Реферат по предмету "История"


Сословное законодательство второй половины XVIII века

Содержание
Введение 3
Глава 1. Реформа 1775 г. и ее роль в развитии сословногозаконодательства 6
Глава 2. Система сословных органов 8
Глава 3. Отдельные сословия в законодательстве второйполовины XVIII в. 10§1. Дворянство –§2. Духовенство и полупривилегерованные группы 13§3. Горожане 15§4. Крестьяне18Заключение 20Список источников и литературы 23Примечания 24

Введение
Екатерина II, реформаторскаядеятельность которой охватила все области государственной, политической исоциальной жизни России второй половины XVIII в., не оставила без внимания итакую важную область, как сословное устройство государства. По мнению О. А.Омельченко, создание сословий по образцу Западной Европы было для императрицыодной из основных целей ее реформаторской деятельности.[1]
Пи этом изменениякоснулись самых различных ветвей законодательства: от судебного до налогового(отечественное налоговое законодательство ХУШ — первой половины Х1Х вв.представляет собою, прежде всего, сословное, регламентирующее статус лиц,занимающихся торговой и промысловой деятельностью.
Цель данной работы –проанализировать особенности сословного законодательства второй половины XVIIIв.
Задачи:
— определить рольгубернской реформы 1775 г. в развитии сословного законодательства;
— составить системусословных органов второй половины XVIII в.;
— показать особенностизаконодательного положения различных сословий.
Основным источникомпослужил двухтомный сборник законодательных актов, изданных при Екатерине II.[2]
Следует отметить, что эпохаXVIII стала временем интенсивного расширения видового состава источников инакопления новых письменных свидетельств. Очень сильно возрос объемзаконодательных актов, увеличилось количество их разновидностей. Законы сталииздаваться в виде манифестов, указов, законов, положений и циркуляров. Большоеместо в законодательстве XVIII в. заняли комплексные акты, определившие новуюсистему государственного управления и социально-сословную структуру страны. Вчастности, особое значение имеет «Учреждение для управлениягубернии 1775  г.» и Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
Материалы государственнойдеятельности и политические проекты Екатерины II, относящиеся к 80-м – началу90-х годов, мало учтены и, за редкими исключениями, почти неизвестны. Однакоименно эти материалы свидетельствуют о развитии сословно-экономической иправовой политики «просвещенного абсолютизма», позволяют составить полноепредставление о законодательной программе правительства Екатерины II.
К середине 80-х годовXVIII века относится обширный замысел полного законодательного урегулированияправ и положения всех сословий в России. Отвечая, прежде всего, интересамабсолютизма, он в большей своей части был реализован в Жалованных грамотахдворянству и городам (1785). Наряду с этим Екатерина II разработала проектЖалованной грамоты для «поселян ведомства Директора экономии» (иное название –Сельское положение), которым охватывались аналогичным образом права и положениегосударственных крестьян. Проект предлагалось дополнить обширным «НаказомДиректору Экономии» – сводом инструкций главноуправляющему государственнымиимуществами и административных правил по управлению подведомственными емууездами, округами и отдельными селениями.[3]
Кратко остановившись наисториографии вопроса, отметим, работы О. А. Омельченко.[4] В 1774 – 1775 5  В 1775 –1785 гг. годах Екатериной II, как считает О.А. Омельченко, был выработан планвсеобщего «законоположения». Историк отмечает, что это был проект и будущегосвода законов, и повременной законодательной деятельности. План содержалразвивающую положения «Наказа» схему классификации законодательства с краткимикомментариями, причем единственным комментарием к части о сословном строе былоуказание на запрет крепостить «вольных до того людей».
В работе Н. М. Дружинина«Просвещенный абсолютизм в России»[5] рассматривается в том числеидеологические установки и предпосылки создания сословного законодательстваЕкатериной II.
Аналогичные вопросызатрагиваются в работе И. А. Федосова.[6]
Н. Я. Павленко в работебиографического характера «Екатерина Великая» (серия ЖЗЛ) также касаетсявопроса о введении сословного законодательства в контексте жизнеописанияимператрицы.[7]
Структура работы состоитиз введения, трех глав основной части, заключения, списка источников илитературы.

Глава 1. Реформа 1775г. и ее роль в развитии сословного законодательства
Манифест 7 ноября 1775г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующиенедостатки существующего областного управления: во-первых, губерниипредставляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округаснабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личнымсоставом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно ито же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный игражданский.
На устранение этихнедостатков и рассчитаны были новые губернские учреждения.
Утвержденные ЕкатеринойII 7 ноября />1775 г. губернские учреждения с небольшими изменениямидействовали до земской и судебной реформы 1864 года, а некоторые и до начала ХХстолетия. Они составили довольно сложную систему административных и судебных «местобщих и сословныхъ».[8] Россия была разделена на 50 губернийс населением от 300 до 400 тыс. душ в каждой, с подразделением на узды в 20 —30 тыс. душ. Губернии управляются губернаторами; иногда во главе 2-3 губернийставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями. Губернское правлениеполучило власть распорядительную и полицейскую; его уездными органами были нижниеземские суды под председательством избираемых дворянством капитанов-исправников.Государственными доходами и другими казенными делами заведует казенная палата; хранятдоходы казначейства губернское и уездные.
В судебном порядке были учрежденытри инстанции: низшую образовали в уезде уездный суд для дворян, городовой магистратдля купцов и мещан, нижняя расправа для однодворцев и государственных крестьян,среднюю – губернские />сословные суды, верхний земский суд,губернский магистрат и верхняя расправа, высшую — палаты уголовная игражданская для всех сословий.
Для уголовных дел, в которыхисточником преступления являлась не злая воля, а несчастье, суеверие и т. п., идля полюбовного решения тяжб в губернском городе учреждался совестный суд. Деламиблаготворительности и народного просвещения заведовал приказ общественного призрения.
Главные результатыреформы: коллегиальный порядок ведения дел, последовательно проведенное разделениеведомств административного и судебного с отделением суда гражданского от уголовного,/>сословный состав суда в низшей и средней инстанции, совместноеучастие трех сословий в некоторых учреждениях, именно в совестном суд и приказ общественногопризрения, где присутствовали выборные заседатели от купечества и мещан, от однодворцеви государственных крестьян.
В качестве выводацелесообразно привести мнение В. О. Ключевского: «это участие имело особенноважное значение: оно было робким приступом к восстановлению в управлении и судесовместной деятельности сословий, еще в ХѴІІ в. разобщившихся сословнымиправами и обязанностями, как и сословнымъ управлением».[9]

Глава 2. Системасословных органов
Система сословныхучреждений была следующая:
В губернском городе имелись:
1) Совестный суд – дляполюбовного решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамереннымипреступлениями;
2) Приказ общественногопризрения – для устройства школ, богаделен, приютов и т. п. В обоих этих местахпредседательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий иведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти учреждения не былии бюрократическими.
В каждом уездном городенаходились:
1) Нижний земский суд — ведавший уездную полицию и администрацию, состоявший из исправника(капитана-исправника) и заседателей; и тот, и другие избирались из дворянуезда. Исправник считался начальником уезда и был исполнительным органомгубернского управления.
2) Уездный суд — длядворян, подчиненный Верхнему земскому суду.
3) Городской магистрат — судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату (городскаяполиция была вверена коронному чиновнику — городничему).
4) Нижняя расправа — суддля государственных крестьян, подчиненный верхней расправе. Все эти учрежденияпо своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц тогосословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы былназначаем от правительства.
Кроме перечисленныхучреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян былаустановлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском суде), а для призрениявдов и сирот горожан — сиротский суд (при каждом городовом магистрате). И втом, и в другом учреждении членами были сословные представители. В ДворянскойОпеке председательствовал предводитель дворянства (они стали существовать современи Екатерининской комиссии), а в сиротском суде — городской голова. Таковабыла система местных учреждений Екатерины II.[10]
Таким образом, вместодовольно простых форм прежнего времени теперь раскинута в каждой губернии целаясеть учреждений с многочисленным составом, и эта многочисленная администрациясосредоточена в меньших административных округах.

Глава 3. Отдельныесословия в законодательстве второй половины XVIII в.
 
§1. Дворянство
Становясьпривилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословнойорганизации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебнуюорганизацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самымдавали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должныбыли съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездногопредводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения.Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своихпредставителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрациянаходились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд).[11]
По своему сословномуположению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но иего администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которыхбыл бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновниковпринадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но игубернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянствоже из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральныеучреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощникамиверховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качествекоронных чиновников.
Таким образом, с 1775 г.вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовыхмагистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в видебюрократии, внизу — в качестве представителей дворянских самоуправляющихсяобществ. Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему сословнуюорганизацию и первенствующее административное значение в стране.
В «Учреждениях дляуправления губерний», однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние наместное управление рассматриваются как факты, созданные в интересахгосударственного управления, а не сословий. Позднее Екатерина те же факты, еюустановленные, а равно и прежние права и преимущества дворян изложила в особойЖалованной грамоте дворянству 1785 г. Здесь уже начала сословногосамоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми темиправами и льготами, какие дворяне имели раньше.[12]
Жалованная грамота 1785г. явилась, таким образом, не новым, по существу, законом о дворянстве, носистематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян снекоторыми, впрочем, прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшееразвитие того, что уже существовало. Главной новостью было признание дворянствауже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характеромюридического лица. Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения ивозвышения дворянского сословия, какой мы наблюдали на пространстве всего XVIIIв. При Петре I дворянин определялся обязанностью бессрочной службы и правомличного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно и невполне. При императрице Анне дворянин облегчил свою государственную службу иувеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословныхпривилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости;при Петре III снял с себя служебную повинность и получил некоторыеисключительные личные права.[13]
Наконец, при Екатерине IIдворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной идержавшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, чтодворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его женеи детям; судится только равными себе, свободен от податей и телесных наказаний,владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении;свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах надворянские должности, если не имеет «офицерского чина». Таковы главнейшие прававсякого дворянина. Об участие дворянских обществ в местном управлении говорилосьвыше. Помимо этого участия дворянские общества имели все права юридических лици пользовались широким простором в устройстве своих общественных дел. К такимрезультатам дворянство пришло к концу XVIII в.; исключительные личные права,широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление- вот результаты, к каким привела дворянское сословие политика императрицы.[14]



§2. Духовенство иполупривилегерованные группы
Другим привилегированнымсословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей икрестьянами и поте­ряло свыше миллиона душ крестьян, секуля­ризованныхгосударством. В процессе секуля­ризации были ликвидированы многие монастыри, ав оставшихся устанавливались стро­гие штаты различных категорий монахов, что внесколько раз уменьшило численность черного духовенства. Был осуществлен рядмероприятий, усиливших замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам изподатных сословий был весьма затруднен. Дети духо­венства исключались из духовногосословия лишь в том случае, если они не получали необходимого образования.Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинностии от телесых наказа­ний.[15]
Осуществив секуляризацию,самодержа­вие превратило духовенство в своеобразных чиновников по духовномуведомству. Вне­шним оформлением этого положения явился указ Павла I ораспространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновни­коворденами за усердную многолетнюю службу.
От подушной подати вXVIII в. были освобождены и некоторые полупривилегиро­ванные сословия исословные группы, соста­влявшие примерно 2,5% населения. Жалован­ная грамотагородам выделила из городского населения три гильдии купечества, освободи­лагильдийское купечество от подушной пода­ти, рекрутского набора, заменив его де­нежнойплатой, закрепила за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведениеторговых судов, фабрик и заводов. Кроме того, купцы I и II гильдииосвобождались от телесных наказаний. Категория гильдийского купечества быланемногочисленна и в составе населения занимала лишь 0,5%.
К концу XVIII в. довольнобольшим по численности оказалось сложившееся полупри­вилегированноевоенно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Егообщая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословиемзакреплялись земли, луга, леса, водоемы по размерам, значительно превышавшимразме­ры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалосьот по­душной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службуна осо­бых условиях. Права, предоставленные верху­шке этого сословия, в рядеслучаев приближа­лись к правам дворян.
К неподатным сословиямпринадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети,образовывавшие небольшую катего­рию солдатских детей, которые использовалисьправительством для формирования ун­тер-офицерского состава армии.[16]

§3. Горожане
Остановимся еще на одномаспекте этой проблемы – вопросе об отношении Екатерины II  к городу,его населению — «третьему сословию» или «среднему роду людей», — ремеслу,торговле, промышленности.
Одной из основных проблемгородского сословного устройства в XVIII в. было определение статуса«горожанина» и «мещанина»: кто является «жителем города» и «кто составляетобщество того города». Различие между категориями «житель города» и «членобщества градского» вносит существенную путаницу как в сам «Наказ», так и впоследующее городское законодательство. Ст. 394 утверждает, что «имя мещан»дается только тем, кто имеет недвижимую собственность в городе, т.е. только ониявляются членами «общества градского», при этом, согласно следующей статье,называться этим именем не позволено тем из них, кто не платит городскихподатей. Эти идеи получили отражение в проекте «Об общем градском праве»Комиссии о среднем роде людей и проекте прав «средняго рода людей»Кодификационной Комиссии 1767-1771 гг.[17]
Важным аспектомгородского развития был вопрос о торговле. Ему посвящена ст. 330 «Наказа»,которая представляет собой цитату глав 21 и 22 книги XX «Духа законов» Ш.Монтескье. Следуя ему, а не Дидро, Екатерина II положительно решает вопросо возможности возведения в дворянское достоинство представителей купечества.Также разрешает она и важный для той эпохи вопрос о дворянской торговле-согласно Монтескье, торговля была «привилегией» «третьего сословия» (кн. XX,гл. 19). Противоположное мнение высказывал И.-Г.-Г.Юсти, не видя в торговленичего, что умалило бы дворянскую честь.
Стремясь создать «третьесословие», Екатерина не могла не задумываться о новых людях, которые составилибы его. Здесь важен проект И.И. Бецкого о создании Воспитательного дома. Онпредлагал взять за основу будущего «средняго рода» детей, выросших вВоспитательном доме: «новую породу» людей. Идею о том, что просвещение — залогсоздания полноценного «третьего сословия», выдвигал и Д.Дидро в своих беседах сЕкатериной II в начале 1770-х гг. Мысль эта была, безусловно, одной изосновополагающих для Просвещения: в ст. 381 «Наказа» читаем: «К сему родупричесть должно всех тех, кои выходить будут, не быв дворянами, изо всех Нами ипредками Нашими учрежденных училищ и воспитательных домов».
Так выглядит наборпонятий и представлений, с которым императрица подошла через много лет кподготовке проектов городского законодательства. Плодом просвещенческогомировоззрения и станет последующее городское законодательство этогоцарствования,
В период правленияЕкатерины II было принято новое сословное законодательство об устройствекупечества и торгово-промышленного обложения путем введения гильдейского сборас купечества, как налога с объявленного капитала. В 1775 г. был принятМанифест «По случаю заключения мира с Турцией». В соответствии с даннымдокументом купечество было освобождено от уплаты подушной подати и временныхчрезвычайных налогов. Взамен последней, купцы обязаны были уплачивать по 1% собъявленной ими по совести суммы капитала. При этом купечество было разделенона 3 гильдии, в которые могли записываться только лица, имевшие капитал неменее 500 руб. Те граждане, которые не имели такого капитала, не имели правазаписываться в купечество, называясь мещанами, и были обязаны платить подушную подать.[18]
На основании данногоМанифеста Правительствующий Сенат принял Указ 25 мая 1775г. «О разделениикупечества на гильдии», определив, что купцы, объявившие капитал свыше 10 тысячрублей — приписывались к первой гильдии; от 1 до 10 тысяч рублей — ко второйгильдии; от 500 рублей до 1 тысячи рублей — к третьей гильдии. Объявлениекапиталов предоставлялось также по совести каждого.
Порядок сбора указаннойгильдейской подати был изменен в связи с принятием Екатериной II в 1785 г. «Грамотына права и выгоды городам Российской Империи», явившейся важнейшимзаконодательным памятником, которым в юридическом порядке были определены праваи преимущества городского состояния, введена сословная организация городскогонаселения по отношению к промысловому обложению, что являлось прогрессом на тотпериод. В соответствии с указанной Грамотой каждый, независимо от пола, лет,рода, поколения, семьи, состояния, вероисповедания, торга, промысла, рукоделияили ремесла, если объявит капитал от 1 тысячи до 50 тысяч рублей, разрешаетсязаписываться в одну из трех гильдий согласно установленным суммам объявленныхкапиталов. Оклад налога и порядок объявления капиталов были оставлены прежними.Таким образом, все категории населения, в том числе, дворяне, крестьяне,иностранцы — имели право заниматься торговлей и промыслами, и в зависимости отсуммы объявленных капиталов, обязаны были приписываться к гильдиям и уплачиватьсоответствующие процентные сборы.

§4. Крестьянство
Свыше 90% населениясоставляли кре­стьяне, делившиеся на две большие
катего­рии: помещичьих игосударственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян:дворцовые, превратившиеся в цар­ствование Павла 1 в удельных, посессионные(купленные к заводам) и другие.  Крестьяне всех категорий были прикреплены кземле, плати­ли феодальную ренту, несли рекрутскую по­винность и испытывали насебе все тяготы сословного неполноправия. Все они являлись крепостными. Ноформы и степень крепо­стничества и сословного неполноправия для крестьян разныхкатегорий существенно различались.
Наиболее тяжелым былоположение помещичьих крестьян. Составлявшие в XVIII в. более половины всегонаселения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их имуществонаходились в неограни­ченной власти и собственности помещиков.
Государственные крестьяне(к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство населения врайонах, где по разным причинам поме-щичье землевладение не прижилось или нестало преобладающим (Север, При-уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, ЮжнаяУкраина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах Поволжья, районах прежних засечных черт и в некоторых других районах. Государственныекрестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения. Феодальнаярента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого родагосударственные повинности: по строительству и содержанию дорог и мостов,перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д.
Их законодательное положениеотличалось тем, что никто не вмешивался в их семейные отношения, они неподвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами,ремеслом, торговлей, нани­маться на купеческие мануфактуры и т. д. Составгосударственных крестьян был не­однороден.

Заключение
Местные общества получилина сословном принципе широкое участие в делах местного управления: идворянство, и горожане, и даже люди низших классов наполняли своимипредставителями большинство новых учреждений. Местная администрация приняла видземского самоуправления, действовавшего, впрочем, в чувствительной зависимостии под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов.
Верхним из них былиучреждения бессословные: губернское правление, палаты — казенная, уголовная и гражданская.Весь личный состав в этих учреждениях назначался от короны, без всякого участияместного общества. Второй пласт состоял из сословных губернских судов: верхнегоземского суда, губернского магистрата и верхней расправы, также из всесословныхучреждений — совестного суда и приказа общественного призрения. Личный составучреждений этого второго пласта был смешанного характера: председательназначался короной, но заседатели, называвшиеся советниками и асессорами,выбирались в каждом учреждении известным сословием, а в совестном суде иприказе общественного призрения — всеми тремя сословиями. Точно так же итретий, низший пласт, состоявший из уездных судебных инстанций с полицейскимнижним земским судом, были учреждения коллегиальные, но личный состав в нихвесь был земского сословного происхождения: как председатель, так и заседателивыбирались сословиями. Только председатель нижней земской расправы, илирасправный судья, ведавший дела вольных хлебопашцев, назначался из чиновныхлюдей высшей местной властью.
Легко заметить, однако,некоторое преобладание, данное одному сословию — дворянству; нижний земский судбыл полицейским учреждением для всего уезда, хотя в число его заседателей поделам, касавшимся вольных хлебопашцев, входили заседатели нижней расправы, нопредседатель нижнего земского суда — исправник — выбирался только дворянством.Притом нижние расправы были далеко не во всех уездах: открытие ихпредоставлялось усмотрению губернаторов, и они учреждались только в такихокругах, где было достаточное количество людей подведомственных им состояний,т. е. вольных земледельцев; нижняя расправа учреждалась только в том округе,где находилось от 10 до 30 тыс. душ этих состояний. Таким образом, полицейскийпорядок в уезде, поддержание безопасности и тишины и суд без различия состоянийсосредоточивались в учреждениях дворянских. Была и другая форма, в которойвыразилось тоже преобладание одного класса, — в губернском управлении. Высшиегубернские места не имели сословного характера, но правительство обыкновеннонабирало личный состав этих учреждений из того же класса, представителикоторого избирались в сословные дворянские учреждения: губернатор, председательи заседатели высших губернских административных и судебных учреждений, как ипалат, обыкновенно принадлежали по происхождению к дворянству. Таким образом,преобладающее значение сословия в местном управлении выражалось в двух формах:
1) в выборе личногосостава сословных дворянских учреждений;
2) в сословномпроисхождении личного состава общих бессословных учреждений. Благодаря этомупреобладанию дворянство стало руководящим классом в местном, как и центральномуправлении. Дворянин господствовал в местном управлении как выборныйпредставитель своего сословия; он господствовал в нем и как назначенный верховнойвластью коронный чиновник.




Список источников илитературы
 
Источники
ЗаконодательствоЕкатерины Великой. Сборник документов. М., 2000. Т. 1 – 2.
Литература
Дружинин Н.М.Просвещенный абсолютизм в России. / Абсолютизм в России. XVII–XVIII века. М.,1964.
Павленко Н.Я. ЕкатеринаВеликая. М., 2000.
Федосов И.А. Просвещенныйабсолютизм в России // Вопросы истории. 1970. № 9. С. 34–55.
Омельченко О.А.Государственное хозяйство и экономическая реформа в законодательной практике«просвещенного абсолютизма» в России. М., 1996.
Омельченко О.А. «Законнаямонархия» Екатерины II. М., 1993.
Ключевский В.О. Краткое пособие по Русской истории. М., 1993.
Примечания


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.