Реферат по предмету "История"


Внутренняя политика Владимира Мономаха

Внутренняя политика Владимира Мономаха
СодержаниеВведение                                                                                           3
1. Начало княженияВладимира Мономаха
     на Киевском престоле                                                                 5
2. Управление Руси Владимиром и егозаветы потомкам              9
3. Законодательная деятельностьВладимира Мономаха                      23
Заключение                                                                                      29Список использованной литературы                                            32

Введение
Князь Владимир — Василий Всеволодовичпрозванный Мономахом, являлся великим князем киевским и был сыном ВладимираЯрославича — самый замечательный из русских князей дотатарского периода нашейистории, оставивший о себе громкую славу и добрую память.  Эпоха его правлениядо сих пор оставляет ряд разнообразных исторических суждений о значении дляРоссии его преобразований и нововведений: это и крещение Руси, и попыткиобъединения княжеств, и его знаменитое «Поучение». Все это делает актуальным инебезынтересным дальнейшее изучение личности и общественно-политическойдеятельности Владимира Мономаха.
Предметом данной работы являютсяразнообразные аспекты внутренней политики Владимира Мономаха.
Хронологические рамки исследования определены,прежде всего,  эпохой правления Владимира Мономаха. Владимир родился в 1053году. Умер – в 1125 году.
Географические рамки обусловленыизучение внутренней политики Владимира Мономаха, таким образом, в данной работеисследуется в основном его экономико-политическая деятельность в пределахтерритории княжеств.
Необходимо отметить, что в литературеи научных трудах исследуются различные направления деятельности ВладимираМономаха. Во-первых, в продолжении 30 лет он был посредником в княжеских распрях,общим миротворцем, стражем отечества от лютых половцев. Как отмечает УстряловН. Г. «Мономах возвышался над всеми современными князьями дальновиднойполитикой, твердостью, мужеством, народ привык видеть в нём главу Руси».[1]
Также ряд работ посвящен деятельности Владимиракак  законодатель. Закон Владимира ограждал закупов от произвола хозяина, ноугрожал им полным рабством, если они убегут, не исполнив условий.
Кроме всего, время Мономаха быловременем первого рассвета художественной и литературной деятельности. В Киеве идругих городах строились церкви, украшались живописью. Об этом и многом другомпойдет речь в нашем повествовании.
Целью данной работы является изучениеполитического, религиозного, общественно-правового аспектов управленияВладимира Мономаха Киевской Русью.
В качестве задач работы выделим:
-рассмотрение исторической ситуациина Руси, предшествовавшей правлению Владимира Мономаха;
-изучение процесса начала крещенияРуси при содействии Владимира;
-анализ внутренней политики ВладимираМономаха и отображения им своего мировоззрения в литературе;
-рассмотрение законодательнойдеятельности Владимира Мономаха.

1. Началокняжения Владимира Мономаха
наКиевском престоле
Владимир родился в 1053г. КогдаСвятослав Черниговский отнял Киев у Изяслава I, Всеволод сел в Чернигов, а сын его Владимир — в Смоленск.Владимир служил Святославу и опять занявшему Киев Изяславу, как старейшимкнязьям: по поручению первого он помогал полякам против немецкого императораГенриха IV, по приказанию второго он дваждыходил на полоцких князей (1077). Когда отец его Всеволод сел в Киев, Мономахзанял стол в Чернигове.
Князь Владимир Мономах появился насвет в разгар византийских козней и смуты. Его мать-гречанка русским языком невладела. Зато отец говорил на пяти языках: надо полагать, и с супругой своейобъяснялся по-гречески. Варварская, холодная Россия, страна необузданных инепредсказуемых страстей, представлялась горделивой дочери византийского императора,скорее, местом вынужденной ссылки чем вторым Отечеством. Чем же еще занятьсякак не окунуться с головой в дворцовые интриги?
Кто же, в таком случае, вдохнул всердце киевского наследника Мономахов русский дух? И был ли это дух до концарусским? Не свила ли в его груди с самого рождения гнездо коварная византийскаязмея? Во всяком случае любовь к иноземщине прослеживается в судьбе князя напротяжении всей жизни, чтобы он потом ни говорил в своем “Поучении”. СамВладимир Мономах женился на Гите — дочери англо-саксонского короля Гаральда,имея от нее восемь детей. Надо полагать, у всех этих Мономаховичей —наполовинку англосаксов, начетвертинку византийских греков — кровнаяпривязанность к русской земле и к русской культуре была достаточно относительнаи носила преимущественно территориальный характер. Кроме того, одна из сестерродоначальника русского Мономахова гнезда была замужем за германским королем,другая — за венгерским; связи с венгерской династией были в дальнейшемзакреплены и с помощью собственной дочери.
Без знания этих генеалогическихдеталей трудно понять феномен Владимира Мономаха, направленность его внешней ивнутренней политики, а также мотивы противоречивой деятельности. Если называтьвещи своими именами, то чаяния Русской земли были весьма далеки от личныхамбиций наследника угасающей ветви византийских императоров. Ведь у русскогокнязя были достаточно реальные шансы сесть на константинопольский трон.Потому-то мысленный взор его был постоянно устремлен к Византии. Стать императором?Но ведь это было возможно только за счет интересов Русской державы. РазвеВизантия присоединилась бы к Киевской Руси — стань наследник Мономаховлегитимным правителем новой империи? Смешно даже подумать! Конечно же, великийкнязь сделал бы все от него зависящее, чтобы русские земли превратились втретьестепенные провинции Византии. Именно это прекрасно осознавали печерскиепатриоты, на себе самих испытавшие жестокий деспотизм церковных греческихиерархов. Не надо было иметь семь пядей во лбу, дабы понять, что ожидало бырусский народ и русскую государственность в политическом и экономическом плане— татаро-монгольское иго с византийским лицом.
По смерти Святополка-Михаила гражданекиевские, определив в торжественном совете, что достойнейший из князей российскихдолжен быть великим князем, от­правили послов к Мономаху и звали его властвовавв столице. Добродушный Владимир давно уже забыл несправедливость и враждуСвятополкову: искренно оплакивал его кончину и в сердечной горести отказал­сяот предложенной ему чести. Вероятно, что он боял­ся оскорбить Святославичей,которые, будучи детьми старшего Ярославова сына, по тогдашнему обыкнове­ниюдолженствовали наследовать престол великокняжеский. Этот отказ имел несчастныеследствия: киевля­не не хотели слышать о другом государе; а мятежники,пользуясь безналичием, ограбили дом тысячского, име­нем Путяты, и всех жидов,бывших в столице под осо­бенным покровительством корыстолюбивого Святопол-ка.Спокойные граждане, приведенные в ужас таким беспорядком, вторично звалиМономаха. «Спаси нас,— говорили их послы,— от неистовства черни; спаси отграбителей дом печальной супруги Святополковой, соб­ственные наши домы исвятыню монастырей». Влади­мир приехал в столицу: народ изъявил необычайнуюрадость, и мятежники усмирились, видя князя велико­душного на главном престолероссийском [2].
Даже и Святославичи не противилисьобщему же­ланию; уступили Мономаху права свои, остались кня­зьями удельными ижили с ним в согласии до самой их кончины. Они счастливее отцов своихторжествова­ли вместе пренесение (2 мая 1115 г.) мощей св. Бориса и Глеба изветхой церкви в новый каменный храм Вы-шегородский: сим действием Владимиризъявил, в на­чале своего правления, не только набожность, но и любовь котечеству: ибо древняя Россия признавала оных мучеников главными ее небеснымизаступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинов. Еще будучи княземпереяславским, он украсил серебряную раку святых золотом, хрусталем и резьбоюстоль хитрою, как говорит летописец, что греки дивились ее богатству ихудожеству. Из отдаленнейших стран России собра­лись тогда в Вышегороде князья,духовенство, воево­ды, бояре; бесчисленное множество людей теснилось на улицахи стенах городских; всякий хотел прикос­нуться к святому праху, и Владимир,чтобы очистить дорогу для клироса, велел бросать народу ткани, одеж­ду,драгоценные шкуры зверей, сребреники. Олег дал роскошный пир князьям; три дняугощали бедных и странников.— Сие торжество, и церковное и государст­венное,изображая дух времени, достойно замечания в истории.
Итак, в 1093 году, когда скончалсяВсеволод, Владимир не хотел воспользоваться своим положением и занять Киев: онпригласил на великокняжеский стол княжившего тогда в Турове двоюродного братасвоего Святополка Изяславовича, который был старше его. Почти все времякняжения Святополка Владимир был верным его союзником, несмотря на то, чтокиевляне сильно были привязаны к Владимиру и не любили Святополка. Когда в годсвоего вокняжения Святополк предпринял поход против половцев, Владимирприсоединился к нему со своей дружиной. На совете Владимир стоял за мир, акиевляне требовали битвы и настояли на своём. 20 мая произошла битва. Вскорерусские вынуждены были отступить.[3]
Эта битва закончилась поражениемполовцев. В 1107г. половцы опять пошли на Русь, но Владимир вместе с другимикнязьями разбил их наголову под Лубнами. В 1111г. князья — Владимир с детьми,Святополк совершили блестящий поход к Дону и два раза жестоко разбили половцев.В 1113г. Святополк скончался и киевляне на вече выбирают своим князем Владимираи зовут его к себе. Мономах медлил. Но все-таки киевляне перетянули его к себе.Тогда Владимир сел на киевском столе как избранник Киевской земли. Времявеликокняжения Владимира было самым цветущим в истории Киевской Руси.

2.Управление Руси Владимиром и его заветы потомкам
С 1116 по 1123 гг. Владимир, одолеваявнешних не­приятелей, смирял и внутренних. Князь минский, Глеб, не хотел емуповиноваться, сжег город Слуцк, захваты­вал людей между Припятью и Двиною: зато сын Мо­номахов, Ярополк, опустошил Друцк и вывел жителей в новый городок,для них основанный. Сам великий князь, соединясь с Давидом Черниговским и с Ольго-вичами,взял город Вячеславль, Оршу, Копыс; осаждал Минск, смирил Глеба и, вновь имоскорбленный, при­вел его как пленника в Киев, где он и скончался.— Беспокойныеновогородцы, употребляя во зло юность своего князя Всеволода, мятежнымипоступками заслу­жили гнев Мономаха, который призвав всех тамошних бояр в Киев,велел им торжественно присягнуть в вер­ности, удержал некоторых у себя, адругих заточил. Правые или не столь виновные возвратились домой уз­нав опытом,что самый человеколюбивый, но мудрый государь не оставляет дерзких ослушниковбез наказа­ния. Уже несколько времени посадники новогороцские были, кажется,избираемы из тамошних граждан: Вла­димир, опасаясь их мятежного духа, дал сейсан киев­скому вельможе Борису.
Сын Святополков Ярослав, илиЯрославец, князь вла­димирский, ненавидел жену свою, дочь Мстислава, и небоялся огорчать ее деда: Мономах выступил с вой­ском, соединился сРостиславичами, князьями юго-западной России, около двух месяцев держал городВла­димир в осаде и принудил Ярослава покориться; но сей легкомысленныйплемянник снова оскорбил дядю, с презрением удалив от себя нелюбимую супругу:он бежал в Польшу. Никто из бояр не хотел за ним следо­вать, и великий князьотдал Владимирский удел сыну своему, Роману, Володареву зятю, который в том жегоду умер. Мономах послал на его место другого сына, Андрея (женатого на внукеполовецкого князя, Тугоркана) и велел ему предупредить замыслы БолеславаКривоустого, зная, что сей король, свойственник изгнан­ного князявладимирского, ожидает только удобного случая для объявления войны россиянам.Андрей опу­стошил соседственные владения королевские и возвра­тился с добычею.Ляхи, приведенные Ярославом, хоте­ли взять Червен; но с великим уроном былиотражены тамошним наместником, Фомою Ратиборовичем. Тогда Ярослав прибегнул кгосударю венгерскому, Стефану, который, желая отметить россиянам за отцасвоего, по­бежденного ими на берегах Сана, вступил в область Вла­димирскуювместе с богемцами и поляками Великий князь, не имев времени собрать войско, смалою дру­жиною отправил Мстислава к городу Владимиру, где юный Андрей,осажденный многочисленными неприяте­лями, не терял бодрости. Уже надменный,Ярослав, подъехав к стенам, грозил сыну Мономахову и народу страшною местию вслучае сопротивления; осматривал крепость и в уме своем назначал места дляприступа, отложенного только до следующего дня. В одну мину­ту всепеременилось. Два человека вышли тайно из крепости, засели на пути, междунеприятельским ста­ном и городом, и копьями пронзили неосторожного Яро­слава,когда он сам-третий возвращался к союзному войску. Несчастный умер в ту женочь; а союзники, изумленные его бедствием, спешили заключить мир с великимкнязем. Летописец венгерский повествует, что Стефан, огорченный смертиюЯрослава, клялся взять крепость или умереть; но что воеводы его не хотели емуповиноваться, сняли шатры свои и принудили короля возвратиться в Венгрию.
В стане Владимировых неприятелей былии Ростиславичи, до того времени усердные защитники отече­ства: каким образомсии два брата, славные благород­ством и великодушием, могли присоединиться ковра­гам России? В древнейших летописцах польских находим объяснение.Мужественный Володарь, ужас и бич соседственных ляхов, не умел защитить себя or их ко­варства. Они подослали к немуодного хитрого вельмо­жу, именем Петра, который вступил в его службу, прит­ворноизъявлял ненависть к Болеславу, вкрался в до­веренность к добродушному князюперемышльскому, ездил с ним на охоту и в лесу с помощью своих людей, внезапносхватив безоружного Володаря, увел его свя­занного к себе в замок: чтослучилось незадолго до оса­ды Владимира. Брат и сын выкупили знаменитого плен­никаиз неволи, отправив в Польшу на возах и вер­блюдах множество золота, серебра,драгоценных одежд, сосудов. Сверх того Ростиславичи обязались жить в союзе сБолеславом и находились, кажется, в его стане под Владимиром, единственно длязаключения сего до­говора или желая быть посредниками между изгнанникомЯрославом и великим князем.
Завоеванием Минска и приобретениемВладимира Мономах утвердил свое могущество внутри государст­ва, но не думалпеременить системы наследственных уде­лов, столь противной благу и спокойствиюотечества. Долговременное обыкновение казалось тогда уже зако­ном; или Владимирбоялся отчаянного сопротивления князей черниговских, полоцких и Ростиславичей,кото­рые не уступили бы ему прав своих без страшного кро­вопролития. Он не имелдерзкой решительности тех лю­дей, кои жертвуют благом современников неверномусчастию потомства; хотел быть первым, а не единствен­ным князем российским:покровителем России и главою частных владетелей, а не государем самодержавным.Справедливость вооружила его против хищника Глеба и князя владимирского (ибосей последний хотел обе­счестить семейство Мономахово разводом с дочерью Мстиславаи звал иноплеменников грабить отечество): та же справедливость не позволяла емуотнять закон­ного достояния у князей спокойных. По кончине гор­дого Олега икроткого Давида, вообще уважаемого за его правдивость, меньший их брат,Ярослав, мирно кня­жил в области Черниговской, а сыновья Володаревы,Владимирко, Ростислав, и Васильковичи, Григорий с Иоанном, наследовалиПеремышль, Звенигород, Теребовль и другие места в юго-западной России, когда в1124 году умерли отцы их, оставив навсегда в России память своих счастливых делвоинских, верности в обе­тах и любви к отечественной славе.
Не раз содействовал Владимир мирномуисходу возникавших распрей, являясь, обыкновенно, защитником обиженной стороны.Когда, например, Василько Ростиславич был ослеплен Давыдом Волынским, ссогласия киевского великого князя Святополка, Владимир предупредил грозившуюстать общей усобицу, убедив князей восстановить нарушенную справедливостьнаказанием виновника. Эта миротворческая деятельность Владимира принимаетособенно широкие размеры с того времени, как он становится великим княземКиевским. Отдельные его мероприятия теперь начинают складываться в определеннуюполитическую систему. Он стремится к сосредоточению в своих руках наиболееважных русских областей, поручая их своим сыновьям; в Новгороде сажаетМстислава, в Переяславле — Святополка, а после его смерти — Ярополка, вСмоленске — Вячеслава, в Суздальской земле — Юрия. Путем брачных связей, ачастью и с помощью силы, он подчиняет своему влиянию и более отдаленные земли — турово-пинскую, волынскую и полоцкую. В результате Владимир становитсядействительно «старейшим князем» в Русской земле, который мог направлятьна общее дело разрозненные силы удельных князей и страхом наказания удерживатьих в повиновении. С другой стороны, в политике Владимира заметно выступаетжелание закрепить достигнутое объединение владений, а с ним и старейшинство засвоим родом, чтобы самую идею старейшинства поставить на более прочноединастическое основание. В этих видах он еще при жизни переводит старшего сынасвоего Мстислава из Новгорода в Белгород, обеспечивая тем возможность передатьему киевский стол, уже по новому порядку. Большое внимание уделял Владимир ивнутренней жизни населения, в частности — устройству суда и управления. С егоименем, например, связаны вошедшие в состав «Русской Правды»постановления о процентах («о резе») и закупах, принятые на созванномим в Берестове съезде «мужей» его и Олега Святославича. В его«Поучении» детям содержатся разнообразные наставления, явно внушенныеему собственным опытом. Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли кнему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом.
Княжив в столице 13 лет, ВладимирМономах скон­чался (19 мая 1125 г.) на 73 году от рождения, славный победами заРусскую землю и благими нравами, как говорят древние летописцы. Уже в слабостии не­дуге он поехал на место, орошенное святою кровию Бо­риса, и там, у церкви,им созданной на берегу Альты, предал дух свой богу в живейших чувствованиях уте­шительнойверы. Горестные дети и вельможи привезли его тело в Киев и совершили обрядпогребения в Со­фийском храме. Набожность была тогда весьма обык­новенноюдобродетелию; но Владимир отличался хри­стианским сердечным умилением; слезыобыкновенно текли из глаз его, когда он в храмах молился вседер­жителю заотечество и народ, ему любезный. Не менее хвалят летописцы нежную егопривязанность к отцу (которого сей редкий сын никогда и ни в чем не ос­лушался),снисхождение к слабому человечеству, ми­лосердие, щедрость, незлобие: ибо он,по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с да­рами. Новсего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное длясыновей. К счас­тию, сей остаток древности сохранился в одной хара­тейнойлетописи и достоин занять место в истории.
Великий князь говорит вначале, чтодед его, Яро­слав, дал ему русское имя Владимира и христианское Василия, а отеци мать прозвание Мономаха, или Еди­ноборца: для того ли, что Владимирдействительно был по матери внук греческого царя Константина Монома­ха, или всамой первой юности изъявлял особенную во­инскую доблесть? — «Приближаясь когробу,— пишет он,— благодарю всевышнего за умножение дней моих: рука его довеламеня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сиеписание, на­блюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше неодобрит их, не осуждайте моего наме­рения; но скажите только: он говоритнесправедливо!
Страх божий и любовь к человечествуесть основа­ние добродетели. Велик господь; чудесны дела его!» Описав в главныхчертах, и по большей части словами Давида, красоту творения и благость творца,Владимир продолжает:
«О дети мои! Хвалите бога! Любитетакже человече­ство. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, ноблагодеяния. Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояниеесть божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрахземли: сие противно христианству. Будьте отцами си­рот: судите вдовиц сами; недавайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь идуша христианина священна. Не призывайте всуе име­ни бога; утвердив же клятвуцелованием крестным, не преступайте оной. Братья сказали мне: изгонимРостиславичей и возьмем их область, или ты нам не союзник. Но я ответствовал:не могу забыть крестного целова­ния; развернул Псалтырь и читал с умилением:векую печальна ecu, душе моя?Уповай на бога, яко исповемся ему. Не ревнуй лукавнующим ниже завиди творящимбеззаконие.— Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо всеумрем. Принимайте с любовию благословение духовных; не удаляйтесь от них; твори­теим добро, да молятся за вас всевышнему. Не имейте гордости ни в уме, ни всердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе.— Бойтесь всякойлжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души.— Чтите старыхлюдей как отцов, любите юных как братьев.— В хозяйстве сами прилежно за всемсмот­рите, не полагаясь на отроков и тиунов, да гости не осу­дят ни дому, ниобеда вашего.— На войне будьте дея­тельны; служите примером для воевод. Невремя тогда думать о пиршествах и неге. Расставив ночную стражу, отдохните.Человек погибает внезапу: для того не сла­гайте с себя оружия, где можетвстретиться опасность, и рано садитесь на коней.— Путешествуя в своих обла­стях,не давайте жителей в обиду княжеским отрокам; а где остановитесь, напойте,накормите хозяина. Всего же более чтите гостя, и знаменитого и простого, и куп­цаи посла; если не можете одарить его, то хотя брашном и питаем удовольствуйте:ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую об нас славу.— При­ветствуйтевсякого человека, когда идете мимо.— Люби­те жен своих, но не давайте им властинад собою.— Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, то­муучитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью язы­ками: за что хвалят пасчужестранцы. Леность — мать пороков: берегитесь ее. Человек должен всегда зани­маться:в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвыили повторяйте хо­тя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй! Не засыпайтеникогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, топоклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано вцерковь воздать богу хвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрыемужи. Когда озаряло их солнце, они славили господа с радостию и говорили:Просвети очи мои, Христе Боже, и дал ми ecu свет твой красный. Потом садились думать с дружиною,или су­дить народ, или ездили на охоту; а в полдень спали: ибо не толькочеловеку, но и зверям и птицам бог при­судил отдыхать в час полуденный.— Такжил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку: на охо­те и войне,днем и ночью, в зной летний и холод зим­ний не знал покоя; не надеялся, напосадников и бирючей; не давал бедных и вдовиц в обиду сильным; сам назиралцерковь и божественное служение, домашний распорядок, конюшню, охоту, ястребови соколов».— Исчислив свои дела воинские, уже известные читателю, Владимирпишет далее: «Всех походов моих было 83; а других маловажных не упомню. Язаключил с полов­цами 19 мирных договоров, взял в плен более ста луч­ших ихкнязей и выпустил из неволи, а более двух сот казнил и потопил в реках.— Ктопутешествовал скорее меня? Выехав рано из Чернигова, я бывал в Киеве у родителяпрежде вечерен.— Любя охоту, мы часто ло­вили зверей с вашим дедом. Своимируками в густых лесах вязал я диких коней вдруг по нескольку. Два ра­за буйволметал меня на рогах, олень бодал, лось топ­тала ногами; вепрь сорвал меч сбедры моей, медведь прокусил седло; лютый зверь однажды бросился и низ­вергнулконя подо мною. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбил себе голову,повреждал руки и ноги, не блюдя жизни в юности и не щадя головы своей. Но гос­подьхранил меня. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых;но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от бога. Если провидение оп­ределиткому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение божиенадежнее человече­ского».
Без сего завещания, столь умнописанного, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира, который не сокрушилчуждых государств, но был защитою, сла­вою, утешением собственного; и никто издревних князей российских не имеет более права на любовь потомства: ибо он сживейшим усердием служил отечеству и доб­родетели. Если Мономах один раз вжизни не усомнился нарушить права народного и вероломным обра­зом умертвитькнязей половецких, то можем отнести к нему слова Цицероновы: век извиняетчеловека. Считая полозцев врагами христианства и неба (ибо они жгли церкви),россияне думали, что истреблять их, каким бы то образом ни было, естьбогоугодное дело.
К сожалению, древние летописцы наши, рассказы­ваяподробно воинские и церковные дела, едва упоми­нают о государственных илигражданских, коими Вла­димир украсил свое правление. Знаем только, что он желаядоставить народу все возможные удобности, сде­лал на Днепре мост; часто ездил вРостовскую и Суз­дальскую землю, наследственную область Всеволодова дома, дляхозяйственных распоряжений; выбрал пре­красное место на берегу Клязьмы, основалгород, на­звал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковьсв. Спаса. Сын его, Мстислав, распространил в 1114 году укрепленияновогородские, а посадник, именем Павел, заложил каменную стену в Ладоге  [4].
Реформы Владимира набирали силу целенаправленного движения — одно новшество вызывало к жизни другое, возникали невиданные учреждениякняжеского управления.
Наиболее замечательным нововведениемВладимира Святославовича было его распоряжение ”собирать у лучших людей детей иотдавать их в обучение книжное”. Сам князь выступал в качестве русского просветителя,проявляя при этом волю и настойчивость настоящего государственного реформатора.[5]Учреждалась им первая детская школа. Нечто похожее происходило много столетийспустя при Петре I, когда вобучение наукам насильно определяли боярских и прочих детей.
Проведя реформу, Владимир опирался насложившиеся к тому времени условия и возможности, ибо уже тогда на Руси имелосьнемало грамотных людей, существовала русская письменность и книжное богослужениево многих городах.
Русская письменность зарождалась назаре феодализации западных, южных и восточных славян. Но сама письменностьвозникла в районах торговых центров, городов и морских портов.
Не зря Владимир в первое время своего княжения вёл частыевойны. Он увеличил русские владения. При нём границы были такие: на север — доФинляндии и нынешней Архангельской губернии; к востоку — до нынешних Вятской иКазанской губернии; к югу — русские всё больше продвигались в степи над Чёрными Азовскими морями. Вот такое пространство занимало Русь при князе Владимире.
Но русские постоянно продвигалисьдальше своих пределов. Внутри самой тогдашней Руси были беспрестанные отношенияжителей одного края с другими. Главный путь шёл от Киева к Новгороду, и  дальше.Главные пути были по рекам. Нелегко было ездить по Руси в то время. Вездестояли дремучие леса. Народу на огромных землях было очень мало; дорог не было,приходилось ездить по рекам.
Князь Владимир стал известениноземцам прежде всего своими походами. Он много воевал до своего крещения. Онсражался с дунайскими болгарами, помогая греческим царям, своим новымродственникам по супруге. Воевал с дунайскими сербами. Бился с камскимиболгарами  и, наконец, заключил с ними мир. Владимир помогал чешским славянампротив поляков. Поляки боялись Владимира и думали, что он хотел завоевать всехславян, чтобы стать всеславянским царем.
Последние годы своей жизни Владимиржил в мире со всеми народами, кроме печенегов. Из Чехии или Богемии от короляОльдриха, также из Венгрии от короля Стефана посылались не раз ко Владимирумирные посольства. К этим королям ходили и Владимировы мирные послы. Польскийкороль даже отдал свою дочь замуж за старшего Владимирова сына Святополка.Дунайская Болгария и Греция мирно торговали с Русью. Купцы часто наезжали кнашим предкам. Существует такое предание, что Владимир посылал выборных русскихлюдей в далекие чужие земли присматриваться, какими обычаями живут разныенароды.
Молва о православном русскомгосударстве князя Владимира доходила до отдаленных стран.
Гостеприимен и ласков с иноземцамибыл князь Владимир! В старину всякий русский хозяин должен был оберегать отлюбой опасности того, кто пришел к нему погостить. Так же и Владимир оберегалсвоих гостей.
Существует придание, что сам римскийпапа присылал своих послов к Владимиру, а потом князь посылал своих в Рим.Однако, цареградский патриарх убедил Владимира не ссылаться больше с папой, какс отступником от Православной восточной Церкви. В самом деле, римский папатогда уже воображал себя главою целого света. Он думал, что он не толькоцерковный начальник, но и царь над всеми князьями и королями. Папы везде хотеливводить свою католическую латинскую веру; хотели через своих латинскихепископов и священников управлять самими государствами и их землями, чтобы заих счёт обогащаться.
Благодаря богу, Русь избавилась отподчинения латинянам. Но русские никогда не чуждались их и считали иххристианами. Только не хотели принимать их веру.[6]
Князь Владимир старался утверждать внароде православную веру, принятую в Греции.
Постоянно заботился Князь Владимир опостроении церквей. Для этого он вызвал из Греции каменщиков; или по старинному“каменосечцев“. Среди русских тоже имелись каменщики, но их было немного.Рабочих часто не доставало для постройки многих церквей, поэтому греческиекаменщики как более искусные учили русских.[7]
По повелению великого князя и вдругих городах ставились каменные и деревянные церкви. Так, в России былавыстроена дубовая церковь. Предки говорили о ней, что она “такая чудесная,какой не бывало и не будет!”
В Переяславле была построена каменнаяцерковь Воздвижения Честного Креста. На западе в землю Червенскую Владимир самходил с епископами, учил и крестил там людей и во Владимире — городе построилцерковь Богородицы. Много строилось тогда церквей и по селам.
Князь отдыхал от трудов праведных всвоём тереме с дружинниками. Он очень любил свою дружину. С ней думал думу обустройстве земли, о войнах, о земском уставе. В дружине Владимировой собиралисьлюди из всего русского народа: кто особенно хорошо умел служить русской земле икнязю, показал себя храбрым, сильным и разумным человеком, тому легко былосделаться дружинником. Иные дружинники были богатырями, сами объезжали концыземли русской, неся свою богатырскую службу.
   Само слово “дружина” показывает,что дружинники составляли дружный кружок. Князь особенно дружил со старшимидружинниками — опытными, разумными слугами, отважными и сильными. Ещё былимладшие дружинники — это отроки, детские, мечники, гриди. Они несли службу придворе княжеском, и провожая князя на войну, берегли его коня, смотрели заоружием и т. д. Они же и бились на войне под управлением старших дружинников,либо самого князя. Только старшие дружинники назывались княжими мужьями,боярами и думцами, т.е. советниками князя. Они и в битвах бывали воеводами. Сними то князь Владимир совещался и отдыхал в своей гриднице.[8]
   Гридницею называлась горница втереме великокняжеском; это название от слова грида, то есть сборище. Вгридницу собирались дружинники для пиров и совещаний с князем. В своейпросторной расписной гриднице Владимир угощал дружинников; сидели они наскамьях за большим столом. Жены и дочери дружинников тут же в гриднице пируютсо всеми и с великой княгиней, супругой Владимира. Разряжены они в золото,серебро, парчу. Мужья и отцы их — люди богатые. Князь не скупится щедро платитьим за службу, делает им дорогие подарки.
   Больше всего русские люди ездилидля торговли по городам. В одних городах они покупали товары, в другие везлипродавать, в городах Смоленск, Ростов, Любеч исстари шла торговля и были рынки.После крещения Руси Владимир поручил духовенству наблюдать за верностьюрыночных мер и весов, чтобы торговцы не обмеривали и не обвешивали никого.Наряду с Царьградом и Корсунем русские часто ездили за товарами в города хазарские.
   Небольшая часть народа занималасьторговлей. Главным занятием русских было земледелие. Большинство людей жило вдеревнях. Князь Владимир покровительствовал людям, ищущим новые места нанетронутой никем земле. В самых глухих местах русские пахали, сеяли, косили,заводили свое хозяйство. [9]
    Бурное развитие торговли резкоувеличило спрос на деньги. И Владимир Святославович учреждает собственнуючеканку монет. Под надзором надсмотрщиков около ста кузнецов день и ночь варилисеребро, отливали в опоках длинные стержни, резали их на кружки.
    На одной стороне выбиваласькняжеская печать — Владимир с венцом на голове, с крестом в правой и скипетромв левой руке; на обратной — княжеский знак: три перекрещенных копья и надпись:“Володимир на столе, а се его серебро”.[10]Такой вид имела гривна Владимира.
    Такой же печатью помечалось егосеребро и золото.
    Денежное обращение прочно вошло вжизнь государства. Помимо дани в натуре — житом, мехом, воском каждая землятеперь обязывалась выплачивать ежегодно определенную сумму гривен: Новгород — 2тыс. Гривен, Червен и Волынь — по полторы, Тьмутаракань — по тысяче и т.д.Денежными податями облагалась каждая долина, место на торгах, переезды черезмосты.
    Наряду с русскими гривнамиширокое хождение имели монеты греческие, арабские, персидские.
    С введением русской монетызаметно оживились городские торги, вырос их денежный оборот, усилились торговыесвязи между городами.
    Рост денежного обмена повлек засобой не только увеличение товарооборота и емкости внутреннего рынка, но ираспространение различных видов денежного накопительства. Одновременно началоразвиваться ювелирное ремесло, а изделия киевских ювелиров стали пользоватьсяогромным спросом во всех русских и заморских городах.
    Итак, Киев становится самыммноголюдным, богатым и красивым городом Руси, центром ее экономической,политической и культурной жизни, а его князь удостаивается звания “кагана землиРусской”.
    Князь оберегал русскую землю отвсяких соседних недругов. Он заботился, чтобы и внутри ее было мирно. ПриВладимире еще до крещения вздумали восстать против власти киевского князявятичи, но были Владимиром усмирены.

3.Законодательная деятельность Владимира Мономаха
Владимир Мономах в русской истории известен не только“собиратель земель русских”, но и как законодатель. При Мономахе на совете,призванном им и составленном из тысяцких – киевского, белгородского,переяславского – и людей своей дружины, поставлено было несколько статей,касающихся поддержания благосостояния людей. Было ограничено взиманиепроизвольных процентов (риз) с граждан, кроме того, ростовщикам запрещалосьснимать проценты более 3-х раз, а если ростовщик берет проценты в третий раз,то он теряет капитал. Кроме того, был установлен максимальный процент на ссуды(~33%).
Из-за частых войн и нашествияполовцев, разорялись многие купцы и торговые предприятия. Вторые подвергаликупца опасностям, от этого и те, которые давали ему деньги, также находились вопасности потерять свой капитал. От этого и шли непомерно завышенные проценты.Некоторые торговые предприятия брали товар на продажу, и расплачивались послереализации, с выплатой процентов. Но при такой системе нередки случаи обмана.Владимир положил конец мошенничествам, а так же ввел прообраз процедурыбанкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, авырученные деньги распределялись между кредиторами следующим образом:преимущество имели иностранцы, за ним следовали князья, а потом получали деньгиостальные заимодавцы.
По некоторым данным ко времениМономаха можно отнести постановление о наследстве. По тогдашнему обычномурусскому праву, все сыновья наследовали поровну, а дочери получали приданое призамужестве. Каждому, однако, предоставлялось  распорядиться своим имуществом позавещанию. В правах наследства бояр и дружинников существовала и в правахсмердов существовала та разница, что наследство бояр и дружинников ни в какомслучае не переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца)доставалось князю, если тот умирал бездетным. Имение жены оставалосьнеприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкойв доме покойного мужа, и дети не могли ее выгнать.
Кроме того, для всех законов замужняяженщина уравнивалась юридическими правами с мужчиной, т.е. несла точно такую жеответственность перед судом.
Местом суда в древности были:княжеский двор и торг, и это означает, что суд был княжеский, но был суд инародный – вечевой. Доказательством на суде служили: показания свидетелей,присяга, а так же испытания водой и железом (точно не известно, когда это быловведено).
Эпоха Владимира Мономаха былавременем расцвета состояния литературной и художественной деятельности на Руси.В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: приСвятоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близКиева – Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построилпрекрасную церковь на Альте, на месте гибели Бориса.
К этому времени так же относятпоявление нашей первоначальной  летописи. Игумен Сильвестр (около 1115 г.)собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те,свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописцаПечерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовойлетописью.
Во времена Мономаха, вероятно, былопереведено многое из византийской литературы. Из первоначальной летописи видно,что русские грамотные люди могли читать на своем языке Ветхий Завет и житиясвятых. Тогда же по образцу византийских жизнеописателей стали составлять житиярусских людей, которые делами своими оставляли глубокие следы в нашей истории.Примером тому может служить житие Антония и Феодосия, основателей Печерскойобители.
Перед своей смертью Мономахнаказывает князьям, чтобы они не казнили смертью всех подряд, даже еслипреступник был достоин ее. Мономах поучает детям своим, что бы они делали всесами, и не полагались на тиунов и отроков. Он завещает им самим судить изащищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным губить слабых, приказываеткормить и поить всех приходящих к ним. Он завещает им посещать больных, отдаватьпоследний долг мертвым, помня что все смертны, всякого встречного обласкатьдобрым словом, любить своих жен, но не давать им над собой власти, почитатьстарших как отцов, а младших как братьев, обращаться к духовным заблагословением, отнюдь не гордится своим титулом, помня, что все поручено имБогом на малое время, и не хоронить в земле богатств, считая это большимгрехом. Относительно войны Мономах не советует детям полагаться на воевод, аснаряжать войско самим. Во время походов не пировать и не предаваться сну впоходе. Во время сна оружия не снимать, во время прохождения войска по землерусской смотреть, чтобы воины  не делали вред жителям в селах и не портили хлебна полях. И, наконец, он велит им учится читать и приводит в пример отцасвоего, Всеволода, который сидя дома выучил пять языков.
Чтобы русские люди привыкли жить по христианскому закону,Владимир дал народу два устава. Первый назван “Закон о судах церковных”. Он былсоставлен князем со своей супругой Анной, с боярами и митрополитом Леоном.Духовенство должно было просвещать русский народ и заботиться о нем по уставу.Другой заботой духовенства были рабы — люди безземельные и бездомные.
Еще на суд церковный отдавались всесемейные дела. Виноватых вразумят Христовым учением, за невинных заступятся.
Владимир желал, чтобы духовенствопомогало и светским судьям.
Первым шагом Владимира была заменакиевского тысяцкого на человека, которому он доверял. Затем он собрал совещаниевы­сших официальных лиц для изменения законодательства отно­сительно займов инаемного труда. Кроме нового киевского тысяц­кого в совещании участвовалитысяцкие из Белгорода и Переяславля, два других дружинника Владимира идружинник князя Олега Черниговского. Присутствие последнего свидетельствует отом, что Олег признал Владимира Великим князем Киевским. При­нять личноеучастие в совещании, проводимом в интересах низ­ших слоев, было, однако, вышесил Олега, и он послал вместо себя дружинника.
Совещание постановило прекратитьзлоупотребления кратко­срочными ссудами и ограничить проценты по долгосрочнымкре­дитам. Кроме того, была несколько ограничена власть хозяина над наемнымирабочими и запрещено обращать их в рабство. Для ле­гализации продажи себя врабство обнищавшим человеком теперь требовались определенные формальности какгарантия против мо­шенничества.
Эти меры вряд ли могли удовлетворитьрадикальное крыло оп­позиции. Однако они оказались достаточными, чтобы восстано­витьобщественное доверие к княжеской власти.
Нужно иметь в виду, что поддержкаВладимиром низших клас­сов была не только результатом его просвещенногогосударствен­ного ума, но и свидетельством его глубоко христианской души.Гражданское законодательство являлось для него продолжением христианскогомилосердия. В своем знаменитом «Поучении» он наставляет сыновей:«Подавайте сироте, защищайте вдовицу, не давайте сильным губитьчеловека». Собственную политику он опи­сывает в том же духе:«Я недавал в обиду сильным и бедного смерда и убогую вдовицу» [11].
«Поучение» Владимира(наставление своим сыновьям) является не только ценнейшим произведениемдревнерусской литературы, но и общественным документом большой значимости [12].Оно раскрывает древнерусского князя с наилучшей стороны. Два стол-
па христианства для Владимира — страхБожий и любовь к ближ­нему, главным проявлением которой является сострадание.
Будучи глубоко ответственным человеком, он подчеркивает скольважно для князя уметь держать слово. «Если же. вам придется крестцеловать, чтобы подтвердить клятву братии или какому другому человеку, сначалапроверьте сердце свое, сможете ли сдержать слово, а потом целуйте, а давклятву, соблюдайте ее, чтобы не погубить души своей нарушением».Излетописей яв­ствует, что Владимир действительно следовал этому правилу в от­ношенияхс другими русскими князьями.
Истинный христианин, Владимир,однако, не был аскетом. Он восхищался природой и любил жизнь во всех еепроявлениях. Труд, а не аскетическое уединение — его совет сыновьям. В крат­койавтобиографии, которая составляет важную часть «Поуче­ния», онрассказывает о своих главных военных кампаниях и охотах. Он не похваляетсясобственными военными победами, в его повествовании нет и тени тщеславия.Феодальный дух кня­жеской славы абсолютно не свойственен ему. Все, что онговорит о походе на половцев в 1111 г., следующее лаконичное замеча­ние:«Со Святополком и Давыдом за Дон ходили, и Бог нам помог».Посколькуон больше рассказывает о своих достижени­ях в охоте, война и охота составляютдля него часть княжеских трудов. Он говорит больше о трудах, чем о подвигах,что пре­красно согласуется с его любимым изречением «Лень — мать всехпороков».
Владимир придает большое значение просвещению и учебе:«Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь -какотец мой, хоть и оставался дома в своей стране, выучил пять иностранныхязыков»?[13]Владимир сам был хорошо образован и увлекался чтением. Как у многих егосовременников, его любимы­ми религиозными книгами были Псалтырь и Ветхий Завет.
Владимир был сыном Всеволода отпервой жены, греческой принцессы, вероятно из семьи Мономахов, откуда и егофамилия. Семейные связи, несомненно, отразились в его дружественном рас­положениик Византии. Кроме прочего, это расположение прояв­лялось в поддержкегрекофильских тенденций в русской Церкви, за что его порицают некоторыесовременные русские историки на­ционалистического духа.

Заключение
Владимир  Мономах был не толькоактивным политическим и военным деятелем, организатором совместных походоврусских князей на половцев, но и одним из авторитетнейших русских князей,словом и делом отстаивавшим свои убеждения и взгляды на государственноеустройство Руси и междукняжеские отношения.
Владимир Мономах княжил в Ростове, возможно— в Смоленске,затем в Чернигове, Переяславле Южном, а в 1113 г., после смерти киевского князяСвятополка Изяславовича, был приглашен напуганными вспыхнувшим в городевосстанием киевлянами на великокняжеский стол. На киевском княжении ВладимирМономах оставался до смерти в 1125 г. По словам летописца, слава о немраспространилась по всем странам, но особенно его страшились половцы.
От Владимира Мономаха сохранилось двалитературных произведения — “Поучение” с автобиографией и письмо к двоюродномубрату — Олегу Святославичу, переписанных в составе Лаврентьевской летописи. В“Поучении” он обращается к “детям” — не только к своим сыновьям, но и ко всеммладшим современникам и потомкам с моральными наставлениями. Кромеобщехристианских заветов — призывов к благочестию, “покаянию, слезам имилостыни”, трудолюбию, нищелюбию, щедрости, справедливости, Владимир Мономахдает и конкретные советы: за всем следить самому в своем доме, не полагаясь натиунов (управителей) и слуг. В походах не надеяться на воевод, а самимустанавливать ночную стражу, не спешить на ночь снимать оружия, пока нетуверенности в полной безопасности. Он призывает следить за тем, чтобы воины нечинили насилия жителям, ни своим, ни чужим. Вновь возвращаясь к бытовымсоветам, В.М. призывает любить свою жену, но не давать ей над собой власти,постоянно всему учиться и приводит в пример своего отца, который, “дома сидя,научился пяти языкам”. После этих наставлений Владимир Мономах вспоминает своюжизнь, прошедшую в бесчисленных военных походах: впервые он принял участие ввойне тринадцатилетним отроком, а всего до времени написания “Поучения” (т. е.до 1117 г.) таких походов князь насчитал 83. Завершаются эти заметки описаниемлюбимого княжеского развлечения — охот, во время которых князь Владимир не разподвергался смертельной опасности: “Дважды туры поднимали меня на рога вместе сконем. Олень меня бодал, а из двух лосей один ногами меня топтал, а другойрогами бодал. Вепрь у меня с бедра меч сорвал, медведь возле моего коленапотник прокусил, лютый зверь вскочил на конский круп и коня вместе со мноюповалил”. Деятельный, энергичный, инициативный князь с полным основанием пишетдалее: “Что надлежало делать отроку моему, то я сам делал — на войне и наохоте, ночью и днем, в зной и в стужу, не давая себе покоя”. Но ВладимирМономах не хочет, чтобы слышащие его слова воспринимали их как похвальбу ивысокомерные наставления, и поэтому спешит объяснить: “Не осуждайте меня, детимои, или кто другой, это прочитав: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей,но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и дурного,столько лет оберегал от смертного часа и не ленивым меня создал, несчастного,на всякие дела человеческие годным”. “Поучение” Владимира Мономахаисключительно редкий по жанру памятник, имеющий лишь весьма далекие аналоги всовременных ему европейских литературах. Вместе с “Поучением” переписано иписьмо Мономаха к его двоюродному брату—Олегу Святославичу. Это поразительныйдокумент, рисующий его человеком исключительной принципиальности. Поводом дляписьма явилась личная трагедия: в битве с Олегом погиб сын Мономаха — Изяслав.Но князь, несмотря на это, призывает к примирению, так как понимает, чтовиноват в междоусобице его погибший сын: “Не следовало ему зариться на чужое,ни меня в позор и в печаль вводить”. Он призывает Олега покаяться, ответитьпримирительным письмом и удел свой вернуть по-доброму: “и лучше заживем, чемпрежде: я тебе ни враг, ни мститель”. Особый лиризм придает письму просьбаприслать к нему вдову убитого, сноху Владимира Мономаха, “чтобы я, обняв ее,оплакал мужа ее и свадьбу их вместо песен… отпусти ее ко мне поскорее…чтобы, поплакав с нею, я поселил ее у себя, и села бы она, как горлица на сухомдереве, горюя...”[14].
Из сочинений Мономаха очевидно, чтоперед нами не только мудрый политик, храбрый воин, человек высоких моральныхдостоинств, но и человек высокообразованный и начитанный: в “Поучении”исследователи обнаружили цитаты из Псалтыри, из сочинений византийскогобогослова Василия Великого, из его естественнонаучного трактата “Шестоднев”,переведенного Иоанном Экзархом Болгарским. Отталкиваясь от рассуждений “Шестоднева”,Владимир Мономах приводит и свои самобытные размышления нафилософско-богословские темы. И, несмотря на то, что оба сочинения ВладимираМономаха имеют как бы утилитарный характер — наставление детям и ближайшемуокружению и частное письмо,— их автор по праву занимает почетное место в рядудревнерусских писателей.
Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти иобщества. Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племенВосточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3)Русь была признана как христианское государство,что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами инародами.

Списокиспользованной литературы
1.  Горский А.А. Древнерусская дружина. — М.: Наука, 1989.  – 246 с.
2. Ивакин И. М.Князь Владимир Мономах и его Поучение. Ч. 1: Поучение к детям; Письмо к Олегу иотрывки. — М.: Наука, 1991. – 249 с.
3. Исмаилова С. Т.История России и её ближайших соседей. -  М.: Аванта+, 1995. – 263 с.
4.  Карамзин Н. М. История государстваРоссийского. – М.: Русь, 1995. – 384 с.
5.  Карпов А.Ю.Владимир Святой. – М.: Русс. Слово, 1997. – 308 с.
6.  Линд О. Князь Владимир Мономах.  –М.: Гардарика,  1990. – 231 с.
7.  Лихачев Д. С. Сочинения князяВладимира Мономаха // Лихачев. Великое наследие. – М.: Наука, 2001. – 164 с.
8.  Нерсесов Я. П. Владимир Мономах илиполовецкие тучи над Русью. – М.: Издательство «Белый город», 2003. – 48 с.
9.  Орлов А.С. Владимир Мономах. – М.: АНСССР, 1946. – 268 с.
10. Руднев В.А. Словоо князе Владимире. — М.: Знание, 1989. – 261с.
11. Сахаров А.Н.,Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до наших дней. — М.: АСТ,1999. – 286 с.
12. Сахаров А. Н.Владимир Мономах. – М.: АСТ, 2003. – 472 с.
13. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855.  – Петрозаводск: Книга, 1997. –252 с.
14. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. – М.: Наука, 1972.– 116 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.