Реферат по предмету "История"


Реформа 1861 года. Отмена крепостного права

План:
1.        Введение
2.        Освобождениекрестьян Прибалтики
3.        Историческаяобусловленность и подготовка реформы, ее юридическое и экономическоеобоснование
4.        Реформа 1861 г.
5.        Заключение
6.        Библиография

1. Введение
Крепостное право, т.е. прикрепление крестьян кземле, началось на Руси в XVвеке. До этого землей владели главным образом самикнязья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшимина их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работалидобровольно, но другие — принудительно, находясь иногда почти в рабскойзависимости от землевладельцев.
Были и свободные крестьяне, работавшие на своейземле. Большинство крестьян могло свободно переходить с одного места на другое.Такая неопределенность земельных отношений не могла продолжаться после того,как московские князья начали «собирать русскую землю».
Московское государство рождалось в тяжелыхусловиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Князьям нужна была вооруженнаясила для защиты страны и для проведения своей политики. В награду за службу ввойсках и при княжеском дворе служилым людям давались земли, так называемые«поместья», доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которыевпоследствии стали называться «помещиками», должны были по первомутребованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях,приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера ихпоместья.
Для обеспечения поместий рабочей силой сталиприниматься меры к тому, чтобы «прикрепить» крестьян к земле, накоторой они работали. Большое количество земель было передано во владениепомещикам. Таким образом, на этих землях установилась зависимость крестьян отземлевладельцев.
Сначала помещики владели поместьями временно.Крестьяне, работавшие у них, не принадлежали им лично. За плохую службугосударству помещика могли лишить земель и передать их другому. Однако, какправило, поместье оставалось в пожизненном владении. Когда умирал отец,помещиком назначался его сын и так далее.
Ни помещику, ни государству уже не было выгодноразрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтому крестьянстарались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одного помещикак другому был запрещён. Такой переход разрешался только один раз в год вопределённый, так называемый «юрьев день». Однако на практике крепостныенередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не моглиуплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатыепомещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья,уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе.
Со временем,помещичьи земли стали постоянными владениями и могли передаваться понаследству, а крестьяне оказались прикреплены не только к земле, но и кпомещику. Помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своимикрепостными они получили  административную и судебную власть, а такжесобирали с них установленные государством налоги.
Отношениямежду помещиками и крепостными не были достаточно определены законом. Поэтомукрепостные в значительной степени зависели от произвола помещика. До второйполовины XVIII века за право владеть крепостными и землёй помещики продолжалиработать для государства. В 1761 году Пётр III своим «указом о вольностидворянства» освободил дворян (помещиков) от обязанности служитьгосударству; крепостные же остались собственностью помещика. Постепеннокрепостное право становилось всё более похожим на рабство.
Вопрос окрепостном праве составлял тяжелую заботу для правительства еще во времена НиколаяI. Крепостной строй явно устарел. Нельзя было далее оставлять крестьян всостоянии рабства. Нельзя было ожидать роста и развития государственных сил пригосподстве в России отживших форм крепостного помещичьего хозяйства.
19 февраля1855 г. на российский престол вступил Александр II(1818 – 1881) – старший сын НиколаяI, при этом во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезныеперемены.
По своей натуре Александр II не был реформатором.В отличие от своего  младшего брата Константина Николаевича Александр неувлекался либеральными идеями. Восточная война ясно показала отсталость ислабость нашего государства, Александр нашел в себе мужество признать крахниколаевской системы и необходимость внутренних перемен. Он понимал, что этиперемены должны были начаться именно с крепостного права, с «улучшения бытакрепостных крестьян», как тогда принято было выражаться о крестьянскомосвобождении. Вскоре император Александр II, беседуя с дворянскими депутатами вМоскве, сказал знаменитые слова о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменятьсяснизу». Эти слова имели в виду неспокойное состояние крепостных, которые ждалиосвобождения и волновались год от году заметнее и сильнее. Слова государяпроизвели очень большое впечатление на все русское общество.
Полноценноепротекание  событий отмены крепостного права в России 1861 г. будутосвещены в работе.

2. Освобождениекрестьян Прибалтики
В начале XIX в. царское правительство неоднократнозанималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого былинесколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них — этокрестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином правособственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь»оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот жекрестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железныйинвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот,зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеетправо передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьяниназемельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Дляэтого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, внеповиновении Церкви или в недостойном поведении.
В 1804 г. были приняты новые законы, которыезапрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашнимсудом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования,оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. далачасти эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственномхозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойкиоставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановитьволнения среди крестьян. В 1803–1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядкипроисходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностяхДерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в именииКозе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда иунтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери:убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.
Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г.помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мненияhttp://www.sedmitza.ru/index.html?sid=128&did=1496- note_link_1#note_link_1 стали высказываться за освобождениекрестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработкесоответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя онанепосредственно и не затронула этой территории. После окончания войныэстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривалпредоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял запомещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своимкрестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суди расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816г., а с 8 января 1817г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.
Летом 1818 г. к обсуждению аналогичногозаконопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I онбыл утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона вдействие на местах была очень сложной, потому что помещики опасалисьвозникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли.Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные срокидля разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянинполучал право передвигаться только в пределах прихода, затем — уезда и только с1832 г. — в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.
Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик,давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он могарестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой,женщин — к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии — к 15-ти), передатьобвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом,участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставалисьполностью зависимыми от помещика.
Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г.определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялисьвакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливалисьпосредством «вольного соглашения».
В 1819 г. лифляндское дворянство отказалось отвсяких прав, сопряженных с крепостной зависимостью и наследственным подчинениемкрестьян, но оставило за собою право собственности на землю и неограниченногопользования ею. Естественным следствием этого нового положения стала отменанормы барщины. Теперь сам помещик определял размер повинностей. На практикекрестьянин принужден был соглашаться на всякое предложение владельца, лишь быоно давало ему возможность прокормиться.
Такая свобода, естественно, не могла удовлетворитькрестьян, и с первых дней обнародования закона в Эстляндии и Лифляндии непрекращались волнения. К 1823 г. волнениями были охвачены 69 имений. Враспоряжение каждого уездного суда для подавления беспорядков царскимправительством было выделено по батальону солдат, однако до вооруженныхконфликтов дело не доходило, потому что в волнениях не участвовали батраки ибеднота. Потеряв надежду на обеспечение семьи работой на земле, арендуемой упомещика, они получили право переселяться в города и искать работу впромышленности.
Освобождение крестьян дало толчок капиталистическомупути развития также и на селе. Особенно стало развиваться винокурение. В1820–1824 гг. в Лифляндии в среднем ежегодно производилось около 1,5 млн.четвертей зерна. Из этого количества более 20% расходовалось на винокурение.Получило развитие льноводство, выращивание картофеля, откорм скота на отходахвинокурения для поставки мяса в Петербург. Среди крестьян во второй четвертиXIX столетия начинается процесс социальной дифференциации, появление зажиточныхкрестьян, корчмарей, мельников и т. п., которых называли «серыми баронами». Вто же время бедные крестьяне все больше оказывались в долговой зависимости укупцов и помещиков.

3.Историческая обусловленность и подготовка реформы, ее юридическое иэкономическое обоснование
Падение крепостного правабыло обусловлено исторически. В 40—50-х годах XIX в. в России насчитывалось, поданным последней ревизии, 23 млн. частновладельческих крепостных крестьян иболее 20 млн. государственных, которые тоже были прикреплены к земле и своимобщинам.
Крестьянство составлялоподавляющую массу населения, а подневольный труд — основу хозяйственнойдеятельности. Но отсталые крепостнические отношения все более тормозилиэкономический и социальный прогресс страны.
Новый качественный этапразвития индустрии требовал работника нового типа, способного кквалифицированному труду, свободно распоряжающегося своей рабочей силой.
Крепостной трудстановился все менее эффективным и в сельском хозяйстве. Помещичьи имения,производившие на продажу хлеб и другие продукты, все чаще прибегали к наемномутруду, вводили систему уроков (определенных заданий каждому тяглу). премии ильготы за хорошую работу. Оброчная система стала преобладающей во всех районахстраны. В крепостной деревне усиливалась дифференциация. Многие крестьяне стализаниматься промыслами, торговлей, открывали промышленные заведения. Нокрепостнические отношения сдерживали инициативу и предпринимательство. Основнуючасть доходов крестьянин отдавал помещику в виде оброка. Крепостной крестьянинмог приобретать собственность только на имя помещика.
Во второй половине 50-хгодов не было признаков всеобщего крестьянского восстания. Но недовольствокрепостным строем зрело и усиливалось. Проявилось это по-разному: вучастившихся случаях неповиновения, бегства, расправах с отдельными помещикамии управляющими. В период Крымской войны, когда создавались дополнительныевоинские формирования (ополчения), в народе распространялись слухи, чтоучастники военных действии будут освобождены от крепостной зависимости. Десяткитысяч крестьян двинулись в Крым, надеясь получить таким образом волю.Правительству пришлось прибегнуть к силе, чтобы остановить стихийное движение.Это было серьезным предостережением.
Нельзя недооценивать иморально-этический фактор. Еще конце XVIII в. среди интеллигенции усиливалисьнеприязненны настроения по отношению к крепостному строю, осуждение рабства спозиций общечеловеческой морали. Наиболее ярко это отразилось в произведенияхА.Н. Радищева, Н.И. Новикова и др' С морально-этических позиций критиковаликрепостной строй Н.М. Карамзин и Г.Р. Державин. А.С. Пушкин писал: “Увижу ль, одрузья! народ неугнетенный и рабство, падшее по мании царя”.
Отмена рабства являласьодним из главных лозунгов движения декабристов. В 40-50-х годах XIX в.усилившиеся антикрепостнические настроения получили отражение в произведенияхлитературы, в зарубежных изданиях А.И. Герцена, в журнале “Современник” и др.
В ускорении крестьянскойреформы решающую роль сыграла Крымская война. Война выявила техническое ивоенное отставание России от передовых европейских стран — Англии и Франции.Все мыслящие люди понимали, что главная причина поражений в отсталости еесоциально-экономического строя. Неудачи в Крымской войне вызвали волнуобщественного недовольства. Общественное движение особенно усилилось послесмерти Николая 1 в феврале 1855 г. Как и всегда, в России возлагали особыенадежды на нового императора. Наступила эра так называемой гласности: “Теперьвопрос об освобождении крестьян во всех устах”, — писал историк и философ К.Д. КавелинС.М. Соловьеву в начале 1856 г.
Таковы былисоциально-экономические, политические и морально-нравственные предпосылкиреформ 60—70-х годов XIX в. Действия правительства были ускорены развернувшимсяпосле Крымской войны общественно-политическим движением за отмену крепостногоправа. На первом месте стоял вопрос о пережившем себя крепостном строе. В1855—1857 гг. литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновникамиимператору было подано 63 записки, затрагивающие эти вопросы. Подход к проблемеи предлагаемая программа практических действий были разные, но всех объединялопонимание необходимости коренных перемен.
Все общественные течениясходились в необходимости преобразований. Боязнь взрыва крестьянскогонедовольства, “новой пугачевщины” объединяла либералов и консерваторов.Различия были в глубине, путях и темпах проведения неизбежных реформ.Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективногоразвития страны, но и в умах людей, в настроениях всего мыслящего обществавторой половины 50-х годов. При существовавшем в России политическом строереформы могли быть проведены по воле императора. Бытующее в историческойлитературе мнение о возможности освобождения крестьян “снизу”, путем всеобщегобунта нереально и привело бы лишь к невиданному хаосу и разрушению. Да ипредпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.
Реформы 60—70-х годов XIXв. связаны с именем императора Александра II. В условиях российскогосамодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения охарактере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью,подобной Петру I. Воспитанник В.А. Жуковского, царь не обладал широкимкругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринималпроисходящие события и был достаточно решителен, чтобы проводить коренныепреобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя.Наследник российского престола, воспитанный В.А. Жуковским в духе европейскогогуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников,способных проводить в жизнь его предначертания, а также прислушиваться кобщественному мнению и менять при необходимости свои позиции.
Подготовка реформыначалась с робких попыток улучшения крепостного строя и прошла несколькоэтапов.
Первый этап начинается сречи Александра II перед московским дворянством 30 декабря 1856 г. Царь пыталсяубедить своих слушателей, что рано или поздно, как он выразился, “мы должныприйти” к освобождению крестьян, “лучше отменить крепостное право сверху,нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменятьсяснизу”. Почти одновременно царь поручил Министерству внутренних дел разработатьпредложения о путях решения крестьянского вопроса. Первый проект предусматривалпоэтапную отмену крепостного права в отдельных губерниях и освобождениекрестьян без земли по примеру остзейских губерний (нынешние Латвия и Эстония).
Для дальнейшей разработкивопроса в январе 1857 г. был образован Секретный комитет по крестьянскому делупод руководством императора.
Второй этап подготовкиреформы начинается с официального письма (рескрипта) Александра II виленскомугенерал-губернатору В.И. Назимову. Царь предложил создать в руководимых имгуберниях (Виленской, Ковенской и Гродненской) выборные дворянские комитеты дляобсуждения проектов реформы. В рескрипте царя были указаны и главные идеиреформы: крестьяне получают личную свободу, сохраняют за собой усадебную землю(дом, двор, огороды). За это они платят выкуп. Полевая земля остается собственностьюпомещика, и лишь по добровольному соглашению с ним крестьяне могут получитьполевой надел.
Рескрипт Назимову былопубликован в печати. Подготовка реформы стала гласной. Дворянство другихгуберний стало испрашивать высочайшего соизволения императора создать у себятакие же выборные комитеты. К началу 1859 г. они были созданы в 45 губернияхевропейской части России. Выявились различные мнения по обсуждавшемуся вопросу.Наиболее последовательными были предложения Тверского комитета, возглавляемогоизвестным либералом А.М. Унковским. Тверские дворяне считали необходимымпровести реформу в короткие сроки и наделить крестьян не только усадебнойземлей, но и полевым наделом. Большинство дворянства придерживалось болееконсервативных взглядов.
Третий и решающий этапподготовки реформы связан с преобразованием Секретного комитета в Главныйкомитет по крестьянскому делу (начало 1858 г.) и образованием в начале 1859 г.Редакционных комиссий. Началась практическая подготовка пакета законов с учетомвсех выявившихся мнений.
Во главе Редакционныхкомиссий был поставлен близкий царю сановник — начальник военно-учебныхзаведений генерал-адъютант Я.И. Ростовцев. Прекрасный организатор, готовыйвыполнить предначертания императора, с присущей ему энергией и деловитостьювзялся за дело. В состав Редакционных комиссий были включены наиболееталантливые чиновники Министерства внутренних дел и других ведомств, а вкачестве экспертов отобраны Я. И. Ростовцевым “сведущие люди” из губерний, атакже представители местных дворянских комитетов. После внезапной смерти Я. И.Ростовцева в феврале 1860 г. комиссии продолжали работать в заданном темпе. Коктябрю необходимые законопроекты были подготовлены. Протоколы комиссий и всематериалы печатались тиражом в 3 тыс. экземпляров и рассылались губерниямизаинтересованным лицам в Петербурге. Всего было издано 27 увесистых томов.
В основу были положенысформулированные Я.И. Ростовцевым принципы: 1) крестьяне должны немедленнопочувствовать, что их быт улучшился; 2) помещики должны быть уверены, что ихинтересы ограждены; 3) чтобы сильная власть на местах ни на минуту непоколебалась и общественный порядок в стране не нарушался. В начале февраляначалось обсуждение подготовленных законопроектов в Государственном совете.Большинство его членов занимали консервативные позиции. Здесь проявилась рольсамодержавного монарха. Все поправки, направленные на ухудшение законопроектов,были отвергнуты царем, если даже за них голосовало большинство присутствующих.Никто не смел возражать, если царь сказал: “Быть по сему”.
17 февраля 1861 г.Государственный совет завершил обсуждение законов, а в назначенный день, 19февраля, они были подписаны царем. Так в невиданные для российскогозаконодательства сроки была подготовлена одна из важнейших в истории страны реформ.В этом заслуга государственных деятелей, которые ее готовили.

4. Реформа 1861 г.
19 февраля 1861 г., вдень шестилетия своего вступления на престол, Александр II подписал Манифест ипакет документов, определивших все детали реформы. Манифест императора былоглашен в храмах во время богослужения на масленицу.
Условия проведенияреформы были разработаны во всех деталях. Главным документом являлось “Общееположение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. К нему примыкалиположения о наделении крестьян землей с учетом особенностей отдельных районов,о порядке выкупа земли и т.д. Главная идея реформы была выражена в “Общемположении”. Закон провозглашал, что “крепостное право на крестьян, водворенныхв помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”. Это означало,что более 23 млн. вчерашних крепостных, полурабов, которых можно былопродавать, дарить, отдавать в рекруты, наказывать и понудить к труду,превратились в “свободных сельских обывателей”. Отныне они могли распоряжатьсясвоим трудом, приобретать собственность, заниматься ремеслом и торговлей. Накрестьянина распространялись все законы гражданского права, он стал равным сдругими подданными Российской империи. Осуществлением реформы руководилсозданный для этой цели Главный комитет об устройстве сельского населения, а вгуберниях — губернские по крестьянским делам присутствия под руководствомгубернатора. В губернские присутствия входили по четыре представителя отместных дворян, по два представителя правительства, но крестьян там не было.Главными исполнителями реформы на местах стали мировые посредники, назначаемыеСенатом. Этим подчеркивались их высокие полномочия и ответственность. Мировыепосредники должны были заботиться о “благосостоянии всех сословий”, особлюдении закона и справедливости при заключении уставной грамоты. Острыевопросы между помещиками и крестьянами решал уездный мировой съезд.
Уставная грамота являласьглавным документом, заключенным между помещиками и крестьянами и определившимих новые отношения. Уставная грамота включала подробные сведения о земельныхугодьях и повинностях крестьян по последней ревизии, о величине наделов, ихрасположении после прекращения крепостных отношений, о пользовании крестьянамипастбищами, выгонами, водопоями, сенокосами, лесами, принадлежавшими ранеепомещикам. Уставная грамота определяла условия выкупа земли и порядоквыполнения крестьянами повинностей (барщина или оброк) до полного завершениявыкупной операции (временнообязанные отношения). Уставные грамоты обсуждалисьна мирском сходе и подписывались уполномоченными крестьянской общины и помещикапри участии мирового посредника. К уставным грамотам прилагались акты, планыземель и угодий, приговоры и протоколы сельских сходов и другие документы. Вроссийских архивах сохранилось более 100 тыс. уставных грамот. Это ценнейшийисточник для изучения жизни деревни середины XIX в. Подписание уставных грамотзавершилось к середине 1863 г. Крепостнические отношения были на этом этапепрекращены. Но крестьяне оставались еще временнообязанными и должны былиотбывать определенные законом повинности (барщина или оброк) до полногозавершения операции по выкупу земли.
Проблема земли была самойсложной при подготовке реформы. Мы уже отмечали, что по этому вопросупроисходили наиболее острые дискуссии. Законодательные акты 19 февраля 1861 г.исходили из заинтересованности государства в сохранении экономическидееспособного крестьянского хозяйства, которое могло бы платить подати иотбывать другие государственные повинности. С другой стороны, должно бытьобеспечено нормальное функционирование помещичьих имений в новых условиях. Приподготовке законов правительство исходило из двух главных предположений:
1) крестьяне должныполучить землю в количестве, необходимом для нормального функционирования иххозяйства; 2) земля является собственностью помещика, поэтому помещик долженполучить возмещение за свою собственность. Крестьяне получают землю небезвозмездно, а за выкуп.
Крестьянскоеземлепользование состояло при крепостном праве из трех частей:
1) усадьба (усадебнаяоседлость) включала крестьянский двор со всеми постройками и огородами;
2) полевой надел;
3) выгоны, пастбища,сенокосы находились в пользовании всей деревни, крестьянского общества.
Вопрос о полевом наделебыл главным при проведении реформы.
Соотношение помещичьего икрестьянского землевладения было разным в различных районах страны. Вчерноземных губерниях, например, где земля была плодородной и давала большиедоходы, помещики оставляли крестьянам минимальный надел. В этих районах господствовалабарщинная система. В центральных промышленных губерниях помещикам было выгоднееотпускать крестьян на оброк. Земля там была менее доходна. В степных губернияхземли было много и наделы крестьян были довольно большие.
При подготовке законовучитывались эти региональные особенности. По каждой группе губерний(черноземные, степные, северо-западные) были изданы отдельные положения опорядке наделения крестьян землей. Крупные регионы делились, кроме того, наместности с учетом внутрирегиональной дифференциации. Для каждых региона иместности устанавливался максимальный размер душевого надела. Минимальный наделне мог быть ниже '/з максимального. Помещик не имел права отводить крестьянамменьше минимального надела. По своему усмотрению он мог увеличить максимальныйнадел.
Разброс максимальныхнаделов по регионам был довольно велик. По всем регионам он составлял от 1 до12 десятин на душу (мужскую) населения. В нечерноземной полосе высший наделколебался по различным местностям от 3 до 7 десятин, а низший — от 0,75 до 1, вчерноземных губерниях — от 6 до 2,75 десятины. Самый низший надел во всехрегионах уменьшался, как уже было сказано, в 3 раза. Если до реформы у крестьянбыло меньше минимального надела, помещик обязан был при выходе из крепостнойзависимости добавить ему надела до минимальной нормы по закону. Если до реформыу крестьян было больше максимального надела, помещик имел право отрезатьизлишек. Помещик имел право также уменьшить размеры крестьянских душевыхнаделов, если в его распоряжении оставалось меньше принадлежавших ему дореформы земель, а в степных губерниях — меньше половины.
Так возникли уже в ходе реформы,так называемые прирезки и отрезки. Случаев прирезок, т.е. увеличениякрестьянского землевладения по сравнению с дореформенным, было мало, в то времякак отрезки имели место почти во всех губерниях. В некоторых районах онидостигли довольно больших размеров. В Воронежской губернии, например,крестьянское землевладение было уменьшено по сравнению с дореформенным на26,6%, а в Павловском уезде этой губернии — на 43,2%. В Тверской губернии укрестьян было отрезано 22%, в Смоленской — 16% земли. В распоряжении крестьянчерноземных губерний находилось до реформы 5 580 тыс. десятин пахотных земель,а в ходе реформы они получили 4818 тыс. десятин. Половина крестьян этогорегиона получили урезанный надел, и лишь у 6,7% крестьянских хозяйств онувеличился.
При решении вопроса оземле правительство стремилось согласовать интересы государства, помещиков икрестьян. Но это не получилось. Преимущественная отрезка свидетельствует, чтопри проведении реформы больше учитывались интересы помещиков. Отрезки сталивпоследствии источником социальной напряженности и острых конфликтов междупомещиками и крестьянами.
Усадебная земля былавыкуплена в короткие сроки, а переход к выкупу наделов затянулся на двадесятилетия. До завершения выкупной сделки крестьяне оставались на положениивременнообязанных. Лично они были свободны, но обязаны были отбыватьрегламентированные законом повинности — барщину или оброк. Смешанная формаэксплуатации, самая тяжелая для крестьян, была отменена.
Размеры барщины и оброкаопределялись в зависимости от величины надела. Для высшего надела барщина былаустановлена в 40 мужских и 30 женских рабочих дней в году. При исчисленииоброка учитывалась возможность получения крестьянами доходов.
Самый высокий оброк — 12руб. в год от высшего душевого надела — был установлен для местностей,находящихся в 25 верстах от Петербурга. В других промышленных губерниях оброкбыл определен в 8—10 руб.
При проведении выкупнойоперации правительство заботилось, чтобы помещики не теряли своих обычныхдоходов. За основу бралась величина оброка. Помещик должен был получить занадел такую сумму, чтобы, положив ее в банк, он продолжал получать свой оброк ввиде банковского процента на капитал. Банки выплачивали в то время в среднем 6%в год, т.е., вложив в банк 100 руб., ежегодно можно было получать 6 руб., авложив 150 руб. — 9 руб. Чтобы получить 10 руб. в год банковского дохода,необходимо было вложить 166 руб. 50 коп. Сумма оброка увеличивается в 16,7раза. Таким образом определялись выкупные суммы душевого надела. Величинаоброка для высшего по данной местности надела увеличивалась в 16,7 раза. Этиденьги помещик должен был получить за свою землю. Закон предусматривал, чтовыкуп земли проводится добровольно, при согласии помещика.
Правительство понимало,что крестьяне не в состоянии выплатить всю сумму сразу. Поэтому при заключениидобровольной сделки между помещиками и крестьянами последние выплачивали только20% установленного выкупа (20 коп. с 1 руб.). Остальные 80% правительствовкладывало на имя помещика в банк в виде ценных бумаг. Каждый год помещикполучал 6% дохода, которые равнялись величине оброка. Крестьяне могли свою долюв 20% выплачивать не деньгами, а работой на помещика. После выплаты этой суммывременнообязанное состояние прекращалось. Крестьянин становился полностьюсвободным.
Вложенные правительствомза выкуп земли деньги записывались за крестьянами как ссуда, казенный долг.Крестьянин становился должником правительству и обязан был выплачиватьполученную ссуду в виде выкупных платежей в течение 49 лет, по 6% в год отпервоначальной суммы. Сюда входили погашение ссуды и процент за пользованиевыданной в долг суммы. Выкупные платежи стали наиболее тяжелой повинностьюкрестьян. Только в результате крестьянских волнений в годы первой российскойреволюции правительство отменило с 1 января 1907 г. выкупные платежи. Нофактически крестьяне выплатили уже больше отпущенной правительством ссуды в 700млн. руб.
Не всегда помещикисоглашались на заключение выкупной сделки. Им выгодно было сохранитьвременнообязанное состояние и выполнение крестьянских повинностей. К началу1881 г. осталось еще 1,5 млн. временнообязанных. По указу нового императораАлександра III выкупная операция была завершена в обязательном порядке. С 1января 1883 г. временнообязанное состояние было прекращено, остатки крепостногостроя были ликвидированы.

5.Заключение
Итак, мы рассмотрели в общих чертах процесс отмены крепостного правав России 1861 г. Реформа 1861 г. ударила «одним концом по барину, другим — помужику». Будучи несправедливой, по отношению к крестьянам, она в известной мереущемляла и экономические интересы поме­щиков: личное освобождение крестьянстваликвидировало монопо­лию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформазаставила отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Велико былонравственное потрясение бар — «последышей», привык­ших бесконтрольнораспоряжаться судьбами и даже жизнью своих «крепостных душ». Подавляющеебольшинство помещиков встре­тило реформу 1861 г. с раздражением, надеясь, чтоизданный закон скоро будет изменен в желаемом для них духе. Отовсюду посыпалисьжалобы помещиков на грозящее им разорение. Помещичья фронда нашла свое выражениев начале 1861 г. в дворянских губернских собраниях, на которых раздавалисьоткрытые протесты против нарушения «священной дворянской собственности» ивносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон. Так,петербургское и московское дворянские собрания заявили, что реформа 1861 г.противоречит Жалованной грамоте дворянству 1785 г., и потребовали пересмотразакона 1861 г.
Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследова­тельностьи противоречивость, явилась, в конечном счете, важней­шим историческим актомпрогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россиейкрепостной и Рос­сией свободного предпринимательства, создав необходимые усло­виядля утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резковозросли темпы экономического разви­тия, сложилась новая социальная структура,характерная для капи­талистической страны: сформировались новые социальные слоинаселения — пролетариат и промышленная буржуазия. Измени­лось и крестьянство.На смену темному, забитому, патриархальному крестьянину пришел крестьянин,побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся. Вусловиях относительно быстрого экономического развития России в конце XIX —начале XX в. и подъема культуры сформировался значитель­ный слой людейинтеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы иискусства, школьного и врачебного дела.
Отмена крепостного права и последующие реформы в суде,образовании, печати, в области финансов, военном деле, проведе­ние рядаправительственных мер для индустриального развития страны обеспечили прочноеположение России в ряду крупнейших мировых держав.
 
6. Библиография
 
1.        КлючевскийВ.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. – М.: Мысль, 1997.
2.        СкрыпниковР.Г. История Российская. IX-XVIIвв. – М.: Издательство «Весь Мир», 1997.
3.        ФедоровВ.А. История России. 1861 – 1917: Учеб. для вузов. – М.: Высш.шк., 2001.
4.        ЧунтуловВ. Т. и др. Экономическая история СССР. М.: Высш. шк. 1987


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.