаухауза вызвалаширокие откликив печати и решилаего судьбу.Различныегорода обратилисьс предложениемо переводеБаухауза к ним.Дессау находитсяв самом центресреднегерманскогобассейна бурогоугля и отличалсявсё расширяющимисяэкономическимивозможностями.Это дало поводперевестиБаухауз туда.Весной 1925 годамастера и учащиесяперебралисьв Дессау. ОсновныеположенияБаухауза, особенноучебные характеристикибыли тщательнопересмотрены.Были еще большеупрочены связис промышленностью, расширилсястроительныйкурс. Весной1928 года В.Гропиуспокинул Баухауз.Его место занялГаннес Мейер.Постепенноначало формироватьсяобучение поновому профилю –– дизайнера.В 1927 году открылосьотделениеархитектуры.
Летом1930 года Майербыл уволен пополитическимпричинам. Онвместе с 7 ученикамиотпрпвилсяв СоветскийСоюз. АрхитекторЛюдвиг Мис вандер Роэ стал3 директоромБаухауза.Преподаваниеснова сталоприобретатьболее академическиеформы, труд вмастерскихсократился.
22августа 1932 годаСовет самоуправленияпринял решениес 1 октября 1932 годапрекратитьпреподаваниев школе Баухаузи распуститьпреподавательскийсостав. ЛюдвигМис ван дер Роэвсетаки надеялсяспасти школу, переехав вБерлин. Но сприходом фашистовк власти 11 апреляв школе былсделан обыскпод предлогомтого, что тамякобы хранитсякоммунистическаялитература.Студенты ипреподавателине имевшие присебе документовбыли задержаныи отправленыв полицию. Зданиебыло опечатанои работать тамстало невозможно.20 июля 1933 годабыло решенораспуститьшколу.

Проекты.
/>/>Попроекту Гропиусав Дессау былопостроеноздание резиденции: многофункциональныйкомплекс изкорпусов, факультетови мастерских, окружённыхстекляннымиограждениями.
Вальтер Гропиус

В качествепреподавателейГропиус пригла­шаллюдей одарённых, творческисмелых, одержимыхпоиском новыхпутей развитияхудожественнойшколы. Один изних — архи­текторБруно Таут.«Отныне небудет границмежду ремеслом, скульптуройи живописью, — писал он, —Всё будетодной—Архитектурой».В этом заключаласьсуть его идеи«тотальногопроизведенияискусства»(нем. Gesamtkunstwerk). И все преподаваемыедисциплиныдолжны былиспособствоватьсозданию такогопроизведения.
Следуяэтому замыслу, Гропиус выбиралху­дожниковразных творческихинтересов, изразных стран.Иоганн Иттен, швейцарскийархитектор, ранее преподававшийв Вене, тожебыл сторонникомобучения через«делание» иразвитиеиндивидуальноготворчества.Близ­ким похудожественнойпрограммеоказался иголландец Теован Дусбург, теоретик группы«Де Стейл», приглашённыйна вводныйкурс. В Баухаузеон развивалсвою теориюпространственногои цветовоговосприятия.ЖивописецЛионел Файнингери скульпторГерхард Марксвели курсыполиграфиии керамики.

И/>звестныйрусский художник-универсалВасилий Кандинский(занималсяживописью, графикой, проектированиеммебели и юве­лирныхизделий) присоединилсяк Баухаузу в1922 году. Мастерпреподавалв России вГосударственныхсвободныххудожественныхмастерскихи разделялвзгляды Гропиусана необходимостьсинтеза всехискусств. Болеетого, его давнеймечтой былоработать «совместнос архитектурой».В своём домеКандинскийпопыталсясоздать этуособую, синтезированнуюсреду, расписаввнутреннююлестницу, тонировавнастенныерельефы, собственноручноизготовив ираскрасивмебель. Яркаядекоративностьинтерьерапридавала емусходство скрестьянскимискусством.
Идеюслияния разныхвидов искусствав среде человеческогообитания Кандинскийразвивал и втеории. Егоживописныеабстракции, по мнению Гропиуса, должны былиспособствоватьразвитиюкомпозиционногомышления устудентов. ВрезультатеосновательБаухауза поручилхудожнику курсоснов формообразования, семинары цветоведенияи аналитическогорисунка, а такжемастерскуюнастеннойживописи. Такимобразом в рукахКандинскогооказался ключк эстетикеБаухауза.
В/>/>местес Л. Файнингером, немецким живописцемПаулем Клееи русским живописцемАлександромЯвленскимКандинскийиздавал альманах«Синий всадник»(1912,1914 гг.). Настраницах этогоиздания (кстати, по типу тожесинтетического)настойчивопроводиласьидея необходимостикультурногосинтеза. Публи­ковалисьматериалы повсем видамискусства ивсем его разновидностям: профессиональнойи народной, академическойи авангардной, наивной и детской.Только пониманиеих глубиннойвзаимосвязи, полагали авторыальманаха, позволит открытьдор01у «великомусинтезу», итогда родитсяпоистинеаналитическоеискусство.
Этимысли былииспользованыв ПрограммеБаухауза. В.Гропиус верноугадывал вархитекторахи художникахразных направленийпедагогов-теоретикови практиков.Паулю Клее былапоручена мастерскаяхудожественногостекла и семинардля учащихсямастерскойхудожественноготекстиля. Руководствомастерскойметалла взялна себя венгерскийживописец ЛаслоМохой-Надь, создателькомпозицийиз металла, получившихназвание«телефонных».Он читал курсо свойствахматериалов — металла, дерева, стекла, камня, а в серии «КнигиБаухауза»впоследствиивышел его труд«От материалак архитектуре».

В/>
/>.Гропиус, А.Майер, Учебные
корпусаБаухауза вДессау 1926г. Вестибюль1 эт. Осн. комплекса.

Что касаетсясамой резиденцииБаухауза вДессау, то вней сделанапопытка наглядновоплотить вжизнь принципыфункционализма.Объёмно — пространственнаякомпозициякомплексарешена свободно, без стремленияк парадностии с учётомпредназначениякаждого элемента.Основное зданиепроиз­водственныхмастерскихне имеет главногофасада. Стенывыполнены ввиде стеклянногоэкрана (именнопоэтому зданиестали назы­вать«Аквариумом»).Подобныйконструктивныйприём, обеспечивающиймаксимальнуюосвещённостьпомещения, впервые использовалнаставникГропиуса, известныйнемецкий архитекторПетер Бернесв промышленномстроительстве.
Перекиднойкорпус-мостне только служилпереходом, нои вместил всебя архитектурноеотделение.Шестиэтажноеобщежитие длястудентоввыглядело каксовременныйдом с небольшимибалконами. Анеподалёкуот главногокорпуса, средисосен, располагалиськоттеджи дляпреподавателейи директора.И хотя все коттеджибыли построеныиз одинаковыхкубов, в каждомслучае этифигуры соединялисьпо-разному. Врезультатездания отличалисьсугубо индивидуальной«внешностью», а в некоторыхсвоеобразноесочленениеобъёмов дажепозволилоустроить накрыше открытуютеррасу. В каждомиз них размещалисьпросторнаямастерская, сообщающиесягостиная икабинет, спальня, рациональнооборудованнаякухня, санузел.
Интерьеры«до последнегогвоздя» былиспроектированысамими обитателями.Например двеполовины дома, в котором жилиКандинскийи Клее, сообщалисьлишь черезподвальноепомещение. Наполовине Кандинскогогосподствоваластильная холодность, у Клее — атмосферанесколькомещанскогоуюта швейцарскогобидермейерас массивноймебелью. Двестены гостинойна половинеКандинскогобыли окрашеныв светло-розовый, остальные вчёрный цвет, всюду размещаласьживопись хозяина.Известна теорияКандинскогоотносительновоздействияна человеческоевосприятиеточек и линий.Об этом он писалв книге «Точкаи линия на плоскости»(она тоже выходилав серии «КнигиБаухауза»). Ихудожник учитывалсвои изысканияв расположениидекоративныхэлементовинтерьера.Автором белого, покрытого лакомстола со стульямибыл МарсельБрейер — сначалаученик, а затемпреподавательБаухауза. Гропиусвспоминал, чтоКандинскийлюбил искусствомногих эпох, и коттедж сталсвоего родамузеем индийскойскульптуры, новгородскихикон и трогательныхпроизведенийфранцузскогоживописца-примитивистаАнри Руссо.Вошедшемупредставлялосьнаглядноевоплощениеидей «Синеговсадника»: жилище Кандинскогомогло служитьучебным пособиемпо созданиюсинтетическойсреды обитания.Студенты Баухаузаспециализировалисьна жилых иобщественныхзданиях массовогохарактера. Встране шлаиндустриализация, широко строилосьжильё, поэтомупринцип стандартизациистановилсяособенно актуальным.Но для Баухаузаважнее всегобыл поиск непросто функциональных, но одновременнодинамичныхформ. «Чемфункциональнейпостройка — тем красивее»— этой заповедив Баухаузеследовалинеукоснительно.
Демонстрациейфункциональногорешения иразнообразныхкачеств материаловстал проект«Экспериментальногодома» Г. Мухеи А. Мейера(1923 г.). Дворик-атриум(комната дневногопребывания)освещалсясверху, сквозьспециальныепроёмы. Со всехсторон егоокружаливспомогательныепомещения. Нонастоящуюгордость домасоставлялиметаллическиеконструкции: стальные оконныепереплёты, дверные рамы, неприкрытыерадиаторы, трубки светильников.Из металла ипластика былиизготовленывсе приспособленияи аксессуарыв кухне и ванной.В мастерскихБаухауза родилисьпроекты компактного«Круглого дома»Карла Фигераи дома ХаннесаМейера. Обепостройкисобиралисьиз предварительнозаготовленныхлёгких металлическихдеталей. А вотбревенчатыйдом в стиленародногоискусства(«Хай-матстиле»)был украшенрезным деревоми стекляннымицветными витражамив подражаниенациональнойготике. Ею увлекалсяЙозеф Альберс, использовавшийготическиеформы в своихпроектах.
В формообразованиидоминировалгеометризм.Это проявилось, например, вдизайне мебели.Правда, онанесла и отпечатокэкспрессионизма, но в целом отвечаласпецификемассовогопроизводства.«Визитнойкарточкой»стиля Баухаузастали кресла, стулья и табуретыМарселя Брейераиз плавно изогнутыхстальных трубок.Эти предметыбыли моющимися, экономичными, в них подчёркиваласьконструктивнаясторона. Подобныеметаллическиестулья проектировали Мис ван дерРое.
1/>.М.Брейер
стул “Василий”
названныйв честь Кандинского.1925

2. М.Брейертележка с тремя 3.М.Брейер кресло
колесами.

В некоторыхпроектах предметымебели уподоблялисьархитектурнымсооружениям.Таково, скажем, кресло соступенчатымибоковинами, напоминающимифрагмент крепостнойстены. Африканскийстул М. Брейерасо спинкой, похожей на входв хижину, и пёстрыммягким сиденьемтоже вполнеархитектурой.Более конструктивныстулья со спинкой, скошенной назад(Пира Бюкинка), и сиденьем, приподнятымвверх (М. Брейера).Вся эта феериясилуэтов родиласьв результатепоиска связимежду формойи функциональностью.Излюбленнойтемой мастеровБаухауза былдизайн осветительныхприборов. Причёмпоиски в этойобласти в1923-1932 годысблизилисьс работамихудожниковнаправления«Новая вещественность»(Nеие ЗасЫаспЬеН:).Создаваемыепредметы представлялисобой «вещественносконструированныйобъект». Таков, к примеру, светопространственныймодулятор Л.Мохой-Надя. Этакинетическаяконструкцияиз металла ипластика напоминалагигантскийвентилятор.То была попыткасоединитьфункциональнуюконструкциюс абстрактнымиэлементами, инженерно-техническуюмысль с идеямисупрематизма.Настенныелампы-кронштейнывпервые сконструировалК. Дж. Джакер(192 3 г.). А лампыиз стекла иметалла А. Ванде Вельде имелиформу шара илиполусферы, заключённыхв металлическийобод.

/>


Т.Боглер,Кофейный
сервиз,
1923

Чрезвычайноинтересна былаи дизайнерскаяпосуда. В нейтоже преобладалигеометрическиеформы и почтиотсутствовалароспись и любойдругой декор.Вообще проблемаросписи и орнаментаостро дискутироваласьв Баухаузе.Художникипризнавалистрогий линейныйорнамент, а неорнаментализацию, которая нарушаетконструктивностьи предполагаетналожение.«Линия свидетельствуето силе и энергиитого, кто еёначертал», —эта мысльКандинскогопочиталасьв Баухаузе какнепреложнаяистина. Излюбленнымиматериаламихудожниковбыли металли лощёная гладкаякерамика.Металлическийкувшин ДжулииПап (1922г.), круглыйметаллическийчайник ЭрихаДикмана, наборкастрюль ОттоЛиндига, напоминающиймашинную формусвоими ручками-шарами, сервиз из лощёной, отражающейсвет керамикиТеодора Боглера(1923г.) — всё этодизайн, продуманныйфункционально.
Талантливыемастера работалитакже в художественномтекстиле. Врисунках гобеленовГунты Штольц, Бениты Отте, Макса Пфайфе-рапреобладаликлетки и полосы.Идеи живописцаОскара Шлеммера, увлекавшегосясочетаниемсинего и жёлтогои полагавшего, что оно благотворнодействует нанервную систему, тоже воплощалисьв гобеленах.Цвет, орнамент, материал в этихизделиях увязаныв изысканноеэстетическоецелое.
Итак, мастера Баухаузабыли практикамивысочайшегокласса, хотяих проектыоставалисьзачастую лишьвыставочнымиэкспонатами.То были идеалистыв своих теоретическихвоззрениях.Они верили визменение мирапосредством«хорошей формы».Человек долженжить в среде, где воплощенывысокие принципыискусства — эта заповедьих творчестваживёт и поныне, продолжаяпитать архитектурнуюи дизайнерскуюмысль всегопоследующеговремени.
/>

Возрождениеидей Баухауза.Ныне в Германиидействует ФондБаухауза. Егоруководительдоктор ВальтерПригге считает, что «современноеокружениезачастую перегруженостилизациямии инсценировками, активнопротивопоставляющимисебя живомучеловеческомуопыту». Идеяпроекта1997 года, названного«Школа и центрво дворе Кранаха», заключаласьв организацииабсолютнонового пространстваза стариннымфасадомXVII века.
Идеяпроекта организацияновогопространства
за старымфасадом

Двор Кранаха—этоисторическийцентр городаВиттенберга.Особенностьработы заключаласьв том, что в неймаксимальноиспользовалисьимеющиеся подрукой старыематериалы, тоесть свалкавышедших изстроя, подлежащихутилизациипредметов, арматуры и т.д. Всё это оказалосьидеальнымнабором длятворчества.
/>


Баухауз былосновоположникомсовременногоформообразованияв дизайне. Творческоедостижениеи прогрессивныеидеи Баухаузасоставляютнеотъемлемуючасть нашегокультурногодостояния.
Литература:
ЖурналСоюза дизайнеровСССР «Творчество»1986г. №10
ВальтерГропиус «Границыархитектуры».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Напрямки впливу страхового ринку на макроекономічну систему
Реферат Устройства хранения информации компьютера. Внутренняя и внешняя память вомпьютера
Реферат Процесс разработки и практика реализации бизнес-плана на промышленном предприятии
Реферат If Merijuana Were To Be Legal Essay
Реферат Сент-Люсия
Реферат Изготовление лестницы
Реферат Blah Essay Research Paper HJKLDfliahHJALHFFFFFFFFALIEWHIHCJHXZJFDHoueaAfter finding her
Реферат Психология поведения человека в сфере экономики
Реферат Анализ себестоимости и ценообразование продукции предприятия в условиях рынка на примере ОАО КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ
Реферат Каливода, Ян Вацлав
Реферат Отчет о производственной практики в ИФНС
Реферат Мировой кредитный рынок 2
Реферат Соотношение бронетанковой техники СССР и стран Западной Европы
Реферат Сравнительный анализ использо-вания занимательных задач в практической деятельности древнего и c
Реферат The Simpsons Essay Research Paper The Simpsons