Реферат по предмету "Исторические личности"


Униатство Брестская церковная уния 1596 года

Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………2
Начало государственно-церковного соперничества
междуВильней иМосквой…………………………………………………………………………2
Униатская деятельность великих князей……………………………………4
Идея веротерпимости, как альтернатива идеи унии…………7
5. Возрождениеидеи церковнойунии во второй
половине XVIвека…………………………………………………………………………………………8
6. Коренной переломв государственнойполитике:
курс на локальнуюцерковнуюунию…………………………………………………11
Первая волна антиуниатского протеста. Союз
православныхс протестантами…………………………………………………………14
Королевский универсал от 24 сентября 1595 года.
Миссия вРим……………………………………………………………………………………………………15
Брестская церковная уния: униатский и
православныйсоборы…………………………………………………………………………………16
10. Антиуниатскийпротест……………………………………………………………………………17
11. Итоги Брестскоговарианта церковнойунии…………………………19
12. Судьба униатскойцеркви (XVII-XXвека)………………………………19
13. Заключение…………………………………………………………………………………………………………21
Списоклитературы………………………………………………………………………………………22

Часть1.Введение

Историяуниатскогорелигиозно-церковногодвижения ввосточно-европейскомрегионе – научнаяпроблема, надрешением которойработали, работаюти еще долгобудут работатьученые. Проблемаэта связанас рядом актуальныхвопросов историибелорусскогонарода, в первуюочередь с вопросомспецификирелигиозно-церковнойи общественно-политическойжизни Беларусив XIII-XX вв., становлениягосударственности, развития национальнойкультуры и др.Церковной унии, и Брестскойунии в частности, посвященомножестволитературы, которая вмещаетсамые разнообразные, диаметральнопротивоположныеоценки этогоисторическогособытия.
Как правильноотмечают современныеисследователи, уния – явлениепротиворечивоеи неоднозначное.Ее невозможноохарактеризоватьполярно: илисо знаком “минус”или со знаком“плюс”. Рассматриватьцерковную униюнеобходимов ее динамике, историческомразвитии, каксобытие, прямоили косвенносвязанное сосложной социальной, государственной, духовно-культурнойжизнью белорусскогои украинскогонародов, начинаяс возникновенияВеликого КняжестваЛитовскогои до наших дней.

Часть2.Началогосударственно-церковного
соперничествамежду Вильнейи Москвой.

Ужепервые великиекиевские князьяпонимали, чтонезависимаяцерковь укрепляетсуверенитетгосударства.Поэтому намитрополитскийпрестол онистремилисьпосадить неназначенногоиз Константинополягрека, а своего– киевского, смоленского, полоцкого –священника.Позже к этомуже стремилисьвеликие князьялитовские имосковские.Как известно, первым митрополитом-славяниномбыл Илларион(1051), один из наиболееобразованныхлюдей своеговремени, авторзнаменитого“Слова праЗакон i Боскуюласку”. Другимширокоизвестнымместным митрополитомбыл КлиментСмолятич (1147),“книжник ифилисоф, какогона русскойземле еще небыло”. Характерно, что Климента, как выразителязападноправославнойцерковнойавтономии, поддерживалвеликий киевскийкнязь Изяслав, в то время какпротив егокандидатурывыступилвладимиро-суздальскийкнязь, основательМосквы ЮрийДолгорукий.Борьба, котораяразвернуласьоколо кандидатурыКлимента Смолятича, свидетельствовалао возникновениипротиворечийв организационно-церковнойориентациизападной ивосточнойчастей КиевскойРуси.
Первуюпопытку создатьотдельнуюмитрополиюна восточныхземлях КиевскойРуси предпринялсуздальскийкнязь АндрейБоголюбский(1155). Он объявилепископомРостовскими Суздальскимпопа Федора, однако константинопольскийпатриарх непризнал новоймитрополии.ПостепенноСеверо-ВосточнаяРусь начинаетсчитать себяотличной отРуси Юго-Западной, а Суздаль, Владимир, Ростов Великий, а потом и Москваначинаютпротивоаоставлятьсебя Киеву.Ярким свидетельствомэтого являетсяпоход АндреяБогословскогона Киев в 1171 году, в результатечего “матьгородов русских”подвергласьстрашномуразграблению, причем особеннопострадалицеркви и монастыри.
В результатераспада КиевскойРуси послетатаро-монгольскогонашествияобозначилисьтри центра, претендующиена государственнуюгегемонию: юго-западный(Галич, Владимир-Волынский, Львов), северо-западный(Новогрудок, Вильня, Полоцк)и северо-восточный(Владимир, Суздаль, Тверь, Москва).Если северо-восточныекняжества всвоей политическойдеятельностиопиралисьглавным образомна татаро-монгольскихханов, то северо-западныеи юго-западныеземли бывшейКиевской Русиориентировалисьна поддержкузападных страни западнойцеркви. Все этоне могло неповлиять наменталитетвосточногои западногоправославия.Между тем Киевстал оченьопасным дляправославныхмитрополитов, и в 1300 г. послеочередногоразграбленияКиева татаро-монголамикиевский митрополитпереносит своюрезиденциюво Владимир.
В началеXIV века происходитвозвышениемосковскогокнязя, которогоподдержалаправославнаяцерковь. В результатеполитическойошибки тверскогокнязя МихаилаЯрославовича(он не призналмитрополитаПетра, назначенногоКонстантинополем)Петр стал ярымсторонникомЮрия, и чащежил в Москве, чем во Владимире.В 1355 году решениемконстантинопольскогопатриаршегосинода резиденциякиевских митрополитовбыла перенесенаво Владимир, фактическиже митрополитжил в Москве.
Проблемаавтономиизападноправославнойцеркви былаочень важнойв политическойдеятельностивеликих князейлитовских.Около 1320 годавеликий князьГедемин добилсяоткрытия новоймитрополиис центром вНовогрудке, в которую входилиПолоцкая иТуровскаяепархии. Однаков результатеусилий московскогомитрополитаона скоро былазакрыта.
Великийкнязь Альгердприложил значительныеусилия, чтобыпереместитьдуховно-административныйцентр восточнославянскогоправославияв ВКЛ. В 1354 годуон попробовалпосадить намитрополиюв Киеве своегосвояка Романа.Его соперникомвыступил московскийставленникАлексий. В концеконцов Константинополембыло принятокомпромиссноерешение: Алексийстал митрополитом, а под властьРомана кромеПолоцкой иТуровскойепархий оддавалисьВладимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Галицкая иПеремышльская.После присоединенияк ВКЛ Черниговаи Брянска Романстал и брянскимепископом.
В 1373 годув ВКЛ появилсяпосланецконстантинопольскогопатриархаиеромонахКиприан Цамблак.Он вошел в довериек Альгерду ис согласияКонстантинополябыл поставленмитрополитом«киевским, галицким и всеяРуси“ (1375). Москвакатегорическиотвергла егов этом качестве.В 1378 году, послесмерти московскогомитрополитаАлексия, Киприанприехал в Москвус целью объединитьцеркви ВКЛ иВеликого княжестваМосковского, но по приказуДмитрия Ивановичабыл арестовани выслан запределы Московии.Вскоре КиприанЦамблак помирилсяс московскимкнязем и сталмосковскиммитрополитом.

Часть3. Униатскаядеятельностьвеликих князей.

Католичествоначало проникатьв ВКЛ еще доКревской унии.После ее заключения(1385) происходитмассовое крещениелитовцев икотоличество, как и православие, становитсягосударственнымвероисповеданием.Несмотря наэто православнаяцерковь остаетсяв ВКЛ довольновлиятельнымцерковно-идеологическими социально-политическиминститутом, за которымстояло значительноебольшинствопредставителейразных сословийи простогонарода. Мощнойподдержкойправославноговероисповеданияв ВКЛ являласьдоминирующаяроль культурыславянскогоэтноса, государственноеположениебелорусскогоязыка.
Понятно, что своим компаньономзападное православиевсегда считалоправославиевосточное. Ноестественныерелигиозно-церковныесвязи междуэтими ветвямиодной верыразрушалисьгосударственнымиинтересамии возрастающимполитическимсоперничествоммежду ВКЛ иМосковскимгосударством.Положениеправославияначало резкоухудшатьсяпосле Городельскогопостановления1413 года, согласнокоторому навысокие государственныедолжности вВКЛ назначалисьтолько лицаримско-котолическоговероисповедания.Вместе с темвеликие князьяпонимали, чтобирелигиозностьосновногонаселения ВКЛтаит в себеопределеннуюсоциально-политическуюопасность. Вэтой связивозникновениеидеи унии былоестественнымявлением. Когдав 1396 году Вильнюпосетил московскиймитрополитКиприан Цамблак, между ним иЯгайло произошелразговор онеобходимостиунии междуправославнойи римско-католическойцерквями. Корольи митрополитобратилиськ константинопольскомупатриарху, который поддержалэту идею, ноотметил, чтореализациюее надо отложитьв связи с войнойпротив турок.
Церковнаяполитика Витовта, как и другихвеликих князей, вытекала изего общегосударственнойдеятельности.Стремлениек церковнойавтономии иунии являлосьчастью еговнутреннейи внешней политики, его противостоянияи борьбы загегемонию сМосковскимгосударством.Еще до ГрюнвальдаВитовт обратилсяк константинопольскомупатриарху спросьбой назначитьмитрополитом“всея Руси”полоцкогоепископа Феодосияи резиденциейего сделатьКиев. Однаковизантийскийимператор ипатриарх поддержалиМоскву, и митрополитомбыл поставленгрек Фотий.
В начале1414 г. произошлавстречабелорусско-украинскихепископов, которые обратилиськ великомукнязю с жалобойна митрополитаФотия, в результатечего Витовтотказался отпоследнегои выдвинул намитрополитскийпрестол своегокандидата –Григория Цамблака, племянникабывшего митрополитаКиприана, выдающегосяцерковногои культурногодеятеля западныхславян. Осенью1414 года на собореправославныхцерковныхиерархов ВКЛ, созванном поинициативеВитовта, ГригорийЦамблак былизбран митрополитом.Он направилсяв Константинопольдля утвержденияпатриархом, но его опередилмосковскийставленникФотий.
В начале1415 года Витовтснова созываетсобор, на которомубеждает белорусскихи украинскихепископов безсанкции патриархапоставитьЦамблака намитрополию.15 ноября 1415 годана соборе вНовогрудкеэто было сделано.Епископы объявилиоб отреченииот московскогомитрополита.Патриарх иФотий предалиЦамблака анафеме.
В 1418 годуво главе большойделегацииГригорий Цамблакнаправилсяв Констанцу, кде должен былпроизойти XVIВселенскийсобор католическойцеркви. Цельвизита былаобозначеназаранее с Ягайлои Витовтом: добиться более-менеетесного союзамежду католическойи православнойцерковью. Всвоих двухвыступленияхна соборе Цамблакпризывал квосстановлениюбылого единствахристианства.Он предлагалсозвать специальныйсобор о вереи в свободнойдискуссии, руководствуясьвзаимной терпимостью, решить всеспорные вопросы.Итогом долженбыл статьравноправныйсоюз междукатолическойи православнойцерковью. Помнению исследователей, Цамблак являлсяпервым авторомгуманистическоймодели церковно-религиозногосогласия, униикатоличестваи православияв общехристианскоммасштабе. Ноплан Цамблакане был принятни Папой, нибольшинствомправославныхепископов. Онвернулся вВильню и, понекоторымсведениям, умерв 1419 году.
Есть данныео контактахс Римом относительноунии в 1434 годувеликого князяСвидригайлоАльгердовичаи православногосмоленскогоепископа Герасима.
Вгоды великогокняжения КазимираЯгайловича (1447-1482) была предпринятановая, довольноудачная попыткасоздания православнойавтокефалии.В 1458 году Казимирдал согласиена основаниеотдельнойправославноймитрополиидля ВКЛ. Номинальныммитрополитомстал Исидор.А посколькуон был оченьстар, то осталсяв Риме, а управлятьбелорусско-украинскойцерковью прислалсвоего ученикаГригория, которыйчерез некотороевремя был посвященв сан митрополита.Как считаетА.В.Карташев, именно “отсюданачинаетсяособая историязападнорусскойцеркви, и отГригория ведетсвое началоряд независимыхот Москвызападнорусскихмитрополитов”.
Послесмерти Григория(1473) белорусско-украинскиммитрополитомстал смоленскийепископ Мисаил(1475-1480), которыйявлялся сторонникомунии. Мисаилаактивно поддерживалидве наиболеевлиятельныеправославныеорганизацииВКЛ: Киево-Печерскаялавра и ВиленскийСвято-Троицкиймонастырь, атакже определенноеколичествознатных православныхсветских лиц, которые былив родстве скатолическимифамилиями. Отих имени ПапеСиксту IV в 1476году была направленаписьменнаяпросьба оцелесообразностии необходимостиобъединенияцерквей.
С 1480 годав ВКЛ установиласьдовольнодемократичнаяпроцедураназначенияправославныхмитрополитов: с согласиявеликого князяони вывыбиралисьсобором, а патриаршеепосвящениеполучали наместе от патриаршегоэкзарха. Этоуже был явныйшаг к автокефалии.Белорусско-украинскиемитрополитыжили главнымобразом в Вильне, но формальноих резиденциейсчиталасьКиево-Печерскаялавра. В концеXV века сновабыла проведенапопытка реализацииуниатской идеи, инициаторомкоторой выступилбелорусско-украинскиймитрополит, смоленскийепископ Иосиф(1497-1501). Он вступилв контакт сримским ПапойАлександромVI. При этомримско-католическаясторона определяетряд догматическихотличий, которыепрепятствуютобъединению.Православные:
не признают, что Святой Дух исходит и от Сына;
причащаются квасным хлебом;
используют не только виноградное, но и ягодное вино;
причащают всех, даже младенцев;
не признают чистилища;
не признают первенства римского Папы.

Часть 4. Идеяверотерпимости, как альтернативаидеи унии.

ВМосковскомгосударствевеками складываласьвеликодержавнаяидеология. Онаопределялаисторическуюпрактику России, внутреннююи внешнюю политику, в том числе иотношения сВКЛ. Ее основаниембыли следующиеположения:
самодержавие является единственной оптимальной политической системой власти;
русский царь является единственным властителем “всея Великия, Малыя и Белыя Руси”;
русское православие является единственной правдивой религией.
Менталитетбелорусско-литовско-украинскогообщества значительноотличался отменталитетаобщества московского.Его основойявлялась либеральнаяидея в ее первоначальнойформе, а именнопризнаниеконституционноймонархии вкачестве оптимальнойполитическойсистемы власти.Другой характернойчертой менталитетанаселения ВКЛявлялся плюрализмрелигиозно-церковнойжизни, которыйпринуждалсветскую властьпроводитьполитикуотносительнойверотерпимости.
Несмотряна сложнуюмеждународнуюобстановкуи войны в XV –первой половинеXVI века вВКЛ происходитопределеннаястабилизациявнутреннейсоциально-политической, религиозно-церковнойи духовно-культурнойжизни. Возникаетряд правовыхактов, привилеев, которые уравниваютв правах православныхи католиков, постепенноустанавливаютв стране атмосферурелигиознойтолерантности.Значительноулучшаетсяположениеправославияпри великомкнязе ЖигимонтеI (1506-1548), что впервую очередьсвязано с именембелорусско-украинскогомитрополитаИосифа IIСолтана. По егоинициативена Виленскомцерковномсоборе (1509) былиприняты решения, которые укрепляливластьмитрополитанад епископамии священниковнад мирянами.Солтан добилсяотмены постановления, которое запрещалоправославнымстроить новыецеркви и восстанавливатьстарые. За годыкняжения ЖигимонтаI значительноувеличилоськоличествоправославныхмонастырей(с 30 до 50). Количествоправославныхцерквей в Вильнеувеличилосьдо 20, в Пинске– до 12, в Полоцке– до 7, в Гродно– до 6.
Но доминирующимпринцип религиознойтолерантностистановитсяво время правлениявеликого князяи короля ЖигимонтаII Августа(1544-1572). Важную рольв установленииэтого принципав общественнойжизни ВКЛ сыгралореформационно-гуманистическоедвижение, котороеохватило нетолько католическое, но и православноенаселение ВКЛ, в первую очередьмагнатов ишляхту. Он склонилкороля издатьряд указов, которые закрепилипринцип веротерпимостив качествеправовой нормы.Так, на сеймев Вильне (1563) ЖигимонтII издал свойзнаменитыйдекрет, которыйустанавливалравенствоправославнойи католическойшляхты. Сеймв Гродно (1568) подтвердилэтот акт. Ужепосле смертикороля былапринята Варшавскаяконфедерация(1573), котораяпровозглашаларавенство всеххристианскихвероисповеданийВКЛ – православного, католическогои протестантского– и как юридическаянорма былазакрепленав Статуте ВКЛ1588 года.
Этот относительнокороткий промежутоквремени вобщественнойжизни ВКЛ белорусскийписатель концаXVI – началаXVII века ФедорЕвлашевскийназвал “золотымвеком”. Именно“золотой век”, век относительнойрелигиознойсвободы иобщественногоравновесия, предложил нациив качествеальтернативыуниатскоймодели религиозно-церковнойжизни модельгуманистическую, либерально-демократическую, основой которойдолжна статьрелигиознаятолерантность, интеллектуальнаясвобода, отказот духовного, в том числе ирелигиозного, принуждения.
И великой трагедиейдля белорусско-украинскогонарода былотказ от этойлиберальноймодели и обращениек другой, унитарноймоделирелигиозно-интеллектуальнойжизни. С ней немогла согласитьсяни большаячасть православногонаселения РечиПосполитой, ни православнаяРоссия. Структурарелигиозно-церковнойжизни ВКЛ органичнотребоваладругой модели, и политикарелигиозно-церковнойунизации неизбежнодолжна былавызвать мощныйконфликт, чтои произошло.
--PAGE_BREAK--
Часть 5.Возрождениеидеи церковнойунии
во второйполовине XVIв.

Новая жизнь, которую приобрелаидея церковнойунии во второйполовине XVIвека связанас рядом факторовгеополитического, духовно-культурногои религиозно-церковногохарактера.Одним из нихбыла возрастающаяугроза независимостиВКЛ, котораяисходила состороны Московскогогосударства.В результатеВКЛ было вынужденопойти на болеетесную интеграциюс Польшей.Политическимпроявлениемэтой интеграциистала Люблинскаяуния 1569 года, покоторой ВКЛи Польша объединялисьв одно федеративноегосударство.Церковная униярассматриваласькак логичноепродолжениеинтеграционнойполитики.
Тем не менеевозникаетвопрос: почемуидею церковнойунии поддержалипочти всеправославныеепископы, многиесвященникисреднего звена, многие выдающиесяправославныецерковные икультурныедеятели, белорусскиепаны и шляхта, которые раньшеподдерживалиРеформацию? Наконец, почемуправительствоРечи Посполитой, значительнаячасть правительственныхлиц ВКЛ, и в ихчисле канцлерЛев Сапега, переориентировалисьс идеи религиозно-церковногоплюрализмана идею унии? Ведь именноэта идея показаласвою жизнеспособностьв условиях ВКЛ.Некоторое времяона даже являласьосновой государственнойрелигиозно-церковнойполитики, чтозафиксированов Статуте 1588 года.Политикаверотерпимостипринесла довольнопозитивныерезультаты, она создалаусловия, которыеспособствовалиподдержкеобщественногосогласия, развитиюдуховной культуры, ослаблениюсоциально-религиозногонапряжения.Тогда почему?
В первую очередьнадо отметить, что идея религиозногосогласия черезунию, несмотряна то, что в течениемногих вековона так и несмогла реализоваться, продолжалаоставаться“голубоймечтой”, оченьпривлекательнойидеей для многихискренне верующиххристиан, в томчисле белорусови украинцев.Менталитетнаселения ВКЛбыл запрограмированна согласие, а не на конфронтацию.Многие образованныебелорусскиеи украинскиеобщественныеи государственныедеятели, священники, писатели, купцы, ремесленникижили иллюзиейунии, верилив возможностьдостиженияв ВКЛ, РечиПосполитой, вообще во всемхристианскоммире церковногосогласия, конфессиональногомира методомпростого соединенияправославияи католичества.Для этого, считалиони, надо сделатьусилие, поднятьсявыше своихрелигиозно-догматическихамбиций, пойтина компромисс, тем более, чтооба вероисповедания– христианские.К тому же значительнаячасть православныхбелорусскихи украинскихпанов и шляхты, и даже мещан, была породненас католическимисемьями. Яркийпример: главаправославнойантиуниатскойпартии КонстантинОстрожский.Его жена СофьяТарновская– католичка, сын Януш –тожекатолик, дочери– замужем запротестантамиКриштофомРадзивиломи Янушем Кишкой.Таким образом, надо было вернутьмир в общество, согласие всемьи, равновесиев души людей, и многие надеялись, что это сможетсделать уния.
Далее, идеяунии от началаконтрреформацииинтенсивнопропагандироваласьпапством, западнойцерковью, иезуитами.Последниедобрались дажедо Ивана Грозногои уговаривалиего принятьунию. На белорусско-украинскиеземли идеяконтрреформациипришла обогащеннаяпредыдущимопытом проби ошибок, вооруженнаяидеями теологови философовиезуитскогоордена. Деятеликонтрреформациисделали ставкуне только намассовуюрелигиозно-политическую, в том числе иуниатскую, пропаганду, но и на широкуюкультурно-просветительскуюдеятельность, в первую очередьна организациюшкольного икнигоиздательскогодела, поддержкуискусства. Ниодна магнатскаяфамилия, ниодин шляхетскийдом не остолисьбез вниманияотцов-иезуитов.Поэтому неудивительно, что к идее униибелорусско-украинскоеобщество былоотносительноподготовлено.
Как уже отмечалось, с идеей униибыла связанаидея церковной, а с ней и государственнойнезависимости.Как известно, отстаивая свойсуверенитет, ВКЛ противостоялоимперскимустремлениям, с одной стороны- феодально-католическойПольши, с другой– православно-самодержавнойРоссии. В этойгеополитическойситуации ставкаделалась нетолько на военнуюсилу, но и надипломатию, религиозно-церковнуюполитику.Определеннымкругам в ВКЛказалось, чтопроблемупротивостояния, давления какс Запада, таки с Востокаможно решитьпутем глобальногоцерковногокомпромисса, религиозногосогласия междувосточной изападной церковью(К.Острожскийи его окружение).Но этот планоказался утопическим, так как скоровыяснилось, что Москва нина какие – ниполитические, ни религиозные– компромиссыидти не хочет.Невозможностькомпромиссастала очевиднойв результатеустановленияв России самодержавногостроя, усиленияв ее политикеимперскихустремлений.Больше всегонапугала обществоВКЛ Ливонскаявойна, в результатекоторой значительнаячасть белорусскойтерриториибыла захваченаМосковскимвойском. В 1589 годубыла созданаМосковскаяпатриархия, которая стремиласьраспространитьсвою властьи на белорусско-украинскуюправославнуюцерковь. Всеэти событияоказали огромноевлияние наполитику ВКЛ, в том числе иполитикурелигиозно-церковную.

Часть 6. Кореннойперелом вгосударственной
политике: курс на локальную
церковнуюунию.

На протяжении80-х годов XVIвека сталоокончательноясно, что Москвакатегорическиотвергаетвсякое церковноесодружество.Идея всеобщейуниверсальнойунии со всейвосточнойцерковью, в томчисле и московской, оказаласьнеосуществимой.В связи с такимиобстоятельствамипапской канцелярией, католическойцерковью, иезуитами, православнымепископатомбыл взят курсна локальнуюунию западнойи восточнойцерквей в пределахРечи Посполитой.Эту деятельностьвозглавиллуцкий католическийбискуп БернардМатиевский.Его поддержалв то время брестскийсудья, а потомепископ, одиниз самых талантливыхдеятелей униатстваИпатий Потей(1541-1613).
В 1588 году в первыйраз за 600 летсуществованиявосточно-славянскойправославнойцеркви ВКЛпосетил константинопольскийпатриарх ИеремияII. Приехалон не от хорошейжизни, а понеобходимости: греческаяцерковь, котораянаходиласьпод турецкойвластью, ощущалабольшую потребностьв материальнойпомощи, “ялмужне”, как говорилина Беларуси.Патриарх поддержалправославноебратское движениеБеларуси иУкраины, ограничивсамоволиеправославныхвладык.
В 1859 году Иеремияприбыл в Москву, где был встреченс большой помпойи получил оченьбогатую “ялмужну”.Под давлениеммосковскихбояр и церковныхиерархов Иеремияобъявил о созданиирусскогопатриаршества.Первым русскимпатриархомстал Иов (1589-1605).
Создание московскогопатриаршестваподтолкнулок деятельностисторонниковунии. В 1589 годус благословлениятого же Иеремиимитрополитомзападной православнойцеркви становитсяархимандритминскогоВознесенскогомонастыряМихаил ВасильевичРогоза, тайныйсторонник унии.Он восстановияпрактику созывацерковныхсоборов, накоторых присутствовалимиряне. На одномиз таких соборовв Бресте в 1590 годучетыре православныхепископа — Луцкий.Львовский, Пинский и Холмский– подписалитайный договоро согласии наунию. Их поддержалприсутствующийна соборе ИпатийПотей – тогдаеще светскоелицо.
Однако в антиуниатскихправославныхкругах про этоеще не знали.Проводырямиантиуниатскойправославнойпартии былиКиевский воеводакнязь КонстантинОстрожскийи Новогрудскийвоевода ФедорСкумин-Тышкевич.Они стремилисьукрепить братскоедвижение, котороеявлялось основнымоппонентомуниатов. Так, в 1591-1592 годах ониони ходатайствовалиперед королемо выдаче определенныхпривилеевЛьвовскомубратству, обутвержденииуставов Минского, Брестского, Кричевского, Оршанскогои других братств.
Острожскийпочти до 1595 годане знал о тайныхдоговорахепископов-униатови про то, чтоидею локальнойунии поддерживалего соратникИпатий Потей.Поэтому в 1593 годуон рекомендовалпоследнегона пост Владимирскоговладыки. В томже году он вписьме Потеюизложил своепониманиецерковногосоглашения:
Соглашение должно быть всеобщим и охватывать московскую православную церковь, причем православная церковь должна сохранить свои обряды, храмы, верующих.
Все – и православные, и католики – должны иметь равные права не только в церковной, но и в политической жизни.
Соглашение должны одобрить патриархи – и Константинопольский, и Московский.
Объединение должно произойти одновременно с развитием школьного дела, свободных наук, богословского образования.
Потей какпрагматичныйполитическийи церковныйдеятель не безоснованияпосчитал егоутопией и неознакомил сним очереднойцерковныйсобор, которыйсостоялся в1593 году в Бресте.
До конца 1594 годасторонникамиунии уже были(кроме вышеупомянутыхепископов)епископ Полоцкийи витебскийГригорий, архимандритКобринскийИона Гоголь, а также митрополитКиевский, Галицкийи всея РусиМихаил Рогоза.В конце этогогода епископами-униатамибыли выработаныусловия локальнойунии – артикулы, которые былипредставленысначала митрополитуРагозе, а потомкоролю. Условиямисоглашениябыли:
сохранение православных обрядов;
нерушимость принадлежащих православным церквей, монастырей и другой собственности;
старый календарь;
места в совете для епископов-униатов;
защита от власти патриархов;
запрет греческим монахам пересекать границы ВКЛ;
отмена привилеев, которые были даны братствам;
выборы Киевского митрополита епископами с благословления римского Папы; посвящение избранного епископа Киевским митрополитом;
апробация всех этих артикулов универсалом короля на латинском и белорусско-украинском языках;
наделение униатских священников теми же привилеями, которые есть у католических.
Подписавшиебыли предупрежденымитрополитом, чтобы дело униипока оставалосьтайной и пронее не зналиширокие кругиправославногодуховенства, а также белорусскиеи украинскиепаны и шляхта.В то же время, дав согласиена унию, Рогозапишет письмоНовогрудскомувоеводе ФедоруСкумину-Тышкевичу, криводушнозаверяя последнего, что без егоодобрения онникогда несогласитсяна объединениецерквей.
В начале 1595 годаепископ ЛуцкийКирилл Терлецкийв Кракове тайновстретилсяс папским нунциеми католическимибискупами идоговорилсяс ними об унии.В то же времяепископ ЛьвовскийГедеон Балабансобрал в своейрезиденциинекоторыхправославныхархимандритов(в их числе былнастоятельКиево-Печерскойлавры НикифорТур) и убедилих дать письменноесогласие наунию. Все этопроисходилотайно.
В июне 1595 от имениепископов-униатовбыло направленоПапе КлиментуVIII “Соборноепослание”, которое в РимдоставилиИпатий Потейи Кирилл Терлецкий.Послание содержалоусловия унии, которые в основномуже были выработаныепископамив конце 1594 года.Под ним стоялиподписи ведущихправославныхиерархов РечиПосполитой.В посланииепископы соглашалисьна объединениецерквей наследующихусловиях:
верить, что Святой Дух исходит от одного начала;
сохранить все обряды и церемонии восточной церкви, которые должны проходить на “нашай мове”;
причащение и крещение производить без изменений;
не возбуждать споры насчет чистилища, а новый календарь принять с учетом неизменности празднования Пасхи и других праздников;
не принуждать к праздникам и церемониям, которых нет в восточной церкви;
сохранить право священников на брак;
разрешить занимать церковные должности людям “русской” греческой веры;
чтобы епископы назначались митрополитом, а не Папой, а митрополит выбирался епископами, но получал грамоту на митрополию из рук Папы;
митрополит и епископы-униаты должны иметь места в сенате, как и католические бискупы;
обязательно получать декреты об открытии генерального сейма и провинциальных сеймиков;
лишить силы постановления восточных иерархов; запретить исполнять пастырьские обязанности священникам, не подчиняющимся епископам-униатам; запретить посещать страну греческим монахам и священникам;
запретить униатским священникам переходить в католичество.
“Соборноепослание”свидетельствовало, что, несмотряна значительныеуступки католичеству, униатскаяцерковь стремиласьсохранитьопределеннуюнациональнуюправославнуюокраску. В тоже время онопоказывало, что униатыотдают себяпод властьРимского Папы, что они жесткоотносятся какк отечественной, так и к зарубежнойправославнойцеркви, что онинамереваютсямонополизироватьдуховную жизньстраны, установитьцерковнуюцензуру, отказатьсяот религиознойтолерантности.

Часть 7. Перваяволна антиуниатскогопротеста.
Союз православныхс протестантами.

Скоро слухипро унию и ееусловия сталидоходить дошироких круговобщества, преданныхправославиюсвященников, шляхты, мещан.За годы Возрождения, Реформации, развития светскойкультуры населениеВКЛ отвыклоот диктатаепископов, привыкло житьв условияхтолерантности, относительнойрелигиознойсвободы иверховенстваюридическогозакона. Униюони восприняликак посягательствона их правосвободногорелигиозноговыбора, духовнуюсвободу, гражданскиеправа.
90 представителейот киевской, галицкой, волынскойи подольскойшляхты, собравшисьв Люблине, подалив Трибунальскийсуд жалобу напреступныйсговор епископов.В Вильне православныесвященники, мещане и представителибратств обратилиськ воеводе кальвинистуКриштофу Радзивилус просьбой озащите.
Свой голоспротив униивозвысилиСкумин-Тышкевичи Острожский.Потей приложилбольшие усилия, чтобы приобщитьк делу униикнязя Острожского, но тот оставалсянепоколебимыми не соглашалсяна локальнуюунию. В июне1595 года Острожскийобратился сокружным посланиемко всем православнымРечи Посполитой, в котором убеждалодноверцевоставатьсяпреданными“вере отцов”.Антиуниатскогодавления невыдержал львовскийепископ ГедеонБалабан и отказалсяот унии. Скумин-Тышкевичи Острожскийобратилиськ королю, требуюсозыва церковногособора. Но ЖигимонтIII посчиталего созывнецелесообразным.
В этот периодустанавливаетсясоюз православныхс протестантами.В то время уних были общиеполитическиеи религиозныецели, к тому жемногие из нихбыли связаныдруг с другомродственнымисвязями. Напротестантскийсъезд в ТаруниОстрожскийотправил своегопосла с секретнойписьменнойинструкцией, в которой говорилось, что православныеи протестантыдолжны какможно быстрееобъединитьсяв целях защитысвоей религиознойсвободы.

Часть 8.Королевскийуниверсал от24 сентября 1595 года. Миссияв Рим.

Тем неменее правящиекруги былиобеспокоенынастроениемОстрожского, за которымстояла большаяобщественнаяи военная сила.В 1595 году на совете, который созвалкороль, и накотором присутствовалпапский нунций, мнения разделились: одни (в том числеи нунций) советоваливо имя гражданскогомира и спокойствияне торопитьсяс делом унии, вторые – действоватьрешительно.Победили вторые, и епископамПотею и Терлецкомубыло прикпзанов скором времениотправитьсяв Рим к Папе.
24 сентября 1595 годакороль издалуниверсал, вкотором официальнообъявил, чтопринял решениеоб унии католическойи православнойцерквей во имяРечи Посполитой, общего благополучияее граждан.Королевскийуниверсалвзволновалбелорусскоеобщество, нообъектом нападокстал не король, а православныйепископат, который былинициаторомунии.
В пользу унииепископами, митрополитамии королем приводилисьаргументыгуманистическогохарактера. Ополитическомсмысле унииможно былоузнать лишьиз конфеденциальныхисточников, например письмаЖигимонта IIIПапе от 24 февраля1596 года. По мысликороля, униядолжна охранятьобщественноесознание православныхРечи Посполитойот влияниямосковскогоправославия.В перспективе, считал ЖигимонтIII к униинадо присоединитьи Московскоегосударство.Он также хотелосвободитьправославныхРечи Посполитойот влияниягреческогопатриарха, которого онсчитал тайнымагентом турок.Не трудно заметить, что для короляуния – в первуюочередь акцияполитическая.
15 ноября 1595 годаИпатий Потейи Кирилл Терлецкийприбыли в Рим.Через 6 недель,23.12.1595, произошлааудиенция уПапы, к которомуобратился сречью Потей.От своего имении от имениепископов-униатовон согласилсяна включениев исповеданиеверы следующихположений:
Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына;
причащение как на пресном, так и на кислом хлебе;
догмат о чистилище;
первенство церковной власти Римского Папы;
согласие со всеми постановлениями Тридентского собора;
эксклюзивное право церкви объяснять святое писание;
семь таинств и все католические обряды;
полезность индульгенции;
первенство римской церкви над всеми остальными;
осуждение схизмы и ересей;
активная пропаганда “истинной веры”.
Климент VIIIблагословилидею унии и еесоздателей.В этот же деньбыл составленпротокол оцеремонии, ав январе 1596 годаПапа поставилсвою подписьпод документомо церковнойунии. Папа внесопределенныекоррективыв униатскийдоговор, напримерон оставилнеизменнымиобряды восточнойцеркви, православныйсимвол веры(исхождениеСвятого Духатолько от Отца).

Часть 9. Брестскаяцерковнаяуния: униатскийи православныйсоборы.

Униатский соборв Бресте, которыйсобрался поуказу короляи митрополита, открылся 6 октября1596 года. На немприсутствовалипапские послы, представителикороля, митрополит, пять из семиепископов, представителикатолическойцеркви, иезуиты, государственныедеятели – воеводаНиколай КриштовРадзивил, канцлерВКЛ Лев Сапегаи другие духовныеи светскиелица. Два епископа– Гедеон Балабан(епископ Львовский)и Михаил Копысьтенский(епископ Перемышльский)унию не поддержали.Униатский соборутвердил римскийдоговор Патеяи Терлецкогои, таким образом, уния была принята.
8 октября 1596 годав “соборнойграмоте” митрополитаМихаила Рогозыи епископовбыла изложенаосновная идеяБрестской унии.Коротко еесодержаниев следующем.В христианскойцеркви долженбыть “едингосподарь ишафар”, которыйбы “о порядкуи о всем добромвсех абмышлял”.Таким хозяином“от часовапостольских”являлся ПапаРимский,“едины потомокПетра святого”.Это следуетиз “Соборови правил святыхОтец”, об этомсвидетельствуюти “нашиСловенскиеписма з Греческихз стародавнапреложоные”.Этого же правилапридерживались“Царигородскиепатриархове, от которых исия странаРуская верусвятую приняла”.Для “спасениясвоего и стадасловесногонам от Богаврученого”необходимовосстановитьцерковноеединство подпатронатомРимского Папы.Именно с этоймиссией направилисьв Рим ИпатийПотей и КириллТерлецкий, которые получилисанкцию римскогопервосвященникана союз приусловии сохранения“обрядов ицеремонийцерквей восточныхгреческих иРуских”. Этотсоюз и утвердилБерестейскийсобор. На соборебыли отлученыот церкви ГедеонБалабан, МихаилКопысьтенский, архимандритКиево-Печерскойлавры НикифорТур, 9 архимандритов,16 протопопови все остальныесвященники, не принявшиеунии. Королюбыла направленапросьба снятьс церковныхдолжностейвсех тех, ктоотказалсяприсоединитьсяк унии.
Параллельнос униатскимсобором открылсяправославный(на нем присутствовалитакже и протестанты).На собореприсутствовалиК.Острожскийс сыном, патриаршиеэкзархи Константинопольский(Никифор) иАлександрийский(Кирилл Лукарис), епископы Балабан, Копысьтенскийи другие православныесвященники(более 100 человек).
Участникисобора пробовалидоговоритьсямежду собой, но тщетно. Напредложениеуниатов присоединитьсяк церковномуальянсу православнымибыл дан следующийответ: мы непротив униис римской церковью, но при условии, что:
к этому союзу присоединится вся восточная церковь;
унию благословят восточные патриархи;
не будут нарушаться существующие правовые акты;
между православными и католиками будут согласованы все противоречия относительно догм и обрядов.
Не трудно заметить, что это былапрограммауниверсальнойунии, предложеннаяв свое времяОстрожским.
Православныйсобор лишилсана всехепископов-униатов.Светская частьправославногособора приняларешение неподчинятьтьсяпастырям-отступникам.Собор обратилсяк королю с просьбойсанкционироватьего решениеоб импичментеуниатскихепископов, ана их местопосадить новых, избранныхправославными.Ключевымиаргументамибыли: уния готовиласьтайно от народагруппойпредателей-архиереев; она противоречитсуществующимправовым актами являетсяпосягательствомна религиознуюсвободу; поэтомуправославныеимеют правосопротивлятьсяее введениювсеми средствами.
Король, какотмечалось, стал целикомна сторонууниатов, о чемсвидетельствуетего грамотаправославнымсвященниками мирянам от15 декабря 1596 года.Достигнутькомпромиссане удалось.

Часть 10. Антиуниатскийпротест.

Форсированиеунии было большойполитическойошибкой правительстваРечи Посполитой.Правительстводолжно быловыступить вкачествегосударственногопосредникамежду униатамии православными, приложить всеусилия к тому, чтобы достигнутьопределенногосогласия. Нооно этого несделало, и поэтомупосле официальноговведения унииначалась общественнаяконфронтация, граничащаяс гражданскойвойной. Развернуласьострая борьбамежду противникамии сторонникамиунии, котораяшла в трехнаправлениях:
Конституционное или правовое (на сеймах и сеймиках а также путем обращений, жалоб к королю, аппеляций к судебным организациям).
Публицистическое, идеологическое, богословско-философское (униатские и антиуниатские полемические произведения, трактовка богословских, религиозно-философских вопросов).
Неконституционное или противоправное (стихийные выступления, действия, нарушающие действующее законодательство, бунты, погромы).
С формально-юридическойточки зренияуния была вродебы законной, так как опираласьна официальныецерковные игосударственныеуказы. Вместес тем эти указыпротиворечилисуществующимправовым документам, многочисленнымпривилеям, которые былиданы православиюна протяжениимноговековойистории великокняжескойвластью, и главнымобразом СтатутуВКЛ 1588 года, гдесвобода всеххристианскихвероисповеданийбыла закрепленав качествеправовой нормы.Поэтому аппеляцияпо закону ксудебным инстанциямбыла одним изсамых широкихспособов борьбыантиуниатскойоппозиции.
После смертикнязя К.К.Острожского(1608), перехода вкатоличествозначительнойчасти панства, реальной опоройправославиястановитсяказачество.Одним из условийпреданностиказаков властиРП была свободаправославноговероисповедания.С введениемунии и началомполитикидискриминацииправославияказаки своюборьбу противпольскогозасилья ведутпод флагомзащиты православия.Именно казакибыли одной изглавных сил, которая вынудилаправительствоРечи Посполитойв конце 20-х – начале30-х годов XVIIвека пойти назначительныеуступки православным.
Опорой антиуниатскойоппозицииявлялись монастыри.В 1615 году, например, был основанБогоявленскиймонастырь, который принадлежалКиевскомубратству, а принем школа. Средиправославныхмонастырейвыделялисьтакже Свята-Духовскийв Вильне, Пачаевскаялавра, Киево-Печерскаялавра, которуюудалось такиотстоять отуниатов, и другие.

Часть 11. ИтогиБрестскоговарианта
церковнойунии.

Итак, хотьопределеннаячасть белорусско-украинскогообщества иподдержалаидею унии, егобольшинство, в первую очередьправославное, ее отвергла.Несмотря нато, что унияимела довольносущественныеи органичныедуховно-культурныекорни в жизнибелорусскогои украинскогонародов, еебрестскийвариант, которыйготовился втайне от широкогообщества, имелярко выраженнуюполитическуюокраску. Он, посуществу, предусматривалисчезновениеправославиякак самостоятельногорелигиозноговероисповеданияв пределах РечиПосполитой, разрыв традиционныхдуховно-культурныхсвязей. Онпредусматривалдекретивное, административно-командноевведение унии, которое в ситуацииотказа большейчасти обществаее принятьпревращалосьв принуждение, насилие и чутьне привело кгражданскойвойне.
Уния ставилаодной из своихзадач отрывзападногоправославияот восточного.НоправительствоРП не смоглозащитить нисобственность, ни религиозныеправа белорусскихправославных.В результатеэто привелок обратномуэффекту: теначали искатьзащиты в России.В итоге униябросила западноеправославиев руки Москвы, заставиламногих белорусскихи украинскихсвященниковслужить интересаммосковскойправославнойцеркви и российскогосамодержавия.
Судьба унии, возможно, сталабы более удачной, если бы былисоблюдены дваусловия. Первое– уния реализовываласьпостепеннои добровольно, без дискриминациии принуждения, в связи с чемэтот процесснеобходимобыло растянутьна несколькостолетий. Второе– униатстводолжно былостать вероисповеданиемне толькодемократическихпластов, но ибелорусскихи украинскихмагнатов ишляхты, тогдабы оно сталовероисповеданиемнациональным.

Часть 12. Судьбауниатскойцеркви
(XVII-XXвека).

Как свидетельствуютисследователи, на присоединенныхк Российскойимперии земляхв результатепервого разделаРечи Посполитой(1772) насчитывалосьоколо 100 тысячкатоликов, 300тысяч православныхи около 800 тысячуниатов. Напервом этапеполитика Россиина новых земляхбыла довольнотолерантной: указами ЕкатериныII от 1772 года католиками униатам быладана “ничемне ограниченная”свободавероисповедания, при условии, что они не будутсклонять ксвоей вереправославных.На практикеэта свободаограничивалась, правительствои православныеиерархи делаливсе, чтобы вернутьуниатов к “религиипредков”. Врезультатена протяжении1781-1783 годов в православиеперешло около200 тысяч униатов.
После второгораздела РП(1793) начинаетсяболее решительноенаступлениена униатство.По инициативеЕкатерины IIСинодом быларазработанапрограммапостепеннойликвидацииунии. Но основнаячасть униатовкрепко держаласьсвоего верлисповедания.Тем не менеепри ЕкатеринеII в православиебыли переведеныоколо 1,5 млн.униатов, ностолько жепожелали остатьсяв своей вере.При Павле Iи АлександреI административно-церковноепринуждениев отношенииуниатов ослабилось.
После восстания1830-1831 годов, в которомпринималиучастие католикии униаты, правительствомбыл взят курсна упразднениеуниатства каквероисповеданияи присоединениеего адептовк православнойцеркви. 12 февраля1839 года на униатскомсоборе в Полоцкепод давлениемцарскогоправительствабыл подписанакт о “добровольном”присоединенииуниатов кправославнойцеркви. На егооснованииСинодом былиздан указ “Опринятиигреко-униатскойцеркви в полноеи совершенноеобщение святыхправославно-кафолическихвосточныяцеркви и внераздельныйсостав церквиВсероссийской”.Синоидальныйакт был одобренНиколаем I.Униатскиеепархии былиликвидированы, но переходуниатов в православиерастянулсядо 50-х годов XIXвека.
Несмотря наполитикудискриминации, которую проводилоцарское правительствои православнаяцерковь, в отношениибелорусскихуниатов, униатскаяидея сохраниласьв народномсознании. Послепринятияправительствомдекрета оверотерпимости(17 апреля 1905 года)начался массовыйпереход православныхбелорусов, бывших униатов, в католичество.Февральскаяреволюция 1917года тоже вызвалаактивизациюуниатскогодвижения. НатерриторииЗападной Беларусиначали возникатьуниатскиеобщины (в 1932 годутут было 32 униатскихприхода). В ЗападнойБеларуси униатскиетовариществаявлялись носителямибелорусскогонациональногосамосознания(при них существовалишколы, драмкружки, издавалисьжурналы набелорусскомязыке), поэтомупольские влистиотносилиськ ним с подозрениеми мешали ихдеятельности.После объединенияЗападной Беларусис БССР униатствоперешло нанелегальноеположение, ново время немецкойоккупации вновьбыло легализировано.На греко-католическомсоборе, которыйпроизошел вмарте 1946 годав Львове подконтролем иохраной органовКГБ, было принятопостановлениео ликвидацииунии и присоединенииуниатов кправославнойцеркви.
С коца 80-х годовXX века вБеларуси началосьновое возрождениеуниатскойцеркви. В начале1996 года в страненасчитывалось15 униатскихпарафий. В томже году былотмечен 400-летнийюбилей Брестскойцерковной унии.Был созданбелорусскийорганизационныйкомитет попразднованиюгодовщины, произошлинаучные конференции, издан рядлитературныхработ. Вместес тем времятребует новой, фундоментальнойразработкипроблемы униив ее историческом, культурноми религиозно-философскомаспектах.

Часть 13. Заключение.

Историярелигиозно-церковнойунии на отечественнойпочве не начиналасьсо знаменитогоБрестскогособора, которыйпроизошел воктябре 1596 года.Ее истоки восходятк XIII – XIV векам, началу созданиябелорусско-литовско-украинскогогосударства– ВеликогоКняжестваЛитовского.Именно в этотпериод переднародами ВКЛи их лидерамивстают двеглобальныезадачи: укреплениеполитическойи сохранениедуховно-культурнойнезависимости.В свете этихзадач и рассматриваетсянасыщеннаяи драматичнаяистория отечественнойрелигиозно-церковнойжизни.
400-летний драматичныйопыт реализацииидеи церковнойунии много чемуучит. В первуюочередь, чтонельзя ломать“через колено”веками сложившуюсяисторическуюжизнь народа, его традиции, ценности; чтопуть к общественномусогласию нации, государства, человечествалежит черезвзаимную терпимость, уважение киноверствуи инакомыслию, через свободныйи добровольныйвыбор.

Списоклитературы.

С.А.Падокшын “Унiя, дзяржаунасць, культура”.
Мн.,1998.
“Белоруссия в эпоху феодализма. Сборник документов и материалов”, т.1, Мн., 1959.
“З гiсторыi унiяцтва Беларусi (да 400-годдзя Брэсцкай унii)”. Мн., 1996.
“Нарысы гiсторыi Беларусi”. т.1, Мн.,1994-1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.