Реферат по предмету "Компьютерные сети"


Вычислительная техника и информатика (ответы на вопросы по кандидатскому экзамену)

1
Вычислительная техника и информатика
1.     Информатика как наука. Местоинформатики в системе наук
Информатика: наука, изучающая информационныепроцессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизмвоздействия на человеческую практику, усиление этого воздействия с помощьювычислительной техники. Информатика возникла как дополнение и конкретизацияТеории информации из потребностей автоматизации социально-коммуникативныхпроцессов, и начала формироваться в 1970-е гг., как научная база использованияэлектронных вычислительных машин в управлении, науке, проектировании,образовании, сфере услуг и т.д.".
Каквсякая относительно новая и быстро развивающаяся отрасль знания, не толькосвязанная с социальной сферой, но и широко использующаяся в ней, Информатикаполучила в последние годы множество толкований и не все они однозначны.
Наибольшиепротиворечия связаны с той частью этого понятия, которая определяет егосемантические границы распространения. В качестве примера приведем другоеопределение: "Информатика: отрасль знания, изучающаязакономерности сбора, преобразования, хранения, поиска и распространениядокументальной информации и определяющая оптимальную организацию информационнойработы на базе современных технических средств" [5].
Видимыеотличия цитируемых определений заключаются, в частности, в том, что второеограничивает понятие "Информатика" технологическимипроцессами, входящими в функции информационных органов, а также документальнойинформацией. Следует отметить, что, несмотря на давность этого определения(1971 г.), оно используется и в настоящее время в среде работниковинформационных органов и служб, в недрах которых изначально и было порождено.
Ещеодин подход связан с организациями, которые ранее были подведомственнымиКомитету по информатизации России. Основное внимание этот подход акцентирует наинструментальных (программных и технических) средствах "Информатики"и "информатизации": "Информатика:… группадисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ:Прикладная математика, Программирование, Программное обеспечение, Искусственныйинтеллект, Архитектура ЭВМ, Вычислительные сети" [265].
Анализируясказанное, мы склонны предпочесть вариант «кибернетиков» как болееобъективный и полный.
Сцелью более глубокого понимания указанного термина продолжим выборочноецитирование соответствующей статьи Словаря по Кибернетике: "?Важнейшимикатегориями Информатики являются понятия информационных сред (социальныхподсистем, в которых осуществляются информационные процессы и куда внедряютсяЭВМ как усилители человеческого интеллекта), полного информационного цикла(включающего зарождение информации, ее переработку, передачу, использование дляснижения энтропии рассматриваемой социальной системы), полезной работы (отдачи)ЭВМ. Отдача ЭВМ, коэффициент полезного действия зависят от уровняфункционирования социальной среды, в которой они задействованы, ееупорядоченности, системности, условий для творческой деятельности людей,сложности и важности задач, решаемых с помощью машин. Информатика не заменяетсобой Кибернетику, теорию информации, электронику, системотехнику, авзаимодействует с ними, имея ряд общих проблем. Интегральный характерИнформатики заключается также в ее взаимодействии с такими дисциплинами, кактеория познания, семиотика, лингвистика, документолистика, библиотековедение"[4].
Рассмотрим место науки информатики втрадиционно сложившейся системе наук (технических, естественных, гуманитарных ит.д.). В частности, это позволило бы найти место общеобразовательного курсаинформатики в ряду других учебных предметов.
    Напомним, что поопределению А.П.Ершова информатика — фундаментальная естественная наука.Академик Б.Н.Наумов определял информатику как естественную науку,изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки(сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача).
    Уточним, что такоефундаментальная наука и что такое естественная наука. К фундаментальным принятоотносить те науки, основные понятия которых носят общенаучный характер,используются во многих других науках и видах деятельности. Нет, например,сомнений в фундаментальности столь разных наук как математика и философия. Вэтом же ряду и информатика, так как понятия «информация»,«процессы обработки информации» несомненно имеютобщенаучную значимость.
    Естественные науки — физика, химия, биология и другие — имеют дело с объективными сущностями мира,существующими независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатикиотражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы- искусственных, биологических, общественных.
    Однако, многие ученыеподчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук — технических и гуманитарных (или общественных).
    Черты техническойнауки придают информатике ее аспекты, связанные с созданием и функционированиеммашинных систем обработки информации. Так, академик А.А.Дородницын определяетсостав информатики как три неразрывно и существенно связанные части:технические средства, программные и алгоритмические. Первоначальноенаименовании школьного предмета «Основы информатики и вычислительнойтехники» в настоящее время изменено на «Информатика» (включающеев себя разделы, связанные с изучением технических, программных иалгоритмических средств). Науке информатике присущи и некоторые чертыгуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие исовершенствование социальной сферы. Таким образом, информатика являетсякомплексной, междисциплинарной отраслью научного знания.
2.     Электронные библиотеки вРоссии и за рубежом. Состяние и тенденции
«Электронныебиблиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции»,RCDL’2002.
Электронныебиблиотеки (ЭБ) — область исследований и разработок, направленных на развитиетеории и практики обработки, распространения, хранения, поиска и анализацифровых данных различной природы. Электронные библиотеки, являющиесяхранилищами знаний, можно рассматривать как сложные информационные системы, присоздании и использовании которых требуется решение многих научных, технологических,методологических, экономических, правовых и других вопросов. Технологииэлектронных библиотек стремительно развиваются. Проблемы семантики, интеграцииинформации, восприятия и представления разнообразных видов данных ждут болеесовершенных решений. Развитие технологий электронных библиотек становится всёболее существенным для совершенствования стандартов здравоохранения,образования, науки, экономики, равно как и качества жизни вообще. Проектыформирования в цифровой форме информации, накопленной человечеством о Земле,Вселенной, Литературе, Искусстве, Окружающей среде, Человеке, являютсяпримерами областей интенсивного развития глобальных репозиториев представлениязнаний.
Основная цель этой серии конференций заключается втом, чтобы способствовать формированию сообщества специалистов России, ведущихисследования и разработки в области электронных библиотек. Для такогосообщества конференция предоставляет возможность обсуждения идей и полученныхрезультатов, установления контактов для более тесного сотрудничества.Конференция также способствует изучению зарубежного опыта, развитиюмеждународного сотрудничества в области электронных библиотек. Конференцияакцентирует внимание на перспективных исследованиях и технологиях. Наряду сэтим, значительное внимание уделяется прототипам приложений и электроннымколлекциям, созданным в рамках проектов программы РФФИ по электроннымбиблиотекам и других программ.
Электронныебиблиотеки все более активно врываются в жизнь научных учреждений иуниверситетов. Сейчас трудно представить себе университет Запада, в котором небыло бы развитой электронной библиотеки. Электронные библиотеки, создаваемые наоснове лицензионных соглашений с издательствами, вытесняют подписку на журналы.Вместе с тем, большей частью электронные библиотеки университетов функциональнонапоминают традиционные или объединяются с ними в гибридные. В перспективеэлектронные библиотеки должны стать репозиториями знаний. В программенаучно-исследовательской конференции RCDL’2002 отражен этот широкий диапазонразличных интерпретаций понятия «электронная библиотека». Проблемы созданиягибридных библиотек сочетаются с рассмотрением электронных библиотек иинформационных систем для организации науки. Рассматриваемые примерыспециализированных научных коллекций показывают, что содержательно, структурнои функционально они выходят далеко за пределы традиционных библиотечныхвозможностей. Проблемы создания виртуальной астрономической обсерваториирассматриваются детально в контексте международного сотрудничества.Значительное внимание в программе конференции уделено формированиюинтегрированных репозиториев научной информации — глобальных в определенныхобластях знания, образуемых при помощи перспективных технологий (посредники) итрадиционных подходов. Отдельно рассматриваются вопросы создания электронныхархивов. Специальные исследования выделены в секции семантики информационныхресурсов, методов представления, поиска и индексирования документов.
Особо наконференции рассматривались электронные библиотеки в образовании как элементывиртуальной образовательной среды. На них возлагаются особые надежды в связи спроисходящей глобальной трансформацией образования под действием информационныхтехнологий. Помимо специальной секции, посвященной этим вопросам, во времяконференции было проведено Международное Экспертное Совещание ИнститутаИнформационных Технологий в Образовании ЮНЕСКО по рассмотрению состоянияэлектронных библиотек в образовании в форме Круглого Стола.
2.3.Некоторые из доложенных и опубликованных результатов (общая характеристика)
Вдокладах, представленных крупными библиотеками России — РГБ, ГПНТБ, БЕН РАН,ЦНСХБ, рассмотрено состояние, применяемые технологии и перспективы развитияцифровой составляющей в их гибридных библиотеках.
На секции2 (Электронные библиотеки для образования) Mary Marlino (UCAR, USA) представилаобзор ориентированных на профессиональное сообщество аспектов создания узкопрофильных электронных библиотек для образования (на примере DLESES — библиотеки в науках о Земле). Показана роль профессионального сообщества впроцессе создания такой предметно-ориентированной библиотеки и взаимное влияниесообщества и библиотеки. Новый подход к организации учебных курсов на основенакопленного в электронных библиотеках материала рассматривался в докладе,представленном А. Ушаковым от имени группы специалистов из КалифорнийскогоУниверситета в Санта Барбаре по известному проекту Электронной библиотекиАлександрия. В подходе во главу угла поставлена понятийная средасоответствующей предметной области. На примере курса физической географиипоказано построение обучающей среды на основе этой гипотезы о ведущей ролипонятий при обучении и электронных библиотек. Технические аспекты созданияэлектронной библиотеки для аэрокосмического образования рассмотрены в докладеЕ.Б. Кудашева.
Приобсуждении на секции 3 семантических аспектов информационных ресурсов в докладеЛ.А. Калиниченко и Н.А. Скворцова внимание уделено возможности использованияпроекта стандарта онтологической модели DAML+OIL, разрабатываемого W3C, впредметных посредниках на основе инверсируемого преобразования этой модели вканоническую модель посредника. Дискусионно, хотя и недостаточно мотивированно(нужны примеры, демонстрирующие полезность идеи) выглядели предложения об«образном тезаурусе», «образных» метаданных ииндексировании «образных данных» в докладе И.М. Зацмана.
Краткийобзор вопросов создания электронных библиотек для организации науки на секции 4рассматривался в докладах, представленных ОИЯИ, группой физических институтов РАН,Казанским Госуниверситетом. В докладе Е.Н. Филинова и А.В. Бойченко в очереднойраз предпринята попытка рассмотрения стандартов представления ресурсов вэлектронных библиотеках одновременно и для науки, и для культуры и дляобразования. Представленный материал не поспевает за фактическим развитиемпредставлений ресурсов в современных электронных библиотеках ввиду очевидногоотрыва от мирового сообщества в этой области быстро развивающихся технологий.
На секции5 (На пути к виртуальной обсерватории) Guenther Eichhorn представил доклад окрупной электронной библиотеке публикаций в области астрономии — TheAstrophysics Data System (ADS). Это впечатляющая по масштабам коллекция. О.Б.Длужневская и О.Ю. Малков рассказывали о планах приобщения Российского научногоастрономического сообщества к международному движению в направлении ВиртуальнойАстрономической Обсерватории (ВАО). Для этого развивается проект РоссийскойВиртуальной Обсерватории как компонента для интеграции в Международную ВАО.Доклад В.В. Витковского и др. представил информацию о вкладе Специальнойастрофизической обсерватории РАН в ВАО. Доклады по астрономическим коллекциямбыли представлены также на секциях 7 и 9. Доклады от России и Украины на 7секции посвящены созданию баз данных на основе архивов фотографическихпластинок, накопленных в Пулковской и Крымской обсерваториях. На 9 секцииобсуждались вопросы применения различных технологий при созданииастрономических коллекций объектные модели для пульсарных данных (доклад А.Е.Авраменко) и XML для различных данных наблюдений (доклад В.В. Витковского идр.). Первый доклад характеризовал использование технологии объектнойинтероперабельности на основе CORBA/DCOM, второй доклад посвящен использованиюWeb сервисов и их интероперабельности на основе технологий SOAP, WSDL, UDDI.
Важноеместо в структуре конференции занимает секция 6, посвященная Data Grid иперспективам использования этой архитектуры в электронных библиотеках.Приглашенный доклад И. Заславского из Суперкомпьютерного центра в Сан Диегосодержал краткий обзор развиваемых в этом центре технологий — Storage ResourceBroker (SRB), являющийся представителем Data Grid, и MIX — посредник,реализующий подход Global as View к интеграции неоднородных источников данных.Пока эти архитектуры рассматриваются отдельно, хотя в перспективе ожидается ихинтеграция. Доклад В.В. Коренькова объяснил структуру большого проектаЕвропейского Союза по Data Grid и участие России в этом проекте. Эти двадоклада позволяют сравнивать различные архитектуры Data Grid, развиваемыемировым сообществом.
Секции 10и 13 были посвящены методам представления и поиска документов. Так, BenjaminM.Gross (UIUC,USA), проанализировав приемы работы с электронной почтой (способывыбора адресов, сортировки писем по категориям и т.п.) предложел свой вариантпрототипа системы, имеющей на нижнем уровне память для собщений (писем) в видереляционной базы данных и набор сервисов на верхнем уровне (например, ссервисом индексирования текстов и метаданных) для улучшения организации хранениясообщений, их выборки, адресации и навигации. Многие из предлагаемых решениймогут быть применены и для организации электронных коллекций другого типа.Можно отметить и представленные коллективом авторов из Санкт-ПетербургскогоГосударственного Университета (СПбГУ) доклады по работам, поддержаннымгрантами РФФИ и посвященным исследованию возможности автоматического выявленияHTML-документов подобной структуры (т.е.получения информации, облегчающейсоздание программ-медиаторов) и возможности использования информации осодержимом документов в окрестности рассматриваемых Web-страниц для повышениякачества поиска. В докладе Б.В. Доброва и Н.В. Лукашевича основное вниманиеуделено разработке многоязычных информационных систем, в том числе средствамавтоматической обработки, индексирования и поиска документов в«многоязычных» коллекциях документов. Большой объем работ попринципам создания на основе расширенной объектной модели документов (DOM) инаполнению научной информацией (по различным областям науки) ИнтегрированнойРаспределенной Информационной Системы (ИРИС) Сибирского Отделения РАН былпредставлен в докладе Ю.И. Шокина, А.М. Федотова и Ю.В. Леонова. В докладе М.В.Губина приведены результаты исследований, проведенных для выбора метода сжатияиндексированных файлов (основной индексной структуры для поиска по тексту).
На секции11 (Интегрированные репозитории научной информации) профессор Bernd Wegner (Институт Математики Технического Университета в Берлине) отметил, что в делесоздания баз знаний библиотечного типа необходимо формирование глобальныхрепозитариев, что в свою очередь связано с тремя видами деятельности:запоминанием доступных на данный момент электронных материалов, реализациейпроектов для решения проблемы архивирования таких материалов с целью ихсохранения в читабельном виде для будущих поколений и переводом напечатаннойлитературы в электронную форму с обеспечением хорошего доступа и поисковыхвозможностей для потенциальных читателей.Доклад и был посвящен некоторымдеталям этой деятельности, в частности, для проектов с распределенной сетевойархитектурой EMANI (Electronic Mathematics Archives Network Initiative (международный проект) и ERAM (Electronic Research Archive in Mathematics,Германия). Кроме того, был предложен план развития глобальной ЭлектроннойБиблиотеки по математике (DML и RusDML).
Двадоклада в этой секции (с участием авторов из Института Математики СО РАН,Института Проблем Информатики РАН, Института цитологии и генетики СО РАН иИнститута Вычислительной математики и математической геофизики СО РАН) былипосвящены различным сторонам реализации распределенных систем в областимолекулярной генетики и биологии, биотехнологии и медицины, и в частностиконкретным реализациям системы Gene Discovery/GeneExpress и средствам использованиябаз данных TRRD, SWISSPROT (структура и функции белков, их классификация ит.д.), EMBL/GenBank (последовательности ДНК, РНК) и Medline. К сожалению, формапредставления материала была слишком ориентирована на знание терминологии ипонятий рассматриваемой предметной области.
На секции12 (Интеграция разнородных коллекций) в докладе Ю.С. Затуливетра подчеркиваласьпредстоящая проблема превращения Интернет в программируемый метакомпьютер путемактивизации функциональных возможностей компьютеров сети для глобальныхобщесистемных (подавление информационного шума, структуризация и интеграцияинформационных ресурсов, автоматическое управление вычислительными ресурсами) ипользовательских задач; отмечалось, что Grid-технологии — лишь первый серьезныйшаг в этом направлении.
Двадоклада на этой секции (В.А. Капустина и О.Л. Жижимова с соавторами) былипосвящены возможностям и средствам применения протокола Z39/50 для созданияпрофилированных распределенных информационных систем (стандартизацииметаданных, схем данных). Наконец, на этой же секции была представленаБиблиотечная Подсистема Интегрированной системы информационных ресурсов РАН(ИСИР РАН) как автоматизированная среда доступа к библиотечным каталогам иданным по степени доступности и использования материалов библиотек ИнститутовРАН (совместный доклад авторов из ВЦ РАН, БЕН РАН и Центра научныхтелекоммуникаций и информационных технологий РАН).
В рамкахпрограммы секции 14 (Архивы) можно отметить доклад Павла Браславского(Уральское отделение РАН) и Tomas Krichel (USA), посвященный технологииорганизации архивов данных, доступных через Web: форматам и использованиюметаданных в стандарте Dublin Core в соответствие с проектом OAI (Open ArchiveInitiative) для академических организаций, их документов и коллекций. Вдокладах коллективов авторов из Института проблем передачи информации РАН иИнститута систем информатики СО РАН характеризовалась технология создания ииспользования тексто-графической базы данных по истории Российскойфундаментальной науки на основе фондов архива РАН и персональных архивов.
Секция 15(Индексирование документов). В рамках этой секции было представлено два докладаавторов из СПбГУ. В докладе А. Корявко и И. Некрестьянова рассматриваласьпроблема построения поисковых систем в Web, когда используются альтернативныеподходы к оценке «полезности» Web-страниц для конкретногопользователя, опирающиеся, например, не только на информацию о содержимомдокумента, но и на метаинформацию как о документе, так и о самом пользователе (оего предыдущих запросах, какие документы и сколько времени он их просматривалпосле выполнения запроса и т.д., что позволяет более эффективно проводитьранжирование документов). Рассматриваются возможности одного из представителейметодов, использующих информацию о связях между Web-страницами: алгоритмаКлейнберга для ранжирования страниц Web.
Средствадля поиска в среде слабоструктурированных данных отмечены в докладе Б.С.Хвостиченко и Б.А. Новикова.
3.Экспертное Совещание ИИТО ЮНЕСКО «Электронные библиотеки в образовании»
Во времяконференции, 15 октября 2002 г., Институт Информационных Технологий вОбразовании ЮНЕСКО, в кооперации с конференцией RCDL'2002, ОИЯИ и ИПИ РАНпровел Международное Экспертное Совещание «Электронные библиотеки вобразовании». В соответствии с планом деятельности ИИТО ЮНЕСКО,развивается проект по применению электронных библиотек в образовании. ЦельюЭкспертного совещания явилось обсуждение Аналитического обзора«Электронные библиотеки в образовании», подготовленного международнойгруппой экспертов. Содержание Аналитического обзора было представлено насовещании проф. Л.А. Калиниченко.
В обзорерассматриваются технологические аспекты создания электронных библиотек наоснове нескольких анализируемых проектов США и Европы. Так, в США разрабатываетсяНациональная электронная библиотека (NSDL) в области науки, технологий,инженерии, математики, ориентированная в первую очередь на использование вобразовании и науке. NSDL (первая версия системы планируется в декабре 2002 г.)разрабатывается как интегрированная распределенная информационная среда. NSDLобеспечивает возможность доступа к разнообразным цифровым объектам — не толькотекстовым, но и мультимедийным, геопространственным объектам, объектам,представляющим результаты измерений, изучаемые образцы и даже дорогостоящиеинструменты для дистанционного доступа. Ввиду такого разнообразияинформационных объектов, NSDL поддерживает множественный набор различныхстандартов метаданных. Интерфейсы таких систем эволюционируют от традиционных,основанных на ключевых словах, в сторону более семантических интерфейсов(например, использование в качестве запросов реперных отметок Атласаграмотности, созданного в США). Планируется весьма быстрое развитие NSDL,включая рассмотрение этой библиотеки как подструктуры федеральногоправительства.
Примеромчасти NSDL является CITIDEL — интерактивная электронная библиотека в областикомпьютерных и информационных технологий, а также сетевая электроннаябиблиотека диссертаций (NDLTD). Это — распределенные инфраструктуры смногоязыковым доступом, поддержкой множественных методов поиска информации исбора метаданных. NDLTD поддерживается на государственном уровне в ряде стран — в Австралии, Бразилии, Германии, Индии, Корее, США, а также рядом национальныхбиблиотек (включая Британскую Библиотеку).
Интереснымпримером высококачественной специализированной библиотеки в области конкретнойпредметной области является DLESE (the Digital Library for Earth SystemEducation).
Важно,что наряду с поддержкой уже ставших традиционными данных, развиваютсяинфраструктуры, в которых информационными объектами являются потоки данных,измеряемых в реальном времени (например, данных измерений у поверхности Земли,в верхних слоях атмосферы, радиолокационных измерений, измерений посредством сетеймониторизации гроз, спутниковых наблюдений). В США уже развиты сети данных,предоставляющие такие измерения в реальном времени сотням университетов.Имеются проекты, которые такие потоковые данные сделают частью информации вNSDL.
Развиваютсяпринципиально новые «кибер-инфраструктуры» для исследований иобразования, позволяющие по-новому подойти к созданию электронных библиотек. Врешетках данных термин xGrid, где x обозначает предметную область, обозначаетструктуру (например, BioGrid), объединяющую специалистов, информацию иинструменты в этой предметной области. Одной из целей таких решеток являетсяоткрытая публикация научной информации.
Аналитическийобзор рассматривает эволюцию этих проектов по крайней мере в пятилетнейперспективе. В нем проанализированы также перспективные методы использованиятаких библиотек в образовательных целях.
Обзорзавершается рекомендациями по следующему этапу проекта ЮНЕСКО — разработкеобразовательного модуля, ориентированного на различные группы слушателей вразвивающихся странах (преподавателей; лиц, принимающих решения; преподавателейкурсов повышения квалификации преподавателей).
Вобсуждении Аналитического обзора приняли участие Dr. Mary Marlino (UCAR,Boulder, CO, USA), Alex Ushakov (UC in Santa Barbara, CA, USA), Prof. BerndWegner (TU Berlin, Germany), Dr. Stephan Koernig (TU Darmstadt, Germany), проф.В.П. Шириков (ОИЯИ, Дубна, Россия), д-р. С.А. Христочевский (ИИТО ЮНЕСКО),проф. А.Г. Марчук (ИСИ СО РАН, Новосибирск, Россия), д-р. В.Н. Захаров (ИПИРАН) и др. Совещание рекомендовало издать и широко распространить текстАналитического обзора и перейти к следующему этапу проекта ЮНЕСКО.
4.Решения конференции
Назаключительной секции конференции участниками конференции были принятыследующие решения:
§  отметить важность иактуальность тематики конференции для развития научной и практическойдеятельности специалистов России в области создания и развития электронныхбиблиотек, провести в 2003 году Пятую Всероссийскую конференцию по электронным библиотекам (RCDL’2003) в Санкт-Петербурге, рекомендовать программному комитету следующей конференции способствовать отбору большего числа приглашенных докладов и дальнейшему повышению качества принимаемых докладов, для обеспечения планирования конференций RCDL, их устойчивого развития, преемственности традиций и качества организовать Наблюдательный Совет, в состав которого включить специалистов, имеющих опыт проведения подобных конференций RCDL и им подобных, продолжить работу по укреплению связей конференций RCDL с зарубежными учеными, специалистами и профессиональными обществами.
В статье сделанобзор наиболее значимых усилий по созданию электронных библиотек, проектовразвиваемых за рубежом и проблем, встающих перед создателями таких библиотек.Изложены планы РНБ в этом направлении.
The paper summaries the most significant digitallibrary projects abroad, major tasks for digital library developers and plansof the Russian National Library in this direction.
У статті подаєтьсяогляд найбільш значних зусиль по створенню електронних бібліотек, проектів, щорозвиваються за кордоном та проблем, які постають перед розробниками подібнихбібліотек. Викладаються плани РНБ у цьому напрямку.
В последние годыбиблиотечное дело большинства pазвитых стpан получило новое напpавление pазвития.Десятки пpоектов и значительное финансиpование напpавлены на созданиеэлектpонных библиотек. Сам термин “Электронная библиотека” не сходит со страницпрофессиональных изданий и все чаще и чаще звучит на научных семинарах иконференциях, в средствах массовой информации развитых стран мира. Появлениеэлектpонных библиотек вызвано бурным развитием компьютерных технологий ителекоммуникаций, а также все более высокими тpебованиями, которые пользователипpедъявляют к библиотечно-информационному обслуживанию.
Традиционноебиблиотечно-информационное обслуживание наряду с достоинствами обладало и рядомсерьезных ограничений.
Библиотеки восновном ориентировались только на обслуживание локальных пользователей(читателей). Это приводило к тому, что читатели каждой конкретной библиотекиимели доступ практически только к информационным ресурсам этой библиотеки. Едвали ни единственной возможностью получить доступ к изданию, которого не было вэтой библиотеке — была служба МБА. Но не всякое издание можно посылать по МБА,сама доставка издания по МБА требует определенного времени и денег.
Другое ограничениезаключалось в том, что библиотеки сводили задачу информационного обслуживаниятолько к предоставлению доступа читателей к изданиям на традиционных носителях.Новые возможности предоставляемые компьютерами и Интернет, привели к появлениюи широкому применению электронных документов, доступных как на различныхфизических носителях (магнитные ленты, дискеты, CD-ROM и т.д.), так и в режимеудаленного доступа.
Желая преодолетьэти ограничения библиотеки направили свои усилия на предоставление доступа кэлектронным документам и ресурсам Интернет, как имеющихся в собственных фондах,так и доступных из других библиотек или информационных центров потелекоммуникационным каналам. Для обеспечения этого потребовалось разрешить рядпроблем технологического, правового и технического порядка, а такжепересмотреть концепцию работы библиотеки. В результате появился термин“электронная библиотека”. Создателям электронных библиотек становится очевиднымнеобходимость объединения усилий всех заинтересованных сторон для успешнойреализации поставленной цели. В результате работы по созданию электронныхбиблиотек, вначале осуществлявшиеся в рамках отдельных организаций, сталипроводится в рамках проектов сначала национального, а затем и международногоуровней.
Одним из самыхпpедставительных междунаpодных пpоектов, напpавленных на создание электpонныхбиблиотек, является «Bibliotheca Universalis», ставящий своей цельюсоздание глобальной сети электpонных библиотек. Пpоект является одним изодиннадцати пpоектов, осуществляемых под эгидой стpан «БольшойСемеpки». В момент написания статьи в пpоекте, начавшемся в 1995 году,участвовали:
от Фpанции — Министерство Культуры (Ministиre de la Culture) и Национальная библиотекаФранции (Bibliothиque nationale de France)
от Японии — Национальная библиотека Японии (National Diet Library)
от США — БиблиотекаКонгресса (Library of Congress)
от Великобpитании-Британская Библиотека (The British Library)
от Геpмании — Библиотека Германии (Deutsche Bibliothek)
от Канады — Национальная библиотека Канады (National Library of Canada)
от Италии — Государственная библиотека (Discoteca di Stato)
Наибольшуюактивность в создании электронных библиотек проявляют библиотеки иинформационные центры США. Среди самых заметных проектов назову:
создание в 1995Национальной Федерации Электронных библиотек (NDLF), объединившую 15 крупнейшихуниверситетских библиотек проекты Национальной Электронной библиотеки и ПамятьАмерики, осуществляемые Библиотекой Конгресса
Работы проводимые вСША стали одним из движущих факторов по развитию этого направления в другихстранах. Неслучайно, что в своих проектах они опираются на достиженияамериканских коллег. В 1993 году Архивы Австралии, Австралийский Совет поБиблиотекам и Информационным Службам, Национальное Агентство по сохранности иНациональный Архив звука и кино создали рабочий орган для разработкирекомендаций по работе с электронными материалами. Работы ведутся в рамках болееширокой программы «Навстречу к Федерации 2001» (в 2001 году будетстолетие Австралийской Федерации). С 1995 года этот рабочий орган стал активноиспользовать работы совместной рабочей группы Комиссии по Сохранности иДоступности (CPA) США и Группы Научных библиотек (RLG), которая носит название«Рабочая Группа по архивации электронной информации» ().
В Европе существуетбольшое количество проектов, как национального уровня, так и международных,осуществляемых под эгидой Совета Европы.
Возможно наиболеепродвинута в этом направлении Великобритания, где работы организованы в рамкахпрограммы eLib, объединяющей более 60 проектов.
Какова цель такогозначительного числа проектов? Для успешной работы электронных библиотекнеобходимо решить много проблем по разным направлениям:
Технологическиевопросы описания электронных документов (правила описания, дополнения в форматбиблиографической записи, определение решений по присвоению уникальныхидентификаторов электронным документам)
постановка на учетв библиотеках электронных изданий, созданных и хранящихся на серверах стороннихорганизаций
организациядолговременной сохранности фондов электронных библиотек
Технические
методика переводатрадиционных изданий в электронную форму
методика переводаоригинал-макетов издательств в формат, принятый в электронных библиотеках
средствапредотвращения несанкционированного доступа к фондам электронных библиотек
технология храненияэлектронных документов
разработка средствконтроля оплаты за право доступа к электронным документам
Правовые
Действие авторскогоправа на электронные документы. Особенности применения национальных правовыхактов в условиях доступа к электронным документам зарубежных пользователей.
Вниманиеспециалистов библиотечного дела pазвитых стpан к пpоблеме создания электpонныхбиблиотек понятно: автоматизация библиотек у них pешается уже более 20 лет и кнастоящему моменту многие вопpосы, составляющие основу автоматизации pешены.Интеpнет, одноpазовая каталогизация и взаимное использование инфоpмационныхpесуpсов дpуг дpуга давно стало пpивычными для наших западных коллег.Российские библиотеки пока значительно отстают в автоматизации библиотечнойдеятельности и может возникнуть сомнение в своевpеменности pассмотpениявопpосов связанных с созданием электpонных библиотек. Вpемя само дает нам ответна этот вопpос — библиотеки уже получают электpонные документы, и мы должныопpеделить технологию pаботы с ними во всех библиотечных процессах. Следуеттакже сказать и о необходимости удовлетворять любые информационные потребностинаших пользователей.
Электронныедокументы на дискетах и CD-ROM в качестве приложений к печатным изданиям и вкачестве самостоятельных изданий начали поступать в РНБ несколько лет назад.Пока эти поступления были случайны и их количество незначительно, им неуделялось серьезного внимания, но после того как мы стали их получать пообязательному экземпляру и их число возросло, неотложность решения вопросов,связанных с электронными библиотеками, стала очевидной. За неимением отечественногоопыта работы с электронными документами, мы начали pаботы с изучениязаpубежного опыта и быстpо пpишли к выводу о необходимости выpаботки единыхpешений по использованию электpонных документов и созданию электpонныхбиблиотек. В конце 1996 года мы подали в МК заявку на Федеpальную пpогpамму потеме «Электpонные библиотеки: концепция создания», мы такжепpедложили pуководству пpоекта ЛИБНЕТ включить эту пpогpамму в число своихподпpоектов. Для кооpдинации усилий всех библиотек России, заинтеpесованных вpазвитии этого напpавления мы подали пpедложение в РБА на создание pабочейгpуппы по электpонным библиотекам и оpганизации pабот на национальном уpовне.
Паpаллельно сусилиями по оpганизации pабот на общеpоссийском уpовне, в самой РНБ начатыpеальные pаботы по


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.