Реферат по предмету "История"


Государственный политический строй СССР в 1941-1945 гг.

Содержание
Введение
Глава 1. Государственный строй
1.1Конституционные органы Советского государства
1.2Советские Вооруженные Силы
1.3Партизанское движение
1.4Судебно-прокурорские органы в 1941 – 1945 годы
Глава 2. Право в1941-1945
2.1Гражданское и хозяйственное право
2.2Семейное право
2.3Трудовое право
2.4Колхозное и земельное право
2.5Процессуальное законодательство
2.6Уголовное право
Заключение
Список источников
Введение
Великая Отечественная война требовалаглубокой, многосторонней перестройки государства в соответствии с условиямивоенного состояния. Эта перестройка осуществлялась в русле общественныхвоенно-политических мероприятий СССР, направленных на разгром врага.
Уже 22 июня 1941 г. Президиум ВерховногоСовета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССРобратились к партийным и советским органам с директивой, в которой былаизложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии игосударства по борьбе с фашистским агрессором. В новой обстановке была проведенасерьезная перестройка государственного аппарата. В условиях военного времениеще более усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе стем была проведена и определенная децентрализация, вызванная необходимостьюоперативно решать конкретные вопросы управления. Значительно измениласьструктура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многиеподразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.
Великиежертвы понес советский народ в суровые годы войны: свыше 20 млн. человекпогибли, 25 млн. лишились крова, 1710 городов и поселков городского типа, более70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий были разрушены и сожженынемецко-фашистскими оккупантами. Почти 32 тыс. промышленных предприятий, 98тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 МТС, 65 тыс. км железнодорожного пути,тысячи мостов и станций, десятки тысяч учреждений культуры были сожжены,разрушены и разграблены врагом. Победа над фашизмом и милитаризмом в этойвеличайшей из войн стала важным рубежом в судьбах человечества.
Советские воины показали чудесамассового героизма, ведя бои порой с превосходящими силами противника в самыхневыгодных условиях. На захваченной врагом территории стали организовыватьсяпартизанские отряды. Страна превратилась в единый военный лагерь. Все народноехозяйство было подчинено удовлетворению нужд фронта. Эта война показала всемумиру силу патриотизма народов СССР. Безмерная любовь к Отчизне, ее свободе инезависимости явилась главной движущей силой Победы.
Целью данной курсовой работы естьрассмотрение государственно-политической системы СССР в 1941- 1945 гг. и то, какиеизменения в ней произошли в сравнении с мирным временем.
Объектом исследования есть законы идругие нормы, принятые в этот период. В ходе написания работы необходимоиспользовать исторические методы, статистические и логические исследовательскиеприемы.
Глава1. Государственный строй
 
1.1/>Конституционные органы Советскогогосударства
Впериод войны полностью сохраняли свои конституционные правомочия и действоваливысшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет СССР иего Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР, а также наркоматы и ведомства,республиканские органы власти и управления, местные органы и др1.
Созданныевременные чрезвычайные органы власти и управления, включая ГосударственныйКомитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов идругих конституционных органов.
Новойна внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственногоаппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом срокиочередных выборов в Советы всех ступеней. Президиум Верховного Совета СССР ипрезидиумы Верховных Советов союзных республик были вынуждены в течение1941—1945 гг. неоднократно откладывать проведение очередных выборов ипродлевать полномочия соответствующих Советов. Продолжали выполнять своиобязанности избранные в предвоенное время депутаты Верховного Совета СССР,Верховных Советов республик и местных Советов. В силу военной обстановки и всвязи с призывом многих, а зачастую и большинства депутатов в армию, нарушалисьи сроки созыва сессий Советов. К 1 января 1945 г. из состава местных Советоввыбыло более 59% всех депутатов, избранных до войны. Подавляющее их большинствосражалось на фронте. Ушли в армию и более 38% членов исполкомов Советов. Загоды войны трижды—в 1942 году (июнь), 1944 году (январь-февраль) и в 1945 году(апрель)— созывались сессии Верховного Совета СССР, решавшие вопросы военногогосударственного бюджета, утверждения договоров со странами антигитлеровскойкоалиции и др. С учетом конкретных условий созывались сессии Верховных Советови других союзных республик. В 1944 году Верховный Совет принял Закон орасширении прав союзных республик. Продолжали выполнять свои обязанности депутатыВерховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов, отдаваявсе свои силы организации обороны страны на фронте и в тылу.
Вгоды войны полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовали2/3 наличного состава депутатов (по Конституции полномочными они считались приналичии 2/3 депутатов от числа избранных). Возросла роль депутатов-женщин.
Естественно,усилилось значение исполнительных органов Советов, ряд исключительныхполномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так, исполкомы вышестоящихСоветов могли без проведения дополнительных выборов, путем кооптации пополнятьсостав исполкомов нижестоящих Советов представителями партийно-советскогоактива. Такая практика имела наиболее широкое применение на освобожденной от врагатерритории при восстановлении здесь органов Советской власти. Большую роль ввосстановлении Советов на освобожденной от врага территории сыграли специальносоздаваемые для этой цели партийно-советские оперативные группы. По существупрактика выборов Советов была заменена системой назначений. Централизациягосударственного управления, повышение роли исполнительно-распорядительныхузкоколлегиальных советских органов были в условиях Великой Отечественной войныв известной степени объективно оправданными, так как вытекали из необходимостиконцентрации руководства всеми силами и ресурсами страны для разгрома врага.
Вовремя войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного игосударственного руководства различных уровней. Труднейшие задачи военного времени,которые не всегда можно было решить традиционными методами государственногопринуждения, выполнялись зачастую коммунистами в силу партийного долга,партийной обязанности и ответственности за страну.
Естественно,в деятельности Советов депутатов трудящихся на первый план выдвинулась функцияорганизации военной защиты Родины. Органы власти проводили военные мобилизации,помогали в создании резервов, отправке на фронт пополнений, в материальномснабжении войск, занимались оборонительным строительством, местнойпротивовоздушной обороной. Они в трудной военной обстановке поддерживалипорядок и организованность, следили за неукоснительным выполнением законоввоенного времени. Исполкомы Советов осуществляли и хозяйственно-организаторскуюфункцию, участвуя в военной перестройке народного хозяйства. На них лежала итакая нелегкая обязанность, как обеспечение в трудной обстановке войнынеобходимых условий жизни и труда для населения областей, городов, сел.Активность и ответственность Советов повсеместно возросли1.
Вцентре Президиум Верховного Совета СССР продолжал принимать важнейшие правовыеакты. К ним относятся указы о мобилизации в Советскую Армию и о введениивоенного положения, акты о создании новых, в том числе и чрезвычайных,государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, о ратификациимеждународных договоров, связанных с войной и ее завершением, об организациинаградного дела и т. п.
Суровыеусловия Великой Отечественной войны вызвали к жизни создание и специальныхчрезвычайных органов, наделенных особыми полномочиями, действовавших только впериод войны.
30июня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) иСовета Народных Комиссаров ввиду чрезвычайного положения и в целях быстроймобилизации всех сил народов СССР для отпора врагу был создан ГосударственныйКомитет Обороны под председательством И. В. Сталина.
Вруках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве». Никогда еще —ни до, ни после войны — в стране не имелось органа с такими неограниченнымиполномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного КонституциейСССР. Иногда его сравнивают с Советом Рабочей и Крестьянской Обороны временгражданской войны. Но сфера полномочий последнего, как чрезвычайного органа,была все же более ограничена. Постановления же ГКО имели силу законов военноговремени. Партийные, советские, хозяйственные, военные и общественныеорганизации, все граждане СССР обязаны были неукоснительно выполнятьпостановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, адействовал через партийные, государственные органы и общественные организации.Для оперативного решения вопросов на фронтах, в военно-промышленных наркоматахи ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейшихпредприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. Ониконтролировали выполнение постановлений ГКО. При ГКО по необходимостиобразовывались специальные комитеты и комиссии (например, Транспортный комитетГКО).
Вряде областных центров и городов в 1941—1942 гг., когда возникала угрожающаяобстановка, создавались местные комитеты обороны. Они были созданы вСевастополе, Сталинграде, Туле и др.— всего в 60 с лишним городах. ОборонойМосквы и Ленинграда руководил непосредственно ГКО.
Городскиекомитеты обороны объединяли партийное руководство, гражданскую и военную властьна местах. Председателями комитетов обороны были первые секретари обкомов илигоркомов партии, их членами — руководители местных советских и военных органов.Городские комитеты обороны руководили оборонительным строительством, созданиемнародного ополчения и других добровольческих формирований, организовывалипроизводство и ремонт техники и вооружения. Компетенция ГКО не отграничиваласьот компетенции высших органов власти и управления, он работал вместе с ними,осуществлял руководство обороной через постоянно действующие звеньягосударственного аппарата и в центре и на местах.
Дляликвидации преимущества врага в авиации, танках, минометном вооруженииПрезидиум Верховного Совета СССР образовал в сентябре 1941 года Наркоматтанковой промышленности, в ноябре 1941 года преобразовал Наркомат общегомашиностроения в Наркомат минометного вооружения (Наркомат авиационнойпромышленности был создан перед войной).
Дляорганизации эвакуационных работ был создан Совет по делам эвакуации, которыйпосле образования ГКО работал под его руководством. В октябре 1941 года былобразован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров,предприятий промышленности. Совет и Комитет не имели особого аппарата ипроводили работу через наркоматы и местные партийные и советские органы, гдеимелись бюро и комиссии по эвакуации. К концу декабря 1941 года, после разгроманемцев под Москвой, оба эти органа были упразднены. Для организации эвакуации иустройства населения при СНК СССР было создано Управление, а при СНК республики облисполкомах — отделы эвакуации.
Втяжелых условиях первого периода войны потребовалось перестроить работуНаркомата путей сообщения. В 1942 году аппарат НКПС был перестроен для болееоперативной организации движения в военной обстановке. В 1943 году транспорт(железнодорожный, речной и воздушный) был переведен на военное положение, а егослужащие — на положение военнослужащих. На начальном этапе войны в НКПС былосоздано Управление военно-восстановительных работ, на фронте НКПС имел своихуполномоченных. Свои отделения и конторы на фронте имели Наркомат связи,Госбанк и др1.
Огромныетрудности испытывало Советское государство с обеспечением хозяйства рабочейсилой. Для проведения мобилизации трудоспособного населения был создан Комитетпо учету и распределению рабочей силы при СНК СССР (30 июня 1941 г.), а при СНКреспублик и облисполкомах — бюро по учету и распределению рабочей силы (в 1942г.).
В1942—1943 гг. страна испытывала большие трудности с топливом. Это потребовалопринятия решительных мер по обеспечению промышленности, транспорта и населениятопливом. В 1942 году при СНК СССР был создан Главснабуголь, а в 1943 году —Главснабнефть и Главснаблес, а также Главное управление искусственного топливаи газа.
Послепервых побед Красной Армии и освобождения оккупированных районовКоммунистическая партия и Советское государство сразу же принимали меры квосстановлению разрушенного хозяйства. В январе 1943 года ЦК ВКЩб) и СНК СССРприняли постановление о восстановлении МТС и колхозов, а 21 августа 1943г.—постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах,освобожденных от немецкой оккупации». Для руководства этой работой был созданКомитет по восстановлению при СНК СССР. В 1943—1944 гг. в РСФСР, УССР, БССР,Молдавской и Прибалтийских республиках были созданы наркоматы жилищно-гражданскогостроительства, а при СНК СССР — Комитет по делам архитектуры.
Средидругих органов, созданных в годы Великой Отечественной войны, надо указать науправления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семейвоеннослужащих при СНК СССР, СНК союзных и автономных республик и исполкомахместных Советов, которые провели большую работу по оказанию помощи миллионамсемей военнослужащих.
Большуюработу провела созданная Президиумом Верховного Совета СССР (2 ноября 1942 г.)Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеянийнемецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам,колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениямСССР. Были образованы также местные комиссии в республиках, областях (краях) игородах. Информационно-пропагандистскую работу проводило созданное в первые днивойны Совинформбюро.
1.2 />СоветскиеВооруженные Силы
ВеликаяОтечественная война внесла существенные изменения в состав, структуру иуправление Вооруженными Силами. Организация Вооруженных Сил в годы войны подвергласьнаибольшей перестройке. Советскому государству пришлось в трудных условияхпервых месяцев войны развертывать под огнем врага многомиллионную армию.
Всоответствии с мобилизационным планом уже 22 июня 1941 г. Президиум ВерховногоСовета СССР, руководствуясь Конституцией СССР, объявил мобилизациювоеннообязанных 14 возрастов по 14 военным округам страны. В первые дни войны вармию было призвано 5 млн. человек. Позже мобилизация была проведена и в другихокругах, и призыву подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войнычисленность Советских Вооруженных Сил достигла 11 365 тыс. человек. Всего завремя войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек, родившихся до 1927г. включительно.
Однойиз важнейших задач военного строительства была массовая подготовка защитниковРодины для пополнения действующей армии. Советское государство принимало меры,чтобы каждое новое пополнение приходило в армию и флот уже с навыками военногодела. В соответствии с постановлениями ГКО «О подготовке резервов в системеНаркомата обороны и НаркоматаВоенно-Морского Флота» от 16 июля 1941 г. и «Овсеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» от 18 сентября 1941г. обязательному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет.Всего за годы войны систему военного предварительного всеобуча прошло около 18млн. человек.
Военныемобилизации не были единственным источником пополнения Вооруженных Сил. Впервые же дни войны патриотический подъем охватил всех советских граждан. Вармию вступили сотни тысяч добровольцев. Стали формироваться дивизии народногоополчения, истребительные батальоны, добровольческие женские части иподразделения. В начале июля 1941 г. создание дивизий народного ополчения былосанкционировано ГКО. Эти дивизии формировались на началах добровольности врайонах, которым непосредственно угрожали фашистские войска, из граждан, неподлежащих обязательной мобилизации. Оказывая помощь кадровой армии, народноеополчение покрыло себя неувядаемой славой1.
Натерритории, временно захваченной фашистами, росло число партизанскихформирований — яркое свидетельство активности народных масс в освободительнойборьбе против оккупантов. Только по официальным данным, в партизанских отрядахи соединениях насчитывалось более 1 млн. бойцов. Народы СССР осознанно шли вбой, на жертвы и лишения ради приближения победы над фашистскими захватчиками.
Многоебыло сделано для совершенствования системы подготовки офицерских кадров. Загоды войны такую подготовку прошло около 2 млн. офицеров.
Вянваре — феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-морскогоФлота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны.
Всамый тяжелый начальный период войны в боях родилась советская гвардия.Воинским частям, кораблям, соединениям и объединениям (армиям), проявившимгероизм, высокую организованность и умение громить врага, присваивалисьнаименования гвардейских с вручением им гвардейских Красных Знамен. Для личногосостава были установлены особые отличия в виде воинских гвардейских званий инагрудного знака. Для поощрения особо отличившихся в боях солдат и офицеров вгоды войны было учреждено 9 новых боевых орденов, в том числе ордена Суворова,Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, Славы и много медалей.
Былапроведена реорганизация управления войсками. В июне — августе 1941 г. былаперестроена система органов стратегического и оперативного руководстваВооруженными Силами. 23 июня по решению Политбюро ЦК партии была образованаСтавка Главного Командования (10 июля переименованная в Ставку ВерховногоГлавнокомандования) — высший орган стратегического руководства вооруженнойборьбой. В нее вошли члены Политбюро ЦК партии и руководители Наркоматаобороны: С. К. Тимошенко (председатель), С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Г. К.Жуков, Н. Г. Кузнецов, В. М. Молотов, И. В. Сталин. 10 июля председателемСтавки был назначен И. В. Сталин, а 8 августа он стал и ВерховнымГлавнокомандующим.
Рабочимаппаратом Ставки служили Генеральный штаб, Управления Наркомата обороны иНаркомата Военно-Морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились докомандования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. Всвоей деятельности Ставка опиралась на военные советы фронтов. Связь с фронтамиосуществлялась и через представителей Ставки, в задачу которых входили:координация действий фронтов, контроль за исполнением директив ВерховногоГлавнокомандования, помощь фронтам в планировании, подготовке и осуществленииопераций. Чаще всего Ставку представляли Г. К. Жуков, назначенный в августе1942 г. первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и начальникГенерального штаба А. М. Василевский.
Высшимиобъединениями войск с июля 1941 г. являлись три важнейших стратегическихнаправления (Северо-Западное, Западное и Юго-Западное) во главе с Главнымкомандованием направлений, а после реформирования направлений с июня 1942 г.высшими объединениями войск стали фронты, возглавляемые командующими и военнымисоветами. Они и руководили военными операциями.
Военныесоветы фронтов и армий были постоянно связаны с ГКО и ВерховнымГлавнокомандованием, несли перед ними полную ответственность за боевыедействия, военную подготовку, политико-моральное состояние иматериально-техническое обеспечение войск.
Ксоединениям в годы войны относились корпуса, дивизии, бригады. Командующимфронтами и армиями, командирам соединений, которые непосредственно руководилибоевыми операциями, были предоставлены права по присвоению воинских званий,назначению на должности командного и начальствующего состава, награждению отимени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями отличившихся вбоях. Частями в Красной Армии являлись полки и некоторые отдельные подразделения.
Сиюля 1941 г. в частях и соединениях был введен институт военных комиссаров.Комиссары, руководя партийно-политической работой, наравне с командирами неслиполную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск. Но вотличие от времен гражданской войны функциями контроля над командным составомкомиссары не обладали. В подразделениях вводились должности политруков. Послеуспешного развертывания многомиллионной армии, подъема ееморально-политического духа и боеспособности, накопления командирами опытаполитической работы стало возможным укрепление единоначалия в управлениивойсками. В октябре 1942 г. институт военных комиссаров в армии и на флоте былупразднен. Были введены должности заместителей командиров по политчасти. Впартизанских отрядах военные комиссары были сохранены. При Главномполитуправлении и при политуправлениях фронтов существовали партизанские отделы1.
Дляруководства партизанской борьбой в мае 1942 г. ГКО создал при СтавкеЦентральный штаб партизанского движения, а также штабы при военных советахфронтов, в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанскогодвижения.
Боевойопыт всех родов войск в годы войны регулярно обобщался и нашел свое четкоеотражение в новых уставах и наставлениях, в том числе в Боевом уставе пехоты1942 г., Наставлении по полевой службе штабов 1942 г., Наставлении по войсковойразведке и др.
1.3 />Партизанскоедвижение
Особоследует сказать о Советской власти на оккупированной фашистами территории.Захватчикам не удалось полностью ликвидировать на оккупированной территориисоветские государственные органы. Уже в директиве ЦК партии от 29 июня 1941 г.содержалось указание на необходимость организации борьбы в тылу врага, а 18июля Политбюро ЦК ВКП(б) приняло специальное постановление о партизанскомдвижении на оккупированной территории. В тылу врага развернулось в годы войныподлинно всенародное партизанское движение. К концу 1941 года началисоздаваться партизанские штабы в республиках, отделы в Главном политуправлениии при политуправлениях фронтов. В мае 1942 года ГКО создал при СтавкеЦентральный штаб партизанского движения, а также штабы при военных советахфронтов; в сентябре 1942 года было создано Главное командование партизанскогодвижения.
Летом1943 г. свыше 200 тыс. кв. км советской земли в тылу врага находилось подполным контролем партизан. В тылу фашистских войск в разное время действовали35 обкомов партии, 2 областных партийных центра, 2 межуездных комитета, 40горкомов, 19 райкомов в крупных городах, 479 сельских райкомов и много другихпартийных органов различных уровней. В Ленинградской и Орловской областях, наУкраине и в Белоруссии созывались подпольные сессии сельсоветов и райсоветов,проходили встречи партизан и подпольщиков — депутатов Советов со своимиизбирателями. Важной особенностью функционирования Советской власти в тылуврага было то, что наряду с ее некоторыми традиционными довоенными органами ихроль исполняло также командование партизанских формирований. Советские органына оккупированной территории порой возникали и в виде чрезвычайных районных«троек», уполномоченных Советской власти и других государственных учреждений.
Своейважнейшей задачей все органы власти в тылу врага считали борьбу с фашистскимизахватчиками. Они формировали партизанские отряды и группы, организовывалипродовольственную и другую материальную помощь партизанам, большое вниманиеуделяли сохранению советского образа жизни в партизанских краях, оказывалипомощь выходившим из окружения воинам Красной Армии. В своей деятельностиподпольный партийно-советский актив руководствовался директивами ЦК партии исоветским законодательством, исходя из принципа, что оккупация не прекращаетдействие советских законов.
Республиканскиеорганы тех союзных республик, территории которых полностью подверглисьоккупации, были эвакуированы в тыл на восток и здесь продолжали свою работу поорганизации подпольной борьбы и по подготовке к грядущему восстановлениюСоветской власти на освобождаемой войсками территории. Так, центральныегосударственные органы УССР были эвакуированы в Саратов, затем перемещены в Уфуи далее в Москву, а в 1943 г. вернулись на свою территорию, в Харьков. Центральныепартийные и советские органы республик регулярно посылали на оккупированнуютерриторию связных для передачи директив и инструкций, откомандировывалиработников для пополнения состава подпольных организаций, обобщали поступившуюиз тыла арага информацию о положении дел на родной земле.
1.4 />Судебно-прокурорскиеорганы в 1941 – 1945годы
Деятельностьи организация судебно-прокурорских органов, как и всего Советского государствав тот период, определялась условиями военного времени, была подчинена преждевсего задачам обороны страны.
Отечественнаявойна не упразднила существовавшую систему судебно-прокурорских органов, невнесла коренных изменений в правовые основы их организации и деятельности.Продолжали свою работу народные, областные, Верховные Суды и соответствующиеорганы прокуратуры. Действовали установленные законом принципысудопроизводства: защита по уголовным делам, гласность, устность, ведение делана национальном уровне.
Наиболеесерьезные изменения, которые внесла военная обстановка в судебно-прокурорскуюсистему, заключались в расширении сферы деятельности военно-судебных органов.Организация и деятельность военных трибуналов были определены УказамиПрезидиума Верховного Совета СССР от 22 нюня 1941 г. «О военном положении», «Обутверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военномположении, и в районах военных действий».
Военныетрибуналы создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, приармиях, корпусах и иных воинских соединениях (гарнизонах, дивизиях, отдельныхбригадах) и военизированных учреждениях, а также на железных дорогах, в морскихи речных бассейнах Главсевморпути и др. Соответственно в годы войны былисозданы и военные прокуратуры.
Вкачестве надзорной инстанции над трибуналами действовали военная коллегия, атакже военно-железнодорожная и военная воднотранспортная коллегии ВерховногоСуда СССР. Право надзора над нижестоящими военными трибуналами былопредоставлено военным трибуналам округов и фронтов. Высшими надзорнымифункциями обладал Пленум Верховного Суда СССР.
Организационноеруководство всей системой трибуналов осуществлялось Наркоматом юстицииСССР.
Вместностях, объявленных на военном положении, продолжали функционировать итерриториальные суды и прокуратуры, хотя объем их деятельности в связи срасширением компетенции органов военной юстиции сократился. В городах ирайонах, объявленных на осадном положении, территориальные судебно-прокурорскиеорганы преобразовывались в военные. Управление этими трибуналами такженаходилось в ведении Наркомата юстиции СССР. Для руководства системойтрибуналов в Наркомате юстиции были созданы главные управления. Иначе говоря,все военные трибуналы входили в общую систему советской юстиции, а не находилисьв ведении военных властей, как это принято в буржуазных государствах.
Вначальный период войны в местностях, объявленных на военном положении, и врайонах боевых действий военные трибуналы рассматривали дела в составе трехпостоянных судей. Однако уже с июня 1942 г. к рассмотрению дел стали привлекатьармейскую общественность — заседателей, назначаемых командованием иполиторганами. Военные трибуналы поддерживали тесные контакты с командованием,военными советами и политорганами фронтов, армий, соединений и частей, чтопозволило улучшить их предупредительную, профилактическую работу средивоеннослужащих1.
Судопроизводствов военных трибуналах осуществлялось на основании статей УПК, а также с учетомтех новых норм, которые были продиктованы условиями военного времени инеобходимостью в связи с этим осуществления оперативного и эффективногосудебного разбирательства.
Общиесуды рассматривали дела о некоторых преступлениях, составляющих подсудность ивоенных трибуналов (хищении, грабеже, разбое, убийстве), но совершенных вместностях, не объявленных на военном положении, а также все другие дела, неотнесенные к подсудности военных трибуналов. Центральное место в их работе занималорассмотрение дел, связанных с нарушением в военное время трудовой игосударственной дисциплины. Не прекращалось в годы войны рассмотрение народнымисудами и гражданских дел. В Москве даже тогда, когда было объявлено осадноеположение и городской суд был преобразован в военный трибунал, в каждом районегорода для рассмотрения гражданских дел был сохранен народный суд. Но в целомколичество гражданских дел в судах в этот период резко сократилось. Их числовыросло после освобождения нашей территории от захватчиков.
Ввоенное время надзор за законностью наряду с территориальными прокурорскимиорганами возлагался на военную прокуратуру. Военная прокуратура во главе сГлавным военным прокурором осуществляла высший надзор за точным исполнениемзаконов в Вооруженных Силах. Главная военная прокуратура объединяла инаправляла деятельность военных прокуратур бригад, дивизий, корпусов, армий,фронтов, отдельных видов Вооруженных Сил и военных округов. Главный военныйпрокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР.
/>Глава 2. Право в 1941-1945/>2.1Гражданское и хозяйственное право
Формыи методы гражданско-правового регулирования, как в сфере социалистического хозяйства,так и в отношениях между гражданами, сложившиеся до войны, оказались в основесвоей достаточно устойчивыми, и в годы войны серьезной реорганизации их непонадобилось, хотя определенные изменения война, естественно, вызвала1.
Вхозяйственной жизни действовали принципы плановости, хозяйственный расчет,договорные отношения. В планах производства и распределения военных лет,естественно, решающая роль отводилась расширению военного производства. Вначале войны составлялись лишь краткосрочные планы — квартальные и месячные.Даже годовые планы в первый период войны разрабатывать было трудно, не говоряуже о перспективных.
Вгоды войны были расширены права наркоматов и предприятий. Наркоматампредоставлялось право самостоятельно распределять и перераспределятьматериальные ресурсы, излишки материалов и оборудования, допускать частичныеотступления от проектов и смет строительства, списывать убытки предприятий иучреждений, производить капитальные вложения на восстановление предприятий засчет эксплуатационных расходов. Также были расширены права руководителейпредприятий и строек, в частности они получили право для выполнения планов изаказов по договорам предоставлять другим организациям свои материалы.
Вначале войны, когда Советская страна временно потеряла большую территорию изначительную часть промышленных объектов, были нарушены сложившиеся связихозяйственных организаций. Приходилось создавать новые связи и притом в труднойвоенной обстановке. Это не могло не сказаться на их правовых формах.
Довойны преобладающей формой хозяйственных связей предприятий являлись договоры.В годы войны применение договоров суживалось, шире стали применятьсяадминистративные акты. Например, поставка таких важных видов продукции при еезначительном сокращении из-за потерь, как металл, уголь, нефть, оформлялась недоговорами, а плановыми заданиями и административными актами. То же следуетсказать и о поставках военной продукции.
Былупрощен порядок подрядного капитального строительства, сокращен объем проектныхдокументов. Право пуска объектов в строй предоставлялось наркоматам споследующим уведомлением СНК СССР. Организациям не только разрешалось, но ивменялось в обязанность возводить сооружения, где это возможно, временноготипа, с применением дерева, что было особенно важно для быстрого пуска в стройпредприятий, перебазированных из западных районов на Восток в 1941— 1942 гг1.
ГКОиздал постановление о сдаче трофейного имущества, согласно которому все гражданеосвобожденных территорий должны были в 24 часа сдавать военным и другим органамСоветской власти все брошенное и подобранное, а также присвоенное во времяоккупации имущество советских организаций и граждан. В апреле 1943 года былоиздано Положение о порядке учета и использования различного рода имущества, втом числе трофейного, собственника или владельца которого установитьневозможно. Такое имущество переходило в собственность государства.Постановление. СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерахпо восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации»обязало партийные и советские органы республик и областей возвратить восвобожденные районы эвакуированный скот, а также тракторы, различноеоборудование, принадлежавшее МТС и другим советским и хозяйственныморганизациям этих районов[1].
Приисполнении различных обязательств, в том числе хранения имущества граждан,действовали правила, что условия войны не освобождают от исполненияобязательств, если этому не препятствует непреодолимая сила (например,разрушение и гибель имущества при бомбежках).
Приоценке различного рода сделок, совершенных на оккупированной территории,Советское государство признавало и защищало только те из них, которые непротиворечили советским законам.
Незабывались и гражданско-правовые методы защиты прав и законных интересовсоветских граждан. Такие чрезвычайные методы регулирования вгражданско-правовой сфере, как реквизиция, применялись сравнительно ограниченно(реквизиция лодок в месте переправ, тягловой силы в прифронтовой зоне,временная сдача радиоприемников и т. п.).
Законодательствовоенного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих ичленових семей. Были приостановлены в судах все дела о выселении изжилых домов лиц, призванных в ряды армии и флота, и членов их семей. За всемивоеннослужащими сохранялась жилая площадь, квартирная плата с них не взималась.Для членов их семей был установлен льготный размер квартирной платы. Временныежильцы, занимавшие жилплощадь военнослужащего, обязаны были ее освободить поего возвращении. Они подлежали выселению в административном порядке безпредоставления другого жилья.
Особыйжилищно-правовой статус имели рабочие и служащие предприятий, эвакуированных вовремя войны на Восток. Они получали здесь новую жилую площадь, а их прежнеежилье поступало в распоряжение соответствующих советских органов ипредоставлялось в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий.Другие же граждане, возвратившиеся из эвакуации, застав свои комнаты и квартирызанятыми, имели право требовать в судебном порядке выселения новых жильцов. Ихиски удовлетворялись при соблюдении трех условий: эвакуация должна была бытьнадлежащим образом оформлена, квартирная плата эвакуированными своевременновносилась, а лица, проживающие на их жилой площади, вселены были туда не всвязи с разрушением дома, в котором они раньше жили.
Вовремя войны были усовершенствованы нормы советского наследственного права.Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону иустановления очередности призвания наследников. Указ Президиума ВерховногоСовета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» ввелдве новые категории наследников по закону: трудоспособных родителей, а такжебратьев и сестер. Наследники по закону были разделены на три очереди: кнаследникам первой очереди были отнесены дети, в том числе и усыновленные,супруг, нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица, находившиесяна иждивении покойного. При отсутствии этих наследников призывались наследникивторой очереди — трудоспособные родители, а если их не было — наследникитретьей очереди — братья и сестры наследодателя. Наследство должно былоделиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли.
Каждыйгражданин мог завещать свое имущество, как все, гак и часть его, одному илинескольким лицам из числа наследников по закону, а также государственныморганам и общественным организациям. При этом завещатель не мог лишить своихнесовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, котораяпричиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии наследников позакону имущество могло быть завещано любому лицу.
Исходяиз принципа, по которому на территории, временно оккупированной фашистскимизахватчиками, продолжали действовать советские законы, все сделки, заключенныена этой территории, противоречившие этим законам, считались недействительными ине порождали для сторон, их заключивших, каких-либо юридических последствий./>2.2Семейное право
Самымзначительным актом в области семейного права, изданным в годы войны, явилсяУказ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличениигосударственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям,усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания«Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медальматеринства». С одной стороны, Указ развивал положения Постановления ЦИК и СНКот 27 июля 1936 г., с другой — он вносил изменения в принципы, лежащие в основеКЗоБСО РСФСР.
Принципиальныеизменения касались института брака и развода. Согласно Указу от 8 июля 1944 г.только зарегистрированный орак порождал права и обязанности супругов.Фактические брачные отношения потеряли юридическую силу, вследствие чего судыперестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей.родившихся вне зарегистрированного брака, а также иски о разделе имущества,нажитого в период фактических брачных отношений. Однако в развивающих Указподзаконных актах оговаривалось, что иски о взыскании алиментов на содержаниеребенка, рожденного до издания Указа от 8 июля 1944 г., от лица, с которым матьне состояла в зарегистрированном браке, при условии, если ответчик был записанв качестве отца ребенка в книгах записи актов гражданского состояния, подлежатрассмотрению в суде. Кроме того, дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля1944 г., от родителей, не состоявших между собой в зарегистрированном браке,имели в случае смерти отца право наследования наравне с детьми, родившимися взарегистрированном браке. Признание законным только зарегистрированного бракасоздало новый правовой институт — так называемых «одиноких матерей», т. е.женщин, родивших вне брака.
Значительныеизменения вносились и в законодательство о разводе. В отличие от прежнегопорядка Указом от 8 июля 1944 г. устанавливался судебный порядок расторжениябрака, причем народный суд был обязан приложить все усилия к примирениюсупругов, расторгать же брак имел право лишь суд вышестоящего звена. При подачезаявления о расторжении брака требовалось изложение мотивов развода и вводиласьобязательная публикация в местной газете объявления о разводе. Дело орасторжении брака должно было рассматриваться гласно, непременно с участиемразводящихся, а также с привлечением свидетелей. Увеличивались размеры пошлин,взыскиваемых при оформлении развода: при подаче заявления взималось 100 руб., апри выписке свидетельства о разводе — от 500 до 2 тыс. руб., даже если это былпервый развод. Следуя курсу, взятому еще в предвоенные годы, Указ от 8 июля1944 г. намечает меры, стимулирующие повышение рождаемости. Теперь единовременноепособие выдается при рождении не седьмого, а уже третьего и каждогопоследующего ребенка.
Предусматривалисьи ежемесячные пособия матерям, имевшим троих и более детей. Устанавливалосьежемесячное пособие одиноким матерям в размере: 100 руб. — на одного ребенка,150 руб. — на двоих и 200 руб. — на троих и более детей. Эти пособиявыплачивались до достижения детьми 12 лет, причем при вступлении одинокойматери в брак пособие сохранялось. Конечно, это была помощь, но она не могларешить всех проблем, и главной из них — дать ребенку реального отца, которыймог бы воспитывать его.
Наэкономическое стимулирование рождаемости были направлены нормы о налоге нахолостяков, одиноких и малосемейных граждан. Впервые такой налог был введенУказом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. Указом от 8 июля1944 г. значительно расширился круг лиц, подлежащих обложению налогом, иувеличивался его размер. Таким образом, затраты на выплату пособий многодетными одиноким матерям в определенной степени покрывались за счет одиноких ималосемейных граждан. От обложения освобождались некоторые категориивоеннослужащих, граждане, у которых дети погибли или без вести пропали нафронтах Отечественной войны, и некоторые другие категории населения.
Нарядус мерами экономического стимулирования рождаемости Указом от 8 июля 1944 г.предусматривались и шаги по моральному поощрению многодетных матерей.Учреждались «Медаль материнства» двух степеней для награждения матерей,родивших и воспитавших пятерых и шестерых детей, орден «Материнская слава» трехстепеней для награждения матерей, родивших и воспитавших семерых, восьмерых идевятерых детей, а матери, родившие и воспитавшие десятерых детей,удостаивались почетного звания «Мать-героиня»./>2.3Трудовое право
Войнавнесла большие изменения в трудовые отношения и в трудовое законодательство.Наиболее трудоспособная и квалифицированная рабочая сила была призвана в армию.Люди и промышленные объекты перемещались из одних районов в другие. Нормальноефункционирование производства в военной обстановке было резко нарушено.Значительно сократилось общее число рабочих и служащих на предприятиях, ворганизациях II учреждениях (например, в 1942 г.— в 2,5 раза). При таких условияхнельзя было обеспечить хозяйство рабочей силой довоенными методами свободныхдоговоров. Возникла необходимость мобилизации и введения различных трудовыхповинностей населения.
УказПрезидиума Верховного Совета СССР «О военном положении», изданный в первый же деньвойны, предусматривал введение трудовой повинности в местностях, объявленных навоенном положении.
Фактическоеприменение этого Указа ограничивалось в основном привлечением населения настроительство оборонительных сооружений там, где это было необходимо. УказПрезидиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего временирабочих и служащих в военное время» предоставил право руководителям предприятийи организаций с разрешения СНК СССР вводить обязательные для рабочих и служащихсверхурочные часы (от 1 до 3 часов в день) с оплатой их в полуторном размере.Этим же Указом на время войны было отменено предоставление очередных отпусков,которые заменялись денежными компенсациями. Кроме того, СНК СССР в июлепредоставил право СНК республик и облисполкомам переводить в обязательномпорядке рабочих и служащих с учетом их квалификации и специальности присокращении штатов, консервации производства на другие предприятия, в том числедругих ведомств и в другие местности. Этими положениями ограничиваютсяизменения в организации труда до конца 1941 года.
Благодаряуказанным формам организации труда во второй половине 1941 года удалосьзначительно увеличить производство ряда видов вооружения и боеприпасов. Однакоэто были лишь первые шаги.
Кконцу 1941 года развернулась перестройка всех сторон деятельности государства.Военное производство нужно было развертывать значительно быстрее. На Востокеначалось строительство новых предприятий, завершался пуск эвакуированныхпредприятий.
Дляподнятия трудовой дисциплины 26 декабря 1941 г. Президиум Верховного СоветаСССР издал Указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военнойпромышленности за самовольный уход с предприятий», который объявил рабочих ислужащих мобилизованным на время воины на военные предприятия и установилуголовную ответственность за самовольный уход, как за дезертирство. Такое жеположение было определено Указом от 29 сентября 1942 г. для рабочих и служащихвсех (а не только военных) предприятий и учреждений, находившихся в близких кфронту районах. Эти Указы закрепляли за предприятиями наличный составработающих.
Первымкрупным актом по привлечению новых контингентов рабочей силы явился УказПрезидиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации напериод военного времени трудоспособного городского населения для работы напроизводстве и в строительстве», который распространялся на все трудоспособное(от 16 до 50—55 лет) неработающее городское население, кроме беременных илиимеющих малолетних детей женщин, учащихся и т. п. Сначала по этому Указумобилизованные направлялись отделами и бюро по учету и распределению рабочейсилы на работу по месту их жительства, а затем в отдельных случаях сталинаправляться и в другие районы. Главным образом на основе этого Указа в 1942году в промышленность, строительство и на транспорт было мобилизовано свыше 700тыс. человек, из них почти 200 тыс.— на военное производство1.
Неучащаясямолодежь 16—18-летнего возраста подлежала направлению в ФЗУ, ремесленные,железнодорожные училища (тоже в обязательном порядке). В 1941—1942 гг.многократно проводился призыв молодежи в школы трудовых резервов, давшийпроизводству около миллиона человек. За годы войны через систему трудовыхрезервов, на курсах, в краткосрочных школах, индивидуальным методом былиподготовлены многие миллионы квалифицированных рабочих и механизаторов длясельского хозяйства.
В1942—1943 гг. в связи с объявлением на военном положении транспорта былимобилизованы и приравнены к военнослужащим все работники железнодорожного,водного и воздушного транспорта. В 1943 году СНК СССР утвердил новые уставы одисциплине на транспорте, за нарушение которых предусматривалась во время войныповышенная ответственность.
Таковынаиболее важные акты, установившие чрезвычайные меры военного времени поорганизации труда. Они касались, во-первых, создания особого режима на военномпроизводстве для уже работавших до его введения н, во-вторых, мобилизации наразные виды производства трудоспособного неработавшего населения.
Общийпорядок организации трудовой повинности, введение которой было предусмотреноеще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военномположении», устанавливался постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г.Трудовая повинность могла быть объявлена как в случаях стихийных бедствий, таки для проведения оборонительных работ, заготовок топлива, восстановлениятранспорта, охраны различного рода важных объектов. К трудовой повинности вэтих случаях привлекались трудоспособные граждане на срок не свыше двух месяцев(с середины 1943 года— только с разрешения ГКО)./>2.4Колхозное и земельное право
Большуюроль в осуществлении названных задач сыграли суровые нормативные акты,направленные на организацию своевременного проведения в колхозах и совхозахсельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводствагосударству. Задача эта была не из легких. В деревне нехватка рабочей силычувствовалась еще сильнее, чем в городе. На войну ушли практически все мужчины,почти полностью мобилизовали технику — тракторы, автомашины, а также тягловыйскот. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. в целяхсвоевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в колхозах былустановлен на период войны новый повышенный минимум трудодней — в зависимостиот региона 100, 120, 150, причем точно определялось количество трудодней,которые колхозники должны были выработать в каждом сельскохозяйственномпериоде. Для подростков — членов семей колхозников — в возрасте от 12 до 16 летбыл также установлен обязательный минимум — 50 трудодней в году, но безразбивки на периоды. Трудоспособных колхозников, не выработавших безуважительных причин этот минимум по периодам сельскохозяйственных работ,предавали суду и наказывали исправительными работами в колхозе на срок до 6месяцев с удержанием 25% трудодней в пользу колхоза. Допускалось исключениетаких лиц из колхоза с лишением их приусадебных участков,
Былотакже установлено обязательное участие колхозников и членов их семей (ввозрасте 14 лет и старше) в уборке урожая независимо от выработанного имиминимума трудодней. Колхозников, виновных в уклонении от уборки урожая, чтобыло явлением исключительным, подвергали штрафу путем списания с нихопределенного количества трудодней в пользу колхоза. Основная масса колхозногокрестьянства, а в годы войны это были прежде всего женщины, дети и старики,проявила невиданный трудовой подъем, перекрывая, порой в несколько раз,установленные нормы выработки и при этом фактически ничего не получая натрудодни.
Вделе организации труда бригадная и звеньевая системы были распространены нетолько на колхозников, но и на лиц, работавших в колхозах в порядкемобилизации. За горожанами сохранялось 50% заработной платы по месту основнойработы, за учащимися и студентами сохранялась их стипендия.
Нодаже с учетом перечисленных мер не все колхозы были в силах обработатьнаходившуюся в их пользовании землю. Поэтому разрешалась временная передачачасти закрепленной за колхозами земли другим колхозам или организациям иучреждениям, у которых имелась возможность ее использовать рационально.
Вцелях сохранения поголовья скота законы военного времени ограничивали праваколхозов на убой и продажу колхозного скота. Это могло производиться только сразрешения районного земельного отдела.
Большоераспространение получило коллективное и индивидуальное огородничество рабочих ислужащих. Городским Советам и соответствующим земельным органам надлежалозакрепить на 5— 7 лет за предприятиями и учреждениями участки из земельгородов, рабочих поселков и государственного земельного фонда под коллективныеи индивидуальные огороды трудящихся при условии ежегодного использованияпредоставленной земли.
Огромныеусилия по восстановлению сельского хозяйства предпринимались на освобожденныхот оккупантов территориях. Здесь прежде всего было необходимо навести порядок вземлепользовании. Восстанавливались государственные акты на бессрочное (вечное)пользование колхозами землей, уточнялись внешние границы земель всех колхозов,а также границы между общественными землями колхозов и приусадебными участкамиколхозников. Много было сделано в плане организационно-хозяйственногоукрепления колхозов. Государство оказывало им разностороннюю помощь; поставлялосельскохозяйственный инвентарь и технику, направляло на село специалистов,давало взаймы семена./>2.5Процессуальное законодательство
Войнапотребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство.Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении,и в районах военных действий, утвержденное Указом Президиума Верховного СоветаСССР от 22 июня 1941 г., установило новый порядок рассмотрения дел этимитрибуналами. Они могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручениякопии обвинительного заключения обвиняемому. Приговоры военных трибуналовкассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишьв порядке надзора. При этом повышенное внимание уделялось проверке дел вотношении приговоренных к высшей мере наказания. О каждом приговоре к такоймере наказания военный трибунал должен был немедленно сообщать по телеграфупредседателю Военной коллегии Верховного суда СССР, Главному военному прокуроруили Главному прокурору Военно-Морского Флота.
Приговоро расстреле приводился в исполнение, если от председателя Военной коллегииВерховного суда или соответствующего прокурора в течение 72 часов не поступалотелеграфного уведомления о приостановлении исполнения приговора. Кроме тоговоенным советам и командующим округами, фронтами, армиями, флотами и флотилиямитакже предоставлялось право приостанавливать приговоры военных трибуналов квысшей мере наказания с одновременным сообщением по телеграфу своего мненияпредседателю Военной коллегии Верховного суда СССР, Главному военному прокуроруили Главному прокурору Военно-морского Флота. Указанные особенности уголовногосудопроизводства распространялись и на военные трибуналы железнодорожного иводного транспорта.
Существовалии некоторые другие особенности судопроизводства по уголовным делам в годывойны. Так, по отдельным категориям дел, связанным с нарушением законодательствао трудовой мобилизации, о самовольном уходе с предприятий, о невыработкеколхозниками обязательного минимума трудодней и ряду других категорий,предварительное следствие не производилось. Были сокращены сроки расследованияпо фактам уклонения от призыва в армию, спекуляции, обмериванию и обвешиваниюпокупателей, злоупотребления продовольственными и промтоварными карточками.
Следуетпризнать что беззакония и необоснованные репрессии против советских людей,имевшие место в 30-х гг., продолжались и в нелегкую пору борьбы с фашизмом,хотя и не в таких масштабах. Тем не менее многочисленные лагеря продолжалиистощать жизненные силы народа. Здесь наряду с действительными преступникамипродолжала пребывать огромная масса ни в чем не повинных людей, объявленных«врагами народа». В 1941—1942 гг. они составляли около 30% всех заключенных, в1943 г. — 35,6%, в 1944 г. — 40,7%, а в 1945 г. — 41,2%. Правда, надо иметь ввиду, что часть осужденных за общеуголовные преступления отправляли на фронт, атак называемым «врагам народа» такой чести не оказывалось. Это влияло,разумеется, на рост их удельного веса в общем количестве заключенных.
Некоторыеизменения были внесены и в судопроизводство по гражданским делам. Так, 30августа 1941 г. Постановлением Пленума Верховного суда СССР были приостановленыпроизводства по всем гражданским делам в отношении лиц, находившихся вдействующей армии. Пленум Верховного суда определил и порядок приостановлениядел указанной категории.
Вгоды войны суды провели огромную работу по установлению фактов, имеющихюридическое значение. При рассмотрении таких дел суды руководствовались какнормами ГПК союзных республик, так и некоторыми новыми нормативными актами(например, указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. приустановлении факта брачных отношений). Приказом НКЮста СССР от 23 мая 1942 г.был определен порядок восстановления утраченных в связи с обстоятельствамивоенного времени документов, что, конечно, имело огромное значение для массыпострадавших советских людей./>/>

2.6.Уголовное право
Войнарезко повысила общественную опасность всех преступлений и, естественно,потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились и новыесоставы преступлений, специфичные для военного времени.
Конечно,в военные годы особую опасность представляли преступления государственные:измена, шпионаж, диверсия и др. При их расследовании и рассмотрении органыследствия и суда руководствовались Положением о преступлениях государственных,принятым еще в мирное время. Судебная практика военных лет дала лишьрасширительное толкование содержащемуся в Положении и в УК республик понятию«военная обстановка», повышающее ответственность за государственныепреступления. Судебная практика считала «военной» обстановку в стране,создавшуюся во время войны всюду, независимо от близости или отдаленности отфронта места совершения преступления.
Всвязи с необходимостью усилить борьбу с распространением ложных слуховПрезидиум Верховного Совета СССР 6 июля 1941 г. издал указ «Об ответственностиза распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу срединаселения», согласно которому это преступление каралось тюремным заключением насрок от 2 до 5 лет, а при определенных обстоятельствах и суровее.
Вусловиях войны большую опасность представляло разглашение сведений,составляющих государственную тайну, ответственность за которое была усилена всоответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г.При отягчающих обстоятельствах за его совершение виновный лишался свободы насрок до 10 лет1.
Былаужесточена борьба с хищениями государственной и общественной собственности. Всвязи с этим получил более широкое применение Закон от 7 августа 1932 г. Ввоенное время он применялся даже и при сравнительно небольших хищенияхсоциалистической собственности. Особо сурово карались лица, участвовавшие вхищениях, если по долгу службы они сами должны были охранять государственную иобщественную собственность.
Веласьрешительная борьба с разбазариванием скота, принадлежащего колхозам илисовхозам, во время эвакуации его в глубь страны. Погонщики Скота и другие лица,продавшие скот, рассматривались как расхитители собственности, лица, купившиескот, — как недобросовестные покупатели. Много внимания государство уделялоборьбе со спекуляцией и всякого рода злоупотреблениями продовольственными ипромтоварными карточками.
Решительнокарали злостных нарушителей правил местной противовоздушной обороны. Лиц,виновных в этом, осуждали к лишению свободы на срок не ниже 6 месяцев, а приналичии отягчающих обстоятельств — к более суровым наказаниям вплоть дорасстрела.
Пресекалисьнарушения правил учета и передвижения военнослужащих и призывников. Граждане,проживавшие в освобождаемых Советской Армией населенных пунктах, обязаны были втечение 24 часов сдать трофейное имущество. Виновные в сокрытии или порче егоподлежали штрафу до 3 тыс. руб. или лишению свободы на срок до 6 месяцев, а приотягчающих обстоятельствах — расстрелу.
Былаусилена охрана личной собственности граждан. Пленум Верховного суда СССР 8января 1942 г. разъяснил, что кража личного имущества граждан, совершенная вовремя воздушного налета или при оставлении населенного пункта в связи снаступлением врага, а также кража имущества эвакуированных как в пути, так иоставленного в предыдущем месте проживания, является квалифицированной кражей ипо своему характеру и повышенной общественной опасности подпадает под признакикражи, совершенной во время пожара, наводнения или другого стихийного бедствия.Лишением свободы на срок до 2 лет наказывались виновные в краже синдивидуальных огородов, а также в порче посевов.
Оченьважным и актуальным был вопрос об уголовной ответственности фашистскихзахватчиков за совершенные ими зверства по отношению к военнопленным и мирномунаселению. В Заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 г.указывалось, что оно считает необходимым незамедлительное предание судуспециального международного трибунала и наказание по всей строгости уголовногозакона каждого из фашистских главарей, оказавшегося в годы войны в рукахгосударств, борющихся против гитлеровской Германии. Что же касается остальных изуверови военных преступников, то Президиум Верховного Совета СССР указом от 19 апреля1943 г. установил, что дела о злодеяниях немецких захватчиков, совершенных наоккупированной территории СССР, рассматриваются советскими судами. В качественаказания преступников могла применяться смертная казнь через повешение илиссылка на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.
Такимобразом, в военное время произошли важные изменения в законодательстве исудебной практике по уголовным делам. Были определены новые составыпреступлений, в том числе такие, как преступления против человечества, военныепреступления. В ряде случаев — при совершении государственных и воинскихпреступлений, расхищении государственной собственности, при совершении особоопасных преступлений против порядка управления и некоторых других — судебнаярепрессия усиливалась. При этом усиливался общепредупредительный характернаказания. Осужденным военнослужащим и военнообязанным гражданам частопредоставлялась возможность искупить свою вину на фронте в борьбе с врагом.Суды широко практиковали отсрочку исполнения приговоров в отношении такихосужденных с направлением их в действующую армию. Осужденных. проявивших себяна фронте стойкими защитниками Родины, освобождали от наказания со снятиемсудимости.
Заключение
ВеликаяОтечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весьобщественный и государственный строй нашей страны. Это испытание Советский Союзвыдержал с честью.
Уже22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военномположении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советскиморганам с директивой, в которой была изложена в общей форме программамероприятий по борьбе с фашистским агрессором. В этом документе указывалось,что государственные и партийные органы должны искоренить благодушие ибеспечность, проявление которых чрезвычайно опасно в военных условиях,обеспечить укрепление общественной, государственной, военной и трудовойдисциплины, мобилизовать все силы на разгром фашизма.
Вновой обстановке была проведена серьезная перестройка государственногоаппарата. В условиях военного времени еще более усилилась роль центральныхорганов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена и определеннаядецентрализация, вызванная необходимостью оперативно решать конкретные вопросыуправления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишниезвенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штатызначительно сокращены.
Общаясистема советского права не претерпела во время войны коренных изменений. Темне менее, военная обстановка заставила внести в право определенные конкретныеизменения. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой и ониотмерли, после войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенныйпериод, касались лишь семейного права и отчасти финансового.
Советскоегражданское право с его акцентом на приоритет права социалистическойсобственности, на защиту имущественных интересов государства, в годы войныоказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задачвоенного времени. Больше того, некоторые принципы гражданского и хозяйственногоправа именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики,мобилизацию всех средств на разгром врага. Весьма важную роль здесь сыгралтакой принцип советского права, как принцип единства государственнойсобственности — ведущей формы собственности в СССР.
Впериод Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозногостроя и государственных сельскохозяйственных предприятий, развитие производствав целях обеспечения армии и населения продовольствием, промышленности — сырьем,а также возрождения разрушенного фашистами сельского хозяйства в освобожденныхрайонах.
Такимобразом внешние функции Советского государства были направлены нанепосредственное отражение агрессии, создание антигитлеровской коалиции,организацию помощи народам, борющимся за свое освобождение от фашистскойкабалы. Внутренние функции были сосредоточены на экономическом и моральномобеспечении успешного ведения освободительной войны до победного конца.
Советскийгосударственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудныхусловиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйти от создания ичрезвычайных органов власти и управления. В ходе войны совершенствовались и вооруженныесилы.
Ворганизации государственного единства, с одной стороны, были расширены правасоюзных республик к очень важных и ответственных сферах, в то же время былисовершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанеслогромадный вред развитию национальных отношений.
Государственный КомитетОбороны (ГКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В мае 1942 г. приСтавке Главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения. Вначале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал ЧрезвычайнуюГосударственную комиссию установлению и расследованию злодеянийнемецко-фашистских захватчиков". До октября 1942 г. в армии действовал институтнародных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. онзамещается институтом заместителей командиров по политчасти. С июля 1943 г.вводится деление военнослужащих рядовой, сержантский, офицерский составы игенералитет. Июльский 1941 г. указ «О военных трибуналах в местностях,объявленных на военном положении районах военных действий». Срокирассмотрения дел были предельно коротки, приговоры трибуналов не подлежаликассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); деласлушались в закрытом процессе местностях, объявленных на осадном положении, к«провокаторам, шпионам, прочим агентам врага, призывающим к нарушениюпорядка», расстрел применят без судебного разбирательства.
После войны народныекомиссары были преобразованы в министров, Крестьянская Армия в СоветскиеВооруженные силы, ВКП(б) — в Коммунистическую партию Советского Союза. В конце1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. Прошли арестывоенных и произведена отправка периферию ряда высших командиров (Жуков и др.).В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана.
Виюле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "(ответственности за распространение в военное время ложных слухов". Сапреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права («фашистскихпреступников и их пособников») вводятся особые меры наказания — смертнаяказнь через повешение и каторжные работы. В декабре 1942 г. расширяется составтакого преступления как спекуляция (в нее включаются продажа махорки и самогонабольших количествах). В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающихобстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) былаприравнена по аналогии к бандитизму. Шире стали использоваться принцип аналогиии возмездие как одна из целей наказания. Появился ряд новых составе уголовноенаказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонениеот воинского учета (январь 1942 г.), не сдачу трофейного оружия (январь 1942).
В июле 1944г. принимаетсяУказ Президиума Верховного Совета CCCI предусматривающий ряд мер помощибеременным, одиноким и многодетны матерям (пособия, ясли и детские сады,отпуска). Вместе с тем этот указ (как ноябрьский 1944 г. и мартовский 1945г.)предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов порождаеттолько зарегистрированный брак. Отменялись свободный порядок установленияотцовства и взыскание алиментов в случае отсутствия регистрации брака. В марте1945 г. круг наследников по закону расширяется порядок очередности посленаследников первой группы (дети, супруг, нетрудоспособные иждивенцы) вводятсянаследники второй (трудоспособные родители) и третьей (братья, сестры) групп. Вслучаях наследования по завещанию определенная доля гарантировалась несовершеннолетнимдетям нетрудоспособным иждивенцам. В сфере гражданского права плановые заданияслужили основанием для возникновения обязательств, даже без заключениядоговора. Купля-продажа часто замещалась простой передачей имущества отгосоргана госоргану. В принятом в 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б)«О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденныхот немецкой оккупации» предусматривались меры, направленные на развитиеземледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговыхльгот организациям и лицам. В 1942г. был повышен обязательный минимум трудоднейдля колхозников (как взрослых, так и подростков). Тогда же принимается другоепостановление о мобилизации граждан на сельскохозяйственные работы. В рядезападных районов страны в 1941 — 1943 гг. существовал оккупационный режим,практиковавший присоединение к другим государствам (районы Западной Белоруссиибыли присоединены к Восточной Пруссии, Западная Украина — к Польскомугенерал-губернаторству, районы между Днепром и Бугом — к Румынии); гражданскуюадминистрацию (образована Остланд, включавшая прибалтийские государства,Белоруссию и Украину); военную администрацию (на территории России, Крыма иКавказа). В феврале 1942г. германская администрация опубликовала аграрныйзакон, который преобразовал колхозы в коммуны общинного типа. Однако основуоккупационной экономической политики составляли реквизиции и массовоеперемещение трудоспособного населения в Германию. Национальная политикадопускала существование в некоторых регионах (Прибалтике) коллаборационистскихправительств, но не допускала их политической автономии. На Северном Кавказегерманская администрация признала права и автономию карачаевцев, кабардинцев,балкарцев. В 1942 г. в Симферополе был образован Центральный мусульманскийкомитет крымских татар. Оккупанты повсюду наталкивались на сопротивлениенационалистических идеологий и подпольных движений, руководимых коммунистами.
Сопротивлениенаселения оккупантам усиливалось также в связи с рядом идеологическихтрансформаций: власти в Москве сделали некоторые уступки национальным ирелигиозно-православным идеям (в 1943 г. восстанавливается патриаршество, тогдаже в Ташкенте формируется центральное управление мусульман и водворяетсямуфтий). Патриотизм народа и скрытый шовинизм верхов противопоставлялиськосмополитизму и интернационализму, хотя тот официально оставался идеологиейВКП(б).
Виюле 1945г. на основе закона о демобилизации местным органам власти ируководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставлениеработы демобилизованным военнослужащим. Воссоздавались специальные органы повербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. было возобновлено заключениеколлективных договоров между хозорганами и профсоюзами. Делаются попыткисочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г.Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственныхдоговоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральныезаключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — междупредприятиями. Амнистия в связи с победой над гитлеровской Германией освободилаот наказания или смягчила наказание лицам, осужденным за менее тяжкиепреступления. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (с 1950 г. она былавосстановлена в исключительных случаях). Были казнены партийные деятели по«Ленинградскому делу», группа писателей по" делу ЕврейскогоАнтифашистского комитета", готовились публичные казни по «делуврачей», но этот умысел сорвала смерть Сталина. Одновременно усиливаласьответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне1947 г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10-25лет),произошла унификация состава данного преступления, что привело возникновениютрудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.
Списокисточников
1.        «Историяотечественного государства и права. Часть II» Москва, изд.«Юридический колледж МГУ», 1996г.
2.        Большаясоветская энциклопедия. Изд-во «Советская энциклопедия». – 1970
3.        Бутромеев«Русская история для всех» М. «НОРМА-ИНФРА» 1994.
4.        Головатенко«История России: спорные проблемы.» М. «Спарта», 1998.
5.        ИсаевИ.А. «История государства и права России» Москва, изд. «Юрист», 1993г.
6.        Историягосударства и права СССР. Ч.2.(Советскмй период): Учебник/Под ред.Г.С.Калинина, Г.В.Швекова.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрид. лит., 1981
7.        Историягосударства и права СССР: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Юрид. лит.,1988
8.        Историяотечественного государства и права. Ч.2: Учебник/Под ред. проф. О.И. Чистякова.– М.: БЕК, 1999.
9.        КлючевскийВ.О. «Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах». – М.: Мысль, 1993г.
10.     П.Музиченко. Історія держави і права України. — К.: Знання, 2000.
11.     СироткинВ.Г. Вехи отечественной истории. Очерки и публицистика. — М., 1991.
12.     Хрестоматияпо истории отечественного государства и права. — М. 1998
13.     ХуторскийВ.Я. История России. Совестская эпоха (1917-1993гг.) М.,1995
14.     ЧистяковаО. И., Мартысевич И. Д. История государства и права СССР. — М. 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :