Реферат по предмету "История"


Русь в период феодальной раздробленности. Реформы М.С. Горбачева

1. Государство и право Руси впериод феодальной раздробленности
 
Первыми десятилетиями XII в.закончился раннефеодальный период истории Киевской Руси, началась эпохафеодальной раздробленности.
Русские летописцы, отражающиепозиции религиозной теории истории, обозначили причины распада государства как «наказаниеза грехи», как «Божий гнев на гордость и высокомерие князей», искупление черезстрадание.
Представителивсемирно-исторической теории (XIX – нач. XX вв.) Н.М. Карамзин (1766–1826),С.М. Соловьев (1820–1879) характеризовали этот период временем «темным,молчаливым», «скудным делами славы и богатым ничтожными распрями».
Позднее либеральный историк В.О. Ключевский(1841–1911) стал говорить не о раздробленности, а об «удельном строе», называяпериод «удельными веками». Терминология Ключевского подразумевала децентрализациювследствие осуществления принципа, множившего деление земель и власти внутрикняжеского рода. Наследство переходило не от отца к сыну, а от старшего брата –среднему – младшему.
Материалистическое направлениевсемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в немприоритет развитию общества.
В материалистической историографиигосударственная раздробленность рассматривается как «феодальная раздробленность».Б.А. Рыбаков, И.Я. Фроянов, Н.И. Павленко, В.А. Федоров идр. рассматривают феодальную раздробленность как закономерный этап впоступательном развитии производительных сил[1].
Согласно формационной схемехарактерной чертой феодализма является замкнутость хозяйственно-политическихструктур. Раздробленность при этом трактуется как новая форма государственнойорганизации, а главной причиной раздробленности является господство замкнутогонатурального хозяйства. Считалось, что натуральная замкнутость отдельных земельдавала возможность полнее использовать хозяйственный местный потенциал.
На протяжении XII – первойполовины XIII в. Русь продолжала развиваться по восходящей линии и поуровню экономики и культуры входила в число наиболее развитых стран Европы.
По мнению академика Б.А. Рыбакова,этот этап исторического развития Руси правильнее называть не периодомфеодальной раздробленности, а начальным этапом развитого феодализма[2]. Его характерными особенностями были:углубление процессов феодализации в городе и селе, а также дальнейшая кристаллизацияи обособление отдельных древнерусских княжеств.
Экономическое развитие Руси XII–XIII вв.проходило по пути укрепления вотчинного хозяйства. Еще в раннефеодальный периодво всех землях Руси сложились феодальные отношения, местная родоплеменная знатьпревратилась в крупных феодалов, выросли и окрепли городские центры. Современем в каждом главном городе земли прочно закрепились удельные князья,основавшие в них свои местные династии.
Теперь князья боролись не зазахват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счетсоседей. Они уже не стремились менять свои княжения на более богатые, а преждевсего заботились об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захватаземель более мелких феодалов и смердов. С ростом числа феодально зависимыхлюдей эксплуатация их труда в вотчинном хозяйстве становилась основой экономическоймощи князя-феодала. Он заводил дружину, служившую ему для охраны его собственностии захвата новых земель. Дружинники тоже были феодалами, но менее крупными и зависимымиот князя, поскольку получали от своего господина землю или долю княжескихдоходов.
В вотчинном хозяйстве крупныхфеодалов-князей производилось все для них необходимое. Это, с одной стороны,укрепляло их суверенитет, а с другой – ослабляло власть великого князя. Великийкнязь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратитьили хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослаблениецентральной власти и привело к тому, что некогда могущественная Киевская Русьраспалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимисягосударствами. Их князья имели все права суверенного государя: они решали сбоярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир изаключали любые союзы.
Черниговская и Новгород-Северскаяземли оказались в руках Ольговичей, Смоленская – Ростиславичей,Владимиро-Суздальская – Юрьевичей, Волынская – Изяславичей, Полоцкая – Брячиславичей.Только Киев и Новгород в силу разных причин не превратились в наследственныевотчины; в них в продолжение всего периода феодальной раздробленности сиделикнязья различных династий.
К 30-м годам XII в. отдельныедревнерусские княжества настолько окрепли и выросли, что смогли начатьсамостоятельную, во многих отношениях независимую от Киева жизнь. Властьвеликого киевского князя, ставшего первым среди равных, отошла в прошлое ибольше не распространялась на все древнерусские земли. Наряду с киевским титул«великий князь» имели также владимирский, черниговский и некоторые другиекнязья, бывшие в своих княжествах полновластными хозяевами. Процессформирования новой политической карты Руси со многими центрами отвечалобщеисторическим условиям жизни древнерусских земель.
Новая стадия развития феодализмана Руси характеризовалась не только укреплением иммунитетных прав, но инеобычайно разветвленной системой вассально-иерархических связей.Господствующий класс на Руси представлял собой довольно сложную феодальнуюиерархическую лестницу, на верхних ступеньках которой стояли представителикняжеского рода, на нижних – бояре, дружинная знать, дворяне. Все они былитесно связаны между собой системой сюзеренитета – вассалитета, которая и вусловиях расчлененной формы землевладения оставалась определяющей системойгосударственно-правовых отношений.
Недолго, однако, продолжаласьмирная совместная жизнь боярства и обосновавшихся в землях князей. Уже совторой половины XII в. между ними возникают острые противоречия.Стремление удельных князей к единовластию в своих княжествах натолкнулось наяростное сопротивление крупных феодалов. Неудовлетворенные независимымположением князя и не получив от него тех прав и привилегий, на которые онирассчитывали, бояре нередко лишали его власти. В свою очередь князья, которымудавалось упрочить свое положение в земле, жестоко расправлялись с боярскойоппозицией.
Одновременно с экономическимразвитием древнерусских земель в XII–XIII вв. значительно расширилисьторговые связи между ними. Их укреплению способствовало наличие определеннойремесленной специализации как отдельных городов, так и целых районов. Успешноразвивалась в это время и международная торговля Руси; для защиты торговыхпутей от половцев неоднократно выступали объединенные дружины русских княжеств.
Опорой господствующего класса,основой идеологического влияния на массы была церковь, а высшее духовенство – частьюсамого господствующего класса. Церковь принимала активное участие и вполитической жизни Руси, в феодальных междоусобицах и классовой борьбе.
Политическая жизнь феодальной РусиXII – первой половины XIII в. характеризовалась постоянной конфронтациейтенденций единства древнерусских земель с их политическим дроблением.Напряженная междоусобная борьба князей и княжеских группировок происходила напочве отстаивания той или иной программы общерусского единства.
Политическое соперничествоотдельных княжеских династий Руси вызвало к жизни около середины XII в.систему дуумвирата – соправления на киевском столе князей двух княжеских линий,которые не желали уступать первенство друг другу. Соправление князей-дуумвировсыграло положительную роль в истории Южной Руси, поскольку оно в некоторой степенисмягчало остроту княжеских междоусобиц и способствовало объединению сил дляборьбы с половцами. Князья-соправители, за которыми постоянно стояли Смоленскоекняжество или Волынь, чернигово-северские или владимиро-суздальские земли,связывали Южную Русь с другими районами государства.
В политическом строе русскихземель и княжеств имелись местные особенности, обусловленные различиями вуровне и темпах развития производительных сил, феодальной земельнойсобственности, зрелости феодальных производственных отношений. В одних земляхкняжеская власть (в результате упорной, продолжавшейся с переменным успехомборьбы) смогла подчинить себе местную знать и укрепиться. В Новгородской земле,наоборот, утвердилась феодальная республика, в которой княжеская власть утратилароль главы государства и стала играть подчиненную, преимущественновоенно-служебную роль.
В условиях феодальнойраздробленности резко возросла роль общерусских и земельных съездов (снемов)князей и их вассалов, на которых рассматривались вопросы межкняжеских отношенийи заключались соответствующие договоры, обсуждались вопросы Организации борьбыс половцами и проведение других совместных мероприятий. Но попытки князейсозывом таких съездов сгладить наиболее отрицательные последствия утратыгосударственного единства Руси, связать свои местные интересы с встававшимиперед ними проблемами общерусского (или общеземельного) масштаба в конечномсчете терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними усобиц.
В результате дробления в качествесамостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города:Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское,Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Новгородскаяи Псковская земли и др., из которых пять – Киевское, Черниговское,Переяславское, Владимиро-Волынское и Галицкое – находились в пределахсовременной территории Украины. Через некоторое время, во второй половине XII ив XIII в., процесс дальнейшего политико-административного дроблениязахватил и их.
Период феодальной раздробленностиохватывает в целом XII–XV вв. Количество самостоятельных княжеств не былоустойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В серединеXII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынскогонашествия на Русь (1237–1240) – около 50, а в XIV в., когда уже началсяпроцесс феодальной консолидации, число их приближалось к 250.
С торжеством феодальнойраздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенностало ослабевать по сравнению с другими князьями и было сведено в конечномитоге на нет. Уже со второй половины XII в. выделяются сильные княжества,правители которых становятся «великими», «старейшими» в своих землях,представляя в них вершину всей феодальной иерархии, верховного главу. Досередины XII в. таким главой в масштабах всей Руси был киевский князь, носо второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям.
А в то же время на окраинахРусской земли зарождалась новая жизнь, возникали новые общественные центры,слагались новые общественные отношения. Наряду с дроблением в ряде земель Русичетко определились и тенденции к единству, выразителем которых была сильнаякняжеская власть. Возникновение и развитие Суздальской Руси, Новгорода и Галичаначинают уже собою иной период русской истории.
Целый ряд прогрессивных явлений – возникновениебольших экономических областей, преодоление замкнутости феодальногонатурального хозяйства, установление тесных экономических связей между городоми селом и другие, наблюдавшиеся в жизни Руси этого времени, не достигли ещетакого развития, которое остановило бы процессы дальнейшего дроблениядревнерусских княжеств[3].
Образовавшиеся самостоятельныекняжества признавали на первых порах власть Великого князя Киевского, но онабыла скорее номинальной. Киев стал первым среди равных княжеств-государств.Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии.
Единое государство («Русскаяземля») распадается на образования, получившие название «земли». Отношениямежду ними регулировались существовавшим тогда обычным правом и заключавшимисямежду ними соглашениями. Со второй половины ХII в. выделяются сильныекняжества, правители которых становятся «великими», «старейшими» в своихземлях. Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князейдругих русских земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связеймежду русскими землями, не вела к полной разобщенности. Оставались единымирелигия, язык, правовые нормы «Русской Правды».
В удельной Руси домонгольскогопериода во многих сферах общественной жизни наблюдался прогресс. Осваивалисьновые неплодородные земли, где развивалось хлебопашество, бурно развивалисьремесла (около 60 специальностей). Развитие ремесла сопровождалось бурнымростом городов, развитием местных рынков. Если в Киевской Руси было около 20городов, то в удельной – более 300. Удельные князья, став хозяевами земель,выступали в качестве организаторов строительства новых городов, укрепления ихкрепостями.
Децентрализация позволила лучшеприспособить политическое устройство земель к местным условиям. В одних земляхвеликокняжеская власть установилась в монархической форме (Владимиро-Суздальское,Галицко – Волынское княжества), другие стали боярскими феодальными республиками(Новгород, Псков). Самым ярким свидетельством поступательного развития Руси вэто время служит расцвет ее культуры.
В конце XII – начале XIII в.на Руси определилось три основных политических центра, каждый из которыхоказывал решающее влияние на политическую жизнь окрестных земель и княжеств:для Северо-Восточной и Западной (а также в немалой степени для Северо-Западнойи Южной) Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси –Галицко-Волынское княжество; для Северо-Западной Руси – Новгородская феодальнаяреспублика.
Владимиро-Суздальское княжество стало независимым во время правления сына ВладимираМономаха – Юрия Долгорукого (1132–1157 гг.). Географическое расположение(удаленность от степных районов и контроль над волжским торговым путем)способствовали притоку беженцев с южных княжеств и быстрому экономическомуразвитию. На фоне этих особенностей формировалась сильная княжеская власть.Земля рассматривалась как собственность князя, а ее население, включая бояр – вкачестве ее слуг, что вело к становлению княжеско-подданических отношений.
Преемник Юрия Долгорукого АндрейБоголюбский (1157–1174 гг.) энергично укреплял собственную власть игосударственность. Он перенес столицу во Владимир (при этом князь взял с собойсчитавшуюся чудотворной икону Божией Матери, повелев поставить ее воВладимире-на-Клязьме. Со временем эта икона Владимирской Божией Матери сталаодной из главных святынь русской земли), способствовал развитию культуры ипостоянно стремился распространить свою власть на другие земли.
Перенос столицы был вызванстремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старогоростово-суздальского боярства. Владимир же не имел сложившейся боярскойгруппировки и собственного веча, ограничивающего власть князя.
Отличительной чертой правленияАндрей Боголюбского стало и то, что после захвата и разорения Киева в 1169 г.владимиро-суздальским войском и союзными половцами, он не переехал туда, аостался во Владимире, продолжая политику укрепления собственного княжества.Жестокость и самовластие князя порождали заговоры вокруг него. В 1174 г.бояре Кучковичи ворвались ночью в княжеские покои и изрубили Андрея Юрьевичамечами.
Междоусобная борьба за княжескийстол завершилась победой его сводного брата Всеволода Большое Гнездо,прозванный так за многочисленность семейства. Всеволод подавил боярскуюоппозицию, укрепил княжескую власть. Время его правления – расцветВладимиро-Суздальской земли.
В начале ХIII в. Владимирская Русьраспалась на уделы: Владимирский, Ярославский, Ростовский, Угличский,Переяславский, Юрьевский и Муромский. В них утвердились потомки Всеволода.Княжества Северо-Восточной Руси в ХIV-ХV вв. стали основой формированияМосковского государства.
Галицко – Волынское княжество, располагавшееся на юго-западе русских земель, возникло врезультате объединения сильных Галицкого и Волынского княжеств. Особенностирасположения: соседство с польским и венгерским государствами, правители которыхактивно вмешивались во внутренние дела этих княжеств, наличие влиятельногоместного боярства, ведшего борьбу за власть не только между собой, но и скнязьями. Здесь имелись тучные черноземы, обширные лесные массивы изначительные залежи каменной соли.
На территории этого княжествавозникли крупные города: Галич, Владимир – Волынский, Холм, Берестье (Брест),Львов, Перемышль и др. Земли княжества находились в относительной безопасностиот кочевников.
Объединение Галицкого и Волынскогокняжеств произошло в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче. В1203 г. он захватил Киев и принял титул великого князя. Образовалось одноиз крупнейших государств Европы. Здесь так же, как и на северо-востоке Руси,установилась сильная великокняжеская власть.
Сын Романа Мстиславича Даниил,заняв в 1240 г. Киев, сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю.В дальнейшем Галицко-Волынское княжество было разорено татаро-монголами, аспустя 100 лет оказалось в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).
Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана доверховья Волги, от Прибалтики до Урала. Она избежала участи разорения отнабегов кочевников. Громадный земельный фонд находился в руках местногобоярства, выросшего из родоплеменной знати. Значительное развитие получилиохота, рыболовство, солеварение, производство железа. Город находился наперекрестке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее –с Востоком и Византией. Новгородом владел тот из князей, кто держал киевскийпрестол.
В результате восстания в 1136 г.боярство сумело выйти победителем в борьбе за власть. Новгород стал боярскойреспубликой Высшим государственным органом Новгородской республики было вече.Некоторые историки полагают, что вече – собрание не всего мужского населения, асобрание только владельцев городских усадеб. Вече принимало законы, утверждалодоговоры, рассматривало вопросы войны и мира, избирало городские власти:посадника, тысяцкого, выдвигало кандидатуру на должность архиепископа. Вечеприглашало князя, который возглавлял дружину. Он принимал присягу на верностьновгородским традициям, с ним заключался договор.
Если же учесть, что в Новгородеогромная роль принадлежала и княжеской власти, то можно сделать вывод осмешанном характере ее политической системы, состоящей из демократических,аристократических и монархических элементов. По сути же Новгородская земляоставалась монархией со слабой княжеской властью.
Несмотря на утвердившиеся вечевыеи олигархические институты власти, новгородцы, даже после изгнания Всеволода,продолжали приглашать князей (чаще всего из Суздальской земли). Князь являлсяне только верховным военачальником и высшей судебной инстанцией. Важно, чтодань народов Новгородской земли «Господину Великому Новгороду» не могла бытьадресована вечу, ее адресатом (хотя и формальным) оставался князь, которыйсчитался символом единства Новгородской земли, а также связующим звеном сРусью.
Жителям Новгородской земли удалосьотбить натиск немецко-шведской агрессии в 40-х годах ХIII в. Не смоглизахватить город и монголо-татары, хотя тяжелая дань и зависимость от ЗолотойОрды сказались на дальнейшем развитии этого региона.
2. Общаяхарактеристика государственно-правовых реформ М.С. Горбачева
Время, когда СССРвозглавлял М.С. Горбачев (с середины марта 1985 г. до конца декабря1991 г. он занимал посты генерального секретаря ЦК КПСС и ПрезидентаСССР), вошло в историю под названием «перестройка». Внутри этого периодавыделяются четыре этапа, качественно отличающиеся друг от друга. В основе ихвыделения лежат характер представлений о путях реформирования общества исоотношение политических сил, готовых отстаивать свою позицию.
Первый этап – апрель1985 г. – 1986 г. – прошел под лозунгом «ускорениясоциально-экономического развития советского общества». Преобразования в СССРосуществлялись на основе прежних, преимущественно административных подходов.Это время называют «авторитарной перестройкой».
В рамках второго этапа– 1987 г. – весна 1990 г. – началось изменение системы политических,идеологических, экономических отношений. В качестве главного рычага,посредством которого предполагалось изменить общество, рассматривалисьдемократизация и реформа политической системы. Однако на этом этапе резкоухудшилось социально – экономическое положение и обострились межнациональныеотношения.
Третий этапперестройки – лето 1990 г. – август 1991 г. – связан с суверенизациейреспублик и хаотизацией общественной жизни. К середине 1990 г. былинаконец созданы программы последовательных рыночных реформ, однако реализоватьих было уже невозможно из-за начавшейся борьбы между органами власти СССР, содной стороны, и союзных республик – с другой. (Последние выступали за«суверенитет», который понимался как большая самостоятельность республик врамках СССР.) Противостояние союзных и республиканских элит вело к потереуправляемости всеми общественными процессами. Весной – летом 1991 г.страна была свидетелем острого кризиса власти, который завершился политическимкризисом 19–21 августа 1991 г.
Четвертый этапохватывает конец августа – конец декабря 1991 г. Это время постепенногоугасания союзных органов власти, когда шел последовательный демонтаж(преобразование и ликвидация) государственно-политических структур СССР.
Стартконституционной реформе, ставшей центральным звеном политическихпреобразований, дала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня-1 июля 1988 г.).Конференция постановила реформировать систему Советов, которые составляли политическуюоснову СССР и основу госаппарата. Обеспечение полновластия Советов былоопределено как решающее направление реформы политической системы.
Однако главнымрешением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «Одемократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов ипервых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Этому решению– о повсеместном совмещении должностей партийных и советских руководителей –М.С. Горбачев придавал ключевое значение. По его словам, если бы оно непрошло, он бы не голосовал и за всю резолюцию о демократизации. Лично ему онопозволило, совместив должности генерального секретаря и председателя ВерховногоСовета СССР, контролировать всю вертикаль партийно-государственной власти.
В октябре 1988 г.М.С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС ипредседателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладувнеочередная XII сессия ВС СССР 11 го созыва приняла два закона: «Об измененияхи дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народныхдепутатов СССР». Согласно этим законам кардинально перестраивались высшиеорганы власти Советского Союза.
Высшим органомгосударственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250человек. Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в составе 544 человеккак постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный органгосударственной власти (он состоял из двух равных по численности и правампалат: Совета Союза и Совета Национальностей). Должность председателяПрезидиума Верховного Совета СССР упразднялась. Сам же Президиум ВС сохранялся.Его главной задачей было обеспечение работы СНД и ВС. В отличие от старогоПрезидиума новый не наделялся правом вносить изменения в законодательство,издавать нормативные указы, заменять в межсессионный период Верховный Совет.
Политическаяпрактика на основе принятых законов начала осуществляться в марте–июне 1989 г.,когда были избраны народные депутаты СССР и состоялся их I Съезд (25 мая-9 июня1989 г.). Съезд избрал председателя Верховного Совета СССР (М.С. Горбачев),его первого заместителя (А.И. Лукьянов), утвердил председателя Советаминистров СССР (Н.И. Рыжков).
На втором этапе борьбаза власть развернулась в самом Кремле. Она проходила на фоне резкого обострениясоциально-экономической ситуации в стране. Внеочередной III Съезд народныхдепутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическуюсистемы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений идополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступилА.И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя,сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов,передав ее вновь учреждаемому институту Президента, в значительной меренезависимого от представительных органов власти.
ПредседательКомитета конституционного надзора С.С. Алексеев обосновал необходимостьинститута президентства тем, что лозунг «Вся власть Советам!» противоречит идееразделения властей, ведет к диктатуре.
Смену курсаполитической реформы (от власти Советов к власти Президента, от народовластия кединовластию) обосновывали также и другими аргументами: во-первых, срочнойнеобходимостью стабилизации внутриполитического положения в стране; во-вторых,усилением личной ответственности за проводимые преобразования.
Горбачев и егоединомышленники выступили на съезде радикальнее радикал-демократов, которыепротестовали против введения поста Президента.
Съезд народныхдепутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении постаПрезидента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». Вполитической сфере основные положения Закона сводились к следующему: учреждалсяинститут сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции оруководящей роли КПСС как ядра политической системы; вводилось положение омногопартийности.
Верховный СоветСССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные иконтрольные. Закон интегрировал Президента в структуру исполнительной власти,замкнув на него большую часть деятельности Совета министров. Президентнаделялся правом законодательной инициативы, утверждения за конов и множествомдругих прав (сравнимых с правами американского президента). Президент долженбыл избираться всеобщим голосованием. Высшие органы советской власти (СНД и ВС СССР)могли контролировать его работу лишь в форме заслушиванияежегодных докладов о положении страны.
Закон от 14 марта1990 г. не создал в СССР президентскую форму правления – он лишь наметилсочетание признаков парламентской и президентской республик в рамках и наоснове советской власти, т.е. вводил смешанную форму правления.
Однако этатенденция очень скоро стала трансформироваться в тенденцию сильного президентаи слабого парламента с целью правового обеспечения легализации частнойсобственности.
В нарушение имиже принятого закона делегаты съезда избрали первого Президента СССР. Им стал М.С. Горбачев.Попытки провести выборы на альтернативной основе были блокированы.
После перестройкиреспубликанских органов власти летом 1990 г. радикализм сторонниковпрезидентской системы правления в СССР усилился. 24 сентября 1990 г. ВерховныйСовет СССР принял Закон «О дополнительных мерах по стабилизации экономической иобщественно-политической жизни страны». Он наделил Президента правомзаконотворчества по вопросам, относящимся к компетенции ВС СССР на срок до 31марта 1992 г. Закон фактически размыл грань междузаконодательной и исполнительной властью, развязывая Президенту руки висторическом процессе размещения частной собственности в правовом поле.
В конце 1990 г.,ссылаясь на паралич исполнительной власти и разрастающийся конституционныйкризис, IV Съезд народных депутатов СССР вновь усилил власть Президента СССР – упразднилСовет министров СССР и должность его председателя, учредил Кабинет министров вкачестве исполнительного и распорядительного органа. Кабинет формировалсяПрезидентом и подчинялся непосредственно ему. Роль Верховного Совета СССР ограничиваласьучастием в согласовании вопроса о главе Кабинета министров.
Съезд продолжилкурс на формирование структур президентской формы правления: был учрежден поствице-президента СССР, созданы Высшая государственная инспекция, подчиненнаяПрезиденту, Совет безопасности при Президенте, Совет Федерации.
Последний из совещательногопри Президенте становился самостоятельным под руководством Президента. Ондолжен был контролировать деятельность высших органов государственногоуправления Союза и республик, а также обеспечивать «соблюдение Союзногодоговора», который предстояло разработать.
Упоминание оСоюзном договоре в решении съезда свидетельствовало о новом крутом поворотеконституционной реформы. На этом повороте проблема Конституции вышла из колеиреформ, и в 1991 г. речь уже шла не о судьбе Основного Закона союзногогосударства, а о судьбе самого государства. М.С. Горбачев объяснялнеобходимость перехода от одной радикальной реконструкции (учреждение постаПрезидента) к другой (заключению Союзного договора) начавшимся «парадомсуверенитетов».
Тем временем IVСъезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) предоставил ПрезидентуСССР новые чрезвычайные полномочия: непосредственно руководить правительством,преобразованным в Кабинет министров; возглавлять Совет Федерации и Советбезопасности СССР. Для выполнения отдельных поручений и замещения ПрезидентаСССР в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своихобязанностей союзный съезд учредил пост вице-президента, на который по настояниюМ. Горбачева был избран Г. Янаев. Съезд также принял решение провестиреферендум о сохранении Советского Союза.
По настояниюроссийского руководства 25 августа 1991 г. Горбачев ликвидировал Кабинетминистров СССР. Вместо него был создан Комитет по оперативному управлениюнародным хозяйством во главе с премьер-министром РСФСР И.С. Силаевым.
2 сентябряПрезидент СССР и высшие руководители 10 союзных республик выступили сзаявлением, в котором фактически приостановили действие Конституции СССР,объявили переходный период для принятия новой Конституции и констатировалисоздание Государственного совета в составе Президента СССР и высших должностныхлиц 10 республик.
V внеочереднойСъезд народных депутатов СССР (2–5 сентября 1991 г.) принял два акта – закон«Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходныйпериод» и постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявленияПрезидента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочереднойсессии Верховного Совета СССР». Под давлением Президента СССР и его сторонниковСъезд постановил прекратить деятельность Съезда народных депутатов СССР иВерховного Совета СССР, т.е. фактически распустил высшие органы государственнойвласти СССР. Решение V Съезда народных депутатов СССР означало нормативноерешение о разрушении СССР.
Финал ГКЧПозначал завершение исторического периода, характеризуемого словом перестройка. Задуманнаяокружением Горбачева как мера спасения СССР, акция ГКЧП ускорила его распад,позволив руководству России выступить в роли защитника законности. Объявлениелидеров трех республик о прекращении существования СССР не встретилосопротивления.

Задача
В сентябре 1905 г.отставной титулярный советник Н. Липкин, проживавший в г. Ярославле,приобрел в Рыбинском уезде Ярославской губернии усадьбу. Стоимость усадьбы поземской оценке составляла 14 тыс. рублей. Став владельцем недвижимости, Н. Липкинобратился к местным властям с просьбой о включении его в список избирателейуездных землевладельцев на выборах в Государственную думу, но получил отказ.
Какие органырешали вопрос о включении граждан в списки избирателей? Правомерны ли ихдействия по отношению к Н. Липкину?
В соответствии с «Положением овыборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 г. депутаты избирались попринципу выборов в земства – по трем куриям: землевладельческой, городской исельской. По указу о выборах в Государственную думу от 11 декабря 2005 г.учреждалась дополнительно рабочая курия. Один выборщик приходился в землевладельческойкурии на 2 тысячи избирателей. Выборы не являлись равными, поскольку нормыпредставительства устанавливались по ясно выраженным классовым признакам: одинголос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45голосам рабочих.
В губернияхдепутаты Думы избирались губернским избирательным собранием, котороесоздавалось под председательством губернского предводителя дворянства илизаменяющего его лица, из выборщиков, избираемых съездами уездныхземлевладельцев, городских избирателей и уполномоченных от волостей и станиц.
В соответствии с п. «в» ст. 12Положения и приложенном к нему расписании на съезде уездных землевладельцев отРыбинского уезда могли участвовать лица, владевшие в уезде землей в размере 225десятин или недвижимым имуществом стоимостью не ниже 15 тысяч рублей (за исключениемторгово-промышленного).
Кроме того в избирательные спискилиц, имеющих право участия в выборах на съездах уездных землевладельцев,вносятся лица, кои до составления подлежащего списка владели недвижимымимуществом или торгово-промышленным предприятием, или же уплачивали промысловыйналог не менее одного года (ст. 32 Положения).
Таким образом, действияпо отношению к Н. Липкину правомерны, так как стоимость его усадьбы поземской оценке составляла 14 тыс. рублей.
 

Литература
 
1. Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н.,Смирнова Т.М. История России с древнейших времен до начала XХ века. –М., 2006.
2. Гумилев Л.Н. От Руси доРоссии. Очерки по русской истории. 8–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн.заведений / Под ред. А.М. Панченко. – М., 2006.
3. История России с древнейших времен /Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. –Иваново, 2007.
4. История России. Теории изучения. Книгапервая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б.В. Личмана.– Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2006.
5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. ИсторияРоссии. – М.: Издательская группа ИНФРА • М–НОРМА, 2006.
6. Платонов С. Полный курс лекций порусский истории.– М., 2006.
7. Положение о выборах в ГосударственнуюДуму (Утверждено высочайшим указом от 6 августа 1905 г.) // www.kodeks.ru/noframe/free-duma? d&nd
8. Рыбаков Б.А. Киевская Русь ирусские княжества Х11-Х111 вв. Изд. 2-, доп. – М., 2007.
9. Филиппов А.В. Новейшаяистория России, 1945–2006 гг.: кн. для учителя / А.В. Филиппов. – М.:Просвещение, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Денежные потоки и управление дебиторской задолжностью
Реферат Further Study Of Great Writers Essay Research
Реферат Аудит денежных средств 2 Процесс учета
Реферат Социальная терапия Ознакомление с
Реферат 3. П. Верлен, А. Рэмбо, С
Реферат Деньги их сущность и роль в общественном производстве
Реферат Гидродинамика сталеплавильной ванны
Реферат 1. Наименование направления подготовки (специальности)
Реферат Аудит в компютерному середовищі
Реферат Нові етапи реалізації основних напрямів держави у галузі охорони довкілля 2
Реферат Аудит шпори
Реферат 45 компаний. Большинство из них принимает участие ежегодно. Состоялась также работа «круглого стола» по теме: «Перспективы развития цветной металлургии в сложившихся экономических условиях
Реферат Расселение животных
Реферат Повышение плодородия глинистой почвы, применение удобрений в полевом севообороте
Реферат Аудиторское заключение 5