Реферат по предмету "История"


Духовная культура тюрков

КазахскийГосударственный Национальный Университет
имени Аль-Фараби
Кафедра Археологии и Истории КазахстанаСамостоятельная работа студента
На тему: «Духовная культура тюркских народов V-XIIвеков»
Выполнил:
Студент МП02Р
Жумаканов Николай
Проверил:
___________________
Алматы 2000
План:
I.         Духовная культура.
II.        Духовная культура тюркских народовV-XII веков.
1.   Язык и письменность
а)Изменение лингвистической карты Казахстана.
б)Развитие письменности.
2.   Доисламская литература и устноетворчество.
3.   Литература исламского периода.
а)Кутатгу Билик.
б)Религиозная литература.
4.   Развитие науки.
а)Аль-Фараби
б)Ал-Кашгари
5.   Религиозные представления.
а)Тенгрианство.
б)Распространение различных религиозных систем.
III.      Заключение.
К духовной культуре мыотносим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередьязык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия.При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о «высокой» и«низкой» духовной культуре народов, по крайней мере, некорректны. Эти понятияостались в наследство от европоцентристских взглядов на мир, когда всенепонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким»,«отсталым». Мы утверждаем, что низкой или высокой культуры быть не может,культура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения духовной культурыне могут быть измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культуравыше. Именно из этого мы будем исходить при изложении главы, посвященнойдуховной культуре народов, населявших Казахстан в V — начале XIIстолетий.ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ
Изменениелингвистической карты Казахстана. Всередине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстанагосподствовали языки тюркской группы. Уже в V в. ониделились на две большие ветви — западную и восточную. На языках первой группыговорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор назападе. Группа делилась на ряд локальных языков — кангарский, хазарский,древнебулгарский, гуннский.  Часть гуннов в V-VIвв., продолжала жить в Паннонии, на территории современной Венгрии. На языке,близком к кангарскому, говорили усуни Тянь-Шаня. Часть Жетысу, Алтайские горы истепи Джунгарии и Монголии занимали народы, говорящие на восточно-тюркскихязыках. Это теле, кыргызы, остатки хунну.
Начавшиеся в VIв., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадкуТюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-Xвв., ирано-язычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влияниемтюркских племен Жетысу переходят на огузский язык, выделившийся из восточнойгруппы тюркских языков. Из этой же группы выделяются карлыкский, уйгурский, атакже огузо-уйгурские языки народов Алтая и Сибири. В то же время на базекангарского языка начинает складываться кыпчакский (древне-казахский) язык, абулгарский распадается на два диалекта — камских и азовских булгар.
К XII в. основнымязыком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу,где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. К этомувремени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, гдена их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты,по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркскихязыков. На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар,из диалекта азовских — язык карачаевцев, балкарцев и кумыков.
Наряду с тюркскими языками вЮжном Казахстане и Жетысу в зоне оседло-земледельческой и городской культурыпродолжал сохраняться согдийский язык иранской языковой группы. В той же средеимелись небольшие группы, говорившие на языках семитской семьи, сирийском иарабском.
Развитие письменности. В середине первого тысячелетия нашей эрытюрко-язычные народы уже пользовались собственной системой письма, названногорунической письменностью.
Первые сведения о руническихнадписях появляются в России в конце XVIII в. Русские и зарубежныеученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркских руническихнадписей. В 1889г. Н. Ядринцев на берегу реки Кокшин-0рхон (в 400 км западнееУлан-Батора) обнаружил два больших рунических памятника в честь Кюль-Тегина иБилге Кагана. Они были изучены финскими (1890 г.) и русскими (1891 г.) учеными,организовавшими специальную научную экспедицию. Финскую экспедицию возглавилизвестный ученый Аксель Олай Гейкель, русскую — В. Радлов. В результате этойбольшой работы были составлены два атласа, а в качестве дополнения к атласамизданы шесть сборников трудов экспедиций. После издания рунических надписейматериала оказалось достаточно, для того, чтобы приступить к дешифровкезагадочных надписей, 15 декабря 1893 г, датский ученый, историк, лингвист,скандинавист по своей основной специальности, Вильгельм Томсен (1842-1927 гг.)на заседании Датской королевской Академии наук и словесности прочитал доклад освоем опыте по дешифровке рунической письменности. Одновременно с ним надчтением тюркской надписи работал В. Радлов. Им опубликовано большое количествотрудов, посвященных древнетюркской письменности. Традицию изучения руническихтюркских письмен, начатую В. Радловым, продолжили П. Мелиоранский, С. Малов, Н.Айдаров и др.
Согласно последнимисследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, всакское время. В III-V в, н.э- существовало два варианта руническогописьма — гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VIIвв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названнаяорхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развитиябулгарского и хазарского письма, а также письменности кангаров и кыпчаков.
Основным материалом дляписьма у тюрко-язычных народов были деревянные дощечки. 06 этом говоряткыпчакские пословицы  «Бiтi-бiтi, бiтiдiм, бес агачка бiтiдiм» — «писал, писал, пять деревьев исписал», «Узун агач басында улу бiтi бiтiдiм» - «Написал большую надпись на вершине высокого дерева». Эти поговоркисвидетельствуют также о широком распространении письменности среди кыпчаков идругих тюрко-язычных народов. Например, загадку «Салып козiм,сансыз окимын» — «Подняв глаза, без конца читаю», означавшую небо и звезды, могпридумать народ, для которого чтение было нормальным явлением. Эта загадка былашироко распространена у кыпчаков.
Наряду с использованиемсогдийского языка тюрки применяли согдийский алфавит для передачи собственнойречи. Позднее этот алфавит после некоторых модификаций получил название«уйгурского», так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XVвв.ДОИСЛАМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И  УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устноетворчество. В VI-VIIIвв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическаятрадиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтическойтрадиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе.
Китайские летописи сохранилилегенды и народные исторические предания, сюжеты которых отражают древнейшиетотемистические представления племен и их географическое расселение, Широкоизвестны поэтизация легендарных мест, исторические предания о священной земле«0тукен», неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль Бируни,Марвази, Махмуда Кашгари.
Представляет интереспоэтическая легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг. Долина рисуетсяместом мирного обитания племен, недоступным для врага. Она окружена со всехсторон неприступными горами, и жизнь обитателей долины безопасна. Эта легендаотражала мечту народа о мирной жизни.
На основе древних историческихсказаний развивалось в VI-VIII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, егостремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям.
Фольклор находил своевыражение и в поэтической, и в прозаической форме. Раннюю форму народноготворчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похороннымиобрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки,пословицы, поговорки и загадки.
Вместе с тем в устномнародном творчестве VI-VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традицииэпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видныв текстах надгробных стелл Кюльтегина и Бильге кагана, повествующих о событиях V-VIIвв. Надпись Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии сталитрадиционными, и переходили из поколения в поколение. С древней поэтическойтрадицией связаны, например, клички боевых коней Кюльтегина: «Ак-оксиз»,«Ак-адман», «Башгу-Боз», эпитеты «синий», «белый», «могучий» характерны дляорхонских текстов.
Надпись Кюльтегина сохраняетмотивы родовой обрядовой поэзии (оплакивание умершего), перешедшие позже вэпос.
Богатыри носят различныеэпические имена: Мойыншор Контери (с панцирной кожей), Арслан-юракли (с сердцемльва), Елтуган-тутык (защитник народа). Общие синонимы богатырей — алып(огромный герой), ер (богатырь).
О развитии народноготворчества того времени дают представление многочисленные пословицы ипоговорки, в которых отражены народная мудрость, культура и жизненный опыттрудового народа. В лаконичных изречениях даны назидания и советы, высмеиваютсялюдские пороки.
Приведем примеры устноготворчества. Пословицы о труде:
«Труд не пропадет даром»,«Камень разбивает голову, труд дробит камень», «Союз, скрепленный у сохи, неисчезает при жатве», «Наступление осени известно с весны». Бытовые поговорки:
«Мышь, рожденная на мельнице,грома не боится», «Человек с кошмой мокрым не станет», «Не рой яму другому, сампопадешь», «Выпущенная стрела не вернется обратно», «Верхом на верблюде нескрыться в стаде баранов» и другие.
Махмуд Кашгари ссылается наакынов и сказителей, оказавших большое влияние на развитие устной поэзии тоговремени. В их числе он упоминает имя древнего сказителя Чоже.
Эпическое искусство. Непосредственно на территории Казахстана сложилисьнаиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках – «Коркыт Ата» и«0гыз-наме».
Эпос «Коркыт Ата» возник вкьпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VII-X вв.и распространялся изустно. Только в XIV-XVI вв. он былзаписан в виде прозаического произведения «Книга деда Коркута» азербайджанскимии турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариантэпоса.
Эпос состоит из 12 поэм ирассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. Событияпроисходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки (в эпосеСардала). В эпосе упоминаются племена усуней и канглы, говорится о разделенииогузов на внутренних и внешних. Сам Коркут, от имени которого ведетсяповествование, был реальной личностью, беком огузо-кыпчакского племени Кият.Казахи считают его основоположником музыкальных произведений для кобыза,эпического жанра и искусства врачевания.
Эпос «0гыз-нама» впервые былзаписан в XIII в. Рашид ад Дином, затем в XVIII в.Абулгазы, однако появился он задолго до этого времени. Некоторые ученыесчитают, что этот эпос был составлен в Жетысу или Кашгарии племенами карлыков.Основное действующее лицо эпоса — Огыз-каган, которому приписываютсясверхъестественные силы. Поэма посвящена детству Огыз-кагана, его подвигам,победе над одноглазым великаном Киятом, его женитьбе и рождению сыновей,носящим имена Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море. Став правителем народауйгур, Огыз-каган ведет войны с соседями, правителями Алтыном (Китай) и Урумом(Рум-Византия). В эпосе рассказывается о происхождении славян (Урусбек-оглыСаклаб), карлыков (Кагарлык-бек), кангаров (Биллик Кангалук), кыпчаков (УлыгОрду-бек Кыпчак).ЛИТЕРАТУРА ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА
Письменнаялитература в период распространения ислама развивалась преимущественно вгородах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным.
По свидетельству Сюань Цзаня,традиция письменной литературы складывается в начале VII в. Он пишет:«Жители имеют всегда лишь несколько исторических записей. Они читают текстысверху вниз и передают друг другу разумные книги. Таким образом, литературноеобразование продолжается непрерывно». Эти сведения подтверждаются открытиемрукописи, сделанной на диалектах чигилей и аргу, живших в Таласской долине.
В XI-XIIвв. появляются уже крупные литературные произведения. Стремясь приобрести славупросвещенных правителей, караханиды держали при дворе поэтов, ученых,архитекторов, строителей и астрологов, внесших огромный вклад в развитиекультуры.
Кутатгу Билик. Крупнейшим произведением поэтического творчества этойэпохи является поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание). Она написана ЮсуфомХас-хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана.
Отец Юсуфа был известныймузыкант и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза «ДардиХусани». Юсуф, родившийся в 1015 г., воспитывается при дворце. Он побывал вовсех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучилсямногим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Крометого, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки.
Около 1069 г. Юсуф написалсвою поэму, обессмертившую его имя, материал для нее автор собирал более 30лет, а собственно работа над поэмой заняла полтора года. Общий объемпроизведения -13 тысяч двустиший. В основу поэмы легли эпизоды и предания,связанные с районами Жетысу, бассейном озера Иссык-Куль и Кашгарией,действующие лица — исторические деятели. В поэме упоминаются города Баласагун,Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлыков, огузов. Поэмапостроена в виде Диалогов, изречений и назиданий.
Глубокое содержание и яркийпоэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгойвсех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том,что знание — единственный источник для благополучия, как правителей, так инарода. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченныйблагодатным знанием, утверждает Юсуф.
Религиозная литература. Значительное место в культурной жизни городского населениязанимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Средиэтих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XIIвв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-началеXV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «ДиваниХикмет» (Книга о премудрости).
Яссави родился в Испиджабе(Сайрам) в конце XI вв., большую часть жизни провел в г. Яссы(Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и поэтом и передал сынусвою любовь к поэтическому слову. В Испиджабе Ахмет учился у имама Арстан-баба,продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедникасуфизма в Средней Азии. После смерти учителя Ахмет занял его место, затемпереехал в Яссы. Умер Яссави в 1167 г. Гробница, воздвигнутая на его могиле поприказу Караханидов, была разрушена в XIII в. Лишь спустя столетие наэтом месте был построен по приказу Тимура целый религиозный комплекс.
«Дивани Хикмет» — сборник стихов прежде всегорелигиозно-мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языкомвыражает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма,выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личномублагополучию. Путь к истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизми смирение. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно-исторического,этнографического и социально-бытового характера. Сборник представляет интерескак древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографииплемен того времени.
Младшим современником, учеником и единомышленникомЯссави был Сулеймен Бакыргани, известный так же как Хаким Ата. Сулеймен родилсяв  Яссы в 1104 г.  По совету Ахмета Яссави он едет учиться в Самарканд, Бухару,Хорезм, Дамаск и другие крупные культурные центры Востока. В конце своей долгойжизни Сулеймен уезжает в Хорезм и живет на зимовке Бакырган. Умер в 1186 году.
Книга Сулеймена Бакыргани,написанная под влиянием «Дивани Хикмет», называется «3амму назир китабы» (Книгао конце света). Основная мысль произведения — все на Земле и хорошее и плохое,создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все грешные исвятые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновьсоздаст мир, и все возвратится к жизни.
0ба сборника в течение столетийслужили учебным пособием во всех медресе Средней Азии и Казахстана. Ихиспользовало мусульманское духовенство в целях пропаганды идей ислама.
«Хибат ул-Хакайк» (Подарокистины) — единственная книга Азиб Ахмета Мухмуд-улы Югнеки, дошедшая до нас.Ахмет родился в конце XII в. в местечке Жуйнек, недалеко от города Яссы. Сдетства изучал богословие, арабский и персидский языки. Его книга состоит из 14глав, 235 стихов. Основные ее мысли — польза знания, основы морали,человечности. Люди должны работать, не покладая рук, не злословить, достойнопрожить жизнь, которая достается лишь один раз. Таким образом, в книге Югнекиотразились черты морали, существовавшие в то время среди населения ЮжногоКазахстана. РАЗВИТИЕ НАУКИ
Кроме литературы и устноготворчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научныезнания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукамв средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большаячасть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многихученых — уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу НасырАль-Фараби.
Аль-фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фарабиродился в 870 г. в городе Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакскойсреды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре былабогатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читалнаучные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется введущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Шаше(Ташкенте), Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. Долгое время онпровел в Багдаде — столице Халифата, центре развития науки и культуры тоговремени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт свидными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако этовызвало зависть ученых — богословов, личную неприязнь к нему и его научнымвзглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последниегоды жизни он провел в Аллепо и Дамаске.
Аль-фараби былученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научныхзнаний. Все науки он разделял на теоретические (логика, естествознание,математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множествотрактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии,юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля,Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самогоАристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековаянаука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, ОмараХайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.
Ал-Кашгари. Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двухзнаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре,занимался астрономией и математикой, вместе с Аль Хорезми принимал участие всоставлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью.Лингвистикой и географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра.Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимаки, родившийся на берегахЕртиса. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасномулингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал-Кашгари, автору«Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских языков). Махмуд родился на берегуИссык-Куля, в городе Барсхане, большую часть жизни провел в Кашгаре. Здесь в1072-1074 гг. он и написал свой труд. По его собственному выражению, длянаписания книги он исколесил все земли, населенные тюрками. Записывал живуюречь карлыков, кангаров, огузов, кыпчаков, кыргызов, их песни, поговорки,легенды и обычаи, «Диуани лугат ат-тюрк» — своеобразная энциклопедия жизнитюркских народов, единственный источник, из которого можно почерпнуть сведенияо культуре, хозяйстве тюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре,географической терминологии и многом другом.
Таким образом, мы видим, чтосредневековый Казахстан был одним из научных центров тогдашнего мира. И хотяБаласагун и Отрар уступали Дамаску и Багдаду, их значение в развитии научныхзнаний очень велико. К сожалению, немногое сохранилось, погибла знаменитаяОтрарская библиотека, где хранились труды казахстанских ученых, но и дошедшеедо нас свидетельствует о подлинном расцвете науки среди тюрко-язычных народовКазахстана.РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Тенгрианство. Многими средневековыми и современными авторамиотмечено существование у тюрко-язычных народов своеобразной монотеистическойрелигии – тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевогообщества Евразии до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня всознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.
Тюрки различали видимое небо«Кок» и Небо — бога «Тенгри». Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящимбожеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющеймиром. «Тюрки говорят «бир Тенгри», — пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим –«един господь», «Если постигнет одного из них несправедливость или случится сним какое-либо дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу и говорит «бирТенгри», — свидетельствует ибн-Фадлан. Именно по воле Тенгри, считали тюрки,правят каганы, о которых в рунических надписях говорится: «Тенгри тег, Тенгрийаратмыш» (Подобные Тенгри, происходящие от Тенгри). Кроме того, тюрки почиталисвященные Тюркские Земли и Воду – «Турк ыдук йерсубу». Тюркские каганы в своихнадписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним. Тенгри,Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена.
Следующим по значению, быложенское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Кроме того,Умай входила в триаду высших божеств тюрок и покровительствовала всем их делам.Это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного изудачных походов тюрок говорится:
«Тенгри, Умай, ыдук Иер-Суббасы бердi ерiни» (Тенгри, Умай священная Земля-Вода, они даровалипобеду). Культ Умай сохранился у некоторых тюрко-язычных народностей Алтая доконца XIX в.
Важное значение в верованияхвсех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор (ыдыкбаш), бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. Древние тюрки особопочитали «Священную Отюкенскую чернь» (Хантайские горы), дух которых считалсяпокровителем каганского рода. Там находилась «пещера предков», где по тюркскимсказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилосьжертвоприношение.
По представлениям тюрок,землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от временинеобходимо было умиротворить жертвами.Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, души умерших, управлял богсмерти и владыка подземного мира Эрлик.
Многие арабские авторы пишуто тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождь путем магическихманипуляций. О вере тюрок в магию, шаманские заклинания пишут и персидскиеисторики и географы.
Умерших тюрки хоронили подревнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились описания похорон:покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенных вжертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз передвходом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей,одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили вподходящее время: если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеет трава илистья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступлениялета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел.
После похорон накладываликамни и ставили на них памятный столб. Количество камней зависело от количествалюдей, которых убил при жизни покойник. Затем развешивали на столб головыпринесенных в жертву животных.
Со временем погребальный обрядизменился, и умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы из земли иликамня.
Распространение различныхрелигиозных систем среди населения Казахстана. Наряду с собственными верованиями в VI-IXвв. среди тюрко-язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестанаполучили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями — буддизм, манихейство, христианство.
В конце IX-началеX вв. началась исламизация тюрко-язычных этносовКазахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху.
Буддизм раньше всех «великихрелигий» стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркскогокаганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии,способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной посвоему составу державе.
На востоке и западе каганатабуддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение онполучил у енисейских киргизов и кимаков. Археологическими исследованиямиустановлено, что в VII-VIII вв. буддизм занимал прочные позиции в Средней Азии иКазахстане.
Находки из храмовсвидетельствуют о том, что в буддийские общины входили как согдийцы, так ипредставители тюрко-язычного населения.
Манихейские и христианскиеобщины существовали в VI-IX вв. в городах, расположенных вдоль Великого Шелковогопути. В «Священной книге двух основ» (VIII в.), написанной с цельюпробудить веру в стране «десяти стрел», то есть в Западно-Тюркском каганате,упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, вкоторых имелись Манихейские обители. Часть согдийского населения Таразасохраняла зороастрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбищев Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимогоогня. Для этого служили специальные жертвенники-аташданы, изображения которыххорошо знакомы по сасанидским монетам.
В эпоху раннего средневековьярелигиозные воззрения оседлого и кочевого населения Казахстана отличалисьмногообразием и синкретизмом. Унаследованные издревне верования и обрядыпричудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами,привнесенными извне.
Итак, со временем произошлизначительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана.Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри,Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространениеновая религия – ислам.
В заключение отметим, чтокультура народов, населявших Казахстан в V-XIIвв., была естественным продолжением культуры сако-хуннского периода и, в своюочередь, послужила фундаментом для культуры казахского народа, развиваясь вконтексте общемировой цивилизации.
Литература:История Республики Казахстан. (Учебник для ВУЗов) А.Кузембайулы. Астана, 1999г. История КазССР в 5 томах под редакцией А.Н.Нусупбекова. Алматы, 1977г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Научно-справочный аппарат
Реферат Научный метод познания Антропный принцип
Реферат Этикет как важная часть общечеловеческой культуры
Реферат Назначение устройство и принцип работы радиально-сверлильных станков
Реферат Международное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая система России
Реферат Вещные права акционеров
Реферат Применение эвристических методов обучения на уроках ИВТ как средство формирования творческих спо
Реферат Наша галактика 3
Реферат Научное творчество Ньютона
Реферат Проектирование автоматизации водогрейного котла
Реферат Правовая и нормативная основа геоэкологического проектирования и экологических экспертиз в России
Реферат ОАО Увадрев-Холдинг
Реферат Нормирование точности червячной передачи
Реферат The Crucible Inner Struggles Essay Research Paper
Реферат Divine Foreknowledge Essay Research Paper Nelson Pike