Реферат по предмету "История"


Реформы Александра I. Деятельность М.М. Сперанского

Тема: «Реформы Александра I.
Деятельность М.М. Сперанского»СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ                                                                                                      2
РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА I
 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА I                                                          4
  РЕФОРМАТОРСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА I                                              5
  ПОСЛЕВОЕННЫЕРЕФОРМЫ                                                                                      11ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М.СПЕРАНСКОГО
  КРАТКАЯ БИОГРАФИЯМ.М.СПЕРАНСКОГО                                                            13
  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬСПЕРАНСКОГО                                                                                14
  КОДИФИКАЦИОННАЯРАБОТА                                                                                   20ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             23
БИБЛИОГРАФИЯВВЕДЕНИЕ
         К началу XIXв. в России начинают проявлятьсяновые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новыеоснования. Во внешней политике продолжается территориальное и национальноеобъединение русской земли.
      Во внутренней политике — это необходимость уравнять сословия общимиправами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждоецарствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Но каждыйраз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние,война или особенности личного характера правителя, останавливали правительствона полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принималоразличные формы.
         Уже в конце царствования Екатерины IIраздавались одинокие голоса противсуществующего порядка, особенно против отношений между основными классами — дворянством и крепостными крестьянами. Борьба с сословными привилегиями былаосновной из главных задач Павла I. Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегиидворянства, отменил губернские дворянские собрания и выборы, отменил свободудворян от телесных наказаний. По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената,дворяне, высшие слои городского населения, белое духовенство за уголовныепреступления подвергались телесным наказаниям наравне с людьми податных сословий.Павел Iпревращал равенство прав в общее бесправие.
      Была попытка облегчения участи крепостных крестьян. По указу от 5 апреля1797 г. была определена мера крестьянского труда в пользу землевладельца (тридня в неделю). Но эта деятельность была лишена твёрдости и последовательности.Правительство Александра Iсобиралось пойти навстречу реформам, но начавшаяся война1812 г. остановила Александра Iна его пути, на который он так решительно вступил.
      Наивысший подъем Российского государства приходится на первую
четверть 19 века. Это связано систорической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Всестраны Европы приветствовали победительницу. России не было равных по силе вэту эпоху. Именно в данный период нашей истории царствовал Александр 1- одна изсамых загадочных фигур в русской истории.
      Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отношенияземлевладельцев с крестьянами и улучшить положение последних, он не только неослабил крепостного права, но и содействовал его расширению.
      Необходимо было установить новые законодательные отношения междуклассами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройствогосударственного хозяйства (финансы).
      Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическоенастроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись отнего. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственнымдоверенным сотрудником императора. Это был Михаил Михайлович Сперанский.
         Вероятно, ни о ком из государей невысказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы,современники и нынешние исследователи, для многих Александр Iтак и остался «неразгаданным Сфинксом».Научной биографии этого самодержца нет в исторической литературе советскогопериода. За рубежом личность и правление Александра 1, неразрывно связанные сважнейшими событиями истории Европы первой четверти XIX века, вызывают всевозрастающий интерес, и зарубежными авторами написано о нем несколько работ.
РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА IФормированиеличности Александра 1.


      АЛЕКСАНДР I [12 (23) декабря 1777, Петербург — 19 ноября (1 декабря)1825, Таганрог], российский император (1801-1825), первенец великого князяПавла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны.
      Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицейЕкатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя,продолжателя своего дела. Наследник престола оказался в ужасной атмосфересложных родственных отношений, которая сложилась между императрицей-бабушкойЕкатериной II и опальными родителями. Это в свою очередь, не могло неотразиться на формировании характера будущего императора. Екатерина усерднозанималась его воспитанием, сама составила для него «Азбуку», в которой были нетолько даны конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самоговоспитания. Воспитание Александра I было основано на принципах естественности,разумности, свободы человеческой личности, нормального здорового быта. В воспитателик Александру был приглашен швейцарец Фридрих Цезарь Лагарп, республиканец поубеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения,симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал системуроссийского самодержавия. В последние годы царствования бабки Александр находилвсе больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневнойполитической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, чтоспособствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. ВГатчине Александр впитывал дух военщины, муштры, порядка, педантичности, чтотак не гармонировало с либеральными идеями Царскосельского воспитания, чтоприводило его к душевному разлому, к необходимости уже в раннем возрастепримирять непримиримые вещи.
      Большим потрясением для Александра, несомненно, стала попытка Екатериныпередать ему престол в обход законного наследника Павла Петровича. Эта идеявпервые была высказана Екатериной ещё в 1787 году, когда Александру не было и10-ти лет. Позднее эта идея приняла чёткие очертания династического кризиса, когдав 1793-1794 годах Екатерина выдвинула в среде своих советников план лишенияПавла престола.
        И отец, и сын были осведомлены о планахЕкатерины и противопоставлены друг другу. Александр уверил отца в нежеланиипринять престол, дал Павлу клятву на верность и назвал его «императорскимвеличеством». Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояниеАлександра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.
      26 сентября 1793 г. состоялась свадьба Александра. Вскоре брачный угарпрошел, и он совершенно забыл о жене. Из Гатчины Александр вынес увлечениефронтовыми учениями, военной выправкой, муштрой, военными парадами. Это былоего единственное увлечение в жизни, которому он никогда не изменял и которое онпередал своему преемнику.Реформаторская деятельность Александра1.
      Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России сначала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместнуюгосударственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялисьдругими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению либонеизбежно вытекали из их разрешения.
      Уравнение сословий перед законом изменяло самые основания законодательства;таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласиеразличные узаконения, прежние и новые. Далее, перестройка государственногопорядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательногоуровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывалодвойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушаетсястарое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюдапредставлялась правительству необходимость руководить общественным мнением,сдерживать его справа и слева, направлять, воспитывать умы. Наконец, ряд войн ивнутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным положениемгосударства и внутренний, социальный склад общества, колебал государственноехозяйство, расстраивал финансы, заставлял напрягать платежные силы народа иподнимать государственное благоустройство, понижал народное благосостояние.
      Александр 1 вступил на престол 12 марта 1801 г. Воцарение Александраприветствовалось практически всеми слоями общества. С первых дней своего вступленияна престол Император Александр I заявил, что собирается провести в России рядреформ, с целью недопущения в дальнейшем деспотичного правления. Более того, отАлександра I ждали преобразований. Он намеревался осуществить радикальнуюреформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшейвсем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная“революция сверху” приведет, фактически к ликвидации самодержавия и готов был вслучае успеха удалиться от власти. Начало царствования Александра, его самыепервые указы, в том числе и манифест о восшествии на престол, возбудили надеждыу образованного общества и представителей всех политических группировок. В этомманифесте Александр обещал управлять «по закону и сердцу» Екатерины II. Этодавало надежду и либералам – на возвращение политики «просвещённогоабсолютизма» и проведение ряда реформ, и консерваторам – на возвращениестатус-кво, существовавшего до бурных и, казалось, бессмысленных перемен ПавлаI. Однако Александр также понимал, что нуждается в определенной социальнойопоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как состороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их“екатерининских стариков”.
      В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные,реакционные и карательные меры Павла.Причём, запреты были сняты как в вопросах личной, частнойжизни (о свободе передвижения), так и в экономической сфере (снятие большинстваограничений при ввозе и вывозе товаров за границу). Правда, необходимо помнить,что незыблемые права и свободы могли иметь, главным образом дворяне и,частично, купечество, горожане и государственные, черносошные крестьяне.Крепостные крестьяне в то время юридически не обладали никакими правами кромеправа на жизнь.
     Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Быливозвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (более 10тыс.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные исосланные «тайной экспедицией». Было запрещено применение пытки. Разрешено былооткрыть частные типографии; было отменено запрещение ввоза иностранных книгиз-за границы и разрешен свободный выезд русских подданных за границу. Вуказах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым онбудет руководствоваться: на место личного произвола водворять строгую законность.Для устранения произвола он указывал на необходимость коренных, т. е. основных,законов, которых почти еще не было в России. В таком направлении велись преобразовательныеопыты первых лет. С первых дней нового царствования императора окружили люди,которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах.
ИмператорАлександр, естественно, не мог не понимать, что, с одной стороны, обсуждать, атем более проводить в жизнь либеральные реформы можно лишь силой самодержавнойвласти. С другой — правление Павла показало, что проведение каких бы то ни былопреобразований без учёта мнений сановной аристократии, высшего офицерства оченьопасно.
Основным центром, в которомразрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. Внего вошли молодые друзья царя – граф П.А. Строганов, польский князь А.Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Пятым членом Негласного комитета, формальноне участвовавшим в заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе1801 года. Все они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему задельцами екатерининского времени; были приверженцамилиберальных идей и считали необходимым реформировать государственное устройствоРоссии. Основными вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, сталиукрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и системаобразования.
        Задачей этого комитета было помогатьимператору «в систематической работе над реформою бесформенного зданияуправления империей» так выражена была эта задача в одной записи. Положено былопредварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразоватьотдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложениемустановленным на основании истинного народного духа». Начали с центральногоуправления.
       Собиравшийся по личному усмотрениюимператрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен былпостоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», получивший право опротестовывать действия и указыцаря.  Он состоял из 12 высшихсановников без разделения на департаменты. Фактически Непременный совет былсоздан для разработки проектов реформ, но в первые месяцы его существования тамрассматривались текущие дела по вопросам внутренней и внешней политики. 
      После рассмотрения в Негласном комитете царским указом от 8 сентября1802 года была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместовведенных Петром 1 коллегий были учреждены министерства: военное,военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народногопросвещения, юстиции. А также было введено Государственное казначейство на правахминистерства. Началось составление единого бюджета государства, но из-зазначительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственноперед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам.Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитетминистров, статус которого был определен лишь в 1812 году. Комитет становилсясовещательным органом при императоре. Это впервые появилось в системе центральныхроссийских учреждений. Главным отличием новых органов центрального управлениябыла их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместопрежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату.            
      Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятойновым императором. Эта мера, конечно, укрепила центральное управление. Норешительной победы борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничествомдостигнуто не было. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии,всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.
      Изменения в системе государственного управления не могли не отразится наположении православной церкви, которая во многом была частью государственногоаппарата. Здесь единовластным начальником становится обер-прокурор, который в18 веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.
      Одновременно была осуществлена реформа Сената. Всем министрампредписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право ставитьвопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим. Но вскореСенат фактически был низведен до прежнего положения.
       Одновременно с реформамиадминистративными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резкозаявлено было направление, в каком предполагалось действовать; направление этосостояло в уравнении всех общественных состояний перед законом. Затронут былщекотливый вопрос о крепостном праве. Александр 1 принимал меры к облегчению положения крестьян, ношаги в его решении этой проблемы были крайне осторожными.
      12 декабря 1801 года был издан указ, предоставить право владеть землей
купцам, мещанам и казеннымкрестьянам, которые отныне могли покупать ненаселенные земли. Уже в началецарствования Александр 1 прекратил раздачу государственных крестьян в частныеруки. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополиюдворянства, которое до этого одно пользовалось правом приобретать землю вличную собственность. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 годаиздан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение сосвоими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельнымисемьями. Закон 20 февраля был первым решительнымвыражением правительственного намерения отменить крепостное право.
       Больших успехов достигло в эти годыправительство на поприще народного просвещения. Реформацией в этой области, а также в области печатибыло призвано руководить учрежденное в 1803 году Министерства народногопросвещения. В этом же году был утверждено новое положение об устройствеучебных заведений. В основу системы образования были положены принципыбессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатностьобразования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета.Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступенейприходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.
        Помимо существовавшего с 1755 годаМосковского университета в 1802-04 гг. были открыты Дерптский, Виленский,Харьковский, Казанский университеты. В 1804 году в Петербурге основан Главныйпедагогический институт,  учреждены Харьковский, Казанский иСанкт-Петербургский университеты. Вся Россия была разделена на 6 учебныхокругов, с «попечителями» во главе. По Уставу все университеты получилизначительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, собственный суд,невмешательство административных властей и полиции в дела университета и возможностьсамостоятельно решать свои хозяйственные вопросы.  Это послужило поводом для смягчения цензуры,ибо издание научных книг было бы затруднено в России.
Таковы были первые опытыперестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпохупреобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывалисьи страдали важными недостатками: не всегда решения и указы были согласованыодин с другим, велись чрезвычайно торопливо.
      Затем последовали внешние события, на некоторое время отвлекшие императораот внутренних работ. Это было участие в двух коалициях против Франции — в 1805г. в союзе с Австрией, в 1806 — 1807 гг. — в союзе с Пруссией. Во время этихвойн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачиохладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра.Собранные им наблюдения, поселили в нем недовольство к окружающим. Членынеофициального комитета один за другим удалились от императора, заседанияпроводились все реже. Требовался принципиально новый подход к решению задач.
        Разочарованиев ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных ине связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А.А.Аракчеева, а позднее М.Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром,и М.М. Сперанского, который стал единственным доверенным сотрудником императораи  которому Александр поручил разработкунового проекта государственной реформы.  Послевоенныереформы
       Укрепив в результате победы над французамисвой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного временипредпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было созданоВеликое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственнымсеймом и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании
конституции ЦарствуПольскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местногосамоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близкие к императору люди (вт.ч. А.А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапнойликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н.Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственнойуставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройствостраны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложенона неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что неимеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности.Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическимимечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики.Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстанииСеменовского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва вРоссии, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры.
       Одним из парадоксов внутренней политикиАлександра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попыткиобновления российского государства сопровождались установлением полицейскогорежима, позднее получившего название “аракчеевщины”. Ее символом стали военныепоселения, в которых сам Александр видел один из способов освобождения крестьянот личной зависимости. В 1817 вместо Министерства просвещения было созданоМинистерство духовных дел и народного просвещения. Под его руководствомфактически был осуществлен разгром российских университетов, воцариласьжестокая цензура. В 1822 Александр запретил деятельность в России масонских ложи иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за“дурные поступки” ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император былосведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринялникаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.
       Император умер на 48-м году жизни,полный сил. К моменту смерти обнаружилось, что вопрос о престолонаследииРоссийской империи находится в неясном противоречивом состоянии в связи споследними распоряжениями Александра, и это породило неразбериху во дворце исуету в структурах власти.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М.СПЕРАНСКОГО
Краткая биография М.М.Сперанского.
      Михаил Михайлович Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным.В начале XIX века его стараниями в России была введена министерская системагосударственного управления (министерства финансов, иностранных дел, военное,морское, МВД, полиции, юстиции, народного просвещения). Придуманная им системаминистерств действует и сейчас. Он составил полный свод законов страны. Егоучасти не позавидуешь, он был своим среди чужих. По образованию, способностям ичину принадлежал к самому привилегированному кругу, но близких друзей не имел.Даже те немногие люди в высшем свете, которые уважали и восхищались его способностями,сторонились его.
      Сперанский родился в январе 1772 г. в семье сельского священника селаЧеркутина Владимирской губернии. Его отец, простой неграмотный деревенский поп,определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. он былотправлен в Петербург Первую духовную семинарию. После окончания в 1792 г.семинарии Сперанский был оставлен преподавателем математики, физики икрасноречия, французского языка. Все предметы Сперанский преподавал с большимуспехом. С 1795 г. он стал также читать лекции по философии и получил должность«префекта семинарии». Жажда знания заставила его перейти награжданскую службу. В 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярногосоветника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А.Б. Куракина. Каждыйпоследующий год он будет получать повышение: через три месяца станет коллежскимасессором, в 1798 году надворным советником, в 1799 коллежским советником, в1799 году советником статским, в 1801 году действительным статским советником.
      Восшествие на престол Александра I нарушило однообразие его карьеры.Сперанского позвал к себе в секретари Д.П. Трощинский, ближайший помощник царя.Карьера его была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половинойгода государственной службы Сперанский имел чин, равный генеральскому званию вармии и дававший право на потомственное дворянство.   
        Вчерашний семинарист подобрался к самымвершинам государственной власти.Деятельность М.М.Сперанского.
       В первые годы царствования Александра IСперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проектыдля членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. Послеосуществления реформы в 1802 г. он был переведен на службу в Министерствовнутренних дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., былиредактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутреннихдел.  В 1803 г. по поручению императораСперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учрежденийв России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии,создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательноразработанного плана. 
     Однако практического значения Записка неимела. Лишь в 1807 г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитскогомира, в условиях внутри политического кризиса Александр I вновь обратился кпланам реформ. Александр поручил ему руководство Комиссией составлениязаконов,  дал ему поручение выработать общийплан государственного преобразования.
       Этой работой Михаил Михайлович занималсяпочти год. Он работал по 18-19 часов в сутки: вставал в пять утра, писал, ввосемь принимал посетителей, после приема ехал во дворец. Вечером опять писал.В октябре 1809 года он представил царю свой план.
       Сперанский предлагал «обустроитьРоссию» наподобие нынешних процветающих монархий. План государственногопереустройства начинался с первой российской конституции (Другой выдающийсябюрократ Сергей Витте ровно через сто лет заставил все-таки последнего монархаее принять.) Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органывласти четырех степеней — на уровне волости, губернии и империи. Но участие вуправлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественнымцензом.
       План Сперанского (законченный осенью1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений законодательных,судебных и исполнительных, или административных.
       Высшим распорядительным органом являласьГосударственная дума, которая стояла во главе законодательных учреждений ируководила сетью волостных, окружных и губернских дум. Предлагалось создатьминистерства во главе исполнительной власти и Сенат — во главе судебныхорганов, с соответствующими нижестоящими учреждениями.
       Учреждался также и другой верховныйорган, призванный объединить деятельность законодательной, исполнительной исудебной властей, — Государственный совет, состоящий из высших государственныхсановников, по назначению монарха. Со временем он стал влиятельнойгосструктурой и просуществовал до октябрьской революции. Ввиду сложности и трудности делапреобразование было начато сверху. Государственный Совет разделялся на четыредепартамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4)государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всехдепартаментов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо,им назначенное.Этот орган не обеспечивал участияобщества в управлении. Это привело бы к преобразованию монархии из судебной вконституционную.
      Законодательный ряд образовали «думы» волостные, уездные, губернские игосударственная. Исполнительной властью являются правления волостные, уездные игубернские, избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть,министры, назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды, затемуездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участиемприсяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которогоизбираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором.Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционноймонархии. Сперанский был искренне убежден, что его проект по ограничениюсамодержавия полностью отвечает чаяниям государя. Об этом поразительном посвоей смелости плане современники даже не узнали. От всего пакета реформ осталосьлишь несколько позиций.
       Пожалуй,единственный человек, который смог оценить бюрократический гений Сперанского,был Наполеон. Он говорил Александру, что отдал бы за такого чиновника полФранции. Александр одобрил в общем план Сперанского и предполагал начать егоосуществление с 1810 года.
       Особенное внимание Сперанский обратил насостояние финансов. Русские финансы находились в то время в довольнобезотрадном состоянии. Периодические колебания, которым эта часть нашегоуправления подвергается с тех пор, как существует, возобновились в началецарствования Александра I
        Император Александр не знал, кому вверитьэто министерство, и поручив его наконец, за отказом от других, Гурьеву,потребовал от Сперанского плана возможного преобразования. Сперанскому былопоручено решение такой фундаментальной (откладывавшейся со времен Екатерины П)и остро стоявшей проблемы, как оздоровление государственных финансов. В соответствиис намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемырегулирования государственных финансов. Сперанский составил «План финансов»,который лег в основу царского манифеста 2 февраля 1810 года. Меры эти далирезультат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходыгосударства возросли. Наконец, в расходах в первый раз был какой-нибудьпорядок. Благодаря этим мерам доходы в течение двух лет были удвоены. Несмотряна ропот общества на налоги, а министров — на контроль и отчетности, несмотряна мрачные предсказания со всех сторон, правительство освободилось от главныхсвоих затруднений. Однако, все затеи потерпели неудачу из-за потребности вденьгах для антинаполеоновских походов.
       В 1810 -1811 гг.последовало преобразование министерств, учрежденных в 1802 г.; было учрежденоновое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено;министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении ипоощрении земледелия и промышленности». Кроме министерств были учреждены«главные управления» путей сообщения, государственного контроля и главноеуправление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерстваделились на департаменты (с директором во главе), департаменты на отделения. Извысших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министровкомитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств. Присоставлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторыенормы французских гражданских законов (так называемый Кодекс Наполеона),усматривая в них последнее слово юридической науки.
        По проекту Сперанского политическиеправа получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. Особымуказом Сперанский ограничил привилегии дворянства. По его мысли, все правадолжны подразделяться на три группы: 1) общие гражданские права для всехжителей России, независимо от их общественного положения; 2) особые гражданскиеправа для того или иного класса; 3) политические права, даваемые только собственникам.Подразумевая, что крепостное право будет уничтожено, он предполагалсуществование трех классов:  дворянства,среднего состояния и народа
рабочегоё
       Проект Сперанского встретилпротиводействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших егослишком радикальным и “опасным”. Александр I пошел навстречу их требованиям, ипроект Сперанского император решил осуществлять поэтапно. Сперанскийприсутствовал, сидя по правую сторону от царя, на еженедельных заседанияхсозданного им и насчитывавшего 35 членов Государственного совета. Удалосьосуществить лишь некоторые части плана Сперанского: он не сумел понятьдвойственности характера императора, напуганного явной оппозицией дворянствановым, либеральным течениям, не сумел заручиться и содействием знати и придворныхкругов.
       В 1810 году вводится разработанноеСперанским “Общее учреждение министерств”, которое определяло состав, пределвласти и ответственность министерств. А в 1811 году завершена реорганизацияминистерств.
      Проводимые Сперанским реформы вызывали недовольство у многих. Но винитьв этом можно и самого Александра, постоянно колебавшегося, страшившегосявозможного недовольство дворянства. А оно, это недовольство, уже при первыхопытах Александра и Сперанского по государственному переустройству Россиигрозно дало о себе знать. Об этом говорили открыто, не зная еще, в чем состоитугрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову примысли, что конституция уничтожит крепост


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.