Реферат по предмету "Культура и искусство"


Белорусская культура как тип структура функции универсалии ценности идеология техника

УО БГУИР
кафедрагуманитарныхдисциплин

РЕФЕРАТ

на тему:
«Белорусскаякультура кактип: структура, функции, универсалии(ценности, идеология, техника)»

МИНСК, 2008
Прежде чемрассматриватьбелорусскуюкультуру какособый тип, следует разобратьсяс общими понятиямио структуре, функциях, универсалиях, типах, источникахи механизмахкультурнойдинамики.
Мир культурыпредставляетсобой систему, в которой можновыделить следующиеподсистемы: материальную, духовную, социальнуюи коммуникативную.
Материальнаякультура охватываетпрежде всегосферу материальногопроизводстваи его продукты.В материальнуюкультуру входят: культура трудаи материальногопроизводства, культура бытаи места жительства(жилища, дома, деревни, города), отношения ксобственномутелу, физическаякультура.
Функцияматериальнойкультуры неисчерпываетсятолько тем, чтоудовлетворяетпотребностичеловека. Онавыступаетсредствомвоспроизводстваматериальныхоснов духовнойкультуры, создаетусловия дляее развития, передачи социальногоопыта. Материальнаякультура содержитв себе и сохраняетнациональныеэлементы иможет выступатькак социальныйзнак и как памятниккультуры.
По выстроеннымв хронологическомпорядке элементамматериальнойкультуры можносудить о ееразвитии. Символамиэпохи могутбыть постройки, типы судов, машины, различныевиды оружия.Начиная с XIX в.идет процессиндустриализациии технизацииматериальнойкультуры.
В эволюцииматериальнойкультурыпрослеживаетсяразвитие двухтенденций: 1)унификациии 2) усложненияи разнообразия.Развитие материальнойкультуры нетолько многократноумножило силыи возможностичеловека, нои одновременнопородило острыепротиворечия: экологическиепроблемы, использованиеатомной энергии, накоплениеразличных видоворужия массовогопоражения(атомного, водородного, химического, бактериологического).
Начиная сXIX в. и особеннов ХХ в., развитиематериальнойкультуры привелок унификации, стиранию национальныхособенностейдуховной культуры, которая создаваласьна протяжениистолетий.Одновременноширокое распространениеполучила массоваякультура. Онаявилась результатомразвитияпроизводства, в т.ч. предметовпотребления, что в конечномитоге ведетк значительномусокращению, а иногда и кгибелииндивидуально-национального, в т.ч. уникальногонациональногоремесленногопроизводства.
Духовнаякультура включаетв себя сферудуховногопроизводстваи его результаты: мифологию, религию, науку, искусство ифилософию.Область духовнойкультуры отделяетсяот конкретныхформ, ориентированныхна практическуюрегуляциюповедениялюдей, т.е. отсоциальной, технологическойкультуры.
Духовнаякультура обладаетнекоторымиважными чертами, отличающимиее от другихобластей культуры:
духовная культура не утилитарна, по сути бескорыстна. Она важна сама по себе, а не в связи с решением каких-либо внешних по отношению к ней задач.
в духовной культуре человек получает наибольшую свободу творчества по сравнению с другими областями культуры. Здесь разум человека не связан никакими практическими соображениями. Свобода творчества проявляется уже в древних мифах. Безграничные пространства для творчества предоставляет искусство.
духовная культура – это особый мир, созданный силой человеческой мысли. Этот мир богаче реального: он наполнен не только образами реальной действительности, но и вымыслами. Он живет по своим законам и оказывает воздействие на нашу жизнь, может быть даже больше, чем реальный мир.
духовная культура – наиболее чувствительная, чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них, поэтому она является самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Из-за ее непрактичности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, и потому духовная культура больше всего страдает при социальных потрясениях. Духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества, сохранение и развитие ее требует от него усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает жизненное действие и отступает на полки библиотек, в музейные запасники, покрывается там пылью и превращается в забытую, мертвую культуру.
Социальнаякультура (культурасоциальныхотношений)определяетсярегулятивами, ценностямии идеалами, обусловливающимиповедение людейв обществе иих социальныевзаимоотношения.Основнымиформами социальнойкультуры являютсянравственная, правовая иполитическаякультура. Социальнуюкультуру объединяетс духовной то, что они обеориентированына ценностнуюось. Они обенужны не каксредства, а какцели, сами посебе.
Но ценностисоциальнойкультуры отличаютсяот ценностейдуховной культуры, к достижениюкоторых человекможет стремитьсяв одиночку, независимоот других людей, прилагатьсамостоятельныеусилия. Идеи, художественныеобразы рождаютсяв индивидуальномсознании, иавторы иногдавсю жизнь безуспешноборются заобщественноепризнание ихтрудов.
Ценности же социальной культуры не могут достигаться в одиночку. Такие ценности, как милосердие, равенство, гуманность, правопорядок, демократия, гражданские свободы реализуются только в отношениях с людьми. К ним невозможно стремиться, выключаясь из социальных связей и оставаясь в одиночестве.
Продукты духовной культуры ценны сами по себе, даже если они не воплощаются в реальную действительность (например, художественные произведения). Напротив, ценности и идеалы социальной культуры «предназначены» для того, чтобы стремиться к осуществлению их в действительности.
Социальная культура включает в себя не только ценности, но и направленные на их реализацию и охрану регулятивы, нормы, правила поведения и взаимодействия людей в обществе. Соблюдение этих норм и правил контролируется общественным мнением, правоохранительными органами, государством.
4) Социальнаякультура отличаетсяот духовнойеще и тем, чтоона не нацеленана «когнитивную»ось. Это не значит, что она не требуетникаких знаний.Но знания здесь– лишь средствадля социально-культурнойдеятельности.
Мораль –это «внешний»регулятордействий человека.В человеческомобществе моральсуществовалавсегда. Нравственнаякультура, каки вся социальнаякультура, имеетдва основныхаспекта: 1) ценности(идеалы) 2) регулятивы(нормы). Нравственныеценности – этото, что еще древниегреки именовали«этическимидобродетелями», считая главнымииз них благоразумие, мужество, справедливость.В иудаизме, христианстве, исламе высшиенравственныеценности связываютсяс верой в Бога.В качественравственныхценностей увсех народовпочитаетсячестность, верность, уважениек старшим, трудолюбие, патриотизм.Эти ценности, представляемыев их совершенномвыражении, выступают какэтическиеидеалы.
Нравственныерегулятивы– это правилаповедения, ориентированногона указанныеценности. Каждыйиндивид выбирает, но в культуревсегда имеетсясистема общепризнанныхнравственныхрегулятивов, которые потрадиции считаютсяобязательнымидля всех. Такиерегулятивыявляются нормамиморали (например,10 заповедейМоисея, 7 заповедей, указанныхИисусом в Нагорнойпроповеди).
Любая нравственнаяценность предполагаетналичие соответствующихрегулятивовнацеленногона нее поведения.
Мораль какформа социальнойкультуры выполняетценностно-ориентационныеи регулятивныефункции.
Право, каки мораль, регулируетповедение иотношениялюдей. Но, в отличиеот морали, выполнениеправовых нормконтролируетсяобщественнойвластью. Право– это «внешний», государственныйрегулятор.Право возниклотогда, когдапроизошлоклассовоерасслоениепервобытно-общинногообщества истали создаватьсягосударства.
Правоваякультура – этокомплекс ценностейи регулятивов, на основе которыхстроится практикавзаимоотношенийи действийлюдей, организацийв областяхжизни, подпадающихпод нормы права.
Нормы права– это юридическиезаконы. Подчинениезакону естьто, что называетсяправопорядком.Правопорядок– это реальноосуществляемоепроведениезаконов в жизнь.Кроме нормправа в правовуюкультуру входитправосознание– совокупностьпредставленийо праве. Последнее– это не зафиксированныев кодексахзаконов правовыенормы, а представленияо том, какимиэти нормы должныбыть. Правоваякультура – это, во-первых, культуразаконодательства, во-вторых, правоваякультура власти, и в-третьих, правовая культуранаселения.
Политика– это областьчеловеческихотношений ивзаимодействийпо поводу власти.
Политическаякультура –это совокупностьрегулятивови ценностей, определяющихучастие людейв политическойжизни. Политическаякультура находитсяв сильнейшейзависимостиот политическойсистемы государства.
Политическаякультура выполняетдве основныефункции: 1) формируетотношение людейк существующейвласти, 2) обусловливаетполитическуюорганизациюобщества.
Коммуникативнаякультура естьусловие и результатобщения людей.Условие – потомучто толькокультура даетподлинно человеческиеформы общенияи средстваобщения – знаковыесистемы, языки.Результат, т.к.только благодаряобщению людимогут создавать, сохранять иразвиватькультуру. Культура– это полечеловеческогообщения. Онаесть то, чтосвязывает, объединяетлюдей.
Вступая вобщение, люди«настраиваются»на взаимодействиедруг с другом.Каждый хотябы приблизительнопредставляет, что и как онскажет либосделает, каковабудет реакциядругих на это, его собственнаяреакция наданную реакциюи т.д. Представлениятакого родаобразуютиндивидуальныйсценарий общения.
Индивидуальныесценарии общениястроятся людьмине произвольно, а исходя изустановок, заданных культурой.Поэтому в основеиндивидуальныхсценариев лежаттиповые культурныесценарии общения.Среди них естьи сценарии, определяющиеспособы, цели, формы общения, принятые вкакой-то группеили субкультуре, и сценарииболее общеготипа, выраженныев общекультурныхнормах и правилахобщения. Такогорода общекультурныесценарии представляютсобою то, чтоназывают культуройобщения.
В культуреесть два взаимосвязанныхаспекта: внешний, ритуальный,«этикетный»и внутренний, социально-психологический.
Первый аспект– это то, чтоназывают «внешнейформой культуры».Он выражаетсяв выполненииобщепринятыхритуалов общения, правил этикета, предписаний, что и как надлежитво время общенияделать. Но«этикетный»аспект культурыобщения представляетсобою лишь ееповерхностныйслой. Второйслой культурыобщения, социально-психологический, составляет«внутреннююкультуру»человека.
К основнымнормам «внешнейкультуры»относятсяследующиетребования:1) Поступай поотношению кдругим так, какты хотел бы, чтобы они поступалипо отношениюк тебе («Золотоеправило нравственности»).2) Выполняй своиобещания, договоренностии обязательства.3) Будь доброжелателен, старайся повозможностиделать людямдобро, выполнятьих просьбы.
Конкретныйчеловек строитобщение посценариям, предполагающимединство исогласованностьвнешней и внутреннейкультуры.Рассогласованностьозначаетневоспитанность, бескультурье.
Общение людейпроисходитв различныхформах. Обычноразличаютформальное(анонимное, функциональное)и неформальное(приятельское, интимное) общение.
Анонимноеобщение – этократковременныйконтакт с незнакомымилюдьми, например, на улице, в городскомтранспорте.Сценарии анонимногообщения наулице требуютсоблюденияправил движения: держатьсяправой стороны, уступать дорогувстречным, переходитьулицу по сигналусветофора ит.д. Главное ванонимномобщении –доброжелательноеотношение клюдям (За границей, в США незнакомыелюди при случайномконтакте обычноулыбаются.Улыбка – знакдоброжелательности).
Функциональноеобщение. Оноимеет местотогда, когдалюди вступаютв контакт какисполнителиопределенныхфункций, связанныхс их социальнымиролями. В этомслучае отношенияс ними определяютсяправами иобязанностями, соответствующимиих ролям. Функциональноеобщение вообщене должно зависетьот личностныхособенностей.Функции, права, обязанности– это все прикрепленок социальнойпозиции, а нек личности.Функциональноеобщение нетребует личностнойэмоциональнойвовлеченности.Надо делатьто, что положено, а не то, что хочется.
Функциональноеобщение – типичнаяформа деловыхотношений. Напервом местестоят интересыдела, а не личностисобеседников.
Приятельскоеобщение. Этонеформальноеобщение достаточнохорошо знающихдруг друга, которых связываюткакие-то общиедела, интересы, отношения, просто желаниесохранитьсложившиесяв прошлом (например, в школе) отношения.
В приятельскихотношенияхнередко присутствуетмеркантильныймотив – в целяхполучениякакой-то выгоды.
Приятельскиеотношения темпрочнее, чемменьше ониопираются накорыстные, престижныесоображенияи чем большев них личностнойдуховнойзаинтересованностив общении.
Приятельскоеобщение являетсянеформальным, посколькусценарии егоне требуютобязательногособлюденияпринятых вобществе правилэтикета, но издесь предполагаетсявыполнениеопределенныхнорм поведения.Обычно в каждомкругу приятелейскладываютсясвои обычаи, формы обращениядруг к другу, способы проведениядосуга.
Интимноеобщение. Основойэтого общенияявляется личностнаяэмоциональнаязаинтересованностьдруг в другеи глубокаядушевная близость.На интимноеобщение разрушительнодействуютмеркантильныеили престижныемотивы, отсутствиевзаимнойэмоциональнойзаинтересованностиили духовнойобщности. Втаких случаяхрано или позднообщение оскудеваети прекращаетсяили же поддерживаетсялишь привычкой.
Интимноеобщение ещеменьше, чемприятельское, регламентированоформальнымиправиламиповедения.Однако это незначит, что егосценарии складываютсянезависимоот культурныхустановок.Общие нормыкультуры действуюти здесь. Особуюважность приобретаютнравственныекачества партнеров, умение их слушатьдруг друга, понимать мыслии чувства другого, прощать емуслучайныепромахи и ошибки, преодолеватьразногласия.
Основныетипы отношений, с которымисвязано интимноеобщение – этодружба и любовь.
Основнымсредствомобщения в культуреявляется язык.Он представляетсобою код, накотором людипередают другдругу информацию.Сам же процессобщения с помощьюязыка, т.е. передачиинформациив этом коде, осуществляетсяпосредствомречи.
Культураникогда небывает «ничьей»– это всегдакультура какого-токонкретно-историческогообъединениялюдей. Очевидно, что такое объединениене может существоватьбез системыкоммуникации, обмена информацией, согласованныхпредставленияхо тех или иныхявлениях исобытиях.
Кроме вербальногоязыка прямогои личностногообщения, в качествеособых (невербальных)языков в культурезадействованыакты человеческогоповедения, имеющие высокуюинформационнуюзначимость; художественныеобразы в искусстве; церемониальные, ритуальные, обрядовыеситуации, совершаемыепо особомусценарию; символическиечерты любыхпродуктовматериальнойдеятельностичеловека. Этиспецифическиеязыки обладаютлокальными, национальнымиили сословнымиособенностями.
В этих невербальныхязыках естьтакже многоинтернационального, общего (в хозяйственномили цивилизационномаспектах). Различияв невербальныхязыках культурыимеют преимущественностилевой характер.
Социальныйсмысл разнообразияязыков культурысвязан с потребностьюлюдей в многократномдублированиичерт своейгрупповойидентичности; и отсюда ихстремлениек манифестациинациональной(религиознойили сословной)социальнойбытности буквальнов любом предмете.Языковая истилистическаямаркировкадалеко не всегдананоситсяспециально.Ведь у каждогонарода историческисложился свойвкус, своя системаэстетическихпредпочтений, своя мифологияи ее символическоевыражение. Всеэто «проступает»на любом культурномобъекте, поведенческомакте, стилекоммуникациии т.п. Это и естьспецифическийкомплекс языковкультуры всякойчеловеческойобщности.
К сущностнымфункциям языкав культурологическомаспекте относятсяследующие:
Информационная – выработанный человеком способ символического обозначения знания о родовых свойствах предметов, явлений и процессов, о различных проявлениях чувственного и интеллектуального опыта человека, вовлеченных в общественную деятельность. Язык выражает, хранит и воспроизводит такое знание.
Кумулятивная – способность языка быть не только хранителем, но и накопителем знания о социальном опыте человечества.
Координационная – проявляется в двух ипостасях – по «горизонтали» и по «вертикали». В первом случае язык служит средством согласования совместных действий людей на основе консенсуса относительно значимых для них образов, процессов, явлений.
Рефлексивная – способ социального понимания и социального выражения человека.
Культурныеуниверсалии– это духовныеи материальныеэлементыприсутствующиев содержаниилюбой культурнойсистемы. Разныеавторы выделяютразличные покачеству иколичествуэлементы. Носреди них практическивсегда присутствуютважные длянашего обществатакие элементы, как ценности, идеология итехника, которыемы и рассмотрим.
--PAGE_BREAK--
Ценности

В современнойфилософиипроблема ценностейрешается вплане диалектикиобъективногои субъективного, объекта и субъекта.На сегодняшнийдень мы имеемцелый ряд трактовокпонятия «ценность».В общем видеможно выделитьтри основныхподхода пониманияценность:
1) ценностямиявляются вещии их свойства, которые нужны(необходимы, полезны, приятны)людям в качествесредств удовлетворенияих потребностейи интересов.В данном случаемы имеем делос утилитарнымподходом. Ценностьесть то, чтополезно, онасближаетсяс понятиемблаго и ничегопринципиальнонового не прибавляетк нему.
2) другиепредставляютценности какидеалы, святыни, например: добро, истина, красота.В данном случаемы имеем делос противоположнымутилитарномуподходом.Потребительскаястоимость ценнане сама по себе, как таковая, но становитсяценностью вопределенныхусловиях, когдаона окрашиваетсяв тона духовногоотношения кпредмету, когдавозникаетособая близостьк нему.
3) ценностьесть значимостьобъектов, причемзначимостьположительная.
Ценностьзависит отсвойств и субъектаи объекта, ноне совпадаетс ними. Ценностноеотношение, несмотря навсю его кажущуюсяпристрастностьобъективно, поэтому следуетподчеркнутьнедопустимостьсмешения понятий«ценность»и «оценка».Если ценностьобъективна, то оценка невсегда, этосуждение оценности.
Разумеетсяразные люди, социальныегруппы оцениваютодно и то жеявление (например, частную собственностьили демократию)по-разному, ив этом – субъективныймомент ценностногоотношения. Ноесли мы посмотримглубже, то обнаружим, что одно и тоже явлениеобъективнонаходится вразном функциональномотношении кразным субъектам, объективноимеет различную: положительнуюили отрицательнуюзначимостьдля них. Критерием, позволяющимотличить ценностимнимые от подлинныхявляется практика, общественныйпрогресс.Технический, социальный, духовный прогрессобъективнонаправлен надостижениевсе большейсвободы человекаот власти внешнейнеобходимостиприроды и общества, на удовлетворениеи развитие егопотребностейи способностей.В качествекритерияобщественногопрогресса впоследнее времяпредлагаетсярассматриватьуровень развитияпотребностейи способностейчеловека, всесторонностьи универсальностьэтого развития.В той мере, вкакой потребноститой или инойсоциальнойгруппы, личностисоответствуюттенденциямобщественно-историческогоразвития, ихотношения кявлениям жизнивыражают общезначимоеи являютсяобъективноценными, поэтомудля определенияобъективнойценности социальногоявления илипроцесса необходимознание общихтенденцийобщественно-историческогоразвития. Всовременнуюэпоху такиеявления какфашизм, милитаризм, тоталитаризмпредставляютсобой антиценности, посколькупротиворечатсоциальномупрогрессу, несут в себеугрозу человечеству.
Идеология

Идеология– это систематизированноеи концептуальноезнание, внутреннесогласованноеи логическистройное, связанноес решениемвстающих передобществомзадач, обосновывающееизменениеобщественныхотношений либозащиту ужесуществующихотношений вобществе.
Идеология, хотя и сближаетсяс наукой, но несовпадает сней. Если наукадает знаниео предметахи явленияхдействительности, их закономерностях, то идеологияне только несетзнание, но ивыражает отношениек предметузнания. Этоотношениеобусловливаетсяинтересамиклассов, социальныхгрупп, с позициикоторых иосуществляетсяотражениедействительностив идеологии.А посколькук знанию прибавляетсяотношение, тооно обретаетиное качество– качествосознания, осознаниядействительности.Таким образом, идеология –это знания, пропущенныечерез социальныеинтересы.
Слово «идеология»(буквально –учение об идеях)вошло в общественнуюмысль в началеXIX века. Им сталипользоватьсядля обозначениясистемы идей, на основе которыхстроится объяснениесоциальнойдействительности, оценка событийполитической, экономическойкультуры жизниобщества.
Идеологияне может бытьбеспристрастной.В идеологиинаходят выражениевзгляды, обусловленныеценностямии идеаламитипичными длябольшинствасоциальныхгрупп, сообществ, классов. Разработкаи систематизацияэтих взглядовприводит ксозданиюидеологическихсистем – теоретическихконцепций, представляющихвидение социальнойдействительностис позицииопределеннойсоциальнойгруппы, в светегосподствующихв ее культуре(субкультуре)ценностей иидеалов.
Ценностныепарадигмыидеологииобычно включаютв себя 4 основныхслоя: 1. Социальные(экономические, правовые, политическиеи пр.) ценности.Например, равенство, демократия, свобода, справедливость, государство, закон, просвещениеи т.п. 2. Критикаобщества, неспособногообеспечитьуказанныеценности. 3.Программыдеятельностипо совершенствованиюобщества. 4. Проектыидеальногообщества, вкотором защищаемыеданной идеологиейценности реализуютсяв максимальносовершеннойформе.

Техника

Аспектытехники каксоциокультурнойценности. Первыйаспект рассматриваеттехнику какобъект – этоприборы, инструменты, машины, имеющиеопределеннуюзначимостьдля жизнедеятельностичеловека, сберегающегоего ресурсы.Второй аспектрассматриваеттехнику какзнание (технологическое)– умения, правила, теории, доктрины.Третий аспектрассматриваеттехнику какпроцесс –изобретение, проектирование, изготовление, использование, результатомкоторого являетсяувеличениепредметноговнешнего мира.
Под техникойпонимаютсяпредметы ипроцессы, которыеобладают следующимисущественнымикачествами:1. они изготовленыискусственнолюдьми в результатеизмененияприроды в процессематериализацииранее созданныхидеальныхмоделей. 2. ониутилитарныпо своей природеи имеют инструментальныйхарактер, соприкасаютсяс миром в процессепрактическойдеятельностилюдей. 3. онирациональны, т.е. обладают«безусловнойэффективностью», высокойпроизовдительностью, соразмернойсо стоящейперед нимизадачей иоптимизированыпо другим факторам, входящим впонятие рациональности.
Социокультурныесмыслы техники:1. техника естьсредствопреобразованияжизненной средычеловека. 2. техника– это посредникмежду человекоми природой. 3.техника – этосредство, изменяющеесамого человека.
Типологиякультуры

Существуютразличныеоснованияклассификациикультур (Данилевский, Шпенглер, Сорокин, Маркс и др.). Мыостановимсяна варианте, современном, обобщающем, перерабатывающемкак теоретическиедостиженияв данной области, так и сам конкретныйисторическийматериал. Однимиз наиболееобщих понятийв культурологииявляется понятиецивилизации.Любая цивилизация, сколько бы ихне выделялосьи как бы она неопределяласьв самом общемвиде представляетсобой систему, состоящую изэлементов иструктур. Подэлементнымсоставом цивилизацииобычно понимаетсякультура, трактуемаякак совокупностьценностей, материальныхи духовных. Этиэлементы структурноупорядочиваютсяпри помощиотношений вобществе, имопределяетсяместо, онииерархизируются.В зависимостиот типа взаимодействияформальнойи содержательнойсторон цивилизации, т.е. общественныхотношений икультурныхценностейвыделяютсяследующиекультурно-историческиетипы: стационарный, адаптивныйи динамический.

Цивилизациистационарноготипа

К цивилизациямстационарноготипа могут бытьотнесены первичныецивилизации, охватывающиетри первыхгеографическихцентра историческойжизни человечества, три первоначальныхочага культуры: Египет, Индиюи Китай. Историческаяжизнь этихцивилизацийначалась в IVтысячелетиидо Новой эры, и в течениитысячелетийони сохранялинезыблемымисвои основныесоциально-культурныеструктуры.
Характернымипризнакамитаких обществявляются:
а) глубокийтрадиционализм;
б) циклическийхарактер развития, подчиненныйестественномуритму сельскохозяйственныхработ;
в) воспроизводствооднажды заданныхструктур;
г) ориентацияна абсолютныеценности –«начала».
Так, М.И.Сладковскийпишет: «В эпохуЧжоу, когдапроисходилоформированиекитайскойцивилизациии одновременнокитайскогонарода, былизаложены основытрадиционнойкитайскойтехники земледелия, традиционнойгосударственности, традиционнойидеологии(конфуцианство, легизм, даосизм).На протяженииистории Китаяэти основынеоднократновидоизменялись, но вплоть донового временипродолжалисохранятьзначение основобщественнойи государственнойжизни Китая.Их влияниесказываетсяи в настоящеевремя».
ИсследователицивилизацииИндии такжевидят ее отличиеот обществМесопотамиии Греции в сохранениии воспроизводстветрадиций вплотьдо наших дней(Р. Тагор, Кабир, Бэшем).
Основу цивилизацийстационарноготипа составляет: сельскохозяйственнаяобщина, покоящаясяна «азиатскойформе собственности».Это очень интересная, специфическаяформа собственности.
Земля в данныхобществах нерассматриваетсякак собственностьобщины. Еедействительнымсобственникомявляется высшеебожественноеначало. Далее, объединяющееединое началореализуетсяв деспоте, какотце множестваобщин. А община, получив землюво владениеот деспота ужепредоставляетнадел землиотдельномучеловеку — членусвоей общины.

/>

При этом, естественно, происходилоотчуждениевласти общинныхвождей в пользуверховного,«объединяющегоединого начала»(фараона, императора)путем «добровольной»передачи илиузурпации.
Надобщиннаявласть, используясвой авторитет, могла во имявсеобщегоинтереса «изыматьприбавочныйпродукт изфондов потребленияи направлятьна иные общественныенужды: созданиестраховыхфондов, организациюобщественных(хозяйственных, строительных)работ, на развитиекультуры. Но, разумеется, в условияхсоциальногорасслоения, этот всеобщийинтерес преломляетсячерез призмуособого интересаего правящейверхушки.
И последнее, что хочетсяотметить поповоду азиатскойформы собственности, она распространяетсяне только наземлю, но и вообщена все формыобщественногобогатства: добытые охотникомили собирателемплоды, на прибавочныйпродукт земледельцаили скотоводаи на произведенияколлективногои индивидуальноготворчества(ритуал, песня, танец), на имяи само существованиеиндивида.
Стационарныйтип цивилизацииопределяетматрицу, общую«формулу развития»культуры.
Художественноетворчествооцениваетсяс точки зрениявозможногосодействия, поддержанияустойчивостии стабильностисистемы в целом.Сама такаяоценка приобретаетрегулятивноезначение, оказываетнепосредственноевлияние настратегиютворческойдеятельности.
Основнойхарактернойчертой развитиякультуры вобществахстационарноготипа являетсяего традиционализм.Традициярассматриваетсякак абсолютныйи неиссякаемыйисточник игенераторкультуры, постоянноевозвращениек которому даетей жизнь, служитоснованиемее обновления.
Отклонениеот традиционныхформ рассматривалоськак показательотклоненияобщества иправителейот правильногопути, начертанногов древних книгах.
Так, например, Конфуций –создательтрадиционалистской, догматическойфилософии вКитае и вообщепервый из известныхнам древнекитайскихфилософов виделв поэзии надежныйиндикаторсостоянияобщества: песни, которые поетхорошо управляемыйнарод, прекраснысвоей веселостьюи беззаботностью, в государствеже, находящемсяна пути к погибели, слышатся жалобыи грустныемелодии. Поэтому, например, песнигнева должныслужить серьезнымпредупреждениемоб опасности.
Стационарныецивилизациине заинтересованыв каких-либоизменениях, они выстраиваютцелую системузапретных, охранительныхнорм.
Обратнойстороной установкина традиционализмявляется застойныйхарактер общества, который угрожаетего существованиюне меньше, чемсоциальныепротиворечияи смена формгосударственногоустройства.Жизнь культурыне может бытьограниченанормами дажеотносительнопрогрессивнойтрадиции. Этоозначает, чтонаряду с господствующейтрадицией, напериферииофициальнойкультуры вырастаетоппозиционнаяей традиция.
В Китае такойоппозициейконфуцианствубыл даосизм, не вошедшийв официальныйканон. Причем, те и другиеговорят о Дао, но вкладываютв это понятиепротивоположныйсмысл.
Дао – великийпуть, истина, суть всех вещей, абсолют, человек– ничтожен, этовинтик, нерассуждающийисполнительволи божества-тирана.
Даосы: человекумогут открытьсятайны Дао-пути, сумевшемуускользнутьот суеты бытия.Человек можетслиться с Даои излучать егона весь мир.Государь, Художник, Поэт могутпостичь Дао, т.е. извечнуюсуть вещей.
В Индии воппозициюведийскойтрадиции выступилбуддизм с проповедьюличного физическогои нравственногоосвобожденияи восхожденияк Абсолюту, т.е. в противовесобъектно-историческойтрадицииакцентируетсясубъектно-личноеначало. Буддизмпробудил вискусствеинтерес к духовномумиру человека.
В такой двойнойтрадиции в ихоппозициизаключалсямощный источникразвития культуры.
Погружениев традициюпозволяетхудожнику нетолько выполнить«социальныйзаказ», но иреализоватьтворческиеимпульсы.
Кроме оппозициивнутри самойтрадиции существовалаи еще одна оппозицияканонизированномуискусству состороныполупрофессиональногои народноготворчествабродячих актеров, музыкантов.В этой роливыступают инищенствующиемонахи и торговыегости. Это массовоеискусствопроникает ив канон, размываяего герметичностьи расширяясферу художественнойкультуры общества.
Таким образомканоничность, традиция вовсене свидетельствуютоб отсутствииразвития культурыи ее замкнутостив стационарныхобществах, ноони представляютдостаточнобольшой внутреннийрезерв дляразвития искусства.Запреты направлялитворческуюмысль внутрь, заставлялисовершенствоватьхудожественныйязык: слово, изображениепутем углубленияих символическогозначения, совершенствовалитехнику исполнения, художественнуютехнологию, т.е. форму произведения.
Другой парадокстрадиционно-канонизированногоискусствазаключаетсяв актуализации, осуществлениисамых глубинныхтворческихспособностейи чувств художника.Т.е. открываютсявозможностик самоуглублению, самопознанию, самораскрытиюличности художника.Развиваетсясодержательнаясторона искусства.Оно наполняетсяфилософскимсмыслом.

Адаптивныйтип цивилизации

Социокультурныйкомплекс адаптивноготипа характерендля вторичныхцивилизаций, возникших напочве болеедревних, частоболее развитыхкультур либона периферии, в сфере влияния«сильных»цивилизаций.
Классическимобразцом такоготипа считаетсяарабо-мусульманскаяцивилизацияв период еевозникновенияи расцвета.
На завоеванныхтерриторияхарабы, как правилооставляли безособых измененийхоазяйственно-экономическиеотношения исоциальныеструктуры. Онилишь насаждалисверху своихрезидентов.Это определялоотносительнуюавтономиюобластей исегментарнуюструктуруарабской цивилизациис верховнымначалом в лицехалифа.
Данный социальныйстрой определиладаптивныйхарактер культурыарабо-мусульманскойцивилизации.Исламскаякультура былапродуктомкосмополитизма, в возникновениикоторого принималиучастие всезавоеванныекультуры инароды: сирийский, персидский, арабский, испанский, берберскаяи турецкая.Т.е. мусульманскаяцивилизацияассимилировалавсе лучшее вболее древнихи более высокихкультурах.
Арабоязычнаякультура сохраняладостаточнобольшую независимостьпо отношениюк господствующейрелигии, терпимостьи даже известнолюбопытствок духовнойкультуре «неверных», как к чему-тоэкзотическомуи объективноспособствовалостабилизации«своей» цивилизации.
Арабо-мусульманскийхудожественныйстиль. Он оформляетсякак художественнаяцелостность, представляющаясобой мозаичнуюсистему локальныхформ и традиций, лишенныхоппозиционногосодержания, поскольку онине затрагивалисуществованияданной цивилизациии ее господствующейидеологии –ислама.
Социальныеусловия и запретна изображениечеловека Кораномпредопределялиразвитие арабскогоискусства какорнаментально-декоративного.Сама социальнаядейственностьобусловилафункции орнаменталистикипо адаптации, связи в целоеразнородныхмотивов, образов, настроений.
Близостьарабскогоискусства кмодели цивилизацииадаптивноготипа проявилосьи в его своеобразнойэволюции и вкризисном дляарабской цивилизацииXV веке. Развитиехудожественнойкультуры, какмы уже отмечаем, в цивилизацияхподобного типапроисходилиза счет постояннойадаптации иассимиляциивсе новых иновых разнородныххудожественныхсистем в некуюмозаичнуюцелостностьпутем их стилизации.В XV веке этодвижениепрекратилось.Мусульманскиймир как бы замкнулсяв себе. То жепроизошло ис искусством.Оно пошло попути изощреннойэстетизациии утратиложизненность.Адаптивныйстиль исчерпалсебя. Гетерономностьмусульманскойцивилизацииначала перерастатьее социально-культурноеединство, принимаявсе более мозаичный, рыхлый характер.Эта тенденцияусиливалапартикуляристскиенастроениявластителейпериферийныхобластей «великогохалифата», ростом в нихнациональногосамосознания, которое сталолейтмотивомкультур, освободительныхдвижений.
В противовесэтим тенденциямпроисходитужесточениедогматизмаидеологии –ислама, а такжеисламизациясоциальныхформ жизни икультуры.Арабо-мусульманскаяцивилизацияиз адаптивно-динамическойстала превращатьсяв сегрегативно-консервативную.Это лишало ееимпульсоввнутри развития.К тому же к 15 векуна западнойгранице мусульманскогомира набираласилу на почвеуже капиталистическихотношенийевропейскаяцивилизация, которая многомунаучилась уарабов, но устоялав своей самобытности.

Цивилизациядинамическоготипа

К динамическимцивилизациямотносят социальныесаморегулирующиесяорганизмы, которые имеютвозможностьвзаимодействоватьне только соригинальнымопытом собственнойкультуры, нои опытом внешним, инородным, привходящим.К этому типуотносят европейскуюцивилизациюс характернымдля нее рационализмоми техницизмом, уходящимикорнями в античность.
Шпенглер, к примеру, противопоставлялантичности«аполлоновскую»культуру, которойбыли присущикульт тела истатика, европейской, для которойхарактернымявляется культбезграничногоправа и динамизмкак жизненныйпринцип. Отсюдапостояннаянезавершенностьевропейскойкультуры, тоскапо идеалу.
Аналогичныеидеи, но на болеевысоком уровнеразвиваетиспанскийфилософ Ортега-и-Гассет.Он, следуя заШпенглером, полагает, чтонародам древнегоГреко-латинскогомира были присущипредметностьи конкретностьмировосприятия.Европейскаяже цивилизацияориентироваласьна скрытнуюсущность явлений.ХронологическиОртега фиксируетевропейскуюцивилизациюс 18 в.
К специфическимхарактеристикамдинамическойцивилизациикроме рационализмаряд американскихисследователейотносит:
а) накоплениенаучных знанийи технологий, превышающиеактуальнуюпотребность;
б) появлениеновых лидеров, способных иготовых перестроитьмир на новыхначалах;
в) постоянныеэкономическиеи социальныетрансформации;
г) интеграциюиндивидов исоциальныхгрупп в национальныеобщества.
Последняячерта европейскойцивилизациипонимаетсякак плюрализми единство, когда каждыйнарод выступаеткак 1) самостоятельнаясоциальнаяобщность иодновременноощущает себя2) представителемзападногосообщества.Дух конкуренциипри определеннойвзаимозависимостивсех наций другот друга определяетдинамизм этогосообщества, его сбалансированноеравновесие.
В искусствединамическоготипа присутствуетоткрытая установкана новаторство.Искусствостановитсямеханизмомне только фиксирующими осмысляющимновое, но игенерирующимего.
Переход оттрадиции кподвижномуэталону художественнойдеятельностипроисходитпостепенно.Зарождениенового стереотипапроявляетсяв возникновении«рефлективноготрадиционализма».«Рефлективныйтрадиционализм»предполагаетсохранениетрадиции, нокоторая ужеутратила абсолютноезначение. Всебольшее значениеприобретаетличный опыти свободныйтворческийвымысел. Поначалуэто выражалосьв интерпретацииисходноготекста. Динамизмпостепеннозарождался,«прокрадывался»как искусствопереакцентировки.Традиция постепеннообособляется: этот процессв классицизмепротекает какпостоянныйдиалог современностис античностью, в романтизме– это иронияпо отношениюк традиции.
Рефлективныйтрадиционализмисчерпал себяс переходомк реализму –художественномуметоду, ориентированномуна постоянноменяющуюсядействительность.Вступает в силузакон «отклоненияот нормы», которыйбыл сформулированБахтиным: «Сначала– отклонениеот нормы, затем– проблематичностьсамой нормы».
Этого не моглобыть; в этомчто-то есть; это так и должнобыть. Этот стереотипдвижения былвоспринят илег в основудальнейшегоразвития цивилизацииЕвропы, когдасубъективно-значимаяпозиция в любоймомент моглапревратитьсяв официально-санкционированную.Но это уже зависитот идеологическойинициативы, которая лежитза рамкамисамого искусстваи самому художникуне принадлежит.
Искусствостановитсясаморегулирующимся, оно берет насебя функциюобновлениятрадиции, еекритики всоответствиис изменившимисяусловиями быта.Например, формалистическоеискусство, демонстрируетсвою независимостьот целого общества,(функциональногоискусства).Наличие противоречивыхсторон в искусстве, его амбивалентность(одновременнаяфункциональностьи дисфункциональность, обеспечиваетискусству вцелом суверенноеположение всистеме цивилизациии предохраняетот истощениястереотипизированныеи массовидныеформы художественнойдеятельности.
ИскусствоХХ века в основномлибо открытостановилосьв оппозицию(критическийреализм, романтизм), либо пыталосьускользнутьот цивилизации, замыкаясь насебя (искусстводля искусства, элитарноеискусство).
Выделениесоциокультурныхтипов цивилизациине должно заслонятьот нас взаимодействияхудожественныхкультур. Ниодна культуране может развиватьсяв изоляции(например, стационарныйтип).
В историивзаимодействияхудожественныхкультур проявляетсяобщая тенденция: превращениесуммативно-всемирнойкультуры вмировую. Онав основномсовпадает сразвитиемцивилизации, хотя имеетсамостоятельнуюлогику развития.В современнойлитературе(Артановский)выделяет трипоследовательныхисторическихэтапа в развитиикультурныхконтактов: 1)более или менееэпизодическиеконтакты (наранних стадияхцивилизации, когда она выступалаеще в видеразрозненныхочагов в мореварварства, часто в связис завоеваниями);2) установлениепостоянныхкультурныхотношений(образованиерегиональныхцивилизаций);3) культурныйсинтез череззаимствованияи ассимиляцию(с образованиеммировой капиталистическойцивилизации).
Историческаятраекториялюбого обществаможет бытьописана какединство двухсменяющих другдруга состояний.Первое – этопериод относительноспокойногоэволюционногоразвития инепринципиальныхизменений. Втакие временасодержательноемногообразиепроцессовдуховной жизнисбалансированои определяетсяее ценностно-смысловымидоминантами.В прошлом – этопрежде всегорелигиозныеценности, внаше время –идеологиигуманистическойнаправленности(либеральной, социал-демократической, консервативной)или антигуманныеполитическиеидеологии(большевистская, национал-социалистическая, чучхе и т.п.). Второесостояниеобществахарактеризуетсястремлениемк радикальнымпеременам: дезинтеграции, разрывом прежнихсвязей. Духовнаяжизнь утрачиваетценностно-смысловыеоснования ипревращаетсяв хаотизированнуюсреду. Каксвидетельствуетопыт истории, именно в такиепериоды возникаютпринципиальныеинновации: формулируютсяи выдвигаютсяновые идеи, возникают новыесоциальныеинституты, закладываютсяосновы будущихтрадиций. Данныйпроцесс чащевсего протекаетспонтанно ивоспринимаетсяобщественнымсознаниемнеоднозначно, нередко сквозьпризму архетипов«конца света».
Из анализаотечественнойистории следует, что перманентныепериоды хаотизациисоциальнойжизни, вызванныевойнами, инкорпорациями, революциями, не позволилиукоренитьсяи набрать жизненнонеобходимыйинерциальныйимпульс такимважнейшимсубстанциональными конститутивнымначалам этногенеза, как язык, религия, государственность, собственность, традиции городскойжизни. Периодические, политические, социальные, демографическиеи культурныепертурбациии кризисы, волнаминакрывавшиеБеларусь напротяжениивеков, сформировалив народе естественнуюсоциально-психологическуюустановку –выжить ценойприспособленияк постоянноизменяющимся(чаще всегонасильственно)условиямсуществования.При подобномстеченииобстоятельствречь могла идтилишь о сохранениинекоторых чертэтнокультурнойидентичности, но не о развитиитворческогопотенциаланарода и культивированиикачеств свободнойи инициативнойличности.
В течениидвух последнихстолетийпрослеживаетсядействие тенденцийк восстановлениюцелостностибелорусскойсоциокультурнойсинергии. Однако, проявляли онисебя весьмапротиворечиво, часто лишьспорадическиили в контекстеиных, болеемощных и поглощавшихих течений.Естественночто координальнымобразом изменитьструктурубелорусскогосоциальногохарактера онине могли.Исследователями-белорусистамиосуществленабольшая работапо изучениюразличныхаспектовнациональногосамосознания.Ряд исследователейбелорусскойкультуры называютее «открытой», т.к. она тесновзаимодействовалас культурамидругих народов.
Белорусскаякультура отличаетсясвоеобразием, причины которогоисследователивидят в следующем:
особенностях ее геополитического положения (перекресток между востоком и западом – центр Европы), между двумя версиями христианства: православно-византийской и римско-католической, этим объясняется то особенное влияние которое испытывала Беларусь со стороны других культур.
на территории Беларуси проживают представители различных национальностей (белорусы, литовцы, поляки, украинцы, евреи, татары, русские). Этим объясняется синтетический характер ее культуры.
географическим фактором – природа средней полосы с преобладанием умеренного климата и приглушенной цветовой гаммой.
аграрным образом жизни белорусов, что соответствует коллективизму, верности традициям, уважению к прошлому. Для белорусов характерно доминирование земных ценностей, склонность к естественной эволюции и перестройки изнутри.
этническим фактором, который проявился в том, что ассимиляция славянскими племенами балто-литовских ятвятских и других племен осуществлялась мирным путем.
ненасильственное распространение христианства и его мирное соседство с язычеством.
вхождение белорусских земель в состав полиэтнических государств, что формировало у белорусского народа предпочтение общенациональных государственных интересов и ценностей.
Всеми этимиобстоятельствамиобъясняетсяспецификабелорусскойментальности, которая видитсякультурологами социологамв:
неприятии конфликтов и противоречий;
стремлении к стабильности и равновесию;
признанию лишь медленных и постепенных перемен;
отрицании насилия миролюбия;
уважению своих традиций, культуры и истории;
толерантность;
привязанность к родным местам;
трудолюбие, бережливость, хозяйственность.
Среди доминантныхчерт белорусскогоменталитетаобычно выделяютсятакие, кактолерантность, послушание, трудолюбие, героизм, коллективизм, чинопочитание, патернализм, пассивность, приверженностьтрадициям.Вместе с тем, высшие гражданскиеи личностныеценности –патриотизм, чувство национальногодостоинства, демократия, независимость, свобода, инициатива, конкуренция, индивидуализмв иерархииценностныхпредпочтенийбелорусовзанимают невысокиеместа. Хотя, естественно, существуютопределенныеразличия вструктуреценностныхориентацийразных возрастныхи социальныхгрупп населения.
Адаптацияк новым реалиямидет посредствомдиалектическоговзаимодействияобъективныхи субъективныхфакторов исопровождаетсяструктурнымипеременамив социальномхарактеренации. Сегментизациябелорусскогообщества посамым разнымоснованиям, дивергенцияинтересовразличныхсоциальныхгрупп и поколений– необходимаяобъективнаяисторическаяпредпосылкатрансформациинациональногохарактера.Данный процессявляетсямноговекторными разноплановым.Важным факторомего оптимизацииявляется наличиедуховной жизнисоциума, объединяющихего целей исмыслов. Прежние«советские»на эту роль негодятся. ПоэтомуинициированнуюПрезидентомот имени государствазадачу разработкинациональнойидеологииследует признатьактуальной.Новая идеология, предполагается, как раз и призванасодействоватьконсолидациибелорусскогообщества, егомежгрупповойсолидарности.
ЛИТЕРАТУРА

Алпеева Т.М. Введение в культурологию. Мн., 1998.
Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура / Ред.: Чеботарева А.П., Петропавлова О.А.- Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Полигон, 2006
Викторов В.В. Культурология. М., 2002.
Гуревич П.С. Культурология. М., 2005.
Кравченко И.С. Культурология. М., 2007.
Культура и культурология: Словарь / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2007.
Культурология для технических вузов / Под ред. М.В.Буланова-Топоркова. Ростов н/Д., 2001.
Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003.
Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат V выставка-фестиваль «фитнес–москва» / «спорт и стиль 2009» / 11 13 сентября 2009 г. / Москва, манежная пл., Д. 1, Цвз "манеж"
Реферат Пропорциональное деление
Реферат Особенности искусства тоталитарных культур
Реферат Особенности организации досуга в Японии
Реферат Как научится писать эссе по обществознанию на "отлично"?
Реферат История болезни - Иммунология (рецидивирующий обструктивный бронхит)
Реферат Откуда есть пошла…
Реферат Особенности развития выносливости у детей младшего школьного возраста
Реферат Теория молекулярных орбиталей
Реферат А. И. Герцена факультет коррекционной педагогики Тема: коррекция нарушений речи у детей с задержкой психического развития на урок
Реферат Разведения и уход за рыбой в рыболовных хозяйствах
Реферат Центральный Банк России и его роль в проведении единой денежно-кредитной политики
Реферат Палитра. Размещение красок.
Реферат «Исследовательская деятельность старшеклассников как метод познания окружающей среды»
Реферат Агентский договор №343