Реферат по предмету "История"


Система коллежского делопроизводства

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«СИСТЕМАКОЛЛЕЖСКОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА»

Содержание:
Введение
1.   Государственные учреждения в XVIII в.
1.1 Высшие и центральныегосударственные учреждения
1.2 Местные государственныеучреждения
2. Организация делопроизводства в XVIII в.
2.1 Устройство и состав коллегии иканцелярии по Генеральному регламенту
2.2 Виды документов
2.3 Формуляр документа в XVIII в.
2.4 Формулы титулования всоответствии с Табелью о рангах
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Делопроизводство прошлодлительный путь исторического развития. Зародившись с появлением государства, кXVIII в. оно приобрело все основные черты,существующие в настоящее время.
XVIII век в развитии делопроизводствасвязан с усилением законодательной регламентации всех сторон деятельностиканцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общихадминистративных начал деятельности учреждений, их структуры и штатнойчисленности.
Административный хаос,вызванный отсутствием в прежних учреждениях установленного законом порядка,общих письменных форм документов, постоянных сроков для производства дел,побудил правительство искать новые формы государственного устройства. Последлительных поисков и переработки найденных образцов появляются новые учреждениябюрократического типа и регламенты для них, определяющие их состав, компетенциюи делопроизводство.
В результате реформ вобласти управления сложилась система бюрократических государственныхучреждений: Сенат, Синод, Кабинет и Коллегии – в центре; губернаторы, воевода,комиссары и другие органы – на местах. Основные кадры чиновников в этомаппарате занимали помещики-дворяне. Это была «чиновничье-дворянская монархия»(приложение 1).
Основными документами,отражающими порядок ведения делопроизводства в дореволюционной России стали«Генеральный регламент» и «Табель о рангах».
Генеральный регламентопределил структуру коллегий, штатный состав, должностные обязанности иповедение чиновников, а также организацию работы с документами.
В ряду важнейшихмероприятий петровского правительства по укреплению абсолютизма и егогосударственной системы было введение Табели о рангах, которая определиласистему чинов и порядок продвижения на военной и гражданской государственнойслужбе.
Изучая учебную литературупо предмету «Документоведение и документационное обеспечение управления», яобратила внимание на недостаточное отражение в современных учебниках подокументоведению делопроизводственной документации XVIII в. Вместе с тем она, как один из основных видовисточников по российской истории, еще в советское время занимала особое место,так как широко привлекалась для изучения социально-экономической проблематики.В связи с этим очевидна, на мой взгляд, необходимость историографическойпреемственности в учебнике нового поколения, переориентированном на задачиисторической антропологии.
Поэтому цель курсовой,используя различные источники, осветить в данной работе систему коллежскогоделопроизводства, существовавшую в России в XVIII в. Актуальность настоящей темы состоит в том, чтоименно в это время сложились все основные требования к оформлению документов иорганизации работы секретарей и делопроизводителей, существующие в настоящеевремя. Только подробно изучив историю своей специальности или хотя бы один изее важнейших этапов можно понять целесообразность существования в ней такогомногообразия способов и правил оформления документов. Кроме того,систематические знания в области истории и организации делопроизводства нужныкаждому будущему документоведу при работе над документальными материалами издалекого прошлого и современной эпохи. Изучение истории и организацииделопроизводства – одно из основных условий обработки документных материалов вцелях их научного и практического использования.
Для достиженияпоставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
·         рассмотретьорганизацию государственных учреждений XVIII в.,
·         обобщить ипроанализировать устройство и работу коллегий и канцелярий,
·         выделить видыдокументов, их формуляр и формулы титулования.
Литература, используемая вработе, представлена главным образом научными, научно-популярными пособиями иучебниками по истории, журналами, в которых находят свое отражение взглядымногих ученых и исследователей на государственные учреждения петровской эпохи.
Специфика данной темызаключается в том, что она находится на стыке истории и документоведения.Поэтому в работе используется как историческая литература (например, ЕрошкинаН.П., Митяева К.Г., Шепелева Л.Е.), так и различные публикации по организацииделопроизводства и документирования деятельности государственных учрежденийРоссии (статьи Лукашевича А.А., Русаковой С.В., Янковой В.Ф. и других).

1. Государственныеучреждения в XVIII в.
1.1 Высшие и центральныегосударственные учреждения
В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом ирасходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцеляриивозросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г. здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания именуютсяКонсилией министров, где обсуждались различные вопросы управления государством.Заседания Консилии министров проходили в Кремле или на Генеральном дворе.
С учреждением СенатаКонсилия министров прекратила свое существование. Ограниченная функциейгосударственного контроля Ближняя канцелярия просуществовала до учрежденияРевизионной коллегии.
Усиление власти царявыразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г., упразднен в мае 1727 г.) Кабинета Петра I –учреждения, имевшего характер личной канцелярии по многим вопросамзаконодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаряА.В. Макарова (с 1722 г. он стал называться тайным кабинет-секретарем) инескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами,подканцеляристами и копиистами.
Кабинет имел характервоенно-походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, атакже финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции, велсяежедневный «Юрнал», то есть запись местонахождения и времяпрепровождения царя,в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет всебумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, сколлегиями и губернаторами. Сюда поступало множество различных челобитных,жалоб, доносов. Доносы по так называемым «трем пунктам» (измена, дела противздоровья государя, дела против казенного интереса) передавались в тайнуюканцелярию. Кабинет ведал вопросами, находящимися под попечительством самогоцаря (переписка по поводу приглашения в Россию иностранных специалистов, надзорза некоторыми постройками дворцов и казенных зданий в Петербурге и Петергофе).
Частые отъезды Петра I побудили его создать высшийгосударственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия иКонсилия министров.
22 февраля 1711 г. был утвержден указ об учреждении Правительствующего Сената, который, по-видимому, вначалепредполагался царем как временный орган («для отлучек наших»), но вскорепревратился в постоянно действующее правительственное учреждение.
Сенат представлял собойколлегиальный орган, члены которого назначались царем. При Сенате былаучреждена канцелярия во главе с обер-секретарем.
Дополнительные указы 2 и5 марта 1711 г. определили функции и порядок деятельности Сената, которыйдолжен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах ирасходах, о явке дворян на службу и т.п. В первые годы существования функцииСената были разнообразны, а компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этотпериод царь не разделял своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательнымучреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствиецаря он играл роль законодательного органа.
Сенат также считалсяорганом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этотнадзор осуществляли первоначально созданные в марте 1711 г. фискалы, в задачу которых входило тайно подслушивать и доносить обо всех преступлениях,наносящих государству вред: о нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадствеи т.п. Фискалами руководил входящий в состав Сената обер-фискал, которыйподдерживал связь между ними через фискальный орган канцелярии Сената.
С созданием коллегийпрезиденты 4 коллегий вошли в состав Сената (Иностранной, Военной,Адмиралтейской и временно Берг-коллегии). После создания Коллегий Сенат былразгружен от множества второстепенных дел по вопросам управления.
Вскоре после принятияПетром титула императора Сенату было запрещено чинить «генеральныеопределения», т.е. издавать от своего имени общегосударственные законы. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор; в коллегии и надворные суды были назначеныпрокуроры.
В течение 1722 г. при Сенате была создана контора в Москве, а также должности герольдмейстера и генерал-рекетмейстерас соответствующими конторами.
Сенатская контораосуществляла надзор за находящимися в Москве конторами (филиалами) коллегий.Герольдмейстеру было поручено следить за прохождением воинской службы дворян,представлять их на гражданские должности, надзирать за образованием молодыхдворян, вести дворянские списки, а в последствии составлять гербы дворян.Генерал-рекетмейстер принимал жалобы на неправильные решения и волокиту вколлегиях, рассматривал их и докладывал Сенату. С помощью герольдмейстера игенерал-рекетмейстера Сенат надзирал за службой господствующего класса ваппарате государства, а также за законностью действий коллегий и ихоперативностью.
За 14 лет существованияСенат из высшего органа управления государством превратился в высший органнадзора за управлением в государстве.
Много внимания Петр I уделял устройству сенатскойканцелярии. Для работы в новых условиях правительство не сочло возможнымограничиться старым кадровым составом (дьяками и подьячими) из боязниперенесения старых приказных порядков в новые учреждения, и стало приглашатьиностранных специалистов для занятия канцелярских должностей.
С целью изменить старыепорядки при Сенате была учреждена особая должность экзекутора – для записи всехисходящих указов в особые книги и контроля за их отправкой и получениемответного рапорта об исполнении указа. При малейшей задержке исполнения указаэкзекутор обязан был доносить об этом генерал-прокурору.
Все пакеты, адресованныена имя Сената, принимал обер-секретарь, распечатывал их и докладывал членамприсутствия. Исключение составляли пакеты с надписью «Секретно», онипередавались лично генерал-прокурору Сената. Все бумаги вносились в реестр ипередавались в столы для производства (подготовки к рассмотрению в заседании).По завершении подготовки дела к докладу обер-секретарь скреплял его по листам идокладывал на заседании присутствия сенаторам. Прочтя дело, он давал сенаторамна размышление и обсуждение полчаса (для измерения времени использовалисьпесочные часы). В сложных случаях обер-секретарь по просьбе сенаторов могприбавить им полчаса и более, но так, чтобы на обсуждение дела ушло не болеетрех часов. После обсуждения сенаторы письменно записывали свое мнение, послеэтого формулировалось и принималось решение.
По приговорам Сенатаканцелярия составляла указы, которые подписывались обер-секретарем. Послерегистрации, скрепленные государственной печатью, они отсылались по назначению.На полученные из Сената указы все присутственные места и лица должны былинаправлять рапорт о получении указа, а по исполнении – рапорт об исполненииуказа. За неприсылку в Сенат рапорта полагались штрафы: за 1 месяц промедления– 100 руб., за два – вдвое больше и т.д., наконец, 5-месячное промедлениевлекло лишение имущества и ссылку на галеры.
Крупнейшимфеодалом-землевладельцем Русского государства оставалась церковь, которая кконцу XVII в. все еще сохраняла некоторуюполитическую самостоятельность, что было несовместимо с неограниченной властьюмонарха.
25 января 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регламент», покоторому учреждалась Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) дляпридания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведениинаходились чисто церковные дела: истолкование церковных догм, распоряжения омолитвах, церковных службах, утверждения жития святых, мощей «чудотворных»икон, цензура духовных книг, борьба с ересями и расколами, заведование учебнымизаведениями и т.п.
Синод имел также функциидуховного суда; судил представителей духовенства, а также мирян по некоторымкатегориям гражданских дел (бракоразводные дела, сомнительные духовныезавещания, а из уголовных – дела по вероотступничеству).
Сенат состоял из 12членов, назначаемых царем из представителей высшего дворянства (архиепископов,игуменов, протоиреев). При вступлении в должность члены Синода приносилиприсягу на верность императору.
11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр Iназначил обер-прокурора, ему подчинялись синодальная канцелярия и церковныефискалы – «инквизиторы».
«На сенатском докладе в 1722 г. Петр I попытался определить юридическоеместо Синода в государстве, подчеркнув, что «Синод в духовном деле равнуювласть имеет, как Сенат…» Фактически же Синод занимал подчиненное положение поотношению к Сенату и Кабинету Петра I. В условиях абсолютной монархии церковь потеряла свой характерокологосударственной феодальной организации и превратилась в одно из звеньеваппарата государства»[1].
Реформа 1718-1720 г. упразднила большинство приказов и ввела коллегии. Этой реформе предшествовал длительныйподготовительный период.
11 декабря 1917 г. Петр I издал указ, определивший штатыколлегий (были назначены президенты, вице-президенты, советники и асессоры), ираспоряжение «начать всем президентам с нового года сочинять свои коллегии».Открытие коллегий состоялось в 1719-1720 г.г., а Камер-коллегии – в 1721 г. Всего за эти годы было создано 12 коллегий. Важнейшими, «государственными»считались 3 первых: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская.
Коллегия иностранных делподдерживала дипломатические отношения с иностранными государствами, веладипломатическую переписку с представителями иностранных государств и русскимипослами за границей, руководила приемом, содержанием и отправлением иностранныхпослов, дипломатическими и придворными церемониями.
Военная коллегияуправляла регулярной армией, которая сложилась в ходе Северной войны.
Адмиралтейств-коллегияведала предприятиями по строительству и оснащению флота (верфями, полотняными,и канатными фабриками), а также корабельными делами; осуществляла подготовку иобучение личного состава: матросов и офицеров; их вооружение и снабжение. Всепорядки в русском флоте были регламентированы в «Морском уставе» 1720 г.
Камер-, Штатс-контор-,Ревизии заведовали финансовой системой государства. Камер-коллегия занималасьсбором налогов и других поступлений в казну, т.е. приходной частью бюджета.Расходами ведала штатс-коллегия. Самоназвание Ревизион-коллегия указывает на ееназвание: она контролировала финансовую деятельность государственного аппарата.
При создании коллегийучитывалось возросшее значение торговли и промышленности. Коммерц-коллегиивменялись в обязанность торговые дела, Берг-коллегии – горная промышленность, аМануфактур-коллегии – прочие отрасли промышленности. Петр I предлагал учредить ещё коллегию, которая занималась бысельским хозяйством, но не успел этого сделать.
Юстиц-коллегия занималасьсудебной системой, высшей судебной инстанцией был Сенат.
Немного позднее другихбыла создана Вотчинная коллегия, ведавшая делами господствующего дворянскогосословия и охраной земельных прав феодалов. Особое ведомство при Сенате –Герольдмейстерская контора – тоже имела прямое отношение к дворянскомусословию: она занималась службой и составлением родословных его представителей.
Главный магистратзанимался управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии.
Коллегии отличались отприказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразиеморганизационного устройства и более четкой компетенцией.
Петр I и его современники считали, чтоколлегии имели несравненное преимущество перед приказами.
«Коллегиальное разрешениедел обеспечивало быстроту и непрерывность по сравнению с приказами, где сболезнью или смертью судьи происходило замедление или даже остановка в делах.Большие надежды Петр Iвозлагал на коллегию как средство борьбы с произволом и продажностьючиновников, т.к. её «президент не может без соизволения товарищей своих ничегоучинить». Коллегия лучше могла обеспечить и правосудие, потому что не бояласьгнева сильных людей»[2].
Коллегии являлисьцентральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разнымотраслям управления подчинялся местный аппарат.

1.2 Местныегосударственные учреждения
В условиях усиленияклассовой борьбы старая система местных учреждений и должностных лиц сотсутствием единообразия в территориальном делении и органах управления,неопределенностью функций перестала удовлетворять господствующий класс. Аппаратвоевод и губных старост не мог быстро и решительно бороться с различнымипроявлениями недовольства масс, взыскивать налоги, осуществлять наборы в армиюи проводить предписанные из центра преобразования.
В 1699 г. из-под власти воевод было выделено посадское население. Купечество, ремесленники и мелкиеторговцы получили право выбирать из своей среды бурмистров, объединявшихся вбурмистерские (земские) избы. Снизилось значение губных старост – помощниковвоевод. В 1702 г. этот институт упразднялся, а их дела приказано было передатьвоеводам с товарищами из 2-4 дворян, выбранных по уездам.
Указом 18 декабря 1708 г. были созданы 8 губерний: Московская, Ингерманландская (с 1710 г. Петербургская), Смоленская, Киевская, Азов-ская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская,которыми стали управлять губернаторы, назначаемые их наиболее видныхгосударственных деятелей.
Губернаторы получиличрезвычайные полномочия: каждый из них не только имел административные,полицейские, финансовые и судебные функции, но и являлся командующим всехвойск, расположенных в подведомственной ему губернии. Они управляли губернией спомощью губернской канцелярии, где находились дьяки и подьячие (секретари).Ближайшими помощниками губернатора стали вице-губернатор и ландрихтер.Ландрихтер должен был под руководством губернатора заведовать судебными делами,но на практике ему нередко поручались финансовые, межевые и розыскные дела.Другими чиновниками губернии были глава военного управления обер-комендант, атакже заведующие в губернии денежными и провиантскими сборами – обер-комиссар иобер-провиантмейстер.
Каждая губерния включаласложившиеся в XVII в. уезды, во главе которых вместовоевод с 1710 г. стояли коменданты.
Реформа местногоуправления 1708 г. уничтожила старый порядок назначения на должности.Губернаторы, коменданты и другие чиновники занимали свою должность без срока;между ними существовало более четкое разделение дел и бюрократическаясоподчиненность.
Желая поставитьдеятельность губернаторов под контроль местного дворянства, правительствоуказом 1713 г. учредило при каждом губернаторе 8-12 ландратов (советников),избираемых дворянами. Губернатор должен был все дела решать совместно с этойдворянской коллегией. Ландратская канцелярия заменила воеводскую(комендантскую).
Первая реформа местногоаппарата 1705-1715 гг., по мнению Н.П. Ерошкина, «несколько упорядочилаправительственный аппарат, разрушив ведомственную пестроту и принципытерриториального деления и управления. Однако эта реформа не устраниларазнообразия в местном управлении».[3]
Вызванная введениемподушной подати реформа 1719-1720 гг. стала продолжением первойадминистративной реформы. В мае 1719 г. территория каждой губернии быларазделена на несколько провинций, во главе которых стояли генерал-губернаторы,губернаторы и вице-губернаторы, во главе остальных – воеводы. Провинцииподразделились на округа – дистрикты, во главе которых стояли земскиекомиссары, выбираемые местным дворянством.
В каждой провинциивозникли новые должности и учреждения. По реформе 1719-1720 гг. впервые вистории России была сделана попытка создать местные органы и центральныеучреждения – коллегии, т.е. превратить последние в ведомства.
В Камер-коллегиюназначался камерир, или надзиратель земских сборов; в Штатс-контр-коллегиюназначался рентмейстер (казначей), возглавлявший рентерею, которая принималаналоговые взносы плательщиков, хранила деньги и выдавала их по распоряжениювоеводы или камерира. Кроме того, в каждой провинции существовали: конторарекрутских дел, канцелярия вальдмейстерских дел, провиантмейстерская контора,провинциальные и городовые фискалы, канцеляпия «розыскныз дел» и другиеучреждения и должностные лица различных коллегий.
В 1723-1724 гг. былазавершена реформа городского сословного управления. Существовавшие в первыегоды XVIII в. бурмистерские избы превратились вподчиненные губернаторам финансовые канцелярии. Были созданы городовыемагистраты, заменившие бурмистерские избы. Магистраты представляли собойколлегиальные учреждения, состоявшие из президента, 2-4 бурмистров и 2-8 ратманов.В ведении магистратов находилось все управление городом: уголовный игражданский суд, полицейские, финансовые и хозяйственные дела. Важнейшиесудебные решения магистратов передавались на утверждение надворных судов. Внебольших городах учреждались ратуши с более простым устройством и узкойкомпетенцией.
В 1726-1727 гг. былиликвидированы земские и полковые комиссары, конторы камерирских дел ирекетмейстерские; канцелярии вальдмейстерские и рекрутских дел; надворные суды;упразднены фискалы; ликвидирован Главный магистрат.
Новая система местногоуправления была закреплена инструкцией 12 сентября 1728 г. Единственными органами управления и суда стали губерна-торы, а в провинциях и уездах –воеводы. Они осуществляли свои функции через соответствующие канцелярии и былиобязаны использовать законы и распоряжения, исходившие от верховной власти,Сената и коллегий, охранять тишину и спокойствие на вверенной им территории,осуществлять сбор подушной подати, прочих прямых и косвенных налогов.
В 1775 г. была проведена большая реформа местного управления на основе законодательного акта –«Учреждения для управления губернией Всероссийской империи». Она разукрупнилагубернии. Каждая из них подразделялась на уезды, провинции были ликвидированы.Состоялась децентрализация местного управления. Каждую из столичных губерний, атакже более крупные регионы возглавил наместник (генерал-губернатор) –должностное лицо, наделенное чрезвычайными полномочиями и ответственное толькоперед Екатериной II.
Местные реформы 1775-1785гг. окончательно создали разветвленный местный аппарат, который не только болееуспешно справлялся со всеми повседневными делами управления и суда, но иуспешно боролся с проявлением недовольства народных масс. Но в то же времяновые учреждения обходились дорого, действовали крайне медленно, аколлегиальный порядок деятельности многолюдных по составу учрежденийадминистрации, полиции и суда порождал невиданную волокиту.
Таким образом, мною былирассмотрены устройство, численный состав, обязанности должностных лиц, развитиевысших, центральных и местных государственных учреждений петровской эпохи. Можноувидеть, что многочисленные реформы XVIII в. значительно укрепили государственный аппарат абсолютной монархии,установив в России систему бюрократических учреждений с дворянами-чиновниками,с однообразием организационного устройства и делопроизводства.

2. Организацияделопроизводства в XVIII в.
2.1 Устройство и составколлегии и канцелярии по Генеральному регламенту
Работа разросшейсягосударственной машины Российской империи требовала упорядочиванияделопроизводства, разработки законченной системы норм, регулирующих постановкудокументирования в государственных учреждениях.
«Еще в 1699 г. Петр I вводит в обращение, по предложению«прибыльщика» Алексея Курбатова. гербовую бумагу»[4]. А в 1700 г. он издает указы об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме(листовой и книжной). В указе по этому поводу говорилось следующее: « дела донынешнего времени писали в столбцы на одной странице и том исходило бумагимного… А как учнут писать в лист, и на обоих сторонах тетради, расходу бумагибудет меньше».[5]
Тетради,обычно состоящие из 4 листов бумаги, сложенные пополам и сшитые ниткой, неимели переплета. Несколько тетрадей, сшитых вместе и заключенных в переплет,составляли книгу. Однако книги не всегда переплетали, так как переплет стоилдорого.
Реформа государственногоаппарата во многом проводилась с учётом опыта управления за рубежом, с которымПётр I ознакомился во время своегопребывания за границей. Но надо было не только создать учреждения нового типа,но и заставить государственный аппарат работать по-новому, значительно болееоперативно и эффективно, что и было главной задачей. Поэтомуименно в период проведения реформ появляются первые организационные документы,в которых прописывается сам порядок работы государственных учреждений. К такимдокументам можно отнести указы Петра I о Сенате и создаваемых коллегиях.
Ведение в нихделопроизводства расписывалось в регламентах, создаваемых коллегией. Однакоосновным документом, на два столетия вперёд определившим порядок веденияделопроизводства в учреждениях дореволюционной России и штат работников,занимавшихся делопроизводственным обслуживанием, стал «Генеральный регламент илиУстав, по которому Государственныя Коллегии, також и все оных принадлежащих кним Канцелярий и Контор служители, не токмо во внешних и внутреннихучреждениях, но и во отправлении своего чина, подданейше поступать имеют» от 28февраля 1720 г. Он был составлен с учётом почти десятилетнего опыта работыновых учреждений.
Генеральный регламентстал обобщающим и первым законодательным документом, в котором был прописан нетолько весь порядок работы коллегий, ведения в них делопроизводства, но иобязанности каждого работника канцелярии. Это новый тип организационногодокумента, прообраз всех последующих регламентов, в том числе в наши дни –Регламента Государственной Думы.
В Генеральном регламентеперечислены созданные к этому году коллегии, служба в которых являласьприсяжной должностью, определено их устройство, очень подробно расписан весьпорядок работы, должностной состав. Половина глав посвящена порядку работыколлегий – начало работы, время отпусков, приём посетителей, награждения,наказания работников и т.д. Остальные главы касаются непосредственно работы сдокументами и должностных обязанностей служащих канцелярий.
Все коллегии основывалисьна принципе коллегиального принятия решений (принятия решений большинствомголосов).
С изданием Генеральногорегламента делопроизводство становится на твердую почву закона. Этимзаконодательным актом окончательно отделяются обязанности присутствия, как органапринимающего решения, от делопроизводственной деятельности, котораязакрепляется за самостоятельным подразделением – канцелярией.
Состав коллегии:
•       присутствие(общее собрание членов)
•       канцелярия
•       контора
Процесс обсуждения ипринятия решения по вопросам управления осуществлялся в присутствии. Присутствие имело 10-11 членов исостояло из президента, вице-президента, 4-5 советчиков и 4 асессоров.Президент назначался царем и осуществлял «генеральную и верховную дирекцию»(управление коллегией). Вице-президент и члены назначались Сенатом иутверждались царем. Президент и вице-президент были обязаны смотреть, чтобыпрочие члены коллежские «в поверенных делах и в приказанном смотрении снадлежащим старанием и прилежанием попечение имели».[6] В случае нерадения членов президентдолжен был «вежливыми словами» напоминать им об их обязанностях, а при ихнепослушании сообщить Сенату; он же мог возбуждать перед Сенатом вопрос озамене того члена коллегии, который «мало разумен». В 1722 г. для надзора за деятельностью коллегий в каждую из них был назначен прокурор, подчиненныйгенерал-прокурору Сената.
Для ведениябухгалтерского учета и финансовой отчетности были созданы конторы подруководством камерира, в подчинении у которого находились унтер-камерир икамор-штрейберы. Здесь велось делопроизводство по финансовой деятельностиколлегий.
Регламент настолькоподробно разрабатывает все вопросы деятельности коллегии, что даже определяет,какими должны быть устроены столы (должны иметь ящики с замками), как должнысидеть канцеляристы (по двое за одним столом) и т.д. Рабочий день в коллегияхначинался в 8 часов утра и продолжался 5 часов, позже рабочий день был продлендо 8 часов. Работа велась круглый год, за исключением трех летних месяцев ипраздников. За один день неявки на работу у канцелярского служащего вычиталосьжалованье за месяц, за неотработанный час вычиталось недельное жалованье.
Генеральный регламентустанавливал точное расписание заседаний коллегий: по понедельникам, вторникам,средам и пятницам; в четверг президенты заседали в Сенате. Основной формойдеятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия.
Стол коллегии украшало«зерцало» — треугольная пирамида с печатными текстами указов: от 17 апреля 1722 г. – «О хранении прав гражданских», от 21 января 1724 г. – «О государственных уставах».«Зерцало» служило символом законности для чиновн6иков и просителей. Справа отстола коллегии находился стол секретаря, слева – стол нотариуса.
Дела докладывалисьсекретарем в порядке их поступления в коллегию: вначале государственные, затемчастные. Члены коллегии высказывали свои мнения по очереди, начиная с младшихчинов, и не повторяясь; это должно было обеспечить самостоятельность мнений.Все «рассуждения» членов нотариус заносил в протокол. Дела разрешались «помножайшему числу голосов» (т.е. по большинству); при равенстве голосов перевесдавало мнение, за которое высказывался президент.
Протокол и решениеподписывались президентом и членами коллегии. В случае сомнения в решениикакого-либо дела коллегия обращалась в Сенат. Во время заседаний просителидожидались решений в прихожих «камерах», которых было 2: «чтоб люди знатногохарактера от подлых различены были и особливое свое мнение иметь могли».
Генеральный регламентузаконил необходимость регистрации документов и регламентировал технологию ееведения. Основная цель регистрации была определена как охрана документов.Одновременно регистрационные журналы служили для справочной работы и дляконтроля за исполнением документов. Журналов было несколько: повседневнаязаписка, росписи «временных и невершенных дел», регистратура, состоящая из 4книг – А, В, С, D.
 Особенностью регистрациидокументов в коллежской системе делопроизводства было то, что «регистрациясопровождала документы в течение всего процесса производства дела, а после – ив архиве. Все пакеты, адресованные в адрес коллегии, сдавались дежурномучиновнику, который расписывался в получении и, не распечатывая, передавал вприсутствие».[7]
Серьезным новшеством быловведение подписи руководителя присутственного места на документе и членовколлегии, принимавших участие в решении вопроса. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые имуказы. Еще ранее – в 1716 г. – был издан указ о подписании главами губернскойадминистрации доношений в Сенат о получении сенатских указов. Позднее эту нормуввели в Генеральный регламент.
Генеральный регламентустановил срок исполнения документов. Указы следовало исполнять в течение однойнедели, «ежели скорее нельзя». Если требовались какие-либо справочные материалыиз губернии, на их доставку отводился месяц и время, необходимое на дорогу. Принеобходимости каких-либо уточнений разрешалось увеличить срок еще на 2 недели.
Коллегия после получениянеобходимых сведений должна была принять решение и оформить его в течениенедели, иначе существовала угроза «наказанием смертным или ссылкой на галеры илишению всего имения по силе дела или вины».
Генеральный регламентввел понятие «архив». Все оконченные дела на протяжении 3 лет находились вканцелярии или в конторе, а затем под расписку сдавались в архив коллегииархивариусу. Помимо этого предписывалось создать архивы при Коллегиииностранных дел и при Ревизион-коллегии. В первом хранились «особые уставы,регламенты и все документы», необходимые для всех коллегий, во втором –финансовые документы коллегий.
Архивы должны были статьобособленными от канцелярии подразделениями для хранения оконченных дел. Деладолжны были сдаваться в архив по описи или под расписку. Архивы создавались прикаждой коллегии.
Стремлением сохранять втайне государственные дела, т.е. защитить информацию, было обусловлено введениеприсяги для канцелярских чинов, запрета на хранение служебных документов дома.Особо строго каралась подделка документов, их хищение, искажение их смысла.Наказания предусматривались весьма строгие: смертная казнь, ссылка на галеры свырезанием ноздрей, конфискация имущества, денежные штрафы, снижение чина и др.
Кроме личного секретаряпрезидента, притом, что вся работа коллегий была связана с документами, какфиксирующими ее непосредственную деятельность, так и получаемыми извне, вколлегии существовало специальное структурное подразделение, занимающеесяделопроизводством, — канцелярия, которой посвящены специальные главы«Генерального регламента».
Здесь готовились дела дляслушания на заседании присутствия, оформлялись в соответствии с правиламипринятые решения, регистрировались входящие и исходящие документы,осуществлялся контроль за их исполнением, хранились документы, по которым былиприняты решения, и копии остальных документов, а также печать коллегии.
Состав канцелярии: (глава XXVIII «Генерального регламента»)
•       секретарь
•       нотариус
•       актуариус
•       регистратор
•       прокурор
•       канцеляристы
•       копиисты
•       переводчики
•       толмачи
•       вахмистры
Порядок рассмотрения делв коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту 1720 г. см. приложение 2.
Важнейшим организационныммоментом является чёткое разграничение обязанностей должностных лиц и описаниефункций каждого из них. Всем должностям в «Генеральном регламенте» посвящаютсяспециальные главы.
Секретарь
Возглавлял канцеляриюсекретарь, который организовывал делопроизводство, отвечал за подготовку дел кслушанию, контролировал исполнение принятых решений, хранил печати. Секретарьруководил действиями всех чиновников, входивших в штат канцелярии. Важные делаон готовил к слушанию сам, иные распределял между канцеляристами и следил за ихподготовкой, лично докладывал подготовленные дела на заседании присутствия. Ходзаседания фиксировал нотариус в протоколе. По принятым и записанным в протоколерешениям коллегии секретарь готовил проекты документов или поручал ихисполнение канцеляристам.
Так, в главе XXIX о секретарском управлении указано,что «…секретарь которыйв коллегии докладывает сбирает все указы, грамоты, письма, мемориалы, реляции(отписки) и прочее, что в его коллегии приключится и доносит коллегии попорядку… при том припоминает, что к тому потребное, и попечение имеет, дабыдела равным порядком, как доношение учинено, отправлены были, из которых ежеливажные суть, сам сочиняет, а другие (между прочими канцелярскими служителями подолжности каждого разделяет)… причем ему крепко смотреть надлежит, чтобы всеотправления или отпуски по уставам и резолюциям явственно и ясно изготовлены, инужные копии сохранены были, дабы никакого просмотра при том не приключилось,ибо он в том ответ дать, и того ради во всех отправах имя своё подписатьдолжен… кроме того також его должность есть по обстоянию времени и дел всегда вКоллегии быть гораздо ранее, прежде заседания Членов, дабы доношения отчелобитчиков принимать, також докладу все приуготовить и дела, которые он вруках имеет, в Канцелярии разделить к лучшему оных исправлению».[8]
Кроме того, работасекретаря описана и в главе V «Одокладах в коллегии». В ней указывается, в какой последовательности секретарьдокладывает дела на коллегии.
Нотариус
Нотариусотвечал за реестр решённых и нерешённых дел, занимался документированиемзаседаний коллегии, составлял протоколы поопределенной форме. Вверху протокола помечалась дата заседания, год и число.Затем указывались присутствующие на заседании члены, а дальше следовал текстпротокола. В протокол вносились «выписки или содержание» как всех полученныхуказов, писем, реляций, мемориалов и т.д., так и «отпущенных» в результатерешения коллегии документов. Предусматривалось ведение пространных и краткихпротоколов в зависимости от важности дел, право на внесение в протокол особыхмнений, обязательность подписания протоколов всем составом коллегии.
Деятельность нотариусаописана в главе XXX:
«…должность его чина втом состоит, чтобы он при собрании и Коллегии протокол держал… Записыватьразговоры о важных делах, також де записывать и то, ежели Коллегиум о какомделе большого изъяснения требует, и оное до другого времени отсрочить надлежит.Записывать, когда Члены в голосах не согласны… он же Нотариус должен сейпротокол помесячно сшивать, в Канцелярии на бело переписывать, листы нумероватьи алфавитным реестром содержание дел и персон напреди сделать, и переплетчику впереплет отдать; сверх того надлежит Нотариусу роспись иметь об оных делах,которые прошлой недели не вершены, и такую роспись пред Президентом на столеиметь, дабы оную в Коллегии ежедневно видеть, и о невершеных делах ведать мочнобыло, такожде он долженствует роспись о вершенных о оконченных делах иметь»[9].
Актуариус
Актуариус вел учетвходящих документов, хранил у себя бумаги, отвечал за их сохранность изаведовал канцелярскими принадлежностями.
Согласно главе XXXII, в обязанности актуариуса входило:
«письма прилежнособирать, оным реестр чинить, листы перемечивать… он актуариус надзирание ипопечение о бумаге, перьях, чернилах, сургуче, воске, о дровах, свечах и опрочем, что надлежит…»[10].
Регистратор регистрировалвсе дела, решаемые в Коллегии, и входящую и исходящую корреспонденцию.
Регистратор
О чине регистратора вглаве XXXIII сказано:
«…регистратор должен втом состоять, чтобы он письма собирал и по пакетам раскладывал, и потом велелна бело переписывать сочинения всех указов (грамот) и писем помесечно и во весьгод, которые из Коллегии отпущены и в Коллегии получены. Чего ради надлежит емуследующие книги держать…»[11].
В ведении регистраторанаходился журнал, в который за весь год кратко записывалось содержание всехдел, решенных в коллегии, и 4 регистрационные книги – А, B, C и D.Книги A и B служили для регистрации исходящих документов, C и D – для регистрации входящих.
Регистрация документов вколлежской системе делопроизводства сопровождала их не только в течение всегопроцесса производства дела, но и после – в архиве. Если в приказах напоступивших документах дьяк проставлял дату поступления, то в коллегиях нарядус датой появляется и регистрационный номер, соответствующий номеру записи врегистрационной книге.
Книга A использовалась для записи краткогосодержания всех документов – реляций и докладов, отправленных из коллегии наимя царя или в Сенат; книга B –для записи содержания документов, направленных другим учреждениям и лицам;книга C содержала расположенные вхронологической последовательности краткие выписки из указов и рапортов,полученных в течение года от царя и Сената, с указанием номера присланнойбумаги и номера, присвоенного ей в коллегии, а также реестр к ним. Все это позавершении года переплеталось и приобретало форму книги. Книга D соответственно, содержала краткиевыписки из всех полученных от коллегий, губерний и других учреждений и лицдокументов, которые группировались по территориальному и хронологическомупринципам и по завершении года вместе с реестром переплетались.
Прокурор
Прокурор наблюдал за порядком и законностьюрешения дел и сроками их исполнения. В случае крайней волокиты он должен былдоносить об этом генерал-прокурору Сената. В его обязанности входило такженаблюдение за исполнением указов. Для этого он имел особую книгу, на однойстороне которой он отмечал, когда и какой указ состоялся, а на другой – что по указу исполнено и когда.
Канцелярист
О чине Канцеляриста в главеXXXIV сказано:
«Канцеляристам надлежитвсе то, что по реестру из отправляемых дел от секретаря повелено будетизготовлять… також и те дела, о которых они генеральные формуляры (образцовыеписьма) имеют, а именно: дипломы, патенты и прочее. А что они сами сочинили, тоимеют прежде секретарю для
 поправления подавать…»[12].
Копиисты
Копиисты занимались переписываниемдокументов. Им посвящена глава XXXV:
 «Копиистам надлежит все,что отправляется в Канцелярии на бело писать: того ради имеют выбраны бытьдобрые и исправные писцы»[13].
Переводчики
Переводчики занимались письменным переводомтекста документов.
Толмачи
Толмачи делали устный перевод текстов.
Вахмистры
Вахмистры – сторожа для охраны Канцелярии.
Приведенные главыГенерального регламента показывают достаточно четкое разграничение обязанностейканцелярских служащих, описание функций, выполняемых каждым из них, и, на чтонадо обратить особое внимание, в регламенте впервые было расписано, и как онидолжны выполнять свою работу, т.е. методика работы.
Учитывая необученностьперсонала, возможную нерадивость работников, Генеральный регламентпредусматривает все, на первый взгляд, даже незначительные детали работы с документами.Именно в небрежности, неполном выполнении операций с документами, которыеявляются единственным способом фиксации просьб и решений, таится возможностьзлоупотреблений: задержка или сокрытие документа, неполный или неправильныйдоклад по делу и т.д. Расписывая делопроизводственные операции, Генеральныйрегламент, по сути, раскрывает технологию управления, механизм работыучреждения, образно говоря, «кухню управления».
С Генерального регламентафактически начинает складываться профессия будущего документоведа.
2.2 Виды документов
Реформаторскаядеятельность в административной сфере оказала большое влияние на составофициальных документов и их формуляр. Возникло множество новых видовдокументов. Их определения даны в «Генеральном регламенте. Для наименованиядокументов этого периода характерна западно-европейская терминология. ВГенеральном регламенте помещено «Толкование иностранных речей, которые в симрегламенте» и дано толкование некоторым видам документов.
Виды документов,служивших для обмена информацией между учреждениями, определялись ихсоподчиненностью.
Особенно четко порядок«для сообщения властей и мест», установил закон 1775 г. От вышестоящих учреждений подчиненным направлялись указы; подчиненные учреждения направляли ввышестоящие инстанции рапорты и доношения; равные инстанции посылали друг другупредложения и сообщения. Этот иерархический порядок взаимоотношений учрежденийсохранялся в течение всего XVIIIи XIX вв., в определенной степени онприсутствует и в современном делопроизводстве.
В XVIII в. появляется новый вид документа –протокол. Его назначение, правила составления и оформления подробно изложены вспециальной статье «Генерального регламента».
Частные лица продолжалиобращаться в государственные учреждения в форме челобитных, которые сталиназывать прошения челобитчиковы. В последней четверти XVIII в. за этим видом документа прочно закрепилосьнаименование прошение.
В XVIII в. активно развиваются другиесистемы документации. Для «сношений» между военными характерны рескрипты,реляции, рапорты, донесения, приказы, ордера, предписания; для учета численногосостава армии составлялись штаты, табеля, списки, ведомости; ход военныхдействий отражался в дислокациях, диспозициях, предположениях и другихдокументах.
Договорные отношения синостранными государствами фиксировались в трактатах, договорах, конвенциях,протоколах; для «сношений» с иностранными государствами пользовались нотами,меморандумами, письмами; дипломаты отправляли на родину реляции, письма,депеши.
Судебная документациявключала допросы, клятвенные обещания, показания; результат судебногоразбирательства излагался в приговорах, определениях, выписках из журналов.
Бухгалтерский учетотражался в балансе – особой таблице, показывающей состояние хозяйственнойдеятельности на определенную дату; главной книге для систематизации всех хозяйственныхопераций. В этот период в России начинают принимать термины «баланс», «дебет»,«кредит», «бухгалтер». Статистический учет вели в подушных переписях, названныхревизиями. Результат ревизий фиксировался в «ревизских сказках», на основаниикоторых составлялись губернские сводки.
В XVIII в. активно складывается системадокументации по личному составу: были введены формулярные (послужные) спискичиновников – документ, дающий полное представление о чиновнике, находившемся нагосударственной службе (его семейное положение, занимаемые должности до выходав отставку или на пенсию).
2.3 Формуляр документа в XVIII в.
Отмена столбцов ивведение листовой формы документа изменили его формуляр (приложение 3).Реквизиты выделились из текста и заняли определенные места на листе бумаги.Генеральный регламент ввел обязательную регистрацию документов всоответствующих журналах, поэтому на документах появились регистрационныеномера: входящий и исходящий. Иногда стали обозначать наименование видадокумента: рапорт, доношение, сообщение и т.д. В некоторых случаях к немудобавлялось краткое содержание документа (Реляция «об исходе компании»), хотяобщее требование – указывать заголовок к тексту (краткое содержание документа)– появится позднее.
Документ начинали собозначения адресата, который начинался с предлога «в» и писался вдоль верхнегополя листа («В правительствующий Сенат», «В Государственную Берг-коллегию»).Автор указывался под адресатом и в большинстве случаев начинался предлогом «из»(«Из Тульского уездного суда»). Далее писали наименование вида документа и,иногда, его краткое содержание («рапорт о получении указа»).
Подпись включаланаименование должности, имя и фамилию, иногда титул и следовала сразу затекстом документа. Скрепы проставлялись в правом нижнем углу листа и включали,так же как и подпись, наименование должности или чина, имя и фамилию.Обязательной стала скрепа секретаря.
В коллежскомделопроизводстве выделяется из текста и становится самостоятельным элементомформуляра документа дата подписания. Во многих документах она проставлялась подтекстом с левой стороны листа («Генваря 21 дня 1753 года»).
Исходящий регистрационныйномер писали вдоль поля документа.
При получении документа влевом углу проставляли входящий регистрационный номер и дату получения(«Получено июля 15 дня 1745 года»).
Документы в ряде случаевскреплялись печатью. Для каждой коллегии предусматривалась печать сизображением государственного герба и названием коллегии. Приложение печатипроизводилось в присутствии двух свидетелей.
На документах XVIII в. наблюдается большое числоотметок, отражающих различные стадии процесса документирования или стадииобработки документов. Прежде всего это резолюция, которую писали на лицевойстороне первого листа. Можно встретить отметки о рассмотрении дела, о том, скем передали документ, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметкио контроле, о направлении в дело и др.
Для многих документов в XVIII в. разрабатываются «генеральныеформуляры» — образцы, по которым следовало их составлять. Создание такихруководств по составлению документов, на которых обучались поколенияканцелярских работников, начинается еще в приказном делопроизводстве. «Вспециальных «образцовых книгах» помещались образцы документов; типы «деловых»бумаг и писем приводились и в азбуках, «письмовниках», предназначенных длячтения и переписывания. Таким образцам пытались следовать и в правительственныхучреждениях (центральных и местных), и выборных земских учреждениях, и вканцеляриях крупных феодалов, и «площадные подьячие», писавшие челобитные идругие бумаги». В частности, в указе 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной следовало излагать по пунктам, а титул государяуказывать только один раз в начале, что делало документы максимально удобнымидля чтения.
Несколько ранее – указомот 22 февраля 1714 г. губернаторам предлагалась единая форма ведомости дляприсылки сведений о производственных сборах налогов и казенных расходах,состоявшая из 22 пунктов.
В XVIII – XIX вв. составление сборников образцов документовполучает широкое распространение. «Они имели разные названия: «формулярник»,«письмовник», «всеобщий письмовник», «письмоводитель»,«секретарь-письмоводитель», «всеобщий секретарь», «кабинетный секретарь»,«всеобщий стряпчий», «канцелярский самоучитель» и т.д. Но наибольшеераспространение имели «письмовники», определяемые в словаре В. Даля как «книга,содержащая правила и примеры для писем, бумаг, деловой и частной переписки;сборник писем»»[14].
Как отмечает В.Ф.Янковая, «письмовники долгое время были единственными источниками правил длянаписания документов, поэтому в самых ранних работах по делопроизводству началаXIX века само умение составлятьдокументы нередко называется «письмо по образцам» или умение писать пообразцам».[15]
В целом, делопроизводствоколлегий характеризовалось значительным увеличением письменной работы иформальностей, на что жаловались современники. Даже значительно увеличенные посравнению с приказами штаты канцелярских чиновников не справлялись с большимколичеством дел, что приводило к волоките и медлительности делопроизводства.
2.4. Формулы титулованияв соответствии с Табелью о рангах
Еще один документ XVIII в. важен для понимания профессии иместа службы делопроизводства и ее работников в системе государственныхучреждений.
24 января 1722 г. был введена «Табель о рангах всехчинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины…» — законодательныйакт, по которому государственная служба была разделена на гражданскую(штатскую), военную и придворную.
 Каждая разновидностьслужбы делилась на 14 ступеней – классов. Чины давались за службу в порядкепостепенности и как бы обозначали степень деловой подготовки служащих и ихпригодность к занятию определенных должностей.
Чины от I до IX класса по службе могли получить потомственное дворянство, отX до XIV – личное дворянство.
Нас интересуетгражданская служба. Согласно «Табели о рангах», утвержденной Петром I:
·    обер-секретарьСената получал чин VI класса;
·    обер-секретарьиностранной, воинской и адмиралтейской коллегии – чин VII класса;
·    обер-секретарь вколлегии, секретарь в Сенате – чин VIII класса;
·    секретари ввоинской и иностранной коллегии, а также сенатские протоколисты и переводчики –чин IX класса;
·    секретари прочихколлегий, переводчики и протоколисты воинской,
адмиралтейской ииностранной коллегии получали чины X класса;
·    секретари внадворных судах и канцеляриях в губерниях – чины XII класса;
·    секретари впровинциях, переводчики и протоколисты коллежские, актуариус и регистраторысенатские – чины XIII класса;
·    актуариусы,архивариусы, регистраторы при коллегиях – чины XIV класса.
Простейший анализ «Табелио рангах» показывает, что работники канцелярий занимали высокие чины, например,профессора при академии получали чин IX класса, такой же, как сенаторские протоколисты, переводчики и секретари коллегий;бургомистры от магистратов в губерниях – чин X класса.
Начиная с XVIII в. эволюция «Табели о рангах» шла внаправлении ее
 упрощения, уточненияназваний чинов и их места в служебной иерархии.
В результате к началу XIX в. номенклатура гражданских чиновприобрела такой вид:Класс чина Название чина
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII
XIV
 Канцлер; Действительный тайный советник
 Действительный тайный советник
 Тайный советник
 Действительный статский советник
 Статский советник
 Коллежский советник, военный советник
 Надворный советник
 Коллежский асессор
 Титулярный советник
 Коллежский секретарь
 Корабельный секретарь
 Губернский секретарь
 Провинциальный секретарь
 Коллежский регистратор
Одним из главныхорганизационных принципов государственной службы было обязательное прохождениевсей служебной лестницы снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшегоклассного чина. В каждом классе чиновник должен был прослужить известныйминимум лет, но за особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен.
Таким образом, службаначиналась с работы с документами и чины с XIV по Xможно было получить, работая в канцеляриях.
Среди проявленийчинопочитания важное значение приобрели формулы титулования – титул по классуили должности. Хотя эти формулы не были установлены законом и сложилисьпостепенно на практике, к концу XVIIIв. титулов было пять:
I и II классы – ваше высокопревосходительство;
III и IV классы – ваше превосходительство;
V класс – ваше высокородие;
V – VIII классы – ваше высокоблагородие;
IX – XIV классы – ваше благородие.
Титул использовался вовсех случаях устного и письменного обращения к вышестоящему по службе или пообщественному положению. Знание титулов, употреблявшихся в царской России, вряде случаев помогает разрешению таких вопросов, связанных с документами, какустановление авторства, датирование и т.п.

Заключение
Таким образом, XVIII в. внес значительные изменения ворганизацию работы с документами: появляются новые учреждения, занимающиесяделопроизводством, меняются виды и формуляр документов, большое значениеприобретают формулы титулования.
Можно выделить отличительнуючерту развития документации петровской эпохи – упорядочивающее воздействиезаконодательства, истоками уходящее в приказной период. Впервые системагосударственного устройства была регламентирована. Основополагающим закономстал Генеральный регламент, определявший систему делопроизводства вплоть дореволюции 1917 г. Кроме того, на протяжении XVIII в. было издано множество законодательных актов,устанавливавших формуляры отдельных видов документов. Законодательно определялсяи порядок прохождения документов, например, в «Учреждениях для управлениягуберний» 1775 г.
По мнению Лукашевича,«работа над документом заметно эволюционировала. В делопроизводственнойдокументации появилась тенденция отхода от последовательности, стремление коднопредметности содержания, что стимулировало ее формализацию истандартизацию, формирование массовых источников»[16]. Генеральный регламент определилструктуру, принципы деятельности коллегий, упорядочивал документный поток. Новсе-таки работа над документом не была здесь предметом специальногорассмотрения. Вероятно, ей предполагалось посвятить особый регламент, которыйтак и не был подготовлен. По этим причинам в течение XVIII в. было издано немало частных правовых актов посоставлению и оформлению различных видов документов.
В настоящей курсовойработе были рассмотрены устройство государственных учреждений XVIII в., обязанности должностных лиц,обобщена работа коллегий и канцелярий, выделены виды документов, их формуляр иформулы титулования, а также изучены два основных документа – Генеральныйрегламент и Табель о рангах, регламентировавшие систему управления петровскойэпохи.
На основаниивышеизложенного можно констатировать, что в XVIII в. были значительно упорядочены системагосударственного управления, функции государственных органов и это отразилосьна законодательных актах, формуляре управленческих документов, выделенииархивов, четком определении принципов работы коллегии и канцелярии.Многочисленные реформы этого времени сформировали четкую структуругосударственного аппарата, в результате чего образовалась законченная системаколлежского делопроизводства.

Список использованнойлитературы
1.        «Генеральныйрегламент…» от 28 февраля 1720 г. // В.И. Лебедев. Реформы Петра I. Сборник документов. – М.: Гос.соц.-эк. изд-во, 1937.
2.        «Табель орангах…» от 24 января 1722 г. // В.И. Лебедев. Реформы Петра I. Сборник документов. – М.: Гос.соц.-эк. изд-во, 1937.
3.        Басовская, Е.Н.Делопроизводство: учеб. для нач. проф. образования / Е.Н. Басовская, Т.А.Быкова, Л.М. Вялова и др. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2002.
4.        Ерошкин, Н.П.История государственных учреждений дореволюционной России: учебник для вузов. /Н.П. Ерошкин. – 3-е изд., первое и доп. – М.: Высш. ак., 1983.
5.        Илюшенко, М.П.История делопроизводства в дореволюционной России: учебное пособие / М.П.Илюшенко. – М.: РГГУ, 1993.
6.        Картавов, П.А.Исторические сведения о гербовой бумаге в России, вып.1, 1966-1801 / П.А.Картавов. – СПб., 1900.
7.        Кузнецова, Т.В.Введение в специальность « Документоведение и документационное обеспечениеуправления»: учебное пособие / Т.В. Кузнецова. – М.: РГГУ, 2003.
8.        Лукашевич, А.А. Кистории делопроизводственной документации России XVIII в. / А.А. Лукашевич // Отечественные архивы. – 2004.- № 4. – С. 12-18.
9.         Митяев, К.Г.История и организация делопроизводства в СССР / К.Г. Митяев. – М.: МГИАИ, 1959.
10.       Организацияработы с документами: учебник / Под ред. В.А. Кудряева. – М.: ИНФРА-М, 1998.
11.       Русакова, С.В.Законодательное регулирование документирования в учреждениях XVIII в. / С.В. Русакова //Делопроизводство. – 2005. – № 2. – С. 81-87.
12.       Сидоренко, Е.В.Складывание документооборота в учреждениях I четверти XVIIIвека / Е.В. Сидоренко // Делопроизводство. – 2007. — № 2. — С. 89-92.
13.      Пшенко, А.В.Документационное обеспечение управления (Делопроизводство): учебное пособие/А.В. Пшенко. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002.
14.      Шепелев, Л.Е.Чиновный мир России: XVIII– нач. XX в. / Л.Е. Шепелев. – СПб.: Искусство– СПб, 1999.
15.       Шмидт, С.О. Документыделопроизводства правительственных учреждений России XVI-XVIIвв./ С.О. Шмидт, С.Е. Князьков. – М.: МГИАИ, 1985.
16.       Янковая, В.Ф.Писать по образцам (о роли письмовников в русском делопроизводстве) / В.Ф.Янковая // Секретарское дело. – 2002. — № 3. – С. 73-76.

Приложение 1
Государственныеучреждения в XVIII в.
/>

Приложение 2
Порядок рассмотрения делв коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту 1720 г.
/>

Окончание приложения 2
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Категория рода у им н сцществительных
Реферат Праздник в детском саду
Реферат Проблемы иностранного инвестирования и экономическая безопасность
Реферат «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Франция в XI-XV вв Сословно-представительная монархия Генеральные штаты Правление Филиппа IV Красивого
Реферат Трех- и четырехволновое рассеяние света на поляритонах в кристаллах ниобата лития с примесями
Реферат Виртуальная реальность
Реферат Тхонбури
Реферат Flowering Judas By Porter Essay Research Paper
Реферат Влияние мышечной деятельности, кальциевых нагрузок и их сочетания на реактивность лейкоцитов крови млекопитающих
Реферат Стихотворение А.А. Фета Весенний дождь восприятие, истолкование, оценка
Реферат Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева"Собака"
Реферат Использование права
Реферат Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления
Реферат История болезни - Офтальмология (острый серозный иридоциклит)