Реферат по предмету "Коммуникации и связь"


Понятие и идеи синектики

--PAGE_BREAK--Личная аналогия
Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от механического, внешнего ее анализа.

«Химик делает для себя проблему известной, с помощью уравнений описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из -сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой».

Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной-означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.


Прямая аналогия
Этот оператор обеспечивает процесс сравнения параллельно oсуществующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы функциональных или структурных подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии, ботаники в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя, прокладывающего себе тоннель в древесине.

Фактически применение прямой аналогии — это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.


Символическая аналогия
Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» подразумевается отклик сжатый, образный, противоречивый, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии — обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие, конфликт. Собственно символическая аналогия — это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается результат тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов — «заглавие книги». Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием».

Синекторы утверждают, что символическая аналогия — незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:

— шлифовальный круг — точная шероховатость;

— храповой механизм — надежная прерывистость;

— пламя — прозрачная стена; видимая теплота;

— мрамор- радужное постоянство;

— прочность — принудительная целостность.

В самом деле, рассмотрим первый пример. Шлифовальный круг обычно тесно связывают с таким понятием, как точность обработки. Но в то же время он обрабатывает материал потому, что шероховат. И чем больше неровности на поверхности круга, тем более быстро идет обработка. Но чем больше неровности, тем меньше точность обработки. Так символическая аналогия позволила нам увидеть сложную реальную проблему, стоящую перед людьми, занятыми разработкой и применением шлифовальных кругов.

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение инструмента лучше всего с них.

Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. (Почти все объекты выполняют не одну, а несколько функций; важных для потребителя, желательно видеть их все). После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная выбранной. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

Практика применения символических аналогий показывает, что в процессе обучения слушатели довольно быстро осваивают эту форму представления объекта.

Фантастическая аналогия
Изобретатель заслуживает и должен позволить себе ту же свободу, творчества что и новатор — художник. Ему необходимо иметь возможность проверить верную идею, представить себе лучшее решение проблемы и при этом временно' не принимать во внимание установившиеся в мире законы (нормы).

Только таким путем может быть создан образ идеала. Выражение «сознательный самообман» используется в синектике для выражения того факта, что человек, решающий проблему, должен быть раскрепощен по отношению к законам природы, которые находятся в конфликте с его идеальным решением. Человек, решающий проблему, должен видеть, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с его идеальным решением.

Классический специалист имеет тенденцию к сверхрационализму и чувствует угрозу во всем, что может «атаковать» его логическую вселенную. Синектор должен уметь на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса.

Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой), определив конечный результат, цель. Таким образом в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи.

Так, при решении задачи о разработке нового средства оперативной связи судов с сушей, один из синекторов заметил, что это «естественно должна быть радиосвязь». Подобные высказывания не приветствуются при решении, ведь если все так «естественно», то почему приходится решать проблему? Однако ведущий не стал делать замечаний или игнорировать высказывание. Он оперативно ввел механизм фантастической аналогии, указав, что средство связи разрабатывается для использования на отдаленной планете, причем физические условия на планете таковы, что свет распространяется со скоростью в 1 метр в секунду. Несмотря на очевидную абсурдность этого утверждения, синекторы приняли его и перешли к выявлению альтернативных возможностей.

Применяемый в синектике комплекс средств далеко не исчерпывается представленными выше аналогиями и приемами. Постоянная практика применения метода позволила разработать приемы углубленного представления исходной ситуации, средства ее начальной обработки. В процессе решения применяются и операторы психофизиологической активизации.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны и могли бы быть решены с помощью других методов, но обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, как правило, не привлекаются.

Итак, синектика — средство для постановки задач.

Собственно нахождение решения с ее помощью есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи это половина решения. Запомним один из девизов синекторов: «Сформулированные задачи решаются». [3]



4.     Синектический процесс  и принципы синектического подхода
Слово «синектика» в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». В полном словаре английского языка дано такое определение: «Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тре­нировки воображения и объединения несовместимых элементов».

При использовании синектики формируют постоянные группы (оптимальный состав 5—7 человек) людей различных специальностей, которых обучают изобретательским приемам. Желательно даже, чтобы каждый из них имел несколько различных профессий.

Теоретической основой сннектики стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован, творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогич­ны, иррациональный момент в творчестве важнее рационально­го; в латентном (скрытом) состо­янии находится очень много творческих способностей, которые можно выявлять и стимулировать.

Организация проведения сессии синекторов (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки, в том числе очень активным применением аналогий .
Структура современного си­нектического процесса(рис .1.)  такова:


1. Формулируют проблему в общем виде.

Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из сннекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные услопкя изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое форму­лирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обсуждения некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло.

В последние годы синекторы все чаще формулируют проблемы в том виде, в каком она дана заказчиком (задачедателем). (На­пример, как получить пенистую структуру, которую можно использовать в качестве пищевого продукта?)

На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию.


Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта  выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний.

В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан пока­зать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы.

Сннекторы называют этот этап формулировкой «проблемы как она дана» (ПКД).

2. Начинают анализ проблемы.

Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. (В рассмотренном примере могут быть сформулированы такие цели: Как можно заставить материал расширяться, чтобы превратиться в пенистый? Или: как можно заставить частицы материала сжаться до пенистой структуры?).

После объяснения сути проблемы и esцелей членам сннектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют формулировкой «проблемы как ее понимают» (ПКП).

3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и т. п. с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии — найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждаемой темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления.

Экскурсия начинается с того, что руководитель просит привести примеры-прецеденты, в которых имела бы место ситуация, аналогичная обсуждаемой, задает вопросы, вызывающие аналогии. В процессе нахождения таких примеров синекторы используют четыре вида аналогий; прямую, личную, символическую, фантастическую.

При прямой аналогии рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с более или менее аналогичным из другой отрасли техники или из живой природы. Делается попытка использования готовых решений.

Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски мебели, то применение прямой аналогии будет состоять в том, чтобы рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы. Или как окрашивают бумагу и т. д. По мере накопления опыта применения синектики этот прием превратился в поиск аналогичных примеров в широком смысле.

Личная аналогия или эмпатия, персональная аналогия — отож­дествление себя с техническим объектом. Решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения, т. е. «прочувствовать» задачу. Применяя ее, исследователь сможет лучше понять задачу, опре­делить условия ее осуществления, выявить ряд факторов, связанных с решением проблемы, но обычно ускользающих от внимания. В некоторых случаях именно этот прием позволяет найти хорошее решение.

В примере с окраской мебели можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься. Личное отождествление с элементами задачи освобождает человека от косности мыш­ления и позволяет рассматривать проблему в новом необычном свете.

Для развития личной аналогии целесообразно последовательно использовать три приема: а) описание фактов воображаемого поло­жения технического объекта от первого лица; б) описание эмоций и чувств, приписываемых объекту, от первого лица; в) эмпатию, отождествление себя с техническим объектом, вживание в его це­ли, функции, трудности.

Символическая аналогия — некоторая обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления. Она должна выражать связь между словами, которые обычно никак друг с другом не сопоставляются, и содержать в себе нечто неожиданное, удивительное. Впоследствии применение символической аналогии было сокращено до приема нахождения «названия книги», характеризующего определенное ключевое понятиетак, чтобы оно обязательно содержало парадокс.

На сессиях синекторов поиск оригинального «названия книги» понимают как в высшей степени сжатую, часто поэтичную формулировку смысла ключевого слова, выбранного или при рассмотрении проблемы «как ее понимают» (ПКП), или в ходе обсуждения аналогичных примеров. Сначала выбирается ключевое слово, представляющее интерес с точки зрения руководителя сессии, затем предлагается выразить сущность этого слова в виде оригинальной короткой фразы, содержащей парадокс. Найти удачное «название книги» даже тренированному коллективу не сразу удается. Поэтому первые варианты поправляют с учетом соответствия сущности ключевого слова, четкости определения, оригинальности и парадоксальности. Обычно после 5—10 попыток находят желаемый результат. Такой прием позволяет со­вершить переход в далекие от обсуждаемой проблемы сферы человеческой деятельности: политику, искусство, религию и т. п. Это увеличивает возможности достижения успеха в решении задачи.

При фантастической аналогии вводятся какие-нибудь фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, как указывает в своей книге В. Дж. Гордон, можно задать вопрос: «Как изменится ваша проблема, если перестанет действовать тяготение?». Фантастическая аналогия способствует генерации свежих и оригинальных идей, активизирует творческое мышление, но не имеет точного определения. Поэтому её позднее перестали выделять, а применение прямой аналогии превратилось в поиск примеров, основанных на любом виде аналогии.

4. Далее производят перенос (или перемещение) обнаруженных в процессе генерации новых идей к ПКД или ПКП и выявляют их возможности.

Ведущий заканчивает этап, возвращая группу к рассматриваемой задаче, и пытается связать полученный, внешне не относящийся к делу материал с проблемой в том виде, в каком она была представлена. Отдельные слова, возникшие в процессе обсуждения, используются, чтобы вызвать новые точки зрения на проблему, способствующие успешномуее разрешению. Важным элементом этой стадии является критическая оценка экспертов.

Если полученный взгляд на решение проблемы оказывается практически не реализуемым, можно повторить весь процесс для разбора других идей.

5. Заключительная часть синектического заседания — развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удач­ной,— ведется уже на специальном техническом языке.
Синектика суть нечто более структурированное, нежели просто «лавинообразное» порождение идей. Обученный модератор, управляет синектической группой, стараясь придать группе видение проблем, потребностей или действий в свете новых и часто необычных перспектив. Например, модератор может предложить группе вообразить, что она — на необитаемом острове, без привычных условий и инструментов по выполнению самых простых операций; однако в изобилии имеются природные ресурсы. Родственный пример — вовлечение группы в дискуссию на тему, будто космический корабль потерпел крушение и невозможна связь с внешним миром. Группе могут предложить придумать все пути, которыми технологии на корабле могут быть использованы для выживания. Последствием такого упражнения может стать определение новых коммерческих возможностей для развития и продвижения технологий космических программ.

Роль модератора на синектических заседаниях состоит в использовании разнообразных техник для создания некритичной, спокойной, благожелательной атмосферы, (которая характерна и для заседаний по методу МШ), и в то же самое время, увести респондентов от устоявшихся привычных типов, моделей восприятия и решения проблем и подтолкнуть к более творческим и инновационным способам анализа. Синектика достаточно широко используется в компаниях в качестве инструмента для создания новых идей товаров и услуг.


Вот пять главных принципов, лежащих в основе синектического подхода:

1.                     Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типов помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать «вещи» с места на место.

2.                     Автономность объекта, т.е., позволить проблеме «иметь успех» самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы «идеальная» настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.

3.                     Использование «банальностей», т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как «мастерство» в этой области.

4.                     Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.

5.                     Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.

Среди техник, которые может применять синектический модератор, чтобы способствовать креативности группы — движение от более общих к более частным примерам проблемы, процесса (или наоборот), использование ролевых игр и обнаружение аналогий. Когда отдельные члены группы сразу сосредотачиваются на очень частном аспекте, это нередко резко сужает перспективу, потому что люди имеют тенденцию использовать свой прежний опыт и прошлые решения как отправную точку в новых размышлениях и решениях. Это означает буквально следующее: когда группу инженеров просят рассмотреть и обсудить новый проект насосного оборудования, мысли склоняются к тому, как такое оборудование создавалось в прошлом. Изменение перспективы в процессе обсуждения более общей проблемы — как можно переместить жидкость из одного места в другое — может помочь определению радикальных новых проектов, имеющих мало общего с проектами прошлого.

Ролевая игра также может помочь изменению видения, перспективы. Например, группе архитекторов можно предложить вообразить себя стеною и описать, как они себя при этом чувствуют или как ощущают себя в связи с другими частями здания. Похожим целям могут служить и аналогии. Когда аналогии применяются в синектическом заседании, членов группы нацеливают на продуцирование идей похожих, но не идентичных объектов. Таблица суммирует разнообразие техник, которые могут быть использованы в синектических заседаниях. [4]



5.     Сферы применения и примеры реализации механизмов синектики



5.1.         применение в рекламе
Поиск новых идей спонтанно проводят путем присоединения к заданному объекту случайных свойств или признаков. Метод анаглогий, где необычные свойства возникают за счет свободных ассоциаций, ещё называют фокальным. В рекламе он развивается таким образом:

1.                     Модификацией марки путем придания ей неожиданных свойств. Например, низкокалорийный майонез становится салатным соусом.

2.                     Углублением темы рекламной коммуникации. Так в рекламе банального изделия появляется персонаж нашумевшего фильма.

Для выработки ассоциативных свойств рекламного объекта используется:

1.                     Прямая аналогия. Автор предлагает решение аналогичное природному.

2.                     Личная (эмпатия). Автор рассматривает задачу, отождеств­ляя себя с ней.

3.                     Символическая. Задача описывается с помощью символов, как в математике, которые легко представляют алгоритм.

4.                     Фантастическая. Задача излагается в терминах сказок, мифов, легенд. [5]

Рекламная концепция отличается от маркетинговой стратегии тем, что первая является результатом второй. Только после понимания того, что представляет из себя рынок данного товара, какова конкуренция на нем, что хотят потребители и каковы возможности и цели самого производителя, можно создать предварительную рекламную концепцию. Концепция понимается здесь как идея, представленная одним сообщением, которое содержит в себе все элементы стратегии. Имея хорошо разработанную концепцию, вы сможете напрямую донести информацию до целевой аудитории, сообщая ей о преимуществах вашего товара и о тех действиях, которые нужно предпринять. Это также дает вам возможность произвести правильное позиционирование и сделать это в форме, наиболее подходящей для ваших клиентов. И, наконец, как визуальный, так и вербальный компоненты рекламы будут взаимосвязаны.

В предыдущем абзаце мы узнали, что основой для создания рекламной концепции являются знания. Собрав их, вы сможете быстрее генерировать идеи, лежащие в основе концепции. Выделим некоторые параметры, по которым можно сказать, что одна идея лучше другой. Первым из них является универсальность сообщения. Когда вы работаете над идеей, вы должны спрашивать себя, насколько будет понятно то, что вы хотите сказать вашей целевой аудитории.

Смогут ли выбранные вами слова и символы легко пройти через языковые, возрастные, тендерные и другие барьеры? Второй параметр — новизна и способность вызвать интерес. Способность поверить в ваше сообщение и то, насколько оно соответствует действительности — следующий компонент. Говорите ли вы о своем товаре правду убедительно? Ваше сообщение должно быть четким. Поймут ли его люди правильно, если увидят его, например, проезжая мимо на скорости 60 км/час, или, если увидят его в течение 5 секунд после передачи о проблемах преступности? И, наконец, помните о том, что какой бы креативной ни была ваша разработка или идея, она не будет эффективной, если она не совместима с рекламной стратегией. Спросите себя, с правильной ли аудиторией вы разговариваете; раскрываете ли вы главные преимущества товара; делаете ли вы свой товар более желаемым по сравнению с конкурентными.

В психологии также выделяют несколько способов стимуляции творческого воображения. Рассмотрим некоторые из них.

1.                     Синектика состоит в совмещении разнородных элементов. Ее главный механизм — аналогия. Выделяют три типа аналогий: прямую (перенос ситуации в новую предметную область), символическую (наделение объекта новыми свойствами) и фантастическую (наделение объекта любыми желаемыми свойствами). [рис.2.] [рис.3.
]

2.                     Двойная ассоциация (метафоризация) представляет собой, ситуацию, когда ассоциация произошла дважды. Ярким примером этого способа являются анекдоты — в них часто контекст сдвигается дважды. [
рис
.4.]

3.                     Личная аналогия. Суть этого метода состоит в том, что человек ставит себя на место элемента проблемной ситуации и пробует посмотреть на происходящие процессы в этой ситуации с точки зрения этого элемента. Этот метод иногда используется в рекламе сложных технических устройств и медицинских препаратов. Множество приемов мышления, которые помогают отойти от стереотипов и таким образом стать более креативным, можно найти напр. в книге Э. де Боно «Латеральное мышление». [6]
5.2.         применение синектики в практике обучения будущих учителей английскому языку
Организация учебной работы в синектике традиционно включает следующие основные моменты:

1.     Выдвижение образных аналогий. Преподаватель (фасилитатор) побуждает группу к поиску ярких образных, метафорических аналогий на основе заложенных в рассматриваемом понятии (объекте, явлении) характеристик. Этот этап является ключевым для синектики. Участникам, не имеющим опыта работы с данным методом, необходимо продемонстрировать пример для образца.

2.     “Мозговой штурм” всевозможных метафор, пришедших на ум участникам с их обязательной регистрацией.

3.     Построение новых аналогий, основанных на подобранных метафорах.

4.     Обсуждение, анализ, интерпретация, оценка, выбор наиболее подходящей, яркой, глубокой метафоры из числа предложенных.

5.     Углубленный анализ выбранной метафоры с целью выявления всевозможных аспектов данного понятия, различных ассоциативных связей.

6.     Постановка вопросов (обозначение проблем) в связи с выявленными аналогиями.

  Обзор литературы и существующей практики обучения иностранному языку позволяет прийти к выводу, что метод синектики не относится к традиционно использующимся методам.

 Опыт применения синектики на занятиях по практике речи, аналитическому чтению, домашнему чтению со студентами университетов и с учителями иностранного языка школ г. Комсомольска-на-Амуре, например, вызвал интерес к данному виду работы и показал его продуктивность как для эффективного обучения иноязычному общению, так и для развития творческого потенциала субъектов педагогического процесса. Следует также заметить, что для будущих специалистов – филологов, которыми являются учителя иностранного языка, развитие образного мышления – профессионально-направленный вид деятельности.

Так, на занятиях по аналитическому чтению метод синектики позволяет спрогнозировать представления студентов об авторском замысле  ещё до знакомства с содержанием произведения посредством построения всевозможных ассоциаций, возникающих при осмыслении названия произведения. Например, ассоциации, построенные на значении слов, входящих в название произведения Ч. Диккенса  “Bleak

House
”(«Холодный дом») (Bleak
– cold, chilly, wind-swept, uncomfortable, dreary, lonely, sad, depressing, cheerless, grim, etc. House
– shelter, family, hearth, safeplace, happiness, love, joy, warmth, support, friendlyplace, understanding, acceptance, etc.), приводят студентов к выводу о том, что название повести представляет собой оксюморон, который свидетельствует  не только о противоречивости рассматриваемого явления, но и об его абсурдности. Дальнейший поиск ассоциаций относительно характеристик «холодного дома» подводит слушателей к представлению, что подобное словосочетание может быть соотнесено с несчастной семьей, живущей в разорившемся доме, одиноким или непонятым героем, которого по каким-то причинам не принимает семья, безвыходным положением, чудовищной несправедливостью, одиночеством, потерей близких и т.п. Попытка соотнести слово «house» с местом действия неизбежно вызывает ассоциации с семьей (household) или «казённым домом» (institution), что также согласуется с авторским замыслом.

 Синектика создаёт эффективные условия для выявления авторского замысла ещё на пропедевтическом этапе, при этом роль преподавателя сводится к фасислитации процесса. Студенты, в свою очередь, находятся в активной позиции – мыслят, высказывают свои суждения, размышляют, испытывая естественно-мотивированную потребность общаться на английском языке в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям общения. Синектика, таким образом, используется как способ познания,  как активный метод обучения, как средство создания условно-речевой ситуации, являясь при этом инструментом развития образного творческого мышления.

Данный метод может использоваться  на занятиях по практике речи и домашнему чтению, с использованием разных синектических приемов, например, посредством таких приёмов, как “синектический обзор” (synecticsreview), “синектический квадрат” (four–boxsynectics), “синектическая угадайка” (synecticsguessing) и некоторых других. Метод использовается так же на разных этапах обучения для организации взаимодействия на стадиях прогнозирования, обсуждения прочитанного/прослушанного/увиденного, в качестве “речевой зарядки” в начале занятия или “релаксационной паузы” в середине, исходя из целей и задач каждого конкретного случая. [7]

Анализ продуктов синектики выявил интересную особенность: метафоры зачастую свидетельствуют об индивидуальном внутреннем предпочтении определенного когнитивного стиля, что вполне соответствует существующим в психологии, в частности, в теории нейролингвистического программирования  (NLP) положениям о том, что способ мышления человека отражается на вербальном уровне [8]. Так, визуалы чаще всего прибегают к зрительным образам в метафорах, аудиалы — к слуховым (звуковым), кинестетики — к эмоционально заряженным или связанным с тактильными или двигательными ощущениями. Таким образом, синектика позволяет выявить предпочитаемый когнитивный стиль студентов и проникнуть во внутренний мир их мыслительной деятельности. Эту особенность синектики следует использовать для гармоничного развития у будущих учителей всех каналов восприятия и порождения информации и умений задействовать их в учебном процессе, так как для эффективного обучения учителю необходимо варьировать не только методы и формы, но и стили подачи информации. С учётом данного положения мы, по-возможности, предлагаем студентам задания, нацеленные на построение аналогий, основанных на зрительных, слуховых, тактильных и эмоционально заряженных образах, расширяя их образный ряд, развивая все каналы восприятия информации.

Так же можно убедиться, что выбор метафоры отражает существующий индивидуальный опыт субъектов педагогического процесса или их предположения относительно рассматриваемого понятия, а последующее обсуждение позволяет откорректировать некоторые представления. Например, при работе с представлениями практикующих учителей относительно школьной практики был получен достаточно красноречивый список метафор: a

teacher

isaconductor, band-master, gardener, Zoo-keeper, animaltrainer, juggler, tightrope-walker, gas-stationoperator, pilot, sculptor, etc.  Примеры метафор отчётливо свидетельствуют об индивидуальном опыте учителей, как позитивном, так и негативном.

Метод синектики, обладая всеми достоинствами активного метода обучения, выступает эффективным условием и средством развития у будущих учителей иностранного языка профессионально-направленных качеств, способствует созданию положительного эмоционального настроя, мотивирует и активизирует речевую и мыслительную деятельность субъектов учения, содействует их личностному самораскрытию, развивая их творческое и критическое мышление, способность к многоканальному восприятию информации при одновременном становлении и развитии ряда необходимых будущему специалисту в области иностранного языка умений.[7]



Список литературы :


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.