Реферат по предмету "История"


Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в.

Болгарскоенациональное Возрождение в XVIII-первой половине XIXв.

План
 
1. Изменения в положении болгарских земель в XVIII в.
2. Культурно-просветительское движение.
3. Начало борьбы за создание самостоятельной болгарскойцеркви.
4. Восстановление церковной самостоятельности
5. Апрельское восстание
 

 
1.  Изменения в положении болгарских земель в XVIII в.
Восемнадцатое столетиеперевело назревшие противоречия во внутри- и внешнеполитическом положенииОсманской империи в фазу всеобъемлющего структурного кризиса. Его содержаниембыл чрезвычайно медленный и крайне болезненный переход турецкого государства кновым формам социально-экономической и политической организации, а внешнийконтекст составляло окончательное втягивание Турции в хитросплетения Восточноговопроса.
Полный развал системытимариотского землевладения в XVIII в. имел ряд разнообразных и значительныхпоследствий для болгарских земель. Превращение тимаров в наследственныепоместья — чифтлики — привело к ухудшению положения крестьян в наиболееплодородных районах. С другой стороны, к концу столетия немалая часть земельныхвладений, в особенности на севере страны и в балканских предгорьях, фактическиосталась без хозяев-спахий и перешла в наследственное пользованиекрестьян-держателей. Но положение последних вряд ли было существенно лучше, чему многочисленных издольщиков, обрабатывавших турецкие чифтлики. Произволфискальных и административных органов, откупщиков, местной знати — аянов имногочисленных банд деклассированных мусульман лишал их львиной долипроизведенной продукции. В то же время в XVIII в. укрепляется слой зажиточногоболгарского крестьянства — чорбаджиев, богатевшего за счет торговли скотом соСтамбулом, Фессалониками, и другими крупными городами Европейской Турции иростовщических операций среди собственных земляков.
XVIII в.характеризовался заметными изменениями в жизни болгарских городов, кудастекались массы обездоленных и пострадавших от османских усобиц и произволаселян. Развитие ремесла и торговли в болгарском городе продолжалось и в этовремя, но с середины столетия все более заметно начинает ощущаться конкуренциязападных товаров, широкую дорогу которым на Балканы открывали капитуляции.Главную же угрозу для развития городов несла растущая нестабильность самогоОсманского государства, в особенности его северных провинций. В этих сложных условияхторгово-ремесленное население болгарских городов демонстрировало исключительнуюпредприимчивость и активность. Болгарские ремесленники вытесняли из сферыремесленного производства мусульман и не испытывали особенной конкуренциииностранных товаров, сосредоточиваясь на обработке местногосельскохозяйственного сырья — льна, кож, шерсти и производя товары специфическибалканского типа — например, витые шерстяные шнуры для украшения одежды — гайтаны. Эти же товары составляли основное содержание торговли на местныхрынках и ярмарках, чья роль в XVIII в. заметно возрастала.
Общественно-политическийкризис в болгарских землях достиг своего пика в конце XVIII в., когда последвух поражений в русско-турецких войнах, завершившихся договорами вКючук-Кайнарджи (1774 г.) и в Яссах (1791 г.), османское правительство провелореформы по установлению “нового” военно-политического порядка. РеорганизацияСелимом III тимариотского войска и янычарского корпуса (1793 г.), попыткиреформировать систему провинциального управления были встречены в штыкивоенными, чиновниками и знатью в центре и на периферии империи. Достиглиграндиозных масштабов бесчинства банд т.н. кирджалиев, грабивших болгарскоенаселение, фактически вышли из подчинения центральной власти целые области СевернойБолгарии. Так, в 1792-1807 гг. в Северо-Западной Болгарии существовало неподчинявшееся султану владение османского военачальника Пазванд-оглу с центромв Видине.
В борьбе с сепаратизмомпровинциальной знати султанское правительство пыталось опереться на поддержкуболгарского чорбаджийства. В конце XVIII — начале XIX вв. болгарам былоразрешено создавать вооруженные отряды для обороны от кирджалиев во главе сместными старейшинами. Но и сепаратисты стремились привлечь на свою сторонуболгар, раздавая им оружие и подталкивая их к сопротивлению властям. Хотя вБолгарии эти действия не привели к столь значительным и резким последствиям,как в соседней Сербии, они несомненно способствовали ростусоциально-политической активности болгар.
Историографическая традицияведет отсчет истории Болгарского национального Возрождения с 1762 года — датынаписания “Славяноболгарской истории” монахом афонского Хилендарского монастыряПаисием. В эпоху османского господства афонские монастыри оставались важнымицентрами славянской культуры. Здесь сохранялись средневековые рукописи идокументы, попадали сюда и печатные книги из России и восточнославянских земельРечи Посполитой. Для написания своего труда Паисий использовал сохранившиеся наАфоне грамоты болгарских царей, сочинения Евфимия Тырновского и ГригорияЦамблака. Наряду с ними источниками труда Паисия стали “Синопсис”, — впервыеопубликованный в Киеве в 1674 г. учебник русской и славянской истории,известный свод житий Димитрия Ростовского, “Стематография” — пособие пославянской геральдике, опубликованное в 1741 г. выходцем из МакедонииХристофором Жефаровичем и русские переводы двух исторических сочинений — “Королевства славян” далматинского историка начала XVII в. Мавро Орбини и“Деяний церковных и гражданских” ватиканского хрониста XVI в. Цезаря Барония.
Однако главную ценностькниги Паисия составило не ее историческое содержание, а четкая идейнаянаправленность на пробуждение болгарского национального самосознания и активноепротивостояние духовному натиску греческой культуры, утверждение национальнойсамобытности болгар на общеславянском фоне. Паисий прямо указал на главныепричины плачевного состояния болгарской культуры: “Болгария находится средитурок, близко к Царьграду, и поэтому болгары столь угнетаемы и унижаемытурками… Поэтому не могут они воспринять ни искусство, ни книжную ученость”.
Вторую причину историквидит в засилье греческого духовенства: “Некоторые русские и сербы издеваютсянад болгарами, обзывая их простаками и невеждами… Но пусть эти русские исербы благодарят Бога, что сохранил их от агарянского рабства и от властигреческих архиереев...”. Паисий был далек от призывов к вооруженной борьбе стурками или активному противостоянию греческому духовенству. Егопризыв:”БолгаринI знай свой род и языкI “ — нашел горячий отклик как усовременников, так и у их потомков. Еще до конца XVIII в. “Историяславяноболгарская” была многократно переписана от руки и имела широкое хождениесреди болгар.
Одним из переписчиковсочинения Паисия и его активным последователем стал в 60-е гг. XVIII в.священник из богатого болгарского городка Котел Стойко Владиславов. Один изнаиболее активных болгарских деятелей своего времени, в конце XVIII в. он былрукоположен в сан епископа Врачанской епархии на севере Болгарии и приобрелширокую известность под своим монашеским именем Софроний. Наряду со списками“Истории славяноболгарской”, переводами с греческого духовных и назидательныхсочинений Софроний Врачанский составил на новоболгарском языке несколькосборников (особенно популярен был изданный в 1806 г. в Валахии “Недельник илиКириакодромион” — календарное собрание поучений и притч, многократнопереиздававшееся в течение XIX столетия), написал автобиографию (Житие истрадания грешного Софрония, впервые опубликована в 1861 г.), где создал яркиекартины положения болгар под властью переживавшей один из самых острых кризисовОсманской империи.
Софроний был и одним изпервых выразителей политических идей Болгарского Возрождения. Во времяруско-турецкой войны 1806-1812 гг. он обратился к русскому правительству спросьбой о принятии Болгарии под покровительство России и предоставлении ейстатуса, аналогичного существовавшему в Османской империи для Валахии иМолдовы — самоуправляющихся княжеств с главами, назначаемыми султаном из числаместной знати. Врачанский епископ, с 1803 г. находившийся в эмиграции вБухаресте, со вступлением на территорию Болгарии русских войск обратился ксвоим соотечественникам с призывом оказать им поддержку и содействовалформированию в 1810 — 1811 гг. “Болгарского земского войска” в составе русскойармии. Однако подписанный в 1812 г. в Бухаресте мирный договор России с Турциейвообще игнорировал существование Болгарии. Неудача политической деятельностиСофрония вновь обратила его к идеям духовного возрождения болгар черезпросвещение и культуру.
Апогей первого этапанационального Возрождения выразился в подъеме освободительного движения вболгарских землях в 20-30-е гг. XIX в. Болгары приняли активное участие вгреческой революции 1821 -1829 гг., десятки их были вовлечены в деятельностьтайного греческого общества “Филики Этерия”, организации которого существоваливо многих болгарских городах, а также в Валахии и Молдове, куда послезавершения русско-турецкой войны 1806 — 1812 гг. эмигрировали многие болгары.Фактически в рамках греческого освободительного движения 20-х гг. XIX в.сформировался разветвленный болгарский заговор (“Заверата”), однако не все егоучастники отчетливо осознавали специфику национальных задач болгарского народа.
Большой размах приняливооруженные действия болгар против турок во время очередной русско-турецкойвойны 1828-1829 гг. Среди болгарской эмиграции в Валахии и Молдове началосьформирование повстанческих отрядов — чет, во главе которых стояли ГеоргийМамарчев, Милко Петрович — брат легендарного гайдука и одного из предводителейПервого Сербского восстания Велко Петровича, “капитаны; (так называли себяпредводители отрядов болгарского ополчения в составе русской армии во времявойн с Турцией) Живко и Алексий и другие патриоты. Болгарские четы участвовалив осадах Силистры и Шумена и в других боевых операциях. В марте 1829 г. поинициативе полковника И.П.Липранди было сформировано новое Болгарскогоополчение — корпус численностью более полутора тысяч человек, командные должностив котором заняли предводители болгарских чет Г.Мамарчев, Панайот Фокиано,Хаджиоглу Габровли, Алексий, Иванчо и другие. Русских офицеров в корпусе быловсего трое. Многие болгары проявляли в боях чудеса храбрости. ХаджиоглуГабровли, потеряв обе руки, вел свою чету в бой, а Иванчо, лишившись обеих ног,приказал привязать себя к седлу и продолжал сражаться с турками.
Героические действияболгарских ополченцев содействовали подъему национально-освободительногодвижения на севере и на востоке Болгарии. Население десятков городов и селобратилось к русскому правительству с просьбами об установлении самоуправленияболгарских земель под протекторатом России. Однако сложная внешнеполитическаяборьба европейских держав вокруг Восточного вопроса оказала роковое воздействиена результаты войны. Подписанный в 1829 г. Адрианопольский мирный договор вновьни единым словом не упоминал о Болгарии — принципы целостности европейскихвладений Турции были применены к болгарским землям в полной мере. Русскоекомандование расформировало корпус Липранди, пресекло попытки болгарских воеводво главе с Г.Мамарчевым поднять в Болгарии новое восстание, репрессировало ивыдало туркам многих активных участников его подготовки. Свыше ста тысяч болгарэмигрировали в Валахию, Молдову и Россию, а многие тысячи стали жертвамитурецких репрессий.
В 1835 г. османскиевласти раскрыли масштабный заговор в Тырнове (Велчова завера), а стоявший воглаве его тырновский ремесленник Велчо Атанасов был казнен турками послежестоких истязаний. Военный руководитель восстания Георгий Мамарчев как русскийподданный избежал казни и был сослан в Малую Азию. В 30 — 50-е годы туркиподавили несколько масштабных крестьянских выступлений в Западной Болгарии. Непринесли успехов и походы болгарских чет из Валахии в начале 40-х гг., либопресеченные болгарскими властями, либо разгромленные турками.

 
2. Культурно-просветительское движение
Активное участие болгарв русско-турецких войнах второй половины XVIII — первой половины XIX в. и ихпопытки выступить против угнетателей с оружием в руках привели к неутешительнымрезультатам. Репрессии, к которым прибегали османы всякий раз после ухода сБалкан русских войск, ослабляли болгарский народ, вынуждали массы людейэмигрировать в Валахию, Молдавию, Сербию и на юг России. Отчасти в силу этихобстоятельств, отчасти следуя общей логике развития славянского национальногоВозрождения, усилия болгар в 30 — 50-е гг. XIX в. сосредоточиваются, прежде всего,в сфере образования и просвещения. Главными идеологами и видными организаторамиэтого этапа культурно-просветительского движения болгар в это время были ПетрБерон и Васил Априлов.
Петр Берон (1800 — 1871) происходил из зажиточной семьи жителей города Котел — родины СофронияВрачанского и был одним из первых болгар, получивших европейское образование — вначале в Греции, а затем в Германии, где он в 1831 г. был удостоен степенидоктора медицины. Еще в 1824 г. П.Берон составил и издал на новоболгарскомязыке в трансильванском городе Брашове — одном их традиционных центров болгарскойэмиграции — т.н. “Рыбный букварь” (издание было осуществлено на средства болгар- торговцев рыбой). Это был первый болгарский светский учебник, помимотрадиционного букварного материала насыщенный сведениями по математике, физике,астрономии, биологии и другим школьным предметам. Букварь предназначался дляновой болгарской школы, зарождавшейся прежде всего в болгарской диаспоре, ивключал методические советы для учителей, решившихся отказаться оттрадиционного “келейного” обучения.
“Букварь” П.Берона и вышедшеев 1829 г. историческое сочинение российского слависта Юрия Венелина “Древние инынешние болгары” подтолкнули к активной деятельности проживавшего в Одессеболгарского коммерсанта и общественного деятеля, врача по образованиюВ.Априлова (1789 — 1847), Характерно, что большую часть своей жизни, досорокалетнего возраста Априлов был уверен в том, что культурное развитие болгарвозможно только путем их эллинизации и интеграции в греческую культурную среду.После прочтения труда Венелина в 30-е гг. XIX в. он начинает прилагать большиеусилия для организации системы новоболгарского образования. В 1835 г. при егоактивном участии была создана школа в г.Габрове — первое светское заведение вБолгарии, основанное на принципах взаимного обучения. Развернутая организациясистемы новоболгарского образования была изложена Априловым в его вышедших вРоссии книгах “Заря новоболгарского образования” (1841, дополнена в 1842) и“Мысли о современном болгарском образовании” (1847).
Большой вклад вразвитие новоболгарского образования внес еще один уроженец г. Котел НеофитБозвели (1785 — 1848). В 1835 г. он в соавторстве с составителем и переводчикомс греческого языка многих учебников для болгарской школы Э.Васкидовичем издал всербском городе Крагуеваце “Славяноболгарское детоводство” — небольшуюпедагогическую энциклопедию в шести частях. в 40-е гг. XIX в. в Болгарииотрываются первые школы для девочек, а в 1846 г. в г. Копвриштице начинаетработать классное училище — первое учебное заведение европейского типа, основанноевыпускником одесского Ришельевского лицея Найденом Геровым. К 1856 г. такиешколы уже существовали во многих болгарских городах — Пазарджике, Калофере,Пловдиве, Стара Загоре и др. Среди работавших здесь учителей становилось всебольше выпускников русских учебных заведений — Ришельевского лицея, Нежинскогоинститута, духовных семинарий в Киеве, Одессе и Херсоне. В 50-е гг. XIX в. вБолгарию возвращаются первые питомцы российских университетов в Киеве и Москве,Московской духовной академии. Значительная их часть смогла получить образованиеблагодаря финансовой поддержке русского правительства болгарскихблаготворительных организаций в Одессе и Москве.
В 30-50-е гг. XIX в.активизируется издание книг и периодических изданий на болгарском языке.Приоритет среди книжной продукции принадлежал учебной литературе. Большая частькниг была переведена с греческого и издана в Сербии и Валахии, но многиеучебные издания (около 20 заглавий) были переведены с русского и опубликованы вМоскве, С.-Петербурге и Одессе. В самой Османской империи до Крымской войныбыло издано более трехсот заглавий книг на болгарском языке, преимущественнонравоучительного и религиозного содержания. В 1842 г. в малоазиатском г.СмирнаК.Фотиновым стал издаваться первый журнал на болгарском языке — “Любословие”(всего вышло 24 номера в 1842, 1844-45 и в 1848 гг.). Основателем первойболгарской газеты, которая вышла в 1846 г. в Лейпциге, был Иван Богоров (всеговышло три номера). С 1848 г. Богоров стал издавать в Стамбуле “Царьградскийвестник”, издание которого продолжалось до 1862 г.
Оживление духовнойжизни болгарского общества привело к становлению новых культурных институтов — читалищ. Существовавшие к середине XIX в. в нескольких десятках болгарскихгородов и центров болгарской диаспоры читалища сочетали функции школ,библиотек, клубов, где ставились спектакли, читались лекции, проводилисьдискуссии. Все вышеупомянутые изменения в культурном облике Болгарии,происшедшие в 30-50-е гг., составили новую духовную среду, в которой интенсивнопродолжалось формирование болгарской нации.
3. Начало борьбы за создание самостоятельной болгарскойцеркви
Подъем национальногосамосознания болгар в 20-50-е гг. XIX в. поставил на повестку дня национальногодвижения вопросы политической организации формирующейся болгарской нации.Наряду с безуспешными попытками обрести автономный статус под русскимпротекторатом в русско-турецких войнах первой трети столетия актуальнойстановится задача создания самостоятельной болгарской церкви. После ликвидацииТырновской патриархии в конце XIV в. болгарские епархии были подчиненыКонстантинопольской патриархии, имевшей в Османской империи статуспредставительницы интересов православного населения перед султаном. Этоположение соответствовало как системе этнополитической организации Турции,население которой было разделено на конфессиональные общности — миллеты, так иинтересам балканских православных народов, вместе переносившим тяготыосманского ига и противостоявшим идейно-культурному натиску со стороныисламского государства.
При этом в силутрадиции, подкрепленной политическими привилегиями, греческое духовенствозанимало ведущее положение в иерерхии болгарских земель, а культурное влияниегреков на болгар постоянно росло. После образования самостоятельного Греческогогосударства в 1830 г. греческое население Османской империи, и не в последнююочередь греческое духовенство, испытывало большой подъем национального духа. Вэто время была сформулирована в качестве официальной н.т. “Великая идея”, посути отражавшая собой грандиозные мечтания греческой национальной элиты овосстановлении Византийской империи в границах XI — XII вв. Центральное место вэтих планах занимала Константинопольская патриархия, резко усилившая духовныйнатиск на болгарское население через греческих епископов.
Отдельные конфликтыболгарского населения с греческими епископами имели место еще в начале XIX в. В1824 г. жители г. Врацы во главе с Д.Хаджитошевым изгнали из города греческоговладыку Мефодия, в 1829 г. аналогичный случай произошел в г. Самокове. Наиболееострым и масштабным стал конфликт между тырновчанами и греческим митрополитомПанаретом в 1838 г., получивший большой отклик в болгарских землях. Годом позжевозникают и легальные возможности для борьбы за самостоятельную болгарскуюцерковь. В 1839 г. османское правительство издает т.н. Гюльханейскийхатт-и-шериф — султанский указ о равноправии всех подданных империи, ставшийодним из центральных постановлений торжественно провозглашенной эпохи реформ — Танзимата. Хотя провозглашенные в нем права по большей части оставалисьфикцией, хатт-и-шериф давал болгарам законное основание подать правительствупетицию о решении некоторых назревших проблем, в том числе о замене Панаретаболгарским митрополитом Неофилом Бозвели — видным деятелем национальногоВозрождения. Однако турецкие власти приняли сторону греков и отказалитырновчанам. Отказ еще более всколыхнул болгар уже не только в Тырновскойепархии, но и в других болгарских землях, а также в крупных центрах диаспоры.
Во главе движения заравные права болгар и греков в конфессиональной сфере встали видныепредставители болгарского духовенства, игравшие большую роль в деленационального Возрождения — Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский. Ихглавными противниками были т.н. фанариоты (букв. выходцы из стамбульскогоквартала Фанар — влиятельные в Османской империи столичные греки, из средыкоторых столетиями формировалась и иерархия константинопольской патриархии, инемногочисленная православная знать турецкого государства). По несправедливомуобвинению последних Н.Бозвели был отправлен в ссылку в Хилендарский монастырьна Афоне и провел там четыре года. В 1844 — 1845 гг. центр борьбы засамостоятельную болгарскую церковь перемещается в османскую столицу,многочисленное и влиятельное болгарское население которой становится главнойопорой движения. Его программа была сформулирована в прошениях, которыенаправили в это время султану Неофит Бозвели и Илларион Макариопольский, исводились к следующему: церковная иерархия в болгарских землях должна формироватьсяиз болгар и получать строго определенное вознаграждение за службу; богослужениедолжно отправляться на болгарском языке; болгарам следует иметь в Стамбулесвоих церковных представителей при султане, храм, школы и газету. Хотя новаяпетиция дорого стоила ее авторам — они были вновь сосланы на Афон, где НеофитБозвели и умер в 1848 г. — отдельные ее требования были удовлетворены османскимправительством, заинтересованным в разжигании болгаро-греческого конфликта.
С 1848 г. в турецкойстолице стала выходить болгарская газета, а в 1849 г. в доме знатного болгаринаСтефана Богориди, занимавшего высокий пост при султанском дворе, была открытацерковь св.Стефана. При ней были организованы школа и типография. За болгарскойобщиной в Стамбуле были признаны права отдельной епархии во главе с епископом.Первые успехи в борьбе за самостоятельную церковь, достигнутые несмотря наожесточенное сопротивление фанариотов, вызвали большой резонанс в болгарскихземлях. С 1851 г., когда 24 мая в Пловдиве известный деятель болгарскогоВозрождения Н. Геров организовал торжественное чествование св. Кирилла иМефодия, болгарский народ получил первый национальный праздник, отмечая которыйболгары могли дать выход своим патриотическим чувствам.
Формирование болгарскойнации и социальная дифференциация болгарского общества создали новую культурнуюсреду, которая сочетала сохраненные под османским игом традиционные ценности иновации, порожденные изменившейся исторической обстановкой иактивизировавшимися связями с другими славянскими и европейскими народами.Сформировалась как особый социальный слой новоболгарская интеллигенция — главный творец культуры болгарской нации и выразительница ее духовныхинтересов. Ее усилиями создается институциональная система новоболгарскойкультуры, объединяющая школы нового типа и читалища, периодическую печать ииздательскую деятельность, благотворительные и национально-церковные кружки иобщества.
Одна из отличительныхчерт болгарской культуры раннего национального Возрождения — внесениепатриотических мотивов в традиционные культурные ценности. Так,национально-патриотическую трактовку получают памятники средневековойагиографии (Жития св. Ивана Рильского, св. Параскевы-Петки и др.),переписываемые, переиздаваемые и пересказываемые болгарскими просветителями. 30- 40-е гг. XIX в. становятся временем нового расцвета болгарских монастырей,получающих богатые и массовые пожертвования местного населения. В тридцатые гг.XIX в. заново отстраивается Рильский монастырь, величественные стены и зданиякоторого как бы символизируют возрождение болгарского народа, возводятся ирасписываются новые храмы в Бачковском и Троянском монастырях. Расцветцерковной росписи и иконописания этого времени выразился в формированиисамобытных художественных школ. Семейный характер носила Самоковскаяхудожественная школа, основанная в конце XVIII в. иконописцем ХристоДимитровым. Его сыновья Захарий и Димитр (оба носили почетное прозвание Зограф,т.е. живописец) не только оставили блестящий след в стенописях крупнейшихмонастырей Болгарии, но и стали основоположниками портретной живописиБолгарского национального Возрождения. Эту традицию развил и продолжил еще одинпредставитель Самоковской школы — внук Х.Димитрова — Ст.Доспевский.
Художественныепроизведения в 30 — 40-е гг. XIX в. выходят за пределы церквей и монастырей,перестают быль монополией богатых домов и проникают в жилища простых болгар.Особое распространение получаю гравюры, печатавшиеся в типографии НиколыКарастоянова, также тесно связанной с Самоковской живописной школой. Ихизлюбленные сюжеты составляли образы болгарских святых, получившие новуюпатриотическую интерпретацию в живописи национального Возрождения. Традициисветского характера набирают силу и в болгарской архитектуре. В первой половинеXIX в. складывается тип городского зажиточного дома — солидной двухэтажнойпостройки со множеством комнат, богато украшенных деревянными резными потолкамии мебелью как в восточном, так и в европейском стиле. Одним из ведущихмастеров-зодчих болгарского национального Возрождения был Н.Фичев (КольоФичето), возведенные им здания и мосты сохранились в Тырново, Габрове, Карловеи других городских центрах.
Еще одна особенностькультуры этого времени — ее тесные связи с другими славянскими культурами.Первыми издателями средневековых болгарских литературных памятников сталирусский славист К.Ф.Калайдович и словак П.Шафарик, первые печатные текстыболгарских народных песен увидели свет в сборниках сербского фольклора,составленных В.Караджичем. Многие будущие активные деятели болгарскогонационального Возрождения черпали знания и вдохновение из трудов закарпатскогорусина Ю.Венелина — автора первого исторического исследования о болгарах,собирателя и исследователя болгарского народного творчества. После смертироссийского ученого болгары воздвигли на его могиле памятник с эпитафией:“Напомнил свету о забытом, но некогда могущественном племени болгар и пламенножелал видеть его возрождение”. Уже в 40 -е гг. XIX в. усилиями получившегообразование и работавшего в России болгарского историка Спиридона Палаузовасоздаются первые научные труды по истории Болгарии, выдержанные в духеакадемических традиций и лишенные романтических преувеличений, характерных вцелом для исторической мысли Болгарского национального Возрождения.
Поисками иисследованием болгарских исторических памятников и фольклорных произведений в1844 — 47 гг. занимался русский ученый В.Григорович, под руководством которогополучил первоначальную исследовательскую подготовку будущий собиратель ииздатель болгарского народного творчества Димитр Миладинов. Сбор и исследованиепамятников болгарской народной культуры составляли часть многосторонней иинтенсивной деятельности выдающегося болгарского поэта и просветителяП.Р.Славейкова, но его собрание народных песен не было издано и погибло вовремя русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг.
С распространениемграмотности среди болгарского населения росла потребность в чтениихудожественной литературы но родном языке. В первой половине XIX в. онаудовлетворялась в основном за счет переложения на болгарский язык греческих,русских, сербских немецких, французских и английских произведений ссоответствующими изменениями имен, колорита, реалий обстановки(“оболгаривание”). Так, повесть Н.М.Карамзина “Наталья, боярская дочь” подпером П.Р.Славейкова превратилась в рассказ из средневековой болгарской жизнипод названием “Невянка, болярская дочь”, а известный болгарский просветительИ.Богоров сделал доступным для болгарского читателя знаменитый роман Д.Дефо подназванием “Чудеса Робена сына Крусо”.
Развитие собственноболгарской новой литературы шло через просветительскую деятельность, черезожесточенные споры о литературном языке и его нормах и первоначально былоотягощено как сильными внешними влияниями, ведшими к рабскому подражательству греческими русским образцам, так и избыточными нравоучительностью и политизацией,которые не способствовали росту художественных достоинств текстов. Первойболгарской поэмой, где на передний план выходила любовная история, лишеннаяполитических акцентов, было произведение Н.Герова “Стоян и Рада” (1845). Вскореновая болгарская поэзия пополнилась любовной и пейзажной лирикой П.Р.Славейковаи патриотическими стихами Д.Чинтулова, перелагавшимися на музыку ираспространявшимися по всей стране любимыми в народе песнями.
Культура болгарскогонационального Возрождения была открыта и для взаимодействия с современной ейевропейской культурой. Наряду с литературными и художественными влияниями, ксередине XIX века можно отметить проникновение европейских образцов в бытовуюкультуру болгар. Непременным атрибутом зажиточного городского жилища становитсяоформленный в “европейском стиле” уголок — “алафранга”. Впоследствии этоназвание распространилось и на воспринятую болгарами и другими христианскимиподданными Турции европейскую моду в одежде.
Таким образом, новаяболгарская культура выражала качественно иную степень развития болгарскойнации: ее окрепнувшее национальное самосознание, широкие контакты со славянскими европейским миром, сохраняя при этом преемственность от богатого культурногонаследия средневековой Болгарии, бережно сохраненного в годы османского ига.
4. Восстановление церковной самостоятельности
Вторая половина XIXстолетия стала периодом активных общественных выступлений болгарского народа засвою независимость. На это время пришлось завершение борьбы болгар завосстановление церковной самостоятельности. Апогеем ее стали события весны 1860г. 3 апреля 1860 г. во время пасхального богослужения в болгарской церкви вКонстантинополе Илларион Макариопольский не упомянул имени греческого патриархаи в то же время завершил литургию хвалой в честь турецкого султана. В сущностиэто стало фактом отделения болгарской церкви от греческой патриархии. Однако дофактической самостоятельности болгарской церкви было еще далеко. Сложившаяся всвязи с болгарским церковным вопросом обстановка была крайне сложной.
Турецкое правительство,внешне не вмешиваясь в греко-болгарский конфликт, все же затягивало егоразрешение. Западные державы, наводнив Болгарию католическими и протестантскимимиссионерами, стремились подорвать позиции православия в стране. В Болгариивозникло движение за унию с католической церковью, которое возглавил видныйболгарский общественный деятель Драган Цанков. Длительное время Россия не моглаопределить своего четкого отношения к требованию болгар об образованиисамостоятельной церкви. Русское правительство придерживалось принципасохранения единства православия в Османской империи под эгидойКонстантинопольской патриархии. Постепенно Россия меняла свои позиции. Новуюполитику России энергично поддержал ее посол в Константинополе графН.П.Игнатьев, ходатайствовавший перед Портой о благоприятном разрешенииболгарского церковного вопроса.
К концу 60-х гг. XIX в.Константинопольская патриархия фактически утратила реальную власть в болгарскихземлях. Болгарию покинули греческие иерархи, и церковные должности оказались вруках болгарского духовенства. Оставалось получить официальную санкцию состороны турецкого правительства. 28 февраля 1870 г. Порта издала Фирман обучреждении самостоятельной болгарской церкви, во главе с экзархом, избиратькоторого должны были высшие болгарские церковные деятели, а утверждать патриархи султан. Провозглашение в Болгарии экзархата не устроило Константинопольскуюпатриархию. Она не только не признала избранного болгарами в 1872 г. экзархаАнтима I, но и объявила болгар раскольниками. Но экзархат был создан и началдействовать, что явилось крупной победой болгарского народа на пути завоеваниянациональной независимости.
Освободительноедвижение болгар в 60-70-е годы XIX в. не ограничилось борьбой за созданиецерковной независимости. Продолжалось участие болгарского народа в войнахдругих народов против Турции, в национально-революционных акциях на Балканах.Усилилось гайдуцкое движение — выступления болгарских вооруженных отрядов вБолгарии и за ее рубежами. Стали популярными предводители гайдуцких отрядов — Панайот Хитов, Филипп Тотю, Стефан Караджа, Хаджи Димитр.
В 60-70-е гг. началооформляться организованное революционное движение за освобождение от османскойвласти. Этот процесс был связан с деятельностью Георгия Саввы Раковского(1821-1867), прожившего яркую, полную драматических событий жизнь. Раковскийродился в г. Котел, в семье ремесленника. Получил достаточно хорошее по темвременам образование: он обучался в одном из лучших греческих учебных заведений- “великой народной школе” близ Константинополя. Уже в годы ученичества он сталучастником церковной борьбы болгарского народа, познакомившись вКонстантинополе с Неофитом Бозвели и Илларионом Макариопольским. В начале 40-хгодов Раковский участвовал в выступлении болгар против турецкой власти,организованного греками и болгарами в румынском городе Браила. После разгромавосстания Раковский возвращается в Болгарию. Особую роль в идейном становленииболгарского революционера сыграла Крымская война. В это время он становитсяодним из инициаторов создания болгарского Тайного общества, поддерживающегоРоссию. Поражение России в войне вызвало изменение в планах Раковского. Он эмигрируетв Румынию, где начинает заниматься публицистической деятельностью. Летом 1856г. Раковский переезжает в г.Нови Сад. Здесь он работает как журналист, пишетстатьи и заметки о положении болгарского народа. В 1856 г. вышла первая книгаРаковского — “Предвестник лесного странника, а в 1857 г. первый номер егогазеты — “Болгарский дневник”, имеющей яркую политическую окраску. В Нови СадеРаковский завершает работу над поэмой “Лесной странник” — сочинениеантиосманской направленности. По требованию турецких властей осенью 1857 г. онбыл выслан за пределы Австрии и после недолгого пребывания в Румынии в марте1858 г. приехал в Россию. Он поселился в Одессе — городе, издавна связанном сБолгарией тесными общественными и культурными связями. В России Раковскийзанялся сбором материалов, рукописей и сказаний, относящихся к историиболгарского народа. Справедливо полагая, что для пробуждения национальногосамосознания болгар необходимо обращение к его прошлому, он приступил кописанию исторических событий, посвященных болгарскому средневековью. Эти трудыопубликованы Раковским уже в Белграде, куда он переехал в нач. 1860. В Сербииему удалось наладить выпуск газеты “Дунайский лебедь”, ставшей чрезвычайнопопулярной в Болгарии и в целом на Балканах. В Белграде Раковский продолжилразработку планов освобождения Болгарии от османского владычества.Предусматривалось создание в Сербии вооруженного болгарского отряда для егопоследующей переброски в Болгарию. Последние годы жизни Раковский провел вРумынии, где с 1863 г. издавал газету “Будущность”. В Бухаресте ему удалосьнапечатать свой труд, написанный еще в Одессе — “Болгарская старина”. Раковскийпостоянно выступал за независимость Болгарии, а основным средством еедостижения считал вооруженную борьбу. Главная роль в освобождении страны отосманского ига, согласно планам Раковского, должна была принадлежатьвооруженным отрядам болгар, сформированных на территории других стран.Появление этих отрядов в Болгарии должно было, по убеждению Раковского, вызватьв стране антиосманские выступления. Уязвимость этого плана была очевидной.Сформированные вне Болгарии отряды быстро распадались, а вторжение отдельных изних не приносило желаемых результатов. В конце жизни Раковский пришел к выводуо необходимости перехода от четнической тактики к организованным формам борьбы.
В 60 — 70- е гг. XIX в.в среде болгарской эмиграции началось активное формирование политическихобъединений. Болгарские торговцы в Румынии при поддержке России образовалиболгарское попечительство. В 1862 г. эта организация получила названиеДобродетельная дружина. В 1866 г. так же на территории Румынии оформилсяБолгарский тайный центральный комитет (БТЦК), ориентирующийся на политикуРумынии. Появились первые программы новых организаций. Добродетельная дружинавыработала программу “Политических отношений сербов и болгар”. Поначалупредполагалось создание единого государства во главе с династией Обреновичей.Вскоре эта идея была заменена другой — создание болгаро-турецкой дуалистическоймонархии во главе с турецким султаном.
На юге России еще вконце 50-х годов по специальному императорскому указу болгарские эмигрантысоздали свою организацию — “Настоятельство Одесских болгар, собирающий даренияв империи для бедных болгарских православных церквей и училищ”.
Наиболее активнодействующим стал созданный в Бухаресте в 1869 г. Болгарский революционныйцентральный комитет (БРЦК). Его формирование связано с именами ЛюбенаКаравелова и Васила Левского. Каравелов (1834 — 1879) родился в г. Копривштица,в семье торговца. Первоначальное образование он получил на родине. Затем, с1857 г. обучался на историко-филологическом факультете Московскогоуниверситета. В Москве он стал одним из организаторов Общества болгарскихстудентов, издававшего в 1860 — 1862 гг. журнал “Братский труд”. В начале 60-хгодов появились первые статьи Каравелова по вопросамнационально-освободительной борьбы южных славян в русских периодическихизданиях. В Москве Каравелову удалось опубликовать сборник “Памятники народногобыта болгар” (1861 г.), написать повести и рассказы о положении болгарскогонарода. Публикации Каравелова в русской периодике знакомили российское обществос проблемами национально-освободительной борьбы болгарского народа. В начале1867 г. Каравелов переезжает из России в Сербию. В Белграде он становитсякорреспондентом русских газет “Голос” и “Московские ведомости”. Пытаясьорганизовать восстание на Балканах, Каравелов создает “Болгарский комитет” вБелграде и формирует отряд болгарских четников. Высланный властями из Сербии осенью1867 г. он переезжает в г. Нови Сад, а затем — весной 1869 г. — в Бухарест. Врумынской столице он начинает сотрудничать с В.Левским.
Плодом их усилий сталосоздание БРЦК осенью 1869 г. Политическим органом комитета становитсяиздаваемая Каравеловым газета “Свобода” (с 1873 г. выходила под названием“Независимость”). На общем собрании БРЦК весной 1872 г. Каравелов был избранпредседателем революционной организации болгар. В 1875 г. он начал издаватьжурнал “Знание”. Сторонник революционного освобождения Болгарии,революционер-демократ по своим убеждениям, Каравелов принимал активное участиево всех крупных вооруженных акциях болгарского народа и восторженноприветствовал начало русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. Он вернулся народину летом 1878 г., где начал активно участвовать в общественной жизниосвобожденной Болгарии. Многие свои планы ему не удалось реализовать. Каравеловумер в январе 1879 г.
Ближайшим соратникомКаравелова по созданию организации болгарских революционеров стал Васил Левский(1837 — 1873). Левский родился в г.Карлово в семье ремесленника. В юношескиегоды ему довелось быть монахом, затем дьяконом. Под влиянием пропагандыРаковского, резко изменив свою судьбу, он становится активным участникомболгарского освободительного движения. Так, в 1867 — 1868 гг. Левский участвуетв четническом движении Раковского, совершает поездки по Болгарии с цельюсоздания революционных комитетов в самой стране. Вместе с Каравеловым участвуетв создании БРЦК в Бухаресте. В 1871 г. Левский пишет Устав болгарскойреволюционной организации. В Уставе предлагалось “путем всеобщей революциипроизвести коренное преобразование нынешней государственнойдеспотически-тиранической системы, заменив ее демократической республикой”. Внем подчеркивалось, что комитет будет исполнять функции Временногоправительства. Программа БРЦК, автором которой был Каравелов и Уставорганизации, разработанный Левским, были приняты на общем собрании комитетавесной 1872 года. Тогда же Каравелов стал председателем организации, а под контрольЛевского была поставлена революционная организация внутри Болгарии. Для ееразвития и усовершенствования Левский вернулся на родину в июле 1872 г.Деятельность его была законспирирована, однако один из его помощников — ДимитрОбштий — грубо нарушил дисциплину и конспирацию. Он организовал нападение натурецкую почту. Обштий и его помощники были арестованы. Чтобы показать, чтоего действия имели политический, а не уголовный характер, он выдал на суде всюорганизацию и ее руководителя. Левский в это время находился в Южной Болгарии испешил возвратиться в Бухарест. 25 декабря 1872 г. он остановился в г. Ловеч — центре Внутренней революционной организации, где и был арестован турецкойполицией. В Софии его судил чрезвычайный турецкий суд. 6 февраля 1873 г.Левский был осужден и повешен в Софии. Гибель Левского вызвала кризисболгарской революционной организации. Оживление ее деятельности связано споявлением нового лидера. Организацию возглавил Христо Ботев.
Болгарскийреволюционер-демократ, поэт и публицист Христо Ботев (1848 — 1876) родился в г.Калофер, в семье учителя. Начальное образование он получил в своем родномгороде, а затем продолжил его в России, в Одесской мужской гимназии какстипендиат Одесского болгарского настоятельства (1863 — 1865). Осенью 1866 г.он начинает работать учителем в болгарском селе Задунаевка в Бессарабии, а в1867 г. в родном Калофере. В этом же году он уехал в Румынию, где установилсвязи с болгарскими революционерами.
 Публицистическаядеятельность Ботева началась в 1871 г. Приветствуя Парижскую Коммуну, он пишет“Символ веры болгарской коммуны”. Летом 1871 г. вышел первый номер газетыБотева “Слово болгарских эмигрантов”. Тогда же он сотрудничает в газетеКаравелова “Свобода” и издает газету “Будильник”. Избранный членом БРЦК в 1874г. Ботев начинает издавать газету “Знамя”, ставшую главным печатным органомБРЦК. По инициативе Ботева в августе 1875 г. в Бухаресте собирается собраниечленов БРЦК. На нем принимается план подготовки восстания в Болгарии.Предполагалось разделить страну на районы, в которые направлялись специальныепосланцы. На болгарских воевод П.Хитова и Ф.Тотю была возложена задачаукомплектовать четы для похода в Болгарию. Специальная делегация посылалась дляустановления связей с повстанцами Боснии и Герцеговины. Предполагалосьпривлечение офицеров русской армии, болгар по происхождению, в качествекомандиров повстанческих отрядов. В г. Стара Загора для подготовки восстанияотправился Стефан Стамболов. 16 сентября 1875 г. здесь началось восстаниепротив османской власти. Однако обширные планы восставших воплотить в жизнь неудалось. Локальное восстание было быстро подавлено войсками карателей. Разгромвосстания вызвал кризис в работе БРЦК.
Осенью 1875 г. врумынском городе Гюргево был сформирован новый комитет болгарскихреволюционеров. На заседании комитета было принято решение о начале масштабногоболгарского восстания 1 мая 1876 г. Страну решено было поделить на четыререволюционных округа — Тырновский, Сливенский, Врачанский и Пловдивский. Вкаждый округ поcылался главный организатор восстания, получивший названиеапостол. 14 апреля 1876 г. апостолы Пловдивского — четвертого по счетуреволюционного округа — собрались на общее собрание в местечке Обориште, накотором уточнили вопросы, связанные с координацией действий в округе. Центромвосстания и местом пребывания его штаба был определен г. Панагюриште.
5. Апрельское восстание
Ускоренноенепредвиденными обстоятельствами (на собрании проник предатель, выдавший планыи сроки предстоящего выступления турецким властям ), восстание началось ранеенамеченного срока, а именного 20 апреля 1876 г. В этот день власти предпринялипопытку арестовать руководителей восстания в г. Копривштице. Повстанцы оказалиотпор турецким властям и разослали письма в другие населенные пункты Болгарии спризывом подняться на восстание. В тот же день восстали города Клисура иПанагюриште в Четвертом революционном округе. Повстанцы образовали Временноеправительство. Один из апостолов — Г.Бенковский должен был известить оначавшемся восстании села этого округа. 22 апреля в Панагюриште торжественноосвятили знамя повстанцев. Восстание, распространяясь на запад от Панагюриште,охватывало все новые и новые районы. На его подавление были брошены турецкиевойска. Почти невооруженным повстанцам противостояла регулярная армия… 26апреля под ударами карателей пал город Клисура, а 30 апреля — центр восстания — Панагюриште. В начале мая турки захватили Копвриштицу и начали наступление население Батак. В Батаке болгары заплатили страшную цену: было уничтожено почтитри тысячи его мирных жителей. Долго и героически сопротивлялись жителиПеруштицы. После захвата города часть населения укрылась в местной церкви, гдевсе собравшиеся погибли.
В других революционныхокругах события не были столь интенсивны. На события в Четвертом округеоткликнулись в Тырновском (Первом округе ). Там был сформирован отрядповстанцев, который однако был быстро разгромлен карателями в районе СтаройПланины. Около недели сражались крестьяне сел в районе г. Габрово. В Сливенском(Втором округе) отряды повстанцев были быстро рассеяны наступающими турецкимивойсками. Во Врачанском округе (Третьем) восстание поднять не удалось.
Завершающим аккордомвосстания стало формирование отряда Христо Ботева. 17 мая 1876 г. ок. 200повстанцев во главе с Ботевым, овладев австрийским пароходом, переплыли Дунай ивысадились на его болгарском берегу у села Козлодуй. С целью извещения мировойобщественности о миссии четников была разослана соответствующая информация вряд зарубежных газет. Четники отправились вглубь страны, но 20 мая былиразгромлены превосходящими турецкими силами. В бою погиб и предводитель отрядаХристо Ботев. В июне 1876 г. восстание против османского режима было подавленосилами карателей.
Причины поражениявосставших — очевидны: османской армии с ее современным вооружениемпротивостояли почти безоружные мирные жители. Однако военное поражениевосстания стало его политической победой — на защиту болгарского народа всталообщественное мнение цивилизованного мира, содрогнувшегося от чудовищныхзлодеяний турецкой власти, уничтожившей при подавлении восстания свыше 30 тысячмирных жителей. Карателями были сожжены сотни населенных пунктов. Мировуюпрессу заполнили материалы о турецких зверствах в Болгарии. По инициативеРоссии была создана Международная анкетная комиссия, целью которой сталообследование пострадавших районов Болгарии. Общественность всех славянскихстран откликнулась на болгарские события. Видные представители русскойинтеллигенции — Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Д.И.Менделеев и др.выступили в защиту болгарского народа. Во Франции выступил В.Гюго. “Болгарскийвопрос” приобретал важнейшее значение в сложном комплексе проблем, рожденныхвсем Восточным кризисом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.