Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Мифология и обряды ненецкого этноса

Министерство образованияи науки российской федерации
Тюменский ГосударственныйИнститут Искусств и Культуры
Кафедра РежиссурыТеатрализованных Представлений и Праздников
Контрольная работа
Тема:
«Мифология и обрядыненецкого этноса»
Выполнила: Студентка I курса ОЗО
Белицкая О.Б.
Проверила: Доцент Кафедры РП
Корякова В.В.
Тюмень. Июнь 2006

Содержание
 
Введение
1. Происхождение северо-самодийскихнародностей
2. Сакральная сфератрадиционного общества
2.1 Священные места вжизни ненцев
2.2 Всеобщие духи
2.3 Почитание животных
3. Жизненный цикл человека,обряды, очищения
3.1 Обряд очищения
3.2 Обряды, связанные сродами
3.3 Воспитание мальчикови девочек
3.4 Свадебный обряд
3.5 Обряд погребения
Заключение
Список литературы
Глассарий
 

Введение
Лесные ненцы(нешау) сами по себе загадка. Прошлое, настоящее этого народа овеяно легендами,народ этот самобытен. Особенности их хозяйствования, бытового обустройства,культурные традиции занимают особое обособленное место в истории развития малыхнародов нашей планеты. Сохранение и пропаганда традиционной культуры иискусства народов Севера – одна из ведущих тенденций в деятельности учрежденийкультуры округа. В данной работе собраны уникальные материалы о культуре,традициях и обрядах лесных ненцев, я использую во многом устный материалсказительницы, фольклористки, исполнительницы шаманских песен П.Г. Тугутиной.

1. Происхождениесеверо-самодийских народностей
Проблемапроисхождения, формирования и этнического развития северо-самодийскихнародностей длительное время решалась почти исключительно на лингвистическихданных. Поскольку они не были подкреплены материалами других наук, то не редкотрактовались с определённой долей субъективизма. В результате возникли двеполярно противоположные точки зрения на происхождение самодийских народов,сосуществующие в исторической науке уже два столетия.
Авторамипервой, северо-западной гипотезы являлись Мессершмитд и Страленберг. По ихпредположению, прародина самодийцев находилась к северу и западу от Урала,откуда они затем продвинулись не только в тундровые и таёжные районы ЗападнойСибири, но и далее на юг, вплоть до Саянского Нагорья.
Основателемвторой Саянской гипотезы явился И.Э.Фишер. Основываясь на языковой близостиненцев, томских селькупов и камасинцев Южной Сибири, он пришёл к заключению,что томские остяки и камаши жили, прежде всего, вместе и составляли один народ,хотя ныне живут очень далеко друг от друга. Очевидно, что они являютсяостатками древних жителей Сибири, часть которых, боясь татар, переместились вближайшие к северу страны. В XIX в. гипотезу Фишера развил, и аргументировалвыдающийся финский этнограф и лингвист Кастрен.
В совецкоевремя известный исследователь Прокофьев существенно углубил, и реконструировалСаянскую гипотезу. Он полагал, что в становлении современных ненцев наряду сюжносибирскими компонентами приняло участие и аборигенное население, освоившеезону Европейского Севера Сибири задолго до появления там самодийцев.
Учитывая всюсовокупность данных мнений учёных по этому вопросу, можно заключить, чтосамодийцы перемещались в тундровые и таёжные района Заполярья и Приполярья неодновременно, несколькими этническими волнами, начиная, видимо, с I тысячелетиянашей эры. Каждая волна переселенцев продвигалась на север независимо отостальных, под влиянием самостоятельных факторов.
В начале Iтыс. н.э. самодийцы занимали обширные лесостепные районы на огромномпространстве от восточных отрогов Урала до Саянского нагорья. Во II – IV вв.под натиском кочевников, гуннов и тюрков они вышли в тундру.
И, наконец,последние волны самодийцев продвинулись на Север в IX и XIII в. Можнопредполагать, что процесс ассимиляции самолийцами аборигенов был достаточнодлительным. Во всяком случае, отголоски преданий и рассказов о «сииртя»(тундровых аборигенов) как вполне реальных людях, с которыми предкам ненцевприходилось воевать, и вступать в семейно-брачные отношения, дошли почти донашего времени и выявляются, даже по сведениям этнографического опроса.
Существующиеже языковые, антропологические и этнографические различия между отдельнымисамодийскими народами можно в значительной степени объяснить тем, что в каждомконкретном случае соотношение южносибирских и субстратных компонентных частейбыло различным. Кроме того, специалистам представляется бесспорным, чтоформирование тех лил иных народов или даже этнографических групп внутри нихпринимали участие по своей этнической природе субстратные южносибирскиеэлементы.

2.Сакральная сфера традиционного общества
 
2.1 Священныеместа в жизни ненцев
Попредставлениям ненцев, земля – живая, а каждый холм, сопка, река озеро, мореимеют своего хозяина – духа. Но имеются особые священные места, отмеченныевысшей, сакральной значимостью. Ненецкие топонимы (идолы), обозначающие святыеместа, часто содержат информацию о сакральности донного объекта. Основную категориюненецких культовых мест составляют естественные природные объекты – сопка,река, озеро, остров, плоская возвышенность с пологими склонами, высокаяостроконечная сопка с широким основанием. По приданиям ненцев о мире духов, внеобычных по внешнему виду предметах таиться магическая сила.
Священноеместо не имеет точно установленных границ, переходя в окружающий ландшафт.Обычно оно располагается на приметных местах, возле камня необычной формы, навершине сопки, на берегу озера. Само озеро тоже может быть священным. В нёмлибо вообще нельзя ловить рыбу, либо положено часть улова жертвовать духуозера. Если же на этом месте имелся камень, то шаман мог «признать» в нём одиниз образов, принятый духом. Место признавалось священным по указанию шамана,который объявлял, что оно должно почитаться всеми или только родом, семьёй.Шаман давал указания, где должно быть это место, какой образ должен иметь хэхэ– хозяин данного святилища.
Такимобразом, священные места являются культовыми действующими объектами, посколькунаходятся на местах постоянного проживания и хозяйственной деятельностикочующих тундровиков. Они относятся к памятникам духовной культуры, которыесформировались на протяжении длительного времени, характеризуютсяконсервативностью форм и способов осуществления культовой деятельности. В такихместах запрещена или ограниченна хозяйственная деятельность человека.
Указанныеобстоятельства позволяют определить культовое место как субститут храма. Можносказать, это храмы под открытым небом. Налицо организация сакральногопространства, включающая такие компоненты культовой деятельности, какскульптура религиозного значения и разработанная атрибутика культа.Принципиальным отличием священного места от храма, характерного для мировыхрелигий, является эзотеричность культового места, т.е. его предназначенностьтолько для посвящённых, избранных.
Другие народыходят молиться в церковь, храм, а у ненцев такими храмами являются священныхместа, очерченные устным преданием, имеющие особое сакральное значение, обладающиевластью над людьми, принадлежащими к традиционному обществу. Эти места являютсясвященными в самом широком смысле слова: они связывают традиционный образ жизнинарода со священным преданием, с древнейшими космологическими пластамимифологии и с религиозным ритуалом.
Особуюзначимость имеют священные острова. В отличии от мировых религий, в ненецкомязычестве главным храмом является не тот, что чаще посещается людьми, а тот,что почти недоступен или доступен только посвящённым. Как говорят ненцы: «Главныебоги живут на концах Земли».
Для созданиясобственной классификации священных мест необходимо было обратиться клитературе по этому вопросу, опираясь на работу архимандрита Вениамина,классифицирует священные места ненцев по социальному признаку. Он выделяетобщенародные, родовые и семейные места.
Известныйисследователь обских угров К.Ф. Карьялайнен выделяет 6 типов священных мест:
1. древниепоселения
2. местапогребений и кладбищ
3. места«явления» духов.
4. культовыеместо предка – покровителя селения
5. женскоекультовое место
6. местопочитания обитателей водных стихий
Иерархияненецких святилищ, включая в себя и целую систему культовых объектов,обладавших более низким сакральным статусом, в моей работе не рассматриваютсяпо причине отсутствия материала, научная работа по этому вопросу пока тольконачинается. В названиях священных мест отражаются либо жизненно важное событие,либо почитаемые объекты: камни, озёра, реки, бытовые предметы, животные и т.д. Общенародные,племенные, родовые и семейные святилища посещают только мужчины, а женщиныдопускаются на них лишь по достижении определённого (брачного) возраста, крометого, имеются специальные женские святилища.
Перечислюосновные священные места ненцев.
1. Общенародные святилища впределах определённой территории
Святилищаострова Вайгач:
Хэхэ,, но –священный остров
Харв, Под – лиственничнаячаща, дорога в ней. Козьмин
перелесок
вэсако –старик – мыс Болванский
хадако –бабушка (женское священное место)
Небя хэхэ –мать-дух
Пэ, мал хада –гора Минисей на Урале (Константинов
камень)
Святилищаострова Белого и Северного Ямала
Сэро,, Ирико –Белый дедушка
Я, мал, хэхэ –Земли края идол
Нув,-то –Небесное Божье озеро
Святилища наГыданском полуострове
Хэххэ, хан, соты– священной нарты сопка
Ярта но, я –песчаная сопка, песчаные островные сопки
Мандо,, яра –песчаные сопки энцев
Мандо,, Нева –голова энца
Мандо,, седа– сопка энцев
Топонимиканекоторых священных мест связана с энцами, автохтонами этих мест.
2.Семейно-родовые святилища.
Расколотыйхолм – священное место Пяку из рода Вайнуто
Сябта, себе,, э(холм Сябтый) – из рода Няруй
Нядангы –рода Нядангы
Возвышенностьста саженей
Хвостатаявозвышенность – племя Вайнуто
Возвышенностьдвух братьев – племя Тохо
Песчаный холм
Холмкарликовой берёзы
Сидя-хэхэ, саля– двух идолов холм, остров Белый
Нев,, себе,, э– голова сопка – род Ядне
Сотэ,, я – родЯр
Яро,, то –озеро рода Яр
Тусиди,, хэхэ, я– священное место Тусида
Сюхней,, хэхэ, я– священное место Сюхней
Хонго,, саля –род Тесида
Хантей но –род Япто нэ
Юрибей, но,, я –род Ядно
Святилища попочитаемому месту.
Хэбидянадэ,, э – Священная гора
Си,, ив седа– Семь холмов
Яро,, то –озеро Яр, озеро песчаных яров
Пыри,, то –озеро Щучье
Хэхэ, хан, соты– священной нарты сопка
Нэв,, соты –Возвышенность голов, холм голов
Халэв,, но –остров чаек.
Примеромсвященного места, возникшего в связи с событием, является:
Мандо, Нева –поражение ненцев
К женскимсвятилищам относятся:
Хадако –бабушка
Небя хэхэ –мать-дух
Я, мал, хэхэ –дух конца земли(священное место макушки земли)
Сотэ я – мяд, пухуцяхэбидя, я – священное место хозяйки чума
Пэ, мал хада –Камня конец, Бабушка-камень(у горы Минисей на
полярномУрале)
Обрядыпоклонения священным местам, вне зависимости от их статуса приметно одинаковое,различие состоит лишь в том, что на женские святилища не заходили мужчины, аженщины не допускались на другие священные места в то время, когда не чисты (вовремя критических дней), и, когда не прошли очищение. (Способы очищения см.глава №3) Привожу описание ритуала посещения родового святилища рода Яднеописанное в книге Н.Н. Ядне «Я родом из тундры».
Для поездкина родовое святилище рода Ядне должно послужить важное событие: скоро у одногоиз братьев должен родиться первенец, и старая мать велела сделатьжертвоприношение духам. Описание этого ритуала представляет собой интерес длямоей темы, так как оно приводиться здесь в подробном изложении.
СвятилищеНэв,, себе,, э – высокая сопка с нагромождениями на ней рогов жертвенных оленей,шестов, палок, на самой вершине сопки стояли фигурки Сядэев – идоловизображающих духов сопки. На палках и ветвях лиственниц висели амулеты, платки,ленты, верёвочки с колечками. Некоторые сядэи были одеты в чёрные или белыеоленьи шкуры.
Людиостанавливались на восточной стороне сопки, вели свои упряжки вокруг сопки понаправлению солнца.
Мужчины бралисвои приношения (ленты, платки, шапки, колечки) прикрепляли на старые шесты,палки и на самих сядэев. Затем совершали обряд жертвоприношения.
Телят оленейпривязывали одной верёвкой к друг другу и душили медленно, обращаясь при этом кхозяину нев,, себе,, э:
Просили, чтоболени были здоровыми, чтоб несчастье обошло их семьи. Когда разделывали оленей,каждый отрезал кусочек оленьего уха, обмакивал в кровь и, поклонившись три разанев,, себе,, э, поднимался, чтобы помазать кровью жертвенного оленя свои амулеты,а самое главное, что бы помазать кровью личины самих сядэев.
Во времятрапезы почти все личины сядэев мазали водкой. После трапезы мужчиныподнимались наверх, чтобы забрать свои ленточки, колечки. Из чума брали по два изкаждого приношения, чтобы один, освятив, взять с собой в чум, а другой оставитьна священном месте. Женщины оставались внизу.
Затем варятмясо жертвенных оленей, и готовят ритуальный чай, при этом люди рассказываютразные истории, связанные со священным местом.
2.2Всеобщие духи
Для ненцевВселенная делиться на три мира, населённых людьми, животными и различнымибожествами-духами, — Верхний, Средний и Нижний.
Верхний мир(Нув, няны) состоит из семи слоёв; восьмой и девятый слои представляют собойбесконечное пространство. Ненцы верят, что земля неподвижна, а движется небо. Уземли семь этажей, и семь небес располагаются друг над другом слоями. Нум –означает у ненцев небо и небесного бога. Нум живёт на седьмом небе, считаетсясуществом духовным, не имеющим образа, известно лишь, что он преклонноговозраста. Он всё видит, судьба человека предопределена Нумом. Каждый человекимеет Нув, падар,, — бамагу Нума, где записан весь его жизненный путь. Только всамых тяжёлых, безвыходных ситуациях обращаются ненцы к Нуму.
Нуму ненцыжертвуют белого оленя на возвышенных местах головой на восток. Голову и костиног оленя складывают на четырехугольную доску на вершине столба. Нумувывешивается на верхушке хорея красное сукно, которое мажут жертвенной кровью,и оно развивается в день жертвы и последующую ночь.
Нум считаетсятворцом живой и не живой природы, с ним отождествляют солнце. Ежегодно, когданад горизонтом появляется солнце, в конце января – начале февраля у ненцевпроводится специальный обряд. Этот обряд описывали многие исследователи. Деньпроведения обряда посвящённого солнцу, был большим праздником.
Наканунепраздника оленья упряжка украшается красными поводьями, увешиваетсяколокольчиками. На женские нарты повязываются лоскуты красной ткани. В праздникпринято надевать белую одежду. Ненцы считают, что первый день нового годанепременно бывает ясным и морозным. Если стойбище находится недалеко отсвятилища, то в первый день нового года с восходом солнца мужчины совершаютжертвоприношение. На снегу лопаточкой вырезают круглое изображение солнца ссемью лучами, которое окрашивают в красный цвет оленьей кровью; либо очертаниесолнце рисуют кровью, используя хвост, отрезанный от шкуры оленя. В заключениеобряда участвующие трижды кланяются солнцу.
На праздниксъезжаются гости из соседних стойбищ. На украшенных оленьих упряжках проводятгонки. Мужчины состязаются в борьбе, перетягивании палки. Вечером принятоустраивать крупное чаепитие, состязание в исполнении сказаний. Весь январьпроходит в гостеваниях, торгах, встречах, обмене новостями и преданиями.
У ненцев былодва периода жертвоприношений Нуму:
1. весной — когда всходит трава, и появляются листья, возвращаются птицы, и гремит первыйгром.
2. осенью –когда исчезают перелётные птицы, и выпадает первый снег.
Явленияприроды ненцами тоже одухотворялись. Ветер – это взмахи крыльев мифическойптицы Минлей, с семью крыльями на каждом боку. Минлей является одним из сыновейНума. Гром – хэ,; молния – хэхэ, ту; гроза – хэхэ, Саре – этим явлениям природыненцы находили свои объяснения. Имеются верования, будто молния не переходитчерез протоптанное место, например через дорогу. Вне жилища при грозе неразводят огонь, в чуме очаг закрывают мхом, так как духи грозы гневаются, есливидят огонь. Духи грозы – люди. Их небесное местожительство жаркое и гористое.Когда они едут, то гремит гром, а молнии возникают, когда каменная нартанатыкается на горячую гору.
Во времягрозы женщины покрывали голову рогожиной из травы мятлика, а на чум клалилепёшки из глины. В это время в чуме нужно прикрыть всё красное. Во время грозынельзя работать, обычно рассказываются сказки. Если от грома и молний непострадали люди и олени, то хозяин каждого чума приносит в жертву оленяпятнистой масти.
Ежегодновесной и осенью приносят жертвы Ид, ерв – духу воды. При весеннихжертвоприношениях часть жертвенной крови обязательно выливалась в реку,впадающую в море, так как он (дух воды) обитает там. Череп жертвенногооленёнка, надетый на палку, выставляется на берегу. Под ним, в положенииплывущей, помещается одна из рыб, пойманных в последнем неводе. Этой рыбойнатирается шея жертвенного оленя, чтобы при удушении петля легче скользила.Вокруг водружённого черепа земля посыпалась золой, взятой от очага, и на этомместе кладётся несколько костей от жертвы.
Осенью, когдаолени приходили из тундры к Оби, ненцы опускают в прорубь оленя, которомусвязывают ноги, привязывают груз, чтоб он опустился на дно.
Считается,что на девятом небе, вместе с Нумом живёт богиня Я, миня – защитница семьи, душдетей. По верованию ненцев, душу ребёнка создаёт Нум, а вручает её человеку Я, миня– мать-создательница. Она ведает судьбой человека и своё решение о том, какойбыть судьбе, записывает в особую книгу.
Средний мирнаселён живыми существами – духами-хозяевами. Каждая сопка, гора, скала, река,озеро имеет своих духов. Некоторые по указанию шамана становились священными.
Нижний мирнаходится за семью слоями вечной мерзлоты, и там властвует На – дух болезни исмерти. Нижний мир – место, куда переселяются души умерших. В нижнем миревластвуют следующие духи:
Хабча минрена– злой дух, приносящий болезни
Мэдна — злойдух, людям и животным уродством
Инуцида –дух, лишающий человека разума
Тэри Намгэ –духи в образе разных подземных тварей
Хансосяда –злой дух, уносящий разум
Мал, те Нга –мифическое существо, без рта и заднего прохода,
имеющеетолько обоняние.
Прижертвоприношениях злым духам оставляют содержимое желудка оленя в виде семикусочков.
2.3Почитание животных
Обитателямисреднего мира кроме людей, являются животные – сармик,,. Слово «сармик,,» вненецком языке служит для обозначения понятий «птица», «зверь», «животное» и,следовательно, употребляется в самом широком смысле.
Промысловаядеятельность, наряду с основным занятием ненцев, так же нашла отражение вверованиях. К более раннему историческому пласту относится комплекспредставлений и действий, связанных с непосредственным взаимодействием человекаи объекта охоты. Символика, которую имеют отдельные объекты и предметыоленеводства, охоты и рыболовства, является чрезвычайно древней и порой уходиткорнями в каменный век. Она является консервативным элементом, стабилизирующимфактором культуры, поскольку накладывает ограничения на возможностьиспользования самих предметов в новом, не традиционном качестве.
Существуетпридание о сотворение Нумом животного мира:
У старикабыло семь сыновей. Когда дети выросли, они разошлись по всему свету. Пятеростали хозяевами, повелителями животного мира – белый медведь, бурый медведь,волк, росомаха и мифическая птица Минлей. Двое остальных – Харючи и Вайнута –положили начало будущей ненецкой народности.
Приведупримеры животных особо почитаемых ненцами, и играющих важную роль в их жизни,мифологии и веровании.
ü  Самым почитаемым животнымявляется – Ты – домашний олень. Объектом охоты издавна был дикий олень –илебць,. Покровителем оленей считался Илебям, пэртя – это слово означаетогромное стадо оленей, несметное их количество, к которому стремиться любойненец.
Илебям, пэртяотносится к небожителям. Он ближе всех к человеку, жертвоприношения принимаетнепосредственно и поэтому осмеливается вступать с ними в прямую связь –даровать им удачную охоту, охранять стадо и т.д. Духи отдельных мест, гор,лесов подчиняются божеству Илебям, пэртя, живущему на Ямале, хозяину и дарителюпушнины, дичи, зверя.
ü  Вторым по значениюжертвенным животным у ненцев является собака. С нею связаны различныепредставления религиозного характера. К собаке у ненцев всегда былопочтительное отношение, связанное с её ролью в окарауливании оленей.
В числемагических обрядов, направленных на сохранение жизни, были обряды, связанные ссобаками. Особый интерес представляют моменты, связанные с ролью собаки вкультовой практике, например в качестве жертвенного животного. Приносят вжертву собак белой масти. На жертвенном месте оставляют шкуру и череп собаки,мясо выбрасывают. В хозяйственной и культовой практике собака является средствомобмена и дарения. Чистопородную, оленегонную лайку можно обменять на одногооленя.
Используютсобак и для обмена души. При тяжёлом заболевании, когда другие меры непомогали, на улице напротив изголовья больного душили собаку. Её душаотправлялась в замен души больного хозяина. Удавкой служила подвязка от кисовбольного, которую вешали за шест над его головой. Больной о совершаемом обрядене должен знать.
Бережное,почтительное отношение к собаке выражается в ряде обязательных норм поведения:её нельзя бить, тем более, убивать. Во время еды, когда собака смотрит начеловека, надо дать ей что-нибудь, нельзя её дразнить. Собака может пожаловатьсядуху нижнего мира.
ü  Относительно волкав нём видят священное животное. Описательные названия волка: «кто-то»,«хвостатый старик», «хвостатый зверь». Его шкуру нужно хранить в нарте, чтобыволк не сжирал оленей. Стадо можно защитить, повесив его деревянное изображениес цепочкой на Сядэя и принести им обоим жертву. В костюме шамана обычноиспользуется шкура медведя и только шаман категории мэторта (наивысший) можетиспользовать волчью шкуру.
В качестветонического животного волк у ненцев не почитается.
Его убивали,если он нападал на стадо.
ü  Особое отношение к медведю– существовало почти у всех народов Сибири. По обычаю, ненцы при встрече смедведем вступают с ним в разговор. Его просят уйти по-доброму, если же зверьстал добычей, его приглашают быть гостем. Для перевозки разделанного медведяпринято использовать семь нарт:
1. везутпозвоночник
2. рёбра
3. и 4.две лопатки с лапами
5. и 6.задние лапы
7. жир.
Голову ишкуру временно оставляли на месте разделки. Вернувшись голову, отвозят насвященное место как приношение, а лапы с когтями забирают в чум как оберёг.
В отношениимедведя ненцы употребляют описательные названия. Само название медведя – Варкредко употребляется. Произношение его настоящего имени означает призыв, так какон обладает тонким слухом, слышит всё, что про него говорят, особенно в яснуюпогоду. Считалось, что медведь обладает даром всеведения.
ü  Верования, касающиеся птиц,также отражают довольно архаичные представления ненцев о животном мире.Наблюдается почтительное отношение к гагаре. В мифе о сотворении земли Нумотправил гагару под воду доставать землю. У ненцев существует много приметсвязанных с птицами. Весной по грудинке утки узнают, какое будет лето. Грудинкусмотрят на свет, и, если на ней виден тёмный оттенок – это к холодному лету;если оттенок светлый – к жаркому лето. Гнездо воробья повёрнуто к солнцу – этопредвещает холодное лето, и наоборот. Если чайка садится на место, гдекружились олени в период жары и гнуса, значит, олени будут болеть, и будет ихпадёж.
Ненцы считают,что каждый вид животных имеет своего духа-хозяина, каждое животное обладаетиндивидуальной душой, которая расположена у него в носу. Вероятно, с этимсвязан обычай, оставлять нос на тушке при снятии шкурки с пушных зверей (песец,заяц, горностай, соболь). Если женщина при снятии шкурки песца нечаяннообрезала нос, то считалось, что в капкан мужа песец больше не попадётся. Такоепредставление обусловлено, вероятно, пониманием того, что именно нос источникнеобычайно острого обоняния зверя. Это породило представление о нос каквместилище души, поэтому кончики носов многих животных наделялись магическойсилой.

3.Жизненный цикл человека, обряды, очищение
 
3.1 Обрядочищения
Универсальнымсредством снятия полученной сакральной нечистоты было очищение. «Нечистоту»снимают металлические предметы. К железным предметам нечистота не приставала.Наоборот, прикосновение к железу считалось очищающим. Так, мелкие предметы дляочищения достаточно было трижды пронести по солнцу через дужку котла, чайникаили ведра. Однако перешагивать через железные предметы женщина не должна былани в коем случае.
Мужчиныносили кольца на пальцах именно с целью защитить себя от «нечистых» предметов. Средствомдля удаления «нечистоты» является окуривание или очищение. Многие исследователиописывали этот обряд и его атрибуты. Для обряда очищения необходимо заранеезаготовить настой чаги. Предварительно чагу измельчают, сжигают, и в горячемвиде бросают в сосуд с водой, растворяют, настаивают. Для очищения настоембрызгают на чугунную сковороду.
Каждаяженщина в сумочке имеет очищающий предмет. Это может быть кусочек бобровой иливыдровой шкурки, высушенная и вывернутая жировая кишка дикого оленя иливнутреннее сало оленя, косточка бобра или выдры. При камланиях очищающимпредметом может служить прозрачный жёлтый камушек. У ненцев существуетнесколько видов очищения:
Ежемесячное ипредродовое, после похоронное, перед отъездом на священное место.
1. Обрядочищения перед поездкой на священное место.
Перед выездомнарты окуривались, под каждой нартой женщина держала жестянку с дымящимсяоленьим салом, каждый должен был сидеть на нарте, держа хорей в руке, как впути. Участники погребального обряда, не прошедшие обряд очищения, не могутпосещать святилище. Этот запрет действует и во время траура.
2. Очищениепосле погребального обряда.
Все участникиэтот обряда считаются нечистыми, так как они отправляли покойного в Нижний мир.После кладбища они останавливаются недалеко от чума, к ним выходит женщина сзаранее заготовленным настоем чаги. Распрягаются олени, к ним нечистота неепристаёт, однако упряжь требует очищения. Женщина обрызгивает всем лица, руки,одежду настоем чаги. Затем очищаются посредством сожженной на чугуннойсковороде или на железной пластине кусочек шкурки бобра или шерсть с внутреннимсалом дикого оленя. Все сидят на нарте, под которой стоит пластина, либопроходят над ней, поднимая одну и другую ногу; очищение наступает только послетого, как дым проведут перед глазами. Только после этой процедуры можнозаходить в чум, касаться вещей, людей.
3.Послеродовое или ежемесячное очищение женщин, девушек.
Настоем чаги,паром, помещённым под постель, очищают детей, люльку. Настоем чаги моют детямлицо, руки, в последнюю очередь тоже настоем чаги женщина очищает себя, моетлицо и руки. Затем обрызгивает чум, постель. Мужчины окуривают женские нарты, ккоторым ветер мог унести нечистый мусор. После очищения женщина зимой можетупотреблять в пищу осетра в мороженом виде, но при этом чистить, и разделыватьрыбу положено только вдоль.
Окуриваниепрактиковалось настолько часто, что у каждой девушки и женщины – ненки вмешочке был пришит дополнительный маленький мешочек для хранения кусочка жираоленя. Наступит женщина нечаянно на что-нибудь нечистое, и сразу же очищает этувещь, опалив кусочек жира.
К примеруженщине нельзя было наступать на доски пола.

3.2Обряды, связанные с родами
Особоеположение женщины в традиционном обществе ненцев связано с её сакральнымстатусом, обусловленным так называемой «нечистотой» в критические дни и, особеннов период родов.
У ненцев непринято, чтобы мать запасалась необходимым по уходу за ребёнком до егорождения, — это должна делать бабушка. Когда же бабушки нет, будущей материприходится самой заранее готовиться к предстоящему событию. Женщина готовиласьстать матерью незаметно для окружающих. Летом собирала и сушила как можнобольше мха. Мох сушат несколько дней на кочках, затем высушенный мох собирают вмешки. Зимой для женщин, имеющих маленьких детей, мох становиться предметомпервой необходимости. Измельчённый в порошок мох играет роль талька, которымприсыпают ребёнка, используя его супер пористую структуру. В литературеотмечается, что ненцы ставили специальный чум для роженицы – сакрально«нечистый» чум. Для этого выделялся отдельный чум, если зажиточный ненец имелдвух, трёх жен, живших в разных чумах. В чуме ставились нарты, на которыхсобственно и происходили роды. Сами роды тоже протекали необычно роженицанаходилась в колено локтевом положении, головой на восток, и обязательно сраспущенными волосами, считается, что через волосы уходит боль.
По случаюрождения приглашали гостей, в числе их была старая женщина, которую всепочитали она хранительница обычаев – повитуха. Она посвящала ребёнка в мирлюдей, чтоб злые духи не унесли неокрепшую душу в подземный мир. Мужчины впервый день родов убивали оленя духу земли, череп и внутренности оставляли натом месте, где лежала роженица.
День рождениепо ненецкому обычаю празднуют один раз в жизни, когда рождается ребёнок. Гостиприносят подарки: одеяльца, сшитые из лоскутков оленьего меха, накидушичку измеха, которую подкладывают под голову ребёнка ; пелёнки из оленьей бороды;порошок из высохшей берёзы.
Люлька обычнов семье одна. В колыбель ребёнка кладут, когда отпадает пуповина. До этого оннаходится в сшитой шкуре, поэтому его так и называют — шкурным.
3.3Воспитание мальчиков и девочек
Ненецкоетрадиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского»и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх летмогли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы истаршие братья возвращаясь с охоты, мазали лица мальчиков кровью животного, чтобы другие звери знали, что он тоже охотник, хоть и будущий. Если на охоте былубит медведь, его лапы с когтями приносили в чум как оберег, они макались вкровь, а потом ими мазали кулаки мальчика, говоря: «медведь пусть в этих рукахбудет такая же сила как в твоих лапах, но только не для убийства». Важноезначение в семье придавалось первой добыче будущего кормильца. У мальчика онабыла обычно не большой: куропатка, утка, заяц, а у юноши – более крупной: дикийолень, тюлень. Первая добыча торжественно варилась в честь мамы и бабушки темсамым, подчёркивая роль будущего кормильца. Шкура первого добытого песца шламатери или бабушке на воротник шубы или на опушку шапки. Мальчику не положеномыть посуду, иначе он будет плохим охотником, звери и птицы будут издалекаслышать скрип кастрюль и сковородок.
Женщина жезанимает своё особое место, как представительница сакрального мира, и от еёповедения зависят судьбы людей. Женщина выполняла важные функции по созиданию,сохранению, передаче социального и культурного опыта. Одним из механизмовреализации этих функций и являлась система запретов, которые регулировали еёповедение.
Приобщение кнормам поведения начиналось с детства. Девочки усваивали их, наблюдая заповедением взрослых.
В жизнидевочки-женщины выделяются следующие периоды:
1. находящаясяв люльке
2. ходячаядевочка
3. сакральночистая девочка
4. девочка,ставшая девушкой
5. могущаябыть замужем
6. взрослаядевушка (перезрелая)
7. замужняяженщина
8. матьодного, двух детей
9. детьмизрелая женщина (5-6 детей)
10.повзрослевшая женщина
11. женившаядетей женщина
12. женщина ввозрасте
13. ставшая«чистой» женщина
14. старая;бабушка
15.престарелая.
Какотмечалось выше, нечистота женщины является одной из центральных категорий ихтрадиционной духовной культуры.
Запретыследовало соблюдать при наступлении у девушки половой зрелости, и они терялисилу после климакса. В приведённом выше перечне возрастных периодов сакральнонечистой девушка-женщина является с 4-го по 10-11 периоды. С 13-го периодаженщина как бы становится снова девочкой, но в силу укоренившихсяпсихологических установок продолжает соблюдать запреты.
Трудовая ипищевая табуация была лишь частью той системы запретов, которыми определялисьграницы женского поведения.
Девушка иженщинам нельзя наступать, и перешагивать через вещи. Нельзя ездить на мужскиеместа. В обрядах жертвоприношения женщинам разрешалось быть на жертвенном местепри условии, что она положит в пимы, какой-нибудь медный предмет. У женщины вприсутствии мужчин не должны быть видны непокрытые ноги и руки. Женщины,вышедшие замуж закрывают головы от родственников мужа.
Женщинам нельзясушить свою обувь, вешать её на шесты и нарты. Выводя оленей из загона, женщинасначала проходит под верёвкой, затем те, кто держит верёвку, опускали её доземли, и она выводит оленей уже через верёвку. Женщина не могла наступать наслед медведя, а должна была снять след (вместе с землё, со снегом) железнойлопаткой… или замести его выбивалкой снега, иначе её муж на промысле незаметит медведя и он его замучит.
Все этизапреты теряли силу, когда женщина снова становилась сакрально чистой.
3.4 Свадебныйобряд
Замуж девушекотдают, как только они достигли половой зрелости 14-15 лет. Согласия у девушекне спрашивали, если отец доволен калымом (числом оленей, которых давали заневесту), значит свадьбе быть. Каждая семья старалась найти хозяйственную женщину,если она ходила с отцом на рыбалку, пасла оленей, охотилась, за неё могли датьхорошее стадо. Когда приезжают сваты, договариваться о дне свадьбы, невестуодевают в красивую ягушку, и вплетали (впервые в жизни) накосники. Свататьсяприезжает жених, отец и братья жениха, останавливаются возле чума, но их тудане пускают. Отец и братья невесты крепко держат полог чума, пока сваты неоткупятся подарками. Когда подарки подарены, гостей приглашают в чум, кормят, ивручают им подарки в знак дружбы. Мужчины за столом обсуждают дату свадьбы, длягостей зарезают молодого оленя, кровью и лучшими кусками кормят гостей, кости ивнутренности приносятся в жертву духам, проситься благословение для дочери.Жених и невеста друг друга не видят, невесту прячут в женской половине чума.Невесту в чум к жениху собирают три дня, её снаряжают сумками с рукодельнымипринадлежностями, это считается главным атрибутом в хозяйстве женщины. Одеваютв нарядную ягушку, шапку и пояс украшают медными кольцами, цепочками,старинными монетами из серебра. При каждом шаге невесты все звенело, ипереливалось мелодичным звоном, который отпугивал злых духов. В нарты запрягалитрёх оленей. На рогах у них были повязаны яркие разноцветные ленточки, на шеевесели колокольчики. По приезду в стойбище жениха совершался свадебный ритуална расторопность невесты. К невесте подходит мать или бабушка жениха, котораяберёт за руку, и тянет её на себя, и резко толкает к толпе. Если она неудержится, и упадёт, то на неё родственники жениха будут смотреть как набеспомощную и слабую женщину. Это считается большим позором для будущейхозяйки.
Мать женихаберёт невесту за руку, ведёт в чум, и усаживает на постель жениха, там теперьеё место. Невесты плакать не должны, так как в тундру не любили хмурых иплаксивых, видя в них ленивых и лживых женщин. С этого момента невестастановилась хозяйкой чума, начинала готовить для всех еду и т.д. У ненцевзапрещается называть имена с того момента, как молодые сыграли свадьбу позднееих называют именем старшего из детей – мать Нядмы. Старых людей называют поимени их внуков – дедушка Хэвко.
Молодые люди,приглашённые на свадьбу, состязались в ловкости и смелости. Старики вспоминалимолодость. Празднование шло три дня. На третий день приглашался шаман, иделалось жертвоприношение духам для благословения новой семьи.
3.5 Обрядпогребения
Смерть, духасмерти ненцы представляли очень большим, у него на теле чёрные волосы, и он выглядиткак человек. Его жилище – подземный чум, и он собирает у себя умерших. Сосмертью у человека начинается другая жизнь, но там всё наоборот. Похороны ипоминки проводят к вечеру, так как земной день в Нижнем мире — это ночь, а ночьу них день. Обряд захоронения совершается, пока на землю идут лучи солнца(жизни), потом придёт время тех, кто встречает покойника в подземном стойбище. Поэтомук вечеру заканчивается активная деятельность у людей в тундре. Детям нельзяиграть в куклы, так как в это время играть начинают умершие дети. Считается,что в подземном мире очень холодно, вероятно связывалось это с тем, что подземлёй вечная мерзлота. Поэтому умерших всегда одевают в тёплые зимние одежды.Покойника в полном одеянии кладут на его спальном месте в обратном направлении,ногами к стене. Покойнику предлагают его чайную чашку с чаем, льют чай ему на пальцыног и на дверь. На месте захоронения голову умершего обращали на запад иливосток. Ворожеев хоронили лицом в низ, чтоб он не пугал родственников; либо вгробу «провидца» просверливали около головы отверстие, чтобы он имел выход, имог защитить близких. В похоронном обряде строго соблюдается направление восток– запад: восток – сторона живых, оттуда появляется день; запад – сторонамёртвых, закат солнца, туда уходит день. В руки умершего кладут кусок шкуркибобра или выдры, используемый в обряде очищения. Если в руках у него ничегонет, он может «взять» с собой чью-то душу. Жители Нижнего мира встречаютпокойного со словами: «Что ты нам принёс?», — и он отдаёт им предметы,вложенные в руки. Покойника одевают в лучшую одежду.
Глаза исердце накрывают металлическими пластинами или лицо накрывают суконной маской собозначенными бисером линиями лица. Считалось если этого не сделать, то умершийне найдёт, «не увидит» дрогу в загробный мир, и это может предвещать близкуюсмерть кого либо из родственников. Заворачивают покойника половиной покрытиядля чума. Покойника, вынося не через дверь, где ходят живые люди, для этогоприподнимают полог чума с другой стороны. В гроб кладут одежду и инструментыпокойника. Вещи приводят в негодность – у острых предметов обламывают кончик,одежду режут, в рукавицу кладут спички, сера на них обжигается. Около гробаоставляют продырявленный котёл, перевёрнутую поломанную нарту. В поперечинугроба втыкают хорей, на поперечине вешают колокольчик, рядом оставляют стол счашкой.
У ненцевизвестно, по крайней мере, пять способов отправления вещей за пределы Среднегомира:
1. Ломка(например, надкалывание сосуда, отрезание куска одежды, обламывания кончикастрелы или ножа).
2. Приданиевещи неестественного положения (перевертывания сосуда вверх дном, оставление умогилы нарт вверх полозьями)
3. Зарываниев землю
4. Втыканиевещи в землю (ножа, копья, хорея др.)
5. Помещениена высоте (захоронение выкидышей)
Длядостижения Нижнего мира покойный обеспечивается средством передвижения. Олени вупряжке «уходя за хозяином» (умертвляются); если похороны проводятся зимой,олени оставляются неразделанными – как идут в упряжке. Отправляется за хозяиноми его собака, кроме ездовых оленей, забивается олень на угощение.
В похоронныхритуалах всячески подчёркивалось, что у живых и мёртвых разные пути, которые недолжны совпадать. Когда провожают человека в иной мир нельзя молчать, надоразговаривать. Нельзя плакать у покойника будет болеть голова. Нельзяоборачиваться. Женщины в знак траура распускают волосы.
Когда людивозвращаются с могилы, то оленей не распрягают, пока каждый не подпалит огнёмшерсть ездовых оленей на шее; люди тоже поджигают шерсть на своей одежде.
Послепогребения желательно, чтобы связи между покойником и его родственникамипрекратились, такова особенность ненецкой традиции. Траур решаетпсихологическую задачу, убивает у живых воспоминания о покойниках, смягчаетболь утраты.

Заключение
Целью работыбыло исследование культуры ненецкого этноса. Сохранение и пропагандатрадиционной культуры и искусства народов Севера – одна из ведущих тенденций вдеятельности учреждений культуры округа. Формы работы, направленные нареализацию этой задачи, призваны способствовать углублению знаний ипредставлений об истории коренных народов Ямала, знакомству с их обычаями итрадициями, с обрядами и праздниками, приобщению к истокам народной мудростинародов Севера.

Списоклитературы
 
1.  Вениамин, архимандрит(Смирнов) «Самоеды мезенские» вестник географического общества 1855 г. Ч 14
2.  Вербов Г.Д. «Ненецкиесказки и былины» Салехард 1937 г.
3.  Хомич Л.В. «Традиционноевоспитание детей у народов Севера» Ленинград 1988 г.
4.  Хомич Л.В. «Ненцы очеркитрадиционной культуры» С. Петербург 1995 г.
5.  Ядне Н.Н. «Я родом изтундры» Тюмень. 1995 г.
6.  Турутина П.Г. «По тропаммоих предков» Екатеринбург 2000 г.

Глассарий
 
Вайнута –один из сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа
Варк — медведь
Вэсако –старик – мыс Болванский
Илебць –дикий олень
Илебям, пертя– несметное количество оленей
Инуцида –дух, лишающий человека разума
Мал, те Нга –мифическое существо, без рта и заднего прохода,
имеющеетолько обоняние.
Мандо,, яра –песчаные сопки энцев
Мандо,, Нева –голова энца
Мандо,, седа– сопка энцев
Минлей –мифическая птица имеющая семь крыльев на каждом боку, сын Нума отвечающий засмену времён года, дня и ночи и т.д.
Мэдна — злойдух, людям и животным уродством
Мэторта –наивысшая категория шамана
На – духболезни и смерти
Накосники –украшение для волос женщин
Небя хэхэ –мать-дух
Нев,, себе,, э– голова сопка – род Ядне
Нешау — ненцы
Нув, падар –бумага Нума, подобие книги жизни у христиан
Нув,-то –Небесное Божье озеро
Нув, няны –верхний мир
Нум – небо инебесный Бог
Нэв,, соты –Возвышенность голов, холм голов
Нядангы –рода Нядангы
Пыри,, то –озеро Щучье
Пэ, мал хада –гора Минисей на Урале (Константинов камень)
Сармик –животные (в широком смысле слова)
Сидя-хэхэ, саля– двух идолов холм, остров Белый
Си,, ив седа– Семь холмов
Сииртя –тундровые аборигены
Сотэ,, я – родЯр
Сотэ я –мяд, пухуця хэбидя, я – священное место хозяйки чума
Сэро,, Ирико –Белый дедушка
Сюхней,, хэхэ, я– священное место Сюхней
Сябта, себе,, э(холм Сябтый) – из рода Няруй
Сядей – идолизображающий духа
Тусиди,, хэхэ, я– священное место Тусида
Ты – домашнийолень
Тэри Намгэ –духи в образе разных подземных тварей
Хабча минрена– злой дух, приносящий болезни
хадако –бабушка (женское священное место)
Халэв,, но –остров чаек.
Хансосяда –злой дух, уносящий разум
Хантей но –род Япто нэ
Харв, Под –лиственничная чаща, дорога в ней. Козьмин
Перелесок
Харючи – одиниз сынов Нума положивший начало роду ненецкого народа
Хонго,, саля –род Тесида
Хэ – Гром
Хэхэ – дух –хозяин святилища
Хэбидянадэ,, э – Священная гора
Хэхэ,, но –священный остров
Хэх, ту –молния
Хэх, Саре — гроза
Хэххэ, хан, соты– священной нарты сопка
Юрибей, но,, я– род Ядно
Я, мал, хэхэ –дух конца земли(священное место макушки земли)
Я, миня –богиня, живущая с Нумом, защитница семьи, и душ детей, мать создательница
Яро,, то –озеро Яр, озеро песчаных яров
Ярта но, я –песчаная сопка, песчаные островные сопки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.