Реферат по предмету "История"


Местное самоуправление в дореволюционной России

Содержание
Введение ………………………………………………………. 3
Глава 1. Организация местного самоуправления по «Положению о земскихучреждениях» 1864 г. ………………………… 5
Глава 2. Недостатки земского управления в дореволюционной России……………………………………………… 11
Глава 3. Земство и интеллигенция …………………………. 17
Заключение …………………………………………………… 19
Литература …………………………………………………… 21

Введение
Согласно Конституции Российской Федерации, управление в нашей странеосуществляется на различных уровнях – централизованном и местном. В Конституциипрописаны и разграничение сфер управления на этих уровнях, при ГосударственнойДуме создан Комитет по вопросам местного самоуправления, разрабатывается поиск«формулы» реформы местного самоуправления в Российской Федерации.однако, как показывает практика, не всегда еще местное самоуправлениеобеспечивает реализацию возложенных на него задач. С другой стороны, местноесамоуправление часто очень зависит от центральной власти.
Учитывая это, стоит вспомнить слова В. О. Ключевского о том, чтовырабатывающееся из опыта прошлого «историческое сознание дает обществу, имобладавшему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют егокак от косности, так и от торопливости».[1]Эти слова в полной мере относятся к истории земского самоуправления в России,которое в настоящее время переживает своего рода второе рождение.
В связи с этим закономерен интерес к историческому опыту земскихучреждений в России, поскольку практически он остается мало изученным иневостребованным. Вольно или невольно представители правящей элиты фетишизируютопыт и наработки западных демократий, искусственно пересаживая на отечественнуюпочву часто чуждые ей формы местного самоуправления. Поиск путейреформированного государства настоятельно требует обращения не только кзападноевропейскому, но и российскому опыту местного самоуправления.
Именно этой цели – изучению опыта местного самоуправления вдореволюционной России и посвящена данная контрольная работа.
Задачи:
1) проанализировать «Положение о земских учреждениях» 1864 г.;
2) выявить недостатки земского самоуправления в России;
3) изучить роль интеллигенции в земских делах.
Работа строится по проблемному принципу и состоит из введения, основнойчасти из трёх глав, заключения, списка литературы и постраничногонаучно-справочного аппарата.

Глава1. Организация местного самоуправления по «Положению о земских учреждениях»1864 г.
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчокземская и городская реформы Александра II, которыепреследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить началаместного самоуправления в России. Известный дореволюционный юрист и социологМ.М. Ковалевский полагал, что эти реформы, включая и судебную, явилисьповоротным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли теограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться.[2]
В своей книге «Земство и земская реформа» Б.Б. Веселовский писал: “Прикрепостном праве, до 60-х годов прошлого века, Россия управлялась всецелочиновниками и помещиками, которых Николай I называл своими полицмейстерами…Несовершенства такого управления и таких порядков становились все яснее и яснеепо мере того, как жизнь развивалась и русское государство должно было равнятьсяпо другим цивилизованным государствам… Приходилось подумать как улучшить этоуправление. И уже в начале XIX века правительство стало составлять разныепроекты, как исправить дела местного управления… Составлялись секретно разные проекты,как бы ослабить гнет крепостного права, однако боялись поступить решительно — боялись восстания крестьян, боялись повредить и интересам помещиков. Но жизньделала свое дело и в конце концов пришлось отказаться от крепостного права(реформа 19февраля 1861г.). Одновременно с этим был поставлен и вопрос, какулучшить управление на местах. При крепостном праве нельзя было улучшитьместное управление; упразднение же крепостного права сразу выдвинуло и вопрос отаком улучшении».
Сразу же после отмены крепостного права в сельской местности крестьянскоеобщественное устройство (по Положению 1861г.) представляло из себя сословныеволости. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина сволостным правлением и волостной крестьянский суд. Должности крестьянскогообщественного управления замещались по выбору на три года. Сельский сход исельский староста составляли сельское общественное управление. Сход выбиралсельских должностных лиц, решал дела о пользовании общинной землей, вопросыобщественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членовсельского общества, осуществлял раскладку казенных податей, земских и мирскихденежных сборов и т.п. Сельский староста наделялся обширными полномочиями какпо делам общественным, в пределах компетенции сельского общественногоуправления, так и административно-полицейскими (охрана общественного порядка,безопасность лиц и имуществ, паспортный контроль). В отсутствии сельскогостаросты решения сельского схода считались незаконными.
“Положением о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях” дляконтроля крестьянского управления и разрешения возможных недоразумений междукрестьянами и помещиками учреждались должности мировых посредников, уездныемировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия. На должностьмировых посредников избирались местные потомственные дворяне-помещики,удовлетворяющие определенным имущественным условиям. Мировые посредники вдальнейшем приобрели немалое влияние в земских учреждениях. Этому способствовалото, что они выступали и земскими гласными, и начальниками крестьянскогосамоуправления, имеющими возможность оказывать давление на выборы гласных изкрестьян.
Волостное и сельское самоуправление при таких условиях развития неполучило. Самым большим недостатком крестьянского самоуправления былосохранение сословного принципа в его формировании. Органы крестьянскогообщественного управления находились под двойным контролем, как со стороныместных учреждений по крестьянским делам, основной состав которых формировалсяиз помещиков, так и со стороны судебно-административных органов, представителикоторых одновременно замещали должности по крестьянскому управлению.
Массовое недовольство крестьян своим положением, осознание местнымдворянством бедственного состояния дел в губерниях привело к всплескуполитической и общественной активности, ответным репрессиям административногоаппарата, открытой борьбе и противостоянию на всех уровнях власти, включаяправительство и императорский двор. Результатом явилось утверждение АлександромII компромиссного Положения о земских учреждениях, которое, будучи опубликовано1января 1864 года в течение нескольких лет было распространено на тридцатьчетыре губернии Европейской России. Собственно введение земских учреждений началосьс февраля 1865г. и в большинстве губерний закончилось к 1867г.
Введение в действие Положения о земских учреждениях было возложено навременные уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства, исправника,городского головы и чиновников от палаты государственных имуществ и от конторыудельных крестьян. Комиссии эти составляли избирательные списки ипредположительно назначали сроки созыва избирательных съездов. И то, и другоеокончательно утверждалось губернской временной комиссией, под предводительствомгубернатора. На первом земском собрании выбиралась управа, которая должна былак первому очередному собранию представить свои соображения по различнымсторонам хозяйства и вступить в заведование капиталами, принадлежавшимидореформенным учреждениям.
Положение 1864г. делило избирателей на 3курии:
1)землевладельцев всех сословий;
2)горожан — собственников недвижимого имущества в городе;
3)сельских обществ.
Выборы производились раздельно по куриям: от первых двух курийпроводились на съездах представителей этих курий. На съезде представителейпервой курии могли присутствовать крупные и средние помещики. Мелкиеземлевладельцы выбирали из своей среды уполномоченных. На съезде представителейвторой курии присутствовали домовладельцы, фабриканты, заводчики, купцы идругие состоятельные горожане. В выборах не могли принимать участия: а)лицамоложе 25лет; б)судившиеся и не оправданные судом; в)отрешенные от должности;г)состоящие под судом и следствием; д)признанные несостоятельными;е)исключенные из духовного ведомства.
Выборы гласных от крестьян были многоступенчатыми: сначала сельскиеобщества посылали своих представителей на волостной сход, на волостных сходахизбирали выборщиков, а затем из их среды выбирали установленное количествогласных уездного земского собрания.
Число гласных в разных уездах было не одинаково. Даже в пределах однойгубернии разница могла составлять 4 – 5 раз. Так, в Воронежской губернииземское собрание Бирючинского уезда состояло из 61 гласного, а Коротоякскогоуезда – из 12 гласных.[3]
Если на съезде количество избирателей не превышало число лиц, которыхнадо было избирать, то все съехавшиеся на съезд признавались гласными земскогособрания без проведения выборов. Избирались гласные на 3 года.
После избрания гласных, чаще всего осенью, собирались уездные земскиесобрания, на которых обычно председательствовали уездные предводителидворянства. На первом заседании уездные гласные избирали из своей средыгубернских гласных: от 6 уездов — 1 губернский гласный. В состав губернскихземских собраний входили предводители дворянства, председатели управ всехуездов, 2-3 чиновника от казенных и удельных имений. Таким образом, болеевысокое звено земского самоуправления формировалось на основе непрямых выборови представительства чинов.
Губернские собрания проводились 1 раз в год, но могли созываться ичрезвычайные собрания. На заседаниях председательствовал губернскийпредводитель дворянства. Для текущей работы и уездные и губернские собранияизбирали Управы в составе 3 человек: председателя и двух членов правления.

Глава 2. Недостатки земскогоуправления
в дореволюционной России
В пределах своих полномочий земские и городские органы самоуправлениябыли самостоятельны, но свою деятельность они осуществляли под контролемправительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов.Закон определял случаи и порядок, в которых их действия и распоряженияподлежали утверждению и контролю правительственных органов. Однако в сфереземского самоуправления возникали конфликты различного плана.
Первый тип конфликтов в сфере земского самоуправления был основным инаходился на уровне самодержавного государствах и формирующегося гражданскогообщества в России. Проведение буржуазных реформ в стране означало стремлениеверховной власти перейти к новому политическому управлению обществом,предполагающему контролирующее участие социальных элит в решении государственныхвопросов. Однако в отличие от Западной Европы в России не удалось завершитьреформы и обеспечить политический консенсус государства и общества.Соответственно и основная цель правительства -«консервативноеобновление» не была достигнута. Именнно этот тип конфликта-конфликтполицейского государства и общества был основным и определил взаимоотношениямежду самодержавием и земствами. Истоки природы этого конфликта уходят висторическое прошлое России и могут быть наглядно представлены судьбой реформ встране в XVIII-XIX вв. Российское реформаторство ярко высвечивает одну изхарактерных черт российской истории. Она заключается в том, что страна неперерабатывала полностью западное влияние, наполняя европейские формы попытокмодернизации России своим самобытным содержанием. Это приводило ксоциокультурным расколам в обществе, порождало «разновременность» (висторическом плане) сосуществующих друг с другом укладов, социальных групп инесформированность гражданского общества в стране.[4]
Конфликт между государством и обществом в России усугублялся и огромнойдиспропорцией властных полномочий центра и местных органов, пирамидальнойсистемой управления, при которой горизонтальные властные структуры былипредставлены слабо. Это обстоятельство можно проиллюстрировать следующимфактом. До введения земской реформы в России приходилось 1,3 чиновника на 1тыс. населения, в то время как, например, во Франции их было 4,8.
Земская реформа, рассчитанная на достижение консенсуса центральной властис местной, привела к обратным результатам. Общество считало, что самодержавиедолжно делегировать часть своих прав сословиям и местному самоуправлению иотвергло те методы, которыми проводилась реформа. В результате реформа привелане к разрешению, а к усилению конфликта между государством и формирующимсягражданским обществом и к углублению кризиса в конце XIX- начале XX вв. Неслучайно М.Е.Салтыков-Щедрин считал земство «пятым колесом в колесницегосударственного механизма».[5]
Вторая основная группа конфликтов находилась в сфере управления. Ведущийиз них определялся взаимодействием бюрократии и земских учреждений.
Второй крупный конфликт, получивший широкую огласку, произошел вЧереповецком уезде. 7 июня 1888 г. за «систематическое, в продолжениеболее 10 лет, препирательство Череповецкого уездного земского собрания и Управысо всеми правительственными учреждениями и лицами» земская управа былазаменена Временной правительственной комиссией, а четыре члена управы сосланы.«Пала Великая Череповецкая земская республика!»- писала газета«Гражданин».
Однако сама российская действительность, связанная с быстройкапитализацией страны, усложнением хозяйства способствовала интенсификациядеятельности органов земского самоуправления. Конец ХIX –начало ХХ вв. былиособенно богаты конфликтами между земствами и бюрократией по всем«необязательным» направлениям работы органов местного самоуправления:народного образования, медицины, статистики, продовольственного дела.
Особенно ярко конфликты между бюрократией и земствами проявлялись науровне губернского управления. Их возникновению во многом способствовалонеопределенное положение самих губернаторов в государственном аппаратеуправления. С одной стороны — почти наместник царя, воплощение власти монархана губернском уровне, а с другой — лицо, подконтрольное Министерству внутреннихдел.
На «губернаторском уровне» происходили не только конфликты сземствами, но и наметилась линия сотрудничества в поисках способов решениятаких вопросов, как народное образование, медицина, система кредитов,статистика и т.д. Постепенно выработались определенные принципы политическогомеханизма взаимодействия между губернаторами и земствами: давление икомпромиссы, методы урегулирования конфликтов. Обе стороны вынуждены были идтина компромиссы: администрация как ответственная перед правительством за общеесостояние губернии, земство как лишенное собственной исполнительной власти длявзимания с населения налогов. В кризисные этапы развития общества обе стороныдемонстрировали понимание недопустимости или невозможности чрезмерныхсоциальных намерений и расчетов (тактика политической мимикрии). Особенно яркопроцесс сотрудничества земств с губернаторами проявился в годы Первой мировойвойны, поскольку внешняя опасность на начальном этапе войны сыграла рольстабилизирующего фактора.
В годы проведения земской контрреформы болезненную остротувзаимоотношениям бюрократии с земствами придало Положение о земских начальниках(1889). Назначавшиеся губернаторами из среды местного дворянства земскиеначальники сосредотачивали фактически всю полноту власти на местах.Поставленные над крестьянскими и волостными управлениями, они унаследовали ифункции мирового суда, по этому Положению отменявшегося. Фактически властьземских начальников становилась воссозданием утраченной вотчинной властипомещиков периода феодализма. Характерно, что при обсуждении в Государственномсовете против подготовленного министром внутренних дел Д.А. Толстым проектазаконов о земских начальниках высказалось подавляющее большинство (39 голосовпротив 13). Царь настоял на принятии проекта.[6]
Под влиянием получившей распространение в литературе в научных иобщественных кругах России в последней трети XIX векагосударственной теории самоуправления, при Александре IIIбыли пересмотрены и Положение о земских учреждениях (1890 г.) и Городовоеположение (1892 г.). В результате в земстве было увеличено значение сословногоначала (усилена роль дворянства, крестьяне лишались права избирать гласных,последние назначались губернатором из числа избранных крестьянами кандидатов).Органы самоуправления попадали под контроль правительственных чиновников нетолько с точки зрения законности своей деятельности, но и с точки зренияцелесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций. Отмечаярегрессивный характер новых Положений, Н. М. Коркунов писал: «Никакогоорганического, внутреннего единства земского и правительственного начала новоеПоложение не установило. Только равновесие прежнего последовательновыдержанного дуализма нарушено в смысле усиления правительственного воздействияна земское дело».
    Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло послефевральской революции 1917 г. Временное правительство, приняв 21 мая 1917 г.Закон о земской реформе. Предполагалось, в частности ввести земскоесамоуправление на волостном уровне. Осуществить эту реформу в полной мере неудалось: последовала Октябрьская революция 1917 г.
Глава 3. Земство и интеллигенция
Отделение земств от административной власти, всесословное земскоепредставительство, определенная обособленность и самостоятельность- все этоспособствовало стойкому и самоотверженному интересу интеллигенции к работе вземских органах. Статистика, медицина, народное образование, помощь голодающимстали важнейшими функциями земских учреждений. Истинно творческая,созидательная работа русской интеллигенции в земствах стала своего родаальтернативной народничеству, носившему скорее разрушительный характер. Поподсчетам Б.Б.Веселовского, земские служащие и лица, труд которых оплачивалсяземствами (врачи, учителя, агрономы и тд.) в 1912 г. составляли 150 тыс.человек.
Именно земская интеллигенция явилась той социальной группой населенияРоссии, в которой конфликты и сотрудничество между административной властью иземствами повлияли на политическую культуру общества в плане формирования нетолько повиновения, зависимости и подчинения, но и культуры политическогоучастия, столь характерной для периода становления гражданского общества.Большинство интеллигенции видело в земствах возможность каждодневнойпросветительной, медицинской, агрономической, статистической и пр. деятельностьюпринести реальную пользу народу. Что касается освободительного и революционногодвижения, то побудительной причиной для участия в нем для сельского учителя,статистика, фельдшера или врача служили, как правило, не абстрактные итеоретические причины, а конкретная необходимость улучшения тяжелых условийкрестьянского быта, который он наблюдал повсеместно.
Бюрократия весьма настороженно относилась к земской интеллигенции.Деятельность земской либеральной оппозиции на рубеже XIX-ХХвв. можно рассматриватькак подготовительный этап создания политических партий. Земства «вырастилимногих руководителей новой формации (достаточно напомнить, что министрыВременного правительства Г.ЕЛьвов, Д. И. Шаховской, А.М.Шингарев в прошлом былиактивными земцами и ни один общественно-политический институт в России не имелтакого совпадения интересов и политических намерений с Временнымправительством, как земства).[7]

Заключение
Во все периоды становления России как единой и великой державы, особеннов кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основесильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, еесоставляющих. Причиной тому были как объективные исторические исоциально-экономические условия, так и субъективное желание удельныхвладетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, бытьвсевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точкизрения, пределах.
Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями на всех этапах развитиягосударственности иногда явно, иногда в менее заметной мере проявлялась итретья — становление и развитие местного самоуправления. В периодыразобщенности самоуправление было одним из инструментов управления длярегиональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было взначительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в составединого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправлениесглаживало остроту противостояния центра и регионов.
Сейчас, когда Россия вновь переживает период становления и развития формместного самоуправления, интересно обратиться к ее историческому опыту, что ибыло проделано в данной работе. В заключение можно сделать следующие выводы.
Земская реформа 1864г. вместе с другими реформами 60-70-х годов в Россииповлияла на изменение властных структур государства и вызвала новые социальныеконфликты в сфере управления.
Реформа местного управления была вызвана политической и административно-хозяйственнойнеобходимостью. Правительство введением земств преследовало троякие цели.Во-первых, около 23 млн. бывших крепостных крестьян требовали новых принциповуправления на местах. Во-вторых, это была уступка либеральному губернскому дворянскомуобществу. И, в-третьих, центральная власть пыталась улучшить постановку крайнезапущенного местного самоуправления.
Бесспорно, что земское самоуправление в России с последней четверти XIXв. приобрело характер жизнеспособного государственного института и выражалоинтересы широких групп населения. Об этом свидетельствует и статистическийматериал. К февралю 1917 г. земское самоуправление существовало в 43 губернияхРоссии, а его компетенция распространялась на 110 млн. жителей. Вместе с тем, нестоит впадать в другую крайность, как это часто бывает в публикациях последнеговремени, и идеализировать земское самоуправление в дореволюционной России какнекую бесконфликтную модель взаимоотношений властной элиты и органов местногосамоуправления.

Литература
Жукова Л. А. Бюрократия и земское самоуправление в пореформенной России:конфликты и сотрудничество (60-90-е гг. XIX в.). М., 1999.
Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн. I.М., 1993.
Пирумова Н. М. Земское либеральное движение. М., 1977. С.72.
Российские самодержцы. М., 1994.
Салтыков-Щедрин М. Е. За рубежом// Собр. соч. в 20 томах. М., 1972. Т.14.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внешнеэкономическая деятельность и ее субъекты
Реферат Процесс бюджетирования в организации
Реферат Расчет параметров гидропривода
Реферат Черные металлы в конструкциях РЭС
Реферат Инвестиционный портрет Нижегородской области
Реферат Своеобразие лирики Н. А. Некрасова
Реферат Атомно-абсорбционный анализ
Реферат Creative Writing Siege Of Yorktown Essay Research
Реферат Іі міський фестиваль дитячої драматичної творчості «Пролог» «Что за прелесть эти сказки!»
Реферат Внешнеэкономическая политика государства, международный кредит
Реферат Опыт использования компьютерных информационных технологий обучения при преподавании курса Физика
Реферат Environmental Treats Essay Research Paper Contemporary IssuesEnvironmental
Реферат Понятие и элементы социального контроля.Консерватизм как идеология характеристика и особенност
Реферат Материально-техническое снабжение в современных условиях
Реферат Кінезіотерапія як метод лікування й профілактики захворювань нирок