Реферат по предмету "История"


Специфика советской пропаганды времен ВОВ

Введение
В 1941-1945 годах сформироваласьновая концепция советской пропаганды. Шел процесс либерализации, некоторыйотказ от прежних идеологических установок в отношении религии, историческогопрошлого страны, средств массовой информации и пропаганды, усиления классовойборьбы и идеи мировой революции.
Один из вопросов военного времени –это соотношение интернационализма и патриотизма в пропаганде и агитации. Подсомнение также ставились коренные, казавшиеся ранее незыблемыми идеологическиепостулаты, определявшие жизнь советского общества, внутреннюю и внешнююполитику государства. Прекратились попытки актуализировать популярную ранееидею о превращении войны в мировую революцию. Начавшаяся война определялась некак классовая, а как всенародная, Отечественная, патриотическая.
В годы ВеликойОтечественной войны сложилось новое отношение к представителям культуры,интеллигенции. Старое изречение «когда гремят пушки, музы молчат» не можетподходить к Отечественной войне 1941-1945 годов. Именно в эти годы культураоказалась наиболее востребованной, являлась духовным зарядом по мобилизациилюдей на героический труд и ратный подвиг. В эти годы произведения культуры,равно как кинематограф, литература, живопись, музыка, отличаются высокимидостоинствами, восхищают искренностью патриотического чувства. Создавалисьобразцы исторической правды и большой эстетической ценности.
Теоретической основойкурсовой работы служит изученная литература и труды отечественных и зарубежныхисследователей. Среди них – И. В. Сталин — «О Великой Отечественной войнеСоветского Союза», А. В. Фатеев — «Образ врага в советскойпропаганде. 1945-1954 гг.», Т. Горяева – статья «Убить немца»,К. Вашик – статья «Метаморфозы зла», Р. Зульцман – «Пропагандакак оружие в войне», А. А. Юферова – вступительная статья «ВеликаяОтечественная война в произведениях советских художников», а такжеизученные обращения И. В. Сталина к народу, постановления, приказы. Объектомисследования данной работы является советская пропаганда времен ВеликойОтечественной войны.
Предметом изучения являютсяособенности советской плакатной и радиопропаганды, а также пропаганды в печатив 1941 – 1945 гг.
Цель данной курсовойработы: рассмотреть специфику советской пропаганды времен ВОВ.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Исследоватьтематику и методику исполнения плакатов военных лет.
· Определитьспецифику советской пропаганды в печати в годы ВОВ.
· Рассмотретьконцепцию советской радиопропаганды в 1941 -1945 гг.
· Изучить способыизображения противников и врагов художниками – плакатистами, писателями ипоэтами.

Глава 1. Советскаяконцепция пропаганды в годы Великой Отечественной войны
 
1.1 Советский военный плакат
Плакатная графикапринадлежит к одному из самых массовых видов изобразительного искусства. Особуюстраницу в истории её развития вписал советский политический плакат,выполнявший задачи наглядной пропаганды и агитации. Начавшись в 1919 году сознаменитых «Окон сатиры РОСТА», плакат достиг пика политической остроты ивысокого художественного уровня в период Великой Отечественной Войны, когда насмену символическим, нарочито упрощенным пришли плакаты реалистические,эмоциональные, рисовавшие доходчивый, живой образ человека с яркойпсихологической характеристикой. Отзываясь на главные и характерные события времени,плакаты Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали всправедливости освободительной борьбы. Впервые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Крупнейшимицентрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское иЛенинградское отделение государственного издательства «ИСКУССТВО». Печаталисьплакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии,Закавказья, издавались политическими органами и редакциями газет.
В жанре плакатногоискусства в годы Великой Отечественной Войны работали многие художники. СМосковским отделением издательства «ИСКУССТВО» сотрудничали: С. Адливанкин, В.Айвазян, П. Алякринский, А. Бубнов, Н. Ватолина, С. Герасимов, Н. Денисов, С.Зелихман, В. Иванов, А. Кокорекин, А. Кокорин, В. Корецкий, Кукрыниксы, А.Лаптев, В. Лебедев, П. Мальков, В. Нисский, В. Одинцов, Ю. Пименов, Б.Пророков, Г. Савицкий, П. Соколов-Скаля, П. Шухмин, А. Щербаков, М. Теремных.Систематически занимались плакатом художники студии имени Грекова черпавшиесюжеты во время командировок на фронт, — Л. Голованов, Н. Жуков, В. Климашин,карикатуристы — Л. Бродатый, В. Дени, Б. Ефимов, С. Костин, Кеша(И.Проскуряков), Н. Радлов. В Ленинграде работали художники М. Авилов, М.Гордон, Б. Иогансон, А. Казанцев, Е. Кибрик, В. Лебедев, В. Милошевский, Л.Орехов, В. Орешников, А. Пахомов, В. Пинчук, И. Серебряный. В созданиитекстового сопровождения плакатов принимали участие известнейшие мастерасоветской литературы, такие как Н. Асеев, Д. Бедный, А. Безыменский, А. Жаров,М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак, А. Прокофьев, А. Сурков, И. Уткин.Часто использовались стихи В. Маяковского. Удачный плакат порой был обязансвоим рождением не только художнику и писателю, но и редактору. В издательстве«ИСКУССТВО» плакаты редактировали С. Алянский, С. Астапов, К. Еринова, М. Иоффе,М. Манизер, Е. Поволоцкая [1].
Одними из самыхзнаменитых плакатов Великой Отечественной Войны были «Окна ТАСС», продолжившиетрадиции окон «РОСТА» периода гражданской войны. Плакаты этой серии состояли изнескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами. Тиражировалисьвручную, при помощи трафарета, наиболее удачные переиздавались печатнымспособом. Широкую известность получили периодические плакатные серии: «СлаваГероям Отечественной Войны», «Боевые эпизоды» (издательство «ИСКУССТВО»),«Герои и Подвиги (Госполитиздат), «Боевой карандаш» (Ленинградское отделениеСоюза советских художников), Сатирическое обозрение «Бьем» (ПолитуправлениеВоенно-Морского Флота (Кронштадт)), газета-плакат «Раздавим фашискую гадину» исатирический листок «Партизанская дубинка» (ЦК КП(б)Б). По сути, малой формойплаката являлись иллюстрированные фронтовые и партизанские листовки.
Какими же специфическимисредствами располагает арсенал плакатистов? Среди них – сопоставлениеразномасштабных фигур и событий, словно бы происходящих в разных пространствахи эпохах, общепонятные символы и аллегории, изобразительные метафоры,обобщенные, условные формы предметов, использование фотографий и др. Плакатинформативен по определению, надпись ли сопровождает рисунок, или жеизображение служит иллюстрацией к ней. Расположение текста, как и выбор шрифта,чрезвычайно важны – они способствуют оригинальному декоративному решениюкомпозиции. Существуют замечательные образцы плаката, где вообще нет почтиничего, кроме литер надписи, – они как бы замещают изображение.
Художники-плакатистыоперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение неделимассовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствахготовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 Июня 1941 годаКукрыниксы (Псевдоним по первым слогам фамилий: Куприянов, Крылов, Соколов. Всетрое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газетекоторого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшуюжизнь.) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» впервоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакатзвучал скорее как предупреждение. Однако 24 июня он появился на улицах Москвы ибыл напечатан в газете «Правда» с несколько иным сюжетом. Штык вонзался прямо вголову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий.Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героическогои сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не развоспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике идругих странах. В числе плакатных листов Июня 1941-го — работа А. Кокорекина«Смерть Фашистской Гадине!». Сюжет плаката и его художественное решениенапоминают плакат Кукрыниксов. Найдено удачная эмблематическая характеристикафашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзаетштыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественнымприемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигуравоина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, вкакой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Длябыстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть ограниченной.Другой известный плакат А. Кокорекина «Бей Фашистского Гада!» — варьируетописанный выше, но нарисован он более объемно, конкретно всего же за годы войныхудожник выполнил не менее 35 плакатных листов.
Среди первых военныхплакатов — работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!». Это плакат из тех,где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбордеталей, остроумие сюжета, динамика движения, цветовое решение. Накануневеликой отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В.Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображеныподнявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты.Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя.Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение.Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В.Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину, ЗаЧесть, За Свободу!».
Спустя неделю посленачала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Матьзовет!» И.Тоидзе. Аллегорическая женская фигура на фонештыков держит в руках текст военной присяги. Онбыл издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливопредставил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная силавоздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа— в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающемжесте. В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценамиатак и единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание, какправило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковыплакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будетразбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!»А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М.Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советскийморяк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна былаподчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановитьнашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении.Борись до последней капли крови!».
Достаточно часто сюжетамиплакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Таковыплакаты «Могучее Народное Ополчение» В. Цветковой, «Молодежь, в бой за Родину!»В. Правдина, З. Правдиной «Защита Отечества есть священный долг каждогогражданина СССР», «Наши силы неисчислимы» В.Корецкого и другие. В плакатах 1941года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана,исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинови полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорическихизображений, символизирующих Родину. К числу таких плакатов относятся: «Такбыло: Так будет!» Н. Долгорукова, «Славна богатырями земля наша» В. Говоркова,«К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей» В. Одинцова, «Грудью назащиту Ленинграда» А. Кокорекина. Нередко художники прибегали к образам нашихгероических предков: например, Кукрыниксы — «Бьемся мы здорово, колем отчаянно,внуки Суворова, дети Чапаева», 1941. «Освободи», «Отомсти!» — взывают сплакатных листов изображения детей и стариков.
Агитационные плакатыпосылались на фронты войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали настенах городов отражавших нападение гитлеровцев. Внизу на ярком поле плакатаобычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат –делает предательское дело». Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие,берегли.
После перелома в ходевойны, меняется и настроение, и образ плаката. В. С. Иванов изображает солдатана фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родногоДнепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943). Отечественная война далатемы для новых больших картин Кукрыниксов: «Зоя Космодемьянская», «Конец.Последние часы в ставке Гитлера». Здесь делались попытки совместить достоверноеизображение событий с карикатурными, гротескно трактованными образами. Уникаленсам по себе рабочий метод Кукрыниксов: художники добивались единого,«кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в совместном творческомпроцессе.
Одним из наиболеераспространённых сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронтмужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этойтемы «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной иН.Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялисьсвоим мужьям» М. Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес.
Многие плакатызатрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С.Игуманова, «Брак-Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйтегрузы на фронт» Я. Бекетова, «Собирай ЛОМ», «Ты чем помог Фронту?» и другие.Один из самых известных плакатов тыловой тематики — «Не болтай!» принадлежитмосковской художнице Н.Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы,мать солдатов-фронтовиков, текст к плакату написал С. Маршак. Этот жеактуальный сюжет лег в основу плаката В. Конашевич «Не болтай, враг слушает».
Художники — плакатисты не оставилибез внимания и тему партизанского движения. К числу наиболее известных плакатовотносятся: «Партизаны! Бейте врага без пощады!» В. Корецкого и В.Гицевич, »Отнародной мести не уйти врагу! «И. Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну вфашистском тылу!..» А. Кокорекина. Оптимизмом, народным юмором проникнут плакатЛ. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944), образ героя которого близок ВасилиюТеркину. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темыв плакате явились работы В. Корецкого «Будь героем!», «Народ и Армиянепобедимы!», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник идруг!». Они создавались специальной режиссерской съемкой с использованиемфотографии. Почти все последующие листы В. Корецкого, особенно решенные какединая сцена с несколькими персонажами, выполнялись методом фотомонтажа. Призывомк мщению звучал плакат В. Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). Небыло не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого быне пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себеребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал действительноклятвой каждого бойца.
Перед каждым новым годом советскиехудожники-плакатисты готовили по несколько новогодних плакатов. В нихсодержались призывы не прекращать борьбу с фашистскими захватчиками,оптимистические лозунги, поднимающие боевой дух советской армии и тружениковтыла. Особенно это отразилось на характере плакатов, выпущенных в преддверии1945 года, когда советские войска полностью вытеснили немцев с территории СССРи вели бои по освобождению Европы.
Художники – плакатисты времен ВеликойОтечественной войны в основном использовали в своих произведениях три цвета:красный, белый, черный. Красный цветпрежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения оченьмногообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту,любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красноеобозначает также власть, величие. Белыйцвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность,добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. Однако белый цветможет получать и противоположное значение. По своей природе он как быпоглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой,бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Черный цвет, как правило,символизирует несчастье, горе, траур, гибель. В черное одеты зловещиеперсонажи, появление которых предвещает смерть [2].
Авторы плакатов страстно верили вто, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. Вмайские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в деньПобеды, заполненной ликующим народом. Плакат выполнил художник М. Соловьев.Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественнымипроизведениями, но и подлинно историческими документами.
1.2 Советская пропаганда в печати в1941 -1945 гг
Начало Великой Отечественной войныпотребовало от государства перестройки печати, а также создания новых органовцентральной прессы и информации. В этих целях был сокращен выпуск отраслевыхизданий, изменялись их периодичность и объем. Были разработаны рекомендации дляобластных и местных газет, где показывалось, что особое внимание необходимообратить на трудовой и боевой героизм народа. Произошло также и сокращение сетижурналов. Содержание выходивших журналов было сосредоточено на показезахватнических целей фашизма, укреплении антигитлеровской коалиции, помещалисьстатьи на военно-исторические темы, раскрывались героизм и мужество российскогонарода в борьбе за свою национальную независимость.
Расширялась сеть военных газет.Если в 1941 году в июле их выходило 465 наименований, то уже 1944 году – 757[3]. Причем газеты выходили не только на русском языке, но и на языках народовСССР. Выпускались и фронтовые газеты, также на разных языках. Армейские газетыопределяли свое содержание на основании Постановления ЦК ВКП(б) и СовнаркомаСССР от 29 июня 1941 года. Главной их целью было агитационно-пропагандистскоевоздействие на воинов. Значительно укрепился кадровый состав «Красной звезды»писателями П.Павленко, А.Сурковым, В.Гроссманом, К.Симановым, И.Эренбургом.Выходили новые газеты «Сталинский сокол» и «Красный флот», где служили исотрудничали Б.Лавренев, Л.Соболев, А.Жаров, В.Вишневский и другие.
Наряду с газетами Главноеполитическое управление Красной Армии издавало журналы «Агитатор ипропагандист», «Блокнот агитатора», а также ряд специальных военных журналов. Входе войны были и юмористические журналы «Фронтовой юмор» и «Сквозняк». Материалыжурналов помогали пропагандистам и агитаторам в организации и проведенииагитационной и пропагандистской работы. В то время перестали выходить «Молодаягвардия», «Сибирские огни», «На рубеже», «30 дней», «Красная новь» и другие.Значительно сократился тираж «Нового мира», «Знамени», «Октября». Как правило,журналы имели меньше листов, часто выходили со сдвоенными номерами. Былоперестроено их содержание. Теоретические и общественно-- политические журналы«Большевик», «Пропагандист», «Партийное строительство», «Пропагандист иагитатор Красной Армии» и другие сосредоточили свое внимание на показезахватнических целей фашизма, его человеконенавистнической идеологии, описаниизверств, творимых гитлеровскими войсками на оккупированной территории;публиковали материалы об укреплении антигитлеровской коалиции, помещали статьина военно-исторические темы, в которых раскрывались героизм и мужествороссийского народа в борьбе за свою национальную независимость, говорилось овоенном искусстве воинов армии России и ее полководцев в боях с врагами.Авторами многих публикаций являлись видные советские историки, философы,экономисты, писатели, публицисты. Расширение сети военной печати требовалопополнения кадрами военных журналистов, и с этой целью многие из них были отправленына фронт. В целях подготовки большого количества журналистов в 1943 годуначальник Главного политического управления издал приказ № 144 о необходимостиизучать военное дело в редакциях. Еще ранее, 1942 году, Управление пропаганды иагитации ЦК ВКП(б) и Главное управление Красной Армии утвердили Положение «Оработе военных корреспондентов». Если в самом начале войны средства массовойинформации очень активно освещали весь ход войны, способствовали укреплениюпатриотических чувств как на фронтах, так и в тылу, то с началом наступательныхопераций медленно реагировали на изменения в боевой обстановке и недостаточноактивно пропагандировали значение побед Красной Армии. Эти недостатки былиотмечены в приказах начальника Главного политического управления Красной Армии№ 055 и № 1014, где в то же время были определены новые приоритеты в работевоенной печати [4]. На протяжении всей войны работа военной печати постояннокорректировалось Главным политическим управлении Красной Армии. 24 июня 1941года было создано Совинформбюро. Одна из его главных задач — краткое изложениевоенно-оперативных сводок. За годы войны здесь было подготовлено 2373 различныхматериала, возглавлял Совинформбюро секретарь ЦК ВКП(б) А.С. Щербаков. Кромефронтовых событий, Совинформбюро информировало о работе тыла, руководилоосвещением международных событий и внутренней жизни в стране. МатериалыСовинформбюро печатались и в зарубежной прессе.
В начале войны были созданы двановых пропагандистских отделения — по Германии и ее союзникам и по работе снаселением оккупированных немцами стран.
25 июня 1941 года состоялосьрешение Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства о систематическом проведениипропаганды среди войск и населения противника и было создано Советское бюровоенно-политической пропаганды, которому вменялось в обязанность определятьсодержание, формы и методы пропаганды среди войск и населения противника.
Уже в июле 1941 года издавалось 18газет на иностранных языках, из них 10 — на немецком, издавались информационныелистовки типа «Что происходит в Германии», «Как живут военнопленные в СоветскойРоссии».
Вся эта работа среди войск инаселения противника подразделялась на общеполитическую и оперативную.Советская пропаганда для достижения своих целей нередко обращалась к немецким авторитетам.Например, приводились слова Фридриха II Великого: «Всякая вражеская армия,которая отважилась бы проникнуть в Россию и пойти дальше Смоленска, безусловно,нашла бы там, в степях, свою могилу». На одной из листовок приводились словаО.Бисмарка о недопустимости войны с Россией, о том, что завоевание этой страныневозможно из-за ее огромных просторов, жизнестойкости и выносливости еенарода.
Одной из главных причин неудачсоветской пропаганды среди войск противника было недостаточное знание Германии.С этой целью было привлечено большое количество специалистов-германистовразличного профиля и были заведены формуляры на каждое противостоящее вражескоесоединение.
Велась работа и среди населенияоккупированных немецкими войсками советских областей. Уже в директиве СНК СССРи ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года партийным и советским организациямприфронтовых областей, доведенной до населения в речи И.Сталина 3 июля 1941года, указывалось на необходимость «разъяснить трудящимся их обязанности исоздавшееся положение… организовать беспощадною борьбу со всякими… паникерами ираспространителями слухов…»[5].
С первых дней войны возникланеобходимость издания специальных газет для населения, оставшегося назахваченной врагом территории, политорганами СССР. Поэтому политорганы издавалии распространяли в тылу противника большое количество листовок, плакатов,обращений и других печатных материалов. Так, только с 22 июня по 1 августа 1941года издали 9 листовок общим тиражом 1300 тысяч экземпляров. По подсчетам за годывойны общее число изданий для населения оккупированных территорий (в том числеи партизан) составило 3 млрд. экземпляров. Однако доставка в тыл противникаэтих изданий не всегда осуществлялась регулярно. Было немало случаев, когдаотпечатанная литература залеживалась на аэродромах и устаревала. Газета,листовки, поступавшие за линию фронта, неравномерно распределялись по всейоккупированной территории. Тиражи газет и листовок были небольшими, ихполиграфическое исполнение несовершенно. Они не всегда откликались на всеживотрепещущие вопросы, встававшие перед населением и партизанами в районах,оккупированных противникам. Более эффективным было воздействие листовок илигазет, издаваемых в подполье. Они оккупировались в чужом месте, в нужное времяи отвечали на вопросы, волновавшие людей.
Приоритетное значение имелифронтовые листовки. Они выпускались в связи с важнейшими событиями на фронтах,посвящались воинам, совершившим подвиги. Листовки, которые предназначались дляличного состава фронта, армии, печатались большими тиражами. Например, передначалом наступления войск 1-го Украинского фронта в январе 1944 года листовка собращением командования фронта была издана тиражом в 200 тысяч экземпляров [6].
С началом войны при отделах поработе среди войск противника политуправлений фронтов были развернуты 18еженедельных газет на иностранных языках, из них 10 на немецком.
Начальный период войны показал, чтолистовки обладали рядом преимуществ по сравнению с другими видами печатнойпродукции. Они были оперативнее, их легче было спрятать, передать кому-либо,сохранить как пропуск для сдачи в плен. Листовки были разных видов: листовки –обращения командования, листовки-приказы, листовка-памфлет, «сентиментальные»листовки, листовки от военнопленных, листовка-диалог, листовка-стихотворение,листовка вопросов – ответов, листовки-воззвания, листовка-письмо,листовка-информация, листовки-цитаты, листовки от имени погибших, например,«Мертвые говорят живым», листовка-уведомление, листовка-ответ, например, «ОтветВерховному главнокомандованию немецкой армии», где велась полемика с немецкойпропагандой, и другие.
В пропагандистской работе немаловнимания уделялось изданию брошюр, значительных по объему публицистическихматериалов, выпуску радиопередач, в том числе и на немецком языке.
Таким образом, средства массовойинформации в годы Великой Отечественной войны сыграли огромное мобилизующее,организующее, воспитательное, психологическое воздействие на формированиепатриотических, высоконравственных чувств советского народа. Именно они вселялинадежду и уверенность в победу над фашистской Германией, укрепляли веру илюбовь к своей Родине.
1.3 Советская военная радиопропаганда
К началу второй мировойвойны публицисты и пропагандисты всех стран сходились к одному мнению, чтопропаганда будет играть в войне решающую роль. Это мнение появилось благодаряпочти невероятному успеху пропаганды, распространявшейся Антантой в первуюмировую войну, а также под влиянием огромного технического прогресса в развитиисредств связи, и в первую очередь в развитии радио. Немалое значение имел иопыт идеологического руководства большими массами, накопленный за истекшийпериод между двумя войнами. К началу второй мировой войны группировкипротивников были почти такими же, как и перед первой мировой войной, но теперьпротивники уже знали, что пропаганда является мощным оружием. Не было почтиникакого сомнения в том, что в случае войны весь этот многолетний опыт будетиспользован в полной мере [7].
Пропаганда, направленнаяпротив Германии, осуществлялась, во-первых, в форме фронтовой пропаганды, тоесть в виде миллионов листовок и плакатов, обращенных к солдатам (через солдатлистовки проникали и на территорию Германии). Во-вторых, в форме кампании,развернутой в прессе, которая благодаря своей организации и методампсихологического воздействия доносила свои идеи до самых отдаленных уголковсвета.
Психологические итехнические предпосылки для пропаганды во второй мировой войне былипринципиально новыми. Советское руководство обладало уже большим опытом военнойпропаганды, но из-за внезапности наступления Германии мы не смогли применитьметоды антифашистской пропаганды в полной мере в первые дни войны. Отдел ТАССпо пропаганде в адрес противника представляло собой такую организацию, котораямогла явиться очень мощным рычагом власти авторитарного государства.Возникающие здесь идеи в основном распространялись при помощи радио. Но такойже технической возможностью в равной мере обладал и противник, поэтому длявойны в эфире границы СССР были с самого начала совершенно открыты. Закрытьдоступ в СССР чужой информации в виде газет, журналов и т.п. не представлялобольшого труда, но ограничить проникновение радиоволн и сделать их безвреднымибыло гораздо труднее. Для этого в нашем распоряжении имелось два средства:мешающие радиостанции и официальное запрещение слушать иностранныерадиопередачи. Конечно, оба эти средства далеко неполноценны и, по существу,совершенно не исключают возможности проникновения вражеской пропаганды. Этузадачу нельзя решить и принудительным изъятием так называемых «народныхрадиоприемников», обладающих незначительной мощностью приема. Уже в началевойны осуществляется полный перевод радиовещания на УКВ (ультракороткие волны).Но все же неуспех радиопередач противника объясняется не этим. Мероприятия,направленные на запрещение слушать радиопередачи противника, временамипроводились очень интенсивно. Нарушение запрета влекло за собой самые различныенаказания: от тюремного заключения до смертной казни в зависимости от того,слушались передачи в одиночку или коллективно, и передавалось ли услышанноедругим.
Небольшогодополнительного приспособления было достаточно, чтобы слушать радиопередачипротивника на большей части территории СССР даже при помощи маломощного«народного приемника». Радио позволило объединять в определенное и самоекороткое время миллионы людей в один, напряженно слушающий коллектив. Какпоказал опыт, психологически наиболее действенной была та форма, в которойпередавались особо важные сообщения (перед началом передачи оркестр фанфаристовиз 100 человек исполнял определенную мелодию). Такое оформление заставлялоприслушаться к голосу диктора даже тех, кто не проявлял к этому никакогоинтереса и кто полностью отвергал всякую пропаганду, в какой бы форме она нираспространялась. Сильно театрализованная передача особых сообщений(повторяющиеся позывные с промежутками в несколько минут, прерывание программымаршевой музыкой, паузы и т. п.) стала основной формой всех пропагандистскихпередач вплоть до самого конца войны. Кроме того, каждый день, начиная с 5 час.30 мин. утра и до полуночи, радиослушатель регулярно прослушивал передачипоследних известий «От советского Информбюро…». Главная передачапоследних известий начиналась в 20 часов и продолжалась нередко до 20 минут. Практиковалисьтакже и регулярные обзоры радиокомментаторов сухопутных сил, военно-морскогофлота и авиации, а также фронтовые репортажи пропагандистов с передовой линии,с подводных лодок и бомбардировщиков, находящихся в момент передачи надтерриторией противника. Поскольку эти репортажи были умело организованы иподавались в виде радиомонтажа, они производили очень сильный эффект. Абсолютнаяцентрализация и высокий уровень цензуры радиовещания не давали возможностигражданам получить достоверную информацию с фронта [8].

Глава 2. Изображениеидеологических противников в 1941 — 1945 гг
пропагандасоветский печать война
2.1 Образ врага всоветском плакате
Антигерманские образыврага в дореволюционной России почти не были распространены в плакате. Германиядлительное время служила для России положительным культурным ориентиром,немецкая культура и немецкий язык были значимы для дореволюционнойинтеллигенции. В русском лубке в годы Первой мировой войны карикатурноизображались немецкие солдаты, и прежде всего кайзер Вильгельм ΙΙ. Лубочные по стилистике работыМалевича, Лисицкого, Шагала, Маяковского не преследовали агитационные цели и небыли направлены на создание наводящих ужас образов врага, противника лишьвыставляли на посмешище, он был для зрителя объектом юмора, а не предметомфанатичной ненависти.
Русская изобразительнаятрадиция основывалась на утрировании иронических и карикатурных признаков, чтобыло питательной средой для развития раннего советского плаката. Вскоре послеОктябрьской революции в советском плакате сформировался образ врага,обусловленный политическими и идеологическими причинами. Он был полностьюнаправлен против капитализма, против интервенции со стороны Антанты. Еслиплакаты периода Гражданской войны преследовали цель вызвать чувство ненависти кпротивнику и поднять боевой дух Красной армии, то это делалось изидеологических соображений, при этом принадлежность врага к определеннойнациональности или расе не принималась во внимание.
Агитация и пропагандадолжны были создавать простую, наглядную знаковую символику, вызывать ненавистьи отвращение к «капиталистической эксплуатации» – в этом заключаласьглавная задача советского агитпропа. С 1930-х годов эта тематика в большейстепени переместилась во внешнеполитическую область, в которой начиная с конца1920-х преобладала теория «двух лагерей», делившая мир на вражеский«агрессивный лагерь капитализма» и мирный, свободный от эксплуатациилагерь" – СССР. В этом биполярном мировоззрении и нашел свое место новый образврага – «фашизм».
Для советской пропагандыбыли характерны обострившиеся в 30-е годы противоречия между сталинизмом ифашизмом, которые привели к созданию образа врага под названием «немецкийфашизм», но этот образ оставался в большей степени формальным и неопределенным.С началом же военных событий изменилось и политическое положение вещей:появился настоящий оккупант родной страны. Неудивительно, что большинствосоветских плакатов военного времени несло в себе идею обороны и защиты. Плакатслужил одной, понятной народу и армии, цели – отражению врага, враждебностькоторого ежедневно подтверждалась в реальной жизни. Создаваемый в этой ситуацииобраз врага был связан с конкретной действительностью, что позволялоинтерпретировать и заострять реальные факты в агитационных целях.
Возникший в 30-е годыобраз фашизма занял значительное место в идеологическом противостоянии«капитализм – социализм». Политическое толкование фашизма как«высшей формы» капитализма существенно исказило пониманиеисторической реальности и нового качества угрозы. «Фашизм» в основномпередавался аллегориями смерти, сценами бедствий на фоне марширующих колонн,карикатурным изображением Японии, Германии, Италии. Война в Испании (1936-1939)положила начало формированию приемов изображения фашизма как врага.
Центральным мотивом этогообраза стала змея, которая в русской иконографической традиции считаетсясимволом несчастья, греха и зла. Применение стандартного символа, который беретначало в религиозной и народно-мифологической области, свидетельствует о том, чтоспецифически германского визуального представления врага не было.
Следующий тип, особеннораспространенный в «окнах ТАСС», основывался на стилистике карикатурыи был связан с традициями времен Первой мировой войны: «образ безобразногонемца» конкретизировался в личностях Гитлера, Геббельса и Геринга и, какправило, не нес эмоционального компонента «угрозы», скорее наоборот,незначительность фигуры врага выставлялась на посмешище.
Псевдореалистический типвоплотился на плакатах В. Корецкого. Немецкий солдат изображался там реальнымчеловеком, узнаваемым в жизни.
Образы врага в советскойплакатной пропаганде были построены на традиционных мотивах начала ХХ века, ихможно считать результатом радикализации этих мотивов. Советский образ врагаобладал высокой способностью к развитию. Отсутствие националистическихэлементов и концентрация на идеологических установках давали возможностьиспользовать «народную» тему и после войны. Немец как враг не былзлым от рождения. Образ врага в СССР оставался, невзирая на реальный ход войныи нанесенный ею ущерб, умеренным и в конечном итоге не был антинемецким.Начиная с 1943 года в советском плакате все большую роль играло ожиданиепобеды: отражение военных успехов в пропагандистской картине войны скореепротиводействовало радикализации образов врага. «Сияющий победитель»1945 года не особенно нуждался в образе врага. Советский плакат делал ставку наидентификацию с побеждающей стороной, а не на эффект устрашения и усиленияагрессивного фанатизма [9].
всего жеза годы войны художник выполнил не менее 35 плакатных листов.
2.2 Образ противника всоветской пропаганде
В ХХ веке Россия иГермания дважды оказывались в смертельном противостоянии. Многовековой опытвзаимовлияния культур создал ситуацию, когда для формирования образа врагатребовались продуманные пропагандистские усилия. Несмотря на существенныеотличия в идейном наполнении образа врага в Первой и Второй мировых войнах, онимел единую основу: психологию отношения личности к нравственным ценностям вусловиях войны, когда всеми средствами оправдывается убийство человекачеловеком [10].
Стратегия антифашистскойпропаганды в начале 1940-х годов была очень переменчива. Необходимо былопостоянно быть начеку и чутко лавировать между антифашистской темой и текущейполитикой, которая вскоре может измениться. Смену пропагандистских ориентировознаменовали выступления Сталина в мае 1941 года перед выпускниками военныхакадемий и на заседании Военного Совета. Последовали указания на необходимостьвоспитывать советских людей «в духе активного, боевого, воинственногонаступления» [11]. Для выработки милитаристских убеждений требовался яркоокрашенный негативный образ врага и настрой в духе «если завтра впоход».
О том, какое значениеимели пропагандистские акценты в понимании смены курсов, свидетельствует такойпример. В марте- апреле 1941 года молодой работник ТАСС Мельников, которыйблестяще знал немецкий язык, обратил внимание на смену интонации в немецкихгазетах и радио. Он подал рапорт начальству, в котором отмечались угрожающиеноты в «геббельсовской организации». В условиях мирного договоратакая информация могла быть расценена в СССР как провокация и не сразу попалана стол Сталину. Сталин оценил профессионализм Мельникова и, когдапотребовалось создать отдел ТАСС по пропаганде в адрес противника, назначил егона руководящую должность [12].
Несмотря на витавший в воздухе«пороховой дух», война грянула как гром среди ясного неба. Войнастала народной, она оголила чувства и омыла душу народа. Сталин четко уловилнастроение советского народа. Уже первые слова его обращения к народу 3 июля1941 г.: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры!» были подсказаныне марксистско-ленинской идеологией, а скорее церковной проповедью во имяединства верующих и атеистов в борьбе с общим врагом России.
Тема борьбы сзахватчиками и ненависти к врагу была подхвачена всем арсеналомпропагандистских и просветительских средств. «Мы должны объединиться водной воле, в одном чувстве, в одной мысли, — писал 28 июля в»Правде" А. Толстой, — для этого нужна ненависть. Но не такаяненависть, не черная, которая разрушает душу, но светлая, священная ненависть,которая объединяет и возвышает…" [13]. Сильные патриотические чувствапородили особую творческую тональность, определили небывалый лиризм военной литературы.Понятия «отечество», «родина», «товарищ» получилииное наполнение – естественное, искреннее. Отныне главным врагом был«немец», «фашист», «гитлеровец».
Главной основой советскойпропаганды стала защита отечества от поработителей, ее всенародный освободительныйхарактер. В докладе Сталина 6 ноября 1941 года говорилось о сплочении на борьбус врагом всего народа независимо от классовой и национальной принадлежности.
Международный вариантсоветской пропаганды – контрпропаганда – отличался от «внутреннего»как содержанием, так и интонацией. Очевидно различие стиля – голос другой:неторопливый, убежденный, напряженный. Задача иная – второй фронт. Обращаясь ксоюзникам, советское руководство могло выиграть войну в силу боевой дружбы,несмотря на идейную рознь. От этого зависела карта завтрашнего мира. Даже вовраждебном лагере признавали эффективность и действенность советскойконтрпропаганды.
Тема ненависти исправедливого возмездия звучала и в стихах К. Симонова, М. Светлова, И.Сельвинского. Образ фашиста, «нелюдя», человека- оборотня,порожденного темными силами капитализма, наделялся мистическими свойствами,поднимая в людях архаические, языческие пласты сознания. Главари рейхапредставлялись профессиональными неудачниками в мирной жизни, половыми извращенцами,убийцами и современными рабовладельцами [14].
Ситуация заставлялавласть идти на компромиссы по сути своей идеологии и отступать от привычныхсхем репрессивной темы, обращаясь к историческим традициям, памяти поколений [15].Таким же явным отступлением являлась и пропаганда антинемецких настроений,которая явно противоречила интернационалистским принципам коммунистическойидеологии и вызывала непонимание антифашистов, особенно немецких. К тому жепатриотизм сочетался с мотивами панславизма. В начале войны А. Фадеев обращалсяк «братьям угнетенным славянам» с призывом объединиться для разгромаврага. Один из аргументов гласил: «с нами все демократические страны»[16].
Такой поворот в советскойпропаганде не мог быть незамеченным. За 1942-1944 годы Сталин мобилизовал вмомент наибольшей для себя опасности (Москва, Сталинград) те духовные резервы,которые он до этого осуждал как реакционные и направленные противбольшевистской революции: любовь к родине традицию, поощряя тем самымнаивность, тщеславие, гордость и дух сопротивления. Этим изменениемполитической и идеологической линии и лозунгом «Изгоните немецкихоккупантов с родной земли и спасите Отечество!» Сталин добился успеха [17]!
Переломный 1943 год былознаменован крупными произведениями, в которых осмыслялись события, потрясшиеполмира: «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К.Симонова, «Радуга» В. Василевской и др. Однако даже война, объединивмастеров слова в единое целое, не сделала их голоса однообразными имонотонными. Каждый из них понимал свою задачу по-своему, несмотря на еще болееужесточенный цензурно — идеологический контроль. Осуждению подвергалисьпроизведения, в которых содержалась даже слабая попытка осмыслить войну какгубительную и разрушительную трагедию для человечества и отдельной личности.Цензура избавлялась от произведений сомнительно гуманистической направленности.Сомнение цензоров вызывали рассказы М. Зощенко, ряд стихотворений И.Сельвинского. Единодушно осуждались стихи Н. Асеева, который, по мнению Н.Тихонова, «возводит поклеп на русский народ и написа стихи, что он нехочет быть убийцей. А кто хочет? Что же, наш боец – убийца?» [18].
После Ялтинскойконференции и раздела Германии на сферы влияния возникла необходимостьпереориентировать всю пропагандистскую машину на формирование убеждения в том,что не весь немецкий народ виновен в преступлениях фашистов. В 1942 году Сталинговорил: «Было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом,с германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят,а народ германский, а государство германское — остается» [19]. В концевойны с целью уменьшить сопротивление немцев Сталин решил дать им надежду нанациональное бытие. В своем обращении к народу 9 мая 1945 года Сталин сказал:" Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входитрасчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии,Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобыона больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Носумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться, — ход войны развеял их впрах. На деле получилось нечто прямо противоположное тому, о чем бредилигитлеровцы. Германия разбита наголову. Германские войска капитулируют.Советский Союз торжествует Победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ниуничтожать Германию" [20].
Писатели чутко уловилисмену интонаций. Вс. Вишневский 12 июня 1944 года писал во фронтовом дневнике:«Мы, писатели, в 1941-1942 годах дали народу чудовищный заряд ненависти кврагу… Но мы передовики, и у нас есть уже предощущение гуманистическое… Конецвойны, мир будет ознаменован не истреблением, не призывом „Убей его!“– а мудрым практицизмом и гуманностью» [21].
Но было бы наивнопредполагать, что одним росчерком пера товарища Сталина можно было остановитьэтот «чудовищный заряд ненависти к врагу» и с помощью политработниковдовести до сведения каждого рядового бойца, как следует вести себя натерритории, освобожденной от фашистских войск. Ненависть, замешанная на крови иубийствах четырех лет войны, породила гигантскую тень, которая легла на обанарода в послевоенный период. Уже на завершающем этапе войны проступили чертынового образа врага, эпохи «холодной войны» и разделение на немцев«своих», социалистических, и чужих, «капиталистических» [22].

Заключение
Великая Отечественнаявойна СССР в 1941-1945 годы – одно из наиболее значительных событий истории,кардинально изменившее само состояние мира. В этот период происходиттрансформация старой концепции пропаганды в нечто новое. Начинается фактическаянормализация отношений между церковью и государством, прекращаетсяантирелигиозная пропаганда, проводится линия на укрепление межнациональногоединства народов. Необходимо отметить, что власть использует различные ресурсы,с помощью которых она может пропагандировать новые идеологические ценности. Человеконенавистническойидеологии расизма и геноцида по отношению к порабощаемым народам советскаясторона противопоставляла такие общечеловеческие идеи, как национальная независимость,солидарность и дружба народов, справедливость, гуманизм. Особое место здесьзанимают культурно-информационные ресурсы (плакат, листовка, радио и т.д.),которые становятся определяющим фактором функционирования власти.
Делая оценку данной курсовой работы,прежде всего необходимо определить соответствие с поставленными задачами:
·  Исследовали тематику и методикуисполнения плакатов военных лет.
·  Определили специфику советскойпропаганды в печати в годы ВОВ.
·  Рассмотрели концепцию радиопропагандыСССР в 1941 -1945 гг.
·  Особое внимание уделили способамизображения противников в пропаганде СССР во времена ВОВ.
Итак, как мы можемувидеть, задачи, поставленные в данной работе, выполнены. Таким образом, мыдостаточно объёмно рассмотрели особенности советской пропаганды времен ВеликойОтечественной войны.

Список литературы
1. Юферова А. А.Великая Отечественная война в произведениях советских художников / М.:Изобразительное искусство, 1985. – 152 с.
2. Петренко В.Ф.,Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. // Вестн. Моск. ун-та — сер 14.— 1988. — №3.
3. Волковский Н.Л.История информационных войн. Часть 2. — Издательство «Полигон», 2003. — С. 367.
4. Волковский Н.Л.История информационных войн. Часть 2. – Изд-во «Полигон», 2003. — С. 372.
5. Коммунистическаяпартия в Великой Отечественной войне (июнь 1942-1945 гг.): Документы иматериалы. — М., 1970. — С. 42.
6. «О партийной иСоветской печати»: Сб. документов. — М., 1954. – С. 499.
7. Итоги второй мировой войны — М., 1957 г.
8. Зульцман Р. Пропагандакак оружие в войне / М.: ТИАРА, 2004. – С. 21
9. Вашик К.Метаморфозы зла // Родина. – 2002. — № 10. – С. 14-17
10. Горяева Т. Убитьнемца // Родина. – 2002. — № 10. – С. 41-44
11. Сталин И. В.Современная война – армия наступательная. Выступление И. В. Сталина на приеме вКремле перед выпускниками военных академий, май 1941 г. // Исторический архив,1995. — № 2. – С. 23-31.
12. Бореев Ю.Сталиниада / М., 1990. – С. 208-209.
13. Толстой А. Н.Полн. Собр. Соч.: Т. 14. – М., 1950. – С. 102
14. Фатеев А. В.Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. / М., 1975. – С. 17
15. Бордюгов Г. А.Великая Отечественная: подвиг и обманутые надежды // История Отечества: люди,идеи, решения. – М., 1991.- С. 259-264.
16. Фадеев А. А. Сор.Соч.: Т. 5. – М., 1971. – С. 362
17. Фатеев А. В.Указ. Сочин. С.18
18. Тихонов Н. //Родина. – 1992. — № 1. – С. 92-96.
19. Сталин И. В. ОВеликой Отечественной войне Советского Союза. / М., 1951. – С. 41
20. Сталин И.В. ОВеликой Отечественной войне Советского Союза. Обращение И.В. Сталина к народу 9 мая 1945 года. / М., 1947.
21. Вишневский Вс.Собр. Соч.: Т. 4. – М., 1958. – С. 586-587.
22. Лельчук В. С.,Пивовар Е. И. Конфронтация двух систем и менталитет советского общества // СССРи «холодная война». – М., 1995.
Электронные сайты:
1. http://psyfactor.org/lybr.htm
2. http://tiara.narod.ru
3. http://www.9may.ru/posters
4. Электронный музейотечественного плаката – Плакаты.Ру — Заметки — Советская пропаганда 1941—1945гг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «О районном бюджете Ичалковского муниципального района на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
Реферат 8 – 9 класс Task 1
Реферат 2. Анализ деятельности мкоу дод дюсш за 2010-2011 учебный год
Реферат А. Куприн «Слон» Учитель начальных классов Токбалинова И. К
Реферат Личные способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
Реферат Альний науковий селекційно-генетичний центр з вівчарства вівчарство міжвідомчий тематичний науковий збірник Випуск 35 Нова Каховка «пиел» 2009
Реферат Международный лизинг: о некоторых мерах стимулирования
Реферат Музеи природы как фактор становления и развития музейной педагогики
Реферат Соціальні установи по реабілітації інвалідів
Реферат Поиск психодиагностических правил для диагностики эмоциональной устойчивости с помощью детерминационного анализа
Реферат A Trip In The Philippines Essay Research
Реферат Анализ сфер услуг туристической деятельности в УрФО
Реферат Sport in different countries of the world
Реферат Католическая церковь в России
Реферат Canada Post Essay Research Paper Executive SummaryCanada