Реферат по предмету "История"


Становление советского государства

КУРСОВАЯРАБОТА

на тему: «Становление Советского государства»

Содержание
 
Введение
1. Создание Советского государства и права в первый период после ВеликойОктябрьской Социалистической революции
1.1 Слом временного буржуазного и создание советского государственногоаппарата
1.2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Высшие органывласти
1.3 Учредительное собрание
2. Деятельность Советского государства в области экономики
2.1 Центральные органы управления народным хозяйством
2.2 Управление сельским хозяйством и заготовками продовольствия
2.3 Военный коммунизм
2.4 Национализация промышленности
3. Конституция РСФСР 1918 года
4. Государственная идеология на начальном этапе становления Советскойвласти
Заключение
Список использованных источников и литературы


Введение
Российское государство было империей и являлось унитарнымгосударством, большевики же поддерживали демократический лозунг «Право наций насамоопределение, вплоть до отделения». После Октябрьской революции начиналсяраспад российского государства и можно сказать, что на его территорииобразовалось три типа территорий:
1.        Провозгласившие свою независимость, иэта независимость была подтверждена СССР в отношении Финляндии, Литвы, Латвии,Эстонии, части территории Польши;
2.        Советские республики, образовавшиеся наокраинах бывшей Российской империи (Украинская советская республика,Белорусская советская республика, республики Закавказья);
3.        Различные автономные образования внутриРСФСР, одним из первых стала татаро-башкирская АССР, затем автономиями сталиЯкутия, Тува, Киргизия и т.д.
Актуальность данной темы заключается в том, что советскоегосударство – часть истории нашего народа и его становление является важнымаспектом исторического и политического опыта.
Целью курсовой работы является показать процесс становлениясоветского государства и его политической системы.
Задачи данной работы:
– показать процесс создания Советского государства и права в первый период послеВеликой Октябрьской Социалистической революции;
– раскрыть экономическую деятельностьсоветского государства и органы управления экономикой;
– охарактеризовать основные положенияКонституции 1918 года;
– сущность идеологии Советскойвласти.
Российское государство было империей и являлось унитарнымгосударством, большевики же поддерживали демократический лозунг «Право наций насамоопределение, вплоть до отделения». После Октябрьской революции начиналсяраспад российского государства и можно сказать, что на его территорииобразовалось три типа территорий:
4.        Провозгласившие свою независимость, иэта независимость была подтверждена СССР в отношении Финляндии, Литвы, Латвии,Эстонии, части территории Польши;
5.        Советские республики, образовавшиеся наокраинах бывшей Российской империи (Украинская советская республика,Белорусская советская республика, республики Закавказья);
6.        Различные автономные образования внутриРСФСР, одним из первых стала татаро-башкирская АССР, затем автономиями сталиЯкутия, Тува, Киргизия и т.д.
Актуальность данной темы заключается в том, что советскоегосударство – часть истории нашего народа и его становление является важнымаспектом исторического и политического опыта.
Целью курсовой работы является показать процесс становлениясоветского государства и его политической системы.
Задачи данной работы:
– показать процесс создания Советского государства и права в первый период послеВеликой Октябрьской Социалистической революции;
– раскрыть экономическую деятельностьсоветского государства и органы управления экономикой;
– охарактеризовать основные положенияКонституции 1918 года;
– сущность идеологии Советскойвласти.
Длянаписания данной работе использовалась следующая литература:
1.        Зиновьева В.И. «Отечественнаяистория» (учебное пособие) – Томск 2003 г. – 264 с.
2.        Леванов Б.А., Чунаков А.В.«История России». Курс лекций: Учебное пособие. – М.: «Проспект». – 2002 г.– 356 с.
3.        Михайлова Н.В. Отечественнаяистория: Учебное пособие. – 2‑е изд., перераб. и доп. – М.: ИМЦ ГУК МВДРоссии, 2002 г. – 281 с.
4.        Потапчук И.В., Овсянников А.А. Чтениепо русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. – Тула: «Пересвет», 1995 г.– 640 с.
5.        Семенникова Л.И. Россия вмировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. – Брянск, 1999 г.– 319 с.

1. Создание Советского государства и права в первыйпериод после Великой Октябрьской Социалистической революции
 
1.1 Слом временного буржуазного и создание советскогогосударственного аппарата
Перваязадача любой революционной власти – предотвратить ее ликвидацию военным путем,пока она не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самыйопасный период – первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти ещене распространилась в обществе. Сразу же после 25 октября 1917 года Советскойвласти пришлось отражать наступление на Петроград войск Керенского – Краснова,а в самом Петрограде ликвидировать выступление юнкеров. Эти контрреволюционныевыступления не были успешными, в них был виден упадок сил и духа всего проектаВременного правительства, исчерпавшего свой потенциал.
Но совсей остротой встала перед новым государством проблема выхода из мировойимпериалистической войны. Еще летом 1917 г. стало очевидно, что послеразрушения государственности царской России продолжать войну было нельзя. Взяввласть под лозунгом «мира без аннексий и контрибуций», Советы начали переговорыо мире, и 3 марта 1918 г. был подписан грабительский Брестский мирныйдоговор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией (с аннексиями иконтрибуциями)[1].
На фоненепрерывного возникновения и решения критических, угрожающих полным крахомсрочных проблем началось становление нового государства.
Аппаратгосударства царской России в основном был сломан Февралем. Новый порядок еще несложился, его заменяли «временные конструкции», т. к. вождилиберально-буржуазной революции заняли позицию «непредрешенчества». Временномуправительству пришлось, однако, нарушить этот принцип, объявив 1 сентября 1917 г.Россию республикой, то есть присвоив себе функции законодательного собрания.
Согласнолюбой теории революции, это «непредрешенчество» было принципиальной ошибкой.Отсутствие у революционеров воли к государственному строительству немедленноведет к распаду страны и утрате власти. С точки зрения государственногопорядка, Советы взяли на себя власть, когда в России во многих системах царилхаос, а другие находились на грани хаоса. Это создавало для новой властиогромные срочные трудности в жизнеобеспечении страны, но в то же времяоблегчало государственное строительство, поскольку сопротивление старыхструктур было ослаблено.
Процессыслома буржуазного государственного аппарата и создания нового быливзаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерноабсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти. Проявившееся вэпоху становления советского строя «чувство государственности» (иногда дажеговорят об «инстинкте»), причем на всех, даже низовых уровнях власти, а такжесложившаяся во многом стихийно, из обыденного здравого смысла, доктринагосударственности – особая глава истории русской культуры.
Длясамого первого периода (между Октябрем и гражданской войной) отметим следующиехарактерные моменты:
– Невероятныйпо обычным (особенно по нынешним) меркам объем проведенной теоретической,аналитической и практической работы по конструированию и созданию форм и процедургосударства и права.
– Высокаядинамичность концептуальной мысли, быстрота принятия решений и проведения их вжизнь, эффективные и быстродействующие обратные связи с социальной практикой.
– Системноевидение задач государственного строительства, верное различение фундаментальныхи временных (а также чрезвычайных) структур, эффективное сочетание волевыхрешений с самоорганизацией, умелое использование неформальных структур власти иавторитета[2].
Учитываяматериальные и кадровые возможности Советского государства в первый период,историки оценивают проделанную им работу как не имеющую прецедентов. В качествеаналога для сравнения берется обычно государственное строительство во времяВеликой Французской революции, однако условия несравнимы. Во Франции буржуазия,финансовая олигархия и интеллектуальная элита поддержали революцию, обеспечивее деньгами и кадрами, а в России после Октября были ее противниками. ВоФранции революция произошла при достаточно благополучном состоянии экономики,так что новая власть поначалу не стояла перед угрозой краха всей системыжизнеобеспечения страны; в России Советы приняли власть в условиях крайнейразрухи, с необходимостью остановить катастрофу.
1.2 Всероссийский съезд рабочих и солдатскихдепутатов. Высшие органы власти
 
Съезд,представленный делегатами 402 Совета страны, сразу приобрел характерзаконодательного органа. Он начал свою работу в 22 часа 40 минут 25 октября1917 г. К началу съезда прибыло 560 делегатов (сумели зарегистрироваться517), среди них 250 большевиков, 159 эсеров, 60 меньшевиков, 26 от мелкихпартий и 22 беспартийных.
В этовремя в стране существовало две системы Советов: Советы рабочих и солдатскихдепутатов и Советы крестьянских депутатов. Крестьяне были представлены насъезде через представителей 19 крестьянских Советов, 119 объединенных Советов,солдаты в Советах были в основном крестьянами. Почти все национальные окраиныРоссии прислали своих делегатов: Украина 100, Прибалтика 26, Белоруссия 15,Закавказье 12, Северный Кавказ 9, Средняя Азия 5, Бессарабия 3. Во время съездафракция эсеров раскололась на правых и левых (98 человек). Лидеры и частьрядовых членов партий правых эсеров, меньшевиков и Бунда ушли со съезда. Ноприбывали новые делегаты, и к окончанию работы съезда их было 625 (390большевики, 179 – левые эсеры).
Впервом же документе съезда – обращении «К рабочим, солдатам и крестьянам» – говорилось,что»… съезд берет власть в свои руки», а Временное правительство низложено.Съезд постановил, что власть на местах переходит к Советам рабочих икрестьянских депутатов. Таким образом, съезд юридически оформил РеспубликуСоветов. Съезд принял два важных декрета: «О мире» и «О земле». Всем воюющимнародам и их правительствам предлагалось немедленно заключить перемирие иначать переговоры о справедливом, демократическом мире.
Съездизбрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет – высший орган власти впериод между съездами, в составе 101 человека, среди которых было 62 большевикаи 29 левых эсеров. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, который готовилматериалы для заседаний ВЦИК. Пытаясь найти компромисс всех левых сил, Съездпостановил, что ВЦИК может быть пополнен представителями групп, ушедших сосъезда.
15ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездомрабочих и солдатских депутатов, с Исполнительным комитетом (108 чел.),избранным на Чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. Это значительноукрепило позиции новой власти. Объединенное заседание этих ЦИКов иПетроградского Совета рабочих и солдатских депутатов единогласно подтвердилизаконы о земле, о мире и закон о рабочем контроле, принятый ВЦИК[3].
1ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию по вопросу об условиях соглашения сдругими партиями: признание ими программы Советского государства, выраженной вдекретах о земле, о мире и о рабочем контроле; признание необходимости борьбы сконтрреволюцией (Керенский, Корнилов, Каледин); признание II Всероссийскогосъезда Советов рабочих и солдатских депутатов единственным источником власти иответственность правительства перед BЦИK. Важным документом конституционноготипа была принятая 3 января 1918 г. ВЦИКом «Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого народа». Она определила географические рамки компетенцииСоветского государства (Россия) и тип государства (Советская республика).
IIВсероссийский съезд Советов постановил образовать для управления страной,впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянскоеправительство, именуемое Советом Народных Комиссаров (CНK). Левые эсерыотказались войти в состав СНК. После объединения ЦИКов левые эсеры вошли всостав СНК и получили ряд важных портфелей. После заключения Брестского мира, вмарте 1918 г. они вышли из состава СНК, но остались в ВЧК.
Правительствовозглавил В.И. Ленин, наркомом по иностранным делам стал Л.Д. Бронштейн(Троцкий), наркомом по внутренним делам А.И. Рыков, председателемкомиссариата по делам национальностей И.В. Джугашвили (Сталин). Созданиеаппарата наркоматов сильно осложнялось массовым саботажем чиновников прежнихминистерств и отсутствием кадров. С декабря 1917 г. для решения мелкихвопросов с целью разгрузить СНК созывалось совещание заместителей наркомов,которое впоследствии именовалось Малым Совнаркомом (его предшественником былат.н. «вермишельная комиссия», которая занималась текучкой).
4ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложныедекреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образомтри органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съездСоветов, ВЦИК и СНК[4].
 
1.3 Учредительное собрание
 
27октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборыв Учредительное собрание в назначенный еще Временным правительством срок, 12ноября 1917 г. Выборы состоялись по спискам, составленным еще дореволюции. Например, разделившиеся на две партии с разным отношением кСоветской власти левые и правые эсеры шли одним списком, как эсеры. Историки, втом числе буржуазные, признают, что соотношение числа депутатов правых эсеров(370) и левых эсеров (40) было случайным и не отражало позиции крестьянства кэтим уже двум разным партиям. Среди делегатов крестьянских съездов, на которыеправые и левые эсеры избирались уже по отдельным спискам, преобладали левыеэсеры. А на выборах в Советы в городах эсеры уступали даже кадетам.
Отношениек Учредительному собранию было вопросом принципиальным, поскольку оно былоорганом, который по типу своему соответствовал буржуазно-либеральному путиразвития революции. 13 декабря 1917 г. были опубликованы «Тезисы обУчредительном собрании» – важнейшая после Апрельских тезисов работа В.И. Ленинао государственном строительстве в русской революции. В ней говорилось, чтовозможность сосуществования двух типов государственности исчерпана, посколькукрестьянство и армия определенно перешли на сторону Советской власти, абуржуазные силы начали с ней вооруженную борьбу (восстание Каледина, действиябуржуазных режимов на Украине, в Белоруссии, в Финляндии и на Кавказе). Поэтомувопрос об отношении к Учредительному собранию не является юридическим. Ономожет быть включено в государственное строительство лишь при условии признанияим Советской власти. Являясь вершиной демократии в ходе буржуазной революции,Учредительное собрание «опоздало».
Вприводимых историками данных о количестве голосов, поданных на выборах за теили иные партии, есть расхождения. Видимо, в выборах участвовало около 44 млн.избирателей. Было избрано 715 депутатов (по другим данным 703). За эсеров,меньшевиков, различные национальные партии проголосовало около 60%. Забольшевиков около 25%. За кадетов и другие правые партии около 15%.
Такимобразом, партии с принципиально буржуазной программой получили около 15% тех,кто принял участие в выборах, партии с разными социалистическими программами – 85%.Конфликт, который возник в связи с Учредительным собранием – это конфликт междусоциалистами, и прежде всего, между двумя революционными партиями социалистов,большевиками и эсерами (меньшевики имели 16 мест, а эсеры 410). Чернов с местапредседателя даже декларировал «волю к социализму». Это важно подчеркнуть, т. к.в годы перестройки пресса внедрила в общественном сознание представление, будторечь шла о выборе между буржуазно-либеральным и социалистическим путем развитияРоссии. В ряде вопросов (например, в отношении к террору) большевики были болееумеренной партией, нежели эсеры. Передача власти Учредительному собранию(рассмотренная как умозрительный вариант) означала бы не возникновениедееспособной буржуазной государственности, а продолжение «керенщины»[5].
Наканунесозыва Учредительного собрания, 3 января 1918 г. ВЦИК принял постановление«О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функциигосударственной власти», где говорилось, что вся власть принадлежит Советам исоветским учреждениям и поэтому всякая попытка присвоить функциигосударственной власти будет подавляться вплоть до применения вооруженной силы.
Учредительноесобрание начало свою работу 5 января 1918 г. в Петрограде, в Таврическомдворце. Присутствовало около 410 депутатов при кворуме 400. Председателем былизбран правый эсер В.М. Чернов (бывший министр Временного правительства).Председатель ВЦИК Я.М. Свердлов зачитал «Декларацию прав трудящегося иэксплуатируемого народа» и предложил собранию принять ее, т.е. признатьСоветскую власть и ее важнейшие декреты: о мире, земле и т.д. Левые эсеры такжепризвали собрание принять Декларацию и передать власть Советам.
Учредительноесобрание Декларацию отвергло (237 голосов против 138). После этого большевики илевые эсеры покинули собрание. Собрание, уже не имея кворума, принялопостановление о том, что верховная власть в стране принадлежит ему. В пятомчасу утра командовавший охраной анархист матрос А.Г. Железняков предложил В.М. Черновупрекратить работу собрания, заявив: «Караул устал». В 4.40 Учредительноесобрание прекратило свою деятельность. 6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет«О роспуске Учредительного собрания». Расстреливать Таврический дворец непришлось, его двери просто заперли. Отказ правых эсеров от сотрудничества сСоветской властью направил события в худший коридор. Компромисс, по мнению В.И. Ленина,предотвратил бы гражданскую войну.
Учредительноесобрание как альтернатива Советам в тех исторических условиях было нежизнеспособно.Оно не имело социальной базы, которая могла бы оказать ему поддержку, хотяэсеры вели работу в войсках и на заводах. Судя по воспоминаниям очевидцев,роспуск Учредительного собрания в тот момент не привлек большого внимания (онстал важной темой в антисоветской идеологической кампании недавнего времени).
Красноречивадальнейшая судьба депутатов. Часть из них, создав нелегальный «Межфракционныйсовет Учредительного собрания», летом 1918 г. образовала на Волге и Урале,где Советская власть была ликвидирована белочехами, антисоветские правительства(Комуч, Временное сибирское правительство, затем Директория, объявленнаявсероссийской властью). После прихода к власти Колчака часть депутатов – «учредиловцев»была выслана за границу, другая часть арестована. 23 декабря они былирасстреляны в Омске по приказу Колчака.
10января 1918 г. собрался III Вcероссийский съезд Советов рабочих исолдатских депутатов, который выглядел как преемник Учредительного собрания. 13января начал работу III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. Этисъезды объединились, и таким образом в стране возник единый высший органвласти. Съезд одобрил роспуск Учредительного собрания, а также решил снять внаименовании Советского правительства слово: «временное»[6].


2. Деятельность Советского государства в областиэкономики
 
2.1 Центральные органы управления народным хозяйством
 
Объединениеусилий в борьбе с разрухой потребовало создания специальных органов управления.В декрете II Съезда Советов о создании правительства было предусмотренообразование ряда экономических наркоматов. Вскоре, однако, стало ясно, чтонеобходим единый центральный экономический орган. В основу его была положенаидея централизации управления хозяйством по отраслям и участие трудящихся вуправлении через фабзавкомы.
ДекретомВЦИК и СНК от 2 декабря 1917 г. был учрежден Высший совет народногохозяйства при СНК с очень широкими функциями и полномочиями. Он должен былвырабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны,согласовывать и объединять деятельность центральных и местных учреждений. ВСНХнаправлял работу экономических отделов местных Советов. Все законопроекты икрупные мероприятия по регулированию народного хозяйства в целом вносились вСНК через ВCHX. Ему предоставлялись большие права и в оперативном управлениии(например, право конфискации, реквизиции и секвестра). ВСНХ активно участвовалв организации строительства, транспорта, торговли и финансов, но главное местовсегда занимали проблемы промышленности[7].
Руководящимиорганами ВСНХ были Пленум, Бюро и Президиум. Пленум (около 70 человек)собирался не реже 1 раза в месяц и состоял из представителей ВЦИК, наркоматов,профсоюзов, местных СНХ, кооперации. Бюро (до 15 человек) координировалотекущую работу секций и отделов по управлению отдельными областями народногохозяйства. Президиум (9 человек) играл ключевую роль, избирался на съездахсовнархозов и руководил работой ВСНХ.
По меренационализации промышленности ВСНХ все больше освобождался от функцийрегулирования всего народного хозяйства, сосредоточиваясь на управлениипромышленностью. В годы гражданской войны резко повысилась роль главныхуправлений ВСНX по управлению промышленностью (главков). Самостоятельностьпредприятий была сведена к нулю, все вопросы решали главки ВСНХ. Этачрезвычайная система управления промышленностью получила наименование «главкизм»[8].
Когдаполномасштабная гражданская война стала фактом, 2 сентября 1918 г. ВЦИКобъявил страну военным лагерем. Декретом от 30 ноября 1918 г. создавалсяСовет рабочей и крестьянской обороны (в 1920 г. преобразован в Совет трудаи обороны, СТО), которому была дана вся полнота власти в области обороны.Возглавил его председатель СНК В.И. Ленин. СТО осуществлял руководствовоенными операциями, ведал вопросами комплектования и снабжения вооруженных силпосылал на места чрезвычайных уполномоченных. Его постановления былиобязательны для всех организаций, учреждений и граждан. ВЦИК и СНК имели правоотменять или приостанавливать постановления и решения СТО.
 
2.2 Управление сельским хозяйством и заготовкамипродовольствия
 
ВеликаяОктябрьская социалистическая революция внесла большие изменения в главныйсектор экономики – сельское хозяйство. По «Декрету о земле» помещичьясобственность на землю отменялась немедленно без всякого выкупа.
Декрето земле исходил из «Крестьянского наказа о земле», составленного на основании242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Советакрестьянских депутатов» (опубликован 19 августа 1917 г.). Его главныеположения таковы: право частной собственности на землю отменяется навсегда,земля не может быть продаваема, покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог,ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля обращается во всенародноедостояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. Все недра, руда,нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственноезначение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки,озера, леса и проч. переходят в пользование общин. Земельные участки свысококультурными хозяйствами: сады, плантации, питомники, оранжереи и т.д. неподлежат разделу и передаются в исключительное пользование государства илиобщин, в зависимости от размера и значения их. Право пользования землейполучают все граждане без различия пола, желающие обрабатывать ее своим трудом.Наемный труд не допускается. Устанавливается уравнительное землепользование.Земля распределяется между трудящимися по трудовой или потребительской норме.
Врезультате крестьянство получило более 150 млн. га земли, освобождалось отогромных арендных платежей и от расходов на приобретение земли в дальнейшем, атакже от большого долга Крестьянскому поземельному банку. Крестьянам былпередан помещичий сельскохозяйственный инвентарь.
ДекретомII Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат земледелия. На местахраспоряжение земельными угодьями и распределение земли между крестьянамивозлагалось на местные Советы. Наркомзем вырабатывал принципиальные основыаграрной политики, руководил земельными отношениями, занимался организациейагрономической, ветеринарной и т.п. помощи крестьянству. В его ведение былипереданы бывшие имения, на базе которых позднее начали создавать совхозы[9].
Такжебыл создан Наркомат продовольствия. В стране был острейший продовольственныйкризис, он обострялся тем, что продкомитетами в центре и на местах руководилименьшевики и эсеры, которые организовали саботаж решений Советской власти. Вянваре 1918 г. был созван Всероссийский продовольственный съезд, которыйрешил ввести хлебную монополию, нормы распределения предметов ширпотреба и т.д.
Наркомпродстал единственным органом заготовок и снабжения населения продуктами ипромтоварами. Ему подчинялись местные органы. Цены устанавливал ВСНХ совместнос Наркомпродом. Все продовольственное дело в стране было строго централизовано.Наркомпрод широко вовлекал в свой аппарат рабочих и бедноту. В 1918 г. всепустующие земли были переданы Наркомзему для государственного засева. Для егоорганизации привлекалось городское население.
2.3 Военный коммунизм
 
Отдельнымважным этапом в экономической и социальной политике Советского государства былвоенный коммунизм. Он был даже больше, чем политикой, на время он стал образомжизни и образом мышления – это был особый, чрезвычайный период жизни общества вцелом. Поскольку он пришелся на этап становления Советского государства, на его«младенческий возраст», он не мог не оказать большого влияния на всюпоследующую его историю, стал частью той «матрицы», на которой воспроизводился советскийстрой. Сегодня мы можем понять суть этого периода, освободившись от мифов какофициальной советской истории, так и вульгарного антисоветизма.
Главныепризнаки военного коммунизма – перенос центра тяжести экономической политики спроизводства на распределение. Это происходит, когда спад производствадостигает такого критического уровня, что главным для выживания обществастановится распределение того, что имеется в наличии. Поскольку жизненныересурсы при этом пополняются в малой степени, возникает их резкая нехватка, ипри распределении через свободный рынок их цены подскочили бы так высоко, чтосамые необходимые для жизни продукты стали бы недоступны для большой частинаселения. Поэтому вводится нерыночное уравнительное распределение.
Нанерыночной основе (возможно, даже с применением насилия) государство отчуждаетпродукты производства, особенно продовольствие. Резко сужается денежноеобращение в стране. Деньги исчезают во взаимоотношениях между предприятиями.Продовольственные и промышленные товары распределяются по карточкам – пофиксированным низким ценам или бесплатно (в Советской России в конце 1920 – начале1921 года даже отменялась плата за жилье, пользование электроэнергией,топливом, телеграфом, телефоном, почтой, снабжение населения медикаментами,ширпотребом и т.д.). Государство вводит всеобщую трудовую повинность, а внекоторых отраслях (например, на транспорте) военное положение, так что всеработники считаются мобилизованными.
Все это– общие (структурные) признаки военного коммунизма, которые с той или инойконкретно-исторической спецификой проявились во всех известных в историипериодах этого типа. Наиболее яркими (вернее, изученными) примерами служитвоенный коммунизм во время Великой Французской революции, в Германии во времяПервой мировой войны, в России в 1918–1921 гг., в Великобритании во времяВторой мировой войны.
Тотфакт, что в обществах с очень разной культурой и совершенно разнымигосподствующими идеологиями в чрезвычайных экономических обстоятельствахвозникает очень сходный уклад с уравнительным распределением, говорит о том,что это – единственный способ пережить трудности с минимальными потерямичеловеческих жизней. Возможно, в этих крайних ситуациях начинают действоватьинстинктивные механизмы, присущие человеку как биологическому виду. Возможно,выбор делается на уровне культуры, историческая память подсказывает, чтообщества, отказавшиеся в такие периоды от солидарного распределения тягот,просто погибли. Во всяком случае, военный коммунизм как особый уклад хозяйстване имеет ничего общего ни с коммунистическим учением, ни тем более смарксизмом. Сами слова «военный коммунизм» просто означают, что в периодтяжелой разрухи общество (социум) обращается в общину (коммуну) – как воины[10].
Впоследние годы ряд авторов утверждают, что военный коммунизм в России былпопыткой ускоренного осуществления марксистской доктрины построения социализма.Если это говорится искренне, то перед нами прискорбное невнимание к структуреважного общего явления мировой истории. Риторика политического момента почтиникогда верно не отражает сути процесса. В России в тот момент, кстати, взглядыт.н. «максималистов», считающих, что военный коммунизм станет трамплином всоциализм, вовсе не были господствующими в среде большевиков.
Серьезныйанализ всей проблемы военного коммунизма в связи его с капитализмом исоциализмом дан в книге видного теоретика РСДРП(б) А.А. Богданова «Вопросысоциализма», вышедшей в 1918 г. Он показывает, что военный коммунизм естьследствие регресса производительных сил и социального организма. В мирное времяон представлен в армии, как обширной авторитарной потребительской коммуне.Однако во время большой войны происходит распространение потребительскогокоммунизма из армии на все общество. А.А. Богданов дает именно структурныйанализ явления, взяв как объект даже не Россию, а более чистый случай – Германию.Из этого анализа вытекает важное, выходящее за рамки истмата положение:структура военного коммунизма, возникнув в чрезвычайных условиях, послеисчезновения породивших ее условий (окончания войны) сама собой не распадается.Выход из военного коммунизма – особая и сложная задача. В России решить еебудет особенно непросто, поскольку в системе государства очень большую рольиграют Советы солдатских депутатов, проникнутые мышлением военного коммунизма[11].
 
2.4 Национализация промышленности
Вцелом, и причины, и ход национализации промышленных предприятий после Октября1917 г. в официальной советской истории искажены. Они представлены какзакономерный, вытекающий из теории марксизма процесс. На деле этот шагСоветского государства был сделан вопреки намерениям правительства и совершенновопреки теории, которая предполагала прохождение довольно длительного этапагосударственного капитализма. Даже представление о рабочем контроле буквальнонакануне Октября предполагало образование совместного совещанияпредпринимателей и рабочих. Показателен и тот факт, что до марта 1918 г.Госбанк выдал очень крупные средства в виде ссуд частным предприятиям. Взяввласть при полном распаде и саботаже госаппарата, Советское правительство ипомыслить не могло взвалить на себя функцию управления всей промышленностью[12].
Этапроблема имела и важное международное измерение. Основной капитал главныхотраслей промышленности принадлежал иностранным банкам. В горной,горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности 52% капитала былоиностранным, в паровозостроении – 100%, в электрических и электротехническихкомпаниях 90% все имеющиеся в России 20 трамвайных компаний принадлежали немцами бельгийцам, и т.д. Никакие теории не могли предсказать последствийнационализации такого капитала – в истории не было опыта.
Конечно,в собственность нового государства автоматически перешли все казенные железныедороги и предприятия. В январе 1918 г. был национализирован морской иречной флот. В апреле 1918 г. национализируется внешняя торговля.


3. Конституция РСФСР 1918 года
Начинаяс первого дня своего существования, Советское государство издает целый рядактов конституционного характера. О них говорилось выше. Но формы власти иуправления во многом складывались стихийно, в ходе революционного процесса.Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовалиглавным устоям новой государственности, была необходима официальнаяКонституция. Ее создание – переломный момент в становлении Советскогогосударства.
Поинициативе левых эсеров III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработатьосновные положения Конституции РСФСР и представить их следующему съездуСоветов. Однако в условиях острого кризиса (срыв мирных переговоров вБрест-Литовске, наступление немцев на фронте, усиления оппозиции левыхкоммунистов и левых эсеров) ВЦИК не смог выполнить это поручение.
Быласоздана межпартийная комиссия (пропорционально представительству партий воВЦИК), которая за три месяца подготовила согласованный текст проектаКонституции, он был опубликован 3 июля 1918 г. и представлен наутверждение в ЦК РКП(б) для последующего обсуждения на V Всероссийской съездеСоветов. До этого материалы комиссии публиковались в «Известиях ВЦИК», проектыразделов обсуждались в печати.
Споры вкомиссии были принципиальными, но все же удалось создать гибкий документ, которыйне сковывал поиск государственных форм: основные положения этой Конституции,несмотря на поправки и дополнения, сохранились вплоть до 1936 г., втечение 18 очень бурных лет. Главные противоречия, вызывавшие споры, были междусторонниками ослабления центральной власти государства, развития инициативыместных властей – и теми, кто стремился к концентрации власти в центре. Другаяплоскость в принципе той же проблемы касалась типа федерации: одни требовали,говоря нынешним языком, большего «суверенитета регионов», другие стремилисьукрепить, под новым идеологическим оформлением, «единую и неделимую» Россию.
Первыйнабор принципов («меньше государства»), отражавший неприязнь синдикализма клюбой государственности, в основном отстаивали левые эсеры, а также видныйработник НКЮ М.А. Рейснер считавший, что РСФСР должна стать объединением «трудовыхкоммун». За более крепкую государственность стояли практичные большевики(прежде всего, И.В. Сталин). Победили практичные соображения, но сама темаспора предвосхитила многие будущие противоречия в государственномстроительстве.
10 июля1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию. Она закрепилаполитическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянскихдепутатов. Было сказано, что в России осуществлена диктатура пролетариата вформе Республики Советов[13].
Раздел «КонструкцияСоветской власти» закрепил взаимоотношения органов власти и управления. Воснову советского госаппарата был положен принцип демократического централизма.Следует подчеркнуть, что Конституция наделила орган исполнительной власти СНКзаконодательными полномочиями (так же, как орган Съезда Советов ВЦИК – исполнительными).Это диктовалось не только чрезвычайной обстановкой, но и самой идеей черезвоссоединение законодательных и исполнительных функций преодолеть слабостибуржуазного парламентаризма, задачей которого было найти баланс классовыхинтересов. Такого баланса Советская власть искать не собиралась, посколькудекларировала себя как «диктатуру пролетариата», которая по мере своегоукрепления приведет к построению бесклассового общества. Конституция специальноне оговаривала принципы исполнения судебной функции. Однако тот факт, чтоорганизация судебной деятельности и контроль за нею возлагался на НКЮ, яснопоказывали ее подчиненность исполнительному органу.
Этаидея имела теоретическое и идеологическое обоснование в марксизме. Но по сутиутверждение единой и неделимой власти («диктатуры пролетариата») означалонеосознанное восстановление самодержавного государства в его соборном,советском образе. Значение этого решения было исключительно важным – всеразвитие советской государственности направлялось на путь, отвергающий главныйпринцип либерального государства гражданского общества, принцип разделениявластей.
Реальнаяпроблема становления Советского государства состояла в том, что Советывозникали стихийно, без четко очерченных функций и полномочий, на заводах и вдеревнях. Мелкие Советы были образцом прямой демократии (например, в фабричныйСовет входили все рабочие фабрики). Крупные Советы состояли из представителейграждан или рабочих. Какое-то время такие Советы даже называли «совдепами» – вотличие от просто Советов.
ДействияCоветов были независимы, никем не регулировались и с точки зрения нормальногогосударственного управления часто были разрушительны. Некоторые местные Советы,например, не считали себя связанными решением IV Всероссийского съезда Советов,который ратифицировал мирный договор с Германией, не признавали Брестский мир исчитали себя в состоянии войны с Германией. Таким образом, создание Конституцииявлялось острейшей необходимостью.
ПревращениеСоветов в систему государственной власти было сложной и совершенно новойзадачей. Конституция, которая и должна была эту задачу решить, сумела отразитьсуществующее противоречие и оставить открытыми пути его решения: «вся власть» принадлежитСоветам, но «верховная власть» – центральным органам, полномочия которыхКонституция не ограничила, а лишь иллюстрировала перечнем «вопросовобщегосударственного значения». А дальше следовала статья, котораяпредупреждала, что «сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съездаСоветов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат всевопросы, которые они признают подлежащими их разрешению».
Задачапревращения местных Советов в звено единой системы, в обычные органы местнойвласти, решалась во многом через статьи о бюджете и налогах, которые фактическиустанавливали финансовую монополию центральной власти. Эти статьи недаромвызвали острые споры, в них резонно видели ликвидацию лозунга «Вся властьСоветам!»[14].
Конституцияутвердила важнейшие мероприятия Советского государства в области экономики:национализацию банков и земли; введение рабочего контроля как первого шага кнационализации заводов и транспорта; аннулирование внешних займов, заключенныхдо революции. Конституция отразила федеративный принцип государственногоустройства РСФСР.
Конституцияпровозгласила классовую, пролетарскую демократию – для трудящихся. Инымисловами, она не признала формального равенства прав (хотя имевшиеся в царскойРоссии сословные различия были отменены и устанавливалась единая категорияграждан). Ряда гражданских прав были лишены около 5 млн. человек. В отдельнойстатье давалось оправдание этой дискриминации как временной меры,предотвращающей «ущерб интересам социалистической революции».
Ставиласьзадача предоставить трудящимся «полное, всестороннее и бесплатное образование».Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальнойпринадлежности. Церковь отделялась от государства и школа от церкви, а свободарелигиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. ВКонституции нет права на труд, отдых, образование и т.д., поскольку было решенозаписать в нее лишь те права, которые в тех условиях могли быть осуществлены.
Быланекоторая дискриминация в избирательном праве рабочих и крестьян: наВсероссийский съезд Советов в городах избирался один делегат от 25 тыс.избирателей, а в деревне – от 125 тыс. жителей. Это было сделано, чтобы неменять привычные методы расчета, по которым раньше избирались на раздельныесъезды: один – рабочих и солдатских, а другой – крестьянских депутатов (правда,раньше от крестьян был один делегат от 150 тыс. жителей).
Выборыво все звенья Советов, кроме городских и сельских, были многостепенные,непрямые. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся,достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности,пола, оседлости и т.п. Этим правом пользовались и военнослужащие. Избирателиимели право отозвать избранного депутата.
Конституциянаметила программные задачи на переходный период от капитализма к коммунизму:уничтожение эксплуатации человека человеком, беспощадное подавлениесопротивления эксплуататоров, устранение деления общества на классы, построениесоциализма.

4. Государственная идеология на начальном этапестановления Советской власти
 
Продолжая,в новом обличье, путь развития Российской государственности, Советская властьстроила государство традиционного общества.
Какгосударство традиционного общества, Советское государство было в существенноймере идеократическим. Это значит, что сила этого государства, его здоровье исамо существование в огромной степени определялись жизненностью идеологии, еевосприятием в массовом сознании. Ключевыми идеями, воспринятыми советскойидеологией из марксизма, были следующие: справедливость (уничтожениеэксплуатации человека человеком), всеединство («Пролетарии всех стран,соединяйтесь!»), нестяжательство («каждому – по труду»), возврат к истокам, кбратству в общине (коммунизм), построение светлого Царства счастья и воли(прогресс, неисчерпаемые силы науки, ликвидация государства). Понятия и терминымарксизма наполнялись при этом своим, часто существенно иным, смыслом.
Советскаяидеология, в отличие от буржуазно-либеральной, с которой она конкурировала,была эсхатологичной. Она была направлена к идеалу, к «светлому будущему», кзавершению цикла истории. Мессианская вера обращалась к пролетариату, которыйвоплотит мечту, а государство было формой сплочения людей на этом пути. В этойидеологии человек представал как изначально, по природе своей, доброе,тяготеющее к братству существо, лишь испорченное несправедливыми общественнымиусловиями.
Напротив,буржуазно-либеральная идеология (в том числе в ее социал-демократической версии)не имеет образа «светлого будущего» – движение все, цель ничто. Она утверждает,что общество идет от изначального зла, что человек по природе своей – эгоист,захватчик и эксплуататор. Лишь государство и право вводят в рамки законаестественную для человека войну против ближнего.
Эторазличие важно потому, что многое объясняет в поведении государства. Когдагосударство легитимирует себя через обязательство строить «светлое будущее»,все тяготы и неурядицы реальной жизни выглядят результатом дефектов и ошибок вработе государства («система виновата»). Тем более нестерпимыми представляютсядефекты самого государства (злоупотребления, коррупция и т.п.) – они вобщественном сознании вырастают до уровня измены. Образу либеральногогосударства наличие в обществе несправедливости, бедности, преступности и т.д.нисколько не вредит, ибо это – следствие естественного порядка вещей. Из егоидеологии следует лишь, что без этого государства было бы еще хуже. Дажедефекты самого государства не подрывают его образ, т. к. чиновники тожелюди и по природе своей порочны.
Рассмотримглавные элементы (символы, образы, метафоры) советской государственнойидеологии на первом этапе.
Главнойобобщенной, не разлагаемой на компоненты ценностью был образ Революции. Он былсакрализован (обладал святостью) и потому не требовал рациональногообоснования. Революция была представлена в идеологии как избавление, каквозвращение на путь, ведущий к утраченному раю. Все, что можно былоассоциировать с контрреволюцией, подвергалось осуждению или даже уничтожениюбез необходимости доказывать его вредоносный характер[15].
Спонятием революции связывались важнейшие идеалы русского крестьянства (преждевсего, земля и воля). Включив в себя в качестве основной ценности революцию,государственная идеология создала определенные трудности для самого жегосударства, т. к. эта ценность в массовом сознании в большой степенивоспринималась как анархическая, антигосударственная. Поэтому уж на первомэтапе (в 1918 г.) в идеологии все с большей настойчивостью звучит темадисциплины, организованности, разумности. Идеологические документы низовогозвена государства того времени (воззваний, постановлений местных Советов икомитетов) отражают замечательное диалектическое единство двух противоположныхначал.
Науровне теоретиков (прежде всего, в работах В.И. Ленина) в пониманииреволюции разрабатывается сложная диалектика конечной цели (общество безгосударства) и переходного периода (построения и укрепления государства).Поставив перед Октябрем в работе «Государство и революция» задачу слома старойгосударственной машины, В.И. Ленин после Октября, уже как председательправительства, с тревогой убедился, что «машина» разрушена до большевиков истране грозит катастрофа. И в идеологии был сделан удивительно быстрый ипринципиальный поворот – она становится государственной и даже державной. Поэтому вопросу В.И. Ленин ведет резкие споры с рядом других лидеров(например, с Н.И. Бухариным).
Вторымключевым понятием советской идеологии была диктатура пролетариата. Термин этот,введенный Марксом в 1852 г., не был достаточно разработан, в России он употреблялсякак метафора, без придания ему конституционного значения. Его эмоциональнаяокраска менялась в зависимости от обстановки. Сразу после Октября диктатурапролетариата (в союзе с крестьянством) понималась как власть абсолютногобольшинства, которая сможет поэтому обойтись без насилия – с таким основаниемотпускались под честное слово юнкера и мятежные генералы. По мере обостренияобстановки упор делался на слове диктатура, и метафора использовалась дляоправдания насилия.
Главное,что в советской идеологии это понятие не имело классового смысла (независимо отклассовой риторики). К неклассовому пониманию «диктатуры пролетариата» крестьянебыли подготовлены самой их культурой. Она воспринималась как диктатура тех,кому нечего терять, кроме цепей – тех, кому не страшно постоять за правду.Пролетариат был новым воплощением народа, несущим избавление – общество безклассов.
Такимобразом, советская государственная идеология была национальной – нисколько невступая при этом в противоречие с интернациональной риторикой. Дело в том, чтонационализм крестьянского мышления имеет иную природу, нежели национализмгражданского общества (само слово национализм, взятое из западного лексикона,надо понимать условно, вернее было бы назвать его народность). Здесь не годитсяпростое деление «буржуазный национализм – пролетарский интернационализм»,принятое в марксизме. Крестьянство восставало против капитализма, движимое нетолько социальным, но и национальным чувством – как против космополитическойсилы, уничтожающей самобытность.

Заключение
В 20-е годы советская дипломатическая деятельность происходила вусловиях, когда Советский союз играл на реально существующих противоречияхмежду великими державами, всеми способами стремясь избегать конфликтов ипровокаций, поскольку страна переживала период глубочайших экономических исоциальных потрясений и была ими на какое-то время ослаблена. Поэтомуодновременно с преимущественным развитием отношений с Германией советскаядипломатия направила свои усилия на расширение отношений с другимигосударствами, надеясь на увеличение торгового обмена с ними, необходимого длявыполнения планов экономического строительства и обеспечения безопасностистраны.
Такимобразом, России удалось пережить катастрофу революции, собрать свои земли инароды, восстановить хозяйство и за десять лет сделать рывок в экономическом инаучно-техническом развитии. Это стало возможным прежде всего потому, что задесять лет до краха, была начата работа по созданию матрицы и технологиимонтажа нового народа России – советского. Условием нашего национальногоспасения было и то, что для этой работы была приспособлена готоваяорганизационная структура, созданная сначала для совершенно другой цели – партиябольшевиков.
Большевикине просто послужили организационной основой для выработки нового национальногопроекта России и подготовительной работы по сборке советского народа. Онипровели мировоззренческий синтез представлений крестьянского общинногокоммунизма с марксисткой идеей модернизации и развития – но по некапиталистическомупути.
Списокиспользованных источников и литературы
1.    Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. «ИсторияРоссии» (учебник) // А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М.:«Мангрув». – 2004 г. – 342 с.
2.    Зиновьева В.И. «Отечественная история» (учебноепособие) // В.И. Зиновьева. – Томск 2003 г. – 264 с.
3.    Леванов Б.А., Чунаков А.В. «История России». Курслекций: Учебное пособие. // Б.А. Леванов, А.В. Чунаков. – М.:«Проспект». 2002 г. – 356 с.
4.    Лельчук В.С. Индустриализация СССР: история, опыт,проблемы. // В.С. Лельчукю. – М.: «Пересвет 2». – 1984 г. – 251 с.
5.    Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие //Н.В. Михайлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002 г.– 281 с.
6.    Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.«История России» (учебник) // А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,Т.А. Сивохина. – М.: «Проспект». – 2004 г. – 429 с.
7.    Павлов Б.В. Становление контроля партийнойноменклатуры над правоохранительной системой в 1921–1925 годах // Б.В. Павлов.– М.: Вопросы истории. – 2004. – №1. – 102 с.
8.    Потапчук И.В., Овсянников А.А. Чтение по русскойистории. Хрестоматия для старшеклассников. // И.В. Потапчук, А.А. Овсянников– Тула: «Пересвет», 1995 г. – 640 с.
9.    Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществецивилизаций. Учебное пособие для вузов. // Л.И. Семеникова. – Брянск,1999 г. – 319 с.
10.  Федоров О.А. История России. ХХ век: учебник для вузовМВД России // О.А. Федоров. – Орел: ОЮИ МВД России, 1999 г. – 420 с.
11.  Щагин Э.М. Хрестоматия по истории СССР. 1917–1945. //Э.М. Щагин. – М.: «Проспект». – 1991 г. – 204 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.