Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Народы Южного Урала

Ведение
История Южного Урала –это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этнографыотмечают этническую сложность, неоднородность состава населения южноуральскогокрая. Это обусловлено тем, что Южный Урал издревле служил своего родакоридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось «великое переселениенародов», а впоследствии накатом прошли волны миграции. Историческисложилось так, что на этой обширной территории формировались, соседствовали иразвивались три мощных слоя — славянский, тюркоязычный и угро-финский. Еготерритория с незапамятных времён являлась ареной взаимодействия двух ветвейцивилизаций — оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием ихвзаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический иантропологический состав местного населения. Есть один важный аспект проблемынародонаселения. В строгом соответствии с определением понятия«абориген» («коренной народ») нет оснований считатькакой-либо народ в крае коренным. Все живущие ныне на территории Южного Ураланароды — пришлые. Народы, поселившиеся здесь в самое разное время, избрали Уралместом своего постоянного жительства. Сегодня невозможно поделить народы накоренных и некоренных жителей края.
Цель моей работы – рассказатьнасколько разнообразны народы, населяющие наш край, и их язык и культура.

Чтобы лучше понятьисторию заселения Южного Урала, я вкратце окунусь в историю Южноуральскогокрая.
Первые письменныесведения о народах Южного Урала относятся еще к античному времени.
Стоянок древнего человекана Южном Урале обнаружено много. Только вблизи 15 озер их было открыто около100. А озер в нашей области более трех тысяч. Это стоянка у озера ЕловоеЧебаркульского района, стоянки на озере Иткуль Каслинского района, на озереСмолино вблизи Челябинска и многие другие.
Люди заселяли Уралпостепенно. Скорее всего, они пришли с юга, перемещаясь вдоль берегов рек вследза животными, на которых охотились.
Приблизительно в 15—12тысячелетиях до н. э. ледниковая эпоха кончилась. Четвертичный ледникпостепенно отступал, местные уральские льды растаяли. Климат стал теплее, флораи фауна приобрели более или менее современный облик. Увеличилась численностьпервобытных людей. Более или менее значительные коллективы их кочевали,передвигаясь вдоль рек и озер в поисках охотничьей добычи. Наступил мезолит(средне-каменный век).
Примерно в четвертомтысячелетии до нашей эры на службу человеку пришла медь. Южный Урал – одно изтех мест нашей страны, где человек впервые стал использовать металл. Наличиесамородных кусков чистой меди и довольно больших залежей олова создавалиблагоприятные условия получения бронзы. Бронзовые орудия труда, как болеепрочные и острые, быстро вытеснили каменные. Во II-I тысячелетии дон.э. древние жители Урала не только добывали медь и олово и изготавливалиорудия труда, но и обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Так изделиядревних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и вЗападной Сибири.
В период медно-бронзовоговека на территории Южного Урала проживало несколько племен, которые существенноотличались между собой по культуре и происхождению. О них рассказывают историкиН.А. Мажитов и А.И. Александров.
Самую большую группусоставляли племена, вошедшие в историю под названием «андроновцы».Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском краееще в XIX веке.
В лесах в тот периодобитали «черкаскульцы», которых называют так, поскольку впервыеостатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинскойобласти.
На Южном Уралепредставление о времени бронзового века дают курганы и поселения, относящиеся кандроновской культуре (Сальников К- В. Бронзовый век Южного Зауралья.Андроновская культура, МИА, №21, 1951, стр. 94—151). Эта культура,существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западныхграниц Казахстана, в XIV—X вв. до н. э. распространялась и на территориюОренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являютсякурганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченнымикостями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.
Развитие раннежелезноговека на Южном Урале охватывает время с VI в. до н. э. по V в. н. э.Представление о нем дают савроматские, сарматские и аланские курганы игородища. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когдагосподствовали скифы в Причерноморье. Сарматская культура — это культурапериода разложения первобытно-общинного строя и формирования классовогообщества, развитого кочевого скотоводства, земледелия и ремесла. Все находкиговорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое,ткацкое и другие производства. (Сальников К. В. Сарматские погребения в районеМагнитогорска: Краткие сообщения Института материальной культуры, XXXIV, М.—Л.,1950)
Поздний железный векУрала по времени совпадает с ранним средневековьем Европы. В эпоху железноговека на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлоескотоводческо-земледельческое население начинает переходить к кочевомускотоводству, и на протяжении более чем двух тысяч лет эта территориястановится местом кочевий различных племен.
Это было время «великогопереселения народов». С передвижением кочевников, связано формированиебашкирского народа и распространение тюркского языка на территории области.
Предваряя предстоящееповествование об истории народов, заранее сделаю оговорку. Начну его с историибашкирского народа. И вот почему. Среди современных народов, живущих на ЮжномУрале, первыми обитателями края оказались башкиры. Поэтому начало рассказа сбашкир ничуть не искажает исторической правды, не умаляет роли других народов.При этом соблюдается историзм изложения материала.
Первые историческиесведения о башкирах относятся к X веку. Путешественник Ибн-Фадлан сообщал, чтоон посетил страну народа турок, называемого аль-Баш-тирд (ПутешествиеИбн-Фадлана на Волгу. М.—Л., 1939, стр. 66).
Другой арабский писательАбу-Занд-аль-Балхи (посетивший Булгарию и Башкирию в первой половине X в.)писал: «От внутренних башджаров до Бургарии 25 дней пути… Башджарыразделяются на два племени, одно племя живет на границе Грузии (страна Куман)близ булгар. Говорят, что оно -состоит из 2000 человек, которые так хорошозащищены своими лесами, что пи кто не может покорить их. Они подвластныбулгарам. Другие же башджары граничат с печенегами. Они и печенеги — тюрки»(Абу-Занд-аль-Балхи. Книга видов земли, 1870, стр. 176.)
Башкиры издревле обиталина землях современной Башкирии, занимая территорию по обеим сторонам Уральскогохребта, между реками Волгой, Камой и верхним течением реки Урала. Они быликочевниками-скотоводами; занимались также звероловством, рыболовством,бортничеством. В западной части Башкирии развивалось земледелие, уничтоженноетатаро-монгольскими завоевателями и восстановленное с появлением в Башкириирусского населения.
Ремесло у башкир былоразвито слабо. Но все же, как свидетельствуют письменные источники, уже в X в.башкиры умели кустарным способом добывать железную и медную руды и производитьих обработку. Они занимались выделкой кожи, изготовляли из железа пики,наконечники стрел, из меди украшения конской сбруи.
Западная часть Башкирии вIX—XIII вв. была подчинена Булгарстому царству, которому башкиры платили даньмехами, воском, медом и лошадьми. По сообщению Ибн-Руста (около 912 года)каждый, кто из подданных булгарскому хану женился, должен был давать поверховой лошади.
В до монгольский периоднаселение Башкирии торговало с соседними народами и с русскими купцами воском имедом. Башкирия была разделена на роды и племена, во главе которых стоялиродоначальники и сборщики.
Наиболее сильные из баевподчиняли себе другие родовые объединения и иногда становились ханами. Однаковласть таких ханов была непрочной, и ни одному из них не удалось подчинить себевсе башкирские племена. Особо важные вопросы решались на народных собраниях ина совете старейшин (королтай). Народные собрания башкир завершалисьпразднествами, на которых устраивались состязания по борьбе, скачке иджигитовке, стрельбе из лука.
Разложение родового строяи переход башкир к классовому обществу падает на X—XII вв., а конец XII и XIIIвв. характеризуется зарождением феодальных отношений. В XII—XVI вв. сложиласьбашкирская народность. Большую роль в складывании башкирской народности сыгралиплемена аланов, гуннов, венгров и особенно булгар. В 1236 г. татаро-монголы покорили Булгарское царство и вместе с ним юго-западную часть Башкирии. Вследза этим была завоевана вся Башкирия, вошедшая в состав образовавшейся вПоволжье Золотой Орды. Золотоордынские ханы обложили башкир ясаком в видедорогих мехов, возможно и налогом в виде одной десятой от их стад.
Обострение борьбыпокоренных татаро-монголами народов за свое освобождение и, особенно,замечательная победа русского объединенного войска на Куликовом поле в 1380 г. ослабили Золотую Орду. В XV в. она стала распадаться.
С распадом Золотой Ордызначительная часть населения Башкирии подпала под власть Ногайской орды,кочевавшей между средним и нижним течением Волги.на западе и р. Яик на востоке.Зауральские башкиры признали свою зависимость от Сибирского ханства, западныерайоны Башкирии — от Казанского. Башкирия была расчленена.
Кроме башкир, территориюЮжного Урала населяли татары, мари, удмурты, казахи, калмыки и другие народы.Они так же, как и башкиры, подчинялись вначале ханам Золотой Орды, а с распадомпоследней — казанским, сибирским и ногайским ханам.
Тяжестьтатаро-монгольского гнета усугублялась тем, что башкиры, находясь в составеразных ханств, были разобщены и использовались ханами и прочими феодалами вборьбе друг с другом. Междоусобицы были пагубны для трудовых масс. Нередко самхан или мурза при поражении спасался от противника бегством, оставляя напроизвол судьбы своих подданных. Последних же подчинял себе другой хан илимурза и устанавливал для них еще более жестокий режим.
Башкиры велипродолжительную и упорную борьбу против татаро-монгольского ига. В башкирскомфольклоре и родословиях сохранились отзвуки выступлений башкирского народапротив своих угнетателей. В XVI веке особенно обострилась борьба в ногайскойчасти Башкирии между ногайскими мурзами и башкирскими старшинами, стремившимисяосвободиться от чужеземного господства. Но своими собственными силами башкирыэтого не могли сделать.
Единственным правильнымвыходом из чрезвычайно тяжелого положения, в котором находились башкиры подвластью татаро-монголов, было присоединение к укрепившемуся тогда Русскомугосударству. Однако отсутствие объединяющей всех башкир организации ираздробленность племен не позволяли им присоединиться к Русскому государству одновременно.
Этнографам удалосьвосстановить родоплеменной состав башкир в ХVII-ХIХ вв. Они выделили самыедревние башкирские этнические образования, состоявшие из ряда самостоятельныхплеменных групп — это бурзяне, усергане, тангауры, тамьяне и др. Все они былиносителями башкирского этноса, но имели собственные названия, которые обладалибольшими территориями распространения у тюркских народов.
Раньше башкиры обитали встепях и вели кочевой образ жизни. Впоследствии, теснимые с юга другимикочевниками, прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в горныеи лесистые местности Южного Урала. В конце XIX века башкиры проживали, помимоБашкирии, на значительной территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского,Орского и Оренбургского уездов. Они перешли к полукочевому образу жизни — зимойнаходились в деревнях, а весной выезжали с семейством и домашним скотом в горыи пребывали там вплоть до зимы, когда вновь возвращались в деревню.
За многие столетияфиксированной истории башкирский народ создал уникальную, неповторимую ибогатую культуру, включающую в себя все виды человеческого творчества:изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец, фольклор, украшения,самобытную одежду и т. д. Знание основ и этапов развития различных сфер культурыпомогает изучению истории народа, лучшему пониманию специфики и путейдальнейшего развития национальной культуры башкирского народа.
Этнически близкими кбашкирам стоят татары, а их длительная жизнь по соседству привела ксущественному стиранию многих национальных различий. Интересно отметить, чтозначительная часть башкирского населения Урала говорит по-татарски и считаеттатарский язык своим родным языком. В большинстве районов современного ЮжногоУрала вперемежку живут русские, татары, башкиры, другие народы. Они вместетрудятся на предприятиях, в организациях и учреждениях края, живут в мире исогласии.
Среди историковсуществует мнение, что татар как отдельного народа не существует; слово«татары» является собирательным именем для целого рода народовмонгольского, и главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркскомязыке и исповедующих Коран. В V веке под именем Тата или Татан (откуда, по всейвидимости, и происходит слово «татары») разумелось монгольское племя.
Откуда все же взялось этоназвание? Отдельные авторы считают, что слово «татарин» — вовсе необозначает «имя» какой-то национальности, а скорее это прозвище, всеравно, что слово «немец», то есть немой, не умеющий говоритьпо-нашему.
Татары стали появляться вкрае с основанием в 1743 году города Оренбурга и строительства укрепленныхпоселений по рекам Яику, Самаре и Сакмаре. Это открыло широкие перспективы дляэнергичного заселения и освоения малолюдных и необжитых земель. Основная массалюдей прибывала сюда из Среднего Поволжья. Переселенцы отличались сложнымэтническим составом населения, значительная доля которых приходилась на татар — выходцев преимущественно из Казанского ханства.
Основными причинами,побудившими татар, как и крестьянские массы других народов, к переселению на новыеместа жительства, являлись малоземелье, крайняя нужда, естественное желаниелюдей улучшить материальное благополучие путем получения земли на Южном Урале,где ее легко можно было приобрести.
Для мусульманского мирапереход с прежнего местопребывания на другое, более отдаленное связывался и сбоязнью быть обращенными в иную веру. Это являлось своего рода протестом противполитики царских властей по насильственному навязыванию инаковерцамхристианства. В свою очередь царизм, заинтересованный в освоении свободныхземель, не только не запрещал, но и способствовал переселению населения наЮжный Урал. Это давало возможность вовлечь в хозяйственный оборот новыеземледельческие районы. И, наконец, власти стремились привлечь лиц татарскойнациональности к налаживанию торговых отношений с мусульманскими народамиКазахстана, Средней Азии и даже далекой Индии. Ведь татары считались неплохимиторговцами.
Прибывая из разных уездовСреднего Поволжья на земли Южного Урала, татары селились возле ямщицкихстанций. Они устраивались на самую разную работу: занимались продажей лошадей,верблюдов, овец, становились ямщиками, ремесленниками, шорниками, сапожниками,кожевниками, гуртовщиками, пастухами, скупщиками.
После падения в XVI векеКазанского ханства значительная часть татарского населения вначале осваиваласьв Южном Приуралье, на территории современного Башкортостана, а затем онирасселились по всему Уралу. Большое количество татар осело в Оренбургском крае.К концу XIX века татары жили повсеместно — в городах и селах. В городах онизанимались преимущественно мелочной торговлей, а в селах — земледелием искотоводством. Татары, как свидетельствует И. С. Хохлов, — народ трезвый,трудолюбивый, способный на тяжелые работы. Они занимались земледелием, извозом,скотоводством, но любимым их ремеслом являлась все-таки торговля.
Наряду с татарами наЮжный Урал в XVI веке переселились и тептяри. Некоторые исследователи вплоть доконца XIX века принимали тептярей за отдельную народность, самостоятельнуюгруппу населения. Однако большинство из них пришло к выводу, что считать ихтаковыми нет оснований. Скорее тептяри — сословие. Оно образовалось из смешенияразных инородческих племен — черемисов (с 1918 года марийцы), чувашей, вотяков(удмуртов), татар, бежавших на Урал после покорения Казани. Впоследствиитептяри перемешались также и с башкирами, переняли их нравы и обычаи, что ихстало даже трудно отличить друг от друга. Большинство из них говорило насреднем диалекте татарского языка. Отдельные группы тептярей, жившие в плотномокружении башкир, подверглись сильному влиянию башкирского языка. Так появилсязлатоустовский говор. Полностью перешли на башкирский разговорный языкучалинские тептяри. По вероисповеданию они делились на отдельные группы. Одниих них были суннитами-мусульманами, другие — язычниками (из финно-угорскихнародов), третьи — христианами.
Тептяри просуществовалидо 1855 года, когда их причислили к «башкирскому войску». Тогда жепоявилось и второе название тептярей — «новые башкиры», хотя прежнеенаименование вытеснить до конца не удалось. В то же время тептяри образовалиособую общность этнического характера со своим этнонимом и этническимсамосознанием.
До второй половины XVI в.русского населения на Южном Урале не было. Русские люди появились здесь сзавоеванием Казанского ханства.
Завоевание Казанскогоханства имело большое значение как для народов Поволжья, так и для башкир,начавших борьбу за освобождение от власти Ногайской орды и Сибирского ханства.
Сразу же после разгромаКазанского ханства, в 1552 году было отправлено в Москву посольство спредложением подданства от башкир минских аймаков. Вслед за минцами зимой1556-1557 года в Москву с просьбой о присоединении отправились еще двапосольства от башкирских племен. Оба посольства добрались до Москвы на лыжах.
После 1557г. лишьнебольшая восточная и северовосточная части Башкирии оставались подвластнымиСибирскому ханству. Они подчинились Москве в конце XVI—начале XVII вв., послепадения Сибирского ханства (1598 г.).
Добровольное присоединениек Русскому государству было глубоко прогрессивным событием в истории Башкирии.Оно положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов.Башкирия, включившись в состав сильного Русского государства, получила защитуот нападения соседних кочевых племен. Разъединенные башкирские племена началисближаться, составляя башкирскую народность. Окрепли и торговые связи башкир.Они продавали народам Поволжья и русским купцам скот, кожи, меха пушных зверей,мед, воск, хмель.
Тесное общение споволжскими племенами и народами и, главным образом, с более развитым ипередовым в культурном отношении русским народом было весьма плодотворным длябашкир. Русские крестьяне принесли с собой сравнительно высокую земледельческуюкультуру и оказали положительное влияние на хозяйственное и культурное развитиебашкирского народа. Почти не знавшая в прошлом земледелия значительная частьбашкирского населения в течение XVII—XVIII вв. переходит к оседлости иземледельческому хозяйству.
Заселение в основномпроисходило «снизу». Сюда прибывали из центра России беглыекрепостные крестьяне, спасавшиеся от преследований раскольники, а позднее —государственные крестьяне, которым правительство отводило в надел свободныеземли в Башкирии, известные под названием «диких полей».
Заселение шло также и «сверху»,по распоряжению царского правительства. С постройкой военных крепостей в краеобразовалось русское военно-служилое сословие — воеводы, чиновники, стрельцы.За свою службу они стали получать в надел башкирские земли и селить на нихкрестьян (особенно много вблизи г. Уфы). Русские помещики также сталиприобретать башкирские земли и переселять на них своих крестьян из центральныхгуберний. В числе колонизаторов были, как и всюду, русские монастыри,появившиеся здесь довольно рано, но потом большей частью разоренные башкирами.
Помимо русских на ЮжныйУрал направлялись с северо-запада поселенцы из нерусского населения: татары, нежелавшие подчиниться русской власти, мещеряки, чуваши, мари, тептяри, мордва идр. Все они арендовали башкирские земли на правах «припущенников».Русское правительство рассматривало их вначале как чуть ли не крепостныхбашкир. Среди этих новых поселенцев было немало и выходцев из Казахстана,Средней Азии, Узбекистана, Бухары, Хивы, Туркмении — каракалпаков, казахов,туркмен, персов и др.
В XVII в. колонизациястала продвигаться на юг по направлению к нашему Челябинскому краю, известномутогда под названием Исетского. Исетский край изобиловал множеством небольшихречек, притоков Миасса и Течи, удобных для селения и богатых рыбой. Известныйпутешественник и ученый XVIII в. Петр Симон Паллас, живший довольно долго вИсетской провинции, был восхищен обилием ее природы. Богатый чернозем давалвозможность заниматься здесь земледелием. Природа края была удобна длясадоводства, овцеводства и коневодства. Край изобиловал рыбой и зверем.Коренное население Исетского края составляли главным образом башкиры, затем шлимещеряки, татары, калмыки и другие народы.
Первыми поселенцами изрусских здесь были черносошные крестьяне и посадские люди из различных уездовПоморья, дворцовые крестьяне Сарапульского уезда, крестьяне и работники соляныхпромыслов Строгановской вотчины и выходцы из других мест, искавшие спасения отусиливавшейся феодальной эксплуатации.
Сначала они селятся приустье реки Исети, затем продвигаются вверх по реке и ее большим притокам:Миассу, Барневе и Тече. С 1646 до 1651 года застроился Китайский острог. В 1650году были построены Исетский и Колчеданский остроги на реке Исети. Встроительстве Исетского острога деятельное участие принял конный казак изВерхотурья Давид Андреев, который собиралохотников в различных местах Казанскойгубернии. В 1660 году построен Мехонский острог, в 1662 —Шад-ринский, в1685—Крутихинский, на правом берегу Исети, ниже притока Крутихи.
Поселенцев было мало, ичтобы выдержать набеги кочевников, некоторые из них отправлялись на Русь, гдевербовала крестьян, заманивая их в далекий край обещаниями разных льгот иприродными богатствами. На их зов откликнулись крестьяне Украины, Дона ивнутренней России. Правительство в это время оказывало помощь, переселенцамнаделами земли и выдачей денег.
Заселению Исетского краяво многом способствовали рано возникшие монастыри. Монастыри служили вернымубежищем для окрестных русских жителей при нападении на них соседних башкир иказахов. Они привлекал многих русских крестьян, которым нелегко жилось в центреРоссии.
Правительство даваломонастырям земли с правом поселения на них крестьян, награждало жалованнымиграмотами, по которым суд над монастырскими крестьянами был представлен игуменус братией, а в случае суда «сместного» (совместного) должен былсудить игумен с воеводами и дьяками. Ввиду того, что монастырские судыотличались большей мягкостью по сравнению с судами воевод, крестьяне охотноселились на монастырских землях.
Под прикрытием острогов имонастырей началось заселение края русскими крестьянами. Исетский крайпривлекал их не только своими земельными богатствами, но и тем, что крестьянеселились здесь на положении свободных. Они должны были нести лишь рядповинностей в пользу государства, среди которых весьма распространенною былагосударева десятинная пашня.
От Исети русскаяколонизация переходит на нижнее течение Синары, Течи и Миасса. Первым русскимпоселением на этих реках является монастырское Теченское поселье (1667 г.), выдвинутое далеко на запад. Вслед за этим активизируется деятельность крестьянскихслободчиков. В 1670 году в нижнем течении Миасса строится Усть-Миасскаяслобода, затем в 1676 — слободчик Василий Качусов заводит Средне-Миасскую илиОкуневскую слободу. В 1682 г. слободчиком Ивашко Синициным была основанаБелоярская слобода (Русская Теча). В 1684 г. Василий Соколов у слияния речки Чумляк с Миассом выстроил Верхне-Миасскую, или Чумлякскую слободу, в 1687—слободчик Кирилл Сутурмин завел Новопещанскую слободу (на оз. Песчаном вмеждуречье Течи и Миасса). Образовавшийся таким образом полукруг русскихпоселений создал предпосылки для дальнейшего продвижения русского крестьянствана запад, к восточным склонам южноуральских гор. В 1710 году по нижнему течениюМиасса насчитывалось уже 632 двора, в которых проживало 3955 человек.Большинство дворов принадлежало государственным крестьянам (524 двора). Но былитакже дворы крестьян (108), принадлежавших Тобольскому архиерейскому дому.
Все поселениярасполагались по левому берегу р. Миасс. Объясняется это опасным соседствомкочевых племен. Поселенцы использовали реку Миасс, протекавшую с запада навосток, как преграду, защищавшую их от внезапных нападений кочевников с юга.
Как видно из переписныхкниг Л. М. Поскотина, население, прибывшее в XVII в. в Исетский край, являлосьвыходцем непосредственно из Верхотурского и Тобольского уездов, с Прикамья, изсеверно-русских поморских уездов, Верхнего и Среднего Поволжья. Небольшая частьэтого населения прибыла также из центральной России. Но в XVII в. крестьянскаяколонизация Южного Зауралья не развилась еще в достаточной степени. Она сдерживаласьопасностью постоянных набегов степных кочевников. Требовалось вмешательство состороны русского правительства для того, чтобы обезопасить жизнь крестьянскихпоселенцев и создать благоприятные условия для развития земледелия, промыслов иторговли во всем этом богатейшем крае.
В результате мощногопереселенческого потока, захватившего значительную территорию Южного Урала, кпоследней четверти XVII века этот обширный край оказался в плотном кольцерусских и казачьих поселений. Заселяя и осваивая необжитые земли, славянские,тюркские и финно-угорские народы селились рядом. На протяжении многихдесятилетий русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, белорусы, чуваши,мордва, немцы и другие народы жили по соседству и сотрудничали между собой.
В 1734 году на ЮжномУрале начинает работать Оренбургская экспедиция под руководством И. К.Кирилова. Она закладывает Оренбургскую укрепленную линию для прикрытияюго-восточных границ Российского государства от набегов казахов и джунгарскихкалмыков. Опорные пункты — крепости ставятся по рекам Урал (Яик) и Уй. Первойиз созданных тогда крепостей являлась Верхнеяицкая пристань, ставшая позднеегородом Верхнеуральском.
На Оренбургскойукрепленной линии стояли крепости, редуты, превратившиеся много позднее впоселки и станицы на территории Челябинской области: Спасский, Увельскйй,Грязнушенский, Кизильский и другие. Станица Магнитная стала одним из самыхзнаменитых городов страны — Магнитогорском. Продолжением Верхнеяицкой линии навостоке была Уйская укрепленная линия, ключевой крепостью которой былаТроицкая. Первыми жителями новопостроенных крепостей были солдаты и офицеры, атакже казаки. Большинство из них были русскими, позднее среди них появилисьукраинцы и татары, мордва, немцы и поляки, а также представители других национальностей,служившие в русской армии.
Солдатами же, а такжевольными поселенцами, ставшими казаками, заселялись Челябинская, Чебаркульскаяи Миасская крепости, построенные в 1736 году севернее Уйской линии, на пути изобжитого Зауралья на Яик-Урал.
Во второй четверти XIXстолетия граница России, проходившая по современной территории Челябинскойобласти, переносится восточнее на 100—150 км. Вновь образованный Новолинейныйрайон был также с востока ограничен крепостями, две из которых — Николаевская иНаследницкая — располагались на территории нынешней области. Вокруг крепостейсооружали кирпичные ограды, сохранившиеся до сих пор.
Заселение западной исеверо-западной горных частей области началось несколько позднее, чем южныхрайонов, только в 50-х годах XVIII столетия. Тогда на Южном Урале сталиразрабатываться богатейшие, лежащие зачастую на поверхности, железные и медныеруды, строились металлургические заводы. Основываются такие промышленныепоселки — ныне города,— как Сим, Миньяр, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Юрюзань,Сатка, Златоуст, Куса, Кыштым, Касли, Верхний Уфалей и Нязепетровск.
Земля под заводские дачискупалась у башкир. На купленные земли переселялись крепостные крестьяне изразных губерний России, становившиеся «работными людьми» горныхзаводов.
Для строительствазаводов, отладки технологий плавки на Урал тогда приглашались иностранныеспециалисты, в основном немцы. Часть из них не захотели возвращаться на родину.Возникли места их компактного проживания — улицы, слободы, позднее поселки,больше всего их осталось в Златоусте.
Стоит отметить, немцевхорошо знали на Руси с древних времен. И, прежде всего потому, что германские иславянские племена жили по соседству.
В XVIII векеправительство России принимает Указ о разрешении немецких поселений натерритории Российского государства. Но в русских городах иноземцы, в том численемцы, селились еще и XVI-XVII веках. Но под немцами в то время понимались нетолько лица немецкой национальности, но и голландцы, австрийцы, швейцарцы,фризы. В XVIII — начале XX исков немецкие колонии появляются на пустующихземлях в районе реки Волги, на Украине, Урале.
Огромные земельныенаделы, богатейшие природные ресурсы привлекали сюда переселенцев. Коренное женаселение калмыки, башкиры, русские, чуваши, татары и другие дружелюбновстречали новопришельцев, не препятствуя немецким поселениям селиться здесь.Тем более что многие здешние народы вели кочевой или полукочевой образ жизни.
В XIX веке в Россиипостепенно развиваются предпринимательские хозяйства, основанные на использованиинаемного труда и продающие свой товар на рынке. Первые из них стали появляться,прежде всего, в тех районах, где не было помещичьего землевладения или оноразвивалось слабо. Свободные и плодородные земельные угодья привлекалипереселенцев. И не только немцев. На Урале немецкое население по сравнению сдругими национальностями составляло небольшой процент. И лишь ко времени первоймировой войны численность немецких колонистов возросла до 8,5 тыс. человек.Откуда переселились немцы на территорию Оренбуржья? Со времен первой мировойвойны начинаются репрессии против немецких переселенцев: выселение, аресты кзадержанию подозрительных людей немецкой национальности, ограничение вэкономической и политической деятельности. Кроме того, по законам военноговремени в Оренбурге, других городах губернии, оказалась значительная частьнемецкого, австрийского населения, выселявшегося российским правительством изнаселенных пунктов и городов западных губерний России, где шли ожесточенные боимежду русскими и германо-австрийскими войсками. Оренбургский губернатор былобязан проверить многочисленные запросы о политической благонадежностиотдельных лиц, которые даже в это смутное время хотели принять российскоеподданство. Немецкое население придерживалось протестантского вероисповедания.Это в основном баптизм. Население стремится сохранить национальные обычаи,культуру, язык. Основное занятие — сельское хозяйство. Но одновременно немцыохотно занимались и ремесленным производством: изготовляли различные раскрашенныеи резные предметы, гончарные изделия, увлекались художественной обработкойметаллов, ткачеством и вышивкой. Сохраняются своеобразие и национальные черты впланировке хуторов, жилых и хозяйственных помещений, дорог. Например, длянемецких жилищ характерны так называемый саксонский дом, где вместе под однойкрышей находятся различные жилые и хозяйственные помещения. Последующиедесятилетия советского периода жизни резко отразились на жизни немецкогонаселения, как и всей страны в целом: были репрессии, раскулачивание. Многиенемецкие жители на Урале были арестованы, выселены, оказались в Сибири, наАлтае, в Северном Казахстане. Часть населения перебралась в города Оренбург,Орск, Челябинск, Пермь. Появились даже в некоторых городах целые районы,населенные немцами.
(А.Е. ТихомировПоматериалам газеты «Южный Урал», Оренбург, А. Нахтигаль «Ах, моймилый Августин...». Российские немцы: трудное соседство (Уральскаяпарадигма)
Большое влияние на составнаселения области, как и всего Урала, оказали первая мировая война ипоследовавшая за ней революция. Большие массы народа перемещались с востока назапад и в обратную сторону. Часть этих людей оставалась на Урале. Связанные свойной экономические трудности проявлялись здесь не так сильно.
Так, напримерпредставителей белорусской национальности на территории Южного Урала не мало.
Появление на Южном Урале(а также в Зауралье и в Сибири) первых белорусов связывают с тем, что ониприбыли сюда как сосланные военнопленные в XVII веке, в период правленияАлексея Михайловича, когда русские отвоевывали Украину и теснили литовцев.Тогда брали в плен и отправляли подальше от западных границ России людей,которых именовали литвинами. Это и есть белорусы, они говорили на своем языке,были православными. От названия этих пленных и пошла фамилия «Литвинов».В ту пору территория, населенная белорусами, входила в состав Великогокняжества Литовского. Сейчас мало кто знает, что его государственным языкомвплоть до конца XVII века был белорусский, поскольку основная масса населенияэтого государства – славяне. В XVII веке захваченных в плен солдат литовскогогосударства называли как «литвинами», так и «литовцами».Причем никакого отношения к национальности эти наименования не имели. Литовцем(а позже поляком) могли называть и украинца, и белоруса, и собственно литовца.
Ссылка в Сибирь в XVIIвеке вовсе не означала поражения в правах, заключения в тюрьму и т.п. Ссыльнымна месте либо выделялась земля, и они становились крестьянами, либо ихзаписывали на службу.
В городах Урала и Сибирив XVII веке были особые группы служилых людей, так называемого «литовскогосписка». Впоследствии основная их часть осела в Сибири, и вскоре ничегокроме фамилии не напоминало о «литовском» или «польском»происхождении. В XVIII – начале XIX веков белорусы попадали в наши края тожечаще как ссыльные, к сожалению, статистики того времени мы не знаем.
Начало активногопереселения белорусов на восток связано с отменой крепостного права. Как инаселение центральных районов Великороссии, жители Белоруссии стали понемногуотправляться на Урал и в Сибирь на поиски лучшей доли.
Резкая активизацияпереселенческого движения произошла в начале XX века, в связи со Столыпинскойаграрной реформой. Тогда на Южный Урал прибыли прабабушки и прадедушки многихнаших белорусов, очень часто приезжали целыми семьями.
Белорусы на Урале живутвезде, по данным переписи их количество составляет чуть больше 20 тысяччеловек.
Население современного Южного Урала (Челябинская область) представляетсобой более 130 национальностей. Русское население по прежнему является наиболеемногочисленным и составляет 82,3 процента общей численности населения области.Это преобладание характерно как для городской, так и для сельской местности.

Заключение
История Урала уходит корнями в седуюдревность. Еще историки античности писали о Рифейских (Уральских) горах, покоторым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого,таинственного азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестилисьсудьбы разных мировых цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в историии культуре нашего края.
Главная цель моей работырассказать на сколько разнообразны народы населяющие нашу область и ихкультура. И эта цель выполнена!

Приложение
/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ экономической деятельности предпиятия
Реферат Понятие "Эдипов комплекс" в философии З. Фрейда
Реферат Socrates Apology Essay Research Paper Socrates made
Реферат Характеристика подросткового возраста психофизиологические, личностные, интеллектуальные аспект
Реферат Анализ финансового состояния 9
Реферат Художественные средства создания характеров в Песне про царя Михаила Лермонтова
Реферат Анализ переменных и постоянных затрат
Реферат Анализ материальных ресурсов предприятия 6
Реферат Анализ финансового состояния и финансовой деятельности ОАО Уральская Сталь за 2006-2007 годы
Реферат История болезни - Неврология рассеянный склероз
Реферат Кибернетика и синергетика – науки о самоорганизующихся системах
Реферат Попытки модернизации политической и социально-экономической системы в начале Х1Х в.
Реферат Анализ финансового состояния предприятия 4
Реферат История геологии
Реферат Анализ финансовой деятельности на примере ОАО Дзержинскхиммаш