Реферат по предмету "История"


Реформа политической системы в условиях перестройки

@                   С О Д Е Р Ж А Н И Е
 @РЕФЕРАТ «Реформа политической системы вусловиях перестройки.»
    1. Введение.
    2. Краткая история СССР периода 1917-1985годов.
    3. Основные предпосылки  перестройки, её  методы  и цели,
       историческая параллель.
    4. Начало реформ.
    5. Реформа избирательной системы.
    6. Введение президенства в СССР.   М.С. Горбачёв — первый
       президент.
    7. Б.Н. Ельцин как президент России.
    8. Анализ либеральных и других движений.
    9. Заключение. Кризис  политической системы. Вывод.
   Приложение: Краткая хроника событий (1985-1991 г.г.)
                        @ * * *
 @                       Введение.
     На данном этапе  развития  экономических и  политических
преобразований,происходящих в Российской Федерации и соседних
государствах,преемниках бывшего  СССР,  когда с  политической
сцены уже ушлиглавные действующие  лица  периода перестройки,
сам интерес кэтому  периоду  в российской  истории  несколько
утих, можнопопытаться рассмотреть это время в истории  нашего
государства, дабыпроследить как проходила  реформа  политичес-
кой системы вэтот период.
     Понятие «перестройка» весьмаспорно: каждый  подразумевает
под ним нечто,соответствующее его политическим взглядам.  Кто
говорит, чтоперестройка уже закончилась, кто говорит, что еще
неначиналась… Слову «перестройка» можно  дать  множество
определений, нона мой взгляд самое широкое  определение  будет
такое:   перестройка — совокупность    государственно-правовых,
политических исоциальных  явлений  и процессов,  связанных  с
реформами    и   разрушением   государственно-правовых      и
общественно-политических  институтов СССР,  происходивших    в
период 1985-1991годов.
     Задача перестройки проста и одновременнограндиозна:  надо
создать общество,в котором люди объединены общими интересами.
Для этого малоразрушить образ «врага», мало пересмотреть цели,
ради которых людейсбивали в артель. Надо разрушить структуры,
приспособленныедля принудительного объединения.
     В данной работе не ставилась цельподробнейшего  освещение
абсолютно всехявлений и процессов происходивших в стране в тот
период, так какэто невозможно осуществить в  рамках  реферата.
Поэтому  остановимся на  основных  и ключевых, на  мой  взгяд
проблемахперестройки.
     Что касается временных границ: 1985 год — приход к  власти
Горбачева иначало реформирования ( и разрушения ); 1991 год -
путч, которыйускорил процесс развала СССР, то есть это та да-
та, когда СССРпрекратил фактически свое существование. В рефе-
рате эти границымогут быть несколько раздвинуты, дабы  прово-
дить параллели ссовременностью и прошлым.
     Основные события  перестройки  систематизированы  в  виде
таблицы, котораянаходится в приложении.
     В   качестве    основных    источников     использовалась
периодическая  литература того  времени,  а  именно    газеты
«МосковскийКомсомолец» и «Аргументы и Факты», некоторые журна-
лы — международный ежегодник «Политика и экономика»,  «Деловые
люди» и др.Последним двум источникам доверия несколько больше,
чем газетам, таккак это серьезные издания.
                          @*  *  *
@          Краткая история СССР с 1917 по 1985годы.
    События 1985-1991  годов  нельзя рассматривать,  не  зная
предыстории,поэтому в  этой  главе мы  изложим  вкратце, что
лежало  у истоков  этого  государства и  что   привело   его
к перестройке.Этап 1985-1991 годов  связывают  прежде всего с
именем Горбачева,поэтому в этой главе мы  рассмотрим  этап от
1917-1985 годов,от прихода к власти Ленина до прихода к власти
Горбачева.
@                              Весь мир насильямы разрушим
@                              До основанья, азатем
@                              Мы наш, мы новыймир построим....
@                                                    Эжен Потье
    В 1917 году,  воспользовавшись  царившим в стране хаосом и
умело сыграв нанизменных чувствах народных масс, путем военно-
го  переворота к  власти пришли большевики воглаве с Лениным.
Этим  было положено  начало  созданию невиданного   государс-
тва-монстра.
    Первым делом большевики спешилиудовлетворить  запросы  той
части населения,благодаря которой они пришли к власти. Это вы-
лилось в такназываемую «экспроприацию экспроприаторов», но на-
род говорилпроще:  «грабь награбленное».Таким образом, власть
оправдывала  грабеж имущества,  нажитого  путем, который  эта
власть непризнавала за честный:  путь коммерции ипредпринима-
тельства.
    Крестьянам, как  известно, больше  всего нужна была земля.
Своя земля,кровная. Большевики обманули крестьян своим «Декре-
том  о земле»,  объявив позже,  что земля является общенародной
собственностью,понимая под этим собственность государства.
    Государство взяло на себя все функцииэксплуататора,  с той
лишьразницей,  что для борьбы противконкретного эксплуататора
можно  создать профсоюз или забастовать,  и этобудет в рамках
закона, аэксплуататор-государство само издает законы, и тут же
признает профсоюз«контрреволюционным формированием», а забас-
товку — «саботажем» и расстреляет зачинщиков.
    У революций есть закон,  подмеченный Энгельсом:  они  идут
дальшенамеченного зачинателями.
    Ленин поздно, но понял свои ошибки,введя  «нэп». (У  новой
экономическойполитики  были  противники не  только  из числа
аппаратныхработников. Кстати,  членам  партии большевиков  не
рекомендовалось  открывать своё  дело.  Нэп  не    пользовался
популярностью удовольно широких слоёв  населения,  ибо принёс
с собой то,против чего, согласно укорнившемуся в сознании мне-
нию, бороласьновая власть,-против социального неравенства). Но
исправлятьчто-либо было уже поздно. Вокруг него создалась ко-
горта тех, комунравилось понукать массы и грозить маузером, и
эта когортапотихоньку отстранила его от власти, а  вскоре  он
умер.
@                        Сквозь грозы сияло намсолнце свободы,
@                        И Ленин великий нампуть озарил.
@                        Нас вырастил Сталин наверность народу,
@                        На труд и на подвиг насвдохновил.
@                        Гимн СоветскогоСоюза(старая редакция).
    В тридцатые годы,  когда страной правил Сталин, была произ-
ведена  коллективизация,  приведшая к массовой гибели крестьян
как от голода,так и в результате повальных высылок.
    Бедные крестьяне хотели жить лучше, ноиного способов,  как
отнять имуществоу богатого, не видели. Большевики и не  стали
искать иныхспособов. Кулак был большей частью выкорчеван  еще
во времяреволюции, но  потребности  бедных надо  было  как-то
удовлетворить ибогатых середняков произвели в кулаки, которых
и истребили.Крестьянам запретили  менять  место жительства  -
фактическисделали из них крепостных.
    Время правления Сталина вошло в историю,как годы массового
террора.  Террор, с одной стороны,  истреблял  инакомыслящих и
просто вредныхправящим кругам людей, а с другой стороны, влиял
на психикународа: нагнетал страх перед властью и давал почувс-
твовать каждомуиндивидууму, что его судьба — полностью в руках
власти.  Была введена паспортная система,  причем закрепощённые
крестьянепаспортов не имели. Умных людей, могущих быть опасны-
ми, то естьинтеллигенцию и духовенство, уничтожали.  Насажда-
лась новая,классовая идеология. Классический пример: сына рас-
стреливали за то,что он не донёс на  отца.  Только с  помощью
принужденияобщество сохранить  нельзя.  На штыки  можно  опе-
реться, но на нихнельзя сидеть.
     Коммунистам удалось убедить народ в  том, что  построение
богатого исчастливого общества близко. По Марксу, с  устране-
нием частнойсобственности исчезала помеха для небывалого раз-
витияпроизводительных сил. Погоня  за  Западом представлялась
недолгой, иначать её можно было с лопатой и тачкой в руках.
     На период правления Сталина пришлась иВеликая Отечествен-
ная война, едване проигранная из-за некомпетентности  высшего
руководства ипрежде всего из-за самого Сталина. Все умные вое-
начальники былиим уничтожены: Тухачевский, Блюхер и т.д. Коли-
чество погибших советскихлюдей  в этой  войне,  по некоторым
оценкампревышает, тридцать миллионов, и такое  их  количество
обусловленонеподготовленностью к  войне  и потере  вследствие
этого огромнойтерритории.
    После смерти  Сталина в  1953 году к власти пришелХрущёв,
который через тригода на XX съезде заявил  о  культе личности
Сталина и вреде,принесённом этим культом. Многие тысячи невин-
но пострадавшихбыли реабилитированы.
    С этого момента начинается «хрущевскаяоттепель»,  омрачён-
ная началом«холодной войны». Еще до смерти Сталина было созда-
но атомноеоружие,  а Хрущев продолжил гонкувооружений. Нарас-
таниенапряженности вылилось в 1962 году в  Карибский  кризис,
едва не приведшиймир к ядерной катастрофе.
    Правление Хрущёва вошло в историю,  как время великих  ре-
форм. Былозатронуто буквально всё: сельское хозяйство, промыш-
ленность,  финансовая система.  Уровень жизни народа стал поти-
хоньку  повышаться, цены  снижались,  были отменены карточки.
Крестьянеполучили паспорта.  Приподнялся  «железный  занавес»,
закрывавший путиза  рубеж.  Имя Хрущева  связывают  с первым
искусственнымспутником  Земли  (1957) и  первым  человеком в
космосе (1961).
    Во время руководства Хрущева с его стороныбыли  проявления
субъективизма иволюнтаризма. Всем памятны его «догоним и пере-
гонимАмерику», «коммунизм к 1980 году», «кукуруза — царица по-
лей»  и «мы вам покажем кузькинумать!».  Увлечение Хрущева ра-
кетной техникойчуть было не привело к расформированию артилле-
рийских войск.
    Хрущёв — единственный правитель СССР,  покинувший пост  жи-
вым.  14 октября 1964 года,  во время отдыха Хрущева в Пицунде,
оппозиция в ЦКсняла его с должности генсека.
    Новым генсеком  стал Брежнев. Его правление ознаменовалось
тотальнойкоррупцией, проникающей  во  все сферы  общества.  В
Средней Азиисформировались настоящие феодальные мини-государ-
ства, основанныена взятках. В казне их «правителей» осели цен-
ности на миллионырублей. Отсюда деньги шли «наверх», в Москву.
    Характером Брежнев отличался мягким и  добродушным, он  не
прибегал крепрессиям.
    Уровень жизни народа рос за счет получениявалюты от прода-
жи нефти заграницу. Об этом времени нередко теперь вспоминают,
ностальгическивздыхая — надо же,  все ведь  было... Тотальное
распределение,подавление инициативы, предприимчивости, отсутс-
твиеэкономического стимулирования труда, замена его политичес-
кими  лозунгами приводят к застою легальнойэкономики и процве-
танию«теневой», в которой наличествовали все нормальные товар-
но-денежныеотношения.
    После смерти 76-летнего Л.С. Брежнева (10ноября 1982 года)
начинается  головокружительная  «карусель»:  сначала  генсеком
становится74-летний (председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов.
    9 февраля 1984 года Андропов умирает игенсеком  становится
73-летнийЧерненко.  Он не оставил практическиникакой памяти о
себе и 12 марта1985 года опять же скончался.
    С этого момента начинается правлениеГорбачева.  Ему  всего
54  года, по сравнению с предыдущими генсеками он выглядит до-
вольномолодо.  Народ после прихода Горбачева квласти  ожидает
перемен.....
                        @*  *  *
                @Предпосылки перестройки.
    Тринадцать лет назад руководство КПССпровозгласило курс на
перестройку. Помасштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во
всем мире еёсправедливо сопоставляют  с  такими историческими
событиями, какВеликая французская революция или Октябрь  1917
года в России.Верно и то, что она носит затяжной, мучительный
характер. Впоследнее время всё реже и реже произносят само это
слово  - «перестройка», зато  всё  чаще говорят,  что    она
завершилась,исчерпав себя и потерпела поражение.
    Так завершилась перестройка или нет?  Чем она является или,
во  всяком случае,  была?  Чтобы ответить  на  эти  вопросы,
проследим — всамых общих чертах -  как  она развивалась,  как
происходилареформа политической системы.
     Итак, термин «перестройка»появился в  нашей  политической
лексике в 1985году. Но  чем  была тогдашняя  «перестройка» ?
     Апрель 1985  года положил  начало  медленным, осторожным
реформам,направленным  на  частичное обновление  существующей
системы.Перемены, происходившие на протяжении  примерно  трех
последующих лет,отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся  в
России в конце50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад
потребность вчастичной модернизации  режима  была осознана  в
результате    поражения   в    Крымской    войне,     которая
продемонстрировалавсему миру, как  далеко  отстала Российская
империя от другихевропейских держав за время, прошедшее после
триумфальнойпобеды её над наполеоновской Францией. Теперь  же
причинойначавшегося «ремонта» стало отставание от США в  гонке
космических  вооружений: неспособность  в  силу экономических
причин дать ответна программу «звездных войн» убедила правящие
круги СССР в том,что соревнование в сфере  высоких  технологий
уже почтипроиграно (о близости экономического кризиса говорит
хотя бы такойфакт: в 1971-1985 г.г. налицо была отрицательная
динамика роста поважнейшим  экономическим  показателям. Темпы
ростанационального дохода составляли в восьмой пятилетке -  41
процент, вдевятой — 28, в десятой — 21, в одиннадцатой  -  17
процентов. Ростпроизводительности труда  в  восьмой пятилетке
был 37 процентов,в девятой — 25, в десятой — 17 процентов).
    Но имелось и характерное отличие.  Чтобы его показать, про-
цитируем одногопопулярного в прошлом,  но  непопулярного ныне
немецкого  автора. В  середине прошлого века он писало России
следующее:  «При существовавших политическихусловиях в  стране
не  была возможна никакая иная административнаясистема,  кроме
исключительногосподствовавшей в ней и  доведённой  до предела
бюрократическойсистемы. Чтобы заложить основы более подходящей
системы,  Александр II вынужден был вновь обратиться кидее ос-
вобождения  крепостных. Ему пришлось бороться с двумя грозными
противниками:  с дворянством и с той самой бюрократией,которую
он  возымел намерение реформировать вопреки еёсобственному же-
ланию и котораядолжна была в то же время служить орудием  вы-
полнения егопланов. Ему негде было искать поддержки, кроме как
в традиционной ипассивной покорности  инертной  массы русских
крепостных и  купцов, которые до сего времени лишены были даже
правазадумываться над  своим  политическим положением.  Чтобы
сделать ихподдержку реальной, он должен был создать нечто вро-
де общественногомнения и хотя бы подобие  прессы.  В связи  с
этим  была ослаблена  цензура  и предоставлена возможность для
вежливой,  благонамеренной и весьма почтительной  в выражениях
дискуссии;  была разрешена даже легкая и учтивая критика дейс-
твийчиновников».
    Это мысли Энгельса  из  его работы  «Европа  в 1858 году»
(Маркс К.,  Энгельс Ф., соч.т.12,  с.672).  Не правда ли, все
очень похоже — сточки зрения методов?
    Но вот что касается целей...  Если Александр II  поставил в
повестку днявопрос, решение которого  могло  коренным образом
изменить  всю систему  общественных  отношений,   то    новый
Генеральный  секретарь М.С.Горбачев  поначалу  лишь возрождал
временахрущёвской «оттепели». Речь шла вовсе не о  том, чтобы
изменить систему  - существующая  вполне  устраивала правящие
верхи. Системуэту  стремились  лишь приспособить  к  новым -
прежде всегомеждународным — условиям. Отмена крепостного права
даже в томварианте, который  был  реализован Александром  II,
привела  к существенному  расширению  «степеней  свободы» для
большинства  населения Российской   империи.    Напротив,   в
первоначальномпроекте  перестройки  во главу  угла  ставилась
технология, ане  человек  - ему  отводилась  непонятная роль
«человеческогофактора».
                    @Начало реформ.
    Причины нынешнего кризиса в экономике, помнению специалис-
тов, не доверятькоторым нет оснований, надо искать в уродливой
структуре  народного хозяйства  страны  и отсутствии серьезных
стимулов ктруду.  Все это следует умножить насерьезные ошибки
в управлении,допущенные в начале перестройки.
    Кстати, первоначально, на ХXVII Съезде КПССвопрос  ставил-
ся  правильно: повернуть производство лицом кпотребителю и  ак-
тивизироватьчеловеческий фактор. Но как добиться поставленной
цели? Горбачевизбрал вполне марксистский метод — метод проб и
ошибок.
    Сначала было  «ускорение» — наивная попытка спомощью идео-
логическихзаклинаний и призывов к «каждому на  своем  рабочем
месте»  заставить проржавевший хозяйственный механизмкрутиться
быстрее.  Но одними уговорами было не обойтись: навыпуск това-
ров  народного потребления была задействованатолько одна седь-
мая частьосновных производственных фондов. И правительство за-
теяло  малую индустриализацию — с тем,  чтобы вконечном итоге
модернизироватьотсталую лёгкую промышленность. Всё это, одна-
ко, закончилосьпровалом уже на первом этапе: миллиардные гос-
капвложения вбазовые отрасли бесследно растворились во всеоб-
щем бедламе.Нового оборудования, материалов, технологий  лег-
каяпромышленность так и не дождалась.
    Тогда сократили закупку ширпотреба ибросили валютные сред-
ства на закупкутехники за рубежом. Результат — минимальный.
    Наконец поняли, что при отсутствии стимулову  производите-
лей ничего вэкономике не повернешь. Решили  дать  предприятиям
хозрасчетнуюсамостоятельность. Но ограниченная свобода оберну-
лась лишь правомбесконтрольного  расходования  государственных
средств и привелак вздуванию цен, сокращению объемов производ-
ства и резкомуросту денежной массы в наличном обращении.
    Рост заработков при этом никак не повлиялна выход конечной
потребительской  продукции, поскольку  деньги выплачивались не
только производителямтоваров, но и всем остальным без исключе-
ния.
    Желание власти выглядеть хорошо, без всякихна  то основа-
ний, сыграло сней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов,
в центре и  на местах  разрабатывали  бесчисленные социальные
программы,закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце
концов раздутыйплатёжеспособный спрос начал потихоньку раздав-
ливать иторговлю, и потребительский сектор промышленности.
    Потери народного хозяйства от первой  реформы Горбачева  -
антиалкогольнойкомпании — оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон,
который нанесланашей социалистической экономике реформа  1987
года, вообще неподдается исчислению. Второе дыхание к  социа-
лизму так и непришло — началась агония...
                       @* *  *
              @Реформа избирательной системы.
                          Идёт Брежнев побазару и видит
                          грузина — тот торгуетарбузами.
                          Брежнев хочет купить арбуз и говорит:
                            — Дай-ка мне одинарбуз.
                            — Пажалуйста,  дарагой, вибирай  -
                              любой!
                            — Так  у тебя  же здесь всего один
                              арбуз!
                            — Ну и что?  Ти у нас тоже адын,  а
                              ми тэбя вибираем!
                                               (Анекдот)
    Первым конкретным шагом на пути@ политической@реформы@  стали
решениявнеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого
созыва),состоявшейся 29 ноября — 1 декабря 1988 г. Эти решения
предусматривалиизменение структуры  высших  органов власти  и
государственного    управления    страны,   наделение    вновь
учреждённогоСъезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР
реальнымивластными функциями, а также изменение избирательной
системы, преждевсего введение выборов на альтернативной основе.
    1989 год стал годом радикальных изменений,особенно в поли-
тическойструктуре общества.  Состоявшимся в 1989году  выборам
народных  депутатов СССР (март — май) предшествоваланевиданная
в нашей странеизбирательная кампания, начавшаяся ещё на исходе
1988 г.Возможность выдвижения нескольких альтернативных канди-
датов (на 2250депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов)
наконец-то  давала советским  гражданам действительновыбирать
одного изнескольких.
    Треть народных депутатов избиралась отобщественных органи-
заций,  что позволило коммунистам,  как наиболее массовой  «об-
щественнойорганизации» на Съезде иметь большинство, или,  как
говорят вцивилизованных странах — лобби.  Об этомбыло заявле-
но, как одостижении: доля коммунистов среди народных депутатов
оказалась87%  против 71.5%  предыдущего созыва, на основе чего
делался громкийвывод о том,  что в условиях свободывыбора был
подтверждёнавторитет партии.
    В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территори-
альным инационально-территориальным округам, участвовала 89.8%
включённых  в списки  избирателей.  Эти выборы стали заметным
сдвигом обществав сторону демократии,  по  крайней мере,  как
тогда  казалось. За работой Съезда следила вся страна — повсе-
местнозафиксировано снижение производительности труда.
    Первый Съезд  народных депутатов СССР (25 мая — 9 июня 1989
г.) стал весьмакрупным политическим событием.  Никогдаеще  не
было такого вистории этой  страны.  Конечно, сейчас  можно  с
иронией смотретьна те баталии, что происходили на Съезде,  но
тогда  это выглядело    победой    демократии.    Практических
результатовСъезда было немного, в частности был избран  новый
ВС СССР. Былопринято несколько общих постановлений,  например
Постановление обосновных  направлениях  внутренней и  внешней
политики СССР.
    Дискуссии на  втором Съезде народных депутатов СССР (12-24
декабря 1989 г.)носили более деловой характер по сравнению  с
первым  Съездом. Второй  Съезд принял 36 нормативныхактов,  в
т.ч.  5 законов и 26 постановлений. Одним изцентральных вопро-
сов  повестки дня второго Съезда народныхдепутатов было обсуж-
дение мер пооздоровлению  экономики.  Был обсуждён  вопрос  о
борьбе сорганизованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады
комиссий,  посвященных как внешнеполитическим проблемам(оценка
договора  о ненападении  между  СССР и Германией от 23 августа
1939 г.,политическая оценка ввода советских войск в Афганистан
в  1979 г.)  так  и внутриполитическим (о следственной группе
Гдляна, особытиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях)...
    Когда открылся  Первый Съезд  народных  депутатов, многие
возлагали на негосвои надежды  на  лучшую жизнь.  Но,  как  и
многим надеждамнашего народа, им не суждено было оправдаться.
Первый Съездназывают теперь «игрой в демократию», каковой  он,
собственно, иявлялся. Ко  Второму  Съезду интерес  людей  уже
заметно  поутих. Народу  уже  стало ясно,  что  нельзя одним
волшебным взмахомсделать жизнь  лучше.  Реформа избирательной
системы являласьделом необходимым, но  конкретного,  насущного
она народу даланемного.
              @Введение президентства в СССР.
    Летом-осенью 1989 года реформаторы в  КПСС, не  захотевшие
избавиться  от цепких  объятийконсерваторов,  дали демократам
возможностьнабрать политическую силу и влияние, позволили  им
представить  правоцентристское единство в КПСС какстратегичес-
кую линию,  а не как временный тактический манёвр.  Ситуация в
стране  требовала решительного развития курса насмешанную эко-
номику,  на создание правового государства изаключение  нового
союзногодоговора. Все это объективно работало на демократов.
    К зиме 1989/90 года политическая ситуациясущественно изме-
нилась. Горбачев,не без оснований опасаясь, что весенние выбо-
ры в республикахприведут к победе радикальных сил («Демократи-
ческая  Россия» и  другие),  которые сразу  же — по   примеру
Прибалтики — постараются занять независимую позицию в отношении
возглавляемого имВерховного Совета Союза, сделал шаг,  против
которого он  и его  единомышленники  выступали ещё  несколько
месяцев назад.Используя  свой  авторитет в  возглавляемом  им
Верховным СоветеСССР, он сумел — при  сопротивлении  Межрегио-
нальнойдепутатской группы -  провести  решение об  учреждении
поста ПрезидентаСССР.
    Став Президентом   СССР,    Горбачев   получил    широкие
политическиеполномочия и тем самым сильно укрепил свою власть
в стране.
    Это было почти год назад.  Но за прошедшеес тех пор время
ситуация вновьизменилась.  Сначала произошел сдвиг  «влево»  в
расстановке силна политической арене. В России победу на выбо-
рах,  хотя и с минимальным перевесом,  одержал блок «Демократи-
ческаяРоссия».  Лидером  парламента РСФСР  стал  Б.Н.Ельцин -
— неординарный  политик:  с одной  стороны,  он символизирует
«сильную  личность»  (известны те  «крутые»  методы, которыми
Ельцинпользовался в бытность его Первым секретарем МГК  КПСС),
с  другой стороны  -  он прост,  открыт,  демократичен,   его
политическому  стилю присущ  популизм.  Демократы  возглавили
Московский,Ленинградский и ряд советов других крупных городов.
Схожее положениесоздалось  на  Украине, в  Молдове,  Армении,
Грузии, в Прибалтийскихреспубликах.
    Затем политическая  борьба  перешла на    государственный
уровень.  Сложилось фактическое  многовластие,  при   котором
союзные иреспубликанские структуры не могли ни действовать без
оглядки друг надруга,  ни  договориться между  собой.  «Война
законов»  между Союзом  и  республиками велась  с  переменным
успехом и к  зиме 1990/91  года  достигла апогея  в  связи с
трагическимисобытиями в Прибалтике,  борьбой  вокруг Союзного
договора и  союзного бюджета.  Все  это происходило  на  фоне
быстрого развалаэкономики, межнациональной конфронтации между
республиками ивнутри их.
    В результате наметился очередной сдвиг вумонастроениях об-
щества. Послетого, как в крупных индустриальных центрах России
и Украины квласти пришли демократы,  прошло немаловремени, но
ситуацияпродолжала ухудшаться. Более того, демократия явствен-
но вырождалась ванархию, усиливая  тоску  по «сильной  руке».
Подобные  настроения овладели  и  Верховным Советом  СССР:  в
декабре  он, опасаясь  непредсказуемого   развития   событий,
делегировалПрезиденту дополнительные полномочия, а  заодно  -
дополнительнуюответственность.
                       @*  *  *
             @ Б.Н. Ельцин как ПрезидентРоссии.
     Существуют, видимо,  несколько типов,  моделей  поведения
«первоголица» государства. «Вождь» знает,  какнадо,  и ведёт
народ к новым иновым свершениям. «Патрон»  заботится  о  том,
чтобы все членыбольшой семьи-государства были довольны, сыты и
друг друга необижали.«Арбитр»  следит  за соответствием  всех
проявлений жизниписаным и неписаным законам. И т. д.
     Первая, «бунтарская»,  часть политической карьеры Ельцина,
казалось,  закончилась 29  мая 1990 года,  когда он был избран
председателемВерховного Совета России.  Впрочем,  трудно было
ожидать, что вновой роли он напрочь откажется от прежних поли-
тическихпривычек.  Став через годпрезидентом,  Ельцин  вскоре
продемонстрировал,  что  намерен  сочетать в своей деятельности
все три моделиповедения. Наверное, харизматический лидер так и
должен был себявести, именно этого и ждали его приверженцы.
     Осознавая себя внепартийным,  выражающим интересы  целого
народапрезидентом,  Ельцин поневоле стремитсядержаться за все
рычагивласти,  не довольствуясь ролью главыеё  исполнительной
ветви.  Этим, по-видимому, и обусловлен стиль поведения прези-
дента, которыйаналитики именуют «конфронтационным». Конфронта-
ция заложена втом,  что Ельцин всё время стремитсядействовать
в системепростейшей,  привычной ему с 1987 годасхемы: массы и
лидер.  Советы, Конституционный  суд  и кто бы то ни было ещё,
претендующий насамостоятельную политическую роль, т. е. на вы-
ражение  части  «застолблённых»президентом народных интересов,
неизбежно рискуютбыть объявленными «реакционными», «утративши-
ми доверие»и т. п.
     Одним из самых трудных, испытаний,  ожидавших Ельцина на
посту президента,стало другое — сочетание лозунгов «ДемРоссии»
с императивомроссийской державности. На первых порах  Ельцин,
как   помнится,   «раздавал»   суверенитеты    «каждому    по
способностям»,но  обещал  сберечь единство  России.  Но ведь
единствоподлинной, исторической России, существовавшей с  1922
года подпсевдонимом «СССР», было разрушено в Беловежской пуще.
Неясно, был лиЕльцин инициатором беловежских соглашений, каким
именно виделосьему тогда СНГ и т. д. Но сам факт участия в уп-
разднении СССРстал, пожалуй, самым крупным и драматическим со-
бытиемполитической биографии Ельцина. А когда внутри РФ  Чеч-
ня взяла«слишком много» суверенитета, Ельцин попробовал  вме-
шаться, нобезуспешно.
     Некоторое время назад Ельцин вдругобъявил, что он «нацио-
налист»(конечно,  в смысле приверженностинациональной  идее).
Но  следует все же признать,  что внутрироссийская региональная
политика остаетсяпока одним из самых слабых мест администрации
Ельцина.
                       @*  *  *
            @Анализ либеральных и другихдвижений.
     Почему не успев народиться,  демократия уступает место ав-
торитарномупрезидентскому режиму и происходит «перестройка пе-
рестройки»?
     Во-первых, демократия,   в отличие  от  «демократизации»,
предполагаетопределенный тип общественных отношений,  и  опыт
мировой историиэто подтверждает. Прежде всего, демократия тре-
бует,  чтобы в обществе друг другу  противостояли свободные  и
равныесобственники, которые наделены всеми гражданскими права-
ми. Из этихпредпосылок демократии у нас наличествует в лучшем
случае  лишь одна  — формальное равенство.  Но равенство людей
несвободных(вспомните про паспортный режим, прописку, лимиты,
визитки италоны), практически лишенных собственности. На такой
почведемократизация неизбежно ведет не к демократии, а к  ох-
лократии,  к власти толпы,  а не народа. Если бы экономическая
реформапродвигалась хотя бы вровень  с  демократизацией!..  Но
этого неполучилось, а посему складывающиеся политические формы
и институты былилишены адекватного демократического содержания
и  работали не столько на укрепление,  сколько на дискредитацию
демократии.
     Естественное и  закономерное размежевание в стане демокра-
тических сил,  начавшееся буквально сразу после  того, как  им
удалось  решить свою первую задачу — потеснить укормила власти
партийнуюноменклатуру,  отнюдь не укрепило шансыдемократичес-
койперестройки.  Пока демократы выступали«против» власть пре-
держащих,набирали очки в предвыборных кампаниях, они были еди-
ны. На как толькоперед ними стал вопрос о позитивной программе
действий,  в лагере победителей начались разногласия.Обнаружи-
лось, чтонаиболее организованное, опирающееся на мощную систе-
мы органовмассовой информации крыло демократов, стоит на пра-
волиберальных,  пробуржуазных позициях. Более умеренные, нотак
же либеральные вцелом позиции занимает центристский блок. Су-
ществует  также альтернативный им блок — «Леваядемократия».  В
него вошлинекоторые малочисленные партии и движения социалис-
тическойориентации.
     В таком размежевании нет ничегонеожиданного: понятно, что
интересы будущихпредпринимателей,  будущих средних слоеви бу-
дущих наемныхрабочих по мере развития рыночных структур, мягко
говоря, не могутбыть во всем одинаковы. Понятно и то, что рас-
полагаянесравненно лучшей материальной и пропагандистской  ба-
зой, а так жеискушенными идеологами, талантливыми публицистами
и умелымиораторами,  либералы завладели не толькообщественным
вниманием, но иопределенным политическими рычагами.
     Разумеется, и в стане  советских либералов  имеются  свои
проблемы  и разногласия.  Однако расхожденияво взглядах между
представителямилиберального лагеря не очень существенны. Глав-
ное для них — категорическое неприятие не только административ-
но-команднойсистемы,  но и «гуманного,демократического социа-
лизма».  По общему  мнению либералов,  последний несовместим с
принципамисвободы личности,  неприкосновенностичастной  собс-
твенности,политического плюрализма.
     Гораздо серьезнее расхождения междулибералами  и  другими
нарождающимисядвижениями — в первую очередь новым рабочим дви-
жением. В 1990году была образована Федерация независимых проф-
союз


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.