Реферат по предмету "История"


Важнейшие достижения науки в конце XIX–начале XX вв

Реферат
«Важнейшие достижения науки в конце XIX – начале XX вв.»

1. Развитие фундаментальных и отраслевых наук
В конце XIX — начале XX века произошла революцияв естествознании, которая оказала огромное влияние на развитие общества. В этотпериод были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотрупрежних представлений об окружающем мире. Ведущую роль в науке играли страныЗападной Европы, в первую очередь, Англия, Германия и Франция. В 1897 г.английский физик Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу — электрон,входивший в состав атома. Оказалось, что атом, который раньше рассматривалсякак неделимая последняя мера материи, сам состоит из более мелких частиц.
Французские физики А.Беккерель, Пьер и Мария Кюри исследовалиэффект радиоактивности и пришли к выводу, что некоторые элементы произвольноизлучают энергию. В 1901 г. М.Планк (Германия) установил, что энергиявыделяется не сплошными потоками, как думали раньше, а отдельными пучками — квантами. В 1911 г. английский физик Э.Резерфорд предложил первую планетнуютеорию строения атома, согласно которой атом представляет собой подобиеСолнечной системы: вокруг положительного ядра движутся электроны — отрицательные частицы электричества. Нильс Бор (Дания) в 1913 г. ввелпредставление о скачкообразном переходе электрона с одной орбиты на другую, приэтом он получает или поглощает квант энергии. Открытия Бора и Планка послужилифундаментом для развития теоретической физики.
После исследований в области квантовой физики новый феномен неукладывался в ньютоновское понимание вещества, материи. Объяснение этомуявлению дал Л.Эйнштейн, который в своей теории относительности (1905) доказал,что материя, про странство и время взаимосвязаны. Ньютоновская картина мира сабсолютным пространством и абсолютным временем была окончательно отвергнута: поЭйнштейну, время при скоростях, близких к скорости света, замедлялось, апространство могло искривиться. Работы ученого получили всемирную известность.
В 1869 г. великий русский ученый Д.И.Менделеев открылпериодический закон химических элементов. Было установлено, что порядковыйномер элемента в периодической системе имеет не только химический, но ифизический смысл, так как он соответствует числу электронов в слоях оболочкитого или иного атома. Быстрыми темпами развивались электрохимия, фотохимия,химия органических веществ естественного происхождения (биохимия) и химическаяфармакология.
2. Развитие генетики, биологии, медицины
Опираясь на достижения биологии (учение о клеточном строенииорганизмов) и теорию чешского натуралиста Г.Менделя о факторах, влияющих нанаследственность, немецкий ученый I А.Вейсман и американский ученый Т.Морган создалиосновы генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном иживотном мире. Классические исследования в области физиологии сердечно — сосудистойсистемы, органов пищеварения осуществил русский ученый И.П.Павлов. Изучиввлияние высшей нервной деятельности на ход физиологических процессов, онразработал теорию условных рефлексов.
Достижения биологии дали мощный толчок развитию медицины.Продолжая исследования выдающегося французского бактериолога Л.Пастера,сотрудники Пастеровского института в Париже впервые разработали предохранительныепрививки против ряда болезней: сибирской язвы, куриной холеры и бешенства.Немецкий микробиолог Р.Кох и его многочисленные ученики открыли возбудителейтуберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства против них.
Благодаря успехам химии медицина пополнилась рядом новыхпрепаратов. В лекарственном арсенале врачей появились широко известные нынеаспирин, пирамидон и другие средства. Врачами разных стран мира разрабатывалисьосновы научной санитарии и гигиены, меры по профилактике и предупреждениюэпидемий.
3. Достижения в области техники, новых технологий, транспорта
Научные достижения в различных отраслях знаний сделали возможнымстремительное развитие техники, технологии производства, транспорта и связи.Ведущее место занимают машиностроение, электроэнергетика, горное дело,химическая промышленность, транспорт. Крупнейшим шагом в повышенииэнерговооруженности промышленного производства и транспорта стало получениеэлектроэнергии в больших объемах при помощи динамо-машин, первые образцыкоторых появились еще в 70-е годы XIX века.
Настоящим переворотом в технике стало появление новых классовмоторов, сконструированных немецкими изобретателями H.Ommo (1876) и Р.Дизелем(1897). Эти компактные, высокоэкономичные двигатели, работавшие на жидкомтопливе, вскоре на
шли себе применение в первом автомобиле Г.Даймлера и К.Бенца (1886, Германия),первом самолете братьев У. и О.Райт (1903, США) и первом
дизельном локомотиве (тепловозе) компании Клозе-Шульцер (1912, Германия).
В металлургии был открыт новый способ выплавки стали-конверторный, а также способ получения алюминия и меди методом электролиза.Был внедрен в промышленность крекинг — процесс разложения сырой нефти с цельюполучения легкого жидкого топлива. В Германии был разработан способ получениябензина из угля.
Большие изменения произошли в строительстве, где стали широкоприменяться качественные марки стали. Применение стальных и железобетонныхконструкций позволяло возводить здания, мосты, виадуки, тоннели небывалыхразмеров. Так, в 1905 г. под Альпами был проложен Симплонский тоннельпротяженностью около 20 км. Центральный пролет Квебекского моста, сооруженногов Канаде в 1917 г., достигал 550 м, а высота нью-йоркского небоскреба Вулворта,возведенного в 1913 г., составляла 242 м.
В этот период происходили кардинальные изменения в организациипроизводства, связанные с выпуском массовой стандартизованной продукции ипереходом к конвейерному производству. Сущность конвейерного производствазаключалась в том, что обрабатывающие механизмы и рабочие места располагалисьпо ходу технологического процесса, а сам процесс, расчлененный на ряд простыхопераций, совершался непрерывно. Впервые конвейер был применен на заводах Т.Форда в США.
Один из крупнейших автомобильных магнатов мира Генри Форд родилсяв семье фермеров. После окончания школы он стал учеником в автомобильноммагазине и вскоре открыл собственную мастерскую по ремонту сельскохозяйственнойтехники. С 1887 по 1899 год Форд работал в компании Эдисона и закончил своюкарьеру в ней главным инженером.
С 1890 г. он увлекся автомобилестроением и в свободное времяпостроил свой первый автомобиль, который имел двухцилиндровый двигатель. В 1899г. Форд перешел в Детройтскую автомобильную компанию. С тех пор Форд занималсятолько конструированием автомобилей. Но настоящий успех пришел к нему только в1903 г., когда модель «Форд-99» с двигателем мощностью 80 лошадиных силвыиграла множество соревнований на скорость. В это время Форду исполнилосьсорок лет, и он основал свою собственную компанию по производству автомобилей.
Форд поставил перед собой совершенно новую задачу — сделать первыйобщедоступный и массовый автомобиль. Для этого он должен быть достаточнодешевым и в то же время прочным и долговечным. Применив легкую, прочную сталь,Генри Форд стал делать дешевые машины, которые мог купить практически каждый.
4. Совершенствование военной техники
Рост агрессивности ведущих держав, с одной стороны, и техническиевозможности, с другой, привели к быстрому развитию и совершенствованию военнойтехники. Американский инженер Х.Максим в 1883 г. изобрел станковый пулемет.Затем появились легкие пулеметы других систем. К началу Первой мировой войныбыло создано несколько типов автоматических винтовок. Тенденция к автоматизациинаблюдалась и в артиллерии, где появились образцы полуавтоматических орудий.
Первые проекты боевой бронированной машины, названной впоследствиитанком, были предложены в России (1911-1915) инженерами В.Д.Менделеевым,А.А.Пороховщиковым, А.А.Васильевым', в Великобритании -Де Молем (1912), вАвстро-Венгрии — Г.Бурштыном (1913), но они не получили развития, хотя боеваямашина Пороховщикова («Вездеход») была изготовлена в мае 1915 г. Англичане косени 1916 г. создали несколько десятков танков («Марка-1») и 15 сентябряпервыми применили их в сражении близ р.Сомма (32 машины) во время Первоймировой войны. В ходе войны Франция производила танки «Рено», а у немцев онипоявились только в 1918г. Всего за время войны было выпущено в Великобритании — 2 900, Франции — 6 200, Германии — 100 танков.
Появление первых военных самолетов относится к 1909-1910 гг. ВРоссии самолеты в военных целях впервые были использованы на маневрахПетербургского, Варшавского и Киевского военных округов в 1911 г. В боевыхдействиях самолеты впервые применялись в ходе Балканских войн (1912-1913). Кначалу Первой мировой войны Россия имела 263 военных самолета (преимущественнофранцузского производства), Франция -156, Великобритания — 30, США — 30,Германия — 232, Австро-Венгрия — 65.
В России в 1914 г. на вооружение был принят первый в миребомбардировщик «Илья Муромец». В 1915 г. на вооружение поступили одноместныесамолеты-истребители: во Франции «Ньюпорт» и «Спад», в Германии «Фоккер».
В военно-морском флоте первенство принадлежало паровым броненоснымкораблям с толщиной брони до 610 мм. Одним из первых таких кораблей был русскийброненосец «Петр Великий» (1877). Гонка морских вооружений привела к созданиюсверхмощных броненосцев с тяжелым артиллерийским вооружением. Первый корабльтакого класса был построен в Англии (1905-1906). Его назвали «Дредноут». Вскореподобные корабли стали строить США, Россия и Германия.
Для борьбы с морским превосходством Англии германское командованиеначало строительство подводных лодок. В ходе войны появились новые классыкораблей: авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Первый авианосец совзлетно-посадочной палубой был переоборудован в Великобритании изнедостроенного крейсера «Фьюриес» и мог принимать 4 разведывательных самолета иистребителя.
Развитие науки и техники открывало возможности прогресса, но в тоже время привело к гонке вооружений, а это усиливало международнуюнапряженность.

Списоклитературы
1.    Я.М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С.111-128.
2.    С.Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109
3.    Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.
4.    Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира сдревнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. Ї 6-е изд. Ї М.: ООО«ТИД «Русское слово Ї РС», 2006 (§ 41).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.