Реферат по предмету "История"


Боярская Дума в XV-XVI веках

Содержание
Введение
Предпосылки создания Боярскойдумы в системе государственных органов власти
Становление Боярской думы в системе государственногоуправления, ее социальный состав и круг полномочий
Боярская Дума при Иване IV
Значение Боярской думы вгосударственном управлении России в XV-XVI вв.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
XV-XVI вв. являются временем становления централизованного российскогогосударства. Одним из проявлений становления сословно-представительной монархиистало создание Боярской думы, выполнявшей по сути функции правительства. При этомдума не могла принимать самостоятельных решений, так как была неотделима от великогокнязя или царя и действовала только по его указанию. В свое время государь не могобходиться без деятельности этого органа, который в свою очередь ограничивал властьгосударя. И сегодня Боярская дума, является глубоко изучаемым современными историкамиорганом власти. В наше время исследователи неоднозначно определяют роль Боярскойдумы в системе государственного управления, но неоспоримо то, что и через нескольковеков Боярская дума считается одним из основных законодательных органов, действовавшихза всю историю Российского государства.
Целью этой работы является изучение Боярской думы и ее роли вгосударственном управлении в XV-XVI вв.
Выделяются задачи:
1) Проанализировать предпосылки создания Боярской думы в системе органов государственногоуправления
2) Изучить становление Боярской думы в системе государственного управления,ее социальный состав и круг полномочий.
3) Рассмотреть Боярскую Думу при Иване IV
4) Определить значение Боярской думы в государственном управлении XV-XVI вв.
Охватывается период развития Боярской думы в системе государственногоуправления в конце XV-XVI вв., так как это время является наивысшим расцветом деятельностиБоярской думы.
При составлении данной работы я опиралась на такой источник,как «История сословий в России» Ключевского В.О. В своей работе В.О. Ключевскийдает характеристику Боярской думе, ее роли в системе органов государственной власти,а также — социальной структуре русского общества, подробно описывает права и обязанностикаждого сословия. Небольшие сведения можно почерпнуть из учебника «Историягосударственного управления» Игнатова В.Г., который особо уделял внимание социальномусоставу думы. В другой работе Ключевского В.О. показано значение Боярской Думы вгосударственном управлении.
В соответствии с избранной целью на основании изученной литературыреферат состоит из введения, включающего в себя актуальность, цель и задачи, обоснованияхронологических рамок, краткой характеристики литературы и аннотации структуры реферата.В состав реферата входят 4пункта. В первом пункте реферата рассмотрены предпосылкисоздания Боярской думы, такие например, как необходимость ограничения самодержавнойвласти в государстве. Во втором пункте содержится информация о возникновении, социальномсоставе и круге полномочий Боярской думы. В состав Боярской думы входили к началуXVI в.4 разряда: введенные бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Думаявлялась законодательным органом власти. Третий пункт рассказывает про деятельностьБоярской Думы при Иване IV Грозном. Четвертый пункт определяет значение Боярскойдумы в системе органов государственной власти. Заключение содержит мое собственноемнение, а также краткий анализ всего содержания реферата. Приложение включает всебя иллюстрации из различных источников, а также схему расположения Боярской думыв системе государственного управления.
Предпосылки создания Боярской думы в системе государственныхорганов власти
В XV в. в условиях самодержавиявозникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считаетсясозыв первого земского собора 1549 г. (в этот период происходят прогрессивные реформыИвана IV и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственногоаппарата и права). Царь являлся главой государства. Он законодательствовал в масштабевсей страны, был главой исполнительной власти, командовал войсками, распоряжалсяфинансами, был высшим судьей. В условиях сословно-представительной монархии появляласьнеобходимость в сословно-представительном органе, ограничивающем власть царя, какими стала Боярская Дума. Все государственные функции теперь царь осуществлял при участииБоярской думы, а также Земских соборов через систему приказов и воевод. Именно БоярскаяДума, с установленной системой местничества и Земский собор являлись необходимымиатрибутами сословно-представительной монархии. С упадком их роли в государстве идальнейшей ликвидации этих органов власти закончилось существование сословно-представительноймонархии.
Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-хгг. XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, ВеликогоНовгорода и освобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственногоуправления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригоднав новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума,создаются центральные органы управления — приказы.
Боярская дума, постоянно действующийсовет знати, сложилась при великом князе. Ее члены назначались великим царем наоснове местнических правил. Боярская дума развивалась из совета при князе,включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князейи наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек) Самостоятельной роли боярскаядума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государемединую верховную власть.
Дума была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведенияо служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи,как, например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила идрова. Решение (приговор) Думы (особенно с участием царя) по сложному делу, поступившемуиз приказа, или по частной жалобе становилось прецедентом при разборе в приказаханалогичных дел.
Итак, главной предпосылкой становления Боярской Думы в системеорганов государственной власти стало возникновение в России сословно-представительноймонархии, которая должна была опираться на сословно-представительный орган, такойкак Боярская Дума. Именно эта предпосылка сыграла огромную роль в становлении БоярскойДумы.Становление Боярской думы в системе государственногоуправления, ее социальный состав и круг полномочий
Хотя возникновение Боярской Думы относится к временам раннефеодальноймонархии, ее роль возрастает при Иване III[1].Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти, которыйимел вековые традиции со времен Киевской Руси и периода феодальной раздробленностив виде совещаний при князе, функции которых были неотделимы от прерогатив московскогокнязя.
Компетенция Боярской Думы.
Компетенция Боярской Думы в основном была намечена Судебником 1550 г. и Соборным Уложением 1649 г. Законодательное значение думы было прямо утвержденоцарским Судебником 1550 г. (ст.98). Дума участвовала в принятии законов вместе сцарем, затем в качестве составной части Земского Собора. Боярская Дума не имелатвердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти. Дума участвовала в законодательстве,обсуждала законопроекты, утверждавшиеся царем. Она обсуждала запросы приказов ивоевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводампо делам текущего управления. В ней обсуждались военные и международные вопросы,через нее проходила дипломатическая переписка. Дума была высшим контрольным учреждением[2].Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникаяподчас в такие мелочи, как например, о том, сколько денег было потрачено в приказена свечи, чернила и дрова.
Поскольку Дума часто выступала в роли высшей судебной инстанции,то ее решения в этой области, очень часто восполняли пробелы законодательства. Этобыло законодательство Думы посредством прецедентов. Дума также утверждала новыеналоги, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам, международнымсвязям, руководила приказами и надзирала за местным управлением.
Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела. Ею былутверждён великокняжеский судебник 1497 г. и судебники 1550, 1589 гг. Статья 98 Судебника 1550 г. считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства:«а которые будут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела сгосударства доклада и со всех бояр приговор вершаться». Указ о кабальном холопствев апреле 1597 г. царь «приговорил со всеми бояры», ноябрьский указ тогоже года о беглых крестьянах «царь указал и бояре приговорили».
Значение думы было указано в царском судебнике: «А которыебудут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладуи со всех бояр приговору вершатся, — и те дела в сем судебнике приписывати».Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры.Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили».Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказываетсявсею историей законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правилабыли и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярскихприговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговорабез царского указа: «Все бояре на Верху приговорили»[3].Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством(при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиальногорешения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняютсяили полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием.Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательныхправ царя и думы.
Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате,иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже внедворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровскойслободе.
Функции и прерогативы Думы расширялись по мере усложнения и дифференциациизадач государственного управления. Фактически она превратилась в «соправительствующий»орган при монархе.
Социальный состав Боярской Думы
Боярская Дума развилась из совета при князе, включавшего наиболеекрупных феодалов. В Думу вошли потомки бывших удельных князей и наиболее родовитыеи влиятельные бояре. Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чинеокольничего.
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих(высший придворный чин, означающий наиболее приближенных-околь-к князю людей), которыеотносились к думным чинам[4].
Бояре до конца XVII в. занимали одно из главенствующихположений в государстве. Царь по своему усмотрению назначает бояр в тот или инойчин, согласно традициям. Обычай местничества, т. е порядок назначения на должностипо принципу родовитости и знатности, играет при этом немаловажную роль. Таким образом,признак местничества был существенным признаком при назначении на государственнуюдолжность[5].
Бояре занимали ключевые роли в государстве. Им жаловались чиныбояр и окольничих. Лица в звании бояр могли занимать высшие должности по воинскомуи гражданскому управлению. Они назначались начальниками-воеводами полков, управлялиобластями в качестве наместников и воевод, присутствовали в государственной думе- высшем государственном органе страны. Бояре также управляли главными приказами,являлись послами и вели дипломатические переговоры с представителями иностранныхпосольств.
Лица в звании окольничих тоже могли занимать те должности,что и бояре, но с меньшим значением. Окольничие управляли многими приказами, назначалисьв помощники к боярам. В эти чины могли войти лишь лица, пожалованные государем.
Сословие боярства было наследственным состоянием, но иногда жаловалосьцарем. Служба государству являлась единственной обязанностью боярства. Права боярбыли намного шире. Они могли занимать только высшие должности в государстве, имелиправо наследственного владения землей и крестьянами.
Кроме бояр и окольничих, с начала XVI в. в Боярской Думе появляютсядумные дворяне (С Ивана IV), затем думные дьяки[6].
Думные дворяне являлись третьим по «чести» разрядом (чином),после бояр и окольничих. Думные дворяне принимали участие в заседаниях Боярскойдумы, руководили приказами, а также назначались воеводами в города. Наряду с думнымидьяками служили опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе.
Учреждение чина думного дворянина должно было служить средством умерения аристократическогоэлемента в составе Думе Боярской; оно давало возможность вводить в состав Думы людейнезнатного происхождения, людей для которых в силу последнего обстоятельства закрытыили, по крайней мере, до крайности затруднен был доступ к высшим чинам боярина иокольничего, но дарования и опытность которых могли быть полезны в Думе. В боярскихсписках чин думного дворянина впервые встречается в 1572 г., под названием «дворянин в Думе», причем первым дворянином в Думе показан Роман ВасильевичОлферьев, вторым — Михаил Андреевич Безнин.
Дьяки являются в XVI в. правителями приказови проявляют в этом звании непосредственное влияние на дела государственного управления,мало — помалу забирая в свои руки отдельные нити, приводящие в движение весь механизмгосударственной жизни. В эти приказы мало — помалу перетягивается из Думы Боярскойцентр тяжести правительственной деятельности[7].
Таким образом, к концу XVI в. Боярская Дума состоялаиз людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.
боярская дума государственное управление
Хотя Дума была обширной по своему составу и носила аристократическийхарактер, она не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства,которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе, но в XVI в. Дума всеже была одним из главнейших органов в системе государственных органов власти.
 Боярская Дума при Иване IV
XVI в., в частности годы правления Ивана IV, считаются однойиз мрачных полос в истории Российского государства. Именно на этот век пришлосьнаиболее сильное изменение Боярской Думы, как государственного органа управления.
Эпоха боярского правления в малолетство Ивана IV ознаменоваласьлишь ожесточенною борьбою между боярскими родами князей Телепневых-Оболенских, Шуйских,Бельских и Глинских; представители каждого рода хотели стоять во главе Думы, выказываянепосредственное и преобладающее влияние на ход государственной жизни, каждый родстарался «засесть» другой. Пошли в ход обоюдные клеветы, подозрения, заточения,убийства.
Тяжкая эпоха боярского правления не могла не отозваться па впечатлительномхарактере юноши-государя: она определила его отношения к боярству в последующиегоды государствования его. Одною из первых забот Ивана IV в начале правления былареорганизация Думы Государевой. Царь советовался с этою Думою обо всех важнейшихделах: при посредстве ее отправлялся суд, производилось назначение воевод и военноеустроение, раздавались вотчины и поместья, сказывались высшие придворные чипы. Думаже в свою очередь контролировала деятельность царя.
Новая Дума оказалась вполне на высоте признания своего и ее влияниеследует видеть в созвании первого земского собора, исправлении Судебника и во всехлучших начинаниях этой светлой эпохи царствования Ивана. Значение этой Думы быловесьма велико, — она оказывала решительное влияние на ход государственной жизни.
С середины XVI в. в Боярской думе выделилась привилегированнаячасть (комнатная или ближняя дума), с которой царь решал ряд вопросов не собираяобщих заседаний. При Иване Грозном в 1547-1580 гг. действовала «Избранная рада»из числа наиболее приближенных к царю думцев и чинов дворцовой администрации. Зачастуючлены рады, например, А.Ф. Адашев, на местнической лестнице находились значительнониже думцев, которые в этот орган не входили.
С этого же времени отношение Ивана IV к боярству резко ухудшилось.Под влиянием наущений партии противников Сильвестра и Адашева, царь стал негативноотноситься к боярам. Но особенно подействовал на царя поступок бояр — приверженцевСильвестра и Адашева — во время тяжкой болезни его 1553 г.: эти бояре у постели находившегося при смерти царя отказались целовать крест четырехлетнему сынуего Дмитрию, имея в виду возвести на престол двоюродного брата царя, князя ВладимираАндреевича. Этот поступок, глубоко затронувший самую чувствительную сторону сердцаИвана — уже не мог быть забыт им по выздоровлении. С 1560 г. Иван начинает открытую борьбу с боярами. Сильвестр и Адашев удалены от двора, царь подпадает влияниюновых советников, противников партии Сильвестра и Адашева. Дума Сильвестра и Адашевападает: часть членов ее кончает жизнь от руки палача или удаляется в изгнание, другаячасть постепенно вытесняется новыми элементами, направленными в новом духе политикиИвана.
Царь нуждался в освобождении из укоренившейся опеки со стороныБоярской Думы и церкви. В опричнине Иван IV видел выход из сложившейся ситуации.
В декабре 1564 г. царь со всем двором неожиданно покинул столицуи переехал в Александровскую слободу. В грамотах, посланных в Москву, Иван Грозныйобвинял бояр в «измене», однако в отношении горожан говорилось, что царьна них «не гневается и опале их не подвергает». Купцы и горожане объявили,что сами готовы «потребить всех изменников», просили Боярскую Думу вернутьцаря. У послов от митрополита и бояр Иван IV потребовал всей полноты власти, чтобы«опалы свои класть, а иных казнить и животы их имати». Так, объявив освоем отречении от престола и использовав поддержку московского посада, царь вырвалу Думы и Священного собора согласие на введение в государстве чрезвычайного положения.
Вся территория страны была разделена на «опричнину»и «земщину». Опричнина управлялась особым «государевым двором»,имела свой приказной аппарат и войско. Земщиной по-прежнему управляла боярская Дума.Передача правления Думе носила фиктивный характер.
Иван Грозный создал репрессивный режим опричнины, чтобы устранитьсо своего пути те общественные группы и слои, которые ограничивали его власть. Опричныйтеррор обрушился на многие княжеские и боярские фамилии. Опричнина явилась первойпопыткой утверждения в России самодержавной формы правления.
Численность Боярской думы была увеличена в 3 раза. Это было сделанодля того, чтобы ослабить боярскую аристократию, тормозившую принятие необходимыхдля государства решений.
Таким образом, именно с Ивана Грозного Боярская Дума полностьюстановится высшим совещательным органом при царе. Даже при Иване IV значение БоярскойДумы было велико. Иван IV, относясь к боярам с недоверием, все же считался с мнениеми деятельностью Боярской Думы. Следовательно, значение Боярской Думы при Иване IVГрозном не упало.
Значение Боярской думы в государственном управленииРоссии в XV-XVI вв.
XV-XVI вв. являются временем расцвета законосовещательной деятельностиБоярской Думы.
Уверенность боярства в прочности своего политического положенияподдерживалась и отношением самих московских государей к учреждению, служившемуоплотом этому положению.
Довольно трудно определить отношения, действовавшие между людьми,которые сами никогда не выражали их прямо и точно и даже по-видимому не чувствовалинадобности их формулировать. Остается следить за отдельными фактами, в которых этиотношения обнаруживались. Существует довольно много фактов, в которых показываетсяогромное значение Боярской Думы.
Прежде всего, тот самый государь, на суровость и самовластиекоторого так жаловалось боярство, признавал его классом, на котором преимущественнолежит дело земского строения которым держатся внешняя безопасность и внутреннийпорядок в государстве. Взглянув на своих бояр, умирающий великий князь, отец Грозного,как рассказывает летописец, сказал им: «с вами держал я Русскую землю, вы мнеклятву дали служить мне и моим детям; приказываю вам княгиню и детей своих, послужитекнягине и сыну моему, поберегите под ним его государства, Русской земли, и всегохристианства от всех недругов, от бесерменства и от латынства и от своих сильныхлюдей, от обид и от продаж, все заедин, сколько вам Бог поможет»[8].
Ту же мысль, только другими словами, выражает боярам умирающийВасилий и по рассказу современного повествователя о его смерти, очень близкого кодвору, имевшего возможность слышать или узнать подлинные выражения великого князя.С боярами Василий говорит «о устроении земском», им приказывает передсмертью, как «без него царству строитися». Такому политическому положениюкласса соответствовали состав и правительственное значение боярской думы. Званиедумного человека не было наследственным по закону: в думные чины жаловали,«думу сказывали» по назначению государя. Теперь это назначение стало самопо себе необходимо при множестве боярских фамилий, при обилии наличных служилыхлиц в отдельных фамилиях. Но по родословному составу думы XVI в. можно видеть, вкакой степени государево назначение согласовалось с аристократическим распорядкомлиц и фамилий, установившимся в боярской среде. Члены думы, особенно двух высшихчинов, обыкновенно выходили из известного родовитого круга, который в лице своихочередных представителей «думу ведал»; как полковых воевод, так и советниковсвоих государь «прибирал, рассуждая их отечество, кто того дородился».
И правительственное значение думы на деле далеко не было пассивным:она является более чем совещательным собранием при своем государе, пользуется известнымпростором в своей деятельности.
В 1510 г. тот же суровый великий князь Василий, властию своеюнад подданными превосходивший всех монархов в свете, решая в Новгороде политическуюсудьбу Пскова, «велел своим боярам по своей думе творити, как себе сдумали»,и арест псковских властей и граждан, приехавших тогда к государю с челобитьями,является делом московских бояр, следствием их думного приговора.
Стереотипный язык официальных актов затенял значение бояр передавторитетом царя. Но когда царь говорил простым неусловным языком, обе стороны являютсяв другом освещении. В речи, заготовленной для произнесения на соборе 1551 г., Иван, вспоминая свой приговор о местничестве в думе 1549 г., с удовольствием замечает, что «всем боярам тот был приговор люб». Собору, на котором присутствовали вместес духовенством князя и бояре, Иван указывает задачу все устроить по св. правилами праотеческим законам, «на чем мы, святители, царь и все, приговорим и уложим»[9].Дума сама располагала порядком обсуждения вопросов, стоявших на очереди.
В конце 1552 г. царь, уезжая из Москвы к Троице крестить новорожденногосына, велел боярам промыслить об устройстве только что завоеванной Казани и потомсидеть о кормлениях, т.е. о замене их денежным жалованьем; но они пустили впередближе касавшийся их вопрос о кормлениях, a «казанское строение поотложили»,за что на них жалуется летописец.
Эти факты доказывают, что сами цари уважали Боярскую Думу и понималиее значение для них же самих. Царю необходимо было положиться на какой-либо орган,который давал бы советы князю по принятию решений государственной важности.
Боярская дума знала взлеты и падения своей государственной значимости,но даже Иван Грозный был вынужден с ней считаться, хотя периодически отправлял еёчленов на плаху. Роль Думы хорошо понимали и иностранцы, которые до того как попастьна царский прием, долгое время вынуждены были общаться с думскими чинами. Любопытныевоспоминания о роли думы оставил англичанин Джильс Флетчер, побывавший на Руси приБорисе Годунове. Он писал: «Царь и состоящая под ним Боярская дума, как верховныеправители, так и самые исполнители в отношении издания и уничтожения законов, определенияправительственных лиц, права объявлять войну и заключать союзы с иностранными державами,права казнить и миловать, права изменять решения по делам гражданским и уголовным».
В XVI в. было формально утверждено политическое значение думы:боярский приговор был признан необходимым моментом законодательства, через которыйдолжен был проходить каждый новый закон, прибавлявшийся к Судебнику.
Таким образом, в XV-XVI вв. Дума играла не последнюю роль в политическихделах государя. Князья, а затем и цари понимали значение Боярской Думы и опиралисьна ее деятельность. Многочисленные факты, свидетельствующие об отношении царя кДуме, доказывают высокое положение Боярской Думы в обществе и ее роль для государей.Следовательно, значение Боярской Думы среди органов государственного управления,было наиболее высоким.
Заключение
Боярская Дума является одним из наиболее значимых органов государственногоуправления, существовавших за всю историю Российского государства. Именно с БоярскойДумы началось формирование последующих законосовещательных органов Российского государства.
Изучив саму Боярскую Думу и ее роль в системе государственногоуправления, мне бы хотелось провести краткие итоги по пунктам реферата:
1) Безусловно, главной предпосылкой создания и установления Боярской Думы всистеме государственных органов стало формирование сословно-представительной монархиив России. В этих условиях государство нуждалось в каком-либо сословно-представительноморгане, каким и стала Боярская Дума, которая являлась необходимым атрибутом сословно-представительноймонархии. Именно с упразднением Боярской Думы, системы местничества, происходитраспад сословно-представительной монархии и начинается период самодержавия.
2) Роль Боярской Думы возрастает, прежде всего, при Иване III, который понималнеобходимость этого сословно-представительного органа.
Компетенция Боярской Думы была установлена в Соборном Уложении 1649 г. и в Судебнике 1550 г. Дума была как законодательным, так и нередко судебныморганом. Боярская Дума обсуждала законопроекты с царем, через нее проходила дипломатическаяпереписка. Также Дума устанавливала налоги, руководила приказами. Таким образом,круг полномочий Боярской Думы был весьма широк.
Изначально в состав Думы входили только бояре и окольничие. ЗатемИван IV, чтобы понизить роль бояр в Боярской Думе вводит в Думу думных дворян, которыебыли третьим «по чести» разрядом после бояр и окольничих, а также думныхдьяков. Таким образом, к концу XVI в. в Думе заседали люди четырех степеней: бояре,окольничие, думные дьяки и думные дворяне.
3) В правление Ивана IV, Боярской Думе пришлось пережить нелегкие времена. Недовериецаря, опричнина все это пошатнуло положение Думы в государстве. Но необходимостьв Боярской Думе у царя все же была и значение Думы при Иване Грозном не понизилось.Дума при Иване IV сделала наивысшие успехи: с помощью нее создается Судебник 1550 г., проводится первый Земский Собор 1549 г.
4) В 4 пункте я привела факты, подтверждающие значение Боярской Думы в XV-XVIвв. Государи хорошо понимали государственную значимость Думы и практически все государственныевопросы решались с помощью Боярской Думы, которая могла даже оспаривать государственныерешения и предлагать свои законопроекты. Главным образом политическое значение Думыбыло утверждено в Судебнике. Роль Думы хорошо понимали и иностранцы, которые передтем как попасть на прием к царю должны были общаться с думными чинами.
Таким образом, наивысший расцвет деятельности Боярской Думы пришелсяна XV-XVI вв., а в конце XVII в. Боярская Дума теряет свое значение, так как происходитстановление абсолютной монархии и на смену Боярской Думе приходит Сенат.
Список использованной литературы
1. Ключевский В.О. История сословий в России // Сочинения: В 9 т. Т.6. Специальныекурсы. / Под ред.В.Л. Янина. — М.: Мысль. — 1989. — 476 с.
2. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси. По изданию 1902 г. // Allpravo.ru — 2004.
3. Соборное уложение 1649 года: Текст, коммент. / АН СССР, Ин-т истории СССР,Ленингр. отд-ние; Подгот. текста Л.И. Ивиной коммент. Г.В. Абрамовича и др. Руководительавт. коллектива А.Г. Маньков. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. — 488 с.
4. Исаев И.А. История государства и права. Москва, 2004. — 797 с.
5. История государства и права России: Учеб. для вузов. / Под ред. Титова Ю.П.- М.: Проспект, 2003 — 542 с.
6. История государственного управления в России: учебник для ст. вузов, обучающихсяпо спец. «Государственное и муниципальное управление» / Р.Т. Мухаев.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 607 с.
7. История государственного управления и муниципального самоуправления в России:учебное пособие / Р.С. Цейтлин, С.А. Сергеев. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Омега-Л,2006. — 125 с.
8. Макаров В.Б. История государственного управления и местного самоуправленияв России (IX в. — 1917 г.): Учебное пособие. — Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятскойакадемии государственной службы, 2000. — 244с.
9. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учеб. — М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 464 с.
Приложения
Схема расположения Боярской Думы в системе государственных органов
/>

Заседание Боярской Думы
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.