Реферат по предмету "История"


Внешняя политика Великобритании на современном этапе

В1996 г. исполнилось 23 года со времени присоединения Великобритании кЕвропейскому Сообществу. Этот шаг Лондона следует считать поворотным моментом вотнюдь не прямолинейном процессе перемещения в Западную Европу центра тяжестивсего комплекса позиций и интересов Великобритании; усилениезападноевропейского компонента оказало и продолжает оказывать огромное влияниена хозяйство и внутриполитическую жизнь страны, на эволюцию места и ролиВеликобритании в основных сферах мировой экономики и политики.
Какоценивать это воздействие 23 года спустя? Что получила Великобритания, ставактивным участником европейского строительства, и что потеряла? Насколькооправданными оказались опасения, связанные с последствиями переориентацииЛондона на Западную Европу?
ВступлениеВеликобритании в ЕС произошло через 16 лет после подписания шестьюзападноевропейскими странами Римского договора о создании Общего рынка.«Опоздав» с подключением к западноевропейскому: интеграционномупроцессу, Лондон пренебрег возможностью внести в структуру ЕС на первом этапеего развития элементы, в наибольшей мере соответствовавшие историческисложившейся структуре британского хозяйства. Задержка «поворота кЕвропе» обернулась для Великобритании в последующие годы довольносущественными осложнениями отношений с партнерами по Сообществу. Еще в течениедлительного времени во франко-германо-британском «триумвирате»,направлявшем развитие Сообщества, роль Великобритании была меньше, чем ФРГ илиФранции. По мере продвижения по пути углубления интеграции разрыв уменьшался,сглаживались противоречия Великобритании с другими участниками в областиаграрной, региональной, энергетической политики, хотя по многим позициямпроцесса создания «единой Европы» разногласия сохраняются и поныне.
В70-е гг. трудности адаптации к новым условиям конкуренции в Общем рынке сталидополнительной причиной экономического отставания Великобритании. В 1974-1984гг. средний темп роста ВВП в странах-членах Сообщества составлял 1,9%, а вВеликобритании — всего 1,2%. Однако в последующее десятилетие ситуациясущественно изменилась. В 1985-1996 гг. Великобритания по этому показателюпочти сравнялась с партнерами по ЕС — соответственно 2,1 и 2,3%. Эти успехисвязаны, конечно, не только с воздействием интеграционных факторов,стимулировавших научно-технический прогресс и структурные сдвиги впромышленности, но и со всем ходом циклического развития британского хозяйства,и с результатами политики тэтчеризма и Мейджора, которая существеннопреобразила экономический и политический облик страны.
Инымисловами, за время пребывания в ЕС британской внешней политике удалось если неукрепить, то по крайней мере стабилизировать свои позиции в Европе. К тому жечерез ЕС с его сложной системой взаимозависимости Великобритания получилавозможность оказывать гораздо большее воздействие на решение глобальныхполитических проблем, чем действуя в одиночку. Выступая составной частьюформирующегося в Западной Европе общего хозяйственного комплекса, она входит вЕдиный внутренний рынок, охватывающий 12 государств с населением в 340 млн.«Европеизация» хозяйства и внешнеэкономических связей Великобритании- на Западную Европу приходится 13 ее внешнеторгового оборота — содействовалаукреплению мощи британских фирм и финансовых компаний лондонского Сити вЕвропейском регионе; благодаря дополнительному импульсу, полученному от участияв ЕС, Лондону удалось сохранить самую обширную после США «хозяйственнуюимперию» за рубежом.
Неоправдались и прогнозы тех, кто полагал, что членство в ЕС не позволит Лондонуосуществлять самостоятельную внешнеэкономическую политику. Они исходили изтого, что сращивание европейских хозяйств и рынков приведет к синхронизацииэкономических циклов и кризисов и жестко привяжет экономическую политику странЕС друг к другу. Действительно, за 20 лет экономическая взаимозависимость этихстран существенно возросла. Их руководство должно во все большей мере учитыватьэкономический курс партнеров, прежде всего Германии, в особенности в связи стой ролью, которую играет марка в рамках Европейской валютной системы. И тем неменее к началу 90-х гг. Западная Европа не стала единым хозяйственнымобразованием; правительства стран ЕС по-прежнему осуществляют экономическуюполитику, руководствуясь в первую очередь национальными интересами.
ВступлениеВеликобритании в ЕС означало своего рода «наложение» на британскуюнациональную систему хозяйственно-политического механизма Сообщества. Однакочленство в ЕС не отменило ни специфику воспроизводства в стране, ни своеобразияее внешнеэкономической политики. Так, в 1985-1988 гг. интенсивностьэкономического подъема в Великобритании была значительно выше, чем в другихстранах ЕС. В 1993 г. в ней наблюдался выход из кризиса, в то время как встранах-партнерах по Сообществу спад продолжался. «Самобытными»оставались внешнеэкономическая философия и политика Лондона, например жесткиймонетаристский курс во время правления кабинета М. Тэтчер.
Хотябританское правительство и Банк Англии согласовывали свои действия с партнерамии наднациональными органами Сообщества, во многих случаях они принималирешения, расходившиеся с общими целями и задачами евростроительства. Лондон, вчастности, не подписал Социальную хартию ЕС, одобренную на встрече главгосударств и правительств стран ЕС в Страсбурге в декабре 1989 г. В этой связиМ. Тэтчер заявила, что Великобритания никогда не примет подобный документ,навязывающий марксистский дух классовой борьбы стабильной системекапиталистического предпринимательства. Эту позицию поддержал и Дж. Мейджор:приведение трудового законодательства в Великобритании к общему с партнерами поЕС знаменателю, по его мнению, нанесет серьезный ущерб интересам страны. В ходеподписания Маастрихтского договора Великобритании удалось добиться отСообщества значительной уступки — на нее не распространяется действиеобязательной для других стран Социальной хартии. В сентябре 1992 г., когдавалютные ограничения стали угрожать конкурентоспособности ее товаров наевропейском рынке, Великобритания не колеблясь вышла из механизма обменныхкурсов ЕВС.
Вминувшие два десятилетия шел и процесс европеизации внутриполитической жизни.Баланс общественных сил постепенно складывался в пользу более активноговключения страны в процесс консолидации Сообщества, хотя значительная частьбританцев до сих пор высказывается против «растворения» в европейскомгражданстве. Отношение двух основных политических партий Великобритании кзападноевропейской интеграции в течение этого периода эволюционировало всторону все более позитивной ее оценки. Лейбористская партия, выступавшая послеперехода в 1979 г. в оппозицию за выход из ЕС, к концу 80-х гг. стала егосторонницей, хотя в части партии антиевропейские настроения сохраняются.Основной фронт разногласий по вопросам дальнейшего развития Европейского союзапереместился в консервативную, правящую уже 14 лет, партию. Кстати, средифакторов, способствовавших в декабре 1990 г. смене М. Тэтчер на поступремьер-министра Дж. Мейджором, большое значение имело недовольство влиятельнойчасти руководства партии негативной позицией, занятой М. Тэтчер по отношению кряду аспектов углубления интеграции.
Послеподписания в феврале 1992 г. Маастрихтского договора о создании экономического,валютного и политического союза ЕС вокруг его ратификации в Палате общинразвернулись многомесячные дебаты. В мае 1993 г. они завершились победойсторонников Маастрихта. Дж. Мейджору удалось одержать верх благодаря угрозераспустить парламент и объявить досрочные выборы, исход которых мог вывести влидеры оппозицию.
Задва десятилетия существенно изменилось положение Великобритании намеждународной арене. Перемещение «зоны сосредоточения интересов» вЗападную Европу поставило перед Лондоном вопрос о судьбе его «особыхотношений» с США. Конечно же европейская ориентация политики Лондонауменьшила значение «атлантизма», особенно в экономической сфере.Двусторонние отношения стали еще более асимметричными — в гораздо большей мере«специальными» для Великобритании, чем для США, которые намеждународной арене все активнее взаимодействуют с Сообществом в целом. В самомэтом объединении на роль привилегированного партнера США претендует наиболеемощный его участник — ФРГ. Примечательно, что в окружении Б. Клинтона появилисьлюди, которые рассматривают Великобританию исключительно как среднего размерагосударство Европы, которое не заслуживает специального к себе отношения. Вэтих условиях Лондону, естественно, не удалось реализовать идею стать основнымсвязующим звеном между западноевропейским центром и североамериканским.
Ивсе же несмотря на возрастание роли западноевропейского компонента в системевнешних связей Лондона модифицированный вариант англо-американских «особыхотношений», хотя и во все более сокращенном объеме, продолжаетдействовать. Две англосаксонские страны по-прежнему связывает общность истории,культуры, языка, традиций. В ряде сфер связи Великобритании с США остаютсяболее тесными, чем с континентальными соседями. Даже в экономической области,где отношения подорваны в наибольшей мере, между ними сохраняются прочныесвязи. Так, в Соединенных Штатах сосредоточены свыше 1/5 прямых зарубежныхинвестиций
Великобритании,в то время как в ЕС — всего 1/4. Американские капиталовложения в этой странетакже существенно превышают западноевропейские. Привилегированными по-прежнемуявляются англо-американские отношения в области ядерного оружия. Примечательно,что в отдельные периоды «атлантизм» в британской политике дажеусиливается. Так было, например, во время правления М. Тэтчер: с одной стороны,она весьма прохладно относилась к планам дальнейшего развития интеграции,которые, по ее мнению, ущемляли национальный суверенитет Великобритании; сдругой — в периоды пребывания у власти в США Р. Рейгана и Дж. Буша онапользовалась большим влиянием в Белом доме, что, естественно, отразилось нахарактере отношений между Великобританией, Европой и США.
Участиев ЕС создало новую ситуацию в отношениях между Великобританией иосвободившимися странами. Лондон стремился там, где это возможно, сохранить вних собственные рычаги и сферы влияния. С этой целью он предпринял активныеусилия для того, чтобы смягчить для стран Содружества негативные последствияликвидации системы имперских преференций и фактического развала стерлинговойзоны. Не в последнюю очередь благодаря деятельности государства удалосьобеспечить «выживаемость» Содружества, число участников которогодостигает 50. В новых условиях у Великобритании появилась возможность строитьсвои отношения с развивающимися странами на «коллективной» основе, вчастности на базе Ломейской конвенции, действие которой распространяется на 69государств Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.
Спустядва десятилетия после вступления Великобритании в ЕС складывается новая модельее участия в системе международных отношений, которую — чем дальше, тем больше- будет определять содержание Единого европейского акта, предусматривающегоповышение роли наднациональных органов ЕС, а также Маастрихтского договора оЕвропейском союзе, важнейшими целями которого являются создание экономическогои валютного союза и проведение странами ЕС, в том числе и Великобританией,общей внешней политики и политики безопасности.
Список литературы
1.Ушаков Л.Д. Экономический подьем Великобритании 90-х гг.Москва. 1995г.
2.Князев В. Г., Попов Б. В. Налоги в Англии // Финансы. 1994.
3.Родионова В. М. Стратегия ТНК. М.: Наука. 1993. Гл. 3.
4.Великобритания (Экономика и политика стран современного капитализма). М., 1972.Ответственные редакторы Пронин С. В., Хссин Е. С.
5.Виноградов Г. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени.Л., 1975.
6.Волков Ф. Д. Великобритания: трудные времена. М„ 1977.
7.Глушков В. П. Корпорации, государство, экономика. Английский государственно-монополистическийкапитализм на пороге 70-х годов. М., 1972.
8.Дробозина Л. А., Можайское О. В. Финансовая и денежно-кредитная система Англии.М„ 1976.
9.Журков А. А., Фаминский И. П. Великобритания и проблемы западноевропейскойинтеграции. М… 1970.
10.Западная Европа в современном мире. В 2-х томах. Редакционная коллегия: ШенаевВ. Н„ Мельников Д. Е„ Майер Л. (ГДР). М., 1979.
11.Рыжиков В. А. СССР-Великобритания: развитие отношений (60-70-е годы). М„ 1977.
12.Солодкин Р. Г. Англия па мировых рынках. М., 1969.
13.Трухиповспий В. Г. Унистон Черчилль. Политическая биография. М., 1977.
14.Трухановский В. Г., Капитонова II. К. Советско-аиглийскио отношения, 1945-1978.М„ 1979.
15.Чеклин В. П. СССР — Великобритания: развитие деловых связей. Под ред. МанжулоА. Н. М„ 1979.
16. Tlio Military Balance 1979-1990. London 1990 p 94-95 — NewSociety, October 4, 1990, p. 8-9.
17. Annual Abstract of Statistics .Tom' Britisb Business, January25, 1996, p. 54, 58.
18. Trade and Industry, June 25 1996 p 800- 802;
19. Lees F. International Banking and Finance. London, 1994.
20. The Banker, February 1995, p. 110-123.
21. The World Today, May 1995, p. 200-209.
22. Annual Abstract of StatisLics, I994, p. 113-135.
23. British Journal of Industrial Relations, November 1992 p. 371.
24. The Ecouormst, January 2, 1996.
25. Britain's Economic Prospects. Washington-London, 1995.
26. Fortune, May 1994, p. 298.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.