Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Этнические и национальные культуры

План
Введение
1.Понятия «этническая культура», «национальнаякультура», их соотношение. Место и роль национальных и этнических культур в мировойкультуре
2. Особенности развития и функционированиянациональных и этнических культур в современном мире
Заключение
Список использованнойлитературы
этническийнациональный этнос культура

Введение
 
ЭрихФромм отмечал: английский джентльмен, не снимающий смокинга в самой экзотическойобстановке, или мелкий буржуа, оторванный от своей среды, чувствует себя заоднос нацией или какими-то ее символами. Американский фермер, оторванный от цивилизации,начинает рабочее утро с того, что водружает национальный флаг США. Люди постояннонаходятся в процессе напряженного поиска культурной идентичности.
ПрофессорС. Хантингтон из Гарварда, как-то заметил, что в Советском Союзе коммунисты могутстать демократами, богатые могут превратиться в бедных, а бедняки — в богачей. Норусские при этом никогда не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы — армянами.При этом Хантингтон имел в виду культурные различия между народами, которые, поего мнению, преодолеть труднее всего. Но каким образом национальные различия связаныс культурой? И является ли национальная принадлежность главной формой идентификацииличности?
Большинстволюдей связывает национальную принадлежность с «кровью». Недаром в разговорномязыке используют слово " полукровка", имея в виду тех, кто родился в смешанномбраке. В данном случае, сами того не ведая, люди подходят к себе подобным, как кживотным. У животных «полукровки» рождаются при смешении чистой и простойпороды, у людей — при смешении наций. Таким образом, за словом «полукровка»стоит определенный подход к человеку. В соответствии с ним национальная принадлежностьпередается по наследству и выражается в строении тела, чертах лица и многом другом,связанном с врожденными особенностями человека.
Когда-тотак думали все. Сегодня в этом уверено большинство. Но есть и такие, кто думаютиначе. И если бы не существовало людей, убежденных в том, что со временем кровноеродство в качестве объединяющей силы отступает, а на первый план выходит культура,то национальный вопрос не имел бы отношения к культурологии. Здесь перед нами непросто разногласия, борьба мнений или пристрастий. По сути, в этом споре противостоятдруг другу две исторические реальности – этнос и нация. На смену одному способусплочения и, наоборот, идентификации в ходе истории пришел другой, но этот процессшел долго и мучительно и у многих народов ещё не завершился.
Этническаякультура является тем, что выделяет людей из «животного царства» на самыхранних ступенях развития. Этнографические исследования показали, что даже у дикарейЮжной Америки, Африки и Полинезии, и в наши дни не достигших ступени варварства,существуют способы культурной идентификации, т.е. разделения людей на «своих»и «чужих».
«Идентичный»переводится с латыни как «тождественный», а «идентификация»– это установление тождества между предметами, процессами и проч. Понятно, что полноетождество даже между родственниками возможно лишь у близнецов. Но в человеческомсообществе идентификация – это признание совпадения между людьми не в деталях, ав главном. И на ранних ступенях развития то главное, что объединяет людей в коллектив,имеет явно выраженные, зримые черты. На ступени дикости люди жили сплоченными кровнородственнымиколлективами. И дикарь отличал «своего» от «чужого» прежде всегопо внешности. Но уже у диких народов этнодифференцирующую роль играет также культура.Ведь «своих» от «чужих» здесь отличает не только цвет кожи,но и ее раскраска, не только характер волос, но и прическа, а также бытовые и культовыепредметы, язык и поведение человека.
Однаколюди, в отличие от животных, способны и на большее, а именно на самоидентификацию.И происходит это на ступени варварства, когда культура включает сложную систему ритуалови мифов, в которых люди, отождествляя себя с животными и природными силами, рассказываютоб истоках собственного рода. Миф является формой коллективного самосознания. Ив развитой мифологии люди начинают осознавать не только своё отличие от других,но и своё родовое единство в лице общего предка.
Современнаякультура пользуется логикой этнических различий все чаще лишь как символическойсистемой, маской или прикрытием экономических и политических процессов. Найти внаше время какую-либо крупную однородную этническую структуру чрезвычайно сложно.Но на Востоке говорят: мир потому велик, что не отбрасывал ни одной песчинки. Человечествоначала Ш тысячелетия уже не знает естественных рубежей, ранее разделявших народыи племена. Сегодня государственная граница является куда большим препятствием, чемморя и горы.

1. Этническая инациональная культура
Понятия «этническая»и «национальная» культура нередко употребляются как синонимы. Однаков культурологии они имеют разное содержание.
Этническая (народная) культура — это культура людей, связанных междусобой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственнойдеятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность,жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве — одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферубыта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. Консерватизм, преемственность,ориентация на сохранение «корней» — характерные черты этнической культуры. Некоторыеэлементы ее становятся символами самобытности народа и патриотической привязанностик его историческому прошлому — «щи да каша», самовар и сарафан у русских, кимоно- у японцев, клетчатая юбка — у шотландцев, рушник — у украинцев.
В этнической культуре господствуетсила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейномили соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь являетсянепосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народнойкультуры — обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор — сохраняются и передаютсяв границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека- его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органическойпластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средствхранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменностии являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можноуподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющемунепосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находитсяна полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна.Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведенийустного народного творчества.
Исследую этнокультурные процессысовременности, ученые-этнологи обратили внимание на то, что сфера этнического своеобразиякаждого этноса неуклонно сокращается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнееона уступает свое место интернационально стандартным моделям. При осмыслении такогорода культурных изменений этнологи пришли к выводу о необходимости методологическогоразграничения понятий «этническая культура» и «культура этноса», поскольку для своегонормального существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящеевремя не может обходится только этнически специфическими способами жизнедеятельности.В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному(этническая культура), с особенностями, распространенными среди многих этносов илисвойственными человечеству в целом (культура этноса).
Целесообразно различать культуруэтноса и этническую культуру. Под культурой этноса мы понимаем всю совокупностькультурного достояния присущую данному этносу в лице его отдельных представителей,локальных групп, этносоциальных организмов и т.д., независимо от того, имеют лиразличные элементы и структуры этого достояния специфическую этническую окраскуили же является этнически нейтральными
Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его единствои стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию.Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», таккак выполняют
дифференцирующую функцию,противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения «мы»и «они». Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов(язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этническогопризнака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этническогопризнака приписывают религии. Например: сербы и хорваты говорят на одном языке ився специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежностиих к разным конфессиям: сербы — православные, хорваты — католики. Отсюда различияв бытовой культуре и обрядах.
Любой этнос создает собственнуюкультуру, благодаря которой отличает себя от других этносов. При этом один из основополагающихэтнических признаков выделяется в качестве системообразующего фактора, чтобы наоснове социокультурной антитезы оформить самостоятельность этнической группы поотношению к другим. В дополнение к этому фактору культура этноса определяется особенностямипсихологии, проявляющимся в оттенках характера представителей данного этноса, спецификеценностных ориентиров, вкусов ит.д.
По своей роли и сущности культураэтноса представляет собой историческую совокупность материальных, духовных, этнических,моральных и эстетических ценностей, созданных представителями данного этноса, атакже ценностей, полученных в процессе взаимодействия с другими этносами. Высшеедостижение культуры одного народа всегда становится достижением культуры другихнародов.
Оригинальную концепцию происхожденияи развития этносов разработал Л.Н.Гумилев (1908 — 1992). Гумилев придерживаетсяпринципа культурного полицентризма, согласно которому кроме европейского в историисуществовали и существуют иные центры развития. Его теория основана на двух базовыхидеях: «этноса» и «пассионарности». Этнос — это любая историческая,национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку,рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно1,5 тысячи лет.
Этнос в своем развитии проходитследующие фазы:
1) подъем пассионарности;
2) пассионарный перегрев;
3) медленный спад;
4) фаза надлома;
5) инерционный или цивилизационныйпериод.
После этого этнос или распадаетсяили сохраняется как реликт — состояние, в котором уже не ощутимо саморазвитие. Развитиеэтносов, по мнению Гумилева, определяется главным образом наличием в них особыхлюдей — пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукротимым стремлением к намеченнойцели, людей страстных, энергичных, героев. Именно активностью и деятельностью пассионариевобъясняются главные исторические события в жизни народов. Появление самих пассионариевзависит от космических факторов (солнечной активности, магнитного поля планеты).Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированной в сравнительно небольшойземной области, формирует пассионарность этноса, способствует его высокой социальнойактивности на протяжении полутора тысячелетий. Таким образом, начало своего историческогопути этнос получает из космоса.
Свою концепцию Гумилев изложилв работах «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь»,«От Руси к России: очерки этнической истории».
Совокупностьценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членовобщества, называется господствующей, или доминирующей культурой.
Доминирующаякультура может быть национальной и этнической в зависимости от того,насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является даннаястрана.
Влитературе иногда отождествляют понятия этнической и национальной культуры, чтосчитается неправильным. Этносом называют любое национальное сообщество, например,национальное меньшинство, племя, народность. Этносы существовали всегда, а нациивозникли лишь в Новое время. Когда говорят об этносе, то не имеют ввиду огромныхнациональных государств, сложной социальной структуры, большого количества городови всего, что связано в нашем представлении с современным обществом. Этносы — малыекомпактные сообщества, очень простые по своему устройству, поэтому просты и однородныэтнические культуры. Культуру бушменов мы вправе называть этнической, но Южно-африканскаяреспублика, на территории которой есть пустыня Калахари, где и обитают заброшенныеплемена (точнее небольшие локальные группы) бушменов, обладает национальной культурой.
Этническаякультура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своейполитической, экономической и социальной структуре.
Этническаякультура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности,бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудиятруда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средствапередвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Специалистыразличают в этнической культуре два слоя:
■  исторический ранний (нижний), образованныйунаследованными из прошлого культурными элементами;
■  исторически поздний (верхний), состоящийиз новообразований, современных культурных явлений
Нижнийслой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией.Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходеэтническа культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновлениекультуры может экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культурыбез влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится надействии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующихна протяжении нескольких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежныевозрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении историческидлительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей из поколения к поколению.
Этническаякультура — это культуралюдей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместноосуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы»,почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткаялокализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община,этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует силатрадиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения кпоколению на семейном или соседском уровне.
Этнос — социокультурная общность людей. Нация обозначает территориальное,экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуруи политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой,профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А посколькунация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру,то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп. Этническиекультуры входят в состав национальной. Поскольку общество распадается на множествогрупп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенноу каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правилповедения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаясяили противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культурунации, которая получила название доминирующей культуры. Различия могут быть оченьсильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает рядценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные толькодля нее.
Контркультураобозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры,но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Еслиэтнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное,экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуруи политическую организацию.
Структуранациональной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает нарядус традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные областикультуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификациюи социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультурывсех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культурывходят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванныеэтническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, онавключает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую,еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культурполиэтничны.
Национальнаякультура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверхтого. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когдапредставители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например,и негры, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтят американский флаг,уважают его законы и национальные праздники, в частности, День благодарения (деньнезависимости США). Ничего этого нет ни в одной этнической культуре, ни у одногонарода, приехавшего в США. Они появились на новой территории. Осознание большимисоциальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональномулитературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальнойкультуры.
Вотличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на большихпространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Обязательнымусловием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальнойкоммуникации, связанный с изобретением письменности. Именно благодаря письменностиидеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность средиграмотной части населения.
Такимобразом, национальная культура складывается на фундаменте письменной культуры, вто время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культураотсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношениюко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.
Вот почемунациональная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятникамиписьменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, имеющими делопрежде всего с дописьменной литературой.
Овозникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения литературного(письменного) языка и национальной литературы. Вот почему национальная культураизучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, аэтническая культура — этнографией антропологией, имеющими дело, прежде всего с дописьменнойлитературой. Творцов национальной культуры — интеллигенцию — называют часто «мастерамикультуры», поскольку именно они несут главную ответственность за духовное состояниенации. Они формируют эталоны и образцы для массового подражания, они определяюткультурную стратегию общества. Образование и сегодня рассматривается в качествеосновного условия приобщения народа к своей национальной культуре, под которой понимается,прежде всего, культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией.
Национальная культура объединяет людей, живущих на большихпространствах и необязательно связанных друг с другом кровнородственными отношениями.Условием существования национальной культуры является возникновение письменности.Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединениялюдей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения.Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местнымидиалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мысудим, прежде всего, по факту рождения письменного языка и национальной литературы.
Национальная культура лишена,как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуальноготворчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частьюобщества — писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организацияи структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальнаякультура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру,наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия,наука, право и др.).
Кроме того, современные национальныеобщества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп.Многие нации неоднородны и по этническому признаку,включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы.Особенно неоднородны «молодые нации» Нового Света — американская, аргентинская,бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую,немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этническиекультуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами,уэльсцами и шотландцами, во Франции — между бретонцами и эльзасцами. Таким образом,большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культуране сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того.У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представителивсех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, африканцы и белыеодинаково восторженно исполняют гимн США и чтят американский флаг, уважают законыэтой страны и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своейприверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку,национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.
Итак, культура должна бытьдля каждого народа другая. В своей национальной культуре каждый народ должен ярковыявить всю свою индивидуальность, при том так, чтобы все элементы этой культурыгармонировали друг с другом, будучи окрашены в один общий национальный тон. Отличияразных национальных культур друг от друга должны быть тем сильнее, чем сильнее различиянациональных психологий их носителей, отдельных народов. У народов, близких другк другу по своему национальному характеру, и культуры будут сходные. Но общечеловеческаякультура, одинаковая для всех народов, — невозможна. При пестром многообразии национальныххарактеров и психических типов такая «общечеловеческая культура» свеласьбы либо к удовлетворению чисто материальных потребностей при полном игнорированиипотребностей духовных либо навязала бы всем народам формы жизни, вытекающие из национальногохарактера какой-нибудь одной этнографической особи. И в том и в другом случае эта«общечеловеческая» культура не отвечала бы требованиям, поставленным всякойподлинной культуре. Истинного счастья она никому не дала бы.
Таким образом, стремлениек общечеловеческой культуре должно быть отвергнуто. Наоборот, стремление каждогонарода создать свою особую национальную культуру находит себе полное моральное оправдание.Всякий культурный космополитизм или интернационализм заслуживает решительного осуждения.Однако отнюдь не всякий национализм логически и морально оправдан. Есть разные видынационализма, из которых одни ложны, другие истинны, и только истинный национализмявляется безусловным положительным принципом поведения народа.
Нация — образование более высокого порядка,чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именноусиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национальногоязыка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школамии академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородностинаселения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, кореннымнаселением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, азначит — и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга.Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения,но вместе с тем единый для всей нации.
Язык становится важнейшим средством национальнойинтеграции культуры. Так, во Франции на протяжении нескольких веков центральноеправительство предпринимало энергичные меры для утверждения единого языка на основепарижского диалекта. Еще кардинал Ришелье в середине XVII века основал французскуюакадемию, главной обязанностью которой стала забота о «здоровье» французскогоязыка. Уже в наше время в 1994 году французское правительство приняло законы, запрещающиечрезмерное использование иностранных терминов или выражений, их введение, если существуетфранцузское слово, имеющее тот же смысл. Аналогичные требования выдвигают многиенациональные движения в других странах, добивающиеся консолидации своей нации. Конечно,чрезмерная настойчивость в борьбе за чистоту языка может привести к его обеднениюили появлению искусственных терминов, создающих ограничения в межкультурном взаимопонимании.
Из наличия специфических чертнациональной культуры неправомерно делать однозначный вывод о том, что эти чертыуникальны. Так, английский язык является литературным и государственным языком дляамериканской, австралийской и новозеландской наций, а испанский для большинствастран Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторыеих особенности относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований.
Отношения между этническойи национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура являетсяисточником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культураконсервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постояннонаходится в движении. И чем больше открыта национальная культура для связи, диалогас другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятсясохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальныеих нивелируют.
Кроме того, до определенноговремени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него инепонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности). Она может нести на себе печатькастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры,как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищниценародной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика.Может сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нациикак таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как духовная,идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например, русской идее),но еще не как реальная общность.
Неудивительно, что в историинаций были периоды, когда расхождение между этнической культурой «низов» и культуройобразованных слоев доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в XVIII-XIXвеках между культурой дворянской знати и культурой «простого народа» образоваласьнастоящая пропасть. Иному русскому дворянину легче было понять чужеземца, чем собственногокрепостного. Многие представители высшей аристократии, свободно владея французским,с трудом изъяснялись по-русски. Понадобились гений Пушкина, сумевшего в своем творчествесочетать «простонародное» начало с аристократической образованностью, страстныевыступления славянофилов в защиту «русского народного духа», «хождение в народ»интеллигенции, чтобы навести мосты через эту пропасть.
В наше время часто говорято необходимости «возрождения русской культуры». Иные ультрапатриоты ратуют за возрождениерусской этнической культуры. Всякому, кто понимает место и роль этнической культурыв культуре национальной, понятно, что это привело бы не к подъему, а к упадку культурногоуровня русского народа. Уходят из народной жизни «приметы старины глубокой»; городскаякультура проникает в деревенский быт вместе с книгами и аудиовидеотехникой, электричествоми водопроводом, холодильником и автомобилем. Этническая культура все больше переселяетсяв музеи. Ее надо знать и изучать, но жить — в современной культуре. Конечно, невсе в современной культуре может нам нравиться и не все из этнической культуры должнобыть исключено из нее. Но забота о сохранении или восстановлении незаслуженно забытыхплодов древней народной мудрости должна диктоваться не одной только любовью к прошлому,а прежде всего любовью к будущему, не стремлением удержать специфику, отличающуюданный народ от других, а желанием способствовать прогрессу национальной культуры.Патриотизм идет на пользу народу лишь тогда, когда нацелен не на бдительную охрану«истоков», а на процветание народа. Культурный прогресс нации — вовсе не сплошнаячереда побед и приобретений. Он полон противоречий и утрат. Как человек, взрослея,теряет способность довольствоваться детскими наивными радостями, так и народ, развиваякультуру, лишается многого, что волновало и тешило предков. Культурный прогресссближает народы и выравнивает, а во многом даже унифицирует и стандартизирует условияих культурной жизни. Техника производства и быта, основные права личности и принципыправопорядка, научные знания и многое другое — в этом страны с развитой современнойкультурой мало отличаются друг от друга. Можно сожалеть об утрате национальной специфики,но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации.
Разрыв между национальнойи этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещениянарода, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщениик национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио,телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).
2. Особенности развитияи функционирования национальных и этнических культур в современном мире
«Человечество — эскиз плана,столь изобилующий силами и задатками, столь многообразный набросок, а в природевсе настолько зиждется на самой определенной, конкретной индивидуальности, что великиеи многообразные задатки человечества могу быть лишь распределены среди миллионовживущих на нашей планете людей и как-то иначе вообще не могут проявиться. Рождаетсяна земле все, что может рождаться, и пребывает на земле все, что может обрести постоянствосогласно законам природы....
Поскольку каждый человек сампо себе существует лишь весьма несовершенно, то в каждом обществе складывается некийвысший максимум взаимодействующих сил. И эти силы, неукротимые, беспорядочные, бьютсядруг с другом до тех пор, пока противоречащие правила, согласно действующим законамприроды, никогда не ошибающимся, не ограничивают друг друга, — тогда возникает некийвид равновесия и гармонии движения. Народы видоизменяются в зависимости от места,времени и внутреннего характера; всякий народ несет на себе печать соразмерностисвоего, присущего только ему и несопоставимого с другими совершенства. Чем чищеи прекраснее достигнутый народом максимум, чем более полезны предметы, на которыхупражняются совершенные силы его души, чем тверже и яснее узы, связывающие все звеньягосударства в их сокровенной глубине, направляющие их к добрым целям, тем прочнеесуществование народа, тем ярче сияет образ народа в человеческой истории. Мы проследилиисторический путь некоторых народов, и нам стало ясно, насколько различны, в зависимостиот времени, места и прочих обстоятельств, цели всех из устремлений. Целью китайцевбыла тонкая мораль и учтивость, целью индийцев — некая отвлеченная чистота, тихоеусердие и терпеливость, целью финикийцев — дух мореплавания и торговли. Вся культурагреков, особенно афинская культура, была устремлена к максимуму чувственной красоты— и в искусстве, и в нравах, в знаниях и в политическом строе. Спартанцы и римлянестремились к доблестям героического патриотизма, любви к отечеству, но стремилисьпо-разному. Поскольку во всех подобных вещах главное зависит от времени и места,то отличительные черты национальной славы древних народов почти невозможно сопоставлятьмежду собой.
И тем не менее мы видим, чтово всем творит лишь одно начало — человеческий разум, который всегда занят тем,что из многого создает единое, из беспорядка — порядок, из многообразия сил и намерений— соразмерное целое, отличающееся постоянством своей красоты. От бесформенных искусственныхскал, которыми украшает свои сады китаец, и до египетской пирамиды и до греческогоидеала красоты — везде виден замысел, везде видны намерения человеческого рассудка,который не перестает думать, хотя и достигает разной степени продуманности своихпланов. Если рассудок мыслил тонко и приблизился к высшей точке в своем роде, откудауже нельзя отклониться ни вправо, ни влево, то творения его становятся образцовыми;в них — вечные правила для человеческого рассудка всех времен. Так, например, невозможнопредставить себе нечто высшее, нежели египетская пирамида или некоторые созданиягреческого и римского искусства. Они, все в своем роде, суть окончательно решенныепроблемы человеческого рассудка, и не может быть никаких гаданий о том, как лучшерешить ту же проблему, и о том, что она будто бы еще не разрешена, ибо исчерпанов них чистое понятие своего предназначения, исчерпано наиболее легким, многообразным,прекрасным способом. Уклониться в сторону значило бы впасть в ошибку, и, даже повторивошибку тысячу раз и бесконечно умножив ее, все равно пришлось бы вернуться к ужедостигнутой цели, к цели величайшей в своем роде, к цели, состоящей в одной наивысшейточке.
А потому одна цепь культурысоединяет своей кривой и все время отклоняющейся в сторону линией все рассмотренныеу нас нации, а также все, которые только предстоит нам рассмотреть. Эта линия длякаждой из наций указывает, какие величины возрастают, а какие убывают, и отмечаетвысшие точки, максимумы достижимого...» — Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества
Отличительной чертой современногомира является его этническое и национальное разнообразие. В начале третьего тысячелетияна нашей планете насчитывалось около 200 независимых государств, 5000 этническихгрупп и более 600 сообществ, представители которых говорят на одном языке. Однако,в последние годы эта структура мирового сообщества достаточно быстро деформируетсяпод воздействием процесса глобализации. Так, например, по некоторым прогнозам, кконцу 21-го века более половины из существующих в настоящее время этнических языковмогут исчезнуть навсегда. Это означает, что навсегда будут утрачены многие ценностикультуры, а также многие знания.
Национальная культуранового и новейшего времени существенно отличается от прошлых и классических фольклорныхформ. Эти изменения связаны прежде всего с общей динамикой в системах культуры иобщества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народовв новых условиях.
Развиваясь вместе собществом (сообществом), культура становится все более сложной, разветвленной имногоуровневой. С возникновением национально-государственных образований, укреплениемсоциальных структур, постепенно складывается общенациональный вариант языка и культуры,по отношению к которым регионально-этнические культурные традиции при всей своейисконности и аутентичности занимают как бы подчиненное положение, оставаясь культуройповседневности, разговорным языком, сферой бытового общения, а также историческойпамятью рода, семьи. Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененномвиде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной,соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культуранового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализацияотдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям.Возникает культура земледельческая, художественная, религиозная, правовая, политическаяи пр. Складывается представление о культуре духовной (религиозной) и светской, официальнойи частной, сословной и общенациональной, региональной и мировой.
Параллельно, помимотрадиционных механизмов прямого наследования, формируются опосредованные способыпередачи культуры, фиксации и закрепления культурного текста в качестве каноническогообразца, а также введения его в социальное обращение. Возникают и множатся как техническиесредства, обслуживающие этот процесс и влияющие на него, так и самые разные социальныетехнологии обучения, трансляции, социализации; образуются соответствующие социальныеинституты, сеть организаций разного уровня формализации.
Становясь многослойной,культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами. Фольклор,теряя свое исконное универсальное положение, начинает активно взаимодействоватьс субкультурами, образуя, с одной стороны, современные вторичные формы народнойкультуры, а с другой — обретая роль культурного наследия.
В культуре нового временивесьма значительное место начинает занимать массовая культура, которую иногда сближаютс народной, видя в ней проявление того же коллективно-бессознательного, внеличностного,анонимного начала, которое есть в фольклоре. Однако те произведения, изделия, вещи,которые представляют такую культуру, чтобы стать действительно массовыми, завоеватьвсеобщее внимание, должны быть очень профессионально выполнены и еще более профессиональнозапущены в оборот с использованием широкого арсенала современных технологий производства,фиксации, обработки, тиражирования текстов, с ориентацией на вкусы широкой публики,стереотипы массового сознания. Все это, конечно, отличает данную область культурнойдеятельности от самостийно существующей культурной практики устной традиции, помасштабам охвата сейчас явно уступающей массовой.
Вместе с тем в современныхобществах с высоко развитыми информационными технологиями, специализацией всех областейдеятельности продолжает существовать и вне профессиональная культурная практикав синкретических формах. Она живет своей жизнью параллельно со специальными, профессиональнымиобластями в многоэтажном здании современной культуры. Уходят в прошлое классическиеформы национальной культуры(например, эпические жанры фольклора разных народов), им на смену приходят всевозможныемалые формы фольклора и постфольклора.
Традиционные формыкультуры в прошлом (для разных народов оно может быть отнесено к разным периодам)воплощали некие базовые жизненные ценности, определяющие основы социального бытиясообщества. Теперь картина мира современного человека в значительной мере строитсяна иных представлениях и способах ориентации в социальном и природном пространстве.Они во многом выработаны уже достаточно давней профессиональной традицией, в которойэлементы народного миросозерцания присутствуют лишь фрагментарно. Обращение к национальнойкультуре — это часто сфера специальных интересов отдельных групп, приверженностьк ритуалам, обычаям, связанным с определенными обстоятельствами жизни, тяготениек историческим культурным формам. В таком случае речь может идти не столько о социальномнормировании жизнедеятельности людей, сколько об украшении, декорировании, внесениидополнительных смысловых нюансов и форм в ту общую ценностно-нормативную базу (илиее фрагменты, восходящие к разным эпохам), на основе которых так или иначе устраиваетсвою жизнь современный человек.
Традиция — это то,что помогает системе выживать, обеспечивает ее адаптивность, т.е. «ее способностьдля самосохранения приводить себя по принципу обратной связи в соответствиесо средой». Причем под адаптацией понимается не пассивное приспособление, а активныйпроцесс взаимодействия системы со средой.
Вытесненные из жизниобщества как пережитки прошлого многие элементы этнических культур начинают игратьопределенную роль как в современном пестром и неоднозначном культурном пространстве,так и жизни народов — носителей этих традиций. Отчасти это связано с актуализациейэтнического и национального самосознания в последние десятилетия XX в. Во множествевозникают различные центры традиционных методов лечения (по иронии судьбы эти методы,будучи весьма древними, часто называются нетрадиционными по отношению к утвердившимсяболее поздним традициям медицины европейского типа), школы боевых искусств разныхнаправлений, школы народных ремесел, ансамбли народной музыки, пения, танца, максимальнополно воссоздающие этнические аутентичные архетипы. Культивируются порой весьмаархаичные формы традиционного религиозно-магического опыта. Параллельно возникаютвсевозможные формы неоязычества, в частности неошаманства и др., а также происходитскрещивание или смешение разных этнических традиций, перенос и вживление их в новую,неаутентичную социальную ткань, что дает естественный выход в область современноймассовой культуры,эксплуатирующей и «переваривающей» любой культурный материал.
В бытовом сознаниизначительной массы людей по законам устной культуры продолжают жить элементы социальнойпрактики, религии, философии, восходящие к традициям далекого прошлого, порой ужемалознакомого и почти чуждого этим людям. Наметился даже своеобразный параллелизми одновременно противостояние традиционно-народного и профессионального, специализированногоподходов к одним и тем же сторонам жизни и способам отношения к ним (истолкование,сохранение, практическое использование, преобразование и пр.). Это относится к самымразным областям: художественное творчество, религия, медицина-целительство, метеорология,организация хозяйственной деятельности, связанной с природой, домашним бытом и пр.
Аналитический, сциентистскийподход, выработанный в европейской культуре, предполагает дифференциацию множестваобластей знания, технологий, их обоснование и методологическое обеспечение. Такойподход, безусловно, противостоит синтетическому, по преимуществу интуитивно-чувственному,заложенному издревле в основе синкретической традиционной культуры. Вместе с тем,несмотря на типологические различия культур разных эпох и традиций, можно говоритьоб очевидной тенденции актуализации прошлого в самых разных формах.
По-видимому, потребностьв альтернативных культурных парадигмах особенно актуализируется в наиболее сложные,переходные, кризисные эпохи, подобные переживаемой нами на грани веков. Именно втакое время становятся вполне приемлемы разные, в том числе взаимоисключающие направлениясоциальных, религиозных, научных, художественных поисков и соответственно множатсякритерии оценки результатов. Наука пересекается с обыденным знанием, обретает такоекачество, как трансдисциплинарность, как бы расширяет проблемно-предметные горизонты,но одновременно возникает необходимость транспонировать строгую (тем более точную)методологию в относительно более «мягкие» варианты. Еще более причудливые формыпорождает художественная культура, а также обширная область обыденной культурнойпрактики.
В современном динамичноммире с невиданным ранее расширением информационных возможностей, усложнением технологийусиливаются, интенсифицируются изменения в национальной культуре, включая традиционныемеханизмы ее трансмиссии. Все более явственно проявляются процессы стандартизации,унификации, массификации не только в производстве, но и в культуре. Наиболее уязвимойоказалась национальная культура прошлого. Повсеместно, у разных народов, с той илииной степенью интенсивности происходит разрушение традиционного образа жизни, хозяйственногоуклада, ослабление традиционных социальных связей и структур, основанных на непосредственныхмежличностных контактах (семейных, родственных, соседских, общинных), сужается ихареал. Сообщества носителей классических фольклорных традиций утрачивают былую однородностьвследствие усиления миграционных процессов из села в город, с одной территории надругую. Постепенно происходит вытеснение исторических традиций унифицированнымистандартами, подкрепляемое экспансией СМИ.
В результате нарушаютсяестественные механизмы преемственности, сохранения традиций из уст в уста, из рукв руки. Все это подрывает естественный ход процессов
культурного взаимообмена,взаимообогащения разных культурных (субкультурных) направлений. О таком естественномвзаимообмене между городом и селом говорил в свое время Б.В. Асафьев, когда указывална то, что «вместе с крестьянскими подводами с продовольствием и ямщицкими тройкамиехали народные напевы», причем в локальном, диалектном обличье. В крестьянском фольклоре,в свою очередь, усваивались и перерабатывалось влияние городской культуры и профессиональногоискусства.
В современном миревсе эти процессы динамизируются. В традиционных стереотипах постепенно ослабеваетформальность. Эти стереотипы, типовые конструкты проявляются в современных текстахна более высоком уровне обобщения. В этом случае целесообразно говорить об относительноустойчивых сюжетно-композиционных схемах, структурно-функциональных комплексах,мотивах. К ним можно отнести типичный любовный треугольник, мотивы предательстваи возмездия, преступления и наказания и т.д. Они реализуются в разных текстах, слабоканонизированных,а также профессиональных, погружаются то в современный реальный, то в вымышленныймир, расцвечиваются разными деталями. При этом, например, в песнях словесный тексти напев могут не представлять синкретического единства, поскольку один текст можетиметь хождение с разными напевами и наоборот.
Современные образцы,стереотипы по сравнению с вековыми традициями исторического фольклора имеют болеекороткий жизненный путь. Так, появление достаточно распространенного по городами весям частушечного жанра фольклористы относят к концу XIX века. Сами же текстычастушек (коротких, чаще всего четверостишных, рифмованных песенок) на лету рождаются,быстро исчезают, сменяются другими, мгновенно откликаясь на все многообразие личнойи общественной жизни. В них есть устойчивые стереотипы, которые иногда живут десятилетиями.Например, метро-ритмические схемы, короткие, броские напевы, зачины типа: «С небазвездочка упала», «Ты скажи, подружка Маня» («Дорога подружка Маня...») и др. Такиезачины могут многократно повторяться, давая толчок импровизации. Очень подвижныи непосредственно привязаны к жизненным реалиям анекдоты, байки и другие так называемые малые формы фольклора илипостфольклора. То, что записывали фольклористы, скажем, в годы Великой Отечественнойвойны (устные рассказы, сказки, частушки и пр.), к концу XX века ушло из живой практики,забылось, им на смену пришли другие тексты.
Предметно-материальныймир традиционной народной культуры продолжает жить в условиях современности. Онобширен, многообразен, но в значительной части носит иной, чем прежде, характер,заметно отличаясь от старого. И это вполне естественно, ибо быт и мировоззрениенаселения резко изменились и продолжают меняться на наших глазах с редкостной быстротой.Процесс этот неровен, не везде одинаково интенсивен, так как каждая страна неоднороднакак по этническому, так и по социальному составу населения, разнообразна по культурным,природным, экономическим условиям, по степени ориентации на традиции прошлого.
Ориентация на традиционнуюнародную культуру — заметная черта современного социокультурного процесса в целом.Как известно, в культуре разных народов и стран в XX в. прослеживаются две глобальныетенденции, находящиеся в оппозиции друг к другу. Одна из них определяется образованиемнеких единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всемумиру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы, близкие всему человечеству(или значительной его части). Это широкий слой культуры и в основе его лежат общиемощные процессы интеграции.
Другая тенденция связанас не менее интенсивными процессами регионализации, национально-этнического возрождениякультур и народов. В ней реализуется потребность в осознании своего, самобытногокультурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальноми культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбыс этой землей, страной, религией, с ее прошлым, настоящим, будущим.
В данном случае важнавторая тенденция, пути ее реализации в современной отечественной культуре. Стремлениек созданию и поддержанию своего имиджа характерно для разных народов, не исключаяи тех, которые находятся на весьма высоких ступенях социального развития и приобщенияк технологиям мировой цивилизации.
Пример из нашей действительности.Экспертный опрос, проведенный Ленинградским институтом культуры в начале 90-х годовв одной из центральных областей России, показал, что среди разных направлений культурно-досуговойдеятельности, требующих первостепенного внимания и поддержки, первые места занимают- возрождение национальных традиций (90,5%) и защита окружающей среды(92,5 %), т.е. сохранение, поддержание, воссоздание культурной и природной среды,сформировавшейся на протяжении веков, экология в глобальном смысле слова.
Что же в традиционнойнародной культуре может и должно быть сохранено, поддержано, восстановлено и органичновключено в социокультурную ситуацию сегодняшнего дня, а что составляет удел прошлогои должно стать предметом му-зеефикации как историческая память народа и общества?Проблем немало. Что, собственно, означает поддержание, восстановление традиций илиотдельных ее элементов? Какими путями и чьими усилиями это должно быть достигнуто?Насколько пробуждение национального и этнического самосознания связано с возвращениемк этнокультуре в социально-бытовой сфере? Или оно ограничивается просветительно-познавательныминтересом общества к своему историческому прошлому, памяткам культуры, народнойи книжной, и мало влияет на жизнеустройство представителей этноса в настоящем?
Очевидно, что элементытрадиции в культуре в этих случаях будет существенно различаться; и различия этиважно ощущать и при анализе современного состояния народной культуры и при решениикаких-то практических, культурных задач.
Здесь обсуждается кругвопросов применительно к той области народной культуры, которая по традиции называетсянародным творчеством, фольклором и ассоциируется преимущественно с художественнойкультурой, включая музыку, хореографию, словесное, визуально-пластическое искусство,театрально-игровые действа в разных жанровых формах. Все эти элементы в идеале или,вернее, в прошлом, для одних народов — далеком, для других — относительно близком,были объединены в некоторую целостную систему. В 90-х гг. XX в. они, как правило,существуют фрагментарно, как некоторые включения в современное довольно мозаичноекультурное поле. Однако и в таком виде они, можно полагать, функционируют и способныоказывать определенное влияние на социокультурную ситуацию, участвовать в формированиинационального и этнического сознания.
В современный период тематикамоей контрольной работы представлена во многих трудах философов и культурологов.Среди них — В.М. Межуев, М.К. Петров, А.М. Арнольдов, П.С. Гуревич, Ю.М. Лотман,Г.В. Драч, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, А.Н. Ерыгин и другие. В своих работах ониучитывали то, что основой общества является взаимодействие людей, результатом которогостановится поведение, которому члены общества научаются в многообразных группах,общинах, коллективах и т.д. Предметом исследования таких ученых, как Э.С.Маркарян,М.С.Каган, М.Б.Ешич и др., стала культура, как органичный компонент общества, выявляющегоее многогранность, многоаспектность.

Список использованной литературы
1. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособиедля студентов гуманит. вузов. — М.: Аспект-Пресс, 1994. — с. 206 — 228.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология:Пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч.- М.: Аспект-Пресс, 1994.-Ч.1.-с. 259 — 289; Ч. 2. — с. 93 — 120; 152 — 196.
4. Культура: теории и проблемы: Учеб.пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой.-М.: Наука, 1995. — с. 255 — 277.
5. Культурология: Учеб. пособие для студентовнегуманитарных специальностей /Под ред. В.И. Добрыниной. — М.: Знание, 1993. — с.47- 67.
6. Культурология: Учеб. пособие для студентоввысших учебных заведений/Под ред. Г.В. Драча. — Ростов н/Д.: Феникс, 1995. -с.117-141.
7. Лосский Н.О. История русской философии.-М.: Высш. шк., 1991.-560 с.
8. Философия культуры. Становление и развитие/ Под ред. М.С. Кагана. — СПб.: Лань, 1998. — с. 139 — 157.
9. Гердер И.Г. Идеи к философии историичеловечества- М.: Наука,: 1977. — с. 440-441
10. Словарь социально — гуманитарных терминов./Под общей ред. А.Л. Айзенштадта. Минск,1999
11. Этнографические исследования развитиякультуры./ Академия наук СССР ордена дружбы народов институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1985,– с. 31-33.
12. Садохин А.П. Этнология./- Изд.-3-е– М.: Альфа-М, Инфра-М, 2004. – с. 260-269.
13. Морфологиякультуры: структура и динамика. — М., 1994.
14. Асафьев Б.В. О народной музыке. — Л., 1987. — С. 106
15. Народнаякультура в современных условиях: Учеб. Н-30 пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-ткультурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. — М., 2000. — 219 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.