Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Этнология, как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами

/>/> ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА,/> ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ВЗАИМОСВЯЗЬ/> СОСМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
/>/>План1. СТАНОВЛЕНИЕЭТНОЛОГИИ КАК НАУКИ2. ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ
3. МЕТОДЫ ЭТНОЛОГИИ
4. СВЯЗЬ ЭТНОЛОГИИ СДРУГИМИ НАУКАМИ
1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ КАК НАУКИ
 
Предысторияэтнологии. История любой области научного знания с большей или меньшейочевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловленопрактическими потребностями людей. Становление этнологии как самостоятельнойнауки в этом отношении не является исключением. Многочисленные историческиеисследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжениивсей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людейсуществовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни,традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие такого родазнаний позволяло легче ориентироваться в окружающем мире, надежнее и увереннеечувствовать себя в нем. На протяжении нескольких столетий накапливалисьэтнографические знания о близких и дальних народах. Такого рода сведения мынаходим в мифах, сказках, легендах древних народов. В Древнем мире вгосударствах Месопотамии, Египта, Персии в надписях, графических изображениях идругих письменных памятниках той поры также встречается немало сведений оразличных народах.
К эпохе античности такого родасведений о далеких народах и землях было накоплено довольно много, они былиточны и обстоятельны. Поэтому в Древней Греции и Древнем Риме были предпринятыпервые попытки привести многочисленные знания и материалы в систему. Онипослужили основой для рождения первых этнографических описаний. Их характернойчертой был этноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного развитияна цивилизованные и дикие, причем эталоном была собственная культура этихпервых учений.
В раннее средневековье в результатепроизошедших демографических, экологических и социальных изменений интерес кэтнографическим знаниям в Западной Европе падает. Ведущими центрами ихнакопления и хранения становятся Византия, Китай и Арабский Восток.
Возрождение интереса к знаниям одругих народах и странах в Западной Европе было вызвано интересами католическойцеркви и колониальной политикой европейских государств. Крестовые походы,путешествия миссионеров и купцов, Великие географические открытия позволилизападноевропейцам собрать обширные сведения о народах Африки, Америки,Юго-Восточной Азии, а позднее Океании и Австралии.
С эпохи Просвещения (XVIII в.)начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. Вэто время господствующей была теория географического детерминизма, всоответствии с которой человек, народы и культуры рассматривались как продуктыокружающей природной среды. Широкое распространение получило такжепредставление о «благородном дикаре», живущем по природным законам, из которогопутем эволюции образовался современный цивилизованный человек, живущий позаконам социума. Обширный этнографический материал стал, таким образом, основойдля построения теории поступательного развития отдельных народов и их культур.
Возникновение самостоятельной науки онародах относится к середине XIX века и было связано с назревшей необходимостьютеоретического объяснения различий в культурном развитии народов, пониманиямеханизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причинрасовых различий народов, установления взаимосвязи этнических особенностей иобщественного устройства, определения причин расцвета и упадка культуры иисторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и началивозникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которыепостепенно трансформировались в единую науку о народах, названную этнологией.
Само название науки «этнология» быловзято из греческого языка, оно состоит из двух слов: etnos — народ и logos — слово, наука. В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» кдругим народам (негрекам), которые отличались от них языком, обычаями,верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.
Вплоть до XIX века понятие«этнология» не имело широкого распространения и спорадически употреблялось приописании различного рода этнографических процессов, но не как обозначениеособой науки. Использование этого понятия в качестве наименования вновьнародившейся науки о народах и культурах было предложено французским ученымЖан-Жаком Ампером, который в 1830 году разработал общую классификациюантропологических (гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию. Этоназвание довольно быстро получило широкое распространение в крупнейшихевропейских странах, а с середины XIX века стало употребляться и в русскомязыке.
Официальным фактом утвержденияэтнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 году Парижскогообщества этнологии. Однако это событие сразу же было ознаменовано началомострой научно-теоретической дискуссии различных направлений и школ о предмете,целях и месте данной науки. В определенной мере эти споры не прекратились исегодня. Среди них одним из самых продолжительных и интенсивных стал спор осодержании и смысле самого названия рассматриваемой научной дисциплины. Врезультате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестраякартина значений и интерпретаций понятия «этнология».
Середина XIX века оказалась весьмаблагоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущихзападноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территориальнойэкспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами,совсем непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитыхстран требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массунеобходимых сведений могла дать только этнология, и поэтому новая наукапользовалась поддержкой своих правительств. В то же время в зависимости отполитических и экономических интересов разных стран развитие этнологии вАнглии, Германии, Франции, Австрии, США имело свои особенности.
Первоначально этнология развиваласькак наука об «отсталых», т.е. не создавших собственной государственности,народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий нашегостолетия, когда стали появляться представления об этносах как о своеобразныхобщностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития.Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящеевремя.
Развитие этнологии вГермании.Наиболее глубокие традиции наука о народах имела в Германии, где еще в 1789году сформировалось научное направление Völkerkunde, ставившее своей цельюизучение внеевропейских народов и культур. В 30-е годы XIX века для общегоназвания описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками иучеными, стал использоваться термин «этнология». Примерно с середины XIXстолетия понятия «Völkerkunde» и «этнология» стали рассматриваться какравнозначные. Оба они обозначали самостоятельную и сравнительную науку очеловеческих культурах. Синонимическое тождество понятий «этнология» и«Völkerkunde» в немецкой науке сохраняется и в настоящее время.
Вместе с тем в немецкой науке онародах сложилось еще одно направление, получившее название «Völkerkunde»(народоведение), изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры.Это направление также сохраняется сегодня в немецкой науке.
Развитие этнологии вВеликобритании. Становление этнологии в англоязычных странах шло несколькоиным путем. Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии.Появление антропологии как биологической науки о природе человека ученыесвязывают с выходом в 1596 году в свет книги О. Гасманна с соответствующимназванием. Бурное развитие антропологии происходило в XVIII веке благодаряколонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам. В XIXвеке в развитых европейских странах стали появляться антропологическиеобщества, целью которых было изучение многочисленных останков первобытныхлюдей. И уже в середине XIX века на основе исследований черепов и скелетовнеандертальцев была поставлена задача реконструкции истории человечества икультуры. Так в составе антропологии появилось новое научное направление,получившее название социальной антропологии. В научный оборот это название ввелодин из основателей английской этнологии — Джеймс Фрезер, который в 1906 годуобозначил им свое направление этнологических исследований. Этим названиемФрезер хотел подчеркнуть отличие своих исследований от направления, которымзанимался Эдвард Тайлор и которое уже тогда начинали называть культурнойантропологией. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получилораспространение и стало английским вариантом понятия «этнология». В настоящеевремя представители английской «социальной антропологии» ориентируют своинаучные интересы на изучение различных этнических групп как носителейразнообразных культурных традиций.
Становлениеэтнологии в США. Возникновение и развитие этнологии в США происходилонесколько позднее, чем в развитых европейских странах. По причине этническогосвоеобразия США и острой проблемы расовых отношений американская антропологияизначально формировалась как наука, включавшая в себя исследования в областифизической антропологии, расовых и культурных различий. Это направлениеразвития американской этнологии было задано ее основоположником Генри ЛьюисомМорганом, чья научная деятельность была достаточно разнообразной. Егоисследования систем родства в примитивных культурах, классификация типовсемейно-брачных отношений, периодизация человеческой истории на целыедесятилетия предопределили тематику исследований американской этнологии. Однаков середине 50-х годов XX столетия усилиями Франца Боаса научные ориентирыамериканской этнологии существенно сужаются, и она начинает изучать толькопроблемы культурных особенностей народов. Это направление было названо Боасомкультурной антропологией. Позднее оно стало подразумевать любые этнокультурныеисследования и тем самым стало американским синонимом понятия «этнология».
Развитие этнологииво Франции. Во Франции процесс становления этнологии также развивалсяспецифическим образом. В связи с активной политикой колонизации руководящиеполитические круги Франции постоянно испытывали потребность в обстоятельной иподробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традицийзависимых народов. Поэтому наука о народах там первоначально была названаэтнографией (от греч. etnos — народ и graphien — описание). Это название воФранции сохранялось до конца XIX века, когда была осознана научнаянеполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них историческихданных и теоретических обобщений. Дополнение этнографических описанийисторическими и теоретическими материалами позволило этнографии в начале XXвека трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время сохраняет этоназвание
Развитие этнологии вРоссии. Интереск этническим проблемам в России появился во второй половине XVIII века, когдавпервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и ролиРоссии среди других народов, об исторических корнях русского народа, обособенностях русской культуры и т.п. Но теоретическое осмысление этих проблем врусской культуре связано с движением славянофилов. Исходя из идеи мессианскойроли России в мире, они считали своим долгом развитие национальногосамосознания русского народа, сохранение его национальной самобытности.Этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления в тоже время, что и на Западе, т.е. в середине XIX века. Началом русской этнологиипринято считать учреждение в 1846 году Русского географического общества. Вэтом году председатель отделения этнографии К.М. Бэр выступил с программнымдокладом «Об этнографических исследованиях вообще, в России в особенности».Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии былаориентирована на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатстви народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири,Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было созданоэтнографическое отделение, главной задачей которого являлось исследование«умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии,предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Обэтнографическом изучении народности русской», в соответствии с которойпроводились все этнографические исследования.
Идеи К. М. Бэра развил,конкретизировал и активно реализовал сменивший его на посту председателяотделения Н.И. Надеждин. Он был идейным руководителем группы молодых ученых,которые ставили своей целью этнографическое изучение русского народа. На одномиз заседаний Русского географического общества в 1846 году Н.И. Надеждинвыступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», вкоторой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) бытнравственный и 4) язык. Нравственный быт включал в себя все явления духовнойкультуры и среди них «народную характеристику». Сюда же входило описаниеумственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностейвоспитания детей.
Особое место в истории русской наукио народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремилсядоказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценностьвсех рас и народов, обосновать идею о том, что все имеющиеся различия международами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследованиежизни папуасов Новой Гвинеи и народов Океании, их материальной и духовнойкультуры, психологии и социальных отношений позволило ученому обоснованноотрицать сущность расистских теорий. И хотя в трудах ученого не исследуютсясобственно теоретические проблемы этнологии, но они тем не менее содержатбогатые наблюдения и материалы для таких обобщений.
На рубеже XIX-XX веков значительныйвклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпетапо этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпетвысказывает мысль, что национальную психологию народа нужно исследовать черезпостижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваютсятипические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом кпониманию психологии народа являются его культура, история, конкретнаясоциальная действительность, в совокупности определяющие содержаниеколлективного духа нации.
«Дух народа», по мнению Шпета,символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологическихизображениях его состава и изменений во времени. В этом смысле «дух» естьсобрание характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством«диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективныйхарактер следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, вкоторых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.
В советский период развитияотечественной этнологии особой сферой исследований были межнациональныеотношения. Как правило, они изучались на основе статистических данных оповседневном поведении и конкретных поступках людей. Так, например, дружбанародов оценивалась по количеству участников представителей различныхнациональностей в крупных общесоюзных стройках или по количествумежнациональных браков. В целом исследования этнических проблем этого периоданосили политически заказной характер и не раскрывали всех процессов этническогоразвития. Вне поле зрения ученых того времени оставались такие кардинальныепроблемы этнологии, как этническая идентичность, этническое сознание,межэтнические конфликты и т.д. Развитие отечественной этнологии на этом этапебыло связано с научной деятельностью В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.П.Толстова, Б.А. Куфтина, С.И. Руденко, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, Ю.В.Бромлея и других. Результатом деятельности этой плеяды ученых стало созданиетеории хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей, былипроведены разносторонние исследования в области региональной этнологии.
Наконец, на рубеже 70-80-х годов XXвека заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала концепцияэтногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появления иразвития этносов.
В настоящее время основнымнаучно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институтэтнологии и антропологии Российской академии наук.
Этнология сегодня. Конечно, современнаяэтнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлыми временами.В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые»этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникломного смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками:«Этносоциология», «Этнопсихология», «Этнолингвистика», «Этнодемография» и т.д.В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки,синтезирующей в себе разнообразные знания о человеке и его культуре.
Как и прежде, этнология сохраняетсвою связь с реальными общественными процессами, что является прямымсвидетельством высокой степени важности этой науки. Даже поверхностный анализосновных исторических событий XX века позволяет сделать вывод о возрастаниироли этнического фактора в культурно-историческом процессе. Этнические процессыявляются основой национальных движений в политике.
XX век по праву считается векомнациональных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянновозрастающие темпы культурно-исторического развития народов стимулируютмежэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения.Конкретными результатами этих процессов являются обретение государственной самостоятельностиНорвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией, странами Балтии, возникновениенациональных государств в Центральной Европе и на Балканах в результате развалаАвстро-Венгерской империи после первой мировой войны.
Распад колониальной системы ведущихкапиталистических государств после второй мировой войны привел к образованиюцелого ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае, Африке. Всеэто прямые свидетельства, указывающие на интенсификацию действия этническихпроцессов в современной истории. Наконец, центробежные тенденции, появившиеся в90-е годы и приведшие к образованию группы национальных государств вместобывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и сэтнически политическим оттенком, которые периодически, на протяжениидесятилетий то затухают, то обостряются в самых, казалось бы, благополучныхрегионах и странах мира (например, противоречия между фламандцами и валлонами вБельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде), убедительно показывают, чтоэтнический фактор чрезвычайно актуален сегодня.
Этот всплеск этничности требует отэтнологии ответа на вопрос о его причинах, построения теоретической моделиэтнических процессов. При этом актуальность этнологических исследованийопределяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальнойполитики. Сегодня вместо глобального противостояния сверхдержав возниклимногочисленные региональные, национальные и этнические конфликты, каждый изкоторых потенциально может стать очагом новой большой войны. И если в прошломвеке сбор этнографических материалов о традициях и обычаях «нецивилизованных»народов способствовал прежде всего усовершенствованию системы колониальногоуправления, то современная историческая обстановка требует от этнологии изучатьне только традиционные, но и модернизированные общества, которые в своембольшинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем — залогвыживания человечества.
Обобщая сказанное, следует отметить,что в течение XXвека в рамках этнологии был сконцентрирован богатейшийэмпирический и теоретический материал. И не только благодаря научномупереосмыслению и переоценке многочисленных и разнообразных исторических данных.Основными источниками вновь систематизированных данных стали результатымногочисленных полевых исследований, и если в первой половине столетияисследования носили в основном академический характер и определялисьстремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах,то со второй половины столетия ситуация коренным образом меняется. Сталаочевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации изнания этнологов по вопросам из самых разных сфер общественной жизни становятсянеобходимыми для решения политических, экономических и социальных проблем. Онитакже эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле,дипломатии и т.д. Соответственно, этнологические исследования в последниедесятилетия стали лучше финансироваться, что способствовало активизацииполевых, теоретических и методологических исследований.
/>/>2. ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ
этнологияэтническая наука поведение
Своеобразие каждой наукиопределяется, как известно, ее собственным предметом изучения и методами исследованияэтого предмета. С момента становления этнологии как науки и по настоящее времясквозной темой ее исследований является генезис этнических культур имежэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной иразрозненной информации о ранних периодах существования человека ученые строилии продолжают строить обобщающие этнологические теории. И хотя их авторыпретендовали и претендуют на точную реконструкцию исторической реальности,результаты таких построений не следует отождествлять с тем, что было на самомделе. Чаще всего эти теоретические конструкции можно расценивать какконцептуальные модели, которые в лучшем случае представляют собой упрощенные,идеализированные схемы, служащие точкой отсчета для упорядочения эмпирическогоматериала.
«Примитивные» народыкак предмет этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделейпозволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как наукистали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем уевропейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку,занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур.
Такой методологический подход вопределении предмета этнологии был обусловлен тем, что к концу XIX века в результатепроцессов модернизации практически все европейские народы сумели создатькачественно новый тип цивилизации, значительно превосходивший все иные,созданные народами других континентов планеты. В результате стремительноготехнического развития и уверенности в безграничности человеческого прогрессаевропейцы стали считать, что историческое место культурно отсталых народовдолжно быть не рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позадиних. Эти народы были для цивилизованных европейцев в некотором родепримитивными, «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своиминтересам. Чтобы зафиксировать это различие между народами и их культурами,отсталые народы стали называться европейцами «примитивными» (от лат. primitivus- первый, самый ранний).
Новое название получило широкоераспространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку удачно вписывалосьв ту систему классификации культур, которая основывалась на критериидостигнутого уровня технологического развития. Исходя из такой классификации,«примитивные» народы и их культуры стали главным объектом этнологии. Об этомубедительным образом свидетельствуют работы наиболее известных этнологов XIXвека -Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»), Эдуарда Тайлора («Первобытнаякультура»). Ранние работы основоположников немецкой этнологии Теодора Вайца иАдольфа Бастиана также посвящены описаниям не имевших прошлого «первобытныхнародов», которым противопоставлялись имевшие свою историю «культурные народы».К последним, естественно, относились народы Европы, которые творили историюпутем интенсивного покорения природы, в то время как примитивные народы былибеспомощны перед окружающим их миром из-за своей лености, инертности,необузданности.
Изменение предметаэтнологии в XX веке. На рубеже столетия этнология становится университетскойнаукой и начинает преподаваться как учебная дисциплина. Благодаря этомуобстоятельству в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, котороезаменило поколение основоположников-практиков. Со сменой поколенийисследователей в этнологии стали меняться и представления о предмете этойнауки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов напримитивные (первобытные) и цивилизованные. Вопреки этим представлениям целыйряд ученых стал придерживаться убеждения, что так называемые примитивныенароды, как и европейские, имеют свою историю, не являются более раннейступенью развития человечества и также удалены от первобытности, как и мы. Вопределении их как примитивных верно лишь то, что они в ходе своей историисформировали иное отношение к окружающему миру.
Такая точка зрения была довольноубедительно выражена известным немецким этнологом Рихардом Турнвальдом,который, анализируя понятие «первобытный народ», писал: «Один фактор кажетсяособенно важным: это степень покорения природы с помощью инструментов,приспособлений, навыков и знаний. «Первобытными» лучше назвать такиеплемена, которые используют для добычи пищи и обустройства жизни лишь самыепростые орудия труда и обладают скупыми знаниями об окружающем их мире».
Если исходить из критериевтехнической оснащенности и знания физических законов, то «первобытные народы»,определенные Турнвальдом как «люди, покорившие природу», действительно, большезависят от природы, чем современные индустриальные общества. Однако дляпоследних также несомненно верно, что их независимость от природы обратиласьсегодня в зависимость от техники, ставшей «второй натурой» современногочеловека.
На основании этих рассужденийсторонники рассматриваемой точки зрения предлагали сохранить в этнологии самтермин «первобытные народы», но понимать под ним те общества и культуры,которые сохранили социальную стабильность благодаря взвешенному,непотребительскому отношению к природе.
Другая часть ученых выступала противсохранения термина «первобытные народы», поскольку его употреблениепредполагало использование термина «культурные народы», а такоепротивопоставление придает первому понятию уничижительный смысл. Идействительно, нет ни одного человеческого общества, которое не имело быкультуры, даже если говорить о людях каменного века, создавших первые каменныеорудия труда. Ведь культура — родовое качество человека, его сущностнаяхарактеристика, отражающая уникальную способность человека к преобразованиюокружающего мира. Это отличает человека от других живых организмов нашейпланеты, приспосабливающихся к изменениям окружающей среды. В мире вообще несуществует человека в его первозданном состоянии, как это представлялось ученымна рубеже XVIII-XIX веков. Каждый человек предстает перед нами одновременно икак существо, создающее культуру, и поэтому разговор о «бескультурных» и«культурных» народах является бессмысленным. Речь может идти только о разныхтипах культур, изучение которых и должно стать основным предметом этнологии.
В связи с этим вместо термина«первобытные народы» учеными были предложены другие термины и понятия, которые,по их мнению, в большей степени соответствовали новой предметной областиэтнологии. Предлагались понятия «архаические культуры», «доиндустриальныеобщества», «традиционные общества», «бесписьменные культуры», «племенной союз»и т.д. Каждое из этих понятий стремилось выразить соответствующие особенностиэтнических культур, и поэтому все они сохранились в современной этнологии, незаменив при этом понятия «первобытные народы».
Разнообразие точек зрения и концепцийнашло свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходедискуссий и споров сложились следующие варианты понимания предмета этнологии:
1) описательная и обобщающая наука,которая стремится к исследованию общих законов социального и культурногоразвития человека и человечества;
2) сравнительная наука, исследующаяразличные типы культур и пути их преобразования;
3) раздел социологии, объектомизучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы;
4) наука о динамике культуры какискусственного, внеприродного мира человека;
5) наука, которая путемсравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных исовременных обществ.
Исторические события и процессы XXвека привели ученых к убеждению, что любой народ имеет право на самостоятельнуюжизнь, на самобытную культуру, на то, чтобы быть равным в сообществе народов.Господствующим среди этнологов стало убеждение в отсутствии «отсталых» и «передовых»народов — все народы равноправны. Культуры народов могут быть оценены лишьфункционально, по отношению к своей общности, т.е. с позиций того, насколькоэффективно они обеспечивают жизнь того или иного народа.
Расширение предметаэтнологии в наши дни. Быстро меняющаяся ситуация в мире в последниедесятилетия вновь заставила ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии.Многочисленные диаспоры мигрантов и беженцев в Европе и Северной Америке,образовавшиеся в результате различного рода конфликтов, существенно изменилиэтнический состав многих развитых государств, так как привели к образованиюустойчивых этнических меньшинств среди коренных этносов. С другой стороны,интеграционные процессы в странах Западной Европы также породили целую группу проблемэтнического характера. Из них наиболее актуальными сегодня являются совмещениетипов поведения разных народов, взаимодействие и сосуществование различныхтипов культур, взаимная адаптация психологических особенностей в условияхустойчивых межкультурных контактов, развитие этнического сознания внетрадиционных условиях, особенности экономического поведения представителейкакого-либо этноса в другой хозяйственной культуре и т.д.
Новые исторические обстоятельства иобщественные проблемы вновь значительно расширяют предметную область этнологии.К традиционным этнологическим областям знания в настоящее время добавляютсяновые, что позволяет ученым выделять внутри этнологии относительносамостоятельные сферы и направления исследования. Так, в западноевропейскойэтнологии уже четко оформились и успешно развиваются хозяйственная(экономическая) этнология, социальная этнология, правовая этнология,политическая этнология, религиозная этнология.
К настоящему времени этнологическаянаука представляет собой довольно сложную и разветвленную систему знаний,состоящую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:
— этническую антропологию (исследуетвопросы этногенеза и антропофизического развития народов);
— этническую социологию (изучаетсоциальные аспекты развития и функционирования этнических групп, ихидентичности, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);
— этническую психологию(рассматривает вопросы формирования этнических стереотипов, этническогосамосознания и идентификации);
— экономическую этнологию(анализирует проблемы хозяйственной и экономической деятельности этносов);
— этнодемографию (основными задачамикоторой являются исследования демографических процессов и динамики численностинародов);
— этническую географию (своимпредметом считает изучение вопросов географического расселения народов,особенностей их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);
— этнопедагогику (своей целью имеетисследование особенностей воспитательного и образовательного процессов уразличных этносов).
Этот процесс дифференциацииэтнологической науки еще далек от своего завершения, и в ближайшие двадесятилетия следует ожидать появления новых направлений.
Таким образом, как мы моглиубедиться, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможностидать четкое определение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежнойэтнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существуетдовольно большое число определений, основанных на различных методологическихподходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенныечерты этнологической науки.
Разные определения предметаисследования этнологии частично являются выражением различных постановоквопросов, а частично объясняются существованием целого ряда теорий и концепций.В совокупности все эти определения предмета науки, разные способы постановкипроблем, их объяснения и описания и составляют этнологию как науку.
В этой ситуации динамичных измененийпредметного поля этнологии авторы не берутся дать еще одно научное определениеэтнологии. Однако в то же время для более строгого и систематизированногоизложения материалов данной книги и для обстоятельного изучения этнологиистуденческой аудиторией необходимо дать рабочее определение этнологическойнауки. Ни в коем случае не претендуя на универсальный и единственно верныйподход, мы считаем, что этнология — это наука, изучающая процессыформирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы ихкультурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения ивзаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Таким образом,предметное поле современной этнологии очень широко и различные его направленияв той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Особенноэто касается таких наук, как этнография, культурология, социология, психология,антропология, политология.
/>/>3. МЕТОДЫ ЭТНОЛОГИИ
Любое научное исследованиепредполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всегоимеющегося объема знаний. Со своей стороны специфика объекта познания в любойнауке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемыхматериалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание обизучаемом объекте.
В современной этнологии для научногоанализа используется самый разнообразный материал: исследования и описанияученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественныетексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования,публицистические материалы, официальные документы, историческая иобщественно-политическая литература и т.д. Кроме того, при возможностинепосредственного контакта с представителями изучаемого этноса ценными становятсянаблюдения за их реакциями на различные ситуации, логикой аргументов ирассуждений, используемых в спорах и беседах, способами объяснения различныхявлений окружающего мира и собственного поведения и т.п.
Такие разнородные материалыпредполагают различные методы своего получения и обработки. На сегодняшний деньв этнологии сложился целый комплекс методов этнологических исследований,который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников иустных преданий, использование археологических и антропологических материалов,анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения).
Изучение письменныхисточников. Это один из самых важных методов этнологии, ценность которогозаключается в разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах икультурах. В качестве письменных источников используются обычно историянародов, написанная ими самими, или описания их культур, что сохраняет к этимисточникам устойчивый интерес ученых-этнологов. Однако такого рода историко-культурныеописания не единственный тип письменных источников, представляющих интерес дляэтнологов. В настоящее время существует огромное количество еще неисследованных письменных материалов, которые содержат много полезной инеизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. Ктакого рода материалам относятся доклады географов, записки авантюристов иматросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев ит.п.
Нужно уметь оценивать предметы, идеиили высказывания, которые отдельные народы взяли у других и интегрировали всобственную историю, как реальные исторические события. Но для этнологов дажетакие заимствования имеют ценность, так как они представляют собойсвидетельство связей между этими народами.
Устные предания. Ценность их состоитв том, что они являются выражением исторического сознания. Опыт этнологическихисследований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания можетбыть совершенно разным даже у соседних народов. Так, сказители в некоторыхафриканских племенах еще всередине XX века сохраняли и передавали своим потомкамимена, даты, дела и поступки своих правителей и события жизни своих народов запоследние 400 лет.
Устные предания, как источникполучения этнологических материалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процессвсе более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот источникиссякнет вовсе. Основная причина исчезновения преданий заключается не только ине столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько врастущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется ипрекращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этимипреданиями по капле утрачивается и обедняется история.
Археологическиематериалы. Для восстановления этнической истории и истории культуры вэтнологии применяется метод изучения археологических материалов. В отличие отписьменных источников и устных преданий археологические материалы являютсясамыми надежными, так как позволяют довольно точно определить время каких-либоисторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверностьэтого метода основывается на современных способах изучения и оценкиархеологических материалов. Так, например, с помощью термолюминесцентного методаможно установить возраст керамических изделий. Кроме того, при изученииархеологических материалов сегодня все шире используются статистические методы.Их применение требует тщательной подготовки археологического материала ипозволяет добиться высокой достоверности информации. В свою очередь, анализ,оценка и интерпретация этой информации служат основанием для созданияэтнологических теорий, концепций, моделей культуры.
Сравнительноеязыкознание. Это еще один важный метод этнологических исследований,который состоит в том, что ученые сравнивают определенные слова из разныхязыков, чтобы показать соотношение близких языков и степень их родства. Ведьпри разных темпах развития языков некоторые из них на основе эндогенныхпроцессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодарявнешнему влиянию слова из чужих языков. Другие языки, напротив, остаютсястатичными и не изменяются на протяжении многих столетий.
Как показывает практика, особенноинтересные и важные для этнологии результаты дают систематизированные сравненияслов из нескольких языков. Если исходить из аксиомы, что слова и деланеразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого методаможно проследить развитие культуры и культурных отношений разных народов. Приэтом исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служатважными показателями взаимодействия культур. Однако метод сравнительногоязыкознания требует от ученых хорошего знания соответствующих языков, и преждевсего законов их словообразования.
Статистическиеметоды. Ссередины XX века в этнологии постоянно увеличивается значениестатистических источников, среди которых наиболее важными являются переписинаселения. Это в значительной степени обусловлено тем, что благодаря переписямученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов.Ценность этой информации заключается не только в разнообразии, но и в еесистематизированном, упорядоченном характере. Переписные бланки разбиваются наблоки вопросов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блоксоциально-демографических вопросов, с помощью которых ученые получаютинформацию о поле, возрасте, социальном положении, образовании, профессии, типежилища, времени проживания людей в данной местности и т.д. Блок вопросов онациональности и родном языке отражает не только объективные характеристикииндивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той илииной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническуюкартину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материаловнескольких переписей.
Полевыеисследования. Становление этнологии как самостоятельной науки взначительной степени произошло благодаря непосредственному изучению жизни народов,или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формированиеэтого метода было вызвано потребностью иметь более подробные исистематизированные знания о колониальных народах, их хозяйстве, социальномустройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний в экономикеметрополий с необходимостью требовала научно обоснованного управлениянаселением зависимых стран.
Метод полевого исследованияосновывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемуюэтническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одногоэтнического года, который по своей продолжительности должен на два-три месяцапревышать календарный. Два-три месяца приходятся на время первичного знакомстваи адаптации к новым условиям, после чего этнолог наблюдает жизнь этническойобщности или ее части во все временные периоды годичного цикла.
Закономерно, что плодотворностьметода полевого исследования возрастает с увеличением срока пребыванияисследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиесязаслуги американца Льюиса Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов,и русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасовНовой Гвинеи. Стационарный метод полевых исследований имеет то неоспоримоепреимущество, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. Внастоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного или сезонноговыезда для полевых исследований, который совмещается с маршрутным вариантомэтого метода, имеющим целью охватить как можно большее число населения илибольшую этническую территорию в отведенные сроки. Такой характер полевыхисследований дает оперативный материал, но страдает существенными изъянами.Так, срочный (сезонный) выезд обычно планируется на наиболее удобный дляисследователя период работы в поле, а следовательно, исключает наблюдение жизниэтноса в межсезонный период.
Метод полевых исследований позволяетэтнологам получить сведения как о материальной, так и духовной культуренародов. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фотографияхобъекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса,орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных техническихсредств (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и традиционных полевых записейфиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи,ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовнойкультуры, например предметы культа, народного искусства, места и типызахоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессеполевой работы предметы как материальной, так и духовной культуры зачастуюизымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний.
Современные тенденции интеграциинаучного знания приводят к использованию в этнологии научных методов различныхсмежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методыэтнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии./>/>4. СВЯЗЬ ЭТНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Выше мы уже говорили, что основнымобъектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют своюжизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах,причем эти стороны человеческой жизнедеятельности изучаются такжесоответствующими науками. Поэтому этнология непосредственно взаимодействует с этиминауками, среди которых наиболее близкими к этнологии по предмету своихисследований являются антропология, культурология, социология, политология,география, этнография.
Этнология иантропология. Среди названных нами наук особенной близостью к этнологииотличается антропология, поскольку общим предметом исследований для них являютсявопросы происхождения рас, их распределение по регионам и континентам нашейпланеты, изменение физического облика людей в результатекультурно-исторического процесса, антропологического состава этносов. При этомкаждая из наук сохраняет свою самостоятельность за счет собственныхметодологических оснований и исследовательских аспектов. Так, антропология былаи остается наукой о биологической, физической природе человека.
В отличие от нее этнологияориентирована на исследование общественных изменений и изменений этническихобщностей. В настоящее время во взаимосвязи этнологии и антропологии существуетнекоторая неопределенность, вызванная сосуществованием таких научныхнаправлений, как социальная антропология и культурная антропология.Возникновение этих двух направлений было детерминировано различными точкамизрения на предмет антропологии в британской и американской науке. Не вдаваясь ванализ продолжительной дискуссии о предмете и специфике каждого из этихнаправлений, отметим, что социальную и культурную антропологию следуетрассматривать как две стороны одной медали, два научных направления, изучающиходин и тот же объект в разных аспектах.
Отличительным признаком социальнойантропологии является акцент на изучении групповых отношений и социальных процессов.Предметом этой науки является социальная организация жизни человека и егожизненного мира в традиционных и современных обществах. В качестве ееконкретных объектов выступают сообщества людей, объединенных сходными условиямижизни: единым местом проживания, политической организацией, общей культурой иязыком.
Предметная область культурнойантропологии ограничивается взаимоотношениями человека и культуры. Онастремится раскрыть вопросы происхождения (генезиса), строения (морфологии) иразвития (динамики и многообразия) культуры в рамках конкретно-историческойсоциальной организации. При этом социум рассматривается как среда существованиячеловека и культуры, имеющая как естественную, так и искусственную природу.
В то же время в современной западной иотечественной научной литературе существует широко распространенная точказрения, согласно которой этнология, культурная антропология и социальнаяантропология суть разные названия одной и той же науки. При внимательноманализе каждого из этих трех научных направлений обнаруживается, что такогорода отождествление является весьма условным и не всегда правомерным. Вдействительности термин «этнология» существует и в западной науке и означаетпримерно то же самое, что и в России.
Культурная антропология с самогоначала своего зарождения выступала как дисциплина, изучающая процессыформирования человеческой культуры, в отличие от физической антропологии -какнауки об изменчивости физического типа человека. Ее взаимосвязь с этнологиейсостоит в том, что она использует описательные полевые материалы этнологии длядоказательства и проверки своих концепций. Со своей стороны этнологияиспользует данные культурной антропологии для своих теоретических обобщений.
Отношения этнологии с социальнойантропологией носят несколько иной характер. С момента возникновения социальнаяантропология была направлена на изучение особенностей социальной организациинародов мира. Сам термин «социальная антропология» был введен в научный оборотосновоположником английской этнографии Джорджем Фрезером, которыйпротивопоставлял это направление исследования человека физической антропологии.Социальная антропология скорее близка к социологии, а не к этнологии, так какне включает в предмет своих исследований этнические общности.
Этнология и социология. Этносы как объектизучения этнологии являются результатом развития не только природных, но исоциокультурных процессов. Поэтому этнология включает социологический икультурологический аспекты исследования этнических процессов и тем самым пересекаетсяс социологией и культурологией. При этом необходимо отметить, что социология иэтнология имеют общую историю и единые корни.
Изначально социология складываласькак наука о формах совместной жизни и деятельности людей, и поэтому предметомее изучения были формы человеческой социальности: социальные группы и слои,социальная структура, социальные институты и т.д. Центральной категориейсоциологии является общество, обозначающее формы связей между людьми, какправило совместно живущими и действующими на общей территории. Тем самымсоциология ориентируется на исследование форм человеческой социальности, илисоциального взаимодействия. Эти элементы социальных отношений представляютнаучный интерес и для этнологии, так как в ее предметное поле входят вопросыустойчивых форм, образцов поведения людей в обществе. Но изучение этих вопросовэтнологией осуществляется иным способом, чем в социологии.
Социология стремится преимущественно кисследованию больших и сложных общностей, всего общества как системы, социально-структурныхсвязей, динамики социокультурных систем на макроуровне. Дляэтнологии же наибольший интерес представляют проблемы социальной структурыэтнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальнойдифференциации этносов, этнического самосознания, этнических особенностейпсихики разных народов и т.д. Иными словами, этнология изучает социальныепроцессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы всоциальных группах.
Кроме того, расхождение социологии иэтнологии обнаруживается в методологии. Социолог и этнолог чаще всегоиспользуют общие методы исследования (наблюдение, опрос, анализ документов ипр.). Но в использовании этих методов у каждой науки имеются свои особенности.Социолог, как правило, работает с письменными источниками и документами, аэтнолог — с устными и невербальными источниками (разговорной речью,изображениями, рисунками, жестами, мимикой и пр.). При изучении документальныхисточников социолог обращается к типовым, стандартизированным документам, а этнологанализирует единичные документы, имеющие биографическую ценность.
Таким образом, этнология и социологияявляются не только самостоятельными науками, но и теми областямисоциально-научного знания, которые постоянно сближаются и интегрируются впроцессе поиска и обоснования адекватных моделей социального поведениячеловека. Близость и широта взаимных научных интересов к одним и тем жеобщественным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько велики, чтов 30-е годы нашего столетия на стыке этих двух наук сформировалось отдельноенаучное направление — этносоциология. Основоположником этносоциологии сталнемецкий ученый Рихард Турнвальд, по мнению которого эта прикладная наукадолжна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современныхиндустриально развитых стран.
Этнология икультурология. В соотношении этих научных и учебных дисциплин также следуетисходить из их предметного поля. Под культурологией чаще всего понимают науку,изучающую историю и теорию культуры, историю культурологических учений,философию культуры, социологию и психологию культуры, экологию культуры ивключающую кроме указанных целый комплекс узкоспециализированных знаний обискусстве и учреждениях культуры (например, театроведение, музееведение,библиотечное дело и т.д.) и некоторые другие. Этнология же неразрывно связана сизучением культурной специфики этносов, отличающей народы друг от друга. Ведьявляясь родовым свойством человека, культура каждого этноса тем не менеевозникает в результате приспособления именно этого народа к конкретным условиямего бытия. Изучение же специфики этнических культур, бесспорно, задачаэтнологии.
Так же обстоит дело и с другимиважнейшими проблемами культурологии, среди которых этнологию особенноинтересуют вопросы инкультурации (овладения человеком культурой своегособственного этноса), межкультурных взаимодействий (ведь этнические контакты впервую очередь являются этнокультурными), анализа различий традиционных имодернизированных обществ (модернизация традиционных народов — важнейшаяпрактическая задача этнологии)и др.
Можно сказать, что культурология иэтнология прекрасно дополняют друг друга. Это позволяет некоторымисследователям говорить о возможности их объединения в рамках одной науки-этнокультурологии.
Этнология иэтнография. Из всех смежных с этнологией наук, пожалуй, наиболее близкойи родственной для нее является этнография. Как самостоятельная область знаний,этнография возникла полтора века назад. Изначально ее назначением был сбор исистематизация социокультурных материалов о разных народах. В силу этогопредметная область этнографии нередко трактуется расширительно.
Термин «этнография» в разных странахупотребляется в различных значениях. В ряде случаев он используется дляобозначения описательного уровня исследований в отличие от этнологии,рассматриваемой в качестве теоретической, обобщающей науки об этносах. Эторазделение основывается на традициях зарубежной этнографии выделять в этойнауке описательную (собственно этнографию) и теоретическую (этнологию) составныечасти. Кроме того, как мы уже отмечали, в немецкой этнологии принято различатьэтнологию как науку о собственном этносе и этнологию как науку о другихэтносах. В первом случае понятие «Völkerkunde» предполагаетэтнографическое описание и изучение немецкоязычных народов (немцев, австрийцев,швейцарцев), а понятие «Völkerkunde» подразумевает этнографическоенаправление в этнологии, изучающее все другие народы.
То обстоятельство, что этнографияпервоначально воспринималась как описательная наука, фиксирующаякультурно-бытовые и социальные отличия между народами, и прежде всего отличиянеевропейских народов от европейских, породило представление о ней как о науке,изучающей культурно отсталые народы. Вместе с тем особое внимание, котороеуделяет этнография отжившим или отживающим явлениям культурной и социальнойжизни этносов с целью ретроспективного анализа человеческой истории, объективноспособствует оценке ее как науки о пережитках и, следовательно, не имеющейбудущего. Современная историческая практика свидетельствует об ошибочноститакой оценки, поскольку интерес этнологии к традиционным основам жизни народовусиливается с обострением общей этнической ситуации во многих регионах мира. Исегодня, и в обозримом будущем все этносы стремятся сохранить свои особенныечерты, которые отличают один этнос от другого. А необходимость разрешениямногочисленных этнических конфликтов постоянно стимулирует потребность визучении этих особенностей этнографией и в теоретическом обобщении ее данныхэтнологией.
Этнология ипсихология. Весьма важное значение для этнологических исследований имеетвзаимосвязь этнологии с психологией. Психология, как известно, изучаетпсихические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия, психическиеотклонения, типичные характеры. В настоящее время психология является одной изнаиболее динамично развивающихся научных дисциплин. Внутри психологии проблемойвзаимосвязи индивида с окружающей средой занимается социальная психология,знания которой зачастую оказываются полезными и для этнологии. Особенно этоотносится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющегося поведениячеловека, к вопросам механизмов формирования стереотипов сознания и этническогосамосознания.
Этнологический подход кпсихологическим и социально-психологическим проблемам состоит, с одной стороны,в определении культурной и социальной обусловленности психических состояний ивнутриличностных процессов (восприятия, мышления, эмоций, сознания и т.д.),индивидуальных особенностей, желаний, целей и интересов личности, а с другойстороны, в понимании социокультурной природы межличностных отношений игрупповой динамики. В этой области этнологии сложилось несколькоисследовательских направлений, среди которых следует выделить теориюсоциализации и инкультурации, этнологию детства, теорию аккультурации,концепцию этнического характера и др.
Взаимосвязь этнологии и психологииполучила свое выражение в формировании их общей межпредметной области знания — этнопсихологии.Предметное поле этнопсихологии включает в себя вопросы этнических особенностейпсихики людей, национального характера, этнического самосознания и этническойсамоидентификации, культурно-психологических характеристик этнических групп,рас, семейно-родственных отношений в разнообразной культурной среде.
Кроме того, не без влияния этнологиив психологической науке сравнительно недавно возникло новое направление — психология культуры, которое поставило в качестве своих научных целей выявлениезакономерностей становления и развития психологических характеристик человека взависимости от его культурных ориентации. Это направление стремится такжераскрыть особенности символического мира и ценностных ориентации личности,механизмы влияния культуры на психическое состояние и поведение этническихгрупп.
Таким образом, этнология — это новаяи интересная область научного познания. В нашей стране она, по существу, толькоскладывается, и поэтому человек с пытливым умом, стремящийся узнать что-тоновое о самом себе, происхождении народов и их отличиях друг от друга, найдет вэтой науке немало интересного.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.