Реферат по предмету "История"


Личность Бабура в истории Индии. Бабур в литературе Востока

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский Государственный Женский Педагогический университет
Реферат
Тема:
Личность Бабура в истории Индии. Бабур в литературе Востока
Выполнила: Градовская Е.
Проверила: Бурханова Д.С.
Алматы, 2011

План
 
1. Военные походы Бабура, основание державы Великих Моголов
2. Завоевание Индии
3. Внутренняя и внешняя политика Бабура в Индии
4. Творчество Бабура
5. «Бабур-наме»
Заключение
Список литературы
 
1. Военные походы Бабура, основание державы ВеликихМоголов
Бабур, Захиреддин Мухаммед (1483-1530), основатель державы ВеликихМоголов в Индии, просуществовавшей более двух столетий (1526-1761). По отцовскойлинии — потомок Тимура, по материнской, возможно, Чингисхана. Этот человек вошёлво всемирную историю как основатель крупнейшей в XVI-XVIII веках державы на территорииИндии и Афганистана — Могольской империи. Могольской эта империя называлась потому,что создатель её был внуком Тамерлана, который, в свою очередь, был дальним потомкомЧингисхана — то есть монголом. Великими Моголами называется династия, начало которойположил этот человек.
Имя его — Бабур. Бабур означает «лев». А изначальнымименем было Захиреддин Мухаммед. В одиннадцатилетнем возрасте получил в наследствоот своего отца Ферганское княжество. Изгнан из Средней Азии тюркскими племенами,пришедшими из Сибири (предками узбеков). В 1504 с помощью своего родственника, правителяГерата, занял Кабул, где приступил к созданию сильного войска, набиравшегося изуроженцев Средней Азии афганцев и гакаров. Вслед за этим предпринял неудачную попыткузахватить Самарканд, бывшую столицу Тимура.
Решив, что только завоевав Индию он станет во главе могучегогосударства, в 1518 и 1524 Бабур совершил нападения на Пенджаб. Наместник ПенджабаДаулат-хан, находясь во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, сначалаподдерживал действия Бабура, полагая, что он, подобно Тимуру, сокрушит Делийскийсултанат и уйдет домой, а престол в Дели окажется вакантным. Но, Бабур, заняв в1524 Лахор, на следующий год во главе 12-тысячного войска предпринял новый поход.Даулат-хан выступил против него, но был разбит. Решающая битва с 40-тысячным войскомсултана Ибрахима Лоди состоялась в апреле 1526 на равнине Панипата (на пути из Пенджабав Дели). Войско Бабура имело подавляющее превосходство в артиллерии и умело создаватьукрытия для своих пушек из повозок, связанных ремнями. Кроме того, оно перенялоу монголов тактику охвата конницей флангов противника. Все это предопределило вконечном счете победу Бабура; дорога на Дели была ему теперь открыта. Однако наего пути стоял правитель Мевара раджа Санграм Сингх, собравший многотысячное войскоиз конных отрядов нескольких раджпутских князей. Битва раджпутов с Бабуром состояласьв марте 1527 при Кхануа. И вновь перевес Бабура в артиллерии имел решающее значениедля исхода сражения. Эти две победы означали фактически установление господстваБабура в Северной Индии. В дальнейшем его государство расширилось до низовий Гангана востоке в результате разгрома в мае 1529 афганских правителей Бихара и Бенгала.
Часть афганских отрядов армии Бабура возвратилась домой, нагруженнаядобычей. Воины, оставшиеся в Индии, получили от Бабура наделы земли в служебныепожалования. Эти новые землевладельцы нанимали себе в качестве управляющих индусов,которые хорошо знали обычаи своей страны. Бабур не успел закончить формированиеналогово-административного аппарата и централизованной системы управления государством.Эти задачи были решены его преемниками.
Бабур был выдающимся полководцем и политиком. Чувствуя непрочностьсвоего положения в завоеванной стране с самобытной культурой, он старался лучшепознакомиться с местными обычаями и спецификой. Источники отмечают его образованность,наблюдательность, умение ценить искусство. Он интересовался историей, культуройнародов Средней Азии, Афганистана и Индии, флорой и фауной этих стран. Бабур известенкак замечательный поэт, писавший на джагатайском и таджикском языках, как автормемуаров «Бабур-наме». Хотя он несколько свысока относился к индусам какк «неверным», однако проявлял к ним известную терпимость и преследовалтолько тех из них, которые относились к нему недоброжелательно.
бабур индия тимур чингисхан
Перед смертью Бабур разделил свои владения между сыновьями, оставивосновную индийскую часть территории государства старшему — Хумаюну — и велев остальным,получившим Пенджаб, Кабул и Кандагар, подчиняться ему.
 2. Завоевание Индии
Один из индийских ученых, Трипатхи Рам Просад, давая оценку этойпобеде Бабура при Панипате, писал, что и «победа при Панипате Захиреддина МухаммедаБабура заложила фундамент Великой могольской (т.е. Бабуридской) империи в Индии,которая по своей пышности, мощи и культуре осталась величайшей империей в мусульманскоммире и могла даже соперничать с Римской империей».
Однако, чтобы окончательно закрепить победу в Панипате, Бабурупришлось продолжать свою политическую борьбу, а также вести такую внутреннюю политику,которая завоевала бы ему симпатии и расположение жителей городов и деревень Индии.Одним из проявлений такой политики было издание указа об отмене налога тамги, взимаемогос торговли.
В «Бабур-наме» нашла свое наиболее подробное описаниедругая битва Бабура в Сикри с Рано Санграм Синхом, которая произошла 13 марта 1527 г. Рано Санграм и его союзники: Хасан хан Мевати — правитель Дунгарпура, равал Уди Санг Багари, РайЧандрабан Чаухан, сын правителя Чандари — Бхупат Рао, и многие другие не смоглиустоять перед военной тактикой Бабура. Удачно исполненный им маневр тулгама, т.е.внезапный удар с тыла и флангов противника, и артиллерийский удар, решили судьбусражения при Сикри. Описывая это сражение, Бабур объективно анализирует слабые исильные стороны своего противника, не забывая при этом отдать должное храбростии мужеству своего врага, Рано Санграм Синха.
Как известно, сравнительно стабильным в политическом отношениистало положение в Индии после третьего сражения Бабура при Гогре, которое произошло6 мая 1529 г. и завершилось полной победой Бабура и крупным поражением афганскихи бенгальских феодалов. Битва при Гогре была третьей и последней победой, котораясделала Бабура полным хозяином Северной Индии. Весьма ценны его данные о независимыхкняжествах Гуджарата, Мальвы, Мевара, Бенгалии, Декана, и Биджанагара. О Кашмиреи Синде Бабур упоминает вскользь. Бабур, находясь в Индии, имел хорошую возможностьобщаться с коренным населением страны. Его полномочия и власть были распространеныот Кабула до Бихара, охватывая большинство густонаселенных земледельческих оазисовСеверной Индии. Анализ данных Бабура относительно географии Индии показывает, чтоБабур наиболее четко различает три бассейна: бассейн рек Инд, Ганг и приток Ганга.«Те горы, которые расположены на севере Хиндустана, индийцы называют Салавак-Парбат.На языке индийцев сава — четверть, лак — сто тысяч, парбат — гора; получается — пишет Бабур, — »четверть и сто тысяч гор", то есть двадцать пять тысячгор".
 3. Внутренняя и внешняя политика Бабура в Индии
Несмотря на очень краткое по времени правление в Индии (1526-1530гг.), Бабур сумел в некоторой степени объединить феодально-раздробленную странуи провести в жизнь такие важные мероприятия, как упорядочение земельно-водных отношенийи налоговой системы. По его приказу благоустраивались мечети, сооружались зданияразличного назначения, строились бани, рылись колодцы и т.д. В крупных городах Индии- Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре — Бабуром были заложены сады и парки с декоративнымирастениями. Характерно то, что при планировке садов Бабур применял среднеазиатскуюсистему чарбаг. Из «Бабур-наме» становится известно, что в 1526 г. в Панипате Бабуром в честь победы над Ибрахимом Лоди был разбит большой сад, именуемый Кабул-бахтом,который, по-видимому, был первым его сооружением на территории Индии. В садах, разбитыхв Индии, Бабур впервые применил опыт по выращиванию среднеазиатских дынь и винограда(в Индии до сих пор выращивается сорт винограда под названием ангури самарканди,т.е. самаркандский виноград).
Бабур в своей деятельности постоянно преследовал цель благоустройстваподвластных ему крупных городов Индии. Планировка и архитектура общественных и частныхпостроек, их внешнее оформление и интерьер, имея очень много со среднеазиатскимстилем, органично сочетались в то же время с индийской формой и стилем, что привелок соприкосновению двух культур — индийской и среднеазиатской. Процесс этот получилдальнейшее развитие при приемниках Бабура, что особенно заметно в стиле крупныхзданий, сооруженных в Северной Индии его потомками.
Однако не только взаимопроникновение и взаимовлияние двух культур- Средней Азии и Индии — характерно для времени правления в Индии Бабура, а известнаятрансформация некоторых феодальных институтов, присущих обеим странам в средниевека (например, институты Тархан, Суюргал и др.). Все это хорошо отражено в«Бабур-наме».
В Индии Бабур постоянно стремился укрепить торгово-экономическиесвязи со Средней Азией, Афганистаном и Ираном, которые были прерваны после пораженияБабура в 1511 г. в битве с Убайдуллаханом у Кули Малик, неподалеку от Бухары. Специальныйфирман (указ) Бабура об измерении расстояния между Агрой и Кабулом, о благоустройствекараван-сараев, постройке специальных колодцев на торговых магистралях, заготовкефуража и съестных припасов для путников был создан с целью подъема товарооборотастраны, нормализации системы внешних сношений с другими странами.
 4. Творчество Бабура
Также перу Бабура принадлежит трактат по поэтике; изложение встихотворной форме фикха (мусульманского права) и собственная разработка алфавита- “Хатти Бабури” (“Алфавит Бабура”). “Хатти Бабури” был создан на основе древнетюркскихписьмен и являлся упрощенным по начертанию (по сравнению со сложным арабским письмом).
Это произведение Бабур написал на староузбекском языке (тюрки).Как свидетельствуют исторические первоисточники, написанные в Индии в средние века,в этот период была заметна роль староузбекского языка — языка Алишера Навои, Бабураи его преемников. Староузбекский язык, наряду с персидским языком (дари) и языкомурду, играл значительную роль в развитии искусства и литературы Индии в XVI-XVIIвв. и занимал почетное место. Многие представители исторической науки и литературыиз числа ближайшего окружения Бабура — Ходжа Калан, Шейх Зайн, Турдибек Хаксар,Байрам-хан и другие писали свои труды также на староузбекском языке. На староузбекскомязыке были написаны не только «Бабур-наме» и трактат «Мубайин»,но и стихотворный диван, условно названный нами «Индийским диваном», составленныйсамим Бабуром, хранящийся в настоящее время в Рампуре в библиотеке индийского навоба.
Бабур испытывал чувство безмерной любви к своей родине, СреднейАзии, и Афганистану, который стал для него второй родиной. Он всегда жил надеждойвернуться домой. В антологии поэтов «Макалат-и шуора», опубликованнойв Карачи Алишером Каниг Татави, сохранилось малоизвестное даже ученым последнеестихотворение Бабура на персидском языке, в котором он писал:
Я в жизни счастья не встречал, с несчастьем связан стал.
Во всех делах — просчет, за все я всем обязан стал.
Покинув родину свою, побрел я в Индустан И черною смолой стыданавек измазан стал. (пер. Л. Пеньковского)
К каким пределам ни пойду, везде со мной печаль, Везде ношу моюбеду, судьба моя грустна.
И сотни горестных забот, и тысячи невзгод — Та доля, что менягнетет, другому не дана! С моим светилом разлучен, горю в горниле мук, Мне сердцежжет со всех сторон, душа истомлена.
Когда ты от страданий хмур, бедою не делись, На людях не рыдай,Бабур, им боль твоя смешна! (пер. С. Северцева)
Однако Бабуру так и не удалось осуществить свою мечту. Довольноподробные сведения о последних месяцах жизни отца оставила в своей книге «Хумаюн-наме»дочь Бабура, Гульбадан-бегим. Бабур, спасая тяжело заболевшего сына Хумаюна, согласнообряду три раза обошел вокруг ложа больного, говоря при этом, что берет на себяболезнь Хумаюна. Вскоре Хумаюн стал поправляться, а Бабур, заболев, слег и черезтри месяца скончался. Такова романтическая версия гибели Бабура, оставленная потокамего дочерью.
Со дня смерти Бабура прошло более четырех с половиной веков,полных противоречий и острой социальной борьбы народов Средней Азии, Афганистана,Ирана и Индии. Это немалый срок. Но имя Бабура — историка, талантливого художникаслова, умелого полководца и государственного деятеля, — бессмертно. «Памятьчеловечества экономна, из великого обилия возникающих образов, имен и деяний онахранит позднее лишь те, которые еще содержат в себе нечто важное и потребное дляжизни. Она обобщает уверенно, по какому-то безошибочному чутью, крепко храня нужное,пока оно нужно, и сметая все остальное, как сор, в быстро уносящую реку забвений».Именно труд Бабура «Бабур-наме» выдержал истинное испытание временем.
Новое издание «Бабур-наме» на родине, в Узбекистане,- дань глубокого уважения его таланту и высокое признание его научного вклада вразвитие отечественной литературы и историографии. Это издание не преследует тольконаучные цели, оно предназначается для широких читательских кругов единственно сцелью нового приобщения их к яркому наследию Захиреддина Бабура.
 5. «Бабур-наме»
Благодаря своим выдающимся способностям, Бабур вошел в историюне только как полководец и правитель-основатель династии Бабуридов в Индии, но такжекак ученый и поэт, оставивший богатое творческое литературное и научное наследиеи в области мусульманской юриспруденции. Его перу принадлежат оригинальные лирическиепроизведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению («Мубайин»),поэтике («Аруз рисоласи»), музыке, военному делу, а также специальныйалфавит «Хат-и Бабурии».
Однако центральное место в творчестве Бабура занимает бесценныйлитературный памятник прозы на узбекском языке — его исторический труд «Бабур-наме».Книга была завершена в Индии, она носит, в основном, автобиографический характери отражает историю народов Средней Азии, Афганистана и Индии в конце XV — началеXVI вв.
«Он был самым великим, но гораздо более человечным, чемвсе другие восточные завоеватели… и что бы ни думали о нем в других отношениях люди,мы не можем думать о нем иначе, как только относясь с глубокой симпатией к этомувеликодушному и общительному гиганту…», — отмечает В.Н. Морленд в своей книге«Аграрная система мусульманской Индии».
Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика ипоэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой.
Интерес к этой книге в значительной степени обусловлен и весьманезаурядными личными качествами самого автора — Захиреддина Мухаммеда Бабура, основателяобширной империи Бабуридов в Индии, просуществовавшей более три века, до началаXIX столетия.
В своей столице Агре Бабур собрал вокруг себя немало выдающихсяписателей, поэтов, художников, музыкантов, ученых, которым оказывал большое внимание.Умер Бабур 26 декабря 1530 г. Спустя некоторое время после смерти Бабура останкиего были перенесены из Агры в Кабул, в загородный сад, который ныне известен какБаг-и-Бабур (Сад Бабура).
В своей книге «Бабур-наме» Бабур подробно описываеткрупные города Средней Азии, Хорасана, Ирана, Афганистана и Индии. Его данные оФергане, Андижане, Самарканде, Бухаре, Кабуле, Газни, Балхе, Бадахшане, Дели, Девалпуре,Лахоре бесценны, ибо автор дает представление о географическом расположении этихгородов, их торгово-экономической роли в феодальном хозяйстве того периода. Сравниваяданные Бабура с позднейшими сведениями историков, можно представить рост и развитиеэтих городов в последующие века. Среди среднеазиатских городов, описываемых Бабуром,особое место занимают родные ему города Ферганского удела: Андижан, Аксы, Касан,Ош, Канибадам, Исфара, Маргилан, Ходжент, Узген, на характеристике которых он останавливаетсяподробно. Среди них Бабур особенно выделяет города Андижан и Ош. Описывая Андижан,который являлся столицей Ферганского удела, Бабур отмечает, что там много хлеба,плоды изобильные, дыни, виноград хороший; груши лучше андижанских не бывает.
Описание Бабуром караванных путей, ведущих из Кабула не тольков сторону Индии, но и в Среднюю Азию, с характеристикой горных тропинок, ведущихк важнейшим перевалам, полностью совпадает с топографическими описаниями XIX в.,заставляют восхищаться колоссальной осведомленностью автора. Вот почему А. Борнс,посетивший Кабул в 1882 г., после осмотра гробницы Бабура писал, что питает глубокоеуважение к памяти Бабура, которое еще больше увеличилось с тех пор, как он прочиталлюбопытные записи (т.е. Бабур-наме).
В «Бабур-наме» нашли прекрасное отражение описанияприроды, фауны и флоры Средней Азии, Афганистана и Индии; его топографические, топонимические,этнографические наблюдения Афганистана и Индии настолько точны и образны, что онипо своему значению ни в коей мере не уступают данным известных европейских путешественниковXIV-XX вв., а, напротив, во многих случаях даже превосходят их более подробным идостоверным изложением. Он пишет: «Андерабские, Хостские и Бадахшанские горывсе покрыты арчой, изобилуют источниками и поднимаются полого; трава на горах, холмахи в долинах одинаковая и хорошая. Больше всего там травы буте-ках. Это очень подходящаядля коней трава…», "…горы Ниджрау, Ламганата, Баджаура и Савада — этогоры, где много сосны, пинии, дуба, маслины и мастикового дерева; трава там не такая,как на тех горах — густая и высокая, но это бесполезная трава; она не годиться дляконей и овец".
Описывая географию Индии; Бабур пишет, что «в этих горахначинается много рек, текущих вглубь Хиндустана. Севернее Синхинда текут шесть рек,начинающихся в этих горах; Синд, Бахад, Ченаб, Рави, Биях и Сатладж. В окрестностяхМултана они все сливаются и с этого места носят общее название Синд. Синд течетна запад, протекает по области Тата и впадает в Оманское море. Есть в Хиндустанеи другие реки, кроме этих шести, как например, Джун, Ганг, Рахаб, Гумти, Гагар,Сиру, Гандак и еще много больших рек, которые все вливаются в реку Ганг и тоже называютсяГанг. Эта река течет на восток, протекает по Бенгалии и впадает в океан. Истокиэтих рек находятся в горах Салавак-Парбат.
Бабур, подробно описывая Хиндустан, восхищается его природой,сравнивает многообразные черты этой страны со своей родиной Средней Азией:»Это удивительная страна; в сравнении с нашими землями это иной мир. Горы,реки, леса, города, области, животные, растения, леса, люди, язык, дожди и ветры- все там не так, как у нас. Хотя жаркие области, прилегающие к Кабулу, кое в чемсходны с Хиндустаном, но в других отношениях они не сходны: стоит лишь перейти рекуСинд, как земли и вода, и деревья, и камни, и люди, и обычаи — все становится такимже, как в Хиндустане". Описывая политическую жизнь в Индии, Бабур дает отрывочныеданные об истории Индии XI в., освещая при этом детально историю Индии XV — началаXVI вв.
В «Бабур-наме» много фактических данных по этнографии:интересны описания различной одежды индусов, их кастовой системы, обычаев, образажизни простого народа и феодальной знати. Например, в «Бабур-наме» описанамужская одежда индусов — дхоти, женская одежда — сари, которые Бабур называет среднеазиатскимтермином лангут и подробно описывает способ их одевания. Аналогичные сведения несодержатся в других исторических хрониках и являются ценными историко-этнографическимиданными. Он прежде всего отмечает особенности, имеющие непосредственно индийскоепроисхождение. Например, способ добычи финикового сока и изготовление пальмовоговина (тари) в Индии, совершенно неизвестного в Средней Азии. Бабур описывает такжезамечательный плод манго, который произвел на него большое впечатление.
Из животного мира автор описывает слонов, носорогов, павлинов,попугаев и других. Бабура восхищает красота этих птиц. Из цветов Бабур упоминаето красном цветке розовых лавров Гвалиора, которые он привез в Агру и распорядилсяпересадить их в своем саду Зарафшан. Привлек его внимание и цветок «нилупар»,который он подробно описал в «Бабур-наме». Особо он отмечает свойстваалеандра и жасмина. О жасмине он пишет, что этот цветок больше и запах его сильнеесреднеазиатского.
Третья, последняя часть «Бабур-наме», хотя в основномпосвящена описанию политических событий в Северной Индии, происходивших со дня первогопохода Бабура в Индию с целью захвата власти у султана Ибрахима (1517-1526 гг.)до дня смерти Бабура, содержит также много небезынтересных сведений о политической,экономической, культурной жизни народов Индии предыдущих времен, описывает городаИндии, раскрывает многие специфические, характерные только для ее народов социально-экономическиеи этно-культурные отношения. Особенно подробно Бабур освещает историю правлениядинастии Лодиев в Индии, представителем которых был, как известно Сули, в Панипате,21 апреля 1526 г. Битва завершилась полной победой Бабура, благодаря его большомуопыту как государственного деятеля, а также благодаря применению впервые в Индииогнестрельного оружия.
Бабур рассматривал свое сочинение как руководство для управлениягосударством, положения которого должны были способствовать не только значительнойстабилизации государственной налоговой системы, но, как результат, улучшить положениенародных масс и оградить их от бесчинства феодалов. Это сочинение Бабур посвятилсыну Хумаюну — своему наследнику, будущему второму правителю Индии в 1530-1556 гг.
Заключение
Бабур был талантливым лирическим поэтом — его поэтическое наследиеневелико (119 газелей, 200 рубаи, туюгов и кыта), но весьма ценно. Яркая особенностьтворчества Бабура — привнесение в традиционную образную палитру собственных, индивидуальныхлирических оттенков, — в его стихах нередки моменты, отражающие его личную биографию(хотя по кодексу средневековой “этикетной” поэзии индивидуальность поэта могла проявлятьсялишь в изобретении новых вариаций известных мотивов и открытии новых семантическихпластов традиционных образов). Его мемуарное прозаическое произведение “Бабур-наме"также своеобразно, — язык повествования легкий, лаконичный, лишенный метафорическогодекора, цветистости, присущей прозе тех времен, но живой и образный (“Бабур-наме”неоднократно сравнивали с “Записками” Юлия Цезаря).
Родился в 1483 году, умер в 1530-м, немного не дожив до 48-летнеговозраста. По современным понятиям мало. Но сам он в последние свои годы испытывалусталость, уныние, часто говорил, что ему надоела власть и душа его хочет уединения.К тому же Бабур тосковал по родным местам. Места эти — Фергана, в семье правителякоторой Омара Шейх-мирзы он появился на свет. Детство прошло в Андижане. Здесь онполучил хорошее образование, здесь в нём пробудилась любовь к поэзии, здесь он былсчастлив, но поймёт это много лет спустя и вдалеке от родного края. «Фиалкитак прекрасны в Фергане, — напишет он в знаменитой книге о своей жизни и своём времени»Бабур-наме", — там множество тюльпанов и роз"… Но здесь к местунапомнить, что потомок чингизидов унаследовал от своих предков уверенность в себе,честолюбие и, наконец, способности военачальника. Это рано пригодилось ему, ибоещё мальчиком одиннадцати лет после смерти отца он стал правителем Ферганы.
Престол его был шатким. Расшатывали его междоусобицы. Султанам,ханам, бекам, коих в XV-XVI веках в феодальной Южной Азии было пруд пруди, хотелосьотхватить что-нибудь у соседей, кого-нибудь подчинить, особенно же хотелось простоналететь с войском и ограбить. Бабур не был исключением.
Обычное в то время дело — против него выступил родной брат иФерганский удел пришлось поделить на два владения. А когда двое ссорятся, побеждаеттретий: воспользовавшись распрями, властитель кочевых узбеков Шейбани-хан стал братьгород за городом, включая и Самарканд. Бабур отбил его, но продержался недолго.После тяжёлой осады, из-за которой начался голод и «жители не брезговали естьсобачье мясо, а собаки человечье», он оставил город и бежал в Ташкент. Здесьон пытается сколотить союз против Шейбани-хана, но из-за предательств несколькихместных князьков терпит провал. Вновь разбитый, бросается в Афганистан — здесь княжествомГерат правит соплеменник-тимурид, и это — надежда вернуть свою вотчину. Однако вАфганистане тоже царит разброд. Надежда Бабура на возвращение домой не оправдалась.И в 1504 году он… захватывает власть в Кабуле. Ему в это время 21 год. Что делатьдальше? Спустя годы в своей книге «Бабур-наме» он напишет, что уже тогдаему в голову пришёл замысел покорить Индию — ни больше и ни меньше! Но, вспоминаетон, «иногда этому препятствовало скудоумие беков, а иногда отсутствие поддержкисо стороны родичей. Восемь лет, до 1512 года, тая главный замысел своей жизни, Бабурбезуспешно пытается вернуть Бухару и Самарканд и лишь через 15 лет наконец приводитсвой замысел в действие — с 1519 года он совершает набег за набегом на Индию. Набегидают огромную добычу. Но разве это нужно уже зрелому и опытному 36-летнему Бабуру…Тайная мечта всей его жизни жжёт разум и сердце, и он ждёт своего часа. Всё решилиобстоятельства. Заклятый враг Бабура Шейбани-хан затеял поход на афганские земли.К нему примкнули среднеазиатские владыки. Устоять против такой силы из-за раздоровафганских племён было невозможно. „Я остался один в Кабуле, враг весьма силён,а мы очень слабы, — говорит Бабур приближённым. — Имея столь сильного и могущественногопротивника, мы должны найти для себя какое-нибудь место; пока есть время и возможность,нам надо уйти подальше от такого мощного и грозного врага. Следует направиться либов Бадахшан, либо в Хиндустан“. Вернуться назад, в Бадахшан, нет никакой возможности- это погибель. Остаётся Индия. Так просто иногда зачинаются исторические событиямировой значимости.
А вот как они разворачиваются.
В то время на троне в Дели сидел султан Ибрахим Лоди. Когда-тонесокрушимый Делийский султанат уже стал жалкими обломками и Ибрахим Лоди был какраз подстать им. Он был жесток и нетерпим и потому не имел в своём окружении сторонников.И вот это окружение решает… позвать Бабура, знакомого по своим набегам на северо-индийскиеземли. Предполагалось, что он поможет свергнуть султана и награбленная добыча станетему достаточным вознаграждением за это. Один из местных властителей Доулат Хан,а также влиятельный военачальник князь Рана Санграм вступают в заговор с Бабуром.Знали бы они-ведали о его давней мечте!
Главное сражение произошло к северо-западу от Дели 21 апреля1526 года. Два месяца и одну неделю назад Бабуру исполнилось 43 года. Пора: сейчасили никогда! Армия султана насчитывает около 100 тысяч, армия Бабура примерно 10-12тысяч. В Индии, особенно на Юге, как свидетельствовал Афанасий Никитин, огнестрельноеоружие использовалось уже около ста лет, но никудышный полководец Ибрахим пренебрегалим и надеялся смять Бабура напором мощной конницы. Однако последний применил старыйтюркский приём: связал повозки кожаными ремнями и из-за них, прикрывшись щитами,его воины должны были давать залпы по налетающей коннице противника, только, в отличиеот предков, не из луков, а из ружей. К тому же у Бабура были хорошая артиллерияи слаженный отряд аркебузиров. Сражение закончилось разгромом войска делийскогосултана и его собственной гибелью. Путь на Агру и Дели был открыт.
Зазвавший Бабура военачальник князь Рана Санграм и его сообщникиспохватились и, срочно сколотив союз местных правителей, составили огромную армию.Сподвижники „гостя“ дрогнули и стали уговаривать Бабура вернуться домой,ибо „следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал“.К тому же неизбежное поражение предсказал придворный астролог. Но кто из них могзнать, что для Бабура это был звёздный час и он ни за что не мог отступить от главнойцели своей жизни, ибо до неё оставалось — протянуть рукой. Он любил вино, но в этоткритический момент разбил все свои винные кубки и дал обет больше не пить.
Бабур разгромил войска Раны Санграма. Обет не злоупотреблятьвином исполнил. Теперь были все возможности захватить территории Северной и ЦентральнойИндии, сделать своими вассалами феодалов восточной части долины Ганга. Так был заложенфундамент империи Великих Моголов.
Однако жить и править империей Бабуру было отведено судьбой лишьчетыре года. Впереди были ещё сражения и сражения, труды по созданию налоговой иадминистративной системы. В Агре он заложил великолепную столицу.
Рядом с дворцом Бабура был разбит сад Заравшан. И название, иоблик его выдавали глубокую тоску по родным местам.
Мечта сбылась: он — создатель и правитель огромного государства,могуч, богат, его превозносят, перед ним преклоняются. А счастья нет…
Дочь Бабура Гульбадан в интереснейших записках (редчайший в порусредневековья пример летописца-женщины) свидетельствует, что он всё чаще и чащестремился к уединению.
Его надломила смерть сына Алвара. За ней последовала тяжёлаяболезнь другого сына — Хумаюна. Бабур молил Бога взять его жизнь в обмен на жизньсына. Хумаюн выздоровел, а через несколько дней заразившийся от него основательимперии умер.
Его похоронили близ Агры, а позже перенесли останки в Кабул.Там он покоится в саду, наконец-то вернувшись к цветам, по которым так тосковалмногие годы. На могиле посадили пряное растение райхон, которое он особенно любил,потому что оно напоминало ему о родном крае и о детстве…
По мнению знатоков, среди тюркоязычных поэтов своей эпохи Бабуруступает лишь гениальному Алишеру Навои. Книга „Бабур-наме“ вошла в сокровищницумировой культуры как великолепный образец прозы и ценный исторический источник.Творческое наследие этого человека нетленно. Ну а заложенная им империя? Перед смертьюБабур по обычаю разделил свои владения между сыновьями. Индия досталась Хумаюну.Но братья не были дружны, а Хумаюн не унаследовал от отца ни отваги, ни талантов,ни, наконец, везения. Взбунтовавшиеся феодалы во главе с Шер Ханом разбили войскаХумаюна, многие из приближённых наследника Бабура переметнулись на сторону врага.Хумаюн бежал в Иран, а его противник вошёл в Дели. Власть могольской династии прерваласьпочти на пятнадцать лет. Потом она восстановится. Впишут свои имена в историю — весьма по-разному — внук Бабура Акбар, взошедший на престол в 1556 году и правившийИндией почти 50 лет, расширивший пределы империи, но более всего прославившийсяпокровительством наукам и искусствам; Аурентзит, свергнувший в 1658 году своегоотца, умертвивший брата, ещё более расширивший империю и принявший титул Алум Гир- „покоритель мира“; Алум II, при котором в 1788 году империей ВеликихМоголов завладели англичане, определив потомкам Бабура материальное содержание отбританской короны; Багадур-хан, семнадцатый и последний могол, который в 1857 годув 90-летнем возрасте был провозглашён правителем восставшими против англичан индусами,бежал в Рангун, где вскоре, в 1862 году, умер.
Список литературы
1. Бабур-тигр. Великий завоеватель Востока. Г. Лэмб. М., Центрполиграф, 2002
2. Бабур-наме / Пер. М. Салье — Т., 1958
3. Государство Бабура в Кабуле и в Индии. Азимджанова С.А. — М: Наука, 1997
4. Узбекская классическая лирика XV-XX веков. Пер.С. Иванов, С. Северцев, Л.Пеньковский. М.: Наука, 1958
5. Бабур. Х. Якубов. — Т.: 1941


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.