Реферат по предмету "История"


Газета "Хыпар" и ее роль в чувашском национальном движении в начале XX века

В нашей исторической литературе проблема зарождения идеи самоопределениячувашей как самобытного этноса нова
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В Г.ЧЕБОКСАРЫ
Кафедра социальных иправовых дисциплин
Реферат
по дисциплине:История национально-государственного строительства
Чувашской Республики
на тему: «Газета«Хыпар» и ее роль
в чувашском национальном движении
 вначале XXвека »»
    Выполнил: студент гр. 06 –Г-211
                                               Степанов И.В.
                                                              Научный руководитель:
                                                     Кодыбайкин С.Н..
Чебоксары 2007
Содержание.
Введение………………………………………………………………………3 стр.
Глава 1.
Национальное движение в Чувашии
в начале XX века…………………………………………………………..5стр.
Глава 2.
  Первая чувашская газета «Хыпар»………..……………………………… 7 стр.
     Заключение………………………………………………………..............13 стр.
   Список использованнойлитературы…………………………………….15 стр.
Ведение
В нашей исторической литературепроблема зарождения идеи самоопределения чувашей как самобытного этноса нова.Прежняя идеология вообще не допускала углубленных исследований по данной теме,ибо приоритет отдавался не национальному, а интернациональному вопросу, ипроблематика развития «малых» народов считалась неактуальной.
Коммунистическая партия, сохранив воснове своей идеологии руководящую роль одного русского народа иабсолютизировав теорию классовой борьбы, ловко уводила нации и народности отпроблем их возрождения и развития. Наибольшей ложью явилось искусственное«разрешение» национального вопроса в СССР, и огромная страна развалиласькак карточный домик. И что удивительно, так это то, что новые государственныеобразования не отказались от идей превосходства своих наций. Новую волнуподъема переживает великорусский национализм, взявший на вооружение многие атрибутыпрежней царской власти, ставшие снова тормозом в развитии добрыхмежнациональных отношений. Поэтому нам, чувашам, небесполезен небольшой экскурсв прошлое.
Правящие круги многонациональной России во все временапугались возможности какого-либо «сепаратизма» среди покоренных«малых» народов. Поэтому самодержавный строй выработал и утвердил рядоправдавших себя форм управления нерусскими этносами. Особое отношение к Чувашскому народу,к его культуре хотелось бы выделить, процитировав статью из «Казанской газеты» 1903 г.: «книжки на чувашском языке сеют толькосепаратизм и самомнение, крайне несимпатичное и даже вредное", что«чувашской культуры не бывало и не будет». Только на основе большой практической работы в областиразвития просвещения и образования можно было преодолеть подобные предвзятыерассуждения о „природных неспособностях“ чувашского народа. Естественно, в условиях царскойРоссии не могло быть никаких действий по обособлению чувашей от остальногогосударства, хотя бы по языковому признаку, не говоря уже о придании им каких-либоправ в административном отношении. Чуваши, как и другие нерусские народы, не моглив недрах России сложиться в буржуазную нацию: не было заметной промышленно-торговойбуржуазии, крупных землевладельцев, представителей чиновничества и офицерства,технической интеллигенции, деятелей науки и художественного творчества, очаговпредпринимательской деятельности, общественно-политической мысли и культуры.
Лишь кратковременно, в 1906—1907 гг.,на основе манифеста царя Николая II  от 17 октября 1905 г. о политическихсвободах предпринимались слабые попытки этнической консолидации чувашей: вышлапервая чувашская газета (1906—1907 гг.), нелегально был создан(профессиональный) Союз чувашских учителей и деятелей просвещения (1906 г.), также нелегальнофункционировала Чувашская организация партии социалистов-революционеров(1906—1910 гг.).
О первой чувашской газете «Хыпар» мнеи хотелось бы рассказать в своей работе. Актуальностью этой темы являетсяогромное значение газеты в становлении чувашской культуры.
Цель реферата поведать об основателяхгазеты, о вкладе, внесенном в развитие Чувашского национального движения.
Задачами работы являютсяисследование:
1.      предпосылок возникновения народного движения вЧувашии;
2.      биографии Н. В. Никольского-основателя газеты;
3.      деятельности газеты;
4.      вклада, внесенного в развитие Чувашской нации деятельностьюиздательства  «Хыпар».
Глава 1. Национальноедвижение в Чувашии в начале XXвека.
В начале XX века Чувашия представ­ляласобой аграрно-сырьевой придаток к промышленнымрайонам России. На ее территорииимелось около трех де­сятковфабрично-заводских предприя­тий, носреди немногочисленного про­мышленногопролетариата чувашей было мало.Сельские капиталистичес­кие промыслынаходились еще в ста­дии мануфактурыи держались глав­ным образом наэксплуатации надом­ников, рабочих снаделом. Крестьяне Чувашии в большинствесвоем пролета­ризировались на отхожихпромыслах вне края. Чувашскаяторгово-промыш­ленная буржуазия была малочисленна, но в деревнях имелась значительная прослойказажиточных крестьян. У чувашей не бы­лонациональных партий. На террито­риикрая из всех политических партий Россиинаибольшую активность в рево­люционномдвижении проявила партия большевиков.Среди крестьян вели так­же работувыразители интересов мел­койбуржуазии — социалисты-револю­ционеры(эсеры).
Процесс политического иэкономиче­ского развития определялся  действием тех же объективныхзаконов, что и по всей России. Что касаетсянекоторых особенностей в областисоциально-эко­номического развития(патриархальные пережитки в общественном быту, полу­колониальное положение, слабое разви­тие промышленности, относительное малоземелье и т. д.), то они лишь ус­ложняли процесс, не меняя его основ.
Чуваши активновключились в революционное движение. Массовые стачки и демон­страциирабочих промышленных цент­ров России, в том числе Поволжья, имелибольшое значение для развития политического самосознания трудящихсямасс Чувашии. Развитие рабочего движения под ру­ководствомреволюционных социал-де­мократов на рубеже   XIX—XX веков знаменовало кореннойперелом в рево­люционной борьбе всех народов России. Отэкономических забастовок рабочие повсюду стали переходить к политиче­ским:стачкам и демонстрациям. Все чаще выдвигались лозунги «Долой цар­скоесамодержавие!», «Да здравствует политическая   свобода!».
Важное значение в повышениирево­люционной активности масс имело рас­пространение социал-демократических прокламаций.18 сентября 1902 года в селе Полянки Ядринского уезда мест­нымивластями были обнаружены листовки Нижегородского комитета РСДРП— «К народным учителям и учительницам», «К рабочим Сормов­скогозавода», «Отчет Сормовской со­циал-демократической организации» и другие,а также один экземпляр ленин­ской газеты «Искра» № 5 за 1901 год. Вся эта литература быладоставлена в село Полянкикрестьянами-отходника­ми,работавшими на нижегородских предприятиях.
Назреванию революционного кризи­са способствовала русско-японская вой­на, начавшаяся в 1904 году: она еще более ухудшила положение народных масс, обострила все противоречия об­щественной жизни, усилила недоволь­ство среди трудящихся. Под влиянием большевиков росло сопротивление рабо­чих и крестьян Чувашии политике ца­ризма и произволу его местных влас­тей. Крестьяне начинают проявлять ин­терес к событиям, происходящим в стране, среди них усиливается тяга к чтению газет и политическойлитера­туры. В церковной летописи села Бай-гулова Чебоксарского уезда за 1904 год сохраниласьтакая запись: «Народ от­крыто сталвосставать против сущест­вующих порядков в государстве. Поя­вились и газетныестатьи, в которых выражаласьнеобходимость преобразо­вания государственногостроя, свободы печати… Простолюдины вместе с интел­лигентными лицами собирались на ули­цах и производили разные беспоряд­ки… читали разные прокламации и пе­лиреволюционные песни...»
Глава 2.Первая чувашская газета «Хыпар»
После поражения декабрьскоговооруженного восстания начался постепенный спад революционной волны, сталаусиливаться реакция. Но революция в России еще продолжалась. Пролетариатотступал организованно, с боями.
В сложной обстановке разгула реакциии военно-полицейского террора большевики перестраивали работу партийныхорганизаций, расширяли связи с массами, отстаивали и развивали героическиереволюционные традиции пролетариата. От непосредственной подготовки масс кштурму царизма путем вооруженного восстания большевики перешли к тактикеиспользования легальной и нелегальной форм работы. В Чувашии вели революционнуюработу социал-демократические группы в Алатыре, Буинске, Козьмодемьянске,Курмыше, Чебоксарах, Ядрине и социал-демократические кружки в МалыхЯль-чиках  Тетюшского   уезда, Мариинском осаде   Чебоксарского   уезда,  Цивильске.
В 1906 году большевики проводили собранияи митинги трудящихся, усиленно распространяли нелегальные листовки,прокламации, газеты и брошюры. Казанский комитет РСДРП еще в начале 1906 года,наладив работу двух подпольных типографий, улучшил дело издания революционной литературына языках нерусских народов, в том числе и на чувашском. В городах и селахЧувашии распространялись также листовки и прокламации, изданные Нижегородской,Симбирской, Самарской, Саратовской и другими органиациями РСДРП.
Для агитационной работы большевикишироко использовали и возможности легальных изданий. Благодаря деятельностиКазанского комитета РСДРП  в Чувашию в1906—1907 годах доставлялись произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.Местные социал-демократические группы и кружки изучали работы В. И. Ленина «Кдеревенской бедноте», «Две тактики социал-демократии в демократическойреволюции», «Победа кадетов и задачи рабочей партии». Большое количество революционнойлитературы привозили в край рабочие-отходники и студенты. Часть литературыпереводилась на чувашский язык и размножалась на гектографах.
2 сентября 1906 года в Самарепроисходила конференция поволжских окружных организаций, в которой участвовалии делегаты Казани и Симбирска. Основными вопросами повестки дня конференциибыли организаторская работа среди крестьян, массовые выступления крестьянства иих формы, пролетариат и крестьянство и др. Крестьяне, как показали отчетыделегатов с мест, начали понимать необходимость революционной борьбы совместнос рабочими.
После конференции Окружнаяорганизация Казанского комитета РСДРП провела в уездах значительнуюполитическую работу. Её представители выезжали  в   Алатырь, Козьмодемьянск, Тетюши,Чебоксары и другие места, где распространяли прокламации, листовки, проводилисобрания социал-демократических групп и революционных кружков. Один из руководителейОкружной организации, Н. С. Фролов, прибывший в Тетюшский уезд для веденияреволюционной работы, 13 ноября 1906 года писал в Казанский комитет из селаМалые Яльчики, что листовки, брошюры везде читали на собраниях, и от них «ввосторге не только русские, но и татары, и чуваши».
В селениях Чебоксарского и Цивильокогоуездов вела активную работу небольшая группа левого крыла эсеров(максималистов) под руководством Т. Н. Николаева—студента Казанскоговетеринарного института, выходца из деревни Большие Крышки Воскресенскойволости Чебоксарского уезда. В группу входили учитель Н. Беляев, братья Дмитрийи Иван Кадыковы (из деревни Шахчурино Чебоксарского уезда) и др. При участииагитаторов из Казани и Чебоксар они часто проводили массовые митинги и собрания,распространяли революционную литературу, организовывали местные отделенияКрестьянского и Учительского союзов, призывали крестьян к революционным выступлениям.Однако, увлеченные индивидуальным террором, максималисты не уделяли должного'внимания организации массовых выступлений крестьян,
В борьбе против царизма большевикивступали во временные соглашения с имевшимися в Чувашии крестьянскими и другимиреволюционно-демократическими организациями и стремились привлечь их к общенароднойреволюционной борьбе. Вместе с тем большевики разоблачали и критиковаликолебания и непоследовательность этих организаций, в особенности эсеров.
Казанские и симбирские большевикидобивались единства действий трудящихся русской, чувашской, марийской,татарской и других национальностей края.
Представители чувашской интелли­генции вдекабре 1905 года добились от властей разрешения на издание в Ка­занилегальной еженедельной газеты на чувашском языке «Хыпар» (Вести).Выход в свет первого номера газеты «Хыпар» 8 января 1906 года явился крупнымсобытием в жизни чувашско­го народа. Доиюня 1906 года редакто­ром-издателем газеты был преподава­тель Н. В. Никольский. Родился7 мая 1878года в деревне Юрмекейкино Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского райо­на Чувашской Республики) в крестьянскоймногодетной семье.
Окончив Чебоксарское духовное училище, Николай в 1893 г. поступил в Казанскую духовную семинарию, а затемпродолжил обучение в Казанской духовной академии. Здесь темой своего выпускного сочинения Никольский выбрал «Христианствосреди чуваш», которое было признанолучшим.
После окончания академии Н. В. Никольскийзанимался пре­подавательскойдеятельностью, совмещая ее с занятиями наукой. Он изучал и собирал источники по истории просвещения, культуы и христианизации чувашей и других народовПоволжья. Получая материалы от корреспондентов, своих учеников, работая в архивах и библиотеках, Н. В. Никольский создал богатейшеесобрание источников, состоящее из 249 томов, включающихисто­рические документы, памятники письменности и художественной литературы, чувашскиесловари, этнографические и фольклорные материалы (15 тысяч куплетовчувашских народных песен, 10 ты­сяч сказок, около 8 тысяч пословиц, 5 тысяч поговороки загадок). Современники оценивали рукописное собрание Никольскогокак «драгоценнейшее культурное сокровище чувашского народа».В 1913 г. Н. В. Никольский защитил магистерскуюдиссертацию, стай первым чувашом, получившим ученую степень.
После Октября 1917 г. он работал вКазанском университете, Восточном педагогическом институте, занималсяподготовкой учеб­ников и словарей и их изданием. В 1947 г. за совокупностьопубли­кованных трудов ему была присуждена ученая степень доктора историческихнаук. Осенью 1961 г.Николай Васильевич тяжело заболел. Сказав напоследок: «Никто не скажет,что я был лентяем»,ученый тихо скончался.
 Ближайшими его сотрудниками ипомощниками были бывшие ученики Симбирской чуваш­скойшколы Тимофей Семенов (Тайр Тимки), Ефим Трофимов и Василий Волков.Тираж первых номеров «Хы­пар» составлял  1500 экземпляров.
В первое время газета«Хыпар» дер­жалась либерального направления и возлагаланадежды на царскую Думу, но вскоре она стала отстаивать револю­ционно-демократическиеидеи.
В росте политического сознания тру­дящихсяЧувашии и усилении их рево­люционной активности большую роль сыграли стихи, рассказы,фельетоны, пьесы и другие произведения чуваш­ских революционных писателей и поэ­тов Т. С.Семеново-Тайра, М. Ф. Аки­мова, Н. И.Полоруссова-Шелеби, Д. А.Демидова-Юлдаша и других, опубликованные в разное время в газе­те «Хыпар».
«Хыпар» систематически помещала статьио революционном движении в стране, перепечатывала из русских ле­выхгазет статьи и заметки, рассказы­вающие о выступлениях рабочихи кре­стьян России.
С июня 1906 года редакторами газе­тыбыли последовательно С. К. Кирил­лов, С. И. Игнатьев, П. А.Алексеев, В.И. Иванов. С августа 1906 года газе­тавыходила под руководством «Чуваш­ского национального союза учителей и деятелей просвещения*, созданного на нелегальном съезде в Симбирске.
Несмотря нанепоследовательность и ошибки, газета «Хыпар» по ряду основ­ныхвопросов стояла на революционно-демократических позициях. В ней пуб­ликовалисьстатьи и заметки о борьбе крестьян за землю, о выступлениях чу­вашскогокрестьянства. В статьях по аграрному вопросу   газета   разъясняла массам необходимость безвозмезднойпередачи помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель вобщенародное достояние.
На первом этапе своейдеятельности «Хыпар» освещала национальный вопрос сбуржуазно-националистических позиций, но вскоре стала выдвигать требование установленияравноправия всех народов и языков, пропагандировала идеи дружбы народов.«Умные, образованные русские,— говорится в передовой статье «Хыпар» № 31—32 за1906 год,— никогда не насмехаются над другими: для них и русский, и чуваш—все люди,все равны… У русских, у чувашей, у татар — у всех один враг; нам всем надосплотиться и действовать вместе.… Если мы хотим изменить законы, все народыдолжны быть солидарны с русскими и сплотиться для упорной борьбы».
В ряде статей и заметокгазета распространяла идеи союза рабочего класса с крестьянством,ниспровержения царского самодержавия.
«Хыпар» уделяла большоевнимание публикации переводных и оригинальных брошюр и книг на чувашском языке.В 1906 году был издан «Календарь для чуваш: на 1907 год» тиражом более 7         тысяч экземпляров. Появилась   серияполитических    брошюр:   «О   политических свободах»   (арестована цензурой), «О налогах»,  «Необходимые  всем   сведения», «Современное положение»и др.8        брошюре «Автономия иединство России»    выражалось    пожелание,   чтобы государственный   строй в  России   был построен на началах   автономного управления ее народов и областей. Однакоавторы брошюры не понимали того,что создание такого строя невозможно  безсвержения самодержавия. В своей деятельности газета испытываласерьезные трудности. Подвергались репрессиям ее редакторы-издатели, сотрудникии разносчики. Революционные статьи, стихи и очерки нередко урезывались и выхолащивалисьцензурой. Полицейские власти и духовенство прилагали много усилий, чтобыпомешать    распространению   газеты   среди населения. Нередко жандармы явля­лисьв типографию и рассыпали набор, а ряд номеров арестовали.Газета жила под постоянной угрозой ликвидации. 27мая 1907 года она была закрыта. Несмотря на то, что газета«Хыпар» просуществовала лишь окало 17 меся­цев ипроявляла непоследовательность, она сыграла важную роль вразвитии и укреплении чувашской революцион­но-демократическоймысли, в росте политического сознания широких масс чувашскогонарода.
Заключение.
В прошлом году отмечалось 100-летиегазеты «Хыпар». Всвязи с  этим событиемхотелось бы процитировать обращение президента Чувашской республики Н.В.Федорова, посвященное этомувеликому событию:
«У каждого народа есть явления, которые составляют неотъемлемуючасть его культуры и самобытности. Для нас таким явлением стал «Хыпар». Газетазнакома как пожилому поколению, так и молодежи, и на устах у всех с самогодетства.
Первой чувашской газете — 100 лет.Она самая первая. Самая старшая. Старшему всегда трудно. Если даже родителиочень опекают старшего, ему все равно многое приходится постигать самому, а вотмладшим он уже сам помогает освоить жизненные навыки.
Сегодня, ровно через сто лет послепоявления первой чувашской газеты, мы можем с уверенностью сказать, что,именно:
-  с «Хыпара» началасьчувашская журналистика;
— «Хыпар» стал родоначальником формирования и развитиялитературного чувашского языка;
— «Хыпар» — газета, позволившая чувашскому народу осознатьсебя, собственные интересы, начать системное изучение своего родного языка,традиций, обычаев, культуры;
— «Хыпар» – это школа по подготовкевысококвалифицированных кадров чувашских журналистов и литераторов;
— «Хыпар» – газета–интернационалист, сплотившаявокруг себя не только чувашей, но и другие народы России….»
«… Наши исследователи уже далидостойную оценку главной газете республики, которая по-прежнему остаетсявсечувашским печатным изданием. Вклад «Хыпара» в духовное просвещениенарода, расширение мировоззрения, ликвидацию неграмотности среди чувашей,развитие печатного слова и литературного языка неоценим. Семена, посеянныепервой газетой «Хыпар», действительно дали достойные всходы: об этомубедительно свидетельствуют сегодняшние газеты-журналы, выходящие на родномязыке. В передовице первого номера «Хыпара» его основатель и редакторНиколай Васильевич Никольский так определил стратегию газеты: «И НАМ, ЧУВАШАМ,СЛЕДОВАЛО БЫ ЧЕРЕЗ ГАЗЕТУ НАУЧИТЬСЯ ДОБРУ, В КОРНЕ УЛУЧШИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ».
Какой глубокий смысл в этих словах:«НАУЧИТЬСЯ ДОБРУ»! В этом направлении мы должны трудиться и сегодня, ибо в этихнаставлениях основателя «Хыпара» заключена и стратегия развития чувашей иЧувашии.
Несмотря на революционные перипетии начала XX века, первые«хыпаровцы» были выразителями глубинных, истинных чаяний чувашскогонарода и били набат для будущих поколений, чтобы они стремились к знаниям, ведущимк добру…»
Газета «Хыпар» находится вавангарде национальной прессы страны. На ее базе создан и успешно функционируетуникальный в своей сфере Издательский дом, в недрах которого издаются 6большетиражных газет на чувашском языке, журнал сатиры и юмора, татароязычнаягазета, а также на русском языке литературно-публицистический журнал«ЛИК». Это живой пример настоящего интернационализма и толерантности.
Во времена Никольского чуваши лишьмечтали о чувашской газете, поскольку не владели русским языком. А теперь, вусловиях двуязычия, чуваши по-прежнему верны газете «Хыпар» и егодетищам. Это говорит о том, что чуваши по-прежнему хотят приобщаться к Добру иДуховности посредством родного языка. И это обстоятельство очень важно. Намнадо его осознавать и оберегать. Можно надеяться: у такого народа с такимнаследством — великое будущее!
А в этом наследии — и величие НиколаяВасильевича Никольского, его учеников и единомышленников. И также значимостьсегодняшнего «Хыпара».
Да будет в веках наш родной народ ида будет востребована всегда всечувашская газета! Да будет так!»
Список использованнойлитературы.
1.      Данилов В. Д.  История и культура Чувашской Республики (XX век). ЧастьII: Учебное пособие. —Чебоксары, Чуваш, кн. изд-во,
1997.-112с.
2.     Кузнецов И.Д. ИсторияЧувашской АССР. Т.1. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1966 г.
3.     СергеевТ. С. Культура Советской Чувашии. К 70-летию авто­номии     республики.Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989.—335 с.
4.     www.cap.ru официальный портал органов властиЧувашской республики.
5.     http://www.gov.cap.ru сайт президента Чувашской республики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.