Реферат по предмету "История"


Политические взгляды античности

--PAGE_BREAK--2.2 Идеальное государство
 Платон моделирует идеальное  государство, в смысле соответствия его идеям.  Раскрывая  смысл  этого государства, Платон выделяет следующие его черты:

1) подобно космосу и человеческой душе, в государстве  должно  быть   три   сословия: разумному началу души соответствуют философы  -  правители,  яростному началу   -   воины-охранители, деловому — земледельцы и ремесленники. Самовольный  переход    из  низшего  сословия  в  высший  недопустим   и   является   тягчайшим    преступление. Платоновское  определение  справедливости  было  призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших  и низших от рождения;

2)  в  идеальном  государстве  функционирует  хорошо  отлаженная  система обучения и воспитания, которая  должна  способствовать  воспроизводству трех сословий. Важную роль в этой системе  играет  не  только  изучение математики и философии, но и распространение “благородного  вымысла”  о том, что хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов  полюса  -    жить в мире, согласии и братстве;

3)аристократическая   форма   правления,   обеспечивающая   руководство  государством лучшими и благородными его представителями.

         Основным принципом идеального  государственного  устройства  Платон

считает  справедливость.  Каждому  гражданину   государства   справедливость отводит  особое  занятие  и  особое  положение.  Господство   справедливости сплачивает разнообразные,  и даже разнородные  части  государства  в  целое, запечатленное единством и гармонией. Это наилучшая  государственная  система должна,  по  Платону,  обладать  рядом  черт  нравственной  и   политической организации, которые были бы способны обеспечить государству  решение  самых важных  задач.  Такое  государство,   во-первых,   должно   обладать   силой собственной  организации  и   средствами   ее   защиты,   достаточными   для сдерживания  и  отражения  враждебного   окружения;  во-вторых,  оно  должно осуществлять систематическое снабжение  всех  членов  общества  необходимыми для  них  материальными  благами;  в-третьих,  оно   должно   руководить   и направлять высокое развитие  духовной  деятельности  творчества.  Выполнение всех этих задач означало бы осуществление  идеи  блага  как  высшей  “идеи”, правящей миром.

         В государстве Платона необходимые для общества в  целом  функции  и виды работы разделены между специальными разрядами его граждан, но  в  целом образуют гармоническое сочетание. За  основу  распределения  граждан  Платон взял различие по аналогии с разделением хозяйственного труда.  В  разделении труда  Платон  видит  фундамент  всего  современного  ему  общественного   и государственного  строя.  Он  исследует  и  происхождение   существующей   в обществе  специализации  и  состав  отраслей   получившегося  таким  образом разделения труда.

         Основная мысль Платона  в  утверждении,  что  потребности  граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного  лица к удовлетворению этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам  для  себя бывает  недостаточен  и  имеет  нужду  во  многих”.   Отсюда   необходимость возникновения общежития, или “города”, “когда один из нас привлекает  других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея  нужду  со  многом,  мы располагаем к сожитию  многих сообщников и  помощников:  тогда  это  сожитие получает у нас название города”.

         Значение разделения труда для общества Платон  рассматривает  не  с точки зрения работника,  производящего  продукт,  а  исключительно  с  точки зрения  интересов потребителей. Каждая вещь, согласно Платону,  производится легче и лучше и в большем количестве. Эта точка зрения приводит Платона к тому, что в  разделении труда основной принцип строения государства.

         Торговля, обмен товарами и  продуктами  необходимы  государству  не только для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда  между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и  чеканки монеты как единицы обмена.

         При переходе от класса работников производительного труда к  классу

воинов-стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления.  А

именно:  нравственные  черты  работников  хозяйства   Платон   ставит   ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности  ниже – правителей государства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Добродетели в государстве
Впрочем,   нравственная    дискриминация    трудящихся    несколько складывается у Платона оговоркой, согласно которой все три  разряда  граждан государства в равной мере  необходимы  государству  и,  взятые  все  вместе, являют великое и прекрасное.

         Другая  оговорка   Платона   состоит   в   признании,   что   между происхождением из того или иного  разряда  и  нравственными  свойствами  нет

необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными  задатками, могут родиться в низшем общественном разряде, и наоборот:   рожденные  от  граждан обоих высших разрядов могут родиться с низкими душами.

         Наисовершейнейшее по своему  строю государство обладает доблестями:  1)мудростью,  2)мужеством,  3)сдерживающей мерой и 4)справедливостью.

         Под “мудростью” Платон понимает высшее знание или  способность дать добрый совет о государстве в целом, -  о способе направления его  внутренних дел  и руководстве им в  его  внешних  отношениях.  “Мудрость” — доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, а немногим -  философам,  — и есть, ближайшим образом, не  столько  даже  специальность  по  руководству государством, сколько созерцание занебесной области   вечных  и  совершенных “идей” — доблесть, в основе своей нравственная.

         Только философы должны быть правителями, и только  при  правителях философах   государство   будет   благоденствовать    и   не   будет   знать  существующего в настоящее время зла. “Пока в городах, — говорит Платон ,- не будут  либо  царствовать  философы,  либо   искренно   и   удовлетворительно философствовать нынешние цари и  властители,  пока  государственная  сила философия не совпадут в одно…  до  тех  пор  ни  для  государств,  ни  даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу”.

         Вторая доблесть, которой обладает наилучшее  по  своему  устройству государство, -  “мужество”.  Оно,  так  же  как  и  “мудрость”,  свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми  этих  лиц  больше.  Платон разъясняет, что   достаточно,  чтобы  в  государстве  существовала  хотя  бы некоторая часть  граждан,   обладающих  способностью  постоянно   хранить  в себе правильное  и согласное с законом мнение о том, что страшно и что  нет.
         В  отличие  от  “мудрости”  и  от   “мужества”,   третья   доблесть совершенного государства, или “сдерживающая  мера”,  есть  качество  уже  не особого или  отдельного  класса,  а  доблесть,   принадлежащая  всем  членам наилучшего государства. Там, где она налицо,  все  члены  общества  признают принятый  в  совершенном   государстве    закон   и   существующее   в   нем правительство, сдерживающее дурные порывы. “Сдерживающая  мера” приводит  к гармоничному согласованию как лучшие, так и худшие стороны.

         Четвертая доблесть совершенного государства — “справедливость”.  Ее наличие  в  государстве  подготовляется   “сдерживающей  мерой”.   Благодаря справедливости каждый разряд  в  государстве  и  всякий  отдельный  человек, одаренный известной способностью, получает для  исполнения  и осуществления свое особое дело.

         Для Платона государство — как бы макромир,  которому  соответствует микро мир в каждом отдельном человеке, в частности в его душе.

         В  государстве  три  разряда  его  граждан  —  правители,  воины  и работники  производительного  труда  —  составляют  гармоничное  целое   под руководством наиболее разумного класса.
3. Политические воззрения Аристотеля.     продолжение
--PAGE_BREAK--3.1. Цель политики
Сущность политики Аристотель раскрывает через ее цель, а она, по мнению философа, самая высокая — воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, “цель политики — благо, притом справедливое, то есть общее благо” Поэтому политик должен искать наилучшего, т.е. наиболее  отвечающего указанной цели, политического устройства.
3.2.Определение государства. Политическое устройство. Законы. Состав государства.
Аристотель подчеркивает, что понятие государства определяется разнообразно и что существует  много форм государства с различными политическими устройствами. “Политика” Аристотеля начинается словами: “Всякое государство представляет собою некоторую форму общежития”. Но общежитие — это род, государство лишь один, хотя и главный вид общежития; “государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством”.

“Политическое  устройство  есть  тот  порядок,  который   лежит   в основании распределения  государственных  властей  и  определяет  собою  как верховную власть,  так  и  норму  всякого  в  нем  общежития”.  Политическое устройство предполагает власть закона; ибо где не властвуют законы, там  нет политического  устройства.  Аристотель  определяет   закон   и   порядок   и “бесстрастный разум”:  “Закону  страсть  не  причастна”.  Более  развернутое определение  закона  таково:  “Законы…  суть  те   основания,   по   которым властвующие должны властвовать  и  защищать  данную  форму  государственного быта против тех, которые  ее  нарушают”.  При  этом  законы  управляют  всем вообще, каждое дело в отдельности обслуживается  в  соответствии  с  законом государственной властью. Аристотель подчеркивает, что  следует  стремится  к тому, чтобы законы не менялись, ибо “закон не  имеет  никакой  другой  силы, принуждающей к подчинению ему, кроме обычая, а обычай  образуется  не  иначе как в продолжение известного времени”. Аристотель различает  в  политическом устройстве три части: законодательную власть, административную  и,  наконец, судебную.

Аристотель  подчеркивает,  что   “государство  по   природе   своей множество”, “нечто сложное”, “состоит из многих частей”, причем  друг другу неподобных. Прежде всего это  люди,  ибо  из  людей  одинаковых  государство образоваться не может,. Каждый должен быть знатоком своего дела,  ибо  “один человек наилучшим образом может исполнить  только  одно  дело”.  Государство далее состоит из семей, которые также отличаются друг от  друга.  Аристотель выделяет также в государстве благодарных и неблагодарных, богатых и  бедных, воспитанных и  невоспитанных,  свободных  и  рабов.  Он  подробно  описывает элементы,  необходимые  для  существования  государства,  различая  элементы качества  и   элементы  количества:  под  элементами  качества  он  разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами  количества  — численное превосходство массы.
3.3 Происхождение государства. Государство.
Государство,  как  отмечалось,  не  единственная  форма  общежития. Другие формы — семья и “селение”. Они предшествуют государству,  которое  по отношению к ним выступает  как  конечная  цель.  Первая  форма  общежития  — семья. Несколько семей образуют селение.

Государство возникает из нескольких селений. Власть в  государстве — это продолжение и развитие власти главы семьи. Так как власть главы  семьи монархическая, царская,  то  и  первая  форма   политического  устройства — патриархальная  монархия  (царство):  “Подобно  тому,  как   всякою   семьею управляет старейший в роде  в качестве царя,  так  и  дальнейшее  расселение семьи  вследствие  родства  ее  членов  между  собою  находится  также   под управлением  царя”.  Однако  существуют   и   другие   формы   политического устройства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.