Реферат по предмету "История"


Реформы 1992-1998 гг.: их экономические и социальные последствия

Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики
(МЭСИ)
Тверской филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономическихдисциплин
Контрольная работа
Реформы 1992-1998 гг.: их экономические и социальныепоследствия
Студенткигруппы З10ФК11
ФилимоновойН.В.
№66971
Тверь 2010

План
1. Реформированиеэкономики. «Шоковая терапия»
2. Кризисавгуста 1993 года. Конституция РФ
3. Стабилизацияфинансового рынка. События в Чечне
4. Расстановкаполитических сил в 1995-1996 годах. Финансовый кризис августа 1998 года

Явыбрала тему реформ 1992-1998 годов, потому что она для меня более близка. Мнебыло 6 лет, когда начались эти реформы. После распада СССР, стране и ее жителямпришлось нелегко. Мои родители и более старшее поколение до сих пор вспоминаютте времена со страхом. Когда с полок магазинов сметалось все, когда рубльпросто перестал быть деньгами, когда власти конфликтовали между собой. Мояработа актуальна, потому что, размышляя сегодня о современнойРоссии, нам никуда не уйти от осмысления проблем и феноменов прошлого и еговлияния, которое они оказывали и продолжают оказывать на развитие нашей страны.
Цельмоей работы исследовать реформы и их последствия 1992-1998 годов. Вышеуказаннаяцель определяет следующие задачи: исследовать причины кризиса августа 1993,изучить и проанализировать этнополитические конфликты, финансовый кризисавгуста 1998 – причины и следствия.
Реформирование экономики. «Шоковаятерапия». Еще в 1991 г., став президентом Российской Федерации, Б. Н.Ельцин провозгласил курс на радикальное реформирование общества. При этом онзаявлял, что уже через 6-8 месяцев после начала реформ наступит существенноеулучшение жизни. Уверенность в том, что в столь короткие сроки будут достигнутыжелаемые результаты, была присуща всему новому поколениюэкономистов-рыночников. Один из них, Г. А.Явлинский, разработал программуэкономических преобразований, рассчитанную на 500 дней. Суть предложенийприверженцев радикально либеральных взглядов заключалась в форсированномпереходе от прежней экономической системы к рыночной экономике, путем «прыжка».Такая экономическая политика получила название «шоковой терапии». Курсна осуществление реформ был одобрен VСъездомнародных депутатов РСФСР в конце октября 1991 г., для его реализации президентупредоставлялись самые широкие полномочия. Вскоре было сформировано новое правительствово главе с самим президентом. Ключевой фигурой в нем стал экономист Е. Т.Гайдар. С его именем и связаны реформы, начало которым положила либерализацияцен, ставшая реальностью 2 января 1992 года. Предусматривалось, чтонерегулируемая «свобода цен» позволит ликвидировать товарный дефицити создаст реальную конкуренцию для товаропроизводителей. Наряду слиберализацией цен проводилась и либерализация торговли, эта сфера переставалабыть государственной и переходила в руки коммерческих организаций и частныхлиц. Все эти меры должны были не только придать новый импульс развитиюэкономики, но и способствовать изменению сознания людей: в создававшихсяусловиях требовалось не ждать материальных благ от государства, а проявлятьхозяйственную инициативу, зарабатывать деньги. Следующим этапом экономическихпреобразований в России стала приватизация. В ходе этого процесса, начавшегосяво второй половине 1992 г., все граждане страны получили приватизационные чеки— ваучеры, которые давали право на определенную часть государственногоимущества (в сумме 10 тыс. руб. в ценах на конец 1991 г.). Ваучеры не былиименными, их можно было вкладывать в инвестиционные фонды (они имеливозможность приобретать на ваучеры акции предприятий), продавать и покупать.Лица и группы лиц, скупившие или сосредоточившие другими путями в своих рукахбольшое количество ваучеров, могли стать собственниками крупных государственныхпредприятий, приобретавшихся ими по заниженной стоимости. С окончаниемначального этапа прива/>тизациина основе ваучеров наступил второй ее этап, когда предприятия или пакеты акцийприобретались уже не на ваучеры, а за деньги. Провозглашенная правительствомзадача создать широкий социальный слой собственников («средний класс»)не была осуществлена, но в результате приватизации появились крупныесобственники (владельцы дающих прибыль предприятий, финансисты, обогатившиеся входе операций с ценными бумагами). Довольно значительный слой частныхпредпринимателей возник в сфере торговли. Реальной собственностью большогоколичества граждан стали квартиры, перешедшие в их руки в процессеприватизации. Общий выигрыш от реформ заключался в насыщении рынка товарами,преимущественно импортными. В то же время платежеспособный спрос населениясущественно снизился ввиду бурного роста цен, инфляции и сокращения денежныхсредств (в частности, в связи с обесцениванием вкладов в сберегательном банке).
Реформа 1992 года проходила крайнетяжело и имела ряд последствий. Цены к концу 1992 года выросли в 100-150 раз.Индексация зарплаты проходила гораздо медленнее – примерно в 10 раз отставалаот роста цен. Были заморожены вклады населения на сберкнижках, что привело к ихобесцениванию. Все это привело к резкому падению уровня жизни большинствароссиян.
Кризис августа 1993 года. КонституцияРФ. Президент и Верховный Совет: противостояние властей. В ходе осуществленияэкономических реформ, анализа их противоречивых результатов выработались дваосновных подхода к перспективам преобразований. В основе первого(радикально-реформаторского) лежал расчет на то, что частная собственность исвободный рынок товаров и услуг в течение относительно небольшого периодавремени сами по себе способны породить эффективную экономическую систему.Представители второго (эволюционного) подхода выступали за медленное иосторожное преобразование экономики с сохранением рычагов ее регулирования иведущих отраслей (производств) в руках государства. В этом случае реформы моглирастянуться на длительное время, что не соответствовало настроениям и ожиданиямзначительной части населения. Но в то же время на фоне резкого падения уровняжизни многие люди перестали доверять президентской «команде». Радикальныереформы породили оппозицию не только в обществе, но и в органе законодательнойвласти — Верховном Совете, который ранее во всем поддерживал президента. Многиенародные депутаты (в том числе и председатель Верховного Совета экономист Р. И.Хасбулатов) выступали за эволюционный путь реформирования экономики игосударственного строя, за государственное регулирование рыночных отношений втечение переходного периода. С апреля 1992 г. вплоть до осени 1993 г. конфликтдвух ветвей власти — исполнительной и законодательной — приобретал непрерывныйхарактер. Критики президента имели в Верховном Совете большинство голосов, курсрадикальных реформ поддерживало менее четверти народных депутатов. В декабре1992 г. президент и VII Съезд народныхдепутатов выступили с прямыми обращениями к гражданам России, в которыхобвинили друг друга в нарушении Конституции. Благодаря вмешательству председателяКонституционного суда был достигнут компромисс: президент и съезд обязалисьразрешать все спорные вопросы исключительно конституционным путем, по основнымже принципам новой конституции (президентская или парламентская республика)решено было провести референдум. Формирование нового правительства (уже безГайдара) было поручено В. С. Черномырдину (он возглавлял правительство вплотьдо весны 1998 г.). Но буквально через несколько месяцев конфликт двух ветвейвласти обострился вновь. Сохранение в стране власти Советов (от местных низовыхдо Верховного) стало преподноситься Ельциным как главное препятствие дляразвития демократии и реформ, проводимых правительством. 21 сентября 1993 г.вышел президентский указ «О поэтапной конституционной реформе в РоссийскойФедерации». Согласно этому документу прекращалась деятельность Съезданародных депутатов и Верховного Совета до начала работы нового двухпалатногопарламента, который предстояло избрать 12 декабря того же года. К этому срокупланировалось подготовить проект новой конституции России. Вся власть временнососредотачивалась в руках президента и подотчетного ему правительства. В ответбыл срочно созван внеочередной Съезд народных депутатов, расценивших действияЕльцина как государственный переворот. Они приняли решение отстранить его споста президента. Президентская присяга была принята вице-президентом А. В.Руцким. Таким образом, разразившийся в стране политический кризис привел квозникновению двух центров власти. Их резиденциями и одновременно символами сталиКремль и здание Верховного Совета — Белый дом. Ельцин, обладавший, в отличие отСъезда народных депутатов и Верховного Совета, реальными рычагами власти, приступилк организации блокады Белого дома. 2 и 3 октября между сторонникамипарламентской оппозиции и милицией произошли столкновения, в результате которыхБелый дом был разблокирован. Затем по призыву Руцкого оппозиционеры захватилиздание московской мэрии, Хасбулатов призывал их идти на Кремль. Главнымсобытием 3 октября стал вечерний штурм телецентра «Останкино»,отраженный силами верного президенту спецназа. На следующий день, 4 октября,военные подразделения захватили Белый дом. Руцкой, Хасбулатов и другиеруководители парламентской оппозиции были арестованы (в дальнейшем ихосвободили по амнистии). Победа президента над Верховным Советом и намеченныена 12 декабря 1993 г. выборы привели к перегруппировке политических сил.Первыми извлекли уроки из политического кризиса сторонники радикальныхлиберальных реформ. Они сплотились, создав избирательный блок «ВыборРоссии», который возглавил Е. Т. Гайдар. Блок развернул агитационнуюкампанию под девизом «Свобода, собственность, законность». В средеприверженцев либерального реформаторства образовался и оппозиционныйизбирательный блок «Яблоко». Его лидером стал экономист Г. А.Явлинский критиковавший «гайдаровский» курс реформ и предлагавшийсвою программу преобразований. «Выбор России», «Яблоко» идругие родственные им по идеологии общественные движения, избирательные блоки,партии составили правую часть политического спектра. В левой, оппозиционной поотношению к исполнительной власти части политического спектра ведущее местозаняла возглавляемая Г. А. Зюгановым Коммунистическая партия РоссийскойФедерации (КПРФ). Ее восстановительный (IIчрезвычайный) съезд состоялся в феврале 1993 года. Декларируя марксистскиеосновы своих взглядов, «постсоветские» коммунисты признали частнуюсобственность и рыночные отношения в качестве элементов многоукладной экономикии заявили о необходимости осуществлять свой политический курс в рамкахконституционного порядка. Наряду с КПРФ действовали и другие коммунистическиепартии и движения, как правило, более радикальные. Идеологически близкой к КПРФбыла аграрная партия, нацеленная на работу с сельским населением. Она выступалапротив частной собственности на землю и за поддержку коллективных формхозяйства. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в нижнюю палату ФедеральногоСобрания — Государственную думу. Они проводились на основе сочетания двухсистем: одна половина депутатов избиралась по мажоритарной системе (в депутатыпроходит кандидат, собравший большинство голосов в округе), а другая — попропорциональной (пропорционально количеству голосов, поданных за тот или инойпартийный список). Выборы по партийным спискам принесли сюрприз: на первоеместо неожиданно вышла либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Онабыла основана В. В. Жириновским еще в период «перестройки», в 1990г., как партия вождистского типа. Ее лидер, имевший опыт участия впрезидентских выборах 1991 г. и обладавший агитаторскими способностями, умелопровел избирательную кампанию и сумел увлечь часть «протестного» электората.Блок «Выбор России», на который причастные к власти либералы возлагалибольшие надежды, по партийным спискам занял второе место. Однако по общемучислу депутатов, с учетом результатов и по мажоритарной системе, этот блок смогсоздать самую многочисленную думскую фракцию. В целом Дума, избранная на двапереходных года, по своему составу склонялась к сдержанной оппозиционности поотношению к президенту и правительству. Одновременно с выборами в ФедеральноеСобрание, 12 декабря 1993 г., был проведен референдум по проекту новойКонституции РФ, разработанному ближайшим окружением президента. В поддержкупроекта высказались 58,4% участников голосования. Таким образом, впервые вистории страны конституция была принята на референдуме, а не высшими органамигосударственной власти. Конституция провозгласила Россию демократическимфедеративным правовым государством. В документе устанавливается принципразделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Главойгосударства и гарантом конституции объявляется президент. Он же определяетосновные направления внутренней и внешней политики и является Верховнымглавнокомандующим. Президент предлагает Государственной думе кандидатурупредседателя правительства. В случае троекратного отказа утвердить выдвигаемыепрезидентом кандидатуры Дума подлежит роспуску. Все законы, принимаемые Думой,должны быть одобрены верхней палатой парламента — Советом Федерации, а затемутверждены президентом. При этом он может отклонить законопроект, т. е.использовать право вето. Благодаря такой персонифицированной концентрациивласти Российская Федерация превращалась в президентскую республику, с самымиширокими полномочиями главы государства. Другой особенностью новой конституцииявляется учреждение сильной по отношению к Центру выборной региональной власти(президенты национальных республик, губернаторы, главы городов и районов).
С 1992 г. в России началось проведениеэкономических реформ, целью которых была замена государственной собственностичастной и установление рыночных отношений. Форсированное осуществление рыночныхпреобразований вызвало противостояние между законодательной и исполнительной властью— Верховным Советом и президентом. Если август 1991 г. нанес сокрушительныйудар по КПСС и всему коммунистическому режиму, то октябрь 1993 г. подвел чертупод властью Советов. Принятие Конституции РФ 1993 года завершило в основномполитическую реформу в РФ и создало правовые основы новой постсоветскойгосударственности.
Стабилизация финансового рынка. Событияв Чечне. В условиях «галопирующей» инфляции правительство В. С.Черномырдина своей первоочередной задачей провозгласило стабилизациюфинансового рынка. К 1996 г. с помощью внутренних и внешних займов эта задачабыла в целом решена — уровень инфляции удалось снизить. Цены на товарыперестали «нестись вскачь», как это было начиная с 1992 года. Однакофинансовое положение страны не обрело прочности: происходил быстрый ростгосударственного долга; приходилось выплачивать высокие проценты погосударственным обязательствам; коммерческие банки предпочитали вкладыватьденьги не в производство, а в финансовые операции; многие люди, не надеясь наустойчивость рубля, переводили свои сбережения в доллары. Одной из самых острыхпроблем для страны стал сбор налогов. Государственная власть столкнулась смассовым уклонением от налогообложения как организаций, так и отдельных лиц. Послераспада СССР на постсоветском пространстве продолжали обострятьсяэтнополитические конфликты. Гражданские войны на национальной основе охватиличасть территории Закавказья (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия),национальный вопрос остро встал в Молдавии (районы проживания гагаузов, Приднестровье).Сложная ситуация складывалась и в многоэтнической Российской Федерации.Несмотря на то, что русские составляли почти 82% ее населения, обилие автономий.разного уровня (республики, области, округа) в условиях становления новойгосударственности и роста сепаратизма создавало реальную угрозу целостностиРоссии. Наибольшую опасность для единства страны представляли события в Чечне.В начале сентября 1991 г. председатель исполкома Общенационального конгрессачеченского народа, генерал в отставке Д. Дудаев, используя рост сепаратистскихнастроений, взял власть в Чечне в свои руки. Осуществленный им насильственныйроспуск Верховного Совета Чечено-Ингушской республики сопровождался захватомтелецентра, дома радио, аэропорта, блокированием вооруженными людьми центра Грозного.По сути дела, произошел государственный переворот в масштабах автономнойреспублики и сепаратистское восстание в масштабах СССР. После избрания Дудаевапрезидентом 1 ноября 1991 г. была провозглашена независимость Чеченской республики.Заявление Верховного Совета РФ о незаконности избрания Дудаева президентом иуказ Б. Н. Ельцина о введении чрезвычайного положения на территории Чечни(вскоре отмененный) не смогли предотвратить ее фактического выхода из составаРСФСР. Новое положение Чечни было закреплено принятием в марте 1992 г.конституции самопровозглашенной республики Ичкерия.
Национальный состав населения РоссийскойФедерации (по данным 1989 г.)Народы Численность % к общей сумме  Народы Численность % к общей сумме Русские 120 000 000 81,5 Азербайджанцы 336 000 0,2 Татары 5 522 000 3,8 Кумыки 277 000 0,2 Украинцы 4 363 000 3,0 Лезгины 257 000 0,2 Чуваши 1 774 000 1,2 Ингуши 215 000 0,1 Башкиры 1 345 000 0,9 Тувинцы 206 000 0,1 Белорусы 1 206 000 0,8 Молдаване 173 000 0,1 Мордва 1 073 000 0,7 Калмыки 166 000 0,1 Чеченцы 899 000 0,6 Цыгане 153 000 0,1 Немцы 842 000 0,6 Карачаевцы 150 000 0,1 Удмурты 715 000 0,5 Коми-пермяки 147 000 0,1 Марийцы 644 000 0,4 Грузины 131 000 0,1 Казахи 636 000 0,4 Узбеки 127 000 0,1 Аварцы 544 000 0,4 Карелы 125 000 0,1 Евреи 537 000 0,4 Адыгейцы 123 000 0,1 Армяне 532 000 0,4 Корейцы 107 000 0,1 Буряты 417000 0,3 Лакцы  106000 0,1 Осетины 402000  0,3 Прочие народы (насчитывавшие менее 100000 человек) Около 1470000 Около 0,1 Кабардинцы 386000 0,3 Якуты 380000 0,3 Даргинцы 353000  0,2 Всего: 147000000 100 Коми 336000 0,2
Этнополитическая напряженность давала осебе знать и в некоторых других республиках. Так, в начале 1992 г. радикальноекрыло национального движения в Татарстане на всетатарском съезде-курултаепредприняло попытку провозгласить государственную независимость республики внерамок Российской Федерации. Хотя руководство Татарстана и не поддержало радикал-националов,оно не вняло возражениям Москвы против проведения референдума о суверенитетереспублики. Такой референдум состоялся в марте, и 60% участвовавших в немвысказались за суверенитет Татарстана. В марте 1992 г. всеми республикамиРоссийской Федерации (к прежним добавились бывшие автономные области — Адыгея,Карачаево-Черкесия, Горный Алтай, Хакасия), за исключением Чечни и Татарстана,был подписан Федеративный договор. В нем разграничивались полномочияцентральных органов государственной власти и «органов власти суверенныхреспублик в составе Российской Федерации». Согласно этому договоруреспублики получили самые широкие права, вплоть до провозглашения ихсобственностью земли и ее недр, водных ресурсов и природных богатств.Республики признавались самостоятельными участниками международныхэкономических отношений. Заключенный в 1994 г. договор о разграниченииполномочий позволил разрешить ряд проблем в отношениях между Центром иТатарстаном. Этническая напряженность снизилась и в других регионах, кромеСеверного Кавказа. К середине 1992 г. российские войска были выведены из Чечни,а большая часть их вооружения попала в руки сепаратистов. К этому времениявочным порядком, на основе нелегально возникшего рынка оружия, былоосуществлено «всеобщее вооружение» народа на территории как Чечни,так и Ингушетии. Дудаев формировал армию независимой республики (президентскаягвардия, полк специального назначения, танковый полк и т. д.); а в Пригородномрайоне Северной Осетии, где обострились отношения между проживавшими тамингушами и осетинами, с обеих сторон создавались отряды самообороны и народногоополчения. В последние дни октября 1993 г. оружие было пущено в ход. Посуществу, между ингушами и осетинами началась «этническая война».Столкновения привели к вытеснению из Пригородного района всего ингушскогонаселения. В Российской Федерации появились первые «свои» беженцы. Всередине 1994 г. Чечня была объявлена исламской республикой. Вместогражданского кодекса на ее территории внедрялись «законы шариата».Неприятие частью чеченского общества политического Дудаева привело квозникновению оппозиции, которая стала созвать свои вооруженные формирования.Между ними и войсками Дудаева произошли столкновения. Обстановка в Чечне,оказавшейся на грани гражданской войны, казалось, благоприятствовала свержениюсепаратистского режима, и 11 декабря 1994 г. в мятежную республику с цельюнаведения «конституционного порядка» были направлены российскиевойска. Российские военные столкнулись с упорным и искусно организованнымсопротивлением чеченских боевиков. Несмотря на занятие главного городареспублики Грозного, большей части территории Чечни, оттеснение боевиков вгорные районы, массированные артобстрелы и бомбовые удары с воздуха, полностьюразгромить сепаратистов не удавалось. Боевики применяли тактику партизанскойборьбы и террористических актов (нападение Ш. Басаева на Буденновск и захватбольницы с заложниками, рейд С. Радуева в Дагестан). Летом 1996 г., послегибели Дудаева, его преемник А. Масхадов и секретарь Совета безопасностиРоссийской Федерации А. И. Лебедь в Хасавюрте подписали временное соглашение опрекращении боевых действий, а в начале 1997 г. завершился вывод федеральныхвойск из Чечни. Вслед за этим в мае был подписан договор о мире и принципахвзаимоотношений между Российской Федерацией и Чечней, предусматривавший решениевсех вопросов политическим путем. Вопрос о статусе Чечни был отложен на пятьлет.
Несмотря на успехи в проведении курса нафинансовую стабилизацию, правительству не удалось добиться вложения капиталов впроизводство и приостановить спад в промышленности. По сравнению с уровнемконца 80-х гг. промышленное производство сократилось в два раза. Ипромышленность, и сельское хозяйство оказались недостаточно конкурентоспособныв условиях открытости российского рынка для импорта. Таким образом, реформированиеэкономических отношений породило ряд проблем, решение которых оказалось нестоль простым, как это представлялось на рубеже 80—90-х годов. В результатесобытий в Чечне произошел рост преступности: хищение поездов, идущих транзитомиз России через Чечню, торговля наркотиками, оружием. Через Чечню ввозилисьфальшивые доллары и рубли. Средства, поступающие из российского бюджета навыплату зарплат, пособий и пенсий, использовались по своему усмотрению, в томчисле на приобретение вооружений.
Расстановка политических сил в 1995-1996годах. Финансовый кризис августа 1998 года. В 1995 г. состоялись новые выборы вГосударственную думу. На этот раз, согласно конституции, она избиралась на 4года. Для того чтобы получить места в Думе, политические партии и избирательныеблоки должны были преодолеть 5-процентный избирательный барьер. Ни «ВыборРоссии» Е. Т. Гайдара, ни крайние коммунистические группировки не смоглиэтого добиться. В качестве «партии власти» выступил созданныйпремьером В. С. Черномырдиным избирательный блок «Наш дом — Россия».В целом оппозиционные фракции (в первую очередь КПРФ) получили в новой Думебольшинство, что в последующие годы затрудняло деятельность правительства. ВСовете Федерации интересы регионов стали представлять главы исполнительной илизаконодательной власти республик, областей и краев. В 1996 г. состоялись первыепосле 1991 г. выборы президента Российской Федерации — уже не советской и несоциалистической. В первом туре никто из претендентов на этот пост не смогнабрать необходимого большинства голосов. Во второй тур вышли Б. Н. Ельцин и Г.А. Зюганов. Получив более 54% голосов, Ельцин вновь стал президентом России.Второе президентство Б. Н. Ельцина не было столь драматичным, как первое, нохарактерные для первой половины 90-х гг. экономические, социальные иполитические проблемы по-прежнему довлели над страной. Продолжалось падениепроизводства, изнашивание его материальной базы. Инвестиции, направлявшиеся наобновление существующих предприятий и создание новых, были крайне незначительными.Из-за нехватки денежных средств в тяжелом положении оставалось сельскоехозяйство. В то же время казалось, что проводившаяся правительствомЧерномырдина политика стабилизации привела к упрочению финансового положениястраны. Благодаря продаже ценных бумаг государственного займа за рубежом ивнутри страны, а также ряду других мер инфляция была незначительной. Средняязаработная плата в России составила 180 условных единиц, т. е. долларов.Развивавшийся малый и средний бизнес наполнил рынок импортными товарами. Однакоправительству с каждым месяцем становилось все труднее справляться с выплатамипо внешним займам и погашением процентов по ценным бумагам. Назревал финансовыйкризис. В начале 1998 г. президент отправил Черномырдина в отставку с постапремьера, главой правительства стал С. В. Кириенко. Не прошло и полгода, как вавгусте разразился дефолт. Поскольку к тому времени российская экономика былауже тесно связана с мировым рынком, быстрому развитию кризисных явлений в нейдал толчок кризис, начавшийся в странах Юго-Восточной Азии. ПравительствоРоссии объявило о замораживании выплат по государственному внутреннему долгу ивременном невыполнении обязательств по внешнему. В считанные дни произошел «обвал»рубля, курс доллара по отношению к нему вырос в несколько раз. Вновь навислаугроза гиперинфляции. Финансовый кризис привел и к правительственному кризису.При обсуждении вопроса о новом премьере президент и Дума в конечном счетесошлись на кандидатуре Е. М. Примакова, который возглавлял правительство втечение полугода. Затем его на этом посту сменил С. В. Степашин.
Напериод работы правительствам Черномырдина пришелся самый трудный этап реформ.Основными достижениями были: относительная стабилизация экономики; преодолениегиперинфляции; укрепление рубля как платежного средства; проведение основногоэтапа приватизации; рост зарплаты населения; пополнение золотовалютныхрезервов. Не смогли решить всех проблем, стоящих перед страной. С дефолтом 1998г. в России завершился период «жесткой финансовой политики», послечего начался самый короткий и, пожалуй, самый неопределенный этап «ельцинскойэпохи». После отправления в отставку Черномырдина, началась «правительственнаячехарда» (за 2 года сменилось четыре правительства).
За последнее десятилетие XXвека в социальной структуре новой России произошли коренные изменения. Вместогосударственной и кооперативно-колхозной экономической основой общества сталачастная собственность. Многие обзавелись различными видами собственности: отдачных участков и квартир до средних и крупных предприятий. Широкоераспространение получили арендные отношения. Появился значительный слой людей,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ремесла, мелкорозничнаяторговля, сфера услуг). Для многих официальная зарплата перестала быть главнымисточником пополнения семейного бюджета. Постепенно в России началформироваться «средний класс». В то же время характерной чертойобщества стала его резкая дифференциация, разрыв в доходах между самымибогатыми и самыми бедными слоями. По оценкам экономистов, примерно третьнаселения страны имела официальные доходы ниже уровня прожиточного минимума.
Численноувеличивались маргинальные группы: безработные, молодежь, не нашедшая места вжизни, криминальные элементы, беспризорные дети и т. д. Примерно десятьпроцентов населения стали располагать почти половиной всех доходов общества. Врезультате кризиса 1998 г. резко снизились покупательная способность и уровеньжизни населения Российской Федерации. Средняя заработная плата уменьшиласьпримерно до 54 у. е. Ухудшение здоровья и ростсмертности по причине существенного снижения качества условий и уровняжизни, социальных напряжений и нестабильности, непреодолимых трудностейадаптации перехода к рынку. Привело также к росту преступности.Факторами роста являлись, в частности, обнищание населения, ослаблениемилиции и судебной системы в результате недофинансирования, ослаблениеморальных норм. Серьёзную роль в жизни страны стала играть организованная преступность. Преступникистали более агрессивными и жестокими, возросло число рецидивов. Долябезработных среди осуждённых преступников за 1990—1999 годы выросла с 17 до 56 %.Сузились импортные возможности, что имело, однако, и положительные последствия— создавались условия для того, чтобы отечественная продукция стала вытеснятьпривозную. События осени 1998 года привели к катастрофическим последствиям:рубль вновь перестал быть надежным платежным средством; были парализованыхозяйственные отношения в стране; приостановились инвестиции; нарушиласьнормальная работа банков; разорилось множество предприятий и финансовыхструктур; началась паника. 11 сентября 1998 года Е.М. Примаков стабилизировалситуацию после финансового кризиса, остановил дальнейшее падение рубля, вернулчасть инвесторов на рынок, поднял престиж России в мире в силу принципиальнойпозиции по югославской проблеме.

Литература
ВолобуевО.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. М., 2007.
ОрловА.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2001.
БезбородовА.Б., Зимина В.Д., Голотик С.И., Молчанов Л.А., Елисеева Н.В. История России вновейшее время. М., 2004.
МиловЛ.В., Воронкова С.В., Вдовин А.И., Барсенков А.С. История России XX– начала XXI века. М., 2006.
blog.kp.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Речное хозяйство (р. Мура)
Реферат Славянские и общекультурные символы в песенном тексте (на материале текстов песен группы "Калинов мост")
Реферат Особенности регулирования труда педагогических работников
Реферат Акафист святому праведному воину Феодору Ушакову Кондак 1
Реферат Судова промова
Реферат Проблема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Реферат Образы коммунистов в Поднятой целине
Реферат Технология монтажа трубопроводов из цветных металлов и их сплавов
Реферат Рельеф Беларуси
Реферат Проектирование цифровой радиорелейной линии на участке Томск-Чажемто
Реферат Athletic Training Essay Research Paper Athletic TrainingDefinition
Реферат Сравнительно-культурологический анализ эпических произведений на материале адыгского эпоса "Нарты" и германского эпоса "Песнь о Нибелунгах"
Реферат Драйвер клавиатуры реализующий функции музыкального синтезатора на клавиатуре для Windows NT 5
Реферат Нафта 4
Реферат Демаре, Николя министр финансов