Реферат по предмету "История"


Б.Н. Чичерин и его философия права

РЕФЕРАТ
по курсу «История»
по теме: «Б.Н. Чичерин и его философия права»

Содержание
 
Введение
1. Жизненный путь Б.Н. Чичерина и формирование идей философииправа в его творчестве
2. Основные концепции философии права Б.Н. Чичерина
Заключение
Список источников

Введение
 
Формирование идейфилософии права Б.Н. Чичерина проходило на фоне прошедших «великих буржуазныхреформ» XIX века и существенных социально-экономических и политическихизменений в пореформенной России. В конце XIX века наряду с общим подъемомкультуры и науки активизировались теоретические изыскания в области государстваи права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся потокполитико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых именобщеевропейского масштаба таких, как А.Н. Муромцев, А.Д. Градовский, Б.Н.Чичерин, М.М. Ковалевский, К.М. Коркунов.
Творчество Б. Н. Чичерина(1828-1904) в последнее время все чаще привлекает внимание историков,философов, юристов – всех ученых, изучающих истоки русского культурного ренессансаконца XIX-начала XX в. Он был не только талантливым теоретиком и историкомправа, оригинальным представителем неогегельянства в русской философии, но иоснователем государственной школы в отечественной историографии, специалистом вобласти естествознания.
Обширное творческоенаследие Б. Н. Чичерина представляет, несомненно, интерес и для сегодняшнейнауки, в том числе для правоведения. В настоящей работе анализируетсяфундаментальный труд Б.Н. Чичерина «Философия права».

1. Жизненный путь Б.Н. Чичерина и формирование идей философииправа в его творчестве
 
Ситуация в российскомобществе второй половины ХIХвека была весьма противоречивой. Заинтересованность общественности вустановлении парламентарных институтов и попытка избежать революционноговарианта развития событий послужили питательной почвой для развития теории либерализма.Именно в этот период в русской философии складываются основы направления,которое впоследствии будет названо классической либеральной философиейестественного права. Возникает особая форма модели переустройства России: «минимумполитики – максимум права». Поэтому правовая мысль русских философов быланаправлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание заиндивидом права на достойное существование, в силу чего одной из центральныхтем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву. Послелиберальных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в литературе,например, в работах М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина, российский либерализмхарактеризуется сочетанием собственно либеральных устремлений с большой долейпросвещенного консерватизма.
Крупной фигурой влиберальной философской мысли второй половины ХГХ века был Борис НиколаевичЧичерин (1828-1904 гг.). Он родился в семье богатого и родовитого помещика. Сдетства Б.Н. Чичерин проявил страсть к познанию. Он владел французским,немецким и английским языками, читал в оригинале У. Шекспира, Дж. Байрона, В.Скотта, пробовал перевести с латыни Вергилия. Отец выдающегося юриста, историкаи философа Б.Н. Чичерина был офицером и, выйдя в отставку, занялсяпредпринимательством, он, также как и мать Б.Н. Чичерина – Екатерина БорисовнаХвощинская, отличался широким культурным кругозором, разносторонними интересами,был знаком со многими образованными людьми того времени.
В 1845 г. Борис Николаевич поступил на юридический факультет Московского университета. По окончанииуниверситета в 1849 г. Б.Н. Чичерин вернулся домой, в имение отца, дляподготовки к магистерскому экзамену. Для приобретения ученого звания магистрагосударственного права требовалось преодолеть испытания по государственному,полицейскому и финансовому праву, политэкономии и статистике.
Б.Н. Чичерин сдалмагистерские экзамены в декабре 1851 – январе 1852 г. В 1866 г. защитил в качестве докторской диссертации книгу «О народном представительстве»(1866). В 1868 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протестапротив нарушения университетского устава, жил в с. Караул, вел научную работу,участвовал в деятельности земства. В начале 1880-х гг. Б. Н. Чичерин занималпост московского городского головы; в 1883 г. после речи во время торжеств, посвященных коронации нового императора, в которой прозвучали идеи о необходимости«свободных учреждений», развитии земского движения, он был уволен с этойдолжности. В его речи Александр III усмотрел намек на конституцию.
Б.Н. Чичерин, воспринявмногие идеи российского западничества, он пошел дальше по пути усиления такихаспектов этой доктрины, как приоритетная роль государства в осуществленииреформ, парламентарный и конституционный строй, доктрина «правовогогосударства». Б.Н. Чичерин, считал, что главным конструирующим элементомкультуры является центральная государственная власть, оттесняющая на второйплан сословные и корпоративные интересы и влияния. В своих сочинениях Чичерин развивалидею постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии,которую он считал идеальной для России формой государства.
Большое влияние навзгляды Б.Н. Чичерина философия Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, которыйпроблему правового государства и свободы личности рассматривал в планеформирования народного самосознания и образования универсального правовогопространства, что во многом определило культурно-национальный универсализмфилософии права Б.Н.Чичерина.
«Философия права» Б.Н.Чичерина является своеобразным итогом его многолетней научной деятельности.
2.Основные концепции философии права Б.Н. Чичерина
 
Правовые взгляды ученого,как уже было отмечено, покоились на метафизических основаниях. Под метафизикойон понимал рациональные начала познания в духе гегелевского панлогизма, вкотором видел «последнее слово идеалистической философии». В отличие отпредставителей позитивизма, находивших в самом положительном праве критерии дляопределения прав и обязанностей подчиняющихся законодателю лиц, Чичеринполагал, что для этого нужны высшие руководящие начала, а их может дать толькофилософия.
В работе «Философияправа» Б.Н. Чичерин в значительной степени воспроизводит гегелевский подход кправу как развитию идеи свободы, реализации свободной воли. В этой связи онрезко критикует вульгарно-утилитаристские теории, отождествляющие право синтересом, с политикой силы или с законом, изданным государством. В то же времярусский ученый считает гегелевскую философию права этатистской,антилиберальной, антииндивидуалистической, в которой человеческая личность какноситель духа есть лишь преходящее явление общей духовной субстанции,выражающейся в объективных законах и учреждениях. В таком случае индивид лишенсамостоятельности и поглощен государством. Поэтому гегелевскую философию праварусский ученый перерабатывает в либерально-индивидуалистическом ключе. Идеясвободы в его теории развивается трехступенчато:
1) внешняя свобода – право;
2) внутренняя свобода –нравственность;
3) общественная свобода –переход субъективной нравственности в объективную и сочетание ее с правом вобщественных союзах (семья, гражданское общество, церковь и государство).
Еще в своей статье«Различные виды либерализма» Чичерин дал первую в истории отечественнойполитической мысли «классификацию» русского либерализма, обозначил «главные егонаправления, которые выражаются в общественном мнении», выделив три его вида идав им социально-политическую характеристику, актуальную, на ваш взгляд, исегодня:
1) «уличный» либерализмтолпы, охлократии, склонной к политическим скандалам, для которого характерноотсутствие терпимости и уважения к чужому мнению, самолюбование собственным«волнением», – «извращение, а не проявление свободы»;
2) «оппозиционный»либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, систематическиобличающий власть, как в действительных, так и в мнимых ошибках,«наслаждающийся самим блеском своего аппозиционного положения», «критикующийради критики» («отменить, уничтожить – вся его система») и понимающий свободу с«чисто отрицательной стороны»;
3) «охранительный»либерализм, несущий в себе позитивный смысл и ориентированный на осуществлениереформ с учетом всех социальных слоев на основе их взаимных уступок и компромиссов,с опорой на сильную власть, в соответствии с естественным ходом истории,«Сущность охранительного либерализма состоит в примирении начала свободы сначалом власти и закона. В политической жизни лозунг его: либеральные меры исильная власть, – либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельнуюдеятельность, обеспечивающие права и личность граждан,… – сильная власть,блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество,охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением законов… разумная сила,которая сумеет отстоять общественные интересы против напора анархических стихийи против воплей реакционных партий».
По мнению Чичерина, спозиции «высшей» ступени развития либерализма – «охранительного», иликонсервативного, – всякий гражданин, не преклоняясь безусловно перед властью,во имя собственной свободы обязан уважать существо самой государственнойвласти. Для философии права и социологии «охранительного» либерализма Чичерина,основанных на триединстве трех основных начал общежития – свободы, власти изакона, равноценных и неразделимых, их гармоническое соглашение предполагаетобщественное единство, а для этого необходимо единство в государственной жизни;последнее возможно при единстве власти, а не ее разделении. Лучше всего этодостигается при такой «смешанной» форме правления, как конституционнаямонархия, которая является политическим идеалом для мыслителя. Предпочтение ейон отдавал потому, что:
1) монарх, являясьпредставителем интересов целого (общества), стоит выше сословных разделений,выше партий; он есть «примиритель» и посредник между противоположнымиэлементами: народом и аристократией (дворянством). Монарх представляет началовласти, аристократия, аристократическое собрание – начало закона, «чувстваправа, свободы и человеческого достоинства», а представители народа – началосвободы;
2) монархическая властьиграла огромную роль в истории России, и «еще в течение столетий она останетсявысшим символом ее единства, знаменем для народа».
В «охранительном» либерализмеЧичерина духовные основы (в лице свободно-разумной личности) соединяются собщественными взаимодействиями, которые регулируются правом; принцип личнойсвободы и прав человека в обществе может быть осуществлен лишь при условииограничения «внутренне» (духовно-нравственно и религиозно) и «внешне» (правом,законом, сильной властью).
Свои философско-правовыеизыскания Б.Н. Чичерин начинает с исследования человеческой личности, так как«не зная природы и свойств человеческой личности, мы ничего не поймем вобщественных отношениях». Чичерин писал: «Как существо, обладающее разумом иволею, человек является субъектом, – и продолжал, – существование субъекта,лежащего в основании всех явлений внутреннего мира, не подлежит ни малейшимисомнению». Это главный исходный постулат его концепции, базирующийся на утверждении,что никакими доводами нельзя опровергнуть факт создания своего я, факт, имеющиймировое значение. Рассматривая понятие личности, Чичерин выделяет ее атрибуты:«Источник этого высшего достоинства человека и всех вытекающих из неготребований заключается в том, что он носит в себе сознание Абсолютного, то естьэтот источник лежит именно в метафизической природе субъекта, которая возвышаетего над всем физическим миром и делает его существом, имеющим цену само по себеи требующим к себе уважение».
«Лицо составляеткраеугольный камень всего общественного здания», – подчеркивал мыслитель.Анализируя доводы современной ему эмпирической психологии, которая в духепозитивизма отрицала само понятие личности, сводя его лишь к ряду психическихсостояний, связанных законом последовательности, Чичерин пришел к выводу, чтопозитивизм, как и материализм, ведет к разрушению самой идеи права, ибо длянего не существует субъекта – носителя безусловной ценности. Признавать зачеловеческой личностью безусловное достоинство – значит предполагать, что онаесть нечто постоянное, нечто такое, что пребывает в потоке явлений. «Если быличность была только временным, преходящим проявлением общей мировой сущности,– комментировал идеи Чичерина другой выдающийся юрист и философ, кн. Е. Н.Трубецкой, – ей могла бы принадлежать только временная, относительная ценностьорудия: она была бы не: целью, а только средством, а значит – бесправна…Стать на материалистическую точку зрения – значит, признать, что в человеке нетничего постоянного, пребывающего. С этой точки зрения «человек есть то, что онест», т. е. агрегат беспрерывно разлагающегося вещества. Единственнопоследовательный вывод отсюда – тот, что в человеке нет ничего заслуживающегоуважения. Когда материалисты говорят о человеческом достоинстве или о «правахчеловека», то это в их устах – не более как благородная непоследовательность.Только признание в человеке духовного начала может положить твердую, незыблемуюграницу между лицами и вещами».
Таким образом, сама идеячеловеческой свободы оправдывается безусловным достоинством человеческойличности и теряет характер самодовлеющей ценности, какой она имеет влиберализме. Свобода становится орудием безусловного, воплощающегося вчеловеке. Пока человек стоит на животной ступени развития, он может делать зло,не раздумывая, руководствуясь своими естественными влечениями. Но как только оносознает себя свободным отрешиться от чувственных влечений и определятьсяизнутри себя, на основании присущей ему идеи Абсолютного, так действие,противное этому внутреннему самоопределению, представляется ему нравственнымзлом. Поэтому хотя склонность ко злу и является прирожденным свойствомчеловека, но все же он, по признанию Чичерина, может и должен свои поступкиподчинять разумному закону, что и ведет к торжеству разума во внешнем мире.
Другой исходный пункт, аодновременно и тот стержень, вокруг которого вращается вся философско-правоваятематика, – это свобода человека. Само понятие свободы, по мнению Чичерина,человек получает из своего собственного внутреннего опыта, из осознания того,что различные всевозможные действия зависят от самого человека, а не диктуютсяему ими самими. «Вся христианская религия, – отмечает он, – так же как и еврейская,основаны на понятии о внутренней свободе человека: грехопадение понимается какакт свободной воли. В самой практической жизни сознание своей свободы служитчеловеку главным побуждением к деятельности». Чичерин утверждает, что «вселюди, во все времена, считали себя свободными, способными делать то, что хотят,следовать тому или другому внушению по собственному изволению. Таковыми жевсегда признавали и признают их все законодательства в мире. Юридический законобращается к человеку, как к свободному существу, которое может исполнятьзакон, но может и нарушать его. На признании свободы основаны понятия вины иответственности; в силу этого, за нарушение закона полагается наказание. Точнотак же и нравственный закон обращается к человеку в виде требования; атребование может быть предъявлено только свободному существу, которое можетуклониться от закона, и в действительности, вследствие человеческогонесовершенства, всегда более или менее от него уклоняется. На свободномисполнении закона основано все нравственное достоинство человека».
Воля человека, которыйдействует во внешнем мире, должна оставаться свободной, т.е. быть независимойот внешних определений и определяться своими внутренними побуждениями,ориентируясь на присущие ей разумные начала. Высший идеал свободы для Чичериназаключается в таком положении, когда воля человека одновременно властвует и надсвоими действиями, и над своими определениями. Способность человека отвлекатьсяот любого частного определения заключается в том, что он носит в себе идеюабсолютного. Свобода, которая стремиться к осуществлению абсолютного закона вчеловеческой деятельности, определяется Чичериным как свобода нравственная. Этасвобода исходит от сознания абсолютного. Произвол же, как проявлениеограниченной свободы, исходит от относительного. Их сочетание является дляисследователя непреложным фактом, так как отсутствие одной из них делаетдействие не свободным, а вынужденным. Он писал, что «нравственная свободаперестает быть свободою, как скоро у нее отнимается произвол, то естьвозможность противоположного. Для ограниченного существа, заключающего в себеобе противоположности и свободно переходящего от одной к другой, свобода добранеизбежно сопряжена со свободою зла; одна без другой не существует. В Божестве,возвышенном над всякими частными определениями, мыслима только свобода добра;но это происходит от того, что к нему не приложим закон причинности, покоторому последующее определяется предшествующим; все его решения вечны. Однаков этом вечном решении заключается и свобода зла, как необходимая принадлежностьпроисходящих от него органических существ».
Поскольку каждая личностьобладает свободой и стремится расширить ее границы, то необходимо, чтобысвобода одного не мешала свободе остальных, чтобы сильнейший не превратилдругих в орудия для осуществления враждебных им целей, чтобы каждая личностьмогла свободно развиваться и были установлены твердые правила для разрешениянеизбежных при совместном существовании споров. Именно поэтому, подчеркивал Чичерин,право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляетнеотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ.
Изложенные идеи, казалосьбы, весьма близки взглядам на право И. Канта. И, тем не менее, Чичерин никогдане примыкал к кантианству, видя в нем тот же отвлеченный схематизм, что и вортодоксальном либерализме в целом. Поэтому, с его точки зрения, это учениенеприложимо к политическому союзу (государству), где личное право подчиняетсяобщественному началу и ограничивается требованиями, последнего. Вслед заГегелем Чичерин отвергает понятие естественного права как реального права,существующего вне и помимо государства. Право для него по своей сути позитивно.Это классическое консервативное правопонимание можно проиллюстрировать напримере чичеринской диалектики объективного и субъективного права. Последнее онопределял как «законную свободу что-либо делать или требовать». Объективное жеправо есть сам закон, определяющий эту свободу. Задача права заключается в том,чтобы разграничить области внешней свободы, предоставленной каждому. Исубъективное, и объективное право у Чичерина неразрывно связано, ибо свободатолько тогда становится правом, когда она освящена позитивным законом; закон жепризнает и определяет свободу. Указывая на важную роль субъективного права (таккак источник права заключен не в законе, а в метафизической свободе), Чичерин вто же время подчеркивал, что право есть начало формальное и принудительное, чемоно и отличается от нравственности. Юридический закон поддерживается принудительнойвластью – нравственный закон обращается только к совести. Именно этим двоякимотношением, по мысли Чичерина, ограждается человеческая свобода в обоих еевидах, так как если бы юридический закон не был принудительным, то внешняясвобода человека оказалась бы лишенной всякой защиты.
Чичерин в своейфилософско-правовой концепции выступает защитником индивидуализма. Толькопризнание свободы лица является для него основанием «всякого истинночеловеческого знания». А потому он отвергает все возможные теории опреобладании общего над личным, считая, что постулат о превосходстве общего надчастью пригоден только для машин, а не для людей. Сознанием и волей наделенытолько отдельные лица, а все общественные учреждения и институты имеютвозможность существовать только благодаря тому, что они представлены именнолицами.
Справедливость, по мнениюЧичерина, выражается, прежде всего, в равенстве. Справедливым считается то, чтоодинаково прилагается ко всем. Это начало, на его взгляд, вытекает из самойприроды человеческой личности. Люди одарены разумом и свободой волей и, кактаковые, равны между собой. «Признание этого коренного равенства составляетвысшее требование правды, которая с этой точки зрения носит название правдыуравнивающей». Уравнивающая правда состоит в признании за всеми равногочеловеческого достоинства и свободы, в равенстве прав как юридическойвозможности действовать. Здесь равенство является началом, в соответствии скоторым общий закон одинаково распространяется на всех, устанавливает общие длявсех нормы и одинаковые для всех способы приобретения прав. В этом состоит равенствоперед законом.
Там же, где приходитсяделить общее достояние или общие тяготы, выступает новое определение правды –«правда распределяющая». «Правда уравнивающая» руководствуется началомравенства арифметического, а «правда распределяющая» – началом равенствапропорционального. Последняя, по разъяснению Чичерина, применяется, например, вчастных товариществах, в которые люди вступают добровольно, но с неравными силамии средствами. Кто больше вложит капитала в общее предприятие, тот получит ибольшую часть дохода, соразмерно с вкладом. На этом же принципе основанораспределение государственных налогов в соответствии с доходами плательщиков, атакже распределение прав, почестей и обязанностей сообразно со способностями,заслугами и назначением лиц в государстве.
Два принципасправедливости относятся по преимуществу к двум разным областям государственнойжизни – гражданской и политической. В первой должно господствовать равенствоарифметическое, во второй – равенство пропорциональное. Этим обусловливалось иконкретное неравенство прав и обязанностей в публично-правовой сфере, гдегосподствуют отношения власти-подчинения, определяющие отношения не междуравными и независимыми субъектами, а между общественным целым и егоструктурными элементами.
Очень интереснырассуждения ученого о равенстве и неравенстве. Здесь он просто великолепен,срывая со «священного» слова «равенство» его «ауру». Общее положение Чичеринатаково: «Свобода естественно и признано ведет к неравенству, а потому,признавая свободу, мы не можем не признать, вместе с тем, и этих вытекающих изнее последствий». Он утверждает, что фактически неравенство есть общее для всехчеловеческих обществ явление и что равенство представляет собой только лишь «метафизическоетребование, во имя мыслимой сущности» и не более. По-моему, он абсолютно прав,когда замечает, что «уравнять материально можно только рабов, а не свободныхлюдей». Отсюда и его тезис о том, что первым явлением свободы явиласьсобственность. Все это прекрасно объясняет ярко выраженную антисоциалистическуюнаправленность его воззрений. Чичерин пишет: «Превращение человека в рабскийскот, принадлежащий фантастическому существу, именуемому обществом, таковопоследнее слово социализма». В том, что касается собственности и права, то онпридерживается такой позиции: «Собственность, как мы видим, есть явлениесвободы в отношении к физическому миру: договор есть явление свободы вотношении к другим лицам». Средоточием внешней свободы, по его мнению, являетсяправо частной собственности – «неизменное требование справедливости», «краеугольныйкамень всего гражданского порядка». В частной собственности «лицо находит иточку опоры, и орудие, и цель для своей деятельности». Посягать на частную собственность,заявляет он, значит подрывать свободу в самом ее корне. Это пониманиесобственности и права проходит практически через все работы Чичерина.
Примечательной чертойконсерватизма Чичерина является его либеральный характер. Подлинныйконсерватизм органично связан с началом свободы. И этим политико-правовоеучение Чичерина коренным образом отличается от взглядов «отрицательного»либерализма, видевшего в свободе раз и навсегда данный неизменный масштаб,применимый к любым обстоятельствам. Но либерализм Чичерина носит иперсоналистический характер, что, по мнению многих исследователей, выгодноотличает его и от философии права Гегеля, в системе которого была заметнатенденция к поглощению личности государством. Чичерин же всячески стараетсяподнять роль и значение личности в обществе. Поэтому и основные определенияправа, формулируемые им, касаются в первую очередь личных (или частных)отношений. Общественные союзы, по замыслу Чичерина, должны воздвигаться надними как высший порядок, который не уничтожает, а только восполняет частныеотношения, зиждущиеся на свободе. «Таков непоколебимый к неизменный идеал,вытекающий из ясных требований разума и из глубочайших основ духовной природычеловека».
Начало равенства всехперед законом являлось, по Чичерину, лишь формальным условием гражданскойсвободы. Содержанием же ее были те различные права, которые вытекали из нее какнеобходимые следствия. К ним, например, относились: право располагать своимидействиями по своему усмотрению, не нарушая чужого права; право перемещатьсякуда угодно и селиться где угодно; право заниматься любой деятельностью: право«обязываться своими действиями в отношении к другому»; наконец, право собственности,которая есть «первое явление свободы в окружающем мире».
Однако, выступаяпоследовательным защитником свободы, Чичерин резко полемизировал с темилиберальными теоретиками, которые трактовали права человека как егоприрожденное и неотъемлемое достояние, неприкосновенное для самого закона,призванного якобы только ограждать их от нарушений. Для него была неприемлемаконцепция, согласно которой единственной границей свободы является свободадругих. С этой индивидуалистической точки зрения закон может запрещать толькото, что вредит другим. Но такой порядок, справедливо отмечал Чичерин, не тольконе оправдывается ни историей, ни умозрением, но попросту немыслим в реальнойжизни. То, что человек имеет права, являлось для Чичерина аксиомой, так как поприроде своей он – существо свободное. Но определение этих прав и установлениеих границ не может зависеть от личного усмотрения каждого, как не можетзависеть и от «неизменных» указаний естественного закона, а единственно только– от публичной власти, которая одна может предписывать правила, обязательныедля всех. Власть должна руководствоваться при этом не только взаимнымотношением свободы отдельных лиц, но и требованиями общественной пользы,которым всегда и везде подчиняется личная свобода. Поэтому границы прав никогдане составляют непреложного кодекса. Они по существу своему изменчивы и подвижны– в зависимости от состояния общества и требований государственного порядка.Даже на знаменитую «Декларацию прав человека и гражданина», по мнению Чичерина,нельзя смотреть как на святыню человеческой свободы. В действительности нетправа, которое бы не подлежало значительным ограничениям и даже прекращению потребованиям общественной пользы.
Рассуждения Чичерина невсегда бесспорны, однако критически осмысленные и очищенные от предвзятости иполитических симпатий самого автора, а также времени, в котором он жил итворил, они полны здравого смысла, содержат глубокое понимание спецификирусского исторического процесса, много верных наблюдений и богатого материаладля дальнейших раздумий. В этом отношении наследие ученого всегда будетпривлекать внимание не только исследователей, но и читающей публики.
 «Философия права» Б.Н.Чичерина послужила началом возрождения естественного права и была высокооценена современниками. И.В. Михайловский назвал Чичерина «величайшим представителемидеалистической философии права». П.Н. Новгородцев отмечал, что Чичерин однимиз первых выразил «современную точку зрения на естественное право как напонятие идеальное и притом развивающееся». Е.Н. Трубецкой видел в Чичеринеодного из самых выдающихся в России «провозвестников идеи естественного права».Н.А. Бердяев, выдвигая теорию «естественных, неотъемлемых и абсолютных посвоему источнику прав личности», признавал, что Чичерин был «блестящимзащитником теории естественного права, и новейшие идеалистические течения вфилософии права должны почтить его как самого главного своего предшественника»[1].

Заключение
 
В историю юриспруденциипрочно вписаны имя и творческое наследие выдающегося русского мыслителя,педагога, общественного деятеля, представителя известного дворянского родаБориса Николаевича Чичерина. Анализ философских, политических и правовыхвзглядов Б.Н. Чичерина становился специальным предметом многих исследований.Основатель государственной школы русской историографии, оригинальныйпредставитель неогегельянства в русской философии, виднейший представительрусского либерализма – вот некоторые характеристики и оценки вклада ученого вкопилку отечественной науки.
Философия права – наукамногогранная, возникшая и развивающаяся на стыке философии и правоведения.Поэтому она предполагает не только глубокое постижение указанных наук, но итворческое сочетание их друг с другом с целью наиболее полного познанияфеномена права Б.Н. Чичерин, внесший существенный вклад в развитие философииправа. Обращаясь к философскому наследию Б.Н. Чичерина, следует отметить, чтоего труды, а в особенности его фундаментальный труд «Философия права» неутратили своей актуальности и в настоящее время. В них право рассматривается вкачестве нормы свободы, что является основанием для развития демократического исоциального государства в России, реформы ее правовой системы в условияхнедостаточной ясности фундаментального для этих процессов вопроса о новомсоотношении личности, общества и государства в русле концепции обеспечения прави свобод человека.
Философско-правовые идеиБ.Н. Чичерина о путях развития государства, о соотношении нравственности,свободы и права, гражданского общества и государства в этом смысле приобретаютэвристическое значение, и могут стать элементом концептуальных основ построенияправового государства с учетом современной российской специфики.

Списокисточников
 
1.     Трубецкой Е.Н.Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права // Вопросы философии ипсихологии. 1905. Кн. 80.
2.     Чичерин Б.Н.Философия права. М., 2000.
3.     Богданова Н.А.,Шевердяев С.Н. Наука государственного права и ее преподавание на юридическомфакультете Императорского Московского университета (К 250-летию Московскогоуниверситета) // История, теория, практика российского права. Сб. науч. раб:Вып. 1 / Отв. ред. В. В. Захаров. Курск, 2005.
4.     Глушкова С.И.Проблема правового идеала в русском либерализме. Екатеринбург, 2001.
5.     Гнатюк О.Л. Охранительный» либерализм Б. Н.Чичерина и либеральный консерватизм П. Б. Струве: сравнительный анализ. //Вопросы философии. 2006. №1.
6.     Зорькин В.Д.Чичерин. М., 1984.
7.     Мошлаков Е.Н. Чичеринодин из основоположников политической науки в России//Вестник московскогоуниверситета. 2004. №2.
8.     Нерсесянц B.C. Философияправа. М, 2007.
9.     Погодин С.Н. Кистории философии права в России. // Журнал социологии и социальнойантропологии. 2000. №1.
10.   Поляков А.В.Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина. // Правоведение. 1993. №5.
11.   Поляков А.В.Политико-правовое учение Чичерина // Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб., 2004.
12.   Фишер С.И. Истокиформирования идей философии права Б.Н. Чичерина // Гуманитарный вестник ВТУ № 2. М.: Изд-во ВТУ ФССС РФ, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ПРЗ на ЭВМ ( метод рекурсии)
Реферат Некоторые психические следствия анатомического различия полов, Фрейд Зигмунд
Реферат Муниципальная собственность в Российской Федерации проблемы формирования и развития
Реферат Гражданская война и иностранная интервенция в Татарстане (1918-1920)
Реферат Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов
Реферат Примеры построения АСУ
Реферат Грипп: основы этиологии, эпидемиологии,
Реферат Особливості перебігу ішемічної хвороби серця у хворих після стентування коронарних артерій
Реферат Програмирование на Visual Basic
Реферат история развития английской революции
Реферат Особенности правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
Реферат Программа по ведению операций в магазине
Реферат Of Mice And Men 5 Essay Research
Реферат Бухучет операций с фьючерсными контрактами
Реферат Разработка системы автоматизации управления фермой СХПК "Алматы"