Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Ремесло Киевской Руси

Министерствообразования Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Марийскийгосударственный технический университет
Кафедра историии психологии
Контрольнаяработа по истории
на тему:«Ремесло Киевской Руси».
Выполнила: Агафонова У.В.
студентка гр. зСКСиТ-11 №1100103087
Проверил: к.и.н., доцентВасенин Д.В.
 
Йошкар-Ола
2011

 
Содержание
 
Введение
I. Торгово-ремесленные поселения
II. Ремесла Древней Руси
III. Виды ремесел
I. Ремесло в деревне
1. Металлургия
2. Ювелирное дело на селе
3. Деревенское гончарное дело
4. Деревообделочные промыслы
II. Ремесло в городе
1. Городское ремесло
2. Городские ювелиры
3. Гончарное дело в городах
Вывод
Литература

 
Введение
Киевская Русь была мощнымсредневековым государством, которое имело наибольшую территорию в тогдашнейЕвропе. Её границы простирались от Ладоги и Белого моря до Чёрного моря и отКарпат до Оки и верховьев Волги. Количество населения достигало 5 млн чел.Каждый седьмой житель Руси проживал в городском поселении. Всего же в странебыло 240 городов и посёлков. Крупнейший город — Киев насчитывал 50 тыс. жителейи превосходил Лондон и Париж вместе взятые.
Киевская Русь сыгралаогромную роль в истории восточнославянских народов. Образование этогогосударства способствовало их экономическому, политическому и культурномуразвитию.
Киевская Русь создалабогатую духовную и материальную культуру. Былины, песни, легенды, летописи,величественные соборы, мозаики и фрески храмов, книжные миниатюры, иконы имногое другое — неувядающие культурные достижения, лучшие из которых вошли всокровищницу мировой культуры.
Во времена Киевской Русиинтенсивно развивалось ремесло. Которое в основном сосредотачивалось в городахи при дворах князей и бояр. На Руси насчитывалось 60 различных ремесел. Из рудывыплавляли железо. Из металла кузнецы производили разнообразное орудия труда,оружие, предметы быта — лемехи, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты,шлемы, кольчуги, панцири, замки, ключи и т д… Ювелиры, которые владелитехникой фигурного литья, эмали, оставили высокохудожественные изделия изсеребра и золота, браслеты, перстни, подвески, застежки и т д.
Цель данной работызаключается в рассмотрении и изучении зарождения и развития ремесла вДревнерусском государстве.

 
I. Торгово-ремесленные поселения
На Руси были ранниеремесленные поселения представлены Пастырским городищем, Зимновским, позднеегородищами Ревно, Хотомель и др. Это были обосоленные единичные поселения,связанные с местными округами.
Торгово-ремесленныепоселения, которым принадлежит важное место среди древнерусских протогородовIX-X вв., возникают на важных торговых путях в местах расселения славянскихплемен или вблизи городских центров. Среди них: Гнёздово, Шестовице, Тимереве,а также Рюриково Городище под Новгородом и в меньшей мере – Сарское городищепод Ростовоми. Это были первоначальные поселения и производства внеземледельческой структуры, уровень торговли – и некоторых ремесел – в которых,был выше, чем в крупных городах; они известны на важных торговых путях. Вовремя правления Ольги рядом с центрами типа Гнёздова и Тимерева, расцветкоторых приходится как раз на середину X в., возникают и с ними сходные.
Населениеторгово-ремесленных поселений, так или иначе было связано с транзитнойторговлей, которая в значительной мере предопределяла развитие: к началу XI вв.часть из них утрачивает свое значение, приходит в упадок или исчезает, а рядом– развиваются территориальные городские центры; другие – сохранили своерегиональное значение и существуют на карте нашего времени. Городатакого типа известны не во всех районах районах Древней Руси; состав их населения был полиэтничным и включалскандинавские элементы, славянскими, финнскими и балтскими – они сыгрализаметную роль в становлении раннефеодального государства и объединении РусиX-начала XI в.
Некотрые из них служилиместами дислокации дружин и играли роль опорных пунктов власти, что позволяетопределить великокняжеский домен в первые десятилетия существованиядревнерусского государства в составе Киева, Чернигова, Смоленска, Новгорода иРостова. В торгово-ремесленных поселениях обнаружены памятники древнерусскойдружинной культуры: захоронения знатных воинов (каролингские мечи и панцири,атрибуты специфического обряда тризны, весы с гирьками для взвешиваниясеребра) и воинов-купцов, клады арабских монет. В Гнёздове обнаружены захоронениямастеров с молотками, напильникам, резцами, долотами – кузнечным идеревообрабатывающим инструментом, связанным с судостроением.
Торгово-ремесленныепоселения образуют отчетливую раннегородскую сеть, проходившую по речным путями переволокам, связанную со столичным Киевом, Новгородом, с балтийскимпобережьем через Ладогу, и с Волжской Булгарией. Преобладание дружинногонаселения, связанного со сбором дани, в таких городахставило ихжизнедеятельность в зависимость от успехов или неудач военных кампаний, и –личностей князей.

 
II. Ремесла Древней Руси
Города средневековойЕвропы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имелисельскохозяйственной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров.Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможности былиограничены местным самоуправлением. Большинство древнерусских городовнаходились под властью князей, их посадников и местных землевладельцев, которыеохотно занимались здесь хозяйственной и финансовой деятельностью; исключениесоставляли толькоНовгород и Псков, начиная с середины XII в. Поэтому, наряду со свободнымимастерами, были и зависимые, работавшие на усадьбах князей и бояр. Феодальноеремесло было более корпоративным, лучше обеспечено сырьем и финансами; в немнередко участвовали зарубежные мастера. На товарах производимых «феодальнымсектором» иногда ставились собственные знаки Рюриковичей. Развитию древнерусского ремесла присущаобщесредневековая тенденция углубления специализации и перехода к рыночнойориентации к XII в.
Ранее других выделилосьплотницкое ремесло, т.к. больщинство строений в городах, весях и селах былидеревянными; среди его инструментов упоминаются: топор долото, сверло, тесло, иредко – пила. Для строительства мостов, церквей, оборонительных сооружений идр. создавались артели. Эта форма была ближе к вотчинному ремеслу, чем ксвободному. Староста строительной артели в Киеве в конце одиннадцатого векапринимал участие в работе над «Правдой» Ярославичей. Строителя крепостныхдеревянных укреплений называли – городник. Городская стена делалась изотдельных срубов (городниц), плотно приставленных друг к другу изасыпанных доверху землей. Над срубами с внешней стороны устраивалисьзаборола, защищавшие воинов от стрел. Городная повинность была обязательнойпо крайней мере с ХIII в. Значение мостника отражено в уставе Краткойредакции Русской правде: его помощника именовали отроком, а за работуон, как и городник получал плату из казны в ногатах и кунах.Мосты на важных дорогах находились в распоряжении мытников, собиравшихна них пошлину (мыт).
К числу наиболее древнихотносятся: горнодобыча, ткачество, бондарничество, кожевенное и полотняноеремесло. Особое значение имело кузнецы и оружейники. Ремесленники изготовляли:рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги, замки, ключи,браслеты и перстни из золота и серебра.
Местом сосредоточениясвободного ремесла были посады. К концу XII-началу XIIIвв. киевский Подол достигает наибольших размеров и наивысшего развития. В XII в. наблюдается рост размеров посадовв Чернигове, Переяславе, Галиче, Суздале, Смоленске, Полоцке, Владимире иНовгороде, а также заметное увеличение ремесленного производства. В Киеве былопредставлено около 50 ремесел.
Городские ремесленникиселились группами по роду занятий и занимали улицы или кварталы города,например, Гончарский конец или Шитная улица в Новгороде, квартал Кожемяки вКиеве. Раскопки кожевенных мастерских в Новгороде свидетельствуют, что вместе сростом городов и посадов росло ремесленное производство: в слоях с середины XIдо конца XII века количество находок кожаной обуви возрастает в 5 раз.
В условиях преобладающегонатурального хозяйства Руси IX-XII вв. значительную роль игралодомашнее производство, сельские ремесла, переработка продукции сельского хозяйстваи промыслов. Им часто занимались в зимнее время, свободное от земледельческихпроблем. В ряде сельских общинах имелись производственные металлургическиесооружения – сыродутные горны. Они располаглись на окраинах населенных пунктовили за их пределами, вблизи источников сырья и топлива, которые использовалисьместными кузнецами. Домники владели специфической технологией сыродутногопроцесса, им были известны простейшие способы получения стали. Общинные кузнецыпроизводили украшения из меди, бронзы и низкопробного серебра, пользовавшиесяспросом у населения. Применение гончарного круга в X в. привело к вытеснению лепной посуды круговой. Обжигалиглиняную посуду в домашних печах и в специальных гончарных горнах.
Ткани делали из льна,шерсти и конопли. Знали сложное рисуночное тканье и вышивку. Из льняного ипенькового полотна делали мужскую и женскую одежду. Кроме изготовления одежды,льняная и пеньковая пряжа были необходимы для технических нужд – веревок иканатов. Из холстины и парусины делали военные палатки и паруса. Пряжу и сукно,которые в основном использовали в зимней и верхней одежде, производили изшерсти. Для изготовления головных уборов и зимней обуви применяли фетр.
Первоначально большаячасть холстины и льняного полотна была домотканая, а шерстяное сукно –домашнего валяния; они производились сельскими и городскими ремесленниками и вмонастырях. Женщины пряли и ткали, а мужчины валяли сукно и вили веревки. Нарубеже XII и XIII вв. в Новгороде появляется горизонтальный ткацкий станок, заменившийболее древний – вертикальный; который позволяет значительно повыситьпроизводительность ткацкого ремесла, после чего возрастает производство болеепростой и дешевой ткани полотняного переплетения.
Пряжу пряли веретенами спряслицами. Женщины любили носить украшения: серебряные или бронзовые височныекольца, подвешенные к кокошнику, мониста, браслеты, бусы.
Из мягкой кожи шили поршни, черевья,сапоги и др. без жесткой подошвы; из лыка липы, берёзы и других пород деревьевплели лапти.
Первоначально оружиепроизводили кузнецы, а затем возникла специализация: щитники, лучники и др.Некогда заимствованные образцы начали самостоятельно производиться местнымбалтским и русским населением. Вооружение дружины было смешанным: черезвикингов на Русь попадали каролингские мечи и скрамасаксы, северные наконечникиножен мечей, некоторые формы иноземных копий, топоров, стрел, круглые щиты,образцы конского снаряжения. С востока – пришли: сабля, кольчуга, коническийшлем, кочевническая пика, восточный чекан; встречались и оригинальные изделияместных мастеров.
В конце X в. возникает сложное производство эмалей. B XII в. в Киеве, Новгороде и Владимиревозникают иконописные мастерские, деятельность которых продолжала византийскиетрадиции.

 
III. Виды ремесел
 
I. Ремесло в деревне
 
1.      Металлургия
1.1    Изготовление металлическихизделий в деревне
Сторонники так называемойторговой теории, происхождения Киевской Руси принижают роль древнерусскогоремесла, основываясь на мнимом отсутствии в русских землях металлургическогосырья — руды. Между тем у русских мастеров была в изобилии железная руда,вполне удовлетворявшая их, это — болотная, озерная и дерновая руда.
Знакомство с железом влесной полосе Европы относится к началу первого тысячелетия до нашей эры.Первоначально железо выплавлялось в обычных домашних очагах. Эти очаги былисложены из камней и кусков шлака и имели в поперечнике около 1 м. Шлаки (отходыплавильного процесса), находимые на городищах, весьма тяжелы, что говорит онеполной выплавке железа из руды. Железо получали небольшими дозами,достаточными лишь для изготовления, например, ножей, долот, стрел, серпов идругих сравнительно небольших предметов.
1.2    Сыродутныйпроцесс
Самым сложным иответственным делом являлась выплавка железа из руды, осуществлявшаяся припомощи так называемого сыродутного процесса. Сущность сыродутного процессазаключается в том, что железная руда, засыпанная в печь поверх горящего угля,подвергается химическим изменениям: окислы железа (руды) теряют свой кислород ипревращаются в железо, которое в размягченном состоянии опускается в нижнюючасть печи, где скапливается в крицу. Техника примитивного сыродутного процессахорошо выясняется на основании этнографических данных. Знаменитые разработкижелеза в Устюжне Железнопольской описываются исследователем середины XIX в.следующим образом: «С незапамятных времен на расстоянии 60 верст от самойУстюжны к востоку и до Железной Дубровки разрабатывалась здесь железная руда.Почти каждое селение имело свои домницы, или плавильни, где производилась этатяжкая убийственная работа. Тысячи людей, истинно в поте лица, трудились надэтой беловатой землицею, превращающейся после пережжения в красно-багровую и,наконец, в ступках горна в крепкий темносиний металл («кришное железо»)».Тяжесть этой работы хорошо известна и древнерусским литературным памятникам.Даниил Заточник восклицает: «Лучше бы ми железо варити, ни [нежели] со злоюженою быти». Очевидно, варка железа считалась труднейшей из работ, известныхавтору. Варка железа производилась в так называемом сыродутном горне.
1.3    Печи
С ростом потребности вжелезе и умения «варить» его появляются специальные печи, устраиваемые в самомпоселке, но уже подальше от жилищ, на краю его, у вала. Так расположены печи набелорусских городищах I—VII вв. н. э., например, в Оздятичах, в Свидне.Несколько позднее, в эпоху Киевской Руси место выплавки переносится иногдаближе к источнику сырья ввиду трудности доставки больших количеств руды впоселок.
Одна из наиболее раннихпечей (городище Кимия) представляет собой круглую яму около 1 м в диаметре,вырытую в земле и густо обмазанную глиной. Глина найдена в сильно обожженномсостоянии. Вокруг печи — большое количество шлаков. Верх у печи открыт. Никакихследов приспособлений для дутья не обнаружено. Печь, углубленная в землю, едвали давала какие-нибудь преимущества по сравнению с обычным очагом.
 
1.4    Эволюциядомниц
Дутье (или «дмонка»)являлось основной работой при варке железа. Меха раздувались вручную. Этанепрерывная работа и делала процесс варки столь тяжелым. Важность дутья длявыплавки железа из руды хорошо осознавалась уже давно. Недаром тот же ДаниилЗаточник, сам себя называющий «смысленым и крепким в замыслах», пишет, что «неогнь творит разжение железу, но надмение мешное». «Надмение» — дутье; отсюданадменный — надутый; от этого же корня происходит и глагол «дмать» (очевидно, вформе «дъмати») и название горна — «домна» («дъмна), «домница». С появлениемдутья («надмения мешного») печь или горн превратились в «домницу», а сразрастанием производства термин «домница» охватил все печи с применениеммехов.
В результате нагнетаниявоздуха в домницу там происходит процесс восстановления железа. Восстановленноежелезо сползает по углям вниз, собираясь на дне домницы в виде ноздреватой ивязкой массы, так называемой крицы, «кричного железа» (этого же корня слово«кръч» — кузнец, ковач железа).
По окончании варкижелеза, для того чтобы получить крицу, необходимо было разломать домницу иудалить все посторонние примеси. Крицу из печи извлекали ломом или пешней.Горячая крица захватывалась клещами и тщательно проковывалась; без проковкикрица не могла идти в дело, так как полученный металл был слишком порист.Проковка удаляла с поверхности крицы частицы шлака и устраняла пористость.После проковки крицу снова нагревали и снова клали под молот. Эта операцияповторялась несколько раз. Крицу иногда дробили на куски и каждый кусокпроковывали отдельно или же проковывали всю массу железа. В первом случаеполучались небольшие продолговатые болванки весом около 200 г, а во втором —массивные куски железа весом в несколько килограммов. Дальнейшая эволюциядомницы шла по пути вытягивания печей ввысь для улучшения тяги, увеличенияколичества сопел и нахождения наиболее выгодного профиля внутренней части печи.Кроме того, впоследствии была изобретена такая конструкция, у которой передняячасть домницы (ее чело) разбиралась и позволяла вынимать крицы, не разрушаявсей домницы. Иногда на под домницы ставили глиняные сосуды, в которыеопускалась кричная масса, или делались углубления около печи.
1.5 Кузнечное дело вдеревне
Для разогревания железакузнецу необходим горн с хорошо наложенным дутьем — мехами. Конструкциякузнечного горна значительно проще, чем домницы; он представляет собою, посуществу, простую жаровню.
Для извлеченияраскаленного металла из горна и для держания его на наковальне служили клещи(иногда называются «изымало» — от глагола «изымать», вытаскивать). Клещиделались из двух половинок, скрепленных осью; их форма различна: одни из нихприспособлены для вытаскивания и держания небольших предметов, другие имеютспециальные крючки на концах для держания широких и массивных вещей и большийразмах захватывающей части клещей. Такие крючки могли не только прижиматьметалл, но и вонзаться в него. Раскаленное добела железо клалось на наковальнюи подвергалось ковке. Наковальни XI—XIII вв. представляют собой массивнуюжелезную четырехгранную усеченную пирамиду, вбивавшуюся узкой частью в пень.Площадь рабочей поверхности наковален невелика (50—150 кв. см), но вполне достаточна.
Внимательный анализжелезных вещей позволяет установить различие технических приемов ковки.
К вещам, наиболее простымпо изготовлению, нужно отнести ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы,косы, долота, плужные ножи, шилья, кочедыги, медорезки, лопаты и сковороды. Всеэти плоские предметы не требовали специальных приемов и могли быть изготовленыи без подручного кузнеца.
Ко второй группе надоотнести вещи, требующие сварки, например: цепи, дверные пробои, железные кольцаот поясов и от сбруи, удила, кресала (огнива), светцы, остроги. Следы сваркипочти всегда удается обнаружить, так как, несмотря на легкую свариваемостьжелеза в состоянии белого и даже красного каления, швы не всегда хорошопроковывались. Так, например, удается установить, что трезубая острога выкованане из одного куска, а из трех стержней, нижние концы которых сварены ковкой.Сварка требовала уже больше ловкости от кузнеца, а иногда и участия егопомощника.
Следующим техническимприемом было применение зубила (молотка-секача) для разрубания железа. Этотприем мог быть применен только при совместной работе обоих кузнецов, так какнужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок железа, что принебольших размерах тогдашних наковален было нелегко, во-вторых,— держать и направлятьзубило, и, в-третьих,— бить по зубилу молотом. Зубило применялось при выработкеушков для ушатов, лемехов для сох, тесел, мотыг, жиковин (петель) дверей. Припомощи пробойника (принцип работы тот же, что и с зубилом) пробивались ножницы(осевые), клещи, ключи, лодочные заклепки, отверстия на копьях (для скрепленияс древком), оковках лопат и на пластинах клепаных котлов.
Наиболее сложно былоизготовление топоров, копий, молотков и замков.
Топор выковывали издлинной уплощенной полосы, которую сгибали посредине, затем в сгиб просовывалижелезный вкладыш с таким поперечным сечением, какое было желательно длятопорища, а соприкасающиеся концы полос сваривали вместе и получали лезвиетопора. Обушную часть топора нередко разделывали зубилом для получения острыхшипов, содействующих укреплению топора на рукояти. Так же делали проушныетесла, отличавшиеся от топора только поворотом лезвия (перпендикулярнорукояти). Существовал и второй способ ковки топоров, применявшийся только дляизготовления боевых топоров,— изготавливались две полосы равных размеров, междукоторыми вставлялся вкладыш (перпендикулярно длине полос), а затем полосы пообе стороны вкладыша сваривались ковкой. С одной стороны получалось лезвиетопора, а с другой — или молот, или клевец, или же просто массивный оттянутыйобух.
Копья ковали из большоготреугольного куска железа. Основание треугольника закручивали в трубку; в неевставляли конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копья ивыковывали рожон (острие).
Древние русские кузнецыизготовляли иногда и винты (например, дверные кольца для замков), но делали ихне нарезкой, а путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся винтызначительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом кузнечногоискусства являлись замки.
Работы с зубилом, совкладышем, кручение железа — все это требовало участия двух кузнецов. Отсюдаможно сделать вывод, что в деревенских кузницах XI—XIII вв. работало, по всейвероятности, по два кузнеца, один в качестве основного мастера, другой —подручным. Эти общинные ремесленники обслуживали все нужды ближайших поселков.Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь крестьянскийинвентарь, необходимый для стройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже дляобороны.
2.      Ювелирноедело на селе
2.1    Формы длялитья
Среди различныхтехнических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставитьлитье. Это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще сэпохи бронзы. Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи мехов, повышавшихтемпературу горна. Затем расплавленный металл (или смесь металлов, сплав)черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование льячки (отглагола «лить»). Льячки обыкновенно делались с носиком для слива и глинянойвтулкой, в которую вставлялась деревянная рукоять. Льячку с металломподогревали в пламени и затем жидкий металл наливали в литейную форму, всеуглубления которой должны были заполняться металлом. Когда залитая формаостывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее форму.Качество изделия на девять десятых зависело от качества формы, но, к сожалению,исследователи ювелирного дела изучали очень многие технические приемы, носовершенно не касались самого распространенного из них — литья.
Почти все формыодносторонние, т. е. такие, которые прикрывались сверху гладкой плиткойизвестняка. Благодаря этому лицевая сторона предмета была рельефной, аоборотная (прикасавшаяся к каменной плитке) — гладкая. Кроме односторонних формс гладкой крышкой применялись и двусторонние, т. е. такие, у которых вторая ихполовина была не гладкой, а также фигурной. Так, например, для того чтобыотлить подвеску, имеющую вид полого конуса, нужно было на одной стороне формыврезать этот конус вглубь, а на другой стороне, наоборот, сделать его выпуклым.Иногда обе половинки формы делались совершенно одинаковыми и вещь получаласьсимметричной, а литейный шов шел посредине. Литейные формы делались из мягкихпород камня — известняка, песчаника, шифера.
 
2.2    Техника литья
Внешний вид очень многихлитых вещей из древнерусских курганов X—XIII вв. таков, что нельзя объяснить ихотливку при помощи перечисленных выше приемов.
Многие вещи производятвпечатление изготовленных штампом или путем непосредственной обработки металларезцом. Возьмем для примера семилопастное височное кольцо так называемоговятичского типа. Корпус его, несомненно, литой, но орнамент на щитке нанесентаким образом, что образует ряд тонких углубленных линий, как бы врезанных вметалл острым: резцом. Однако предположение об обработке каждой готовой вещирезцом неправильно.
Техника этого литьязаключалась в том, что здесь применялась глиняная мягкая форма, точнейшимобразом передававшая все детали обработки оригинала, с которого делали форму.Глиняные формы известны и в городах (например, Киеве, Херсонесе), но здесь ониникогда не применялись так широко, как в деревне. В городе требованиемассовости продукции заставляло ремесленника искать более долговечныхматериалов, чем глина; в деревне же глиняные формы, как это показывает анализлитейной продукции деревенских ювелиров, безусловно господствовали.
Однако указание наглиняную форму еще не разрешает всех вопросов, связанных с литьем. Ведь длятого, чтобы отпечатать на глине оттиск, нужно было уже иметь готовую вещь. Нацелом ряде примеров мы видим, что на глине оттискивали уже готовые изделия.Особенно часто поступали так с вещами сложной городской техники, недоступнойдеревенским мастерам. Городские подвески с зернью и сканью (напаянными зернамиили нитями металла) имитировались в деревне очень просто: попавшую в рукимастеру зерненую вещь он отпечатывал на глине, а полученную форму заливалметаллом. В результате получалась вещь, очень похожая на оригинал, ноисполненная иной, более простой техникой. Таким же образом получали и такназываемые ложиовитые браслеты и перстни: на глине отпечатывали готовыйпроволочный браслет и оттискивали в этой глиняной форме браслет, имитирующийвитую проволоку.
2.3    Восковаямодель
Весь процесс отливки припомощи восковой модели можно реконструировать так: на гладкую каменную илиглиняную плитку, аналогичную крышке для литейной формы, намазывался слой воскатой толщины, какой должно было быть изделие. Затем, выравняв поверхность воска,мастер наносил контур вещи, обрезал лишний воск по краям и дальше лепил узор.Для этого он раскатывал воск в тонкие стерженьки, шарики, свивал стерженькивдвое, чтобы получить подобие скани. Приготовленные детали орнамента оннакладывал на восковую пластинку, изгибал, прижимал их, обравнивал край,покрывал рельефный узор рядом косых насечек и т. д. Если вещь не должна былаиметь выпуклого орнамента, то работа мастера упрощалась -он, послеоконтуривания, наносил узор острым резцом на воск. Из воска делался стерженьканала, доходивший до края подставки; впоследствии через этот канал лилиметалл.
Отделав модель и охладивее, чтобы придать прочность воску, кузнец заливал воск глиняным тестом. Когдатесто высыхало, полученную форму слегка обжигали, после чего воск вытапливалсяи выливался через литок (образованный упомянутым восковым стержнем). Послеэтого форма была готова и на место воска можно было лить металл. Толькоподобный способ и может объяснить нам наличие на готовых металлических изделияхследов позитивной обработки
 
2.4    Ковка и чеканка
На второе место послелитья нужно поставить ковку и чеканку цветных металлов. Принципиальное отличиеот ковки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куютсязначительно легче, требуют меньшей температуры нагрева и легко поддаются дажехолодной ковке. Поэтому в курганах мы видим и тонкую кованую серебрянуюпроволоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы серебро (или медь) шлона различные поделки: очелья (или венчики), пластинчатые браслеты, брактеаты сдиргемов, оковку шкатулок, ушки для прикрепления подвесок и т. д.
2.5    Изготовлениепроволоки
Третьим после литья иковки важным разделом является производство проволоки. В древнерусских курганахимеется много разнообразнейших поделок из медной или серебряной проволоки. Внебольших количествах проволока употреблялась не только для украшений, но и вбыту. Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки делали кольца, атакже браслеты, перстни, височные кольца и целый ряд других украшений.
Существенным моментомявляется определение способа изготовления проволоки. Она может быть кованой итянутой (литая проволока слишком хрупка).
3.      Деревенскоегончарное дело
3.1    Гончарный круг
Гончарное дело вславянских землях имеет древнюю традицию, уводящую нас в неолит. На рубеже IX иX вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. История гончарногодела резко делится на две части; границей между ними является изобретениегончарного круга. Посуда первого периода (до изобретения круга) называетсялепной, а второго периода — гончарной, формованной на круге. Повсеместноераспространение глин, пригодных для изготовления горшков, обеспечило широкоеразвитие гончарного дела.
3.2    Лепная техника
Ассортимент лепной посудыневелик: горшки, сковороды, большие корчаги. Лепная посуда для Киевской Руси нехарактерна, так как в это время она уже сменилась гончарной.
3.3    Гончарныеклейма
Чрезвычайно интереснымматериалом для решения вопроса о гончарах являются гончарные клейма на днищахсосудов. На маленьких кружках, подкладываемых под сосуд при формовке его накруге, гончары вырезали различные значки, которые выпукло отпечатывались наднище сосуда. По поводу значения этих знаков высказывались разныепредположения. Одни приписывали им только декоративное значение, другие виделив них религиозные символы, в действительности же они являются клеймамимастеров.
4.      Деревообделочные промыслы в деревне
4.1    Плотничество
Плотничьи работыпроизводились топором, являвшимся универсальным орудием, которым русскийчеловек, по замечанию Льва Толстого, мог и дом построить и ложку вырезать.Древнерусские топоры обладали большим коэффициентом полезного действия иявлялись как лесорубным, так и плотничным инструментом. Пила и долото взодчестве деревни не употреблялись. Широкое применение в обработке дереванаходило тесло — нечто вроде железной мотыги. При помощи тесла можно былодолбить колоду, лодку, корыто.
4.2    Прядение
Важнейшей отрасльюдомашнего производства было изготовление тканей. Лен и конопля былираспространены повсеместно. Овечья шерсть также была вполне доступным сырьем.Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено, для ускорения еговращения, надевали глиняное или каменное (из розового шифера) колечко —«пряслень».
4.3    Ткачество
Пряжу ткали на ткацкомстане. Ткань делалась не только простая, но и узорная. Узор бывал одноцветным имногоцветным. Часто, кроме тканого узора, ткань украшалась цветной вышивкой илинабойкой. Конструкция ткацкого стана дожила в глухих углах почти до наших дней;судя по лингвистическим данным, в этом виде ткацкий стан существовал еще доэпохи Киевской Руси. К древней терминологии ткацкого дела относятся слова:ткать, сновать, основа, уток, бердо, вратило, кросно, мотовило и др. Ткацкийстан был самым сложным механизмом в деревне и в то же время самым необходимым. Станыбыли, вероятно, в каждой избе. Можно предположить, что изготовление ткацкихстанов производилось не каждым сельским жителем для себя, а было делом особыхмастеров.
II. Ремесло в городе
 
1.      Городскоеремесло
1.1    Кузнечное дело
Обработка железа в городахдревней Руси отличалась от деревенской большей сложностью, большим искусствоммастеров, большей разветвленностью этого ремесла.
Выплавка железа велась,судя по данным Райковецкого городища, в домнице более сложной конструкции, чемте, которые характерны для деревни.
Вполне возможно, что вболее крупных городах домники не только отделились от кузнецов, но и перенеслисвое производство за стены города, поближе к руде.
Инструменты городскихкузнецов мало отличались от деревенских. Можно указать на увеличение ихразмеров (например, огромные кузнечные клещи из новгородской кузницы),вызванное потребностью в проковке больших предметов.
1.2    Изделия изжелеза
Ассортимент железныхизделий в городе значительно шире, чем в деревне. К перечисленным в предыдущейглаве предметам нужно добавить: стремена, шпоры, принадлежности обуви, путы сзамком (для стреноживания коней), плети, раскроечные ножи, скобели, струги,сверл, пилы, ножницы, скрепленные штифтом, железные ковчежцы (ларцы) дляценностей, безмены, лодочные и щитные заклепки, кольчуги, шлемы, латы(«железные патюрзи» — паперси, нагрудники), мечи, сабли, умбоны (средникищитов), дротики, замки и ряд других железных кованых вещей, назначение которыхне всегда даже определимо.

 
1.3    Оружие
При изучении древнерусскогооружия исследователи упорно принижали русскую культуру и старались доказатьиноземное происхождение тех образцов вооружения, которые найдены в курганахдревней. Впрочем, впредь до детального технологического исследования клинковдревнерусских мечей, вопрос об их происхождении окончательно решен быть неможет.
Средневековые мечиделались из тонких полос, свариваемых вместе, из проволочных сильно прокованныхплетушек; эти железные полосы по краям оковывались сталью.
Иногда стальюпрослаивались железные полосы, и все это вместе сваривалось ковкой притемпературе красного каления. Лезвие клинка получало после такой обработкисвоеобразный волнистый узор.
После горячей ковки стальподвергалась закалке или в воде (при этом весь клинок закаливался равномерно) илиже в струе воздуха. На Кавказе известен следующий способ закалки клинка:раскаленный в горне меч передается всаднику, который мчится, держа меч лезвиемвперед так, чтобы большей закалке подвергалось лезвие и меньшей тыльная часть.Вот этот способ и объясняет закалку в «буести», т. е. на ветру.
Драгоценнейшая частьимущества феодала — стальное оружие могло изготовляться русскими кузнецами.Русские шлемы, как, например, шлемы из Чернигова и Смоленска, объявленныебуржуазными учеными кочевническими лишь потому, что они не похожи нанорманнские, имеют довольно устойчивую форму и технику на протяжении несколькихстолетий. Железный, обложенный серебром шлем князя Ярослава Всеволодовича(около 1215 г.), брошенный им на поле битвы, снабжен русской надписью и типичнымрусским чеканным орнаментом по серебру. По форме он очень мало отличается отболее ранних шлемов. Шлемы склепывались из нескольких широких железных клиньевжелезными же заклепками. Для прочности иногда на шлем наклёпывалась полосажелеза с ребристым выступом посредине и своеобразным кружевным узором(Гнездово, конец IX в.).
Почти каждый шлем имееттак называемую бармицу, т. е. кольчужную ткань, спускающуюся на плечи ипредохраняющую шею от сабельных ударов и стрел. Такая бармица из мелкихжелезных колец могла быть сделана только для каждого определенного шлема.Кольчужные бармицы мы видим на шлемах от IX до XIII в. Нижняя ниспадающая наплечи часть проволочной ткани оторачивалась медными кольцами (гнездовскийшлем).
Для изготовления кольчугитребовалась кованая железная проволока и щипцы. Раскаленный кусок проволокидлиной в 2—4 см сгибался в кольцо, зацеплялся за соседние, уже готовые кольца изатем зажимался щипцами. Если зажима было недостаточно для сварки, то на местосварки наставлялся пунсон, по которому ударяли молотком.
2.      Городскиеювелиры
2.1    Традицииювелирного дела
Рассмотрение кузнечногодела уже показало тот высокий технический уровень, которого достигло городскоеремесло в древней Руси. Но подлинную виртуозность русские мастера проявили вобработке цветных и благородных металлов. Им были доступны решительно всетехнические приемы, известные в передовых странах тогдашнего мира. Не было,пожалуй, такой отрасли художественного ремесла, в которой русские ремесленникиXI—XII вв. не создали бы замечательных, поражающих своим совершенством вещей.Русскими мастерами была освоена сложная техника зерни, скани, фигурного литьяи, наконец, сложнейшая из всех — техника перегородчатой эмали. Клады иуцелевшие от погребальных костров вещи в курганах IX—X вв. (Гнездово, Киев,Чернигов и др.) дают нам ряд тонких и изящных изделий по большей части местнойработы, обнаруживающих опытность и высокое искусство русских мастеров. Прирассмотрении начальных истоков городского ювелирного ремесла мы в еще большей степени,чем для деревни, должны учитывать художественные и технические традициипредшествующей эпохи.
2.2    Обработка меди
В городе широкоприменялись изделия из кованой меди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди,специально выкованных по определенному профилю, часто встречаются при раскопкахв древнерусских городах. Медью оковывались щиты еще в X в. Кровли зданий крыли,наряду со свинцом, и листами кованой меди. Но основная масса медных изделий вгороде, как и в деревне, не выковывалась, а отливалась, и самый термин«котельное дело» означал именно литье. Из меди лили колокола, паникадила,кресты, складни, подсвечники, гири весовые, боевые гири, шестоперы, перекрестьядля мечей, а в более раннее время — идолов, подвески к ожерелью, пряжки, штампыдля тиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркала, битки для игры в бабки,акваманилы (водолеи), браслеты, колты, подвески и десятки иных предметов. Каквидим, список вещей чрезвычайно пестр. К этому списку нужно еще добавить вещи,литые из серебра, так как техника литья была одинакова.
2.3    Ковка ичеканка
Существенным недостаткомлитейной техники вообще является то, что этот способ изготовления вещей требуетбольшого количества дорогого металла и сильно утяжеляет изделие, так как отлитьочень тонкую вещь чрезвычайно трудно. Кроме того, тонкая литая вещь оченьхрупка, тогда как ковка уплотняет металл, делает его более прочным и позволяетизготавливать большие, но тонкие и легкие вещи. В большинстве случаев из меди исеребра выковывалась различная посуда — кубки, вазы, братины, чары, блюда и т.д.
Златокузнец отливал изсеребра (или меди) плоскую лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне отсередины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно принималаполусферическую форму. Усиливая удары в определенных зонах и оставляя некоторыеместа менее прокованными, мастер достигал желаемого контура вещи. Иногда кчашам приковывался поддон, закруглялись края, а на венчик и тулово наносилсячеканный орнамент. Вся эта работа могла потребовать от [ювелира, помимо обычнойнаковальни, дополнительных деревянных болванок и особых молотков сзакругленными концами. Один такой молоток найден в Старой Рязани. Образцамикованой серебряной посуды может служить чара черниговского с чеканныморнаментом, подражающим зерни. Орнамент нанесен князя Владимира Давидовича,найденная в специальными пунсонами. столице Золотой Орды—Сарае.
2.4    Тиснение
В связи с техникойвыпуклой чеканки стоит вопрос и о технике тиснения металла на специальныхматрицах. Эта техника имеет очень старую традицию, восходящую еще к скифскойэпохе. На Руси она не применялась до XI в., но в византийских городах,например, в Херсонесе, часто вместо выпуклой чеканки применялось тиснение. Дляэтого отливали массивную медную пластинку — матрицу с желаемым рельефом, а затемнакладывали на нее серебряную пластинку и вдавливали серебро во все углубленияпластинки. Иногда поверх серебра клали свинцовую пластинку и били молотком посвинцу, благодаря чему серебро мягко облегало рельеф матрицы.
2.5    Волоченьепроволоки
Следующим разделомювелирной техники древнерусских городов является волочение проволоки.Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд оченьмного. Медная, серебряная и золотая проволока шла на самые различные изделия:проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, болеетонкого — на височные кольца, цепочки и пр., а наитончайшие проволочные нитиукрашали поверхность различных предметов сложным и изящным узором филиграни.
2.6    Зернь и скань
Тонкая проволока служиладля выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русскаяскань (от «скати» — свивать, сучить) представляет собой скрученные проволоки,образующие какой-либо узор.
Совершенно неотделима отскани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивалимельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее измельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцетана орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью:посыпали припоем и ставили на жаровню.
2.7    Инкрустация изолочение
В большинстве случаевинкрустация производилась по раскаленному металлу. Сначала на орнаментируемуюповерхность наносился рисунок, затем этот рисунок прорезался резцом нескольконаискосок. После этого предмет нагревали и накладывали из углубление золотуюили серебряную проволоку. Маленьким долотцом и легкими ударами молотка еевгоняли в углубление, расплющивали и заравнивали рваные края бороздки.Инкрустированную золотом медь обычно покрывали чернью, так что получали рисунокс золотыми контурами на черном фоне. В тех случаях, когда нужно было сделатьсплошное золотое пятно, мастер проводил несколько параллельных бороздок,укладывал в них проволоку и затем на огне расплющивал проволоку так, чтобыотдельные нити слились в сплошную золотую поверхность. Здесь уже инкрустацияпереходила в золочение.

2.8    Чернь
Действительно, изделия счернью и эмалью являются верхом совершенства в искусстве древнерусскихювелиров. Червь применялась исключительно для серебряных изделий, где черныйфон резко контрастировал с выступающим светлым серебряным узором. В составчерни входят серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура, соль. Обычно этасмесь хранилась в порошке. Серебряная пластинка под чернь должна бытьподготовлена чеканкой (Черная Могила, оправа турьего рога) или же тиснением(колты из разных мест) таким образом, чтобы фон был углублен по сравнению срисунком. Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего сцеплениячерни с серебром. После этого порошок разводили и полученную кашицу размазывалипо углублениям пластинки. Затем пластинку ставили на жаровню, и чернь прочносоединялась с серебром. Получив черневой фон, мастер подправлял края его резцоми резцом же дорабатывал выступающие части узора.
2.9    Эмаль
Русские эмалипользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой.Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкостьрисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучшихразделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.
Эмалью украшались главнымобразом золотые вещи, так как только золото обладало такой степенью ковкости илегкоплавкости, которая требовалась для создания основы под эмаль. Эмальназывалась на Руси «химипет» или «финипт» (отсюда позднейшее название эмали —финифть). Сущность украшения эмалью заключается в том, что на поверхностиметалла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок, которые заполняютсястекловидной массой эмали определенного цвета.

3.      Гончарноедело в городах
В русских городах X—XIIIвв. гончарное дело было развито достаточно широко. Общеизвестно, что один изконцов Великого Новгорода назывался Гончарским.
Изделия городскихгончаров отличались от деревенских большей тщательностью отделки и большимразнообразием форм. Возможно, что в крупных городах, вроде Киева, существовалуже в XI—ХШ вв. ножной гончарный круг. Для орнаментации посуды гончарыприменяли упомянутые ранее сложные решетчатые штампы, глину для своих изделийони отмучивали лучше. Городские «керамельники» значительно обогнали своихдеревенских сотоварищей и в отношении обжига посуды, производившегося вспециальных горнах. Гончарами же изготовлялись и «голосники» — сосуды,входившие в кладку стен и сводов зданий и служившие для акустических целей иоблегчения веса сводов. Голосники внешне были похожи на кринки.

Вывод
1. Одним из важнейшихпереломных моментов в истории Киевской Руси является IX век, когда в дополнениек существовавшим ранее техническим приемам появились новые приемы обработкижелеза и стали, появился гончарный круг, пуансонная чеканка, выемчатая чернь,зернь и выемчатая эмаль (кеттлахского типа). Некоторые из них явилисьрезультатом тесных взаимоотношений с ирано-арабской культурой, другие же были развитиемместных приднепровских навыков.
2. Следующим периодомрасцвета была вторая половина и особенно конец X столетия, когда налаживаетсяпроизводство шлемов, кольчуг, на гончарных изделиях появляются клейма мастеров,появляется плоско-рельефная чеканка, волочение проволоки и филигрань. К концустолетия возникают три сопряженных между собой производства: эмаль, стекло иэмалевая полива на строительной декоративной керамике.
Перенесение этихпроизводств на киевскую почву, вероятно, связано с усилением русско-византийскихотношений при Ольге и Владимире.
Для IX-X вв. характерноведущее значение Киева и других городов Среднего Приднепровья. Из болеесеверных городов можно назвать лишь Смоленск. Новгород в это время еще неприобрел ведущего значения для северных областей.
То новое, что появилосьво второй половине X в. в ремесленной технике, тесно связано с обслуживаниемкняжеского двора — от постройки дворца до вооружения княжеских дружинников.Совершенствовалось преимущественно придворное, вотчинное ремесло. Впрочем,наряду с ним существовало и свободное посадское ремесло.
3. Примерно, в серединеXI столетия у различных ремесленников появляется тенденция к ускорению процессапроизводства, к его некоторой механизации (кропотливая чеканка заменяетсяштампованием на матрицах); литейщики, озабоченные выпуском массовой продукции,переходят к литью в прочных и долговечных каменных литейных формах.
Наряду с этим стремлениемк массовости продукции, охватившим и вотчинных ремесленников, некоторые группымастеров переходят к более точной обработке каждой отдельной вещи. Особенновыделяются новгородские ювелиры-чеканщики. Примерно в это же время в Киевеналаживается широкое производство замков и мечей особого русского типа.
4. Расцвет городскогоремесла наступает около середины XII в. и продолжается вплоть до самоготатарского нашествия. Может быть, здесь сказалась большая полнота источников,но культура русских княжеств XII-XIII вв. предстает перед нами высокоразвитой,полнокровной, блещущей изобретательской мыслью, быстро совершенствующей своютехнику.
Даже в небольших городахимеются сложные домницы для варки железа, несколько систем гончарных горнов.Культура растет и вширь, охватывая все большее число городов. В этом отношениипоказательно появление выделки кирпича и развитие каменного строительства вомногих городах. Киев и Среднее Приднепровье, оставаясь высококультурнымиобластями, перестают быть единственным средоточием культуры. Наряду с этимистарыми центрами, на основе взаимосвязей с ними, возникает столь же сложное иразветвленное ремесло во Владимире, Рязани, Новгороде, Галиче, Полоцке и др.городах.
Наметившиеся в прошлыйпериод два направления ремесла — массовое и индивидуальное — еще резчевыступают теперь.
Стремление к массовостисказалось в совершенствовании техники двухстороннего воскового литья, впоявлении басменного тиснения. Особенно интересно появление имитационныхлитейных форм, при помощи которых мастера сравнительно просто в широкихмасштабах воспроизводили в дешевом материале (бронзе) сложнейшие изделияпридворных ремесленников.
Техника изготовлениямногих предметов свидетельствует о переходе ремесленников от работы на заказ кработе на рынок. Об этом же говорит и стандартность некоторых видов изделий(напр., железных замков).
Мастера, работавшие назаказ, как бы соревнуясь с подражавшими им посадскими ремесленниками, усложняютизделия, совершенствуют технику, добиваясь виртуозного исполнения отдельныхвещей.
В отношении сложнойтехники перегородчатой эмали русские мастера стояли значительно выше своихзападноевропейских современников.
Изобретение техникиэмалевого пастилажа на керамике, а также способа нанесения золотой амальгамы намедь, давшего великолепные образцы своеобразной золотой графики,свидетельствует о том, что творческая мысль русских мастеров второй половиныXII -начала XIII вв. опережала развитие техники передовых стран ЗападнойЕвропы, не знакомых с этими приемами.

 
Литература
 
1.      Археология СССР: ДревняяРусь. Город, замок, село./ Под ред. А.Б, Рыбакова. — М.: наука, 1985. — 429с.
2. Всемирная история. Т. III, M.,Госполитиздат, 1957.
3.      Гумилев Л. От Руси доРоссии.- М.: Дрофа-Наталис, 1996.
4.      Зезина М.Р., Кошман Л.В.,Шульгин В.С. История русской культуры.- М.: Высшая школа, 1990.
5.      Зуев М.Н. История России.-М.: ОНИКС 21 век, 2003.
6.      История Отечества/ Подред.Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ, 2002.
7.      Любимов Л.Д. ИскусствоДревней Руси: книга для чтения. — М.: просвещение, 1974. — 333с.
8.      Б.А.Рыбаков — Ремесло ДревнейРуси, издание Академии Наук СССР, 1958 года, 784 с.
9.      Рябцев Ю.С. Очерки историярусской культуры XI – XVII веков.- М.: Владос, 1997.
10.    Тихомиров м.Н. Древнерусскиегорода. — М.: изд-во политической литературы, 1950. — 476с.
11.    Хозеров И.М. Знаки и клеймакирпичей смоленских памятников зодчества древнейших периодов. — Смоленск.:Научные знания Смоленского Государственного университета., 1929, Т.1, вып.3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.