Реферат по предмету "История"


Становление советской государственности

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт
Кафедра истории и педагогики
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине«Отечественная история»
потеме: «Становление советской государственности»
Выполнил: Черненко В.В.
студент 1 курса
экономического факультета
Проверил: к.и.н., доцент
Трефилкина И.М.
Кемерово, 2009

Сущность, содержание ипервые итоги новой экономической политики
 
Общественно-политическийкризис в Советской Республике в 1920-1921 гг. Социально-экономическое развитиестраны в 20-е годы Массовые антибольшевистские восстания. Кронштадтский мятеж.Х съезд РКП (б). Сущность, содержание и первые итоги новой экономическойполитики. (НЭП).
После Великой Октябрьской социалистической революции в Россиии отмечали, что в ходе ее к власти в стране пришла партия большевиков, котораясразу же приступила к социалистическим преобразованиям. В 10 часов 40 минутвечера 25 октября, когда еще не закончился штурм Зимнего дворца, в Петрограденачал работать II Всероссийскийсъезд Советов. Получив сообщение об аресте Временного правительства, съездначал обсуждение ситуации в стране, в ходе которого меньшевики, эсеры ибундовцы ушли со съезда. Ушли, потому что расценили события 25-26 октября как«военный заговор, организованный за спиной Советов». В зале заседаний осталисьделегаты, принадлежавшие к партиям большевиков и левых эсеров, которые продолжилиработу съезда и приняли воззвание «К рабочим, солдатам и крестьянам». В этомвоззвании объявлялось, что съезд Советов берет власть в стране в свои руки.Затем съезд обсудил и принял первые Декреты (постановление верховной власти,имеющее силу закона) Советской власти.
В Декрете о мире всем народам и правительствам стран,участвующих в первой мировой войне, было предложено начать переговоры о миребез аннексий (захват чужой территории) и контрибуций (плата побежденногогосударства победителю). Здесь же указывалось, что в случае несогласиякакой-либо страны с этими условиями, Советская власть готова рассмотреть любыедругие условия заключения мира и прекращения войны. В тексте Декрета былизаписаны 2 основных принципа советской внешней политики (система отношениймежду государствами) которых Советская власть придерживалась на протяжениивсего периода своего существования. Первый из этих принципов – принциппролетарского интернационализма, т.е. принцип солидарности и сотрудничества рабочегокласса всех стран, основанный на общих интересах, равноправии и независимости.Он означал, что рабочий класс России будет поддерживать рабочий класс другихстран мира в его борьбе против эксплуатации (присвоение продуктов чужого трудасобственником средств производства), угнетения, за свободу и независимость.
Второй принцип советской внешней политики – принцип мирногососуществования стран с различным социальным строем. Этот принцип означал, чтоСоветская власть отказывается от войны и насилия как методов разрешения спорныхвопросов между государствами. При этом не имеет значения, с феодальным, капиталистическимили социалистическим государством возник спор, не имеет значения, какая в этомгосударстве форма правления – демократия, монархия, республика, диктатура иличто-то еще. В любом случае Советская власть приложит все усилия к разрешениюконфликта мирным путем, путем переговоров.
Вторым декретом, принятым на съезде, был Декрет о земле.Вопрос о земле особенно волновал крестьянство России. Лидер партии большевиковВ. И. Ленин считал, что власть рабочего класса в России не будет прочной, еслиее не поддержит крестьянство. «Трудящаяся и наиболее эксплуатируемая масса вдеревне, – писал Ленин, – должна получать от победы рабочих немедленное икрупное улучшение своего положения. Ибо без этого поддержка деревни необеспечена». Первый пункт Декрета о земле гласил: «Помещичья собственность наземлю отменяется немедленно без всякого выкупа». Таким образом, первой жефразой этого документа большевики осуществили более чем 400-летнюю мечтуроссийских крестьян об отмене помещичьего землевладения. Кроме этого, наосновании наказов от крестьян, полученных депутатами съезда Советов во времявыборов, в текст Декрета о земле были включены такие требования крестьян, как
1)  безвозмезднаяотмена частной собственности на землю
2)  запреткупли-продажи земли
3)  запрет наемноготруда на земле
4)  уравнительноеземлепользование.
В Декрете «Об образовании Советского правительства» высшиморганом власти в стране признавался съезд Советов. Высшим законодательным,распорядительным и контролирующим органом в перерывах между съездами сталВсероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК), новое правительствоРоссии (высший исполнительный орган) получило название Совет народныхкомиссаров (Совнарком, СНК). В состав СНК большевики предложили войтипредставителям партии левых эсеров. Однако последние отказались (как теперь известно,из воспоминаний их лидеров, отказались потому, что хотели попытаться помиритьбольшевиков и ушедших со съезда представителей других партий, но это им неудалось). В связи с их отказом, правительство было сформировано только избольшевиков, то есть стало однопартийным. Председателем ВЦИК был избран Я. М.Свердлов (глава государства), а председателем Совнаркома — В. И. Ленин (главаправительства). Характеризуя первое советское правительство, глава миссииамериканского Красного Креста в России, полковник Р. Робин писал: «Первый СНК,если основываться на количестве книг, написанных его членами и языков, которымиони владели, по своей культуре и образованности был выше любого кабинетаминистров в мире». Это правительство и начало претворять в жизнь программубольшевистской партии – программу построения социализма в России. Причемдействовать ему пришлось в довольно сложной политической обстановке.
Период с 25 октября 1917 г. по февраль 1918 г. вошел висторию Советского государства под названием периода «триумфального шествияСоветской власти». В этот период в 79 из 97 городов России была мирным путемустановлена Советская власть. Это стало возможным в силу ряда причин:
1)  Советы, какорганы власти, созданные самим народом, поддерживало большинство населениястраны
2)  первые декретыСоветской власти привлекли на ее сторону самые широкие массы трудящихся, преждевсего крестьянства.
В то же время нельзя сказать, что установление Советскойвласти в Росси не встретило никакого сопротивления. На следующий же день послепобеды революции в Петрограде начал действовать «Комитет спасения Родины иреволюции», созданный сторонниками Временного правительства 24 октября 1917 г.В воззвании «К гражданам российской республики» (республика – форма правления,при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенныйсрок органам власти) комитет призвал к свержению Советской власти, воссозданиюВременного правительства и созыву Учредительного собрания. Опорой комитета вПетрограде были только юнкера, но противники Советской власти надеялись наподход надежных воинских частей с северного фронта и из Могилева, где, как мыпомним, была Ставка верховного главнокомандования. Войска с Северного фронтадействительно 25 октября двинулись к Петрограду. Возглавлял их генерал Краснови бежавший из столицы председатель Временного правительства Керенский. Былразработан и план свержения Советской власти: 30 октября в Петрограде долженбыл начаться мятеж юнкеров, а после объединения их с подошедшими воинскимичастями Советская власть должна была быть уничтожена.
Однако перевес сил в столице был в тот период на сторонебольшевиков. Общая численность отрядов Керенского-Краснова составляла не более1200 человек. На борьбу с ними были брошены революционные части, численностью10-12 тыс. человек. В боях под Пулковом обе стороны понесли тяжелые потери и 31октября казаки предложили начать мирные переговоры. Краснов был арестован,Керенскому удалось бежать за границу. Таким образом, попытка вооруженным путемсвергнуть Советскую власть не удалась.
Примерно в это же время была попытка свергнуть Советскуювласть и мирным путем. 29 октября Викжель — Всероссийский исполнительныйкомитет профсоюза железнодорожников предъявил советской власти ультиматум: либоона немедленно заключает перемирие с Керенским-Красновым, и создает «однородноесоциалистическое правительство» из представителей всех мелкобуржуазных партий игрупп, либо Викжель объявляет всеобщую забастовку на транспорте. Советскаявласть согласилась на создание «однородного социалистического правительства»при условии, что оно признает первые декреты Советской власти и съезд Советовкак высший орган власти в стране. Представители мелкобуржуазных партий этоусловие не приняли и переговоры с Викжелем были прекращены. В декабре 1917 г.съезд профсоюза железнодорожников России вынес Викжелю недоверие. Такимобразом, попытка свергнуть Советскую власть мирным путем также не удалась. Встране была установлена диктатура пролетариата — неограниченная власть рабочегокласса, которую поддерживали широкие слои населения России. Главной задачейсвоей эта власть считала построение социализма в России (социализм, общественныйстрой, воплощающий в жизнь принципы социальной справедливости, свободы иравенства).
 
«Политическое завещание»В.И. Ленина и борьба вокруг него в партии
 
Последние письма и статьиВ.И. Ленина – его политическое завещание партии. «Письмо к съезду». Ленинскаяхарактеристика И.В. Сталина. Устранение Сталиным возможных претендентов наверховную власть. Усиление режима личной власти Сталина.
Чтобы построить в стране социализм, советская власть с первыхже дней своего существования предприняла целый комплекс политических,экономических, социальных и культурных мер, которые принято называть «первымисоциалистическими преобразованиями». Прежде всего, нужно было разрушить старуюсистему управления государством и, прежде всего, ту ее часть, которую Ленин называл«угнетательской» – то есть армию, полицию, высшие органы государственнойвласти. Уничтожение этой системы было проведено в несколько этапов:
1 Свержение и арест Временного правительства, отстранение отвласти его представителей на местах.
2. Арест или прекращение выплаты жалования тем чиновникам,которые отказывались выполнять свои должностные обязанности (саботаж).
3.Ликвидация высших государственных учреждений(Правительствующий Сенат, Государственный Совет, Государственная Дума).
1.  Министерствамистали управлять коллегии, состоящие из служащих министерства и специалистовотрасли. Вместо министров назначены народные комиссары.
2.  Отменены сословияи гражданские чины (коллежский асессор и т.п.).
3.  Создание РККА иКФ, пролетарской милиции, революционных трибуналов (суд). 7 декабря 1917 г.создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с саботажем иконтрреволюцией.
Кроме системы управления страной, нужны были преобразования вее экономике. Здесь были проведены
Национализация (переход из частной собственности всобственность государства и ли общества) земли, банков, крупной промышленности,транспорта и связи.
Принудительное синдицирование (объединение для оптовыхзакупок сырья и сбыта готовой продукции).
Государственная монополия внешней торговли.
Рабочий контроль за производством и распределением продукции.
2 декабря 1917 г. был создан высший орган управленияэкономикой страны – Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).
Стала проводиться политика ограничения и вытеснениякулачества: кулак перестанет быть эксплуататором, если отнять у неговозможность эксплуатировать. Он тогда станет простым крестьянином. Поэтомузапрещена аренда земли и применение наемного труда на земле. Свой участок земличеловек должен обрабатывать своим трудом.
В социальной сфере:
1.  Введен 8-часовойрабочий день.
2.  Введенообязательное государственное страхование трудящихся.
3.  Введенобесплатная медицинская помощь в случае болезни.
4.  Квартирыбуржуазии предоставлялись рабочим и бедноте.
В области культуры:
1. Отменена плата за обучение в школах
2. Рабочие и крестьяне получили доступ к высшему образованию.
3. Доступными стали театры, музеи, библиотеки, картинныегалереи.
4. Отменялись все национальные и религиозные привилегии,провозглашалось равенство всех народов России, с января 1918 г. Россия сталафедерацией.
Формирование в СССР административно-командной системы итоталитарного государства
 
Объективные и субъективные предпосылки складывания в СССРадминистративно-командной системы и тоталитарного государства, их специфическиеособенности. Культ личности И.В. Сталина. Основные критерии культа личности.
Для того чтобы успешно строить социализм, стране нужен былмир. Однако к лету 1918г. страна оказалась в кольце фронтов. Важнейшие сырьевыеи продовольственные ресурсы России были захвачены белогвардейцами иинтервентами. Неустойчивой по отношению к Советской власти стала позициякрестьянства: кулаки активно выступали против советской власти, заколебалсясередняк. А позиция середняка была жизненно важной для большевиков. Почему?
После победы Октября земли помещиков были конфискованы(принудительное изъятие в собственность государства) и распределены междукрестьянами. В результате этой меры миллионы крестьян России стали середняками.Советская власть проводила в отношении середняка политику нейтрализации, тоесть стремилась, чтобы он не мешал сторонникам революции и не помогал ееврагам. В условиях войны такая политика была неприемлема, теперь нужен был союзс середняком, нужно было, чтобы середняк начал помогать Советской власти. Асередняк колебался. Крестьяне не могли решить, кому им нужно помогать – белымили красным. Летом 1918 г. в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Украине пришли квласти «белогвардейские правительства». Их политика на практике показалакрестьянам, что белогвардейцы хотят вернуть землю помещикам. Это убедилокрестьян, что помогать нужно красным. Началось дезертирство крестьян из белыхармий, они стали вступать в Красную Армию, активизировалась сдача хлебагосударству и борьба середняков с кулаками.
Но в условиях войны и Советская власть не могла применятьтолько те меры, которые бы устраивали крестьян, ей приходилось использовать имеры непопулярные: реквизиции (принудительное отчуждение имущества за плату)лошадей и скота, чрезвычайный революционный налог, трудовая и гужеваяповинность и т.п. И всякий раз при применении подобных мер колебания середнякаусиливались. В марте 1919 г., учитывая жизненную важность для Советской властипозиции середняка в гражданской войне, VIII съезд РКП (б) сформулировал новый лозунг партии в деревне:«Уметь достигать соглашения со средним крестьянством, ни на минуту неотказываясь от борьбы с кулаком и прочно опираясь только на бедноту». Такимобразом, партия стремилась установить союз рабочего класса и крестьянства. В условияхвойны и интервенции такой союз не мог иметь экономической основы: государствозабирало у крестьян их продукцию, а дать взамен продукцию промышленности немогло: промышленность работала на нужды армии. Поэтому в годы гражданской войныбольшевики проводили в стране политику «военного коммунизма», сущностью которойбыло установление военно-политического союза рабочих и крестьян. Крестьянство втех условиях согласилось на такой союз, потому что не хотело возврата помещикови восстановления помещичьего землевладения. Эта политика была временной ивынужденной, подобная политика совсем не обязательна в процессе построениясоциализма, применить ее заставила война.
Каковы же основные направления этой политики?
1.Продразверстка. Она была введена 11 января 1919 г. сначалана хлеб, а затем на все основные с/х продукты. По продразверстке у крестьянзабирали все излишки, а подчас и часть необходимых продуктов. Продразверстка несоответствовала экономическим интересам крестьянства, но как временную ивынужденную меру крестьяне ее приняли, понимая, что Красная Армия не сможетзащитить их от угрозы возврата помещиков, если не будет получать от крестьянпродовольствие.
2. Национализация средней промышленности и строгий контрольза мелкой промышленностью. Эта мера была проведена, так как война требоваларасширения военного производства, а одной крупной промышленности было не подсилу удовлетворить потребности страны.
3. Милитаризация (подчинение жизни страны интересам войны)труда. Многие рабочие и крестьяне были мобилизованы (мобилизация – призыв вармию военнообязанных запаса) в армию и в промышленности остро не хваталорабочих рук. Поэтому на предприятиях был установлен жесткий режим труда,запрещалось самовольно оставлять работу. Применялись также массовые трудовые мобилизациижителей городов и деревень для проведения срочных работ (например, заготовкидров, очистки железных дорог от снега и т.п.).
4.Эмиссия (выпуск в обращение денег или ценных бумаг подконтролем государства) бумажных денег. За счет ее удовлетворялись потребностигосударства в деньгах. Но одновременно она привела к падению покупательнойспособности рубля. К 1920 г. заработная плата рабочих в Москве увеличилась в400 раз, а цены – в 20 тысяч раз. На заработную плату вообще стало невозможночто-нибудь купить, и государство вынуждено было организовать
5.Полное снабжение рабочих продовольствием из государственныхзапасов. Рабочим, служащим и членам их семей бесплатно предоставлялосьпродовольствие, предметы потребления и коммунальные услуги. Снабжение производилосьпо классовому принципу, – то есть самый большой паек был у рабочих.
6.Война потребовала жесткой централизации управления. Поэтомудля руководства вооруженными силами в эти годы был создан Совет труда и обороныво главе с Лениным, а промышленностью руководил ВСНХ.
7.Годы «военного коммунизма» стали началом периодаустановления неограниченной власти партии – периодом установления политическойдиктатуры большевиков. Процесс этот растянулся на годы и включил в себя
1)   ликвидацию илиподчинение большевикам профсоюзов, Советов, заводских комитетов и другихрабочих и общественных организаций
2)   ликвидацию всехнебольшевистских партий и партийных организаций.
Таково основное содержание политики «военногокоммунизма». Но даже в условиях войны Советская власть делала всевозможное, чтобы в будущем в стране можно было успешно строить социализм. За1918-1920 гг. в России было сооружено около 150 электростанций, строилисьжелезные дороги и промышленные предприятия. В эти же годы был созданвоенно-политический союз советских республик – России, Украины, Латвии, Литвы иБелоруссии. Союз этот, созданный для совместной обороны от попыток уничтожитьвласть рабочих и крестьян, впоследствии послужил основой для образования СССР.

Список использованной литературы
1.  Верт Н. История Советского государства. М., 1992.
2.  История России: ХХ век. Екатеринбург, 1993.
3.  История России. Учебное пособие. М., 1995, Т.2.
4.  Карр Э. История Советской России. М., 1990.
5.  Ленин В.И. Большевики должны взять власть. Полн. сборник соч., Т 34,с.239-241.
6.  Ленин В.И. О двоевластии. Полн. сборник соч., Т 31, с. 145-148.
7.  Ленин В.И. Политическое положение. Полн. сборник соч., Т 34, с. 1-5.
8.  Леонов С.В. Советская государственность: замыслы и действительность(1917-1920 гг.). «Вопросы истории». 1990, № 12.
9.  Мунчаев Ш.М. История России. М., 2002.
10.      Новейшая история Отечества ХХ век, Т. 1. М., 1998.
11.      Орлов А.С. История России. М., 1997, с. 350-364, 383-387.
12.      Отечественная история. М., 1999.
13.      Поцелуев В.А. История России ХХ столетия. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лекции - Урология (мочекаменная болезнь)
Реферат Лекции - Травматология (повреждение сосудов, кровотечение и кровопотеря)
Реферат Лекции - Терапия (тахииритмии)
Реферат Лекции - Терапия (лекции по сердечно-сосудистой системе)
Реферат Лекции - Терапия (хронический энтерит и колит)
Реферат Лекции - Топографическая анатомия (общие принципы паллиативных операций)
Реферат Лекции - Топографическая анатомия (сборник лекций)
Реферат Лекции - Хирургия (Анаэробная инфекция в хирургии)
Реферат Лекции - Терапия (брадиаритмии)
Реферат Лекции - Терапия (лекции по кардиологии)
Реферат Лекции - Хирургия (гастродуоденальное кровотечеине)
Реферат Лекции - Терапия (лечение в амбулаторных условиях больных с заболеваниями)
Реферат Лекции - Терапия (симптоматические гипертензии)
Реферат Лекции - Терапия (методичка по кардиографу)
Реферат Лекции - Терапия (Язвенная болезнь)