Реферат по предмету "История"


Наука в условиях культа личности И.В. Сталина (1930-1950-е годы)

Научная работа на тему:«Наука в условиях культа личности И.В. Сталина(1930–1950-е годы)»   
ВведениеТема науки всегда была и будет актуальна. Ведьбез науки человечество застряло бы в своем развитии где-нибудь в Средневековье,а то и еще раньше.Эта тема вызвала у меня большой интерес. Ведьвремена культа личности И.В. Сталина по праву считаются противоречивыми.Благодаря его усилиям некоторые направления в науке получили небывалый рассвети развитие. Но наряду этим, неугодные ему отрасли науки пришли в полный упадокблагодаря его негативному отношению. И.В. Сталин был известен своимижестокими методами, с помощью которых он добивался поставленных перед собойцелей. Очень много людей пострадало от его деяний. Но не смотря на все это, безСталина не было бы того развития науки, которое мы имеем сейчас.Именно в этих противоречиях я и попытаюсьразобраться в своем реферате.Целью данной работы является:узнать, как развивалась наука в условиях культа личности И.В. Сталина.
Объектомисследования является правление Сталина, а его предметом являются планы поусовершенствованию в области науки, основные события того времени.
Задачи, которыеставились при написании работы следующие:1.        Узнать, что предпринялСталин, чтобы сделать Россию более образованной страной.2.        Узнать, как расцвела, илинаоборот, пришла в упадок, наука при Сталине.3.        Узнать, какие действия хотелпредпринять Сталин по усовершенствованию российской науки.4.        Узнать, как наука вошла вобщество при Сталине.5.        Узнать, какие отношения былиу Сталина с учеными.6.        Выяснить, как Сталинпрепятствовал развитию неугодных ему отраслей науки.
Сталинская идея «онаучивания» советского общества
ПередСталиным всегда стояла проблема, как обеспечить нацеленность советскогообщества на научно-технический прогресс, технологическое совершенствование – иначесомнут. Поэтому им был разработан план, говоря словами М. Петрова, «онаучивания»советского общества. План этот, скорее всего, осознавался Сталиным интуитивнои, конечно, нигде не был опубликован, но анализ действий Сталина позволяетзаключить, что он действовал не случайным образом. План этот включал несколькокомпонентов.
1.Сталин сделал стабильную валюту, так что стало выгодно деньги копить,инвестировать, а не тратить. Нормы выработки рабочих повышались, чтообеспечивало стабильность рубля. Необеспеченные же доходы интеллигенцииизымались с помощью облигаций государственного займа.
2.Необходимо было вовлечь в науку весь народ, заставить его осознать, что толькоинновационная активность, творчество дают истинное наслаждение. В последующемэта идея была наиболее полно сформулирована М. Петровым в виде егопредложения «онаучивания» народа.
3.Надо было сделать науку независимой от промышленности, иначе наука быстропревратилась бы в придаток последней, и это доказал опыт послесталинскогоразвития СССР.
4.Необходимо было создавать мощные «научные кулаки», и это решалось путем созданиянаучных городков, что на десятки лет предвосхитило то же решение, предложенноев США в виде университетских лагерей или кампусов.
5.Необходимо было создать механизм давления на директоров социалистическихпредприятий, стимулирующих их к поиску инноваций, и это было сделано в видепланов по снижению себестоимости продукции.
6.Ученые должны были стремиться к внедрению своих достижений, поскольку толькотесная работа с промышленностью позволяла им увеличить финансирование своегонаправления.
Поэтомупри Сталине из-за наличия плана по снижению себестоимости и постоянногоснижения зарплаты рабочих вследствие ежегодного пересмотра норм выработкидиректора предприятий искали новые технические решения сами. Кроме того,технические решения искали военные, которые участвовали в гонке вооружений.Подобная система стимуляции технологического прогресса требовала мощнейшейнауки, и она была создана.
 
Расцветнауки при Сталине
Реализуясвой грандиозный план, Сталин достиг замечательных успехов. Созданная научная инфраструктурав то время не уступала американской. И это в нищей стране, разрушенной войной.Сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов,конструкторских бюро и вузовских лабораторий охватила весь фронт исследований.Ученые стали подлинной элитой страны. Имена Курчатова, Ландау, Тамма, Келдыша,Королева, Туполева известны во всем мире.
Особоезначение Сталин придавал самым передовым направлениям науки и техники,выводившим СССР на качественно новый уровень развития. Так, только в 1946 годулично Сталиным было подписано около шестидесяти важнейших документов,определивших развитие атомной науки и техники, ракетостроения. Результатомвыполнения этих решений стало не только создание ядерного щита страны, но изапуск первого в мире спутника Земли в 1957 году, спуск на воду в 1957 годупервого в мире атомного ледокола «Ленин» и последующее развитие атомнойэнергетики.
Крометого, были открыты залежи нефти в Поволжье, началась огромная работа построительству электростанций как первого этапа для перехода к массовомустроительству жилья.
Кпримеру, возьмем 1946 год. Страна еще не оправилась от войны, многие города исела лежали в руинах. Но советское руководство хорошо понимало значениевычислительной техники. В том году начались работы по созданию компьютеров.1949 год. Заработал первый советский компьютер (МЭСМ). Это был первый компьютерв Европе и второй в мире. Первый работающий компьютер был создан в США в 1946году. В мире около 200 государств, из них только два были способны создавать компьютеры– СССР и США. Еще около двух десятков стран участвовали в разработках чужихпроектов или делали компьютеры по лицензии. Остальным даже это было не подсилу.
Послевойны восстановление университетов в зоне оккупации завершилось к концу 40-хгодов. В городах, пострадавших от войны, университетам были переданы крупныездания в Минске, Харькове, Воронеже. Активно начали создаваться и развиватьсяуниверситеты в столицах ряда союзных республик (Кишинев, Ашхабад, Фрунзе идр.), и к 1951 году все союзные республики имели свои университеты.
«Сталинскаяакадемия», возникла в первой половине 1930‑х гг. В это время в Академиинаук СССР была создана единая централизованная система контроля заэффективностью научной работы. Централизованное руководство научнымиисследованиями выражалось в том, что темы научных работ, выполняемых внаучно-исследовательских институтах, должны были утверждаться не ниже, чем вПрезидиуме Академии. То же самое касалось вопросов, связанных с объемомбюджета, подбором кадров и сроками исполнения. Планирование и контроль научнойработы осуществлялись по аналогии с планированием и контролем промышленногопроизводства. Денежные средства, которые предполагалось истратить наисследование, утверждались, как минимум, за год. Если в течение года возникалавнеплановая потребность в приобретении новой аппаратуры или материалов,необходимых для проведения исследований, сделать это было крайне сложно, нобыло можно договориться об использовании оборудования и реагентов с другимиинститутами и лабораториями.
Однимиз наиболее жестких принципов организации сталинской науки было требование еетесной связи с практикой. Основными задачами АН СССР были практическиепотребности страны в новых знаниях. Такая организация была оптимальна с точкизрения административного централизованного управления, поскольку она давалачеткие критерии определения «эффективности» работы ученого, однако онанесколько негативно сказывалась на способности ученых заниматься проблемами,работу над которыми трудно планировать с точностью до месяца. В архивахсохранилось несколько писем ученых в Президиум Академии и в ЦК КПСС, в которыхобращалось внимание на этот организационный недостаток.
ПочемуСталину удалось вывести страну из эпохи деревянной сохи в эпоху водороднойбомбы и освоения космоса? «Отец народов» понял, что без создания элитныхнаучных зон, где бы концентрировался научный «мозг» нации, обеспеченныйпредельно высоким уровнем жизни, он не выведет страну на магистральную дорогутехнического прогресса. Вождь начал строить академгородки, бросая на этоогромные средства и держа страну на скромном довольствии.
Стараясьсоздать самодостаточную систему для стабильного и независимого развития России,Сталин много сил вложил в создание советской науки, а главное в создании такойсистемы взаимодействия науки и производства, при которой наука была бы нужнадля того, чтобы производство выполняло план и обеспечивало выживание России вее состязании с Западом.
 

Множествопланов
Сталинв речи на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округагорода Москвы 9 февраля 1946 г. сказал: «В ближайшее время будет отмененакарточная система, особое внимание будет обращено на расширение производствапредметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательногоснижения цен на все товары и на широкое строительство всякого роданаучно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернутьсвои силы».
Хотясвершения Сталина были огромны, он остался скромным человеком. Сталин отказалсяот того, чтобы его имя присвоили Московскому университету. Он сказал, что«главный университет страны может носить лишь одно имя – Ломоносова».
Сталинхорошо знал состояние науки и высшего образования в СССР. Он говорил, что, нашиуниверситеты после революции прошли три периода. В первый период они играли туже роль, что и в царское время. Они были основной кузницей кадров. Наряду сними лишь в очень слабой мере развивались рабфаки. Затем, с развитием хозяйстваи торговли, потребовалось большое количество практиков, дельцов. Университетамбыл нанесен удар. Возникло много техникумов и отраслевых институтов.Хозяйственники обеспечивали себя кадрами, но они не были заинтересованы вподготовке теоретиков. Институты съели университеты. Сейчас у нас слишком многоуниверситетов. Следует не насаждать новые, а улучшать существующие. Нельзяставить вопрос так: университеты готовят либо преподавателей, либо научныхработников. Нельзя преподавать, не ведя и не зная научной работы. Человек,знающий хорошо теорию, будет лучше разбираться в практических вопросах, чемузкий практик. Человек, получивший университетское образование, обладающийшироким кругозором, будет полезнее для практики, чем, например, химик, ничегоне знающий, кроме своей химии. В университеты следует набирать не одну лишьзеленую молодежь со школьной скамьи, но и практиков, прошедших определенныйпроизводственный опыт. У них в голове уже имеются вопросы и проблемы, но неттеоретических знаний для их решения. На ближайший период следует большую частьвыпускников оставлять при университетах. Насытить университетыпреподавателями».
Сталинлично курировал развитие науки. Ему принадлежало последнее слово в решениитаких вопросов, как создание научных журналов. Так, именно Сталин разрешилсоздать журнал «Вопросы философии». Философ Кедров был назначен главнымредактором «Вопросов философии» в 1947 году, но уже в 1949 году, в результатеактивности своего противника М.Б. Митина, был снят. Глядя на это, можносказать, что не мог Сталин контролировать все детали, и сами ученыеответственны за многие несуразности, происходившие в то время в науке.
Каксвидетельствует Ю. Жданов, «всемогущий аппарат» похоронил не одну идеюСталина. Например, в связи с юбилеем Академии наук СССР Сталин предложилучредить в стране ордена для деятелей науки. Орден Ломоносова – заслуги вразработке общих проблем естествознания; орден Менделеева – за заслуги вобласти химии; орден Павлова – за достижения в сфере биологических наук. Надосказать, что образцы этих орденов уже были изготовлены Монетным двором – Ждановуих показывал заведующий сектором науки ЦК С.Г. Суворов, – но где-то делозастряло.
 
Популяризациянауки и новаторство
Хорошопонимая роль науки в развитии советского общества и, особенно в противостоянииРоссии с Западом, Сталин делал все от него зависящее для того, чтобы наукапустила широкие корни в народе. В 1947 г. Сталин передал группе ученыхпредложение создать «Общество по распространению научных и политическихзнаний». Соответствующее решение правительства было необычайно щедрым для технелегких послевоенных лет. Общество «Знание» попросили возглавитьзамечательного ученого, Президента Академии наук СССР академика С.И. Вавилова;общество получило в свое распоряжение здание Политехнического музея рядом с ЦКпартии; общество обрело широкие издательские возможности. В том же году поинициативе Сталина было создано Издательство иностранной литературы, котороебыло призвано знакомить советского читателя с лучшими новинками зарубежнойлитературы в сфере естественных и общественных наук. Потоком полилисьсовременные книги по физике, астрономии, химии, биологии, генетике.
Подруководством И.В. Сталина перед войной за год была создана системапрофессионально-технического обучения, решившая вопрос подготовки кадров дляпромышленности.
 
Сталини ученые
Сталинпонимал роль гениев и уважал выдающихся советских ученых, и они платили ему темже. Сталин искал новаторов повсюду, в том числе и в науке. Вот его слова: «Внауке единицы являются новаторами. Такими были Павлов, Тимирязев. А остальные –целое море служителей науки, людей консервативных, книжных, рутинеров, которыедостигли известного положения и не хотят больше себя беспокоить. Они уперлись вкниги, в старые теории, думают, что все знают и с подозрением относятся ковсему новому».
Втелеграмме на имя Президента Академии наук академика В.Л. Комарова от 24марта 1942 года Сталин писал: «…Я выражаю уверенность, что, несмотря на трудныеусловия военного времени, научная деятельность Академии наук будет развиватьсяв ногу с возросшими требованиями страны и Президиум Академии наук под Вашимруководством сделает все необходимое для осуществления стоящих перед Академиейзадач». Во второй телеграмме Сталина на имя Президента Академии наук академика В.Л. Комароваот 12 апреля 1942 года было сказано: «Правительство с удовлетворением принимаетВаше предложение о всемерном развитии деятельности научных учреждений Академиинаук СССР и ее действительных членов и членов-корреспондентов, направленной наукрепление военной мощи Советского Союза. Надеюсь, что Академия наук СССРвозглавит движение новаторов в области науки и производства и станет центромпередовой советской науки в развернувшейся борьбе со злейшим врагом нашегонарода и всех других свободолюбивых народов – с немецким фашизмом. ПравительствоСоветского Союза выражает уверенность в том, что в суровое время ВеликойОтечественной войны советского народа против немецких оккупантов Академия наукСССР, возглавляемая Вами, с честью выполнит свой высокий патриотический долгперед Родиной».
 
Общественныенауки при Сталине
Серьезнуюозабоченность Сталина вызывала общая культура массового сознания, культурамышления. Он иронизировал по поводу логических ошибок собеседников: «Частозаключают, что «после этого» значит «вследствие этого». По инициативе Сталина всистему общего образования были включены логика и психология. В нелегкиевоенные годы Сталинскими премиями были отмечены труды С. Рубинштейна«Основы общей психологии» (1942 г.) и «Логика» Асмуса (1943 г.).Вместе с тем Сталин решительно отверг попытки объявить в общественной теорииэтап «сталинизма»
Поуказанию Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системыобщественных наук, прежде всего гуманитарных. Было возобновлено преподаваниеотечественной истории в средней и высшей школе. В 1947 г. Сталин писал: «Унас все еще не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которуюиграет Россия».
Сталинс тревогой наблюдал за процессами отхода актива партии от теории, за ростомдогматизма и узкого практицизма. Сталин говорил: «Главное в жизни – идея. Когданет идеи, то нет цели движения; когда нет цели – неизвестно, вокруг чегоследует сконцентрировать волю».
Сталинавозмущала распространенная в чиновничьем аппарате болезнь интеллектуальногопаразитизма. Однажды он прочитал в журнале «Коммунист» статью на экономическиетемы. Что-то вызвало его несогласие, и он попросил связаться по телефону савтором. В ответ на критические замечания автор статьи забормотал что-то поповоду того, что он статьи не писал и лишь дал свою подпись под готовымматериалом. Тогда раздался звонок главному редактору B.C. Кружкову:«Оказывается, в вашем журнале публикуются статьи за подписью авторов, которыена самом деле этих статей не писали. Это недопустимо».
Сталинотвергал конъюнктурное приспособленчество: «В журнале автор выступил с двумястатьями по одному вопросу, но с разными точками зрения. Позицию, конечно,можно пересмотреть, но надо объяснить людям, почему это сделано, исходя изкаких новых явлений. В теории не только допустима, но и необходима ортодоксальностькак верность принципам. А там, где речь идет о принципах, надо бытьнеуступчивым и требовательным до последней степени».
Отрицательноевлияние на науку
 
Генетика
В 40 — начале50-х годов советская наука достигла значительных успехов, прежде всего вобласти физики, химии, но все они были нацелены на военные нужды,способствовали наращиванию военной мощи.
В то же времяотрасли науки, которые не имели прямого отношения к обороне, подверглисьжестокому нажиму и запретам. Наиболее показательными в этом отношении сталигонения на генетику и кибернетику. В этих отраслях наметилось особо сильноеотставание. В августе 1948 года была проведена печально известная сессияВсесоюзной академии сельхознаук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которойгенетика была объявлена лженаукой и была запрещена.
Преследованиегенетики и генетиков началось в 30-е годы. В это время были организованыдискуссии по вопросам генетики. Дискуссии играли заметную роль в развитиинауки, например, дискуссия сторонников и противников самозарождениямикроорганизмов или сторонников и противников эволюционной теории. Ученыеприводили аргументы в защиту своих точек зрения, предлагали новые эксперименты ит.д. Однако дискуссии по вопросам генетики в СССР носили совершенно другойхарактер. В то время как генетики приводили научные аргументы в пользу своихтеорий, их противники, во главе которых стоял Трофим Денисович Лысенко,использовали в споре оскорбления и политические обвинения. Лысенко говорил, чтоне может быть особого вещества наследственности; наследственностью обладаетвесь организм; что гены – это выдумка генетиков: ведь их никто не видел. Онговорил, что практики не могут ждать тысячу лет, пока произойдет нужная иммутация. Надо воспитывать растения и животных; в результате воспитания их наследственностьбыстро изменится в нужную сторону.
Этиутверждения не подкреплялись никакими научными данными. Но основные обвиненияпротив генетиков носили политический характер. Генетика объявлялась буржуазнойреакционной наукой. Ей противопоставлялась так называемая передовая мичуринскаябиология (в названии использовалось имя к тому времени умершего замечательногоселекционера И.В. Мичурина). Генетиков, которые цитировали в своих трудахзарубежных ученых, обвиняли в низкопоклонстве перед иностранщиной; законыМенделя презрительно называли «гороховыми законами». Сторонники Лысенкоиздевались над работами на дрозофиле; они говорили, что работать надо накоровах и овцах. Работа на дрозофиле – это трата народных денег ивредительство. Одного из известных генетиков назвали «троцкистским бандитом».
Что касаетсягенетики человека, то сторонники Лысенко утверждали, что гражданесоциалистической страны не могут иметь наследственных болезней, а разговоры прогены человека – это основа расизма и фашизма.
Все эти обвиненияв обстановке подозрительности 30‑х годов, когда везде искали вредителей иврагов народа, дали свои результаты. Первой жертвой стал еще до дискуссий погенетике выдающийся ученый С.С. Четвериков. В 1929 г. он организовалсеминар по генетике «COOP». Этот семинар собирался не в институте, а поочереднона дому у его участников. Когда про это стало известно, Четвериков был уволен ивыслан из Москвы в Свердловск, где ему удалось устроиться консультантом призоопарке. Если бы это произошло не в 1929 г., а на несколько лет позже, онбы так легко не отделался.
Многиегенетики были арестованы в 1937 г. Среди них был и Г.А. Надсон,который погиб в заключении. В 1940 г. был арестован Н.И. Вавилов. Егообвинили в том, что он английский шпион. В 1941 г., когда Н.И. Вавиловбыл в тюрьме, агрохимик академик Д.Н. Прянишников выдвинул его насоискание Сталинской премии. Тогда это был героический поступок, связанный сриском для жизни. В 1943 г. Вавилов умер в Саратовской тюрьме отистощения. Вслед за Вавиловым были арестованы Карпеченко, Левитский (это былего третий арест), которые погибли в тюрьме, и другие генетики. Карпеченко иЛевитский вызвали подозрения уже потому, что бывали за границей: Карпеченко в1929–1931 гг. стажировался в США, а Левитский за антиправительственнуюдеятельность еще в 1907 г. был выслан из России и работал сначала набиологической станции в Неаполе, а потом в Германии в лаборатории знаменитогоцитолога Страсбургера. (Он, как и О. Гертвиг, пришел к заключению, чтоносителем наследственности является ядро клетки). А всякий человек, которыйпобывал за границей, рассматривался в те годы как потенциальный шпион.
Втораямировая война на время прекратила преследования генетиков, но после ееокончания они возобновились. Еще раз вспомним и рассмотрим по подробнее тугубительную для генетики сессию ВАСХНИЛ. На ней Лысенко, решив окончательнодобить своих противников (он и мог это сделать, ведь пользовался поддержкойСталина), выступил с докладом «О положении в биологической науке». В докладегенетика подверглась разгромной критике. Генетики, которые присутствовали насессии, пытались возражать против тех или иных утверждений доклада; ихзаставляли выходить на трибуну и излагать свою точку зрения. Но в конце сессииЛысенко сообщил, что его доклад был одобрен товарищем Сталиным. Получилось, чтоте генетики, которые критиковали доклад, выступили против взглядов Сталина.
В этойситуации, одни генетики выступили с покаянными заявлениями, а другие продолжалиотстаивать свои взгляды. Тут уместно вспомнить И.А. Раппопорта – оченьмужественного человека, проявившего замечательную храбрость на войне сфашистами. Также мужественно он вел себя и после сессии ВАСХНИЛ. На заседаниипартбюро института, где он работал, от него требовали отречься от хромосомнойтеории, а в качестве аргумента ее негодности сослались на речь Молотова.Раппопорт ответил, что он разбирается в генетике лучше Молотова, и тут же былисключен за это из партии и уволен из института.
После сессииВАСХНИЛ все ведущие генетики были уволены с работы, преподавание генетики вшколе и в вузах было запрещено. Коллекции мутантных дрозофил, других растений иживотных уничтожены. Н.П. Дубинин был вынужден заняться изучением птиц влесозащитных полосах, И.А. Раппопорт стал лаборантом-геологом и т.д.Некоторые же генетики после сессии ВАСХНИЛ были арестованы, например Д.Д. Ромашов,сотрудник Н.П. Дубинина. Был арестован и специалист по медицинскойгенетике В.П. Эфроимсон. Студента Сергея Мюге арестовали за то, что онпосетил своего уволенного профессора и подарил ему цветы. К счастью, все ониостались живы и после смерти Сталина вышли на свободу.
Вернемся наминутку к Г. Меллеру. Этот американский ученый очень сочувствовалсоциализму. Как уже говорилось, он приехал работать в Ленинград и привез ссобой коллекцию дрозофил. В начале 1937 г. Меллер уехал из Ленинграда вИспанию, где шла гражданская война с тем, чтобы помочь наладить медицинскуюслужбу у республиканцев, которые воевали против фашистов. В тот период еговдохновляли идеи свободы и социализма. Но после сессии ВАСХНИЛ 1948 г.Меллер разочаровался в социализме. Вместе со многими другими зарубежнымиучеными он вышел из Академии наук СССР, иностранным членом которой являлся. Приэтом один из таких иностранных ученых в своем отказе от звания академиканаписал, что в СССР с генетиками поступили так, как инквизиция с Галилеем.
История
Трагическизакончилась дискуссия в исторической науке, длившаяся несколько лет. Критикаотдельных ошибок М.Н. Покровского и его школы переросла в погромнуютеррористическую кампанию. Многие преподаватели и ученики Покровского былиарестованы. «Так называемая «школа» Покровского, – говорилось в одной издирективных статей, – не случайно оказалась базой для вредительства со стороныврагов народа, разоблаченных НКВД, троцкистско-бухаринских наймитов фашизма,вредителей, шпионов и террористов, ловко маскировавшихся при помощи вредныхантиленинских концепций Покровского»[1].
Жертвойтеррора стал Ю.М. Стеклов, видный историк и революционер, один из первыхредакторов газеты «Известия». Погиб известный историк В.Г. Сорин, авторбиографии Ленина, редактор первых Собраний сочинений Ленина, заместительдиректора Института Маркса-Энгельса-Ленина. Был расстрелян член ЦК ВКП (б),видный деятель международного рабочего движения, директор Института краснойпрофессуры В.Г. Кнорин. Еще в 1936 году был арестован и погиб директорИнститута истории АН СССР академик Н.М. Лукин. Погибли академик М.А. Савельев,активный участник революционного движения, редактор журнала «Пролетарскаяреволюция», председатель президиума Коммунистической академии, историки: Н.Н. Попови др. умер в заключении историк М. Келдыш, брат будущего президента АНСССР. Были арестованы, но дожили до реабилитации историки: В.М. Далин, С. Лотте,С.М. Дубровский, П.Ф. Преображенский, А.Г. Слуцкий.
Философия
Крайнеуродливые формы приняла борьба на философском фронте. Основные дискуссии междуразличными группами и течениями в советской философии закончилась еще 1931–1932 гг.победу одержала группа сравнительно молодых, но крайне активных философов – сталинистов,которые оттеснили на второй план другие течения в философии, демагогическиобозначенные как группы «меньшевиствующих идеалистов» и «механицистов» иливульгарных монархистов». Однако эти дискуссии начала 30‑х гг., несмотряна всю их ничем не оправданную резкость, к репрессиям не привели. В 1936–1937 гг.группа «победителей», занявших ведущие места в философской печати и в научныхучреждениях, решила использовать сложившуюся в стране ситуацию для физическогоуничтожения своих недавних оппонентов. Обвинения в тех или иных философскихошибках на страницах журнала «Под знаменем марксизма» обвинениями вовредительской и даже в террористической деятельности. В результате этой погромнойкампании (активными организаторами которой были М.Б. Митин, П.Ф. Юдин,Ф.В. Константинов, Б.А. Чагин) десятки советских философов оказалисьв заключении, в том числе А.И. Варьяш, И.К. Луппол, В. Милютин, И. Разумовский,Н. Карев, С. Пичугин, А.Р. Медведев, Г. Дмитриев и многиедругие. Многие из них погибли.
Особо следуетостановится на судьбе видного философа и партийного работника Яна Стена. «Врядли кто знал Сталина лучше, чем Стен, – писал в своих записках о Стене его друг Е.П. Фролов.– Известно, что Сталин не получил никакого систематического образования. Оченьплохо он разбирался Сталин и в философских вопросах. И вот он призвал в 1925 г.Яна Стена, крупнейшего марксистского философа того времени, руководить егозанятиями по гегелевской диалектике. Стен составил программу занятий идобросовестнейшим образом два раза в неделю втолковывал своему сиятельномуученику гегелевские премудрости… Мне он часто доверительно рассказывал об этихзанятиях, о тех трудностях, которые он как учитель испытывал из-за неспособностисвоего ученика усвоить материал гегелевской диалектики. … Еще в 1928 г. вузком кругу своих личных друзей Стен сказал: «Коба будет устраивать такие вещи,что процессы Дрейфуса и Бейлиса поблекнут». Это был его ответ на просьбутоварищей дать прогноз развитию сталинского руководства на 10 лет таким образомСтен не ошибся ни в характеристике правления Сталина, ни в сроках осуществленияим коварных замыслов».
В 1937 г.Стен был арестован по прямому указанию Сталина и в июне того же года расстрелянв Лефортовской тюрьме.
Лингвистикаи филология
Большиепотери понесли и эти науки. Погиб директор Лингвистического института в Киеве И.М. Сияк,за которого в 1919 г. при вступлении его в партию поручился В.И. Ленин.Был арестован выдающийся лингвист Е.Д. Поливанов и крупный лингвист ивостоковед Н.А. Невский, расшифровавший тунгусские иероглифы. Егомонография на эту тему была издана 1960 г. после его смерти и удостоенаЛенинской премии.
Биологическиеи агрономические науки
Эти наукиоказали в особенно тяжелом положении в те годы. Еще в 1936 г. по ложномуобвинению в шпионаже и вредительстве был арестован известный генетик И.И. Агол,академик-секретарь АН СССР. Был арестован известный дарвинист Я.М. Урановский.Выдвинувшийся в это время молодой агроном Т.Д. Лысенко использовалсложившуюся в стране обстановку для шумной клеветнической кампании противмногих представителей биологической и сельскохозяйственной наук. В результатерепрессии среди биологов и деятелей сельскохозяйственной науки приняли широкийхарактер. Был расстрелян президент ВАСХНИЛ академик А.И. Муралов. Погибакадемик Г.К. Мейстер, незадолго до того награжденный за свои научныедостижения орденом Ленина. Был ошельмован, отстранен от работы и вскоре умеракадемик Н.К. Кольцов. Было разгромлено как «вредительское» руководствоИнститутов хлопководства, животноводства, агрохимии, защиты растений и др.
В 1940 г.был арестован и в 1943 г. умер в Саратовской тюрьме один из наиболеекрупных советских ученых, организатор сельскохозяйственной науки в странеакадемик Н.И. Вавилов. Это была тяжелая потеря не только для советской, нои для мировой науки. Одновременно были арестованы и в большинстве погиблиученики Вавилова: Г.К. Карпеченко, Г.А. Левитский, Л.И. Говоров,Н.В Ковалев и др.
Погромнаякампания была организована в агрономической науке В.Р. Вильямсом и егопоследователями. В результате были арестованы противники системы Вильямса вНаркомате земледелия и Госплане СССР, во Всесоюзном институте удобрений. Завыступления против травопольной системе Вильямса был арестован и умер в лагереакадемик Н.М. Тулайков. Погиб агрохимик Ш.Р. Цинцадзе.
В заключенииоказались микробиолог академик П.Ф. Здрадовский и его коллеги: В.А. Барыкин,О.О. Гартох, И.Л. Кричевский, М.И. Шустер, Г.И. Сафронова.Почти все они погибли. Был арестован и погиб 73‑летний академик – микробиологГ.А. Надсон. Погиб директор Института океанографии и рыбного хозяйства К.А. Мехоношин,известный большевик и активный участник Гражданской войны. На Колыме был избитдо смерти охраной известный ботаник А.А. Михеев. Погибли биологи: И.Н. Филипьев,А.В. Знаменский, Н.Н. Троицкий и др.
Медицина
Не избежалиобщей судьбы и ученые-медики. Погиб директор Центрального института попроблемам туберкулеза В.С. Хольцман. На Колыме за невыполнение плана по добычезолота был расстрелян знаменитый хирург И.И. Кох. Конечно, далеко не всеарестованные медики работали на золотых приисках. Некоторые больницы на Колыме,Воркуте и на других крупных островах «островах» ГУЛАГа по числу именитых врачейне уступали лучшим больницам Москвы.
ЗаключениеИтак, мы узнали, какразвивалась наука во времена правления И.В. Сталина.
Споставленными задачами мы справились в полной мере. Мы узнали, что предпринималСталин, чтобы сделать Россию более образованной; как расцвела наука в России.Увидели, какие действия предпринимал Сталин по усовершенствованию науки; какнаука вошла в общество, какой вид она приняла. Мы выяснили, какие отношениябыли у Сталина с учеными.
Но вместе сэтим, мы увидели, какие чудовищные потери среди знаменитых на всю страну, а тои на весь мир, ученых несла наука. И все ради того, чтобы добиться тех целей,которые поставил перед собой И.В. Сталин.
На мойвзгляд, цели не оправдывают средства. Слишком ужасающая картина того времени стоиту меня перед глазами. И несмотря на то, что без нововведений Сталина Россия ипо сей день бы относилась к числу самых рядовых стран в плане развития науки, яни в коем случае не оправдываю его действий. Будь он и на самом деле темвеликим вождем, которым его провозгласили, то он бы нашел более гуманныйспособ, чтобы осуществить поставленные перед собой задачи.
Считаю, что яполностью раскрыла тему. Может быть кто-то по-новому взглянет на историю тогопериода. Ведь каждый гражданин любой страны обязан знать всю правду истории своейродины.

Использованная литература
1.    220лет Академии наук СССР. Справочная книга. М., 1945.
2.    Александров В.Я.1992. Трудные годы советской биологии. Записки современника.
3.    Бушков А.2005. Сталин. Ледяной трон. СПб. Нева.
4.    Властьи художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(6) – ВКП (б), ВЧК – ОГПУ НКВДо культурной политике. 1917–1953. М.С. 19.
5.    Воробьев В.П. 2006.Русская идея. Сталин и демократы
6.    Дмитренко В.П.(Ред.). 1998. История России. XX век. М.
7.    Дугин А.1990. Сталинизм: легенды и факты. Слово. №7.
8.    Жуков Ю.2005а. Иной Сталин. М. Вагриус.
9.    Жуков Ю.20056. Сталин: тайны власти. М. Вагриус.
10.  Жухрай В.М. 1996.Сталин: правда и ложь
11.  Золотов Ю.А. 2006.Делающие науку. Кто они? Из записных книжек.
12.  Зуев М.Н. 2002. ИсторияРоссии. Кн. 2: История России в XX. начале XXI века. М., ООО Издательство«Новая волна».
13.  История России III. XXвек. М. 2006. Энциклопедия для детей
14.  Казарезов В.В. 2002.Самые знаменитые реформаторы России.
15.  Кара-Мурза С.Г.2004. Советская цивилизация. М. Глава «Сталинские репрессии»,
16.  Кожинов В.В. 2002.Россия. Век XX. М. ЭКСМО-ПРЕСС. Книга 1
17.  Кун Т. 1977.Структура научных революций
18.  Кузнецов И.Н. 2004.История Отечества.
19.  Медведев Р.А. 1990.О Сталине и сталинизме
20.  Мерцалов А.Н. 1991.История и сталинизм.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.