Реферат по предмету ""


Реформы органов управления при Петре I

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
Архангельский государственный технический университет
 
 
 
Митенёва Елена Сергеевна
 
(фамилия, имя, отчество студента)
 
 
Факультет
ИЭФиБ
курс
I
группа
1-124
 
 
Контрольная работа
 
 
По дисциплине                         История
 
 
На тему
Реформы органов управления при Петре I
 
Архангельск
 
2006
 

План.
1.     Введение…………………………………………………………….
3 с.
2.     Сенат и коллегии……………………………………………………
5 с.
3.     Губернская реформа………………………………………………..
16 с.
4.     Реформа местного управления…………………………………….
22 с.
5.     Реформа церкви. ……………………………………………….......
24 с.
6.     Заключение………………………………………………………….
26 с.
7.     Список литературы………………………………………………...
28 с. Введение.
Оценкапреобразований, осуществляемых в царствовании Петра великого (1689-1752 г), была и остаетсяодной из сложнейших проблем отечественной истории.
         В ХVIIв.  Правительство стало обращаться киноземцам для удовлетворения наиболее насущных материальных своих потребностей,касавшихся обороны страны, военного дела, в чём особенно чувствоваласьотсталость России.
         Такое жестремление было присуще и Петру, для которого обращение к западному опыту сталоследствием решения вполне практических вопросов государственного, военного,строительства, снабжения армии, создания флота в России.
         Основными сферами преобразовательнойдеятельности Петра были армия, государственное управление и финансы. Реформы,затрагивающие иные области общественной жизни, были так или иначе подчиненывоенно-государственным задачам.
         У Петра изначально не было планареформ, была только цель – превратить Россию в мощную военно-промышленную   державу Европы. Процветание России немыслилось без военной мощи. Этим во многом определяло противоречивость,  тяжесть всех реформ для населения.
         Петр смотрел на мир очень рациональнои механистически. Он искренне верил в возможность чуть ли не  буквального перенесения на русскую почвувсего, что было уместно в иных странах, будь то шведская системаадминистративных делений страны.
          Механический взгляд мешал реформаторупонять или хотя бы  признать сложнуювзаимозависимость явлений. Так Петр был убеждён, что для создания российскойдержавы   почти на пустом месте,достаточно указа императора и несколько выписанных из-за рубежа специалистов имеханизм произвольно  «заработает».
         Тот подход, который оправдывал себя ввоенном строительстве, царь с легкостью переносил на все иные сферыгосударственной деятельности. Если мысленно перенять у неприятеля приёмыведения боя или строительства крепостей, то, полгал Петр, с тем же   успехом можно исследовать и заимствованиегосударственный строй. «Первый русский император стремился управлять государствоми обществом так, как хороший командир распоряжался в своем полку».
Темне менее государство всегда оставалось в центре петровских преобразований – нетолько как средство, но и как цель.
Неоднозначнымбыло и воздействие петровских преображений на развитие государства. Петрнуждался в механизме пополнепия казны, на первых парах был озабочен именно этойпроблемой. Затем естественное для царя самодержца стремление добитьсяправильного и быстрого исполнения высочайших распоряжений, заставляло взглянутьна органы управления более внимательно. «Петр первым из русских монархов понял,осознал, что государь служит державе, а не только владеет ею.   Петр считал, укрепить  государскую власть, значит укрепить державу.
Органы центральной власти,унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются,появляется новая система государственных учреждений.
Старая форма управления: царь сБоярской думой- приказы - местная администрацияв уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностейматериальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы частодублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении имедлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, чтоделало невозможным эффективное использование их администрации для взиманияналогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел,представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственныхделах, также не отвечала требованиям Петра.
Государство, сформировавшееся вначалеXVIII в.,называют полицейским не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но ипотому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны жизни,регламентируя их.
Административным преобразованиямспособствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукойнеобходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново,руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своихначинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскимитрадициями и широко переносил на русскую почвуизвестные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления. Неимея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлялжелаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный ибюрократический аппарат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределахсвоей компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень похожее наармию. Как мы увидим, петровской государственной машине было далеко доподобного идеала, который просматривался только как тенденция, хотя и четковыраженная
В первой четверти XVII в. былосуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных иместных органов власти и управления, областей культуры и быта, а такжепроисходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти измененияпроисходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.
Сенат  и коллегии
Учреждение Сената–высшего правительственного учреждения
Сенат был образован указом 2марта 1711 года. Он заменил старинную Боярскую думу. Но чем же не устраивалаПетра Боярская дума, в чем смысл и значение проведенной реформы?
Отличиемонархии XVIIвека от монархии XVIIIвека состояло в том, что первой сопутствовалаБоярская дума, в то время как характерной особенностью второй являлосьуправление страной при помощи дворян-чиновников.
Вкомплектовании Боярской думы сложились определенные традиции. Это былоучреждение аристократическое. Именно отпрыски родовой знати, или, как тогдаговорили, породных людей, шаг за шагом поднимались по ступенькам карьеры, покане достигали чин боярина. Бояр, таким образом, поставляло ограниченное числофамилий. Исключение допускалось только в отношении  родственников царицы ­ отцу ее и братьям царьсразу же после свадьбы сказывал боярство.[1]
Сложившиесятрадиции пожалования в бояре приводили к тому, что в высшем правительственномучреждении находилось немало людей, которые могли похвастаться такой породой, аостальные качества, необходимые для управления огромной страной, у нихотсутствовали.
 Царь, однако, был лишен возможностинеспособного боярина заменить другим представителем дворянства, более одаренными подготовленным.
По-иномупроисходило комплектование Сената. Сенатор ­ не чин, а должность. Назначение вСенат, как и освобождение от присутствия в нем, производились царем,руководствовавшимся при этом отнюдь не породой, а способностями кандидата всенаторы. В итоге зависимость сенатора от царя была неизмеримо большей, чем убоярина. В этом проявлялась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной, тоесть неограниченной, монархии.
Отмеченныеособенности Сената выкристаллизовались много позже, а мартовским указом 1711года Петр учредил высшее правительственное учреждение, которому суждено былостать одним из его самых долговечных административных начинаний. Сенатсуществовал свыше двух столетий, но, создавая его, Петр, по-видимому, непредполагал пользоваться услугами этого учреждения длительное время. СоздавалсяСенат в спешке, без четких представлений о его правах, обязанностях и месте вправительственном механизме. Это явствует из последовательности издаваемыхцарем указов. Сначала, 22 февраля, был обнародован указ о составе Сената.[2] Онначинается фразой, не оставлявшей сомнения относительно временного характерасоздаваемого учреждения: «Определили быть для отлучек наших Правительствующийсенат». Следуя букве указа, Сенат должен прекратить существование, как толькоцарь возвратится из «отлучки», то есть из похода к южному театру военныхдействий.
Всписок сенаторов царь заложил новый принцип комплектования высшего органаправительственного механизма. В отличие от Боярской думы, насчитывавшей досотни членов, в Сенат было назначено лишь девять человек. Члены Сенатаотличались отсутствием деления на чины. Из девяти сенаторов только триотносились к титулованной знати, а остальные не могли похвалиться своимродословием.
Созданиенового учреждения венчает несколько указов, обнародованных 2 марта 1711 года.Важнейшим из них является так называемый Указ о послушании Сенату. Он обязывалдуховных, военных, земских высших и нижних чинов быть послушными сенатскимуказам «так, как нам самому, под жестоким наказанием или смертию, по винесмотря». Сенату, таким образом, предоставлялись столь же безграничные права,как и права царствующего государя. Единственное различие состояло в том, чтоцарские указы, как и сам царь, считались безгрешными, в то время как Сенат могсовершить «неправедный» поступок. Но и такой указ надлежало выполнятьбезоговорочно и «возвестить нам» после возвращения.
Следующийуказ определял круг обязанностей Сената, являясь своего рода продолжением указаот 28 февраля, и включал девять пунктов. Хотя он имел три редакции, личносоставлялся и совершенствовался царем, его тоже трудно отнести к вершинамправовой мысли тех времен, ибо его составитель руководствовался ненормативными, а сиюминутными надобностями. В указе нетрудно обнаружитьгенеральную идею, сформулированную в присущем Петру образном и лаконичномстиле: «Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артерию войны».[3]
Вканун отъезда из Москвы, 5 марта 1711 года, Петр издал еще один указ Сенату. Онопределил порядок обсуждения дел в Сенате: «…голосы иметь равные и у всякихуказов подписывать всем своими руками». Но главное значение указа от 5 мартасостояло в учреждении нового, дотоле в стране не существовавшего института –фискалов. О них сказано было глухо: «Учинить фискалов во всяких делах, а какбыть им, пришлетца известие».[4]
СозданиеСената и учреждение фискалов положило начало реформам высших и центральныхучреждений. В последующие годы, когда накал борьбы на театре военных действийспадет, Петр продолжит административные преобразования, придав им болеецеленаправленный характер.
Начало реорганизации Сената
Реформацентрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления.Суть преобразований состояла в изменении структуры, компетенций и состававысшего правительственного учреждения – Сената – в целях приспособления его ксистеме новых центральных учреждений – коллегий. Сенат стоял выше коллегий.Перечень обязанностей сената в наспех составленном царем наброске этихобязанностей, оставив в стороне множество важных деталей повседневной работыучреждения.
Всостав Сената по указу 1718 года входили президенты всех коллегий. Главной егозадачей было выносить постановления по запросам коллегий, которые онисамостоятельно решить не могли из-за отсутствия прецедентов.
Указо должности сразу же определил высокое место Сената как хранителягосударственных интересов. В соответствии с этим повышалась ответственностьсамих сенаторов, обязанных как зеницу ока хранить свое достоинство.
Важнойфункцией Сената стало назначение и утверждение практически всех чиновников вновые учреждения. Интерес представляют правила, согласно которым в Россиивпервые вводилось тайное голосование. Эти правила называются «Образбаллотирования» и датированы 18 февраля 1720 года. Петр, автор «Образа»,казалось, предусмотрел мельчайшие детали процесса баллотировки: «1. Когдасойдутца для онаго, тогда надлежит выслушать дело, о чем имеют бросать балы и,когда все выразумеют; 2. Тогда в особливой каморе надлежит стулы поставитьвкруг так далеко друг от друга, чтоб рукою одному до другова достать былонельзя; 3. Когда войдут в ту камору, надлежит всем приступить к толу, где балы,и открыть ящик, нет ли в нем балов. И когда ничего не найдут, паки закрыт исесть по стулам в епанчах, и чтоб по осмотре никто не подходил к балам…»[5]
Стольдетальнейшее описание всех нюансов голосования обусловлено не стольконепривычной новизной, сколько стремлением Петра так обставить всю процедуруголосования, чтоб было невозможно фальсифицировать результаты. Здесь, как и вдругих указах Петра, отчетливо прослеживаются любимые царем идеи детальной ижесткой регламентации всех действий государственной машины – единственного вглазах царя средства обеспечить законность, пресечь злоупотребления. Однако издесь, как и в случае с применением принципа коллегиальности, Петра ожидаланеудача – известно, что отдельные демократические институты, действующие вобщих рамках авторитарной власти и даже в интересах ее, неизбежно превращаютсяв фикцию. Выбор ящика, куда бросить «балы», меньше всего зависел от того, какбудут предварительно рассажены чиновники и как им поднесут ящик: выбраннымоказывался тот, кто угоден, нужен начальству, на кого указано заранее.
Появление новых должностных лиц вСенате
В истории государственнойреформы особое место занимает указ от 12 января 1722 года. Указ углубил реформуСената, заложил в его основу некоторые новые принципы, усилившие значениеСената в системе управления. Главными должностями в Сенате сталигенерал-прокурор и прокурор. Другим новым должностным лицом, появившимся вСенате в 1722 году, был генерал-рекетмейстер.
Учреждение должности генерал-рекетмейстерапреследовало две цели: освободить царя от разбирательства подаваемых лично емучелобитных и повести решительное наступление на волокиту и противозаконные действияколлегий и канцелярий. С уверенностью можно сказать, что генерал-рекетмейстерне мог справиться ни с той, ни с другой задачей. Традиции и царистские иллюзии,выражавшиеся в уверенности, что только царь способен правильно решить дело,побуждали челобитчиков, несмотря на ожидавшие их суровые кары, подаватьчелобитные царю при всякой появившейся к тому возможности.
Ещеменьших результатов генерал-рекетмейстер мог достичь в предотвращении волокитыи неправедных решений. Царь вооружил рекетмейстера чисто бюрократическимисредствами борьбы с бюрократией: рекетмейстер, получив жалобу, должен былразбираться не столько в существе принятого какой-либо канцелярией решения,сколько в своевременности как прохождения жалоб по инстанциям, так и принятияэтими инстанциями решений. Можно догадаться, сколь ограниченными возможностямиобладал рекетмейстер, чтобы оказывать реальное воздействие на работу бюрократическогомеханизма, захлебывавшегося от потока бесчисленных жалоб, справедливых исутяжнических.
РеформаСената включала введение еще одной новой должности – герольдмейстера. Она былаучреждена 5 февраля 1722 года одновременно с опубликованием инструкции иназначением герольдмейстером стольника Степана Колычева. Главная обязанностьГерольдмейстерской конторы – учет дворян, выявление среди них годных и негодныхк службе, регистрация чинов и перемещений как по ступеням Табели о рангах, таки из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстера находилисьдворяне, уклонявшиеся от службы, – так называемые нетчики, а также дети,которым предстояло служить в будущем. В обязанность Герольдмейстерской конторывменялось также создание учебного заведения для детей «знатных и средних дворянскихфамилий», в котором надлежало «обучать экономии и гражданству», то естьспециальностям гражданского профиля. Герольдмейстерской конторе инструкцияпоручала также сочинение гербов. Успешнее всего Герольдмейстерская конторадействовала на поприще учета дворянства.
Новшествав высшем и центральном аппарате государства, по моему мнению, заслуживаютположительной оценки: в основу их реформы положены единые принципы, претворениев жизнь на всех этапах проведения реформы находилось под бдительным контролемПетра, часто прибегавшего к понуканиям.Создание коллегий
Еслирассматривать то, что у административных преобразований отсутствовал четкий ипродуманный план действий, то это можно легко объяснить – царю было не до них вгоды, когда враг вторгся в пределы России и на карту ставилось будущее  страны. Военная обстановка отпустила царюмало времени, чтобы всерьез и основательно заняться гражданскими делами. Такуювозможность Петр получил только в 1712 году, когда позади остались ипобедоносная Полтава, и кошмары Прутского похода. Именно в начале этого года ониздал указ об организации коллегии для внешней торговли, «чтоб оную в лучшеесостояние привесть»[6]. Новому учреждению Петрдал иностранное название «коллегия», но оно не внесло ничего нового в принципыорганизации центрального аппарата. Понадобилось несколько лет, чтобы мысль озамене старинных приказов коллегиями приобрела четкую форму.
В1715 году царь проявляет заботу об изучении структуры государственного аппаратав странах Западной Европы. Два месяца спустя царь дает Ягужинскому новоепоручение – сыскать в каждую коллегию по специалисту, причем «лучше б нестарых, дабы могли языку обучится».
Переломнойвехой в проведении административной реформы можно считать 1718 год. Используяшведский административный опыт и беря за основу шведские образцы, Петр, какправило, вносил в них, обусловленные особенностями России структурныеизменения.
Организация коллегий
Установлениеперечня коллегий, определение их прав и обязанностей прошли долгий путьсовершенствования и поисков. Первая заметка царя о количестве коллегийотносится к 23 марта 1715 года. В списке значится  всего лишь шесть коллегий без расшифровки ихобязанностей: юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- иКоммерц-коллегии. Следующий список коллегий, тоже составленный Петром, не датирован,но скорее всего относится к 1719 году. В нем значится уже девять коллегий,причем царь наряду с их перечнем коротко изложил компетенцию каждой из них. Всписок включены четыре новые коллегии: Штатс-контор-коллегия, Берг-коллегия,Ревизион-коллегия и политическая коллегия.
Следующийэтап – укомплектование коллегий руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717года президентом коллегии Иностранных дел был назначен канцлер Г. И. Головкин,Камер-коллегии – князь Д. М. Голицын, Юстиц-коллегии – А. С. Матвеев,Ревизион-коллегии – Князь Я. Долгорукий, Воинской коллегии – два президента:фельдмаршал А. Д. Меншиков и генерал А. А. Вейде, Адмиралтейской коллегии –генерал-адмирал Ф. М. Апраскин, Коммерц-коллегии – П. А. Толстой,Штатс-контор-коллегии – И. А. Мусин-Пушкин, Берг- и Мануфактур-коллегий – Я. В.Брюс. Этот список по сравнению с предшествующим содержит два уточнения: местоПолитической коллегии заняла коллегия Чужестранных дел, а Берг-коллегияполучила новое наименование – Берг- и Мануфактур-коллегия.
Совершенствованиеколлегиальной системы продолжалось и последующие годы, и в итоге к концу царствованияПетра центральный аппарат представляли 11 коллегий.
Сразуже выделилась группа коллегий военного и внешнеполитического ведомства –Военная, Адмиралтейская и Коллегия иностранных дел. Эти три первые коллегиизанимали привилегированное положение в системе государственных учрежденийблагодаря тому огромному значению, которое придавал Петр армии, флоту,дипломатии, а также благодаря той огромной роли, которую играли в управлении ихпрезиденты.
Введомстве Коллегии иностранных дел находились отношения России с другимигосударствами. Эта коллегия имела предшественника – Посольский приказ.
ВыходРоссии на международную арену значительно усложнил дипломатическую службу.Раньше связи с иностранными государствами осуществляли периодическиотправляемые туда посольства, которые выполняли разовые поручения. Выполнив их,они возвращались в Россию, пока не появлялась новая потребность в их отправке.Теперь в важнейших западноевропейских государствах, а также в Османской империибыла установлена постоянная дипломатическая служба. Равным образом и в Россиидействовали дипломатические представители Англии, Франции, Австрии, Швеции идругих государств.
Нужноотметить, что коллегия Иностранных дел была единственной, не располагавшейрегламентом. Его в какой-то степени заменил указ от 13 февраля 1720 года. Всядеятельность коллегии должна была протекать в глубокой тайне, поэтому указопределял пути ее достижения.
Военнаяколлегия заменила множество приказов, имевших касательство к вооруженным силамна суше: Стрелецкий приказ, Пушкарский приказ, Рейтарский приказ и другие. Этаколлегия занималась комплектованием, вооружением, снаряжением, экипировкой иобучением армии. В ее ведении находились также гарнизонные полки. Военнаяколлегия была единственной, куда Петр назначил двух президентов.[7]
Новымучреждением, не имевшим предшественников в XVIIвеке, являлась Адмиралтейскаяколлегия. Ее возникновение было связано с превращением России в морскуюдержаву, с созданием военно-морского флота. Как и военная, Адмиралтейскаяколлегия занималась комплектованием и обучением экипажей кораблей. В ее ведениинаходились верфи, на которых сооружались корабли, а также военно-морскиекрепости.
Финансамистраны заведовали три коллегии. Обязанности между ними распределялись следующимобразом: доходами ведала Камер-коллегия. Она занималась сбором прямых икосвенных налогов. К прямым налогам относилась подушная подать, а подкосвенными налогами подразумевались поступления от продажи товаров, торговлякоторыми находилась в монопольном владении государства. Только казна моглапродавать соль, вино и табак. Поэтому в ведении Камер-коллегии состоялипитейные заведения, а также магазины по продаже соли и табака.
Штатс-контор-коллегияполучила свое наименование от своего назначения – она вела книгу, именуемуюгенеральным штатом государства. Весь придворный, военный, управленческий,духовный, дипломатический и медицинский контингент был разбит на 15 разрядов,на содержание каждого из них ассигновывалась определенная сумма. Таким образом,Штатс-контор-коллегия ведала расходами государства. Главными статьями расходабыли – содержание армии и флота.
Ревизион-коллегияосуществляла контрольные функции как за поступлением сборов в бюджетгосударства, так и их расходованием.
Важноезначение в структуре центральных учреждений имели торгово-промышленныеколлегии.
Попечениенад черной и цветной металлургией осуществляла Берг-коллегия. В ее ведениинаходились казенные и частные металлургические заводы, рудники, а такжевладельцы заводов. Она выдавала разрешения на постройку заводов, а такжепредоставляла промышленникам различные привилегии.
ПраваМануфактур-коллегии были такими же, как и Берг-коллегии, толькораспространялись они на предприятия и их владельцев в легкой промышленности:парусно-полотняные, суконные, шелковые и другие мануфактуры.
Всферу забот Коммерц-коллегии входила торговля, но не вся, а только внешняя. Онаосуществляла «дирекцию» над всеми таможнями, поощряла отечественноекораблестроение, опекала русских и иноземных купцов, занятых во внешнейторговле, поддерживала связи с русскими послами за границей на предмет рыночнойконъюнктуры и другое.
ВместоПоместного приказа, ведавшего в  XVIIвеке земельными делами, былаорганизована Вотчинная коллегия. Поместное землевладение к тому времени былоуже ликвидировано, и раздача земель за службу более не производилась. В связи сэтим обязанности Вотчинной коллегии отличались от обязанностей Поместногоприказа. Вотчинная коллегия ведала всякого рода земельными спорами, делами онаследовании земли, сыске беглых крестьян, рекрутов и другим.
Новымучреждением в центральном аппарате была Юстиц-коллегия, выполнявшаяодновременно административные и судебные функции. Она ведала надворными инижними судами и по отношению к ним являлась апелляционной инстанцией. Коллегияимела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие,долговые обязательства, акты о продаже вотчин, духовные завещания, доверенностии другим.
Направах коллегий существовало еще два учреждения. Это Синод и Главный магистрат.Генеральный и Адмиралтейскийрегламенты
Поначалукаждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 году был изданобширный (из 56 глав) Генеральный регламент, определивший их единообразноеорганизационное устройство и порядок деятельности.
Во-первых,Генеральный регламент устанавливал права и обязанности должностных лиц вколлегиях, начиная от сторожа и истопника и кончая президентом. Регламентустановил строгую подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим.
Во-вторых,Генеральный регламент определял порядок ведения делопроизводства во всехучреждениях и установил обязанности канцелярских служителей: секретаря,нотариуса, актуариуса, регистратора.
ПомимоГенерального регламента существовал еще и Адмиралтейский регламент. В егосоставлении, опубликованного 5 апреля 1722 года, как известно, деятельноеучастие принимал Петр. Своеобразие Адмиралтейского регламента состояло в том,что он не оставлял в неведении ни одного должностного лица, наставляя, что емунадлежит делать, а главное, как выполнять свои обязанности.
Губернская реформа.
Губернская реформа 1708 г. вызвана была направлением деятельности Петра, в своюочередь вынужденным внешними и внутренними событиями, прямо или косвенносвязанными с войной. Прежние цари сидели в столице, изредка прогуливаясь набогомолье или в военный поход, и все управление носило характер строгойцентрализации. Местные средства в виде налогов, прямых или косвенных, черезвоевод стекались в столицу, рассыпаясь по разным московским приказам, и большаячасть сборов здесь поглощалась, а меньшая доля растекалась по местам в видежалованья провинциальным служилым людям и на другие местные нужды. Петрпоколебал эту старую, устойчивую и даже застоявшуюся централизацию. Преждевсего он сам децентрализовался к окружности, бросив старую столицу, отбыл наокраины, и эти окраины загорались одна за другой либо от его пылкойдеятельности, либо от бунтов, вызванных этой же деятельностью. Так ходом делвырабатывалась мысль, что местные средства вместо кружного пути черезмосковские приказы, где они сильно таяли, выгоднее направлять в областныеадминистративные средоточия с надлежащим расширением компетенции местныхправителей, которые даже украшаются новым титулом губернаторов, хотя их округа еще не зовутся губерниями.Оправдывая учреждение губерний, Петр писал Курбатову: «Человеку трудно заочи все выразуметь и править». Изверившись в способности центральныхприказов удовлетворить военным нуждам, Петр хотел во главе крупных округовпоставить полномочных наместников, которые прямо на местах могли бы изыскатьнеобходимые для того средства. Слишком конкретный ум Петра располагал его болеедоверяться лицам, чем учреждениям. Отсюда — план разложить содержание армии почастям на такие округа, раздробив по ним и военный бюджет. После, объясняясмысл губернской реформы, он писал, что все расходы, военные и другие, онрасположил по губерниям, «чтобы всякий знал, откуда определенное числополучать мог». Этот план и положен был в основание губернского деления 1708 г.[8]
Реформаначата была обычным кратким и неясным указом Петра 18 декабря 1707 г. расписать города кКиеву, Смоленску и другим намеченным губернским центрам. В следующем году боярев Ближней канцелярии после, многих перекроек распределили 341 город на 8 новыхкрупных округов: то были губернии
Московскаявключала в свой состав39 городов,
Ингерманландская(позднее С.- Петербургская) — 29 городов (еще два города этой губернии- Ям-бург и Копорьебыли отданы во владение князю Меншикову),
ККиевской губернии было приписано56 городов,
КСмоленской — 17 городов,
К Архангелогородской (позднее Архангельской) — 20 городов,
ККазанской — 71 городской и сельскийнаселенный пункт,
КАзовской губернии, кроме52 городов, былиотнесены25 городов, припис


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.