Реферат по предмету "Культура и искусство"


Барокко - жемчужина неправильной культуры XVII в

РЕФЕРАТ
по дисциплине«Культурология»
потеме: «Барокко– жемчужинанеправильнойкультуры XVIIв.»

Введение

XVII век –самый неопределенныйпериод историиЕвропы Новоговремени. Какуже отмечалось, и предшествующеесостояние еекультуры, ипоследующее, изначальнополучилисодержательныеимена: Возрождениеи Просвещение, тогда как понятие«семнадцатыйвек», на что в своевремя уже обратилвниманиеисследовательевропейскойлитературыэтой эпохиЮ.Б. Виппер, «незаключает всебе прямогоуказания наведущие черты, на смысл общественнойи идеологическойжизни эпохи, которую онообозначает»[3, с. 270], справедливосчитая это неслучайным, а«по-своемузнаменательным».Знаменательнои то, что попыткидать этомустолетиюкультурологическоеимя оказывалисьбезуспешными –не получиловсеобщегопризнаниярожденное внемецкомискусствознанииего определение«Векбарокко», как ни соблазнительнобыло с помощьюэтого понятияв его убедительнойвельфлиновскойтрактовкепокончить снеопределенностьюи поднять такое«промежуточное»столетие наквалификационныйуровень XVI-гои XVIII-го. Век этотоказался стольсложным, пестрым, противоречивым, что не укладываетсяни в одно однозначноеопределение, и это касаетсяне только егоискусства, нои философскоймысли, и политической, и отношенияк религии, иего этическогои эстетическогосознания. Объяснениетакого состояниянужно искатьпрежде всегов самом материальномоснованиикультуры.
Актуальностьданной темыопределяетсяпродолжающейсядо сих пор дискуссиейо культурномзначении барочногостиля и о еговлиянии насовременнуюкультуру (такоеявление какрок-бароккодоказываетэто влияние).
Цельюнастоящейработы являетсярассмотрениеособенностейстиля барокко, его характерныхчерт и проявленийв различныхнаправленияхкультуры.
В связис поставленнойцелью можноформулироватьследующиезадачи исследования:
рассмотреть особенности формирования стиля барокко, его роль в постренессансной культуре;
определить особенности барочной архитектуры.
Рефератсостоит из 5разделов. Впервом сформулированыцель и задачиисследования, во втором описываютсяособенностибарокко какпостренессансногокультурногостиля, в третьемдается обзорпамятниковархитектуры, выполненныхв стиле барокко, в четвертомсделаны основныевыводы по содержаниюработы, в пятомуказаны первоисточникипо теме работы.

1. Бароккокак постренессанснаякультура

XVII векначинается –и в сознаниипришедших внего из ренессанснойкультуры В. Шекспира, М. Монтеня, Микеланджело, Тициана, ЭльГреко, и в мировосприятииновых поколениймыслителейи художников, в атмосфереразочарованияв ренессанснойвере в гармониюбытия, трагическогопереживаниянесовершенствамира и человека, скептицизмаи пессимизма.Обобщая представлениясовременногошекспироведения, В.С. Рабиновиччетко сформулировалпроизошедшее:«Как раз настыке двухстолетий вмировосприятииШекспира происходитрезкий перелом.Гуманизм Шекспирадо 1600 года – этогуманизм эпохиВозрождения, гуманизм, базирующийсяна утверждениибезграничнойкрасоты свободногои деятельногочеловека, сбросившегоцепи средневековогосамоотречения…Гуманизм Шекспирапосле 1600 года –это трагическийгуманизм, исполненныйразочарованияв человеческойприроде, вызванныйк жизни переоценкойидеалов Возрождения».
Существуетнескольковерсий происхождениятермина: 1) отитальянского«baruecco» – жемчужинанеправильнойформы; 2) «baroco» –одна из формсхоластического(религиозно-догматического)силлогизма(рассуждения, в котором двепосылки объединеныобщим термином);3) от итальянского«barocco» – грубый, неуклюжий, фальшивый. ВXVIII в. терминприобретаетзначениеотрицательнойэстетическойоценки. Барочнымобозначалосьвсе неестественное, произвольное, преувеличенное.В 50е годы XIX в.начинаетсярассмотрениебарокко какисторическогостиля, закономерногоэтапа в развитииискусствапозднего возрождения.
В80е годы XIX в. происходитнастоящее«открытие»барокко: работыГурлита, Вельфлина, Юсти. За бароккопризнали правона существованиекак особогохудожественногоявления. В 20егоды XX в. происходиткризис капиталистическогомировоззрения.Пробуждаетсяинтерес к местным, национальнымвариантамбарокко. Даетсяпериодизация, устанавливаютсяисторическиеграницы.
Маньеризми барокко вискусстве истали художественнымотражениемэтого антиренессансногои проторомантическогосознания. Нельзя, однако, не видетьтого, что культурыXVII века не менеехарактерныпоиски выходаиз социальногои духовногокризиса – вней вырабатывалисьопиравшиесяна завоеванияВозрожденияэмпирико-сенсуалистическаяи рационалистическаяпрограммыдеятельностиличности, вкоторых преодолевалисьи неомистицизмЯ. Беме, и скепсисМ. Монтеня, игамлетовонравственноесмятение; этаисторическаяроль XVII века вистории европейскойкультуры обозначенадевизом родоначальникаанглийскойфилософииНового времениФ. Бэкона «Знание –сила!» и тезисомР. Декарта«Мыслю, следовательносуществую», горделивоутверждавшимосновополагающуюдля бытия человекамощь Разума.
П.М. Бицилли, несомненно, прав, говоря, что «Монтень, вместе с Шекспироми Сервантесом, открывает новуюэру в историикультуры»(имеется в виду, разумеется, поздний Шекспир); аргументацияисторика состоитв том, что «человекРенессансабыл носителемодной, определенной, раз навсегдаданной virtu. Он, таксказать, звучалодноголосно», а у названныхписателейчеловек «являетсялоном, таящимв себе множествоподчас самыхпротиворечивыхвозможностей…»А это приводитк драматическим«столкновениям», к «борьбе» этихвозможностейза душу и поведениегероя. Поэтому«человек Ренессанса –титан, но негерой», остроумнои точно заключаетисторик, тогдакак «идеальныйчеловек «великоговека», нашедшийсвое совершеннейшеевоплощениев трагедииКорнеля, построеннойна теме конфликталичного влеченияс велениемзакона», должен«превзойтисебя, статьвыше себя,…пожертвоватьсобой». Однакотрудно согласитьсяс замечательнымисториком, будто такоемироощущение«проявило себя, прежде всегов новой религиознойконцепции, общей какпротестантству, так и новомукатоличеству» –это опровергаетсяприведеннымиим самим примерами, ибо ни у М. Монтеня, ни у М. Сервантеса, ни у В. Шекспира, не говоря ужео не менее типичныхдля этого времениД. Веласкеса, П.-П. Рубенса, Я. Вермеераили же Ф. Бэкона,«внутреннеесродство»которого сВ. Шекспиромон сам отмечает, или Б. Спинозы, пантеизм которогопротивостояли протестантизму, и католицизму, и иудаизму. Этозначит, чтоXVII век противостоитВозрождениюне только появлениеми, действительно, широким распространением«трагическогомироощущения», но и противостоянием, борьбой, непримиримымиподчас конфликтамиразличныхмироощущенийи мировоззрений, методов познанияи способовхудожественноготворчества, фанатическогомистицизмаи полногорелигиозногоиндифферентизма.
Противостояниеразличныхмировоззренческих, методологических, конфессиональных, политически-юридических, этических, эстетически-стилистическихпозиций, пронизывающеевсю культуруэтого столетия, и сделалонесостоятельнымипопытки егооднозначногоопределения: историки Франции, начиная, видимо, с Вольтера, называли его«веком ЛюдовикаXIV», историкифилософии –«веком картезианства», историки литературыи искусства –«веком классицизма»(это казалосьтем болееобоснованным, что данныйстиль был эстетическии идеологически«узаконен»академиямив разных странах, распространивсвое влияниепо всей Европеи сохранив егои в XVIII, а в Россиии в ХIХ столетиях); вместе с тем, выявленнаяГ. Вельфлинымисторико-стилеваяантитеза «Ренессанс –барокко» содержалане предусмотренныйисследователемсоблазн распространенияпонятия «барокко»с пластическихискусств навсе виды художественноготворчества, по примеруО. Вальцеля, обнаружившегобарокко в поэзии, а затем и накультуру этогостолетия вцелом, сделавпопулярнымипонятие «векбарокко», хотяэто приводилок явным абсурдам– например, кобъявлениюфранцузскогоклассицизма«разновидностьюбарокко», невзирая напротивоположностьих стилевыхструктур, котораябыла не толькоубедительнейшимобразом показанаГ. Вельфлиным, но отчетливоосознаваласьсовременниками –достаточновспомнитьразвернувшуюсяво Франциидискуссию«пуссенистови рубенсистов»как эстетическихпротивников(история теоретическогоосмысленияпротивостояниябарокко и классицизмахорошо описанав посвященномэтому историографическомисследованииЕ.Н. Шпинарской, в котором убедительнопоказано –что особенноважно – как этопротивостояниеосознавалосьсамими современниками).
Особенноудивительно, что именно вэтой стране, культура которойбыла наименееподатлива длявосприятияиррационалистическогосклада барочногостиля, распространениепонятия «барокко»на всю культуруXVII века нашлонемало сторонников: литературоведЖ. Руссе назвалэто столетие«эпохой барокко», а философ Ж. Делёзпосвятил даннойпроблеме специальноеисследование, причудливоназванное им«Складка. Лейбници барокко», поскольку сутьданного стилясостоит, будтобы, в такойособенностиего структурыкак «бесконечнаяскладка», спомощью которой«переменнаякривизна свергаетс престолакруг»! Нечтоподобное французскийфилософ умудрилсянайти и в трудахГ.В. Лейбница –великогорационалиста, ставшегоосновоположникомчуждого барочномудуху европейскогоПросвещения, и более того, в различныхявлениях европейскогоискусствадругих эпох, от творчестваП. Учелло до«великих барочныххудожниковэпохи модерна», то есть ХХ столетия, и не только вживописи, нои в других областяххудожественноготворчества…
Во всякомслучае, как быни истолковыватьбарокко (а насей счет существуетобширная специальнаялитература –ее обзоры делалиИ.А. Чечот, В.Г. Власов, авторы статейв различныхэнциклопедическихизданиях) свестикультуру этогодуховно предельнонеоднородногостолетия кодному толькобарокко решительноневозможно.
Суть делаименно в томи состоит, чтов отличие отпредшествующегои последующегосостоянийкультуры –Возрожденияи Просвещения –культура XVII векане поддаетсякакому-либооднозначномуопределению, ибо впервыев истории этостолетие являетсущностноразнороднуюи остро конфликтнуюкартину во всехсферах материальной, духовной ихудожественнойдеятельности.Используяприведеннуюметафору Ж. Делёза, можно сказать, что символизирующаярационализмидеальнаягеометрическаяформа «круга»далеко не всемимыслителямии художникамиэтого временибыла «свергнутас престола» –этого не сделалини Р. Декарт, ни Н. Пуссен, ни П. Корнель, ни сам Г.В. Лейбниц, монады которогобыли образцовыми«круговыми»объектами, апредставлениео царящей вмире «предустановленнойгармонии» –столь же идеальнымобразцом мышления«кругом», а не«бесконечноискривляющейи загибающей»пространствосоциальногобытия «складчатой»формой; как тутне вспомнить, что он поистине«закруглил»сенсуалистическуюформулу Дж. Локка:«нет ничегов разуме, чегоне было бы вчувстве», изящнымдобавлением:«кроме самогоразума»…
Такимобразом, использованиепонятия «барокко»не в его первоначальномконкретно-стилистическом, а в расширительномкультурно-психологическом, значении имело, разумеется, определенныеоснования: порожденныйкризисом ренессанснойкультуры, самэтот стильвыражал новое, драматическоесостояниеобщественнойпсихологии, независимодаже от идеологическогосмысла воплощавшихее произведений.

2. Барокков архитектуре

Одиниз главенствующихстилей в европейскойархитектуреи искусствеконца 16-середины18 вв., бароккоутвердилосьв эпоху интенсивногосложения нацийи национальныхгосударств(главным образомабсолютныхмонархий). Барокковоплотило новыепредставленияо единстве, безграничностии многообразиимира, о егодраматическойсложности ивечной изменчивости, интерес к реальнойсреде, к окружающейчеловека природнойстихии бароккопришло на сменугуманистическойхудожественнойкультуре Возрожденияи изощрённомусубъективизмуискусстваманьеризма.
Дляискусствабарокко характерныграндиозность, пышность идинамика, патетическаяприподнятость, интенсивностьчувств, пристрастиек эффектнымзрелищам, совмещениюиллюзорногои реального, сильным контрастаммасштабов иритмов, материалови фактур, светаи тени.Синтезу искусствв барокко, носящемувсеобъемлющийхарактер изатрагивающемупрактическивсе слои общества(от государстваи аристократиидо городскихнизов и отчастикрестьянства), свойственноторжественное, монументально-декоративноеединство, поражающеевоображениесвоим размахом.Городскойансамбль, улица, площадь, парк, усадьба – сталипониматьсякак организованное, развивающеесяв пространствехудожественноецелое, многообразноразворачивающеесяперед зрителем.Дворцы и церквибарокко благодаряроскошной, причудливойпластике фасадов, беспокойнойигре светотени, сложным криволинейнымпланам и очертаниямприобрелиживописностьи динамичностьи как бы вливалисьв окружающеепространство.Парадные интерьерызданий бароккоукрашалисьмногоцветнойскульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписииллюзорнорасширялипространство, а живописьплафонов создавалаиллюзию разверзшихсясводов. Визобразительномискусствебарокко преобладаютвиртуозныедекоративныекомпозициирелигиозного, мифологическогоили аллегорическогохарактера, парадные портреты, подчёркивающиепривилегированностьобщественногоположениячеловека.
Идеализацияобразов сочетаетсяв них с бурнойдинамикой, неожиданнымикомпозиционнымии оптическимиэффектами, реальность– с фантазией, религиознаяаффектация– с подчёркнутойчувственностью, а нередко и сострой натуральностьюи материальностьюформ, граничащейс иллюзорностью.В произведенияхискусствабарокко поройвключаютсяреальные предметыи материалы(статуи с реальнымиволосами изубами, капеллыиз костей ит.п.). Вживописи большоезначение приобретаютэмоциональное, ритмическоеи колористическоеединство целого, часто непринуждённаясвобода мазка, в скульптуре– живописнаятекучестьформы, ощущениеизменчивостистановленияобраза, богатствоаспектов ивпечатлений.В Италии – народине барокко– отдельныеего предпосылкии приёмы проявилисьв 16 в.встанковой идекоративнойживописи Корреджо, творчествеКараваджо, постройкахДж. Виньолы(тип раннебарочнойцеркви), скульптуреДжамболоньи.Наиболее законченноеи яркое воплощениестиль барокконашёл в полныхрелигиознойи чувственнойаффектациипроизведенияхархитектораи скульптораЛ. Бернини, архитектораФ. Борромини, живописцаПьетрода Кортоны.Позднее итальянскоебарокко эволюционировалок фантастичностипостроек Г. Гварини, бравурностиживописи С. Розыи А. Маньяско, головокружительнойлёгкости росписейДж.Б. Тьепопо.Во Фландриимироощущение, рождённоеНидерландскойбуржуазнойреволюцией1566–1602, внесло вискусствобарокко мощныежизнеутверждающиереалистическиеначала (живописьП.П. Рубенса, ванДейка, Я. Йорданса).В Испании в 17в. некоторыечерты бароккопроступалив аскетичнойархитектурешколы X. Б. деЭрреры, в реалистическойживописи X. деРиберыи Ф. Сурбарана, скульптуреX. Монтаньеса.В18 в. в постройкахX.Б. де Чурригерыформы бароккодостигалинеобычайнойсложности идекоративнойизощрённости(ещё болеегипертрофированнойв «ультрабарокко»стран ЛатинскойАмерики).
Стильбарокко получилсвоеобразноеистолкованиев Австрии, гдеон сочеталсяс тенденциямирококо (арх.И.Б. Фишер фонЭрлах и И.Л. Хильдебрандт, живописецФ.А. Маульберч), и абсолютистскихгосударствахГермании (арх.и скульпторыБ. Нейман, А. Шлютер, М.Д. Пеппепьман, братья Азам, семья арх.Динценхофер, работавшихтакже в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Зап.Украине, Литве.Во Франции, гдеведущим стилемв 17 в. стал классицизм, барокко оставалосьдо серединывека побочнымтечением, нос полным торжествомабсолютизма, оба направленияслились в единыйпомпезныйт. н. большойстиль (убранствозалов Версаля, живопись Ш. Лебрена).
Понятие«барокко»иногда неправомернораспространяетсяна всю художественнуюкультуру 17 в., в том числе наявления, далёкиеот барокко посодержаниюи стилю (например,«нарышкинскоебарокко», или«московскоебарокко», врусском зодчествеконца 17 в.).Во многих странахЕвропы в 17 в.сложились ияркие национальныереалистическиешколы, опиравшиесякак на приёмыкараваджизма, так и на местныехудожественныетрадиции реализма.Они наиболееярко выразилисьв неповторимосвоеобразномтворчествевеликих мастеров(Д. Веласкесав Испании, Ф. Халса, Я. ВермераДелфтского, Рембрандтав Голландиии др.), принципиальноотличном, апорой и сознательнопротивопоставленномхудожественнымконцепциямбарокко.
Самыехарактерныечерты Барокко–броская цветистостьи динамичность– соответствовалисамоуверенностии апломбу вновьобретшей силуримской католическойцеркви. За пределамиИталии стильБарокко пустилсамые глубокиекорни в католическихстранах, а, например, в Британии еговлияние былонезначительным.У истоков традицииБарокко искусствав живописистоят два великихитальянскиххудожника –Караваджо иАннибалеКарраччи, создавшиесамые значительныеработы в последнеедесятилетие16 века – первоедесятилетие17 века.
Дляитальянскойживописи конца16 века характернынеестественностьи стилеваянеопределённость.Караваджо иКарраччи своимискусствомвернули ейцельность ивыразительность.В итальянскойархитектуресамым виднымпредставителемБарокко искусствабыл Карло Мадерна(1556–1629 гг.), которыйпорвал с маньеризмоми создал свойсобственныйстиль. Его главноетворение –фасад римскойцеркви Санта-Сусанна(1603 г.). Основнойфигурой в развитиебарочной скульптурыбыл ЛоренцоБернини, чьипервые исполненныев новом стилешедевры относятсяприблизительнок 1620 г. Квинтэссенциейбарокко, впечатляющимслиянием живописи, скульптурыи архитектурысчитаетсякапелла Коранаров церкви Санта-МарияделлаВиктория(1645–1652 гг.).
Самымивидными итальянскимисовременникамиБернини в этотпериод зрелогобарокко былиархитекторБорроминии художник, иархитекторПьетрода Кортона.Несколькопозднее творилАндреадельПоццо(1642–1709 гг.); расписанныйим плафон вцеркви Сант-Иньяциов Риме (Апофеозсв. ИгнатияЛойолы) являетсякульминациейтенденциибарокко к помпезномувеликолепию.В 17 веке Рим былстолицей мирав области искусства, привлекалхудожниковвсей Европы, и Барокко искусствоскоро распространилосьза пределы«вечного города».В каждой стране искусствоБарокко подпитывалосьместными традициями.В одних странахоно становилосьболее экстравагантным, как, например, в Испании иЛатинскойАмерике, гдеразвился стильархитектурногоукрашательства, названныйчурригереско; в других приглушалосьв угоду болееконсервативнымвкусам.
ВкатолическойФландрии Бароккоискусстворасцвело втворчествеРубенса, напротестантскуюГолландию онооказало нестоль заметноевлияние. ИскусствоБарокко способствовалосозданию театральныхэффектов, достигавшихсяосвещением, ложной перспективойи эффектнымисценическимидекорациями.Однако оно малоотвечало сдержанномубританскомувкусу. В английскойархитектуревлияние бароккобыло заметнолишь в начале18 века в своеобразномтворчествеВанбруи Хоксмора.К этому стилюприближаютсянекоторые изболее позднихработ Рена.Тяга искусстваБарокко кмасштабностичувствуетсяв величественныхпроектах собораСв.Павла (1675–1710 гг.)и Гринвичскогогоспиталя(начало 1696 г.).Барокко сменилосьболее спокойнымпалладианством.Во всех видахискусств бароккослилось с болеелегковеснымстилем рококо.Это слияниебыло весьмаплодотворнымв ЦентральнойЕвропе, особеннов Дрездене, Вене и Праге.
ВРоссии развитиеискусствабарокко, отразившегорост и укреплениедворянскойабсолютноймонархии, приходитсяна 1-ю половину18 в. Стиль барокков России былсвободен отэкзальтациии мистицизма(характерныхдля искусствакатолическихстран) и обладалрядом национальныхособенностей.
Русскаяархитектурабарокко, достигшаявеличественногоразмаха в городскихи усадебныхансамбляхПетербурга, Петергофа(Петродворец), Царского Села(Пушкин) и др., отличаетсяторжественнойясностью ицельностьюкомпозициизданий и архитектурныхкомплексов(арх. М.Г. Земцов, В.В. Растрелли, Д.В. Ухтомский); изобразительныеискусстваобращалиськ светским, общественнымтемам, получилразвитие портpет(скульптурыБ.К. Растреллии др.) Эпоха бароккоотмечена повсеместноподъёмоммонументальногоискусства идекоративно-прикладногоискусства, тесно взаимосвязанныхс архитектурой.В 1-й пол. 18 в. бароккоэволюционируетк грациознойлёгкости стилярококо, сосуществуети переплетаетсяс ним, а с 1770-х гг.повсеместновытесняетсяклассицизмом.
Бароккоявилось развитиемпринципов, заложенныхв эпоху Возрождения, но придал этимпринципам новыйграндиозныйразмах, бурнуюдинамику, изощреннуюдекоративность.
Всередине XVIII векадостиг своегорасцвета стильбарокко. Строилисьдворцы, усадьбы, храмы и т.п. Высокоебарокковыражало абсолютизми олицетворялогосударственноемогуществоРоссии. Этомустилю свойственныпространственныйразмах и ясностьпланировочныхрешений, живописнаяпластика инапряжённаядинамика форм, неисчерпаемоеразнообразиедекоративногоубранства.Ордерные элементы– пилястры итрёхчетвертныеколонны –использовалисьдля усилениярельефа стен, обогащениясветотеневойигры масс.Праздничнуюдекоративностьзданий подчёркиваликонтрастныецветовые сочетанияв их отделке.Тяга бароккок зрелищнымэффектам особеннонаглядно проявиласьв искусствеинтерьера.
В1740–1750 годах возрождалисьнекоторыетрадициидревнерусскогозодчества. Так, авторы церковныхзданий возвращалиськ центрическимкрестово-купольнымпланам и пятиглавымзавершениям.Первые пятиглавыехрамы Петербургабыли созданыпо проектамП.-А. Трезини.
Величайшиммастером стилявысокого (или, как его называют, Елизаветинского)барокко былФранческоБартоломеоРастрелли. Имвозведеныимператорскиерезиденциив городе и егоокрестностях, в том числеЗимний дворец, а также Воронцовскийи Строгановскийдворцы. Вершинаего творчестваи всего отечественногобарокко – Смольныймонастырь.Щедрость фантазии, логика вобъёмно-планировочныхрешениях, цвет.Светотень, скульптура– все средстваиспользовалзодчий в своихтворениях, неизменновдохновляясьобразцамидревнерусскогоискусства.
КромеРастрелли вэтом стилеможно выделитьКвасова(Большой Царскосельскийдворец до егоперестройкиРастрелли, несохранившаясяцерковь УспенияПресвятойБогородицы), П.А. Трезини(Фёдоровскаяцерковь, ансамбльТроице-Сергиевойпустыни близСтрельны(сохранилисьтолько фрагменты)), А.Ф. Виста(Андреевскийсобор, Ботныйдомик), С.И. Чевакинского(НикольскийМорской собор, Шуваловскийдворец, дворецШереметевых).
Такимобразом, можноотметить чтостиль бароккостал значительнымявлением поотношению кразвитию архитектурыв XVIII веке.Российскаяархитектуратакже испыталавлияние этогостиля, и барочнойархитектуреРоссия обязанамногими выдающимисяархитектурнымипамятниками.

Заключение

Типичнымиспецифическимичертами эпохибарокко можносчитать:
1.Усиление религиознойтематики, особеннотем, связанныхс мученичеством, чудесами, видениями;
2.Повышеннаяэмоциональность;
3.Большое значениеиррациональныхэффектов,
элементов;4. Яркая контрастность, эмоциональностьобразов;
5.Динамизм («мирбарокко – мир, в котором нетпокоя» Бунин);
6.Тяготение кобобщающими связывающимформам: а) целостностныесистемы философии; б) поиск единствав противоречияхжизни; в) в архитектуре: овал в линииздания; архитектурныеансамбли; г)скульптураподчиненаобщему декоративномуоформлению; д) в живописи– отказ отпрямолинейнойперспективы, подчеркивание«бесконечности»пространства; е) в музыке –создание циклическихформ (соната, концерт), многочастныхпроизведений(опера). В эпохубарокко произведенияискусства«активно стремятсясоединитьсяс другими»(Липатов). Мастерэпохи бароккомыслит и какскульптор, икак архитектор, и как декоратородновременно(Бернини «Соборсвятого Петра»).
7.Сложность иизбыточность, излишество(в частности, композиционныхрешений вархитектуре, музыке). Например, церковь св.Сусанны. Характерно: нагруженностьформы, орнаментальнаядекорировкапространства, нарастаниемассы к центральнойчасти, заполнениениш статуями.

Списокиспользованнойлитературы

Барокко. БСЭ. М., 1970 Т. 2, С. 237.
Беда А.М. Культурно-исторические ритмы (таблицы). М., 1995
Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. М., «Музыка», 1982
Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Отв. ред. М.Н. Виллер. М.,» Наука», 1966 8
Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Олимп, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Режим чрезвычайного положения в Республике Казахстан
Реферат Категории по взрывопожарной опасности
Реферат Морфология растений
Реферат Основы выживания на море
Реферат Секреты производства, ноу-хау и закрытая информация
Реферат Twelve Angery Men juror 5 Essay Research
Реферат Анализ и прогнозирование внедрения нововведений
Реферат Зажигательное оружие 2
Реферат Санитарно-гигиеническая карта по профессии Водитель
Реферат Опыт исследования топогенных сопряжений черноземов в лесостепном агроценозе
Реферат Анненский и. ф. - Монографический анализ стихотворения и. анненского «смычок и струны».
Реферат Террористическая угроза и действия при террористической угрозе
Реферат 45080, г. Челябинск, ул. Володарского, 14 тел/факс: (8-351) 2 66-54-40, е-mail: gorono 74@mail
Реферат Влияние радиоактивного загрязнения на сельское хозяйство
Реферат Обеспечение безопасности судоходных гидротехнических сооружений на юге России