Реферат по предмету "История"


Уроки Второй мировой войны и основные направления ее фальсификации

РЕФЕРАТ
по курсу «История России»
по теме: «Уроки Второй мировой войны и основныенаправления ее фальсификации»
 
1 Основные уроки Второй мировой войны
События Второй мировой войны все более отдаляются во времени.Однако миллионы людей не перестают задумываться над причинами, породившими этувойну, ее итогами и уроками. Многие из этих уроков актуальны и сегодня.
Великая Отечественная война — одна из самых трагических страниц вистории нашей страны. Много трудностей и лишений пришлось испытать советскомународу и его Вооруженным Силам. Но четырехлетняя ожесточенная борьба сфашистскими захватчиками увенчалась нашей полной победой над силами вермахта.Опыт и уроки этой войны имеют большое значение для ныне живущего поколения.
Один из главных уроков состоит в том, что борьба с военнойопасностью должна вестись, пока война еще не началась. Причем осуществлятьсяколлективными усилиями миролюбивых государств, народов, всех, кому дороги мир исвобода.
Вторая мировая война не была фатально неотвратима. Ее можно былопредупредить, если бы западными странами не были допущены роковые политическиеошибки и стратегические просчеты.
Безусловно, непосредственный виновник войны — германский фашизм.Именно на нем вся полнота ответственности за ее развязывание. Однако и западныестраны своей близорукой политикой умиротворения, стремлением изолироватьСоветский Союз и направить экспансию на Восток создали условия, при которыхвойна стала реальностью.
Советский Союз со своей стороны в тревожные предвоенные годыприлагал немало усилий для консолидации противостоящих агрессии сил. Однаковыдвигаемые СССР предложения постоянно наталкивались на преграды западныхдержав, их упорное нежелание сотрудничать. Кроме того, западные страныстремились остаться в стороне от военного противоборства фашистской Германии иСССР.
Только после того, как агрессор захватил едва ли не всю ЗападнуюЕвропу, советской дипломатии удалось не допустить образования единого,враждебного СССР блока государств и избежать войны на два фронта. Это явилосьодной из предпосылок возникновения антигитлеровской коалиции и, в конечномитоге, разгрома агрессора.
Другой важный урок Великой Отечественной войны состоит в том, чтовоенное сотрудничество должно осуществляться не только с учетом экономическихвозможностей страны, но и реальной оценки существующих военных угроз. От этого зависит решениевопроса, к какой войне следует готовить Вооруженные Силы и какие оборонныезадачи предстоит им решать.
При планировании военного строительства важно учитывать всефакторы, обеспечивающие безопасность страны: политико-дипломатические,экономические, идеологические, информационные и оборонные.
В предвоенные годы многие военные теоретические разработкиостались нереализованными. А ведь наша страна является родиной оперативноговоенного искусства, и именно в те годы была завершена разработка теорииглубокой операции. Это же можно сказать и в отношении вооружений: новыхразработок было немало, но войска их в необходимом количестве не имели.
Этот недостаток отчасти проявляется в настоящее время и в Российскойармии. Так, если во Второй мировой войне было использовано семь ранее неизвестных видов оружия, в корейской войне (1950 — 1953 гг.) — двадцать пять, вчетырех арабо-израильских военных конфликтах — тридцать, то в войне вПерсидском заливе — около ста. Поэтому необходимость в совершенствованиипродукции военно-промышленного комплекса государства очевидна.
Не потерял своей актуальности и следующий урок — Вооруженные Силымогут рассчитывать на успех, если искусно владеют всеми формами военных действий.Надопризнать, что в предвоенный период были допущены ошибки в теоретическойразработке ряда важнейших проблем, что негативно отразилось и на практикебоевой подготовки войск. Так, в военной теории того периода основным способомдействий Вооруженных Сил в будущей войне считалось стратегическое наступление,а роль обороны оставалась приниженной. В результате проявлялось необоснованное стремлениесоветского военного командования вести военные действия преимущественно наступлениеми на чужой территории», соответственно с этим велась и подготовка наших войск.
После войны, в условиях глобального противостояния, не было другойальтернативы, как готовиться к мировой войне с применением всех имеющихся сил исредств. Ныне с окончанием «холодной войны» первоочередной задачей являетсяподготовка к локальным войнам и вооруженных конфликтам, освоение способовведения боевых действий с учетом их особенностей по опыту Афганистана, Чечни,войны в районе Персидского залива и др., а также борьбы с терроризмом.
Вместе с тем, по мнению некоторых военачальников, было бы большойошибкой исключать возможность возникновения крупномасштабной войны в России,которая может разразиться в результате разрастания мелких конфликтов и региональнойвойны. Учитывая это, необходимо не ослаблять внимание к мобилизационной,оперативной и боевой подготовке войск, всесторонне готовить личный состав армиии флота. События в различных регионах мира подтверждают, что основной акцент вбоевой подготовке необходимо делать на обучение боевым действиям в условияхприменения обычного, дальнобойного, высокоточного оружия, но при сохраняющейсяугрозе применения ядерного оружия. Последнее становится достоянием все большегоколичества государств, в числе которых и страны с экстремистские настроеннымиполитическими режимам.
Важнейшим уроком начала войны является тщательный анализ различныхвариантов действий вероятного противника и гибкое планирование применения сил исредств, а главное -принятие всех необходимых мер по поддержанию ВооруженныхСил в достаточной степени боевой готовности.
Как известно, в минувшую войну мероприятия по переводу войск навоенное положение были проведены с большим опозданием. В результате наши войскаоказались в состоянии «относительной боеготовности» при некомплекте по личномусоставу до 40 — 60 процентов, что не позволило завершить не толькостратегическое, но и оперативное развертывание группировок в предусмотренноммобпланом составе.
Несмотря на наличие данных об угрозе войны со стороны фашистскойГермании советское руководство не приняло надлежащих мер для приведения войскзападных округов в боевую готовность.
Стратегическое развертывание ударных группировок Германиизначительно опережало по срокам развертывание войск Красной армии вприграничных округах. Соотношение сил и средств, а также количество соединенийпервых эшелонов противостоящих сторон давало более чем двукратное преимуществов пользу Германии, что позволило ей нанести первый мощный удар.
Урок минувшей войны состоит и в том, что побеждает не та сторона,которая первой нанесла удар и достигла решающих успехов  в  самом  начале  военныхдействий, а та, у которой больше моральных и материальных сил, которая умелоиспользует их и способна превратить потенциальную возможность победы в реальнуюдействительность. Наша победа не была исторически предопределена, как этоподчеркивалось в прошлом. Она была завоевана в упорной борьбе, ценой огромногонапряжения всех сил государства, ее народа и армии.
Ни одно государство антигитлеровской коалиции не осуществило такоймобилизации людских и материальных ресурсов, как Советский Союз в годы войны,никто не перенес таких испытаний, какие выпали на долю советского народа и егоВооруженных Сил.
Только за первые 8 месяцев войны было мобилизовано около 11 млн.человек, из которых более 9 млн. направлено на укомплектование как вновьсоздаваемых, так и существовавших боевых частей. Война поглотила такоеколичество резервов, что за полтора года стрелковые войска в действующей армииобновляли свой состав трижды.
За четыре года войны было мобилизовано (за вычетом повторнопризванных 2237,3 тыс. человек) 29575 тыс. человек, а всего вместе с кадровымсоставом, находившимся в Красной армии и Военно-Морском Флоте на 22 июня 1941года, встали в армейский строй (за годы войны) 34476 тыс. человек, что составило17,5% всего населения страны.
Тяжелейшие испытания, выпавшие на долю народов Советского Союза вгоды войны, позволяют извлечь еще один исключительно важный урок: когда народ иармия едины, армия непобедима. В эти суровые годы, Вооруженные Силы страны были тысячаминезримых нитей связаны
с народом, который помогал им как необходимыми материальнымисредствами, так и духовными силами, поддерживая в воинах высокий моральный дух,уверенность в победе. Подтверждением тому служат массовый героизм, мужество,несгибаемая воля к разгрому врага.
Героические традиции великого исторического прошлого нашего народастали примером высокого патриотизма и национального самосознания наших граждан.Только за первые три дня войны в Москве от них поступило более 70 тыс.заявлений с просьбой направить на фронт. Летом и осенью 1941 года было созданооколо 60 дивизий и 200 отдельных полков народного ополчения. Их численностьсоставляла около 2 млн. человек. Вся страна в едином патриотическом порывевстала на защиту своей независимости.
Оборона Брестской крепости в первые дни войны — это символстойкости, несгибаемости, мужества и героизма воинов. Целые соединения и части,роты и батальоны покрыли себя неувядаемой славой.
Мужество и героизм советских воинов признавали даже наши противники.Так, бывший гитлеровский генерал Блюментрит, который еще в Первую мировую войнувоевал против России в звании лейтенанта, в интервью английскому военномуисторику Гарту рассказывал: «Уже сражения июня 1941 года показали нам, чтопредставляет собой новая Советская армия. Мы теряли в боях до 50% личногосостава. Фюрер и большая часть нашего командования не имели об этомпредставления. Это вызвало массу бед». Другой немецкий генерал — начальникгенштаба сухопутных войск вермахта Гельдер на восьмой день войны записал всвоем дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются допоследнего человека…»
Любовь к Родине и ненависть к ее врагам сцементировали фронт итыл, сделали страну мощной крепостью, стали важнейшим фактором в достижении победы.
2. Разоблачение фальсификации истории войны
 
В годы Второй мировой войны ожесточенная борьба велась не толькона полях сражений, но и в духовной сфере, за умы и сердца миллионов людей навсей планете. Идеологическая борьба велась по самым различным вопросамполитики, международных отношений, хода и исхода войны, преследуя при этомпринципиально разные цели.
Если фашистское руководство открыто звало свой народ к порабощениюдругих народов, к мировому господству, то советское руководство всегда выступалоза справедливую освободительную борьбу и защиту Отечества.
Уже в ходе войны появились политики, историки, пропагандировавшиемифы о «превентивном характере» войны фашистской Германии против СССР, о «случайностипоражения» немецко-фашистских войск в крупных сражениях на советско-германскомфронте и т. д.
Победа в войне выдвинула Советский Союз в разряд ведущих державмира, способствовала росту его авторитета и престижа на международной арене.Это никак не входило в планы реакционных международных сил, вызывало у нихоткровенную злобу и ненависть, приведшие к «холодной войне», к яростнымидеологическим атакам против СССР.
На протяжении всего послевоенного периода события ВеликойОтечественной войны являлись одним из основных направлений острого идеологическогопротивостояния западных идеологических центров и Советского Союза.
Главным объектом нападок стали важнейшие проблемы войны — историяпредвоенного периода, военное искусство командования Красной армии, роль изначение различных фронтов, советские потери в войне, цена победы и т. п.
Фальсифицированные концепции, взгляды по этим и другим проблемамраспространялись миллионными тиражами книг, статей, отражались в теле- ирадиопередачах, в произведениях киноискусства. Цель всего этого — скрытьподлинные причины того, что Вторая мировая война была порождена самойкапиталистической системой; представить Советский Союз наряду с Германиейответственным за развязывание войны; принизить вклад СССР и его Вооруженных Силв разгром фашистского блока и одновременно возвеличить роль западных союзниковпо антигитлеровской коалиции в достижении победы.
Приведем некоторые приемы, к которым прибегают фальсификаторыистории Великой Отечественной войны.
На протяжении всего послевоенного периода, включая и последнеедесятилетие, некоторые западные историки (Ф. Фабри, Д. Ирвинг) распространяютверсии о том, будто СССР в 1941 году хотел первым начать войну против Германии.Миф о готовности Москвы развязать превентивную войну против Германииприсутствует  и в книгах русскоязычных историков В. Суворова (Резуна), Б.Соколова и др. Они ссылаются даже на резолюцию, которую якобы наложил тогдашнийпервый заместитель начальника Генерального штаба Н.Ф. Ватутин на планстратегического развертывания на Западе, принятый в марте 1941 года: «Наступлениеначать 12.6». Однако известно, что решение подобного рода принимаетполитическое руководство государства, а не Генеральный штаб.
Убедительных документов и фактов о подготовке Советским Союзомнападения на Германию этими авторами не приводится, ибо их нет вдействительности. В результате сочиняются умозрительные схемы и ведутсяразговоры о готовности СССР нанести «упреждающий удар» и другие измышления втаком же духе.
Другим приемом, с помощью которого западные фальсификаторы такжепытаются обосновать подготовку СССР к «наступательной превентивной войне»против Германии, служит произвольная интерпретация речи Сталина передвыпускниками военных академий Красной армии 5 мая 1941 года, которую называют «агрессивной»,«призывающей к войне с Германией». Эту версию активно пропагандирует и рядроссийских историков.
Безапелляционность и надуманность указанных выводов очевидна.Факты свидетельствуют о том, что в 1941 году ни Гитлер, ни командованиевермахта не имели повода думать, что СССР может напасть на Германию. В Берлинне поступало никакой информации об агрессивных замыслах Советского Союза.Напротив, германские дипломаты и германская разведка постоянно докладывали ожелании СССР сохранить мир с Германией, не допустить возникновения в отношенияхс этой страной серьезных конфликтных ситуаций, о готовности нашего государстваради этого пойти на определенные экономические уступки. СССР до самогопоследнего момента отправлял промышленные и сельскохозяйственные товары вГерманию.
Фальсификаторы предпринимают немало сил к преуменьшению потерьнемецкой стороны и преувеличению потерь Красной армии в некоторых крупныхсражениях, чем стремятся принизить значение последних. Так, немецкий историк К.Г. Фризер, ссылаясь на данные германских архивов, утверждает, что в ходетанкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года потери немецкой сторонысвелись лишь к 5 танкам. Еще 38 танков и 12 штурмовых орудий были повреждены.
Однако, по данным российских военных архивов следует, что немецкаясторона потеряла от 300 до 400 танков и штурмовых орудий безвозвратно. При этоми советская 5-я гвардейская ТА, принимавшая основное участие в Прохоровскомсражении, понесла тяжелые потери — около 350 танков и САУ. Оказалось, чтонемецкий историк привел данные о потерях лишь 2-го танкового корпуса СС,умолчав о потерях 48-го и 3-го немецких танковых корпусов, также принимавшихучастие в сражении.
Подобным образом действуют не только отдельные исследователи, но исерьезные государственные организации. Например, в 1991 году в США был созданНациональный комитет по празднованию 50-й годовщины Победы во Второй мировойвойне. Вскоре эта организация издала огромным тиражом красочный юбилейныйбуклет, подготовленный с участием историков. Он открывается «Хроникой важнейшихсобытий Второй мировой войны». И в этом весьма подробном перечне не названа ниодна из крупных битв, ни одна из операций, выигранных или проведенныхсоветскими войсками против немецко-фашистских захватчиков. Как будто не былоМосковской, Сталинградской, Курской и других битв, после которых гитлеровскаяармия понесла невосполнимые потери и окончательно утратила стратегическуюинициативу.
В послевоенные годы, в условиях «холодной войны», на Западе вышлов свет огромное количество исторической литературы, в которой искажались подлинныесобытия Второй мировой войны и всячески принижалась роль СССР в разгромефашистских агрессоров. Этот прием фальсификации используется и по сей день,хотя во время войны наши западные союзники более объективно оценивали ведущуюроль СССР в борьбе против общего врага.
Отечественная война была Великой как по своему размаху, так и попривлекаемым на советско-германский фронт силам и средствам. Общее количестволичного состава с обеих сторон только в действующей армии доходило до 12 млн.человек.
Одновременно в разные периоды действовало от 800 до 900 расчетныхдивизий на фронте от 3 до 6,2 тыс. км, который приковывал подавляющую частьвооруженных сил Германии, ее союзников и Советского Союза, оказывая тем самымрешающее влияние на обстановку на других фронтах Второй мировой войны.
Президент США Ф. Рузвельт отмечал, что «…русские убивают большесолдат противника и уничтожают больше его вооружения, чем все остальные 25государств Объединенных Наций, вместе взятые».
С трибуны палаты общин У. Черчилль заявил 2 августа 1944 года, что«именно Русская армия выпустила кишки из германской военной машины».
В те годы было немало подобных оценок. И в этом нет ничегоудивительного. Очень трудно было не видеть очевидной истины: решающий вкладСоветского Союза в Победу, его выдающаяся роль в спасении мировой цивилизацииот гитлеровской чумы представлялись бесспорными. Но вскоре после разгромафашизма недавние союзники СССР начали говорить по-другому, высокие оценки ролинашей страны в войне были забыты и появились суждения совсем иного рода.
С особой настойчивостью в послевоенной историографии проводиласьидея, будто важнейшие сражения Второй мировой войны происходили не насоветско-германском фронте и исход вооруженного противоборства двух коалицийрешался не на суше, а главным образом на море и в воздушном пространстве, гдевооруженные силы США и Англии осуществляли интенсивные боевые действия. Авторыэтих изданий утверждают, что ведущей силой антигитлеровской коалиции были США,поскольку они имели наиболее мощные среди капиталистических стран вооруженныесилы.
Подобные взгляды на роль стран антигитлеровской коалиции вдостижении победы над фашизмом прослеживаются, например, в 85-томной «ИсторииВторой мировой войны», подготовленной исторической секцией при кабинетеминистров Великобритании, 25-томной американской «Иллюстрирован- нойэнциклопедии Второй мировой войны» и многих других изданиях.
 Наш народ по достоинству оценивает большой вклад в победу надфашизмом народов США, Великобритании, Франции, Китая и других стран антигитлеровскойкоалиции. Но именно на советско-германском фронте происходили главные битвыВторой мировой войны, здесь были сосредоточены основные силы гитлеровскоговермахта. Так, с июня 1941 года до открытия второго фронта 6 июня 1944 насоветско-германском фронте воевали 92 — 95% сухопутных войск фашистскойГермании и ее сателлитов, а затем — от 74 до 65%.
Советскими Вооруженными Силами было разгромлено 507немецко-фашистских дивизий и 100 дивизий ее союзников, почти в 3,5 раза больше,чем на всех остальных фронтах Второй мировой войны.
На советско-германском фронте враг понес три четверти своихлюдских потерь. Урон в личном составе фашистской армии, нанесенный Краснойармией, был в 4 раза больше, чем на западноевропейском и средиземноморскомтеатрах военных действий, вместе взятых, а по числу убитых и раненых — в 6 раз.Здесь же была уничтожена основная часть военной техники вермахта: свыше 70 тыс.(более 75%) самолетов, около 50 тыс. (до 75%) танков и штурмовых орудий, 167тыс. (74%) артиллерийских орудий, более 2,5 тыс. боевых кораблей, транспортов ивспомогательных судов.
Открытие второго фронта также не изменило значениясоветско-германского фронта как главного в войне. Так, в июне 1944 года противКрасной армии действовало 181,5 немецких и 58 дивизий союзников Германии.Американским и английским войскам противодействовало 81,5 немецких дивизий. Такчто все объективные факты свидетельствуют о том, что Советский Союз внесрешающий вклад в разгром гитлеровской Германии и ее союзников.
При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно пристальноевнимание западные историки уделяют вопросу о цене победы, о наших жертвах вовремя войны. Из-за наших больших потерь ставится под сомнение вообще значимостьдостигнутой победы.
Известно, что общие потери СССР в войне составляют 26,5 млн.человек, из них 18 млн. — это мирное население, погибшее в результатефашистских зверств на оккупированной территории. Общие безвозвратные потери(убиты, пропали без вести, попали в плен и не вернулись из него, умерли от ран,болезней и в результате несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил вместе спограничными и внутренними войсками составили 8 млн. 668 тыс. 400 чел.
Потери фашистского блока составили 9,3 млн. чел. (7,4 млн. человекпотеряла фашистская Германия, 1,2 млн. — ее сателлиты в Европе, 0,7 млн. — Япония в Маньчжурской операции), не считая потерь вспомогательных частей изчисла иностранных формирований, воевавших на стороне фашистов (по некоторымданным — до 500 — 600 тыс. чел.).
В обшей сложности, безвозвратные потери Советских Вооруженных Силна 1 — 1,5 млн. чел. превышают соответствующие германские потери. Но это засчет того, что в фашистском плену были 4,5 млн. советских военнопленных, авозвратились в СССР после войны только 2 млн. человек. Остальные погибли в результатефашистских злодеяний. В советском плену из 3,8 млн. немецких военнопленныхумерли 450 тыс. человек.
Попытки представить потери агрессора меньшими, чем они были вдействительности, искажают историческую правду, свидетельствуют о предвзятоститех, кто стремится сознательно умалить подвиг советского народа в ВеликойОтечественной войне.
 

Литература
1.        ИсторияВторой мировой войны 1939 — 1945. В 12 томах. Т. 12. М., — 1982. с. 13 — 21, 33 — 37.
2.         Г.Куманев. Нашвклад в победу над фашизмом: правда и вымыслы. //Ориентир. — 2006. — № 7.
3.         Г.Куманев. Подвиги подлог: страницы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. М., — 2007 — с.336 — 351.
4.         60лет со дня начала Великой Отечественной войны. Военно-историческая конференция.// Приложение к «Военно-историческому журналу». М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.