Реферат по предмету "История"


Екатерина II – личность и государственный деятель

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«История Отечества»
«Екатерина II – личность и государственныйдеятель»
                                              ВЫПОЛНИЛ:
                                                                              СтудентI курса на базе с/о
                                                                             Белоус П. Н.
                                                                              ПРОВЕРИЛ:
                                                                              Цветков М. И.
Архангельск-2005
План
I. Россия в царствование ЕкатериныВеликой…………………………………..3
II. Воспитание иобразование…………………………………………………….5
III. Началоцарствования………………………………………………………...12
IV. Царствование Екатерины II…………………………………………………15
V. Итоги царствования Екатерины II…………………………………………..20
VI. Списоклитературы………………………………………………………….26
                                                                                                       «Любить мой народ и быть матерью
                                                                                                         его – обязанность моя».
                                                                                                       (Слова Императрицы ЕкатериныII.)1
 
I. Россияв царствование Екатерины Великой.
 
/>          «Золотой век» Екатерины Второй – одиниз интереснейших этапов российской истории – в последнее десятилетие оказался вфокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личностьЕкатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаныс эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путьевропейского Просвещения. Если «век Петра был веком не света, а рассвета»,много сделавшим «во внешнем, материальном отношении преимущественно», о всвершениях второй половины XVIIIв., по определению С.М. Соловьева, «ясно видны признаки возмужалости народа,развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания насамих себя, на свое». Суть происходивших перемен образно передал видныйекатерининский вельможа И.И. Белецкой в словах, обращенных к императрице: «ПетрВеликий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Другоеотличие от петровских преобразований, особо отмечаемое рядом современников,было также не менее существенным: Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончилато, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно». И в этом одна изоснов той стабильности общества, которая отличала царствование Екатерины II. Как писал Н.М. Карамзин, следствиемочищения самодержавия от «примесов тиранства» были «спокойствие сердец, успехиприятностей светских, знаний, разума».
       Междутем в течение семи десятилетий после октября  1917 г. история
/>1Борзаковский П.К.«Императрица Екатерина Вторая Великая». М.: Панорама, 1991г. – стр. 3
России второйполовины XVIII., история царствования Екатерины II, преподносилась предвзято. Впрочем,негативные характеристики Екатерины II берут свое начало с давнего времени. Ее младший современник, А.И.Рибопьер, касаясь литературы непосредственно послеекатерининской поры, писал,что «Екатерина, столь могущественная, столь любимая, столь любимая, стольвосхваленная при жизни, была непростительно поругана до смерти. Дерзкиесочинения, ядовитые памфлеты распространяли на ее счет ложь и клевету».Известна и пушкинская характеристика Екатерины – «Тартюф в юбке и короне».Полагаем, что подобные суждения имеют в одних случаях эмоциональную, а нефактическую основу, а в других – сильно политизированный умысел и исходят отнедругов императрицы за
рубежамистраны, недовольных жестко проводимым ею внешнеполитическим  курсом России,последовательным отстаиванием национальных интересов.
      Екатерина II ещё при жизни делами своими снискалатитул «Великая». Разумеется, советская историография не принимала эту оценку, итолько в конце 80-х гг. XX заговорилио признании ее выдающейся роли в истории
России.    Обращаясь    ко    времени   правления   Екатерины   II,     историки
справедливовыделяют два момента: эпоха глазами современников и конкретные результаты еедеятельности, сказавшиеся и на последующем развитии страны.
       Поповоду первого ограничимся искренним восклицанием Н.М. Карамзина: «И я жил подее скипетром! И я был счастлив ее правлением!»1
/>       Что касается успехов правленияЕкатерины, подчеркнем главное: осуществленные почти во всех сферах жизниогромного государства преобразования не несли в себе ни грана «революционного»начала и в своей основе были направлены на всемирное укрепление абсолютистскогогосударства, дальнейшее упрочение господствующего положения
1 История России: В 2  т.  Т. 1: Сдревнейших времен до конца XVIIIв. / А.Н. Сахаров,  Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н.Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «ИздательствоАстрель», 2003. – стр. 767
дворянства,законодательное закрепление неравноправного сословного деления общества, когда«правовой статус всех других сословий был подчинен интересам государства исохранению господства дворянства». В.О. Ключевский имел все основанияутверждать, что императрица «не трогала исторически сложившихся основгосударственного строя». Как доказывает современный исследователь О.А.Омельченко, реальный смысл реформ в России века «просвещенного абсолютизма»состоял в прочном утверждении «законной монархии», которая единственно способнареализовывать общественные потребности «в блаженстве и благополучии каждого».Истинное содержание приведенной формулы заключено в известной екатерининскойЖалованной грамоте дворянству 1785г., которая удовлетворила практически всеранее высказываемые притязания этого сословия, поставив точку в длительномпроцессе законодательного оформления его прав и привилегий. Этотзаконодательный акт окончательно возвысил дворян над другими сословиями ислоями и слоями общества. Екатерининская эпоха поистине стала «золотым веком»для них, временем наивысшего торжества крепостничества.
II. Воспитание и образование.
 
       Родословная восходит к Христиану I — королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому. Роднойдядя (по материнской линии) Адольф-Фридрих был королем Швеции. Потомки его исейчас занимают шведский престол.
Ни   мать, ни   отец   не   замечали   в   своей   старшей   дочери   ни    особых
достоинств,  ни большого ума, потому что она их не демонстрировала. До 15
лет  её  звали   Софья   Фредерика   Августа,  а   ребёнком родители  и друзья
называли  её   Фике   или   Фикхен.   Она    выросла в скромной семье  незначительногопринца, строгого протестанта и отца, Екатерина получила некоторое  образование,увеличенное собственной еёнаблюдательностью                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          />и восприимчивостью. Вдетстве она много путешествовала по Германии, много видела и слышала. Уже тогдаона своей живостью и способностями обращала на себя внимание наблюдательныхлиц.
       Никто из её учителей и воспитателей не отметил в ней особогодарования или чего-либо необыкновенного. Однако некоторые качества, характерныеи в будущем для Екатерины, были ими тогда уже отмечены. Её воспитательницамадемуазель Кардей жаловалась на некоторую её своенравную строптивость инедостаток почтения. Умная француженка обратила также внимание на привычку,характерную и для юной принцессы, и для императрицы – «слушать одно и думатьпри этом о другом». Равным образом уже тогда проявились некоторые мужские чертыеё характера; как заметила её воспитательница, Фике особенно любиламальчишеские игры. К огорчению немецкого учителя музыки, она была не толькосовершенно немузыкальна, но и абсолютно не понимала музыку — без сомнения,характерный штрих. Камеристка её матери, баронесса фон Принтцен, которая доотъезда принцессы постоянно её сопровождала и по праву могла утверждать, чтознает Софью как никто другой, характеризовала её как «обычное явление», какмолодую девушку «с серьезным, расчетливым, холодным рассудком», который,однако, «был далёк от всего выдающегося, блестящего, а также от всего того, чтомогло считаться заблуждением, чудачеством и легкомыслием».
       Её молодая, эгоцентричная и слегка авантюристичная мать, каксчитают позднейшие историки, на благо дочери мало заботилась о её воспитании ипредоставляла ей весьма много свободы. Так что  четырнадцатилетняя дочьпрусского генерала и принцесса никогда не воспитывалась для той роли, которуюона должна была играть в громадной Российской империи, но она оказалась неплохок этому подготовленной. Что угодно, только не избалованная, привыкшаяприспосабливаться к обстоятельствам и при этом полагаться на себя,восприимчивая к новым впечатлениям, но не попадающая наивно и беззащитно взависимости от них, она имела хотя и скромный, но для тех условий, в которыеона попала, вполне достаточный образовательный уровень.
       Когда Екатерину с матерью вызвали в Россию, для неё не быласекретом цель поездки, и бойкая девочка сумела с большим тактом сделать своипервые шаги при русском дворе. Отец её написал ей в руководство ряд правилблагоразумной сдержанности и скромности. Екатерина к этим правилам присоединиласвой собственный такт и замечательное практическое чутьё и обворожилаЕлизавету, завоевала симпатии двора, а затем и народа. Не старше 15-ти лет, онавела себя лучше и умнее, чем её руководительница мать. Когда мать ссорилась исплетничала, дочь старалась приобрести общее расположение. Она усердно заняласьрусским языком и православным вероучением. Блестящие способности позволили ейоказать в короткое время большие успехи, и при церемонии крещения она тактвёрдо прочла символ веры, что всех этим удивила.
       Перваявстреча с будущим супругом (троюродным братом) произошла в замке епископаЛюбекского, где принцесса услышала первые нелестные отзывы о нем. Тетушкиговорили, что этот одиннадцатилетний мальчик «упрям и вспыльчив» и «уженапивается с лакеями...»
       Послеобъявления Петра наследником русского престола, Король Фридрих II раньше всехподумал о том, что русскому двору вскоре понадобится невеста. Ему нужна былатакая принцесса, которую не жаль было бы отправить в варварскую Россию, нокоторая соблюдала бы его интересы. На Фике выбор пал потому, что он хорошо зналее мать и был осведомлен о симпатиях Елизаветы к Голштинскому роду. Приглашениеприехать в Россию пришло зимою 1744 и 10 января принцесса Фике с матерью тайно,под именем графинь Рейнбек выехали в Россию. С собобыли привезены несколькосорочек, три платья и медный кувшин для умывания.
      Венчание состоялось через полтора года, когда невесте было шестнадцать, жениху- семнадцать. Обоим предстояло стать русскими. Первые семь-восемь лет брак былформальным. За эти годы между ними возникло не только отчуждение, но и взаимнаянеприязнь. Петр, пытаясь скрыть свое унижение за шутовством и бравадой, всебольше злился на жену за то, что она знала тайну и была снисходительна к нему.Елизавета забила тревогу и призвала на помощь врачей, которые констатировалицеломудренность Екатерины и неспособность ее мужа изменить данное положение.Петр Федорович имел врожденное несовершенство, которое сам считал неизлечимым,но которое возможно было исправить хирургическим путем, называемым у восточныхнародов обрезанием. Необходимая операция была сделана, что круто изменило егожизнь, но не взаимоотношения супругов. У Екатерины одна за другой следуют двебеременности, окончившиеся неудачно, но в третий раз беременность протекаетнормально и 20 сентября 1754 года Елизавета получает долгожданного внука. Оченьдолго общество волновал вопрос о том, кто же истинный отец ребенка — ПетрФедорович или Сергей Салтыков, который был в это время любовником Екатерины. Ейне дали возможности стать настоящей матерью для своего сына, его унесли сразуже после рождения и за год показали всего три раза. Даже во время болезни,когда младенец едва не умер от молочницы, ее не допустили к нему.
/>        Не любя ни мужа, ни Елизаветы,Екатерина тем не менее держала себя в отношении их очень хорошо. Она стараласьисправлять и покрывать все выходки мужа и не жаловалась на него никому. КЕлизавете же она
относилась почтительно и как бы искалаеё                                                                                           одобрения.В придворной среде она искала популярности, находя для каждого ласковое слово,стараясь примениться к нравам двора, стараясь казаться чисто русской набожнойженщиной. В то время, когда её муж оставался голштинцем и презирал русских,Екатерина желала перестать быть немкой и отказалась после смерти родителей отвсяких прав на свой Ангальт-Цербст. Её ум и практическая осмотрительностьзаставляли окружающих видеть в ней большую силу, предугадывать за ней большое придворноевлияние. И действительно, с годами Екатерина заняла при дворе видное положение;её знали с хорошей стороны даже в народной массе. Для всех она стала виднее исимпатичнее своего мужа.
        Екатерина была умна и наблюдательна и рано сделала вывод, чтоесли нуждаешься в ком-то, то полезнее замечать не слабые стороны другогочеловека, чтобы ими воспользоваться, а сильные, чтобы на них опереться. Вотличие от «русских барынь» она была трудолюбива, с удовольствием сама себяобслуживала, например, стирала, варила себе кофе, могла растопить камин, любилаработать в саду, искусно вышивала, иногда занималась резьбой по слоновой кости.Пока ее муж развлекался дрессированием собачек и разыгрыванием кукольныхспектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась струдами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи ит.д. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала многоошибок. Екатерина сознавала это и однажды призналась одному из своих секретарей,что «могла учиться русскому только из книг без учителя», так как «теткаЕлизавета Петровна сказала моей гофмейстейрше: полно ее учить, она и без тогоумна».
      Императрица просыпалась обычно в шесть часов утра, натирала щеки льдом, пила в кабинетекрепкий кофе со сливками и печеньем и садилась до девяти часов за работу. Затемвозвращалась в спальню и принимала докладчиков. В будние дни императрица носилапростое платье и не надевала драгоценностей. На обед в будни, продолжавшийсяоколо часа, приглашалось человек двенадцать. Любимым блюдом была варенаяговядина с солеными огурцами, а в качестве напитка употреблялся смородиновыйморс. В последние годы жизни Екатерина выпивала рюмку мадеры или рейнвейна. Надесерт предпочтение отдавалось яблокам и вишням. Рабочий день заканчивался вчетыре часа и наступало время отдыха. Любимым местом был Эрмитаж, где оналюбила рассматривать новые коллекции, играть в биллиард. «Приемы в Эрмитажебыли большие, средние и малые. На первые приглашалась вся знать и весьдипломатический корпус. Балы сменялись спектаклями. Завсегдатаями малых приемовбыли только члены императорской фамилии и лица, особенно близкие императрице:не больше двадцати человек. На стенах висели правила: запрещалось вставатьперед государыней, даже если бы она подошла к гостю и заговорила бы с ним стоя.Запрещалось быть в мрачном расположении духа, оскорблять друг друга» (графХорд). В десять часов Екатерина удалялась во внутренние покои. Ужин подавалсятолько в парадных случаях, но и тогда императрица садилась за стол лишь длявиду. Вернувшись к себе, она уходила в спальню, выпивала большой стаканкипяченой воды и ложилась в постель.
      Екатерина сознавала, что нравится мужчинам и сама была неравнодушна к ихкрасоте и мужественности. «Я получила от природы великую чувствительность инаружность, если не прекрасную, то во всяком случае привлекательную. Янравилась с первого раза и не употребляла для этого никакого искусства иприкрас». В первые годы своей женской жизни Екатерина вела себя очень сдержано.Возможно потому, что ее чувственность еще не пробудилась, возможно, еесковывали моральные принципы, привитые воспитанием. Но так или иначе к тридцатигодам женщина в ней начинает властно заявлять о себе. Она уже не может жить безлюбви, без мужского поклонения и сохранит эту потребность до последнего своегочаса. «Человек не властен в своем сердце, он не может по произволу сжимать егов кулак и потом опять давать ему свободу» — оправдывалась она перед собой иперед потомками.
       Всвоей личной жизни Екатерина начинает отстаивать право на свободу послепоявления на свет своего первенца. Екатерина вовсе не была ветреной илиразвратной: многие ее связи длились годами. При том, что императрица не быларавнодушна к чувственным удовольствиям, духовное общение с близким мужчинойбыло для нее не менее важным. Первой пробой пера был был Станислав Понятовский.В 1760 она обращает свое внимание на графа Григория Орлова. Позже Екатеринавспоминала: «Орлов всюду следовал за мною… его страсть ко мне былапублична». Эта неординарная личность станет самой долгой и яркой любовьюЕкатерины. С первых же дней воцарения она открыто признает его своимофициальным фаворитом, но, почувствовав вкус высшей власти, он желает для себябольшего, он хочет стать ее супругом, встать с ней на одну ступень, чтобыгосударыня и императрица подчинялась ему как мужу. Она отказывает, нопредоставляет Орлову все внешние атрибуты супруга, но только невенчанного.
        Насчету сорокатрехлетней женщины было лишь два неудачных брака (с Петром III иГригорием Орловым, с которым она была вместе одиннадцать лет, и два увлеченияСергеем Салтыковым и Станиславом Понятовским). Но после сорока трех лет числофаворитов значительно увеличивается.
       Послесмерти Орлова отношение Екатерины к мужчинам меняется. Слишком большое значениепридавала она государственным делам, чтобы неурядицы в ее личной жизни мешалиэтой работе. По своей природе она не могла стать аскетичной и отказаться отрадостей жизни, но эту сторону жизни она решила подчинить своим правилам. Онасоздает институт фаворитизма, в котором молодые красивые мужчины состоят пригосударыне с одной целью — обеспечить ее комфортное существование, необходимыйжизненный тонус, с тем, чтобы императрица могла более плодотворно трудиться напользу своему государству. За службу молодые люди получали вознаграждение, нодолжны были подчиняться определенным правилам: они не имели права покидать своипокои во дворце без разрешения императрицы, им запрещалось без ее ведомапринимать приглашения, все свое время они должны были посвящать толькогосударыне.
        Еслифаворит переставал интересовать императрицу, она давала отставку без всякихцеремоний. Нового претендента вызывали во дворец и подвергали испытанию насоответствие в выполнении прямых интимных обязанностей фаворита императрицы.Обряд, через который прошли все екатерининские любовники, был передан А. М.Тургеневым: «По осмотре предназначенного в высший сан наложникаматушке-государыне лейб-медиком Роджерсоном и по удостоверению представленногогодным на службу относительно здоровья препровождали завербованного к АннеСтепановне Протасовой на трехнощное испытание. Когда нареченный удовлетворялвполне требованиям Протасовой, она доносила всемилостивейшей государыне облагонадежности испытанного. На другой день после первого свидания симператрицей, новопоставленного наложника вели в приготовленные для негочертоги, где ему докладывали о назначении флигель-адъютантом, подносили мундирс бриллиантовым аграфом и 100 000 рублей карманных денег. Митрополит приезжал кфавориту на другой день для посвящения его и благословлял святой водой.
III. Начало царствования.
 
/>       Незаконность восшествия напрестол Екатерины, как это ни парадоксально, имела свои несомненные плюсы,особенно в первые десятилетия царствования, когда она «должна была тяжкимтрудом, великими услугами и пожертвованиями…искупать то, что цари законныеимеют без труда…эта самая необходимость и была отчасти пружиною великих иблистательных дел ее». Так считал (и не один) Н.И. Греч, выражая мнениеобразованной части общества. В.О. Ключевский, говоря о программе деятельностиЕкатерины II, взявшей власть, а не получившей еепо закону, упор также делал на том же моменте: «Власть захваченная всегда имеетхарактер векселя, по которому ждут уплаты, а по настроению русского обществаЕкатерине предстояло оправдать разнообразные и несогласные ожидания».1Вексель, как показало время, был погашен в срок.
      Исследователи не раз отмечали, что Екатерина II, в отличие от своих предшественниц и предшественников натроне после Петра I, взошла на него,имея сложившуюся политическую программу и общественного устройства, как можносудить по единственной сохранившейся черновой записке, не выходили  за пределытрадиционно декларируемых в «век Просвещения» общих установок и не содержаликаких-либо конкретных разработок:
        «1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
          2.Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать
             общество и заставить его соблюдать законы.
          3.Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
          4.Нужно способствовать расцвету государства и сделать его
             изобильным.
          5.Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим
             уважение соседям».
/>        Императрице известно, какследует воплощать «план» в жизнь: «Спешить не нужно, но нужно трудится безотдыха и всякий день стараться понемногу устранять препятствия по мере того,как они будут появляться; выслушивать всех терпеливо и дружелюбно, во всемвысказывать чистосердечие и усердие к делу, заслужить всеобщее довериесправедливостью и непоколебимою твердостью в применении правил, которыепризнаны необходимыми для восстановления порядка, спокойствия, личнойбезопасности и законного пользования собственностью; все споры и процессыпередать на рассмотрение судебных палат, оказывать покровительство всемугнетенным, не иметь ни злобы на врагов, ни пристрастия к друзьям. Если карманыпусты, то прямо так и говорить: «Я бы рад вам дать, но у меня нет ни гроша».Если же есть деньги, то не мешает при
1 История России: В 2  т.  Т. 1: Сдревнейших времен до конца XVIIIв. / А.Н. Сахаров,  Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н.Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «ИздательствоАстрель», 2003. – стр. 768
случае бытьщедрым».1 Екатерина была уверена, что при неукоснительномруководстве этими правилами успех будет обеспечен. В этой связи небезынтересенответ императрицы на вопрос Л.-Ф. Сегюра, как ей удается так спокойноцарствовать. «Средства к тому самые обыкновенные, — отвечала Екатерина. – Яустановила себе правила и начертала план: по ним я действую, управляю и никогдане отступаю. Воля моя, раз выраженная, остается неизменною. Таким образом всеопределено, каждый день походит на предыдущий. Всякий знает, на что он можетрассчитывать, и не тревожится по-пустому».2
      Способ   же    достижения    «начертанных планов»   у   «собирательницы
русскихземель», как называл Екатерину IIС.М. Соловьев, один: «делать так,
чтоб людидумали, будто они сами именно хотят этого…» «И действительно,
— заключалН.И. Греч, — Екатерина умела употреблять это правило в совершенстве. Вся Россияуверена была, что императрица, во всех своих делах, только исполняет желаниенарода». Но секрет «употребления» этого очевидного на первый взгляд правила всеже был. Он раскрывается из беседы
В.С. Попова,правителя канцелярии Г.А. Потемкина, с императрицей: «Я говорил с удивлением ослепом повиновении, с которым воля ее повсюду была исполняема, и о том усердиии ревности, с которыми ей все старались угождать». 
      Поражают знание молодой великой княгиней психологии людей и упорство вдостижении поставленной цели – качества, развитые в зрелые годы. Это подметилеще А.С. Пушкин. «Если царствовать значит знать слабость души человеческой и еюпользоваться, — писал он, — то в сем отношении Екатерина заслуживает удивлениепотомства. Ее великолепие
ослепляло,приветливость привлекала, щедроты привязывали»./>
1 История России: В 2  т.  Т. 1: Сдревнейших времен до конца XVIIIв. / А.Н. Сахаров,  Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н.Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «ИздательствоАстрель», 2003. – стр. 768
2 История России: В 2  т.  Т. 1: Сдревнейших времен до конца XVIIIв. / А.Н. Сахаров,  Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н.Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «ИздательствоАстрель», 2003. – стр. 769
IV. Царствование Екатерины II.
 
       Ещепроживая в Москве, после Коронации, Императрица Екатерина ознаменовала началосвоего царствования великим и добрым делом: она основала так называемыйВоспитательный Дом. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге.Русская пословица говорит: «тот отец – мать, кто вспоил, вскормил да добрунаучил». Это мудрое слово оправдалось на Императрице Екатерине: для тысячнесчастных детей она являлась настоящей матерью. Не было и нет человека,который не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело.
       ВПольше жило много православных. Древняя русская православная страна,Белоруссия, была под властью Польши. Православным людям во всех этих местахжилось очень тяжело. Католики употребляли все усилия, чтобы заставитьправославных принять их веру. Сначала польские священники доказывалиправославным, что вера католическая самая лучшая и одна угодна Богу, и склонялиих добровольно принять эту веру. Когда слова не действовали, обращались кгрубой силе. Могла ли Государыня спокойно смотреть на все это? И вот онарешает, во что бы то ни стало, помочь православным, защитить их от притеснений,дать им возможность жить спокойно. Она избрала себе в помощь русского вельможу.Это был князь Репнин.  Он отличался большим умом и трудолюбием. Ему Государыняпоручила все дело о православных в Польше и Белоруссии. Сама она постояннодавала Репнину указания, где и как поступить, и руководила им. Много былохлопот и огорчений, долго нельзя было добиться уступок от поляков. Приходилосьи войска держать на наготове. Но дело было сделано. Не в одном православномхраме и доме вознесена была горячая молитва за Государыню. На неё только инадеялись, и она оправдала надежды!
       Онапостоянно заботилась о том, чтобы было побольше аптек и лекарей, и чтобы каждыйзаболевший мог получить помощь, как можно скорее. Особенно много бед приносилиэпидемические (повальные) болезни. От одной оспы вымирали сотни тысяч детей.Узнала она, что в Англии есть лекарь который прививает взрослым и детям оспу итем предохраняет людей от заболевания оспой натуральной. К этому средствузаграницей уже прибегали многие. В России никто еще о нем не знал. Императрицавызывает этого лекаря, платя ему громадные деньги за приезд. Но вот горе: кторешится привить себе оспу? Привить ее значит ввести оспенный яд в телочеловека. Примеров перед глазами не было. Императрица Екатерина понимала этотстрах. Она решилась подействовать на подданных
собственнымпримером. И вот она привила оспу                                                                                  />
себе иНаследнику Престола великому князю Павлу Петровичу. Этот поступок Государынивызвал всеобщее удивление, и всеобщую радость. Удивлялись ее смелости и радовались,зная, что с этого времени благодетельное оспопрививание будет принято всеми.Сенат от имени народа благодарил Государыню. Он установил ежегодно праздноватьэто событие. Ее всюду прославляли, говоря: «Своею опасностью других спасает». Стого времени оспопрививание, действительно, было принято в России. По указуИмператрицы Екатерины, оно сделалось обязательным.
       Большедвух лет трудилась Императрица над составлением «Наказа»1. Много онадля этого читала, много беседовала с людьми, знающими дело, многоприсматривалась и наблюдала. Иностранцы хвалили Русскую Императрицу за ее ум ипознания. Подданные с благоговением и радостью узнавали ее истинночеловеколюбивые мысли, которые должны были войти в законы. В прежнее времянаказания отличались большой суровостью. Императрица Екатерина требуетсмягчения их. Она говорит: «Любовь к отечеству, стыд, и страх поношения сутьсредства укротительныя и могущия
/>1 «Наказ» — значит наставления, правила, которымидолжны были руководствоваться депутаты, чтобы действовать согласно с видамиГосударыни. Но так как введение законов принадлежит только Государю, токомиссия должна была составить не само уложение, а его проект, иначе – план,предположения.
воздержатьмножество преступлений».1 В прежнее время допускались наказания,которые могли даже изуродовать человеческое тело. Императрица Екатеринапотребовала отмены таких наказаний, говоря: «Все наказания, которыми телочеловеческое изуродовать можно, должно отменить».2 Чтобы заставитьобвиняемого сознаться в проступке, часто употребляли пытки. ИмператрицаЕкатерина считала пытку вредной и пожелала отменить ее. Она говорила, чтослабый телом не вынесет пытки и примет на себя какую угодно вину, лишь быизбавится от мучений; а крепкий и здоровый перенесет пытку, не сознается впреступлении и
избегнетнаказания.
       Чтобылегче было управлять таким обширным государством, как Россия,
она увеличилачисло губерний.  На  губернию  положено было не больше 400
тысячжителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместникиизбирались из русских вельмож самой Императрицей. Они действовали по ее указам.Губернии делились на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города.В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе – высший суд. Обвиненныймог принести жалобу и в Сенат. Государственные доходы ведала Казенная Палата.Чтобы удобнее было взносить подати, в каждом уездном городе было открытоКазначейство. Дворянство было признано особым главным сословием. Также особымисословиями были признаны купечество и мещанство.  Дворяне  должны   были  нестигосударственную службу и вести
сельскоехозяйство, а купцы и мещане – заниматься торговлей и промышленностью.
       Желаявсе видеть и знать, Екатерина предпринимала путешествия по России. Вгородах делались торжественные встречи. Видно было, что народ уже знал про делаГосударыни  и успел горячо  полюбить ее. Теперь он видел
ее лицом клицу и видел как раз такою, как про нее говорили. Она набожна:
/>прежде всего заходит в церкви, чтобыпомолится. Она хочет все видеть сама,
1 Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». М.:Панорама, 1991г. – стр. 7
2 Борзаковский П.К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». М.:Панорама, 1991г. – стр. 7
чтобы вернознать охотно всех расспрашивает, посещает усадьбы помещиков, ко всемуприсматривается. Она очень ласкова и проста в обращении: с бедным крестьяниномона говорит так же ласково и просто, как со знатным вельможей.
       Из«Наказа» видно уже было, что просвещение Императрица Екатерина считалаважнейшей заботой. Если, думала она, распространить всюду просвещение, то ипреступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещенный человек не пойдет надурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. ВПетербурге Императрица открыла прекрасное училище, которое особенно любила. Оначасто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержаниивоспитанниц. Передают, что девочки этого училища не знали большей радости, чемпринимать Государыню. Они спешили к ней навстречу, обнимали ее, лезли к ней наколени. Взаимно они получали чисто материнские ласки.
       Какистинно образованная женщина, любившая просвещение и желавшая егораспространения, Императрица Екатерина покровительствовала всемписателями ученым. Она принимала их у себя, вела с ними продолжительные беседы и чтения,осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский ученый Ломоносов жилпри Императрице Екатерине всего три года, но удостоился при ней большихмилостей. Царственных внуков своих великих князей Александра и КонстантинаПавловичей Императрица Екатерина воспитывала так же в правилах добродетели.Поручив воспитание князю Салтыкову, она написала и подробные правила, каквоспитывать и чему учить великих князей. В других сочинениях ИмператрицаЕкатерина изображает пороки современного ей общества. Она осмеивает ханжество,суеверие, безделье, жестокое обращение с крестьянами, нежелание учиться. Делаетэто Императрица, желая исправить людей, заставить их избегать пороков, которыеей осмеиваются. Значит, в этих сочинениях Императрица Екатерина тоже имела ввиду воспитание, только уже не детей, а взрослых, которые дурно воспитаны сдетства и нуждались в исправлении.
      Главные войны, веденные Россией в царствование Императрицы Екатерины, были перваяи вторая турецкие. Разорение Балты было сделано без ведома русскогоправительства. Не смотря на это, враги наши стали кричать, что пролита Турецкаякровь. Они уверяли, что Россия сделала это умышленно, и говорили, что Турциядолжна отомстить. Русский посланник в Константинополе был арестован.Императрица Екатерина не желала войны. Поэтому она предлагала нетрудныеусловия. Она готова была наказать разоривших Балту, и требовала только, чтобырусский посланник был освобожден от ареста, и чтобы был наказан визирь1,арестовавший посланника. Но Султан был уверен в победе, и предложений непринял. Война была объявлена. Государыня сама начертала план войны и самаизбрала полководцев. Эта первая турецкая война была очень долгая и оченьтрудная. Тянулась она почти шесть лет. Императрица Екатерина неусыпно следилаза ее ходом.
      Екатерина часто говорила: «Без причины я не начну войны». И это верно. Вступивна престол, она тотчас отказалась от участия в семилетней войне, в которойраньше Россия помогала королю Прусскому. И теперь Государыня не желала войны,но ее объявили Турки.
       Россиидосталась теперь вся Литва и Курляндия. Россия получила все те земли, которыекогда-то и принадлежали ей. Но были отняты Литвой и Польшей. Так ИмператрицаЕкатерина одерживала блестящие победы, расширяла границы Русского Государства идоставляла ему славу царства сильного и непобедимого. Ещё в древнее времярусские государи начали собирание земель. Последующие государи продолжали этодело. Императрица Екатерина завершила его.
     
/>

1 Визирь – первый Министр в Турции,главнейшее лицо после Султана.
V. Итоги царствования Екатерины II.
 
      Оценивая правление Екатерины II,прежде всего следует сказать, что и внутренняя, и внешняя политика России вцелом отвечала потребностям общества. Именно это и обеспечиваловнутриполитическую стабильность екатерининского царствования.
      Последовательная, без резких колебаний политика императрицы более импонироваладворянству и городским состояниям. Введенные ею сословные суды, как и органыместного самоуправления, были поставлены под контроль дворянства.  Екатеринаосуществила административную реформу, укрепившую начала законности вуправленческих структурах. Качественно
иным сталопри Екатерине II народное образование: к концу XVIII столетия в
страненасчитывалось 193 народных училища, в которых обучалось около 14
тыс.   человек.     Этим      было      положено     начало    созданию    системы
общеобразовательнойшколы. Всего к началу XIX в.В стране существовало около 500 различных светского характера учебных заведенийс 45-48 тыс. учащихся и 66 духовных семинарий и школ с более чем 20 тыс.семинаристов.
      Царствование Екатерины IIотмечено впечатляющими результатами во внешнеполитической сфере. Во всех своихпрактических действиях императрица исходила из убеждения, что «истинное величиеимперии состоит в том, чтобы быть великою и могущественною не в одном толькоместе, но во всех местах, всюду проявлять силу, деятельность и порядок». Топрямо касалось и проводимого ею внешнеполитического курса страны. ЗдесьЕкатерина была весьма «неподатливой»: «Дела свои поведет не иначе, как посвоему   разумению»  и   никто  «на свете не заставит ее поступить иначе, чем
как  она поступает».  Плоды  твердой  и  последовательно проводившейся ею
экспансионистскойполитики «защиты» национальных интересов Российской империи  были таковы, что вее время, как не без гордости говорил граф А.А.
Безбородко, ни  одна пушка в Европе не могла выстрелить без согласия на то
/>России.
       Загоды екатерининского правления границы империи на западе и юге в результатеразделов Польши и присоединения Крыма существенно расширились. Значительноприросло население страны – с 23,2 млн (по третьей ревизии 1763 г.) до 37,4 млн(по пятой в 1796 г.). Только на отвоеванных у Турции и Польши землях проживалооколо 7 млн человек. Россия в 60-е гг. стала самой населенной страной в Европе:на ее долю приходилось до 20% населения всего Европейского континента.Несколько увеличилась и плотность населения – с 1,6 человека на 1 км2в 1762 г. до 2,3 – в 1796 г. (понижала показатели плотности населения Сибирь,где на 1 км2 во второй половине XVIII в. Приходилось 0,1 человека).
       Чтокасается этнического состава населения России, то вследствие территориальнойэкспансии он стал ещё более пестрым. При этом в многонациональной империичисленность государствообразующей нации неуклонно уменьшалась. Если в 1762 г.русские составляли чуть более 60%, то в 1795 г. – уже менее 50%. Вторым почисленности народом были украинцы – около 15 и 20% соответственно. В составеимперии, по данным демографа У.И. Брука, насчитывалось до 200 больших и малыхнародов, различавшихся по языку, религии, быту и культуре.
       В.О.Ключевский, характеризуя общее состояние страны в конце правления Екатерины II, писал: «Армия со 162 тыс. человекусилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов,сумма государственных доходов с 16 млн руб. поднялась до 69 млн, т.е.увеличилась более чем вчетверо, успехи внешней торговли балтийской – вувеличении ввоза и вывоза с 9 млн до 44 млн руб., черноморской Екатериной исозданной, — с 390 тыс. в 1776 г. до 1900 тыс. руб. в 1796г., рост внутреннегооборота обозначился выпуском монеты в 34 года царствования на 148 млн руб.,тогда как в 62 предшествовавших года ее выпущено было только на 97 млн». ПриЕкатерине II впервые (1769) появились российскиебумажные деньги – ассигнации, что потребовалось для покрытия расходов на войнус Турцией. Правда, весомость финансовых успехов правительства в этот периодснижалась из-за растущей эмиссии ассигнаций, один рубль которых в 1796 г.равнялся 68 коп. серебром, а также вследствие того, что треть доходной частибюджета составлял так называемый «питейный сбор» — в царствование Екатериныэтот сбор увеличен почти в 6 раз. Но все-таки сделать бюджет бездефицитным неудалось, и сумма оставленных ею государственных долгов превышала 200 млн руб.,что равнялось доходу последних трех с половиной лет царствования. 
      Приобретенные в Северном Причерноморье и Приазовье территории – целинные плодородные степи, стимулируемые интересами дворянства, осваивались споро, и кконцу столетия около одного миллиона человек обрабатывали благодатную пашню,занимались ремеслами и торговлей в городах Николаеве, Херсоне, Екатеринославе,Мариуполе, Севастополе и других, а также обслуживали российские торговыекорабли на Черном море. Все это в первую очередь нужно поставить в заслугу Г.А.Потемкину, выдающемуся государственному деятелю.
        В XVIII в. Россия сохранила статус аграрнойстраны. В 1796 г. горожане составляли 2290 тыс. человек, или 6,3% всегонаселения. Причем с 1730 г. Отмечено увеличение абсолютной численностигородского населения при снижении его доли в общем составе населения. В 1780г.в стране было 543 города, из них малых городов (с населением 5 тыс. человек) –391, средних (от 5 до 25 тыс. человек) – 146, больших (свыше 25 тыс.) – 6.Основное население страны было сельским, большую его часть составляли помещичьикрестьяне.
        Из-заотсутствия конкретных количественных показателей судить о реальных результатахразвития сельского хозяйства затруднительно. Можно лишь констатировать, чтонадежды, возлагавшиеся на совершенствование методов земледелия и скотоводствапосредством пропаганды достижений агрономической науки со страниц «Трудов»Вольного экономического общества, не оправдались. 
       Какпоказывает Л.В. Милов, на огромных пространствах российского Нечерноземья,оказывавшего решающее влияние на развитие не только экономики, но и всегороссийского общества и государства, сельское хозяйство во второй половине XVIII в. было убыточным, своего хлеба вомногих уездах хватало лишь на 6-8 месяцев в году. Отсюда развитие различногорода крестьянских промыслов и небывалый рост отходничества: в конце векапрактически каждый третий взрослый мужчина деревни после окончаниясельскохозяйственных работ уходил на заработки.
       В своюочередь правительство, понимая необходимость обеспечения жизнедеятельностиогромной массы крестьянского населения, посредством законодательства поощрялоего вовлечение в торгово-промышленную деятельность. 
      Екатерининская эпоха оставила заметный след в промышленном развитии России.Так, за четыре десятилетия (1760-1800) выплавка чугуна с 3663 тыс. пудовувеличилась до 9908 тыс., или в 2,7 раза. Россия по этому показателю вышла напервое место в мире. За этот же срок число домен выросло с 62 до 111. Ростметаллургического производства был вызван возросшим спросом на железо намировом рынке.
      Зарубежный спрос на качественное российское полотно и парусину привел к ростучисла парусно-полотняных мануфактур и особенно предприятий в хлопчатобумажнойпромышленности: если в конце 60-х гг. их было 85 и 7 соответственно, то в 1799г. уже 318 и 249. Всего к концу XVIIIв. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий ( в 1767 г. их было 663).
      Относительно рабочей силы отметим, что в металлургии применялся почтиисключительно принудительный труд. Высока была его доля и в работавшем на казнусуконном производстве, где большей частью мануфактур владели дворяне. Наемныйтруд преобладал в шелковой и хлопчатобумажной промышленности, а также наоснованных после 1762 г. парусно-полотняных и суконных купеческих предприятиях.
       Ростэкономического развития страны отражает и увеличившийся экспорт товаров. Если в1760 г. общая сумма экспорта составляла 13886 тыс. руб., то в 1790 г. –39 643 тыс. Одних лишь промышленных изделий за те же годы было вывезено на2183 и 5708 тыс. руб. соответственно. Блестящие перспективы сулило открытиепостоянной торговли через российские порты Черного моря. Одним из главныхэкспортных товаров здесь стала пшеница твердых сортов.
       Заслугиимператрицы в  развитии экономики России и просвещении трудно переоценить. Онаже свою роль в стремлении достижения «истинного блага» оценивала скромно: «Чтобы я ни сделала для России, — это будет только капля в море».1  Новот мнение ее современника – мемуариста А.И. Рибопьера: Екатерина «как женщинаи как монархиня… вполне достойна удивления». Славу прекрасного ее царствованияне мог затмить ни один из новейших монархов.  
       Всвоих мемуарах все объективно оценивающие Екатерину современники   единодушно  восхищались   ее   умом, обаянием и талантами.
Многие писали,  что в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в
одном лице.С.М. Соловьев вовсе не абсолютизировал личные качества императрицы, когда давалобобщенную характеристику: «…необыкновенная живость  ее  счастливой  природы, чуткость  ко  всем  вопросам, царственная
общительность,   стремление    изучить   каждого   человека,   исчерпать   его
умственноесодержание, его отношения к известному вопросу, общение с живыми  людьми,  а не  с  бумагами, не с официальными докладами только –
эти драгоценные  качества  Екатерины  поддерживали  ее   деятельность,   не
/>1 История России: В 2  т.  Т. 1: С древнейших времен доконца XVIII в. / А.Н. Сахаров,  Л.Е. Морозова,М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ИздательствоАСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – стр. 920
давали ей нина минуту упасть духом, и эта-то возможность ни на минуту сойти нравственно свысоты занятого ею положения и упрочила ее власть; затруднения всегда заставалиЕкатерину на ее месте, в царственном положении и достойною этого положения,поэтому затруднения и преодолевались». Глубина и проницательность мысли,необычайное трудолюбие, постоянное стремление к самосовершенствованию – все этикачества, столь важные для политического и государственного деятеля, былиприсущи Екатерине II».
      Современники екатерининского века подчеркивают, что в основе устремлений идействий императрицы была забота о благе государства, путь к которому, в еепредставлении, лежал через торжество разумных законов, просвещение общества,воспитание добрых нравов и законопослушание. Главное же средство и надежнаягарантия успеха реформаторских начинаний виделись Екатерине в неограниченнойсамодержавной власти монарха, который всегда, повсюду и во всем направляетобщество на верный путь.
       Особого разговора заслуживает тема фаворитизма. Здесь лишь заметим, чтофаворитизм в России мало чем отличался от своих аналогов в других странах савтократическими режимами. Но при Екатерине была и одна существеннаяособенность: со всеми обласканными императрицей фаворитами она расставаласьвсегда по-доброму, даже если они в чем-то не оправдывали ее ожидания или дажепредавали ее.
       Вцелом вся жизнь и деятельность Екатерины II были подчинены замечательной формуле: «Последовательность впоступках». Императрица и человек, Екатерина II твердо следовала однажды принятым правилам. Главнойотличительной чертой ее 34-летнего царствования была стабильность, хотя, какписал В.О. Ключевский, из них 17 лет борьбы «внешней и внутренней» приходилось«на 17 лет отдыха».
      Двестис лишним лет назад завершилось правление императрицы, ещё при жизни названной«Великой». Благодаря ее разумной политике Россия прочно заняла место ведущейдержавы мира.
Список использованной литературы:
1. История России: В2  т.  Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахаров,  Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин идр.; Под редакцией А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП«Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 943 с.: ил.
2. Борзаковский П.К.«Императрица Екатерина Вторая Великая». – М.: Панорама, 1991. – 48 с. –(Популярная библиотечка «Коробейник». Серия «Мгновения истории»).
3. Павленко Н.И.«Екатерина Великая». – М.: Мол. гвардия, 2000. – 495 [1] с.: ил. – (Жизньзамечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 779)
4. Проф. В.Ключевский «Курс Русской Истории», часть V. – М.: Государственное Социально-Экономическое Издательство,1937.
5. Ф.А. Брокгауз,И.А. Ефрон «Энциклопедический словарь». – С.-Пб.: Типо-Литография И.А. Ефрона,Прачешный пер., №6, 1894.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сервис, предоставляемый пассажирам при обслуживании на воздушном транспорте
Реферат Школьный учебник в системе обучения
Реферат Контент-анализ, как метод исторического исследования
Реферат Пути развития русского просвещения в культуре Советского района Кировской области
Реферат Количественный подход к анализу индивидуального спроса. Спрос и полезность. Закон убывающей пред
Реферат Апомиксис и его место в системе размножения покрытосеменных растений
Реферат Особенности оплаты труда в строительстве
Реферат Научный метод, типы научной рациональности
Реферат Механизм взаимодействия вируса и клетки
Реферат Marij 2 Essay Research Paper Facts About
Реферат Транспортная система
Реферат Чтение детей как национальная ценность
Реферат График функции по Assembler’у
Реферат Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И Бунина Цифры
Реферат Анализ главы 1, части первой из романа Булгакова Мастер и Маргарита