Реферат по предмету "История техники"


Освоение скотоводства

Запарий В. В., Нефедов С. А.
История науки и техники. Екатеринбург
Внастоящее время большинство специалистов считает, что скотоводство появилось водно время или немного позже, чем земледелие. Имея излишки пищи, земледельцыполучили возможность вскармливать детенышей убитых на охоте животных – такимобразом, происходило постепенное одомашнивание. В IX-VIII тысячелетиях до н. э.на Ближнем Востоке были одомашнены козы и овцы, несколько позже – крупныйрогатый скот. Расселяясь на новые территории, земледельческие племена приносилис собой навыки комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства; в IV-IIIдо н. э. земледельческие поселения распространились на обширные пространствасеверного Причерноморья и Прикаспия. На этих степных просторах обитали дикиелошади, тарпаны, которые вскоре были приручены населением этих мест.
ВПрикаспии и теперешнем Казахстане лишь немногие земли были доступны дляобработки мотыгой, и земледельцы селились на плодородных участках в поймахнемногочисленных рек. Однако окружающие степи представляли собой изобильныепастбища, на которых паслись большие стада скота – так что в хозяйстве местногонаселения явственно преобладало скотоводство. На одном квадратном километрековыльно-разнотравной степи можно было прикормить 6-7 коней или быков, а дляпрокормления одной семьи из 5 человек требовалось стадо примерно в 25 головкрупного скота, следовательно, плотность скотоводческого населения в степимогла достигать 1, 3 чел./км2.
Такимобразом, плотность скотоводческого населения лишь ненамного превосходитмаксимальную плотность для охотников и собирателей; она в 5-10 раз меньше, чему мотыжных земледельцев и в сотни раз меньше, чем у земледельцев, использующихирригацию. Экологическая ниша скотоводов очень узка и перенаселение наступаетдостаточно быстро. Пытаясь ввести в хозяйственный оборот удаленные пастбища, жителистепей постепенно перешли к яйлажному скотоводству, при котором основноенаселение оставалось в поселке, а пастухи вместе со стадами уходили на все летона дальние пастбища. Следующим шагом в этом направлении стало кочевоескотоводство; жители степей стали кочевать вместе со своими стадами.
Толчкомк этим быстрым и коренным изменениям, произошедшим в VIII веке до н. э., былоновое фундаментальное открытие — создание строгих удил. За созданием строгихудил последовало освоение всадничества: наездничество перестало быть искусствомнемногих джигитов – оно стало доступно всем, и все мужчины сели на коней.Кочевники Средней Азии обычно зимовали в районах южнее Сыр-Дарьи, а летомперегоняли свои стада за полторы-две тысячи километров на богатые пастбищасеверного Казахстана (из-за сурового климата эти пастбища не моглииспользоваться зимой). Кочевание помогло освоить северные степи и горные луга, однакооно потребовало смены образа жизни. Кочевники отказались от растительной пищи, онипитались, главным образом, молоком и молочными продуктами. Важнейшимиизобретениями кочевников, без которых была невозможной жизнь в степях, сталисыр и войлок.
Спереходом к кочевому скотоводству резко изменился весь облик степей. Исчезлимногочисленные поселки, жизнь теперь проходила в повозках, в постоянномдвижении людей вместе со стадами от одного пастбища к другому. Женщины и детиехали в поставленных на колеса кибитках – но были племена, где на коней сели иженщины; греческий историк Геродот передает, что у савроматов женщины “вместе смужьями и даже без них верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носятодинаковую одежду с мужчинами”. Археологи свидетельствуют, что в могилы женщин– так же как в могилы мужчин – часто клали уздечку, символ всадника. Образжизни верхом на лошади заставлял удивляться многих античных историков.
«Онисловно приросли к своим коням… — писал римский историк Аммиан Марцеллин огуннах, — и часто сидя на них… занимаются своими обычными занятиями. День иночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют, и, склонившисьна крутую шею коня, засыпают… Когда приходится совещаться о серьезных делах, тои совещания они ведут, сидя на конях».
Кочевничествопозволило освоить новые пастбища, но плотность населения в степи оставаласьнизкой. Экологическая ниша скотоводов была очень узкой, и голод был постояннымявлением. Китайские хроники пестрят сообщениями о голоде среди кочевников.
«Втом же году в землях сюнну был голод, от него из каждого десятка населенияумерло 6-7 человек, а из каждого десятка скота пало 6-7 голов… Cюнну нескольколет страдали от засухи и саранчи, земля на несколько тысяч ли лежала голая, людии скот голодали и болели, большинство из них умерли или пали… Был голод, вместохлеба употребляли растертые в порошок кости, свирепствовали повальные болезни, откоторых великое множество людей померло…».
Арабскиеписатели сообщают о частом голоде среди татар; имеются сообщения о том, что вгоды голода кочевники ели падаль, продавали в рабство своих детей. Недостатоксредств существования породил обычай жертвоприношения стариков у массагетов; унекоторых племен было принято умерщвлять вдов, грудных детей убивали ипогребали вместе с умершей матерью. В условиях полуголодного существованиябедуины Аравии зачастую убивали новорожденных девочек. По имеющимся данным, средняяпродолжительность жизни кочевников составляла 36-38 лет.
Образжизни кочевников определялся не только ограниченностью ресурсов кочевогохозяйства, но и его неустойчивостью. Экологические условия степей былиизменчивыми, благоприятные годы сменялись засухами и джутами. В среднеазиатскихстепях джут случался раз в 7-11 лет; снежный буран или гололед приводили кмассовому падежу скота; в иной год гибло больше половины поголовья. Гибельскота означала страшный голод; кочевникам не оставалось ничего иного, какумирать или идти в набег. “У нас ведутся постоянные войны, — говорил скифТоксарис у римского писателя Лукиана, — мы или сами нападаем на других, иливыдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ…”. “У этих племен…все люди без различия – воины”, — говорил об арабах Аммиан Марцеллин.
Вечнаяи всеобщая борьба в степи называлась у казахов “барымтой”. “Казахские племена ироды постоянно враждовали между собой, — писал историк С. Е. Толыбеков. –Каждый кочевой аул, заслышав о приближении неприятеля, тотчас собирал своеимущество и, наспех навьючив его на верблюдов, пускался наутек. Если угрозабыла велика, то бросали даже юрту и стадо баранов, бежали, в чем были, угоняясвоих лошадей и верблюдов”.
Кочевникизакалялись в борьбе со стихией и в постоянных столкновениях друг с другом. Вкаждом роду имелся наездник, отличавшийся храбростью и физической силой;постоянно проявляя себя в схватках, он постепенно становился «батыром», «богатырем».Батыры возглавляли роды в сражениях, они были главными героями казахскогоэпоса.
«Молодыхи крепких уважают, — говорит китайский историк о гуннах, — старых и слабыхпочитают мало… Сильные едят жирное и лучшее, старики питаются после них… Кто всражении отрубит голову неприятеля, тот получает в награду кубок вина и всезахваченное в добычу». То же самое пишет Геродот об обычаях скифов: “Когда скифубивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою воинприносит царю. Ведь только принесший голову врага получает долю добычи, а иначе– нет… Кожу с головы сдирают… Выделанной кожей скифский воин пользуется какполотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. Укого больше таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем”.«Счастливыми из них считаются те, кто умирает в бою, — говорит Аммиан Марцеллиноб аланах, — а те, кто доживают до старости, и умирают естественной смертью, преследуютсяу них жестокими насмешками, как выродки и трусы. Ничем они так не гордятся, какубийством человека, и в виде славного трофея вешают на своих коней содранную счерепа кожу убитых».
Культвойны находил проявление в поклонении мечу, Геродот сообщает о поклонении мечуу скифов, Аммиан Марцеллин – у алан.
Вбесконечных сражениях выживали лишь самые сильные и смелые – таким образом, кочевникиподвергались естественному отбору, закреплявшему такие качества, как физическаясила, выносливость, агрессивность. Древние и средневековые авторы неоднократноотмечали физическое превосходство кочевников над жителями городов и сел.«Кипчаки – народ крепкий, сильный, здоровый», — пишет Ибн Батута. “Они такзакалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человекапище; они питаются корнями трав и полусырым мясом всякого скота”, — говоритАммиан Марцеллин о гуннах. «Искусно стреляют из лука с лошади, по природе люты,безжалостны…» — пишет китайский историк о тюрках. Как в Китае, так и вмусульманских государствах, жители степей считались лучшими воинами, и из нихнабирались отборные воинские части.
Естественныйотбор на силу, ловкость, выносливость дополнялся воспитанием воинских качеств, начинаяс раннего детства. «Мальчик, как скоро сможет сидеть верхом на баране, стреляетиз лука пташек и зверьков и употребляет их в пищу», — говорит китайский историко воспитании у гуннов. У монголов и казахов 12-13-летние юноши вместе со своимиотцами ходили в набеги. В набегах принимали участие и женщины; у савроматов“девушка не выходит замуж, пока не убьет врага”, свидетельствует Геродот. Поданным археологов, пятая часть сарматских могил с оружием хранят останкиженщин.
Войнымежду кочевыми племенами нередко приводили к объединению Великой Степи исозданию кочевых империй. Единое государство клало конец межплеменным войнам, ноне снижало демографического давления в степи. Если раньше в годы джутакочевники шли в набег на соседнее племя, и численность населения снижалась засчет военных потерь, то теперь единственным способом спасения от голода былообъединение сил степи и нашествие на земледельческие страны. Таким образом, объединениекочевников порождало волну нашествий.
Нашествиеприобретало особенно грозный характер, когда в руки кочевников попадало новоеоружие. Первым созданным кочевниками Новым Оружием была запряженная парой конейлегкая боевая колесница, затем последовало освоение верховой стрельбы из лука, затембыли изобретены тяжелый лук, седло и стремя, позволившее использовать саблю.Все эти фундаментальные открытия нарушали военное равновесие между кочевникамии земледельцами – и на земледельческие цивилизации обрушивалась волна нашествийнепобедимых и жестоких завоевателей.
Завоеваниеприводило к созданию сословных обществ, в которых основная масса населения, потомкипобежденных земледельцев, эксплуатировалась потомками завоевателей. В новомобществе кочевники составляли военное «рыцарское» сословие, они делилизавоеванную страну на «феоды», возводили замки и порабощали крестьян. Посколькув эпоху до создания артиллерии нашествия кочевников происходили регулярно синтервалами в одно-два-три столетия, то большинство обществ того времени были«феодальными».
Необходимотакже сказать несколько слов об экологическом аспекте жизни кочевого общества.Постоянные войны в степи делали кочевников прирожденными воинами-кавалеристами,сильными, отважными, выносливыми и агрессивными – по своим физическим ипсихологическим характеристикам, по образу жизни, кочевники были непохожи накрестьян-земледельцев. Эти отличия были следствием обитания в другойэкологической нише, следствием адаптации к другим экологическим условиям. Позаконам биологии обитание в другой экологической нише ведет к формированиювидовых различий, таким образом, можно предположить, что процесс становлениякочевничества являлся также началом выделения нового вида людей (точно также, какземледельцы были новым видом по отношению к охотникам). Таким образом, мы можемнаблюдать, как фундаментальное техническое открытие – изобретение суровых удил– привело к столь резким переменам в жизни людей, что можно говорить оформировании нового вида (или подвида) Homo sapiens.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Historical Significance Of Beowulf Essay Research Paper
Реферат Прославление княгини Анны Кашинской
Реферат Imaginary Invalid Essay Research Paper Imaginary InvalidMoliere
Реферат Организация методической работы на примере политехнического техникума
Реферат Правовое регулирование операций с иностранной валютой в РФ
Реферат Москва - Виши (июнь 1940 - июнь 1941)
Реферат Оценка конкурентоспособности организации производящей ювелирные изделия
Реферат Фразеологічні одиниці з компонентом назва тварин
Реферат Транспортное право 3
Реферат История развития мер веса в России
Реферат Психологическая характеристика судебного процесса по уголовным делам
Реферат Mechanical Engineering Essay Research Paper Mechanical EngineeringThe
Реферат One Florida Education Essay Research Paper Governor
Реферат Створення шаблонів документів засобами Microsoft Word
Реферат Маркетинговая деятельность вновь создаваемого акционерного предприятия АО Перо по производству канцелярских