Реферат по предмету "История"


Политика Жака Ширака

ВВЕДЕНИЕ
 
За Францией утвердиласьрепутация одной из наиболее динамично развивающихся стран капиталистическогомира.
Одной из особенностейсоциально-экономического развития Франции является исторически сформировавшийсяконсенсус по поводу необходимости и законности определяющей роли государства в областисоциальной политики. В последние десятилетия во Франции наблюдается тенденция куменьшению государственного вмешательства в экономику. Однако, с другойстороны, роль государства возрастает в установлении социальных ицивилизационных рамок, сегодня слишком зависящих от рынка и многих другихфакторов. Здесь государство в значительной степени опирается на публичныеинституты, которые получили приоритеты в решении многих задач. Государство воФранции постоянно реформируется для достижения общественного блага, преодоленияапатии избирателей и завоевания их доверия [9,c.30].
По конституцииФранция является президентской республикой. Центральная фигура государственнойвласти – Президент Республики. Он глава государства и главнокомандующий, «гарант»национальной независимости, «арбитр», обеспечивающий нормальноефункционирование государственных органов и преемственности государства.
ПрезидентФранции обладает широчайшими полномочиями. Он назначает и увольняетпремьер-министра, и, – по его представлению, – других членовправительства, осуществляет назначения на все высшие военные и гражданскиедолжности, подписывает и публикует законы, может вернуть закон на повторноерассмотрение в парламент или вынести его на референдум.
Высшиморганом законодательной власти является парламент, состоящий из двух палат:Национального собрания и Сената. Национальное собрание принимает законы,утверждает бюджет, программу и состав правительства. Если Национальное собраниене одобряет правительственную программу, правительство обязано податьпрезиденту заявление об отставке. В этом случае президент должен уволить правительствоили распустить Национальное собрание.
Объектом исследованияданной работы является Жак Ширак. Предмет исследования – основныенаправления в политике Жака Ширака.
В своей курсовой работеавтор подробно останавливается на изучении деятельности Жака Ширака в качествепрезидента Франции. Учитывая актуальность, научную и практическую значимостьизбранной для изучения проблемы, автор курсовой работы ставит перед собой цельпроанализировать основные направления в политике Жака Ширака и его самого какпрезидента страны.
В связи с поставленнойцелью требуется решить следующие задачи:
1.        Проследить путьЖака Ширака по карьерной лестнице.
2.        Отразить феноменЖака Ширака как политического деятеля.
3.        Проанализироватьосновные достижения его внутренней и внешней политики.
4.        Проанализироватьего реформаторскую деятельность.
Для успешного выполненияпоставленных задач были использованы следующие методы научного анализа:сравнительный и системный. Сравнительный метод предполагает сопоставлениеисторических объектов в пространстве и времени и выявление сходства и различия междуними. Системный метод позволяет раскрыть внутренние механизмы объекта. Работапостроена на принципах историзма и объективности, благодаря которым возможноувидеть развитие объекта в пространстве и во времени, посмотреть на проблемуобъективно.
Практическая значимостьполученных материалов заключается в том, что они могут быть использованы науроках по всемирной истории, при чтении лекций по истории новейшего времени,спецкурсов по проблемам развития ведущих стран Западной Европы в современныйпериод.
Курсовая работа состоитиз введения, трех глав и заключения. Первая глава содержит обзор и анализисточников и литературы по данной теме исследования. Во второй главе освещаетсяфеномен Жака Ширака как политического деятеля. Третья глава посвященаконкретной деятельности Жака Ширака на посту президента Франции. В заключениисформулированы выводы и обобщения автора.

ГЛАВА 1.
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В российской, белорусской и западной исторической наукепроблемы политики Франции нашли определенное отражение. К тому же расширяющийсяинформационный обмен между государствами пространства и «заграницей», доступ киностранным источникам и литературе по тематике способствуют появлению в Россиии Беларуси исследований социальной политики Франции.
Основным источником при разработке, избранной автором темыявляются материалы монографий, периодической печати, СМИ, работы, оформленные всоставе обобщающих трудов.
Данную тему рассматривали широкий круг исследователей ианналистов. В данной работе имеются главы, для освещения которых используютсяразные источники, соответствующие названию этих глав и отображающие их суть.
При изучении биографии Жака Ширака автор использовал статьиАрзаканяна М. и Калмыкова М… В статьях освещается полная биография Жака Ширакаи влияние на него политиков того времени. Также очень подробно описываетсядетство и юность Жака Ширака, его дальнейшая судьба и выбор профессии.
Из статей Морозова Н. «Жак Ширак. Болезнь и политика»,Ермакова Н. «Франция обручилась с Шираком» и Сабова А. «Третий лидер голлизма» авториспользовал материалы для освещения вопроса о Жаке Шираке и его приходе вактивную политическую деятельность. Эти статьи являются очень важными, так какиз них мы узнаём, как Ж. Ширак поднимался по карьерной лестнице и кто емуспособствовал в этом.
Непосредственной деятельности Жака Ширака в качествепрезидента Франции посвящены статьи Бальшакова В. «Пятый президент пятойреспублики», Коваленко О. «Ж. Ширак – пятый президент пятой республики»,Романова А. «Президент велел взрывать», Прокофьева В. «Новый хозяин Елисейскогодворца».
При рассмотрении системы образования в современной Франции былииспользованы статьи Гриншпун С. [6], и других авторов. Данные статьи можно найтив журналах «Педагогика», «Адукацыя i выхаванне»,«Дошкольное воспитание», «Перспективы». Обширный материал о развитииобразования во Франции представлен в изданной посольством Франции в России книге«Система образования во Франции и организация ее администрации». В этомиздании, основанном на документальных материалах, изложены основные принципы,на которых зиждется система образования во Франции, а также очень подробно идетально описана структура французской системы образования. При изучении этоговопроса были использованы статистические данные из книги Харитоновой С.В. «Франциякак она есть».
Обширный материал о развитии образования во Франциипредставлен в изданной посольством Франции в России книге «Система образованияво Франции и организация ее администрации». В этом издании, основанном надокументальных материалах, изложены основные принципы, на которых зиждетсясистема образования во Франции, а также очень подробно и детально описанаструктура французской системы образования. При изучении этого вопроса былииспользованы статистические данные из книги Харитоновой С.В. «Франция как онаесть».
При подготовке к написанию вопроса о здравоохранении авториспользовал книгу «Общие сведения о системе здравоохранения во Франции».
В ней указывается, что именно на государство возлагаетсязадача по выработке политики в области здравоохранения, имеющей цельюгарантировать по возможности наилучшее состояние здоровья населения в настоящеми будущем. В данном издании описывается система организации и контроля государствомсферы здравоохранения.
Определенный интерес представляет книга под названием «Крикгоргульи», посвященная отношениям между властью и обществом в современнойФранции. Ее автор, Доминик де Вильпен, имел все основания высказать на сей счетсвое мнение: в течение последних семи лет он занимал ключевой пост генеральногосекретаря Елисейского дворца, то есть руководителя администрации президентаЖ.Ширака. Эта книга – размышления известного политика, облеченные в формуполитико-философского эссе, отличаются редкой для профессионального чиновникаэрудицией и блестящим литературным стилем. Неудивительно, что книга сразу жевошла в список бестселлеров.
Таким образом, главными источниками для курсовой работыслужат материалы периодических изданий. Однако при использовании такихисточников по данной теме необходимо учитывать тот факт, что они не всегда вполной мере объективно отражают существующую ситуацию.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что научныйинтерес к Жаку Шираку и политике правительства не угасает.

ГЛАВА 2
ФЕНОМЕНЖАКА ШИРАКА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ
 
2.1ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЖАКА ШИРАКА
29 ноября 1932 года вПариже в семье Марии Луизы и Франсуа Шираков родился единственный сын. Егоназвали Жак. Франсуа Ширак в 20-е годы работал служащим в банке, в начале 30-хон познакомился с двумя крупнейшими французскими авиапромышленниками М. Дассо иА. Потезам. Вскоре после рождения сына бывший банковский служащий становитсягенеральным директором авиастроительной фирмы Потеза.
Летнее время Ж. Ширак проводитв департаменте Коррез (Центр. Франция) в городке Сент-Фереоль. Там жили оба егодеда. И тот и другой были преподавателями средней школы. В 1940, вскоре посленачала второй мировой войны, Мария Луиза и Ж. Ширак уезжают в Сент-Фереоль, а в1942 году переезжают в городок Рейоль в департаменте Вар на юге страны. В Парижони возвращаются через 2 года. Жак начинает учиться в лицее Карно, а затем всамом привилегированном среднем учебном заведении Франции – лицее ЛюдовикаВеликого.
Юный Ж. Ширак не остаётсяравнодушным к бурным переменам в общественно-политической жизни послевоеннойФранции. Победа антифашистской коалиции в войне коренным образом измениласоотношение классовых сил в стране. В 1944 году было образовано временноеправительство во главе с генералом де Голлем, который в глазах многих французовбыл освободителем. Временное правительство восстановило в странедемократические свободы, национализировала ряд отраслей промышленности ипровело прогрессивные реформы, улучшающие жизнь трудящихся. Однако в январе1946 года де Голь покинул пост премьер-министра, разойдясь во взглядах поосновным внутриполитическим вопросам с представителями левых партий.
Генерал де Голь вскорепосле своей отставки выступил с резкой критикой государственной системы. Вапреле 1947 года он объявил о создании движения «Объединение французскогонарода». Основной целью организации провозглашалась отмена конституции 1946 годаи установление «сильной власти» в лице президента республики. Именно в этовремя сложилась идеология голлизма.
Первоначально РПФ имелобольшой успех. В конце 1947 года она насчитывала почти миллион человек. Неизбежал соблазна вступить в его ряды 15-летний Жак Ширак. ещё через 2 годамолодой Ширак подписал в числе миллионов людей всей планеты знаменитоеСтокгольмское воззвание, требующее запрещения атомного оружия.
После получения степенибакалавра, свидетельствующей об окончании среднего образования, 17-летний Ширакстал перед выбором дальнейшего пути. Летом 1950 он нанимается матросом на торговоесудно, но после нескольких недель странствования по морям, возвращается в Парижи решает поступать в высшую школу политических наук – одно из самыхизвестных и престижных учебных заведений. Именно оно в течение десятилетийготовило французскую интеллектуальную элиту. Многие политические деятелиреспублики были его выпускниками. Ширак выдержал вступительные экзамены иосенью стал студентом.
Учеба в Высшей школепродолжается четыре года. Она дается Жаку довольно легко. Товарищи прозвали его«вертолетом», так как он внезапно появляется повсюду. Он всех поражал своейтрудоспособностью и простотой, с которой поглощал любую тему за один вечер. Вглазах некоторых он выглядел шалопаем, не очень то интересующимся политическиминауками. Но все были уверены, что он будет преуспевать. Жак очень много читает.Любит политические романы, но также не пропускает ни одного произведения Сатраи А.Камю. Он специально изучает русский язык, чтобы прочитать в подлинности иперевести на французский роман Пушкина «Евгений Онегин».
В 22 года Ширак закончилВысшую школу политических наук, и решил продолжать образование в Национальнойшколе администрации «ЭНА». Она была создана 1945году по инициативе де Голля ипризвана готовить высших государственных чиновников. Очень быстро она сталаиграть важную роль в формировании французского правительства. Прежде чемпреступить к занятиям, Ширак должен был пройти военную службу, обязательную вто время. Он выбирает военную школу в Сомюре и обучается там в течение года,затем в сентябре 1955 года, в должности младшего лейтенанта отправляетсяслужить в Западную Германию, но его очень влечёт в Алжир.
В конце 1954 Францияначала там войну, так как алжирский народ поднялся на борьбу противколонизаторов. В течение долгих десятилетий многим поколениям французов сошкольной скамьи, что Алжир является неотъемлемой частью страны, и что защита еёинтересов в Алжире – патриотический долг каждого гражданина в Республике.Через полгода он добился перевода в действующую французскую армию в Алжире. Вмарте 1956 года Жак покидает ФРГ и едет сначала в Париж, где женится наБорнадетт Шодрон де Курсель. Он познакомился с ней ещё в годы учёбы в Высшейшколе политических наук Он начал свою деловую карьерув 1957 году, а всего через пять лет, на пороге тридцатилетия, уже сталсотрудником администрации премьер-министра Жоржа Помпиду. Дальше карьераразвивалась столь стремительно, что одно перечисление должностей и постов, накоторые его забрасывала судьба (он сам, не будем лукавить, весьма ейспособствовал в этом), заняло бы не одну страницу. Оставаясь неизменно вправительстве Пьера Мессмера, Ширак трижды менял портфель. Начав с министра посвязям с парламентом, он вскоре стал министром сельского хозяйства, потомминистром внутренних дел, а потом и сам, как глава победившей на выборах партииреспубликанских демократов, оказался во главе правительства.
Тем временемв политической жизни Франции происходили политические перемены. В 1958 вернулсяк власти де Голь. Он совместно со своими соратниками создал новую конституцию IV Республику сменила V. Отныне первостепеннуюполитическую роль в стране стала принадлежать президенту. Де Голь воплотил вжизнь свою идею сильной власти. Большой подъём переживала и голлистскоедвижение. Его сторонники объединились в партию «Союз за новую Республику» (ЮНР),которая очень быстро стала ведущей политической силой Франции.
У Ширака в товремя ещё не было активного интереса к политике. Он одобрительно отнёсся ксмене власти в стране. По окончанию ЭНА, Ширак поступает на работу в счётнуюпалату и опять попадает в Алжир. Его распределяют в филиал этого учреждения валжирской столице.
В 1961 годувозвращается в Париж. Он преподаёт в Высшей школе политических наук. Но карьерапреподавателя Ширака не прельщает. Как только он узнает, что советник поэкономике в генеральном секретариате правительства Т. – А. Бьютер ищетсекретаря, тут же предложил ему свои услуги и был принят на работу. В обязанностиЖака входило всего-навсего вести протокол по межминистерским заседанием,посвящённым экономическим вопросам.
Через 6месяцев, в самом конце 1962 года, у Ширака появилась возможность устроиться наместо секретаря в кабинете премьер-министра. Он занимался досье, которыеприходили из разных министерств в кабинет премьера. Ширак подшивал дела поснабжению, строительству, общественных работах и транспорту. Этой техническойдолжностью он занимался до 1964 года. Именно тогда Ширак обрёл своегонастоящего учителя и наставника. Им стал Помпиду. И Жак избрал политическуюкарьеру. Для Ширака начинается новая жизнь. Свою работу Ширак любит. Онобладает всеми качествами, чтобы исполнять её. Его отличали огромное трудолюбиеи трудоспособность, отличная память, и самое главное непреодолимая жаждапознать все тайны в политике.
Помпиду иШирак постепенно сближались. Премьер-министр видел в Шираке своего твёрдогоприверженца. В 1965 году Ширак впервые был избран муниципальным советником вКоррезе. В 1966 Ширак баллотируется в депутаты в Национальное собрание вдепартамент Коррез, где проводит агитационную предвыборную компанию и в 1967 годуон был избран депутатом.
Помпиду впроцессе формирования своего нового кабинета в1967 году он назначил Ширака напост государственного секретаря по занятости. Ширак стал самым молодым членамкабинета. Этот пост он занимал около года.
В рядегородов в 1968 году начинаются выступления студентов, а вскоре и рабочих. Всвязи с этим де Голь выразил недовольство политикой правительства. В окружениипрезидента начались изменения. На пост премьер-министра был выбран другойчеловек, настроен более реформистский. Им стал М.Кув де Морвиль. Так в 1968 годуПомпиду оказался просто частным лицом.
Жак решилпокинуть занятый им пост. Но ему не позволили это сделать, и он остался напосту государственного секретаря по финансам.
В 1969 году — новые перемены в политическую историю Франции. Де Голь посчитал нужным сложитьс себя полномочия президента.
Уже на июньбыли назначены внеочередные президентские выборы. Голлистская партия единодушновыдвинула Помпиду на пост главы государства. Предвыборная компания проводиласьв спешном порядке. Её финансовой стороной руководил Ширак. 20 июня 1969 годаПомпиду стал президентом Республики.
В 1970 Ж.Ширак назначается министром по связи с парламентом. Именно здесь начинаютсятрудности. Оказалось, что такую роль необходимо выполнять очень деликатно. Чтоникак не вязалось с характером и темпераментом нового министра. Для этого нужнобыло прекрасно знать, что такое Национальное собрание, а Ширак не успелпровести в Бурбонском дворце и нескольких сессий.
В годыпрезидентства Помпиду заметную роль в его окружении стали играть П. Тюйе и М. –Ф. Гаро. Оба были чиновниками по особым поручениям, но фактически являлисьближайшими советниками президента. Они возглавляли одно из идейных направленийкабинета, без сомнения, консервативное. К другому, либеральному, относилисьсекретарь канцелярии, впоследствии министр иностранных дел Франции Т.Тобер идиректор канцелярии президента Э. Балладюр, которые так же пользовалисьвлиянием. Ширак предпочёл примкнуть к первому лагерю.
В 1972 годубыло переформировано правительство, что позволило Шираку получить новоеназначение. Теперь он получил пост министра сельского хозяйства.
Экспертывскоре пришли к выводу, что Ширак по настоящему не разбирается в проблемахсельского хозяйства. Зато он сразу смог завоевать симпатию крестьян, рьянозащищая их интересы.
В марте 1974 годаПомпиду назначил Ширака на более высокий пост – министра внутренних дел.Президент явно хотел продвинуть его всё выше к верхушке пирамиды власти, что,скорее всего, было вызвано стремлением представить Ширака как своего преемника.Ещё в середине 1973 года здоровье Помпиду заметно ухудшилось. Он всё реже иреже стал появляться в публичных местах. В правительстве поползли слухи, чтопрезидент серьёзно болен. Это очень многих насторожило. Но официальных сообщенийо состоянии здоровья не было. Ширак упорно не хотел верить слухам. Но 2 апреля1974года вечером, все програмы французкого телевидения были прерваны экстреннымсообщением: призидент республики скоропостижно скончался.
ДляШирака это была котострофа. Он потерял учителя и наставника и самого близкогодруга.

2.2ПРИХОД ЖАКА ШИРАКА В АКТИВНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
После смертиПомпиду вспыхнул острый внутренний конфликт, который давно назрел и олицетворялборьбу либералов и консерваторов в голлистском движении. Тюйе, Гаро и Ширакочень хотели, чтобы официальным кандидатом голлистов в президенты и всех правыхстал Месслер. Но тот решительно отказался баллотироваться. Тогда своюкандидатуру выдвинул Шабан-Дельмас, которого поддерживало руководство партии.Ширак и его сторонники решили выступить против этого. От «независимыхреспубликанцев» баллотировался Тискар Д`Эстен. Его – то и решил поддержатьмолодой министр внутренних дел.
ПрезидентомРеспублики 19 мая 1974 года стал Тискар Д`Эстен, победив Миттерана во второмтуре выборов с минимальным преимуществом. Сразу после вступления на пост главыгосударства, он заявил, что назначит премьер-министром Жака Ширака. Президентхотел видеть на этом месте челов., который поддерживал его кандидатуру навыборах и имеет значительный опыт работы в правительстве. Президент явнорассчитывал с помощью Ширака подчинить себе голлистов, так как эта партияоставалась самой многочисленной по числу представителей в Национальномсобрании. Ширак твёрдо знал, что для того чтобы играть самостоятельную роль припрезиденте, ему нужно, прежде всего, подчинить себе голлистское движение, статьво главе партии. Он быстро сумел добиться поста секретаря ЮДР.
ПрезидентРеспублики надеялся, что с помощью Ширака он сможет «тискардизировать» ЮДР, нотот предпочёл её «ширакизировать». Тем не менее, это не помогло ему утвердитсяна своём посту. Очень быстро между Д`Эстеном и Шираком возникли серьёзныеразногласия по важнейшим политическим вопросам. Премьер – министр считал слишком«либеральной» социально-экономическую политику президента. Ширак был лишённекоторых привилегий, например, права финансового арбитража. «В отличие отсвоих предшественников он не мог вмешиваться в споры между министерствамиотносительно распределения между ними бюджетных средств. Потеря этой важнойпрерогативы фактически сводило на нет влияние главы правительства на министров».
Этиобстоятельства привели вскоре к развязке. Ширак всё время чувствовал себя какбы со «связанными руками». В результате Ж. Ширак после исполнения двухлетнейслужбы на посту премьер-министра в июле 1976 года подал в отставку.
РуководствоЮДР одобрило решение своего лидера. Отныне две главные партии буржуазноголагеря превратились, по существу, в соперничавшие между собой группировки.Ширак решил продолжать борьбу за власть. Первым долгом он решил «возродить» голлизм,чтобы опираться на сильную партию, играющую самостоятельную роль впартийно-политической системе Франции. Так в октябре 1976 года рождается идеяпреобразования ЮДР в «Объединение в поддержку Республики» (ОПР).
ПровозглашениеОПР состоялось на чрезвычайном съезде в Париже 5 декабря 1976 года. Собралосьболее 60 тысяч голлистов. Они восторженно приветствовали своего нового лидера.Все основные решения Ширак принимал только совместно со своими ближайшимисоветниками.
Избрание мэрастолицы в 1977 году стало главным событием муниципальных выборов. Левые силывыставили единого кандидата Т. Сара. «Независимые республиканцы» с согласием ипри поддержке президента Республики выдвинули кандидатуру М. Д`Орнако. Тогда вкачестве претендента на первую мэрию страны предложил себя и Ширак. Борьба запост мэра сразу превратилась в открытое состязание двух политическихнаправлений в правящем блоке – реформистского тискаровского и болееконсервативного – шираковского. С 1977 по 1995 Ж. Ширак бессменный мэрстолицы.
В следующем годувышли две книги Ширака – «Отблески надежды» и «Речь для Франции в часвыбора». Именно в этих произведениях он высказал свои внутриполитические,социально-экономические. И внешнеполитические взгляды. По его мнению, на азефранцузской Конституции 1958г создан, бесспорно, лучший государственный стройиз всех, существовавших во Франции на протяжении веков.
1978-1980 годыпрошли для Жака Ширака и его партии под знаком борьбы за утверждениесамостоятельности в правительственной коалиции. На этом пути их ждали серьёзныеиспытания. В ходе подготовки к парламентским выборам1978г. важнейшей цельюголлистов была победа над левыми силами. В то время они рассчитывали утвердитьсвоё преобладающее положение в коалиции правых партий. Ширак всё чаще позволялсебе критику правительства, в основном он порицал его социально-экономическуюполитику. Пред выборами партия президента республики объединилась сСоциал-демократическим центром, Республиканской партией радикалов-социалистов иДвижением социал-демократов в избирательный картель Союз за французскуюдемократию (СФД). Тискар Д`Эстен и его сторонники рассчитывали таким образомсоздать в Национальном собрании фракцию, по крайней мере равноценнуюголлистской. Но им это не удалось.
На выборах вфеврале 1978г. ОПР получила 155 мандатов, тогда как СФД – только 119.Такая расстановка сил в Национальном собрании явилась для Ширака отправнымпунктом для ещё более жестокой критики своего партнёра по коалиции.
ПредседательОПР и его сторонники в ЦК взяли курс на то, чтобы «на предстоящих президентскихвыборах 1981г. выступить как самостоятельная политическая сила, не толькопротивостоящая левым, но и подчёркивающая свою альтернативность политикитискаровцев». Однако провести этот курс в жизнь Шираку не удалось, потому чтоон так и не смог добиться единства в партийных рядах. Многие голлисты былиразочарованы деятельностью создателя ОПР, в том числе Тюйе и Гаро. Дебре и Гарозаявили о намерении выставить свою кандидатуру на предстоящих президентскихвыборах. В столь сложной ситуации Шираку всё же удалось добиться того, чтосъезд именно его выдвинул официальным кандидатом в президенты. Для него этобыли первые президентские выборы.
Лидер голлистовпонимал, что почти не имеет шансов победить своих соперников Д` Эстена иМиттерана. Но он твёрдо решил баллотироваться на пост президента республики,чтобы подтвердить тем самым существование ОПР как самостоятельной политическойсилы и не дать голлистскому об’еденению в ближайшем будущем просто плыть потечению. Первый тур выборов состоялся 26 апреля 1981г. Ни для кого не явилосьнеожиданностью, что вперёд вышли Тискар Д` Эстен и Миттеран (соответственно 28,3 % і25,8 % голосов. Шірак сумел набрать 18 %, Дебре – 1,6 %,Гаро – 1,3 % голосов).
Врезультате 10 мая президентом республики был избран социалист Миттеран. На последовавшихсразу за президентскими досрочных парламентских выборах Социалистическаяпартия, получив 285 мандатов, добилась значительного превеса над правыми.Впервые в истории Республики она образовала левое большинство в Национальномсобрании и левое правительство.
ТискарД`Эстен и Ж.Ширак на этот раз оба проиграли. Экс – президент постепенно начал отходитьот активной политической деятельности. Ширак же, напротив, вновь энергичноберётся за дело. Сдаваться – не в его характере. Для начала ему необходимобыло сколотить себе новую «команду», не в его стиле работать в одиночку.
Ширакразыскал Балладюра, бывшего директора канцелярии Помпиду, который после смертипатрона ушёл работать в промышленную фирму. Крепли его деловые связи ссоратниками по ОПР Паска и Моно. В круг его ближайших сотрудников стали входитьтакже Т. Тубон, Ф. Сеген и другие. Многие отмечали, что несколько изменилсяхарактер и самого Ширака. Он стал более сдержанным, осмотрительным, терпеливым.
С 1983 годаполитика руководства страны начала вызывать разочарование в широких массах,связавших с приходом к власти левых сил большие надежды на улучшение своегоположения. В результате правые партии начали отвоёвывать свои позиции. Первымсвидетельством тому стали муниципальные выборы 1983г. – ОПР и СФД провелисвоих мэров 440 городах из 519 с населением свыше 9 тысяч человек. Большогоуспеха добился сам Ширак. Он вновь был избран мэром Парижа.
Послемуниципальных выборов Ширак активно включается в борьбу за власть. Следующим еёэтапом стали парламентские выборы 1986 года. На парламентских выборах правыепартии действительно получили большинство, хотя и незначительное. ОПР и СФДрасполагали теперь 291 мандатом из 577. И президент республики предложилсформировать новый кабинет Шираку. Таким образом, сложилась беспрецедентная вРеспублике ситуация. Во главе государства стоит левый президент, аправительство правое.
Ширак принялсмелое решение, поставив своей целью «штурм» Елисейского дворца не изаппозиции, а с поста премьер – министра. Но ведь прийти к власти изаппозиции порой бывает легче, чем просто сохранить её. К тому же по французскойконституции президент республики обладает огромными полномочиями, выполняетфункцию арбитра, гаранта национального единства. У премьер-министра куда менеезавидная роль. Он проводит конкретную политику, несёт ответственность за неё ив случае недовольства ею становится первой мишенью для нападок. И всё-такиШирак взялся за исполнение такой роли, рассчитывая за два года доказатьфранцузам, что предложенный им курс является наилучшим для страны.
Ширак и егосторонники очень энергично взялись за проведение реформ. Главной в политикеправительства стала её социально-экономическая программа. Прежде всего, речьшла денационализации. Вторым элементом явилось сокращение налогов.
Политикаправительства Ширака была направлена на борьбу с преступностью, терроризмом,решение «проблемы эмигрантов», реформу высшего образования. Однако попыткапроведение последней вызвала взрыв негодования студентов по всей стране.Кабинету пришлось уступить и отменить законопроект.
Во внешнейполитике Ширак отметил приверженность своей страны к союзу с США. Особоподчеркнул, что он приветствует договорённость СССР и США, основанную напринципе полной ликвидации их ядерных сил средней дальности.
За два годасвоей деятельности правительство Ширака три раза ставило перед Национальнымсобранием вопрос о доверии. Голосами депутатов правых партий оно было получено.Но по мере приближения к президентским выборам 1988 года силы, составлявшиеправительственную коалицию, размежевались.
Уже в конце1987 года стало ясно, что правое парламентское большинство будет представленона предстоящих выборах двумя главными кандидатами – Шираком и Баром. Ихсамым серьёзным противником был президент республики, который в конце мартаофициально объявил о своём намерении остаться в Елисейском дворце ещё на односемилетие.
Ж. Шираки егокоманда активнейшим образом включилась в битву за высший государственный пост.В ход были пущены все методы: реклама, поездки по стране, радио и телевидение.Приближённые премьер – министра без конца твердили о его достоинствах.Статьями о нём и интервью с ним в первые месяцы 1988 года буквально пестрелабуржуазная пресса.
Однако этареклама не помогла лидеру ОПР добиться желанного успеха. 24 апреля в первомтуре выборов наибольшее число голосов (34,1 %) получил Миттеран, Ширакнабрал 19,9 %, Барр – 16,5 %. Хотя Ширак и прошёл во второй тур,но решающей победы над Миттераном одержать не сумел. 8 мая 54 %голосовавших французов отдали предпочтение кандидату социалистов. Ширак собрал46 % голосов. Через два дня он вручил президенту республики заявление оботставке. Миттеран распустил Национальное собрание и назначил новые выборы. Врезультате социалисты получили 278 мандатов, но не смогли занять абсолютноебольшинство мест. 27 мандатов у ФКП, правые партии также не смогли сохранитьсвои позиции. Они завоевали 272 места. Президент республики поручилсформировать новый кабинет социалисту Мишелю Токару.
Второепоражение на выборах не сломило волю Жака Ширака к победе, покинув пост главыправительства, он опять становится одним из лидеров правой аппозиции левомуправительству.
Умеренный курсправительства Токара вызывал критику, как со стороны правых партий, так и всамой ФСП. Аппозиция особенно активизировалась с 1990года, когда началипроявляться признаки очередной рецессии. Экономическая ситуация в стране началаухудшаться, хронической проблемой стала безработица. Вскоре с поста премьер –министра был снят Токара, вместо него 15 мая 1991 году была назначена Крессон.Но популярность ФСП продолжала падать. В 1992 году опять смена главыправительства, назначен Пьер Береговуа, который основными задачами объявилборьбу против безработицы, продолжение частичной приватизации. Но шансовпредотвратить разгром ФСП на предстоящих парламентских выборах он уже не имел.
Выборы вНациональное собрание 1993году принесли триумфальный успех правым партиям, которыеотказались от былого радикализма и построили свою программу на беспроигрышныхлозунгах «ответственности» и «доверия, умеренных реформ, борьбы противсоциального неравенства и безработицы, преступности и терроризма.
Правительствоправого большинства в 1993 году возглавил Эдуард Баладюр, более десяти летявлявшийся советником Ширака по проведению избирательных компаний. Ж. Ширак осталсялидером коалиции, но готовился к президентским выборам. Баладюр объявилприоритетной задачей правительства борьбу с безработицей и спасение системысоциального страхования. Важную роль в увеличении доходной части бюджетасыграла вторая волна приватизации. Принятые меры позволили сократить бюджетныйдефицит и создать новые рабочие места. Для поощрения роста занятости правительствомбыл также сокращён налог на фонд заработной платы. Политика правительствавызвала большую общественную поддержку. Французам импонировал личный имиджпремьер-министра, его спокойствие, уверенность и ироничность. В 1994 годуБаладюр рассматривался как основной кандидат на победу на будущих президентскихвыборах.
Баладюрокончательно заявил об участии в предвыборной гонке в декабре 1994г., когдастало известно об отказе баллотироваться основного кандидата от ФСП Ж. Делора.В такой ситуации раскол электората ОПР, неизбежный при соперничестве Баладюра сШираком, уже не выглядел слишком опасным. Сложилась парадоксальная ситуация,когда основными противниками в ходе избирательной компании стали представителиодной партии (хотя формально Баладюр выступал как независимый кандидат).Выдвижение в феврале 1995 года кандидатом от ФСП Тоснена не воспринималось вкачестве серьёзной альтернативы.
Соперничествоже Баладюра и Ширака приобретало совершенно неожиданный поворот. Баладюропирался в своей компании на достижения правительства и обещал избирателямпродолжение прежнего курса. Первоначально он явно лидировал по опросамобщественного мнения. Становясь аутсайдером, Ж. Ширак решился на рискованныйманевр – он резко сменил ориентиры предвыборной программы и престал передизбирателями едва ли не в роли левого кандидата. Лейтмотивом избирательнойкомпании Ширака стала острая критика правительства, упрёки Баладюра виммобилизме и самоуспокоенности, акцентирование внимания избирателей назлободневные проблемы французского общества. Ширак уверенно привлекал симпатиимолодёжи и «притеснённого электората». Сильными оставались и его позиции в ОПР.
Первый турвыборов принёс победу Тоснену (23,3 %). Но этот успех был обусловлен вбольшей степени расколом правого электората. Часть избирателей ОПР дажепроголосовала за социалиста, чтобы избежать «братоубийственного» второго тураБаладюр – Ширак. Он получил 20,6 %, Баладюр – 18,5 %.Вовтором туре Ж. Ширак всё-таки получает большинство голосов и завоёвывает постпрезидента, что досталось ему «дорогой ценой». Недаром во время предвыборнойкомпании Ширак часто повторял слова, ставшие его девизом: «Всегда, когда естьжелание, найдётся и путь к его осуществлению».

ГЛАВА3.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЖАКА ШИРАКА В КАЧЕСТВЕ ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦИИ
 
3.1ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
 
Первые шагиШирака – президента после победы в 1995 году весьма символичен. Онназначил премьер-министром одного из тех, кто обеспечил ему победу – АленаТюппе. Многие посты министров стали называться по-иному. Например, возник постминистра по вопросам солидарности между поколениями, который заняла женщина «попрофессии акушерка».
Для первогосрока президента пятой Республики было характерно главное – устранениебезработицы и укрепление Единой Европы. Именно от этих решений зависелодальнейшее благополучие всех французов.
Вопросевропейского строительства занимал среди французских приоритетов едва ли неважнейшее место. Не последнюю, а даже первостепенную роль играет настроениеграждан в современном мире, поэтому необходимо рассматривать взгляды простыхфранцузов на проводимую политику государства под руководством Жака Ширака.
В течениенескольких лет общественное мнение Франции соглашалось с политикойортодоксального монетаризма, доверие, сменяющим друг друга политикам, которыеутверждали, что европейская интеграция и улучшение социального положения встране, не только совместимы, но и дополняют друг друга. Однако, последнеевремя это доверие стало иссякать поскольку проводимая правительством политикаинтегрирование французской экономики в европейскую и мировую всё большеотдалялась от реализации таких целей, как повышение уровня занятости и борьбапротив социальной маргинализации отдельных категорий трудящихся. Когда же Ширакзаявил, что отдаёт абсолютный приоритет политике создания единой валюты ЕС,которая требует сокращения дефицита госбюджета, то есть дополнительных изъятийиз доходов трудящихся и пересмотра системы социальной защиты, работники,занятые на предприятиях, выступили в защиту своих социальных прав. Такимобразом, подчинение экономической и социальной политики правительства целямвалютной политики и повышения международной конкурентоспособности французскойэкономики вызвало озабоченность общественности и привело к социальным протестам,которые длительное время игнорировались властями.
Выступлениянаселения Франции имели не только экономическую, но и социальную подоплёку:бастующие выражали тревогу в связи с тем, что национальное государство теряетспособность защищать наёмных работников собственной страны и больше беспокоитсяо создании единой валютной системы ЕС и о повышении конкурентоспособностифранцузской экономики на мировых рынках, чем о трудящихся.
В связи сэтим дальнейшая политика, направленная на интеграцию, подверглась жестокомуиспытанию. И эта политика объединения ни где не вызывала такого резкогопротеста как во Франции. Но всё-таки план реорганизации системы соцобеспеченияв условиях интеграции остался в силе. Так, например, Ж. Ширак твёрдоподдерживал введение единой европейской валюты, как основу европейскогостроительства. Он не однократно призывал население к поддержке европейскойконституции.
Один изнаиболее значительных шагов Ширака состоит в принятии решения о проведенииядерных испытаний в Тихом океане.
На это решениебурно прореагировали в стране ив мире, хотя шаг президента вряд ли следуетсчитать сенсацией: в последнее время шла активная работа по подготовкефранцузского общественного мнения к такому развитию событий.
Социалисты –ведущая сила аппозиции – заявили о намерении добиваться отмены этогорешения и начать сбор подписей под общенациональной петицией об отказе отядерных испытаний. Правящее большинство, естественно, поддержало президента.Его сторонники называли действия Ширака «смелым шагом в интересах независимостиФранции и безопасности французов». А лидер крайне правого Национального фронтаЖан Мари Ле Пен выразил «полную поддержку правительству в данном вопросе».
Широкийотклик здесь получила и негативная политика в мире. Резкая критика прозвучала изстран азиатского – тихоокеанского региона. Австралия и Новая Зеландиявовсе прервали связи с Францией по военной линии. Сожаления по поводувозобновления испытаний прозвучали из Канады и США, России и Латинских стран.Благодаря всем своим действиям в военно-политической сфере Франция показаласвою самостоятельность. Это выразилось также в расхождении взглядов полнекоторым вопросам с НАТО и США. А усилия мировых государств повлиять напрекращение возобновления ядерных испытаний, не имело существенного значения.
Послеподписания Маастрихтских соглашений, позиции Франции в Европе значительноусилились, так как Ж. Ширак перешёл к своеобразному наступлению в Европе снескрываемой целью превращения в реального политического лидера ЕС.
Наиболее яркоэта претензия Парижа проявилась, вероятно, в военном вопросе вслед засанкционированием ядерных испытаний в Тихом океане. Ж. Ширак проводит военнуюреформу и возвращает Францию в военную организацию НАТО.
Военнаяреформа, развёрнутая Шираком, предусматривает полный отказ Франции от призывнойсистемы, а также резкое уменьшение численности вооружённых сил за счётсокращения тех её контингентов, которые дислоцированы в Европе. Французскаяармия приобретает характер воинской группировки, приспособленной, прежде всего кведению боевых действий за пределами Европы. Увеличится манёвренность частей иих насыщенность соответствующей техникой, уменьшится значение танковых частей,увеличится роль танковой авиации.
Решение опрофессионализации армии и прекращении призыва, принятое Шираком в феврале 1996года было закреплено законом от 28 октября 1997 года. Место призывников всоответствии с планом военной реформы должны занять кадровые военные идобровольцы. Этот закон открыл новую страницу в истории вооружённых силФранции.
Военнаяреформа во Франции является отражением новой геостратегической реальности.Конец холодной войны изменил соотношение сил: угроза прямой атаки назападноевропейских территориях уступило место риску возникновениямногочисленных локальных конфликтов, требующих немедленное вмешательство.
Заметноестремление Франции захватить лидерство в процессе объединения Европы. Длядостижения этой цели Франция резко уменьшила свою политическую и экономическуюактивность на Востоке, а также в Тропической Африке. Все эти действия былиобусловлены, прежде всего, процессом европейской интеграции.
Главныеизменения, которые ждали бы Европу в случае, если бы до конца 2006 годаобщеевропейскую Конституцию приняли 4/3 из 25 государств членов:
1.        Введениепостов министра иностранных дел и президента ЕС.
2.        Принятиеключевых решений в совете министров ЕС, не парализующих волю консенсусов.
3.        Расширениеполномочий Европарламента, который получает право утверждать ЕС.
4.        ГражданеЕС получают право на референдум, для этого необходимо собрать 1 млн. подписей.
Порезультатом обработки всех бюллетеней против проекта во Франции проголосовали54,87 % избирателей.
Страх избирателей подпитывался возможным присоединением Турции кЕС, а также рядом экономических реформ. Самая не популярная их них реформарынка услуг. Свободный рынок услуг, казался бы, улучшает перспективы найма наработу в самых благополучных странах ЕС для граждан из более бедных. Однако,подобная либерализация может привести к просто безработице среди граждан самыхблагополучных стран, то есть в той же Франции. В 2006 году безработица воФранции составляет 10,1 %. Не смотря на все усилия правительства, этипоказатели не удалось снизить.
Такимобразом, во время первого и второго срока во главе государства Жака Ширака егоприоритетной политической линией являлось дальнейшее углубление процессаобщеевропейской интеграции. Он проводил политику, направленную на учётсложившегося положения в мире в результате крушения двухполюсной системы.
Но, чтокасается внутриполитической ситуации во Франции, то нельзя сказать, что онастабильная или спокойная. Массовые социальные волнения и протесты характерны идля Франции в 21 веке.
3.2 РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖАКА ШИРАКА ВОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
 
Многие принципы, на которыхзиждется система образования во Франции, были сформулированы еще в периодРеволюции 1789-го года. Законы, принятые между 1881-м и 1889-м годами, а такжезаконы IV и V Республики лежат в основе структуры современногообразования.
Система образования основанана следующих общих принципах:
1. Свобода образования. Республикапризнает законность существования публичных школ и частных учебных заведений,находящихся под ее контролем и имеющих возможность получать поддержкугосударства.
2. Бесплатность. Обучениев государственных школах и учебных заведениях бесплатное. В начальных и среднихшколах учебники выдаются за счет государства.
3. Светскость.Государственные школы занимают нейтральную позицию в вопросах религии,философии и политики.
4. Обязательность. Образованиеобязательно для всех детей обоего пола от 6-ти до 16-ти лет, проживающих воФранции.
5. Подтверждениегосударством степеней и дипломов. Только государство имеет право выдаватьдипломы и присваивать ученые степени. Дипломы, выдаваемые некоторыми частнымишколами, имеют законную силу лишь в том случае, если они признаны государством.
Основными звеньямифранцузской системы образования являются:
-     детский сад;
-     начальная школа;
-     колледж;
-     профессионально-технический лицей;
-     образовательный итехнологический лицей;
-     высшееобразование.
Детские сады всегда представляли собойодин из самых оригинальных аспектов во французской системе воспитания.
В детские сады, кромедетей школьного возраста, принимаются дети, начиная с 2-3-х лет и до 6-ти лет.Французское общество относится с большим почтением к детским садам, вследствие чегоони пользуются огромным спросом. Начиная с давних пор, детские сады во Франциирассматриваются как неотъемлемая часть начального обучения детей. После семьисад становится тем местом, где дети получают первые уроки воспитания. Тамсоздаются все условия для более полного раскрытия их возрастных возможностей(уважение их ритма жизни, их правил игры, отношений с другими детьми) иразвития их способностей под надзором взрослых. Поддерживая стабильный уклад ихсоциальной жизни, детский сад обеспечивает детям возможность сформировать своюиндивидуальность, готовит их к восприятию знаний в начальной школе как вфизическом, так и в интеллектуальном плане.
Всеобщее обязательное школьноеобразование французских детей начинается с шестилетнего возраста. Нумерацияклассов идет в обратном порядке: от XII-го до I-го и выпускной (terminale) существуют 3 типа школ: длямальчиков, для девочек, школы совместного обучения. Выбор того или иного типаосуществляется родителями ребенка.
Обучение в начальнойшколе является обязательным, бесплатным и смешанным. В начальную школупринимаются дети в возрасте от 6-ти до 11-ти лет, которые в большинстве своемпосещали детский сад. Фундаментальной задачей начальной школы является обучениеосновам чтения, письма и счета. Она дает детям возможность значительнорасширить рамки своего восприятия времени, пространства, объектов современногомира и своего собственного тела.
В соответствии сзаконодательством период начального обучения в пять лет подразделяется на 2цикла:
-           циклфундаментального обучения (начинается с подготовительного класса в детскомсаду), который заканчивается в конце начального курса 1-го года обучения вначальной школе;
-           цикл углубленногоизучения, который охватывает последние три года обучения в начальной школе.
В начальной школе Франциисодержание образования разделено на 2-е части: базовые дисциплины (родной языки литература, математика) и так называемые развивающие дисциплины (занятия поистории, географии, граждановедению, естественным наукам, трудовое обучение,физическое и эстетическое воспитание). Учебная неделя складывается из 3-х видовзанятий: по базовым дисциплинам (10+5 часов), по «развивающим дисциплинам» (6часов) и на открытом воздухе (6 часов).
Колледж относится к категории учебныхзаведений, дающих полное среднее образование, туда принимаются на четыре годавсе дети в возрасте 11-12-ти лет, которые до этого закончили средний циклначальной школы.
Колледж выполняет двойнуюзадачу:
1) дает возможностьполучить полное среднее образование;
2) ориентирует в выборедальнейшей общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Франция – одна изстран Европы, где на государственном уровне создана система профориентациишкольников. Начиная с VI-V класса, все сведения об учащихсявносят в персональное досье, с помощью которого изучают личность учащегося,определяют его способности, склонности, уровень знаний. Важную роль отводяттестам, результаты фиксируют в обязательном порядке.
На основе анализа досьеученика совет класса выносит решение о его дальнейшем профессиональном пути.
В IV-III классе акцент делается на профориентационной работе.Она включает в себя вынесение рекомендации совета класса о дальнейшем путиобразования, ознакомление с информацией об имеющихся возможностях продолженияучебы либо трудоустройства, а также в потребностях рынка труда.
К окончанию III – го класса совет определяетдля каждого ученика так называемый «прогноз успеха» и дает указания подальнейшей ориентации. Все эти материалы передаются родителям. Семья, в своюочередь, высказывая свои пожелания, формулирует окончательные выводы..
Профессионально-техническийлицей являетсяучебным заведением, дающим полное среднее образование, куда принимаются ученикиколледжа после окончания 3-го общеобразовательного класса или в порядкеисключения после 3-го подготовительного класса. Они зачисляются на 1-ый г.обучения для получения диплома о профессиональном образовании, либо на 1-ыйцикл для получения свидетельства о профессиональном образовании.
Влицей принимаютсяученики, сделавшие свой профессиональный выбор по окончании колледжа, и гдечерез 3 года обучения они получат степень бакалавра или диплом техника. Можновыделить следующие типы лицеев в зависимости от выдаваемых дипломов:
1)        общеобразовательный,выпускники которого получают степень бакалавра в области общеобразовательныхдисциплин;
2)        технический,выпускники которого получают степень бакалавра в области технических дисциплин;
3)        многопрофильный,который объединяет в себе отделения общеобразовательных дисциплин и отделениятехнологических дисциплин;
4)        лицей сотделением постсреднего образования: высшие технические классы для высшихучебных заведений.
Лицей – один типобщеобразовательной школы, которая дает право на поступление в высшие учебныезаведения страны.
Французское правительствоцеленаправленно и систематически использует новейшие технические средства вшкольном образовании. В 90-х годах школа Франции вступила в новый этапкомпьютеризации. В школьные программы включен курс «электроника», который имеетввиду достижение всеобщей компьютерной грамотности. Принимаются меры кобеспечению учебных заведений персональными компьютерами. Осуществляется проект«Информатика для всех», которым предусмотрены три основные задачи:
-     обязательноекомпьютерное обучение в лицее, рассчитанное на 30 учебных занятий;
-     систематическаяподготовка в двадцати университетах страны учебных программ для ЭВМ;
-     стажировкапреподавателей для овладения новой техникой.
Высшее образование включает в себя целый комплекс различныхвидов послешкольного обучения в учебных заведениях, подчиняющихся различнымминистерствам. В этой сфере государственный сектор занимает гораздо болееважное положение, чем в области начальной и средней школы. Система французскоговысшего образования сильно отличается от белорусской. Отличается уже тем, чтосам термин «высшее образование» во Франции трактуют иначе, чем в Беларуси. Так,система высшего образования Франции включает в себя часть системы подготовкиспециалистов среднего звена. Более 300-т тысяч студентов обучается по двухгодичнойпрограмме с ярко выраженной профессиональной ориентацией в секциях старшихтехников (STS) и технологических институтах (IWT), чем-то похожих на наши ПТУ. Выпускники этих учебныхзаведений получают дипломы BIS (диплом о специальномсреднем техническом образовании) и DWT (Diplome Universitoure de Technologie), которые позволяют сразу по окончании учебногозаведения работать в области сервиса, в гостиничном или туристическом бизнесе вобщей сложности по 24-м специальностям или продолжить учебу.
Высшее образование во Франции состоит из трех циклов. Поокончании первого двухлетнего цикла обучения французские студенты получаютдиплом об общем университетском образовании, который у работодателей котируетсяневысоко. Для перехода ко второму циклу необходимо иметь диплом об общемуниверситетском образовании. Первый г. второго цикла называется лиценциат.Получившие эту степень студенты могут через год участвовать в конкурсе на местоучителя средней школы. Остальные студенты переходят ко второму году второгоцикла, по окончании которого они получают «диплом мастерства» – этозаконченное высшее образование. В принципе, после получения магистра учебуможно считать законченной, и большинство студентов оставляют университет именнопосле получения степени магистра. Однако если вы хотите получить диплом болеевысоких уровней во Французских университетах, для вас предусмотрен третий циклобучения, на который принимают студентов, имеющих степень магистра
Система здравоохранения во Франции характеризуется щедрымпредложением медицинских услуг и коллективным финансовым их покрытием,охватывающим все население.
Она функционирует подконтролем государства, но государственный и частный секторы совместно участвуютв оказании и финансировании медицинской помощи.
Государство гарантируетсоблюдение общественных интересов в системе здравоохранения и улучшениесостояния здоровья населения. Государство вторгается иногда прямо впроизводство или финансирование медицинских услуг. Оно выполняет контрольвзаимосвязей между финансирующими органами, представителями профессийздравоохранения и пациентами во имя императивов медицинского и экономическогохарактера.
Так, государство:
-           берет на себяответственность за основные проблемы здравоохранения, коллективнуюпрофилактику, санитарный надзор, борьбу с опасными заболеваниями и социальнымибедствиями (токсикомания, алкоголизм);
-           обеспечиваетподготовку работников здравоохранения, участвует в определении условий ихдеятельности, наблюдает за выполнением норм качества и санитарной безопасностиучреждениями здравоохранения и фармацевтической промышленности;
-           следит заадекватностью структур медицинской помощи и профилактики потребностям ирегулирует объем предложения услуг, персонала, учреждений, тяжелогооборудования, разрешения выпуска на рынок лекарственных средств;
-           осуществляетнадзор за функционированием государственных больниц, назначает их директоров,финансирует бюджет и организует набор персонала;
-           осуществляетконтроль за функционирование системы социальной защиты, и в этом качествепринимает участие в определении моделей ее финансирования (базы и размераставок страховых взносов), правил охвата населения, порядка взятия на себяфинансирования медицинского обслуживания (цен и ставок возмещения населениюрасходов по оплате медицинских услуг), наблюдает за сохранением равновесиясоциально-национальных счетов[14, с10].
На национальном уровнеМинистерство социальных дел и Министерство здравоохранения осуществляет отимени государства руководство системой здравоохранения. Три управления этихминистерств принимают непосредственное участие в этом процессе: Управлениесоциальной защиты,
Управление большими,Главное Управление здравоохранения. К другим министерствам, принимающим участиев процессе управления здравоохранением, относятся: Министерство финансов –в вопросах рассмотрения бюджетов, Министерство национального образования –в вопросах подготовки медицинских специальностей, Министерство промышленности –в вопросах установления цен на медикаменты, а также Министерство окружающейсреды, Министерство сельского хозяйства, Министерство Вооруженных Сил.
На местном уровне существуют Региональное Управление помедико-социальным делам (DRASS) и Департаментское Управлениепо медико-социальным делам (DDASS), подчиняющиесясоответственно префекту региона и префекту департамента.
Социальная защита населения от финансовых рисков, связанных сболезнью, обеспечивается в основном системой страхования по болезни, составляющейсоциального обеспечения – законодательно оформленного «инструмента» подконтролем государства. Кроме того, организации взаимного страхования иликомпании частного страхования предлагают дополнительную защиту; самые бедныемогут прибегать к системе медицинской помощи, берущей на себя финансирование ихмедицинского обслуживания, или пользоваться помощью, оказываемой бесплатноблаготворительными организациями.
Восемьдесят страховых компаний являются частнымипредприятиями с коммерческими целями.
Система страхования по болезни не ограничивает ни свободувыбора пациентов, ни свободу назначений, выполняемых врачами; больной можетсвободно обратиться к услугам специалистов. Кроме того, теоретическиотсутствует какое-либо ограничение объема потребления услуг, покрываемыхсистемой страхования по болезни.
Параллельно с этими свободами правилафинансового покрытия услуг системой страхования по болезни отводят относительноважную роль в оплате медицинского обслуживания самим больным, так какфинансовое покрытия обслуживания редко является стопроцентным.
Закон от 19 января 1983года учредил Неизменный дневной тарифкак минимальный вклад больного в издержки гостиничного типа, связанные с егоразмещением в отделениях полной госпитализации за исключением госпитализации вотделениях долгосрочного пребывания.
Некоторые категории лиц освобождаются от уплаты этого тарифа:дети-инвалиды до двадцатилетнего возраста, беременные женщины, новорожденные,жертвы войны, штатные сотрудники государственных больничных учреждений.
Надо сказать, что в целом режимы социального обеспеченияпокрывают около 2/3 расходов на потребление, связанных с медицинскимобслуживанием. Поэтому, на сегодняшний день, основным вопросом является: какиеновые меры позволят затормозить рост расходов здравоохранения, которые помогутдостичь сбалансированности доходов и выплат страховых пособий?
Меры, предпринимаемые сегодня, не привели к серьезнымпеременам в организации системы здравоохранения Франции и имели целью, скореесовершенствование, а не кардинальное изменение правил ее функционирования:определяющая роль системы страхования по болезни, сосуществованиегосударственного и частного сектора, свободная практика врачей, свобода выборапациента, доступ к широкому спектру медицинских услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Франция, равно как и другие индустриально развитые страны,прошла долгий исторический путь прежде, чем там была создана современнаясоциальная защита населения и выработаны основные направления социальнойполитики.
Президентские выборы 1995-го годаположили начало новому периоду в истории Франции. Необходимо отметить, что впериод нахождения Жака Ширака у власти в 1995-2005гг. социально –политическое развитие Франции вышло на новую качественную ступень.
В период с 1995 по 2005 гг.осуществлялись различные программы помощи молодежи и предоставление ей льготныхкредитов для получения высшего и среднего, общего и профессиональногообразования. В свою очередь, это качественно отразилось на улучшенииобеспечения французской экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами.
В рассматриваемый период во Францииогромное внимание уделялось развитию здравоохранения. В сфере медицинскихнаучных исследований, в развитии фармацевтической промышленности, а также вподготовке медицинских кадров Франция добилась таких впечатляющих успехов, чтопо оценке специалистов вышла на первое место в мире по развитиюздравоохранения.
Система здравоохранения во Францииявляется одной из самых лучших и прогрессивных. Это касается и степениподготовки кадров и уровня оснащенности медицинских учреждений. Страховаямедицина дает людям возможность заботиться о своем здоровье, принимать лечениена самом высоком уровне, если это необходимо. Государство заинтересовано всохранении здоровья нации.
Однако, в последние годы социально –политическая система Франции, как, впрочем и всех других промышленно развитыхстран, столкнулась с рядом серьезных трудностей. В большой степени этитрудности связаны с нехваткой финансового обеспечения.
Все эти достижения стали возможны благодаряправильной политике Жака Ширака и его правительства. Значительную роль здесьтакже сыграли огромные бюджетные ассигнования, а также вложения частногокапитала во все сферы социального развития.
В 2007 году Ж. Ширак уходит с постапрезидента, оставив французскому народу четыре послания, которые считает самымиважными». Первое  – призыв «никогда не поддаваться экстремизму, расизму,антисемитизму и другим формам нетерпимости. Два других – помнить об особойроли Франции в Европе и мире. Но главный призыв «Верить во французскую модель ине сдавать ее подешевле».
Так Ширак не запомнился как лидер большихреформ – он вообще, вообще кажется, чувствовал себя увереннее в борьбе,чем после победы. Ж. Ширак принял Францию в кризисном состоянии в 1995 году и,в общем, в приблизительно в таком же и оставил. Страна при нем не преодолеласвоих традиционных слабостей, не научилась жертвовать ради экономическойэффективности качеством жизни и многое другое. Но есть и оборотная сторона:демократия при Шираке выдержала искушение экстремизмом, и сохранила свое лицо идостоинство. Это довольно много для начала 21 в.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.