Реферат по предмету "История"


Военные реформы 1861-1874 гг

Введение
Проведенные Александром II реформы, сыграли огромную роль в историинашего государства. При этом данные реформы затронули практически все основныесферы государственной и социальной жизни российского общества того периода.
Состояние дореформенной армии определялосьсоциально-экономической обстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIXвв.
Отсталость дореформенной экономикиопределяли состояние русской армии и военной промышленности в середине XIX в.Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений внеобходимости преобразований в военной области.
В данной работе будут рассмотрены основныесферы военного дела, которые были реформированы Александром II.
В частности они провели перестройкуорганов управляющих армией; территориальное переустройство командованиячастями. Также были преобразованы сами структуры государственного аппаратанепосредственно командующего армией, это коснулось и министерства. Кроме того,большое влияние оказала правовая реформа в сфере регулирования даннойдеятельностью, это привело к тому что у большинства частей были разработаныУставы, что вело к некоторой дисциплинированности (рядового состава и командования)в соответствии с данными Уставами.
1.Исторические предпосылки необходимости реформировании армии
Неудачи в Крымской войне были тяжелымоскорблением для народного самолюбия и заставили глубже отнестись к их причинам[1].
Стали очевидными многие слабые стороны какво внутренней организации войска, так и несовершенство всей системы Военного иМорского министерства. Подготовка офицерского состава была крайне низкой.Образованные офицеры в армии составляли исключение. 60 %, а в некоторых частяхи до 80 % являлись недоучками среднеучебных заведений, имевшими за плечамиуездные училища или кантонистскую школу, просто домашнее образование иливыслужившимися из низкого звания. Образованные офицеры служили в основном вгвардии, которая после события 14 декабря 1825 г. находилась под особымнадзором Николая I. Значительная часть офицеров чванилисьсвоим мундиром, с утра до ночи играли в карты, проводила время в попойках икутежах. Обучение солдат в большинстве случаев лежало на фельдфебелях иунтер-офицерах, применявших жестокие наказания и истязания. Офицеры на этоявление смотрели снисходительно. Суровая военная дисциплина грозила солдатуежедневно розгами, плетьми, а то и «прогон» сквозь строй. Шпицрутены в 3000ударов были обычным делом. Такая жизнь для человека, отданного в солдаты,тянулась по закону 25 лет[2].
На службу рекрутов набирали по шестичеловек с тысячи. Причем можно было ставить за себя охотника – человека,нанятого для того за деньги. Заметим, что рекрутская повинность со второйполовины 18 столетия лежала исключительно на мещанах и крестьянах. Они нетолько отбывали ее натурой, но обязаны были также нести с отправлениемрекрутства расходы, составлявшие около 5 миллионов рублей в год. Помещики имелиправо отдавать на военную службу крепостных в наказание за преступления ипроступки. Так же, как они ссылали своих крепостных в Сибирь, отправляли длянаказания в съезжий дом (помещение при полиции для арестованных) или гноили втюрьмах[3].
Снаряжение солдат было тяжелым инеудобным. Вооружение никуда не годилось. Гладкоствольные оружия подходилитолько для рукопашных схваток, а в стрельбе бессильны против нарезного оружия,что и было одной из главных причин многих неудач в сражениях с «союзниками».Штыковой рукопашный бой русских войск не имел себе равного. Но прежде чематакующее подразделение достигало противника, оно несло большие потери от егоогня[4].
2.Основные направления реформирования армии
2.1.Реформы в области организации армии (отдельных формирований)
Осуществление основной цели Милютина — создание небольшой кадровой армии, которая, при необходимости могла быть быстроувеличена за счет призыва обученных людей из запаса, продолжалось в течениевсей военной реформы.
Уже в 1862 г. Военное министерствопредприняло ряд мер по к сокращению численного состава армии, главным образомза счет сокращения ее «не боевой» части — этапных команд, рабочих рот, корпусавнутренней стражи (83 тыс. чел).
В докладе Военного министерства былирассмотрены меры преобразования всей военной системы, создания болеерациональной системы военной организации по следующим направлениям: превратитьрезервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующихвойск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрут; подготовкурекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами; всехзаштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск, в мирное время считать вотпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках,а не формировать из них новых частей; сформировать для мирного времени кадрызапасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировав батальонывнутренней службы.
В отношении организации пехотных икавалерийских частей указывалось на целесообразность включать в составбатальона 4 роты (а не 5), а в состав полка 4 батальона (а для внутреннихгуберний — 2 батальона), причем в целях избежания формирования новых частей вслучае войны, содержать их в уменьшенном составе. Предполагалось установить дляпехоты 3 штатных состава: кадровый, по штатам мирного времени и по штатамвоенного времени (кадровый составлял половину военного).[5]
Артиллерийские части должны были бытьорганизованы по следующему принципу: при каждой пехотной дивизии иметь однуартиллерийскую бригаду из 4 батарей, (для дивизий 2-батальонного состава — артиллерийскую бригаду из 2 батарей).
Однако быстро внедрить эту организацию неудалось, и лишь с 1864 г., после подавления основных очагов восстания в Польше,была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состававойск.
Были установлены следующие штатные составыполков: военного времени (по 900 рядовых в батальоне), усиленный мирный (по 680рядовых в батальоне), обыкновенный мирный (по 500 рядовых в батальоне) икадровый мирный (по 320 рядовых в батальоне). Вся пехота составила 47 пехотныхдивизий (40 армейских, 4 гренадерских и 3 гвардейских). Дивизия состояла из 4полков, полк из 3 батальонов, батальон из 4 линейных и 1 стрелковой рот.
Артиллерия делилась на конную и пешую.Пешая состояла из 47 артиллерийских бригад (по числу дивизий), каждая из 3-хбатарей по 8 (4) орудий. Конная артиллерия состояла из 4 гвардейских конныхбатарей и 7 конно-артиллерийских бригад по 2 батареи[6].
Кавалерия состояла из 56 полков — по 4эскадрона (4 кирасирских, 20 драгунских, 16 уланских и 16 гусарских),составлявших 10 кавалерийских дивизий.
Инженерные войска состояли из 11 саперныхбатальонов и 6 понтонных полубатальонов.
К действующим войскам относилиськрепостные полки и батальоны, а также 54 крепостных артиллерийских роты.
К местным войскам с 1864 г. сталиотноситься как резервные (выполняющие теперь роль функции запасных войск), таки войска внутренней службы (губернские батальоны, уездные, местные этапные иконвойные команды).
К 1869 г. было завершено приведение войскна новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счетсокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасеувеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного новыхчастей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счетрезервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военноговремени за 30-40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось 6 месяцев.
Однако новая система организации войсксодержала и ряд недостатков: организация пехоты сохранила деление на линейные истрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было);артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, чтоотрицательно влияло на их взаимодействия; из 3-х бригад кавалерийских дивизий(гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооруженыкарабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как всякавалерия европейских была вооружена пистолетами[7].
2.2.Территориальное устройство управления войсками
Основным преобразованием в областиреорганизации военного управления явилась военно-окружная система.
Создание стройной системы местногоуправления войск являлось важнейшей задачей, стоящей перед Военнымминистерством, без выполнения которой были невозможны дальнейшие преобразованияв армии. Необходимость данных преобразований обуславливалась тем, что штабыармий выполняли как командные, так и административно-снабженческие функции поотношению подчиненных частей, аналогичные задачи возлагались и на корпусныештабы. Практически штабы не могли эффективно исполнять ни тех, ни другихфункций, особенно если подчиненные им части были рассредоточены по разнымгуберниям.
В мае 1862 г. Милютин представилАлександру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройствавоенного управления по округам». В основе этого документа лежали следующиеположения: уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшейтактической единицей считать дивизию; разделить территорию всего государства нанесколько военных округов; во главе округа поставить начальника, на котороговозложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, атакже поручить ему управление всеми местными военными учреждениями.
Таким образом, Милютин предложил создатьтерриториальную, окружную систему, при которой снабжение иматериально-технические функции возлагались на штаб округа, а оперативноекомандование сосредоточивалось в руках дивизионных командиров. Новая системазаметно упрощала военное управление и устранялся существенный недостаток — крайняя централизация управления в министерстве.
В соответствии с этим указывалось нанеобходимость создания 15 военных округов: Финляндского, С — Петербургского,Балтийского (Рига), Северо-Западного (Вильно), Царства Польского, Юго-Западного(Киев), Южного (Одесса), Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань),Нижневолжского (Саратов), Кавказского (Тифлис), Оренбургского,Западно-Сибирского (Омск), Восточно-Сибирского (Иркутск).
Структура главного окружного управлениядолжна была включать в себя: Общее командование и штаб, Окружное интендантство,Артиллерийское управление, Инженерное управление и Врачебно-госпитальноеуправление.
Уже летом 1862 г. вместо Первой армии былиучреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа а в конце 1862 г. — Одесский.
В августе 1864 г. было утверждено«Положение о военных округах», на основании которого Командующему войскамиокруга подчинялись все расположенные в округе воинские части и военныеучреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а неинспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части вокруге подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничныхокругах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лицесосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружногоуправления осталась без изменений.
В 1864 г. было создано еще 6 военныхокругов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский иКазанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский,Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.
В результате организации военных округовсоздалась относительно стройная система местного военного управления, устранилакрайнюю централизацию Военного министерства, функции которого теперь восуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивалибыстрое развертывание армии в случае войны, при их наличии стало возможноприступить к составлению мобилизационного расписания[8].
2.3.Реформирование в управлении войсками
Наряду с реформой местного военногоуправления на протяжении 60-х годов происходила и реорганизация Военногоминистерства, которая назрела так как в Военном министерстве отсутствовалоединство управления и одновременно с этим господствовала доведенная до абсурдацентрализация. На протяжении пяти лет — с 1862 по 1867 год происходилареорганизация Военного министерства.
Уже в 1862 г. были созданы два главныхуправления: артиллерийское и инженерное. Эти главные управления по прежнемувозглавлялись лицами императорской фамилии.
В 1863 г. была произведена реорганизациядепартамента генерального штаба. Он был объединен с военно-топографическим депои Николаевской академией генерального штаба, с наименованием его главнымуправлением генерального штаба.
В связи с введением военно-окружнойсистемы, в 1866 г. главное управление генерального штаба и инспекторскийдепартамент были объединены в одно управление под названием Главный штаб. Онсостоял из шести отделений, азиатской и судовой части, при Главном штабенаходился военно-топографический отдел и Главному штабу была непосредственноподчинена Николаевская академия генерального штаба.
В 1868 г. преобразование Военногоминистерства было закончено, и с 1 января 1869 г. было введено Положение оВоенном министерстве, согласно которого оно состояло из императорской Главнойквартиры, военного совета, главного военного суда, канцелярии Военного министерства,Главного штаба и семи главных управлений (интендантское, артиллерийское,инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, военно-судовое,иррегулярных войск), а также управления генерал — инспектора кавалерии иинспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых[9].
Права военного министра были значительнорасширены. Он являлся главным начальником всех отраслей военно-сухопутногоуправления, однако по ряду вопросов, находившихся в ведении военного совета,руководил не единолично, а лишь как его председатель.
Военный совет также претерпел изменения.Как состав, так и его функции были расширены. Помимо решения законодательных ихозяйственных вопросов, военному совету подведомственно также и инспектированиевойск. При нем состоял ряд комитетов: военно-кодификационный, по устройству иобразованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный.
Главному артиллерийскому управлениюподчинялись непосредственно артиллерийская академия и училища. При нем состоялартиллерийский комитет, который ведал обсуждением вопросов, касающихся теории,техники и практики артиллерии и ручного оружия, новых изобретений в этойобласти и распространением научных знаний среди офицеров артиллерии. Начальникглавного артиллерийского комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру.
По новому штату состав Военногоминистерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократилсяи объем переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военныйминистр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войскане находились в полном его подчинении, т.к. начальники военных округов зависелинепосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооруженнымисилами.[10]
Вместе с этим организация центральноговоенного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон: структураГлавного штаба была построена таким образом, что функциям собственногенерального штаба отводилось немного места; подчинение главного военного судаи прокурора военному министру означало подчинение судебных органовпредставителю исполнительной власти; подчинение лечебных заведений не главномувоенно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательновлияло на постановку лечебного дела в армии.
2.4.Правовое регулирование реформы
Одновременно с проведением военнойреформы, в 1868 г. было разработано Положение о полевом управлении войск ввоенное время, согласно которому при ведении боевых действий, войска наобразуют одну или несколько армий, во главе каждой стоит главнокомандующий,назначаемый и подчиняющийся царю. Военные округа на подчиняютсяглавнокомандующего и снабжают армию[11].
На основании Положения была значительноупрощена структура полевого управления армии, уточнены взаимоотношенияглавнокомандующего и военного министра. Однако имелся и целый ряд существенныхнедостатков: Возможное наличие нескольких главнокомандующих с одинаковымиправами; Не предусматривалось создание отдела военных сообщений.
«Устав строевой пехотной службы» былразработан в 1866 г. Общий характер этого устава определялся новымитактическими принципами ведения боя: развитии огня пехоты в сочетании сдействием холодным оружием, совершенствованием рассыпного строя, развитиемгибкости построения рот и батальонов[12].
Строевые уставы пешей иконно-артиллерийской служб были изданы в 1859 г. В этих уставах по-прежнемубольшое внимание уделялось плац — парадным приемам. Тактической единицей являлосьорудие. Командир батареи лишь определял дистанцию для первого выстрела, а далеенаводчик самостоятельно вводил поправки. Этот принцип, оставшийся отгладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым видам вооружений.
Заключение
На протяжении первых 8 лет Военномуминистерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в областиорганизации армии и управления войсками.
В области организации армии была созданасистема, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая кновым формированиям.
Уничтожение армейских корпусов исохраненное деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имелоотрицательное значение в смысле боевой подготовки войск.
Реорганизация Военного министерства обеспечилаотносительное единство военного управления.
В результате проведения военно-окружнойреформы были созданы местные органы управления, устранена излишняяцентрализация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и ихмобилизация.
Списоклитературы
А.Н. Сахаров. История России с начала XVIII до конца XIX вв. М. АСТ. 1997
История СССР с древнейших времён до концаXVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во Высшая школа, 1975.
Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по историиРоссии, М., Изд-во Правда, 1989.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории длясредней школы. Курс систематический, М., Изд-во Звено, 1994.
Сыров С.Н. Страницы истории, М., Изд-воРусский язык, 1983.
Титов Ю.П. История государства и права.Былина. М., 1997.
Черменский Е.Д.Дискуссионные проблемы истории. М., «Наука», 1994.
Исаев И.А. Историягосударства и права России. Юристъ. М., 1996.
Политическая историяРоссии и СССР (Вторая половина XIX-XX века): Курс лекций; Под общ. ред. доктораисторических наук, профессора Б.В. Леванова. М., 1991.
Ключевский В.О.Русская история. Книга четвертая. «Мысль». М.,1995. С.10.
Мунчаев Ш.М.,Уститнов В.М. История России. ИНФРА.М – НОРМА. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.