Реферат по предмету "Культура и искусство"


Верещагин ВВ

/>
Верещагин Василий Васильевич (1842 — 1904)
Художник-живописец, общественный деятель, путешественник. Мастер батальной картины, пейзажист, автор этнографических зарисовок и бытовых картин. Художник-реалист, представитель социально-критического направления романтического течения в живописи второй половины XIX века.
Крупнейший художник-баталист Выставки его произведений с триумфом обошли крупнейшие города Европы и Америки. Художник Бенуа А.Н. говорил о нем: «В те времена за границами России из русских художников только его и признавали, в России же многие почитали Верещагина за какого-то мага живописи, до которого всем западным новаторам как до неба...». Во время войны с Японией находился в Порт-Артуре. Погиб вместе с Макаровым С.О. и со штабом Тихоокеанского флота на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.
Родился в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.
В 1860 г. подал в отставку и поступил в Академию художеств. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ.
В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось.
В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 гг. Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан; в результате создает большую серию картин о Средней Азии.
Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина («У крепостной стены. Пусть войдут» (1871), «Вошли», «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872) и «Апофеоз войны» (1871-1872).
Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение 30 лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
В 1874-1876, 1882-1883 гг. Верещагин совершил две поездки в Индию. Результатом наблюдений явилось более 150 этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874-1875), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874-1876).
Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. «Процессию английских и туземных властей в Джейпуре» (1875-1879).
Вспыхнувшая в 1877- 1878 гг. русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881), «После атаки» (1881). Картины «Победители» (1878-1879), «Побежденные. Панихида по убитым» (1878-1879) посвящены сражению под Телишем.
В 1880 и 1883 гг. картины Балканской серии были выставлены в Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.
1880-е годы Верещагин вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера.
Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 гг., явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897), «Конец Бородинского боя» (1899-1900) и др.
Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: «В Успенском соборе» (1887-1895), «Пожар» (1896-1897), «Сквозь пожар» (1899-1900), «Расстрел в Кремле» (1897-1898) и др.
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
До конца жизни художник не прекращал путешествовать.
Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток. 31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Заговор грузинского дворянства 1832 года
Реферат Планирование бюджета маркетинга
Реферат Роль инженера в обеспечении безопасности жизнедеятельности
Реферат Договор поставки для государственных нужд
Реферат Пороки развития кисти и пальцев
Реферат Проблемы информационной безопасности банков
Реферат Дисперсионный анализ при помощи системы MINITAB для WINDOWS
Реферат Субкультура и контркультура как компоненты культуры, их разновидности в современной российской к
Реферат Тип клітин
Реферат Удосконалення процесів пам яті на уроках англійської мови
Реферат Рекомендации по использованию и контролю лесного рынка
Реферат Questions On
Реферат Виды запорной арматуры ее назначение и конструкция
Реферат Королевство Швеция 2
Реферат Задачи графических преобразований в приложениях моделирования с использованием ЭВМ