Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Этническая культура

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
План
1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
2. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА3. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА
1. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Бурные этнические процессы конца XX столетияболее чем убедительно свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения ивзаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государстви народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей дляборьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальнуюи культурную целостность. Многочисленные этнические конфликты, регионыэтнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движенияи объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории неутратили своей значимости и актуальности.
В настоящее время практическиневозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себевоздействия со стороны культур других народов. Именно эта тенденция культурнойглобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурноемногообразие современных народов даже увеличивается, и каждый из них стремитсясохранить и развить свою целостность и культурный облик.
Эта тенденция осознания и отстаиваниясобственной неповторимости и сохранения культурной традиции подтверждает вочередной раз общую закономерность, что человечество, становясь все болеевзаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнического многообразия. Мыпродолжаем жить в крайне разнообразном культурном пространстве, и эторазнообразие проявляется во всех сторонах нашей жизни.
Социальные и культурные изменениявсегда составляли важнейшую часть человеческой эволюции, и было бы ошибкойрассматривать этносы как некие раз и навсегда сформировавшиеся общности. Этиобщности и есть прежде всего результат развития и взаимодействия культур, ановые формы культурных различий, как и новые традиции, постоянно возникают изсамых разных источников в процессе человеческой жизнедеятельности. Задача этнологиив этих условиях — дать обстоятельное научное объяснение этим этнокультурнымпроцессам современности.
Этнокультурная проблематика уже давнопривлекла внимание представителей самых разных наук, однако, несмотря намноголетние диспуты и огромное количество точек зрения, до сих пор отсутствуеткакое-либо общепринятое определение этнической культуры. Это, видимо,закономерно, поскольку гуманитарные науки не пользуются единым методологическимоснованием. Сам по себе термин «культура» включает множество феноменов, частопротивоположных и взаимоисключающих, относящихся к различным уровням и формамреальности. Поэтому стремление свести все многообразие проявлений культуры кодному определению до сих пор оказывалось безуспешным. Определение культурыформулировалось многими учеными, ему давались противоречивые, поройвзаимоисключающие толкования — от бытового понимания как уровня воспитанностичеловека до понимания ее как мира созданных людьми культурных ценностей или допредставления о культуре как всеобщем способе существования человеческого рода.Не вдаваясь в общую культурологическую дискуссию по определению термина«культура», остановимся лишь на его этнологическом аспекте.
В общем контексте культурологическихисследований роль этнологии состоит в том, чтобы описывать и объяснятьособенности культуры, мышления и поведения прошлых и современных обществ. Апоскольку этнологическими исследованиями занимаются ученые разных стран и ихописания касаются как «чужих», так и «своих» народов и культур, то в современнойэтнологии сложилось довольно много теорий и концепций самой разнойметодологической направленности. Так, если европейские этнологические школыскладывались вокруг различных теорий общества и понятия «народ», тоамериканская этнология избрала основным предметом своего исследования культурыразных народов и ее крупнейшие представители старались преодолетьэтноцентрический подход. Русская этнологическая школа сформироваласьпреимущественно на европейских научных традициях и занималась описаниемотсталых народов России и других стран. Позднее русские этнологи обратились кисследованиям в области теории этноса и этногенеза, обогатив этнологиюописаниями происхождения народов и их классификациями.
Изучение этнических культур в нашидни основывается на методах этнографического и исторического анализа,социологии, достижениях структурной лингвистики. Культура при этомрассматривается как система символов и значений, которая требует своейинтерпретации и объяснения. При таком методологическом подходе старые эволюционистскиетеории культуры постепенно вытесняются новыми конструктивистскими концепциями.И хотя эти постмодернистские новации оказали большое влияние на современнуюэтнологию, традиционный взгляд на человечество как на состоящее из реальносуществующих этнокультурных общностей остается доминирующим.
В нашей работе мы исходим изпонимания культуры как внебиологически выработанного (незакрепленногогенетически) и передаваемого способа человеческой деятельности. Такоекомплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяетнайти адекватные формы объяснения феномена этнической культуры как совокупностиприсущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных насохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности. Главнымздесь является функциональный аспект культуры, понимание ее как адаптивногомеханизма, облегчающего человеку жизнь в окружающем мире.
По вопросу о функциональномназначении культуры в большинстве гуманитарных наук утвердилась точка зрения,согласно которой функции современной культуры таковы:
1) инструментальная — создание ипреобразование окружающей среды;
2) функция инкультурации — создание ипреобразование самого человека;
3) нормативная — система средстворганизации коллективной жизни;
4) сигнификативная (знаковая) — «означивание», благодаря которому осуществляются умственные и эмоциональныедействия человека. Это формирование имен и названий. Если какое-то явление илипредмет не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для человекане существуют;
5) познавательная — дает возможностьчеловеку создать картину мира, поэтому тесно связана с сигнификативной;
6) коммуникативная — обеспечиваетпередачу этнокультурной информации в диахронном (между поколениями) исинхронном (устанавливая пространственную стабильность и культурнуюин-тегрированность) срезах.
Анализ содержания наиболеераспространенных современных интерпретаций культуры и ее функций показывает,что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту. Тем самымподчеркиваются этнические функции культуры, решающие этнодифференцирующие иэтноинтегрирующие задачи. Этнические компоненты культуры отличаютсястабильностью и устойчивостью и потому составляют генетическое ядро этноса.
Все этнические функции культурыслужат важнейшей цели — психологической защите индивида, дают ему возможностьопределить свое место в мире и получить такой образ мира, в котором он мог быбезопасно и надежно существовать. Таким образом, этническая культура содержит всебе защитные механизмы этноса, среди которых можно выделить специфические инеспецифические.
Специфические механизмы направлены напреодоление конкретной угрозы извне. Угроза маркируется — получает название итем самым вписывается в иерархию бытия — определяется способ защиты от даннойугрозы (ритуальное или реальное действие). Приведем в качестве примера знакомуювсем ситуацию. Каждый из нас хоть раз в своей жизни болел (не легкой простудой,а какой-нибудь достаточно серьезной болезнью). При этом болезненные ощущения ичувство слабости и беспомощности были не единственным, что мы при этомиспытывали. Обычно в таком состоянии в голову приходят разные неприятные мысли,в том числе и о возможном смертельном исходе болезни, вспоминаются симптомывсех болезней, о которых приходилось слышать (в данном случае дело обстоитпрямо по Дж. Джерому — его герои читали медицинскую энциклопедию и нашли у себявсе болезни, кроме родильной горячки). Ощущение неясности своего будущегозначительно ухудшает общее состояние. В таких случаях вызывают врача, которыйобычно ставит диагноз и назначает соответствующее лечение, что снимаетпсихическое напряжение. Это связано с тем, что таким образом угроза нашей жизниполучает название (имя) и тем самым вписывается в нашу картину мира, чтоавтоматически дает нам возможные средства борьбы с этой угрозой.
Неспецифические механизмы — это самаэтническая культура как образ мира, упорядоченная и сбалансированная схемакосмоса, та призма, через которую человек смотрит на мир, упорядоченный образмироздания. Она выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию, атакже в поступках людей. Содержание ее большинством членов этноса осознаетсяфрагментарно, в полном же объеме она остается достоянием немногихспециалистов-культурологов. Мы уже выяснили, что основой этой картины мираявляются этнические константы, составляющие центральную зону культуры и лежащиев бессознательном слое психики каждого члена этноса. Фактом сознания являетсяне содержание этнической картины мира, а ее наличие и целостность (вернее, представлениео ней как об упорядоченной и гармоничной, так как объективно она необходима изсебя самой и внутренне противоречива). Эта картина не будет одинаковой у всехчленов этноса, так как внутри этноса всегда существует множество социальныхгрупп и слоев, чьи цели и интересы будут противоречить друг другу, а значит,вести к формированию различных картин мира. Кроме того, картина мира неизбежнобудет меняться со временем. Но любые этнические картины мира (внутри одногоэтноса) при всем их внешнем несходстве будут иметь общие этническиеконстанты-аксиомы.
Как действует защитный механизмэтнической культуры, каковы уровни адаптации этноса к окружающей среде? Об этомговорит в своей концепции С. Лурье.
Во-первых, в качестве защитногомеханизма используется сама этническая культура — такая первичнаясистематизация мира, которая дает принципиальную возможность действовать. Этосвязано с формированием центральной зоны культуры, содержанием которой являютсяэтнические константы, т.е. с формированием пласта этнического бессознательного.
Во-вторых, это адаптация центральнойзоны культуры к конкретным условиям существования этноса, что связано скристаллизацией вокруг центральной зоны инвариантов этнической картины мира ичто способствует самоконструированию этноса.
В-третьих, это искаженное восприятиечленами этноса реальности, невосприимчивость их к информации, противоречащейсодержанию этнических констант (можно смотреть, но не видеть).
При столкновении с опасностью этноспервым делом старается вписать ее в уже существующую картину мира, частозакрывая глаза на имеющиеся между ними несоответствия. Это связано с высокойустойчивостью этнической картины мира. Только когда реальность слишком явно неукладывается в эту картину, традиционное сознание этноса начинает распадаться.Это означает, что этносу нужно сформировать новую картину мира, сохраняя внеприкосновенности центральную зону культуры. Будучи не в силах изменить мир,этнос меняет себя. Начинается период смуты, который есть не что иное, каккризис самоидентификации. Нужно по-новому истолковать факты реальности,приписать им новый взгляд на себя — это позволяет сохранить столь необходимыйдля этнической культуры и выполнения ее защитной функции баланс добра и зла вкартине мира. А затем вокруг этих ключевых объектов реорганизуются и все другиеобъекты реальности.
Естественно, что изменение ключевыхзначений этнических констант происходит не сразу и не на пустом месте. Мы ужеговорили, что этнос внутри себя культурно и социально стратифицирован, в любомэтносе есть конфликтующие группы, которые связаны между собой через центральнуюзону культуры. Именно эти группы и представляют спектр возможных измененийэтнической традиции в переломные моменты существования этноса. Победа одной изэтих групп во многом зависит от личностного фактора -внутри этноса всегда естьлюди, которые основные детерминанты культурной традиции выбирают для себя сами,т.е. их сознание менее детерминировано, чем у большинства членов этническойгруппы. И хотя выбор происходит на бессознательном уровне, именно эти людиопределяют будущее своей этнической группы.
В результате такого активного путиразвития этноса образуется новая картина мира, в которой адекватно узнаетсяизменившаяся реальность. На этой базе идет новое самоконструирование этноса — как взаимодействие его социальных групп, имеющих различные ценностныеориентации. Ценностные ориентации победившей группы станут ценностнымиориентациями всего этноса.
Возможен также пассивный путьизменения этнической картины мира. Он связан с созданием дополнительныхзаслонов между миром и этносом, позволяющих большей части этноса вообщеигнорировать изменение условий его существования (пример — турецкие крестьяне,которые считают, что по-прежнему живут в великой империи, и ориентируются напрежние традиционные ценности: коллективизм, культ армии, идею превосходства).
2.ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
этническаякультура знаковая
В этих условиях этническая культураостается важнейшей частью адаптивного механизма, так как в жизни индивидавозможен переход из одной социальной группы в другую, из одного государства вдругое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней,которые заставляют его видеть мир так, а не иначе и вести себя соответствующимобразом.
Исходной точкой и основным признакомформирования этнической культуры является возникновение у группы людей общихинтересов, которые осознаются ими как потребности, принуждающие их жить идействовать коллективно. Важной характеристикой таких потребностей служит то,что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящиймеханическую сумму индивидуальных интересов членов этого сообщества.Потребности такого рода представляют собой особые межиндивидуальные интересы имогут быть удовлетворены путем совместных действий всего коллектива. Вэтнологических, исторических, социологических, культурологических исследованияхтакие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспечения исохранения общности.
В то же время всякое локальноеисторическое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении,обстоятельствах места и времени, адаптация к которым является неотъемлемымусловием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы поудовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихсяобстоятельствах позволяет членам этого сообщества накопить специфическийкультурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия иотличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллективныепотребности большинства людей, составляющих локальные сообщества,психологически сравнительно единообразны, то условия их удовлетворения всегдаболее или менее различаются. В итоге это ведет к формированию уникальныхкультурных комплексов, специфичность которых повышается от поколения кпоколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся впроцессе создания людьми своего искусственного окружения.
Вместе с тем культурный опыт всякогосообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ниодин человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоитьего в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельныеиндивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, котораяим необходима в практической жизнедеятельности. Большинство же остальныхсоставляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосредованном виде.И эти составляющие можно определить как ценностные ориентации, отличающиекультуру данного сообщества.
Несмотря на всю важность ценностныхориентации в детерминации общих черт культурного мироощущения сообщества, онинуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения,т.е. в практических стереотипах поведения, отвечающих повседневным нуждам и потребностямлюдей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартовдеятельности и формирования в результате этого соответствующих образов жизни икартин мира, характерных для конкретного этнического сообщества. В этом смыслеобразы жизни и картины мира представляют собой наиболее типичные, широкораспространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартовдействительности, взаимодействия, поведения, представлений и т.п. Эти типичныепроявления культуры сосуществуют с маргинальными, экстравагантными иновационными проявлениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки внаибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры.
Исследуя процессы жизнедеятельностисовременных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этническойспецифичности неуклонно уменьшается: в одних областях жизни быстрее, в другихмедленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям. Приосмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическаямысль пришла к выводу о необходимости методологического разграничения понятий«этническая культура» и «культура этноса».
Разделение понятий «этническаякультура» и «культура этноса» порождено тем обстоятельством, что для своегосуществования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время неможет обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности,сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Их современноесуществование стало интегрированным, национально взаимозависимым. В изученииэтого процесса понятие «этническая культура» акцентирует вниманиеисследователей только на этнической специфике свойственных этнической общностикультурных явлений. В этом отношении этническая культура представляет собойсовокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик даннойкультуры обеспечивают, которые, с одной стороны, единство каждого отдельногоэтноса, а с другой — передачу этого единства от поколения к поколению.Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: вязыке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнемхозяйстве и, конечно, в фольклоре.
На формирование этнической культурыоказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический складэтноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа(этноним).
Географическая (природная) среда — непременное условие возникновения этноса и его функционирования. Культуракаждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальныеварианты, выражающиеся в отдельных различиях в материальной и духовной сферахкультуры. Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разныхобластях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончаясамими этнонимами.
Так, климат во многом определяетособенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур,от него зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяетматериал жилища и его виды и вместе с особенностями фауны сказывается наспецифике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии тех или иныхнародов. Так, не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались менеединамично, чем европейская. Одной из причин этого было отсутствие в Америкеживотных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом.
Характерные особенностигеографической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказываюттакже определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и егопсихический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения,привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов. Этносамтропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителейумеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ.
Находит отражение географическаясреда и в этническом самоназвании. Именно ландшафты этнической территорииассоциируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые элементы ландшафталибо в виде зрительных образов (береза у русских, сакура у японцев), либо всочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятсясвоего рода символами этнической принадлежности. Иногда и этнонимы прямосвязаны с географической средой: береговые чукчи называют себя «морскиежители».
Хозяйственные традиции народов,формирующиеся в непосредственной связи с природными условиями, очень устойчивы.Например, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там занимаютсяземледелием: традиционным садоводством и виноградарством.
Влияют природные условия и наисторическую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствуетразвитию кораблестроения, рыболовства, мореплавания. Такие этносы защищенысвоим положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важноеместо Англии и Японии в современном мире.
В формировании каждой этническойкультуры, как мы уже отмечали, важную роль играет язык этноса, которыйспособствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Общийязык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми,говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание исочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях,сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческаяпамять. И наконец, язык как элемент культуры участвует в процессе приобретенияпрактического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы.Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отличаетсятакой пестротой и разнообразием. Сегодня в мире насчитывается свыше 2 тыс.живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишьдесятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионылюдей. В этнолингвистике принято выделять несколько языковых семейств(индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, дравидийская, уральская,чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсанская,китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-алеутская). Среди нихосновной является индоевропейская, включающая в себя около 100 различныхязыков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света.Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенныхязыках.
Каждый народ создает свою картинумира на основе своего языка. Именно поэтому народам бывает так трудно понятьдруг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделатьпроще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чемтем этносам, языки которых слишком сильно отличаются друг от друга. Так, длянародов индоевропейской языковой семьи понятие «прогресс» расшифровывается какразвитие, ускоренное движение вперед. В китайском языке соответствующийиероглиф обозначает «движение вовнутрь», к центру.
Общеизвестно значение религии вформировании этнической культуры. Например, нынешнюю Бельгию населяют дванарода: фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валлоны, чейродной язык — французский. Это рождает массу проблем, но хотя оба этноса пользуютсяопределенной автономией, нет оснований полагать, что Бельгия когда-нибудьраспадется. Слишком крепка их связь, и важнейшей частью этой связи являетсяобщая религия — католицизм. Общеизвестен факт, что решением Венского конгресса1815 года Бельгия была отдана под власть голландского короля. Однако уже через15 лет бельгийцы — и фламандцы и валлоны — восстали и отделились. Хотяфламандцы по языку куда ближе к голландцам (их языки взаимопонятны), чем кваллонам, общие экономические интересы, общая история и религия объединяли их сваллонами, и все это вместе предопределило их выбор.
Хорошо известен и другой пример. То,что хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являютсяразными народами, во многом вызвано различиями в религии: хорваты — католики,сербы — православные. Отсюда разные культуры, отсюда ориентация хорватов наЗападную Европу, а сербов — на Россию, отсюда давняя вражда между сербами ихорватами.
Сегодня говорят о едином арабскоммире, в состав которого входят многочисленные этносы, но они говорят надиалектах и наречиях одного арабского языка, который когда-то принесли сюдазавоеватели-арабы вместе с новой религией — исламом. Именно эта религия сталамощнейшей объединительной силой, а арабский язык лег в основу формирования этихкультур.
Важным элементом этнической культурыявляется название этноса, причем сам народ называет себя совсем не так, как егоназывают соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов,живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши — «криеви», финныи эстонцы — «вене», турки -«казак». Этнографам понятно, откуда взялись этиназвания. У саамов это название связано с карелами, ближайшим к ним соседнимнародом, латыши помнят своих ближайших соседей-славян в старину, племякривичей. Эстонцы же и финны, судя по всему, перенесли на русских имя древнихславянских племен Прибалтики — венедов. А для турок исторически представителямиРоссии были казаки.
Гораздо сложнее вопрос, откудаберутся самоназвания этносов. Имя становится нужным этносу, когда он уже прошелопределенный путь своего формирования и развития. Ведь имя — это выражение тогофакта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.
Долгое время все человечестводелилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем«мы» — это люди, а «они», все остальные племена без различия, были не-люди.Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний, как, например, упапуасов до XIX века. Все племена Новой Гвинеи получили имена от европейцев,причем население одного района, отказавшееся креститься, получило отнеудачливого миссионера имя «намау», что значит «глупые». Сами папуасыобъясняли такое положение вещей очень просто: названия нужны другим племенам,чтобы отличать их друг от друга, а про себя и так все ясно — люди.
Итак, очень много этнонимов восходитк этому понятию «люди». Именно это означало когда-то «дейч» — немец, «дене»-индейцы навахо. «Тюрк» происходит от слова, означающего «человек».
Важным этапом на пути формированияэтнонимов служит появление перед словами «человек» или «люди» определения«настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире,другой шаг в этом направлении — признание факта, что другие племена тожесоставляют часть человеческого рода.
Многие имена означают «друг»,«товарищ», «союзник». Так, имя предков осетин — аланы. Это слово и сегодня унекоторых кавказских народов означает «друг».
Есть имена, означающие «чужой» и«враг», именно это, например, означает имя коряков.
Очень давно народы стали получать имяпо стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала это имя отдругого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народавиталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся сними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имяитальянцев.
Даже особая деталь одежды может статьименем народа: «каракалпаки» — «черные шапки».
Иногда именем становится названиезанятия. Бхилы в Индии — лучники, тахтаджи в Турции — лесорубы.
Отражается в имени народа и характерместности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянскихплемен -дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» — трясина, болото).
Нередко народ или часть народапринимает имя своего выдающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил вконце XIII века землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успеховпривели к тому, что появился целый народ с именем ногайцев. Огузов, вторгшихсяв Иран и Малую Азию в XI-XII веках, вели вожди из рода Сельджуков, и этот народстал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал родОсманов, и появились турки-османы.
Путей образования этнонимов оченьмного, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формированияэтноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имяперестает быть простым обычным словом, оно становится символом.
Важным элементом этнической культурыявляется «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическимскладом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры(это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характеротдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такоесвойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических,географических и других условий проявляется у разных народов неодинаково.Этносы могут различаться аккуратностью и пунктуальностью (пунктуальность,высокоценимая немцами или голландцами, сравнительно мало значит в Испании и ещеменьше в странах Латинской Америки).
Характер этнической общности, как иотдельной личности, проявляется главным образом в действиях. Поэтому онобнаруживается и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различныхвидах народного искусства, и в обычаях, и в речи, и в языке.
Национальный характер не являетсячем-то застывшим, его особенности определяются исторически. Так, среднего немцав середине XVIII века представляли себе как человека добродушного итерпеливого, и только в середине и конце XIX века стали говорить о немецкойсверхпунктуальности и точности.
Национальный характер существует, ноон не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздосильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельныепредставители определенного народа, а целые их группы, причем далеко не каждыйчлен этноса может считаться обладателем типичного национального характера.
Еще Л.Н. Толстой в «Войне и мире»писал о французской и русской храбрости. Если французы всегда стремилисьсделать храбрость как можно более картинной и эффектной, русский человек делалсвое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь,отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат,выполняющих приказ своего начальника, у ряда народов вошла в поговорку, но безприказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскуюхрабрость — полную противоположность немецкой. Итальянская армия в Первой иВторой мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. В то жевремя итальянские партизаны показывали чудеса героизма. Поэтому иногда говорят,что немецкая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается надисциплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает.
Помимо горизонтального члененияэтнической культуры рассматривается также ее вертикальное деление. В этомслучае в ней выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный.
Традиционно-бытовая культура — этообыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физическиепотребности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свойдом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитываетдетей. Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себяэтнические стереотипы, которые и делают его представителем определенногоэтноса.
Профессиональная культура — этоискусство, наука, литература, философия, теология и т.д. Все эти сферы такжедовольно тесно связаны с этничностью и призваны уже не спонтанно, а насознательном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническуюкультуру. Для искусства и литературы эта функция более важна, чем дляфилософии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспецифические черты. Оченьважную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмысленв профессиональной культуре.
Роль профессиональной культурывозрастает в современных условиях, в связи с развитием СМИ и различныхкультурных учреждений. И здесь очень велика роль государственных и общественныхорганизаций, которые должны поддерживать культуру своего народа. Но даже еслигосударство не проводит политики поддержки культуры, как это было в СССР(создавая лишь видимость деятельности), с ростом технических возможностейобщества идет уменьшение контроля со стороны государства. И если в государственельзя высказаться через профессиональную культуру, этнические элементыкультуры опускаются в менее доступные контролю государства слоитрадиционно-бытовой культуры — так появляются анекдоты, частушки и т.д.
Современному этапу жизнедеятельностиэтнических общностей более соответствует понятие «культура этноса»,предполагающее совокупность всего спектра культурных явлений, необходимых длясуществования общества, без учета этнической специфики. Действительно, трудносебе представить такой современный народ, жизнедеятельность которогобазировалась бы исключительно на этнически своеобразных основаниях. Вполнеочевидно, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самыепередовые достижения других культур. Таким образом, реальной чертой современнойэтнокультурной действительности выступает не этническая культура народа каккомплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурныхявлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структурекультуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживается значительноечисло этноспецифических элементов культуры, причем одни слои сохраняют в своемобразе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почтисовсем лишены.
3.ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И ЭТНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
Жизнь каждого этноса проходит вотносительно одинаковых условиях совместного существования, что вполнезакономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на одини тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способы поведения. Процессформирования оценочных суждений развертывается постепенно и завершаетсяпоявлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в поколениев виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т. д.
Таким образом, окружающий человекамир обладает известными элементами единообразия, которые типизируют поведениечеловека, т.е. подчиняют его нормам, выработанным и принятым в сообществе. Вкаждом человеческом коллективе есть свой набор типовых программ, которыенаправлены на то, чтобы усреднить поведение людей, ибо нельзя допустить, чтобыоно не контролировалось, — это может привести к распаду общества. Но этитиповые программы не могут учитывать всего разнообразия возможных ситуаций, инекоторые фрагменты поведения людей остаются нерегламентированными. Обычно этосоциально незначимые действия. Безусловно, в каждой этнической культуресуществуют свои представления о значимости или незначимости каких-то фрагментовповедения, но в любой культуре действует правило: чем более значима сфераповедения, тем более она регламентирована, тем сильнее контроль общества надсоблюдением стандартов и образцов. Причина появления этих стандартов в том, чточеловеку свойственно стремиться к экономии мышления, когда в стандартныхжизненных ситуациях он использует определенные, проверенные на практикепрограммы решения некоторых вопросов и проблем. Такой способ действия намногооблегчает ему жизнь. Подобных программ может быть довольно много.
Есть стандартное поведение,возникающее на основе социальной организации, поведение крестьянина, воина,охотника и т.д.; в соответствии с биосоциальным членением жизненного пути — поведениедетей, взрослых, стариков, мужчин, женщин; в соответствии с этническимикритериями — поведение японца, европейца и т.д.; в соответствии сконфессиональным членением — поведение христианина, буддиста и т.д.; всоответствии с эпохой — поведение античного, средневекового, современного человека.При этом поведение человека не подчиняется одной программе, а представляетсобой синтез нескольких программ, поскольку человек одновременно являетсячленом нескольких социальных групп.
Как формируются подобные программыповедения, каков их механизм? Каждое общество накапливает опыт взаимодействия свнешней средой. Его приобретение, хранение и передача — условия существованияколлектива. В отличие от повадок животных эта информация не передается путембиологического наследования, а целиком основана на научении, связана спроцессом социализации, формирования члена общества. Поскольку не имеет смысла,да и физически невозможно овладеть всей информацией, накопленной даже в течениежизни одного человека, нужно произвести упорядочивание этой информации иотобрать наиболее важные ее фрагменты. На это и ориентирован механизмстереотипизации. С его помощью накапливаемая информация предстает не просто каксумма полезных знаний, но как определенным образом организованный опыт, которыйблагодаря своей структурированности может быть передан следующим поколениям.Кроме того, подобный стереотип позволяет сохранять рабочий объем необходимойинформации, легко заменяя ее отдельные фрагменты при появлении новых данных.
Понятие стереотипа поведения близко кпонятию социальной нормы — исторически сложившегося правила поведения и оценкидействий человека (плохо — хорошо). Но в отличие от нормы стереотипы поведениястандартизируют также и неправильное поведение. Примером стереотипизациинеправильного поведения могут служить карнавалы в латиноамериканских странах.
Общечеловеческие нормы и моделиповедения полностью детерминированы биологическими свойствами человека, носущественно коррелируются социокультурными механизмами. Где бы человек ни жил,он должен есть, спать, одеваться и т.д. В разных культурах, у разных народовэто происходит по-разному.
Стереотипы поведения диктуют какформу, так и содержание действий. Стереотипное поведение не нуждается вмотивации. Самым весомым аргументом в пользу такого способа действия служит ссылкана закон предков.
С другой стороны, не следуетпреувеличивать роль стереотипа, так как модель поведения и реальное поведение — это разные вещи. Стереотип выполняет роль программы поведения, реализующейся вконкретных обрядах, обычаях, этикете, труде, игре, моде, отдыхе, праздниках,способах воспитания, ухаживания, оскорбления, наказания и т.д. В идеалестереотип и его реализация должны совпадать, но реально между ними всегда естьрасхождение, причем каждое общество вырабатывает свои стандарты строгости итерпимости к нарушениям в разных сферах поведения. Поскольку стереотипы ненавязаны сверху, а внутренне присущи человеку, кроме внешних регуляторовбольшую роль играют внутренние -стыд, страх, вина, честь.
Из всего многообразия этническихстереотипов этнология выделяет группу стереотипов восприятия, под которымиобычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный ичрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности,распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотиповформируется значительная часть представлений о разных народах.
Содержание этнических стереотиповопределяется тремя группами факторов: 1) спецификой стереотипизируемой группы,т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденномсознании ценностями, выработанными в ходе общественно-исторического развития;2) социально-политическими и экономическими условиями развития этнических группи особенностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент; 3)длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.
Как и любой другой вид социальныхстереотипов, этнический стереотип может быть по своему характеруавтостереотипом (т.е. описывающим собственную группу) или гетеростереотипом(т.е. описывающим другую этническую группу). Особенностью автостереотиповявляется стремление этнической общности внести в их содержание черты идеаласобственного этноса, подчеркнуть наиболее самобытные качества национальногохарактера. Например, группы с более высоким статусом в экономической сферехарактеризуют себя как компетентные и добившиеся экономического успеха, агруппы с более низким статусом — как отличающиеся добротой, сердечностью,гуманностью и т.п.
Основой гетеростереотипов являетсятакое свойство этнических стереотипов, как антропостереотипичность, т.е.обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Внешность действительночасто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию обэтнической принадлежности субъекта. Признаки, из которых слагаются внешнийоблик и поведение, могут иметь осведомительное значение и выполнятьрегулятивную функцию. В гетеростереотипах на уровне обыденного сознания внешнийоблик представителя соответствующей этнической общности чаще всего связываетсяс определенными психологическими чертами человека. На основе этих стереотиповнеизбежно создаются соответствующие типы поведения и общения между людьми.
Этнические образы и стереотипыповедения в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельностиэтносов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственновозможный способ сосуществования с другими этносами. Структура этническогостереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений,отражающей разные типы социальных связей в этнической общности. Изменения вжизни этноса обусловливают коррекцию норм поведения, социально-психологическихустановок и этнических представлений. В качестве факторов изменения поведенияэтнической группы могут выступать исторические, экономические, политические,демографические, религиозные, а также особенно обострившиеся в последнее времяэкологические и технические факторы. Таким образом, этнические стереотипыповедения так же динамичны, как и сам этнос. Этот вывод подтверждают имногочисленные результаты исследований этнологов, фиксирующие довольно сильныевариации в поведении представителей различных этнических групп.
Несколько иным элементом этническогосознания является этнический образ. В отличие от этнического стереотипа поведения,который предполагает соответствие определенным социальным нормам, этническийобраз представляет собой форму краткого описания, в котором выделяется какое-тоодно типическое свойство и которое основывается на чувственном восприятиипредставителей других этносов. Этнический образ, акцентируя внимание накакой-либо специфической черте внешнего поведения индивида, формирует общеепредставление об облике представителей того или иного этноса в целом.
Когда мы произносим слова «немец»,«англичанин», «американец», мы вкладываем в них намного больше, чем простоназвание представителя какого-либо народа. Мы подразумеваем какие-тоспецифические черты внешности, связанные с расовыми особенностями, чертыхарактера, темперамента, принадлежность к определенной религиозной конфессии. Всвоем сознании мы обычно связываем все эти свойства с преобладающимиландшафтными характеристиками места жизнедеятельности этноса. Легко убедиться,что этнический образ представляет собой довольно сложный элемент этническогосознания, поскольку в том или ином физическом типе человека обобщаютсятерриториальные, общественно-исторические и культурные особенности жизни целогоэтноса. Иными словами, в конкретном этническом образе происходит персонификацияодновременно и народа, и страны его проживания. При этом определяющую роль вформировании этнического образа играют пространственно-временные, соматические(внешний облик) и вещевые факторы, фиксирующие особенности данного этноса, исовсем незначительна в этом роль языка.
Очень важное место в формированииэтнического образа занимает нрав — характер ограничения своевольных импульсовличности (зона ненормированных, нестереотипизированных проявлений темпераментаи психических состояний: любви, ненависти, ревности и т.д.). Это социально ограниченноепроявление темперамента, способ регулирования биопсихических реакций. Он играетособую роль в формировании типичного этнического образа: чопорный англичанин,легкомысленный француз, гордый испанец и т.д. Этнический образ служит своегорода эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственноеповедение и ожидает определенного типа поведения от реальных этническихпрообразов.
Разумеется, как и любые стереотипы,этнические образы лишь частично похожи на оригинал и больше отличаются от него.Но, как уже говорилось, истинность этих образов-стереотипов не так уж значима.Важно, что такие образы существуют и работают в межкультурных контактах. Мысклонны воспринимать человека прежде всего в рамках этнического образа и оченьудивляемся, если конкретный человек из этого образа выбивается. Поэтомуориентация в межэтнических отношениях только на этнические образы можетпривести к большим ошибкам. Тем не менее, вступая в контакт с представителямидругого этноса, желательно знать этнический образ своего народа в глазахдругих, ведь именно в рамках этого образа нас будут встречать при первыхконтактах.
Помимо этнических образов другихнародов у каждого народа есть и собственный этнический образ, являющийсяавтостереотипом.
Рассмотрим, например, образ русского,созданный на основе опросов среди самих русских:
1) ориентация на коллективность(гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, терпимость, открытость, доверчивостьпо отношению к другим народам);
2) ориентация на духовные ценности(стремление к справедливости, совестливость, альтруизм, широта души,правдивость, долготерпимость, оптимизм, мудрость, талантливость, поискабсолютной истины);
3) ориентация на идолопоклонство(сотворение кумиров, чинопочитание, верноподданничество, управляемость,конформизм);
4) ориентация на лучшее будущее («всеобразуется само собой», неуверенность в себе, установка на «авось»,необязательность, беспечность, безответственность, бесхозяйственность,неорганизованность, лень, непрактичность, выносливость, фанатизм);
5) ориентация на быстрое решениежизненно важных проблем (умение собраться в экстремальной ситуации, трудовойгероизм, жертвенность, удаль, трудолюбие, привычка к авралу).
Этнический образ будет тем болееполезным, чем больше он будет соответствовать центральной зоне культуры данногонарода. Но так бывает далеко не всегда, и ориентация на этнические стереотипыспособна осложнить и без того непростые межэтнические отношения, которые, ксожалению, редко обходятся без эксцессов.
Каждому этносу, как и каждомуотдельному человеку, свойствен полный набор социальных, этнических ипсихологических характеристик. Другое дело, что степень выраженности тех илииных качеств у разных этносов различна. Это и является объективным основаниемдля формирования этнического образа каждого конкретного народа.4.ЭТНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАРОДОВ МИРА
Изучать этнологию как научнуюдисциплину нельзя абстрактно. Необходимо обращаться к конкретнымпсихологическим особенностям этносов. Рассмотрение этих особенностей происходитпутем выделения отличительных черт одного народа и их сопоставления сосвойствами собственного народа. В результате складываются соответствующиеэтнические стереотипы и образы каждого рассматриваемого этноса. В этой связибольшой интерес представляют народы нашего государства, одного из самыхполиэтничных в мире — на его территории проживает свыше 70 народов. Большинствоиз них существенно отличается от русского народа по своей численности: 125 млн- русские; 5,5 млн — татары; 4,4 млн — украинцы. Около 2 млн составляют чуваши.Всего 10 национальностей имеют численность более 1 млн человек. Еще 15 народовимеют численность более 100 тыс. человек. Есть также этнические общности,которые насчитывают менее тысячи человек.
В этом многообразии не представляетсявозможным рассмотреть особенности этнических образов всех народов, поэтому нашевнимание будет сосредоточено на характеристиках лишь основных этническихобщностей.
Русские. Подавляющеебольшинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этническойтерритории — России. Предками русского народа были земледельческие племена,проживавшие в I тысячелетии на обширном пространстве Днестровского междуречья.В IX-Х веках на этой территории сложилось крупное государство Киевская Русь,население которого говорило на едином древнерусском языке и называло себя«русью», «русичами», а свою родину «русской землей». Именно Киевская Русьпослужила этнической основой формирования трех великих народов: русского,украинского и белорусского. Русская народность как самостоятельная этническаяобщность сформировалась в начале XVII века. Несколько позднее по языковомудиалекту и некоторым особенностям материальной культуры выделились северныерусские и южные русские.
Важнейшими чертами русских являютсятакие, как человекелюбие и терпимость. Каким бы образом ни складывалисьисторические обстоятельства, русский народ никогда не покидали милосердие исострадание к человеку, готовность поделиться последним куском хлеба сголодающим, прийти на помощь нуждающемуся. Загадочность русского, как отмечалимногие писатели и ученые, состоит не в принадлежности к русской нации, а в «состояниидуши».
У каждого народа есть своиположительные и отрицательные качества. Русские в этом отношении не являютсяисключением. Помимо отмеченных выше черт зачастую у них можно встретить и такиекачества, как леность, несобранность, прожектерство, неумение доводить начатоедело до конца. Это те черты, которые во все времена высмеивались на Руси иотмечались иностранцами. Вместе с тем последними всегда подчеркивались высокаягражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность,доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.
Испокон веков русский народ славилсясвоим хлебосольством, гостеприимством и трудолюбием. Трудолюбие, мастерствосреди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русскойсемье родители всегда воспитывали у детей стремление жить в мире, любви ктруду, человеку и осуждали лень, тунеядство, плутовство. Обладая многими положительнымикачествами, русские в то же время могут легко поддаваться отрицательнымвлияниям, перенимать чужие пороки, быть излишне доверчивыми и болтливыми,безответственными и халатными.
Русские в целом неплохо подготовленык самостоятельной жизни, однако склонны чрезмерно романтизировать ее отдельныестороны. Эта черта иногда развивает у них стремление к излишней активности, чтов итоге приводит к разочарованию в работе.
Представители русского этносадовольно легко адаптируются к принятому образу жизни, быстро привыкают к новымдля них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию,одежде. Они высоко ценят образование и успешно овладевают знаниями, быстропривыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особогопсихологического напряжения воспринимают переезды в другие края, довольно легкопереносят разлуку с родными. Формирование дружеских связей у русскихосновывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этомпроцессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей посовместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опытобщения и взаимоотношений с лицами других этносов часто невелик и взначительной мере приобретается во время нахождения в том или ином иноэтническомрегионе.
Украинцы. Этому, одному издревнейших славянских народов присущи интерес к выполняемому делу,напористость, трудолюбие, умение показать себя и свою работу, аккуратность,исполнительность, жизнерадостность, деловитость, самостоятельность. Особойотличительной чертой украинцев является гордость своим историческим прошлым,своими древними военными традициями борьбы против захватчиков, когда их воиныпроявляли решительность, настойчивость, хорошую организованность, легкость вуправлении.
Отличительными чертами украинцевявляются также подвижность и жизнерадостность, хотя в общении с новыми для нихлюдьми, в непривычной обстановке они могут казаться замкнутыми. У них хорошоразвито чувство юмора. Из всех славянских народов украинцы наиболее музыкальны.Для сельских жителей особенно характерны высокая нравственность, редкостьпороков. Широко известна их приверженность к законности и порядку. Они питаютбольшое расположение к природе, взаимному общению, коллективной работе.
В своем большинстве украинцыотличаются старательностью, добросовестным выполнением своих обязанностей. Онилегко адаптируются к различным условиям быта и деятельности в многонациональныхколлективах.
В деловом отношении украинцыобстоятельны, расчетливы, напористы. Они всегда стремятся отличиться, быть вчисле лучших, что в общем является положительным качеством, но иногда ненравится сотрудникам других национальностей. Это вполне объяснимо, так как нафоне трудолюбивого и исполнительного украинца лучше видны те, кто ленится и непроявляет активности. В ситуациях подобного рода украинцы смело идут наконфликты со своими недоброжелателями.
Белорусы. Окончательноеформирование белорусского этноса произошло довольно поздно — в конце XIX века.Причем этот процесс проходил трудно и сложно, поскольку очень часто приходилосьвоевать с захватчиками и после каждого нашествия начинать строить жизнь почтизаново. В силу этих обстоятельств наиболее характерными чертами белорусовявляются упорство, трудолюбие, надежность, неприхотливость в любых условиях,верность в дружбе.
По свидетельству социологов ипсихологов, у большинства белорусов наиболее очевидно проявляются такие черты,как стремление добросовестно относиться к любому делу, упорно добиватьсяпоставленных целей, деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность,доверительное отношение к людям, коммуникабельность, честность, порядочность,совестливость. Свои профессиональные обязанности они выполняют ревностно.
Склонности к образованию земляческихи этнических групп белорусы, как правило, не проявляют, так как ценят вчеловеке прежде всего его личные качества, а фактор этнической принадлежностидля них не имеет решающего значения. Конфликтные ситуации с участием белорусоввозникают довольно редко, поскольку они беззлобно относятся к шуткам товарищей,не реагируют на подтрунивание.
В то же время надо иметь в виду, чтобелорусы горды, их гордость выражается в неравнодушном отношении кнесправедливости, унижению человека. Здесь белорусы проявляют упрямство,неуступчивость, неумение идти на компромиссы. Как показывают экспертные опросыбелорусов в различных регионах, они более замкнуты, чем, например, украинцы,проявляют сдержанное отношение к новым знакомым, коллегам по работе исослуживцам до тех пор, пока не узнают их на деле, но затем становятсянадежными товарищами.
Американцы. В этническом образеамериканцев одновременно сосуществует много противоречивых черт, что являетсярезультатом своеобразной истории страны, народа. Для них, как и для большинствапредставителей других этносов, характерно трудолюбие, которое, однако, обладаетсвоими особенностями. Американцы трудолюбивы главным образом тогда, когда этоим выгодно. В этом случае они энергичны, напористы, полны неиссякаемогоделового азарта. В иных случаях эти качества проявляются слабо. Поэтомуработоспособность, усердие, целеустремленность американцев в повседневной жизнинельзя оценивать однозначно. Но там, где проявляются эти качества, онинесколько усиливаются предприимчивостью, изобретательностью, смелостью,упорством американцев.
Этническими особенностями американцевявляются их деловитость и практичность. Деловитость по-американски — этоорганизованность в труде, четкость, точный расчет, обстоятельное знание дела,умение находить наиболее рациональные решения практических задач. Практичностьамериканцев — это умение из всего извлекать пользу.
Высокая техника организации труда,умение ценить время являются своеобразной чертой американцев. Эта склонность корганизованности укрепляет у них инициативу и самостоятельность. У американцевтвердый организаторский талант в отличие, например, от немцев, у которыхорганизаторский талант заменен дисциплиной. При этом американцы отличаютсясамостоятельностью, инициативностью, упорством. Их самостоятельность,стремление в любом деле полагаться только на собственные силы целенаправленноформируются с детства.
Самоуверенность, пренебрежительноеотношение ко всему неамериканскому, преувеличенная самооценка своих сил испособностей — также характерные черты этнического образа американцев. Этнологии этносоциологи констатируют, что американцы любого возраста и пола выделяютсяс первого взгляда именно своей самостоятельностью, самоуверенностью, громкимразговором.
Страсть к совершенствованию,изобретательству является отличительной чертой всей американской нации.Практически это выражается в том, что американцы уже с юношеского возрастаимеют практические технические навыки. В обычной жизни они простодушны, бодры.Свои эмоции американцы выражают прямо, непосредственно. Они нескольколегковерны, хорошо понимают юмор, умеют посмеяться над собой.
Англичане. Для правильногопонимания этнического образа англичан следует помнить, что они приветливые,предупредительные без фамильярности, уравновешенные и порядочные люди. Эти ихчерты являются продуктом парадоксов английского характера — сочетанияконформизма и индивидуализма, эксцентричности и приглаженности, приветливости изамкнутости, простоты и снобизма.
Англичанам присуще чувство юмора,т.е. беззлобно-насмешливое, ироническое отношение к событиям, в том числе и ксебе. При этом английский юмор весьма существенно отличается от французскогоостроумия, стремящегося показать тонкость ума и изобретательность в ярких,смешных и язвительных оценках различных событий и явлений. Для англичан юмор — это простота мысли, отражающая реальное положение вещей и легкий скептицизм.
Длительная и упорная работа напоприще коммерции породила в этнической психологии англичан черты сухойрасчетливости и предприимчивости, сдержанность, выдержку и уверенность в себе.Спокойный и уравновешенный англичанин резко отличается не только от легковозбудимого, пылкого француза, но и от более живого и динамичного американца.Темп жизни в Англии несколько замедлен, и поэтому англичане флегматичны ихладнокровны, им присуще невозмутимое спокойствие, выдержка, но никак неравнодушие, отсутствие инициативы и предприимчивости.
В жизни англичан особую роль играюттрадиции, перед которыми они слепо преклоняются. Любые дела решаются ими«согласно обычаю». Если американец — раб стандарта, то англичанин — раб своихтрадиций. Традиции в Англии превращены в фетиш, в культ, и закономерно, что ихсуществует там много. Среди наиболее устойчивых английских традиций следуетотметить спортивное воспитание детей в семье, школе, университете; пристрастиеангличан к простой, удобной повседневной одежде. Кроме того, незыблемыми дляних являются установленные правила в еде. Последние предполагают утром первыйзавтрак, в 13 часов — второй завтрак, в 17 часов — чай, в 19-20 часов — обед.Ужинать англичане не любят. Эта строгая пунктуальность в еде и временисоблюдается неукоснительно, создавая размеренный режим работы и жизни.
Немцы. Наиболее известныминациональными качествами немцев являются аккуратность, практичность,добросовестность, пунктуальность, точность, обязательность, трудолюбие. Ихмышление отличается способностью к отвлеченным построениям, глубинойабстрагирования, философской широтой. Как считают исследователи этническойпсихологии, с одной стороны, гибкость, сметливость, рациональность мышления в известноймере чужды немцам, а с другой стороны, по умению планировать свои будущиедействия немцы превосходят представителей многих других этнических общностей.Вместе с тем немцы наделены хорошим здравым смыслом, который не мешает им в тоже время быть впечатлительными и сравнительно легко подвергаться внушению. Ноесли на французов особое воздействие оказывают идеи, эмоции и громкие фразы, тона немцев — факты, цифровые расчеты и другие конкретные аргументы.
Централизация страны, жесткий режимправления и строгая регламентация всех сторон жизни в государстве на протяжениидлительного исторического периода породили в немецком национальном характерепедантизм и приверженность системе. В этом состоит большой недостаток немецкойэтнической психологии, так как приверженность к строгому порядку и системепорождает любовь к шаблону, глушит инициативу. Немцы дисциплинированны,пунктуальны. Эти качества одновременно и положительны, и отрицательны,поскольку малейшее нарушение в какой-либо части плана деятельности, какправило, ведет к нарушению всей системы, порождает смятение и дезорганизацию ихжизни.
На первый взгляд кажется, что немцыдостаточно приветливы и доступны в общении. Однако на самом делевзаимоотношения устанавливаются гораздо труднее и сложнее, доступ к душе немцазатруднен. После первых впечатлений от внимания к вам можно быстро убедиться,что за внешней приветливостью и доброжелательностью нет искреннейзаинтересованности.
Французы. Отличительнымичертами этого этнического образа являются повышенная чувствительность ко всемунациональному и высокоразвитое честолюбие.
Современные французы отличаютсяаналитическим умом, богатством воображения, настойчивой пытливостью и смелостьюв познании жизни. Склад ума французов находится постоянно под влиянием их подвижноготемперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя при этом своейинтуиции, французский ум принимает решения слишком быстро — заниматьсярациональной оценкой действий и ситуаций для него утомительно.
Чувствительность и легкаяэмоциональная возбудимость — главные характеристики французского темперамента.По силе и скорости возбудимости французы представляют собой полнуюпротивоположность флегматичным и сдержанным англичанам. Подвижный темпераментопределяет склад ума, волю, моторику, проявляется во всех сферах деятельностифранцузов. Они легче, чем другие народы, подвержены внушению идей — ведь идеидля них предпочтительнее фактов.
Сильно проявляются в характерефранцузов контрасты психики. Они доводят храбрость до дерзости, любовь ксвободе — до неповиновения. В повседневной жизни они чаще руководствуютсячувствами, чем разумом, — логика у них всегда служанка страсти и чувства, дляних характерна внезапность решений. При этом во всех житейских ситуацияхфранцузы остаются веселыми, остроумными, оптимистичными, общительными людьми,любящими шутку. Они язвительны, жизнерадостны, искренни, хвастливы и галантны.
Японцы. Вплоть до серединыXIX века Япония представляла собой замкнутое деспотическое государство,основанное на диктатуре феодальных правителей — сëгунов, по личномуусмотрению решавших все вопросы жизни своих подданных. Это породилоспецифические особенности национальной психологии японцев — подчинение слабогосильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в референтныхгруппах, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности.
Многие годы царившие в странефеодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураевобрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания. Вместе с темнедостаток плодородной земли, сложные климатические условия, высокий приростнаселения заставляли японцев напряженно трудиться, искать такие формы исредства деятельности, которые могли бы обеспечить им хотя бы минимальныевозможности и условия существования. В результате в национальном характереяпонцев сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство вдостижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость ктрудностям.
Долгие годы японцы воспитывались напостулатах религиозной мифологии, утверждавшей божественное происхождениеяпонского народа и императорской власти, превосходство японцев над другиминародами. Под их влиянием сформировались такие черты японского самосознания,как приверженность «культу предков», чувство этнической исключительности, ярыйнационализм, вероломство по отношению к другим народам, часто проявлявшиеся впрошлом. Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они понимают, чтоиностранцы не виноваты в своем происхождении, но все равно думают о них как о совершенночужих и абсолютно неравных им людях.
Многие этносоциологи и этнопсихологиотмечают в мышлении японцев единство противоположных качеств: приверженность кабстракциям, проницательность, изобретательность, рационализм соседствуют у нихс медлительностью мыслительных операций, неуверенностью в себе и своих силах,малоинициативностью.
Рядовой японец связывает своесуществование с той группой, в которую он включен. Большинство видовдеятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группойпутешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках. Поведениекаждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться вразвитие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самым ценным качествомчлена группы является умение ставить во главу угла интересы коллектива, желаниеи стремление быть ему полезным.
Японцы — люди самобытной культуры.Для них имеет значение все, что делают другие люди. В общении с ними не следуетсадиться, если вас не пригласили сесть. Нельзя смотреть по сторонам, так как,по их представлениям, это означает, что вы рассеянны и невнимательны. Каждыйштрих вашей одежды и поведения повлияет на отношение к вам со стороны японцев.
Китайцы. Своеобразиеисторического, социально-политического, экономического и культурного развитияКитая предопределило формирование этнической психологии его жителей. К числуосновных черт последней можно с полной уверенностью отнести следующие:трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие,выдержку, спокойствие, самоотверженность. По причине сочетания этих черт вхарактере китайцев никакой вид деятельности их не оскорбляет, не угнетает и вкаждом из них они способны добиться высоких результатов.
Сложные климатические и природныеусловия страны, ставшие одной из причин строительства ирригационных сооруженийдля защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим необходимостьтяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую вжизни китайцев играли община и коллективный труд. В результате у китайцевсформировались такие качества, как жесткая дисциплина, высокая степеньзависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкогораспределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особыйхарактер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях.
Образ мышления китайцев можно назватьсугубо практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдаетпредпочтение простым мыслительным конструкциям как наиболее доступным ирациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редкоруководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокойпредметностью.
Широко известно, как неприхотливыкитайцы. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добытьминимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Свое влияниена эту особенность китайцев оказала конфуцианская философия, ориентировавшаясознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольствование житейскимминимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал не вудовлетворении широкого круга потребностей, а в ощущении счастья от того, чтоимеется в наличии. Следствием этого стали неприхотливость, умеренность, быстраяприспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольствоваться малым.
Весьма своеобразными являются форма испособы общения китайцев с другими людьми. При встрече с другим человекомкитаец обязан показать и выразить ему свое глубокое уважение. При этом ондолжен подчеркнуть, что считает своего собеседника развитым и образованнымчеловеком, даже в том случае, если оба прекрасно понимают, что это несоответствует действительности. Во время общения с незнакомыми людьми китайцытакже ведут себя специфически. Они стремятся использовать минимум мимики ижестикуляции. Китаец сохраняет неподвижным положение лица и тела, сидит прямо,выгнув спину, совсем не шевелится, а его голос приближен к шепоту. Оченьгромкий разговор для китайца считается неприемлемым. В процессе всего разговоралицо китайца остается беспристрастным или выражает елейность. Признательностьдля китайца — форма проявления вежливости, в его понимании. В процессе общениякитайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что, по ихпредставлениям, так делают враги или ненавидящие друг друга люди. В связи сэтим представители других этносов начинают подозревать китайцев в неискренностии невнимании к ним, принимая за эти неприятные качества всего лишь следованиеустановившейся традиции. В целом же китайцам в общении присуща поразительнаявежливость, которая не является простой формальностью, внешней формойповедения. Для вежливости китайца характерны предупредительность, игравоображения, умение поставить себя на место другого и скромность, соединеннаясо стремлением уважать собеседника.
Арабы. Многочисленныенаблюдения и исследования арабов в различных регионах планеты позволяют сделатьвывод, что они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимисянаблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем, согласноэтим же источникам, им очень часто недостает инициативности и предприимчивости,а недальновидность, беззаботность и беспечность порождают немало трудностей вих жизни и деятельности.
Исторически сложившаяся иерархическаясистема подчинения среди арабов выработала определенные нормы взаимоотношениймежду низшими и высшими слоями общества, между младшими и старшими членамисемьи и рода. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство являютсяобычной практикой высших и старших по отношению к низшим и младшим. Отношениеже низшего к высшему всегда отличается подобострастием. Вместе с тем араб,привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящего, сравными себе проявляет высокую степень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности,защищая свою честь и достоинство.
Труд для арабов всегда был тяжелойповинностью, и поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается сдисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как у других народов. Вто же время исключительно тяжелые условия жизни приучили арабов спокойнопереносить трудности и лишения, закрепили у них такие качества характера, какнеприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость и терпеливость. Крометого, им свойственны необычайное жизнелюбие, незлопамятность, общительность,гостеприимство, чувство юмора.
Нравственная доктрина мусульманствапридает нормам морали Корана абсолютное значение. Они объявляются вечными инеизменными. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник,стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением заслужить милостьАллаха. Вот почему у арабов развились униженность, покорность, смирение,раболепие, умеренность. В то же время под влиянием мусульманства среди арабовполучили широкое распространение различного рода суеверия и предрассудки,которые и по сей день вносят в их повседневную жизнь чрезмернуюнастороженность, подозрительность в восприятии и осмыслении окружающего мира.
Под воздействием арабского языка, длякоторого характерны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры,особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов выработалась склонностьк преувеличению в восприятии окружающей действительности, не столько логическоеее осмысление, сколько внимание к стилю изложения, красноречию говорящего.Арабы не любят строгой логики и объективных доказательств, а предпочитают имафористичность, многообразие впечатлений. Им свойственна повышеннаяреактивность, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость,несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций.
В целом же арабы миролюбивы,любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерноспособствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися людьми. Они не таятсвоих истинных чувств по отношению к собеседнику, если он им нравится, аобщение с ним приносит удовлетворение и способствует их личному развитию.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.