Реферат по предмету "История"


Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе

Содержание
Введение
Глава 1. Цех как форма организации ремесла в средневековомгороде
1.1 Причины возникновения цехов
1.2Функции цехов
1.3 Цеховая регламентация
Глава 2. Мастер, ученик, подмастерье
2.1 Борьба мастеров с подмастерьями
2.2 Борьба цехов с патрициатом
2.3 Разложениецехового строя
Заключение
Список источников и литературы

Введение
В результате отделенияремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьянв Западной Европе в Х – ХШ вв. бурно росли города нового, феодального типа. Ониявлялись центром ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиямнаселения, его социальной структуре и политической организации.
Производственную основусредневекового города составляли ремесло и промыслы. На юге Европы, особенно вИталии, отчасти Южной Франции ремесло развивалось почти исключительно вгородах: их раннее развитие, густота сети, мощные торговые связи делалинецелесообразными ремесленные занятия в деревне. Во всех других регионах дажепри наличии развитых городских ремесел сохранялись и сельские – домашние крестьянскиеи профессиональные деревенские и домениальные. Однако повсюду городское ремеслозанимало ведущие позиции. В городах работали десятки и даже сотни ремесленниководновременно. Только в городах достигалось наиболее высокое для своего времениразделение ремесленного труда: до 300 (в Париже) и не менее 10-15 (в мелком городе)специальностей. Только в городе имелись условия для совершенствованиямастерства, обмена производственным опытом.
В отличие от крестьянинагородской ремесленник был почти исключительно товаропроизводителем. В своейличной и производственной жизни он был гораздо более независим, чем крестьянини даже сельский ремесленник. В средневековой Европе было множество городов иремесленных слобод, где мастера работали на свободный, для своего времениширокий, нередко международный рынок. Некоторые славились изготовлениемопределенных сортов сукон (Италия. Фландрия, Англия), шелка (Византия, Италия,Южная Франция), клинков (Германия, Испания). Но ремесленник социально былблизок к крестьянину. Изолированный непосредственный производитель, он вел своеиндивидуальное хозяйство, основанное на личном труде и почти без применениянаёмного труда. Поэтому его производство было мелким, простым. Кроме того, вбольшинстве городов и ремесел по-прежнему господствовала низшая форматоварности, когда труд выглядит как продажа услуг по заказу или найму. И лишьпроизводство, нацеленное на свободный рынок, когда обмен становится необходимыммоментом труда, составляло наиболее точное и перспективное выражение товарностиремесленного производства. Наконец, особенностью городской промышленности, каки всей средневековой жизни, была ее феодально-корпоративная организация, соответствовавшаяфеодальной структуре землевладения и общественному строю. С ее помощью осуществлялосьвнеэкономическое принуждение. Оно выражалось в регламентации труда и всей жизнигородских тружеников, которая исходила от государства, городских властей иразличных местных общностей; соседей по улице, жителей одного церковногоприхода, лиц сходного социального положения. Наиболее совершенной ираспространенной формой таких внутригородских объединений стали цехи, гильдии,братства ремесленников и торговцев, которые выполняли важные экономические,социальные, политические и социокультурные функции.Ремесленные цехи в ЗападнойЕвропе появились почти одновременно с самими городами: в Италии уже в Х в., воФранции, Англии и Германии с XI – начала XII в., хотя окончательное оформление цехового строя спомощью хартий и уставов происходило, как правило, позднее.
Цеха сыграли важную рольв развитии товарного производства в Европе, в формировании новой общественнойгруппы – наёмных рабочих, из которых впоследствии сформировался пролетариат.
Поэтому исследование проблемы возникновения цехов какорганизации ремесла в средневековой Европе является актуальным.
Целью данной работыявляется: выявить основные особенности цеховой организации ремесла всредневековой Европе.
Задачи:
1) раскрыть основные причины возникновения цехов, их функции,особенности цеховой регламентации;
2)выявить особенности взаимоотношений между мастерами и учениками и подмастерьямив средневековых цехах, между цехами и патрициатом.
Политическая исоциально-экономическая история средневековых городов Западной Европы являласьтемой многих исследований, в которых также нашли своё отражение проблемывозникновения цехов как формы организации ремесла в средневековом городе.Вопросы возникновения и развития средневековых городов Западной Европы,развития и организации в них ремесла представлены в трудах таких признанныхмедиевистов, как А. А. Сванидзе, С.М. Стам, Стоклицкая — Терешкович В. В., Д.Э. Харитоновича, А. Л. Ястребицкая и др.
Из новейших исследованийнаиболее обобщающим является сборник трудов отечественных урбанистов «Городв средневековой цивилизации Западной Европы». Издание охватывает период отвозникновения средневековых городов до конца XV века и освещает различные аспекты.
Проблемам возникновения иразвития ремесла в отдельных городах средневековой Европы посвящены работы:выдающегося учёного начала ХХ века Н. П. Грацианского (парижские ремесленныецехи), Л. А. Котельниковой, В. И. Рутенберга (в городах Италии), Г.М. Тушиной(в городах Франции), А. Л. Рогачевского (в городах Германии) и др.
Помимо исследований, вработе были использованы различные источники.
Подъём городов, развитиеремесла требовали правовой регламентации отношений как между различными цехами,так и внутри цехов. Цеховые порядки фиксировались в специальных регламентах, статутах,уставах; обязательства между мастерами и учениками, подмастерьями закреплялисьдоговорами.
В данной работе былииспользованы отрывки из «Книги обычаев» — регламента ремесленныхгильдий Лондона, цехового устава ткачих шёлковых изделий, договора о наймеученика, заключённого в Кёльне в 1404 году.
В архивах городовсохранились различные документы, рассказывающие о борьбе мастеров сподмастерьями, о борьбе цехов с патрициатом.
В работе используютсяотрывки из документов, хранящихся в архиве Страсбурга: «Призыва кзабастовке, обращённого подмастерьями – скорняками Вильштета к подмастерьям –скорнякам Страсбурга», «Послания Констанцкого городского совета».
Перипетии борьбы мастерови подмастерьев, цехов и патрициата нашли отражение в хрониках. Мы использовалиотрывки из «Кёльгофской хроники», из «Аугсбургской хроники».

Глава 1. Цех как формаорганизации ремесла в средневековом городе
1.1 Причины возникновенияцехов
Средневековые цехи – «объединениягородских ремесленников одной или нескольких специальностей».
Появление цехов былообусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всейфеодально-сословной структурой общества.
Исходным образцом дляорганизации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки иусадебные мастерские-магистерии.
Единицей цеха был егополнолравный член – мастер, владевший мастерской. Каждый из цеховых мастеровбыл непосредственным работником и одновременно собственником средствпроизводства. Он трудился в своей мастерской с несколькими помощниками –учениками и подмастерьями — со своими инструментами и сырьем. Как правило,ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленниковработали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды.Выделявшиеся новые специальности определялись в отдельные цехи.
Производящий коллективмастерской был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие непереходило из рук в руки, а делалось в мастерской целиком. Но в «традиционном,сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любойдеятельности успешнее всего происходило через коллектив. Позтому в большинствегородских ремёсел Западной Европы главы производственных коллективов стремилисьобъединиться в цехи».
Цехи делились попрофессиям, причём разделительные признаки основывались не на характерепроизводства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так например,технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалыизготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно.
Основными причинамиобразования цехов явились следующие: городские ремесленники каксамостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались вопределенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов,от конкуренции «чужаков» — неорганизованных ремесленников или постоянноприбывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да иот соседей – мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкоготогдашнего рынка, незначительного спроса.
Причины возникновенияцехов, таким образом тесно связаны с их функциями.
1.2 Функции цеховой организации ремесла
Одной из главных функцийцехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии онаназывалась Zunftzwang – цеховое принуждение. В большинствегородов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятияремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля надпроизводством и продажей ремесленных изделий. Во многих городах постепенновозникли десятки, а в наиболее крупных — даже сотни цехов.
Цеховому ремесленникуобычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколькоучеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной изважных функций было регулирование отношений мастеров с подмастерьями иучениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховойиерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательнымдля всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик современем мог стать подмастерьем, а подмастерье – мастером.
Средневековый цех –сообщество не производителей, а людей. Поэтому важная задача цеха –регулирование не только производственных, но и человеческих отношений. «Слово „цех“ происходит немецкого»Zeche"- пирушка, т.е.производное от понятия «пир»; таково же происхождение слова "гильдия", которым объединялись как сообщества торговцев, так и, нередко,общности ремесленников. В средневековом смысле слово «пир» — нечастое развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальнойкоммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления".
Цехи – не везде, но там,где они добились официального положения в коммунах, — являлись единицамигородского самоуправления, по цехам организовывалось городское ополчение. Ноцентральная функция цеха – обеспечение пристойной жизни своих членов,пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководствоцеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовалонезапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждойи украшениями мастеров, их жен и подручных.
Цех жестко регламентировалпроизводство: качество и количество производимых каждым мастером изделий.Дурная, некачественная продукция пятнала доброе имя цеха, потому выпускавших такуюпродукцию карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящиминаказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальномсмысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротностьматериала включалась и добротность религии и прочих личных свойствпроизводителя этого материала.
Пересекалось производствоне только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но ислишком хороших либо в очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме икачестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будутпокупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость в продукции, и, значит, онокажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности.Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев иучеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Нарушения цехового уставарассматривались на общем собрании цеха, который являлся отчасти и судебнойинстанцией.
Касса цеха, в которуюремесленники отчислял долю своих доходов, предназначалась для помощи обедневшимчленам цеха, их вдовам и сиротам. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечиваяподдержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смертикормильца.
Принудительное равенствовнутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, чтоиные цехи – например, ювелиры – были богаче других, скажем, носильщиков, либоот одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем отдругих, например, скорняков. Играли роль характер и образ деятельности, «почетность»того и другого: так, медики, давшие жизнь людям, почитались более мясников,отбиравших жизнь у животных.
Практически любое явлениевремен средневековья – государство и сословия, болезни и стихийные бедствия,грехи и добродетели – имели своих святых, «ответственных» за этифеномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного патрона имелии каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого объединялись воколоцеховые организации – братства. В обязанности последних входили иблаготворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное ихпогребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своегосвятого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому – покровителюремесла. Цех являлся, таким образом, также своеобразной культовой организацией.
Цехи объединяли горожандля борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цехучаствовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Онвыступал как отдельная боевая единица в случае войны; имел своё знамя и значок,которые выносили во время праздничных шествий и битв.
Все праздники члены цехапроводили вместе, завершая их пирушкой-трапезой (и многие уставы четкоопределяют правила поведения на таких пирушках).
Вся жизнь средневековогоцехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная,религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.
1.3 Цеховая регламентация
Члены цеха былизаинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цехчерез специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство:следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества.Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемаяткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоватьсяинструментом и сырьем и т.д.
Так, в «Книгеобычаев» – регламенте ремесленных гильдий Лондона — содержатся правила,регулирующие порядок выпуска определенных тканей лондонскими ткачами:
«IX. И если будет обнаружена ткань,сделанная из грубой, неотделанной пряжи с очесами и предназначенная дляпродажи, мэр должен получить полмарки, как штраф за нарушение правил.
Х. И если будетобнаружена ткань, сделанная из грубой белой шерстяной пряжи, котораяпредназначена на продажу, мэр получит половину марки, как штраф за нарушениеправил.
XI. И если будет обнаружена ткань,приготовленная на продажу и сделанная из пряжи, основа которой крашена мареной,а уток – вайдой, мэр также получит половину марки, как штраф за нарушение правил.
XVII. И предполагается, что ни один ткачне будет вырабатывать ткани по образцам французского города или ткань из грубойшерстяной пряжи с переплетом ниток по диагонали, или из пряжи ярко-зеленогоцвета, или ткань с крапчатой основой… и эта ткань должна иметь в длину шестькопий и во всех частях своих – быть добротной и хорошо сделанной…
XXIV. И должны быть назначены контролерынад тканями, чтобы они были хорошими и добросовестно сделанными, когда они выходятиз рук ткачей. И предполагается, что никакие иные повышенные требования недолжно предъявлять к ткани, если только это не будет в результате соглашениямежду тем, кто заказывает ткани, и самим ткачом; предполагается, что тканьбудет добросовестно сделана».
В немецком городе Кельнеимелось четыре исключительно женских цеха. Кроме того, женщины могли работатьнаряду с мужчинами в большинстве прочих цехов. Приведём отрывок из устава цехамастериц шелковых дел, принятый в 1469 г.
«Наши предки –бургомистры и совет города Кельна… учредили женский шелкоткацкий цех, утвердилиего на прочих законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложивк нему городскую печать; в этом уставе содержалась оговорка, что еслибургомистры и совет найдут его в чем-либо не соответствующим общему благу, тоони вправе во всякое время по мере надобности расширить или сократить его. Уставбыл дан по предложению и нижайшей просьбе наших дорогих и верных бюргерш ижительниц из числа ткачих шелковых изделий, возбужденной ими из-за того, чторемесло, которым они занимались в течение ряда лет почетным и похвальнымобразом, стало приходить в заметный упадок, с одной стороны, из-за некоторыхновшеств, с другой – из-за отсутствия у них до сих пор писаных законов,подобных тем, какими обладают другие ремесла; сверх того, устав дан во славувсемогущего Бога и нашего города, во имя общего блага, и, наконец, ради того,чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым…».
Регламентацияпроизводства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняломелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпускаябольше продукции или удешевляя его. С этой целью цеховые уставы нормироваличисло подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещалиработу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья вкаждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.
Регламентация цеховойжизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокуюрепутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравнымповедением.
Таким образом, появлениецехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил ивсей феодально-сословной структурой общества. Основными причинами образованияцехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные,раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединениидля защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков»- неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев издеревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Вся жизньсредневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая,производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамкахцехового братства.
Члены цеха былизаинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цехчерез специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство.Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цехаподдерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, нои благонравным поведением.

Глава 2. Мастер, ученик,подмастерье
2.1 Борьба мастеров сподмастерьями
В ремесленных центрах возникает,помимо влиятельного слоя цеховых мастеров, новая для средневековья общественнаягруппировка – постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажейсвоего труда – подмастерье. В средневековых городах Фландрии и Италии ученики иподмастерья составляли самый бесправный и нищий слой населения, изнуренныйнеумеренным трудом, голодовками и постоянными болезнями. Подмастерья крупныхремесленных центров Фландрии обитали в жалких хижинах, которые сдавались имсроком на неделю. У них не было иной собственности, кроме надетого на себяплатья. В понедельник утром они толпились на площадях вокруг церквей, сбеспокойством ожидая возможных нанимателей. Если работы не предлагалось, имприходилось перебираться в другие города в поисках скудного заработка. Ученикии подмастерья, таким образом, находились в положении угнетаемых. Первоначальноэто было связано с тем, что обучение средневековому ремеслу, котороепроисходило путем прямой передачи навыков, оставалось длительным. В разныхремеслах этот срок колебался от 2 до 7 лет, а в отдельных цехах достигал 10-12лет. В этих условиях мастер мог долго и с выгодой пользоваться бесплатнымтрудом своего уже достаточно квалифицированного ученика.
При найме ученика междумастером и отцом ученика, а также самим учеником обычно составлялся договор.Этот договор о найме ученика был заключен в Кёльне в 1404 г.:
«Я, Иоганн Тойнбург,старый бюргер города Кёльна, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу,золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего законного сына Тениса, изъявившего наэто свое согласие, для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенисобязан верою служить вышеуказанному Айльфу Бруверу 8 лет без перерыва, начинаясо дня св. апостола Матвея.
…Мастер Айльф обязанкормить сына все вышеуказанные 8 лет. Я же, вышеназванный Иоганн, обязываюсьвсе 8 лет честно одевать его. Если случится, что вышеуказанный Тенис, сын мой,умрет в течение первого года этих 8 лет, то вышеназванный мастер Айльф обязанвернуть мне 8 гульденов из тех 16 гульденов, которые я дал ему теперь вперед.Но если сын мой, тот же Тенис, проживет один день больше первого года, товышеназванный мастер Айльф не обязан вернуть ни одного геллера ни мне, ни моимнаследникам.
Если случится что я,вышеназванный Тенис, убегу от вышеуказанного Айльфа, моего мастера, и станусамостоятельно заниматься вышеуказанным ремеслом до истечения восьми лет, то яобязан уплатить мастеру Айльфу штраф в 42 гульдена. Для взыскания с меня этойсуммы мастер Айльф вправе обратиться в любой суд, духовный или светский, в Кёльнеили вне Кёльна; я же, Тенис, обязан немедленно удовлетворить Айльфа, как если быречь шла о признанном долге или товаре, принадлежащем гостю. А сверх того я,Тенис, тем не менее остаюсь связанным договором и обязан прослужить до конца 8лет, как это обычно принято в Кёльне, в вышеуказанном цехе.
В удостоверении чего я,вышеуказанный Иоганн Тойнбург, привесил свою печать к этой грамоте, а по моейпросьбе и почтенный Якоб Мергейм, мой кёльнский согражданин, также привесил кней свою печать рядом с моей. Под каковой печатью я, Тенис, подтверждаю, чтовсе приведенные выше пункты верны и что я обязываюсь исполнить их, как и всето, что выше написано обо мне».
В положении подмастерьев сначаласильны были черты «семейной» эксплуатации. Статус подмастерьяоставался временным, сам он питался и жил в доме мастера, а женитьба нахозяйской дочери могла увенчать его карьеру. И все-таки «семейные»черты оказывались второстепенными. Главное, что определяло общественноеположение подмастерья и его отношения с хозяином, состояло в заработной плате.Именно наемная сторона статуса подмастерья, его бытие в качестве наемногоработника имели будущее.
Цеховые мастера всесильнее эксплуатировали подмастерьев. Продолжительность их рабочего дня былаобычно очень велика – 14-16, а иногда и 18 часов. Судил подмастерьев цеховойсуд, т.е., опять-таки, мастера. Цехи контролировали быт подмастерьев иучеников, их времяпрепровождение, траты, знакомства. Страсбургский «Регламенто наемных работниках» в 1465 г., ставящий на одну доску подмастерьев идомашних слуг, предписывает им возвращаться домой не позднее 9 часов вечеразимой и 10 часов – летом, запрещает посещать питейные дома, носить оружие вгороде, одеваться всем в одинаковое платье и носить одинаковые отличительныезнаки. Последний запрет был порождён страхом перед заговором подмастерьев.
В XIV – XV вв., когда в передовых странах начался упадок и разложениецехового ремесла, эксплуатация подмастерьев и учеников приобрела постоянныйхарактер. В начальный период существования цеховой системы ученик, пройдя стажученичества и став подмастерьем, а затем проработав некоторое время у мастера инакопив небольшую сумму денег, мог стать мастером. Теперь же доступ ученикам иподмастерьям к этому статус фактически закрывается. Началось так называемоезамыкание цехов. Чтобы получить звание мастера, кроме свидетельств об обучениии личной характеристики, требовалось уплатить крупный вступительный взнос вкассу цеха, выполнить образцовую работу («шедевр»), устроить богатоеугощение для членов цеха и т.д. Лишь близкие родственники мастера могли беспрепятственновступить в цех. Большинство же подмастерьев превращались в «вечных»,т.е., по сути дела, в наемных рабочих.
В XIV – XV вв. в западноевропейских городах возникает особый слой «вечных»подмастерьев: цеховые уставы тех лет знают таковых женатыми, живущих отдельнымдомом, что противоречило прежним цеховым порядкам, но сделалось к тому временинеобходимостью.
Ученики и подмастерьясоставляли самую организованную и квалифицированную часть довольно широкого вгородах XIV-XV вв. слоя наемных работников. В его состав входили такжевнецеховые поденщики и работники, ряды которых постоянно пополнялисьприходившими в города крестьянами, потерявшими землю, а также обедневшимиремесленниками, все еще сохранявшими свои мастерские. Этот слой составил ужеэлемент предпролитариата, который полностью сформировался позднее, в периодширокого и повсеместного развития мануфактуры. Для защиты своих интересов онисоздавали особые организации – братства, компаньонажи, которые являлись союзамивзаимопомощи и борьбы с мастерами. Подмастерья платили вступительный взнос, азатем уплачивали регулярные взносы в определённые сроки. Эти деньгирасходовались преимущественно на похороны или пособия заболевшим членамбратства, поскольку средневековые цехи не знали обязанности мастеров оплачиватьболезнь или увечье подмастерья.
В противовес порядкам,вводимым богатыми мастерами, подмастерья порой принимали собственныепостановления. Нижеследующее относится к середине XV в., когда резко обострилась борьба в цехах:
«1. Предлагаемаяграмота представляет собой устав подмастерьев-портных, которые работают воФранкфурте в настоящее время или которым предстоит здесь работать, и дан во имяукрепления положения подмастерьев…Они согласовали эти статьи между собой ипоручили их обсуждение четырем выборным…
6. Подмастерье, неявившийся на торжественное собрание подмастерьев, платит штраф…
8.Хозяин, взявшийчто-либо в залог у подмастерья, не имеет права дольше двух недель… задерживатьэтот залог…Кто взял нож из места общественного пользования, тот платит подмастерьямштраф…
9. Запрещаетсяподмастерьям носить трехцветное платье; дерзнувший нарушить это платит штраф…
Запрещается подмастерьямносить платье с разрезами; платье должно состоять из куртки, капюшона и брюк.Нарушивший это правило платит штраф.
Запрещается подмастерьямносить обувь, сделанную из трех сортов кожи. Нарушивший это правило платитштраф…
11. Запрещаетсяподмастерьям носить кольца на пальцах, шелковые повязки на шее. Запрещаетсяобвертывать четки вокруг шеи. За нарушение этих запретов полагается штраф...
13. Если подмастерьеоштрафован и не платит штрафа, то он лишается своих обычных прав; восстановитьих он может лишь путем соглашения с подмастерьями.
14. Хозяин, у которогоимеются вещи, данные ему как залог, может в свою очередь заложить их лишь в томслучае, если он заявил об этом предварительно тем, кому принадлежат эти вещи…
16. если кто-либо изчетырех выборных нарушит одну из указанных статей, то он платит такой же штраф,как и любой подмастерье…
20. Следует сказать, чтоподмастерья договорились, что если четверо выборных сделают долги, то они самимбудут должны заплатить их или удовлетворить подмастерьев, дав им залог. Теподмастерья, которые этого не исполнят, заплатят обычный штраф…
22. До сих пор в общемсобрании старых и молодых… некоторые подмастерья без основательной причиныоблагались слишком высокими штрафами. Во избежание этого теперьустанавливается, что во время торжественного собрания подмастерьев четыревыборных подмастерья кооптируют еще 16 или 18 человек наиболее честных иразумных подмастерьев, которые по справедливости устанавливают штрафы». Братствавыполняли также функцию, характерную для средневековой хозяйственной системы:как цехи запрещали работать в данном городе ремесленникам, не принадлежавшим кцехам, так и братства препятствовали найму работников, не желавших примкнуть ких организации и подчиниться её требованиям.
Иногда подмастерья разныхгородов заключали союз и совместно боролись против эксплуатации их мастерами. Таковопо содержанию воззвание от 1470 г., хранящееся в Страсбургском городскомархиве. В XI –XIII вв. подобные явления еще не наблюдались.
«Сердечный привет,добросовестные дорогие друзья-подмастерья из цеха страсбургских скорняков! Мыпросим вас, дорогие друзья-подмастерья, чтобы вы прекратили работу в Страсбургедо тех пор, пока мастера не согласятся соблюдать наши старые обычаи и грамоты,скрепленные печатями. Если же вы не сделаете того, о чем мы просим, то знайте,что все добрые подмастерья поставят вам это в вину и вам придется отвечать заэто… Мы надеемся, что вы не пойдете против всех добрых подмастерьев и не дадитеуговорить себя. Если бы это случилось, то подмастерья лет 10-20 не забыли бывам этого. Упаси вас бог от этого. Делайте нам то, что вы хотели бы, чтобы мыделали вам. Порядки же, которые хотят ввести наши мастера, не существуют нигде:ни в немецких, ни в итальянских, ни в языческих странах. Мы, подмастерья,должны крепко держаться друг за друга. Ибо мастера других городов поддерживаютстрасбургских мастеров…».
В противовес союзамподмастерьев городская знать в свою очередь вступала в сговор. Приводимпослание из Южной Германии, адресованное городскому совету Страсбурга,датируемое 1410 г.
«Дальновидным,мудрым, отличным, дорогим и добрым друзьям. Наперед и навсегда выражаем вамнашу готовность к оказанию любезностей и услуг. Отличные добрые друзья, доводимдо вашего сведения, что с некоторых пор подмастерья-портные, работавшие у нас, началиустраивать различные порядки, направленные против нас и мастеров-портных. Мыотменили эти порядки и заставили подмастерьев отказаться от них. Кому это небыло угодно, тому предоставлялось уехать (из Констанца). Случилось так, чтоушедшие от нас приехали к вам. И вот ваши подмастерья-работники налагают наказанияи штрафы на тех, которые остались у нас, и снимают подмастерьев с работы. Этонам кажется несправедливым и может привести нам и всей страны большое горе. Какдрузья мы сердечно просим вас подумать об этом деле и приложить все старания ктому, чтобы у вас произвести изменения в этом смысле, чтобы вы и мы и ваши инаши мастера-портные были избавлены от таких новшеств и от такого дурногоповедения работников…».
Подмастерья выдвигалиэкономические требования: повышения заработной платы, уменьшения рабочего дня;они прибегали к таким острым формам борьбы, как забастовка и бойкот наиболеененавистных мастеров.
2.1 Борьба цехов спатрициатом
Борьба городов ссеньорами в подавляющем большинстве случаев привела к переходу в той или инойстепени городского управления в руки горожан. Но в их среде к тому временисуществовало уже заметное социальное расслоение. Поэтому, хотя борьба ссеньорами велась силами
всех горожан, полностьюиспользовала ее результаты лишь верхушка городского населения (патрициат):домовладельцы, в том числе феодального типа, ростовщики и, конечно же,купцы-оптовики, занятые транзитной торговлей.
Во Фландрии XIII в. и в Северной Италии XIV в. ремесленное производство, впервую очередь сукноделие, рассчитанное на экспорт, давало настолько высокийдоход, что часть городского патрициата предпочла ростовщичеству и откупугородских монополий организацию ремесла. Характерный пример такогопатриция-организатора ремесла – Йехан Боинброк из Дуэ, который девять раз былсоветником в родном городе. Он умер в 1285 г., оставив огромное состояние, взначительной мере недвижимость. Боинброк покупал шерсть в Англии, привозил ее вДуэ в мешках, раздавал на прядение крестьянкам в деревни. Затем пряжа поступалаткачам, которые номинально были свободными, но находились в хозяйственнойзависимости от Боинброка. У него имелась собственная красильня. Перед смертьюон приказал своим душеприказчикам оплатить его долги и загладить его проступки.Тут собрались жалобщики, и с их слов был составлен пергамен длиною в 5,5 м, перечислявшийзлоупотребления советника из Дуэ.
Патрициат (наследственнаягородская аристократия) представлял собой узкую, замкнутую группу, которая недопускала в свою среду новых членов. Городской совет, мэр (бургомистр),судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) города выбирались только из числапатрициев и их ставленников. Городская администрация, суд и финансы, в томчисле налогообложение, строительство – все находилось в руках городскихверхушки, использовалось в ее интересах и за счет интересов широкоготоргово-ремесленного населения города, не говоря уже о бедняках.
Но по мере того, какразвивалось ремесло и крепло значение цехов ремесленники, мелкие торговцывступали в борьбу с патрициатом за власть в городе. Обычно к ним присоединялисьтакже наемные работники, бедный люд. В XIII-XIV вв.эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулась почти во всехстранах средневековой Европы и часто принимала очень острый, даже вооруженныйхарактер.
«Кельгофская хроника»1499 г. свидетельствует о расправе патрициев с ткачами в Кёльне. Название«Кельгофская хроника» произошло от имени Иоанна Кельгофа, владельцатипографии, где она была напечатана. Автор, имя которого осталось неизвестным, присоставлении хроники Кёльна (до ХV в.)использовал различные материалы, в том числе воспоминания, рассказы, памфлеты,местные хроники, акты и грамоты из архива Кельна и другие источники.
«Кельгофская хроника»явно написана сторонником патрициата. Хроникер выступает против ткачей, которыесвергли в городе власть патрициата и захватили в свои руки городской совет:
«Ткачи… очень хотелипопасть в совет, хотя это не подобало им ни по происхождению, ни по положению.Устранив из совета лучших и мудрейших, они задумали создать в Кельне новыйсовет…
Странно и чуждо быловидеть в Кельне таких членов совета…
Это совет был выбран в1370 г. …и просуществовал год и три месяца. Ткачи же думали, что он будетсуществовать вечно…
Совет [старый] собрался вместе с … братствами(т.е. с другими цехами)…Они стали советоваться друг с другом…как им свергнутьэту власть. Совет и другие выдвинули предложение разбить цех [ткачей] в уличномбою и всецело подчинить его себе…Они столкнулись, и произошел большой бой…
Господа со своим знаменеми братством ходили по улицам и хватали ткачей силой; но они нашли немногих:ткачи обратились в кротов и залегли под землей. На другой день городские властипроследовали с братствами и городским знаменем вверх по Проточной улице струбами и флейтами, и за ними следовало много благонамеренных людей, и, гдетолько они могли схватить ткачей, они убивали их тут же на улице. Ониотыскивали их и в их домах, в церквах и в монастырях; они не щадили никого, нистарого, ни малого. Зазвонили в колокол у св. Марии. Тогда началось бегство:все, кто мог бежать, бежали.
Гнали жен и детей ткачейиз города вон, и дума взяла себе их наследие, дом и двор, и все их достояние…Большая часть вожаков, которые подняли восстание и были виноваты, бежали черезворота…».
В других городах врезультате борьбы цехов с патрициатом власть переходила к цехам, например, вАугсбурге. Об этом свидетельствует «Аугсбургская хроника» 1368 г.
«В 1368 г… ввоскресенье вечером все ремесленники вооружились, заняв ворота города, и всюночь шествовали по улицам. На утро в понедельник все пришли в Перлах с 24 знаменами.Два бургомистра…созвали совет… Члены старого и нового советов явились в ратушу,в большую залу совета, которая была заполнена до самых дверей.
Ремесленники послали ксовету [своих представителей]. Держал слово… Вейс и сказал, что ремесленникижелают иметь цеховое правление и что это послужит на пользу и к чести города.Он потребовал ключи от набатного колокола, печати и городскую книгу. Все этобыло дано. Все советы пожелали примирения. Было послано за членами всехсоветов, которых было 87. Все они явились и вместе с Малым советом отправилисьна перлах, где находились ремесленники. Там пришедшие должны были принести споднятыми пальцами присягу, которую граф Фегелин произнес за всех.
Было обсуждено и решенона особых совещаниях, что их клятва вынужденная, ибо все случившееся тайноподготовлялось и совершилось не публично по доброй воле совета, принуждению, апотому клятву не следует держать…».
В одних городах, гдеремесленное производство получило большое развитие, победили цехи (Кёльн,Базель, Флоренция и др.). В других, где ведущую роль играли широкомасштабнаяторговля и купечество, победителем из борьбы вышла городская верхушка (Гамбург,Любек, Росток и другие города Ганзейского союза). Но и там, где побеждали цехи,управление городом не становилось подлинно демократическим, так как верхушканаиболее влиятельных цехов объединялась после своей победы с частью патрициатаи устанавливала новое олигархическое управление, действовавшее в интересахнаиболее богатых горожан (Аугсбург и др.).

2.3 Разложение цеховогостроя
Цеховая организацияремесла в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу. До определенноговремени она создавала наиболее благоприятные условия для развитияпроизводительных сил, товарного городского производства. В рамках цеховогостроя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда вформе выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышениякачества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. Врамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городскихмастеров.
Поэтому примерно до концаXIV в. цехи в Западной Европе игралипрогрессивную роль.
Цеховая система в Европе,однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения ине вежде достигла завершенной формы. Место цеха нередко занимала общностьремесленников – соседей, которые зачастую имели общую специальность (отсюдаобычные в городах всей Европы Гончарные, Колпачные, Плотницкие, Кузнечные,Сапожные и т. п. улицы). Во многих городах Северной Европы, на юге Франции, внекоторых других странах и областях существовало так называемое свободноеремесло. Однако и там имели место регламентация производства, защита монополиигородских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городскогоуправления.
В XIV – XV вв. роль цехов во многом изменилась. Их консерватизм,стремление увековечить мелкое производство, традиционные приемы и орудия труда,помешать техническим усовершенствованиям из-за боязни конкуренции превратилицехи в тормоз прогресса и дальнейшего роста производства. По мере ростапроизводительных сил, расширения внутреннего и внешнего рынка конкуренция междуремесленниками внутри цеха неизбежно возрастала. Отдельные ремесленники вопрекицеховым уставам расширяли свое производство, между мастерами развивалосьимущественное и социальное неравенство. Владельцы крупных мастерских началидавать работу более бедным мастерам, снабжали их сырьем или полуфабрикатами иполучали готовые изделия. Из среды прежде единой массы мелких ремесленников иторговцев постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшаямелких мастеров.
Расслоение внутрицехового ремесла выражалось также в разделении цехов на более сильные, богатые(«старшие», или «большие») и более бедные («младшие»,«малые») цехи. Так происходило в первую очередь в наиболее крупныхгородах: Флоренции, Перудже, Лондоне, Бристоле, Париже, Базеле и др. Старшиецехи начинали господствовать над младшими и эксплуатировать их, так что членымладших цехов подчас устраивали свою экономическую и правовую самостоятельностьи фактически превращались в наемных рабочих.
В положение угнетаемых современем попали также ученики и подмастерья.
По мере обострениясоциальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слоигородского населения начали открыто выступать против стоящей у власти городскойверхушки, в которую теперь во многих городах входила наряду с патрициатом ицеховая верхушка. В эту борьбу включалось и городское плебейство – самый низшийи бесправный слой населения. Лишенные определенных занятий и постоянногоместожительства деклассированные элементы, находившиеся вне феодально-сословнойструктуры.
В XIV – XV вв. низшие слои городского населения поднимают восстанияпротив городской олигархии и цеховой верхушки в ряде городов Западной Европы:во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне и др. В этих восстаниях, отражавшихнаиболее острые социальные противоречия внутри средневекового города,значительную роль играли наемные работники.
Ремесленные города XIV в., таким образом, были охваченысложными и острыми противоречиями. С одной стороны, зарождались движенияцеховых мастеров против патрициата, с другой – выступления «тощего народа»,требовавшего уравнения в правах с полноправными членами цехов. «Тощийнарод» ждало большое будущее: из него предстояло развиться пролетариатусовременного мира".
Таким образом, всоциальной борьбе, развернувшейся в средневековых городах Западной Европы,можно различить три основных этапа. Сначала вся масса горожан боролась противфеодальных сеньоров за освобождение городов от их власти. Затем цехи повелиборьбу с городским патрициатом. Позднее же развернулась борьба городских низовпротив богатых городских мастеров и купцов, городской олигархии.

Заключение
Рассмотрев проблемыорганизации ремесла в средневековом городе, мы пришли к следующим выводам.
Появление цехов былообусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всейфеодально-сословной структурой общества. Основными причинами образования цеховявились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные,мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защитысвоего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» — неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев издеревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Вся жизньсредневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая,производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамкахцехового братства.
Члены цеха былизаинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цехчерез специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство.Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживалиего высокую репутацию не только качеством производимвх изделий, но иблагонравным поведением.
В ХIY — Х Y в средневековых городах Западной Европы развернуласьсоциальная борьба, в которой можно различить три основных этапа. Сначала всямасса горожан боролась против феодальных сеньоров за освобождение городов от ихвласти. Затем цехи повели борьбу с городским патрициатом. Позднее жеразвернулась борьба городских низов против богатых городских мастеров и купцов,городской олигархии.

Списокисточников и литературыИсточники
1. Аугсбургская хроника// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 125 –126.
2. Договора о найме ученика// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 115 –116.
3. Кёльгофская хроника// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 123 –124.
4. Книга обычаев // История средних веков. Хрестоматия. В 2-хч. Ч. 1 М., 1988.С. 178 – 180.
5. Послание Констанцкого городского совета// История среднихвеков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 167 – 168.
6. Призыв к забастовке, обращённый подмастерьями – скорнякамиВильштета к подмастерьям – скорнякам Страсбурга// История средних веков.Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 165 .
7. Цеховой устав ткачих шёлковых изделий // Средневековоегородское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама.Саратов,1989. С. 113-114.Литература
8. Город в средневековой цивилизации Западной Европы/ Подред. А.А. Сванидзе М., 1999-2000.Т. 1-4.
9. Грацианский Н. П. Парижские ремесленные цехи в XIII – XIV вв. Казань, 1911.
10. Котельникова Л. А. Феодализм и города в Италии в VIII – XV вв. М., 1987.
11. Рогачевский А. Л. Немецкое бюргерство в XII – XV вв. СПб., 1995.
12. Рутенберг В. И. Итальянский город от раннегосредневековья др Возрождения, Л., 1987.
13. Сванидзе А. А. Генезис феодального города враннесредневековой Европе: проблемы и типология//Городская жизнь всредневековой Европе. М., 1987.
14. Стам С. М. Экономическое и социальное развитие раннегогорода. (Тулуза Х1 – ХШ вв.) Саратов, 1969.
15. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы историисредневекового города Х – XV вв. М., 1960.
16. Тушина Г. М. Города в феодальном обществе Южной Франции.М., 1985.
17. Харитонович Д. Э. Ремесло. Цехи и мифы// Город всредневековой цивилизации Западной Европы. М.1999. С.118 – 124.
18. Ястребицкая А. Л. Западноевропейский город в средниевека//Вопросы истории, 1978, №4. С. 96-113.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.