Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Буряты и Калмыки

Орловскийгосударственный университет
Факультетпедагогики и психологии
 
РЕФЕРАТ
На тему:«Буряты и Калмыки»
рунический письменностьверование древнетюркский

В истории любого народапроблема этногенеза (происхождения) является одной из наиболее сложных.Особенно остро эта проблема стоит в тех районах Земного шара, где сравнительнопоздно появилась письменность и, следовательно письменные источники. Это вполной мере относится к территории всей Российской Федерации и Бурятии вчастности. Сведения о различных регионах нашей страны, имеющиеся в памятникахписьменности древних цивилизаций (Древнего Китая, Передней Азии и Закавказья,Древней Греции и Рима), весьма отрывочны и неполны, тем более по такой сложнойпроблеме, как этногенез. В письменных источниках недостаточно освещена исредневековая история края.
Степень археологическойизученности территории Бурятии также не позволяет создать обстоятельную иподробную сквозную археологическую периодизацию древней истории края. По многимее периодам имеются существенные пробелы и недостатки. По перечисленным вышепричинам вопросы этногенеза эвенков и особенно бурят представляют очень сложныенаучные проблемы. Для их решения ученые используют данные разных наук:этнографии, археологии, лингвистики, фольклористики, антропологии и др. Важнуюроль играют сведения общеисторического характера XVII-XIX вв., когдапроисходившие в крае события получили очень подробное и полное освещение вписьменных источниках. Решение проблем этногенеза коренного автохтонногонаселения возможно только при комплексном подходе к их разработке.
Изучение этнографическихособенностей бурятского народа бесспорно показало, что по всем основнымпризнакам буряты относятся к монгольским народам. Но, вместе с тем, комплексноеисследование материальной и духовной культуры бурят, языка и антропологическихособенностей также отчетливо показало наличие у бурят особенностей, присущихнародам тюркской, тунгусо-маньчжурской и самодийской групп. Особенно интересныв этом отношении данные о языке бурят. Так, например, бурятский язык имеетсущественные отличия от других монгольских языков, в частности Происхождениефарингального звука h в нем, отсутствующего в других монгольских языках,связано с влиянием эвенкийского языка. С другой стороны, названия диких идомашних животных в монгольских языках сближают их не только стунгусо-маньчжурскими, но и с тюркскими и самодийскими языками. При этомназвания некоторых диких животных в бурятском языке сходны с названиями этихживотных в самодийском и эвенкийском языках. Это указывает на очень ранниеконтакты между предками этих народов в глубокой древности, когда онизанимались, вероятно, присваивающими видами хозяйственных занятий, скорее всегодо бронзового века.
Хотя проживаниесамодийцев даже в недавнем прошлом практически не зафиксировалось в письменныхисточниках, но топонимика Прибайкалья бесспорно указывает на их проживаниездесь в глубокой древности. По имеющимся данным, до 50-60 % топонимических названийПрибайкалья имеют самодийское происхождение. В этой связи весьма примечательно,что названия, главным образом, крупного и мелкого рогатого скота сближаютмонгольские языки, в том числе бурятский, с тюркскими. Это может указывать нато, что контакты с тюрками начались позже, с переходом к производящим видамхозяйства, в частности к скотоводству. Утверждение же скотоводства в краепроизошло в период развитого бронзового века, около середины II тысячелетия дон.э. Топонимика показывает, что тюрки не просто контактировали с далекимипредками монголов и бурят, оказывая влияние на их язык, но и проживали по обестороны Байкала. Здесь наряду с бурятскими, эвенкийскими и самодийскиминазваниями в топонимике имеются названия местностей тюркского происхождения.
Памятники древнетюркскойрунической письменности и сведения китайских летописей указывают на проживаниев Прибайкалье тюркоязычных курыкан, по меньшей мере, с VI в. н.э. Чертысходства бурят с тунгусо-маньчжурским и тюркскими народами прослеживаются такжев материальной и духовной культуре, хозяйственных занятиях.
Охота и рыболовство,культ реки Лены, рыба в качестве тотемного животного, существование в прошломлетних жилищ чипа чумов, берестяных лодок и т.д. сближают бурят с эвенками.Скотоводческие занятий, жилища-юрты, некоторые способы обработки продукциискотоводства, черты героического эпоса, легенды и предания говорят о контактахс тюркоязычными народами. Весьма интересна антропология бурят и монголов. Вантропологическом отношении буряты и монголы относятся к так называемойцентральноазиатской расе внутри большого монголоидного ствола (или центрально азиатскомутипу внутри большой монголоидной расы), а эвенки — к байкальской расе (илибайкальскому типу). Но в состав центрально азиатской расы, кроме монгольскихнародов, входят тюркоязычные якуты, тувинцы, алтайцы. Таким образом,антропологические материалы свидетельствуют о гораздо более тесных контактах внедавнем прошлом между предками бурят и перечисленных тюркских народов.
В результате можноконстатировать, что совокупность сведений различных наук, дающих независящуюдруг от друга, в ряде случаев. информацию в области материальной и духовнойкультуры, языка и антропологии (биологические данные), свидетельствуют о том,что в этногенезе бурят принимали участие самые разные этнические компоненты.При этом, по мнению большинства ученых, бесспорен тот факт, что основное ядро,вокруг которого шло формирование бурятской народности, было монголоязычным. Нооно включило в себя компоненты тунгусского, тюркского и в меньшей мерепротосамодийского происхождения. Вопрос о происхождении бурят издавна привлекалвнимание исследователей. Ученые и путешественники XVII в. Н.Спафарий, Ф.Авриль,Э.И.Идес предприняли попытки определения этнической принадлежности бурят и правильноотметили их сходство с монголами и калмыками. Изучение же проблемыпроисхождения бурят, как таковой, началось с XVIII в. У его истоков стоялГ.Ф.Миллер, руководитель Великой академической экспедиции 1733-1743 гг. вСибири.
Этногенеза бурят в своихработах касались его современник И.Фишер, натуралисты и путешественникиИ.Г.Георги, П.С. Паллас.
В XIX в. так или иначевопрос о происхождении бурят рассматривался в трудах монголоведаО.М.Ковалевского, первого бурятского ученого Д.Банзарова, академика ИЛ. Шмидта,путешественника и исследователя Центральной Азии Г.Н, Потанина, известногобурятского общественного деятеля М.Н. Богданова и др. В работах перечисленныхученых было положено начало формированию так называемой миграционной теориипроисхождения бурят в крае. Согласно миграционной теории; буряты являлисьединоплеменниками монголов и калмыков, а в Прибайкалье появились в результатемиграции либо из Монголии, либо с Алтая или Джунгарии. Таким образом,отрицалось их местное, происхождение. Если подходить последовательно к этойверсии, то она в определенной степени объясняла и появление немонгольских чертв культуре бурят путем смешения мигрантов с местным населением. Однако еще в 1858 г. А.Раев высказал предположение о местном происхождении бурят в Прибайкалье, но оно не нашлоподдержки и отклика.
Вместе с тем сторонникимиграционной теории стали рассматривать эту проблему уже не в столь упрощенномвиде простой миграции, а начали ее ставить глубже и разностороннее. С точкизрения Г.Н.Потанина и М.Н.Богданова, формирование бурятской народности шло всложном процессе контактов и взаимоотношений монголоязычных пришельцев стюркоязычным и тунгусоязычным населением края. Таким образом, признавалась, посуществу, неоднородность этнического состава бурят, о чем впервые написал ещеИ.Г.Георги в XVIII веке. Постановка миграционной теории происхождения бурят втаком виде оказывала значительное влияние на разработку этой проблемы вплоть до20-30-х гг. XX в., в том числе на этапе зарождения исторической науки оБурятии. Это прослеживается в работах Д.Турунова, П.П.Баторова, Б.Б.Барадина,Б.Б.Бимбаева. П.Т.Хаптаева, крупного историка Сибири, профессора Н.Н.Козьмина,одного из основоположников сибирской археологической науки и крупнейшего исследователяархеологии Забайкалья Г. П.Сосновского.
Если проследить процессразвития миграционной теории происхождения бурят во времени, то ясно видна ееэволюция по мере накопления новых материалов и пополнения источниковой базы.Поэтому не будет ошибки в утверждении, что развитие именно этой Первоначальнойтеории послужило той базой и основой, на которой к середине 30-х гг. началаформироваться автохтонная теория происхождения бурят в крае. Начало ее былоположено А.П. Окладниковым, ставшим впоследствии крупнейшим исследователемдревних культур и народов Сибири и Центральной Азии.
Критический анализвзглядов предшественников и накопившихся материалов позволил ему сделать выводо сложном этническом составе Бурятской народности и об автохтонном, местном еепроисхождении, но под значительным влиянием монголоязычного компонента,который, в конечном итоге, возобладал и стал основным. По мнениюА.П.Окладникова истоки местных компонентов бурятского народа уходили в глубокуюдревность. Формирование тунгусского компонента он проследил до энеолита-неолитапо материалам глазковской и серовской культур Прибайкалья, а тюркскогокомпонента — с эпохи раннего средневековья, представленного в Прибайкальекурумчинской культурой курыкан; древнетюркских эпитафий или гулигань китайскихлетописей. А с XI в. в Прибайкалье, по мнению А.П.Окладникова, появился и затемсыграл решающую роль в этногенезе бурят монголоязычныи компонент. Основаниемдля этого послужили материалы Сэгэнутского могильника на Верхней Лене. С этоговремени началось мощное продвижение в Прибайкалье монголоязычных племен израйонов к востоку от Селенги.
В последующие десятилетиясвои взгляды по этногенезу бурят высказали многие крупные историки, этнографы илингвисты страны и республики. Авторитетный и крупный исследователь БурятииГ.Н.Румянцев высказал предположение о возможности проживания монголоязычногонаселения в крае в эпоху бронзы во II тысячелетии до н.э. и даже, может быть, внеолите. Вместе с тем он оспорил мнение Л.П.Окладникова о тюркоязычностиносителей курумчинской культуры. С его точки зрения лингвистические материалыне исключали монголоязычности основного ядра курыкан. Таким образом.Г.Н.Румянцев придавал гораздо больше значения, чем А.П.Окладников,автохтонности монголоязычного компонента в составе бурятской народности.
В 50-е годы об этногенезебурят высказался крупнейший советский этнограф С.А.Токарсв. Признавая сложныйэтнический состав народа, большое значение в нем местного компонента, он отнесначало формирования монголоязычного ядра бурят к первым десятилетиям ХПI в.С.А.Токарев связал этот процесс с образованием империи средневековых монголов,который сопровождался массовой монголизацией древнего населения Прибайкалья. Наосновании изучения лингвистических и исторических материалов Ц.Б.Цыдендамбаев,крупнейший исследователь бурятских исторических хроник и родословных, пришел квыводу о начале формирования протобурятского монголоязычного ядра в середине Iтысячелетия н.э. в среде тюркоязычных курыкан. Таким образом. Ц.Б.Цыдендамбаев,также как и Г.Н.Румянцев, придавал очень большое значение автохтонностимонголоязычного компонента в составе бурят и уводил его генезис в гораздо болеераннее время, чем монгольский период в истории края.
В еще более глубокуюдревность, до эпохи верхнего палеолита, уводит истоки монголоязычногокомпонента известный историк Бурятии Н.П.Егунов, последние десятилетия своейжизни посвятивший изучению этой проблемы. Процесс формирования бурятскойнародности начался, по его мнению, в киданьское время, а завершился уже а составеРоссийского государства. Несмотря на различия, порой очень существенные ибольшие, во взглядах, с одной стороны, А.П.Окладникова, С.А. Токарева, Б.0.Долгих и, с другой стороны, Г.Н.Румянцева, Ц.Б. Цыдендамбаева, Н.П.Егунова, темне менее всех этих исследователей объединяет несколько аспектов в постановке ирешении проблемы этногенеза бурят. Первый — все они твердо стоят на позицияхпризнания сложности этнического состава бурятской народности и монголоязычностиее основы, ядра. вокруг которого шли консолидационные процессы. Второй — онипризнают значительную роль местного, автохтонного компонента в составе бурят. Итретий аспект — существенную роль в процессе этногенеза бурятской народностииграли миграционные процессы, которые, в конечном итоге, и обусловили сложностьее этнического состава. Выделенные черты в представлениях всех перечисленныхученых позволяют признать их, если рассматривать проблему в целом, сторонникамиавтохтонной теории происхождения бурят в крае. Различия в их взглядах касаются,главным образом, состава автохтонного компонента и времени его формирования. Поодной версии он состоял из тунгусской и тюркской этнической общностей, которыеподверглись ассимиляции со стороны пришлого монголоязычного компонента.
По другой версии здесь сглубокой древности сосуществовали все три компонента будущей бурятскойнародности — тунгусский, монгольский и тюркский. Но в эпоху раннегосредневековья преобладало тюркоязычное население, а с рубежа I-II тысячелетийвозобладало, особенно с началом возвышения киданей и средневековых монголов вЦентральной Азии, монголоязычное население. Оно частью ассимилирует, частьювытесняет из степных и лесостепных районов края другие компоненты. Согласномнения большинства исследователей процесс формирования бурятской народностизавершается после вхождения Бурятии в состав России в XVIII-начале XIX в. Но помнению С.А.Токарева, буряты как народность сформировались и представляли собойсложившуюся народность гораздо раньше, уже в начале XVII в. Из последних работпо проблеме этногенеза бурят следует особо отметить две монографии: ЕгуноваН.П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа.(Улан-Удэ 1984) и Нимаева Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. (Новосибирск. 1988).Авторы этих работ поставили задачи обобщения и систематизации результатовисследования проблемы этногенеза бурят.
В них читатели найдуточень подробную историю ее изучения, большое количество фактологическихматериалов, попытки обоснования собственных концепций. Авторам удалосьсправиться с поставленными задачами с разной степенью полноты и обоснованности.Но в совокупности они взаимно дополняют друг друга и лают в целом исчерпывающеепредставление об уровне изученности и состоянии проблемы этногенеза бурят.
Такая сложная посодержанию и аспектам изучения проблем, как этногенез, может быть решена, вневсякого сомнения, лишь коллективом исследователей, состоящим из специалистовразных научных профилей. Проблема эта комплексная и должна решатьсясоответствующими методами. Содержание работ Н.П.Егунова и Д.Д. Нимаевапоказало, что проблема происхождения бурятского народа за последние десятилетияпривлекала внимание исследователей разных наук. Это очень важный момент всостоянии данной проблемы. Именно он вселяет определенные надежды и оптимизм надальнейшее конструктивное продвижение вперед в ее разработке и окончательномрешении проблемы, конечно, пока не может идти речи.
Специалистами разных наукнакоплен значительный объем. новых разнообразных материалов и информации,которые ждут своей комплексной обработки и интерпретации на базе достигнутыхрезультатов в области истории, этнографии, археологии, лингвистики,антропологии и топонимики. В заключение коснемся некоторых археологических иисторических аспектов проблемы этногенеза бурят. В целом данные всехвышеперечисленных отраслей наук убедительно показали сложный этнический составбурятского народа.
Очень явственнопрослеживаются три основных ее компонента: монголоязычный как основной,тюркский и эвенкийский (тунгусский) как вошедшие в монголоязычное ядро. Этоочень хорошо подтвердилось в результате археологических исследований натерритории этнографической Бурятии, проведенных особенно интенсивно в XXстолетии. С неолитического времени доказательно прослеживается формированиетунгусской общности в виде серовской культуры, которая нашла свое продолжение вглазковской культуре энеолита и развитого бронзового века (конец IIIтысячелетия — XIII в. до н.э.) и в шиверской культуре позднего бронзового века(XIII — VIII вв. до н.э.). Истоки тюркоязычного компонента по материаламПрибайкалья бесспорно связаны с курыканами курумчинской культуры, начиная. каксамое позднее, с середины I тысячелетия н.э. С VII в. н.э. в Забайкальепоявляются памятники раннемонгольской археологической культуры, представляющеймонголоязычный компонент в составе будущей бурятской народности и основное ееядро.
С XI в. памятники ранней монгольскойкультуры появляются и в Прибайкалье. Именно с этого временитамначинаетсямонголизация населения и ассимиляция тюркоязычных курыкан и вытеснение частикурыкан по Лене на север, где они стали ядром будущей якутской народности.События, происходившие в Прибайкалье, отразились в выделении нового этапа вразвитии курумчинской культуры. В ее материалах, в частности в погребальномобряде (что особенно важно), усиливаются черты, характерные для ранней монгольскойархеологической культуры. Это явственно и бесспорно показывает сменуэтнического состава населения Прибайкалья в это время в пользу монголоязычногонаселения. Однако некоторые черты этнографической культуры монголоязычных бурятнаходят свои аналогии в археологических памятниках еще более раннего времени.Например, орнаментальный мотив «йэхэ шубуун» ольхонских бурят — в наскальныхрисунках бронзового века Забайкалья и Монголии, культ южной стороны света иориентация юрт монголов и бурят дверью на юг — в ориентации дромосов хуннскихкурганов в эту же сторону и обращении умерших хуннов головой на север, но лицомв южную сторону. Не получил пока должной оценки с точки зрения решения проблемэтногенеза бурят и эвенков начавшийся со времени развитого неолита процесс этнокультурногоразделения единого прибайкальско-забайкальско-монгольского населения временимезолита раннего неолита на две линии этнокультурного развития: с однойстороны, на охотников и рыболовов восточносибирской тайги и, с другой стороны,земледельцев и скотоводов Центральной Азии. Процесс этот завершился в периодразвитой бронзы, в середине II тысячелетия до н.э. Он, как нам представляется,теснейшим и самым прямым образом связан с проблемами этногенеза монголов ибурят, с одной стороны, и эвенков, с другой стороны. В XII в., когда шелпроцесс сложения единого централизованного Монгольского государства, натерритории этнографической Бурятии по сведениям письменных источников располагаласьстрана Баргуджин-Тукум. Ее население было близко в культурном и этническомотношении степным монголам Трехречья и входило в монгольскийисторико-культурный мир.
Являясь частьюсредневековой монгольской народности, оно представляло собой, видимо, особую этнографическуюгруппу в ее составе. Иначе трудно объяснить то обстоятельство, что сами степныемонголы выделяли территорию расселения племен этой страны в особую область,названную ими Баргуджин-Тукумом. В XIII-XIV вв. Баргуджин-Тукум и его населениеявлялись составной частью Монгольского государства. С началом феодальнойраздробленности в Монголии Баргуджин-Тукум постепенно выходит из орбиты жизнисредневекового монгольского общества и в течение XV-XVI вв. находится вусловиях некоторой обособленности и, видимо, застоя. По сравнению с бурнымисобытиями феодальных усобиц в степях Монголии, течение жизни в Предбайкалье июжно таежной части Забайкалья было спокойным и размеренным. Не случайно ковремени вхождения Бурятии в состав России общий уровень социально-экономическогоразвития населения этой территории оказался на порядок ниже, чем вХалха-Монголии.
Вместе с тем обособлениеБаргуджин-Тукума от остального монгольского мира Центральной Азии создалоопределенные предпосылки для консолидации различных монголоязычных племен краяв особую этническую общность. Об имевших место в среде населения бывшегоБаргуджин-Тукума каких-то консолидационных этнических процессов в XVI — началеXVII вв. достаточно убедительно свидетельствует тот факт, что во время своегопоявления в крае русские четко разделяли «братских людей» от «мунгалов», имея ввиду под первыми население Прибайкалья, а под вторыми — население Монголии.
Дальнейшее этническоеразвитие «братских людей» привело бы, в конечном итоге, к формированию монголеязычной народности, отличающейся от халха-монголов, западных и южных монголов.Однако дальнейший ход исторических событий в этом регионе Азии повернулся такимобразом, что в течение XVI) в. монголоязычное население Центральной Азии июжных районов Восточной Сибири потеряло свою независимость и оказалось всоставе разных государств: с одной стороны. Маньчжурской империи, завоевавшейМонголию и Китай, и, с другой стороны, России, быстро продвигавшейся на востоки вышедшей к концу столетия к берегам Тихого океана. Сначала Южная Монголия в 1636 г… а позже Халха-Монголия в 1691 г. оказались под властью Маньчжурской империи, основавшей а 1644 г. в Китае династию Цинь. В 1696 г. от маньчжуров потерпело поражение и Ойратское государство(Западная Монголия). В течение XVI] в., параллельно с трагическими событиями вЦентральной Азии, Предбайкалье к середине столетия, а затем Забайкалье к концу70 — началу 80 гг. вошли в состав Российского государства.
Сферы влияния Российскойи Маньчжурской империй на востоке евразийского материка были окончательнозакреплены путем заключения между ними нескольких договоров: Нерчинского в 1689году, Буринского в 1727 г. и Кяхтинского в 1728 г. Одним из важнейших результатов этих переговоров стало установление границ между ЦиньскимКитаем и Россией. Не смотря на всю «прозрачность» установленных границ, тем неменее, они существенно ограничили свободу перемещения различных родовых иплеменных групп монголоязычного населения на ту или другую сторону границы.Вхождение Бурятии в состав России также почти сразу же покончило с зависимостьюпротобурятских племен от монгольских феодалов. В конечном итоге сложившаясяисторическая ситуация создала более благоприятные, чем в предшествующее время,условия для консолидации протобурятских племен и оказала решающую роль наактивизацию этногенетических процессов в среде монголоязычных племен югаВосточной Сибири со второй половины — конца XVII в.
Окончательное сложениебурятской народности произошло уже в XVIII в. в составе Российскогогосударства. Но даже после установления границ этнические, хозяйственные икультурные связи монголоязычных групп населения Центральной Азии и югаВосточной Сибири никогда не прерывались и оказывали, местами значительное исущественное, влияние на процесс этногенеза бурят.
В частности одна изкрупнейших частей бурятского народа — селенгинские буряты — образовалась подсильным воздействием монголов Халхи. Выходцы из Монголии хонгодоры поселились вТунке и в аларских степях Предбайкалья, войдя в состав как восточных, так изападных бурят. В число переселенцев из Монголии входили атаганы, ашехабаты.узоны, цонголы, хатагины. табангуты и другие группы, поселившиеся в Забайкалье.Таким образом, усиление монголоязычного компонента в составе протобурятскихплемен, начавшееся с конца I тысячелетия н.э., не прерывалось вплоть дозавершения процесса этногенеза бурятского народа.
Калмыки живут в НижнемПоволжье в Республике Калмыкия (столица — Элиста) и соседних Астраханской,Ростовской, Волгоградской областях и Ставропольском крае. Численность калмыков- около 170 тыс. человек.
История калмыцкого народаначиналась в Азии. Его предки — западно-монгольские племена и народности — назывались ойратами. В XIII в. они были объединены под властью Чингисхана ивместе с другими народами образовали громадную Монгольскую империю. В составеармии Чингисхана они участвовали в его завоевательных походах, в том числе и наРусь.
После распада империи(конец XIV- начало XV в.) на её бывшей территории начались смуты и войны. Частьойратских тайшей (князей) в дальнейшем попросили подданства у русского царя, ив течение первой половины XVII в. несколькими группами они переселились вРоссию, в степи Нижнего Поволжья. Слово «калмык» произошло от слова«хальмг», что означает «остаток». Так называли себя те,кто, не приняв ислам, пришли из Джунгарии в Россию, в отличие от тех, ктопродолжал называть себя ойратами. А уже с XVIII в. слово «калмык»стало самоназванием народа.
С тех пор историякалмыков тесно связана с историей России. Их кочевья защищали её южные рубежиот внезапных нападений турецкого султана и крымского хана. Калмыцкая конница славиласьсвоей быстротой, лёгкостью, прекрасными боевыми качествами. Она участвовалапочти во всех войнах, которые вела Российская империя: русско-турецких,русско-шведских, Персидском походе 1722- 1723 гг., Отечественной войне 1812г.
Судьба калмыков в составеРоссии сложилась непросто. Особенно трагическими были два события. Первое — уход части недовольных политикой России князей вместе со своими подданныминазад в Западную Монголию в 1771 г. Второе — депортация калмыцкого народа вСибирь и Среднюю Азию в 1944-1957 гг. по обвинению в пособничестве немцам вовремя Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Оба события оставили тяжёлыйслед в памяти и в душе народа.
У калмыков и бурят многообщего в культуре, и не только потому, что они говорят на близких и понятныхдруг другу языках, входящих в монгольскую языковую группу. Дело ещё и в другом:оба народа вплоть до начала XX в. занимались кочевым скотоводством; в прошломбыли шаманистами, а позднее, хотя и в разное время (калмыки в XV в., а буряты вначале XVII в.), приняли буддизм. В их культуре сочетаются шаманские ибуддийские черты, сосуществуют обряды той и другой религии. В этом нет ничегонеобычного. На земле много народов, которые, официально считаясь христианами,мусульманами, буддистами, тем не менее продолжают следовать языческой традиции.
Буряты и калмыки тожевходят в число таких народов. И хотя у них много буддийских храмов (до 20-х гг.XX в. у бурят их было 48, у калмыков — 104; сейчас у бурят 28 храмов, укалмыков — 14), однако традиционные добуддийские праздники они отмечают сособой торжественностью. У бурят это Сага лган (Белый месяц) — праздник Новогогода, который наступает в первое весеннее новолуние. Сейчас он считаетсябуддийским, в его честь проводят богослужения в буддийских храмах, но, по сутидела, он был и остаётся народным праздником.
Каждый год Сагалганотмечают в разные дни, так как вычисляют дату по лунному календарю, а не посолнечному. Календарь этот называется 12-летним животным циклом, потому чтокаждый год в нём носит имя какого-либо животного (год Тигра, год Дракона, годЗайца и т. д.) и повторяется «именной» год через 12 лет. В 1998 г., например, год тигра наступил 27 февраля.
Когда приходит Сагаалган,полагается есть много белой, т. е. молочной, пищи — творога, масла, сыра,пенок, пить молочную водку и кумыс. Именно поэтому праздник называется«Белый месяц». Всё белое в культуре монголоязычных народов считалосьсвященным и имело прямое отношение к праздникам и торжественным обрядам: белыйвойлок, на котором поднимали вновь избранного хана, пиала со свежим, только чтонадоенным молоком, которую подносили почётному гостю. Победившего на скачкахконя обрызгивали молоком.
А вот калмыки встречаютНовый год 25 декабря и называют его «дзул», а Белый месяц(по-калмыцки он называется «цаган Сар») считается у них праздникомнаступления весны и с Новым годом никак не был связан.
В разгар лета бурятыотмечают Сурхарбан. В этот день лучшие спортсмены соревнуются в меткости, стреляяиз лука по войлочным шарам — мишеням («сур» — «войлочныйшар», «харбах» — «стрелять»; отсюда названиепраздника); устраиваются конные скачки и национальная борьба. Важный моментпраздника — жертвоприношения духам земли, воды и гор. Если духов задобрить,верили буряты, они пошлют хорошую погоду, обильные травы на пастбища, а этозначит, что скот будет жирным и упитанным, люди сытыми и довольными жизнью.
У калмыков летом дваблизких по значению праздника: Усн Аршан (освящение воды) и Усн Тяклгн(жертвоприношение воде). В сухой калмыцкой степи многое зависело от воды,поэтому нужно было своевременно принести жертву духу воды, чтобы добиться егоблагорасположения. В конце осени каждая семья совершала обряд жертвоприношенияогню — Гал Тяклгн. Приближалась холодная зима, и очень важно было, чтобы«хозяин» домашнего очага и огня был добр к семье и обеспечил тепло вдоме, юрте, кибитке. В жертву приносили барана, мясо его сжигали в огне очага.

Литература
1. Батуева И.Б.Буряты на рубеже 19-20вв. (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционныйпериод: Ист.-этногр. (очерк Науч. ред. Б.В.Базаров). — Улан-Удэ, 1992.-73с.
2. Ивашина Л.Г. Окультуре и быте древнего населения Калмыкии.- В кн.: Матер. культура иискусство Забайкалья.-Улан-Удэ,1995.-с.64-73.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.