Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Этнографические особенности караимов

Содержание
Введение
Раздел 1. Караимы каксвоеобразная этническая группа Крыма
1.1 Происхождение караимов
1.2 Антропологический тип
1.3 Религиозные верования
Раздел 2. Обряды караимов
2.1 Свадебный обряд
2.2 Венчальный обряд
2.3 Рождение ребенка
2.4 Похоронный обряд
Раздел 3. Материальная культура караимов
3.1 Национальный костюм
3.1.1 Мужской костюм
3.1.2 Женский костюм
3.2 Жилища
3.3 Пища
Выводы
Список использованных источников
Введение
Тема этнографических особенностей караимов в повседневное времястало очень популярной. Помимо собственного научного интереса ее актуальностьобусловлена сегодня и иными факторами. Малочисленность караимского этноса притягиваетнас к изучению истории этого народа.
Тема курсовой работы выбрана мной не случайно. Этнография народовпритягивает к себе любого любознательного человека. Особенно этнография караимовувлекает своей интересной и необычной историей. Обычаи караимов настолько интересны,что невозможно оставаться равнодушным к их культуре. Обряды данного народа настолькокрасочны и богаты, что изучение этого материала затягивает нас в историю караимов.
Рассмотрением этой темы очень важно, так как до сих пор сохраниласьвера и обычаи этого народа.
Цель изучить культы и обряды караимов, исследовать происхождениеи материальную культуру, определить меры влияния караимской культуры на повседневнуюжизнь нашего общества.
Объект исследования — является культура и быт караимов.Полиэтническое и конфессиональное многообразие Крыма.
Предметом исследования — караимы как особая этническаягруппа Крыма.
изучить культы и обряды караимов, исследовать происхождение иматериальную культуру, определить меры влияния караимской культуры на повседневнуюжизнь нашего общества.
Для достижения поставленной цели нужно разрешить такие задачи:
1. Описать происхождение караев.
2. Рассмотреть обряды караимов.
3. Охарактеризовать материальную культуру: национальную одежду, бытовые обычаии традиции.
этнографический караим национальный обряд
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:сравнения, описания, обобщения.
Основное содержание курсовой работы включает три раздела.
В первом разделе освещены вопросы о происхождении караимов, ихантропологического тапа и религиозных верований.
Второй раздел посвящен описанию обрядов этого народа: свадебный,венчание, рождение ребенка, похоронный.
В третьем разделе мы углубляемся в материальную культуру караимов,а именно их национальные костюмы, жилища и пища.
Самыми ценными источниками для написания курсовой работы являются:Полканов Ю.А. «Вероисповедание караимское», Дайнер Э. «История крымских караимов», Герцен А.Г.«Археологические исследования караимских памятников в Крыму» и труды другихавторов.
Раздел 1. Караимы как своеобразная этническая группаКрыма1.1 Происхождение караимов
Происхождение караимов и история народа до настоящего временивызывают много споров. Эти проблемы не могут считаться однозначно решенными, хотясами караимы заявляют о том, что они давно решены.
Этническое происхождение караимов отражает сложные взаимосвязиих предков, относящихся также к предкам многих современных тюркских народов.
К древним предкам современных караимов относятся племена, известныеще с IV в. До н.э. Это саки (ихназывали также массаки — массагеты, кайсаки, турусаки), скифы и гунны. Они занималиобширные территории Евразии [16, с.18].
В науке существует несколько точек зрения о происхождении караимов.
Первая гипотеза о хазарском происхождении караимов, которой придерживаютсябольшинство исследователей. Она заключается в том, что тюркоязычные крымские караимыпроизошли из сплава многих племен и народов, населявших Крымский полуостров и прилегающиек нему местности, но основой формирования являлись хазары и команы (куманы — половцы).
Есть и другое мнение, будто караимы являются потомками тех половцев- куманов, которые обитали в Северном Причерноморье с X века н. э и попали в Крым совместно с татарами.
По одной из других точек зрения, предками караимов были скифы.
Название своего народа караимы получилы по религии, которую ониисповедовали, — караимизм. Дословно «карай» и его производное «караим»происходит от семантического корня «кара», что означает «читать».Отсюда «карай», «караим» — читающий, то есть признающий толькописаный Закон — Ветхий Завет Библии, отвергающий устный закон — Талмуд [1, с.17].
Крымские караимы — потомки населения, которое с давних временнаселяли Крым. До сегодняшнего времени сохраняют свою культурную и религиозную идентичность.Имеют собственные исторические традиции.
 1.2 Антропологический тип
Современные крымские караимы — среднего роста, с широкой груднойклеткой, с гладкими, иногда слегка волнистыми темными волосами и темными глазами.95%имеют брахицефальный череп, со слегка приплюснутым затылком. Причиной этой деформацииявляется обычай привязывать младенца в люльки с забинтованной головкой. Не редкивыраженные скуловые дуги и косой разрез глаз. Типичны довольно крупны, утолщающийсякнизу нос, вислой формы, смуглая кожа и значительная волосатость тела [2, с.13].Луцкие караимы, по описанию В.И. Кефели, — чаще всего брюнеты или шатены с сильнокурчавыми волосами. Глаза темные, миндалевидной формы, с умеренно выдающимся впередглазным яблоком, однако встречается и круглая форма глаз. Нос длинный, с горбоми плоским толстым концом. Кожа светло — желтая [12, с.11].
По мнению А.Н. Пуляноса, такие присущие караимам характеристики,как очень высокое переносье, выпуклая спинка носа, развитый волосяной покров составляютотличительные черты переднеазиатского антропологического типа. Более толстые губы,волнистые волосы, определенная ширина глазной щели характерны для более южного вариантапереднеазиатского типа. Однако караимы отличаются от этого варианта слабо развитымволосяным покровом, особенно на груди.
Таким образом, при наличии множества спорных моментов, особеннов том, что касается интерпретации данных антропологических измерений, все исследователисходятся во мнении о типично европеидном облике караимов в его южном варианте, сочень небольшой монголоидной примесью. С морфологической точки зрения эта примесьвыражена слабо [8, с.34].
Таким образом, все исследователи сходятся во мнении о типичноевропеидном облике караимов в его южном варианте, с очень небольшой монголоиднойпримесью.
 1.3 Религиозные верования
Караимизм представляет собой синкретичную систему верований,культовых и обрядовых действий, состоящую из нескольких компонентов: верования,близкие к религиозному учению Анана бен-Давида; языческие верования, распространенныев среде кочевых тюркоязычных племен Южной Сибири, Алтая и Хазарского каганата; элементырелигиозной практики ислама, воспринятые от народов Ближнего Востока, Турции, населенияКрымского ханства. Существует несколько вариантов интерпретации караимизма, еговозникновения и развития как религиозной концепции [4, с.41].
Ряд авторов трактует караимизм как иудейскую секту, возникшуюв VIII веке в Багдаде и связаннуюс именем еврея, Анана бен — Давида.
Другая трактовка караимизма как самостоятельной религии с собственнойдогматикой и обрядностью связанно с представлением о тюркской среде генезиса религиозноговероучения, в частности с Хазарским каганатом.
Каждая из версий выдвигает в качестве аргументы в свою пользуодну из составляющих основ караимизма как стержневую суть религиозного вероучения:либо учение Анана бен-Давида, либо тюркский пласт верований.
Наиболее обоснованной представляется версия, трактующая караимизмкак многокомпонентною систему верований, сложившуюся в результате проживания последователейАнана среди тюркоязычного и исламизированного населения Крыма и взаимопроникновенияразличных традиций [7, с.15].
Караимы признавали Пятикнижие Моисея, читали его и старалисьв соответствии с законами Моисея выстраивать нормы своей жизни. Они отрицали устныепредписания. Традиционно считается, что караимизм оформился в самостоятельную религиознуюсистему в VIII веке под влияниемрелигиозного учения Анана с его верой в Единого Бога, в бессмертии души, в пророкови откровения Моисея, Иисуса Христа и Магомета. Традиции этого учения основаны напочитании нравственных заповедей Священного писания, терпимости и свободе верующихв постижении канонов веры и мудрости откровении сообразно своей совести, не полагаясьна мнения других. Мусульманство и православие покровительствовали караям, почитающимМагомета и Иисуса Христа [15, с.7].
Крымские караимы — народ, для которых крымское вероисповеданиеявляется национальной религией, унаследованной от своих предков.
Караи издавна чтили Единого Бога Неба (Тэнгри). Тенгрианствос его единобожием и веры в зависимости судьбы от поступков человека облегчило караямпонимание нравственных положений Ветхого Завета и принятия учения Анана.
Важным принципом вероучения караев являются любовь к Богу и ближнему,почитания десяти заповедей и других нравственных предписаний Святого Писания. Вероучениеосновано на милосердии и благотворительности. Заповедь о любви к ближнему воплощаетсяв конкретные дела. Поступками и делами каждый без посредников несет ответственностьперед Богом. Добрые дела — форма служения Богу (Тэнгри). Караимы всегда отличалисьверотерпимостью. Они никогда не испытывали к другим народам религиозной ненавистии никого, кроме язычников, не старались вовлечь в свою веру. Они считали, что всякий,исполняющий законы своей веры в Единого Бога, заслуживает райской жизни [13, с.15].
Начиная с Анана, караимы находились под заметным влиянием богословскойшколы Асама — абу — Ханифы и восприняли некоторые положения и принципы ислама. Доприсоединения Крыма к России быт и образ жизни караимов мало чем отличались от мусульманского.
Религия караимской общины на долгие годы изолировала караимовв горном Крыму от других народов и до конца XIX в. затормозила их интеллектуальное развитие. Просветительскаядеятельность почти всех караимских ученых и философов носила религиозный характер[15, с.36].
Караимская религия проповедует общечеловеческие ценности, выраженныев десяти заповедях пророка Моисея. Своим потомкам предки караимов оставили духовноезавещание — «Заповеди предков».
1. Караимы, вы древние жители Крыма, носители уходящей в прошлоеуникальной культуры. Берегите ее.
2. Караимы, сохраняйте ваш язык — он связывает вас с тюркскимибратьями, крымскими татарами.
3. Мужчины — караимы, будьте мужественны. Помните символы вашегогерба: щит и рогатину. Создавайте большие семьи, продолжайте род, не отторгайтестариков, берегите семейные общины
4. Караимы Крыма, заботьтесь о ваших братьях в Галичи и Луцке,Панивежисе и Тракае. Помните, вам легче, вы каждый день видите крымское небо и трогаетекрымские камни.
5. Караимы, вы несете в себе следы языка, обычаев и религии другихнародов; вас создало человечество и обучали много веков татары Крыма, литовцы, русские.Дружите с народами будьте благодарны соседям.
6. Караимы, помните, что ваши гахамы и газзаны сохранили вамверу, землю, общину. Не забудем наших просветителей и, прежде всего, Серая Шапшала.
7. Наши предки гордились тем, что в караимской общине не былонищих. Богатые помогали малоимущим, обогащенные знаниями — тем, кто их не имеет.Следуйте путем добра.
8. Тот, кто ел караимскую пищу, запомнил ее на всю жизнь [15,с.13].
Таким образом религия помогла караимам не раствориться в татарскойи литовской среде, сохранить свою целостность, как в этническом, так и в культурномсмысле.
Раздел 2. Обряды караимов2.1 Свадебный обряд
Женитьба для караимов была не только личным делом вступающихв брак или соглашением глав двух семейств, но важным событием и большим праздникомвсей общины. В свадебном обряде тесно переплелись народные и религиозные традиции.
Для заключения брака требовалось соблюсти некоторые условия:совершеннолетие, взаимосогласие, единоверие, этническая принадлежность к караимами отсутствие между вступающими в брак запретного родства.
В давние времена девушку считали созревшей для вступления в бракк 13, а юношу — к 16 — 18 годам. В середине XIX в. был принят минимальный брачный возраст для девушки — 16, адля юноши — 18 лет. В дальнейшем возможность вступления в брак определялось совершеннолетиемна основе государственного законодательства [10, с.41].
Взаимное согласия на вступления в брак в прошлом носило достаточноформальный характер. Молодые беспрекословно подчинялись воле старших. А главы семейне редко договаривались о породнении детей задолго до достижения ими совершеннолетия.
Существовал строгий религиозный запрет на браки с иноверцами,в число которых автоматически входили в лица других национальностей. Позже бракис представителями близких по крови тюркских племен не возбранялись при условии принятияими караимского вероисповедания. В XVIв. общины стали более замкнутыми. Браки заключались внутри общин и междупредставителями разных караимских общин [14, с.23].
Согласно караимским традициям и законам можно было не ограничиватьсяодной женой. Спрос о второй жене решался старейшинами и духовенством при наличиивеских причин.
Узловыми моментами при совершении брака были обручение, составлениебрачного договора и собственно свадьба (той) с венчанием. Все это сопровождалиобряды, освященные древней народной традицией. Процедура женитьбы состояла в прошломиз следующих основных актов: обручение, вручение подарков женихом, вечер кройкиплатьев у невесты, «девичник» у невесты, «мальчишник» у жениха,составление брачного договора, купание и приготовление невесты, посещения женихомс друзьями бани, скачки на лошадях, одевание жениха, венчание, «львиный»вечер и вечер подарков [13, с.15].
Следовательно брак для караимов являлся важным событием и большимпраздником для всей общины.
 2.2 Венчальный обряд
Церемония начиналась по приходе жениха. Сначала брат невестызачитывал брачный договор. Его подписывали жених и 12 свидетелей. Затем договорсворачивали трубочкой, бросали внутрь золотую или серебряную монету, опечатывалии в таком виде в дальнейшем хранили. Договор вскрывали лишь в случае развода илисмерти одного из супругов.
С момента составления брачного договора и до окончания венчанияисполнялся ряд традиционных обрядов. В определенный момент жених и невеста становилисьна белый войлок или шкуру. Их посыпали монетами, миндалем, сахаром, зерном. В концеобряда на голову жениха сыпали немного золы.
После благословения молодых священником церемония венчания считаласьзаконченной, и жених отправлялся с друзьями домой. Брат невесты относил ее на рукахв повозку и вместе с родственниками жениха отвозили ее в дом жениха. Здесь сновабрат невесты относил ее в брачную комнату [16, с.23].
Друзья жениха подавали закуску, но гости долго не задерживались.Молодые оставались одни в спальне. Сидя на брачном ложе, жених впервые заговаривалс невестой. А она после долгих просьб впервые открывала перед ним свое лицо и целовалажениху руку. Жених одевал ей на шею цепочку — подарок свидания.
Утром обязательно осматривали постель новобрачных. Это утро называлоськэртэк алды — перед брачным ложем. Для близких устраивали небольшой завтрак.
Семь дней муж не должен был выходить из дома. К нему и к егожене отдельно могли приходить гости [18, с.42].
Накануне субботы к молодым приходила молодежь. Этот вечер называлсяаслан — гэджесы или аслан оджакгэджэсы — «львиный» вечер,или вечер «львиного очага». Всю ночь друзья беседовали, рассказывали легенды,отгадывали загадки, соревновались в знании пословиц и поговорок.
В конце седьмого дня проводился вечер подарков. Собирались родственникии дарили новобрачным подарки. Затем молодой целовал руку и платье своей матери,сидевшей в кругу женщин, и дарил ей шубу. Этот обычай назывался покрывание шубой.Присутствовавшие бросали на шубу деньги в подарок прислуги. Свадебный обрядзаканчивался очередными поздравлениями, национальными песнями и танцами [15, с.34].
На седьмой неделе в субботу молодая жена впервые могла пойтив кенаса.
Естественно, со временем менялись условия жизни и свадебный обрядупрощался: ушли в прошлое бешеные скачки со стрельбой и состязаниями всадников.Все большее значение приобретало обоюдное согласие молодых и лишь потом — соглашениеродителей. Но многое из свадебного обряда сохранилось и до наших дней. Например,обычай становиться на шкуру или войлок и посыпать жениха и невесту монетами и зерном[17, с.45].
2.3 Рождение ребенка
Рождение ребенка в караимской семье было важным событием длявсей общины и о предстоящем событии становилось известно заблаговременно. Будущуюмать оберегали и опекали родственники и соседи, часто посещали ее, помогали по хозяйству,готовили все необходимое.
Детей рождали дома, на женской половине. На время родов приглашалиакушерку. Помощниц обычно хватало, так как семьи были большими. После родов всейсемьей помогали молодой матери и учили ее обращению с ребенком [19, с.57]. С особойрадостью воспринималось рождение сына — первенца, продолжателя рода. Отец и детисо стороны родителей становились буквально героями.
Мать сохраняла высушенную пуповину и прядь волос ребенка, зашивалаих в небольшой кожаный или матерчатый мешочек и постоянно носила при себе, считая,что это хранит ребенка от неприятностей.
В дом новорожденного нельзя было приходить с пустыми руками.По древнему народному обычаю ребенку дарили сырое яйцо. Яйцо рассматривали как символвозрождения жизни. Преподнося подарки, желали ребенку быть таким же чистеньким,кругленьким, беленьким и здоровым, как яичко [13, с.72].
В течение первых сорока дней после родов молодую мать и ее ребенкаособенно оберегали. Это предусматривалось и предписаниями религии. Сорок дней считалинаиболее уязвимым периодом для ребенка, поэтому и соблюдалась сорокадневная изоляция[12, с.32].2.4 Похоронный обряд
Сразу же после смерти члена общины кто-нибудь из друзей или специальноназначенный человек обходил дворы и сообщал эту весть. Войдя в дом, он говорил:«Башин сав болсун» («Здоровье твоей голове»). После этого посыльныйсообщал о печальном событии.
Всеми похоронными делами занимались специальные люди, родственникине должны были прикасаться к умершему.
Нельзя совершать погребение в субботу.
После установления факта смерти покойника накрывали простыней.На следующий день приносили деревянный гроб, умершего обмывали на специальной доске.Такую доску привозил сторож кладбища.
После обмывания умершего заворачивали в белый саван, одев егов чистое белье. На мужчину одевали кальсоны, длинную полотняную рубаху, носки, халат,тапочки и шапку. На женщину — рубаху, панталоны, чулки, платье, тапочки и косынки.Гроб выстилали мягким материалом, который покрывали простыней, а затем укладывалипокойника. Руки располагались вдоль тела. Под голову клали небольшую подушку. Закрытыевеки покойника нередко посыпали землей, взятой с родового кладбища. Тело умершегопокрывали сверху бархатом или простыней, а лицо — небольшой простынкой. С умершимне помещали никаких ценных вещей. Гроб закрывали и накрывали черной материей [14,с.56].
Отпевание. Всю ночь у гроба со стороны головы горели двесвечи и находились по два или более человек, которые поочередно читали соответствующиемолитвы. Отпевание находилось при закрытом гробе.
Пришедшие клали деньги на гроб или на платок на животе покойного,если гроб бал открыт.
Перед выносом тела, газзан исполнял печальные траурные песни,сочинявшие священником для данного случая, и заупокойную молитву. Молитву читалина караимском языке.
После чтения молитвы гроб выносили и несли на кладбище. Газзаншел непосредственно за гробом, а родственники покойного — на некотором отдалении[10, с.41].
На кладбище газзан опять читал траурные песни и заупокойнуюмолитву. Затем гроб опускали в могилу ногами на юг. Могила ориентирована в направлениисевер — юг. Священник и присутствовавшие бросали на гроб по горсти земли. Закапываямогилу, не передавали лопату из рук в руки, а втыкали ее в землю. Кровные родственникик гробу не прикасались и могилу не закапывали.
С обеих сторон могилы забивали колья. Колья пришли на смену пикам,которыми в древности отмечали края мужской могилы.
На могильный холмик со стороны ног клали по камешку или веточке.
Во время похорон все были в головных уборах, громко не разговаривали.В похоронах не участвовали женщины в положении, кормящие матери с детьми до сорокадней, больные и немощные.
После оформления могильного холмика газзан еще раз читал молитвуи присутствовавшие направлялись на поминки в дом покойного [12, с.32].
Поминки. По возвращении с кладбища перед входом в доммыли руки во дворе и лишь затем входили в помещение. После чтения газзанам молитвыначинали поминальную трапезу.
Рассаживались отдельно мужчины и женщины. Трапеза состояла изчерной траурной халвы (кара — алвасы), печенных яиц, слоеных пирожков с сыром (кашкавалом).В кара — халву клали гвоздику и перец. Чем моложе был умерший, тем больше добавлялиперца [13, с.43].
Сначала всех обносили тарелками с рюмкой водки, нарезанными пополам,посоленными и поперченными яйцами и кусками пирога. Каждый присутствующий выпивалводку и ставил пустую рюмку на тарелку. Закусывали яйцом и пирогом. Далее всех вновьобносили тарелками с траурной халвой и изюмом. Ближайшие родственники в трапезене участвовали. Затем газзан читал заключительную молитву, и все расходились.
В наше время на поминках рассаживаются за столом.
Вечером, после ухода посторонних, оставались ближайшие родственникии газзан. На пол стелили черный войлок или шкуру. В центре войлока или шкуры становилсягаззан с кубком вина и хлебом. Вокруг размещались родственники, сидя или стоя наколенях. От самого близкого родственника по движению солнца располагались по степениродства все остальные. При обряде могли присутствовать и более дальние родственникии близкие, но они не становились на черный войлок.
Газзан читал молитву, благословлял вино и хлеб и передавал ихсамому близкому родственнику. Тот отпивал глоток, отламывал кусок хлеба и передавалкубок с вином и хлеб соседу. По ходу движения солнца кубок и хлеб обходили всех.Получивший кубок последним допивал вино до конца. На этом обряд считался законченным,и участники погружались в глубокий траур, длившийся неделю. Глубокий траур носилипо отцу, матери, брату, сестре, сыну, дочери, мужу и жене. Ежедневно утром и вечеромпосещали кенаса, где для мужчин, пребывавших в трауре, предназначались специальныескамьи у входа. Весь период глубокой скорби женщины покрывались черной шалью, амужчины подпоясывались черным поясом [13, с.23].
По желанию родных газзан приходил в дом каждый день, читал заупокойнуюмолитву и пел печальные траурные песни.
Седьмой день. Семь дней ближайшие родственники, находившиесяв глубоком трауре, не ели мясную пищу. Это являлось ощутимым ограничением, еслиучесть, что караимы повседневно употребляли мясную пищу, особенно различные блюдаиз баранины.
На седьмой день ближайшие родственники посещали кладбище. Навосьмой, если седьмой совпадал с субботой, и на девятый — если с пятницей. По возвращениидомой и незадолго перед заходом солнца устраивали очередные поминки. Газзан повторялобряд на черном войлоке или шкуре — это был выход из глубокого траура.
Затем шли в кенасу, где собирались друзья и знакомые умершего.После моления возвращались в дом покойного. Здесь устраивали мясное кушанье (эташы).
Газзан читал разрешительную молитву, и все садились за поминальнуювечернюю трапезу. После недельного перерыва подавали разные мясные блюда, преимущественноиз баранины. В меню присутствовали траурная халва, кубитэ, пастырма, вяленые язычки,слоеные пирожки с варенным мясом и соусом из фасоли или гороха, вино, изюм, чайили кофе. Этим днем заканчивался период глубокого траура, и в дальнейшем разрешалосьповседневная мясная пища. Как и в субботу, в пятницу эташы не устраивали, в субботуне посещали кладбище.
В течении семи дней после похорон ничего нельзя было выноситьиз дома умершего. На следующий день после выхода из глубокого траура родные вновьпосещали кладбище, где газзан читал молитву. В этот же день газзан и служащему прикенасе шамашу давали отрезы материи, принесенные в день похорон, и деньги за оказанныеуслуги. Газзан обязан был взять то и другое. Считалось, что иначе его молитва недойдет до Бога. Материю и собранные деньги раздавали в этот же день бедным [20,с.13].
Сороковой день. Спустя сорок дней после похорон устраивалиследующие поминки. Практически это происходило в последнюю субботу перед сороковымднем. В отличие от предыдущих поминок трапеза устраивалась не вечером, а днем. Вместотраурной халвы подавали более светлую халву утешения — хазар — алвасы. Ее готовилибез перца, с большим количеством меда. Остальные блюда были те же, что и на седьмойдень [14, с.32].
Через 11 месяцев — последние поминки (Аккий — мяк). Ихустраивали обычно в первую субботу через 11 месяцев после похорон. Особенностьюэтой трапезы являлось обязательное наличие белой халвы и других сладких блюд, включаяореховую и тахинскую халву, рахат — лакум, сладкие пироги и печенье, варенье. Всеэто подавалось дополнительно к традиционным сладким блюдам. Из напитков подаваливино (шарап), водку, кофе, компот (кошаф). Этим днем траур заканчивался.
Раздел 3. Материальная культура караимов3.1 Национальный костюм
Стиль одежды крымских караимов — восточный, столь характерныйв прошлом для коренных жителей Крыма. Немало общего было в костюмах крымских татар,греков, армян, крымских цыган и других поселенцев, веками живших бок обок на крымскойземле.
 3.1.1 Мужской костюм
Комплект мужской одежды состоял из нижнего белья, верхних штанови рубахи, кафтана, кофты и верхнего кафтана. Поверх нижней рубахи и штанов типакальсон одевали верхние штаны и рубаху. Их покрывал длинный, чаще полосатый, кафтанс небольшим прямым воротником, с застежкой на крючках на груди от шеи до талии.Подпоясывались кушаком. На кафтан одевали короткую, по пояс, не застегивающуюсякофту с рукавами чуть ниже локтя. Одежду завершал длинный до пят верхний кафтан.Зимой его покрывала шуба.
На ногах носили ботинки или туфли с кожаными галошами, либо сапоги.
Мужчины брили голову и бороду, но оставляли усы. Старики не брились.
Национальный головной убор — невысокая черная круглая барашковаяшапка — караимка, как ее называли в Крыму. Головной убор — наиболее характернаячасть мужской одежды крымских караимов — сохранился у старшего поколения до нашихдней [18, с.65].
Праздничную мужскую одежду шили из дорогого, нередко светлогоматериала. Спереди ее расшивали золотом и серебром, украшали национальным орнаментом.
Мы видим, что крымские караимы по своему типу одежды очень близкик костюму крымских татар. Это очередное подтверждение, того, что эти народы былиочень похоже как в стиле одежды так и в других отраслях.
 3.1.2 Женский костюм
Женский костюм состоял из нижней рубашки, верхнего платья, кофточкии верхнего кафтана. Дома нередко носили и шаровары. В зависимости от достатка нижнеебелье было из шелка или из домотканой материи. Социальным положением определялосьи качество материала верхней одежды. Платье было длинным до пят, нижняя кромка сокантовкой. Подпоясывались широким поясом, часто с круглыми двойными серебрянымипряжками.
Кофта — короткая, до талии, с широкими рукавами, опущенными чутьниже локтя, распахнутая на груди и украшенная разноцветным орнаментом. Грудь подкофтой прикрывали ажурной белой сеткой с жемчугом или бисером. Нижний край сеткиукрашали монетами.
На ноги надевали чулки с красиво расшитыми подвязками и туфлиили легкие, украшенные шитьем, сафьяновые сапожки. В грязную погоду носили вне домавысокие деревянные колодки или обувь типа сандалий на толстой деревянной подошве[9, с.38].
Голову покрывала невысокая круглая красная шапочка — феска. Сверхуее украшала кружевная, часто белая, накладка, расшитая жемчугом, бисером, золотоми серебром, с бахромой. При выходе из дома феску наполовину прикрывали платком,ниспадавшим до плеч, или шалью [17, с.42].
 3.2 Жилища
Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранениюустойчивого типа традиционного караимского жилища.
В архитектурном отношении караимские дома похожи на татарские.Отличает их украшение террасы: для татарских домов характерна терраса вдоль стеныс деревянными колоннами, без украшений, в то время как для караимских домов характеренпортик с колоннами, украшенными поверх капители резным орнаментом [16, с.18].
Дома караимов строились полтора — два этажа, верхний из которыхпредназначался для жилья, нижний, нередко с высоким каменным цоколем, отводилсяпод хозяйственные нужды, под помещения конюшни или для содержания другого скота.Крыши — черепичные.
Дома караимов строились обычно внутри двора, но если они выходилина улицу, то только глухой стеной, и никогда не имели окон на улицу. Окна, выходящиево двор, закрывали деревянными резными решетками, которые, как и деревянное крыльцодома, украшались тонкими колонками [14, с.60]. Двор обносился высоким каменным забором,калитка имела полукруглый свод, постепенно ее заменяют большие ворота.
Двор делился на две половины: черную — для хозяйственных нужд(содержания скота, птицы) и белую, мощенную, мощенную, — для семейных нужд. Всяжизнь семьи протекала в стенах дома и во дворе, изолированном от чужих глаз. Необходимыматрибутом белого двора был вместительный подвал для хранения продуктовых запасовв зимнее время, колодец и беседка, увитая виноградными ветвями, в которой семьяпроводила большую часть времени летом. Непременным атрибутом караимского двора являлосьтутовое или абрикосовое дерево, в некоторых домах имелись фонтаны, небольшие бассейныи даже специальные помещения для бани.
Как правило, Г — образные в плане дома состояли из трех комнат,кухня находилась среди хозяйственных помещений на первом этаже. Две удлиненные жилыекомнаты с толстыми стенами располагались на одной оси, вдоль них тянулась галерея.Между ними располагались небольшие сени, из них шел выход на чердак [11, с.13].
Необходимым атрибутом комнаты являлись — деревянные диваны безспинок с нижними ящиками для постельного белья. Сэты приставляли к стене, покрывалимандаром — тюфяком, набитым овечьей шерстью, и покрывали ковром.
Обязательный атрибут гостиной комнаты — софра, за которой сиделина ковре. Ее использовали в качестве обеденного стола.
Характерная особенность богатого караимского жилища — наличиедополнительного помещения для гостей: просторной парадной гостиной и примыкавшейк ней небольшой спальни с двумя входами.
В холодную погоду для обогревания комнаты употребляли переноснуюмедную жаровню — мангал. В него клали древесный уголь, уже не имеющий угара. Вокругмангала собиралась семья или гости, на нем же в медном кофейнике варили кофе длягостей.
Отличительной чертой караимского жилища была печь тандыр,в которой готовили пищу, пекли хлеб, а в зимнее время она служила местом времяпровождения:вокруг, по краям, усаживались члены семьи, спустив ноги в печь [6, с.12].
Особое значение в доме придавалось казану: он был разной величиныи использовался не только для приготовления пищи, но и символизировал единство семьи.
 3.3 Пища
Кухня караимов близка тюркской: основу рациона составляет мясо,в первую очередь баранина. Широко были распространены бобовые культуры, мучные изделия,сладкие блюда, овощи и фрукты.
Баранину употребляли в вареном, жареном, тушеном, вяленом, сушеномвиде. Почетному гостю всегда подносили вареную баранью голову [5, с.45].
Жареная баранина готовилась и к столу, и впрок, то есть на зимуи весну. Ее укладывали в керамическую посуду и заливали курдючным топленным жиром,храня в сухом прохладном помещении до пяти — шести месяцев.
Мучные блюда — обязательный атрибут караимского стола. Наиболеедревним является пирог с сырой бараниной и различные пирожки. Их готовили на тандуре,закрывая казаном, покрытым углями. Позже на ряду с печеными пирожки стали жаритьв курдючном смальце из баранины в казанах, а затем в глубоких жаровнях. Такие пирожкиназывались чыр — чыр и подавались к столу в горячем виде [7, с.13].
Тесто для пирожков замешивались на бараньем жире, иногда к мясудобавляли рис или картофель. Караимы знали и дрожжевое тесто, из которого готовилигырдачык — многослойные лепешки, а также хлеб. Наиболее популярным слоенное тесто,которое использовалось для приготовления лепешек, пирогов и пирожков.
Бобовые и овощи караимы употребляли в качестве самостоятельногоблюда.
В качестве закусок популярны были печеные яйца, которые и сегоднячасто подаются к столу [16, с.46].
Среди популярных блюд караимской кухни следует отметить халву,которую подавали как к повседневному, так и к праздничному и ритуальному столу.Белая халва, которую в Крыму называли «караимская», имела вид круглогопирога из стекловидной массы с вкраплением ореха, поскольку ее готовили из яичныхбелков с добавлением жаренных орехов. Караимская халва может долго храниться в закупоренныхсосудах, в сухом и прохладном месте.
Выводы
Крымские караимы — один из малочисленных народов Крыма. Караи,проживающие на территории Крыма, считают себя самостоятельным народом.
Караимами называют представителей народа, исповедующего религиозноеучение караимизм, которое основано на признании исключительно авторитета Библиии отрицания авторитета Талмуда и любых иных толкований Письменной Торы. Этим караимыпротивопоставляли себя евреям-талмудистам.
Религия помогла караимам не раствориться в татарской и литовскойсреде, сохранить свою целостность, как в этническом, так и в культурном смысле.
Одними из важных факторов и условий сохранения национальногосамосознания являются приверженность к обычаям и сохранение своих обрядов. Несмотряна все исторические катаклизмы, основные из них достаточно долго сохраняются в бытовойкультуре народа.
Обычаи и обряды караимов связаны с главными событиями в жизничеловека: рождением, браком, смертью, а также с календарными праздниками.
Рождение ребенка было важным и радостным событием для всей общины,особенно опекали и оберегали будущую мать, все родственники и соседи.
О породнении детей, главы семейств договаривались за долго доих совершеннолетия. Бракосочетание молодых было важным шагом в их жизни, котороесопровождалось рядом обрядов и традиций, в которые верили и соблюдали, для дальнейшегосчастья их семей.
Смерть человека наносила траур всей общине. Это было печальнымсобытием, которое имело свои обряды погребения.
Стиль одежды крымских караимов — восточный, столь характерныйв прошлом для коренных жителей Крыма. Немало общего было в костюмах крымских татар,греков, армян, крымских цыган и других поселенцев, веками живших бок о бок на крымскойземле.
Относительная замкнутость караимской общины способствовала сохранениюустойчивого типа традиционного караимского жилища. В архитектурном отношении караимскиедома похожи на татарские.
Пищевые предпочтения относятся к тем явлениям, которые имеюттенденцию долго сохранять свою национальную специфику. Традиции национальной кухнипрочно удерживаются в повседневной и особенно в праздничной трапезе. Кухня караимовблизка к тюркской: основу рациона составляет мясо, в первую очередь баранина. Широкобыли распространены бобовые культуры, мучные изделия, сладкие блюда, овощи и фрукты.
Караимы оставили большой этнический и культурный след в истории.Караимы в соцветии Крымских народов — один из уникальных народов.
Список использованных источников
1. Ачкинази И.В. Условия формирования иудейских общин на территорииКрыма в хазарский и послехазарский период / Ачкинази И.В. — Симферополь, 1997.- 217 с.
2. Айбабин А. И Население Крыма в середине III-IV вв. / Айбабин И.В. — Симферополь, 1996.- 13 с.
3. Бабаджан А. А Праздники и памятные даты крымских караимов / БабаджанА.А. — Симферополь, 1997. — 12 с.
4. Бараж Ю.С. Кто мы, крымские караимы, и почему у нас такая религия/ Бараж Ю.С. — Симферополь, 2000. — 41 с.
5. Герцен А.Г. Археологические исследования караимских памятников вКрыму / Герцен А.Г., 1998. — 21 — 45 с.
6. Дайнер Э. История крымскихкараимов. / Дайнер Э. — Варшава, 1833. — 12 — 32 с.
7. Дуван Н. Катехизис. Основы караимского закона. Руководство к обучениюЗакону Божию караимского юношества. / Дуван Н. — Новгород, 1890. — 13 — 15 с.
8. Заболотный С.С. Караимы. / Заболотный С.С. — Харьков, 1893. — 34с.
9. Ковальский Т. Турецкая монография о караимах Крыма. / КовальскийТ. — Киев, 1988. — 38 с.
10. Полканов Ю.А. Кырк — Ер и караимы. / Полканов Ю.А. — Бахчисарай,1994. — 38 с. Родовое Гнездо караимов.
11. Полканов Ю.А. Крымские караимы. / Полканов Ю.А. — Бахчисарай, 1995.- 41 с.
12. Полканов Ю.А. Вероисповедание караимское / Наука и религия. / ПолкановЮ.А. — Бахчисарай, 1993. — 11 с.
13. Полканов Ю. А Легенды и предания караев. / Полканов Ю.А. — Симферополь,1997. — 15 — 75 с.
14. Полканов Ю. А Обряды и обычаи крымских караимов — тюрков: женитьба,рождение ребенка, похороны / Полканов Ю.А. — Бахчисарай, 1994. — 23 — 60 с.
15. Полканов Ю. А Обычай — половина веры. / Полканов Ю.А. — Симферополь,2000. — 7 — 36 с.
16. Синани И.О. История возникновения и развитие караизма. / СинаниИ.О. — Симферополь, 1888. — 18 — 50 с.
17. Сарач М.С. История и суть религиозных верований караимов. / СарачМ.С. — М.: ГУП, 2000. — 25 — 45 с.
18. Самойлович А.Н. О материалах Радлова по народной словесности крымскихтатар и караимов / Самойлович А.Н. — Керчь, 1895. — 42 с.
19. Хвольсон Д.В. Восемнадцать еврейских надгробных надписей из Крыма./ Хвольсон Д.В. — Симферополь, 1886. — 37 с.
20. Шишман С. Караизм как учение и его распространение в мире / ШишманС. — Керчь, 1994.5 с.
21. Энвер Ш. Традиционное мировоззрение тюрков. / Энвер Ш. — Симферополь,1988. 17 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :