Реферат по предмету "История"


Дворцы и усадьбы Каменного острова

Санкт-Петербургский Государственный МорскойУниверситет
 
Кафедра истории
Реферат
по истории Санкт-Петербурга
Дворцы и усадьбы Каменного острова
Разработал:
студенткагр. 71юр1 Королева А.Ю
Проверил:
ДевятоваМ.Э.
Санкт-Петербург
2000

 
 
ПЛАН
1.  Введение
2.  Название острова
3.  Усадьбы
4.  Дворцы на острове
5.  Заключение
6.  Список использованной литературы

В Санкт-Петербурге насчитывается более сорокаостровов. Вся центральная часть города состоит из островов, образованных сетьюрек и каналов. Невская дельта подверглась изменениям, и постепенно частьостровов исчезла. Засыпка отдельных протоков и прокопка каналов прекращалисуществование одних островов или же приводили к возникновению новых.
Острова Елагин, Крестовский и Каменный расположены всеверной части дельты Невы. Из всех островов, на которых раскинулсяСанкт-Петербург, только эти три получили называние «Острова» как имясобственное.
С этим названием нерасторжимо связан образ огромногосадово-паркового массива. Окруженные с севера и юга городскими кварталами,Острова остались уникальным парковым и архитектурным ансамблем, где памятникизодчества и современные спортивные сооружения раскрываются среди тенистыхаллей, матово сияющих прудов и каналов.
Названия и изображения Островов появились на картахдельты Невы задолго до 1703 года, их прошлое корнями уходит в те весьма далекиевремена, когда приневские земли были в составе державы Великого Новгорода.
Каменный остров, омываемый Большой, Малой и СреднейНевками и рекой Крестовкой, получил свое наименование не позднее XVII века отфинского kivi — камень. На шведских картах того периода, когда земли вдоль Невыбыли отторгнуты от России (1617-1702 гг.), он обозначен как kivi-saari, чторусские дословно переводили как Каменный остров. По преданию, названиепроизошло от огромного валуна, каменного массива, возвышавшегося из невских воднапротив южного берега острова.
С самого начала Острова, оказавшиеся вне зоны основнойгородской застройки, стали местом расположения пригородных усадьб приближенныхПетра I. Свой пригородный, парковый характер они сохранили и в дальнейшем.Дворцы, дачи, парковые сооружения создавались лучшими петербургскими зодчими ипаркостроителями XVIII — начала XX века. П. Трезини, Дж. Кваренги, Л. Руска,Тома де Томон, А. Воронихин, К. Росси, С. Шустов, В. Стасов, А. Штакеншнейдер,Р. Мельцер, И. Фомин — мастера барокко и классицизма, модерна и неоклассики — создали здесь подлинные шедевры архитектуры, неразрывно связанной с ландшафтом,характером паркового и естественного окружения зданий. В их масштабеучитывались и водные пространства, и взаимосвязи сооружений, и своеобразиеподходов к тому или иному памятнику с наиболее выразительной «видовойточки». Ландшафтная архитектура Островов воспринимается в движении, в постепенномпереходе от одного здания к другому, в постижении их скрытых взаимосвязей.Может быть, именно поэтому сформировалась та особая художественная атмосфераОстровов, которая привлекала на протяжении нескольких поколений архитекторов иживописцев, писателей и поэтов.
Острова — совершенно особый мир внутри города и в тоже время неотъемлемая часть его топографии и архитектуры, истории и искусства.Целостность и неповторимость этого замечательного ансамбля обладаютнепреходящей духовной ценностью.
УСАДЬБЫ
До основания Петербурга на Островах существовалинебольшие деревушки, население которых занималось земледелием и рыболовством.Жители селились на южных и юго-восточных территориях, менее всего подверженныхопасностям наводнений. Низменные северные и западные пространства Островов былипокрыты лесами и болотами.
С историей Каменного острова связаны последние попыткишведов вновь овладеть землями Ингерманландии. Дважды — 12 и 23 июня 1704 годашведский отряд генерала Майделя пытался проникнуть с Каменного острова на левыйберег Малой Невки. Шведы выстроили на острове три земляных бастиона: однако подогнем русских войск, которыми командовал первый комендант Петропавловскойкрепости Р. Брюс, неприятель был вынужден оставить свои укрепления и отойти всторону Выборга.
Освоение дальних островных территорий стало возможнымлишь после перелома в ходе Северной войны 1700-1721 годов, наступившего врезультате Полтавской победы, взятия Выборга в 1710 году, освобождения Карелииот шведского владычества. Именно в это время Петр I дарит Острова: Каменныйстал собственностью канцлера Г.И. Головкина.
С появлением первых владельцев — членов царскойфамилии, влиятельных сановников и вельмож — начинается строительство первыхусадеб. До наших дней они не сохранились, а имеющиеся сведения о первомстроительном периоде скупы и немногочисленны. Основной источник — фиксационныепланы 1714, 1721 и 1737 гг., записи в камер-фурьерских журналах, а также«поденные записки» князя Меншикова. Особое значение имеет «планКайе», выполненный в 1721 г., который позволяет более определенно судить ореально осуществленных к этому времени работах на Островах.
Первой постройкой на Каменном острове был дворецканцлера Г.И. Головкина, возведенный около 1714 года в западной части острова,напротив выступавшего из невских вод камня, — Ш-образное в плане двухэтажноедеревянное сооружение с тремя башенками на главном фасаде. В 1734 годувладельцем острова стал сын канцлера А.Г. Головкин; по-видимому, в это времяблиз восточной стрелки было построено второе усадебное здание — двухэтажный, свысокой «голландской» кровлей дом с примыкавшим к нему садом. Вдольнабережной Малой Невки были проложены первые аллеи. Этот усадебный комплексзафиксирован на плане 1737 года.
Владелицей Каменного острова в 1746 году стала графиняА.И. Бестужева-Рюмина, жена государственного деятеля елизаветинской эпохиканцлера А.П. Бестужева-Рюмина. В течение десяти лет трудом крепостных избестужевских вотчин (поселенных на месте, получившем название Старая Деревня),мастеров-паркостроителей, архитекторов на острове была создана великолепнаяпарадная загородная резиденция. Одновременно с ее строительством по заказамБестужева-Рюмина выполнялась замечательная по своим художественным достоинствамсерия гравюр с видами каменноостровской усадьбы по рисункам и при участиигравера петербургской Академии наук М.И. Махаева.
Вместе с сохранившимися планами Островов серединыXVIII века, описями имущества канцлера «каменноостровская сюита»Махаева (состоящая из шести гравюр на семи листах) — драгоценный историческийисточник, который сохранил для нас первозданный облик бестужевской резиденции.
/>
Загородныйдом Бестужева-Рюмина на Каменном острове.
Гравюрапо рисунку М. Махаева. 1753
В начале строительных работ на восточной стрелкеКаменного острова была подготовлена обширная площадка, предназначенная длянового дворца. Берег Малой Невки на протяжении почти полутора километров былукреплен деревянной набережной. На стрелке построили пристань, возвели земляныебастионы. Вновь выявленный фиксационный план острова 1780 г. позволяетзаметить, что система пересекающихся под прямым углом Большого и Малого каналовне была выполнена в натуре: лишь липовые аллеи, ведущие от дворца в западномнаправлении и вдоль набережных, да эрмитажная аллея, пересекающая остров с югана север, — вот та часть паркостроительных работ, которая была осуществлена.
Вдоль набережной Малой Невки, к западу от дворца быливыстроены оранжереи, решетчатые беседки, гостиный дом, кухня с покоями,«сад красный», «армитаж», биллиардный дом с покоями изалом, зверинец, ряд служебных построек. Они образовали нарядный фасад острова,который запечатлен на гравюре Махаева «Проспект Каменного острова на МалойНевке». Перспектива уходящего в глубину пространства позволила передатьсвоеобразие «барочного фасада» Каменного острова, особенности егопланировочной структуры.
Преимущества обычного в загородных усадьбахкомпактного размещения служебных флигелей и корпусов по периметру двора дляБестужева-Рюмина казались не столь уж важными: последовательно развертывающаясяперед зрителями панорама набережной должна была всячески усиливать, развивать,укреплять впечатление величественности, пышности и богатства резиденцииблестящего елизаветинского вельможи.
Нужно отметить, что именно под Петербургом к 1740-мгодам сформировался новый тип усадебного комплекса, предназначенногопреимущественно для приемов «чужестранных министров и российских знатныхособ», ассамблей, празднеств, театральных представлений. Мы традиционноназываем их усадьбами, хотя появление их означало качественно иную ступеньобщественной жизни владельца, где на первое место выдвигались егоадминистративные и общественно-политические статусы.
Изменился в связи с этим и обычный, обязательный длялюбой усадьбы «набор» помещений, связанных с ведением хозяйства.Вместо скотного и конного дворов, птичников, складов, амбаров, каретных сараевпоявились гроты и эрмитажи, галереи для прогулок, «портретный сарай»,то есть картинная галерея, зверинец. Даже оранжереи превратились в высокиезалы, своеобразные зимние сады, где гостям демонстрировались вывезенные издалеких стран пальмы, лимоны, померанцевые деревья. И все это свидетельствовалооб утонченных вкусах просвещенного дворянина, хорошо знакомого с дворцами ипарками Версаля и Сан-Суси.
Значительный интерес представляет композиция усадьбы.Два сооружения — дворец на стрелке острова и Эрмитаж — словно заключали в рамуодноэтажную застройку «единою фасадою» вдоль набережной Малой Невки.Там, где близ западной оконечности острова от Малой Невки отделяется река Крестовка,была построена «Галерея для прогулок». Ведущие элементы ансамбля — дворец, эрмитаж, галерея — масштабно соотнесены с ландшафтом и рассчитаны,главным образом, на восприятие со стороны реки.
По своей планировке резиденция на Каменном островеочень близка к московской усадьбе Бестужева-Рюмина в Лефортове, котораястроилась в 1740-х годах под руководством архитектора П. Гейдена. Возможно, онже принимал участие в организации работ на Каменном острове. При этом, как и вМоскве, основные сооружения усадьбы, по-видимому, выполнялись по специальнымпроектам, к разработке которых были привлечены лучшие архитекторы того времени.
Бестужевский дворец на стрелке Каменного острова былвозведен из дерева, на высоких каменных полуэтажах. По своему характеру зданиенапоминало триумфальные сооружения, так как центрального корпуса на было вовсе- на его месте была построена прямоугольная в плане двухъярусная колоннада,объединявшая двухэтажные жилые корпуса. Декоративная обработка фасадов оченьскромна: лепные цветочные гирлянды в обрамлении окон, руст по углам, картуши ввиде гербов с графской короной. О внутреннем убранстве дворца известнонемногое: стены комнат были обиты дорогими тканями, украшены зеркалами; впарадных покоях стояли вазы и мраморные скульптуры.
Расположенный на невысокой каменной террасе дворецпологими спусками-пандусами был связан с садом. По сохранившимся планам островаэтого времени и гравюре по рисунку М. Махаева «Проспект сада с севернойстороны…» можно получить представление о характере регулярного садасередины XVIII века на острове.
/>
Проспектсада с северной стороны на Каменном острове.
Гравюрапо рисунку М. Махаева 1757
            Площадь его довольно значительна — более четырех гектаров. Территория сада быларазделена на шесть прямоугольных квадратов, сгруппированных попарно по сторонамглавной аллеи. Из них ближайшие к дворцу были заняты«партерами-вышивками» прихотливого рокайльного рисунка, выложенногоиз битого кирпича, песка, угля, и только для бордюров были использованы цветочныепосадки. В центре каждой орнаментальной композиции находилась увитая дикимвиноградом беседка, завершенная куполом; по краям прямых дорожек, ведущих кним, как и по границам квадратов, были высажены голландские липы, кронамкоторых декоративной стрижкой придавалась шарообразная форма.
            Следующие две пары квадратов представляли собой боскеты, то есть участки,огражденные высокими (более двух метров) зелеными стенами-шпалерами; онисостояли из деревянных каркасов, скрытых в густой ровной зелени вьющихсядекоративных растений. Специальная стрижка придавала им правильную, почтиархитектурную форму «зеленых залов», открывавшихся на аллеюполуциркульными входами. Внутри боскетов был устроен питомник плодовых идекоративных растений. Главная аллея имела вид зеленого проспекта, окаймленногогеометрически строгими объемами боскетов.
            Такие же зеленые шпалеры окружали сад по периметру. Интересным элементомкомпозиции был обширные, регулярно распланированный газон на лугу,расположенном севернее дворцового сада, от которого его отделяла липовая аллея.На фоне огромного зеленого ковра особенно эффектно выглядели водяные затеи:фонтан на центральной прямоугольной площадке и канал, соединенный с овальнымпрудом.
Другим важным композиционным звеном каменноостровскогоансамбля был Эрмитаж на набережной Малой Невки. К центральному прямоугольномузалу с чуть срезанными углами примыкали четыре квадратных в плане«кабинета». Восьмигранный купол с фонариком возвышался над залом. Онбыл весь пронизан светом, благодаря высоким полуциркульным окнам, в простенкахмежду которыми размещались большие зеркала. Фасады были украшены алебастровымивазами и картушами. Декоративно оформленные кроны деревьев повторяли иразвивали основные геометрические мотивы архитектуры здания — овалы игоризонтальные плоскости. Эта композиция завершалась великолепно раскинувшимсяводным пространством, создававшим особое настроение, свойственное лишь этомуместу «уединения и отшельничества», предназначенному для отдыха и развлеченийвладельца усадьбы в кругу немногих избранных.
/>
Эрмитажна Каменном острове.
Гравюрапо рисунку М. Махаева. 1754
Далее по набережной Малой Невки на берегу, на овальнойплощадке, напротив невского камня, который дал название острову, была построена«Галерея или амфитеатр для общественных гуляний» с надписью на фасадена русском, французском и немецком языках: «ДЛЯ ВСЕХ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ».Эта однопролетная триумфальная арка с примыкающими к ней двумя полукруглымигалереями. Фронтон украшен фигурами сидящих амуров. Силуэт здания прост ирассчитан на восприятие с большого расстояния, с реки. Четкие членения арки иоткрытых галерей с плоскими пилястрами красиво прорисовывалась на фоне парка.Амфитеатр — интересный образец садово-парковой архитектуры XVIII века. Это «зеленыйили воздушный театр», предназначавшийся для театральных представлений имузыкальных вечеров на открытом воздухе.
/>
Амфитеатрна Каменном острове.
Французскийвариант гравюры по рисунку М. Махаева. 1770-е гг.
Интересные сведения о «воздушном» театреможно найти у профессора Г. Шределя, который писал: «Между прочимисочетаниями дерев в виде арок, ниш, колонн, стен и пр. находился Летний театр,кулисы которого состояли из настоящих деревьев и природы, а сцена и амфитеатриз земляной насыпи, между ними помещался оркестр в углублении».
С удивительным мастерством архитектор бестужевскойусадьбы формирует ансамбль на острове, организую значительной протяженностипространство вдоль Малой Невки в единое целое. Он выделяет дворец с окружавшимиего зданиями, центральную часть набережной с Эрмитажем и завершает перспективуна западной оконечности острова галереей для прогулок. Эти умело расставленныеархитектурные «акценты» создавали запоминающуюся и легко обозримуюживописную панораму. Планировка парковых аллей также была подчинена строгомуархитектурному замыслу: с мест их пересечений открывались самые выгодные точкиобзора каждого из сооружений комплекса.
Каменноостровский ансамбль — одно из значительныхпроизведений барокко в России. Возможно, автором его был выходец из Швейцарииархитектор Пьетро Антонио Трезини, создатель крупнейших петербургских соборов1740-х годов (Преображенского и Успенского), с 1742 года — главный архитекторПетербурга. Среди его многочисленных заказчиков был и граф А.П. Бестужев-Рюмин:для него Трезини построил в 1743 году церковь Климента на Пятницкой улице вМоскве. Вполне естественным было бы обращение к этому зодчему и пристроительстве загородной усадьбы канцлера в Петербурге.
Основные здания и павильоны на Каменном острове былизакончены в 1754 году. Два года спустя появляются последние сооружения, когдаблиз дворца был построен «трельяжный пруд с галереями» — изысканнаяархитектурная затея, в высшей степени характерная для дворцово-парковогоискусства барокко. Высокая каменная стена с небольшими проемами отделяла частьводного пространства реки, превращая его в замкнутый водоем. На берегу прудастояли два одноэтажных домика на высоком цоколе, с лестницей, спускающейся кводе. Домики предназначались для содержания в неволе диких зверей. Со стороныреки стена была увенчана ажурными беседками с высокими, изящно прорисованнымилуковичками куполов.
В это же время был создан последний лист Махаева«Проспект галереи и решеток около пруда…»
/>
Проспектгалереи и решеток около пруда на Каменном острове.
Гравюрапо рисунку М. Махаева. 1757
Судьба гравюр «каменноостровской сюиты» порисункам Махаева отразила беспокойную судьбу владельца Каменного острова. Болеетого, Бестужев-Рюмин, один из характерных и колоритных деятелей эпохи, безусловно,хотел использовать эти гравюры для достижения собственных политических целей.
Спешность работы над созданием «каменноостровскойсюиты» объяснялась тем, что канцлер во что бы то ни стало стремилсяпредставить перед европейскими дворами свой остров с дворцово-парковымансамблем. До опалы и ареста Бестужева-Рюмина в феврале 1758 года гравюрыпечатались с подробными надписями на русском и французском языках. После арестаканцлера гравюры продолжали печатать, но прикрывая имя владельца листамибумаги. В собрании Эрмитажа сохранилось несколько листов, где углубления отбукв хорошо просматриваются на оттисках махаевских «проспектов».
В 1762 году Бестужев-Рюмин был освобожден из-подареста и возвращен из ссылки воцарившейся Екатериной II ко двору. В том же годубыло отпечатано еще сто гравюр с видами Каменного острова и полными надписями.Однако из всего имущества, конфискованного следственной комиссией, именноКаменного острова (уже взятого в казну) императрица, в сущности, не вернулабывшему канцлеру. Видимо, публикуя граверы, Бестужев-Рюмин стремилсяподчеркнуть основательность своих претензий и прав на каменноостровскуюрезиденцию. Гравюры, которые продавались в Шляхетском корпусе на Васильевскомострове, должны были напомнить о том, кто истинный владелец Каменного острова.
В 1765 году ему заплатили за остров 30 000 рублей.Каменный стал собственностью императорской фамилии. Бестужев-Рюмин выкупает всесемь медных досок у Академии наук за двести пятьдесят рублей. Дальнейшая судьбаих неизвестна. Но в 1770 году в Санкт-Петербурге снова продавались гравюры свидами Каменного острова. Именно эта, последняя серия была эффектно«иллюминированна»: листы раскрашены акварелью.
В конце 1770-х годов в Париже стали печатать двегравюры из «каменноостровской сюиты»: «Проспект Сада…» и«Амфитеатр, или галерея для прогулок…». Они печатались с новых,небольших по размеру досок, вырезанных по махаевским оттискам, попавшим воФранцию. Художественная ценность этих повторений невелика: очень груб иневыразителен штрих, упрощено декоративное убранство павильонов, гравюрыаляповато раскрашены. Их появление знаменательно лишь в культурно-историческомплане, как свидетельство неослабевающего интереса, который существовал воФранции к изображениям Петербурга.
Работа Махаева над видами города, его окрестностей,Островов — одно из ярчайших проявлений возросшего внимания к историиПетербурга, его архитектуре, в середине XVIII века уже занявшей бесспорноеместо среди ценностей русской и европейской культуры; в числе ее несомненныхдостижений — дворцово-парковый ансамбль, созданный при Бестужеве-Рюмине наКаменном острове.
«Усадебный период» был временем начальногоосвоения островных территорий. Первые постройки и небольшие сады при них словностягиваются друг к другу, архитектурные формы сооружений просты донепритязательности, сады — в основном, хозяйственного назначения. Лишь вовторой половине XVIII столетия уникальные ландшафтные и архитектурныевозможности Островов осознаются в полной мере. 1750-1770-е годы — этосвоеобразный взрыв устроительной деятельности; как бы по единому замыслусоздается планировочная структура Каменного и Крестовского островов,звездообразная система аллей на Каменном и радиальная — на Крестовском словноперетекают одна в другую, дополняясь плавными и прихотливыми очертаниями валови прудов Елагина острова. Здания стилистически соотнесены друг с другом, всеони рассчитаны на восприятие со стороны Малой Невки. Эффектно поставленный накаменноостровской стрелке дворец становится одной из наивыгоднейших точек,одним из важнейших акцентов архитектурного ансамбля.
Формированию целостной архитектурно-парковойкомпозиции в планировке и застройке Островов была посвящена деятельностьмастеров следующих поколений.
ДВОРЦЫ
В сентябре 1765 года Екатерина II дарит Каменный островнаследнику престола вел. Кн. Павлу Петровичу. Первые идеи о перестройкебестужевского дворца связаны с именем русского зодчего В. Баженова,возвратившегося на родину в 1765 году после обучения во Франции.
Увенчанный всеми возможными для архитектора лаврами,Баженов рассчитывал встретить на родине понимание и поддержку в своихградостроительных начинаниях, формировании новой архитектурной школы,возможности скорейшего осуществления творческих замыслов. Весной 1765 года вновом здании петербургской Академии художеств он открывает выставку своихчертежей, рисунков и моделей, которая произвела необыкновенное впечатление.Воспитатель Павла Петровича С. Порошин записывает в своем дневнике: "…смотрели чертежи нашего архитектора г. Баженова, которые подлинно хорошорасположены и вымышлены, и от всех присутствующих […] общую похвалуполучили". Состоялось знакомство наследника престола с архитектором. ВЗимнем дворце, в покоях великого князя увлеченно обсуждаются вопросыперестройки деревянного усадебного дома на Каменном острове. Осенью того жегода отмечены совместные поездки на остров, где «смотрели чертежи»,выполненные Баженовым.
Этот эпизод позволил многим исследователям именно В.Баженова считать автором проекта Каменноостровского дворца. Однако документов,подтверждающих такое предположение, до сих пор обнаружить не удалось.Маловероятным представляется использование чертежей, выполненных Баженовым в1765 году, двенадцать лет спустя, когда начаты были строительные работы наострове. И хотя авторский проект, по которому был выстроен существующий нынеКаменноостровский дворец, остается неизвестным, с большей долей вероятностиможно указать как на одного из его создателей — архитектора Ю.М. Фельтена,впрочем, никогда не включавшего дворец в свой формулярный список авторскихработ. Именно он в это время строительство на острове Предтеченской церкви инаблюдал за постройкой дворца.
Косвенным подтверждением авторства Фельтена можетслужить стилистическая близость его усадебного дома в Ааспере, построенного имв начале 1780-х годов.
Начало строительных работ в Каменноостровском дворцеотносится к весне 1776 года, когда ожидалось рождение первенца увеликокняжеской четы — Павла Петровича и Натальи Алексеевны. Именно к этомувремени из конторы строительства домов и садов при министерстве императорскогодвора следуют запросы на строительные материалы: кирпич красный железный иполужелезный, бутовую плиту, тесаный дикий камень. Сюда же для ведения работтребуют «каменных дел мастера М. Кеза и подмастерья Ракитина». Однакостроительные работы были прерваны, и, по-видимому, надолго, разрушительнымнаводнением 1777 года. В это время Ю. Фельтена в качестве руководителя работ построительству дворца сменил Дж. Кваренги, приехавший в Россию в конце 1779года. Выполненным им проект планировки и отделки здания был окончательноутвержден в 1781 году.
Каменноостровский дворец — одна из первых построекКваренги в Петербурге. Двухэтажный корпус южным фасадом обращен к Малой Невке.Северный фасад раскрывается к широкому парадному двору, ограниченному посторонам равновысокими боковыми крыльями здания. В центре фасада — высокоекрыльцо с шестиколонным тосканским портиком, завершенным фронтоном.Противоположный фасад украшен восьмиколонным портиком, вплотную придвинутым кстене здания, и завершен аттиком. Дворец в целом отличается великолепнымипропорциями, красотой силуэта, мастерски прорисованными деталями архитектурногодекора.
/>
Видна Каменноостровский дворец.
ГуашьВ. Барта. 1806
Композиционнаяоснова дворца — план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами,ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. Сэтим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов ималеньких помещений, окружающих парадные залы. На месте открытой галереи такихзалов было создано три — центральный со скругленными углами (в документах егоназывают Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большимзалом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальнымипанно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранезихудожником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца — гостиная,столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находилсятеатр со специально устроенным с улицы входом.
Помещениявторого этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персоналадвора великокняжеской четы.
Работы повнутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, какПавел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой,вел. кн. Марией Федоровной, смотритель Каменноостровского дворца К. И.Кюхельбекер писал им 24 октября 1782 года: «К своему приезду вашевысочество найдет оконченными оба зала, столовую, обе маленькие комнаты позадистоловой и маленькую комнату около театра».
Тем временем,находясь в Париже, «граф и графиня Северские» (под этим псевдонимомпутешествовали наследник российского престола с великой княгиней) через князяН. Юсупова делают интереснейший заказ, о котором известный французскийживописец Ж. Берне писал в январе 1784 года: «Господин Робер меня уверил,что Вы ему сказали, что в доме е. и. выc. имеется три салона, которые должныбыть украшены картинами: один зал — »пейзажи" господина Гаккерта,другой зал — «архитектура», исполнение господина Робера и последний — «морские виды», исполнение мое…"
Три салона — этоцентральный двусветный Большой зал-галерея со скругленными углами и дваполукруглых зала по его сторонам. В письме Юсупову от 4 января 1785 года Роберсообщал: «Между тем я начал работать над двумя самыми большими[картинами], из которых одна изображает пожар в городе Риме, замеченный сгалереи с колоннами, на которые падал рефлекс от огня. Другая картинаизображает самые замечательные памятники архитектуры Лангедока и Прованса. Дведругие картины, хотя они еще только начаты, но все их этюды, все фигурыизображены с натуры и представляют собой — одна мотивы из жизни Рима, втораято, что мы имеем самого примечательного в архитектуре Парижа».
Особеннозаботили Робера два панно, которые должны были разместиться на скругленныхуглах Большого зала. «Поэтому, — писал художник Юсупову, — чтобы несделать ни малейшей ошибки в измерениях, я сделал копию плана [помещенийКаменноостровского дворца] в уменьшенном виде, который имею честь послать Вам,чтобы была сделана проверка измерений на месте. Это имеет большое значение длякартин, чтобы их могли поместить, ничего не обрезая, когда они прибудут».
Эта копия быласделана Робером с чертежа, о котором Кюхельбекер сообщал секретарю Павла баронуЛ. Г. Николаи: «Я взял у господина Кваренги план бельэтажа дома наКаменном острове, и поскольку Он был единственным, я попросил сделать копию,которую я оставляю у себя, а оригинал с первым курьером будет отосланВам».
Но именно в этовремя планы Павла Петровича изменились, он готов довольствоваться двумякартинами Робера, уже выполненными, а две другие, писал он, «сделались дляменя лишними, по новой перемене в украшении комнаты, для которой я назначалих».
Тем не менее в1785 году Робером были выполнены и отправлены в Россию все четыре панно дляКаменноостровского дворца: «Пожар Рима», «Триумфальныймост», «Античные здания Франции» а «Античные памятникиРима». Вместе с ними прибыла «Буря» Берне, предназначенная для«Морского салона», а также четыре пейзажа Ф. Хаккерта, заказанные емув 1782 году в Раме: «Вилла Мецената и водопад в Тиволи»,«Большой каскад в Тиволи», «Вид на замок в Казерте сБельведера», «Вид Байского залива». В конце 1790-х годов все этиполотна оказались в Гатчинском дворце, куда были собраны многие произведенияискусства и декоративного убранства из каменноостровского дворца и другихрезиденций Павла I.
Итак, уже в 1784году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца произошла«новая перемена». И связана она была с приглашением для работы ввеликокняжеских резиденциях — на Каменном острове, в Павловске и Гатчине — художника и архитектора В. Бренны.
Он писал о своихработах: «Так же и на Каменном острове — другой загородной резиденции еговысочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от Петербурга, кудаездят зимой и где дают балы, — я построил театр, совершенно новый порасположению и небольшой, в самом дворце. Там нет определенного архитектурногостиля, одни кариатиды, поддерживающие галерею и потолок, расписанные мноюфресками так же, как это принято для убранства всех их сколько-нибудьзначительных театров. Это лишь кое-что из всего того, что я выполнил, но яопускаю в перечислении большое количество сделанного…»
Необходимотолько отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство сцены,зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же — только убранство интерьера.
Приведемсведения об интерьере дворцового театра из «Описи 1801 года дворца ислужебных помещений при нем»: здесь находились две кирпичные печи, резныепозолоченные кронштейны, верхняя и нижняя балюстрады были обиты краснымсафьяном, по верхней располагались «фигуры алебастровые» (кариатиды).Опись позволяет представить убранство и других помещений Каменноостровского дворцав павловское время. В столовой, кабинете, спальне, библиотеке, комнатах длягостей были штучные (паркетные) дубовые полы; печи — шведские на низких ножках,из синих и красных изразцов; камины изразцовые и белого мрамора, печи штучныебелые; стены декорированы панелями с вызолоченными филенками; двери — столярнойработы с золоченой резьбой; упоминаются фонари малинового стекла.
Из другихдокументов известно колористическое решение столовой: бледно-желтого цветастены, «а все возможные украшения — белые; что-либо другое означало бынарушить правила архитектуры. Фон фриза и фриз должны были быть белого цвета,поскольку он самый благородный» (из письма вел. кн. Марии Федоровны К.Кюхельбекеру 12 апреля 1785 г.). В переписке владельцев упомянут также«рентгеновский кабинет, предназначаемый для Каменного острова», тоесть мебель работы знаменитого мастера Д. Рентгена.
В конце 1780-хгодов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится новый дворец вПавловске. Вскоре после своей коронации, в 1797 году Павел I предоставилКаменный остров привезенному в Петербург последнему польскому королюСтаниславу-Августу Понятовскому. Для летнего пребывания низложенного короляКаменноостровский дворец был обновлен; ведение этих работ вновь поручено В.Бренна, о котором в дневнике Понятовского есть следующая запись: "….этотсамый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это в настоящеевремя тот, кого император использует, главным образом, как архитектора. Онруководит именно всем тем, что делается на Каменном острове. План этих работ онобещал царю".
Именно в этовремя на острове появляется парковая композиция с Большим и Малым каналами,тройной липовой аллеей в центральной части и двумя «звездами»дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций каменноостровскогои павловского парков; есть основания предполагать, что автором их былархитектор Г. П. Пильников.
В 1809-1811годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена перепланировканекоторых помещений западного флигеля здания с изменением их декоративногоубранства. Каменноостровский дворец стал одним из любимых мест пребыванияАлександра I. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова перед егоотъездом в действующую армию.
В 1820-х годахмногие помещения Каменноостровского дворца вновь были расписаны; выполнял этиработы по обновлению «живописных плафонов и обоев» художник-декораторДж.-Б. Скотти. Росписи на мифологические темы в гостиной, спальне,камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых тонах, слетящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют собойпрекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились поныне.
Заключительныйэтап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится к 1830-1850-мгодам. В это время появились позднеклассические росписи Верхнего вестибюля вовтором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова), а также скульптурноеубранство музыкального салона — бюсты композиторов, установленные по заказутогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны, известной меценатки,покровительницы музыкального искусства.
Незначительныеперестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные напротяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие изаконченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровскийдворец принадлежит русскому классицизму. С появлением этого здания Островаобрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороныгорода, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, сним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайшихостровах. Следует учитывать также, что на его создание несомненное воздействиеоказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних владельцев — ПавлаI и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров — архитекторов,живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных, живописных, декоративныхрешений, найденные в свое время на Каменном острове, получили затем новоевоплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде всего, в Павловске.
Неотъемлемойчастью ансамбля на Каменном острове был дворцовый сад. Первая перепланировкарегулярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х годов по проектуФ. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн. Павла Петровича и МарииФедоровны, автора «Собственного садика» при Павловском дворце. Висторически сложившуюся структуру сада при Каменноостровском дворце Виольевводит новые элементы: постепенно укрупняет квадраты сада по обе стороны отцентральной аллеи и осуществляет переход к пейзажной планировке наиболееудаленных от дворца квадратов. Около дворца был устроен пышный цветочный партерс овальными и восьмигранными клумбами по типу «голландских садов».Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с добавлением посадокакации по краям партеров; на удаленном участке сада — обширные лужайки сживописными группами лип и кленов; по обе стороны центральной аллеи и погранице сада были высажены липы.
Строгость иизящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной структурыпозволяют отнести его, как и «Собственный садик» в Павловске, кфранцузско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.Сравнение их раскрывает творческую лабораторию мастера. Если «Собственныйсадик» отличается подчеркнутой интимностью, уютом, он расположен с южнойстороны дворца, где находились жилые комнаты, а не парадные покои владельцев,то каменноостровский сад — торжественная увертюра к восприятию дворца состороны главного фасада. В Павловске — трельяжные галереи, увитые дикимвиноградом, нарядные партеры, среди цветов преобладали розы, разнообразныесорта которых присылались из Голландии, Франции, Италии. Формы сада на Каменномострове подчинены дворцу, монументальной строгости его архитектуры.
На самом мысуострова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье, «маленькийсадик». Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором Г.Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый дерномучасток включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими ихцветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные клумбы.
Вероятно, именноВиолье является автором первых парадных ворот Каменноостровского дворца,установленных со стороны набережной Малой Невки, около оранжереи. Выполненныеиз олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в плане композицию, невысокийцоколь и состоят из четырех звеньев с разделяющими их дорическими колоннами. Вцентре — два четырехгранных пилона с полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевойстороне пилонов высечены медальоны для монограмм владельцев. Звеньяметаллической решетки — трельяжного рисунка, в верхней и нижней частиограничены горизонтальными полосами меандра. В двух створках ворот, завершенныхмонограммой владельцев, вписанной в овал, этот рисунок повторялся. Поизысканности композиции, а также тонкости и изяществу прорисовки каждой деталиворота следует отнести к лучшим образцам архитектуры малых форм конца XVIIIвека. В 1956 году, в связи со строительством Каменноостровского моста ирасширением проспекта, эти ворота были демонтированы и перенесены в Павловскийпарк, на Привокзальную площадь. Сохранившиеся до наших дней парадные ворота,расположенные ближе к дворцу, на границе садового участка, вероятнее всего,построены по проекту Кваренги.
Дальнейшиеработы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с деятельностьюархитектора Тома де Томона, проект и смета которого на «переделкудворцового сада» были утверждены 25 октября 1810 года. Значительное местов этих работах, осуществлявшихся под руководством садового мастера Ф. Лямина,занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в саду, сооружениедренажной и водоотводной системы. В художественном отношении Томон развивалидеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный характер удаленныхучастков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками, терявшимися в густыхпосадках многолетних деревьев.
По новомупроекту предполагалось расширить центральную аллею; выход на нее со стороныдворца оформлялся в виде небольшой полукруглой в плане площадки. Вдольнабережной Большой Невки Томон предполагал проложить широкую липовую аллею, онапересекалась небольшим водоотводным каналом с перекинутым через него деревянныммостиком.
Каменноостровскийдворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты регулярногосадово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией ближайших кдворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения, распространение которойначалось уже в 1760-х годах и которая стала господствующей в устройстве садов ипарков конца XVIII — начала XIX столетия, в эпоху архитектуры классицизма. Вцелом эта единственная паркостроительная работа, выполненная знаменитым зодчим,занимает в его творчестве весьма скромное место.
На плане Томонаотмечены каменные ворота — парадные, церковные в конце главной аллеи сада и уСтрогановского наплавного моста. В 1810 году, занимаясь строительством новойкаменной оранжереи — монументального здания, расположенного вдоль набережной,которое отделило парадную часть дворцового участка от хозяйственного двора сконюшенным корпусом и манежем, Л. Руска проектирует «новые железныеворота». Этот проект был осуществлен. В классическом стиле решеныцерковные и Строгановские ворота, открывавшие доступ в дворцовый сад ссеверо-западной стороны и с набережной Большой Невки. Сад окружала высокаяметаллическая решетка в виде копий, между звеньями которой были установленыкаменные столбы.
Кроме того, попроекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у Строгановского моста.Несомненно, проектируя этот комплекс «архитектуры малых форм», зодчийучитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на Черной речке,на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту А. Воронихина в1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила прообразом дляпостройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность Строгановской дачи иКаменноостровского дворца.
В северной частидворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она была заложена в 1776году в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении изавершена постройкой (по проекту и под руководством Ю. Фельтена) в апреле 1778года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I стал великим магистромМальтийского ордена, церковь была превращена в православный храм мальтийскихрыцарей. Здесь приносили присягу русские кавалеры ордена, близ церкви былоустроено их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России былупразднен, захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.
/>
Вид на Каменном острове (церковьИоанна Предтечи).
Акварель К. Кольмана. 1834
Церковьсохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное здание наневысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в неоготическомстиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни, сомкнутые сводывнутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.
Напротив церкви,вдоль набережной Большой Невки, был выстроен таи называемый Инвалидный дом,предназначавшийся для военных моряков, отличившихся в Чесменском сражении 1776года. Автор проекта — архитектор Иван Кребер. Большой протяженности (около 200м длины) одноэтажное каменное здание с высокой кровлей было лишено каких-либоукрашений, если не считать изображения мальтийского креста на торце, обращенномк церкви. Комнаты инвалидов располагались по обеим сторонам длинного коридора скаменным полом: обстановка здания во многом напоминала помещения лазаретов. В1806 году Инвалидный дом был частично перестроен по проекту А. Захарова.
Вдоль южногоберега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая хозяйственнуючасть дворцового участка, во второй половине XVIII века располагалисьдеревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х годах построилидвухэтажный каменный кухонный корпус с высокими полуциркульными окнами в первомэтаже и маленькими квадратными — во втором.
С постройкойэтих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно стены, ограничившихдворцовый участок на стрелке, определилось новое положение Каменноостровскогодворца в композиции парка на Каменном острове. Одновременно с работами Л. Рускапо оформлению дворцового участка, под руководством архитектора Г. Пильникова исадового мастера Ф. Лямина проводится укрепление набережных, строительствоновых каналов и мостов, прокладка аллей, дополняющих и развивающих планировкупарка в виде двух взаимосвязанных звезд, аллеи-лучи которых распространились навсю территорию острова. В течение трех лет (1811 — 1813) вдоль дорог,набережных и каналов были высажены тысячи берез и тополей, которые создаваливеликолепный зеленый убор Каменного острова, в основе своей сохранившийся донаших дней.
Принципиальноезначение для дальнейшего развития каменноостровского парка имело строительствопервого постоянного моста через Малую Невку со стороны Аптекарского острова.Семипролетная арочная деревянная конструкция была разработана выдающимсяинженером А. Бетанкуром в 1811 году. Строительные работы завершились к 1813году. Это было одно из интереснейших инженерных сооружений своего времени: егостроительством открывается история русского свайного арочного мостостроения.
Возведениепервого постоянного моста через Малую Невку сделало необходимым и прокладкучерез остров проспекта, и — вначале — перенесение наплавного моста отСтрогановской дачи к Инвалидному дому, а затем и строительство постоянногомоста, соединяющего Каменный остров с Новой Деревней.
Проектированиемагистрали, сохраняющей до наших дней название Каменноостровский проспект, быловыполнено в 1824 году архитектором Л. Шарлеманем. Огибая плавной дугойдворцовый участок, проспект соединил берега Малой и Большой Невок. При этомдворцовый сад был значительно увеличен за счет включения в него изолированногодо этого участка с церковью и садом при ней, для которого Шарлемань разработалпейзажную планировку, продолжающую по своему характеру пейзажную частьдворцового сада. Центральная аллея его была продолжена до восточного фасадацеркви.
Два сооружения — дворец и церковь — оказались на одной композиционной оси, где связующим звеномстал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на контрастном звучанииархитектурных образов, отличается особой эмоциональной насыщенностью благодаряего естественному включению в окружающее пространство. Боковые липовые аллеи садатакже были продолжены и соединялись на прицерковном участке: плавной S-образнойлинией они обтекали задернованные лужайки с живописно скомпонованными группамииз двух-трех кленов, одиноко стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна,причем старые липы с мощными узловатыми стволами были оставлены около церкви внеприкосновенности.
Перед главнымвходом в церковь была устроена полуциркульная площадь, по новой границе садаустановили железную решетку на невысоком каменном цоколе, с двумя воротами.Стена служебного корпуса, продолженная до Каменноостровского проспекта,соединялась с решеткой сада.
Таким образом,дворцовый участок оставался открытым лишь со стороны Большой Невки, так какранее существовавшая здесь решетка была к началу работ 1824 года демонтирована.Естественным ограждением сада оставалась липовая аллея вдоль набережной.
По проектуШарлеманя 1824 года вдоль восточной границы Каменноостровского проспекта былираспланированы два пейзажных участка парка. Сюда из глубинной части островабыли продолжены, пересекая проспект, березовые аллеи, в два ряда окаймлявшиеберега канала с круглым прудом. Эта сдвоенная аллея, получившая позднееназвание 2-й Березовой, стала северным лучом трехлучевой композиции аллей,ориентированных не на дворец, а на дворцовый участок. Центральная аллея (вдальнейшем — 1-я Березовая) пересекала в центре острова Большой канал, образуяюго-восточный луч композиции в форме звезды; в первом десятилетии XIX века онабыла продолжена в южном и западном направлениях, а Шарлемань завершил еевыходом к проспекту. Южный луч, который называли «дорога вдольнабережной», был проложен еще при Бестужеве-Рюмине; его следовало толькопродлить до проспекта, что и было сделано.
Л. Шарлеманьсумел придать всей трехлучевой композиции аллей Каменного островазавершенность, которая организовала в единое целое и планировку парка серединыXVIII века, и значительные по объему работы 1811-1813 годов. Особый интереспредставляет решение предмостной площади, созданной по его проекту 1824 года:по обе стороны проспекта были построены четыре каменных одноэтажных флигеля.Один из них, выходивший на площадь, предназначался для военного министра,всесильного временщика графа А. А. Аракчеева. В доме напротив жил лейб-медик Я.В. Виллие, известный хирург и ученый, президент Петербургскоймедико-хирургической академии. В двух дальних флигелях размещались аракчеевскиеадъютанты и придворная аптека.
Из построекШарлеманя на предмостной площади сохранился доныне лишь «флигель подлеоранжерей» — небольшое, квадратное в плане сооружение в стиле позднейклассики, с фронтоном, прямоугольными трехчастными окнами, между которымипомещены сдвоенные дорические полуколонны: на них словно опираются три арочныеокна второго этажа. Компактное, но не лишенное монументальности здание позволяетпредставить, как выглядел созданный в 1824 году парадный въезд на остров сПетербургской стороны.
На протяженииполувека, с 1770-х по 1820-е годы, определились основные чертыкаменноостровского ансамбля. Архитекторы и паркостроители этого времени создалиосновные магистрали, аллеи, композиции посадок, открытых пространств, водоемовКаменного острова. Дворцовый комплекс на стрелке, при всей своей замкнутости, вэтот период, безусловно, играл ведущую роль, оставаясь доминантойландшафтно-архитектурной композиции. С его положением, масштабами, ориентациейна дворцовый участок каналов и аллей парка неизбежно должна быласогласовываться вся остальная застройка. В то же время парк, сравнительнообщедоступный, охвативший всю территорию острова, именно после работ первойчетверти XIX века приобретает вполне самостоятельное значение и художественнуюценность.
Архитекторырусского классицизма создали центральные здания островного ансамбля. Не все изних сохранились.
Великолепныепостройки на Островах образовали удивительное по своей гармоничнойзавершенности, по единению с зеленым парковым пространством, низменнымостровным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в своем роделандшафтно-архитектурное целое.
Уголкипейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и зеркалапрудов — он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный поэзиейПушкина и Блока…

Использованная литература:
1.  Витязева В.А. «Невскиеострова», Л.: «Художник РСФСР», 1986
2.  Горбачевич К., Хабло Е.«Почему так названы?», Лениздат, 1975
3.  Иогансен М., Лисовский В.«Ленинград», Л.: «Искусство», 1982
4.  Сукновалов А.Е. (под ред.)«Ленинград», Лениздат, 1969


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Ongoing Struggle For A Family Essay
Реферат Европа для мусульман - постоялый двор или отчий дом?
Реферат Трансформация отчетности России с международными стандартами бухгалтерского учета
Реферат Медико-социальные аспекты долголетия
Реферат Молокосвертывающие ферментные препараты, используемые в сыроделии
Реферат Інститут самозахисту цивільних прав
Реферат Сберегательный банк Российской Федерации
Реферат Проблема навчання обдарованих дітей Неуспішність учнів і шляхи її подолання
Реферат Признание и оценка убытков от обесценения в соответствии с МСФО ...3 2. Требования, предъявляем
Реферат A Brief History Of The Internet Essay
Реферат Состояние развития различных форм мышления у младших школьников
Реферат Образование Русского централизованного государства XIV-середина XVI в.
Реферат Поэтика образов в рассказе Томаса Пинчона "К низинам низин"
Реферат Проектирование строительства интернет-кафе в городе Алматы
Реферат 198152, С. Петербург, пр. Стачек, д. 93